Как активировать свой сценарий жизни. Жизненные сценарии. Как определить свой сценарий

И т.д. Давайте заглянем в эту тему ещё чуть глубже.

Несмотря на то, что жизненные сценарии у всех разные, Эрик Бёрн выделил 6 общих способов проживания этих сценариев. Их называют сценарными паттернами или сценарными процессами, а также просто сценариями. О них мы сегодня и поговорим.

Каждому из 6 сценариев соответствует определенный древнегреческий миф.

Сценарий «Никогда» или сценарий Тантала

В истории о Тантале герой мучился от голода и жажды, но, несмотря на близость воды и пищи, не мог удовлетворить эти потребности. Люди, живущие с таким сценарием, уверены, что у них не получится достичь цели или получить желаемое.

Они нередко рассуждают о том, как труден путь к цели, но при этом не делают ничего конкретного для того, чтобы эту цель достичь, потому что они совершенно уверенны, что у них никогда ничего не получится.

Основная установка людей с таким паттерном – это «Я никогда не смогу получить то, чего мне хочется больше всего».

Сценарий «Пока не» («До тех пор, пока») или сценарий Геракла

Наверняка, все знают миф о Геракле, где герой не мог получить прощение, пока не совершит 12 подвигов. Точно также люди, живущие по этому сценарию, убеждены, что они не смогут получить желаемое, пока не выполнят ряд условий.

От них часто можно услышать размышления о том, какое огромное количество дел им нужно сделать для того, чтобы достичь цели. Вот свежий клиентский пример такого сценарного убеждения от девушки, которая закончила курсы мастера-бровиста и прошла практику: «Я не могу брать деньги за оформление и покраску бровей, пока не отработаю бесплатно с 10 клиентами».

Основная установка людей со сценарием Геракла – это «Я не могу иметь то, что хочу, пока не заплачУ за это».

Сценарий «После» («После того, как») или сценарий Дамокла

Да, это про тот самый дамоклов меч, который висел на волоске над несчастным Дамоклом, и заставлял его постоянно ожидать расплаты.

Наверняка, вы много раз слышали фразы вроде «Вот сейчас смеёшься – потом плакать будешь», «За всё в этом мире надо платить» и другие, основным посылом которых является непременное наступление неприятной расплаты за какие бы то ни было радости жизни.

Основная установка людей со сценарием Дамокла – это «Сегодня я могу радоваться, но завтра меня обязательно ждёт расплата (разочарование) за это»

Сценарий «Всегда» или сценарий Арахны

В этом мифе богиня Афина превратила искусную ткачиху по имени Арахна в паучиху, чтобы та ткала вечно. Люди, у которых проявляется этот сценарный паттерн, уверены, что нечто будет преследовать их всегда. Они уверены в этом настолько, что не допускают даже мысли о том, что однажды это может измениться. Например, «Да, я мне всегда не везёт с мужчинами. Вот такая я. И ничего с этим не поделать».

Основная установка людей с этим сценарием – это «Я должен всегда оставаться в этой же ситуации».

Сценарий «Почти» или сценарий Сизифа

Помните про сизифов труд? Когда Сизиф вынужден был закатывать на гору тяжёлый камень, но, как только камень оказывался почти на верхушке горы, то скатывался вниз, и Сизифу приходилось начинать всё заново.

Этот сценарный процесс имеет две разновидности.

«Почти» тип 1 – это люди, которые прекращают дела, когда они уже почти завершены. Например, почти дочитала книгу и забросила или «почти довязала кофточку, осталось только пуговки пришить», и лежит эта кофточка годами почти довязанная. Очень распространенный сценарий.

Основная установка: «Я почти достиг успеха»

«Почти» тип 2 – это люди, которые доводят дела до конца, но им каждый раз кажется, что этого недостаточно и в срочном порядке они придумывают себе новое дело, более сложное. Если говорить метафорой, то это Сизиф, который поднял камень на гору и увидел, что впереди новая гора, выше прежней.

Всё бы хорошо, но проблема в том, что люди со сценарным паттерном «Почти» 2 типа не умеют радоваться своим достижениям и успехам. Они мастерски их обесценивают, говоря «Разве ж это успех? Разве ж это гора? Вон впереди – гора так гора! Вот на её закачу свой камень и тогда порадуюсь». Но после этой горы они увидят следующую, ещё больших размеров. И так будет продолжаться до тех пор, пока человек не освободится от этого сценария.

Основная установка людей с этим паттерном – это «Я всё ещё не достиг успеха».

Сценарий «С открытым концом» или сценарий Филемона и Бавкиды

Филемон и Бавкида были добродетельными мужем и женой, в награду за это боги подарили им возможность никогда не расставаться, превратив их в два рядом стоящих дерева.

На практике это сценарий людей, которые не знают, что делать после достижения цели. Люди с таким сценарием уверены, что если они будут жить по правилам, ничего не нарушая, соблюдая нормы и рамки, то в конце их обязательно ждёт награда.

Проблема в том, что награды может и не быть. Часто этот сценарий можно наблюдать в семьях, где родители старались правильно воспитать своих детей, дети выросли, уехали, а родители не знают, что им теперь делать дальше (тот самый широко известный синдром пустого гнезда).

Основная установка людей с таким сценарием – это «После достижения определенной цели я не знаю, что делать дальше».

У одного и того же человека может быть несколько сценарных паттернов, которые проявляются в разных сферах жизни. Разумеется, сценарий не является чем-то данным раз и навсегда. От него можно освободиться и начать строить свою жизнь по собственному сценарию. Как всегда, всё зависит только от вас.

Сегодня я предлагаю вам разобраться в том, что влияет на наши мысли и на наш психо-эмоциональный фон. Напомню, что у нашего психического состояния есть три уровня: уровень эмоций (мгновенная реакция), уровень настроения (наше состояние в течение дня, недели, месяца), и самый глубинный уровень - психо-эмоциональный фон (свойственен человеку на протяжении всей жизни). Именно от этого третьего уровня и зависят те мысли, которые будут преобладать в мышлении человека.

Дело в том, что психо-эмоциональный фон – это убеждения, мировоззрение человека. Это его Жизненный сценарий, по которому он играет свою роль. И от того во что человек верит, будет зависеть его настроение, реакции на происходящие события и, конечно, те мысли, которые крутятся в его голове. Поэтому для того чтобы изменить свои мысли, а вместе с ними и действия, иногда необходимо разобраться с теми корнями, которые находятся глубоко в подсознании.

Откуда же берутся наши убеждения? И как формируется наш Жизненный сценарий?

Есть три основных источника происхождения убеждений:

Родители – то, что они закладывали в нас изо дня в день долгие годы;

Личный опыт – события, которые оказали влияние на наши убеждения о чём-либо;

Сегодня я хочу познакомить вас с чудесным способом, при помощи которого можно выявить и изменить свои родовые программы, то есть те жизненные сценарии, которые передаются по роду. Все мы знаем много примеров того, как одинокие женщины воспитывают девочек, которые потом также не могут построить счастливые отношения, или мальчиков, которые идут по стопам отца-алкоголика, и много других примеров негативных жизненных сценариев повторяющихся из поколения в поколение. Почему это происходит? Жизненный сценарий человека напрямую зависит от тех, убеждений, которые закладывают в нём родители своим примером.

Если вы хотите понять, какой жизненный сценарий заложен в ваше подсознание родителями, то предлагаю вам проделать следующее упражнение.

Для этого заведите дневник или документ в компьютере и запишите в нём сейчас:

Убеждения вашей мамы о следующих аспектах жизни:

Отношение к себе

Ожидания от людей

Ожидания от будущего

Отношение к мужчинам

Психо-эмоциональный фон, то есть эмоциональное состояние, которое преобладает в течение всей жизни.

Запишите убеждения о каждой из вышеперечисленных сфер жизни, которых, как вы считаете, придерживается ваша мама. Что, по вашему мнению, мама могла бы сказать о данных сферах.

