Какие бренды работали с немцами на войне. Какие немецкие компании вооружали, одевали и кормили армию нацистской германии. Промышленные корпорации и третий рейх

Люди предпочитают покупать качественные бренды, проверенные десятилетиями. С другой стороны, тот факт, что у этих брендов были сомнительные связи в прошлом, довольно быстро забывается . Деньги, как говорится, не пахнут. Итак, 10 известных брендов, которые сотрудничали с нацистами.

1. Hugo Boss

Компания существует с 1923 года, а в 1931 году её основатель Хьюго Босс вступил в нацистскую партию и получил контракт на изготовление униформы для подразделений СС и членов «Гитлерюгенда». Компания производила эту форму на протяжении всей войны, используя труд подневольных рабочих из Франции и Польши.

2. Volkswagen / Porsche

Основатель конструкторского бюро Porsche Фердинанд Порше был создателем всемирно известного «Жука» или Volkswagen Beetle (Volkswagen Käfer). Что еще более удивительно, так это то, что к облику «Жука» приложил руку Адольф Гитлер. Фюрер планировал сделать дешевый и надежный автомобиль для народа. Порше воспользовался этой возможностью и создал авто, получившее одобрение нацистского лидера. Вскоре завод в Штутгарте начал массово выпускать эту модель, конечно же, пользуясь рабским трудом военнопленных.

3. Bayer

Компания Bayer была частью концерна IG Farben, выпускающего газовые баллоны Zyklon-B. Именно они использовались в газовых камерах во время нацистского режима. Человек, который их изобрел, Фриц Габер, был наполовину евреем, но от веры своей отказался, чтобы попасть в милость к нацистам. А Йозеф Менгеле в своих бесчеловечных экспериментах использовал препараты именно компании Bayer.

4. IBM

IBM является одной из самых ранних ИТ-компаний, поэтому неудивительно, что сомнительные связи в прошлом были и у неё. Компания была пионером в области обработки больших баз данных с использованием перфокарт. Нацисты впоследствии введут систему переписи, используя эти перфокарты от IBM, чтобы определить евреев и прочих не арийцев.

5. Siemens

Компания быстро воспользовалась властью нацистов в Германии, построив заводы вблизи концлагерей в Аушвице и Бухенвальде. Она задействовала сотни тысяч подневольных рабочих для производства всех видов товаров для немецких военных, а также отвечала за производство электроэнергии, связь и железнодорожную инфраструктуру. Человек мог быть частью конвейера внутри фабрики Siemens, а затем попасть в газовую камеру, также сделанную Siemens. В настоящее время компания по-прежнему выплачивает компенсации оставшимся в живых.

6. Puma / Adidas

Адольф (Ади) и Рудольф Дасслер владели компанией Dassler Brothers, производящей спортивную обувь, которая в конце концов распалась на Adidas и Puma после вражды между братьями. Когда закончилась Вторая мировая война, Рудольф рассказал о том, что Ади сотрудничал с нацистами. Все это в конечном итоге привело к созданию Puma (от Рудольфа) и Adidas (от Ади).

7. Kodak

Как и другие компании, Kodak тоже использовала подневольный труд на своем заводе в Германии, используя, по меньшей мере, несколько сотен узников концлагерей. Кроме того, советник Гитлера Вильгельм Кеплер обращался в Kodak, настоятельно советуя руководству уволить всех своих работников-евреев, если компания хочет добиться успеха.

8. BMW

Компания BMW была более чем счастлива помогать нацистам, поставляя им оборудование и снаряжение, производимое за счет рабского труда. Гюнтер Квандт и его сын Герберт поддерживали дружеские отношения с Гитлером, потому им были отданы предприятия, изъятые у евреев, которых отправляли в концлагеря.

9. Fanta / Coca-cola

Fanta была изобретена после того, как сироп для Coca-Cola стало невозможно импортировать в нацистскую Германию. Руководитель подразделения Coca-Cola Deutschland решил, что компании необходимо создать новый продукт на замену. Единственными ингредиентами, которые Coca-Cola Deutschland могла использовать в военное время в Германии, были сыворотка и яблочный жмых – так родилась Fanta для немцев.

10. Ford

Компания Ford Motor тоже предпочла воспользоваться трудом подневольных рабочих на одном из своих немецких заводов во время войны. Кроме того, она выпускала оборудование для нацистской армии. Впрочем, и сам Генри Форд был известен своими антисемитскими взглядами. Его даже упомянули в «Майн кампф» с высокой оценкой от Гитлера, который держал портрет Форда на своем столе.

Ну неужели действительно англичане и американцы помогали фашистам? Это же в голове нормального человека не укладывается. Да, реально англосаксы помогали, а потом сами же и бомбили свои заводы Кока Колы в Берлине и Дрездене перед самым входом русских войск в Мае 1945 года. Причем бомбили они ожесточенно, до основания, чтобы окончательно замести свои следы и грязные делишки в помощи немцам, чтобы русские ничего не поняли и не заподозрили. Но главное, что бы русские не догадались, что это русские изначально и построили всю эту красоту, тогда, когда это была одна огромная Империя, до разделения на страны и языки и самое интересное, что многие немцы знали русский, как знает Ангела Меркель - копия похожая на Гитлера. Говорят внучка.

Неужели, американские корпорации могли помогать Гитлеру?

Вильгельм Кейтен: А эти тоже нас победили?

Во время Нюрнбергского процесса бывший президент Имперского банка Ялмар Шахт в беседе с американским адвокатом заявил: «Если вы хотите предъявить обвинение промышленникам, которые помогли перевооружить Германию, то вы должны предъявить обвинение самим себе. Вы обязаны будете предъявить обвинение американцам.

Автозавод «Опель», например, ничего не производил, кроме военной продукции. Владела же этим заводом ваша «Дженерал моторс». Практически до окончания войны, имея специальное разрешение на торговлю с Германией, Италией, Японией, вела свой бизнес американская телекоммуникационная компания ITT. Не остановил производство во Франции после оккупации ее немцами автогигант «Форд», при этом особое покровительство деятельности «Форда» в Европе оказывал лично Герман Геринг, возглавлявший промышленный концерн «Рейхсверк Герман Геринг». О чем говорить, если даже далекая от военных дел компания «Кока-кола» наладила в Германии производство напитка «Фанта»!

Не помешала война «Стандарт ойл» заключить через британских посредников контракт с германским химическим концерном «И.Г.Фарбенидустри» на производство авиационного бензина в Германии. За время Второй мировой войны ни один танкер «Стандарт ойл» не был потоплен немецкими подводными лодками.

Как известно, Нюрнбергский трибунал признал Шахта невиновным

Давайте более пристальней посмотрим на этот вопрос

Выйдя на мировую арену после участия в Первой мировой войне, США большое внимание уделяли ситуации в Европе и особенно событиям в Германии. Еще в 1921–1922 гг. помощник американского военного атташе в Берлине капитан Трумэн Смит обратил внимание на эмоциональные и жесткие выступления в Мюнхене еще малоизвестного в стране политика Адольфа Гитлера, который с 1921 г. возглавлял немецкую национал-социалистическую рабочую партию (НСДАП). В 1922 г. американский дипломат познакомился с ним.

