Реферат: Социальная политика Республики Беларусь. Социальная политика белоруссии. Основные программы фонда

Введение

2.1 Уровень жизни

2.2 Потребительская корзина

Заключение

Список литературы

Введение

Важнейшей задачей социально ориентированной экономики государства в рыночном хозяйстве нашей республики является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране. Одним из важнейших направлений его деятельности является регулирование занятости и стимулирование высококвалифицированного и производительного труда и, следовательно, увеличения национального дохода.

В прошлом большинство политических протестов было ограничено Минском и другими крупными городами, но, в частности, демонстрации последних недель появились в небольших городах и городах. ОМОН окружил демонстрантов, в некоторых случаях насильственно пасти их в полицейские фургоны.

Полиция также проводила обыски в других городах по всей стране. «Многие из арестованных были избиты и нуждаются в медицинской помощи», - сказала она. За два десятилетия своего существования Лукашенко систематически отменил оппозиционные партии, независимые СМИ и группы гражданского общества. Прошлые всплески политических протестов были встречены насилием.

Существуют некоторые проблемы, связанные с регулированием занятости и обеспечения социальной защиты населения. В данной работе рассмотрены такие немаловажные вопросы, как повышение уровня оплаты труда, государственного регулирования занятости, обеспечение справедливого распределения доходов, реформирование систем здравоохранения и образования, проведение пенсионной реформы, ликвидация нищеты и бедности.

Некоторые политические наблюдатели предположили, что Лукашенко как способ снять давление на осажденную экономику страны. Беларусь сильно зависит от импорта дешевой нефти из России, которую она усовершенствует, а затем экспортирует в Европу и в другие страны.

Страна также сильно зависит от торговли с Россией и денежных переводов от работающих там белорусов, что пострадало из-за собственных экономических проблем России. Европейский союз осудил действия белорусских властей против протестующих и потребовал немедленного освобождения «всех недавно задержанных мирных граждан».

Проанализировав ситуацию в Республике Беларусь в данной работе, можно представить реальную картина качества и уровня жизни населения нашей страны. И дело не только в правительстве и мерах, которые оно принимает, но также и в самих людях, в их менталитете. Ведь большая часть населения вполне удовлетворена своей жизнью, но люди не всегда замечают, что происходит вокруг них. Некоторые не получают заработную плату месяцами, даже если они получают её, им не хватает прожить и на месяц. Разве это можно назвать справедливостью, что многие люди, имеющие семью, остаются без работы. Возникновение таких проблем неизбежно, задача социальной политики государства – по возможности решать подобные вопросы по мере их появления.

После переговоров с польскими правительственными чиновниками Няклео отправился в Минск из Варшавы. Он остановился на границе и снял поезд, его жена, Ольга Некляева, сказала. Неклео планировал провести митинг в Минске вместе с известным лидером оппозиции Николаем Статкевичем.

Президент Украины Петр Порошенко встретился с Президентом Беларуси Александром Лукашенко в ходе рабочего визита в Республику Беларусь. Главы государств обсудили широкий круг вопросов двустороннего сотрудничества. И динамика первых двух месяцев этого года еще более перспективна, - сказал президент на совместной пресс-конференции.

Именно поэтому я и выбрала эту тему для своей курсовой работы, чтобы изучить оптимальные пути решения этих и многих других проблем. Данные проблемы очень актуальны, так как они неизбежны и существуют не только в нашей стране, но и в других странах мира.

1. Сущность, цели, направления и принципы социальной политики

Общество - это устойчивая целостная форма совместной жизнедеятельности людей, между которыми возникает множество взаимоотношений, как в экономической, так и в других сферах. Интересы общества, отдельных групп и личностей не всегда совпадают, что вызывает необходимость их постоянной координации. Поэтому многие ученые рассматривают социальную политику как способ, при помощи которого общество регулирует отношения между индивидами, группами, классами, социальными учреждениями.

Это особенно касается сельскохозяйственного машиностроения, автомобилестроения, энергетики и увеличения степени локализации инженерных изделий, поставляемых на украинский рынок, - сообщил Петр Порошенко. Глава государства отметил, что в ходе встречи стороны отметили «уникальные возможности, возникшие в результате децентрализации». Наши белорусские партнеры считают, что впервые за много лет наши территориальные сообщества получат возможность приобрести коммунальную технику, троллейбусы, другое оборудование, которое улучшит улицы наших городов и жизнь их жителей, - добавил он.

С моей точки зрения, социальная политика представляет собой систему мер, направленных на достижение социальных целей, связанных с повышением благосостояния общества, улучшением качества жизни народа и обеспечением социальной стабильности и социальной справедливости в обществе. При этом хочу отметить, что социальная политика государства тесно связана с общеэкономической ситуацией в стране. Говоря о социальной политике государства, подразумеваются действия правительства, направленные на распределение и перераспределение доходов между различными членами и социальными группами общества. Также необходимо отметить, что государственная социальная политика – это деятельность государства, ставящая своей целью смягчение противоречий и предотвращение социальных конфликтов между субъектами и объектами рыночной экономики. При этом обеспечение государством приемлемых условий жизни касается тех, кто по каким-либо веским причинам не может это сделать самостоятельно.

Петр Порошенко отметил, что сегодняшние переговоры коснулись конкретных конкретных вопросов. Президент также сообщил, что достигнута договоренность о расширении рынков двух стран для товаров и услуг из Украины и Беларуси. Мы ожидаем, что белорусские предприятия примут участие в тендерах на дорожное строительство на территории Украины, и украинские строители, как ожидается, примут участие в тендерах на строительство в Беларуси, - сказал Петр Порошенко.

Стороны договорились также сотрудничать в гуманитарной сфере. Несколько рабочих групп проведут сессии по секторальному сотрудничеству. Стороны договорились взаимодействовать в сфере энергетической безопасности, поддерживать и увеличивать долю белорусского присутствия на нефтяном рынке Украины. «Мы договорились, обсудили и дали соответствующие инструкции о возможности экспорта украинской электроэнергии белорусским потребителям», - отметил Президент.

Важнейшими целями социальной политики государства являются:

перераспределение средств бюджета в пользу наиболее нуждающихся;

обеспечение доступности жилищно-коммунальных, транспортных, образовательных, медицинских услуг, а также базовых продовольственных и промышленных товаров для наиболее социально незащищенных слоев населения;

И наше сотрудничество в этом направлении полностью эффективно, - подчеркнул он. Петр Порошенко отметил, что повестка дня украинско-белорусского сотрудничества чрезвычайно широка. Глава государства пригласил своего белорусского коллегу посетить Украину летом, и Александр Лукашенко принял приглашение.

Президент Украины поблагодарил белорусскую сторону за гостеприимство. Президент Беларуси Александр Лукашенко отметил, что его страна будет продолжать сопровождать Украину, обращая внимание мирового сообщества на проблему преодоления последствий Чернобыльской катастрофы.

создание эффективной системы профессиональной переподготовки кадров, расширение условий для занятости;

создание общедоступной системы информации о вакантных рабочих местах внутри страны и за рубежом, по обучающим программам, ценовой динамике, конъюнктуре рынка, по справочно-аналитическим источникам.

Социальная политика формируется с учётом конкретно-исторических условий страны.

Президент Беларуси отметил, что украинский рынок является одним из основных рынков для белорусских предприятий и белорусского рынка - для украинских компаний. Александр Лукашенко подчеркнул постоянное увеличение товарооборота между нашими странами и отметил, что Беларусь занимает 4-е место среди торговых партнеров Украины, а Украина является 2-м торговым партнером Беларуси. Он также напомнил, что в Украине работают несколько белорусских предприятий, производящих продукцию машиностроения совместно с украинцами.

«Мы будем расширять перечень товаров, которые будут совместно производиться в Беларуси и Украине», - подчеркнул Президент Беларуси. По его словам, речь идет о производственном сотрудничестве в сфере сельского хозяйства, машиностроения, промышленности и логистики.

Основные направления социальной политики, отражающие её специфику:

1. Политика доходов населения (жизненный уровень, потребительская корзина, благосостояние).

2. Политика в сфере труда и трудовых отношений (оплата труда, охрана труда и социальное страхование, занятость населения и др.).

3. Социальная поддержка и защита нетрудоспособных и малоимущих слоев населения (пенсионное обеспечение и социальное обслуживание, социальные гарантии и др.).