Если вы записали убеждения вашей мамы, то можете двигаться дальше. Если нет, то рекомендую вам сначала сделать это, а потом продолжать чтение этой статьи.

Убеждения вашей мамы – это то, во что она верит. Но это ещё и именно те убеждения, которые мама заложила в вас. Вы можете осознавать это или нет, но это и есть программа ваших жизненных действий – ваш родовой сценарий. Всё дело в том, что у каждого из нас есть механизмы психологической защиты и поэтому в себе мы не всегда можем разглядеть проблемные убеждения. Но если вы видите какие-то негативные убеждения в своей маме, то скорей всего это есть и в вас, и в соответствующей ситуации это обязательно проявится.

Но с этим можно и нужно работать. И сейчас наша задача состоит в том, чтобы поменять те программы, которые вам не нравятся на те, что будут более позитивными, эффективными и благоприятными для вас и всех окружающих.

Для этого, во-первых, нужно понять для чего нужно было это убеждение, то есть какую позитивную функцию оно выполняло. Это может быть защита, избегание или получение чего-либо, и т. д. В любом случае это было что-то жизненно важное для нас. Потому что наше подсознание всегда заботиться о чём-то важном, но не всегда эффективными способами.

Поэтому шаг второй – это заменить старые неэффективные убеждения на новые более благоприятные и эффективные, но исполняющие те же жизненно важные функции для нас. Например, если это было получение любви или безопасности, то каким образом можно получать любовь и признание людей более эффективно и разумно. Вы можете проделать это с каждым убеждением по схеме: Старое убеждение – выгода от него – новое убеждение.

Теперь вам нужно эти программы внедрить в ваше подсознание. Для этого можно написать новый родовой сценарий. Берёте чистый лист бумаги и пишите на нём «Новый Жизненный сценарий Ф И О ». И далее пишите о том, какие старые негативные программы вы заменяете новыми более эффективными мыслями и действиями. Ставите число и подпись. Но не забудьте, что они были жизненно необходимы, так как выполняли какие-то позитивные намерения, и поэтому необходимо именно заменить их новыми программами.

Такую же работу необходимо произвести с убеждениями вашего папы.

Это упражнение может изменить не только вашу судьбу, вы так же будете передавать эти более благоприятные и эффективные программы своим детям и внукам, поэтому стоит попробовать, вы ведь ничем не рискуете!

В следующих выпусках мы будем более подробно разбираться, как научиться мыслить теми новыми убеждениями счастливого человека, которые вы прописали.

13 232 0 Одно из интереснейших понятий в психологии – жизненные сценарии. Когда мы разберем этот термин, то будем немного лучше понимать мотивы чужого поведения. Начнем с того, что человек – единственное существо, которое может совершать осознанный выбор. Причем он может быть как мелким (например, что одеть или поесть сегодня ), так и большой (жениться или не жениться ). Выбор бывает сделать или очень легко, или вообще невозможно. Ведь за каждым решением будут последствия, и не каждый может их спокойно принимать. Страх сковывает наши движения.

А что, если мы скажем: не всегда выбор осознанный. Интересно, не правда ли? Мы же всегда думали, что сами решаем свою судьбу. А так мы, получается, недалеко ушли от животных? Даже неприятно как-то. Нет, человек действительно отличается от братьев наших меньших. Он может осознанно делать выбор даже невзирая на сильнейший страх ответственности. Но это энергозатратный процесс. Намного проще жить по привычному сценарию, который в нас был взращен ближайшим окружением еще в детском возрасте. Вообще, это достаточно серьезная тема, и ее надо рассматривать последовательно. Давайте обо всем по порядку.

Что такое жизненный сценарий по Берну?

Если расписать этот термин дословно, то все будет правильно. человека – это сценарий жизни. То есть те модели поведения, которые заблаговременно прописаны в определенных ситуациях. Привычки, проще говоря. Сценарий – понятие комплексное и развернутое, но формируется еще в детском возрасте с помощью родителей. Но это еще не означает, что его нельзя менять, уже будучи взрослым.

Понятие жизненного сценария было предложено известным психологом Эриком Берном. Одна из его ключевых концепций – социально-психологические игры, которые люди творят друг с другом. Жизненный сценарий – это фактически то, как будет эта игра развертываться в представлении этого человека. У всех нас есть определенный план с четко прописанными деталями: какие люди должны быть в нашей жизни, что должны делать, какие реакции будут с вашей стороны, кого нельзя пускать. И мы вовлекаем других в ту драму, которую пишем сами. Но база жизненного сценария – это события, которые произошли в детстве. Так говорил Эрик Берн.

Как и когда он формируется жизненный сценарий

Мы уже поняли, что жизненный сценарий начинает писаться в детском возрасте. Фактически то, что называют воспитанием, и является процессом привития ребенку определенного жизненного сценария. Обычно того сценария, по которому живут наши родители или лица их замещающие. Поэтому часто дети успешных родителей также добиваются успехов. То же самое касается и бедных семей. Впрочем, не всегда. Известно множество случаев, когда сыновья миллионеров становились чуть ли не бездомными в итоге, а дети из неблагополучных семей – миллионерами.

От чего это зависит? От стиля воспитания или хотя бы его наличия. Ведь часто богатые родители настолько заняты, что не уделяют внимания ребенку. Тогда его жизненный сценарий формируется на основе норм, которые приняты у его окружения. В подростковом возрасте ими могут быть девиантные (то есть, неуправляемые, проще говоря) лица как старше, так и ровесники. Когда воспитание почти отсутствует, речь идет о педагогической запущенности. Стоит помнить, что все имеет свою причину.

А что же случается с жизненным сценарием после того, как закончился подростковый возраст. Он уже сформирован или продолжает формироваться? Конечно, второй вариант правильный. Но не для всех. Есть две категории людей: авторы и жертвы . Первые берут ответственность за свою жизнь на себя, а вторые сваливают ее на внешние обстоятельства. Последние чаще не имеют никаких целей и живут по тому сценарию, который был сформирован еще ранее. Часто если понаблюдать за такими людьми, то они как жили десять лет назад, так и продолжают жить. Даже если есть какой-то опыт, то выводы, сделанные на его основе, вписываются в ту же шаблонную парадигму, которая была воспитана в них.

Например, человек что в 20 лет, что в 40 может после неудачного начинания говорить «Я ни на что не способен, поэтому никогда больше я не буду этого делать». В отличие от жертв авторы могут сильно измениться и за год. У них совсем другие модели поведения, и они готовы их менять в случае необходимости. Они могут понимать, что прежние привычки мешают им достичь желаемого, и потому приучают себя к чему-то новому.

Люди с позицией автора сильно меняются из года в год. Видно, что человек развивается и воспитывает сам себя. И тут идет ключ к ответу на вопрос «А формируется ли жизненный сценарий во взрослом возрасте». Мы ранее разобрали, что он появляется вследствие воспитания. Так вот, взрослый человек с позицией автора воспитывает сам себя и подходит к этому вопросу даже более тщательно, чем многие родители. Следовательно, он может кардинально поменять сценарий. Естественно, он будет его сам формировать.

Если на секунду задуматься, то можно легко определить, «от куда ноги растут»:

Пример # 1

Папа хотел мальчика, а родилась девочка, но амбиции воспитать себе наследника не утихла, и вот эта девушка сначала преуспевает в школьном кружке по карате, потом заканчивает технический ВУЗ и вот уже директор крупной корпорации, но, к сожалению, не один её роман не увенчался успехом. А все потому, что она не могла найти себе равного мужчину, такого же сильного и независимого. Она всегда чувствовала, что она доминирует в отношениях, а хотелось бы наоборот. И вот она уже на пороге у бизнес-центра, где проходит тренинг по развитию женственности.

