Что нужно для поступления на археолога. Профессия археолог. Кто такой археолог, описание профессии. Чем западные археологи отличаются от наших

Здравствуйте, дорогие читатели! В статье я расскажу, как стать археологом, рассмотрим достоинства профессии и уделим внимания истории возникновения археологии.

Археология – не просто наука, это ключик к прошлому человечества, который открывает дверь в будущее. Неудивительно, что многие люди стремятся получить образование и работать в этой сфере.

Согласитесь, археология – захватывающая и интересная профессия. Правда, не каждому суждено стать истинным археологом. Кроме тайн и романтики, подразумевается титаническая научная работа.

Археология – историческая дисциплина, которая изучает прошлое на основе вещественных источников. Сюда относятся орудия производства и материальные блага, которые созданы с их помощью: постройки, предметы искусства и быта.

Родиной археологии является Древняя Греция. Жители государства первыми начали изучать историю. Что касается России, здесь наука начала распространяться на рубеже 18 и 19 веков.

Поговорим о качествах, которыми обязан обладать человек, решившийся стать археологом.

  1. Терпение, творческий подход и аналитический склад ума . Если решили освоить профессию, следует понимать, что работа будет сопровождаться постоянными командировками, обработкой документации, систематизацией и анализом информации.
  2. Коммуникабельность . Человек, жаждущий стать археологом, обязан отличаться высокой коммуникабельностью. Во время работы придется обмениваться информацией с коллегами, принимать участие в командной работе.
  3. Неприхотливость в быту . Приходится часто ночевать в палатках в далеких от цивилизации местах. Нелишне уметь делать уколы и оказывать первую помощь.
  4. Хорошая память . Память считается верным помощником археолога.

Археолог – прекрасная профессия, позволяющая соприкоснуться с тайнами прошлого. Она предлагает интересные экспедиции, раскопки могильников и городов. Если повезет, совершите большое открытие, которое принесет всемирную известность.

Пошаговый план действий

Археология – специализация, которую получают в университете на последнем курсе исторического факультета.

  1. Чтобы успешно освоить профессию, для начала получите знания в школе по химии, истории, физики, географии.
  2. Обзаведитесь специальными знаниями в сфере антропологии, геологии, истории цивилизаций и культуры.
  3. Получить профессию можно в университете. Однако, готовиться следует со среднего специального образования. Конкретнее говоря, придется поступить в колледж, избрав специальность «История».
  4. После окончания колледжа продолжите обучение в университете. Специальность выбирайте связанную с историей.
  5. В начале обучения станьте членом поискового отряда или исторического клуба. Это позволит принять участие в раскопках и реконструкциях.
  6. Посещайте археологические конференции для студентов и участвуйте в международных добровольческих проектах, которые проводятся Русским географическим сообществом.

На этом статья не заканчивается и впереди ожидает интересная информацию. Если действительно хотите заниматься раскопками, читайте дальше.

Можно ли стать археологом без образования?

В этой части статьи разберемся, как стать археологом без образования и возможно ли это. Рассмотрим подробнее профессию, оценим достоинства и недостатки, социальную значимость.

Получить диплом археолога можно только после окончания исторического факультета. Отыскать работу по специальности могут люди, у которых есть высшее образование. Лишь после университета можно рассчитывать на карьеру в этой области. Речь идет о руководительских должностях и археологическом надзоре. Поэтому без образования стать профессиональным археологом не получится.

Археолог – человек, изучающий быт и культуру древних цивилизаций по останкам жизнедеятельности, которые сохранились до наших дней. Основная работа сводится к раскопкам, во время которых он ищет источники исследования.

Археология напоминает работу детектива. Это творческая профессия, поскольку предусматривает использование абстрактного мышления и воображения. Только так можно воссоздать картину прошлого.

Археологи работают с частицами большой мозаики, и только собрав ее полностью, удается разгадать загадку. В некоторых случаях на это уходят целые годы. Тем не менее, раскрытие тайны археологических памятников этого стоит.

