Техника макросъемки зеркальной камерой. Макросъемка - как это делается. Функция макросъемки в дешевых фотоаппаратах

Дата публикации: 09.10.2015

NIKON D810 / 50.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 100, F14, 1/4 с, 50.0 мм экв.

Какие сложности возникают у фотографа при макросъёмке?

Самые очевидные из них известны. Первая - не все объективы позволяют снимать макро: необходима специальная конструкция, позволяющая фокусироваться практически вплотную к объекту. Вторая - нехватка глубины резкости. Ведь чем меньше дистанция съёмки, тем меньше ГРИП, поэтому при макросъёмке принято закрывать диафрагму.

Но есть и ещё одна серьёзная проблема: чем больше масштаб съёмки, тем хуже будет работать автоматическая фокусировка. На то есть ряд причин:

    Глубина резкости при макросъёмке крайне мала, и промахнуться с фокусировкой очень легко. Кроме того, на каком бы значении диафрагмы вы ни снимали, сама фокусировка происходит на открытой диафрагме - соответственно, глубина резкости при съёмке может составлять доли миллиметра. Зачастую автоматика камеры просто не может понять, в какой момент поймана резкость в точке фокусировки, и бесконечно «рыскает» туда-сюда мимо неё.

    Как правило, конструкция объективов устроена так, что чем ближе дистанция съёмки, тем больше приходится перемещаться линзам объектива при фокусировке. Это будет сильно замедлять наводку на резкость. Впрочем, у топовых макрообъективов (например, Nikon 105mm f/2.8G AF-S VR Micro-Nikkor) это не так заметно.

NIKON D810 / 50.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 1600, F9, 1/125 с, 50.0 мм экв.

Поэтому при макросъёмке часто используют ручную фокусировку. Как фокусироваться при макросъёмке? Есть один специфический способ, который любят многие макрофотографы. Особенно он удобен при работе «в поле», когда камера находится у вас в руках, не закреплена на штативе.

Суть метода проста: фокусировка происходит не с помощью кольца фокусировки на объективе, а с помощью простого перемещения камеры чуть ближе или чуть дальше от объекта. Удобно, что такой способ фокусировки одинаково эффективен и при работе через видоискатель, и через режим Live View.

Давайте разберёмся, как это работает. Отключив автофокус камеры, нужно настроить объектив на минимальную (или необходимую для получения нужной крупности плана) дистанцию фокусировки. Далее берём камеру и подносим её к объекту съёмки на нужную дистанцию. Глядя в видоискатель или на экран камеры, начинаем двигать аппарат чуть ближе или чуть дальше от объекта съёмки, пока он не попадёт в резкость. Подобным образом мы работаем с простым увеличительным стеклом: двигая его туда-сюда, ждём, пока объект не будет показан чётко. Итак, объект пойман в резкость! Можем делать кадр! Кстати, при определённой сноровке так можно быстро и просто корректировать фокус, если ваш объект двигается.

NIKON D810 / 50.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 800, F6.3, 1/100 с, 50.0 мм экв.

Всю эффективность этого метода можно испытать, снимая очень маленькие объекты (например, насекомых) с очень близких дистанций. Наименьшую дистанцию фокусировки имеют специализированные макрообъективы .

«5 простых советов, как фотографировать …» - наша регулярная серия статей, в которой мы рассказываем, как правильно снимать те или иные объекты. Наши материалы посвящены пяти самым популярным сюжетным линиям. Мы расскажем вам, как правильно настроить камеру, и какое фотооборудование вам понадобится для получения хороших результатов.

Пятую и заключительную часть нашей серии мы посвятили «маленькому» миру. Задача фотографа в этом случае показать маленькое большим. И нет существенной разницы, снимаете ли вы насекомых, цветы или абстрактные объекты. Наши пять простых советов помогут вам работать с любыми макро-мотивами. Мы покажем и расскажем, какая вам потребуется техника, на что вам следует обратить внимание при съемке, и почему камеры с меньшим размером матрицы в некоторых случаях даже лучше.