Пример # 2

Женщина хотела родить ребенка для себя. Родила. Мальчик. Но, углубленная обида на мужчин не позволила ей завести новые отношения. В связи с чем, у мальчика не было образца мужского поведения, образца сценария поведения отца, мужа, партнера. Это непременно отразилось на его отношениях с женщинами.

Кто и что влияют на его формирование

Альфред Адлер считал, что жизненный сценарий формируется в первые пять лет жизни человека. Ну что ж, это пища для размышления своего жизненного пути и повод задуматься о воспитании своих детей смолоду.

Вообще, понятие жизненный сценарий невероятно масштабное, поэтому говорить, что на него влияет только один или два фактора, бессмысленно. Что еще влияет на формирование жизненного сценария?

  1. Семья . Пожалуй, это первый и самый главный автор нашего жизненного сценария. Именно в семье закладываются определенные установки, потерны, которые мы потом повторяем в своей жизни. Поговорка, что мужчина выбирает себе жену похожую на его маму, а женщина мужа, похожего на отца неспроста. Мы повторяем сценарии наших родителей в своей жизни. И не нужно говорить, что «я никогда не буду таким, как мои родители. Я не буду повторять их поведение», когда ваш отец хотел, чтобы вы стали адвокатом, а вас всегда тянуло в спорт, потом не удивляйтесь, когда вы также будете настаивать на том, чтобы отдать сына на хоккей, когда его будет тянуть к точным наукам.
  2. Социальное окружение . Чаще всего это друзья, хотя могут быть просто хорошие знакомые. Особенное значение в этом пункте занимают наставники, которых можно причислить в промежуточную позицию между друзьями и учителями. Это люди, которые многое повидали и сформировали качественный жизненный сценарий сами и готовы его передать своему близкому человеку. Довольно интересное наблюдение : все больше молодых девушек вступающих в брак уверены на корню, еще на этапе знакомства с парнем, что у них сложатся неудачные отношения со свекровью. В итоге так оно и получается. И они даже не стараются как-то изменить ситуацию. Ну а что, «у половины страны так…» уверенны они. Это все откуда? Из рассказов других, телевиденье, СМИ, подруги, мама и т.д.
  3. Учителя, тренеры и коучи . Это люди, для которых формирование жизненных сценариев других является профессиональной деятельностью. Они получают за это деньги. К категории учителей можно отнести школьных и университетских преподавателей (с последними ситуация может быть неоднозначной, потому что есть настоящие преподаватели, а есть лекторы. Последние не формируют жизненный сценарий напрямую, а лишь косвенно, и то не всегда ). Тренеры и коучи берут за результаты своих клиентов приличные деньги. Чаще всего к ним обращаются уже зрелые люди, которые и сами не против меняться. То есть, работа с тренером и коучем характеризуется ответственностью, разделенной пополам. Профессионал воздействует на человека, а другой намеренно поддается. Это отличает работу тренеров и коучей от обычного социального окружения, поскольку наши друзья и ближайшие люди влияют на нас неосознанно, мы не включаемся активно в процесс формирования собственного жизненного сценария. Разве что мы можем выбирать тех людей, которые на нас будут незаметно влиять.
  4. Живые источники информации. Это люди, которые не ставят себе за цель формировать жизненный сценарий другого человека (даже подсознательно не стремятся к этому), но они могут дать факты, сказать что-то, что вызовет резонанс в душе другого человека совсем случайно. Это могут быть случайные прохожие или те же лекторы в университетах.
  5. Неживые источники информации – СМИ, книги, видеоуроки, аудиокниги, статьи и все остальное, что переносит определенные факты, но при этом нет взаимодействия с живым человеком. Тут играет роль установка человека. Если он настроен самостоятельно менять свое мировоззрение, жизненный сценарий под воздействием прочитанного или услышанного, то они влияют, если нет – то он может много знать, но в его жизни так ничего и не изменится. Кроме того, здесь далеко не последнюю роль играет способность человека запоминать информацию.

Чтобы еще глубже разобраться в этой теме, давайте разберем несколько видов жизненных сценариев. Детальную классификацию негативных жизненных сценариев предложили Боб и Мери Гулдинг. Анализ жизненных сценариев невозможен и без этой классификации. Давайте рассмотрим виды детальнее:

  1. Не живи . Очень часто у людей с этим жизненным сценарием появляются мысли о самоубийстве. Родители таких детей невольно запрещали своему ребенку жить, что вообще парадоксально. Понятно, что ему хотели только добра, но маленький человечек так воспринял. И как появляется такая установка? Очень просто. Родители достаточно часто детям говорят что-то типа «лучше бы ты на свет не появлялся» или «я тебя убью за это». И оно понятно, что мы можем такое говорить в порыве злости (все мы люди), но надо понимать, что детям никогда такого говорить нельзя. Жизненные сценарии личности этого типа на самом деле встречаются очень часто. Установка человека, который, несмотря на этот сценарий, еще не покончил с собой (бессознательная, стоит отметить), следующая: «Я могу жить, пока».
  2. Не будь собой . Еще один популярный родительский запрет. Тут бывает два вида сценариев «не будь человеком своего пола» и «просто не будь собой». Первый случай попадается тогда, когда родители хотели девочку, а родили мальчика (или наоборот). Второй случай попадается намного чаще. Сравнивали ли вас с соседскими детьми. Конечно, да. Сравнение – это естественная потребность человека. Это абсолютно нормально. Но вот если ребенку постоянно говорить о том, что он хуже, чем Петя у тети Маши, то это обязательно негативно отпечатается на его психике. Да, если один раз сказать, ничего не будет, но где единичный случай, там и второй, а далее и до привычки недалеко. А искоренить ее трудно, потому что воспитание ребенка в стиле «не будь самим собой» встраивается в жизненный сценарий родителя. А потом и ребенок станет воспитывать собственных детей таким образом. Не всегда, но вероятность большая.
  3. Не будь ребенком . Это когда родители желающего постоянно играть и резвиться чада грузят, как настоящего взрослого человека. Рано. Во-первых, психоэмоциональные перегрузки вредны и во взрослом возрасте. Во-вторых, на ребенке это даст негативный след на всю жизнь. Фактически, когда родители говорят сыну или дочери «Не будь ребенком», то они ему запрещают радоваться. И этот сценарий окажется клеймом на всю жизнь. Оно вообще надо?
  4. Не взрослей . Интересно то, что эта установка нередко внушается теми же родителями и тем же детям. Ведь с одной стороны хорошо иметь взрослого ребенка, но ведь плюсы есть и у обратной стороны. Поэтому родители не могут самостоятельно определиться, какие достоинства для них более важны. Следовательно, ребенку внушается мысль «не взрослей» параллельно с предыдущей, что приводит к психологическому кризису. Любые попытки самостоятельности пресекаются, а родители говорят «что бы ты без меня делал», «у тебя еще молоко на губах не обсохло».
  5. Не достигни этого . Родители накладывают ребенку запрет достигать чего-то, говоря фразы типа «ну не твое это, брось и займись чем-то другим». Во-первых, мы не можем знать наверняка, какие у нас таланты. Надо отказаться от идеи, что нам даны свыше какие-то особенные способности. Нет, безусловно, генетически обусловленные задатки есть, но мы их не сможем определить, потому что выражаются они в максимальной степени освоения определенного навыка. Что талантливые, что неталантливые, должны постоянно работать, чтобы достичь цели. И этому надо учить детей или себя.
  6. Нельзя. Просто нельзя. Того нельзя, этого нельзя . Ребенок ничего не пробует и не знает, какая она вообще, эта жизнь. Не учится он и повзрослев. Почему? Потому что страшно.

Есть множество и других видов жизненных сценариев, которые все не уместить в оной статье. Все они имеют негативный характер. При этом есть полярные сценарии, которые делаются путем образования антонимической конструкции. Проще говоря, нужно исключить со смысла частицу «не». Например, «живи», «будь собой» и так далее.

