Демонстрационный вариант теста в учебном году для руководителей оу, предлагаемый для прохождения аттестации на первую и высшую категории. Здоровье – это. Планирование – это …

Финские ученые назначение контроля сформу­лировали следующим образом:

· констатация и оценка достигнутых результатов деятельности и соответствующие выводы;

· констатация и оценка людей, содействовавших достижению результатов деятельности, и ре­зультатов, получение которых связано с поддержанием контактов и развитием, а также со­ответствующие выводы;

· констатация и оценка осуществления и эффек­тивности мероприятий, содержавшихся в ре­шениях и планах деятельности;

· многосторонняя констатация и оценка успеш­ности ситуационного управления, а также со­ответствующие выводы;

· формирование обратной связи в целях оцен­ки, поощрения и информирования.

При осуществлении контроля оценивается и измеряется как ход выполнения принятых организацией решений, так и соответствие принятых ранее решений реализовавшему развитию ситуации принятия решений.

Объекты, предмет и субъекты контроля

Различают объекты, предмет и субъекты контроля.

Объект контроля - то, что контролируется (эконо­мические и социальные процессы, законы, поста­новления, обращения граждан). В системе управления социально-экономическими процессами объектами контроля являются объединения, предприятия, трудовые коллективы.

Предмет контроля - состояние и поведение объектов управления. Они характеризуются каче­ственными, количественными, структурными, пространственными и временными параметрами. Пред­метом контроля таких объектов, как объединения, предприятия и их отдельные элементы или части, служит их деятельность в соответствии с установ­ленными законами, нормами, решениями, поруче­ниями, т. е. определенное состояние объекта конт­роля на определенную дату.

Субъекты контроля - человек, группа людей или организация - так же многочисленны и разнообраз­ны, как и его объекты. Отдельный человек, выступа­ющий субъектом контроля, - это, например, глава администрации, руководитель подраз­деления, тот или иной специалист и др. Групповыми субъектами контроля могут быть представительный орган местного самоуправления, его постоянные ко­миссии, администрация, ее отделы, управления и т.д.

Цели и задачи контроля

Цели контроля заключаются в проверке предпо­сылок, в соответствии с которыми принимаются ре­шения и программы, в проверке хода их выполнения, в обеспечении целей управления в соответст­вии с принятыми решениями.

Основная задача контроля состоит в выявлении фактического состояния какого-либо процесса, со­поставлении его с намеченными целями, оценке ситуации и предложении при необходимости кор­ректирующих мер. Наиболее эффективен контроль в том случае, если с его помощью заблаговремен­но выявляются причины отклонений, предупреж­даются срывы, обнаруживаются неиспользованные возможности и резервы.

Задачи контроля могут быть частными и общи­ми. Частные распространяются только на какую-то одну из сторон объекта (финансовая деятельность, достоверность отчетных данных, соблюдение зако­на и т. д.). Общие - на все стороны деятельности контролируемых объектов.

1.2 Виды, этапы контроля

По назначению и направленности контроль можно разделить на два вида: внутренний и внешний.

Внутренний - это внутриведомственный, внутрипроизвод­ственный, внутриорганизационный (внутрифирменный). При внутреннем контроле субъект и объект (контроли­рующие и контролируемые органы и организации) объединены в одну систему. Этот вид контроля служит обеспечению надлежащего функциониро­вания и управления самого органа или организации. Это внутрислужебная, внутриуправленческая функция, контроль выше­стоящего органа за нижестоящим.

Внешний контроль преследует иную цель - защиту граждан, организаций, государства и обществаот всевозможных негатив­ных последствий, которые могут наступить в результате несоб­людения установленных правил осуществления той или иной деятельности и невыполнения субъектами общественных отно­шений возложенных на них обязанностей.Внешний контроль призван служить обеспечению безопасности субъектов обществен­ных отношений, защите их прав, свобод и законных интересов, безопасности и защите законных интересов государства и обще­ства в целом.В силу особой важности и значимости указанных целей именно внешний контроль составляет основное содер­жание контрольной деятельности государственных и негосудар­ственных структур.

Среди общих методов контроля них выделяются:

· предварительный;

· направляющий (текущий);

· фильтрующий;

· заключительный.

Предварительный контроль используется до нача­ла какой-либо операции. Его инструменты - догово­ры, стандарты, должностные инструкции, служеб­ные правила всякого рода, регламенты. Предвари­тельно контролируются ресурсы - человеческие, материальные, финансовые.

В ходе направляющего (текущего) контроля изме­ряются фактические результаты работы, осуществ­ляется обратная связь с исполнителями, корректи­руются отклонения.

Фильтрующий контроль применяется на опреде­ленном этапе работы. Контролируется выполнение промежуточных целей и соотнесение фактических результатов с намеченными.

Заключительный контроль фиксирует итоговые результаты. При этом оцениваются движение к цели и отклонения, определяются санкции (вознагражде­ние или наказание), делается анализ для предотвра­щения ошибок в дальнейшем, обеспечивается мо­тивация исполнителей на будущее.

В зависимости от задач используются линейный, функциональный и операционный контроль.

При линейном контролируется весь объект в це­лом. Так, генеральный директор ЗАО НТФ «Медтехника» контролирует состо­яние и деятельность всех предприятий в целом.

При функциональном контролируется не весь объект, а только часть его (например, начальником службы, отдела).

Контроль только одной какой-либо характерис­тики состояния и деятельности предприятия назы­вают операционным.

Суть контроля отражают содержательная, орга­низационная и технологическая характеристики.

Организационная: кем и в каком порядке делается?

Технологическая: как делается?

Этапы контроля

В процессе контроля есть три четко различимых этапа:

1. Установление желаемого результата исполнения.