С 1923 по 1926 гг. финансирование Гитлера и его партии осуществлялось через швейцарские и шведские банки. С 1926 г. финансирование нацистов стало осуществляться напрямую через банки и промышленные концерны Германии. Осенью 1930 г. в США побывал глава Рейхсбанка Ялмар Шахт, который напрямую вел переговоры с представителями американского бизнеса. Им он в приватных переговорах поведал о сценариях прихода А. Гитлера к власти в Германии и о его концепции развития страны, стратегии борьбы с большевизмом… Вскоре атташе американского посольства в Берлине Д. Гордон сообщил в дипломатической депеше Госсекретарю США Г. Стимсону: «…Гитлер получил значительную финансовую поддержку от определенных кругов промышленников. Как раз сегодня до меня дошел слух из источника обычно хорошо информированного, что представленные здесь различные американские финансовые круги весьма активно действуют в том же направлении ».

Ялмар Шахт - президент Имперского банка Германии

Ялмар Шахт - президент Имперского банка Германии отлично знал кто заказал Россию.

В мае 1933 г. президент имперского банка Ялмар Шахт посещает вновь Америку, где проходит его встреча с президентом Ф. Рузвельтом и крупнейшими американскими финансистами. Вскоре Берлин получает инвестиции в германскую промышленность и займы из США на общую сумму свыше миллиарда долларов. Через месяц, в июне, на международной конференции в Лондоне Ялмар Шахт проводит также серию встреч и переговоры с главой британского банка Н. Монтегю. Как затем, во время Нюрнбергского процесса, заявил Я. Шахт, Великобритания предоставила кредиты Германии в объеме свыше миллиарда фунтов, что в долларовом эквиваленте составило два миллиарда долларов.

После пережитого Германией в 20-е годы экономического кризиса, который усугублялся выплатой репараций странам-победителям, американские промышленные корпорации и банки, воспользовавшись ситуацией, скупили активы многих ключевых предприятий страны. Например, принадлежащая семейству Рокфеллеров «Стандарт ойл» получила контроль над германской корпорацией «И. Г. Фербениндустри», которая активно финансировала избирательную кампанию А. Гитлера в 1930 г. Над «Опелем» с 1929 г. и по сей день свой контроль осуществляет американская автомобильная корпорация «Дженерал моторс», принадлежащая семейству Дюпона (Про Дюпона вообще можно писать отдельную историю, как он сторонник идеям Гитлера создавал в США националистические партии и идейно помогал фашистской Германии). Именно на заводах этой корпорации в Германии производились для немецкой армии известные грузовики Blitz. Американская компания телефонной связи «ИТТ» приобрела 40% телефонных сетей Германии.

То, что Соединенные Штаты не потеряются и не растеряются по ходу вспыхнувшей в Европе войны, было понятно еще до первых выстрелов. И действительно, не для того же американские бизнесмены и госструктуры на протяжении длительного времени скупали германскую экономику «оптом и в розницу», чтобы из-за каких-то там боевых действий поступиться прибылью…

В канун Второй мировой войны корпорации и банки США инвестировали 800 млн долл. в промышленность и финансовую систему страны. Сумма по тем временам огромная. Из них лидирующая четверка из Америки вложила в милитаризированную экономику Германии около 200 млн долл.: «Стандарт ойл» - 120 млн, «Дженерал моторс» - 35 млн, инвестиции «ИТТ» составили 30 млн, а «Форд» 17,5 млн долл.
Не может не шокировать тот факт, что даже после вступления США во Вторую мировую войну 11 декабря 1941 г. американские корпорации продолжали активно выполнять заказы фирм вражеских стран, поддерживали деятельность своих филиалов в Германии, Италии и даже Японии. Для этого всего лишь необходимо было обратиться для получения специального разрешения осуществлять хозяйственную деятельность с компаниями, находящимися под контролем нацистов или их союзников. Указ президента США от 13 декабря 1941 г. допускал подобные сделки, ведение бизнеса с вражескими компаниями, если на то не было особого запрета министерства финансов Америки. Очень часто американские корпорации без проблем получали разрешения на деятельность с вражескими фирмами и поставляли им необходимые сталь, двигатели, авиационное топливо, каучук, компоненты радиотехники… Так что мощь военной промышленности Германии и ее союзников поддерживалась экономической деятельностью США, чьи компании получали сверхприбыль за свои сделки с противником. Воистину, кому война, а кому мать родная…

Руководители «И.Г.Фарбениндустри» во время Нюрнбергского процесса -1946 год

Руководители «И.Г.Фарбениндустри» во время Нюрнбергского процесса -1946 год

Так, могущественная «Стандарт ойл» регулярно снабжала гитлеровскую армию различным топливом, а в промышленность поставляла синтетический каучук и различного рода сырье. Поставки шли также в Италию и в Австрию. При этом в США в годы войны существовали серьезные проблемы с поставками синтетического каучука для американской промышленности. Не помешала война «Стандарт ойл», используя британских посредников, заключить контракт с компанией «И. Г. Фербинидустри», который позволял производить авиационный бензин в Германии. Так что самолеты «люфтваффе», которые бомбили мирные города Советского Союза, Великобритании, убивали британских и американских солдат, получали бензин, созданный американской корпорацией. За время Второй мировой войны ни один танкер «Стандарт ойл» не был потоплен немецкими подводными лодками. Это и понятно - никто не рубит сук, на котором сидит.

Практически до окончания войны, имея специальное разрешение на торговлю с Германией, Италией, Японией, вела свой бизнес американская «ИТТ». Не остановил производство во Франции после немецкой оккупации автомобильный концерн «Форд». Особое покровительство деятельности концерна в Европе оказывал лично Герман Геринг, который возглавлял промышленный концерн «Рейхсверк Герман Геринг». Даже далекая от военных поставок компания «Кока кола» наладила в Германии производство напитка «Фанта». И это далеко не все примеры сотрудничества крупного бизнеса США и гитлеровской Германии во время войны. Впоследствии Яломир Шахт в беседе с американским доктором Джильбертом во время Нюрнбергского процесса заявит:«Если вы хотите предъявить обвинение промышленникам, которые помогли перевооружить Германию, то вы должны предъявить обвинение самим себе. Автозавод «Опель», например, ничего не производил, кроме военной продукции. Владела же этим заводом ваша «Дженерал моторс»… Как известно, Нюрнбергский трибунал признал Я. Шахта невиновным.

»Дженерал Электрик» (GE)

1946 год: Не первый и не последний раз гигантская компания «Дженерал Электрик» (GE) оказалась в федеральном суде по обвинению в нарушении антитрестовского закона. Правительство США обвинило GE и одного из ее компаньонов в сговоре с целью монополизации рынка, поднятия цен и вытеснения конкурентов.

Но это было неординарное антитрестовское дело. В первый послевоенный год GE предстала перед судом по обвинению в тайном сговоре с главной германской фирмой по производству вооружений «Крупп». Их партнерство искусственно подняло стоимость оборонных приготовлений США. В то же время оно помогало Гитлеру субсидировать перевооружение Германии. Сотрудничество между ними продолжалось даже после вторжения нацистских танков в Польшу.