Как определить свой сценарий по жизни

На деле, мы все внутренне чувствуем собственный жизненный сценарий. Ведь подсознательно мы всегда сверяем действия с психологическими установками, в голове всегда нарисована система координат. Поэтому надо скорее не определять, а осознавать. Как это сделать. Есть множество самых различных методик. Но мы возьмем простую.

Для начала надо поставить цель . Многие этого не делают, и потому не анализируют себя. Чтобы определить свой сценарий, необходимо войти в позицию взрослого и чисто логически подумать, как вы поступаете в определенных ситуациях. Можете использовать приведенный выше классификатор (хоть это и не все сценарии). Подумайте, что из описанного выше относится к вам.

Хорошо, поставили цель. Теперь надо определить, почему вы сейчас этого не имеете. Собственно, жизненный сценарий – это то, что нам помогает или мешает достичь желаемого. Просто будет проще отталкиваться от реальных фактов вашей жизни. Работа очень тяжелая и глубокая. Желательно записывать свои мысли на листке бумаги.

А еще лучше вариант – составить ментальную карту. Схему, проще говоря. Подойдите к этому процессу творчески. Но с большой вероятностью у вас будет один из приведенных выше сценариев. Так уж сложилось, что в нашей воспитательной культуре подобные установки внушаются с завидной легкостью. Ведь так проще воспитывать. А поскольку родители идут по пути наименьшего сопротивления, то и дети также учатся этому, сие становится их жизненным сценарием.

  1. Вспомните ваше самое первое воспоминание из детства. Можно записать его. Главное, чтобы оно было ваше, а не то, что вам рассказывали о вас.
  2. Кто главный герой этого воспоминания? Из взрослых людей.
  3. Что вы чувствуете в этом воспоминание? Удовлетворены ли ваши потребности?

Расшифровка воспоминания:

Взрослый человек это тот человек, который оказал наибольшее влияние на формирование вашего ЖС. Тот, чье мнение о вас легло в основу вашего собственного мнения о самом себе.

Ваши чувства, желания и эмоции из воспоминания — это то, чего вы придерживаетесь по жизни, ваша ведущая потребность.

Работа по осознанию жизненного сценария занимает не один день и даже не месяц. И даже не год. Это постоянный процесс. Важно анализировать свое поведение, но в меру. В ином случае можно внушить себе негативные установки, и тогда будет сложнее определить свой сценарий в дальнейшем. Если вы будете анализировать свои действия согласно приближению к цели или отдалению от нее, то картина вашего жизненного сценария вырисуется сама собой.

Стоит отметить, что приведенная выше классификация не является исчерпывающей и окончательной. Сколько людей и судеб человеческих, столько и сценариев. Каждая жизнь требует индивидуального анализа и всех под одну гребенку нельзя подтянуть. Вы вполне можете давать собственные названия, поскольку творчество включает мозг на полную.

Как изменить Жизненный сценарий личности

Итак, мы определили жизненный сценарий и поняли, что он не соответствует тому, что вы желаете. Как же тогда изменить жизненный сценарий? Медленно, шаг за шагом. Для начала выпишите на листик те привычки, которые ассоциируются с жизненным сценарием, взгляды на мир и так далее. После этого начните каждый день совершать маленький шажок. Хотите начать думать, как уверенный в себе человек (установка «будь собой» + сценарий «достигай»), то посвятите этому хотя бы пять минут в день.

Так вы можете расписать и по другим пунктам. И здесь опять же, нет готовой волшебной таблетки. Вам надо придумать те маленькие шаги, которые подходят именно вам, основываясь на выводах, сделанных по предыдущему пункту.

Некоторые хотят изменить свою жизнь быстро, но это невозможно. Родители вселяли в вас эти установки не один год, а вы хотите их изменить за день? Так не бывает. Даже если один-два дня сможете пожить по другому сценарию, все равно вернется все на круги своя. А часть времени будет даже хуже, потому что вообще никаких сил не будет. Поэтому внедряйте полезные привычки постепенно.

Очень хорошо это продемонстрировать на примере человека, который решил начать заниматься спортом (хочет внедрить жизненный сценарий «будь здоровым и красивым»). Он один день активно позанимался на тренажерах, на следующий день мышцы болят, а через день он даже пошевелиться не может. Получилось внедрить новый сценарий? Конечно, нет. Скорее всего, он к тренажеру нескоро подойдет такими темпами.

Второй вариант – ему просто надоест. То есть, мышцы способны выполнять работу, но поскольку этот человек не привык делать 50 отжиманий в день (а некоторые двести сходу хотят), то быстро вернется на круги своя. Постоянно будет все откладывать на завтра.

А если у него в голове был сценарий «ты ничего не можешь», то он очень быстро сдастся. Кстати, очень важная ремарка: не нужно воспринимать определенный сценарий, как шаблон. То есть, если в голове сидит мысль «ты ничего не можешь», то это не касается всех сфер, а только новых для данного лица. Менять жизненный сценарий надо в парадигме того, который у вас сейчас есть.

То есть, в данной ситуации надо самому себе задать вопрос «а что ты можешь», и от этого отталкиваться и постепенно наращивать интенсивность мер по перевоспитанию самого себя.

Помните, что процесс самовоспитания намного сложнее, чем обычное воспитание. Себя переделать тяжелее, и потому не надо себя насиловать. Просто не выдержите. Тише едешь – дальше будешь, как говорится в известной пословице.

Сценарий отношений: какой он

Все описанное выше касалось жизненных сценариев человека, и люди там входили как отдельная часть. А есть еще отдельные сценарии, по которым протекают отношения между людьми. Все это тема не менее сложная, и можно копать очень глубоко. Тем не менее, давайте рассмотрим основные сценарии развития отношений, которые могут иметь негативные последствия для них же.

  1. Избегание негативной оценки . Суть следующая : человек рассказывает о себе, а потом боится критики. Следовательно, он не прислушивается к другому человеку, а потом страдает, что с ним мало разговаривают и нет эмоциональной реакции. А по сути, для него важна только одна ее разновидность – положительная.
  2. Докажи свою любовь . Такому человеку всегда мало любви, и другому придется из кожи вон лезть, чтобы ее доказывать. Если он этого не будет делать, человек с таким сценарием не будет чувствовать себя нужным. Исходит из низкой самооценки.
  3. Я всем должен . Для такого человека характерно неадекватное чувство вины, собственные желания проявляются лишь в одиночестве, не имеет сил, чтобы сопротивляться другим людям. Легко поддается на любые манипуляции, основанные на чувстве вины типа «в Африке дети голодают, а ты тут решил много зарабатывать. Вообще ни стыда, ни совести».
  4. Неосознанность . Такие люди не понимают своих эмоций, что делает его неконтролируемым. Эмоциональный интеллект таких личностей очень низкий, что делает их непредсказуемыми. Вместе с тем, не может распознавать эмоции других людей и надеется, что все будут экстрасенсами и поймут, что он чувствует, без его участия.
  5. Ну и наконец, последняя стратегия сходная по типу – эмоциональная закрытость . В этом случае человек осознает собственные чувства, но делает все возможное, чтобы не показывать их окружающим. Сценарии семейных отношений предсказуемы, если хоть один из членов семьи причисляется к одному из этих пяти типов.

И напоследок. Если вы заинтересовались данной темой, то вам стоит просмотреть и/или прослушать следующие материалы, которые мы подобрали специально для читателей нашего сайта. Ведущие психологи подробнейшим образом рассказывают простыми словами про сценарии жизни. Более подробно говорят о том, как формируется ЖС и что делать с тем, чтобы изменить бессознательные жизненные паттерны.

№ 1 Мнение профессионального психолога. Радио-интервью.

№ 2 Женские рассуждения и мнения о перемене жизненного сценария. Женский сценарий жизни.

№ 3 Семейный сценарий или сценарий отношений тоже берет начало из детства. Об этом и многом другом в следующем видео.