Преимущества археологии

  1. Социальная значимость. Археология – важная наука, раскрывающая тайны древних цивилизаций, изучающая культуру разных эпох.
  2. Нередко во время работы приходится сотрудничать с иными научными отраслями. Благодаря этому упрощается анализ объектов, оптимизируются исследовательские методики.
  3. Вывод – работа археологов востребована в мире, поскольку многие цивилизации и народы еще не изучены полностью.
  4. Работа сводится к поиску памятников старины и прочих исторических объектов. В некоторых случаях они работают в музеях, где следят за сохранностью предметов, знакомят посетителей с экспонатами, проводят экскурсии и организовывают интересные выставки.
  5. Деятельность предусматривает раскопки в разнообразных климатических условиях. По этой причине каждый специалист должен иметь отменную физическую подготовку, завидную выносливость, крепкое здоровье и не страдать от аллергии.
  6. Археологические экспедиции продолжительные. Следовательно, археологу необходимо быть уравновешенным, спокойным и эмоционально подготовленным.

Мы создали общую картину. Как видите, эта профессия одновременно интересная и сложная. Что касается ответа на вопрос, скажу одно – без образования не стать археологом.

Археолог – это историк, изучающий культуру и быт людей, которые жили на планете в древние времена.

  1. Знание истории эпохи, которую исследует. Понадобятся и знания в областях, которые связаны с археологией. Речь идет о палеографии, научной реставрации, исторической хронологии и географии.
  2. Следует изучить дисциплины, у которых с археологией мало общего. Список дисциплин представлен физикой, текстологией, этнографией, статистикой, антропологией и нумизматикой.
  3. Придется освоить навыки топографа и геодезиста. Если намереваетесь работать в горной местности или под водой, обязательно пригодятся навыки погружения и скалолазания.
  4. Стоит подготовиться не только к постоянному туризму и работе с лопаточкой и щеткой. Археологи много времени проводят в лабораториях, изучая находки.

Чтобы стать настоящим археологом, придется изрядно потрудиться. И это неспроста. Основной задачей является создание картины прошлого на основе найденных фрагментов. И точность картины напрямую зависит от уровня знаний специалиста.

Найденный кусочек посуды ни о чем не скажет. Его приходится исследовать в лабораторных условиях, классифицировать, реставрировать. Археологи не фантазируют. Выводы они подтверждают неоспоримыми доказательствами.

Профессия весьма интересная, но требует широких знаний в области истории, глубокого изучения вспомогательных дисциплин, отменной физической подготовки.

Как стать археологом в России? Ответ на вопрос ожидает ниже. Для начала поймите, что работать придется в тяжелых условиях. Прежде чем отправитесь поступать в университет, убедитесь, что нет медицинских противопоказаний.

Список требований к археологу

  1. Здоровье . Убедитесь, что нет заболеваний, которые помешают заниматься профессией. Не должно быть болезней сердца, расстройства слуха, судорог и гипертонии. Огромным препятствием в достижении цели выступают: геморрой, кожные заболевания, сахарный диабет, болезни органов пищеварительной системы, инфекционные заболевания.
  2. Зависимости . Людям, страдающим алкогольной и наркотической зависимостью, работать археологами не суждено. От крепких напитков, сигарет и наркотиков придется отказаться и вести здоровый образ жизни.
  3. Образование . Археология – специализация, которую получают в университете на последнем курсе исторического факультета. Путь к любимой профессии можно начать из колледжа, поступив на специальность «История». Если после школы поступаете сразу в университет, уделите внимание изучению географии, истории, химии и физики. Эти дисциплины пригодятся.
  4. Навыки . Научитесь рисовать и профессионально фотографировать. Эти умения сделают работу более комфортной.

Получить образование несложно, но работать сложнее. Надеюсь, что пост поможет полезным.

