Новейший российский атомный ледокол лидер. «Весь ледокол оказался новым

Кирилл Клейменов

О том, какой собираются построить в России сверхмощный атомный ледокол. Называться будет - «Лидер». Детали проекта Владимиру Путину сегодня доложил глава «Росатома» Алексей Лихачев.

Почему это важно: кроме России, атомных ледоколов нет больше ни у одной страны. Так сложилось исторически. Самый короткий путь на Дальний Восток - наш путь, Северный морской. Первый советский атомный ледокол «Ленин» был спущен на воду 59 лет назад. Это тоже история. А какова современность? Ледоколы с одним реактором, «Таймыр» и «Вайгач». Один проект, финская постройка, при температуре до минус 50 ломает лед толщиной почти два метра. По два реактора у ледоколов «Ямал» и «50 лет Победы», он на сегодняшний день крупнейший в мире. Минувшим летом корабль около полутора тысяч миль через толщу льдов и прибыл на Северный полюс.

В следующем году флот получит первый из трех новых ледоколов. Называется «Арктика», два остальных «Сибирь» и «Урал». Они смогут ходить и по Северному морскому пути, и по устьям полярных рек. Их строят на Балтийском заводе.

В минувшем году во время «Прямой линии» Владимир Путин пообещал Балтийскому заводу, где строят эти корабли, новые заказы. Сначала аналогичные «Арктике». И в планах совершенно другого класса ледокол, еще мощнее. Но и задачи перед Россией стоят более серьезные. Закрепиться в Арктическом регионе. Под морским дном скрыты гигантские природные ресурсы. Их освоение - отдельная работа. А вот вывезти все добытые богатства дешевле всего по воде. Тут и пригодятся новейшие ледоколы, чтобы прокладывать путь кораблям в любую погоду и при любой обстановке на море.

Ледоколы - важное, но, конечно, не единственное направление работы «Росатома».

Так в конце сентября 2017 года на воду спускали второй из ледоколов проекта 22220 - «Сибирь». Очередь третьего - «Урала» - в этом году. Столь масштабного пополнения в ледокольном флоте нашей страны не было уже несколько десятилетий. Но и это лишь начало. Для освоения Арктики требуется еще больше кораблей. Именно с этой темы президент и начал встречу с главой «Росатома».

«Алексей Евгеньевич, хотел бы с Вами поговорить об инвестпрограмме компании, а начать прошу с планов строительства атомного ледокольного флота», - обратился президент к главе «Росатома».

«Нам необходимо обеспечить перевозку, начиная с 2030 года, не менее 70 миллионов тонн в год на восточном направлении на растущие рынки Юго-Восточной Азии. Это требует от нас добавления к трем уже строящимся универсальным ледоколам мощностью 60 Мегаватт на Балтийском заводе еще двух универсалов и принятия на рубеже 2018–2019 годов решения о строительстве ледокола нового поколения», - сообщил Алексей Лихачев.

«Лидер», - уточнил глава государства.

«Ледокола «Лидер» мощностью 120 Мегаватт, кратно превышающей действующий. Объем инвестиций нарастает, за последние шесть лет он вырос примерно на 20%, при этом собственно доля бюджетных инвестиций упала с 40% до 24%», - рассказал глава «Росатома».

«Лидер» - это даже не название корабля, а целого проекта. Задача - обеспечить круглогодичное судоходство по Северному морскому пути. Он в несколько раз короче, чем традиционные существующие маршруты из Азии в Европу и обратно через Суэцкий канал. Скорость и удобство, за которые уже сегодня готовы платить крупнейшие мировые транспортные компании. Вообще, как отметил в беседе с Владимиром Путиным Алексей Лихачев, уникальные отечественные технологии использования мирного атома сегодня стали одной из самых доходных статей российского бюджета.

Строительство энергоблоков Тяньваньской АЭС в Китае, Куданкулам в Индии, Руппур в Бангладеш, Аккую в Турции, Бушер в Иране, Островецкой станции в Белоруссии, Ханхикиви в Финляндии, Пакш в Венгрии, Эд-Дабаа в Египте - это лишь те проекты, о которых договорились в последние годы. А еще заказы по обслуживанию уже действующих станций. Контракты общей стоимостью четверть триллиона долларов.

