Телекомпания тв 21 парогенератор ритм 200. Монстры на железной дороге: как перевозят атомные реакторы

России есть чем гордиться, но вокруг мы слышим лишь про "санкции" и "импортозамещение". Наша промышленность очень часто подвергается необоснованной критике. "Всё развалили!", "Всё продали!", "Ничего не делают мужики, только пьют!". В прошлом году я уже рассказывал о наших достижениях в области строительства АЭС, а в этом году расскажу о другом уникальном проекте.

Россия - единственная страна в мире, обладающая атомным флотом. Наши атомные ледоколы с 1959 года работают на благо развития Арктического региона. Каждый корабль постоянно находится в работе. Пришло время смены поколений. Новые атомные ледоколы будут использовать и новую реакторную установку РИТМ-200. Именно о ней и начинается серия репортажей.

1. Вся история ядерных реакторов для всех отечественных ледоколов начиналась здесь, в Нижнем Новгороде в большой промзоне рядом с Московским шоссе. После окончания Великой Отечественной войны спрос на продукцию Горьковского артиллерийского завода №92 упал. Производственные мощности было решено оставить, а на этом месте создать "ОКБ по проектированию специальных машин". Так в Нижнем Новгороде появилось предприятие, начавшее работу над атомным будущим Советского Союза.

2. Руководить новым предприятием стал начальник артиллерийского завода генерал-майор Амо Елян. Под его руководством было много людей, а среди них Игорь Иванович Африкантов. По образованию судостроитель-теплотехник, начавший работу на прежнем заводе и постепенно поднимавшийся из начальника отделения в замначцеха, начцеха и выше, и выше.

3. В 1951 году Африкантов стал главным конструктором предприятия, а с 1954 года в течение 15 лет одновременно был начальником предприятия. Несмотря на огромный вклад в развитие, имя Африкантова ОКБ получило лишь в 1998 году.

4. ОКБМ Африкантов с момента создания реактора для первого атомного ледокола Ленин и по сей день занимается разработкой реакторов. К сожалению фотографа и рассказчика, к счастью для России и развития нашей страны, никакие подробности разработки разглашать никто не будет. Если вы надеялись услышать от меня обо всех секретах, вы ошибаетесь.

5. Да, на территории конструкторского бюро создаётся множество деталей для будушщего реактора, но основная сборка происходит в другом месте. Нижний Новгород в первую очередь занимается мозговым штурмом и развитием технологий. Для одного лишь РИТМ-200 задействовать более 100 уникальных разработок: 96 ноу-хау, 7 изобратений и 21 компьютерную программа. Права на все эти разработки находятся у конструкторсокго бюро, а не приехали из-за рубежа.

6. Как бы кто не говорил, на этом предприятии было очень комфортно снимать. Люди спокойно делали свою работу и не сбегали из кадра при первой возможности.

7. РИТМ-200 - это водо-водяной реактор. Это означает, что вода используется и в качестве теплоносителя, и в качестве замедлителя. То есть вода выносит энергию, образовывающуюся в реакторе, она же охлаждает его.

8. Детали всей системы очень впечатляют. В будущих репортажах я покажу всю систему в сборе, а пока лишь некоторые детали. Глубина этой конструкции около 5 метров.

9. 16 июня прошлого года первый новый ледокол "Арктика" был торжественно спущен на воду. РИТМ-200 впервые установлен именно на нём.

10. Габариты оборудования угадать очень сложно, поэтому я покажу вам такой кадр.

11. Представляете габариты местных станков? Это ещё не самые большие!

12. Срок службы нового реактора - 40 лет. Теловая мощность 175 МВт.

13. Не секрет, что обслуживание арктического влота - дело не самое простое. Срок службы заменяемого оборудования составляет 20 лет, что означает одну остановку на ремонт/обновление/модернизацию. На одной загрузке топлива он будет ходить 7-10 лет.

14. Мощность на винтах составит 60 МВт, но вам это вряд ли что-то скажет. Более наглядна цифра толщины льда - 3 метра. Вот посмотрите на расстояние до потолка вашей квартиры. Такую толщину льда этот ледокол будет проходить как нож масло.