Занимаясь археологией, побываете в разных уголках планеты, увидеть много интересного и получить массу приятных эмоций. Правда, помните, что работа еще и опасная. Если не нравится экстрим, попытайтесь себя найти в другой сфере деятельности. Удачи!

Добавить комментарий Отменить ответ

Археолог

Археолог — это историк, изучающий быт и культуру древних людей по различным артефактам.

*Кувшин XIII века найден во время раскопок в г. Иерихоне, на участке Правительства Российской Федерации.

Это первые работы российских археологов в древней Палестине за истекшее столетие.

От греч. archaios — древний и logos — учение.

Археология - прикладная часть истории, наряду с источниковедением.

Особенности профессии

Артефакт в археологии (от лат. artefactum - искусственно сделанное) - это созданный или обработанный человеком предмет.

Артефакты также называют вещественными источниками . К ним относятся постройки, орудия труда, домашняя утварь, украшения, оружие, угли древнего костра, кости, имеющие следы воздействия человека и др. свидетельства человеческой деятельности.

Если же на артефактах есть письмена, они именуются письменными источниками.

Археолог отыскивает свидетельства прошлого, а затем исследует их в лаборатории, классифицирует, реставрируют, если нужно, и т.д.

на территории Керчи.

Перу. Раскоп гробницы древней культуры мохо,

исчезнувшей за 700 лет до расцвета

Исследование русского парусника

первой половины VIII века,

затонувшего в Днепре.

Эксперимент «Неолитический дом» в Чатал-Гуюке,

древнейшем поселении Анатолии (Турция).

Постройка печи - конструкция и материалы,

типичные для неолита (по данным раскопок).

гуманитарных (этнография, антропология, лингвистика) и естественных (физика, химия, ботаника, география, почвоведение).

Например, чтобы установить время создания или использования предмета, учитывают, в каком слое он лежал (каждый слой почвы соответствует определённому временному периоду), используют стратиграфический, сравнительно-типологический, радиоуглеродный, дендрохронологический и др. методы.

Полевая - поиск артефактов с помощью раскопок на суше;

Подводная - поиск под водой;

Экспериментальная - реконструирование предметов прошлого (орудий труда, оружия и пр.).

Работа археолога - это не только напряженный интеллектуальный труд. Она требует физической силы и аскетизма. Мужчины-археологи часто бородаты, потому что в экспедициях - в зное и пыли, вдали от цивилизации - бриться не рекомендуется.

Но для настоящего археолога археологические находки - источник очень сильных эмоций.

Археолог Наталья Викторовна Полосьмак говорит о своем первом археологическом опыте:

«Когда взяла в руки свои первые маленькие находки /…/ я увидела, что совсем рядом, буквально у нас под ногами существует и живет по своим законам таинственный мир прошлого. И если эпоха великих географических открытий уже позади, то великие исторические открытия еще ждут нас, потому что Земля сохранила все, что из века в век оставлял на ней человек».

(Н.В. Полосьмак - доктор исторических наук, специалист в области археологии и древней истории Сибири. Участвовала в археологических экспедициях ещё школьницей.)

(С.В. Белецкий - доктор исторических наук. Основной круг научных интересов - археология Пскова.)

Археолог может работать в научно-исследовательских институтах (например, в Институте археологии Российской Академии наук), а также преподавать в вузах. Его академическая карьера, как и у других учёных, выражается в первую очередь в научных открытиях, написанных трудах и учёных званиях.

Помимо интереса к событиям прошлого, археологу нужны аналитические, дедуктивные способности. Чтобы получить единую картину, приходится сопоставить множество разрозненных данных, которые дают раскопки, лабораторные исследования, труды коллег.

Не важно, где проходят раскопки - под водой или на суше. В любом случае это требует хорошей физической выносливости, острого зрения.

Необходимы исторические познания, особенно важно знание исследуемой эпохи, познания в смежных областях: научной реставрации, палеопочвоведении, палеогеографии и др.

