История штурмовика ил 2. Защитили двигатель с воздушным охлаждением. История боевого применения

Самолет Сухой Суперджет 100 (сокр. ССЖ-100) – отечественный двухмоторный авиалайнер, рассчитанный на перевозку до 98 пассажиров на расстояние до 3 тыс. км. Он создан Российской авиакомпанией ЗАО «Гражданские самолёты Сухого» (компания Сухого) совместно с итальянской фирмой Алениа Аэронаутикс, при участии корпорации Боинг (США). В реализации проекта участвовало одновременно более 30 иностранных производителей, изготавливающих отдельные элементы конструкции, бортовых систем и приборов самолета. Фото Cуперджет 100 (Сухой):

Решение о создании моноплана ССЖ-100 было принято в марте 2003 года. В феврале 2006 года на заводе начали собирать первый экземпляр, а в январе 2007 он был доставлен в ЦАГИ (г. Жуковский) для наземных испытаний. Сентябрь 2007 года ознаменовался первой демонстрацией лайнера перед зрителями и прессой. Опробование двигателей было совершено в феврале 2008 года. Управляемость аэролайнера на земле и разгон на взлете проверили в мае 2008 года.

Первый пробный полет самолета был произведен в декабре 2008 года. Участие лайнера на первой международной авиавыставках (Ле-Бурже, Франция) состоялось в июне 2009 года. В феврале 2011 года самолет получил сертификат летной годности. Первый рейс с пассажирами состоялся в апреле 2011 года. В феврале 2012 года самолет был удостоен международного сертификата летной годности. Теперь ему разрешалось летать в международные аэропорты Европы. В 2014 году возможности аэролайнера по полетам за границей были расширены получением нового международного сертификата.

В дальнейшем лайнер получил международный сертификат летной годности на дальние полеты протяженностью до 4,5 тыс. км.

Три вида Sukhoi SuperJet 100

Особенности конструкции. За счет чего достигнуты, конкурентные преимущества

Аэродинамика лайнера ССЖ-100 была получена путем многократного моделирования условий набегающего потока воздуха в аэродинамических лабораториях ЦАГИ. Одновременно с этим проводилось компьютерное моделирование поведения различных элементов конструкции самолета при аэродинамических нагрузках. В результате были получены предельно совершенные аэродинамические обводы корпуса самолета.

При создании машины все устремления конструкторов были направлены на удовлетворение требований пользователей. Это отразилось как на интерьере и обустройстве кабины экипажа, так и на предусмотренных в пассажирском салоне удобствах для пассажиров. Не забыли конструкторы и о требованиях авиакомпаний, которые будут эксплуатировать этот самолет. Для них станет приятной неожиданностью экономичность самолета, удобства его эксплуатации, летные возможности, широкий диапазон его использования.

К важным достоинствам самолета следует отнести его возможность полета в автоматическом режиме. Это одновременно и режим экономии топлива.

Повышенная безопасность лайнера обусловлена встроенным в систему управления алгоритма защиты от случайных ошибок пилотирования. Впервые в российском авиастроении на данном самолете установлена система предупреждения касания машиной взлетной полосы, что позволило избавиться от массивных амортизаторов и увеличить полезную нагрузку.

Используемая в самолете модульная конструкция оборудования дала возможность на 15% сократить количество бортовых блоков.Конструкторы авиалайнера отказались от использования традиционного штурвала для управления машиной и впервые в российской практике применили рукоятку типа джойстик.

Основными преимуществами самолета ССЖ- 100 над своими аналогами являются:

  • повышенный комфорт;
  • новейшие технологии конструкции, проектирования и сборки;
  • высокая топливная эффективность;
  • экологичность;
  • высокая степень унификации;
  • широкий спектр услуг и гибкая система послепродажной поддержки.

Компания Сухой осуществляет всестороннюю послепродажную поддержку, включая эксплуатационное обслуживание, обучение летного персонала, предоставление технической документации, устранение выявленных дефектов и др.

Основные технические характеристики лайнера

Первое, что интересует специалистов, какие имеет самолет Суперджет 100 технические характеристики. Основные технические данные ССЖ-100 в различных модификациях выглядят следующим образом:

  • Длина – 26,4/29,9 м;
  • Размах крыла – 27,8 м;
  • Количество пассажиров – 78/98 человек;
  • Грузоподъемность – 12,2 тонны;
  • Длина пробега — 1630 м/2052 м;
  • Диаметр фюзеляжа – 3,24 м;
  • Скорость полета – 830 км/час;
  • Дальность полета – 2900/4500 км;
  • Высота полета – 12,5 км;
  • Двигатели – два двигателя тягой по 7,9 тонн каждый;
  • Пассажирских дверей – 4;
  • Объем багажного отсека – 21,7 куб.м;
  • Экипаж – 2 человека + 2 бортпроводника.