1. Используйте подходящую технику

Чтобы создавать макроснимки, вам понадобится макрообъектив. Хорошие объективы, такие как Tamron SP AF 90mm f/2.8 или Sigma AF 105mm f/2.8 стоят от 16 500 до 30 000 рублей. Но и высококачественные зум-объективы с меньшим минимальным расстоянием фокусировки подходят для макросъемки. Если вы не хотите сразу тратить столько денег, для начала можно приобрести так называемые реверсивные или оборачивающие кольца, которые позволяют присоединять к фотоаппарату перевернутые объективы, что позволяет получить макроэффект.

Важно, чтобы масштаб снимка был по возможности большим: лучше всего один к одному. Как правило, эта информация указывается в технических характеристиках соответствующих объективов. Она означает, что один сантиметр изображаемого объекта проецируется на один сантиметр матрицы. Таким объективом будет гораздо удобнее фотографировать маленькие детали. Кроме того, чтобы избежать эффекта «шевеленки», используйте штатив.

2. Настройте камеру

Чтобы создать хороший макроснимок, вам потребуется немного подготовки. Наши основные рекомендации: используйте штатив, включите стабилизатор изображения и активируйте предварительный подъем зеркала. Это позволит вам делать макроснимки с отличной резкостью.

В процессе работы вы заметите, что чем ближе вы подносите объектив к объекту съемки, тем меньше становится глубина резкости. Поэтому советуем вам снимать в полностью ручном режиме (M) или в режиме приоритета диафрагмы (A или Av), установив диафрагменное число от F11 до F16.

Даже если ваш объектив дает возможность сильнее закрывать диафрагму, не стоит этого делать. Потому что из-за преломления света, начиная со значения диафрагмы F22, фотографии будут получаться менее четкими. Кстати, чем меньше матрица, тем легче снимать резкие макрофотографии. Глубина резкости зависит от матрицы: чем она больше, тем глубина резкости меньше.


3. Правильная подготовка

Обратите внимание на достаточное освещение. Особенно когда вы подходите слишком близко к объекту, может случиться так, что вы создадите тень своим объективом или телом. Подойдите с другой стороны или используйте искусственное освещение.

Снимая макро, не забудьте про контрастный фон, чтобы ваши макрообъекты визуально не «растворились» в однородных цветах заднего плана. Зеленая лягушка на зеленом фоне выглядит не очень эффектно. Лучше использовать сочетания контрастных цветов, таких как зеленый и красный или синий и оранжевый.

Маленькая хитрость: ­ если природа контрастного фона не создала, то вы можете подготовить его сами. Например, возьмите с собой пачку цветного картона и используйте при съемке листок подходящего контрастного цвета.


Как снимать макро: Чем ближе вы поднесете камеру, тем меньше будет глубина резкости.

4. Правильно компонуйте кадр

Одна из основных сложностей при съемке макро - ­ получить изображение с хорошей резкостью. Снимая очень маленькие объекты даже при самом маленьком раскрытии диафрагмы, трудно добиться большой глубины резкости. Поэтому самый важный технический момент в макрофотографии ­ это совмещенный фокус, то есть «наслоение» уровней фокуса.

Установите ручную фокусировку и сделайте несколько снимков объекта с небольшим смещением точки фокуса. Потом загрузите от 10 до 15 фотографий в фоторедактор, который может создавать панорамные снимки. Например, в Photoshop (Файл | Автоматизация | Photomerge). Программа соединит разные точки резкости, и вы получите одно общее резкое изображение.


Макросъемка - ­ это относительно простая возможность создавать впечатляющие фотографии. Но не недооценивайте кажущуюся легкость этой технологии. Прежде всего, при съемке животных, где вам понадобятся не только хорошие знания в области фотографии, но и неплохая порция удачи.

Настоятельно не рекомендуем вам использовать для такой съемки макрообъективы со слишком короткими фокусными расстояниями. Например, с 40-миллиметровым объективом ­ вам придется приблизиться к животному слишком близко, и вы можете запросто спугнуть его.

Еще один совет: при съемке сконцентрируйтесь на одной детали, не перегружайте кадр большим количеством элементов. Улучшить фотографию при последующей обработке можно с помощью правильного кадрирования. Поэкспериментируйте с различными форматами, макроснимки хорошо смотрятся при квадратном кадрировании.