15. При создании каждой детали нужна очень высокая точность и аккуратность. Всё, что можно перенести краном - переносится. Всё, что нужно перекатить - перекатывается. Позже я ещё покажу как всё складывается - вот там максимальная точность!

16. Встречал я в сети мнения, что новые заводы должны быть исключительно красивыми, с современнным оборудованием, с модными станками в определённом дизайне. Это не так. Если для производства нужны новые станки, либо модернизация принесёт заметную пользу, это логично. А если новый станок будет просто новый, но пользы как от старого? Смысл такой замены. Доступный для публикации цех имеет новое оборудование, но и на старом люди успешно работают без потери времении качества.

17. Вот старое оборудование. Рабочий ждёт пока оно сделает свою работу.

18. А вот новое оборудование. Даже внешне ость большие отличия.

19. Всё оно здесь появилось для реальной модернизации производства в тех её частях, которые стоит значительно обновить.

20. Кстати как вы относитесь к модернизации? Меняете технику когда она уже значительно устарела или предпочитаете всегда пользоваться новым?

21. Вернёмся к реактору РИТМ-200. Почему у нас в стране занялись новыми атомными ледоколами? Есть ли в них смысл или атомная энергия на них - всего лишь часть идеи продвижения атомной энергии?

22. Эксплуатация на севере - процесс сложный и длительный. Возмём стандарт загрузки топлива в атомный ледокол. На заправку он прибудет один раз в 7 лет. За эти 7 лет арктический корабль на дизельном топливе использовал бы 540 тысяч тонн топлива. Я долго думал с чем сравнить. Решил выбрать самый большой пассажирский самолёт в мире Airbus A380. Вместительность его топливного бака - 248 тонн. Это в 2177 раз меньше. Я уже не говорю о том, что это топливо пришлось бы доставлять до ледокола, заправлять чаще чем раз в 7 лет. Об экологии и речи не идёт.

23. Если провести сравнение с углём, то 7 лет реактора равны 1 миллиону тонн. Это 2 года работы ТЭЦ в городе с населением около 30 тысяч человек. Тоже очень много.

24. Сейчас специалисты трудятся над реакторами ещё для двух ледоколов: Урал и Сибирь.

25. Где-то рядом в отделах проектировщики уже занимаются следующей разработкой - РИТМ-400. Этот перспективный реактор будет установлен на ледокол "Лидер", которому 4 метра льда будут не помехой.

26. Помните я обещал показать как складывают детали? Вот так на каждой полочке каждая маленькая деталь должна лежать на своём месте!

27. Напоследок любопытный факт. В материалах, предоставленных нам, гостям предприятия, мощность реакторных установок в 175 МВт решили посчитать... в Олимпийских играх! Две подобные реакторные установки могли бы обеспечить энергопотребление Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро. Интересно. почему не в Сочах считали? Так была бы единица изменения - 1 Сочи. Никто же до сих пор не отменяет лошадиные силы.

28. Вот такая экскурсия по цеху ОКБМ Африкантов у нас получилась.

Конечно же это далеко не всё. чем занимается конструкторское бюро, но всё рассказывать нельзя. Вдруг всё это будут читать те. кто задумывает что-то нехорошее?)

Серия репортажей вскоре будет продолжена.

Спасибо за внимание! Оставайтесь на связи!

Тепловая мощность Электрическая мощность Разработка Научная часть Предприятие-разработчик Строительство и эксплуатация Местонахождение Пуск Построено реакторов

РИТМ-200 выполнен по двухконтурной схеме. Отличительной особенностью реактора являются 4 парогенератора , интегрированные в корпус активной зоны. Традиционно парогенераторы делают в отдельном корпусе, соединенном с корпусом активной зоны трубопроводами теплоносителя первого контура. Интегральная компоновка уменьшает материалоемкость и габариты установки, снижает риск утечек из первого контура реактора, облегчает монтаж и демонтаж установки. 4 главных циркуляционных насоса расположены вокруг корпуса реактора. Реактор будет обладать тепловой мощностью 175 МВт, обеспечивая мощность на валу двигательной установки 30 МВт (в транспортном варианте) или 55 МВт электрических (в энергетическом варианте). В целях соблюдения принципа нераспространения обогащение урана ограничено 20 %. Перезагрузка топлива каждые 7 лет, при запланированном сроке эксплуатации 40 лет .