Пассажирский салон

Салон для пассажиров ССЖ-100 находится в средней части фюзеляжа, между кабиной пилотов и хвостовым отсеком. Так же как и кабина пилотов, он герметически изолирован от окружающей среды. В нем поддерживается комфортная для человека температура, давление и влажность.

Основные параметры салона:

  • Ширина — 3,2 м;
  • Высота – 2,1м
  • Ширина пассажирских кресел: 46,5 см

Для входа в салон предназначены две двери с левой стороны воздушного судна, расположенные в передней и задней части салона. Две служебные двери используются для загрузки и выгрузки продуктов для кухонь. Их в самолете две, одна находится сразу за кабиной пилотов, а вторая – перед хвостовым отсеком. Там же, рядом с кухнями, размещены и две туалетные комнаты.

Стандартный пассажирский салон экономкласса Суперджета

Схема салона Суперджет 100 предусматривает три варианте компоновки.

Первый базовый, в самолете с одинаковыми для всех пассажиров удобствами. В этом варианте в салоне помещаются 98 кресел. Расстояние между креслами – 81,2 см, ширина прохода между креслами – 51 см. В более компактном варианте базовой компоновки, расстояние между креслами сокращается до 73,6 см и демонтируется часть обстановки салона, что позволяет увеличить число пассажиров до 108 человек.

В варианте самолета с бизнес-классом, общее число пассажиров составляет 94 человека. В салоне бизнес-класса в креслах повышенной комфортности размещается 12 пассажиров. Для их удобства расстояние между креслами увеличивается до 91,4 см. Остальные 85 пассажиров экономического класса размещаются в креслах, расстояние между которыми составляет 81,2 см. Салон бизнес-класса отделяется от салона экономкласса специальной шторкой.

Кресла в салоне самолета устанавливаются в девятнадцать рядов. В каждом ряду по пять пассажирских кресел. По левому борту устанавливаются двойные кресла, по правому борту – тройные. Каждое пассажирское место оборудовано индивидуальным обдувом и ярким освещением. Сверху над креслами установлены довольно вместительные багажные отделения.

В салоне самолета приятное рассеивающее светодиодное освещение. Пассажирские иллюминаторы вытянутой сверху вниз овальной формы, и одни из самых больших в самолетах подобного класса. В салоне также имеется гардероб для пассажиров, где можно оставить верхнюю одежду. В полете, чтобы скоротать время, пассажиры могут воспользоваться просмотром понравившегося фильма или прослушиванием любимой музыки. Для этого салон самолета оборудован специальными аудио- и видео- развлекательными центрами. Обязательным атрибутом пассажирского салона ССЖ-100 являются системы водоснабжения и удаления отходов.

По комфортности салон ССЖ-100 – лучший в своем классе.

Под полом пассажирского салона располагается два довольно вместительных багажных отделения, объемом:

  • переднее отделение – 10,04 куб. м;
  • хвостовое отделение – 11,7 куб. м.

В багажных отделениях контролируется температура и давление. По отзывам работников аэропортов багажные отделения ССЖ-100 довольно просторные и удобные для укладки багажа.

Дальность полета

Дальность полета Суперджет 100 зависит от его конфигурации. Базовая (В) рассчитана на дальность полета около 3000 км, конфигурация с увеличенной дальностью (LR) предполагает полет на 4500 км. Для увеличения дальности полета в базовую конструкцию самолета устанавливают дополнительные топливные баки. Подобные изменения в конструкции самолета увеличили его массу и повлекли за собой необходимость усиления крыла.

В 2016 году самолет ССЖ-100 получил разрешение от международных авиационных организаций на полеты в новой модификации с повышенной дальностью, на 50% превышающей дальность базового варианта самолета.

Кабина пилотов

Как изготавливают самолет?

Основным заводом, на котором происходит сборка самолетов ССЖ-100 является завод-филиал компании Сухого в г. Комсомольске-на-Амуре. На заводе изготавливают корпус авиалайнера. Сюда же поступают все произведенные на других российских заводах составные части, агрегаты и комплектующие самолета, в том числе и двигатели.