Давайте не будем жить бездумно, как серая и безликая масса. Давайте возьмем жизнь в свои руки и уже начнем строить её так, как нам бы хотелось, а не так, как хотелось бы другим, чтобы мы её прожили. Осознав не свой сценарий проживаемой нами жизни, мы можем отказаться от него. Не нужно обманывать себя. Не нужно стараться угодить кому-то, кроме себя самого. Вспомните, когда-то забытые мечты и планы и уже завершите их.

Почему так по-разному складывается человеческая жизнь? Почему к одним судьба благоволит, а других нещадно бьет на протяжении всей жизни? «Не родись красивым, а родись счастливым» - говорят в народе. А что делать тем, кто не чувствует себя счастливым?Смириться - или все же бороться за себя, за свое счастье? И откуда они вообще берутся, везучие и невезучие, победители и неудачники? Врожденное это свойство или приобретенное? И если приобретенное, то можно ли что-то сделать, чтобы избавить человека от тяжкого ярма неудач?

«Каждый выбирает для себя»: один смиряется - и тонет в жизненной пучине, другой начинает любить свое «ярмо» (свою болезнь, несчастья, обиды) и находить в этом своеобразное горькое удовлетворение, третий снова и снова делает попытки взбунтоваться (ссорится с родителями, разводится с очередной женой, импульсивно пытаясь сломать жизненный стереотип), а четвертый просто распрямляется - «ярмо» само собой спадает с его шеи, и человек начинает жить по-новому.

«Каждый выбирает по себе»: один просит милости у Бога, другой - магических манипуляций у колдуна и экстрасенса, а третий идет к психологу или к психотерапевту, чтобы разобраться наконец в своей жизни и получить ответ на «больной» вопрос: «Почему такое случается именно со мной?»

Судьба, рок, планида, фатум, карма… В разные времена это называлось по-разному. Во все века люди пытались разобраться в своем предназначении, предугадать основные этапы жизненного пути. И приходили к разным выводам: от оптимистического «человек - кузнец своего счастья» до пессимистического «от судьбы не убежишь“.

В аналитической психотерапии есть такое понятие: жизненный сценарий (скрипт). Сценарий - это как бы план, набросок будущей жизни. Сценарий “записывается» в подсознании ребенка в возрасте от трех до восьми лет. Высказывания родителей об окружающих, о себе, о ребенке, их жизненный пример, личные решения самого маленького человека - все это определяет основное содержание сценария. Именно в детстве определяется, будет ли впоследствии человек чувствовать себя неудачником или победителем, сможет ли он бороться за себя, доверять людям и заботиться о близких.

Определяется отношение к противоположному полу, основное направление будущей профессиональной деятельности, уровень притязаний. Важно подчеркнуть, что сценарий не наследуется генетически. Каждый человек в принципе способен стать Победителем . Из поколения в поколение передаются лишь образцы поведения , которые можно изменить . Однако самому человеку, независимо от уровня его интеллекта и волевых качеств, сделать это зачастую бывает весьма сложно, ибо реализация сценария осуществляется на подсознательном уровне, как бы случайно, и лишь впоследствии человек обнаруживает, что его отношение к работе, к болезням и трудностям, выбор брачного партнера во многом напоминают таковые у его родителей.

Иногда ребенок, не желая принимать родительские образцы поведения, как бы переворачивает семейный сценарий на 180 градусов, становясь полной противоположностью своего отца (матери). (Например, сын алкоголика принимает решение всю жизнь не брать в рот ни капли спиртного.) Но «перевернуть» сценарий не означает освободиться от него. При этом человек точно знает, как не надо поступать, но как надо - ему неизвестно, ибо в ближайшем окружении не было соответствующих образцов. Вместо родительских проблем он получает целый «букет» своих собственных, которые при ближайшем рассмотрении оказываются зеркальным отражением родительских. (Например, недостаток самоконтроля у отца-алкоголика оборачивается чрезмерным самоконтролем, неспособностью расслабиться у его сына-трезвенника.)

Кроме «плохих» существуют и «хорошие» сценарии, но в любом случае сценарная программа, довольно жестко определяя мысли, чувства и поведение человека, препятствует полной самореализации, оставляя многие способности невостребованными, а возможности - неосуществленными. Клиническая психология и психотерапия в широком смысле этого слова помогает человеку осознать свой сценарий, частично изменить или избавиться от него.

Существуют несколько типов жизненного сценария - это:

ПОБЕДИТЕЛИ

Победители достигают поставленной цели в намеченное время. В жизни им многое удается осуществить, и часто окружающим кажется, что удается им это необычайно легко, что «просто везет». Разумеется, и у Победителей бывают неудачи и трудности, но даже поражения становятся у них фундаментом будущих побед. При этом Победители живут в ладу с собой и окружающими людьми. Они любят жизнь и умеют наслаждаться ею.

Победители, как правило, открыты для общения, искренни и способны свободно выражать свои чувства. Большинство из них были желанными детьми и имели любящих родителей, которые не слишком ограничивали их свободу, позволяя развиваться и познавать новое. В детстве маленькие победители часто слышали: «Ты хороший (умный, красивый)», «я люблю тебя», «У тебя получится». Родители дали им самое драгоценное наследство: разрешение вовремя вырасти и быть счастливыми и успешными.

Победителем можно назвать человека, который решил в своей жизни достичь определенной цели и, в конечном счете, добился своего. Этот договор, или притязание, может состоять, например, в том, чтобы стать миллионером или чемпионом в спортивном беге на ту или иную дистанцию или стать доктором философии. Если он добился поставленной цели, то он - победитель . Если же он увяз в долгах, или получил какую-то серьезную физическую травму, или провалил экзамен на первом курсе, то этот человек явный неудачник. Если же он положил в банк сравнительно небольшую сумму денег, или пробежал дистанцию за весьма скромное время, или ушел в промышленную фирму со званием магистра, то он, по крайней мере, непобедитель. Здесь очень важно то, какие цели человек формулирует для себя сам. И хотя в основе их - Родительское программирование, но окончательное решение принимает его Взрослый.

Заметьте, человек, поставивший своей целью пробежать, например, стометровку за десять секунд, и сделавший это, - победитель, а тот, кто хотел добиться, например, результата - 9,5, а пробежал за 9,6 секунды - этот непобедитель. С точки зрения краткосрочных программ, победителем мы смогли бы считать того человека, кто мечтал и стал капитаном команды или кто смело назначил свидание «королеве» конкурса красоты . А непобедитель - это тот человек, который так и не дотянулся до приличного результата в спорте или завел интрижку только с одной из участниц конкурса красоты. А неудачник даже не войдет в спортивную команду и не сумеет договориться о свидании ни с одной из красавиц.

Часто родители Победителей сами являются Победителями.

НЕПОБЕДИТЕЛИ

Основная масса населения относится именно к этой группе. Непобедителям удается сделать часть того, что они запланировали. Например, ребенок, в детстве мечтавший стать новым Дарвином, преподает биологию в школе. (Заметим, если этот самый ребенок с детства хотел стать учителем в школе, он является Победителем; дело здесь не в уровне притязаний, а в соотношении желаемого и реального). Порой Непобедителю удается осуществить намеченное, но не так быстро, как хотелось бы. Однако Непобедители умеют быстро утешаться. Они далеко не всегда ощущают себя счастливыми, любимыми и успешными, но и в их жизни бывают светлые, радостные минуты. «Ты как все», «У людей и этого нет», «Лучше синица в руке, чем журавль в небе», - повторяли им родители, когда Непобедители были маленькими.