19.12.2017 14:00:00

Макросъемка – один из самых популярных видов создания снимков, когда небольшой объект занимает почти все пространство кадра. В этом случае можно передать самые мелкие детали, которые незаметны при обычном рассмотрении. И если еще не так давно для качественной макросъемки был необходим цифровой или зеркальный фотоаппарат, то сейчас хорошие макроснимки можно сделать на камеру смартфона. При этом на мобильное устройство даже необязательно ставить дополнительные фотоприложения.


Однако недостаточно просто поднести телефон к объекту и нажать на кнопку спуска. Макросъемка на смартфоне требует терпения и усидчивости, а в некоторых случаях необходимо провести предварительную подготовку объекта съемки и самого аппарата.

В нашей статье мы дадим несколько советом о том, как сделать макросъемку на телефоне, чтобы конечный результат не разочаровал. Но для начала следует определиться, что именно вы хотите снимать. Важно помнить, что крупные объекты для макро не подходят по определению. Следовательно, в кадр должен попасть небольшой предмет, например, листок с дерева, цветок, кубик льда или сувенирная фигурка.

Этот параметр отвечает за количество проработанных деталей в кадре. Чем глубина резкости больше, тем больше предметов попадает в фокус. Камеры смартфона, в принципе, не предназначены для съемки, когда объект располагается максимально близко к объективу. Чем ближе вы подносите камеру, тем меньше будет глубина резкости. На практике это выглядит так: вы снимаете бутон розы, но на снимке в фокусе оказываются лишь пара лепестков, а все остальные детали уходят в размытие.

Взгляните на снимок ниже, который мы сделали с помощью качественной камеры смартфона Fly Cirrus 12 :


Видно, что в фокус попала мордочка медвежонка, тогда как уши, лапы и туловище остались размыты. С другой стороны, через размытие можно добиться очень интересного эффекта, который позволит акцентировать внимание зрителя на конкретных деталях.

Для того чтобы подчеркнуть определенные детали на снимке, одной фокусировке на них недостаточно. Несмотря на то, что фон при макросъемке размывается, важно не допускать сочетание однотонных цветов в кадре, например, снимать зеленое на зеленом или белое на белом. Например, на фото ниже черный плеер немного слился с черным фоном, тогда как он же на белом фоне вышел более контрастным.



Макросъемка на телефон всегда постановочна. Это значит, что у фотографа есть время не только подготовить объект съемки, но и подобрать нужное освещение. Следует помнить, что объект в кадре не должен быть освещен слишком сильно. Лучше всего, если получиться создать легкую тень, хотя бы от самого смартфона.

Если вы проводите макросъемку в домашних условиях, допускается использование специального лайтбокса, например, такого:


Он дает мягкий рассеянный свет, который словно обтекает объект съемки. Сравните, например, эти два снимка. Первый был сделан при обычном комнатном освещении, второй – при помощи лайтбокса:



В данном случае, с лайтбоксом удалось достичь более лучшего результата, так как комнатная лампочка дала слишком тусклый свет. Тем не менее, не бойтесь экспериментировать и делать несколько снимков с разной степенью освещенности.

По части чувствительности фокуса макросъемка напоминает создание фотографий при использовании цифрового или оптического зума. Малейшее движение смартфона – и снимок получится смазанным. Профессиональные фотографы советуют при макросъемке использовать технику снайперов: расслабить тело, слегка напрячь руку и при нажатии на кнопку спуска задержать дыхание.

Тем не менее, даже легкий тап по экрану может сместить смартфон от точки фокусировки, и снимок получится смазанным. В этом случае, можно включить функцию отсроченной съемки, так что вам останется только крепко держать телефоне в руках, а автоматика сделает всю остальную работу. Впрочем, есть еще более надежное средство.

Перед тем, как делать макросъемку на телефоне, мы рекомендуем установить мобильной устройство на штатив, который можно изготовить из подручных предметов. Например, стабилизатор для смартфона на фото ниже сделан с помощью двух прищепок и ручки:


В некоторых случая режим высокого динамического диапазона может дать интересный эффект при создании макроснимка. В нашем случае, HDR сделал более мягкий цвет фона и добавил контраста на переднем плане:


by Adrian Sommeling

Цифровая макросъемка - увлекательный, захватывающий, веселый и популярный жанр. Фотографии, сделанные подобным способом, выделяются среди всех остальных изображений, ведь всегда интересно увидеть детали, которые раньше были незаметны из-за их размеров. С тех пор, как в 1899 году У.Х. Уолмсли (W.H. Walmsley) впервые предложил термин "макросъемка" своим коллегам, прошло много времени, но суть его не поменялась.