Двигатели для ССЖ-100 изготавливаются во Франции фирмой Пауэр Джет СА, созданной компанией Сафран (Франция) и НПО «Сатурн» (Рыбинск). Все необходимые для двигателя комплектующие элементы производит Сафран. Далее из Франции двигатель и составляющие его элементы перемещаются в НПО «Сатурн» для финальной сборки.

Готовые самолеты из Комсомолька-на-Амуре самостоятельно перелетают в Ульяновск, для монтажа салона и покраски в цвета эксплуатирующей авиакомпании. Новенькие лайнеры поступают в Жуковский, в поставочный центр. Существующие производственные мощности позволяют выпускать до шестидесяти самолетов ССЖ-100 в год. Рассмотрим, сколько выпущено самолетов Cухой Cуперджет 100.

Производство лайнеров.

Всего с начала производства Суперджет 100, с 2008 года, было изготовлено 122 самолета, в том числе 8 для испытаний и 103 переданы заказчикам. Часть изготовленных машин находится на этапе передачи. Наибольшее количество самолетов было изготовлено в 2014 году – 36 машин. Наибольший объем продаж ССЖ-100 приходится на 2014 год и составил 27 штук. С начала 2017 года произведено 4 машины, поставлено заказчикам 7.

Основным российским покупателем ССЖ-100 является « Аэрофлот» . На начало 2017 года «Аэрофлотом» эксплуатируется, находится в производстве и заказано 37 самолетов ССЖ-100.

Среди российских компаний активно пользуются услугами ССЖ-100: Газпромавиа – 10 машин, авиакомпания Ямал – 9 машин, авиакомпания Якутия – 5 машин. Часть машин закуплена российскими федеральными структурами (МВД, МЧС, Министерством обороны).

Основным зарубежным покупателем самолетов ССЖ-100 является мексиканская авиакомпания Интерджет, которая эксплуатирует 22 машины. Ирландская компания Ситиджет закупила 3 машины, Королевские ВВС Тайланда – 3 машины и Пограничная служба Республики Казахстан 1 машину. Всего в настоящее время эксплуатируется 92 ССЖ-100. Общее количество маршрутов ССЖ-100 насчитывает 70 аэропортов в 23 странах мира.

Первый полёт Superjet 100

Перспективы

Взятый правительством курс на постепенный вывод из российского парка зарубежных воздушных судов, открывает большие перспективы перед ССЖ-100 на отечественном рынке. В настоящее время для российских заказчиков на различных этапах летных испытаний и в производстве находятся 15 машин, еще 6 машин заказано. Для передачи зарубежным заказчикам готовятся 9 самолетов ССЖ-100, в том числе, 3 машины для Аргентины и 6 для Ирландии.

Основным регионом продаж остается Россия, кроме этого, ожидаются продажи в страны СНГ, Китая, Индии, ЮВА и Ближнего Востока. Это позволит самолету ССЖ-10 завоевать существенную долю мирового авиационного рынка в своем классе.

В марте 2017 года новая южная российская авиакомпания «Азимут» (Ростов-на-Дону) выразила пожелание на закупку партии из 12 самолетов ССЖ-100. В планах компании Сухого разработка варианта лайнера с удлиненным фюзеляжем, что увеличит число пассажиров от 110 до 125 человек. Создание такого самолета планируется завершить к 2018 году. Новый лайнер потребует разработки другого крыла с лучшими аэродинамическими характеристиками.

Отечественной разработки. Он по праву считается гордостью российской авиационной промышленности. Разрабатывался он на базе конструкторского бюро «Гражданские самолеты Сухого» (закрытое акционерное общество «ГСС») совместно с зарубежными предприятиями.

История разработки

Разработка самолета Sukhoi Superjet началась еще в 2003 году, когда ЗАО «ГСС» получило грант на разработку проекта Russian Regional Jet, размер которого составлял около 3 млрд. долларов США. Сборка первой модели завершилась в январе 2007-го в Комсомольске-на-Амуре. 28 января того же года он прибыл для испытаний в город Жуковский. Презентация нового воздушного судна состоялась 26 сентября в Комсомольске-на-Амуре.

Летные испытания проводились на протяжении всего 2008 года. Первый полет был выполнен 24 декабря летчиками-испытателями Пушенко и Чикуновым. Самолет находился в небе около 3 часов, а максимальная высота полета составляла до 6 километров. В 2008 начался процесс получения сертификата МАК, который завершился в феврале 2011 г. «Сухой Суперджет 100-95» в 2009 был представлен в Ле-Бурже на авиасалоне. В этом же году был совершен первый полет этого авиалайнера, оборудованного пассажирским салоном.