Часто приходится изучать дисциплины, не имеющие прямого отношения к археологии: антропологию, этнографию, геральдику, нумизматику, текстологию, геральдику, физику, химию, статистику.

Кроме этого, необходимо владеть навыками геодезиста, топографа.

А при работе в горах или под водой - навыками скалолаза или дайвера. Для этого приходится проходить специальное обучение.

Стать археологом можно, окончив

(со специализацией на кафедре археологии).

А какая профессия подходит Вам? Обратитесь за помощью к профессионалу

Профориентация: выбор профессии для взрослых. Поменять профессию взрослому или уточнить направление движения в профессиональной жизни.

Профориентация для школьников: кем стать после школы, какую профессию выбрать?

Книга Эльмиры Давыдовой поможет вам понять вашего ребенка и даже понять самого себя. Книга написана очень легко, в ней примеры из её практики. А практикует она профориентацию уже 12 лет.

по меньше низя! Сначала нужно научиться хорошо писать и читать по русски!

01/06/2016

Что такое современный российский археолог, где он копает, что находит и как зарабатывает деньги. На эти сложные вопросы «Городу 812» помогали найти ответы Ольга Щеглова, старший научный сотрудник Отдела славяно-финской археологии Института истории материальной культуры (ИИМК) РАН, доцент кафедры археологии СПбГУ, и Сергей Белецкий, ведущий научный сотрудник Отдела славяно-финской археологии ИИМК РАН, доктор исторических наук, которые периодически спорили друг с другом.


1. Что такое археология?

Археология, осторожно формулируют специалисты, - это специальная дисциплина, которая изучает прошлое, опираясь на материальные древности, остатки человеческой деятельности. Наткнуться на археологический памятник вроде погребения Тутанхамона и даже раскопать его может любой человек, но это не будет ни исследованием, ни наукой. Нужны специальные знания и усилия, чтобы понять, с чем мы имеем дело.

С середины ХIХ века считалось: объектом археологии может быть все, что создано в допетровскую эпоху, и не позже. Этот вопрос был предметом специального обсуждения в Петербургском археологическом обществе. Путем голосования тогда было принято решение считать концом древней русской археологии 1700 год.

Многие современные археологи и сейчас признают именно эту дату в качестве верхнего рубежа археологических знаний, забывая о том, что 1700 год отстоял от голосования всего на полтора столетия. А от сегодняшнего дня на полтора столетия отстоит середина XIX века.

«Сейчас верхней границей археологии следовало бы признать начало царствования Александра II, - говорит Сергей Белецкий. - Хотя, на мой взгляд, интересы археологии следует распространять и на древности ХХ века».

Ольга Щеглова с этим не согласна: археология начинается там, где мы перестаем понимать прошлое. Скажем, исследования захоронений Второй мировой войны - это не предмет археологии, потому что идентификация погибших и перезахоронение с почестями не ставят никаких научных задач.

«В одном раскопе в Пскове мы исследовали остатки постройки XVII века, в которой, по рассказам стариков, в первые послевоенные годы содержали лиц, арестованных работниками НКВД, - не соглашается в свою очередь Белецкий. - И в слоях, датированных концом 1940-х годов, были найдены многочисленные обрывки колючей проволоки. Вот и археологическое подтверждение недокументированных рассказов о существовании в центре города островка ГУЛАГа. К чему я это говорю? Убежден, что археологически надо изучать не только древности, но и памятники новой и новейшей истории».

2. Возможны ли археологические сенсации в России?

Конечно. Вот самый свежий пример. Доктор наук Олег Шаров в январе-феврале 2016 года нашел на Тамани поселение с достаточно сложной и глубокой водосборной системой VIII-VII веков до н. э. Это настоящее научное открытие, потому что принадлежало поселение археологической культуре, предшествовавшей в тех краях греческой колонизации. Ранее считалось, что первые колонисты заняли в районе современной Кубани пустовавшие земли.

3. На чьи средства ведут раскопки научные археологи?