Первая энергетическая установка с двумя реакторами для головного ледокола типа ЛК-60Я планируется к сдаче в 2016 году. Изготовитель ЗиО-Подольск . На июль 2015 года выполнена операция по приварке паровых патрубков к корпусу реактора . В июне 2016 года оба реактора доставлены на строительную площадку ледокола.

Напишите отзыв о статье "РИТМ 200"

Примечания

Отрывок, характеризующий РИТМ 200

У крыльца стояли две тройки, двое молодцов ямщиков держали их. Балага сел на переднюю тройку, и, высоко поднимая локти, неторопливо разобрал вожжи. Анатоль и Долохов сели к нему. Макарин, Хвостиков и лакей сели в другую тройку.
– Готовы, что ль? – спросил Балага.
– Пущай! – крикнул он, заматывая вокруг рук вожжи, и тройка понесла бить вниз по Никитскому бульвару.
– Тпрру! Поди, эй!… Тпрру, – только слышался крик Балаги и молодца, сидевшего на козлах. На Арбатской площади тройка зацепила карету, что то затрещало, послышался крик, и тройка полетела по Арбату.
Дав два конца по Подновинскому Балага стал сдерживать и, вернувшись назад, остановил лошадей у перекрестка Старой Конюшенной.
Молодец соскочил держать под уздцы лошадей, Анатоль с Долоховым пошли по тротуару. Подходя к воротам, Долохов свистнул. Свисток отозвался ему и вслед за тем выбежала горничная.
– На двор войдите, а то видно, сейчас выйдет, – сказала она.
Долохов остался у ворот. Анатоль вошел за горничной на двор, поворотил за угол и вбежал на крыльцо.
Гаврило, огромный выездной лакей Марьи Дмитриевны, встретил Анатоля.
– К барыне пожалуйте, – басом сказал лакей, загораживая дорогу от двери.
– К какой барыне? Да ты кто? – запыхавшимся шопотом спрашивал Анатоль.
– Пожалуйте, приказано привесть.
– Курагин! назад, – кричал Долохов. – Измена! Назад!
Долохов у калитки, у которой он остановился, боролся с дворником, пытавшимся запереть за вошедшим Анатолем калитку. Долохов последним усилием оттолкнул дворника и схватив за руку выбежавшего Анатоля, выдернул его за калитку и побежал с ним назад к тройке.

Марья Дмитриевна, застав заплаканную Соню в коридоре, заставила ее во всем признаться. Перехватив записку Наташи и прочтя ее, Марья Дмитриевна с запиской в руке взошла к Наташе.
– Мерзавка, бесстыдница, – сказала она ей. – Слышать ничего не хочу! – Оттолкнув удивленными, но сухими глазами глядящую на нее Наташу, она заперла ее на ключ и приказав дворнику пропустить в ворота тех людей, которые придут нынче вечером, но не выпускать их, а лакею приказав привести этих людей к себе, села в гостиной, ожидая похитителей.
Когда Гаврило пришел доложить Марье Дмитриевне, что приходившие люди убежали, она нахмурившись встала и заложив назад руки, долго ходила по комнатам, обдумывая то, что ей делать. В 12 часу ночи она, ощупав ключ в кармане, пошла к комнате Наташи. Соня, рыдая, сидела в коридоре.
– Марья Дмитриевна, пустите меня к ней ради Бога! – сказала она. Марья Дмитриевна, не отвечая ей, отперла дверь и вошла. «Гадко, скверно… В моем доме… Мерзавка, девчонка… Только отца жалко!» думала Марья Дмитриевна, стараясь утолить свой гнев. «Как ни трудно, уж велю всем молчать и скрою от графа». Марья Дмитриевна решительными шагами вошла в комнату. Наташа лежала на диване, закрыв голову руками, и не шевелилась. Она лежала в том самом положении, в котором оставила ее Марья Дмитриевна.