2. Измерение фактического результата исполнения.

3. Сравнение и оценка фактического и ожидаемого результатов исполнения и выработка мер корректирующего воздействия.

На каждом этапе реализуется комплекс различных мер.

Первый этап процесса контроля - это установка стандартов, правил, т.е. конкретных, поддающихся измерению целей, имеющих временные границы. Для управления необходимы стандарты в форме показателей результативности объекта управления для всех его ключевых областей, которые определяются при планировании.

Второй этап - измерение фактических результатов - является обычно самым хлопотным и дорогостоящим. Сравнивая измеренные результаты с заданными стандартами, руководитель получает возможность определить, какие действия необходимо предпринимать.

планирование и проведение экспертно-аналитических мероприятий

Проведение экспертно-аналитических мероприятий органами внешнего финансового контроля обусловлено требованиями федерального законодательства. Такие положения есть и в Законе № 41-ФЗ для Счетной палаты Российской Федерации, и в Законе № 6-ФЗ, регулирующем деятельность контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Органы внутреннего финансового контроля полномочиями по проведению экспертно-аналитических мероприятий не обладают.

Сам термин «Экспертно-аналитическое мероприятие» говорит о том, что в процессе его проведения используются такие методы контроля, как экспертиза и анализ. Мониторинг как метод, предполагающий постоянное наблюдение за каким-либо процессом, также может быть использован при проведении экспертно-аналитических мероприятий. Может проводиться и комплексное экспертно-аналитическое мероприятие с использованием всех подходящих для этого методов. В отличие от контрольного, экспертно-аналитическое мероприятие может проводиться как после совершения финансовых операций, так и до этого.

Следует оговориться, что анализ с определенной условностью можно назвать методом контроля . Это, скорее, метод научного и практического познания, применяемый при любом исследовании. Но в данном случае анализ выступает инструментом, используемым при реализации законодательно установленных полномочий органов внешнего государственного финансового контроля. При этом он является не только вспомогательным методом исследования при проведении экспертиз и мониторинга, но может выступать также как самостоятельный процесс, специальный вид деятельности контрольно-счетных органов. Это проявляется, например, при осуществлении таких законодательно установленных полномочий, как анализ бюджетного процесса в субъекте Российской Федерации или анализ деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований.

Итак, экспертно-аналитические мероприятия могут проводиться контрольно-счетными органами как:

Комплексное экспертно-аналитическое мероприятие с использованием многих методов, проводимое в целях всестороннего исследования определенной проблемы;

Экспертиза проекта нормативного правового акта Российской Федерации, ее субъекта или муниципального образования, осуществляемая в процессе предварительного контроля;

Мониторинг исполнения бюджета соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации, а также любого другого процесса в пределах полномочий контрольно-счетного органа;

Анализ определенного события или процесса как в его динамике, так и в отношении результатов.



Таким образом, экспертно-аналитическое мероприятие можно определить как форму осуществления внешнего государственного и муниципального финансового контроля с применением методов экспертизы, мониторинга и анализа (рис. 19).

Рис. 19. Экспертно-аналитические мероприятия, проводимые органами внешнего финансового контроля

Принципиальное отличие экспертно-аналитического мероприятия от контрольного заключается в том, что при его проведении не осуществляются контрольные действия, не составляются акты, по итогам не направляются представления и предписания. Цель экспертно-аналитического мероприятия – исследовать проблему, изложить предложения и рекомендации по ее оптимальному решению.

При проведении экспертно-аналитических мероприятий органы внешнего финансового контроля руководствуются положениями Бюджетного кодекса, а также федеральных законов, устанавливающих соответствующие полномочия.

Счетная палата Российской Федерации осуществляет экспертно-аналитическую деятельность в соответствии с Законом № 41-ФЗ посредством проведения экспертно-аналитических мероприятий по актуальным проблемам финансовой системы Российской Федерации, формирования и исполнения федерального бюджета, а также посредством исследования причин и последствий нарушений и недостатков, выявленных по результатам проведенных экспертно-аналитических мероприятий. Кроме того, в числе ее функций, осуществляемых методами экспертизы и анализа, следующие:

Подготовка предложений по формированию системы ключевых национальных показателей (индикаторов), определяющих уровень и качество социально-экономического развития Российской Федерации, а также выбор критериев и методов их оценки;



Оценка влияния внутренних и внешних условий на фактический уровень достижения целей социально-экономического развития Российской Федерации;

Оценка эффективности формирования, управления и распоряжения федеральными ресурсами в целях обеспечения безопасности и социально-экономического развития Российской Федерации;

Экспертиза проектов федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период и о внесении в них изменений, проверка и анализ обоснованности их показателей;

Экспертиза проектов федеральных законов, иных нормативных правовых актов в части, касающейся расходных обязательств Российской Федерации, а также государственных программ Российской Федерации;

Экспертиза международных договоров Российской Федерации, документов стратегического планирования Российской Федерации, в том числе межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация, и иных документов, затрагивающих вопросы формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами, а также проблемы бюджетно-финансовой политики и совершенствования бюджетного процесса в Российской Федерации.

Контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в ходе экспертно-аналитических мероприятий реализуются полномочия, установленные в Законе № 6-ФЗ:

Экспертиза проектов законов о бюджетах субъекта Российской Федерации (проектов местного бюджета) и проектов законов о бюджетах территориального государственного внебюджетного фонда;

Финансово-экономическая экспертиза проектов законов субъекта Российской Федерации и нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств субъекта Российской Федерации;

Экспертиза государственных программ субъекта Российской Федерации;

Финансово-экономическая экспертиза проектов муниципальных правовых актов (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств муниципального образования;

Экспертиза муниципальных программ;

Анализ бюджетного процесса в субъекте Российской Федерации (муниципальном образовании) и подготовка предложений, направленных на его совершенствование;

Подготовка информации о ходе исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и представление такой информации в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации и высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Подготовка информации о ходе исполнения местного бюджета, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и представление такой информации в представительный орган муниципального образования и главе муниципального образования.

