Как быть тем, кто ты есть? Будь тем, кто ты есть! Прочь от Фасадов

Будь Тем, Кто Ты Есть – название моего сайта.
Я хочу, чтобы ты, дорогой читатель моего сайта, направил своё внимание на Себя, открыл своё божественное безграничное начало. Сегодня захотелось поговорить именно об этом, об Авторстве нашей жизни.

Цель создания сайта Будь Тем, Кто Ты Есть в том, чтобы помочь читателям осознать свой божественный безграничный потенциал. Чтобы каждый ищущий и готовый к данной информации открыл и почувствовал своего внутреннего Бога, Мастера, Учителя. Свой Высший Божественный Дух.

В самосовершенствовании и самопознаниии я провела долгие годы поиска, размышлений над жизненными ситуациями своими и близких людей. Я занималась йогой, духовными практиками, медитациями, дыхательными практиками, голоданием, моржеванием т.д. и т.п. Я свято верила, что нужно очищать и расширять своё сознание именно таким образом.

Обучившись и овладев профессией коуча, работая с людьми, я получила ценный жизненный опыт.
Обучая других, я быстро училась сама. На примере своих жизненных ситуаций я видела самые разные проЯвления Бога во мне, у моих знакомых, близких, учеников и клиентов.
В каждом из нас проЯвляются самые разные формы Бога с тем, чтобы мы научились принимать Себя самого, разные стороны самих себя, раскрывать в себе безграничную божественную Силу и потенциал.
Осознавая и раскрывая в себе истинную суть, мы раскрываем в себе свою Божественную Силу, учимся принимать Себя и свои жизненные события. Всё, что происходит, помогает нам больше себя познать и принять. Сотворять СВОЙ уникальный мир. Создавать СВОИ отношения, СВОЁ здоровье, СВОИ доходы и т.д.

Чтобы больше себя познавать и принимать, мы можем больше ПроЯвлять Себя и открываться окружающему нас миру. Скрывая и избегая раскрывать свои таланты и способности, мы ещё больше заковываем себя в панцирь, из которого трудно выбраться.

Вселенная и наш внутренний Бог всегда дают нам шанс и приводят нас к событиям, которые помогают нам выбраться из устоявшихся привычных рамок, подталкивают нас к решениям.

В этот момент мы делаем свой выбор: либо выходим за рамки привычного и действуем, достигая желаемого, либо находим оправдания и остаёмся в привычной зоне комфорта, не предпринимая новых действий. Так может пройти вся жизнь, скучно, привычно, однообразно.

Из нашего детства мы получаем множество установок и убеждений, из которых складывается наша жизнь. Под их влиянием мы делаем выборы, принимаем решения, создаём отношения, бизнес или работу. На основе полученных в детстве установок формируется система наших ценностей и в целом мировоззрение.

Когда мы осознанно понимаем причины происходящего с нами, мы можем изменить нежелаемые установки. Мы можем выбрать те убеждения, которые благоприятным образом скажутся на нашей жизни. Поверив и усвоив нужную нам информацию, мы становимся единым целым с этой информацией и, как результат, происходит реализация желаемого для нас.

У каждого этот процесс может занять различный промежуток времени.
Когда мы верим в то, что мы сами создаём и творим свою реальность, тогда мы осознанно выбираем путь, по которому хотим пройти. Выбираем Свою собственную Жизнь и СВОЮ реальность, которая нас радует и вдохновляет.

В своё время, осознав свою ответственность за свою жизнь, я сделала выбор, который открыл мне двери к настоящей свободе и самореализации, к Радости и Счастью, к желаемым отношениям с людьми, к желаемому доходу, к встрече с необыкновенными людьми и единомышленниками. Я могу создавать и сотворять свою жизнь такой, какой я хочу. Это может каждый человек, если захочет.

Казалось бы, как этого не хотеть? Но я помню одного молодого человека, который долго не хотел брать на себя ответственность за свою жизнь и обвинял законы, правительство, коллег и начальника по работе. А вместе с тем, обратился ко мне за помощью, чтобы изменить свою жизнь и улучшить финансовое положение.

Никто не может никого сделать счастливыми, возможно вдохновить и дать информацию. Мы сами делаем себя счастливыми или несчастными. Никто никого не может научить, пока мы сами не научимся. Весь потенциал у нас внутри. Каждый сам себе и учитель и ученик.

Как только мы начинаем осознанно выходить за рамки привычных действий, мы создаём свой новый мир и свою желаемую реальность.
Как это происходит? Всё просто. Нам дан удивительный и прекрасный инструмент нашего творения – наше внимание. Если мы внимаем осознанно на желаемые стороны реальности, то именно это мы проЯвляем в своей Жизни. Если же наше внимание зависает на нежелаемых процессах, то именно это и происходит.

Итак, если Вы чего-то хотите, отличного здоровья, гармоничных отношений, высоких доходов, уделяйте этому своё внимание. Окружайте себя соответствующей информацией, картинами и образами. Замечайте и фиксируйте своё внимание на прекрасном вокруг вас, на изобилии и процветании. Утверждайте Изобилие, Здоровье, Счастье, БОГАтство, Процветание во всём. Прекратите отдавать энергию своего внимания болезням и разговорам о них, немощи, бедности, ценах, ограничениях, изменах, депрессиях и т.д.

Понаблюдайте за собой, сколько времени вы внимаете желаемое, а сколько нежелаемое. Будь Тем, Кто Ты Есть. Ваш внутренний Бог покажет путь и откроет дверь.
Результат – ваша собственная реальность. Посмотрите осознанно на неё, на свои отношения, здоровье, доходы, образ жизни, проявления себя и т.д. Вы всё поймёте сами. Как говорится, по вере нашей дано нам будет.
Итак, формула результата: Внимаю – Верю – Действую – Получаю.

Вспомнилось изречение: « Хочешь быть счастливым, помоги другому». Некоторые говорят: « Кто я такой(такая), чтобы кого-то учить жизни?» Это большое заблуждение. Не нужно быть идеальными, чтобы открывать свой дар в поддержке людям. Каждый из нас прошёл свой жизненный путь, осознания, решения задач и т.д. Приобретя ценный жизненный опыт, найдя решения, мы всегда можем передать это другим. Не нужно для этого быть идеальными. Я учу тому, через что прошла сама и научилась получать результаты.
Мой сегодняшний призыв: не превращайте свою жизнь в день сурка. Не становитесь заложниками своих эмоций. Пробудитесь от спячки, когда внимание захватывается машинально совсем не тем, что Вы хотите.

Мы с вами владеем волшебным инструментом Творения – ВНИМАНИЕМ. Куда направляем, то и проЯвляем в своей жизни. Приучите его следовать Вашей Воле, и Вы увидите результат потрясающий. Не ищите причину во вне, она всегда внутри.

Мы с вами – Творцы СВОЕГО мира, дети Бога. Нет ничего такого, чего мы не создали. На всё НАША ВОЛЯ.
Попробуйте поработать со своим вниманием, и вы увидите и убедитесь сами: болезней – нет, страданий – нет, бедности и нищеты – нет.

Помните, что всё возможно, если вы знаете, кто Автор. Будь Тем, Кто Ты Есть. Остальные роли заняты.

В комментариях напишите, как именно вы проЯвляете свой потенциал, КАК создаёте СВОЮ Жизнь, как ЭТО у вас получается.
Делитесь с миром и помните:
Отдавая миру лучшее, вы – отдаёте это самим себе. Отдавая худшее – вы наполняете этим себя самого.

Если не знаете, где ваши белые « пятна», что делать и как, обращайтесь, записывайтесь на консультацию. Дам ключ и подсказку к решению вашей задачи.

Первая консультация в дар в течении 20 минут по Skype.

Для записи на безоплатную консультацию обращайтесь ко мне в личные сообщения
в социальных сетях по ссылкам ниже.

Недавно мы с мужем посмотрели фильм «Пеле: Рождение легенды». Эта история повествует о становлении великого футболиста,о самом начале его пути. История эта навела меня на мысль о том, как же все-таки важно уметь оставаться собой.

Очень часто в нашем мире случается так, что мы под внешним давлением стремимся отказаться от дара, которым нас наделили. Если нам не хватит смелости и мы поддадимся на уловки общества, мы можем так никогда и не узнать, что такое жить счастливой жизнью. Жить по своим правилам.

Как выжить?

Как освободиться от внешнего влияния? Для этого нужно обладать большой смелостью и сделать шаг к себе. Никто не сделает этого за вас, потому что это только ваш выбор. Как хорошо, что выбор остается все-таки за нами.

Если вы очень любите то, что вы делаете, но боитесь осуждения общества и близких, то единственная возможность вырасти — это быть смелым и начать что-то делать. Нужно начать жить по своим правилам. Иногда может понадобиться поддержка старого друга или даже заклятого врага. Поддержка эта может быть прямой или косвенной, но когда вы ее получили, нужно действовать и смелее идти вперед. Только так можно окрепнуть и стать внутренне сильнее, только так можно научиться твердо стоять на своих ногах.

К сожалению, чаще всего мы все брошены на нашем пути познания себя и своей сути. Мы брошены нашими родителями, которые чаще всего не знают, как следовать своему пути. Потому что порой кажется самым безопасным тот путь, который прошли до нас другие. Страх толкает наших родных пытаться защитить нас от внешнего зла, и увлечь с той дороги, которую мы избрали для себя. Порой им приходится применить для этого силу.

На нашем пути мы брошены тем обществом, в котором живем. Общество очень заботится о том, чтобы мы не смогли услышать зов своего сердца. Ему не нужны свободные личности, но нужны винтики в системе.