GE не была одинокой в мире большого бизнеса США в деле заключения сердечных и прибыльных соглашений с корпорациями нацистской Германии. «Кодак», «Дюпон» и «Шелл Ойл» также известны дружественными деловыми отношениями с Германией. Благодаря недавним выплатам репараций, подобная деятельность компаний «Дженерал моторс» (GM) и «Форд» наиболее широко известна. И эти случаи поучительны.

Когда в 1939 г. разразилась война, GM и «Форд» с помощью дочерних предприятий контролировали 70% немецкого авторынка. Те компании «быстро переоснастили производство с тем, чтобы стать поставщиками боевой техники для армии Германии», - пишет М. Доббс в «Вашингтон Пост».

Печально известный антисемит Генри Форд создал своего рода общество взаимного восхищения с Адольфом Гитлером. Германский диктатор восторженно аплодировал американскому серийному производству. «Я рассматриваю Генри Форда, как мое вдохновение», - заявил Гитлер, который всегда держал портрет этого американского промышленника в натуральную величину над своим столом. В 1938 г. Форд принял наивысшую награду, которой нацистская Германия могла награждать иностранца, Большой Крест Германского Орла.

Форд сыграл определенную роль в наращивании военной мощи нацистской Германии до войны. Армейская разведка США сообщала, что «настоящей целью» завода по сборке грузовиков, открытого в Берлине в 1938 г., было производство «военных транспортных средств для вермахта».

Дженерал моторс

«Дженерал моторс»

Один старший чиновник GM также получил медаль от Гитлера, видимо, за предоставленные и будущие заслуги. Втягивание GM в Германию началось в 1935 г., после открытия завода грузовиков возле Берлина. Через несколько лет грузовики, произведенные на этом заводе, станут частью немецких армейских конвоев, которые с грохотом пройдут через Польшу, Францию и Советский Союз.

После оккупации немцами Чехословакии в 1939 г. председатель GM А.П. Слоан сказал, что поведение нацистов «не должно рассматриваться как дело управляющих «Дженерал моторс». Завод GM в Германии был очень прибыльным. «Мы не имеем права прекращать работу на этом предприятии», - заявил Слоан.

GM и «Форд» были жизненными компонентами нацистских военных усилий. Немецкий «Форд» был вторым крупнейшим производителем грузовиков для нацистской военщины. Заводы GM строили тысячи бомбардировщиков и реактивных ускорительных систем для истребителей «Люфтваффе». В то же время они обогащались за счет производства авиамоторов для Воздушного корпуса Армии США.

«Внезапное начало войны в сентябре 1939 г. привело к полному переключению заводов GM и «Форд» в странах оси на производство самолетов и грузовиков», - отмечалось в докладе юридического комитета Сената США в 1974 г. - В общей сложности дочерние предприятия GM и «Форд» построили приблизительно 90% бронированных 3-тонных полугрузовиков и более 70% средних и больших грузовиков Рейха. Эти средства передвижения, в соответствии с донесениями американской разведки, служили «основой транспортной системы немецкой армии»".

«Дженерал моторс» была намного более важной для нацистской военной машины, чем Швейцария, - говорит исследователь Б. Снэлл. - Швейцария была только хранилищем награбленных фондов, в то время как GM была интегральной частью военных усилий Германии. Нацисты могли бы вторгнуться Польшу и Россию без Швейцарии. Но они не могли бы сделать это без GM».

Чиновники компании утверждали, что правительство Гитлера приняло на себя управление их немецкими заводами и что они «потеряли контроль» за ситуацией. Но документы, обнаруженные в немецких и американских архивах, показывают, что в некоторых случаях американские менеджеры как «Форд», так и GM продолжали перевод тех заводов на военное производство.

«Когда американские солдаты освободили заводы Форда» в Кельне и Берлине, они нашли бедных иностранных работников за колючей проволокой и документы компании, превозносящие ‘гений Фюрера’», - пишет М. Доббс.

После войны как GM, так и «Форд» нагло потребовали возмещения убытков от правительства США за повреждения их заводов в Германии, вызванные бомбежками авиации союзников. В 1967 г. GM получил компенсацию в размере 33 млн. долл. от правительства США за бомбежки завода «Руссельхейм».

По сравнению с компаниями «Форд» и GM, втягивание GE в сотрудничество с нацистской Германией представляется менее откровенным и обширным, чем этих автомобилестроителей. Но, тем не менее, оно является поучительным, так как показывает комплексное родство GE с «Третьим Рейхом».

Еще в 1904 г. GE начала объединять силы с главными иностранными «конкурентами», чтобы разделить мировые рынки критических товаров и технологий. В том же году GE заключила соглашение с AEG. В следующем году GE года установила отношения с «Токио Электрик». Ранний альянс GE с немецкими фирмами был только временно разорван первой мировой войной. GE приобрела 16% акций AEG и ввела 4 своих представителей в правление AEG. GE также получила долю в другой большой электротехнической компании «Сименс».

Соглашения GE о патентах и ее обладание меньшинством акций немецких и японских корпораций защитили внутренний рынок GE и в то же время открыли ей доступ на иностранные рынки.

Именно сговор GE с немецкой стальной компанией «Крупп» оказал воздействие на военные усилия США и привел ее в Нью-Йоркский суд.

Как GE, так и «Крупп», имели патенты на вольфрамовый карбид, твердый металлический состав, который высоко ценится за использование в режущих штампах и при обработке металла резанием. Ни один патент компании не был достаточным для того, чтобы установить монополию. Но совместно они могли влиять на мировой рынок.

Переговоры между GE и «Крупп» начались в апреле 1928 г. Представитель GE заявил, что готовность его компании войти в новое дело зависит от того, «в какой мере они смогут преодолеть конкуренцию». Через 8 месяцев они заключили соглашение, давшее право GE фиксировать цены. GE учредила дочернее предприятие «Карболой» для управления этим бизнесом.

Незамедлительно цена вольфрамового карбида поднялась с 48 до 453 долл. за фунт.

GE использовала это соглашение для того, чтобы причинить вред или выкупить долю внутренних конкурентов. Когда глава компании «Америкэн Каттинг Эллойс» обратился с просьбой к GE оставить ее в бизнесе, представитель GE сказал ему: «Мне кажется очевидным, что ситуация на американском рынке будет лучше, когда на нем будет пять поставщиков карбида, чем шесть».

GE в своем договоре с «Крупп» согласилась продавать вольфрамовый карбид (также известный как карболой) только в западном полушарии и платить авторские гонорары «Крупп». Владелец этой компании Густав Крупп был главным корпоративным сторонником Адольфа Гитлера. Как до, так и после прихода Гитлера к власти авторские гонорары GE косвенно субсидировали нацистов.

В 1935 г., когда правительство США начало оборонные приготовления, вольфрамовый карбид (по ценам GE) был признан слишком дорогим.

11 декабря 1939 г. (через 9 недель после нападения Гитлера на Польшу), представитель «Интернэшнл GE» телеграфировал из Берлина официальному чиновнику GE д-ру З. Джэффризу: «Наши друзья в «Oсрэм» [немецкая компания осветительной аппаратуры, связанная с GE] информировали меня вчера, что Крупп был бы заинтересован в капитализации авторских гонораров, получаемых теперь от «Карболой»… В связи с этим д-р Луис (официальный представитель «Крупп») хочет встретиться со мной в Цюрихе, где мы оба должны быть на следующей неделе. Они весьма заинтересованы, чтобы имя Круппа не употреблялось в переписке, особенно в телеграммах, которые могут попасть в ненужные руки, и, таким образом, я должен обращаться к ним в будущем или как к европейскому лицензиару в соответствии с контрактом «Карболой», или просто, как к д-ру Луису …».