Макросъемка - это искусство фотографирования чрезвычайно мелких объектов так, чтобы их можно было хорошо рассмотреть. В роли "моделей" выступают цветы, насекомые, любые небольшие предметы. Извечный вопрос, который будоражит умы фотографов о том, как определить - макро ваша съемка или нет? Определяется следующим образом: по соотношению масштабов (1:1, 1:2 и так далее) и так называемому максимальному коэффициенту воспроизведения (MMR). Он означает самый значительный из всех возможных процент увеличения в сравнении с реальными размерами объекта, который может предложить камера.

Существует много видов макрообъективов, у них варьируются коэффициенты масштабирования. Например, модель с параметрами 1:1 обеспечит изображение с большим количеством деталей и лучшим разрешением, чем 1:2 или выше. В качестве эталона специалисты принимают именно такие объективы. Однако, широкая аудитория называет макросъемкой работу с любой камерой, способной создавать изображения крупным планом.

Вот 10 небольших хитростей и полезных советов, которые помогут совершенствоваться в интересном и занимательном жанре.


by Mark Iocchelli


by Mark Iocchelli

Выбирайте камеру правильно

Практически все камеры, даже в мобильных телефонах, оснащены специальным макрорежимом. Но, если вы планируете полноценно работать в жанре, поменяйте подход к выбору техники. Чтобы серьезно заниматься макросъемкой, понадобится специальный макрообъектив и DSLR-оборудование, способное передавать изображения 1:1, в натуральную величину. Существует несколько приемов, которые мы опишем чуть ниже.

У современных цифровых фотоаппаратов - высокочувствительные сенсоры. Это дает много возможностей, которые помогают контролировать ход съемки. Если у вас нет зеркальной фотокамеры, безусловно, стоит ее приобрести.

Подберите подходящий объектив

Макросъемка - жанр, в котором качество объектива важнее, чем параметры камеры. Настоящий макрообъектив - устройство с коэффициентом увеличения 1:1, но на рынке есть и впечатляющие модели на 1:5 (например, Canon MP-E 65mm F / 2.8 1-5x Macro Lens). Это обозначает, что вы сможете увеличивать размеры изображения в пять раз, по сравнению с первоначальными. В частности, если нужно передать детали на снежинке, необходимо что-то лучшее, чем традиционная техника 1:1 - масштаб, который поддерживает большинство макрообъективов.

На снимках, сделанных камерами с полнокадровыми сенсорами, четырехмиллиметровый кристаллик льда будет занимать всего 2% кадра, потребуется большее «заполнение». Таким образом, объектива 1:1 недостаточно для съемки чего-то более сложного, чем небольшой стандартный предмет. Можно использовать с ним дополнительные приспособления - такие, как макрокольца-удлинители.

Использование макроколец

Макрокольца представляют собой полые трубки, которые закрепляются между объективом и камерой, увеличивают расстояние. Так передний элемент конструкции будет максимально близким к объекту съемки, а значит, увеличение станет большим. Если нет возможности воспользоваться специальным макрообъективом (не позволяют финансы), кольца - хорошая замена. Однако, у них есть и недостатки - прежде всего, светопотеря, в зависимости от длины приспособления. Макрокольца с одним сегментом - около 12 мм, двумя - 20 мм. Глубина резкости уменьшается, так как вы приближаетесь к объекту съемки, и получить результат в фокусе будет сложнее. Между объективом и камерой исчезает "электрическое" соединение, и работать с автофокусом становится невозможно. Но следует знать, что в любом случае, с макрокольцом результат выходит лучше, чем со стандартным зумом.


пример конструкции для макрофотографии

Фильтры Close-Up

Close-Up - фильтры для крупного плана. Их действие можно сравнить с работой увеличительного стекла. Они масштабируют объект, но качество изображения несколько снижается, как и количество света, попадающего на линзу. Фильтры стоят недорого, будут хорошим подспорьем для веселых экспериментов, если у вас нет макрообъектива. Для них существует градация: +1, +2, +5 и так далее, чем больше цифра, тем сильнее увеличивают фильтры, и тем меньшее количество света попадает на сенсоры.