Женский сценарий

Если вы женщина, которая однажды предала себя и отказалась от своей мечты, то знайте, что вы можете все изменить. Смелость постоять за себя и за то, во что вы верите — вот ключ к изменению своих сценариев. Скорее всего у вас нет уверенности в своих достоинствах и в том, что вы можете сделать свой выбор. Но важно понять, что в этом случае вредно ничего не предпринимать. Только вы ответственны за свою судьбу.

Освободиться от чужого пагубного влияния и взять ответственность за свою жизнь на себя — вот что значит вырасти. Это значит превратиться из инфантильной девочки в полную силы и духовно зрелую женщину. Этот путь непрост. Но его просто необходимо пройти. Каждой женщине необходимо вырасти, чтобы суметь самой стать матерью. Маленькие девочки не рожают детей . А если так случается, не знают, что им делать со своим материнством.

Перестаньте общаться с теми, кто вас не ценит, кто унижает и не дает быть собой. Учитесь расставлять границы, и брать ответственность за свою жизнь на себя. Не играйте в жертву. Освободитесь от глупых установок, не имеющих к вам никакого отношения. Если кто-то вас критикует , подумайте, справедливо ли это. Зачастую люди просто не знают, что им делать со своей жизнью, и поэтому они активно лезут в чужую.

Мой путь

Я знаю, о чем говорю, потому что я прошла через все это. Через отрицание своих желаний, через сопротивление общества, через самые тяжелые моменты в жизни, когда тебя не поддерживает человек, которому ты безраздельно доверяешь. На определенном этапе этот человек может быть для вас всем, вы даже можете думать, что этот человек словно Бог, и только он может распоряжаться вашими мечтами, вашей жизнью и вашей силой. Будто бы вы сами не обладаете собой, но вот тот другой человек имеет над вами всю власть.

В такие моменты я сдавалась. Не умея мечтать, не считая себя достойной жить и радоваться, проще всего принять чужой образ мыслей. Сказать себе: » Ну, будь что будет, тот другой знает лучше». Так я долго оставалась маленько девочкой, отдавая всю ответственность за себя другим людям.

Но так как сила души сильнее внешних условий, я продолжала искать. Часто, я шла наощупь в темноте. Часто всплывал внутренний вопрос о том, зачем же я куда-то иду, и может лучше сдаться и ничего не делать… Прожить жизнь по чужому сценарию и все. Разве мало так живут? Разве…Но поступить так, означает отказаться от возможности быть счастливым человеком. И в этот момент важно суметь выстоять, а когда наступит момент — позвольте своей силе проявиться. Процесс роста — бесконечный процесс, но главное сделать первый шаг. Начать меняться.

Знаете, ведь не так просто вы обладаете тем или иным даром, не так просто вас зовет куда-то ваша душа. Общество может попытаться приманить вас на денежную конфетку, но счастья от того, что вы день за днем будете ее есть не прибавится. Потому что внутри вас спрятан живой источник, который хочет проявиться и начать делиться живой водой со всем окружающим миром.

То, что спрятано внутри

Великий Пеле обладал даром. Его душа танцевала на футбольном поле, она вырисовывала свободный танец его предков. Он играл так, как не играет никто, потому что внутри его сердца жила джинга. Джинга — это наследие его предков , его дух, его сила. Но именно от этого наследия он и хотел отказаться под давлением общества. Как хорошо, что он выбрал быть собой. И стал величайшим футболистом мира.

Порой мы сами хотим отказаться от собственной сути. Мы боимся выйти из тени, боимся показать всем, кто мы есть на самом деле. Это естественно, ведь нас научили бояться самих себя.

Быть тем, кто ты есть

Не стоит печалиться и обвинять родителей и весь мир. Это позиция жертвы, и она несостоятельна. Если вы заглушили голос своего сердца, вы может захотеть возместить утрату, заедая ее, запивая или предаваясь ненужным и поверхностным связям. Признайтесь себе в том, что вы лечите не тем лекарством. А самое главное пытаетесь исцелить не то что у вас на самом деле болит. Найдите истинную рану.

Если болит израненное от обид сердце, то его не вылечить, предлагая свое тело всем подряд. Если страдает самооценка, то ее не поднять, уплетая очередной жирный кусок торта, думая, что отпустит. Не отпустит. Исцелите рану. Чтобы поднять свою самооценку, нужно заботиться о себе , своем окружении , беречь свои таланты и мечты, с уважением относиться к своим недостаткам, не пытаясь быть идеальной женщиной. Ваша жизнь должна становиться богаче от того, что вы привносите в нее каждый день. Важно принимать и свои дарования и свои ограничения. Так мы сможем научиться уважать других людей, не указывая им на их недостатки.

P.S. Принять решение быть тем, кто ты есть на самом деле непросто и требует смелости. Но только так, мы можем изменить свой мир к лучшему. Начните, наконец-то делать то, что вы любите. Открывая свои таланты миру — мы исцеляем свою душу.

Экология жизни: Известного аргентинского психотерапевта и писателя Хорхе Букая читатели и критики называют «профессиональным утешителем»: его книги действительно способны помочь человеку справиться с горем и научиться быть самим собой

Известного аргентинского психотерапевта и писателя Хорхе Букая читатели и критики называют «профессиональным утешителем»: его книги действительно способны помочь человеку справиться с горем и научиться быть самим собой. В июне в России вышел новый роман Букая «Кандидат». Т&P встретились с Хорхе, чтобы узнать, за что он любит людей, почему утешение не всегда приводит к выздоровлению и что на самом деле нужно, чтобы стать свободной личностью.

Я не писатель, я врач-психиатр. Хотя при этом я пишу. Один мой друг говорит, что любой, кто пишет, мечтает о романе. Я, выпуская книги по психологии, тоже хотел стать его автором. Поэтому написал роман как игру. Вначале пришлось немного почитать о том, как это нужно делать, поскольку изначально у меня была только идея и больше ничего. Я не знал, как создать образы персонажей, так что написал их истории болезни. Даже если бы роман не появился, я уже знал, например, чем эти люди болели в детстве. Я, правда, думал, у меня получится рассказ. Однако вскоре с персонажами начали происходить события, и это стало для меня сюрпризом. Выяснилось, что когда настоящие писатели говорят, будто герои становятся живыми, это правда. Со мной это тоже произошло. Так что с психологией роман связывает то, что психиатр, как и автор, может видеть, что происходит с человеком внутри. И также, конечно, то, что речь идет о феномене массы, когда люди начинают действовать, потому что подверглись манипуляции. Это психологическая трансформация, такая же, как изменения, которые происходят с личностью под влиянием власти и поиска власти. Я в первую очередь писал о Латинской Америке, но думаю, это имеет отношение ко всему миру.

В романе речь идет о свободе. Что такое свобода?

Сначала нужно сказать, чем она не является, правда? Люди думают, будто свобода - это делать, что хочется. Но свобода к этому отношения не имеет. Если бы все было устроено так, никто не был бы полностью свободным. Это не определение свободы, это определение всевластия. А свобода и всевластие - не одно и то же. Свобода - это способность выбирать в рамках возможностей, которые предоставляет реальность. В конечном итоге это способность решить: «да» или «нет». И эта свобода всегда несомненна. Ты всегда можешь сказать «да» - или «нет». Это верно для отдельных людей, пар, семей, городов, стран и для всей планеты. Всегда можно сказать «да» или «нет».

Каким был день, когда решили стать психотерапевтом?

Это был не день, а целый период. Моя мама знала, что я стану врачом. В 40-е и 50-е годы в Аргентине была эпидемия полиомиелита, и во времена моего детства было много ребят, перенесших эту болезнь. Когда мне было четыре или пять лет и я видел на улице ребенка с последствиями полиомиелита, то всегда спрашивал у мамы, что с ним случилось. Мама объясняла, я начинал плакать и не мог остановиться. Она пыталась меня утешить, но у нее не получалась. Я уходил в комнату, прятался и плакал минут пятнадцать. Моя мама, которая не могла меня остановить, садилась рядом и ждала. Она думала: «Этот мальчик станет врачом - из-за боли, которую ему причиняет чужая боль».

Когда я подрос, то захотел изучать медицину. Я собирался стать педиатром, но попав на факультет, понял, что не вынесу моментов, когда детям я помочь не смогу. Однажды я ассистировал во время операции - это было частью программы - и ребенок умер. Мы не смогли его спасти. Я очень горевал. Я осознал, что не смогу быть хорошим педиатром, что это фантазия, и как альтернатива мне пришла в голову детская психиатрия. Там никто не умирает. Я начал ее изучать, и она меня очаровала. Она захватила меня. Я просто влюбился в психологию, психиатрию, в пациентов, которые страдают от сумасшествия. И на самом деле, позже я усвоил как психиатр, что любой медик - это ипохондрик, который сублимирует свою тревогу в профессию. Врачи очень боятся болезней. В тот момент у меня был огромный страх перед сумасшествием, и он стал одной из причин, по которым я решил заняться этим. Когда от своего страха я начал исцеляться, то перестал брать тяжелых пациентов и начал больше заниматься пациентами с неврозом, - ведь сам стал скорее невротиком, чем сумасшедшим. А затем, когда мне стало еще лучше, у меня появились здоровые пациенты.

«Нормальный человек - тот, кто знает, что «2×2 = 4». Сумасшедший - это человек, который считает, что там «5» или «8». Он потерял контакт с реальностью. А невротик - как ты, как я - тот, кто знает, что там «4», но это страшно его возмущает»

Что вас очаровало в безумии?