Законами субъектов Российской Федерации (решениями представительных органов местного самоуправления) могут быть установлены и другие полномочия экспертно-аналитического характера.

Планирование экспертно-аналитических мероприятий происходит в период составления годового плана работы органа внешнего финансового контроля. Экспертно-аналитические мероприятия включаются в него по инициативе самого органа внешнего финансового контроля, на основании поручений законодательного (представительного) органа, по предложению или запросу высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, главы муниципального образования.

Комплексные экспертно-аналитические мероприятия планируются исходя из необходимости глубокого анализа той или иной проблемы. Они требуют значительных временных и трудовых затрат, привлечения самых квалифицированных кадров. Обычно такие мероприятия возглавляются аудиторами органов внешнего финансового контроля.

Некоторые экспертизы, требующие обязательного проведения, также могут быть запланированы заранее. Это, например, экспертизы проектов законов (решений) о бюджете, об его исполнении. Однако значительная часть экспертных работ не поддается перспективному планированию. Так, заранее невозможно предусмотреть, когда будут вноситься проекты законов (решений) о внесении изменений в бюджеты, об установлении налогов, проекты нормативных правовых актов, касающиеся расходных обязательств, в том числе долгосрочных целевых программ, и многие другие. В таких случаях данные работы включаются в план без обозначения конкретных сроков. При этом обычно указываются исполнители экспертиз. В основном, они проводятся силами сотрудников экспертно-аналитических подразделений контрольно-счетных органов.

Мониторинг исполнения бюджетов в ходе бюджетного процесса обычно проводится этими же подразделениями. Это стандартное мероприятие, оно вносится в годовой план работы органа внешнего финансового контроля. В план можно внести и осуществление мониторинга других процессов, подготовку информаций и аналитических записок по разным аспектам проблем, анализ которых входит в компетенцию органов внешнего финансового контроля.

Формулировка темы экспертно-аналитического мероприятия определяется поставленными задачами и методами, применяемыми при его проведении. Четко формулируется предмет экспертно-аналитического мероприятия. В то же время определение его объекта (объектов) зачастую вызывает затруднение. В отличие от контрольного мероприятия, он может и отсутствовать. Например, при проведении экспертизы законопроекта предметом экспертизы является сам документ, его текст. Конечно, у любого документа есть автор, но объектом экспертизы он не является.

Точность формулировки наименования экспертно-аналитического мероприятия имеет большое значение. Его следует начинать со слов, раскрывающих суть исследования: мониторинг, экспертиза, анализ, оценка. Вряд ли можно назвать удачными наименования, начинающиеся словами подготовка заключения или подготовка аналитической записки. Ведь заключение или аналитическая записка – это наименование документов, составляемых по результатам мероприятия (экспертизы или анализа). Их подготовка – только один из этапов экспертно-аналитического мероприятия.

Обычно при планировании работы контрольно-счетных органов экспертно-аналитическим мероприятиям уделяется меньше внимания, чем контрольным. Зато в отчетах их количество зачастую значительно больше. Так получается потому, что в число проведенных экспертно-аналитических мероприятий включают все экспертизы, даже если их результаты уместились на одной странице и сводятся к тому, что замечаний к проекту не имеется.

Проведение экспертно-аналитических мероприятий обычно включает три этапа:

1. Подготовка экспертно-аналитического мероприятия.

2. Проведение экспертно-аналитического мероприятия.

3. Оформление результатов экспертно-аналитического мероприятия.

1. Подготовка экспертно-аналитического мероприятия зависит от его темы и методов проведения. Комплексное экспертно-аналитическое мероприятие начинается после издания приказа (распоряжения) председателя органа внешнего финансового контроля. В этом документе определяются сроки проведения экспертно-аналитического мероприятия, состав рабочей группы, назначается его руководитель. При подготовке к проведению мероприятия уясняются его цель, задачи, предмет, объекты, запрашивается необходимая информация, изучаются нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения, касающиеся темы данного мероприятия. Итогом подготовительного периода является составление программы экспертно-аналитического мероприятия.

В программе отражаются основания его проведения, цель, предмет и объекты мероприятия, сроки его проведения, охватываемый период, состав рабочей группы, а также перечень вопросов, на которые предстоит ответить в ходе экспертно-аналитического мероприятия. Такой подход приемлем для экспертно-аналитических мероприятий, внесенных в годовой план работы.

Сроки проведения внеплановых мероприятий зачастую не позволяют в полном объеме осуществить необходимые подготовительные процедуры.

В таких случаях во внутренних документах органов внешнего финансового контроля (регламентах, стандартах, инструкциях, методиках) для проведения экспертиз, мониторинга и анализа может быть предусмотрен упрощенный режим их подготовки. Например, подготовка и проведение данных экспертно-аналитических мероприятий могут быть возложены на начальника экспертно-аналитического отдела. Поскольку он обладает необходимой информацией о ходе бюджетного процесса, историей вносимых изменений в нормативные правовые акты, то может предвидеть развитие некоторых событий и подготовиться к ним. Даже если проект вносится неожиданно, накопленная информация должна позволить подготовиться к проведению его экспертизы в кратчайшие сроки с минимальным количеством оформляемых документов.

