Когда появился термин социология. Что изучает социология

Введение

Актуальность данной контрольной работы обуславливается тем, что в ней всесторонне отражается современное значение социологии как науки.

Важно раскрыть, почему и когда возникла такая наука, как социология. Откуда она берет свои истоки. Для чего она необходима, что изучает, на какие вопросы отвечает, в чём проявляется её специфика. То есть важно определить социологию как научное изучение социального взаимодействия и организации, как науку.

Метод является эмпирическим и индуктивным. Понимание логики исторического процесса. Связанные с этими фактами, что просвещение и буржуазная революция ставят под сомнение институты того времени, осуждая их несправедливыми и иррациональными, что они нападали на природу отдельных лиц и препятствовали свободе человека.

Возникает растущая рационализация общественной жизни. Учреждения начинают рассматриваться как продукты собственной деятельности человека, а не священные и неизменные явления. Будучи продуктами человека, они могут быть преобразованы с помощью философии и социологии.

Следует показать ее связь с другими науками об обществе, выявить характерные черты. Раскрыть структуру, уровни, задачи и функции социологического знания, показать их содержание.

> Возникновение социологии

История науки пишется так же, как история государства. Это политика, обращённая в прошлое. Каждая группа ученых - например, социологов - пытается создать свою историю, реконструируя прошлое таким образом, что она сама предстает кульминацией всего предшествующего развития.

Буржуазия, уже находящаяся у власти, начинает использовать государственные институты для сдерживания социального движения и «беспорядка». Мотивы буржуазной революции становятся очевидными. Революция идет своим чередом: когда появляется голова монстра, обнаруживается, что после уничтожения политических институтов она подавляет институты, а затем меняет законы, обычаи, обычаи и даже язык; после разрушения структуры правительства, возбуждает основы общества и, кажется, хочет напасть на Бога; когда та же революция быстро расширяется во всем с неизвестными процедурами, новые тактики, не более смертоносными, власти удивительно, что разрушает барьеры империй, ломая коронок дробит людей и - странное дело - приходит в то же самое время, чтобы выиграть их на свой причины; поскольку все вещи взрывают изменения точки зрения.

История социологии является составной частью теории социологического знания, ибо исследует процесс становления и развития науки. В этом качестве она сама имеет свою историю, неразрывно связанную с генезисом социологической дисциплины, сменой ее исследовательских парадигм, форм структурирования, определения предметной области, взаимоотношения с другими науками, процессом институционализации и функционирования в обществе.

То, что на первый взгляд выглядело князьям Европы и государственных общую аварию в жизни людей, она стала новым фактом, поэтому в отличие от всего, что произошло до этого в мире и до сих пор так вообще, так чудовищно, так непонятно, что когда он осознает это, дух теряется.

После революции некоторые французские мыслители, такие как Дюркгейм и Конт, начали развивать социальную науку, стремясь понять новую реальность, вызванную революцией. Эти мыслители питали определенную горечь революции, особенно за ее ложные догмы. Эти ранние теоретики начинают использовать термины «анархия», «беспокойство», «кризис», «беспорядок», чтобы судить об этом.

Существуют различные точки зрения на вопрос о времени, месте и родоначальниках возникновения социологии. Одни историки науки относят зарождение социологии к античности, другие - к XVII-XVIII вв., третьи - к XIX в., а четвертые - лишь к XX столетию. По-разному определяется и место возникновения этой науки. Одни считают, что социология - это явление изначально европейское. Другие находят ее зачатки в обществах древнего Востока, например, в Индии или Китае.

Новые теоретики предлагают рационализировать новый порядок и находить решения. Необходимо было знать «законы», которые регулируют социальные факты. Социология, новая наука общества, возникает с практическими целями и интересами. Новая наука считалась интеллектуальной задачей переосмыслить проблему общественного порядка, подчеркивая важность таких институтов, как власть, семья 5, социальная иерархия, подчеркивая ее теоретическое значение для изучения общества.

Но вначале возникает социология, пытаясь установить состояние равновесия, проповедовать порядок и послушание. Социология окутала себя неприкрытым стабилизирующим контентом, связанным с консервативными движениями реформ общества. Конт пытался отнести статус естественных наук к социологии, в том числе отделить ее от предмета философии и экономики.

Развитие учения об общественной жизни мы находим уже в античной философии в работах греческих философов Аристотеля («Полития») и Платона («Государство», «Законы») и других. Еще активнее эта проблематика разрабатывается в Новое время в работах французских просветителей Ш. де Монтескье («О духе законов»), Ж. Ж. Руссо («Общественный договор»), А. де Сен-Симона («Общество вообще»).