Первый серийный самолет начал эксплуатироваться авиаперевозчиком «Армавиа» в 2011-м. В 2013 году была разработана новая модификация с увеличенной дальностью перелета - 100LR. К 2018 г. запланировано создание SSJ-100SV с увеличенной длиной фюзеляжа.

Несмотря на то что ЗАО «ГГС» пережило два мировых экономических кризиса в 2008 и 2015 гг., компания продолжает заключать многомиллиардные контракты.

Особенности конструкции

Sukhoi Superjet сконструирован по классической аэродинамической схеме и представляет собой двухдвигательный турбовентиляторный низкоплан. Крылья имеют стреловидную форму и оснащены однощелевыми закрылками. В конструкции носового обтекателя, механизации и корневой части крыльев использованы композитные материалы. В кабине пилотов функцию штурвала выполняет боковая ручка управления, так называемый сайдстик. Конструкторы в данный момент занимаются разработкой законцовок для крыльев как для новых моделей, так и для существующих. Механические амортизаторы отсутствуют в конструкции, поскольку здесь предусмотрена система защиты от касания хвостовой с ВПП во время взлета.

Какими авиакомпаниями эксплуатируется «Суперджет»?

«Сухой Суперджет 100-95» эксплуатируется не только российскими перевозчиками, но и зарубежными. Среди отечественных авиакомпаний-эксплуатантов — «Аэрофлот» (26 единиц), «Газпромавиа» (10), «Московия» (3), «Якутия» (2). Также один самолет принадлежит Рособоронэкспорту, а два - МЧС России. Авиалайнер данного типа присутствует в авиапарках следующих иностранных перевозчиков:

  • «Армавиа» (Армения) - 1 единица;
  • «Лао Централ Эйрлайнз» (Лаос) - 1;
  • «Интерджет» (Мексика) - 20;
  • «Скай Авиэйшн» (Индонезия) - 3;
  • «Комлюкс» (Швейцария) - 1.

Перспективы

Сейчас основным конкурентом самолета «Сухой Суперджет 100-95» на рынке воздушных перевозок является самый востребованный американский авиалайнер «Боинг 737». Согласно статистическим данным, во всем мире в периодичностью в пять секунд садится один «Боинг 737». Несмотря на это, отечественный «Суперджет» может с ним конкурировать, поскольку его стоимость существенно ниже.

Сейчас самолеты эксплуатируются в основном российскими и несколькими иностранными авиакомпаниями. К 2025 г. аналитики спрогнозировали рост спроса на самолеты SSJ во всем мире, таким образом, они будут эксплуатироваться в 26 государствах. Даже несмотря на антироссийские санкции, некоторые европейские перевозчики, такие как «Блю Панорама Эйрлайнз» (Италия) и «СитиДжет» (Ирландия), уже заключили контракты на поставку. Однако приоритетным рынком для нашей страны является азиатский, а не американский. Производитель непрерывно ведет переговоры с авиакомпаниями азиатского региона, в частности специализирующимися на низкобюджетных перевозках.

«Сухой Суперджет 100-95»: схема салона, лучшие места

Классическая схема двуклассного пассажирского салона предполагает наличие 12 кресел для пассажиров класса «бизнес», и 75 — для экономического. Отличительной особенностью компоновки является расположение кресел — в одном ряду их 5 (2 слева, 3 справа). Бортовая кухня находится в начале салона. Имеется два туалета — в хвостовой и передней части самолета.

Самые удобные места располагаются на 6 ряду. Здесь достаточно пространства для ног. К тому же нет впереди сидящих пассажиров. Кресла, находящиеся в середине салона, также являются сравнительно удобными, поскольку имеют откидывающиеся спинки. Расстояние между креслами составляет 81 сантиметр.

Самыми неудобными местами являются места крайнего ряда около туалетов, поскольку перегородки сзади не позволяют креслам полноценно откидываться.

Выше представлена стандартная схема компоновки. Каждая авиакомпания в зависимости от своих нужд может ее менять.

«Сухой Суперджет 100» (английское обозначение аналогично – «Sukhoi SuperJet 100») является ближнемагистральным пассажирским самолётом, разработанным закрытым акционерным обществом «Гражданские самолёты Сухого». Эксплуатируется с 2011 года по настоящее время.