2. Проведение экспертно-аналитического мероприятия осуществляется в соответствии с его программой (в случаях, предусмотренных внутренними документами органа внешнего финансового контроля – без таковой). Особенности проведения каждого экспертно-аналитического мероприятия обусловлены его темой, возможностями органа внешнего финансового контроля и многими другими факторами. Они определяются методиками и стандартами, разработанными в каждом конкретном контрольно-счетном органе. В следующем параграфе приводится процедура проведения экспертно-аналитического мероприятия Счетной палатой Российской Федерации. Общие подходы к осуществлению мониторинга в ходе бюджетного процесса рассмотрены в главе 4. В параграфе 6.4 данной главы изложены основы проведения экспертизы нормативных правовых актов.

3. По результатам экспертно-аналитического мероприятия в соответствии с федеральным законодательством оформляются отчеты или заключения . Органы внешнего финансового контроля своими внутренними документами могут уточнять, какой именно итоговый документ составляется по итогам того или иного экспертно-аналитического мероприятия. Например, по итогам экспертно-аналитических мероприятий, проводимых Счетной палатой Российской Федерации в соответствии со Стандартом СФК 102, составляется отчет . Итогами экспертизы проектов нормативных правовых актов обычно являются заключения . Заключения также оформляет Контрольно-счетная палата Москвы по результатам мониторинга исполнения бюджета. По всей видимости, результатом анализа бюджетного процесса, проведение которого предусмотрено законом № 6-ФЗ, также должно являться заключение контрольно-счетного органа.

Демонстрационный вариант теста в учебном году для руководителей ОУ, предлагаемый для прохождения аттестации на первую и высшую категории

1. Косвенным показателем оценки реализации программы является:

А Охват образованием различных групп населения;

Б Динамика показателей уровня образования;

В Характер и число реализованных социальных инициатив;

Г Количество учащихся, прекративших образование до конца срока.

2. Одним из управленческих показателей оценки реализации программы развития школы можно считать:

А Количество продуктов творческой деятельности педагогов и учащихся;

Б Уровень мотивации и стимулирования всех участников педагогического процесса;

В Индекс популярности педагогической профессии среди выпускников;

Г Доля внебюджетного финансирования.

3. Формирование и развитие содержания и организация нового называется

А Инновация;

Б Инновационный процесс;

В Нововведение;

Г Все ответы верны.

4. В меняющихся условиях работы школы объектом внешнего контроля (экспертизы) является:

А Работа учителя;

Г Взаимодействие с общественно – государственными формами управления.

5. Планирование – это …

А Изучение положительных и отрицательных причин и явлений;

Б Распределение ответственных для проведения конкретных мероприятий;

В Моделирование будущей совместной деятельности;

Г Диагностика изменений.

6 . Мониторинг в образовании – это

А Непрерывное слежение за состоянием образовательной системы.

Б Определение как можно большего числа показателей состояния

образовательной системы.

В Процедура сбора и хранения информации о состоянии образовательной

Г Информационная система о деятельности образовательной системы, предполагающая сбор, обработку, хранение и передачу информации.

7 . Как часто нужно собирать информацию в режиме мониторинга?

А 1-2 раза в год.

Б В зависимости от объекта мониторинга.

В Регулярно.

Г В зависимости от скорости изменения состояния объекта.

8. Мониторинг качества образования является информационной основой для

разработки следующих документов, регламентирующих деятельность школы:

А План мероприятий внутришкольного контроля.

Б Программа развития образовательного учреждения.

В Программа управления качеством образования.

Г Самообследование школы (подготавливаемое, например, в рамках аттестации школы).

9. Какие из приведенных ниже показателей позволяют судить об эффективности

мониторинга обученности учащихся, проведенного в школе?

А Мониторинг обученности учащихся проводился по тестам, разработанным учителями, работающими в данном классе.

Б Мониторинг обученности учащихся, заканчивающих 11 класс , проводился по тестам, предложенным администрацией района всем школам.

В Мониторинг обученности учащихся начальных классов проводился по тестам, разработанным независимыми экспертами после анализа школьных учебных программ .

Г Мониторинг обученности учащихся основной школы проводился по результатам выполнения ими административных контрольных работ .

10. Методики мониторинга целесообразно подбирать таким образом, чтобы

получить информацию следующего характера:

А Количественного.

Б Качественного, с последующим переводом ее в количественную.

В Качественного и количественного.

Г Количественного и качественного, с последующим переводом ее в количественную.

А Ли Якокка;

Б Форд Генри;

В Анри Файоль.

12. Назначение делового общения.

А Удовлетворение потребности в общении;

Б Выполнение социальных обязательств;

Г Решение служебных задач;

Д Все ответы верны.

13. Наделение подчинённого полномочиями подразумевает, что он имеет право:

А Сам себе устанавливать задания, сроки и способы их выполнения, критерии оценки результатов своей деятельности;

Б Действовать самостоятельно и не связывать себя обязательствами принимать советы и рекомендации руководителя относительно выбранных им способов выполнения задания и не объяснять причин этого;

В Не подчиняться руководителю во время действия полномочий.

14. Превентивными являются следующие методы управления служебными конфликтами (выберете три правильных ответа):

А Прогнозирование причин, вызывающих конфликтные ситуации;

Б Коррекция (регулирование) поведения участников конфликтного

взаимодействия;

В Разрешение конфликта;

Г Предупреждение и устранение (или минимизация) причин, вызывающих конфликтные ситуации;

Д Стимулирование и поддержание необходимого уровня конфликтности;

Е Устранение или минимизация последствий конфликта.

15. Цели делового общения:

А Расходы, произведенные работником без разрешения или без ведома работодателя;

Б Расходы по проезду;

В Расходы по найму жилого помещения;

Г Дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные).

17. Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не может быть:

А Менее 24 часов;

Б Менее 36 часов;

В Менее 42 часов;

Г Менее 20 часов.

18. Какой из перечисленных документов будет основанием для издания работодателем приказа об ежегодном оплачиваемом отпуске:

А График отпусков;

Б Заявление работника;

В Решение представительного органа работников;

Г Путевка работника в санаторий;

19. В каком из перечисленных официальных изданиях публикуются федеральные законы, вносящие изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации:

А «Комсомольская правда»;

Б «Труд»;

В «Российская газета»;

Г «Парламентские вести».

20. Что согласно Трудовому кодексу Российской Федерации будет являться рабочим временем:

А Время, определенное сторонами трудового договора ;

Б Время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности;

В Время, в течение которого работник в соответствии с коллективным договором и правилами внутреннего трудового распорядка должен присутствовать на своем рабочем месте и находиться под контролем работодателя;

Г Время, в течение которого работнику не предоставляется время отдыха.

21. Управленческая работа директора школы в области экономики и финансов

А Исследование данных о количестве детей школьного возраста и формирование проекта плана комплектования школы;

Б Формирование и утверждение сметы доходов и расходов;

В Организация предпринимательской и иной приносящий доход деятельности;

Г Исследование о количестве детей школьного возраста формирование финансового плана, организация предпринимательской деятельности .

22. Ключевое понятие бюджета –

А Финансовый план формирования и расходование денежных средств ;

Б План учебно-воспитательной работы образовательного учреждения на учебный год;

В План расходования учебно-материальных средств школы;

Г Финансовые расходы для организации учебного процесса.

23. .Ключевое понятие субсидии –

А Бюджетные средства, представляемые бюджету другого уровня физическому юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов;

Б Средства для улучшения учебно-воспитательной работы;

В Средства, выделяемые для строительства школы;

Г Бюджетные средства для формирования фонда оплаты труда .

24. Что относится к ресурсам школы

А Здание образовательного учреждения;

Б Количество детей, обучающихся в школе;

В Удобное здание, учебное оборудование, мебель, учебная литература , охрана, педагогический персонал, столовая, гардероб, библиотека и т. д.

Г Спортивное оборудование школы.

25. Укажите определяющие факторы развития школы

А Хорошо составленная программа развития школы;

Б Количество учеников в школе;

В Состояние хозяйства в школе, имеющееся в наличии и перспективе финансовые ресурсы для развития приоритеты их расходования;

26. Выберите верный ответ. Что не является существенным в обучении?

А Объем усвоенных знаний;

Б Практическое применение знаний;

В Творческое развитие.

Г Качественное усвоение изученного материала.

27. Выберите правильный ответ. Эффективность воспитательной системы зависит от:

А Количества воспитательных мероприятий в школе;

Б Целостности и системности воспитательной системы;

В Самочувствия ребенка, его социальной защищенности, внутреннего комфорта;

Г Дисциплины в школе.

28. Укажите верный ответ. По какому признаку проще всего определить тип и структуру урока?

А По дидактическим целям;

Б По расположению элементов урока;

В По количеству времени, отводимому на достижение главной цели;

Г По количеству структурных частей.

29. Найдите неверный ответ. Результатом процесса социализации является:

А Формирование социальных знаний, умений, навыков;

Б Формирование социальной компетентности личности;

В Формирование базовых общечеловеческих ценностных ориентаций, установок;

Г Формирование аддиктивного поведения

30. Выберите правильный ответ. Что представляет собой воспитательное дело?

А Мероприятие, связанное с подготовкой конференции;

Б Инструмент (средство, способ) педагогического воздействия;

В Вид организации и осуществления конкретной деятельности воспитанников;

Г Посильное, полезное и необходимое занятие для школьников во внеурочное время;

31. Наиболее оптимальной моделью деятельности психолога ОУ в условиях модернизации образования является:

А Научно-методическое руководство образовательным процессом;

В Оказание экстренной психологической помощи в случае необходимости;

Г Сопровождение ребенка в процессе всего школьного (и, соответственно, дошкольного) образования.

32. Из ниже приведенных реплик руководителя к «Я-замечанию» относится фраза:

А «Мне трудно вести совещание, когда кто-то разговаривает в этот момент»;

Б «Я уже много раз говорил(а), что разговаривать во время совещания не следует»;

В «Я не знал(а), что имею дело с невоспитанными людьми»;

Г «Всех, кто сейчас разговаривает и не слушает, я обязательно спрошу по данному вопросу».

33. Негативное отношение руководителя к сотруднику, основанное на непринятии людей с меланхолическим темпераментом, - это проявление:

А Эффекта ореола;

Б Стереотипа восприятия;

В Ситуативного эмоционального состояния;

Г Деловой направленности.

34. Удовлетворение социальных потребностей педагога в профессиональной деятельности подразумевает:

А Личностную и социальную самореализацию;

Б Материальное благополучие;

В Поиск смысла своей деятельности;

Г Благоприятный психологический климат на работе.

35. Высокая степень самоактуализации личности в психолого-педагогическом плане является следствием:

Б Веры учителя в способности своих учеников;

В Склонности учителя к монологическим формам общения с учащимися;

Г Педагогического манипулирования учащимися посредством оценок.

36. Наука о здоровье, его сохранении и укреплении - это:

А Валеология;

Б Геронтология;

В Эпидемиология;

Г Здоровьеведение.

37. Здоровье – это

А Поведение человека, направленное на гармонизацию физического и умственного развития;

Б Состояние физического благополучия и отсутствие болезней;

В Состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней;

Г Состояние психического и социального благополучия.