текст Владимир Тесленко кандидат химических наук
иллюстрация Александр Кольцов


Универсальный двухосадочный атомный ледокол ЛК-60 проекта 22220 станет самым большим и мощным ледоколом в мире. Длина судна составит 173,3 м, ширина — 34 м. Запланированное водоизмещение — 33,54 тысячи тонн. Ледокол сможет проводить караваны судов в арктических условиях, пробивая по ходу движения лед толщиной до 2,9 метра.

Россия является единственной страной в мире, обладающей гражданским атомным морским флотом. Атомные ледоколы обеспечивают функционирование арктической транспортной системы для решения государственных задач в Арктике.

Стабильное функционирование атомного ледокольного флота является приоритетной задачей, что позволяет обеспечивать:

  • круглогодичную возможность освоения арктических шельфовых месторождений, а также выполнение аварийно-спасательных работ и реализацию мобилизационных задач в данном макрорегионе;
  • поддержку в строю не менее четырех судов с ядерными энергетическими установками, обеспечивающих существующий грузопоток и аварийно-спасательные мероприятия на трассах Северного морского пути (СМП).

Ледокол в реке


Особенность нового атомного ледокола — он является двухосадочным. Рабочая осадка — 10,5 м, наименьшая осадка — 8,65 м. За счет уменьшения осадки он может работать не только в океане, но и в устьях рек, таких как Енисей. Исключительное значение имеет способность двухосадочного ледокола проводить аварийно-спасательные операции с судами на потенциально опасных глубинах менее 15-10 м. Очевидно, что глубокосидящий ледокол, в отличие от двухосадочного, не сможет проводить такие операции с судами, опасно дрейфующими или севшими на мель. Ожидание подхода мелкосидящего ледокола в таких случаях может иметь катастрофические последствия.

Сегодня на Балтийском заводе строительство атомного ледокола идет в полную силу. Балтийцы меж собой именуют его "четыре двойки ноль". То есть 22220.

Реактор, даже два


Главной научно-технической новинкой является атомный реактор "РИТМ-200" мощностью 174 МВт [рис. ]. Предприятиями АО "Атомэнергомаш" обеспечена полная производственная цепочка создания силовой установки — от проектирования и производства заготовок до изготовления и монтажа оборудования. Проектировщиком и комплектным поставщиком выступает входящее в холдинг АО "ОКБМ Африкантов", большой объем изготовительных работ выполняет ОАО "ЗиО — Подольск".

"РИТМ-200" — это двухреакторная установка с реакторами тепловой мощностью 175 МВт каждый. Это больше, чем мощность установки КЛТ, используемой в современных атомных ледоколах (у них 140-150 МВт). В то же время "РИТМ-200" почти в два раза легче и компактнее, соответственно дешевле по материалоемкости и занимает меньше места на судне, и, следовательно — экономически эффективнее. Конструктивно такое решение достигается благодаря тому, что парогенераторы, которые раньше находились вне реактора, теперь располагаются непосредственно в нем (интегральная компоновка).

В установке нового поколения учтены результаты эксплуатации и использованы прогрессивные решения, накопленные за полвека работы атомного флота России. Разработанная атомная энергетическая установка способна обеспечить более экономичную эксплуатацию нового атомного ледокола по сравнению с действующими при повышенной надежности и безопасности. В качестве основных направлений совершенствования, которые позволяют снизить капитальные и эксплуатационные затраты, предусмотрены:

  • уменьшение состава оборудования и его массогабаритных характеристик;
  • повышение маневренности;
  • увеличение ресурса оборудования;
  • снижение собственного энергопотребления.