Для того чтобы понимать человеческую душу, нужен большой психологический ресурс. Человеческая душа имеет много общего с мышлением, а понимать мышление - значит понимать личность. С другой стороны, пациенты с психическими заболеваниями так благодарны, когда ты им помогаешь. Это невероятные мужчины и женщины, которые на самом деле, как говорил британский мыслитель Гилберт Честертон, «потеряли все, кроме рассудка». В нашей культуре сумасшедшие обесцениваются, изгоняются, очерняются. Я отметил, что в Аргентине психиатрические отделения в больницах всегда находятся слева, в конце коридора, у туалета. Но работать с пациентами оттуда было замечательно. Таким людям врачи действительно спасают жизни. Это было очень интересно, я многому научился и думаю, что многим помог за годы, что работал в психиатрических больницах с тяжелыми пациентами, по-настоящему сумасшедшими.

Вы любите людей?

Любовь - это очень широкое поле. Я думаю, нужно говорить о любви в органическом смысле. Я точно не люблю каждого так, как люблю своих детей. Но это различие в количестве, а не в качестве. Качество одно и то же. Но с любовью все сильно зависит от определения. Я иногда говорю, что у каждого дурака есть определение любви, и я не хочу быть исключением. Я такой же дурак, как все. Определение, которое нравится мне больше всего, я взял у Джозефа Зинкера. Он говорил: «Любовь - это радость, которую я испытываю от того, что другой человек существует». Радость от самого факта существования другого человека. И в этом смысле я счастлив от того, что существуют мои пациенты. В этом смысле любовь между терапевтом и пациентом действительно существует.

На это уходит много сил.

Да, но что еще может придать жизни смысл? Если тебе не важно, что происходит с другими, что даст тебе смысл жить? В конечном итоге для меня, если отвлечься от психиатрии, в бытовом плане, это тоже имеет смысл. Когда однажды в детстве мой сын Демиан, который сейчас тоже работает врачом-психиатром, спросил, люблю ли я его, я ответил: «Да, ты мне очень дорог, я люблю всем сердцем». Тогда он спросил: «В чем для тебя разница между “дорожить» и «любить”? Что значит любить? Обнимать, дарить вещи?». Я ответил, что нет, и впервые использовал слова, которые сказал тебе раньше: если чье-то благополучие играет для тебя роль, если это важно, ты его любишь. В этом смысле, довольно изнурительно, когда для тебя важно благополучие всех вокруг. Но без этого нет смысла жить. Пять минут назад я тебя не знал. Но сегодня я постараюсь, чтобы ты не споткнулась и не упала не только потому, что так поступать естественно, но и для того, чтобы ты не разбилась. Любовь возникает сама собой, если ей не запрещать. Она не похожа на чувство из фильмов, когда персонажи бегут, вскакивают на лошадь… Это глупости из кино. Настоящая любовь - это важность твоего благополучия для кого-то. Это до такой степени верно и так важно, что если ты рядом с человеком, которому не интересно, как у тебя дела, что ты делала днем, почему что-то привлекло твое внимание - этот кто-то тебя не любит. Даже если он говорит прекрасные слова и дарит самые дорогие вещи в мире, даже если клянется на все лады в своей любви. И наоборот: если кто-то интересуется тобой, ему важно, как у тебя дела, он хочет знать, что тебе нравится, и старается подарить то, что ты ждешь, - он тебя любит. Даже если говорит, что никакой любви нет, никогда не было и никогда не будет.

Вы встречали среди своих пациентов людей, похожих на вас?

Я никогда не встречал тех, кто на меня не похож. Они все чем-то меня напоминают: кто-то больше, кто-то меньше. Но в процессе помощи идентифицировать себя с человеком очень важно. Все психотерапевты делают это.

С читателями то же самое?

Конечно. Я часто хвастаюсь, что знаю людей (смеется). Но я идентифицирую себя и с персонажами своих рассказов. Я никогда не пишу только о других. В моих книгах тот, кто запутался, - это я, тот, кто унижается, - я, тот, кто встретился с кем-то, - я, тот, кто потерялся, - я, тот, кто глуп, - я, и тот, кто понял что-то в точности, - тоже я. Это все обо мне, о процессах, которые со мной происходят. Поскольку я думаю, то, что происходит со мной, должно происходить со всеми. Так же и наоборот: когда человек читает мою книгу, он идентифицирует себя с героями. И он знает: то, что я ему дал, не выдумка.

Каким должно быть утешение?

Утешение? Скорее, выздоровление, разрешение проблемы. Смотри, нормальный человек - тот, кто знает, что «2×2 = 4». Сумасшедший - это человек, который считает, что там «5» или «8». Он потерял контакт с реальностью. А невротик - как ты, как я - тот, кто знает, что там «4», но это страшно его возмущает. Мое состояние постепенно улучшается, я учусь сердиться с каждым разом все меньше, сталкиваясь со скверными вещами. Выздоровление, которое утешением не является, состоит в том, чтобы никогда больше не сердиться. И этот процесс идет всю жизнь. С чьей-либо помощью или без нее это улучшается.

Зачем нужна боль?

Боль служит предупреждением, если что-то пошло не так. Когда я изучал медицину, то понял, что две ужасные вещи, которые врач должен устранить, - это боль и печаль. Пациент, который страдает диабетом и которого печалит из-за этого состояние его ног, заканчивает ампутацией. Боль незаменима. Необходима для того, чтобы мы знали: что-то работает плохо. Это тревожный сигнал, будь то физическая или психологическая боль. Он предупреждает, что что-то может произойти, даже когда телесно тебя ничего не беспокоит. Если боль вдруг исчезла, ты либо умер, либо получил анестезию. Если ты умер, выхода нет, а если тебе дали обезболивающие, и ты ни на что не обращаешь внимания, именно это может превратиться в проблему.

Но, похоже, боль - это еще и инструмент роста.

Как ты разрешишь свою проблему, если нет боли? Если ты не учишься? Ты учишься ходить, падая. Учишься делать что-то хорошо, когда это получается плохо. И если это так, боль сообщает тебе об этом. На приборной панели в машине иногда начинает мигать красный сигнал, чье появление говорит о том, что давление масла в двигателе снизилось. Что ты делаешь? Ты останавливаешь машину и идешь на станцию техобслуживания. Ее работник смотрит машину и говорит тебе: не хватает пол литра. Ты говоришь: «Добавьте масла». Через пять метров сигнал снова начинает мигать. Мастер говорит: «Масло протекает» - и закручивает клапан посильнее. Но десять метров спустя история повторяется. Ты заходишь на станцию техобслуживания, и ты сыта по горло. Хотя на самом деле худшее, что ты можешь сделать - это отключить сигнал, чтобы он тебе не мешал. Потому что если ты это сделаешь, через 10 км у тебя расплавится мотор. Боль - это красный сигнал в твоей машине. Худшее, что может случиться, - это проявление невнимания к нему.

Что вы делаете, когда сами испытываете душевную боль?

То, чему я научился, и что советую делать остальным: смотрю, в чем проблема. А если я не понимаю, что случилось, иду к врачу.

Говорят, душевный дисбаланс располагает к творчеству. Что вы думаете об этом?

Есть вещи, которые повторяют только потому, что так принято. Некоторые гении и правда были сумасшедшими. Но сумасшедший - это сумасшедший. Не больше. Не гений. То, что безумным гениям даны особенные способности, не означает, что все сумасшедшие гениальны. Как и то, что все гении должны быть безумцами. Творческий ресурс устроен анархически, а раз так, он не может быть основан на разуме. Креативному человеку приходится выходить за рамки общепринятых структур, чтобы быть способным создавать. Но быть в мире, пронизанном дурманом творческой анархии, - это одно, а сойти с ума - совсем другое. Потому что с этим миром человек может кокетничать: входить и выходить - и он не станет сумасшедшим. Хотя некоторые гении, миновав его границу, вернуться не смогли. Ван Гог совершенно точно был сумасшедшим, но он сошел с ума не от творчества: это случилось раньше.

Никто не думает, что безумие приходит от творчества. Может, нужно быть слегка сумасшедшим, чтобы оставаться гениальным, - не знаю, я никогда не был гением. Но я в любом случае думаю, что за это не стоит платить такую цену. Художники, которым нужно войти в креативный транс с помощью алкоголя или чего-нибудь еще, идут по опасному даже для своего творчества пути. Я знал гениальных людей, которым не нужен был никакой транс, - и знал множество людей, которые каждый день входили в транс, но ничего не создали.

Если бы вы могли дать один совет, который услышали бы все, что бы вы сказали?

Мне трудно давать советы. Думаю, я бы сказал, что стоит заниматься тем, что важно для тебя. Тем, что делает твою жизнь лучше. И если нет того, что важно для тебя, тебе могут помочь найти, где искать. Я мог бы посоветовать сделать свою жизнь абсолютно, полностью свободной. И в любом случае мне кажется, что если одной свободы тебе не хватит, вскоре появится область, где можно будет применить ее.

Я психиатр, поэтому думаю, что главное - это дать себе свободу быть тем, кто ты есть. И не позволять никому говорить тебе, что было бы лучше, если бы ты был другим. Защищать свое право быть собою самим. И тогда со временем ты поймешь, что это не право - так должно быть. Как этого достичь? Нужно дать себе разрешение быть там, где ты хочешь быть, - а потом постараться сесть там, где тебе удобно. Разрешение думать, что думается, и не думать, как другой думал бы на твоем месте. Говорить, если хочешь, и молчать, если ничего не приходит в голову. Это твое право: дать себе это разрешение. Разрешение чувствовать то, что чувствуешь, и в то время, когда это необходимо. И не чувствовать то, что другой ощущал бы на твоем месте, и перестать чувствовать то, что ожидают окружающие. Нужно дать себе разрешение идти на риски, на которые ты решился, тогда и только тогда, когда за последствия платишь ты. Но пусть никто тебе не говорит, что нельзя идти на такие риски, - если ты никого не впутываешь в свое дело, это твое решение. И последнее, что очень важно. Нужно дать себе разрешение идти по жизни, разыскивая то, что ты хочешь, вместо того, чтобы ждать, когда другие дадут тебе это.