Тем не менее, у двух президентов есть разные приоритеты в отношении двустороннего сотрудничества. В случае с Киевом это проблемы безопасности; в заявлении для прессы Порошенко сказал, что он был уверен президентом Беларуси, что белорусская территория не будет использоваться для каких-либо агрессивных действий против Украины. Однако Лукашенко не публиковал такую ​​декларацию, вместо этого фокусировался на экономических вопросах; это было обусловлено зависимостью Минска от Москвы в вопросах экономики и безопасности.

Визит не привел к каким-либо решениям, которые ознаменовали бы вехой в отношениях между двумя странами. Подписанные документы касались сотрудничества в области науки и культуры. Вопросы безопасности были приоритетом на встречах в Порошенко. Отношения с Минском ничем не отличаются. Таким образом, беседа с Лукашенко была направлена ​​на изучение позиции Минска и усиление убежденности Беларуси в угрозах, которые этот сценарий представляет для обеих сторон. Тот факт, что Лукашенко не выразил четкой поддержки территориальной целостности страны и не сделал никаких заверений, что в его заявлении для прессы была установлена ​​несущественная угроза со стороны Беларуси, это, безусловно, разочаровывало украинского партнера.

4. Основные направления развития отраслей социальной сферы (охрана здоровья, образование, наука, культура, физическая культура и спорт).

5. Социально-экологическая политика.

6. Политика в области современной инфраструктуры (жильё, транспорт, дороги, связь, торговое и бытовое обслуживание).

7. Миграционная политика (вынужденная миграция, защита прав и интересов соотечественников за рубежом, внешняя трудовая миграция).

Как правило, визит Лукашенко оценивается скептически в Украине. В отличие от украинской позиции, в случае Беларуси, основным вопросом повестки дня переговоров было экономическое сотрудничество. Чрезмерная политическая поддержка Киева была бы слишком рискованной для Беларуси, поскольку она поставила бы угрозу конфронтации с Россией, которая является ее военным союзником, единственным поставщиком нефти и газа и ее основным торговым и политическим партнером. Вот почему Минск не занимает позицию на международных форумах, что противоречило бы интересам Москвы, как это было видно в заявлении Лукашенко на пресс-конференции, заканчивающей его визит в Киев.

8.Политика, проводимая в отношении отдельных категорий населения (семейная, молодёжная политика, политика в отношении пожилых и инвалидов).

Государственная социальная политика предусматривает решение следующих задач:

1. Социальная защита человека и его основных социально-экономических прав.

2. Обеспечение условий для повышения благосостояния каждого человека и общества в целом.

Беларусь предпринимала попытки не принимать сторону с самого начала российско-украинского конфликта. Вопреки ожиданиям Кремля, Александр Лукашенко пока официально не поддерживает аннексию Крыма или агрессию в Донбассе. Осторожная позиция Беларуси продиктована прежде всего опасением подорвать территориальную целостность любой из постсоветских стран и обострить напряженность в регионе. Однако, учитывая его ограниченное пространство для маневра в политических вопросах, самым безопасным, а также наиболее выгодным направлением сотрудничества с Украиной является экономика.

3. Поддержание определённого статуса различных экономических групп и отношений между ними, формирование и воспроизводство оптимальной структуры общества.

4. Развитие социальной инфраструктуры (жилищно-коммунальные услуги, транспорт и связь, образование, здравоохранение).

5. Формирование экономических стимулов участия в общественном воспроизводстве.

Это, в частности, касается экспорта, в котором нефтепродукты играли главную роль в течение многих лет. Данные за первые пять месяцев этого года показывают, что объем торговли вырос на 26%, а также в пользу белорусских экспортеров. В нынешней ситуации украинский рынок предлагает наибольшую возможность для Беларуси снизить долю России в белорусском экспорте. Встреча президентов Беларуси и Украины заложила разницу в приоритетах, которые уже давно видны, обусловленные отношениями двух стран с Россией.

В то время как Украина фактически воюет с Россией, Беларусь ведет военный альянс и тесное политическое и экономическое сотрудничество с Москвой. Учитывая эти факты, политическое сотрудничество между Минском и Киевом, направленное против России, вряд ли можно ожидать в ближайшем будущем. В то же время правительства Украины и Беларуси хотят, чтобы их сотрудничество было усилено, и, самое главное, стабилизация ситуации в Восточной Европе. Независимо от видимых различий в восприятии России, стремление принести мир в регион, по-видимому, является главным фактором, который укрепит отношения между Киевом и Минском.

6. Создание условий для всестороннего развития человека, удовлетворение его потребностей.

Следует отметить, что возможности решения тех или иных задач социальной политики определяются количеством и качеством ресурсов, которые могут направить государство на их решение. Ресурсная база, в свою очередь, зависит от общего уровня экономического развития страны.

С этого момента он заявил, что демократия будет «ограничена квадратным метром вокруг вас, где вы стоите». Но даже такая демократия окажется слишком большой для белорусского диктатора, который правил страной уже семнадцать лет. Не обращая внимания на эту циничную тактику, несколько сотен человек появились на тротуаре за пределами строго охраняемой площади и начали медленную процессию, хлопая в ладоши. В течение нескольких минут десятки офицеров безопасности в пуленеводстве, штатском, начали собирать людей в ожидающие полицейские фургоны.

Социальная политика сложна и структурно.

Пять структурных частей социальной политики:

политика регулирования доходов населения;

политика обеспечения занятости;

политика социальных гарантий;

политика социальной защиты;

политика защиты здоровья и экологической безопасности населения.

Основными инструментами проведения политики доходов являются: налоговая система, разного рода льготы, дотации и субсидии, ценовое регулирование и др. Их конкретный выбор зависит от конкретно-исторических условий и модели развития.

Ни один демонстрант не носил политического знака или не скандировал политический лозунг. Не было никакого упоминания о названии «Лукашенко». Даже слово «свобода», получившее новую глобальную валюту после арабских потрясений, не перешло ни на что. То, что Беларусь управляется в течение семнадцати лет режимом, который будет запрещать хлопание, вряд ли является наименьшей из его проблем. Но, поскольку бывшая советская республика переживает худший экономический кризис после распада Советского Союза, окостеневшее руководство Лукашенко в первый раз фактически начинает угрожать правлению почти двух десятилетий.

Вторая структурная часть социальной политики - политика занятости - также является очень важным этапом формирования социальной политики в стране, на котором решается большое количество проблем. Главная из них - безработица. Под политикой занятости понимается система принципов и мер, направленных на обеспечение свободно избираемой занятости населения (деятельность граждан, которая не противоречит законам страны и направлена на удовлетворение потребностей личности или общества и приносит ее субъекту доход).

В стране, где с тех пор мало что изменилось и где около восьмидесяти процентов населения по-прежнему нанято государством, этот шаг был попыткой Лукашенко буквально купить поддержку. Однако, учитывая его почти полный контроль над средствами массовой информации страны, доминирование избирательной комиссии и преследование активистов оппозиции, ему не нужно было прибегать к такой тактике Перониста. Его режим сфальсифицировал голосование в процессе, широко осужденном международными наблюдателями, направил насильственную ОМОН, чтобы установить тысячи мирных демонстрантов, и заключил в тюрьму семь из девяти кандидатов от оппозиционных кандидатов, двое из которых остаются в тюрьме по сей день.

Следующей структурной частью социальной политики является политика социальных гарантий. Под ней понимается комплекс социально-экономических и правовых условий, обеспечивающих основные права членов общества в производстве, распределении, потреблении. Основными элементами системы социальных гарантий выступают: меры по формированию, поддержке, развитию и реализации способностей человека, меры регулирования источников и величины доходов; обеспечение равного доступа к рынкам товаров и услуг; соблюдение обоснованных нормативов использования социальных фондов.

Следующая структурная составляющая социальной политики - политика социальной защиты. Это система принципов, норм и мер, используемых государством для создания и регулирования социально-экономических условий, обеспечивающих защиту граждан в ситуациях социального риска. Под социальным риском понимается риск возникновения в обществе обстоятельств, наносящих существенный ущерб гражданам по объективным, не зависящим от них причинам (безработица, инфляция, инвалидность, последствия возраста, смерть кормильца и т.п.).