«»Неподходящими руками» могли бы быть или правительство США, или правительства Европы, атакованные Гитлером», - сообщала газета «UE NEWS» в 1948 г. в статье «GE согласилась защищать нацистов».

«В 1940 г., когда американские оборонительные усилия были в полном разгаре, GE все еще сообщала нацистским представителям, перебравшимся в Цюрих в Швейцарии, сколько вольфрамового карбида использовалось в США. GE выплачивала авторские гонорары нацистам за каждый фунт, используемый здесь. Это были деньги для гитлеровского военного сундука».

Другими словами, Гитлер получал 12 фунтов вольфрамового карбида за такую же цену, какую правительство США платило за 1 фунт. За каждый фунт материала, проданный в США, Гитлер с помощью Круппа получал авторские гонорары, которые шли на покупку военного снаряжения.

В 1940 г., когда Европа находилась в состоянии войны, Крупп договорился о получении авторских гонораров от GE через швейцарского посредника.

В августе 1940 г., приблизительно через год после нападения Гитлера на Польшу, GE добивалась возобновления своего монопольного соглашения с «Крупп». Но сделка «GE-Крупп» подошла к концу в результате судебного процесса и эмбарго, наложенного правительством США на перевозку денег нацистам.

Компания «Ферс Стерлинг Стил», стремившаяся продавать токарные заготовки для артиллерийских снарядов армии США, вступила в конфликт с GE по вопросу уровня цены и подала жалобу в Министерство юстиции США.

В сентябре 1940 г. «ЮЭ ньюс» сообщала, что два федеральных антитрестовских обвинительных дела были возбуждены против GE и «Крупп». Они обвинялись в тайном заговоре, чтобы поддерживать всемирную монополию в производстве и продаже вольфрамового карбида. Однако вступление США во вторую мировую войну прервало это дело.

Большое значение для вооружения Германии и создания ее военной машины имели прямые вложения американского капитала в германскую промышленность. По официальным данным, прямые американские капиталовложения в германскую промышленность в 1930 г. составляли 216,5 млн. долларов. В Германии имелось до 60 филиалов американских концернов. Сенатор Килгор говорил в 1943 г.: «Огромные суммы американских денег шли за границу на строительство заводов, которые теперь являются несчастьем для нашего существования и постоянной помехой для наших военных усилий» . Килгор имел все основания сделать такое заявление, поскольку сенатская комиссия, возглавляемая им, определила сумму американских капиталовложений в Германии в 1 млрд. долларов. Комиссия Килгора установила также, что только часть американских компаний владела столь большой долей акционерных капиталов, которая позволяла контролировать 278 немецких акционерных обществ. Это показывает, насколько за годы гитлеровской диктатуры укрепились связи американских и германских монополистов и сколь велика была роль капитала США не только в воссоздании, но и в дальнейшем развитии военно-промышленного потенциала фашистской Германии.

Американские капиталовложения были направлены в первую очередь в машиностроительную, автомобильную, электротехническую, авиационную, нефтяную, химическую и прочие отрасли промышленности военного значения. Монополии США помогали Германии не бескорыстно. Их капиталовложения давали большие прибыли….

«Когда американские солдаты в июне 1944 г. вторглись в Европу на джипах, грузовиках и танках, произведенных «большой автомобильной тройкой» в результате осуществления одной из крупнейших, когда-либо реализованных военных программ, - отмечает Доббс, - они были неприятно удивлены тем, что противник также передвигается на грузовиках «Форд» и «Опель», изготовленных на 100-процентных дочерних предприятиях, принадлежащих GM, и летает на самолетах, построенных компанией «Опель».

Главные производители автомобилей в США (включая «Крайслер») учредили многонациональные операции еще в 1920-е и 1930-е гг., расположив заводы в Германии, Восточной Европе и Японии.

Продолжение следует - все не влезло.

Традиционная историография II-й мировой рисует картину, в которой США доблестно бились с Германией и её союзниками, бросив огромные силы и ресурсы на борьбу с врагом. Однако, всё было, не совсем так: американские толстосумы и их верные друзья в правительстве США долгое время не могли позабыть своего верного довоенного союзника – Гитлера.

Пока американские солдаты доблестно гибли в Сицилии и на пляжах Нормандии, в руки нацистов из США потоком текло топливо, шли запчасти и новейшие технологии.


В 1931 году американская журналистка Аннетта Энтона из «Детройт Ньюз» брала интервью у нового лидера Германии Адольфа Гитлера. Над рабочим столом главного нациста корреспондентка заметила портрет главного американского автодельца Генри Форда. В ответ на удивление Аннеты, Гитлер искренне сказал: «Генри Форда я считаю своим вдохновителем».

Форд далеко не случайно оказался в числе кумиров фюрера. Именно благодаря Форду, а также ряду крупнейших толстосумов США, произошел скрытый рост военного потенциала Германии. В предвоенные годы экономика рейха росла как на дрожжах.

Наверное, наиболее типичным представителем американского бизнеса, и одновременно, большого друга Гитлера можно назвать Генри Форда – старшего. Будучи одним из главных воротил американского рынка, Генри Форд оказывал серьёзную финансовую поддержку НСДАП. В благодарность фюрер не только повесил его портрет в своей мюнхенской резиденции, но и с восхищением писал о Форде в своей книжке «Моя борьба». В ответ Форд ежегодно поздравлял «своего немецкого друга» с днем рождения, при этом дарил ему «подарок» стоимостью в 50 000 рейхсмарок.

Еще до начала войны гитлеровцы получили от фордовских филиалов в Германии, Бельгии и Франции 65 тысяч грузовиков. Кроме того, филиал Форда в Швейцарии отремонтировал тысячи немецких грузовиков. Ремонтировал германский автотранспорт и швейцарский филиал другого американского автогиганта «Дженерал моторс», который по совместительству являлся крупнейшим вкладчиком германского автоконцерна «Опель», успешно сотрудничая с ним всю войну и получая изрядные дивиденды. Но Форд был вне конкуренции!

По словам американского военного историка Генри Шнейдера, Форд помогал немцам в получении каучука, жизненно необходимого для германской промышленности. Мало этого, до самого начала Второй мировой войны владелец автогиганта США поставлял Гитлеру военную технику, за что в честь 75-летия Форда фюрер наградил юбиляра высшей наградой Третьего Рейха для иностранцев - «Большим крестом Немецкого Орла». Немецкий консул даже совершил поездку в Детройт, чтобы лично повесить Золотой крест со свастикой на грудь автомагнату. Форд пришел в восторг от этой награды. На грандиозном праздничном обеде, организованном в день юбилея – 30 июля 1938 года, присутствовало свыше 1500 самых богатых детройтцев.