НЕУДАЧНИКИ

В жизни это - вечные аутсайдеры. Даже при самых благоприятных внешних обстоятельствах они зачастую ухитряются проиграть, заболеть, вылететь с работы, спиться и т. д. При этом неудачи воспринимаются ими не как досадная случайность, а как нечто неизбежно-привычное. «Опять я за старое», «Нет в жизни счастья», - говорят себе Неудачники, напиваясь «с горя» . Даже если Неудачник добивается успеха, этот успех не делает его счастливым. «Ты все равно никуда не годишься», - звучит в его голове родительский голос. Мучительный душевный разлад, тоска, проблемы в отношениях с людьми - частые спутники Неудачников. В детстве их слишком мало любили. Возможно, родители вообще не хотели заводить ребенка, и от будущего Неудачника пытались избавиться, возможно, ребенка не планировалось иметь именно сейчас или он родился не таким, как ожидалось… возможно, его рождение помешало осуществлению заветных родительских желаний…

Тяжкое бремя нелюбви с самого раннего возраста ложится на плечи Неудачника. Плохо, когда ребенка необоснованно бранят или бьют, но еще хуже, когда его самого и его интересы игнорируют. «Ты тупица», «Ничего не можешь сделать как следует», «И зачем я тебя родила?» - говорят ему родители, порой, совершенно не задумываясь о последствиях сказанного. Бывает, что родитель-Неудачник передает сыну или дочери свой собственный сценарий: «Женская доля горька», «Ты будешь таким же несчастным, как твой отец».

Типичный, классический пример неудачника - человек, страдающий от болезней и прочих неприятностей безо всяких на то серьезных причин. Если же серьезная причина имеется, то этот человек ощущает «успех» в качестве мученика. Иногда это бывает лучшим способом победить, проигрывая. Победитель знает, что ему делать в случае проигрыша, но не говорит об этом. А неудачник не знает, как быть, если придет неудача, но постоянно рассуждает, что он сделает в случае выигрыша. Так что достаточно послушать несколько минут подобный разговор, чтобы понять, кто из собеседников - победитель, кто - неудачник. Особенно это выявляется в семейном споре и в психотерапевтической группе.

Hаверное, можно считать одним из основных правил такое: в сценарии победителя выигрыш предопределяется заботливым Родителем через антисценарные лозунги. Hепобедитель получает свой выигрыш от строгого Родителя посредством предписаний. Hеудачника же приводит на тропу расплаты провокации сумасшедшего Ребенка его родителей, предписания, соблазняющие собственного саморазрушительного «демона“ человека.

Надо сказать, что сценарий не является чем-то застывшим, раз и навсегда определенным. Сценарий - это черновик судьбы, на протяжении жизни он неоднократно уточняется и дополняется. Основные положения определяются еще в дошкольном возрасте и, как было сказано, наибольшее влияние на него имеют внутрисемейные отношения. В подростковый период сценарий корректируется с учетом отношений человека с близким социальным окружением (школа, друзья, родственники). Определяется, какими способами будет человек реализовать свои ранние решения, позднее уточняются отношения с противоположным полом, с собственными детьми; в возрасте между 50-ю и 60-ю годами определяется предполагаемая продолжительность жизни, приблизительно в 30-35 и в 55-60 лет подводятся промежуточные итоги. Сценарием предписывается степень реализации личностного потенциала.

Итог жизни определяется не только имеющимся потенциалом личности (способности и возможности человека), но истепенью его реализации (совершенные поступки, достигнутые успехи). Победитель оптимальным образом использует даже скромный потенциал; неудачник ухитряется потерпеть крах даже при очень богатом личностном потенциале.

Именно потому, что сценарий имеет динамично меняющееся содержание, он доступен сознательной корректировке. Изменить свой сценарий может только носитель этого сценария. Но, как правило, только с помощью врача-психотерапевта или клинического психолога (без их участия сценарий попросту не будет осознан). Психотерапия и психология помогают Неудачнику превратиться в Непобедителя, а Непобедителю стать Победителем. Поэтому на свете существует не так уж много людей, которые совершенно не нуждаются в психотерапии.

М. МЕЛИЯ, психолог.

Почему кому-то все удается, а кого-то преследуют неудачи, почему жизнь одного - героическая эпопея, другого - любовный роман, а третьего - криминальное чтиво? Конечно, мы сами планируем свою жизнь, и наша судьба определяется в первую очередь нашими решениями, нашей интуицией, умением мыслить, адекватно относиться ко всему происходящему в окружающем мире. Но, присмотревшись внимательно к событиям своей жизни и жизни окружающих, можно заметить определенные закономерности.

Как это часто случается! У человека постоянно проблемы на службе: где бы он ни работал, у него моментально возникают конфликты с руководством, и он чувствует, что к нему придираются, его затирают, незаслуженно обижают. Он переходит из одной фирмы в другую - казалось бы, новые люди, иная корпоративная культура, но история повторяется: непременно рядом с нашим героем появляются "завистник", "интриган", "соперник" или "сплетник", которые вмешиваются в его отношения с шефом, не дают продуктивно работать.

Один всю жизнь пытается скопить деньги, отказывает себе во всем, но, как только набирается некоторая сумма, моментально ее спускает. Другой, помогая ближнему, почему-то постоянно сталкивается с людьми неблагодарными, потом страдает, корит себя за неосмотрительность, но и в следующий раз объектом его благотворительности вновь становится человек того же сорта. Третий с удовольствием берется за новое дело: яркое начало, радужные перспективы, широкие возможности, но... интерес постепенно затухает и наконец сходит на нет, а дело так и не доводится до конца. И за следующее дело человек берется с тем же энтузиазмом, и снова результата нет.

Создается впечатление, что эти люди действуют по какой-то заданной схеме. Меняются обстоятельства места и времени, а образ действий остается неизменным, события повторяются, как будто разыгрывается один и тот же сюжет - только на новых подмостках и с новыми актерами. Что это - злой рок, насмешка судьбы?

Тому есть и вполне рациональное объяснение. Мы остановимся на одном - с нашей точки зрения, наиболее интересном - подходе: сценарном анализе, предложенном известным психологом Эриком Берном. Как правило, повторяющиеся события - знак присутствия в жизни человека сценария (по-английски - "скрипта"). Сценарий - это существующий в нашем подсознании жизненный план, который формируется в раннем детстве и постепенно разворачивается на протяжении многих лет, часто помимо нашей воли.

Сценарные элементы в большей или меньшей степени присутствуют в жизни любого человека, каким бы свободным (от условностей, стереотипов) и независимым (морально и материально) он себя ни считал. Правда, их удельный вес, значимость в жизни каждого из нас свои. Одни всю жизнь следуют определенному сценарию, другие планируют свою жизнь, опираясь на свободную волю, свободные устремления. Не стоит забывать и о том, что мы называем "его величество случай".

Наш жизненный путь - результат действия многих сил. Но сценарный анализ, на мой взгляд, дает возможность посмотреть на события нашей жизни под новым, необычным ракурсом, понять мотивы поведения людей, найти объяснение необъяснимым на первый взгляд поступкам, скорректировать собственное поведение, вырваться из замкнутого круга повторяющихся событий.

Сценарий формируется во взаимоотношениях с людьми из нашего ближайшего окружения. В детстве мы более восприимчивы и доверчивы. Поэтому некоторые суждения взрослых, особенно те, что повторяются многократно, врезаются в наше сознание на всю жизнь. И наша дальнейшая судьба во многом зависит от того, что именно мы слышали в детстве.

Когда ребенка поддерживают, ободряют, не устают повторять: "Мы в тебя верим, ты все сможешь, ты молодец, ты умный, талантливый, сильный" - и при этом он готов прикладывать усилия и преодолевать трудности, то скорее вырастает человек уверенный в себе, с высокой самооценкой, чувствующий себя адекватно в любой ситуации, способный конструктивно решать все возникающие вопросы.