38. Основным фактором долголетия человека является:

А Занятие спортом и ведение активного образа жизни;

Б Рациональное питание;

В Питание, исключающее различные виды белков;

Г Питание продуктами, содержащими углеводы;

Д Ведение здорового образа жизни.

39. Иммунитет-это:

А Воспитание культуры здоровья;

Б Защитные силы организма;

В Предохранительные профилактические прививки;

Г Инфекционное заболевание.

40. Гиподинамию можно определить как

А Поражение сосудов;

Б Воспаление слизистой желудка;

В Пониженную двигательную активность, обусловленную малоподвижным образом жизни;

Г Нарушение осанки.

А, Г, Д

Контроль подразделяется на внешний и внутренний, внутренний управленческий и ревизию.

Внутренний контроль предусмотрен Уставом организации, фирмы, когда предусмотрено создание ревизионной комиссии на фирме, штатного аудитора-бухгалтера, приглашенный аудитор по договору с оплатой за оказание фирме консалтинговых, юридических или аудиторских услуг.

Внутренний управленческий учет осуществляется руководителями и контролирует выполнение распоряжений, инструкций: должностных, технологических, общесанитарных, противопожарных, противоэпидемиологических и других. Внешний контроль могут осуществлять государственные, международные контролирующие организации и негосударственные контролирующие органы, такие как союз потребителей, профсоюзы, аудиторские фирмы и компании, экспертные бюро, сертификационные, лицензионные и другие общественные объединения.

Внешний контроль разнообразен, имеет элементы механизма контроля на стадии получения сведений и выявления нарушений.

Выдача разрешений на вид деятельности осуществляется контролирующими органами в виде разрешения или согласия на совершение (много) разового доступа, Аккредитация - устанавливается для осуществления контроля образовательной деятельности, обязательной сертификации брокерской работы. Аккредитация является результатом изучения или проверки с точки зрения способности эффективно и качественно осуществлять установленную деятельность.

Экспертиза - проводится при контрольной деятельности для оценки продукции, оценки процедур после экспертных исследований по научно-обоснованным методикам в экспертных лабораториях и центрах. Выставление стационарных и временных постов на контролируемых объектах применяют в сферах особо важного контроля, например санитарного и эпидемиологического, на таможнях, налоговые посты на спиртоводочных предприятиях.

Сертификация продукции и услуг - это подтверждение того, что продукция соответствует требованиям ГОСТа, показателям качества для защиты потребителя от недобросовестных производителей, контроля безопасности, создания благоприятных условий для предпринимателей на рынке.

Контроль с сертификацией проводится за счет испытаний и проверки соответствия стандарта и заявленного качества.

Сертификат безопасности, выдаваемый заявителю, подтверждает соответствие условий труда и техники безопасности при изготовлении продукции.

Обязательная сертификация устанавливается специальными законами на особо опасных производствах, добровольная сертификация продукции проводится по инициативе производителя и за его счет с целью подтверждения, что данная продукция соответствует требованиям стандартов, ТУ и рецептур.

Формы реагирования контролирующих органов на нарушения многообразны, они включают полномочия в виде пресечения выявленных нарушений.

Реализация таких полномочий предусматривает представление предписаний, ограничений, и запретов на определенные виды деятельности, наложение штрафов, уничтожение вредной продукции, заявление исков в суд.

Маркирование осуществляется на товарах и продукции, поступающих в торговлю, строительство и защищает продукцию от подделок. Разновидностью маркировки являются акцизные марки, клеймо.

Идентификационные обозначения и регистрация позволяют контролировать субъекты в налоговой инспекции, регистрировать ценные бумаги и договора, интегральные и микросхемы, внешнеторговые сделки.

Существуют формы негосударственного контроля между субъектами и потребителями, работодателями и профсоюзами. Лизингодатели осуществляют контроль за соблюдением условий договора как общественного контроля.

Внутрикорпоративный контрольно-коллективный контроль участников или потребителей вида услуг (у риэлтеров), участников рынка ценных бумаг.

Саморегулирование - это контроль за исполнением своими членами коллектива или участие в защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг. Контроль несут как общественные объединения, так и инвесторы и физические лица.

Широкий смысл в понятие «контроль в управлении» вкладывается при определении его как проверки соблюдения и выполнения нормативно установленных задач, планов и решений. Здесь подчеркивается функциональное назначение контроля, его возникновение на определенной стадии управленческого процесса.

Взгляд на контроль как на завершающий этап управленческой деятельности, позволяющий сопоставить достигнутые результаты с запланированными, является прочно установившейся точкой зрения в научной литературе.

Весьма распространен также взгляд на контроль только как на способ, механизм, обеспечивающий сравнение результатов с поставленными задачами. Контроль сводится к сравнению фактических результатов с установленными показателями и к принятию в случае необходимости корректирующих мер. Столь узкое понимание контроля приводит подчас к тому, что он не выполняет предназначенной ему роли. Имеется ряд примеров, когда контроль сводится к простой проверке правильности арифметических подсчетов (например, обоснованности итогов в кассовых отчетах, платежных ведомостях на выплату заработной платы и т. д.).

В ряде случаев контроль связывают с организацией обратных связей: «Место и значение контроля определяются тем, что он является способом организации обратных связей, благодаря которым орган управления получает информацию о ходе выполнения его решения. Механизм обратной связи составляет сердцевину контроля.