Социальная защита осуществляется в двух основных формах: денежной и натуральной. В денежной форме при определенных обстоятельствах выплачиваются разного рода пособия (по безработице; по уходу за ребенком и т.п.), пенсии (трудовые, социальные и др.), субсидии (в связи с оплатой жилья) и т.д. А в натуральной форме социальная защита может реализоваться в виде бесплатных школьных завтраков или обедов, обеспечения одеждой и питанием детских домов и приютов, и т.п.

Политика защиты здоровья и экологической безопасности населения - еще одна составляющая социальной политики. Каждый человек как личность, как совокупность способностей уникален. Потери населения безвозвратны, поэтому государство с поддержкой населения должно обеспечить экологическую безопасность людей.

Оценить проводимую государством социальную политику можно при помощи определенных показателей, которые я проанализирую в следующей главе.


2. Основные показатели результативности социальной политики

2.1 Уровень жизни

Результативность социальной политики проявляется в системе показателей, характеризующих уровень социальных параметров населения под воздействием множества факторов.

На мой взгляд, самыми главными и наиболее точно определяющими показателями эффективной социальной политики являются уровень жизни населения, потребительская корзина и потребительский бюджет, доходы населения и социальная справедливость.

В последние годы в качестве обобщающего социального индикатора экономисты рекомендуют использовать индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), который отражает степень здоровья населения, уровень его знаний и жизни. Величина индекса человеческого потенциала свидетельствует о степени приближения данной страны к оптимальному, с точки зрения мирового сообщества, уровню развития.

Под уровнем жизни населения понимается степень развития физических, духовных и социальных потребностей населения, степень их удовлетворения и условия, которые предоставляются обществу для развития и удовлетворения этих потребностей.

Уровень жизни зависит, во-первых, от фактического потребления материальных и духовных благ, во-вторых, от развития потребностей.

Факторами, обусловливающими качественные и количественные характеристики уровня жизни, являются состояние производительных сил, характер производственных отношений, природно-климатические условия, географическое положение страны и другие особенности окружающей среды.

Для оценки уровня жизни применяют ряд показателей: потребление основных продуктов на душу населения (семью); потребительская корзина; потребительский бюджет; прожиточный минимум.

2.2 Потребительская корзина

Для получения реальной картины уровня жизни необходимо иметь точку отсчета. Таковой является “потребительская корзина”, включающая набор благ и услуг, обеспечивающий определённый уровень потребления. Включенные в нее блага и услуги представляют все потребительские комплексы, необходимые для нормальной жизнедеятельности человека. В потребительскую корзину входят следующие блага и услуги:

одежда, белье, обувь;

лекарства, предметы санитарии и гигиены;

мебель, предметы культурно-бытового и хозяйственного назначения;

жилье и коммунальные услуги;

культурно-просветительные мероприятия и отдых;

бытовые услуги, транспорт, связь;

обязательные взносы и платежи.

Потребительская корзина составляется из 149 позиций по продовольственным товарам с таким расчетом, чтобы структура еды обеспечивала суточную калорийность для работающих в количестве 2822 кал, для пенсионеров - 2026 и для детей - 2123.

Система потребительских корзин является основой натурально-вещественной структуры минимальных потребительских бюджетов (МПБ). МПБ - это та граница доходов, ниже которой не может быть обеспечено простое воспроизводство и социально приемлемый образ жизни человека. Минимальные потребительские бюджеты разрабатываются конкретно для разных социальных групп (пенсионеры, работающие, студенты и т.д.) в среднем на душу населения, а также для средней семьи, состоящей из 4-х человек.

МПБ используется как основополагающий норматив в целом ряде направлений, одним их которых является установление минимума заработной платы (МЗП). МЗП - социально-экономический норматив, определяющий минимально допустимый уровень денежных средств, выплачиваемых нанимателем работнику простого труда и способных обеспечить простое воспроизводство его рабочей силы.

Следует заметить, что минимальный потребительский бюджет используется как социальный норматив. Однако в условиях кризисной экономики низким экономическим возможностям государства больше соответствует такой важнейший норматив, используемый при осуществлении социальной политики, как бюджет прожиточного минимума.

Прожиточный минимум - это минимальный набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья.

Бюджет прожиточного минимума - это стоимостная величина прожиточного минимума, а также обязательные платежи и взносы. «Экономическая теория (общие основы)».

2.3 Социальная справедливость и кривая Лоренца

Уровень потребления населения прямо зависит от уровня дохода. Я полагаю, что политика формирования доходов населения является главным звеном в социальной политике государства. Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ, которые получают субъекты в процессе экономической деятельности за определенный промежуток времени.

Уровень доходов членов общества является важнейшим показателем их благосостояния, так как определяет возможности материальной и духовной жизни индивидуума. Среди факторов, оказывающих непосредственное влияние на величину доходов населения, кроме размеров самой заработной платы, выступает динамика розничных цен, степень насыщенности потребительского рынка товарами и др. Для оценки уровня и динамики доходов населения используются показатели номинального, располагаемого и реального дохода.

Номинальный доход /NI/ - количество денег, не зависящее от налогообложения и уровня цен.

Располагаемый доход /DI/ - доход, который может быть использован на личное потребление и личные сбережения. Располагаемый доход меньше номинального дохода на сумму налогов и обязательных платежей.

Реальный доход /RI/ - представляет собой количество товаров и услуг, которое можно купить на располагаемый доход с поправкой на изменение уровня цен.

В каждой стране существует такая проблема, как неравномерное распределение дохода, оценить которую можно с помощью кривой распределения доходов, или кривой Лоренца (рис. 1). Для этого на графике по оси абсцисс откладывают процент семей, располагающих определенным уровнем дохода, а по оси ординат - долю совокупного дохода, приходящегося на соответствующую часть семей.


Рис. 1. Кривая Лоренца

Если бы доходы у всех людей были одинаковыми, т.е. 1 % населения располагал 1 % доходов, 15 % населения - 15 % доходов, то кривая Лоренца заняла бы положение линии абсолютного равенства и превратилась в прямую. На рис. 1 теоретически абсолютно равное распределение доходов иллюстрирует линия ОЕ, ее угол наклона к оси абсцисс составляет 45°. Чем больше кривая Лоренца отклоняется от линии абсолютного равенства, тем более неравномерно распределены в обществе доходы.

Если участок графика между кривой ОЕ и кривой Лоренца обозначить Т, то можно получить следующее соотношение:

социальный политика потребительский справедливость лоренц

G = ,

где G - показатель, измеряющий степень неравенства в доходах.

Этот показатель в экономической теории называется коэффициентом Джини, по имени итальянского экономиста и статика Коррадо Джини (1884 - 1965 гг.). Он варьируется от 0 до 1, и чем выше значение показателя, тем более неравномерно распределены доходы в обществе. Если коэффициент равен 0, кривая Лоренца совпадает с линией ОЕ, доходы в обществе распределены абсолютно равномерно. Считается, что его значение, большее, чем 0,4 (40), отражает достаточно высокую степень расслоения общества. Можно сравнить показатель нашей страны с другими странами.

Данные Всемирного банка (2000 г.) таковы: Россия - 0, 37; Украина - 0, 31; Белоруссия - 0, 2816. Эксперты ЮНИСЕФ (2002 г.) полагают, что в Белоруссии индекс Джини составлял 0,24, а в Украине - 0,32. В отношении России они оперируют как последними данными 1998 г. - 0, 374

Согласно данным о развитии человеческого потенциала ПРООН, индекс Джини составлял в 2004 году для Российской федерации 0,31, для Украины - 0,29, для Беларуси – 0,30. Для Чешской республики данный индекс составил 0,25, для Венгрии - 0,26. С образцовой с точки зрения сочетания рыночных механизмов и эгалитарных ценностей Швеции Джини был равен 0,25. Напомним, что последние данные Джини для Советского Союза составляли 0,26.

Самый высокий уровень Джини традиционно фиксируется во многих африканских и латиноамериканских странах, отличающихся общей социальной неустроенностью - Нигере (0,5), Центральноафриканской республике (0,61), Намибии (0,7 - мировой рекорд), Парагвае (0,57), Гватемале (0,59), Сальвадоре (0,53). Наиболее же низкие показатели Джини фиксируются в европейских странах.