«Все эти наработки, Владимир Владимирович, в нашей энергетической, что ли, атомной повестке дня позволяют нам сохранять международное лидерство. Мы строим сегодня за рубежом больше блоков, чем все остальные страны вместе взятые», - сказал Алексей Лихачев.

Преимущество российских атомщиков - технологии, которых ни у кого больше в мире нет. Например, так называемые «быстрые реакторы», способные работать не только на дефицитном уране-235, которого в природе меньше 1%, но и на уране-238, запасы которого пока кажутся неисчерпаемыми. Для таких энергоустановок годится даже отработанное ядерное топливо. Образно говоря, это печки, способные сжигать не дрова и уголь, а золу.

«В быстрых реакторах мы кратно снижаем риск инцидентов, повышаем уровень безопасности. Очень важный момент - вовлекая многократно в топливный цикл наше сырье, мы уже существующую сырьевую базу, грубо говоря, делаем бесконечной, то есть практически на тысячи лет нам будет достаточно уже сделанных наработок добытого урана», - рассказал глава «Росатома».

Почти безотходное использование ядерного топлива сводит экологические риски практически к нулю. В России такие энергоблоки уже действуют на Белоярской АЭС в Свердловской области. Кроме того, только за минувший год в нашей стране запущены два новых реактора, которые соответствуют высочайшим требованиям безопасности, принятым после катастрофы в японской Фукусиме. Один на Ленинградской АЭС, другой на Ново-Воронежской.

«Именно наличие этого блока нам позволило установить рекорд в прошлом году по выработке электроэнергии: мы превысили отметку в 200 миллиардов киловатт-часов - 203 было выработано. Вообще, советский рекорд с учетом тогдашних Украины, Армении, Литвы был 212. Мы будем к нему двигаться, в общем, достаточно быстрыми темпами», - заверил Алексей Лихачев.

С выгодой в «Росатоме» научились использовать и другие собственные разработки. Так, на основе компьютеров, с помощью которых как раз и рассчитывают течение ядерных реакций, уже выпускаются «суперЭВМ», способные производить до 50 триллионов операций в секунду. В такой технике сегодня нуждаются крупные отечественные компании и оборонные предприятия.


Интересная новость про сверхледокол пр. 10510 "Лидер":

[...] Уникальный атомный ледокол проекта 10510 «Лидер» в случае необходимости может стать боевым кораблем. На него можно будет установить контейнеры с противолодочным, ракетным или артиллерийским вооружением. Благодаря этому атомоход сможет не только круглый год проводить суда по Северному морскому пути из Юго-Восточной Азии в Европу, но и вести боевые действия в арктическом регионе. По мнению экспертов, главной задачей вооруженных ледоколов станут проводка и прикрытие конвоев.

Как рассказали в главкомате Военно-морского флота, атомоход «Лидер» создают как гражданское судно. Проект размещения на нем систем вооружения проходит стадию технической экспертизы и рассматривается как вспомогательный. Установка боевых модулей возможна только в особый период. На это время планируют, что судно можно привлекать для усиления корабельной группировки Северного флота, в зону ответственности которого входит вся трасса Северного морского пути, а также арктическое побережье России. В кормовой части ледокола возможно размещать специальные контейнеры с противолодочным, ракетным, артиллерийским, а также радиотехническим или водолазным оборудованием, - сообщает сайт Госкомиссии по развитию Арктики.

По словам главного конструктора ракеты Х-35 корпорации «Тактическое ракетное вооружение» Николая Васильева, в Военно-морском флоте принята новая концепция «открытой кормы». Согласно ей, создают не узкоспециализированные для решения конкретных задач боевые единицы, а платформы. На них есть навигационное оборудование для выполнения задач судоходства, в кормовой части - свободный отсек, где можно разместить несколько легкосъемных боевых модулей. При таком подходе можно создавать корабли-носители, не привязывая их к решению конкретной боевой задачи, и устанавливать боевой модуль в зависимости от обстановки.


Новость коррелируется с мнением, которое я слышал на Балтзаводе этой весной.
Примерно так говорили, с одним знакомым товарищем оттуда:
- Скажи, а вот говорят про сверхледокол, который в проекте. Который чуть не вдвое больше новой "Арктики". Вы будете строить, если что? Или кто-то ещё?
- Да, вероятнее всего. Это больше наши компетенции. Правда, Северодвинск за него тоже будет конкурировать.
- А сможете?
- Технически? Конечно. А почему нет? Наработки есть, стапельная ёмкость позволяет.
- Но это очень дорого. Вот интересно, реалистичен этот проект в принципе или нет?
- Вообще-то да, недешевый проект. Но я думаю, если военный флот впишется в какой-то форме, хотя бы двойного назначения - проект пойдёт. А так - наверное останется в чертежах. Достроим "Арктики", а потом что-то поменьше ещё.