Результаты его исследований стали положительной отправной точкой для работы государственного деятеля, который как бы стал реальной целью открыть и внедрить практические формы, соответствующие этим фундаментальным данным, чтобы избежать или по крайней мере, смягчить, насколько это возможно, более или менее серьезные кризисы, которые спонтанное движение определяет, когда их не предвидеть. Социология позже связана только с социализмом и коммунизмом. Во времена Конта хотелось оспаривать основы капиталистического общества посредством исследования позитивистской науки.

Однако все эти мыслители изображали скорее идеальное общество, чем анализировали реальное. Общество рассматривалось просто как часть природы, а знание о нем - как составная часть других, уже известных наук, как «политическая арифметика», «социальная физика» и т.д.

Исследования процесса развития и функционирования социологии можно осуществлять по разным направлениям: хронологическому, проблемному, национальному, персонифицированному и др.

Позитивизм был консервативной интеллектуальной реакцией на трансформации, развязанные Французской и Промышленной революцией, трансформации, не предвиденные философами и интеллектуалами. Позитивизм был направлен на создание новой социальной сплоченности, здорового нового общества под властью сильных институтов, таких как семья, религия и социальная группа.

Тем не менее, прежде чем говорить должным образом о позитивистах, необходимо упомянуть новаторских критиков революционеров, мыслителей, известных как пророки прошлого. Консерваторы, которых называли пророками прошлого, строили свои работы против наследия философов Просвещения. Воодушевление этих «пророков» было феодальным обществом, с его стабильностью и усиленной социальной иерархией.

Хронологическое направление раскрывает общий пространственно-временной ход развития социологии. Центральным вопросом является периодизация исторической дистанции и «поведения» на ней непосредственных участников.

Это обуславливает потребность:

1. нахождения объективных критериев выделения отдельных этапов истории социологии;

Консерваторы, горячие сторонники монархических и аристократических религиозных институтов, которые находились в процессе рушительства, считали, что верования Просвещения - это уничтожение собственности, власти, религии и самой жизни. Они думали, что в современную эпоху доминирует социальный хаос.

Примеры этих мыслителей: Эдмунд Берк, Джозеф де Местр, Луи де Боналд. Эти консервативные пророки прошлого были точкой отсчета для первопроходцев социологии, заинтересованных в сохранении нового экономического и политического порядка, который имплантировал в то время в Европе.

2. определения содержания каждого этапа;

3. раскрытия особенностей исторического развития и периодизации в отдельных странах и регионах.

Социология как самостоятельная нефилософская наука зарождается в начале XIX в. В данных временных рамках периодизация основывается на ряде критериев:

1. круг приоритетных проблем;

Но эти пионеры адаптировали взгляды древних пророков к новым историческим обстоятельствам. Невозможно вернуться в феодальное общество и восстановить его институты. Но то, что очаровывало ранних мыслителей социологии, было преданностью этих «пророков» в их попытке сохранить порядок.

Сен-Симон считается самым красноречивым из пророков буржуазии, энтузиастом индустриального общества. Для него общественные отношения стали неустойчивыми, и проблема была связана с восстановлением порядка. Он видел в индустриализации возможность удовлетворения человеческих потребностей и был единственным источником богатства и процветания.

2. ведущие тенденции их разрешения;

3. наличие определенных направлений, течений, школ;

4. персоналии;

5. общий уровень развития эпохи и социологии;

6. используемые методы, методика и техника социологического познания.

На каждом этапе решаются проблемы, обусловленные социальным контекстом их существования: каждый раз на первый план выдвигается то одна, то другая сторона социологии и соответствующий стиль социологического мышления. Например:

Роль социальной мысли в этом контексте должна заключаться в руководстве промышленностью и производством. Федеральный университет Ору-Прету. Институт гуманитарных и общественных наук. Исторический контекст классического социологического производства. Конт, Маркс, Дюркгейм и Вебер.

В настоящей работе будет продемонстрирован исторический контекст возникновения социологии; основные события, которые повлияли на это рождение, его основные авторы, а также будут иметь дело с параллелью между различными взглядами на объект изучения этой науки.

1 этап - (ранний классический период: 1830-1880-е гг.) формирование позитивистского направления по образу и подобию естественных (объясняющих) наук на основе органистического, натуралистического подходов к пониманию общества как природного организма.

2 этап - (поздний классический период: 1880-1910-1920-е гг.) становление психологического направления по образу и подобию «понимающей психологии», с парадигмальным переходом к антропологическим конструкциям и психологическим методам.