Тяжело жить, когда столько знаешь о людях и их психике?

Да… Но представь себе, что человек, который никогда себя не видел, нашел зеркало и смотрит в него. Ему не нравится то, что он видит, он выбрасывает зеркало и разбивает его. Но он уже знает. И ничего нельзя сделать. Знание уменьшить невозможно. Если ты решаешь посмотреть на себя, ты обречен знать. Доказуемо, что некоторые люди игнорируют вещи, которые известны мне. Так легче - но не лучше. Но это всегда хочется изменить, если бы только можно было сделать это. Потому что некоторые вещи болят больше, когда ты лучше их понимаешь. Но если правда, что это так, не меньшая правда и то, что боль других людей поможет тебе научиться, как мы говорили раньше. Поэтому я продолжаю думать, что лучше пройти этот путь и знать больше, даже если так боли тоже будет больше. На самом деле, есть знаменитый сократический вопрос: ты идешь по дороге и видишь раба, который спит и разговаривает во сне. По тому, что он говорит, ты понимаешь, что ему снится свобода. Что ты должен сделать: оставить его спать, чтобы во сне он наслаждался тем, чего на самом деле у него нет, или разбудить, хоть это и не очень милосердно, чтобы он вернулся к своей тягостной реальности? Иногда этот выбор очень тяжело сделать. Но каждый должен знать, чего хотел бы, если бы сам был этим рабом. Мне 64 года, и 40 лет из них я посвятил тому, чтобы будить людей. Так что на его месте я бы хотел, чтобы меня разбудили. Мне не хочется жить во сне: когда я проснусь, это отнимет у меня надежду, поскольку я пойму, что не могу достичь в реальной жизни того же.

Где найти свет, когда на душе совсем темно?

С точки зрения физики темнота не допускает никакого света - даже того, что необходим, чтобы найти свет. Настоящая темнота абсолютно несовместима со светом. Так что если ты в полной темноте, то будешь двигаться вслепую. Это плохая новость. Но надо понимать, что темнота, которая нам знакома, - это не полная темнота. И мне кажется, что это очень похоже на физический феномен, когда ты заходишь в темную комнату и ничего там не видишь. Если ты останешься там вместо того, чтобы убежать, совсем скоро твои глаза привыкнут, и ты начнешь различать предметы. В темной комнате всегда есть свет, который ты не видел в начале. Поэтому, чтобы найти свет в темноте, прежде всего надо знать: здесь не так темно, как тебе кажется из-за твоего сложившегося представления о свете. Если ты не испугаешься и не выбежишь вон, твои глаза начнут воспринимать свет, который есть в темноте. И с этим количеством света ты сможешь найти место, где его больше. Но ты не можешь сбежать. Если сбежишь, пути нет. Поэтому нужно остаться. опубликовано

НА ЦЕЛИ ЧЕЛОВЕКА 1

В наши дни большинство психологов считают себя оскорбленными, ес­ли их подозревают в приверженности к философии. Я не разделяю эту ре­акцию. Я не могу не размышлять над смыслом того, что я наблюдаю. И этот смысл, кажется, имеет удивительные последствия для современного мира.

В 1957 г. д-р Рассел Бекер - один из моих друзей, бывший мой сту­дент и коллега - пригласил меня прочитать специальную лекцию для пре­подавателей в Вустер-колледже в Огайо. Я решил прояснить для себя смысл тех направлений, в которых развивается человек в свободном кли­мате психотерапевтических отношений. Когда я закончил работу, у меня возникли серьезные сомнения в том, есть ли в ней что-то новое или значи­тельное. До некоторой степени эти страхи были рассеяны на удивление дол­гими аплодисментами аудитории.

По прошествии времени мне пришлось взглянуть на то, о чем я гово­рил, более объективно, и я почувствовал удовлетворение в двух отношениях. Мне кажется, работа хорошо выражает итоги наблюдений, которые вылились в две важные для меня темы: мое доверие к человеческому организму тогда, когда он свободно функционирует, и экзистенциальное качество удовлетво­ряющей нас жизни - тема, которая представлена некоторыми нашими самы­ми современными философами, но которая была великолепно выражена бо­лее 25 веков тому назад JIao-цзы, который сказал: «Делать - это быть» 2 .

"Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М: ИГ «Прогресс», «Универс», 1994. С. 211-232.

2 Лао-цзы - автор древнекитайского трактата «Лао-цзы» (IV-III вв. до н. э.) - канонического сочинения даосизма. Дао - путь, закон извечного, естественного и всеоб­щего закона возникновения, развития и исчезновения всей Вселенной. При соблюдении принципа следования дао возможно бездействие, приводящее, однако, к полной свободе, счастью, успеху и процветанию. Всякое же действие, противоречащее дао, означает пустую трату сил и приводит к неудаче и гибели <...>. (Примечание редактора источника.)


Роджерс К. «Быть тем, кто ты действительно есть»... 187

Вопросы

«Какова моя цель в жизни?», «К чему я стремлюсь?», «Каково мое назначение?» - эти вопросы время от времени задает себе каждый чело­век, иногда спокойно, иногда в мучительной неуверенности или отчаянии. Это старые-престарые вопросы, которые задавались и на которые дава­лись ответы в каждом веке истории. Однако это также и вопросы, кото­рые каждый индивид должен сам перед собой поставить и сам на них ответить. Это вопросы, которые я как консультант слышу в разных вари­антах, когда люди, имеющие личные проблемы, стараются узнать, понять или выбрать направление своей собственной жизни.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Ю. Б. Гиппенрейтер
[ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ. ОПИСАНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ]1 Знакомство с любой наукой начинается с определения ее предмета и описания круга явлений, которые она изучает

Ж.ГодФруа
ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВА «ПСИХОЛОГИЯ»1 Своим названием и первым определением психология обязана гре­ческой мифологии. Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень к

В.В.Петухов, В.В.Столин
[ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХИКИ И СОЗНАНИЯ. ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА «ПСИХОЛОГИЯ»]1 При характеристике любой науки необходимо разъяснить ее теорети­ческие основания, предмет изучени

Феофраст ХАРАКТЕРЫ 1 Льстивость
(1) Лесть можно определить как недостойное обхождение, выгодное льстецу. А льстец вот какой человек. (2) Идя с кем-либо, он говорит спут­нику: «Обрати внимание, как все глядят на тебя и дивятся. Ни

Бестактность
(1) Бестактность - это неумение выбрать подходящий момент, при­чиняющее неприятность людям, с которыми общаешься, а бестактный вот какой человек. (2) К занятому человеку он приходит за советом (3)

Ю.Б.Гиппенрейтер
[ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ]1 Скажу несколько слов об особенностях психологии как науки. В системе наук психологии должно быть отведено совершенн

Г.Оллпорт
ЛИЧНОСТЬ: ПРОБЛЕМА НАУКИ ИЛИ ИСКУССТВА?1 Имеются два принципиальных подхода к детальному изучению лич­ности: литературный и психологический. Ни один из

Трусость
(1) Трусость - это некая душевная слабость, выражающаяся в неспособно­сти противостоять страху, а трус вот какой человек. (2) В море он принимает утесы за пиратские корабли. А едва начинают подымат

В.В.Петухов, В.В.Сталин
СРАВНЕНИЕ ЖИТЕЙСКОЙ И НАУЧНОЙ ПСИХОЛОГИИ1 Фундаментальным условием существования человека является определенное сознательное представление им окружающего мира и

Прикладные области
Среди психологов, непосредственно обслуживающих своих ближних, одни занимаются проблемами отдельных людей в случаях эмоциональ­ных или социальных кризисов, другие стремятся помочь решению про­блем,

Область научных поисков
Каждый день выявляются новые факты, применяются новые мето­ды, создаются и испытываются новые способы оценки результатов. Из них лишь немногие сразу находят себе применение, тогда как другие остают

Психология личности
Представители этой области психологии чаще всего относят себя к тому или иному из направлений. В зависимости от того, будет ли это би­хевиоризм, психоанализ или гуманистическое направление, роль ка

Формы сотрудничества научной
И ЖИТЕЙСКОЙ ПСИХОЛОГИИ1 Связь научной психологии с практикой характеризуется точностью постановки прикладных задач и методов их решения. Как правило, такие зада

При опытах с маятником най- гггггг ггггггггг
ти такие условия, которые де-лали бы возможной такую же изоляцию простых элементов, Рис 4 какая была нужна для изме­рения объема внимания в об­ласти ч

Главные формы и общие свойства психических элементов
Так как всякое содержание психического опыта бывает сложно по своей природе, то психические элементы в смысле, безусловно, простых и неразложимых составных частей психического ряда явлений представ

Основные формы чувств
<...> Не может быть и сомнения, что если мы обратимся за данны­ми к непосредственному опыту, то перед нами выделятся в качестве двух отчетливо различных форм чувства удовольствия и неудовольс

Свойства простых чувств
Простыми чувствами следует называть такие самостоятельные су­ществующие чувства, которые хотя и могут вступать в соединение с дру­гими элементами сознания, но сами уже на самостоятельные более про­

Соединение простых чувств
<...> Все имеющиеся в любой данный момент в сознании элемен­ты чувств объединяются в одну единую равнодействующую чувства. Правда, и одновременные ощущения в пределах известной области