(и кстати, космические станции тоже строили в своё время двойного назначения, и технологии двигала оборонка)

Какие требования выдвинул заказчик к техническим характеристикам «Арктики»?
Основное требование - чтобы ледокол со скоростью не менее двух узлов проходил льды толщиной 2,8 метра. Это гарантирует, что судно сможет круглогодично эксплуатироваться на глубоководных трассах СМП, в частности - в Карском море, где сложная ледовая обстановка. Прежде ледоколы не могли проходить льды толще 2,1 метра.
А вот мощность «Арктики» по сравнению с предшественниками мы увеличили всего на 10 МВт - до 60 МВт.

За счет чего удалось увеличить ледопроходимость?
За счет отработки обвода корпуса. Изначально было два варианта теоретического чертежа. Один - от ЦНИИ Морского флота, второй - от Крыловского центра. Мы испытали оба.

У первого варианта оказались великолепные мореходные качества, но хуже ледопроходимость. У второго ледопроходимость была выше, но он плохо вел себя на чистой воде, сильно качался. Мы разработали компромиссный вариант и провели модельные испытания в специальном ледовом бассейне Крыловского научного центра. Затем выполнили контрольные испытания в ледовом бассейне в Финляндии. В результате получился оптимальный вариант обводов и достигнуты требуемые характеристики по ледовым и мореходным качествам проекта.

Что скажете о балластной системе?
Признаюсь, что наши специалисты были против двухосадочности. Мы возим около восьми тысяч кубов воды, что приводит к дополнительным, достаточно габаритным системам и сложностям при размещении вспомогательного оборудования. На судне появляется затесненность, а это усложняет и строительство, и обслуживание.

Однако с точки зрения повышения экономических показателей эксплуатации ледокола заказчик - «Атомфлот» - оказался прав. На арктических трассах много мелководных участков, особенно в устьях рек. Так, в качестве одного из маршрутов работы для ледокола рассматривался маршрут Мурманск - Дудинка. А там есть мелководные участки, которые ограничивают осадку прохождения. И проводку транспортных судов на этих участках обеспечивали мелкосидящие ледоколы. А двухосадочный ледокол «Арктика» сможет в одиночку обеспечить проводку судов «от двери до двери».

Для того чтобы обеспечить минимальную осадку, уже на стадии технических требований к оборудованию мы оговаривали весовые характеристики и следили за весом каждого изделия. Но решить проблему минимизации весовых характеристик и выйти на заданные ограничения по осадке удалось только благодаря новой реакторной установке РИТМ-200. Сейчас один реакторный блок вместе с защитной оболочкой весит 1,1 тыс. тонн и умещается в отсеке шесть на шесть метров. С прежним реактором, КЛТ-40, весящим около 1,7 тыс. тонн, о двухосадочности речи быть не могло.

Будет ли еще что-то принципиально новое на ледоколе?
Любой главный конструктор старается избежать большого объема головных образцов, то есть новизны. Что-то одно, без чего нельзя обойтись, новое, а все остальное должно быть серийным.

Но мы очень давно не проектировали и не строили атомных гражданских судов, и поэтому на «Арктике» почти все энергетическое оборудование новое и уникальное. Электродвижение новое, турбогенераторная установка новая, реакторная установка новая! Весь ледокол оказался новым! Полигон для испытания оборудования.

А ведь все надо еще увязать между собой и реализовать сложные алгоритмы работы всех систем, создав АСУ ТП. Кстати, тоже построенную на новых принципах и новой элементной базе. Это задача непростая. Поэтому вопросы про новое для меня достаточно болезненны.

На какой стадии находятся работы по созданию ледокола-лидера?
Пройдена первая стадия - выполнен эскизный проект. Определены основные измерения, общие концепции, проверена максимально возможная ледопроходимость. И сейчас объявлен конкурс по программе ФЦП на разработку технического проекта, мы готовим документы.