У ИИМК РАН в последние десятилетия нет возможности строить самостоятельную политику в полевых исследованиях, в отличие, например, от Эрмитажа. Тем не менее небольшие исследовательские экспедиции существуют на средства грантов научных фондов, пожертвования, целевые программы Президиума РАН. Гранты получают обычно инициативные проекты конкретных ученых.

«Но это небольшие деньги, - уточняет Ольга Щеглова. - Кроме того, существует ряд дурацких и унизительных ограничений в их использовании, связанных с тем, что институт - бюджетная организация. Сегодня можно брать на работу в экспедицию коллегу из соседнего отдела, завтра - нельзя, вчера можно было приобрести оборудование или заключить договор на проведение геофизических исследований, а сегодня - нет, и так дальше. Многие коллеги участвуют в коммерческих работах отдела охранной археологии, с тем чтобы заработать деньги на свои собственные полевые исследования: приобрести небольшую, но крепкую экспедиционную машину, купить палатки. Так поступаем не только мы: знаменитая Гнёздовская археологическая экспедиция МГУ ведет сейчас сетевой краудфандинг - собирает средства на покупку подержанного прибора для современной топосъемки. Я тихо радуюсь, что в СПбГУ это оборудование закупить успели, но откладываю деньги на его поверку и ремонт».

4. Что такое коммерческая археология?

«Признаем честно, - говорит Сергей Белецкий, - стройная система получения нового знания - это идеальный вариант научной археологии. Такой программы никто у нас сейчас позволить себе не может. Теперь любые поисковые работы связаны с хозяйственной деятельностью. Прокладываются газопровод или шоссе, проектируется дом с подземным гаражом, планируется создание водохранилища. И всем этим работам должны предшествовать археологические изыскания, чтобы выявить в пространстве, отведенном под хозяйственное освоение, памятники, которым грозит уничтожение. И раскопать их».

В постсоветской России в 1990-е и в начале 2000-х возникло много самостоятельных лабораторий, и казалось, что они могут конкурировать между собой, подобно, например, архитектурным мастерским. В них работали в основном профессиональные археологи, а не очень большие заказы поступали от органов охраны памятников на обследование древних поселений и могильников и составление археологических карт. Многие из возникших тогда лабораторий продолжают жить до сих пор, превратившись в АНО, НП. Те, кто остался на плаву, научились участвовать в конкурсах и тендерах.

С другой стороны, в академических институтах в нефтяные годы развились и возникли отделы охранных раскопок. Сейчас это большие производственные структуры, способные организовать сеть экспедиций по всей стране. В это же время занятие охранной археологией стало приносить очевидную прибыль, и тогда рядом с научными появились коммерческие фирмы и фирмочки, ориентированные исключительно на получение этой прибыли. В них оседали люди, зачастую не имевшие профессионального образования, некогда работавшие на раскопках в лучшем случае лаборантами, но заказов было много, профессионалов - мало…

Иногда дело заканчивалось большим скандалом, рассказывает Ольга Щеглова. Около года назад в прессе было много сообщений о решении Пушкинского районного суда в отношении коммерческой фирмы «НПФ Гамас», выполнявшей многочисленные заказы на археологические исследования перед строительными работами. Фирма была оштрафована на 66 млн руб. за то, что в 2011 г. без производства каких-либо работ дала добро на уничтожение курганной группы Яскелево в Гатчинском районе, а отчет представила фальшивый. Несмотря на то что в этом вопиющем случае «Гамас» поймали с поличным, рассмотрение дела шло 4 года, и я не знаю, вступил ли приговор в силу.

«В условиях сегодняшнего кризиса появляется весьма реальная опасность того, что дешевые, но непрофессиональные услуги «зачистки территории от археологических объектов в минимальные сроки» будут востребованы», - говорит Сергей Белецкий.

5. Где учат на археологов?