Важный стратегический ориентир социальной политики - всемерное стимулирование мотивации экономической активности человека, создание условий для проявления его инициативы, энергии и способностей, возможностей обеспечивать своим трудом достойный уровень жизни. Проведение такой стратегической линии требует серьезных сдвигов в общественном сознании и сложившейся системе ценностей, преодоления многолетних стереотипов, привычки рассчитывать не на свои силы, а на благодеяние властей. Для всей долгосрочной перспективы остается актуальной задача обеспечения социальной справедливости.

Социальная справедливость означает удовлетворение насущных потребностей человека и справедливое распределение материальных ресурсов. Социальная справедливость заключается в равных стартовых возможностях для всех граждан. Это исходная база социальной политики. Однако есть ли в нашей стране справедливость? Мнения по этому вопросу могут расходиться. Некоторые считают, что есть, но как правило это те люди, которым приходится беспокоиться о еде на завтрак, обед или ужин, о детях, их здоровье и образовании.

Крайняя степень неравенства способна привести к нестабильности в обществе, социальным взрывам, разрушению производительных сил. Поэтому в цивилизованных обществах политические структуры ведут политику по смягчению социального неравенства, созданию условий для удовлетворения хотя бы минимальных материальных и духовных потребностей людей. Но эти шаги часто непоследовательны, а принимаемые меры являются далеко не полными и, самое главное, плохо реализуются.

Разумеется, сравнительный анализ содержания социальной политики разных государств позволяет значительно обогатить теорию, а, следовательно, и практику этой деятельности. В то же время при освоении зарубежного опыта в сфере социальной поддержки населения необходимо в полной мере учитывать исторические условия, национальные особенности и образ жизни.

3. Социальная политика и её особенности в зарубежных странах

Каждая страна с учётом своей специфики формирует собственную модель социальной политики и, естественно, эффективность социальной политики в различных странах разная. В этой работе мне бы хотелось проанализировать особенности формирования, развития и осуществления социальной политики таких государств как Россия и Швеция.

Нынешнему этапу развития российского общества и экономики присущи противоречия между необходимостью построения современной социальной системы и отсутствием надлежащих социально-экономических условий; между потребностями в значительных финансовых ресурсах и реальными возможностями государства и территорий по финансированию социальной сферы.

Поскольку социальная сфера в значительной своей части представляет нерыночный сектор экономики, то регулирующая роль государства в отношении ее проявляется более заметно. За последнее десятилетие социальные расходы в России увеличились, несмотря на снижение ВВП. Однако доля семей, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, также растет. Реальные денежные доходы в семьях уменьшились более чем на 30%.

Не менее важной задачей для социальной политики Российской Федерации является преодоление несправедливости в распределении доходов. Их дифференциация в последние годы значительно выросла. По этому показателю Россия вошла в число стран с наиболее выраженным неравенством населения. Из этого вытекает необходимость повышения уровня доходов наименее обеспеченных, в том числе оказания помощи слабо защищенным слоям населения.

По данным Всероссийского центра уровня жизни (ВЦУЖ) величина прожиточного минимума во II квартале 2006 года в среднем по Российской Федерации составила 3261 руб. на душу населения (в среднемесячном исчислении). Среднедушевые денежные доходы населения субъектов Российской Федерации варьировали от 1875 руб. (республика Ингушетия) до 23 702 руб. (г. Москва).

По данным Росстата, исходя только из уровня денежных доходов, в 2006 году доля бедного населения в России составила примерно 14 %. Под бедным населением понимаются граждане, имеющие реальный доход на душу населения ниже прожиточного минимума.

Важнейшей обязанностью государства является обеспечение социальных прав, поскольку Россия заявила о себе как социальном государстве. Наибольший удельный вес в расходах занимают затраты на выплату компенсаций малообеспеченным гражданам по оплате коммунальных услуг в связи с проводимой жилищной реформой, введение льгот ветеранам, обеспечение инвалидов транспортными средствами, протезирование, изготовление ортопедической обуви и др. Одним из основных видов социальной защиты населения является пенсионное обеспечение.

Хочу отметить несколько неотложных проблем в социальной структуре российского государства и меры по их решению. К ним, прежде всего, относится сохраняющая большие масштабы задолженность по выплатам заработной платы. Приведу пример. По статистическим данным счётной палаты Российской федерации за 2003 год, задолженность по выплатам заработной платы по России из федерального и местных бюджетов составляет 12,5 млрд. руб., прямые отсроченные платежи по ней - 1,2 млрд. руб.

Следует отметить, что наблюдается рост масштабов открытой и скрытой безработицы и неполной занятости на предприятиях, усиление тенденции долговременной безработицы в регионах. В мае 2008 года по сравнению с маем 2007 года общая численность безработных в России возросла на 7,7%, а официально зарегистрированных – сократилась на 11,3%, и составило 1,397 миллионов человек.

Для решения проблемы занятости и безработицы необходимо принятие таких мер, как:

Увеличение занятости в малом предпринимательстве, не требующее, как известно, значительных дополнительных затрат и возможное в результате дополнительных правовых мер и облегчения кредитования, более рационального использования недвижимости,

Расширение масштабов общественных работ и временной занятости, особенно на начальной стадии преодоления кризиса на рынке труда;

Сжатие теневого сектора, что позволит более точно оценить реальные масштабы занятости населения.

На мой взгляд, одной из самых главных проблем социальной политики российского государства является рост бедности. Происходит явное изменение структуры бедного населения. К категориям населения, состоящим из одиноких пенсионеров, инвалидов, многодетных и неполных семей, добавились безработные, а также многочисленные категории трудоспособных граждан, занятых неполный рабочий день, находящихся в отпусках без сохранения или с частичным сохранением заработной платы, имеющих низкую оплату труда.

Я считаю, что в числе первоочередных мер должны быть осуществлены: усиление адресности социальной поддержки малоимущих, практическая реализация федеральных Законов о прожиточном минимуме и государственной социальной помощи. Недостаточная адресность многочисленных льгот, компенсаций и социальных выплат, вводимых без учета материального положения семей и реальных возможностей людей обеспечить собственное благополучие, ограничивает возможности оказания помощи тем, кто действительно в ней нуждается.

В рамках социальной политики особое место занимает политика в области образования. Состояние образования в современных условиях характеризуется противоречивыми тенденциями. В целом за годы реформ удалось обеспечить конституционные права граждан на получение образования, включая среднее и высшее профессиональное образование, на конкурсной основе, сохранить сеть государственных и муниципальных образовательных учреждений, коллективы учителей и профессорско-преподавательского состава, развить сеть негосударственных образовательных учреждений. Таким образом, образование сохраняет свой потенциал в качестве определяющего фактора социально-экономического развития России.

Также осуществляется реформа, основными принципами которой являются: открытость информации о состоянии здоровья населения; создание рынка медицинских услуг; введение многоканальности финансирования; государственное финансирование наиболее приоритетных научных разработок в области медицины на конкурсной основе. Система здравоохранения требует структурных и функциональных преобразований, обеспечивающих:

Устойчивость функционирования учреждений здравоохранения за счет изменения порядка и объемов финансирования отрасли;

Приоритетность в системах здравоохранения профилактических мероприятий по снижению заболеваемости и смертности, угрозы возникновения эпидемий, по формированию здорового образа жизни;

Повышение эффективности использования финансовых, материальных и кадровых ресурсов здравоохранения;

Защиту права пациента на получение своевременной и качественной медицинской помощи.

Введение медицинского страхования граждан является одним из аспектов усиления рыночного механизма с целью улучшения качества медицинского обслуживания населения.

Повышение уровня жизни россиян является важнейшей программной задачей социальной политики Российского государства. В числе приоритетов Правительства - восстановление доходов и максимальное стимулирование платежеспособного спроса населения. Для этого разработаны основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу.

Каждая социально-экономическая модель преследует и создана для определенных целей. В шведской модели первостепенную роль играет социальная политика, которая призвана создавать более или менее нормальные условия воспроизводства рабочей силы (преимущественно высококвалифицированной) - обстоятельство исключительной важности для Швеции, если иметь в виду специфику ее развития и место в международном разделении труда, - и является инструментом ослабления социальной напряженности и конфликтов.

В шведской модели социальная политика способствует преобразованию общественных отношений в духе социальной справедливости, уравниванию доходов, сглаживанию классовых неравенств и в итоге построению нового общества демократического социализма на базе государства благосостояния.