Для того, чтобы начать, необходимо определить объект изучения этой новой науки. Социология - это наука, которая изучает человеческое общество и взаимодействие между людьми. Они заинтересованы в том, чтобы организации и институты, которые формируют социальную структуру, создавались, поддерживались и трансформировались их влиянием на индивидуальное и социальное поведение и трансформации, вызванные социальным взаимодействием. Его область исследований довольно широка, от причин, по которым люди выбирают своих сверстников для установления отношений власти или причин социального неравенства.

3 этап - (1920-1930-е гг.) формирование эмпирического направления в первой половине XX в. с увеличением объема прикладной социологии.

4 этап - (1940-1960-е гг.) возврат к академической социологии.

5 этап - (1970-е - середина 1980-х гг.) - расширение сферы теорий среднего уровня; становление социологии постиндустриального развития, переход на основе кибернетизации прогностических моделей развития социальных явлений.

Поэтому отрасль знания делает человеческие отношения своей целью, систематически применяя разум и наблюдение и интегрируя теоретические объяснения и количественные и качественные методы эмпирической проверки. Контекст История возникновения. Рождение социологии происходит в контексте многочисленных преобразований. Главные из них - Промышленная революция и Французская революция - согласно Гидденсу, привели к «радикальным изменениям» и потрясли человеческий образ жизни, который был сохранен на протяжении тысяч лет.

Промышленная революция принесла технологические инновации, которые вызвали как экономические, так и социальные перемены. Появление промышленности способствовало широкомасштабному миграционному течению, крестьяне, которые ранее жили на земле, начали искать работу в этих отраслях, что привело к расширению городских центров и новой форме социальных отношений.

6 этап - с середины 1980-х гг. - современные движения и теории в социологии.

Национальное направление, в основе которого лежит европоцентристский подход, однако учитывающий факторы, коренящиеся в истории, в традициях и национальных особенностях народа. Именно поэтому правомерно различие национальных школ социологии вплоть до 50-х гг. XX в.: австро-германской; французской, американской, итальянской, английской, русской.

Полная трансформация традиционного образа жизни повлияла на мыслителей, чтобы они искали новый способ понимания как естественной жизни, так и общественной жизни. В каждый момент возникали новые вопросы, и им нужны ответы. Некоторые мыслители выделялись в поисках этих ответов.

Конт был создателем термина социология как способ отличить его точку зрения от соперников. Он также был предвестником позитивизма, потому что он считал, что социология была положительной, вдохновленной естественными науками и используемой ими методологией.

«Позитивистский подход к социологии верит в производство знаний об обществе на основе эмпирических данных, полученных из наблюдения, сравнения и экспериментов». Конт в конце своей жизни был обеспокоен неравенствами, вызванными индустриализацией и социальной сплоченностью, вызванными им, поэтому он подумал о решении, но в конечном итоге, который состоял в создании морального консенсуса, который регулировал бы или объединял бы общество, несмотря на стандарты возникающих неравенств. До своей смерти он способствовал созданию религии человечества, которая приближалась бы к догме и вере в пользу научных основ.

Проблемное направление позволяет рассматривать социологию под углом зрения истории развития и решения определенных социальных проблем, выдвигаемых либо социальной практикой, либо социологическим познанием. Проблемное исследование истории социологии имеет большое эвристическое значение: позволяет раскрывать глубинные, сущностные характеристики знания, позволяет проследить его приращение.

Маркс анализирует неравенство как результат экономической модели, которая набирает силу, особенно после революций: капитализм. Он стремится продемонстрировать, как экономика оказывает сильное влияние на социальную жизнь и как эта конкретная система порождает разделение классов, наблюдаемое в основном после промышленной революции.

Из этих выводов Маркс изложил новую систему, которая заменит капитализм: коммунизм. Автор изложил ход на исторических этапах, начиная с коммунистических обществ охотников-собирателей, прошлых рабовладельческих систем и феодальных систем, основанных на различии между помещиками и крепостными. Появление трейдеров и ремесленников ознаменовало начало коммерческого или капиталистического класса, который в конечном итоге заменил землевладельцев. Согласно этой перспективе истории Маркс утверждал, что, подобно тому как капиталисты объединились, чтобы свергнуть феодальный порядок, капиталисты также были бы заменены и установлен новый порядок.

Персонифицированное направление позволяет представить не только череду ярких и самобытных имен, но и процесс формулировки отдельных идей и понятий до создания социологических и методик в рамках учения теорий того или иного социолога.