Даже с началом второй мировой Форд не прервал сотрудничества с нацистами. В 1940 году Форд отказался собирать двигатели для самолётов воюющей с Германией Англии, в то время как во французском городе Пуасси его новый завод начал выпускать для гитлеровской армии авиадвигатели, грузовые и легковые автомобили, поступавшие на вооружение вермахта. И после 1941 года филиал «Форда» в оккупированной Франции продолжал производить грузовики для вермахта, а другой его филиал, в Алжире, снабжал гитлеровского генерала Роммеля грузовиками и бронеавтомобилями. Даже в апреле 1943, когда Советский Союз вёл кровопролитные бои с гитлеровцами, французские филиалы Форда работали исключительно для выгоды Германии. Грузовые «пятитонки» и легковые «форды» были основным армейским транспортом вермахта. Главным для корпорации оставался вопрос прибыли, которую она старалась получить любой ценой. В конце войны авиация союзников разбомбила завод в Пуасси, но такой же завод Форда в германском Кёльне не тронула, хотя почти весь старинный город был разрушен. Что примечательно, после войны компания «Форд», как и её мощный конкурент «Дженерал моторс», благодаря усилиям крупных адвокатов, добилась от правительства США получения компенсации «за ущерб, нанесённый их собственности на вражеской территории».

«Форд» был далеко не единственной американской корпорацией, приложившей руку к созданию германской военной машины. К моменту начала Второй мировой войны совокупные вклады американских корпораций в свои немецкие филиалы и представительства составляли порядка 800 миллионов долларов. Вложения компании Ford - 17,5 миллионов, Standard Oil of New Jersey (ныне существующей под вывеской Exxon) - 120 миллионов, General Motors - 35 миллионов, ITT - 30 миллионов.

Так, для авиации рейха американские компании поставили тысячи авиадвигателй и, главное, лицензии на их производство. Например, двигатели BMW «Хорнет», которыми был оснащён самый массовый транспортный самолёт Германии «Юнкерс-52», производились по лицензии американской компании Prat & Whitney.

General Motors в Германии принадлежал Opel. На заводах этой компании штамповалась бронетехника рейха, а также почти 50% силовых агрегатов бомбардировщиков Junkers-88. В 1943 году немецкий филиал General Motors разработал и стал выпускать моторы для Messerschmitt-262 – первого реактивного истребителя люфтваффе.

Компания IBM за время Второй мировой сумела утроить свой капитал. Значительная его часть была получена за счет сотрудничества с Гитлером. Поставляемые через немецкий филиал счетные машины позволили нацистам в сжатые сроки провести перепись населения оккупированных стран и определить количество лиц, подлежащих аресту (оборудование помогало методом перекрестного анализа выявлять даже тех евреев, которые уже несколько поколений тщательно скрывали свое происхождение). Своими счетными машинами, запчастями к ним и специальной бумагой IBM снабжала многие ведомства рейха, в том числе – концлагеря.

Разумеется, на словах правительство США противодействовало сговору американских же корпораций с нацистами. Например, в ходе войны был принят закон «Trading with the enemy act», предусматривавший суровые карательные меры за подобное сотрудничество. Но на деле многочисленные лоббисты, засланные толстосумами во все эшелоны власти, помогали тем обходить любые препоны.

Американский юрист Джеймс Мартин, выступивший среди прочих против практики экономического сотрудничества с врагом, в своей книге «Братство бизнеса» писал: «В Германии нам мешали не немецкие, а американские бизнесмены. Те, кто нам мешал, действовали из Соединенных Штатов, но действовали не открыто. Нам мешал не какой-нибудь закон, утвержденный конгрессом, не приказ президента США, не решение президента или кого-либо из членов кабинета об изменении политического курса. Короче говоря, формально мешало нам не «правительство». Но мешавшая нам сила, как это совершенно ясно, держала в своих руках те рычаги, при помощи которых обычно действуют правительства. Перед лицом растущей экономической мощи правительства относительно бессильны, и это, конечно, не ».

Даже после того, как Германия объявила войну США, ряд крупнейших американских компаний при полном попустительстве Белого Дома продолжал сотрудничать с Гитлером!

Нефтяная корпорация Standard Oil of New Jersey (Exxon) поставила нацистам бензина и смазочных материалов на 20 миллионов долларов. До самой высадки американских войск во Франции танкерный флот «нейтральной» Испании работал почти исключительно на нужды вермахта, снабжая его американским «чёрным золотом», формально предназначенным для Мадрида. Даже в первые месяцы 1944 года Германия реэкспортировала из Испании 48 тысяч тонн нефти ежемесячно.

То же происходило и с другим стратегическим сырьем – каучуком. В то время, когда Штаты оказались неспособны снабжать свою собственную армию сырьем, в частности, синтетическим каучуком, Standard Oil заключила сделку с гитлеровской Германией, согласно которой компания обязалась осуществлять регулярные поставки сырья, топлива и каучука за океан – в Германию, Италию и Австрию. В итоге, американская армия осталась ни с чем – поставки необходимого сырья были расписаны кланом Рокфеллеров на 8 лет вперед. Когда США вступили во вторую мировую войну, американское правительство было вынуждено договариваться с подставной английской конторой, продававшей каучук и другие необходимые ресурсы, купленные у германских концернов, которые в свою очередь отоваривались у Рокфеллера. Таким образом, когда американцы через третьих лиц приобретали свое же сырье, Standard Oil получала сверхдоходы и с той и с другой стороны.

В 1942 году в США грянул небольшой скандал: Standard Oil намеренно сократила поставки метанола для армии США. Метанол использовался для производства смазочных материалов на основе природного газа (необходимых авиации при полетах на больших высотах), уксусной кислоты (компонент взрывчатки) и синтетического каучука. Наконец, в 1943 году Рокфеллерами в оккупированную Францию было продано 25 тысяч тонн сульфата аммония (компонент взрывчатки) и 10 тысяч тонн хлопка, несмотря на то, что нехватка этих товаров остро ощущалась в Соединенных Штатах.

А еще к немцам из-за океана шёл синтетический каучук и, конечно, множество запчастей для авиационной и автомобильной промышленности, для танков. Особую ценность представляли 1100 тонн вольфрама, полученные в ходе войны Германией от США. Как известно, вольфрам был ключевым компонентом в производстве противотанковых снарядов и электронной промышленности.

Темная была связана с концерном SKF – крупнейшим в мире производителем шарикоподшипников. В то время как гигантские партии подшипников (более 600 тысяч ежегодно) отправлялись через Южную Америку нацистским клиентам, Curtiss-Wright aviation corporation, производившая двигатели для американских ВВС, долгое время вообще не получала от SKF заветных стальных шариков. Prat & Whitney – еще один производитель авиадвигателей - из-за срывов поставок подшипников от SKF также был вынужден сократить объемы производства. Из-за изношенных деталей самолеты терпели аварии, гибли люди, часть новых машин вообще не могла подняться в воздух, но SKF интересовала лишь прибыль, а немцы платили больше.

Когда 14 октября 1943 года командующий армейской авиацией США генерал Генри Арнольд отдал приказ совершить воздушный налет на шарикоподшипниковый завод SKF в немецком Швайнфурте, противник каким-то образом прознал об операции и сумел подготовить оборону, сбив в результате 60 американских самолетов. 19 октября Арнольд без обиняков заявил лондонской News Chronicle: «Они бы не смогли организовать оборону, если бы не были предупреждены заранее». Кто предупредил немецкий филиал, думаю, объяснять излишне.