Уровень жизни в Швеции считается одним из наиболее высоких в мире и наивысшим в Европе. Уровень жизни определяется комплексом различных показателей. По ВВП и потреблению на душу населения Швеция занимает одно из первых мест в Европе. По степени выравнивания доходов Швеция опережает все остальные страны мира. Отношение зарплаты женщин к зарплате мужчин в Швеции самое высокое в мире.

Согласно одной из целей шведской модели - равенства, доходы выравниваются весьма прогрессивной системой подоходных налогов. Широкое перераспределение через систему социального страхования способствует значительному сокращению различий в доходах. Уже в 1986 г. в Швеции на 20% самых богатых семей приходилось 37,5% доходов, на 20% самых бедных - 12% (для США соответственно 43,7% и 4,6%). Заметно сократилась разница в оплате труда мужчин и женщин; в 1987 г. средняя заработная плата женщин составляла 89,6% зарплаты мужчин (для сравнения: в Италии - 84,8%; в Германии - 73%; в Великобритании - 70,5%; в Японии - 48,5%).

В Швеции более 50% государственных расходов составляют трансфертные платежи, то есть перевод доходов в частный сектор (домашним хозяйствам и предприятиям), в том числе пенсии, жилищные субсидии, пособия на детей.

На государственное потребление приходится порядка 90% оставшейся суммы, в том числе почти 2/3 тратится на здравоохранение, образование, государственную администрацию и т.д. Большая часть государственного потребления состоит из зарплаты государственных служащих - медицинских работников, учителей и др. Основная часть коммунальных расходов приходится на здравоохранение и социальные услуги, охрану окружающей среды (около 30%), образование (около 21%), электро- и водоснабжение (12%), досуг и культуру (5%), транспорт и связь (5%).

Основные цели шведской модели - полная занятость и равенство, которые зависят от стабильности цен, экономического роста и конкурентоспособности.

Сочетание общих рестриктивных мер и активной политики на рынке труда рассматривалось как средство совмещения полной занятости со стабильностью цен. Всеобщая политика благосостояния и профсоюзная политика солидарности в области зарплаты - составные части шведской модели. Модель развивалась в течение нескольких десятилетий и показала жизнеспособность идей политики солидарности в области зарплаты, полной занятости без инфляции, активной политики на рынке труда.

Неоспорим успех Швеции на рынке труда. Швеция сохраняла исключительно низкую безработицу в послевоенный период, в том числе с середины 70-х годов, когда серьезные структурные проблемы привели к массовой безработице в большинстве развитых капиталистических стран.

Есть определенные достижения и в длительной борьбе за равенство. Полная занятость сама по себе важный фактор выравнивания: общество с полной занятостью избегает различий в доходах и жизненном уровне, проистекающих из массовой безработицы, поскольку долгосрочная безработица ведет к потерям в доходах. Доходы и жизненный уровень в шведском обществе выравниваются двумя путями: политика солидарности в области зарплаты стремится достичь равной зарплаты за равный труд; правительство использует прогрессивное налогообложение и систему обширных государственных услуг.

Сохранение в будущем двух основных целей шведской модели - полной занятости и равенства потребует новых методов, которые должны соответствовать изменившимся условиям. Лишь время покажет, сохранятся ли специфические черты шведской модели - низкая безработица, политика солидарности в области зарплаты, централизованные переговоры по зарплате и исключительно большой государственный сектор.

4. Проблемы социальной политики и особенности её реализации в Республике Беларусь

Переходный период в связи со своими особенностями и крупными издержками резко усиливает значимость грамотной и эффективной социальной политики. Более того, без такой политики социальная неустойчивость или того хуже - социальный кризис и взрыв могут свести на нет все усилия по достижению задач переходного периода. Поэтому, проводя социальную политику, важно четко представлять особенности ее структуры и вовремя актуализировать соответствующие функции и инструменты.

План по повышению эффективности социальной политики Республики Беларусь должен предусматривать решение следующих ключевых проблем:

Повышение уровня оплаты труда;

Государственное регулирование занятости;

Обеспечение справедливого распределения доходов;

Реформирование систем здравоохранения и образования;

Проведение пенсионной реформы;

Ликвидация бедности.

Хочу прокомментировать возможные изменения в каждом из этих направлений.

В РБ сформировался экономически не обоснованный, неоправданно высокий разрыв между минимальной заработной платой и прожиточным минимумом. Велика дифференциация в оплате труда, как между сферами деятельности, так и между различными категориями работников. Значительно занижена оплата интеллектуального труда, ослабляется связь заработной платы с уровнем квалификации и образования работников, а также со сложностью выполняемой работы. Отсутствует должная увязка зарплаты с результатами хозяйственной деятельности.

В настоящее время в области регулирования оплаты труда в стране существует ряд проблем:

низкий уровень тарифной ставки первого разряда;

♦ отставание уровня заработной платы работников бюджетной сферы по сравнению с реальным сектором экономики;

♦ достаточно высокая дифференциация по уровню заработной платы между отраслями;

♦ отсутствие прямой зависимости между заработной платой и эффективностью производства

В этих условиях государственная политика РБ по совершенствованию механизма оплаты труда направлена:

На усиление зависимости роста заработной платы от результатов производственной и финансовой деятельности предприятий, личного вклада работников в эти результаты;

Приближение тарифной ставки первого разряда к величине бюджета прожиточного минимума и далее к минимальному потребительскому бюджету.

Политика занятости опирается на определенную систему принципов. В Республике Беларусь таковыми согласно Закону о занятости признаны:

1) обеспечение равных возможностей в трудоустройстве всем трудоспособным гражданам РБ;

2) обеспечение мер, направленных на предотвращение безработицы;

3) предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;

4) содействие и поощрение граждан в развитии их способностей к производительному и творческому труду;

5)принятие мер содействия в трудоустройстве граждан с ограниченной трудоспособностью;

6)участие профсоюзов и союзов предпринимателей в решении проблем занятости при взаимодействии с государственными органами;

7)международное сотрудничество в решении проблем занятости.

Основополагающими принципами перехода Республики Беларусь к устойчивому развитию являются:

Человек - цель прогресса, а уровень человеческого развития - мера зрелости общества и государства;

Повышение уровня благосостояния нации, преодоление бедности, изменение структур потребления;

Приоритетное развитие систем здравоохранения, образования, науки, культуры - важнейших сфер духовной жизни общества, факторов долгосрочного роста производительной, творческой активности народа, эволюции народного хозяйства;

Улучшение демографической ситуации, содействие устойчивому развитию поселений;

Переход на природоохранный, ресурсосберегающий, инновационный тип развития экономики;

Усиление взаимосвязи экономики и экологии, формирование эколого-ориентированной экономической системы, развитие ее в пределах хозяйственной емкости экосистем;

Рациональное природопользование, предполагающее нерасточительное расходование возобновимых и максимально возможное уменьшение потребления невозобновимых ресурсов, расширение использования вторичных ресурсов, безопасную утилизацию отходов;

Развитие международного сотрудничества и социального партнерства в целях сохранения, защиты и восстановления экосистем;

Экологизация мировоззрения человека, систем образования, воспитания, морали с учетом новых цивилизационных ценностей;

Ведущая роль государства в осуществлении целей и задач устойчивого развития систем управления, политических механизмов принятия и реализации решений;

Повышение скоординированности и эффективности деятельности государства, частного бизнеса и гражданского общества.

В Основных положениях Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы дана оценка достигнутого уровня социально-экономического развития в прошедшем пятилетии (2001 – 2005 годы), отражено положение Республики Беларусь в мире, определены цели, задачи и приоритеты социально-экономического развития страны на 2006 – 2010 годы, меры по их реализации, пути совершенствования макроэкономических условий, формирования эффективных экономических институтов и ожидаемые результаты выполнения программы.

Данная пятилетка призвана обеспечить переход страны на инновационный путь социально-экономического развития. Этот переход предстоит осуществлять в сложнейших условиях мирового экономического развития, которые определяются нарастанием противоречий между обществом и природой в использовании минерально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, запасы которых ограничены, а в ближайшие десятилетия важнейшие из них и вовсе будут исчерпаны, увеличением экономических, политических, культурных и других противоречий между экономически развитыми и развивающимися странами. В перспективе политика занятости в нашей стране должна быть направлена на повышение мобильности рабочей силы и формирование ее высокой конкурентоспособности. Достичь этих целей возможно за счет расширения инвестиций в человеческий капитал; повышения престижности интеллектуального труда; широкого внедрения альтернативных видов занятости; развития правовой и экономической инфраструктуры в сфере занятости.