В частности, количество циклов изменения мощности реакторной установки, допускаемое по модели эксплуатации, значительно увеличено — по сравнению с принятым для действующих ледоколов — и сопоставимо с количеством циклов изменения мощности паротурбинной установки. Это позволит исключить или существенно снизить необходимость травления пара при работе ледокола с глубокими маневрами мощности, то есть реализовать принцип "турбина ведет реактор", что обеспечивает более экономное расходование энергозапаса активной зоны с соответствующим снижением эксплуатационных затрат. Повышение ресурсных характеристик оборудования позволит обеспечить более интенсивную эксплуатацию ледокола за счет уменьшения простоев на техобслуживание и ремонт, а также сократить расходы на оборудование для замены при ремонте.

"РИТМ-200" будет использовать обогащенное до 20% урана-235 топливо. Он будет перезаправляться каждые 7 лет, при запланированном сроке эксплуатации 40 лет.

Выработка пара осуществляется по традиционной для атомной энергетики двухконтурной схеме путем передачи тепловой энергии от первого контура — питательной воде и пару второго контура в парогенераторе. Технические параметры установки "РИТМ-200" представлены в таблице 01.

В проекте использована активная зона кассетного типа с металлокерамическим топливом. В качестве материала оболочки тепловыделяющих элементов на начальной стадии будет применен хромоникелевый сплав. Этот материал обладает более высокой коррозионной стойкостью и устойчивостью к нарушению водно-химического режима, чем традиционный циркониевый сплав Э110. Основные характеристики активной зоны приведены в таблице 02.

В установке применен прямотрубный парогенератор. Его производительность в два раза выше, чем у традиционных змеевиковых парогенераторов. Конфигурация парогенерирующих кассет позволяет компактно разместить их в корпусе парогенерирующего блока. Характеристики парогенератора приведены в таблице 03 .

В реакторе имеется группа исполнительных механизмов аварийной защиты.

Важно отметить, что дозовая нагрузка на экипаж атомного ледокола при нормальной работе и проектных авариях не превышает 0,01% природного фона. Доза облучения населения при запроектной аварии с тяжелым повреждением активной зоны не превышает значений, при которых требуется реализация защитных мероприятий. Активность забортной воды не превышает 0,1 Бк/л, что в 100 раз ниже активности питьевой воды.

Сборка и сварка


Партию заготовок корпуса реактора "РИТМ-200" поставило в августе-сентябре 2014 года ПАО "Энергомашспецсталь" (г. Краматорск, Украина, входит в машиностроительный дивизион Росатома — "Атомэнергомаш"). В партию вошли заготовки для теплообменников корпусов реакторов. Всего "Энергомашспецсталь" изготовила 80 изделий общим весом 547 т Они вовремя поступили в Подольск (поставки российского ядерного топлива на Украину и встречные поставки заготовок из специальных сталей с Украины — идут безукоризненно четко по графику). В декабре 2014 года ПАО "Энергомашспецсталь" получило повторный заказ на производство заготовок еще для двух универсальных двухосадочных атомных ледоколов проекта 22220. Для корпусного оборудования двух атомных энергетических установок "РИТМ-200" "Энергомашспецсталь" изготовит 174 изделия общим весом 958 т. Обечайки, фланцы, кольца и другие комплектующие для корпусов реакторов будут отправлены в ОАО "ЗиО — Подольск".

Корпус реактора состоит из нескольких обечаек, имеющих сложные фасонные поверхности, которые обрабатываются на металлорежущем оборудовании. Одной из наиболее сложных операций механической обработки корпуса является выполнение технологических каналов. Они представляют собой глубокие отверстия диаметром 85 мм и глубиной 810 мм. Для решения этой задачи впервые в энергомашиностроении России на "ЗиО — Подольск" было использовано специальное перовое сверло, оснащенное сменными картриджами с твердосплавными режущими пластинами и пилотной режущей частью из быстрорежущей стали.

Отработка и внедрение технологии с применением этого инструмента позволили сократить цикл изготовления корпусного оборудования до 36 суток, что, в свою очередь, обеспечило выполнение жестких требований графика исполнения ответственного заказа весной сего года.