Помогли американские корпорации Рейху и с военными разработками. В разгар войны специалисты контролируемой Морганами многонациональной телефонной корпорации США «Интернешнл Телефон Телеграф» рука об руку работали с немецкими коллегами на территории Швейцарии, имея отличную крышу со стороны германских спецслужб. Одним из акционеров ИТТ был начальник политической разведки Службы безопасности Вальтер Шелленберг. А глава ИТТ полковник Состенес Бен, в разгар войны оказывал нацистам помощь в совершенствовании управляемых авиабомб. С помощью таких бомб немцы варварски разрушали Лондон, потопили и повредили множество судов, среди которых по иронии судьбы оказались и американские, например американский крейсер «Саванна».

Когда на Нюрнбергском процессе судили президента «Рейхсбанка» и гитлеровского министра экономики Ялмара Шахта, он припомнил о связях «Опеля» с «Дженерал моторе» и предложил посадить на скамью подсудимых капитанов американского бизнеса. Разумеется, предложение не было принято.

Экология жизни. Познавательно: З1 июля 1948 года, американский военный трибунал признал концерн «Фридрих Крупп» виновным в использовании рабского труда и разграблении промышленных предприятий других стран. Его глава Альфрид Феликс Альвин Крупп фон Болен унд Гальбах приговорен к 12 годам тюрьмы с конфискацией имущества за сотрудничество с нацистами. С фашистами сотрудничал не один «Krupp» - у них были и другие хорошо оплачиваемые помощники (к сожалению, не все понесшие заслуженное наказание).

З1 июля 1948 года, американский военный трибунал признал концерн «Фридрих Крупп» виновным в использовании рабского труда и разграблении промышленных предприятий других стран. Его глава Альфрид Феликс Альвин Крупп фон Болен унд Гальбах приговорен к 12 годам тюрьмы с конфискацией имущества за сотрудничество с нацистами. С фашистами сотрудничал не один «Krupp» - у них были и другие хорошо оплачиваемые помощники (к сожалению, не все понесшие заслуженное наказание).

Для людей интересующихся этой темой уже не секрет,что настоящая история Второй Мировой невозможна без освещения того, что А. Гитлера смачно спонсировали международные корпорации. Через нити банковских и промышленных корпораций западной Европы и США фашистская Германия получала огромный суммы денег на развертывание своей деятельности. Цивилизованная Европа и Америка сейчас старательно вычеркивает из истории второй мировой войны эти позорные факты своего сотрудничества с самым кровавым и бесчеловечным режимом двадцатого века, но именно их «цивилизованность» обязана ему.

У многих на устах свои знания о тех корпорациях, сотрудничавших с нацистами. Однако, это были не единственные компании, которые действовали в тайном сговоре с нацистами – другие глобальные хозяйствующие субъекты, которых сегодня по-прежнему можно узнать, тоже продавали свои души дьяволу разными способами – и вы можете быть удивлены при виде некоторых имён, перечисленных ниже.

Итак, какие известные мировые гиганты уличены в тесных связях с гитлеровской Германией?

«Krupp»

Существующий почти полтора века концерн начинал с производства бесшовных железнодорожных колес (об этом указывала и его эмблема: три переплетенных между собою кольца). Уже в Первую мировую войну позиция «Krupp» была проста: заработать сколько возможно на войне и фирма весь свой потенциал направила на обслуживание нужд армии – пушки, боеприпасы, новые виды вооружения.

Ничем не изменилась концепция концерна с приходом к власти фашистов, на тот момент мирно выпускающего сельскохозяйственную технику, но благоразумно имея еще со времен Первой мировой пару артиллерийских заводов, перевезенных в Швецию, с полным штатом конструкторов и других ценных кадров. «Krupp» становится главным исполнителем военных заказов гитлеровской Германии, резво изготовляя танки, самоходные артиллерийские установки, пехотные грузовики, разведывательные автомобили.

Хотя по решению Ялтинской и Постдамской конференции концерн подлежал полному уничтожению, он как птица-феникс вновь возродился - уже в 1951 году Круппа выпустили на свободу и вернули ему все состояние. Альфрид Крупп принял руководство компанией и добился отмены постановления о ликвидации концерна. Через два десятка лет штат фирмы достиг 100 тысяч сторудников!

В 1999 году «Krupp» объединился со вторым немецким гигантом «Thyssen AG» и сейчас их детище «ThyssenKrupp AG» - ведущий производитель стали в мире. И кто теперь вспоминает о запачканных сотрудничеством с гитлеровцами страницах истории концерна?

Ikea

Среди богатейших предпринимателей мира есть люди, посвятившие юность и молодость членству в националистических партиях. В 1994 году из писем шведского фашистского активиста Пера Эндала стало известно, что легендарный основатель Ikea Ингвар Кампрад был членом про-нацистской организации с 1942 по 1945 год. Он собирал пожертвования для партии и даже после выхода из нее продал общение с бывшими коллегами. Ингвар Кампрад позже подтвердил достоверность этой информации и сообщил, что горько сожалеет об этом эпизоде своей биографии. В письме к сотрудникам Ikea он извинился перед евреями.

Metro

Основатель Metro Group (сеть магазинов Metro cash & carry) Отто Байсхайм служил в элитном подразделении войск СС, «Лейбштандарт Адольф Гитлер», которое находилось под личным покровительством Адольфа Гитлера. Члены Лейбштандарта служили личными охранниками высших чинов Третьего Рейха. Байсхайма считают одним из самых закрытых бизнесменов.

«Насколько я знаю, некоторые корпорации выплачивают компенсации жертвам фашизма. Нюрнбергский процесс состоялся, преступники осуждены. Не знаю, нужен ли «трибунал» для корпораций, которые пособничали фашизму, но такие факты, безусловно, должны придаваться огласке», – считает Ольга Абраменко, директор Санкт-петербургской благотворительной историко-просветительской правозащитной общественной организации «Мемориал». По ее словам, потребители имеют полное право игнорировать продукцию таких компаний.

За пособничество фашизму осужден бизнесмен Хуго Фердинанд Босс, основатель известной дизайнерской марки, накануне войны владевший небольшой мастерской по пошиву спецодежды. Предприятие находилось на грани краха, и тогда предприимчивый Хуго вступил в НСДАП, чтобы иметь возможность получать военные заказы. К 1939 году компания стала основным поставщиком военной формы для Вермахта. Не чурался Босс и использовать подневольный труд военнопленных. Хуго Босс был признан пособником нацизма, приговорен к штрафу в 80 тысяч дойчмарок и до конца жизни лишен избирательного права.

Adidas и Puma

Братья Адольф и Рудольф Дасслеры, основатели марок Adidas и Puma, были убежденными сторонниками нацизма, членами НСДАП, Рудольф даже уходил на фронт.

Упреки в прошлом периодически настигают основателя L’Oreal Южена Шуллера. СМИ уверяли, что он помогал организации нацистского толка La Cagoule.