Ледопроходимость для ледокола-лидера также важна?
Хотя предельная ледопроходимость судна и превышает четыре метра, это не является ключевым показателем. Задача ледокола-лидера - обеспечить в восточной части Арктики движение судов с коммерческой скоростью 10–14 узлов во льду толщиной от двух до двух с половиной метров. Соответственно, скорость ледокола должна быть не меньше.

Для сравнения: скорость новой «Арктики» во льдах такой толщины не превысит шести узлов. Маловато.

Кроме того, ледокол-лидер, ширина которого составит около 46 метров, сможет вести за собой транспортные суда шириной 53 метра. «Арктика» шириной 33 метра на такое не способна.

Как стало известно “Ъ”, Балтийский завод, который Владимир Путин в июне называл флагманом судостроения, упомянув среди его заказов новый сверхмощный атомный ледокол «Лидер», может лишиться этого перспективного проекта. Строить ледокол - в том числе в связи с техническими ограничениями - планируется на «Северной верфи». Территорию же Балтзавода на Васильевском острове в центре Петербурга могут, по крайней мере частично, отдать под жилую застройку. Между тем борьба за «Лидер» дополнительно обостряется, в ней готов принять участие подконтрольный группе «Ак Барс» керченский «Залив». Но пока построить этот ледокол в России не способен никто, верфям-претендентам для этого потребуется серьезная модернизация.


Государственная Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) планирует передать строительство нового атомного ледокола «Лидер» «Северной верфи», сообщили “Ъ” в корпорации. Исходно предполагалось, что судно построит другой актив ОСК - Балтийский завод. В июне в ходе прямой линии Владимира Путина о перспективах загрузки этой верфи президента спросил главный специалист отдела строительства судов Юрий Рыжов. Он пояснил, что портфель заказов есть только до 2021 года, а что дальше - не ясно. Президент в ответ назвал Балтзавод одним из флагманов судостроения, заверив, что на нем будет построен, в частности, сверхмощный (120 МВт по сравнению с 60 МВт строящихся сейчас ЛК-60) «Лидер». В ОСК вчера уточнили, что «Балтийский завод - Судостроение» (БЗС) будет участвовать в программе «компетенциями в части машиностроения и атомного судостроения».

Хотя и «Северная верфь», и Балтзавод входят в ОСК, крупные самостоятельные предприятия корпорации де-факто конкурируют за заказы, а «Лидер» - проект, который может стать основой перспективной загрузки одной или другой верфи. Между тем прямо сейчас к строительству ледокола, видимо, не готов ни один из судостроительных заводов в России. На конференции на ледоколе «50 лет Победы» 20 августа гендиректор БЗС Алексей Кадилов публично признавал, что сегодня «Россия сделать “Лидер” не может», в частности из-за отсутствия на верфях доков подходящих параметров (длина ледокола 209 м, ширина - 47,5 м) и достаточной глубины акваторий, но аргументы выдвигал в основном против строительства на «Северной верфи». По его словам, там нужны серьезные вложения в дноуглубление, около $20 за кубометр. Кроме того, по его словам, у верфи «нет компетенций по строительству подобных судов», корпус ледокола в любом случае будут строить по секциям при помощи БЗС. Источник “Ъ” на одном из предприятий подтвердил, что «у “Северной верфи” глубина гавани 10 м, стапели короткие и узкие», но и у Балтзавода стапель А достаточной длины, но «узковат».

Одним из возможных вариантов для «Лидера» Алексей Кадилов назвал также керченский «Залив» (подконтролен структуре группы «Ак Барс»), где строился атомный лихтеровоз «Севморпуть» (осадка 12 м, у «Лидера» минимальная будет, по предварительным данным, 11,5 м), но там также потребуется дноуглубление. В «Заливе» “Ъ” заверили, что проект «представляет огромный интерес» и у предприятия есть «все необходимые мощности». Более того, верфь уже готовится к возможности получения «Лидера». Там пояснили, что строительство может вестись в сухом доке длиной 360 м и шириной 60 м. «Залив» уже возродил отдел ядерной безопасности, планирует создать участок агрегатирования.

Хотя три ведущих верфи активно борются за «Лидер», перспективы проекта до сих пор не ясны.

Владимир Путин в июне признавал: «По финансированию не все понятно, но я уверен, что мы и это сделаем». В Минэкономики “Ъ” уточнили, что оно внесло в правительство проект госпрограммы развития арктической зоны с пунктом «Развитие судостроительной промышленности» для строительства «Лидера». Объемы финансирования и сроки будут определены, когда Минпромторг предоставит «необходимые обосновывающие документы и материалы». В Минпромторге говорят, что решение о строительстве ледокола «находится в окончательной стадии принятия и соответствующего нормативного оформления», определяются источники финансирования. Источник “Ъ” в отрасли ожидает прояснения ситуации в сентябре-октябре.