А в июле 2015 года на "ЗиО — Подольск" завершилась уникальная операция сварки паровых патрубков с корпусом реакторной установки "РИТМ-200" для головного атомохода "Арктика". При проведении этой операции был использован один из самых сложных способов сварки — в неповоротном положении при постоянном подогреве металла в зоне сборки. Сварка деталей в неповоротном положении применяется в особых случаях, когда изделие невозможно кантовать, а доступ к шву затруднен. Сварные соединения выполнялись в нескольких пространственных положениях одновременно при подогреве металла в зоне сборки выше 200°С во избежание получения трещин в сварных соединениях. Процесс продолжался непрерывно в течение трех суток. Последующая термообработка изделия длилась более суток при температуре 650°C. После термической и механической обработки изделия специалисты центральной лаборатории неразрушающих методов провели контроль качества в рентгеновской камере. Результаты показали, что сварные соединения полностью соответствуют максимально жесткому стандарту качества. Всего с частями корпуса реактора установки "РИТМ-200" было соединено десять патрубков. Четыре верхних предназначены для отбора пара. К одной паре нижних патрубков подсоединят систему компенсации давления теплоносителя, к другой — систему подпитки и проливки. Из двух последних патрубков один предназначен для забора теплоносителя на очистку и расхолаживание, а второй — для его возврата. Работы по сварному соединению проходили под контролем представителя "ЦНИИ конструкционных материалов "Прометей".

Первый атомный ледокол нового поколения "Арктика" планируется спустить на воду в мае 2016 года.

Параметр Величина
Рабочее давление по первому контуру, МПа 15,7
Температура теплоносителя в 1-ом контуре, °С: на 277 / 313
входе / на выходе
Расход воды через 1-ый конкур, т/час 3250
Паропроизводительность, т/час 248
Параметры пара: температура, °С / давление, МПа 295 / 3,82
Количество циклов изменения мощности, тыс. раз 600
Коэффициент использования установленной мощности 0,65
(КИУМ)
Масса двух реакторных установок в пределах 2200
защитной оболочки, т

Таб.02 Основные характеристики активной зоны "РИТМ-200"


Таб.03 Основные характеристики парогенератора "РИТМ-200"


Рис. 01 Двухреакторная установка "РИТМ-200"




Для этого теперь отправляемся на предприятие - ЗиО Подольск.

Машиностроительный дивизион Росатома – АО «Атомэнергомаш» обеспечит ледокол нового поколения «Арктика» инновационной реакторной установкой отечественного производства РИТМ-200. Завод с нуля создавал серийное производство реакторных установок для ледоколов. С нуля - потому что предприятие вот уже 30 лет не делало реакторы.

Срок службы реакторов 40 лет, безопасность их работы обеспечивает защитная оболочка из стали, воды и бетона. В качестве ядерного топлива используется активная зона кассетного типа с низким, обогащением урана-235. Перезагрузка ядерного топлива происходит один раз в семь лет. Для примера, за это время дизельному ледоколу для работы пришлось бы потратить 540 тыс тонн арктического дизеля. А одна ТЭЦ аналогичной мощности израсходовала бы 1 миллион тонн угля, чтобы обеспечить энергией 30-тысячный город.

Основное преимущество новой силовой установки в ее компактности и экономичности. Она имеет уникальную энергоэффективную интегральную компоновку, которая обеспечивает размещение основного оборудования непосредственно внутри корпуса парогенерирующего блока. За счет этого она в два раза легче, в полтора раза компактнее и на 25 МВт мощнее используемых в настоящее время реакторных установок для ледокольного флота типа КЛТ. В том числе, это позволило сделать ледокол двухосадочным и обеспечивает улучшенные технические характеристики судна по скорости ледопроходимости и т. д

Основные производственные работы по изготовлению РИТМ-200 выполнялись в Подмосковье на заводе «ЗиО-Подольск» (вместе с ОКБМ «Африкантов» входят в «Атомэнергомаш»). Изготовление шло 28 месяцев. Только процесс наплавки антикоррозионного слоя по технологии занимает 8 месяцев, за которые на корпус реактора наплавляется около 10 тонн антикоррозионной ленты. В настоящее время на заводе уже идет производство реакторной установки для серийного ледокола нового поколения «Сибирь».