Довольно часто контроль рассматривается как деятельность по выполнению принятых решений: «Контроль - это труд по наблюдению и проверке соответствия процесса функционирования объекта принятым управленческим решениям - законам, планам, нормам, стандартам, правилам, приказам, выявлению результатов воздействия субъекта на объект, допущенных отклонений от требований управленческих решений, от принятых принципов организации и регулирования. Выявляя отклонения и их причины, работники контроля определяют пути корригирования организации объекта управления, способов воздействия на объект с целью преодоления отклонений, устранения препятствий на пути оптимального функционирования системы»1 В этом определении обращает на себя внимание не только широкая комплексная трактовка контроля, но и довольно полный набор основных категорий, относящихся к контролю. Это контрольная деятельность, нормы контроля, объект и субъект контроля, отклонение от норм контроля и др.

Довольно распространенным является взгляд на контроль как на функцию управления производством: «Функция контроля является аналитической. Она осуществляет наблюдение за течением производственных процессов и ходом выполнения производственной программы, сравнивает величины контролируемого параметра с заданной программой, фиксирует результаты сравнения в форме, удобной для использования»2. Здесь вводится также понятие «контролируемый параметр», который, как мы увидим позже, является важным элементом контроля.

Широта и узость трактовки понятия контроля зависят не только от включаемых в его определение элементов, но и от объекта контроля. Например, можно говорить о контроле за всей деятельностью предприятия и о контроле качества продукции.

Понятие «контроль в управлении» следует рассматривать в трех основных аспектах: 1)

контроль как систематическая и конструктивная деятельность руководителей, органов управления, одна из их основных управленческих функций, т. е. контроль как деятельность; 2)

контроль как завершающая стадия процесса управления, сердцевиной которой является механизм обратной связи; 3)

контроль как неотъемлемая составляющая процесса принятия и реализации управленческих решений, непрерывно участвующая в этом процессе от его начала и довершения.

Данный подход к раскрытию содержания понятия «контроль в управлении» не претендует на охват всех черт, характеризующих это понятие. Здесь отражены только наиболее важные черты, позволяющие перейти к рассмотрению ключевых понятий контроля.

К видам контроля, где субъектом выступает организации с участием человека, относится государственный, общественный, народный, партийный, контроль отдела технического контроля, таможенный контроль.

По характеру расположения и взаимоотношений субъекта и объекта контроля, контролирующих и контролируемых органов, организаций, людей, групп; различают контроль внутренний и внешний. Контроль называется внутренним тогда, когда субъект и объект контроля входят в одну систему, а внешним, когда субъект контроля не входит в ту же систему, что и объект.

Контроль, в котором субъектом является руководитель производством, начальник цеха, директор предприятия или объединения; руководитель подразделения или службы. В зависимости от категорий руководителей и задачи контроля целесообразно различать типы контроля.

Любой конкретный вид контроля, например, контроль руководителя производства, имеет некоторые общие для всех конкретных видов контроля признаки. С помощью определенного набора этих признаков или характеристик проводится различение одного вида контроля от других видов. Такими характеристиками или признаками могут служить: задача контроля, объект и субъект контроля, типы и общие методы контроля.

Понятие «общие методы контроля» является еще одной важной характеристикой, позволяющей различать конкретные виды контроля. Среди общих методов контроля целесообразно различать следующие: метод предварительного контроля, метод направляющего контроля, метод фильтрующего контроля, метод последующего контроля.

Существует четыре метода контроля. Метод предварительного контроля используется до начала хозяйственной операции, метод направляющего контроля - в течение всего хода операции, метод фильтрующего контроля - к определенной дате в ходе хозяйственной операции, метод последующего контроля - после завершения операции.

Здесь показаны все методы в действии. На деле же используется какой-либо один метод или их комбинация.

Предварительный контроль начинается задолго до начала какого-либо целеустремленного действия. Задача контроля в этом случае заключается в выяснении целесообразности самого действия в целях предупреждения неверных или необоснованных действий.

Направляющий контроль применяется от начала целеустремленного и до достижении требуемого результата. В ходе действия происходит непрерывное измерение и оценка состояния и поведения контролируемого объекта, а последнее корректирующее действие осуществляется уже перед самым последним моментом завершения целеустремленного действия.

Метод фильтрующего контроля подобен фильтру, воротам, проходя через эти «ворота», действие может быть остановлено или продолжено. Если ход процесса не соответствует установленным нормам контроля, то «ворота» захлопываются и не пропускают действие до тех пор, пока оно не будет приведено в соответствие с установленными требованиями.

Метод последующего контроля, или метод контроля по результатам, проводится после завершения действия на основе сравнения его с существующими нормами контроля.

Все четыре метода контроля могут быть использованы, чтобы контролировать работу предприятия в целом или какую-либо важную операцию.

На основе рассмотренных четырех основных методов контроля в дальнейшем используются более конкретные методы измерения, оценки и корректировки состояния объекта контроля.

Выделенные выше отдельные признаки контроля позволяет сравнивать различные виды контроля, выявлять специфику каждого вида и сферу его применения в системе управления производством. На этой основе создается возможность проектирования систем контроля отдельных объектов управления. Такие системы свободны от дублирования одних и тех же сфер контроля одинаковыми видами контроля, поскольку вышеприведенные характеристики позволяют точно очертить сферу действия каждого вида контроля.

Различение видов контроля осуществляется на основе классификации. Любая классификация проводится путем выделения какого-либо признака или основания, а также некоторого набора таких признаков или оснований.

Существует множество оснований или признаков для различения отдельных видов контроля. В литературе встречаются, например, следующие признаки или основания: время осуществления, применяемые формы и методы, сфера и объекты контроля; классификация задач, методологическая основа классификации; задачи, масштабы, время. С помощью признаков или оснований проводится характеристика конкретных видов контроля, то есть обобщающая характеристика каждого отдельного вида контроля, что служит базой для сравнения их между собой. На базе этого сравнения и строится классификация видов контроля.