Но уже сейчас очевидно, что любому из претендентов на «Лидер» потребуется серьезное обновление мощностей. Модернизацию «Северной верфи» стоимостью около 20 млрд руб. ОСК уже начала (см. «Ъ-СПб» от 2 июня и 9 августа). Реконструкция Балтзавода с учетом строительства сухого дока, по словам Алексея Кадилова, потребует 12,5 млрд руб. Но при этом, по его словам, на одном из совещаний у главы Минпромторга Дениса Мантурова обсуждалась идея продать часть территорий завода под жилую застройку и на эти деньги модернизировать «Северную верфь» и другие предприятия. Но эта земля стоит 500 млн руб., а перенести мощности, в том числе уникальные,- 2,5 млрд руб., подчеркивал господин Кадилов.

Это не первая попытка отдать землю Балтзавода под жилую застройку: более пяти лет назад бизнесмен Сергей Пугачев, контролировавший Балтзавод и «Северную верфь», собирался продать территорию на Васильевском острове, сконцентрировав судостроение на «Северной верфи». Но в 2011 году из-за проблем с банковским бизнесом - «Межпромбанком» - господин Пугачев покинул РФ, и Балтзавод вошел в состав ОСК. Теперь, утверждают источники “Ъ” в судостроении Петербурга, на уровне Минпромторга перспективу продажи земли представили как вариант «оптимизации производства». «Но это 4,9 га земли,- уточняет один из собеседников “Ъ”.- Переносить производство, в том числе гребных винтов, валопроводов и судовых котлов, обойдется дороже стоимости земли под ним».

Впрочем, добавляет другой источник “Ъ” в отрасли, в машиностроении ОСК сейчас делает ставку на Пролетарский завод, винты может сделать северодвинская «Звездочка» в Центре пропульсивных технологий. На предприятии подтвердили, что могут делать винты для ледоколов Балтзавода. «Звездочка» уже выполняла обработку лопастей для нового ледокола «Арктика» (головной ЛК-60). Продукцию литейного участка БЗС может восполнить «ОМЗ-Спецсталь», входящее в ПАО «Объединенные машиностроительные заводы».

Директор департамента инвестиционных услуг Colliers International в Петербурге Анна Сигалова отмечает, что обсуждаемая сегодня территория БЗС может стоить около 1,5–2 млрд руб. На этой земле застройщик может возвести около 90 тыс. кв. м жилья комфорт-класса. На старте продаж цена квадратного метра может составить 100 тыс. руб.

В ОСК не скрывают, что «оптимизация» активов Балтзавода действительно рассматривается. Там пояснили, что «в соответствии с решениями правительства и методическими рекомендациями Росимущества» корпорация провела «всю необходимую работу по определению непрофильных активов», в частности утвержден соответствующий реестр для Балтзавода. «Исходя из необходимости сокращения постоянных затрат и издержек, а также проведения оптимизации площадки БЗС есть вероятность того, что некоторые активы и участки могут быть предложены инвесторам»,- добавили в ОСК. Впрочем, там утверждают, что «речи о закрытии какой-либо части производства не идет и никогда не велось». В Минпромторге “Ъ” сообщили, что министерство не располагает информацией о продаже части Балтзавода, «такая инициатива не обсуждается».

Анастасия Веденеева, Владимир Дзагуто; Герман Костринский, Санкт-Петербург; Вадим Никифоров, Симферополь

АРХАНГЕЛЬСК, 30 марта. /ТАСС/. Ледокол "Лидер" мощностью 120 МВт будет стоить около 70 млрд рублей, сообщил журналистам в кулуарах Международного арктического форума "Арктика - территория диалога" замглавы Минэкономразвития РФ Александр Цыбульский.

"Заложенная стоимость этого ледокола "Лидера" - порядка 70 млрд рублей", - сказал он.

Цыбульский добавил, что "если мы говорим о серьезном развитии Северного морского пути, то нам нужен ледокол, который позволит сделать Северный морской путь круглогодичным..., и ледокол "Лидер" нужен для его полноценного функционирования". Он отметил, что такой ледокол делает более широкую полосу проводки каравана судов, что дает возможность большему количеству судов иного класса проходить по Северному морскому пути.