Обзор схемы салона и расположение лучших мест

Салон «Суперджета» имеет 87 мест: 12 бизнес-класса и 75 – эконом-класса. Конечно, наиболее удобными для полёта являются места бизнес-класса, так как кресла здесь несколько шире и мягче. Однако следует отметить, что бизнес-класс отделен от шумного салона эконом-класса довольно тонкой перегородкой, так что полностью звукоизолировать пассажиров бизнес-класса не удастся. Наиболее лучшими и в бизнес-, и эконом-классе являются места самого первого ряда (1 и 6 ряды, соответственно), так что бронировать при покупке желательно именно их. Здесь никто не откинет спинку кресла в вашу сторону, имеется пространство для ног. Да и оказаться несколько дальше от шумной середины эконом-класса – порой очень даже приятно. После мест первого ряда лучшими в салоне, безусловно, являются места у иллюминаторов (с литерами A и F согласно схеме). Иллюминаторы в самолёте большие, удобно расположенные и с хорошим обзором.

Не самым лучшим выбором являются места под литерами C и D. Это объясняется тем, что они расположены у самого прохода, который недостаточно широк. Постоянное передвижение пассажиров в туалет либо же стюардов с тележками создают некоторые неудобства. Наиболее же неудачными местами в салоне «Сухого Суперджет 100» являются места в заднем ряду (целиком ряд номер 20 согласно схеме), в особенности места С и D, примыкающие непосредственно к проходу. Одной из основных причин этого — регулярные очереди в туалет. Это может стать причиной дополнительных неудобств.

Устройство самолета

Говоря научным языком, «Сухой Суперджет 100» (его обозначение ИКАО – СУ95) – это турбовентиляторный двухмоторный низкоплан со стреловидным крылом и однокилевым оперением. Профиль крыла – сверхкритический с однощелевыми закрылками (то есть, закрылками, выполненными в форме простых поворотных). Следует отметить, что часть механизмов крыла, а также его обтекатели, как правило, выполнены из специальных композитных, материалов, что существенно увеличивает их прочность, жёсткость и износостойкость.

Примечательно также, что конструкторы «Суперджета» первыми в России применили боковую ручку управления самолётом («сайдстик») вместо традиционного штурвала. Это решение весьма инновационно для отечественного самолётостроения. Ещё одним достаточно свежим решением является то, что на самолёте используется система алгоритмической защиты, предотвращающей касание самолётом взлётно-посадочной полосы, вместо механических амортизаторов.

Стоимость производства единицы «Сухого Суперджет 100» составляет 27 миллионов долларов США (на 2018 год).

История создания

Датой, положившей начало разработке «Сухого Суперджет 100», считается 11 марта 2003 года, когда экспертный совет компании назвал победителем проект PRJ. Разработка самолёта завершилась к началу 2006 года, а уже в феврале того же года началась сборка первого самолёта с номером 97002. Меньше чем через год, в начале 2007 года, стартовали статические испытания первого PRJ в ЦАГИ. 26 сентября 2007 года прошла презентация самолёта.

Испытания самолёта, а также его производство начались в 2008 году. 20 февраля была осуществлена первая гонка двигателей «Сухого Суперджет 100», которая дала положительные результаты. 14 мая были проведены испытания на предмет пробежки и рулёжки на взлётно-посадочной полосе, а 19 числа самолет совершил свой первый полёт. В октябре 2008 года заводские испытания самолёта были полностью завершёны, и начался процесс сертификации «Суперджета» в Международном авиационном комитете. В ноябре того же года начались ресурсные испытания машины. В июне 2009 года самолёт принял участие в международном авиасалоне в Ле-Бурже.

Начало эксплуатации самолёта началось 21 апреля 2011 года и продолжается по настоящее время.

Обзор семейства «SuperJet 100»

  • «Сухой Суперджет 100» («Sukhoi SuperJet 100») – первый самолёт семейства «SuperJet 100». Как уже было сказано выше, это ближнемагистральный пассажирский самолёт с двумя турбовентиляторными двигателями и с крылом сверхкритического профиля.
  • «Сухой Суперджет 100LR» («Sukhoi SuperJet-100-95LR») – модификация «Суперджета» (LR – Long Range) с увеличенной дальностью полёта (до 4578 км, наибольшая среди всех самолётов семейства) и несколько увеличенной максимальной взлётной массой. Первый полёт «SuperJet-100-95LR» состоялся в феврале 2013 года. На сегодняшний день «Sukhoi SuperJet-100-95LR» также активно эксплуатируется.
  • «Сухой Суперджет 100SV» («Sukhoi SuperJet-100-95SV») – модификация «Суперджета» с удлинённым фюзеляжем (SV – Stretched Version). Ожидается большая пассажировместимость, а также взлётная масса. Проектирование новой модели началось в 2018 году, полностью разработки планируется завершить в 2018.