Chase Bank

Если подумать, сговор Chase Bank (теперь J.P. Morgan Chase) с нацистами не настолько уж и удивителен. Один из основных держателей его акций, Дж. Д. Рокфеллер, напрямую финансировал довоенные евгенические эксперименты нацистов. Между 1936 и 1941 годами, Chase и другие банки США помогли немцам получить свыше 20 миллионов в долларовом выражении, заработав при этом более 1,2 миллиона долларов комиссионных – из которых Chase положил в карман круглые полмиллиона.

По тем временам это были немалые деньги. Тот факт, что немецкие марки, направленные на финансирование операции, имели своим источником евреев, бежавших из нацистской Германии, по-видимому, не смущал Chase – по сути, банк поправил свои дела после Хрустальной ночи (ночь в 1938 году, во время которой евреи по всей нацистской Германии и Австрии подверглись целенаправленным погромам). Chase также заморозил счета французских евреев в оккупированной Франции до того, как нацисты вообще задумались его об этом попросить.

Стоит добавить что в деле с нацистами были задействованы на самом деле более широкий круг банков. Но те кто засветился (Chase) были лишь «выхлопной трубой».

Ford

Генри Форд получает одну из высших наград нацисткой Германии - Железного Орла - из рук высокопоставленных чиновников, 1938 год.

Генри Форд был сам по себе скандально известным антисемитом, издававшим подборку статей под чарующим названием «Международное еврейство. Исходная мировая проблема». Форд даже спонсировал свою собственную газету, которую он использовал как элемент пропаганды, обвиняя евреев в Первой мировой войне, а в 1938 году получил Орден заслуг германского орла, высший знак отличия нацистской Германии, которым награждались иностранные граждане.

Немецкое управление Ford выпустило треть военных грузовиков для нужд немецкой армии во время войны, с широким привлечением труда заключённых. Что шокирует даже ещё больше – возможно, подневольная рабочая сила использовалась на производстве Ford ещё в 1940 году, – когда американское подразделение компании ещё сохраняло над ним полный контроль.

Random House

Вы могли и не слышать о Bertelsmann A.G., но вы услышите о книгах, издаваемых многими её дочерними компаниями, включая Random House, Bantam Books и Doubleday. Во время нахождения у власти нацистов Bertelsmann публиковала нацистскую пропагандистскую литературу, как например, «Стерилизация и эфтаназия – вклад в прикладную христианскую этику».

Она даже обнародовала работы Вилли Веспера, который выступал с восторженной речью при сожжении книг в 1933 году. В 1997 году Random House оказалась в центре очередной дискуссии о нацизме, когда прибавила «личность, фанатично преданная определённой деятельности, практике и т.п. или стремлению ими овладеть» к определению «наци» в словаре Вебстера, что побудило Антидиффамационную лигу сделать заявление, согласно которому издательство «преуменьшает и отрицает кровожадный умысел и действия нацистского режима».

Kodak

Когда думаешь о Kodak, перед глазами сразу встают идиллические семейные фотографии и пойманные на плёнку воспоминания, но что вы должны иметь в виду на самом деле – это принудительный труд, который применялся в немецком филиале фирмы во время Второй мировой войны.

Дочерние компании Kodak в нейтральных европейских странах вели оживлённый бизнес с нацистами, предоставляя им как рынок для их товаров, так и ценную иностранную валюту. Португальское подразделение даже перечисляло свою прибыль подразделению в Гааге, которая находилась в то время под нацистской оккупацией. Более того, эта компания занималась не одним только изготовлением фотокамер – она освоила производство взрывателей, детонаторов и другой продукции военного назначения для немцев.

Coca-Cola

Фанта – ароматный напиток со вкусом апельсина, который изначально замышлялся для нацистов. Совершенно правильно, импорт ингредиентов для колы, дающей бренду своё имя, был затруднён, поэтому управляющий подразделением Coca-Cola в Германии Макс Кайт выдумал новый напиток, который можно было производить из доступных компонентов.

В 1941 году Фанта дебютировала на немецком рынке. Мак Кайт сам нацистом не был, но его усилия по поддержанию бесперебойной работы подразделения Coca-Cola на протяжении всей войны означали, что компания разжилась изрядными прибылями и с окончанием войны могла вернуться к распространению кока-колы среди дислоцировавшихся в Европе американских солдат.

Allianz

Руководители новой экономики. Слева направо Дарре, Вальтер Функ (глава Комиссии экономической политики), Курт Шмитт (министр экономики) и Готфрид Федер (статс-секретарь Министерства экономики)

Allianz считается двенадцатой по величине компанией в мире, занимающейся оказанием финансовых услуг. Неудивительно, что, будучи основанной в 1890 году в Германии, она была в ней крупнейшим страховщиком, когда к власти пришли нацисты. Как таковая, она быстро оказалась повязанной делами с нацистским режимом. Её руководитель Курт Шмит был также министром экономики у Гитлера, а компания осуществляла страхование объектов и персонала Аушвица.

Её генеральный директор отвечает за практику выплаты страховой компенсации уничтоженной в результате Хрустальной ночи еврейской собственности нацистскому государству вместо правомочных выгодоприобретателей. К тому же компания тесно сотрудничала с нацистским государством при отслеживании полисов страхования жизни немецких евреев, отправленных в лагеря смерти, а во время войны страховала в пользу нацистов имущество, отобранное у того же самого еврейского населения.

Novartis

Хотя Bayer и является печально известной благодаря тому, что начинала свой путь в качестве подразделения производителя газа Циклон Б, использовавшегося нацистами в газовых камерах, она не единственная фармацевтическая компания со скелетами в шкафу. Швейцарские химические компании Ciba и Sandoz в результате слияния образовали Novartis, прославившуюся прежде всего своим лекарством риталин (скандально известный психостимулятор, широко используемый в США для лечения детской гиперактивности; прим. mixednews).

В 1933 году берлинское отделение Ciba прекратило полномочия всех членов своего совета директоров еврейской национальности и заменило их более «приемлемыми» арийскими кадрами; тем временем Sandoz была занята аналогичной деятельностью в отношении своего председателя. Во время войны компании производили для нацистов красители, лекарственные средства и химические вещества. Novartis откровенно призналась в своей вине и пыталась её загладить характерным для других фирм-подельников способом – пожертвовав 15 миллионов долларов швейцарскому фонду компенсаций жертвам нацизма.

Nestle

В 2000 году Nestle в связи с использованием ею в своё время рабского труда выплатила в соответствующий фонд более 14,5 миллионов долларов для урегулирования требований пострадавших от её действий и переживших Холокост лиц, а также еврейских организаций.

Фирма сделала признание, что в 1947 году она приобрела компанию, которая в годы войны пользовалась принудительной рабочей силой, а также констатировала: «нет сомнений, либо можно предположить, что некоторые корпорации из группы Nestle, действовавшие в странах, контролировавшихся национал-социалистическим (нацистским) режимом, эксплуатировали подневольных чернорабочих». Nestle в 1939 году в Швейцарии оказывала денежную помощь нацисткой партии, выиграв в результате прибыльный контракт на поставки шоколада для потребностей всей немецкой армии во время Второй мировой войны.