Обращение к личности социолога, биографии мыслителя позволяет проникать в творческую лабораторию мысли, в собственную историю его идей. Биографический анализ позволяет также проникнуть в самоподвижничество мыслителя в отстаивании новой концепции, социально значимое воплощение его идей. Тем самым биография доводит до наглядности активный характер человеческого познания, «выстраданность» идеи субъективным носителем, связанной с различными страдательными творческими актами (крушением иллюзий, разочарованием, раскаиванием и т.п.). Главный эффект биографического анализа заключается в том, чтобы вовлечь социологов прошлых лет в нынешние дискуссии в качестве собеседников или провинциальных наставников.

Маркс верил в неизбежность революции рабочего класса, которая свергла бы капиталистическую систему и открыла бы дверь в новое общество, где не было классов - никаких больших разногласий между богатыми и бедными. Его работа имеет основополагающий принцип изучения социологии таким же образом, как и естественные науки, для этого он делает социальные факты как вещи, чтобы иметь возможность анализировать такие факты с одинаковой строгостью других наук. В его работе было три основных направления: важность социологии как эмпирической науки; возникновение индивида и формирование общественного порядка; и происхождение и характер морального авторитета в обществе.

На возникновение и развитие любой социальной науки, предметом изучения которой выступает общественная жизнь, в первую очередь влияет наличие общественных потребностей в решении тех или иных задач, возникающих в социальной системе, а также теоретических предпосылок, обеспечивающих соответствующий уровень научного анализа.

Во многом становление социологии как самостоятельной науки связано с глубокими изменениями мировоззренческого характера, происходившими в Европе в конце XVIII - начале XIX вв., когда социальные изменения приобрели глобальный характер:

1. переход от средневекового сословно-монархического устройства к новым формам организации экономической и политической жизни;

2. процесс становления совершенно нового общества, утверждавшего торжество прав и свобод человека, духовную, экономическую независимость и автономность гражданина.

К середине XIX в. потребности социального развития стали требовать новых подходов, формирования нового типа социальных знаний. Возникновение социологии было ответом на потребности формирующегося гражданского общества.

Идейно-теоретические предпосылки возникновения социологии:

1. возникновение и развитие частных общественных наук:

Политической науки (Аристотель, Платон);

Науки о праве (Цицерон, Юстиан);

Политической экономии (А. Смит, Д. Рикардо);

2. внесение в историю философского начала (Д. Вико, Ж. Кондорсе);

3. достижения в области естествознания:

Создание клеточной теории (М. Шлейден, Т. Шванн);

Открытие закона сохранения и превращения энергии (Р. Майер, Г. Гельмгольц, Дж. Джоуль);

Создание эволюционной теории в биологии (Ч. Дарвин);

4. разочарование в рационалистических теориях XVIII в. после Великой французской революции;

5. зарождение и развитие эмпирических социальных исследований (Дж. Граунт, Э. Галлей, Я. Бернулли, П. Лаплас, Ж. Фурье и др.);

6. развитие социалистических идей в обществознании (К. де Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн);

7. формирование позитивного стиля мышления (А. Кетле и А. де Сен-Симон).

Социально-экономические предпосылки возникновения социологии:

1. промышленный переворот и подъем капитализма в странах Западной Европы (Англия, Германия, Франция);

2. Великая французская революция 1789-1794 гг.;

3. изменение положения господствующего класса в обществе;

4. формирование рабочего класса и нарастание кризиса общественных отношений (восстание лионских ткачей во Франции, силезских ткачей в Германии, чартистское движение в Англии);

5. рост радикальных движений за социальные и политические реформы.

Социология как наука возникла не в результате умозаключений того или иного мыслителя, а во многом была обусловлена определенными (перечисленными выше) теоретическими, социальными, экономическими, политическими и другими предпосылками и условиями развития общества, то есть появление социологии как науки было социально обусловлено.

Советская социология возникла в борьбе с официальным определением советской реальности. Им полагалось изучать процесс коммунистического строительства, а они (большинство из них) вместо этого доказывали, что этого строительства не существует. В тот момент заявить, что труд не превратился в первейшую жизненную необходимость, и что не получилось перегнать Запад по уровню жизни, считалось политическим подвигом. Западные социологи, у которых такой жестко заданной официальной реальности не было, часто, поэтому не понимали вообще, почему советские социологи так гордятся тем, что говорят очевидные, в общем-то, вещи.

Социология в Советском Союзе возникла на экспорт. В отличие от сегодняшнего дня, тогда существовала одна социологическая ассоциация, один головной институт и один журнал - и всё это было под контролем. После того, как контроль рухнул, стали появляться разные экономические базы и разные группы, которые осваивали эти базы. Представители старой сети советской социологии собраны в Москве, которая стала её основным центром, главным образом, благодаря Институту социологии РАН, а также Высшей школе экономики.