Связанных с представлениями чувств
Подобно тому как ощущения никогда не могут возникать в нашем сознании без сопровождения разнообразнейших по содержанию представ­лений, так же точно и связанный всегда с ощущениями субъективный

Аффекты
Аффекты занимают среднее место: с одной стороны, они составляют­ся из чувств, а с другой, при известных условиях, переходят в волевые про­цессы. От обыкновенных чувств аффекты отличаются, впрочем,

Ю.Б.Гиппенрейтер
МЕТОД ИНТРОСПЕКЦИИ И ПРОБЛЕМА САМОНАБЛЮДЕНИЯ1 В психологии сознания метод интроспекции (букв, «смотрения внутрь») был признан не только главным, но и единственн

Дж.Уотсон
ПСИХОЛОГИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ БИХЕВИОРИСТА1 С точки зрения бихевиориста психология есть чисто объективная отрасль естественной науки. Ее теоретической целью являетс

Ментализм против бихевиоризма
Менталист - это тот, кто признает, что «психика» является, по суще­ству, потоком «внутренних событий». Человеческое существо, говорит он, «смотрит внутрь» и наблюдает за такими «внутренними события

Уотсон: молекулярное определение
Уотсон в основном, по-видимому, описывает поведение в терминах простой связи «стимул-реакция». Сами эти стимулы и реакции он, по-ви­димому, представляет себе в относительно непосредственных физичес

Другие сторонники молярного определения
Нужно отметить, что данное молярное представление о поведении, т.е. представление о том, что поведение имеет собственные свойства, кото­рые его определяют и характеризуют и которые являются чем-то

Описательные свойства поведения как молярного феномена
Соглашаясь, что поведение имеет собственные описательные особен­ности, мы должны четко уяснить, каковы они. Первым пунктом в ответе на этот вопрос должен быть установлен­ный факт, что пове

Целевые и когнитивные детерминанты
Мне могут возразить. Ибо ясно, что определение поведения в терми­нах целевого объекта вместе с отношениями, существующими между ним и объектами-средствами, используемыми для выбора более коротких п

Объективное определение целей поведения
Давайте рассмотрим эти непосредственные динамические характе­ристики, которые мы назвали целями и познанием, более детально. Нач­нем с целей. В качестве иллюстрации возьмем случай с кошкой Торндай-

Начальные причины и три разновидности детерминант поведения
Мы пытались показать, что имманентно в любом поведении имеются некоторые непосредственные «находящиеся в нем» цели и познавательные процессы. Эти определяемые функционально переменные являются посл

Э.Толмен
КОГНИТИВНЫЕ КАРТЫ У КРЫС И У ЧЕЛОВЕКА1 Основная часть этой статьи посвящена описанию экспериментов с крысами. В заключение я попытаюсь также в нескольких словах

На латентное научение
_а Пища Первые эксперименты на латентное научение были проведены Блод-жетом в Беркли. Сообщение о них было опублико

Забывание иностранных слов
Слова, обычно употребляемые в нашем родном языке, по-видимому, защищены от забывания в пределах нормально функционирующей памяти. Иначе обстоит дело, как известно, со словами иностранными. Предрасп

Впечатлений и намерений
Если бы кто-нибудь был склонен преувеличивать то, что нам извест­но теперь о душевной жизни, то достаточно было бы указать на функцию памяти, чтобы заставить его быть скромнее. Ни одна психологичес

Забывание впечатлений и знаний
а) Летом моя жена подала мне безобидный по существу повод к сильному неудовольствию. Мы сидели за table d"hote"oM vis-a-vis с одним господином из Вены, которого я знал и который, по всей вероятност

Некоторые ответы
Перед тем как ввести вас в мир моего опыта с клиентами, я бы хотел напомнить о том, что вопросы, которые я упомянул, не псевдовопросы и, от­вечая на них, люди в прошлом и настоящем так и не пришли

Направления, выбранные клиентами
Разрешите посмотреть, смогу ли я наметить и прояснить некоторые тенденции, которые видны мне в работе с клиентами. В отношениях с ни­ми моя цель состояла в том, чтобы создать такую атмосферу, в кот

Прочь от соответствия ожиданиям
Многие клиенты обнаруживают, что отдаляются от соответствия тому идеалу, который выдвигает данная культура. Как убедительно доказал Уайт в своей недавней работе1, на человека оказывается

Прочь от угождения другим
Я обнаруживаю, что многие люди сформировали себя, стараясь уго­дить другим, но, опять становясь свободными, отходили от прежнего со­стояния. Так, к концу курса психотерапии один специалист пишет, о

Движение к процессу
Второе наблюдение выразить трудно, потому что нелегко найти под­ходящие слова для его описания. Кажется, что клиенты движутся к тому, чтобы более открыто сделать свое бытие процессом, текучестью, и

К сложности бытия
Это также связано со сложностью процесса. Возможно, здесь помо­жет пример. Один из наших консультантов, которому психотерапия очень помогла, недавно пришел ко мне, чтобы обсудить свои отношения с о

К открытости опыту
«Быть тем, кто ты действительно есть», связано и с другими качества­ми. Одно из них, которое уже, возможно, подразумевалось, заключается в том, что индивид движется к открытому, дружескому, близком

К принятию других
Открытость внутреннему и внешнему опыту в основном тесно связа­на с открытостью и принятием других людей. Как только клиент начина­ет двигаться к тому, чтобы быть способным принимать свой собственн

Главное направление
Разрешите посмотреть, смогу ли я в более сжатой форме изложить все связанное с тем движением, которое я вижу у клиентов. Кажется, оно означает, что индивид, осознавая и принимая, движется к тому, ч

Подразумевает ли это статичность?
Некоторым кажется, что быть тем, кто ты есть, - значит оставаться статичным. Они считают, что это синонимично понятиям «быть постоян­ным», «быть неизменяющимся». Ничего не может быть дальше от исти

Подразумевает ли это быть злым?
Мое описание жизненного пути, где человек является тем, кто он есть, часто вызывает такую реакцию: это значило бы быть плохим, злым, некон­тролируемым, разрушительным. Это значило бы спустить с цеп

Значение для общества
Разрешите мне ненадолго обратиться к общественному значению той дороги жизни, которую я попытался описать. Я представил ее как направ­ление, которое, кажется, имеет большое значение для индивида. М

В.Франкл
ПОИСК СМЫСЛА ЖИЗНИ И ЛОГОТЕРАПИЯ1 Логотерапия, или, как ее называют некоторые авторы, третья Вен­ская школа психотерапии, занимается смыслом человеческого сущес

Стремление к смыслу
Поиск каждым человеком смысла является главной силой его жиз­ни, а не «вторичной рационализацией» инстинктивных влечений. Смысл уникален и специфичен потому, что он должен быть и может быть осуще­с

Нусогенные неврозы
Нусогенные неврозы возникают не из конфликта между влечением и сознанием, а скорее из-за конфликта между различными ценностями другими словами, из нравственных конфликтов, или, говоря более обще, и

Смысл жизни
Я сомневаюсь, что врач может ответить на этот вопрос одной общей фразой, так как смысл жизни различается от человека к человеку, изо дня в день, от часа к часу. Поэтому важен не смысл жизни вообще,

Сущность существования
Объявляя, что человек - творец ответственности и должен актуали­зировать потенциальный смысл своей жизни, я хотел подчеркнуть, что ис­тинный смысл жизни скорее можно найти в мире, чем внутри челове

Смысл страдания
Когда человек сталкивается с безвыходной и неотвратимой ситуа­цией, когда он становится перед лицом судьбы, которая никак не может быть изменена, например при неизлечимой болезни или при стихийном

Мимолетность жизни
К таким вещам, которые лишают жизнь смысла, принадлежит не только страдание, но и сама смертность человека, не только отчаяние, но и страх смерти. Мимолетность нашего существования, несомн

Критика пандетерминизма
Психоанализ часто обвиняли в так называемом пансексуализме. Я, как и многие, сомневаюсь, что этот упрек когда-либо был правильным. Однако существует, как мне кажется, более ошибочное и опасное утве

Гуманизированная психиатрия
Слишком долго, около полувека, психиатрия пыталась рассматри­вать человеческую душу как механизм и, следовательно, терапию душев­ных заболеваний как технику. Я утверждаю, что этот сон существовал т

Этика гуманистическая и этика авторитарная
Если мы, в противоположность этическому релятивизму, не отказы­ваемся от поиска объективно значимых норм поведения, то какие крите­рии этих норм мы можем найти? Тип критериев зависит от этической с

Этика субъективистская и этика объективистская
Что с точки зрения гуманистической этики мы должны ответить тем, кто отказывает человеку в способности самому устанавливать объек­тивно значимые нормативные принципы? Одна из школ г

Природа человека и его характер
«[Однажды мне подумалось - с тех пор прошло еще не­много времени - вот что]: что я есмь человек, ничем не от­личающийся от любого другого человека, такого же, как я; что я глазею, слышу, пью, жую п

Личность
Все люди похожи друг на друга в силу общности существования и внутренне присущих им дихотомий экзистенциального плана; но каждый человек уникален, ибо каждый по-своему, свойственным только ему пу­т

С.А.Рубинштейн
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ И ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ1 Введение в психологию понятия личности означает, прежде всего, что в объяснении психических явлений исходя

Индивид и личность
Различение понятий «индивид» и «личность» составляет необходи­мую предпосылку психологического анализа личности Наш язык хорошо отражает несовпадение этих понятий: слово лич­ность у

Как основание личности
Главная задача состоит в том, чтобы выявить действительные «об­разующие» личности - этого высшего единства человека, изменчивого, как изменчива сама его жизнь, и вместе с тем сохраняющего свое пост

Природы и культуры
При организации знаний в курсах общей психологии, фундаменталь­ных и прикладных, особое и постоянное место занимает проблема опреде­ления человека как предмета изучения. Следует признать, что содер

Общее представление о развитии личности
Данный вопрос касается не возрастной, а только общей психологии, и является конкретной расшифровкой кажущегося абстрактным положения А.Н.Леонтьева: «Личность рождается дважды». Так, очевидно, что л

А.Н.Леонтьев
ПРОБЛЕМА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОЩУЩЕНИЯ1 Первое, что встает перед исследованием генезиса психики, - это воп­рос о первоначальной, исходной форме психического. По этому

Основные формы психического отражения
Для мозга, который реализует психическое отражение объективно­го мира, отражаемый мир делится на две неравные и по-разному важные части: внутреннюю среду организма и внешнюю среду его жизни. Эти су

Объективные признаки психики
Понимание предмета психологии как ориентировочной деятельности позволяет наметить решение нескольких трудных вопросов психологии. Один из них - это вопрос об объективных признаках психики.