Главные центры с отдельными кафедрами археологии - в МГУ и СПбГУ, очень сильные развивающиеся школы в Новосибирском университете и в Казанском, школы с традициями существуют в Воронеже, Ижевске, Перми и дальше на восток: Кемерово, Тюмень, Томск и т.д. В 80-е и 90-е годы во многих вузах возникли археологические лаборатории и музеи, но специальные программы есть лишь в крупных университетах.

Сейчас СПбГУ набирает шесть бюджетных студентов на бакалавриат. «Хорошо, если мы доведем их всех до диплома», - говорит Ольга Щеглова.

«В школе я был троечником. Но профессионально ориентированным: в экспедиции ездил с отцом с 8 лет», - рассказывает о своем пути в археологию доктор наук Белецкий.

Сейчас доктор Белецкий мог бы и не попасть в университет. При поступлении учитывается только ЕГЭ, а не мотивация абитуриента.

«У нас нет выбора: мы должны брать на бакалаврскую программу вчерашних школьников, получивших высокий проходной, балл ЕГЭ. Мы не встречаемся с ними на вступительных экзаменах (их теперь нет), не проводим собеседований, не можем повлиять на зачисление, - говорит Ольга Щеглова. - С одной стороны, это демократично и справедливо по отношению к талантливым ребятам из провинции. Но есть и другая сторона: тестовая уравниловка значительно затрудняет путь в образование профессионально ориентированных ребят, которые занимались в археологических клубах и уже участвовали в раскопках. Часто они слабее сдают ЕГЭ и отсеиваются».

Особенно скверно, считает Щеглова, что та же система общих требований перешла и на следующий этап профессионального образования, в магистратуру: археологическое направление в России традиционно развивается в рамках исторического образования. Так что даже если ты прослушал курсы четвертичной геологии, антропологии, археологии каменного века и много еще чего, все равно, сдавать придется анонимное эссе по истории, скажем, Второй мировой войны… И оно, возможно, будет слабее, чем у историка новейшего времени, а приобретенные специальные знания пока в расчет никто не возьмет.

Болонская система, примененная в России, тоже вызывает нарекания.

«Смысл болонской системы, - говорит Белецкий, - сокращение объема лекционных занятий и значительное увеличение объема индивидуальных занятий преподавателя со студентом: преподаватель дает задание, студент его выполняет, преподаватель проверяет и затем обсуждает со студентом качество выполнения. К сожалению, наше Министерство образования заимствовало из болонской системы только идею сокращения лекционной нагрузки, а вот увеличение количества часов для индивидуальной работы преподавателя со студентом не предусмотрело. Получилась не болонская а болванская система. При нынешней исходно слабой подготовке абитуриентов, когда приходится тратить время на повторение школьной программы, сокращение объема лекционных занятий - удар по профессиональной подготовке студентов».

«В существующем виде бакалавриат сломал хребет обучения археологии, - считает Щеглова. - Четыре года студенты учатся в основном как историки и не получают настоящего объема знаний по археологии «из рук в руки». В магистратуре на одной скамье оказываются бакалавры-экономисты, которые вдруг осознали свое призвание, и бакалавры-историки, изначально затачивавшие себя под археологов. Уровень специальных знаний у них оказывается очень разным».

Но самое страшное, по версии специалистов, что практически везде ликвидировано вечернее археологическое образование. Это плохо, потому что археология во многом ремесло, тут проблема та же, что с инженерной подготовкой: можно много знать, но ничего не уметь. «Было время, когда наши археологические научные институты почти полностью рекрутировались из людей, работавших лаборантами и одновременно получавших вечернее образование. Тогда вероятность ошибки в выборе профессии была практически исключена», - говорит Ольга Щеглова.

6. Где будут работать выпускники?

Примерно 70 человек из 100, выпущенных в последние годы, устроились на работу по специальности, во всяком случае, с археологией не порвали, утверждает Щеглова. Основной «потребитель» выпускников СПбГУ, как ни странно, Эрмитаж, археологов в разные отделы туда пришло уже больше, чем в профильный академический ИИМК. Кроме этих двух мест выпускники устраиваются в музеи, библиотеки, в органы государственной охраны памятников и идут преподавать.