Всего по состоянию на апрель 2018 года количество построенных самолётов «Суперджет» было доведено до 109, из них 91 был передан заказчикам. Среди эксплуатантов «Сухого Суперджет 100» такие страны, как Россия, Мексика, Ирландия, Армения, Лаос, Индонезия и Таиланд.

Лётно-технические характеристики семейства «SuperJet 100»:

Модель SuperJet 100-95 SuperJet 100-95LR
Длина 29,94 м
Высота 10,28 м
Размах крыла 27,80 м
Диаметр фюзеляжа 3,24 м
Максимальная взлётная масса 45880 кг 49450 кг
Максимальная посадочная масса 41000 кг
12245 кг
Масса пустого 24250 кг
Площадь несущих поверхностей 77 м2
Крейсерская скорость 830 км/ч / 0,78M
Максимальная скорость 860 км/ч / 0,81M
Высота полёта 12200 м / FL400
Двигатели 2 × SaM146-1S17 2 × SaM146-1S18
Максимальная тяга 2×76,84 кН 2×79,00 кН
на взлётном режиме
Дальность полёта 3048 км 4578 км
Экипаж 2+2
Пассажировместимость 98 в базовой компоновке (до 108)
Пассажирских дверей 4
Объём багажных отсеков 21,7 м3
Длина разбега 1731 м 2052 м
Длина пробега 1630 м
Запас топлива 15805 л
Вспомогательная силовая установка Honeywell RE220
Первый полёт 19 мая 2008 года 12 февраля 2013 года

Достоинства самолёта

Одним из главных преимуществ «Суперджета» является использование в его проектировании новейших технологий и конструкторских решений, которые серьёзно повлияли на его эффективность и надежность. При разработке самолёта учитывались требования таких организаций, как FAA (Federal Aviation Administration) и EASA (European Aviation Safety Agency), что позволило «Сухому Суперджет 100» пройти сертификацию в соответствии с международными стандартами. Также следует отметить, что при разработке «Суперджета» принимались во внимание и анализировались все пожелания потенциальных его заказчиков (причём не только российских), что позволило максимально приспособить его к будущим условиям эксплуатации.

К одному из неоспоримых достоинств данного самолёта можно отнести и то, что для его использования вполне подходят взлётно-посадочные полосы аэродромов всех классов (А, Б и В). Во многом это достигается не только благодаря особенностям конструкции «Суперджета», но и современной системе авионики, которая, кроме всего прочего, позволяет осуществлять посадку самолёта в сложных метеорологических условиях. Стоимость билета на самолёт относительно невысока, что определённо является серьёзным его достоинством.

Модификации LR позволила увеличить дальность полёта «Сухого Суперджет 100». И ещё одним из преимуществ самолёта является его низкая операционная затратность, а также высокий уровень весового и аэродинамического совершенства.

Недостатки самолёта

Стоит отметить, что первые и основные конструктивные недостатки «Сухого Суперджет 100» были выявлены и устранены ещё на этапе испытаний и в первые два года эксплуатации (с 2011 по 2013 год).
Сейчас основными недостатками самолёта являются в основном бытовые неудобства. Как уже отмечалось выше, это – недостаточно широкий проход и некоторая «зашумленность» салона, создающие определённые сложности для пассажиров на «неудачных» местах. Неудобством для бизнес-класса является сравнительно тонкая перегородка, отделяющая этот отсек от эконом-класса.
Тем не менее стоит отметить, что самолёт имеет беспрецедентную систему обеспечения безопасности, и это, безусловно, способно компенсировать все перечисленные выше бытовые помехи.