Привыкание и сенсибилизация
Это чрезвычайно примитивные виды научения, при которых у орга­низма вырабатывается относительно устойчивая и постоянная реакция на повторные стимулы. Эти две зачаточные формы научения проявляют­ся

Импринтинг
При наблюдениях над животными этологов особенно интересует от­носительная роль в их поведении врожденного и приобретенного. Работы австрийского этолога Конрада Лоренца помогли понять взаи­

А.Н.Леонтьев
СТАДИЯ ЭЛЕМЕНТАРНОЙ СЕНСОРНОЙ ПСИХИКИ1 Возникновение чувствительных живых организмов связано с услож­нением их жизнедеятельности. Это усложнение заключается в т

А.Н.Леонтьев
СТАДИЯ ПЕРЦЕПТИВНОЙ ПСИХИКИ1 Следующая за стадией элементарной сенсорной психики, вторая ста­дия развития, может быть названа стадией перцептивной психики. Она

А.Н.Леонтьев
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХИКИ ЖИВОТНЫХ1 Предысторию человеческого сознания составляет, как мы видели, длительный и сложный процесс развития психики животных.

А.Н.Леонтьев
УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОЗНАНИЯ1 Что же представляет собой та специфически человеческая деятель­ность, которая называется трудом? Труд - это процесс, св

В.В.Петухов
[«ТРУДНЫЙ ТРУД»: ИМИТАЦИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ]1 Итак, для формулировки закона социальной жизни мнимой личнос­ти «обернем» различие природы и культуры в присво

Происхождение основных понятий или категорий ума
В основе наших суждений имеется известное число существенных понятий, которые управляют всей нашей умственной жизнью; философы со времени Аристотеля называют их категориями разума: это понятия врем

Значение как проблема психологии сознания
Чувственные образы представляют всеобщую форму психического отражения, порождаемого предметной деятельностью субъекта. Однако у человека чувственные образы приобретают новое качество, а именно свою

Личностный смысл
Психология издавна описывала субъективность, пристрастность че­ловеческого сознания. Ее проявления видели в избирательности внима­ния, в эмоциональной окрашенности представлений, в зависимости позн

А.С.Выготский
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД В ПСИХОЛОГИИ1 1. В поведении человека встречается целый ряд искусственных приспособлений, направленных на овладение собственными псих

Высших психических функций
Возвращаясь к итогам нашего критического обзора, мы должны прежде всего установить, какое конкретное содержание скрывается за сло­вами «развитие высших психических функций» и каков, следовательно,

Зак. 2652
434 Тема 5. Социокультурная регуляция деятельности всем протяжении детск

Генезис высших психических функций
Далее, мы могли бы сказать, что все высшие функции сложились не в биологии, не в истории чистого филогенеза, а сам механизм, лежащий в ос­нове высших психических функций, есть слепок с социального.

Развитие
ИСТОРИЧЕСКОГО ПОДХОДА В СОВЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ1 Новый этап разработки в советской психологии проблемы социально-исторической обусловленности психики человека созд

А.Н.Леонтьев
ПРОБЛЕМА ПРИСВОЕНИЯ ЧЕЛОВЕКОМ ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКОГО ОПЫТА1 На протяжении своей истории человечество развило величайшие ду­ховные силы и способности. Тысячел

А. Н. Леонтьев
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ1 Уже первоначальные <...> процессы усвоения ребенком специфически человеческих действий отчетливо обнаруживаю

Внешней и внутренней
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ1 Старая психология имела дело только с внутренними процессами - с движением представлений, их ассоциацией в сознании, с их генерализа­цией и движен

О категории предметной деятельности
Деятельность есть молярная, не аддитивная единица жизни телесно­го, материального субъекта. В более узком смысле, т.е. на психологическом уровне, это единица жизни, опосредованной психическим отраж

Физиологические потребности
За отправную точку при создании мотивационной теории обычно принимаются специфические потребности, которые принято называть физиологическими позывами. В настоящее время мы стоим перед необхо­димост

В принадлежности и любви
После того, как потребности физиологического уровня и потребности уровня безопасности достаточно удовлетворены, актуализируется потребность в любви, привязанности, принадлежности, и мотивационная с

Потребность в признании
Каждый человек (за редкими исключениями, связанными с патологией) постоянно нуждается в признании, в устойчивой и, как правило, высокой оцен­ке собственных достоинств, каждому из нас необходимы и у

Потребность в самоактуализации
Даже в том случае, если все вышеперечисленные потребности чело­века удовлетворены, мы вправе ожидать, что он вскоре вновь почувствует неудовлетворенность, неудовлетворенность оттого, что он занимае

Предпосылки для удовлетворения базовых потребностей
Можно назвать ряд социальных условий, необходимых для удовлет­ворения базовых потребностей; ненадлежащее исполнение этих условий может самым непосредственным образом воспрепятствовать удовлетворе­н

Потребность в познании и понимании
Мы мало знаем о когнитивных импульсах, и в основном оттого, что они мало заметны в клинической картине психопатологии, им просто нет места в клинике, во всяком случае, в клинике, исповедующей медиц

Эстетические потребности
Об этих потребностях мы знаем меньше, чем о каких-либо других, но обойти вниманием эту неудобную (для ученого-естествоиспытателя) тему нам не позволяют убедительные аргументы в пользу ее значимости

Л.Я.Леонтьев
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ СОЗНАТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИЯ1 В традиционной психологии решение вопроса о том, что именно всту­пает в «поле ясного сознания» субъекта, сводилос

Трудового действия: феномен
ВРАБАТЫВАЕМОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ]1 Личностный поступок необходим тогда, когда в ходе решения челове­ком собственных повседневных проблем происходит непредсказуема

Ю.Б.Гиппенрейтер
ФИЗИОЛОГИЯ ДВИЖЕНИЙ И ФИЗИОЛОГИЯ АКТИВНОСТИ1 Залог успеха работ Бернштейна состоял в том, что он отказался от традиционных методов исследования движений. До нег

А.Н.Леонтьев
ЧУВСТВЕННАЯ ТКАНЬ СОЗНАНИЯ1 Развитое сознание индивидов характеризуется своей психологиче­ской многомерностью. В явлениях сознания мы обнаруживаем преж

Психических процессов
Научное познание души, которое предполагает разделение ее на час­ти, начинается, как известно, еще от Аристотеля. Эти части суть, по Аристо­телю, «способности души», называют сегодня психическими,

Неоднозначные фигуры
Поскольку существует бесконечное число возможных трехмерных форм, дающих одну и ту же проекцию на плоскость (одну и ту же кар­тину), нет ничего удивительного, что восприятие может быть неточ

Рисование на плоскости
Если верно, что художник сильно зависит от собственных объект-ги­потез, то что же происходит, когда он пытается изобразить совершенно не­знакомый предмет? В поисках ответа следовало бы поставить эк

Д.Стрэттон
ПЕРЕВЕРНУТЫЙ МИР (Резюме)1 Джордж М.Стрэттон2 в 1897 году впервые исследовал эффекты, воз­никающие при длительном ношении очков, перевертывающих зрит

T А 1 Б Ч
Рис. 1 А - без переворачивающих очков; Б - с переворачиваю­щими очками. Ось абсцисс- камера опытов; ось ординат - время, с тов на зрительно-моторные коор

Р.Липер
ЖЕНА ИЛИ ТЕЩА (Резюме)1 Посмотрите на рис. 1, А; что вы видите?

Установка в восприятии
(Резюме)1 Испытуемым через тахистоскоп предъявлялись слова (в течение 0,1 с каждое), которые они должны были опознать и воспроизвести. Половине из 160 испытуемы

Восприятии движения
ТВОРЧЕСТВО ВОСПРИЯТИЯ1 Непрерывная лента с нанесенными линиями под углом 45° движется вниз с небольшой равномерной скоростью. Испытуемый наблюдает ее через квад

К. Р. Роджерс «БЫТЬ ТЕМ, КТО ТЫ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЕСТЬ». Точка зрения тераписта на цели человека

Прочь от Фасадов

Сначала я наблюдаю, что у клиента имеется тенденция с неуверен­ностью и страхом двигаться прочь от «Я», которым он на самом делене является. Другими словами, хотя он, может быть, и не осознает, куда дви­жется, он уходит от чего-то, начиная определять, что онесть, хотя бы в виде отрицания.