7. Сколько времени археолог проводит в раскопе?

Практикующие археологи разные. Если специалист задействован в спасательных раскопках (т.е. на месте будущих строек), то в поле он проводит обычно больше двух месяцев в год и в любой сезон. Этому предшествует период подготовки - научного обоснования проведения разведок или раскопок, подготовки к выезду. После раскопок - несколько этапов полевого отчета, камеральной обработки, реставрации и всевозможного исследования материала.

Нужно отдать должное, говорят наши собеседники, тем немногим археологам, которые со всем этим справляются, и у них еще хватает воли и сил, чтобы вести собственные научные исследования. Но таких мало, хотя это ученые разных поколений.

Основная часть коллег, постоянно ведущих охранные работы, становятся археологами-производственниками. Они овладевают методиками раскопок и фиксации, приобретают кругозор, позволяющий работать с памятниками разных культур и эпох, но исследовательских задач перед собой не ставят.

«Еще одна часть сотрудников, в основном старшего поколения (а таких в академических институтах большинство), от полевой деятельности отходит совсем или сокращает ее до минимума, - говорит Белецкий. - Основная задача этих исследователей - обработать и ввести в научный оборот материалы раскопок прошлых лет, завершить давние проекты, под новым углом зрения рассмотреть старые материалы».

8 .Чем западные археологи отличаются от наших?

«Мы страшно переживаем, если из наших шести бакалавров кто-то не пойдет или не пройдет в магистратуру, - говорит Ольга Щеглова. - А в Европе крупные университеты готовят по сотне бакалавров-археологов, из них в магистратуру попадают единицы, редко десяток. То есть на самом первом этапе идет жесткий отбор. Но и это не обеспечит им работу в дальнейшем. Они вступают в конкурентную борьбу за гранты. И почти все меняют специализацию, ориентируясь на то, что востребовано.

Вместе с нами в отделе ИИМКа работает наш коллега из Германии Йенс Шнеевайс, он получил грант фонда Гумбольта. Долго занимался археологией Сибири, ездил в поле, писал статьи. Затем изучал раннеславянские памятники на Эльбе, работал в Белоруссии. Но получив грант, занялся российским Северо-Западом, теперь два года будет работать у нас. Это нормальная карьера специалиста».

9. Как с доходами у археологов?

С доходами - плохо. Либо они приличные, но нестабильные, либо постоянные, но мизерные. У выпускника будут проблемы. Мы все работаем в нескольких местах. Но в большинстве случаев археологи работают за интерес, а не за деньги.

Михаил Артамонов, знаменитый археолог, директор Эрмитажа, как-то сказал: «Археология - это профессия для идиотов и энтузиастов, потому что если ты не энтузиаст, то ты идиот».

07.05.2015

Археология – это наука, изучающая прошлое, она хранит секреты и историю наших предков. С помощью археологии исследуют древние орудия труда, драгоценные металлы, предметы искусства. При раскопках можно добыть интересную информацию о памятниках и культуре древних народов.

Археология - это одна из самых лучших профессий в мире, которую выбирают множество людей. Если человек решил выбрать именно эту работу, ему следует учитывать одно но - желание почувствовать романтику и манящие тайны каждому присуще, заниматься такой наукой интересно, но при этом сложно в связи с тем, что исследования заставляют серьезно потрудиться!

Древняя Греция - то самое место, где зародилась наука, носящее название археология. Неспроста само название происходит от древнегреческого языка - слово ἀρχαῖος – означает древний и слово λόγος - учение. По истечении времени наука начала распространяться по всей российской территории в XVIII-XIX веках.

Чтобы стать археологом - нужно обладать определенными качествами. Для этой профессии нужно иметь терпение и аналитический склад ума, само собой, творческий подход также важен.