В советский период, существовали исследовательская и, отчасти, образовательная профессиональные ниши социологии, и за то, чтобы занять эти ниши, существовала серьёзная конкуренция. Позже этих ниш стало намного больше, они развивались в разных направлениях. Причем потери при переходе в другое направление гораздо больше, чем потенциальный выигрыш. Возьмем пример Петербурга. В нем есть две полярные точки: Европейский университет и НИИКСИ СПбГУ (Научно исследовательский институт комплексных социальных исследований). Они отличаются политическими настроениями и источниками финансирования.

На «западной» стороне (Европейский университет и т.п.) мы обнаруживаем набор классических либеральных установок: от одобрение модели западных демократий до принятия однополых браков. В 90-х основным источником финансирования были иностранные гранты, которые теперь стали существенно менее важны, но недоброжелатели все равно о них припоминают.

«Восточная» сторона, прежде всего, представлена образовательными учреждениями - в 90-х годах было, кафедры научного коммунизма в массовом порядке переименовывались в кафедры социологии. В этой части нашей карты преобладает сильный преподавательский это-с. Там считают, что накопление исследовательского материала не должно быть приоритетной целью академической жизни. Настоящий профессор должен синтезировать собранные другими знания и создать свою картину мира, а в дальнейшем изложить собственную теорию в лекционных курсах или учебных пособиях. Для «восточной» части главной целью является «гумбольдтовский» идеал. Наука появляется как приложение к образованию, ориентированному на воспитание гармонической личности.

Социология была гораздо более интернациональной в момент своего возникновения в XIX веке. Социальных мыслителей было мало. Вся Европа и США читали Спенсера, Милля и Конта. Среда была интернациональной, но достаточно узкой, Европа считалась единственным интеллектуальным пространством. Затем наступил период национализации. Тем не менее, если брать «западную» часть российской социологии, то она тесно связана с англо-американской славистикой и опирается на сети поддержки оттуда.

Термин "социология" введен О. Контом. Он и считается основоположником социологии. Данный термин происходит от слов латинского и греческого языка: socium (общество) и logos (изучение, наука). То есть, в первую очередь социология изучает общество. Но чтобы понять предмет исследования, узнать, что изучает социология, этого недостаточно, ведь общество изучают и другие науки.

Что изучает социология - предмет науки

Социология - это наука, изучающая научное исследование общества и общественных отношений.

У каждой науки есть объект и предмет исследования. Социологию выделили как самостоятельную науку лишь после того, как французский мыслитель О. Конт определил предмет изучения социологии.

Объект социологии - общество (то есть это феномен, который изучает социология). Но и такие науки, как история, политология, экономика, к примеру, тоже изучают общество, но как бы под своим углом зрения, то есть каждая наука исследует какой-то свой аспект объекта. Этот аспект и называется предметом науки, то есть специфический срез общества для социологии.

А вот предмет социологии определить уже сложнее. Дискуссии о нем продолжаются до сих пор. Представителей научной дисциплины много, и все выдвигают свои идеи по поводу предмета изучения социологии. Трудно выделить единственно верное мнение, чтобы с ним согласились все. Дело в том, что наука молода, да и предмет видоизменялся уже ни один раз.

Огюст Конт - что изучает социология

По мнению мыслителя О. Конта, социология изучает общество в его целостности, а основу этой целостности составляет всеобщее согласие. Такое согласие опирается на единство истории человечества и природы человека.

Герберт Спенсер - что изучает социология

Философ и ученый из Англии Г. Спенсер также считается основателем социологии, как науки. Он не до конца согласился с мнением О. Конта. Говорил, что социология изучает общество как социальный организм. В этом организме интеграция сочетается с дифференциацией благодаря естественной эволюции его социальных институтов.

Разделы социологии

Что изучает социология культуры

Социология культуры изучает культуру, используя все достижения современной науки об обществе. То есть, культура здесь является частью социальной системы и социальных отношений. Культура - социальный институт.

Что изучает экономическая социология

Экономическая социология изучает поведение людей, как членов больших социальных групп в рыночном контексте, используя социологические методы. По сути, экономическая социология изучает потребности, ценности, интересы и поведение больших социальных групп (например, по демографическому признаку - женщины или мужчины всего мира) в условиях рыночной конъюнктуры.

Что изучает социология личности

Социология личности изучает человека в его социальном становлении, формировании и развитии в социальной, экосоциальной и биосоциальной среде.