Сначала это может выражаться просто в страхе предстать перед дру­гими тем, кто ты есть. Так, один 18-летний юноша говорит в своей ранней беседе: «Я знаю, я не такой бедовый, и я боюсь, что это будет обнаружено. Вот почему я делаю это… Когда-нибудь они обнаружат, что я не такой бе­довый. Я стараюсь, чтобы этот день настал как можно позже… Если вы знаете меня, как я знаю себя… (Пауза.) Я не собираюсь говорить вам, что я на самом деле думаю о том, что я за человек. Только в этом я не хочу со­трудничать, вот что… Если вы узнаете, что я о себе думаю, это не поможет вашему мнению обо мне».

Ясно, что самовыражение этого страха есть часть становления са­мим собой. Вместо того чтобы просто быть фасадом, как будто этот фа­сад - он сам, он подходит ближе к тому, чтобы бытьсамим собой, а имен­но, к тому, что он испуган и прячется за маской, потому что считает себя слишком ужасным, чтобы его видели другие.

Прочь от «должен»

Другая тенденция такого же рода кажется очевидной, когда клиент уходит от подчиняющего его образа того, кем он «должен быть». Неко­торые индивиды с «помощью» родителей так глубоко впитали в себя по­нятие «Я должен быть хорошим» или «Мне следует быть хорошим», что только благодаря огромной внутренней борьбе они уходят от этой цели. Так, одна молодая женщина, описывая свои неудовлетворительные отно­шения с отцом, сначала рассказывает, как она жаждала его любви: «Я ду­маю, что из всех чувств, связанных с моим отцом, у меня на самом деле было огромное желание иметь с ним хорошие отношения… Мне так хо­телось, чтобы он заботился обо мне, но, кажется, я не получила того, чего хотела». Она всегда чувствовала, что должна выполнять все его требова­ния и оправдывать его надежды, а это было «чересчур». «Потому что, как только я выполню одно, появляется и другое, и третье, и четвертое, и так далее - и на самом деле я никогда их не выполняю. Это - бесконеч­ные требования». Она чувствует, что похожа на свою мать, которая была покорной и угодливой, все время стараясь удовлетворить его требования. «А на самом деле яне хотела быть такой. Я считаю, ничего хорошего в этом нет, но, тем не менее, я думаю, у меня было такое представление, что именно такойнужно быть, если хочешь, чтобы тебя любили и были о те­бе высокого мнения. Но кто бы захотел любить такую невыразительную личность?» Консультант ответил: «Кто, действительно, будет любить ков­рик у входной двери, о который вытирают ноги?» Она продолжала: «По крайней мере, я не хотела бы нравиться человеку, который любил бы ков­рик у дверей».

Таким образом, хотя эти слова ничего не говорят о ее «Я», к кото­рому она, возможно, движется, усталость и презрение в ее голосе, ее утвер­ждение делают для нас ясным, что она уходит от «Я», которое должно быть хорошим, котороедолжно быть покорным.

Довольно любопытно, что многие индивиды обнаруживают, что были вынуждены считать себя плохими, и именно от этого представления о себе, по их мнению, они уходят. Это движение очень ясно видно у одного мо­лодого человека: «Я не знаю, откуда у меня появилось это представление, что стыдиться себя - это значит чувствовать себя подходящим образом. Я именнодолжен был стыдиться себя… Существовал мир, где стыдиться себя было наилучшим способом чувствовать себя… Если ты - кто-то, ко­го очень не одобряют, то, по-моему, единственный способ иметь какое-ни­будь самоуважение - это стыдиться того, чего в тебе не одобряют…

Но сейчас я твердо отказываюсь делать что-нибудь, исходя из преж­ней точки зрения… Как будто я убежден, что кто-то сказал: «Ты должен жить,стыдясь себя, - пустьбудет так!» И я долго соглашался с этим и го­ворил: «Да, это я!» А сейчас я восстаю против этого кого-то и говорю: «Мне безразлично,что вы говорите. Яне собираюсь стыдиться себя»». Очевидно, что он отходит от представления о себе как о чем-то постыдном и плохом.

Прочь от соответствия ожиданиям

Многие клиенты обнаруживают, что отдаляются от соответствия тому идеалу, который выдвигает данная культура. Как убедительно доказал Уайт в своей недавней работе, на человека оказывается огромное давление, что­бы он приобрел качества «человека организации». То есть человеку следу­ет быть полноценным членом группы, подчинив свою индивидуальность групповым нуждам, следует избавиться от «острых углов», научившись ла­дить с такими же людьми без «острых углов».

В недавно законченном исследовании ценностей американских сту­дентов Джейкоб так обобщает свои данные: «Основное воздействие выс­шего образования на ценности студентов заключается в том, чтобы обес­печить общее принятие стандартов и качеств, присущих американским выпускникам колледжа. Воздействие опыта жизни в колледже заключа­ется в социализации индивида, в оттачивании, полировке и придании та­кой формы его ценностям, чтобы он мог спокойно пополнить ряды выпу­скников американских колледжей».

Выступая против этого прессинга, цель которого - развитие кон­формности, я нахожу, что, когда клиенты свободны быть такими, какими они хотят, они обычно подвергают сомнению и осуждают это стремление организации, колледжа или культуры «отливать» их в какую-либо фор­му. Один из моих клиентов говорит с большим пылом: «Я так долго пытался жить согласно тому, что было значимо для других людей, а для меня на самом делевообще не имело никакого смысла! Я чувствовал, что в каком-то отношении представляю собойгораздо большее». Итак, он, как и другие, старается уйти от этого - быть тем, кем их хотят ви­деть другие.

Прочь от угождения другим

Я обнаруживаю, что многие люди сформировали себя, стараясь уго­дить другим, но, опять становясь свободными, отходили от прежнего со­стояния. Так, к концу курса психотерапии один специалист пишет, огля­дываясь назад на процесс, через который он прошел: «Наконец я почувствовал, что просто должен был начать делать то, чтохотел делать, а не то, что, я думал, мнеследует делать, и не зависеть от того, что, по мне­нию других людей, ядолжен делать. Это полностью изменило всю мою жизнь. Я всегда чувствовал, чтодолжен делать что-то, потому что этого от меня ожидали или потому, что это могло заставить людей любить ме­ня. К черту все это! С сегодняшнего дня я думаю, что буду только самим собой - бедным или богатым, хорошим или плохим, рациональным или иррациональным, логичным или нелогичным, известным или неизвест­ным. Поэтому благодарю вас за то, что вы помогли мне вновь открыть шекспировское: «Будь веренсамому себе»» 1 .

Итак, можно сказать, что каким-то негативным образом клиенты определяют свою цель, свое намерение, открывая в свободе и безопасно­сти понимающих отношений некоторые из тех направлений, куда они не хотят идти. Они предпочитают не прятать себя и свои чувства от самих себя или даже от некоторых значимых для них людей. Они не хотят быть теми, кем им «следует» быть, независимо от того, поставлен ли этот императив родителями или культурой, определяется ли он положи­тельно или отрицательно. Они не хотят отливать себя и свое поведение в форму, которая была бы просто приятной для других. Иными слова­ми, они не выбирают ничего, что было бы фальшиво, возложено на них, определено вне их. Они понимают, что такие намерения или цели ниче­го не стоят, даже если они следовали бы им всю свою жизнь до настоя­щего момента.

К управлению своей жизнью и поведением

Но с какими положительными качествами связан опыт этих клиен­тов? Я постараюсь описать многие направления, в которых они движутся.

Прежде всего, эти клиенты движутся к тому, чтобы быть независи­мыми. Под этим я подразумеваю, что постепенно клиент приближается к таким целям, к которым он хочет идти. Он начинает отвечать за свои по­ступки. Он решает, какие действия и линии поведения для него значимы, а какие - нет. Я думаю, что это стремление к руководству собой доста­точно показано в ранее приведенных примерах.

Я не хотел бы создать представление о том, что мои клиенты дви­гались в этом направлении уверенно и радостно. Конечно, нет. Свобода быть собой - свобода с пугающей ответственностью, и человек движется по направлению к ней осторожно, со страхом, сначала без всякой уверен­ности в себе.

И также я не хотел бы создать впечатление, что человек всегда де­лает разумный выбор. Ответственно управлять собой - значит выбирать, а затем учиться на последствиях своего выбора. Поэтому клиенты нахо­дят этот опыт не только отрезвляющим, но и захватывающим. Как гово­рил один клиент: «Я чувствую себя испуганным, уязвимым, отрезанным от всякой помощи, но я также чувствую, как во мне поднимается какая-то мощь, сила». Это обычная реакция, возникающая, когда клиент берет в свои руки управление своей жизнью и поведением.

Движение к процессу

Второе наблюдение выразить трудно, потому что нелегко найти под­ходящие слова для его описания. Кажется, что клиенты движутся к тому, чтобы более открыто сделать свое бытие процессом, текучестью, изменчи­востью. Их не беспокоит, если они обнаруживают, что изменяются каж­дый день, что у них разные чувства по отношению к какому-либо опыту или человеку; они в большей степени довольны своим пребыванием в этом текущем потоке. Кажется, исчезает стремление к завершениям и конечным состояниям.

Один клиент говорит: «Конечно, все изменяется, парень, если я да­же больше не могу предсказать свое поведение здесь. Раньше я мог это делать. А сейчас не знаю, что скажу в следующем предложении. Ну и это ощущение, парень… Я просто удивляюсь, что даже сказал это… Каждый раз я вижу что-то новое. Это - приключение, вот что это - это поход в незнаемое… Сейчас мне это начинает нравиться, меня это радует, даже то, старое, плохое». Он начинает ценить себя как текущий процесс - снача­ла во время психотерапии, но позже он обнаружит, что это происходит также и в его жизни. Я не могу не вспомнить, как Кьеркегор описывает индивида, который действительно существует: «Существующий человек постоянно находится в процессе становления… и его мышление действу­ет на языке процесса… У [него]… это как у писателя с его стилем, так как стиль есть только у того, у кого нет ничего застывшего, но кто «дви­жет водами языка» каждый раз, когда начинает писать; так что самое обычное выражение обладает для него свежестью только что родившего­ся» 1 . Я думаю, что эти строки прекрасно уловили направление, в котором движутся клиенты, - скорее быть процессом зарождающихся возможно­стей, чем превратиться в какую-то застывшую цель.