Заключение

Несмотря на все свои недостатки, «Сухой Суперджет 100» — хороший самолёт, который подходит как для перелётов на малые расстояния, так и для дальних рейсов (благодаря модификации LR). Салон, хоть и меньший по сравнению с такими гигантами, как «Airbus A-380», тем не менее, вместителен для данного типа машин. Эффективная система безопасности, а также современная авионика делают самолёт одним из наиболее надёжных в своём классе. Турбовентиляторные двигатели PowerJet SaM146 (СМ146), установленные на самолёте, обладают лучшей экономичностью и надёжностью по сравнению со многими аналогами. Композитные материалы, применяемые в производстве крыла самолета, обеспечивают жёсткость и износостойкость его конструкции. Стоимость производства самолёта по сравнению с конкурирующими моделями того же класса определённо ниже. Одним словом, «Сухой Суперджет 100» — действительно шаг к пассажирским самолётам нового поколения, как по экономичности, так по безопасности и лётно-техническим характеристикам, что делает его одним из лучших в своём классе.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Sukhoi Superjet 100 — это первый авиалайнер для пассажирских перевозок, разработанный в России, после того как Советский союз перестал существовать. Его спроектировала компания “Гражданские самолеты Сухого”. Уже были представлены несколько модификаций этого воздушного судна. Некоторые из них находятся в эксплуатации у ряда русских и иностранных авиакомпаний.

В этой статье мы рассмотрим не только технические характеристики этого лайнера, но и схему салона и лучшие места Sukhoi Superjet 100 компании . Это самый крупный заказчик этих лайнеров. Сейчас у “Аэрофлота” — 30 моделей Суперджет 100. Еще 20 должны поступить в эксплуатацию.

Производство Суперджет 100 началось в 2003 году . Первый экземпляр был представлен 3 года спустя. Еще через два его представили мировой общественности на авиационном салоне в Ле Бурже. В 2012 году самолет получил необходимые сертификаты в области авиационной безопасности

Он относится к ближнемагистральным лайнерам. По своей конструкции авиалайнер представляет собой двухмоторный низкоплан со стреловидным крылом и оперением в один киль . Самолет оснащен двумя турбовентиляторными двигателями компании PowerJet.

Суперджет 100.

Что касается технических характеристик самолёта Суперджет 100, то они варьируются в зависимости от модификации. Здесь приведены данные SS 100-95. Его длина — 29,8 м , а высота — 10,3 . Размах крыльев составляет 27,8 м . Максимальный взлетный вес — 42 500 кг. Дальность полета с максимальной загрузкой достигает 3 050 км. Скорость Суперджет 100 — 950 км/ч.

Еще одной особенностью этого авиалайнера является то, что в кабине вместо штурвала установлен “сайдстик”. О том, что это такое и как помогает управлять самолетом, можно прочитать .

Схема салона Суперджет 100-95 “Аэрофлота”

В этих самолетах есть два типа конфигурации салона — AA и AF . Они схожи, но у них есть одно различие. В обоих первые три ряда занимает Бизнес-класс. Остальные 17 предназначены для . находятся в носовой и хвостовой частях самолета. По фото салона самолета Сухой Суперджет 100 вы сможете составить свое мнение об его особенностях.

Салон самолета Суперджет 100.

Первый ряд — не очень удобен, так как ограничен спереди перегородкой. За ней находятся аварийные выходы и туалет. Это означает, что у вас будет мало места для ног. Другие два ряда Бизнеса — вполне комфортабельные.

Первый ряд Эконома — самый удобный в этом классе. Ноги можно свободно вытянуть, не опасаясь, что они упрутся в соседние кресла. В этом пространстве можно постоять, не мешая никому.

Схема салонов Суперджет 100-95.

Ряды — с 7 по 19ый — вполне стандартные и не имеют каких-то особенных характеристик.

У последнего — 20ого — ряда есть отличие в зависимости от конфигурации салона. Если это АА, то сразу за ним находятся туалеты и подсобка. Поэтому рядом с этим рядом постоянно будет скапливаться очередь. Неприятные запахи и разные звуки будут вас постоянно беспокоить во время перелета.

В конфигурации AF туалеты находятся далеко от кресел. Это делает этот ряд вполне стандартным для путешествия.

Заключение

Sukhoi Superjet 100 — это авиалайнер отечественного производства, который осуществляет пассажирские перевозки. Он оснащен двумя турбовентиляторными двигателями. Авиалайнер представляет собой первую модель самолета, произведенного после распада СССР. Имеет несколько модификаций. Самым крупным заказчиком этого воздушного судна является авиакомпания “Аэрофлот”.

Схему салона самолета Сухой Суперджет 100-95 мы разобрали выше. У него есть две конфигурации салона — АА и АF. Они имеют между собой одно небольшое отличие. Салон разделен на два класса — Бизнес и Эконом.

Сегодняшняя записка представляет из себя короткий обзор российского самолета Сухой Суперджет-100 с бортовым номером RA-89005. Самолет SSJ 100, выкрашенный в цвета аэроальянса "СкайТим", передан в "Аэрофлот" 5 марта 2012 года. Мой полет на нем состоялся 30 марта 2012 года, то есть более года назад. На тот момент в мире летало всего 8 таких машин (сейчас около 20). Поделюсь своими личными впечатлениями от самолета. Как говорится, лучше поздно, чем никогда.