Мировые процессы будут определяться прежде всего дальнейшей глобализацией, превращением экономик отдельных стран в элементы единого мирового хозяйства с постепенным переходом к постиндустриальному информационному обществу, новой экономике, основанной на знаниях.

Для того чтобы идти в ногу с мировыми тенденциями, Беларусь должна максимально использовать свои сильные стороны (потенциальные конкурентные преимущества): выгодное экономико-географическое и геополитическое положение; развитые системы транспортных коммуникаций и производственной инфраструктуры; значительные земельные, водные, лесные ресурсы, наличие ряда важных полезных ископаемых; относительно развитый научно-технический потенциал; достаточно мощную строительную базу; высокий образовательный уровень населения и сложившуюся систему подготовки квалифицированных кадров; внешнеэкономические связи.

Структура денежных доходов населения Беларуси, согласно Балансу расходов и доходов населения, включает:

♦ оплату труда всех работающих;

социальные трансферты (пенсии, пособия, стипендии и др.);

♦ доходы от собственности (проценты по вкладам, ценным бумагам, дивиденды);

♦ доходы от предпринимательской деятельности и др.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 октября 2008 г. № 1628 утверждены следующие размеры бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам в ценах сентября 2008 г. в расчете на один месяц на период с 1 ноября 2008 г. по 31 января 2009 г.:

в среднем на душу населения – 223660 руб.;

для трудоспособного населения – 245270 руб.;

для пенсионеров – 195780 руб.;

для студентов – 233870 руб.;

для детей в возрасте от 3 до 16 лет – 265100 руб.;

для детей в возрасте до 3 лет – 191470 руб.

Структура бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения в ценах сентября 2008 года по статьям расходов:

продукты питания – 53,3 %;

плата за пользование жилым помещением и коммунальные услуги–15,9 %;

предметы гардероба – 15,5 %;

бытовые и транспортные услуги – 6,9 %;

товары бытового и хозяйственного назначения – 3,2 %;

взносы и платежи – 3,0 %;

предметы первой необходимости, санитарии и лекарства – 2,0 %.

Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 15 октября 2008 г. № 143 утверждены следующие размеры среднедушевых минимальных потребительских бюджетов в ценах сентября 2008 г. на период с 1 ноября 2008 г. по 31 января 2009 г.:

семьи из 4-х человек – 346190 руб.;

мужчины трудоспособного возраста – 416800 руб.;

женщины трудоспособного возраста – 420560 руб.;

молодой семьи с двумя детьми – 327200 руб.;

молодой семьи с одним ребенком – 365990 руб.;

семьи пенсионеров – 303080 руб.;

мужчины пенсионера – 341190 руб.;

женщины пенсионерки – 340790 руб.;

студента – 299360 руб.;

студентки – 302430 руб.;

девочки в возрасте до 3-х лет – 273440 руб.;

мальчика в возрасте до 3-х лет – 271270 руб.;

девочки в возрасте от 3-х до 6-ти лет – 332340 руб.;

мальчика в возрасте от 3-х до 6-ти лет – 334950 руб.;

девочки в возрасте от 6-ти до 14-ти лет – 352940 руб.;

мальчика в возрасте от 6-ти до 14-ти лет – 344220 руб.;

девушки в возрасте от 14-ти до 18-ти лет – 396480 руб.;

юноши в возрасте от 14-ти до 18-ти лет – 405130 руб.

Структура среднедушевого минимального потребительского бюджета семьи из 4-х человек в ценах сентября 2008 года по статьям расходов:

продукты питания – 51,0 %;

одежда, белье, обувь – 18,5 %;

пользование жилым помещением и коммунальные услуги – 11,1 %;

бытовые услуги, транспорт, связь – 7,3 %;

предметы культурно-бытового и хозяйственного назначения – 6,2 %;

культурно-просветительные мероприятия и отдых – 2,3 %;

взносы и платежи – 1,9 %;

предметы санитарии, гигиены, лекарства – 1,7 %.

Одним из важнейших показателей, характеризующих уровень жизни, является качество здоровья населения. С сожалением приходится констатировать, что здоровье белорусской нации ухудшается: начиная с 1993 г. впервые за последние 50 лет в Беларуси отмечено уменьшение абсолютной численности населения, которое было вызвано снижением рождаемости и ростом смертности. Уровень рождаемости уже давно не обеспечивает даже простого возобновления поколений. Численность населения Беларуси на 1 ноября 2008 года составила 9 млн. 674,9 тыс. человек. За январь-октябрь 2008 года в Беларусь прибыли 13 686 человек, выбыли 7 750. Миграционный прирост составил 5 936 человек.

Кроме всего прочего наблюдается неуклонный рост заболеваемости. Высокая заболеваемость имеет много негативных последствий: ограничение жизнедеятельности, снижение социальной активности и пр. Здоровье населения является комплексной проблемой, затрагивающей все аспекты человеческой деятельности.

В 1998 г. в Республике Беларусь была принята Концепция развития здравоохранения, в соответствии с которой приоритетным направлением является развитие первичной медико-санитарной помощи через территориальные программы медицинского обслуживания населения. Их реализация связана с необходимостью увеличения государственных расходов на эти цели. Согласно отчету Европейского банка реконструкции и развития "Доклад о процессе перехода за 2005 год" в Беларуси доля расходов на здравоохранение составила 4,9% ВВП. И если по количеству врачей на 100 тыс. населения мы находимся на одном из первых мест в мире, то по расходам на здравоохранение - на одном из последних. Так, в США на 100 тыс. населения приходится 276 врачей, или в 1,7 раза меньше, чем в Беларуси, тогда как расходы на здравоохранение примерно в 11 раз больше

Инвестирование данной отрасли позволит повысить оснащенность отечественного здравоохранения, что будет способствовать более полному и качественному удовлетворению потребностей населения в данном виде услуг и через определенное время окажет существенное влияние на качество здоровья населения.

Удовлетворение потребностей населения в образовании является важнейшей составляющей уровня и качества жизни населения. Система образования в республике развивается довольно стабильно: уровень грамотности взрослого населения в Беларуси составляет 99,7%. Для сравнения - в России 99,6%, в Казахстане - 99,4%, в Молдове - 99%.

Вместе с тем переход ведущих стран к так называемой «новой экономике» требует дальнейшего совершенствования системы образования Беларуси по линии дошкольное образование - общеобразовательная школа - ВУЗ.

Новая модель финансирования образования и культуры предполагает использование системы целевого сертификата, который будет отражать сумму всех расходов по обеспечению государственного стандарта образования. Необходимо перевести обязательства государства по образованию, здравоохранению в государственные облигации, акции специализированных фондов и социальные сертификаты.

Масштабы бедности напрямую зависят от состояния экономики страны. Поэтому в странах с переходной экономикой вследствие резкого экономического спада на этапе формирования рыночных отношений значительно увеличивается риск бедности. Наличие бедности обусловлено нарастанием кризисных явлений в экономике, низким эффектом экономической деятельности, отсутствием материальной заинтересованности в результатах труда у большинства работающих, сокращением экономического потенциала страны.

Особенности малообеспеченности в Беларуси:

Уровень бедности выше у сельского населения. Однако следует учитывать, что сельские жители располагают большими поступлениями от продажи сельскохозяйственной продукции и личного подсобного хозяйства, поэтому остронуждающихся семей на селе меньше;

Самый высокий уровень бедности наблюдается среди детей до 15 лет;

Уровень бедности среди мужчин и женщин сопоставим, хотя считается, что женщины более подвержены малообеспеченности.

В настоящее время «ядро» бедных составляют безработные, семьи с детьми, неполные семьи, беженцы. На уровень бедности существенное влияние оказывает образование (у людей с высшим образованием уровень малообеспеченности ниже).

В таких условиях особенно остро стоит проблема разработки эффективного механизма социальной защиты населения. Его важнейшей задачей является защита нижней границы потребления.

Стратегия преодоления малообеспеченности в Беларуси должна быть направлена:

♦ на содействие росту занятости и развитию гибкого рынка труда, способствующего наиболее эффективному применению трудовых ресурсов;

♦ формирование жизнеспособной пенсионной системы и других программ социального страхования;

♦ обеспечение эффективной адресной социальной помощи.