К сложности бытия

Это также связано со сложностью процесса. Возможно, здесь помо­жет пример. Один из наших консультантов, которому психотерапия очень помогла, недавно пришел ко мне, чтобы обсудить свои отношения с очень трудным клиентом с расстроенной психикой. Меня заинтересовало то, что он только в очень малой степени хотел обсуждать клиента. Больше всего он хотел быть уверенным в том, что ясно осознает всю сложность собственных чувств в отношениях с клиентом - его теплые чувства к не­му, периодическую фрустрацию и раздраженность, его благожелательное отношение к благосостоянию клиента, некоторый страх, что клиент может стать психопатичным, его беспокойство о том, что подумают другие, если дело обернется не лучшим образом. Я понял, что в общем его отношение было таково, что если он мог бы совершенно открыто и ясно являть со­бой все свои сложные, изменяющиеся и иногда противоречивые чувства в отношениях с клиентом, то все было бы хорошо.

Если, однако, он только частично являл эти чувства, а частично был фасадом или защитной реакцией, то он был уверен, что хороших отноше­ний с клиентом не будет. Я нахожу, что это желание быть полностью всем в данный момент - всем богатством и сложностью, ничего не прятать от себя и не страшиться в себе, - это обычное желание тех терапистов, у кого, как мне кажется, большое продвижение в психотерапии. Нет нужды гово­рить, что это трудная и недостижимая цель. Однако одно из наиболее ясных стремлений, наблюдаемых у клиентов, - это движение к тому, чтобы стать всей сложностью своего изменяющегося «Я» в каждый значимый момент.

К открытости опыту

«Быть тем, кто ты действительно есть», связано и с другими качества­ми. Одно из них, которое уже, возможно, подразумевалось, заключается в том, что индивид движется к открытому, дружескому, близкому отношению к своему собственному опыту. Это бывает нелегко. Часто, как только кли­ент почувствует что-то новое в себе, он вначале это отвергает. Только в том случае, если он переживает эту отвергнутую ранее сторону себя в атмосфе­ре принятия, он может предварительно принять ее как часть себя. Как го­ворил один клиент, будучи в шоке после переживания себя как «зависимо­го маленького мальчика»: «Это чувство, которое я никогда раньше ясно не ощущал, - я никогда не был таким!» Он не может вынести этот опыт сво­их детских чувств. Но постепенно он начинает принимать и включать их как часть своего «Я», то есть начинает жить рядом с чувствами и в них, ко­гда он их испытывает.

Другой молодой человек, с очень трудным случаем заикания, к кон­цу курса психотерапии позволяет себе открыть некоторые свои глубоко спрятанные чувства. Он говорит: «Парень, это была ужасная борьба. Я никогда этого не понимал. Думаю, было слишком больно дойти до этого. Я хочу сказать, я только начинаю это чувствовать. О, ужасная боль… Былоужасно разговаривать. Я хочу сказать, я и хотел говорить, и не хотел… Я чувствую… я думаю… знаю… это просто обычное напряже­ние… ужасное напряжение… стресс - вот это слово! Я только теперь, по­сле стольких лет его действия, начинаю егочувствовать… это ужасно. Сейчас я едва могу вздохнуть, меня все душит внутри, там все сжато… Я просто чувствую себя раздавленным.(Начинает плакать.) Я никогда этого не осознавал, я никогда не знал этого» 1 . Сейчас, когда он может по­зволить себе испытывать свои чувства, он обнаруживает, что они менее страшны, и он будет в состоянии жить рядом со своими собственными пе­реживаниями.

Постепенно клиенты узнают, что переживание - это друг, а не страшный враг. Так, помню, один клиент к концу курса психотерапии, раздумывая над каким-нибудь вопросом, обычно хватался за голову и го­ворил: «Что же я чувствую сейчас? Я хочу быть ближе к этому. Я хочу знать, что это». Затем обычно он спокойно и терпеливо ждал, пока не сможет ясно ощутить вкус тех чувств, которые у него возникали. Я час­то понимаю, что клиент старается прислушаться к себе, услышать то, что передается его собственными физиологическими реакциями, уловить их смысл. Он уже больше не пугается своих открытий. Он начинает пони­мать, что его внутренние реакции и переживания, послания его чувств и внутренних органов, являются дружескими. Он уже скорее хочет быть ближе к внутренним источникам информации, чем закрыть их.

Маслоу в исследовании так называемого самоактуализующегося чело­века отмечает то же самое качество. Обсуждая таких людей, он говорит: «Их легкое вхождение в реальные чувства, похожее на принятие, сущест­вующее у животных или у ребенка, их непостредственность подразумевают важное осознание своих собственных импульсов, желаний, взглядов и вооб­ще всех субъективных реакций».

Эта большая открытость происходящему внутри связана с подобной открытостью по отношению к опыту, полученному от внешнего мира. Ка­жется, что Маслоу говорит о моих клиентах, когда он пишет: «Люди с са­моактуализацией обладают чудесной способностью снова и снова свежо и непосредственно переживать основные ценности жизни с чувством благо­говейного страха, удовольствия, удивления и даже экстаза, несмотря на то что для других людей в этих случаях чувства давно уже утратили свою свежесть».

К принятию других

Открытость внутреннему и внешнему опыту в основном тесно связа­на с открытостью и принятием других людей. Как только клиент начина­ет двигаться к тому, чтобы быть способным принимать свой собственный опыт, он также начинает двигаться к принятию опыта других людей. Он це­нит и принимает свой опыт и опыт других таким, каков он есть. Процити­рую снова слова Маслоу относительно индивидов с самоактуализацией: «Мы не жалуемся на воду за то, что она мокрая, и на скалы - за то, что они твердые… Как ребенок смотрит на мир без критики широко раскрытыми и невинными глазами, просто отмечая и наблюдая, каково положение дел, не возражая и не требуя, чтобы оно было по-другому, так же и самоактуали-зующийся человек смотрит на природу человека в себе и других» 3 . Я думаю, что такое принимающее отношение ко всему, что существует, развивается в клиентах в процессе психотерапии.

К вере в свое «Я»

Следующее качество, которое я вижу в каждом клиенте, состоит в том, что он все больше ценит и доверяет процессу, которым сам является. На­блюдая за моими клиентами, я стал гораздо лучше понимать творческих людей. Эль Греко 4 , посмотрев на одну из своих ранних работ, должно быть, осознал, что «хорошие художники так не пишут». Но он достаточно дове­рял своему собственному переживанию жизни, процессу своего чувство­вания, чтобы суметь продолжать выражать собственное уникальное вос­приятие мира. Вероятно, он мог бы сказать: «Хорошие художники так не пишут, ноя пишу так». Или взять пример из другой области. Эрнест Хемингуэй, конечно, осознавал, что «хорошие писатели так не пишут». Но к счастью, он стремился скорее к тому, чтобы быть Хемингуэем, быть самим собой, а не соответствовать чьему-то представлению о хорошем писателе. Кажется, и Эйнштейнпроявлял необычную забывчивость относительно то­го факта, что хорошие физики не думают так, как он. Вместо того, чтобы уй­ти из науки из-за недостаточного образования в области физики, он просто стремился стать Эйнштейном, умать по-своему, быть самим собой как мож­но глубже и искреннее. Такой феномен имел место не только у художни­ков или гениев. Неоднократно я наблюдал, как мои клиенты, простые лю­ди, становились более значительными и творческими в своей деятельности по мере того, как они все больше верили в процессы, происходящие внутри них, и осмеливались чувствовать свои собственные чувства, жить ценностя­ми, которые они открыли в себе, а также выражать себя своим собственным, уникальным образом.

Главное направление

Разрешите посмотреть, смогу ли я в более сжатой форме изложить все связанное с тем движением, которое я вижу у клиентов. Кажется, оно означает, что индивид, осознавая и принимая, движется к тому, чтобы быть процессом, которым он на самом деле внутренне и реальноявляется. Он движется от того, чем он не является, от фасада. Он не старается быть чем-то большим, чем он есть на самом деле, что повлекло бы за собой чув­ство незащищенности или напыщенные защитные реакции. Он не стара­ется и быть меньше того, чем он является, что вызвало бы чувство вины или самоуничижения. Все в большей мере прислушиваясь к глубоко за­прятанным тайникам своего физиологического и эмоционального бытия, он обнаруживает, что все с большей правильностью и глубиной все более хочет быть тем «Я», которым он и является на самом деле. Один клиент, когда он начинает чувствовать, куда идет, с недоверием и удивлением спрашивает себя в одной из бесед: «Вы хотите сказать, что, если бы я был действительно тем, кем я хотел бы быть, это было бы хорошо?» Дальней­ший его собственный опыт, а также опыт других клиентов ведет к по­ложительному ответу. Быть тем, кто он есть на самом деле, - вот жиз­ненный путь, который клиент, оказывается, ценит наиболее высоко, когда свободен двигаться в любом направлении. Это не означает просто интел­лектуальный выбор какой-то ценности. Лучше всего это можно описать как нащупывающее, пробующее, неуверенное поведение, с помощью кото­рого человек, исследуя, движется к тому, кем он хочет быть.