// glazelki.livejournal.com


Девушка в униформе "Аэрофлота" открывает посадку на рейс по маршруту Москва - Минск. Стоимость билета туда-обратно составила скромные 3868 рублей (1013 гривен или 127$).

// glazelki.livejournal.com


Салон SSJ 100 бывает в двух исполнениях на ~75 и на ~95 пассажиров. Суперджет относится к классу региональных ближнемагистральных самолетов, т.е. рассчитан на перелеты средней и малой дальности (до 2400 километров). Но есть и вариант с увеличенной дальностью полета. Компоновка салона эконом-класса узкофюзеляжная - 5 кресел в одном поперечном ряду, разделенные проходом (3+2).

// glazelki.livejournal.com


Как только на сайте Аэрофлота открылась онлайн-регистрация, зарегистрировался на первом ряду после бизнес-класса.

// glazelki.livejournal.com


Обратите внимание на схему самолета, в этом ряду самое большое расстояние для ног.

// glazelki.livejournal.com


Даже носком вытянутой ноги невозможно достать до стоящего впереди сиденья.

// glazelki.livejournal.com


В остальных креслах так же весьма удобно сидеть. Межрядовое расстояние достойное, насколько оно может быть достойным в эконом-классе. Для меня, как пассажира, это одна из ключевых самолетных характеристик.

// glazelki.livejournal.com


Салон оказался абсолютно новым. Таким чистым, что прям блестел. Отделка на уровне. Пробежимся по основным составляющим.

Индивидуальная панель. Лампочки светодиодные, светят ярко. Кнопочки на панели простенькие, но нажимаются мягко и приятно.

// glazelki.livejournal.com


Пульт старшего бортпроводника.

// glazelki.livejournal.com


Отделение для ручной клади.

// glazelki.livejournal.com


Конструкторам удалось добиться того, чтобы размер полок соответствовал размеру полок лайнеров с большим диаметром фюзеляжа, таких как среднемагистральные самолёты семейства A320. Обратите внимание, что над тремя креслами ящик глубже. Так что если "ручная кладь" такая огромная, что не умещается справа, можно попросить у соседей слева разместиться над ними.

// glazelki.livejournal.com


Если салон под завязку, и у каждого пассажира с собой куча вещей, места в отсеке для ручной клади на всех не хватит. Впрочем, это не проблема конкретного самолета, а особенность всего эконом-класса.

// glazelki.livejournal.com


Откидной столик.

// glazelki.livejournal.com


Ничего экстраординарного в ЗАО "Гражданские самолёты Сухого" выдумывать не стали. Всё стандартно - завтрак впритык умещается, ну и ладно.

// glazelki.livejournal.com


В иллюминаторе блистает новенькое крыло.

// glazelki.livejournal.com


Мне показалось, в салоне несколько шумновато из-за гула двигателей. Особенно, при взлете.

// glazelki.livejournal.com


Итоги.

Ну что сказать? Полет прошел в штатном режиме и показался вполне комфортным. Ничего не раздражало больше обычного. В то же время, салон SSJ 100 не отличается выдающимися характеристиками от салонов других самолетов подобного класса, на которых мне приходилось летать. Единственный заметный плюс - приятная новизна интерьера. Старенькие Бомбардье и Эмбраейеры обладают, по сравнению с новейшим Суперджетом, повышенной засаленностью.

О тактико-технических характеристиках, стоимости обслуживания и экономической выгоде от эксплуатации воздушного судна судить не мне, рядовому пассажиру, а профильным специалистам авиакомпаний. Но все же скажу пару слов о самом проекте. Во-первых, я полностью одобряю использование импортных компонентов в процессе разработки самолета. Международная кооперация повысила качество и гарантировала успех проекта в целом. А вот неудобоваримое латинское "Sukhoi Superjet 100", ставшее официальным названием, наоборот, сильно смущает. В качестве пожелания, предлагаю следующую новую модель российского самолета назвать на русском языке.

Ну и во-вторых, SSJ 100 пущен на отечественном конвейере и производится массово, впервые в новейшей истории России. Твердый портфель заказов на лайнер уже составляет 179 единиц. По мере увеличения числа Суперджетов, надеюсь, вырастет и количество межрегиональных перевозок, которых нам, жителям регионов огромной страны, так не хватает.