Дискуссия вокруг необходимости строительства такого ледокола, по его словам, заключается в том, когда его строить. "Нужен ли нам ледокол-лидер сейчас или можно сейчас построить два обычных ледокола, (мощностью) 60 МВт? Вокруг этого коллеги из Минпромторга и ведут сейчас дискуссию", - заметил он.

Сейчас самым большим ледоколом в мире является 60-мегаваттный ледокол, который строит Балтийский завод (входит в Объединенную судостроительную корпорацию, ОСК). Его стоимость составляет порядка 47 млрд рублей.

Глава ОСК Алексей Рахманов накануне заявил, что строительство атомного ледокола ЛК-120 "Лидер" может занять около трех с половиной лет. По его словам, строительство может проходить либо на Балтзаводе (в случае его модернизации), либо на "Северной верфи" с достройкой на Балтзаводе.

По словам замглавы Минпромторга Василия Осьмакова, существуют оценки, что строящиеся сейчас три ледокола лишь частично смогут компенсировать потребности региона. ЦКБ "Айсберг" разработало концептуальный проект ледокола "Лидер" и с осени 2016 года выполняет разработку технического проекта атомного ледокола "Лидер" ЛК-120. Срок окончания технического проектирования - декабрь 2017 года.

По данным Минпромторга, к 2025 году ожидаемый грузопоток в Арктике в связи с вводом в эксплуатацию новых месторождений на полуострове Ямал составляет около 40 млн тонн, при этом коммерческий эффект от использования Северного морского пути при вывозе углеводородов и транзите грузов будет достигнут только при условии проводки транспортных судов со скоростью не менее 10-11 узлов. Планируется, что преодолеваемая ледоколом "Лидер" непрерывным ходом предельная толщина сплошного льда составит 4,3 метра, в коммерчески эффективной скоростью 11-12 узлов - 2 метра.

Три новых атомохода

У трех действующих российских атомоходов к 2020 годам закончатся сроки эксплуатации. Им на смену должны прийти три атомохода: головное судно "Арктика", а также два серийных судна "Сибирь" и "Урал". Все суда строят на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге по заказу Росатомфлота (входит в госкорпорацию "Росатом"). Стоимость этого проекта оценивается в 122 млрд рублей. Головной атомный ледокол "Арктика" проекта 22220 был заложен на Балтийском заводе в ноябре 2013 года. По словам замглавы Минпромторга Василия Осьмакова, головной универсальный атомный ледокол планируется передать заказчику в мае 2019 года, первый серийный - в ноябре 2020 года и второй серийный - в ноябре 2021 года.

Как ранее сообщал ТАСС со ссылкой на материалы Минпромторга РФ к заседанию госкомиссии по Арктике, Росатом может заказать у ОСК еще два универсальных атомных ледокола (УАЛ) проекта 22220. Минпромторг предлагает включить в проект протокольного решения госкомиссии вопрос о продолжении строительства серии УАЛ и размещения заказов на четвертый и пятый ледоколы.

Главное направление развития Северного морского пути связано с обеспечением вывоза минерального сырья и напрямую зависит от реализации инвестиционных проектов по добыче минеральных ресурсов (Варандей, "Ямал СПГ", Диксон, Новый Порт, Дудинка, Норильск - в общей сложности 15 действующих и перспективных проектов, 11 из которых связаны с освоением нефти и газа, 4 - руд и угля). Транзит в ближайшей и среднесрочной перспективе будет дополнительным бонусом, и его роль в грузопотоке Севморпути будет незначительной. В акватории Севморпути действуют восемь линейных ледоколов, четыре из которых атомные ("50 лет Победы", "Ямал", "Таймыр", "Вайгач") остальные - дизель-электрические ("Адмирал Макаров", "Красин", "Капитан Хлебников" и "Капитан Драницын"). Основные проекты развития портовой инфраструктуры Арктического бассейна связаны с освоением нефтегазовых месторождений Ямала - это проекты по строительству морского порта Сабетта и терминала по перевалке нефти с Новопортовского месторождения, а также комплексным развитием Мурманского транспортного узла. Эти проекты уже сейчас являются точками роста для арктических регионов. В 2016 году объем перевозок грузов по Северному морскому пути составил 7,5 млн тонн.