BMW

BMW созналась в использовании во время войны 30 тысяч подневольных неквалифицированных работников. Эти военнопленные, подневольные рабочие и заключённые концентрационных лагерей производили двигатели для люфтваффе и таким образом были принуждены помогать режиму в защите себя от тех, кто пытался их же спасти. В военное время BMW сконцентрировалась исключительно на производстве самолётов и мотоциклов, не претендуя на что-либо иное, кроме как быть поставщиком военных машин для нацистов.

Maggi

Компания Maggi создана в 1872 году в Швейцарии Юлиусом Магги. Предприниматель был первым, кто появился на рынке с готовыми супами. В 1897 году Юлиус Магги основал компанию Maggi GmbH в немецком городе Зинген, где она по-прежнему базируется сегодня. Приход к власти нацистов почти никак не сказался на бизнесе. В 1930-х годах компания стала поставщиком полуфабрикатов для немецких войск.

Учитывая, что никто из менеджмента организации не был замечен в особо активной политической жизни, бренд сохранил себя и продолжает радовать. На этот раз также и жителей экс-СССР.

Nivea

История торговой марки Nivea берет свое начало в 1890 г., когда один бизнесмен, которого звали Оскар Тропловитц, выкупил компанию «Beiersdorf» у её основателя.

В 1930-е годы бренд позиционировал себя как товар для активной жизни и спорта. Основными товарами были защитные крема и бритвенные средства. Во время Второй мировой войны за рекламную часть бренда отвечала Элли Хейс Кнапп, которая стала первой леди при Теодоре Хейсе. По ее словам, в своих рекламных кампаниях она старалась обойти стороной милитаристскую составляющую, делая упор на отображении активной жизни в мирных обстоятельствах. Впрочем, спортивные улыбающиеся девушки с плакатов Nivea могли вдохновлять бойцов Вермахта не меньше, а то и лучше, чем усатое лицо Гитлера с плакатов NSDAP.

Примечательно, что во время войны несколько стран, воюющих с Германией, присваивали себе права на торговую марку. Процесс скупки компанией «Beiersdorf» прав завершился только в 1997 году.

General Electric

В 1946 году правительство США наложило на General Electric штраф в связи с её недостойным поведением в военное время. Совместно с Krupp, немецкой промышленной компанией, General Electric умышленно завысила цены на карбид вольфрама, который является жизненно важным материалом для механической обработки металлов, необходимой для нужд фронта.

Однако, будучи оштрафованной в общей сложности на каких-то 36 тысяч долларов, General Electric только сама сделала на этом мошенничестве приблизительно полтора миллиона долларов, препятствуя тем самым мобилизации и повышая цену победы над нацизмом. GE, к тому же, до того, как разразилась война, купила долю в Siemens, чем сделала себя соучастницей в использовании рабского труда для строительства тех самых газовых камер, где нашли свой конец многие заболевшие рабочие.

Hugo Boss

Хьюго основал свою компанию в 1923 году, когда Германия пребывала в состоянии экономического коллапса. В 1931 году вступил в нацистскую партию. Получил заказ на изготовление мундиров для вооружённых сил Германии, штурмовиков, эсэсовцев и молодёжной организации Hitler-Jugend.

Форма СС и Вермахта, разработанная Хуго, стала лучшей за всю историю военной формы. Она без слов объясняла превосходство Германии. Это была одежда армии будущего. Где бы не появлялись немецкие солдаты, от заснеженных берегов Норвегии до африканских пустынь, на них смотрели как на покорителей мира.

После Второй мировой войны Хуго Босс признан пособником Гитлера, а его предприятию пришлось уплатить штраф 80 000 марок. Умер в 1948 году, а фабрикой стали руководить его дети и внуки.

Надо ли говорить, что помимо крупных мировых фирм, большинство известных немецких компаний (Siemens, Volkswagen, и др.) активно сотрудничали с нацистами, получая выгодные контракты и бесплатную рабочую силу, состоящую из узников концлагерей, гетто, военнопленных и подневольно вывезенных с оккупированных фашистами территорий. Несчастные люди, содержавшиеся хуже скота тяжело, часто до смерти работали на заводах бессовестных компаний, стремящимися обогатиться любой ценой. опубликовано

1 сентября 1939 года началась Вторая Мировая война – война, унесшая жизни десятков миллионов людей, война, так или иначе затронувшая подавляющее большинство населения планеты. Почти семь лет Третий Рейх, как дьявольский отлаженный механизм, терзал человечество – захватывал, грабил, уничтожал. Почти семь лет многомиллионная армия Германии исправно снабжалась техникой, амуницией, продовольствием. Кто же взрастил этого мирового монстра и обеспечил его функционирование? Вспомним антигероев – промышленные корпорации, сотрудничавшие с Третьим Рейхом и наживавшиеся на войне.


Сталелитейные заводы Круппа

Корпорация «Krupp» традиционно извлекала максимальную прибыль на обслуживании нужд армии. Во время Второй Мировой войны «Krupp» стала основным исполнителем военных заказов гитлеровской армии, производя артиллерийские орудия, танки, САУ (самоходные артиллерийские установки), грузовики и прочую военную технику.

В 1940 году Гитлер лично наградил главу оружейной корпорации Густава Круппа орденом Орла Германской империи с надписью «фюреру экономики Германии».

По итогам Ялтинской и Постдамской конференции корпорация подлежала уничтожению, а глава концерна (на тот момент Альфрид Крупп) был приговорен к 12 годам тюрьмы с конфискацией имущества. Однако уже в начале пятидесятых Круппу вернули и свободу, и конфискованное имущество. В 70-х годах штат концерна достиг 100 тысяч человек. В настоящее время «Krupp», объединившись с немецким гигантом «Thyssen AG», является крупнейшим производителем стали в мире.

Hugo Boss

Вряд ли кто-то задумывается об истории компании, брызгая на себя духи Hugo Boss. А ведь именно Хуго разрабатывал форму для Вермахта и СС. Именно эта фирма производила форму для вооружённых сил Германии, штурмовиков, эсэсовцев и молодёжной организации Hitler-Jugend. К труду на фабриках компании привлекались военнопленные и рабы из Восточной Европы. После войны Хуго Босс был признан пособником Гитлера (оставшись на свободе), а с его предприятия взыскали штраф в 80 тысяч марок. До конца 20 века корпорацией владели потомки Хуго.

Крупнейшая химическая и фармацевтическая компания известна изобретением аспирина и героина. В годы Второй Мировой, в составе конгломерата немецких предприятий IG Farben, производила (в том числе) смесь, которой травили узников концлагерей в газовых камерах, - «Циклон Б». Широко применяла в производстве труд военнопленных и рабов из Восточной Европы. На заключенных из концлагерей производили опыты по использованию новых препаратов, зачастую со смертельным исходом.

Глава компании Фриц тер Меер был приговорен Нюрнбергским трибуналом к 7 годам тюрьмы и… стал главой наблюдательного совета Bayer в 1956 году.

BMW (Баварские моторные заводы)

В годы войны концерн производил авиационные двигатели для немецкой авиации (люфтваффе) и военное оборудование. Эта компания разработала и выпустила первый реактивный авиационный двигатель. На заводах компании широко использовался труд подневольных неквалифицированных работников – там работало 30 тысяч военнопленных, пригнанных рабов и узников концлагерей.