Часто родители, бабушки, дедушки или кто-то еще из значимых взрослых, наблюдая за ребенком, повторяют примерно следующее: "Ты глуп, ты ничего не умеешь, из тебя ничего путного не выйдет, от тебя одни неприятности, не зазнавайся, ты такой же, как все" и т. д.. Подобные утверждения - их еще называют "родительские предписания" или "сценарные проклятия" - могут оказать двоякое воздействие на дальнейшую жизнь детей. Один может смириться с таким прогнозом своего будущего и, став взрослым, жить по сценарию, уготованному ему родителями. Другой, личность сильная, напротив, постарается реализовать антисценарий, то есть действовать с точностью до наоборот, доказывая родителям, что он чего-то стоит.

Сценариев существует множество. Любая классификация достаточно условна, но для удобства анализа мы разделим сценарии на три основные группы: сценарии победителя, неудачника и "золотой середины".

ЛЮБИМЦЫ ФОРТУНЫ

О сильном, успешном человеке часто говорят: "Он из породы победителей". Как правило, победители умеют управлять собой, трезво оценивают свои сильные и слабые стороны. Они знают, что будут делать завтра, оказываются в нужное время в нужном месте, им всегда везет. Они могут создать окружающим кучу проблем: все время что-то придумывают, организовывают, вовлекают людей во что-то, борются, "отрубают головы драконам", ни на минуту не усомнившись в том, что победа будет за ними. Победители чувствуют, что жизнь удалась, - это написано у них на лице, и, помимо прочего, сам имидж успешного, довольного жизнью человека действительно помогает им преуспевать.

Но победа, успех - понятия относительные, это скорее состояние души, а не внешние атрибуты. Победитель - тот, кто поставил цель и достиг ее. Победителю важнее, как он сам оценивает свои достижения, а не как их оценивают окружающие.

Сценарий победителя формируется у людей, родители которых верили в возможности своих детей, вкладывали в них много сил и поддерживали, не уставали повторять: "У тебя все получится". И дети вырастают уверенными в себе.

Часто сценарий победителя возникает как антисценарий. Например, дети из неблагополучных семей, сильные натуры, пытаясь противостоять негативному программированию или "сценарному проклятию", начинают с необыкновенным упорством и настойчивостью действовать вопреки родительским прогнозам, доказывая свою силу и значимость самому себе и остальному миру.

Так, одинокая мать постоянно твердила сыну: "Тебе некому помочь, у тебя нет отца, ты не сможешь пробиться. Да и наследственность у тебя плохая". Будь мальчик слабым и зависимым, он непременно стал бы неудачником. Но он оказался человеком сильным, и его жизнь сложилась по-другому: он стал хозяином крупного холдинга, занимается политикой и не берет в рот ни капли спиртного. Всю жизнь он складывает к ногам матери свои достижения как военные трофеи, доказывая, что она была не права.

Любой из нас наверняка найдет среди своих друзей и знакомых людей из когорты победителей. Каждый из них идет к победе своим путем, действует по собственному сценарию.

Присмотреться к людям, которые умеют добиваться поставленных целей, не только интересно, но и чрезвычайно полезно. Можно увидеть определенные закономерности в поведении, которые помогают им побеждать, понять, на какие базовые качества они опираются. У каждого "победителя" есть свои "фирменные" стратегии ведения бизнеса, переговоров, разрешения конфликтов и т.д.

Стоит присмотреться и к самому себе, проанализировать собственные успешные стратегии и подумать, как их эффективнее использовать, - это наверняка поможет стать более успешным. В конце концов, победителями не рождаются, победителями становятся.

ЛЮДИ "ЗОЛОТОЙ СЕРЕДИНЫ"

Это не просто середнячки, которые сумели избежать участи неудачников, но так и не удостоились лавров победителей. Они - та самая "золотая середина", без которой не может существовать ни одно общество. Непобедители - приверженцы базовых человеческих ценностей, хранители семейных и национальных традиций, разумный противовес тем крайностям, в которые так часто впадают и победители и неудачники.

Большинство непобедителей живут по принципу "главное не победа, а участие", им важнее не столько добиться успеха, сколько избежать неудачи. Если непобедитель ставит цель, он ее достигает, правда, цели у него, как правило, скромные. Он предсказуем, лоялен, не склонен к самоутвер ждению, в открытую конфронтацию обычно не вступает. Жизнь не обойдет его стороной, хотя без особых взлетов, но зато и без падений. Он будет жить достойно и в соответствии с общепринятыми нормами.

Представители "золотой середины" работоспособны, добросовестны, занимают, как правило, средние менеджерские позиции. Они часто идут по пути наименьшего сопротивления, занижают планку: поступают в вуз, где конкурс поменьше, делают предложение девушке, которая точно не откажет.

Сценарий непобедителя, как правило, формируют родители, которые любят своих детей, но при этом постоянно их сдерживают, бьют по рукам, причем из самых добрых побуждений, желания оградить от неприятностей. Они не устают повторять детям: будь скромнее, не высовывайся, не лезь не в свое дело и т. д. В результате вырастает человек с несколько заниженной самооценкой, который звезд с неба не хватает, согласен довольствоваться малым, послушный исполнитель, твердо знающий, что инициатива наказуема, поэтому безопаснее быть как все, даже если и обладаешь большим потенциалом.

"Золотая середина" составляет большинство. Поэтому и сценариев для этой части - великое множество.

НЕУДАЧНИКИ: ЯВНЫЕ И СКРЫТЫЕ

Человек со сценарием неудачника часто ощущает себя обойденным судьбой, страдальцем даже тогда, когда у него, казалось бы, все хорошо. Он все время ждет, что случится что-то неприятное, непредвиденное, жалеет себя и упивается собственными страданиями. Если ребенок "согласился" с родительским "предписанием", подсознательно поверил, что из него ничего не получится, то он никогда не добьется успеха и станет явным, "откровенным" неудачником. Тут все просто.

Но существуют и скрытые неудачники. К сожалению, зачастую ими становятся люди способные, даже одаренные. Такими неудачниками, как ни странно, могут стать и те, кому родители внушали, что у них все "o"кей", но не научили детей работать. Как правило, этим людям без особых усилий давалось то, на что другие тратили много времени и сил. Они всегда чувствовали свое превосходство над сверстниками, учились легко, не напрягаясь. Зато когда работа требовала определенных усилий, они не могли довести дело до конца. На первый взгляд они даже кажутся вполне успешными. "Сценарное проклятие", или негативное родительское предписание, может проявиться неожиданно - в самый неподходящий момент человек как будто ломается, спотыкается и совершает досадную оплошность.

КАК РАЗГАДАТЬ СВОЙ СЦЕНАРИЙ?

Сегодня, как и 500 и 1000 лет назад, человечество мучают те же вопросы: почему судьба благосклонна к одним, лояльна к другим и жестоко наказывает третьих?

Кто-то на протяжении жизни упорно повторяет одни и те же ошибки, а кто-то, напротив, использует одни и те же успешные стратегии. И если победителя редко волнует причина его успеха, то неудачник постоянно задается вопросом: почему?. Человеку не поможет никто и ничто, если он сам не захочет разобраться, какие силы заставляют его действовать так, а не иначе.

Как выявить тенденции, которые говорят о присутствии в жизни человека сценария? Я бы предложила несколько вариантов сценарного анализа, который может провести любой человек самостоятельно (без помощи психотерапевта или консультанта).

Проанализируйте повторы, то есть повторяющиеся события вашей личной или деловой жизни. Какие из них происходят помимо вашей воли? Составьте список однотипных ситуаций и попробуйте понять, что их объединяет. При этом постарайтесь быть максимально объективным, сосредоточьтесь не на оценке поведения, намерений или характера других участников событий ("завистников", "клеветников" и т.д.), а на своих действиях. Это уже поможет увидеть определенные закономерности и, возможно, понять причину неудач.

Приглядитесь к себе. Обратите внимание на свою манеру речи, лексику, мимику, жесты. Например, неудачник, как правило, бывает крайне удивлен своими достижениями. Даже если у него что-то получается, он повторяет: "Да нет, тут что-то не то, не может быть...". Он как будто запрограммирован на ожидание неприятностей, какой-то подвох.