Вспышки: External Flash или кольцевые

Относительно макрообъектива: хорошие модели 1:1 - это Nikon 105 мм, Canon 100 мм, Tamron 90 мм. Есть модели подешевле, но тогда придется подбираться к объекту очень близко. Если вы не можете приобрести полноформатную фотокамеру, стоит рассмотреть Nikon (D5300, D7200), Canon 70D или более дорогие модели Nikon D750, D810 или Canon 5D Mark III. В конце концов, результат зависит только от вас - совершенствуйтесь, экспериментируйте и продолжайте поиски красоты в мелочах.


Большинство из вас знают, что макрофотография это съемка предметов или объектов с очень близкого расстояния, но далеко не все знают как делать подобные снимки. Такие фотографии часто можно видеть в глянцевых журналах, где не всегда понимаешь компьютерная ли это графика это снимок, сделанный фотоаппаратом. К макрофотографии относятся не только съемка удивительного мира насекомых, капель росы, ягод, полевых мелких цветов, но еще и предметная съемка, такая как, например подкрашенные капли воды, падающие в резервуар и многое другое.

Макрофотография действительно очень красива и не знает границ для полета фантазии, но и работы с подобной фотографией достаточно. Всех нюансов и мельчайших деталей мы описать не сможем, но выделим основные принципы для работы в этом жанре. Следует знать, что макрофотографии можно снимать как на мыльницы, так и на продвинутые зеркальные фотоаппараты, как действовать в обоих случаях мы сейчас и разберем.

Начнем со съемки макрофотографии с обыкновенной мыльницы. На всех подобных фотоаппаратах, будь то самые дешевые или же дорогие есть такой полезный режим макро, который нам и понадобится. Главная особенность данного режима заключается в том, что в режиме макро вам предоставляется возможность очень близкой фокусировки, что нам и необходимо. Принцип работы здесь совсем прост:

  1. Переходим в нужный нам режим макро
  2. При наличии стабилизатора включаем его
  3. Выставляем минимальное ISO, а также убираем оптически и цифровой зум.
  4. Меняем автоматическую фокусировку на фокусировку по центру
  5. Затем вам необходимо максимально приблизить ваш фотоаппарат к объекту съемки и сфокусироваться.

Если фокусировка не произошла, если же на экране вашей камере загорелся небольшой желтый прямоугольник, это значит, что фокусировка не определена, другими словами ваш объект располагается чересчур близко или наоборот далеко. В таком случае вам нужно изменить расстояние до предмета и попробовать еще раз. Фотографирование так близко, как только это возможно обеспечит в снимках хорошую глубину резкости, а это в обычных мыльницах далеко не всегда получается. Например, при съемке портрета добиться глубины резкости на подобных камерах не представляется возможным.

Для того чтобы получить отличные кадры, снимая на зеркальную камеру, вам необходим макрообъектив. С помощью такого специального объектива вы сможете производить съемку с очень близкого расстояния. Расстояние от самой фокусировки до снимаемого вами объекта будет составлять примерно 0, 15 метра. Это может быть телеобъектив, со значениями фокусного расстояния 60-100 мм. Примерами подобных объективов могут быть Nikon 60 mm, Sigma 70mm и так далее. Стоит заметить, что стабилизатор для макрообъективов совсем не требуется, потому как если вы закроете диафрагму, вам все равно понадобится вспышка.

Итак, прежде все при начале съемки зеркальным фотоаппаратом ISO рекомендуется установить в автоматический режим и перейти в специальный режим Приоритета диафрагмы. Затем нужно закрыть диафрагму до значений примерно от 5.6 до 11. Затем необходимо включить вспышку и максимально приблизиться к снимаемому предмету, для получения большего эффекта макро. После этого смотрим на полученный кадр и при необходимости корректируем диафрагму или же саму экспозицию.

Как видите вам необходимо знать основной принцип работы в макрорежиме, а также некоторые детали и нюансы данного типа съемки. Главное, что вам понадобиться в макрофотографии это усидчивость, ведь охота за насекомыми или каплей росы дело довольно хлопотное, но результаты превзойдут все ваши ожидания.