Проведем общую характеристику вида контроля с помощью признаков или оснований контроля, рассмотренных выше. Анализ различных видов контроля позволяет сделать вывод о целесообразности включения в систему таких признаков или оснований следующих: субъект и объект контроля; задача контроля и тип контроля; общие методы контроля. На рис. приведена схема общей классификации видов контроля.

Конкретная видовая характеристика контроля начинается с описания задачи контроля. При этом особо важно выделение двух черт, характеризующих задачу контроля. Во-первых, характер субъекта, поставившего задачу контроля. Субъект может быть внешним или внутренним по отношению к объекту контроля. Во-вторых, какой является эта задача контроля - общей или частной.

На основании характеристики задачи контроля выделяются линейный, функциональный и операционный типы контроля. Таким образом, тип контроля является обобщенным признаком или основанием для характеристики вида контроля. Другим таким основанием, или признаком, является один или несколько общих методов контроля - предварительный, направляющий, фильтрующий, последующий.

Два выделенных основания, или признака, наложенные на объект контроля, состояние и поведение которого измеряется, оценивается и корректируется с помощью общих и частных методов контроля, позволяют выделить конкретный вид контроля.

Характеристика вида контроля по данной логической схеме позволяет также расширить характеристику понятия контроля вообще в дополнение к характеристике понятия контроля с точки зрения происхождения, значения и смысла контроля, приведенного в предыдущей части работы. С помощью данной логической схемы проведем характеристику видов контроля в системе управления производством.

Государственный контроль осуществляется от имени государства с использованием государственных полномочий.

Общественный контроль осуществляется от имени общественных организаций, контрольные полномочия которых не носят, как правило, юридически властного характера.

Народный контроль представляет собой сочетание государственного контроля с общественным контролем трудящихся на предприятиях, фирмах, учреждениях и организациях.

Названные виды контроля используются во всех сферах государственной и общественной жизни. Поскольку объектом нашего исследования является управление ора- низацией и его отдельные звенья, то мы рассмотрим сферу действия этих родовых видов контроля применительно к производству. Каждый из родовых видов контроля осуществляется посредством конкретных видов контроля, представляющих собой исторически сложившуюся устойчивую форму контроля. Например, родовой вид - государственный контроль - осуществляется посредством следующих конкретных видов контроля: контроля Государственной Думы и Совета Федерации, контроля Правительства, судебного контроля, контроля прокуратуры, Госарбитража, Министерств Финансов, по налогам и сборам и другим ведомств, госинспекций. Увязывание сферы действия этих конкретных видов контроля с определенным объектом позволяет рассматривать их с конкретными субъектами контроля и давать конкретную характеристику на основе признаков, выделенных в предыдущей части работы и характеризующих более полно рассматриваемый вид контроля.

Взаимосвязь и отличия внешнего и внутреннего контроля, внутреннего управленческого контроля и ревизии. Внешний контроль предприятия проводят государственные контрольные организации, общественные и аудиторские фирмы. Общие цели внешнего государственного кон-

Схема общей характеристики вида контроля

троля - это выявление нарушений, ведение документирования хозяйственных операций, их правовой основы и законности проведения операций, правильности начисления заработной платы и отчислений сборов. Аудитор и контролер проверяют учет на предприятии в соответствии с инструкциями и положениями по ведению бухгалтерского учета, законами Российской Федерации, а внутрихозяйственный контроль ведется на каждом предприятии в соответствии с принятым Уставом и целями, стоящими перед системой контроля. Перед аудитором внешнего контроля стоят 7 видов задач.

Внутренний контроль предупреждает злоупотребления и нарушения и снижает степень риска. Система внутрихозяйственного контроля включает методики и процедуры 3-х категорий как гарантий соответствия целям контроля.

Управленческие методы контроля, используются администрацией фирмы за деятельностью работников и повышают эффективность внутрихозяйственного контроля 2-мя способами. Выявляются отклонения фактического производства продукции от запланированного бизнес- планом посредством адекватных корректирующих действий на всех уровнях управления компанией, поэтому персонал компании - это важный агент работы системы контроля. При внутреннем контроле необходима надежная учетная система, которая способна накапливать информацию, анализировать ее, регистрировать и предоставлять отчетность о хозяйственных операциях. При этом система учета не должна допускать повторный счет при отражении объемов реализации и других операций.

Внутренний контроль будет более эффективным, когда применяют контрольные процедуры, используют методы и правила, разработанные администрацией для достижения целей, стоящих перед компанией - 5 категорий.

При адекватном разделении обязанностей имеет важное значение 3 общих правила разделения обязанностей, которые позволяют избежать уменьшения, искажения и злоупотребления.

Внешний и внутренний виды контроля объединяются общей целью, заключающейся в правильном и своевременном отражении хозяйственных операций в бухгалтерском учете и отчетности, законности хозяйственных операций и их целесообразности для предприятия. Так, данные внутреннего контроля помогают руководству предприятия и иному управленческому персоналу получать оперативную информацию об отклонениях от нормальных условий совершения хозяйственных операций, а данные внешнего контроля обеспечивают руководство информацией как о допущенных ошибках, так и о недостатках организации самого внутреннего контроля.

Степень взаимосвязи между внутренним и внешнем контролем во многом зависит от особенностей функционирования конкретного предприятия. Так, некоторые предприятия могут вообще не подвергаться внешнему контролю, например, если они не подлежат обязательному внешнему аудиту; инициативные аудиторские проверки такие предприятия не проводят и не являются участниками финансово-промышленной группы.

Внешний и внутренний контроль являют собой взаимозависимые и взаимообусловленные компоненты единой системы контроля. Но наряду с этим между внешним и внутренним контролем имеются существенные различия по ниже перечисленным аспектам.