Победители спокойны, уверены в себе, не суетятся, любят повторять: победа за нами, успех нам обеспечен, нет проблем, все будет "o"кей", в другой раз я сделаю еще лучше. Сам облик победителя говорит о том, что это человек успешный, а неудачи его только мобилизуют.

Наденьте "сценарную футболку" победителя с надписью: "Главное - быть первым", "Кто не рискует - тот не пьет шампанского", "А ну, посмотрим, кто кого" и т. д.

Что напишет человек "золотой середины"? "Всегда выполняй свой долг", "Будь профессионалом", "Нужно быть хорошим мальчиком" и т. д.

И, наконец, неудачник: "Никому нельзя доверять", "Я достоин большего", "Мне все завидуют" и т. д.

Заложенная в детстве "программа" может быть извлечена на свет божий путем анализа сказок. "Обнаружив" сценарную сказку, можно определить ту программу, по которой живет взрослый человек.

Сказка "помогает" сформироваться наметившемуся сценарию. Вспомните, кто в детстве был вашим любимым героем, какие книжки вы зачитывали до дыр. Вспомните, как мучили родителей, заставляя их по нескольку раз перечитывать вслух одно и то же. Возможно, вы найдете удивительное сходство между собой - взрослым, серьезным человеком - и неким любимым героем. Может быть, он незаметно для вас управляет вашей жизнью?

Итак, предлагаю несколько шагов, которые помогут самостоятельно разгадать свой жизненный сценарий. Наверняка каждый, кто заинтересуется этим методом, придумает и другие варианты анализа.

КАК ИЗМЕНИТЬ СЦЕНАРИЙ?

Сценарный анализ - один из способов, помогающих человеку посмотреть на свою жизнь со стороны. Дальше каждый решает сам - нужно ему что-то менять или нет. Можно продолжать играть все ту же роль, если сценарий вполне устраивает, а можно взять на себя режиссерские функции - перестроить мизансцены, а то и вовсе поставить новый спектакль с другим сюжетом.

Избавиться от неудачного сценария не так-то просто. Но попробуем вспомнить высказывания вроде "спасение утопающих - дело рук самих утопающих" и "пойти другим путем" (кстати, оба этих лозунга являются, несомненно, сценарными). Человеку, решившему переписать свою программу, имеет смысл самостоятельно предпринять следующие шаги.

Осознать свой сценарий. Порой уже только это производит на человека очень сильное впечатление. Он переживает эмоциональное потрясение, шквал эмоций переворачивает все не только в его душе, но и в жизни.

Однажды я случайно разговорилась с преуспевающим бизнесменом. Мой собеседник рассказал, что всегда добивается своих целей, но только с третьей попытки - так было и когда он учился, и когда он занимался наукой и бизнесом. Эта закономерность его явно раздражала. Слово за слово, выяснилось, что с детства ему нравилась сказка "Стеклянная гора", где герой пытается добраться до принцессы, и это ему удается - но только на третий раз. Я объяснила ему смысл его сценарной сказки, он был поражен, долго смеялся и в этот момент, по-видимому, расстался со своим сценарием. При следующей нашей встрече, спустя год, он сообщил, что больше не теряет времени на репетиции. Недаром говорят: человечество, смеясь, расстается со своим прошлым.

Расстаться с однозначными установками. Важно научиться слышать самого себя. Обратите внимание на то, что и как вы повторяете своему ребенку или подчиненным. Например, вы любите повторять "у тебя ничего не получится до тех пор, пока...". Эти слова несут сильный отрицательный заряд, сомнение в возможности успеха. Ставится жесткое условие: "Ты не получишь пятерку, пока не выучишь теоремы..." или "Ты не продвинешься по службе, пока не сдашь экзамен по менеджменту". Сами по себе подобные высказывания достаточно спорны. Ведь можно не зубрить теоремы, а понять, как их доказывают, да и продвижение по службе не обязательно связано со сдачей очередного экзамена. Но суть сценарного программирования, его сила - в безапелляционности, однозначности. Понять, что на самом деле вариантов существует множество, - уже нащупать путь к свободе.

Попробуем видоизменить, переписать эту программную фразу так: "У тебя получится лучше, если...". Это тоже так называемый сценарий с условием, но он гораздо мягче. Теперь вы можете сказать себе: "Моя жизнь станет успешнее, когда я расстанусь с мешающими мне однозначными установками".

Разобраться со своими "провокаторами". Попробуйте мысленно просмотреть однотипные, повторяющиеся помимо вашей воли неприятные ситуации и оценить свою роль в этом "фильме ужасов". Какие ваши собственные действия провоцируют повороты судьбы? Кто выступает в роли "провокаторов" - какие слова, поступки? Вычислив "провокаторов", можно попытаться изменить ситуацию и сделать что-то принципиально новое в привычных ситуациях, хотя бы в порядке эксперимента. Ведь если мы будем делать то, что делали всегда, то и получим то, что получали всегда. Итак, эксперимент?

Составить свой личный свод ограничений. Проанализировав повторяющиеся ситуации и поняв, где мы постоянно спотыкаемся, можно составить некий свод правил и запретить себе участие в определенных ситуациях. Например, я знаю, что мне трудно общаться с людьми манипулятивно-морализаторского склада. Вступая с ними в контакт, я заранее обрекаю себя на поражение, а если все-таки захочу добиться победы - она достанется мне слишком дорогой ценой. Значит, я должна взять за правило любыми способами избегать подобной ситуации или видоизменить ее, чтобы не наступать всякий раз на одни и те же грабли.

Итак, если сценарий нас тяготит, важно избегать (хотя бы на первом этапе) любых ситуаций, которые могут обернуться повторением нашей негативной программы: в четком и осознанном следовании этому правилу будет наша сила, а не слабость, как может показаться на первый взгляд.

Вступить в диалог и получить "разрешение". Разрешение - это специальная процедура, используемая психотерапевтом при сценарном анализе. Когда от сценария освобождается неудачник - это похоже на чудо, говорят "человека как будто расколдовали".

Снять сценарную программу может не только терапевт, но и кто-то из значимых людей, по силе воздействия не уступающий родительской фигуре, эту программу создавшей, например тренер, сказав робкому юнцу: "Ты сможешь!". Но если человек готов к трансформации, на него могут подействовать слова даже случайного попутчика. Многие могут вспомнить пример, когда одна фраза или встреча оказались судьбоносными, изменили всю их жизнь.

Сам себе режиссер? Не стоит воспринимать жизненный сценарий как нечто обязательно негативное и сразу пытаться от него избавиться.

Не будь сценариев, наша жизнь превратилась бы в сплошную импровизацию. Но не всем хочется, да и не всем дано импровизировать, кому-то удобнее и спокойнее "играть по нотам". Есть люди, которым вообще не дано сочинять - если им не сочинят сценарий родители, неизвестно, как они проживут свою жизнь. Поэтому для многих сценарий - тот якорь, который их удерживает.

Отработанный, обкатанный, благополучный сценарий - своеобразная панацея от неожиданностей, неприятностей. А попытка вырваться за рамки сценария не всегда бывает удачной: внешний мир может оказаться неприветливым, а главное - непредсказуемым. Поэтому некоторые люди комфортно расположились даже в своих неудачных сценариях, по-своему извлекая из них выгоду.

Бессознательное следование сценарию позволяет человеку экономить силы и время. Как правило, живущие по жестким сценариям победители не склонны раздумывать и сомневаться, они целеустремленны и работоспособны, они - люди действия. Заложенный с детства сценарий подсказывает им нужную стратегию.

Сценарный анализ не может ответить на все вопросы, касающиеся человеческой жизни, и, конечно, наивно было бы предполагать, что все наше поведение обусловлено сценарием. Но если задуматься, можно получить информацию к размышлению о том, почему судьба сложилась так, а не иначе. Это чрезвычайно интересно и вполне доступно каждому.