Так как корпус интегрированный, в нем расположены гидрокамеры для установки насосов. И приварка четырех гидрокамер - а каждая весит 4,5 т - стала следующим технологическим вызовом. Сложность в том, что сварка изделий большого диаметра, 830 мм, проводилась в неповоротном положении, чтобы отклонение горизонта не превышало 0,1 мм. Такой метод применяется в особых случаях, когда изделие невозможно кантовать, а доступ к шву затруднен. При этом шов должен завариваться с первого раза без дефектов. Кто увидел этот шов шириной 15 см!!! ?

Данное сварное соединение относится к швам первой категории, поэтому к качеству проверяемой продукции предъявляются максимально высокие требования. После термической и механической обработки специалисты центральной лаборатории неразрушающих методов провели контроль качества, используя три вида: радиографический, ультразвуковой и капиллярную дефектоскопию. Радиографический контроль проводился в рентгеновской камере с применением ускорителя электронов (источник излучения), который позволяет производить контроль сварных швов толщиной до 250 мм. Объем исследования потребовал полной проверки кольцевого шва диаметром 2,6 м.

В ПАО «ЗиО-Подольск» (входит в машиностроительный дивизион Росатома - «Атомэнергомаш») завершился процесс приварки четырёх гидрокамер к корпусу реактора силовой установки «РИТМ-200». Операция была проведена в ходе изготовления первого реактора для второго серийного атомного ледокола проекта 22220 «Урал».

В ходе работы применялась технология управляемой сварки, позволяющая контролировать и управлять сварочными деформациями для получения заданных значений геометрических размеров изделия. «Это самая сложная технологическая операция сварки при изготовлении корпуса реактора. Длится она непрерывно в течение 17 дней. Две смены идут сварочные работы, в третью - радиографический контроль. Среди сложностей я бы назвал стеснённые условия работы в специальном сборочно-сварочном стапеле, неповоротное положение сварных швов, глубокую разделку - толщина шва составляет 82 мм», - пояснил главный сварщик ПАО «ЗиО-Подольск» Александр Морозов.

Кроме того, завод завершил изготовление гидрокамер для второго реактора РУ «РИТМ-200» ледокола «Урала». Операция по их сварке с корпусом реактора пройдёт в августе.

Ранее «ЗиО-Подольск» изготовил реакторные установки «РИТМ-200» для ледоколов нового поколения «Арктика» и «Сибирь».

Для справки:

РУ «РИТМ-200» - принципиально новая реакторная установка для ледокольного флота. Она имеет уникальную энергоэффективную интегральную компоновку, которая обеспечивает размещение основного оборудования непосредственно внутри корпуса парогенерирующего блока. За счёт этого она в два раза легче, в полтора раза компактнее и на 25 МВт мощнее используемых в настоящее время реакторных установок для ледокольного флота типа КЛТ. В том числе, это обеспечивает улучшенные технические характеристики новых ледоколов по скорости лёдопроходимости. Парогенерирующий блок надёжно работает при воздействии бортовой качки УАЛ с амплитудой колебаний ±45º и килевой качки с амплитудой ±15º, а также при длительном крене до 30º. Срок службы реакторов 40 лет, безопасность их работы обеспечивает защитная оболочка из стали, воды и бетона. Перезагрузка ядерного топлива происходит один раз в семь лет.

Гидрокамеры являются неотъемлемой частью интегрированного корпуса реактора. В дальнейшем в них будут установлены центральные электронасосы. Гидрокамеры предназначены для циркуляции охлаждающей среды внутренней полости реактора. Каждая гидрокамера имеет массу 4,5 тонны.

Предприятия АО «Атомэнергомаш» обеспечивают полную производственную цепочку создания атомного двигателя «РИТМ-200» - от проектирования и производства заготовок до изготовления и монтажа оборудования. Проектировщиком и комплектным поставщиком выступает входящее в холдинг АО «ОКБМ Африкантов».