Проведение пенсионной реформы является обязательным элементом социальной политики. Исходя из сложного демографического положения в Беларуси, резкого уменьшения доходов и увеличения расходов государственного пенсионного фонда проведение пенсионной реформы является экономической и социальной необходимостью. Система пенсионного обеспечения должна стимулировать людей зарабатывать и делать сбережения.

Целями пенсионной реформы являются:

обеспечение текущей финансовой устойчивости пенсионной системы при усложняющейся демографической ситуации и негативной динамике на рынке труда;

повышение реального размера пенсий;

восстановление связи между размером пенсии и заработком;

повышение кредита доверия населения к национальной пенсионной системе.

На мой взгляд, что при проведении конкретных реформ, при принятии определённых мер и дальнейшей разработке соответствующих программ, социальная сфера Республики Беларусь начнёт функционировать более эффективно.

Заключение

Социальная политика - это система мероприятий и взаимоотношений между социальными группами, социальными слоями общества, в центре которых и главная их конечная цель - человек, его благосостояние, социальная защита и социальное развитие, жизнеобеспечение и социальная безопасность населения в целом. Социально-трудовая сфера отражает объект и предмет социальной политики, характеризует степень социального развития, вполне обоснованно отражает единство и взаимообусловленность трудовых и социальных отношений. Субъекты социальной политики - это самостоятельные и фактически действующие социальные группы и представляющие их органы, организации, институты, структуры.

Основные функции социальной политики - обеспечение социальной устойчивости общества, политической устойчивости власти, справедливого распределения власти в хозяйстве, необходимого уровня экологической безопасности, достаточного уровня социальной защищённости населения.

Социальная политика в Республике Беларусь является важнейшим компонентом при переходе к устойчивому развитию экономики. Большое значение уделяется образованию, здравоохранению, молодежной политике, пенсионному обеспечению, социальному обеспечению, туризму, физкультуре и спорту. Всебелорусским народным собранием, состоявшимся в феврале 2006 года, были определены основные направления социально-экономического развития. Согласно им, главное внимание должно уделяться именно человеку, удовлетворению его социальных потребностей. Лозунг пятилетки 2006 – 2010 гг. – «Государство для народа».

Любое государство рано или поздно сталкивается с какого-либо рода противоречиями и проблемами. По моему мнению, правительство должно максимально ответственно подходить к определению направлений социальной политики, так как лишь при верном и своевременном разрешении этих проблем можно избежать серьёзных волнений и кризисов и сохранить стабильность в государстве.

Список литературы

1. А.Рубинштейн: Стратегия социального императива. – Вопросы экономики, 2008, №3, 77 стр.

2. Бондарь Н.Н. Социальная политика в Республике Беларусь: Учеб. пособие/Н.Н. Бондарь, А.И. Терлиженко. – Мн.: БГЭУ, 2005. – 146с.

3. Базылев Н.И. "Новая экономика", человеческий капитал и миграция рабочей силы / Базылев Николай Иванович, Н.Л. Грибанова. - Минск: Технопринт, 2005. - 125 с.

4. Лутохина Э.А. Социально ориентированная экономика и социальное партнерство: Учебное пособие. – Мн: Академ. управление при Президенте РБ. 2002.

5. «Экономическая теория (общие основы)» Ч. 1: учебно-практическое пособие под ред. Базылева, Гурко. Минск, БГЭУ, 2000. (425 стр.)

6. Макроэкономика: учебное пособие для студ. экон. спец. вузов / [А.В. Бондарь и др.]. - Минск: БГЭУ, 2007. - 415 с. - Библиогр. в конце глав. - В кн. авт.: А.В. Бондарь, В.А. Воробьев, Л.Н. Новикова и др.

7. Зайченок Н.П. и др. Основные положения национальной стратегии социально-экономического устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2020 г. //Белорусский экономический журнал. – 2004. №3.

8. Республика Беларусь в цифрах. 2006. Краткий статистический сборник. Минстат Республики Беларусь – Минск, 2006. – 347 с.

9. Волков А. Швеция на пути к выздоровлению. // «Мировая экономика и международные отношения», 1997, №6, 135 стр.

10. http://www.analitik.org/publications/

11. www.zarplata.ru/n-id-783.html

12. www.siora.ru/ru/node/9400

13. www.president.gov.by/press28530.html

14. http://mintrud.gov.by/ru/socnorm/norm2

Переходный период в связи со своими особенностями и крупными издержками резко усиливает значимость грамотной и эффективной социальной политики. Более того, без такой политики социальная неустойчивость или того хуже -- социальный кризис и взрыв могут свести на нет все усилия по достижению задач переходного периода. Поэтому, проводя социальную политику, важно четко представлять особенности ее структуры и вовремя актуализировать соответствующие функции и инструменты.

План по повышению эффективности социальной политики Республики Беларусь должен предусматривать решение следующих ключевых проблем:

Повышение уровня оплаты труда;

Государственное регулирование занятости;

Обеспечение справедливого распределения доходов;

Реформирование систем здравоохранения и образования;

Проведение пенсионной реформы;

Ликвидация бедности.

Хочу прокомментировать возможные изменения в каждом из этих направлений.

В РБ сформировался экономически не обоснованный, неоправданно высокий разрыв между минимальной заработной платой и прожиточным минимумом. Велика дифференциация в оплате труда, как между сферами деятельности, так и между различными категориями работников. Значительно занижена оплата интеллектуального труда, ослабляется связь заработной платы с уровнем квалификации и образования работников, а также со сложностью выполняемой работы. Отсутствует должная увязка зарплаты с результатами хозяйственной деятельности.

В настоящее время в области регулирования оплаты труда в стране существует ряд проблем:

¦ низкий уровень тарифной ставки первого разряда;

¦ отставание уровня заработной платы работников бюджетной сферы по сравнению с реальным сектором экономики;

¦ достаточно высокая дифференциация по уровню заработной платы между отраслями;

¦ отсутствие прямой зависимости между заработной платой и эффективностью производства

В этих условиях государственная политика РБ по совершенствованию механизма оплаты труда направлена:

* на усиление зависимости роста заработной платы от результатов производственной и финансовой деятельности предприятий, личного вклада работников в эти результаты;

* приближение тарифной ставки первого разряда к величине бюджета прожиточного минимума и далее к минимальному потребительскому бюджету.

Политика занятости опирается на определенную систему принципов. В Республике Беларусь таковыми согласно Закону о занятости признаны:

1) обеспечение равных возможностей в трудоустройстве всем трудоспособным гражданам РБ;

2) обеспечение мер, направленных на предотвращение безработицы;

3) предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;

4) содействие и поощрение граждан в развитии их способностей к производительному и творческому труду;

5)принятие мер содействия в трудоустройстве граждан с ограниченной трудоспособностью;

6)участие профсоюзов и союзов предпринимателей в решении проблем занятости при взаимодействии с государственными органами;

7)международное сотрудничество в решении проблем занятости. Основополагающими принципами перехода Республики Беларусь к устойчивому развитию являются:

Человек - цель прогресса, а уровень человеческого развития - мера зрелости общества и государства;

Повышение уровня благосостояния нации, преодоление бедности, изменение структур потребления;

Приоритетное развитие систем здравоохранения, образования, науки, культуры - важнейших сфер духовной жизни общества, факторов долгосрочного роста производительной, творческой активности народа, эволюции народного хозяйства;

Улучшение демографической ситуации, содействие устойчивому развитию поселений;

Переход на природоохранный, ресурсосберегающий, инновационный тип развития экономики;

Усиление взаимосвязи экономики и экологии, формирование эколого-ориентированной экономической системы, развитие ее в пределах хозяйственной емкости экосистем;

Рациональное природопользование, предполагающее нерасточительное расходование возобновимых и максимально возможное уменьшение потребления невозобновимых ресурсов, расширение использования вторичных ресурсов, безопасную утилизацию отходов;

Развитие международного сотрудничества и социального партнерства в целях сохранения, защиты и восстановления экосистем;

Экологизация мировоззрения человека, систем образования, воспитания, морали с учетом новых цивилизационных ценностей;

Ведущая роль государства в осуществлении целей и задач устойчивого развития систем управления, политических механизмов принятия и реализации решений;

Повышение скоординированности и эффективности деятельности государства, частного бизнеса и гражданского общества. Морова, А.П. Безопасность Республики Беларусь в социальной сфере / А.П. Морова // Проблемы управления. - 2009. - № 1 (30).

Сегодня наиболее важными социальными проблемами в республике являются: повышение уровня жизни населения, устранение бедности, рост доходов населения, обеспечение занятости населения (в 2009 году безработица составляла 0,9% (при задании 1,1-1,2%), настоящий момент уровень безработицы составляет 0,8% (программными документами предусмотрено 1,2-1,4%)), охрана и безопасность труда (в марте 2009 года создан Республиканский центр охраны труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь), социальная защита нетрудоспособных и малообеспеченных граждан и их семей (продолжает работу программа государственной адресной социальной помощи ГАСП), государственное регулирование социальной сферы. Своевременное их решение будет не только способствовать более полному включению всего населения в рыночные реформы, но и позволит самому процессу перехода придать социальную направленность и тем самым реализовать его конечные цели -- создание благоприятных условий и обеспечение высокого качества жизни для каждого человека, семьи, населения в целом.

Проведение макроэкономических реформ, постепенная отмена субсидирования, в том числе перекрестного субсидирования, предполагает перестройку социальной политики, обеспечивающую переход от модели государственного патернализма к рыночной модели, основанной на социально-экономической ответственности трудоспособных членов общества, выработке новых механизмов адресной социальной защиты, смягчающих негативное воздействие рыночных реформ.

Эта модель (назовем ее субсидиарной) предполагает:

1) обеспечение доступности и бесплатности для всех граждан основных базовых минимальных социальных услуг, прежде всего, в образовании и здравоохранении;

2) перераспределение социальных расходов государства в пользу самых уязвимых, малообеспеченных групп населения при одновременном сокращении помощи обеспеченным семьям;

3) предоставление трудоспособным гражданам возможности своим трудом и предприимчивостью обеспечивать свое и семейное благосостояние за счет увеличения доходов;

4)сокращение бедности и социального неравенства;

5) развитие человеческого потенциала.

Переход к новой модели социальной политики предполагает изменения в занятости, в политике оплаты труда, сфере социального страхования, социальной помощи населения. На формирование новой рыночной модели социальной политики значительное влияние оказывает ситуация на рынке труда и, прежде всего, в сфере занятости. Решетников С.В. Государственная политика и управление: учеб.пособие/С.В.Решетников и др.-Минск.

Усилия белорусских властей в настоящее время направлены на то, чтобы ликвидировать сложившиеся диспропорции в оплате бюджетной и производственной сфер. Высокообразованный работник никак не может быть нищим в стране с высокоразвитой индустрией, стремящейся к прогрессу через широкое использование основного ресурса нации - ее интеллекта. В США, например, средняя зарплата лиц с высшим образованием практически вдвое выше, чем у тех, кто его не имеет. В нашей стране за счет роста культурно-технического уровня работника мы имеем 40% прироста экономических показателей, сдерживаем наступление агрессивного невежества на все сферы жизни общества. Так что ликвидация диспропорции - мера, оправданная экономически и морально.

В бюджетной сфере сосредоточена наиболее грамотная и образованная часть населения. Но в науке, образовании, культуре, медицине и т.п. самые низкие доходы. История и статистика утверждают, что в Российской империи зарплата интеллигента была в 20 раз выше зарплаты рабочего. Сельский учитель не имел права на ведение подсобного хозяйства, а свои знания и усилия должен был направлять на педагогическую и воспитательную деятельность. Его труд достаточно хорошо оплачивался, его семья не бедствовала, а при необходимости могла содержать и прислугу. В первые годы советской власти заработная плата учителя в 4 раза была выше, чем у рабочего, в 1945 г. составляла 160% от средней по промышленности, в 1960 - 100%, в 1980 - 78,9%, в 1990 - 67,9, в январе-сентябре 2000 г. - 58,5% Заработная плата врачей, работников искусства и культуры выглядит не лучше.

Одной из обязанностей социального государства является и борьба с безработицей. В Беларуси и в этой сфере есть свои достижения и проблемы. Так, безработица в республике составляет не более чем 2-3%. В государственную службу занятости обращается в год 500-600 тыс. человек. Половина из них через эти учреждения находят для себя работу. Часть же, пройдя тестирование, направляются на переобучение, после чего 70% трудоустраиваются. Многие находят работу себе и сами, в том числе и в негосударственном секторе деятельности. Для безработной молодежи формируется особая система трудоустройства. Поскольку молодые люди чаще всего не имеют профессии и должной квалификации, то на отдельных предприятиях, если они берут молодежь на работу, государственная служба занятости оплачивает молодым половину зарплаты в течение полугода, пока они закрепляются на рабочих местах.

В результате принимаемых мер в крупных городах чаще всего проявляется добровольная безработица. Так, в Минске в 2000 г. заявленный спрос превышал количество безработных по профессии водителя автобуса в 2,7 раза, троллейбуса - в 4,8, электромонтера - в 5,6, кровельщика - в 16,3 раза. Конечно, в малых городах проблема безработицы острее, чем в крупных, она актуальнее для женщин, чем для мужчин, для низкоквалифицированных более существенная, чем для работников высокой квалификации.

В целом же 5 миллионам граждан из 10, находящимся под опекой Министерства социальной защиты, невозможно сразу и эффективно помочь достигнуть приемлемого уровня жизни. В реестр приоритетных для Беларуси направлений социальной политики входит активное кредитование жилищного строительства, поддержка и развитие системы здравоохранения, образования и культуры. Все это имеет целью приостановить поляризацию общества на богатых и бедных. Поэтому реформы социально ориентированы, подконтрольны государству. Совет министров Беларуси одобрил Комплексную систему мер по социальной защите населения на 2000-2005 гг. Этот документ предполагает реформирование системы социальной защиты в два этапа. На первом (2000-2001 гг.) предусматривалось «достичь смягчения социальных последствий переходного периода, не допустить дальнейшего снижения уровня жизни, укрепить системы минимальных социально-трудовых гарантий и усилить адресную социальную поддержку малообеспеченных групп населения».

На втором этапе (2002-2005 гг.) планируется «поэтапное восстановление у заработной платы функции расширенного воспроизводства рабочей силы», разделение социальной защиты на две организационно самостоятельные системы - социальное страхование и социальная помощь.

На фоне этих перспектив не избежать решения такой проблемы, как пересмотр системы льгот. В Беларуси из неполных 10 млн населения 6,7 млн имеют транспортные привилегии, 5,3 млн - налоговые, 4,9 млн - медицинские и санаторно-курортные, около миллиона - прямые жилищно- коммунальные и т.д. Но если один человек имеет право бесплатно что-то получать, то должен быть человек, который обязательно за это «бесплатное» заплатит. Без льгот, безусловно, не обойтись. Но ими реально пользоваться могут не более 7-12% населения. Остальным же они не могут быть гарантированы. При таком подходе работающий должен зарабатывать на все, что ему необходимо, без всяких льгот. Такая ситуация будет социально справедливой.

Решение проблем детей-сирот и инвалидов тоже требует солидных усилий со стороны общества и государства. Но и здесь государство не обязано брать на себя все расходы. Их значительную долю могли бы переключить на себя благотворительные организации и фонды, спонсоры шефы и т.д., если государство создаст стабильное правовое и экономическое поле для их осуществления и деятельности. Важным шагом со стороны государства было бы в такой ситуации создание системы социальной и профессиональной реабилитации инвалидов. Для них посильный труд и осознание своей нужности в обществе не менее важны, чем пенсии и медицина. А для детей-сирот особенно важно (для старших возрастов - в высшей степени) создание системы мер по их адаптации к самостоятельной взрослой жизни: гарантий профессиональной подготовки, получения работы и жилья, спонсорства над ними вплоть до полной социализации личности. Естественно, и здесь от государства требуется перемещать центр тяжести в решении этих проблем с прямого финансирования в сторону организационно-политическую.

Социальная политика является затратным и дорогостоящим видом деятельности. Каждое из направлений социального развития требует больших финансовых вложений, и чем более масштабной является социальная политика, чем более значимые цели она себе ставит, тем больше средств необходимо выделять на ее реализацию. Однако сегодня правительства очень многих стран пришли к выводу, что инвестиции в социальную политику является наиболее продуктивным вложением общественного богатства. Общественная политика в системе государственного управления: Учеб. - метод. Пособие / Е.Ф. Гречнева, Б.Я. Мигас. - Мн.: МГЛУ, 2004.