Как стать археологом

Важно понимать, данная деятельность занимает много времени в командировках, человеку придется работать с большими объемами документов, заниматься анализом, систематизацией данных. Коммуникабельность - неотъемлемый критерий археолога, которому доведется проводить обмен данных и принимать участие в коллективных работах. Большим плюсом является отсутствие прихотливости в быту, так как будущий археолог должен быть готов к любым условиям - таким как дикие заброшенные места, придется ночевать неделями в палатках.

Для того чтобы получить археологическое образование, достаточно твердо владеть школьными дисциплинами:

  • география;
  • физика;
  • история;
  • химия.

Еще понадобится особый багаж знаний в области культурологии, геологии, антропологии, истории цивилизаций. Специальные вузы, колледжи с социальными направлениями предоставляют возможность получить образование по данной профессии. Если вы действительно заинтересованы в поисках древне - культурных источников, не боясь трудностей, нужно целеустремленно идти к поставленной цели, тогда непременно все получится.

Расскажите о себе: кем вы работаете и как долго работаете по этой профессии?

- Я археолог. Уже более сорока лет я участвую в археологических раскопках на территории нашей страны.

Кем мечтали стать в детстве? Если мечта не сбылась, жалеете ли об этом?

‑ Я мечтал стать искателем древних сокровищ.Моя мечта осуществилась и я рад этому, хотя я сам во многом способствовал ее осуществлению.

‑ Как пришло к Вам увлечение археологией?

‑ Сначала я собирал старинные деньги и предметы домашнего обихода, которые пылились на чердаках у родственников. В возрасте 14 лет, будучи школьником, принимал участие в археологических экспедициях Ростовского областного музея краеведения. Был подсобным рабочим. Тогда я понял, что это - мое призвание.

‑ Как сложилась Ваша дальнейшая судьба?

‑ В 1983 году, после службы в ВМФ, устроился лаборантом в Приморский отряд археологической экспедиции. В тяжелое для экспедиции время работал художником-реставратором и водителем. С 1988 - 1998гг. работал начальником археологического отряда. С 1999г. и по настоящее время - сотрудник Азовского научно-исследовательского бюро.

‑ Занимаетесь ли Вы научной деятельностью?

‑ Да, с 1986 года на основании Открытых листов я провожу самостоятельные научные исследования по археологии и нумизматике.

‑ Каков круг Ваших научных интересов?

‑ Сарматская археология, скифская археология, изучение древностей эпохи переселения народов, античная и византийская нумизматика.

‑ Есть ли у Вас публикации по археологии?

‑ Какие раскопки, по Вашему мнению, были наиболее интересными?

‑ В 1987 г. неподалеку от Ростова-на-Дону была открыта серия погребений позднесарматской культуры, выделяющихся богатством и разнообразием погребального инвентаря. Некоторые вещи - крайне редкие или не имеющие аналогов. Об этих находках я подробно написал в книге «Позднесарматские погребения в устье Дона».

Что вам нравится в вашей профессии больше всего?

‑ Моя работа имеет много достоинств: свежий воздух, общение с людьми, интересные находки, возможность постоянно получать новые знания.

С какими трудностями сталкиваетесь в работе?

‑ Самая большая проблема для нас - нехватка рабочих рук. Люди неохотно идут на подсобные работы. Часто нашей работе мешает погода. Из-за дождей приходится откладывать раскопки на неопределенное время.

Учились ли вы специально, чтобы работать в этой области? Какое образование нужно получить? Нужно ли вам периодически повышать квалификацию?

‑ С 1984г. по 1989г. я учился на историческом факультете Ростовского государственного университета. После этого несколько раз обучался на курсах повышения квалификации и постоянно занимался самообразованием.

Какие особые качества и навыки нужны человеку, чтобы успешно работать по этой профессии?

‑ Настоящий археолог должен обладать такими личностными качествами, как физическая выносливость, уравновешенность, аналитический склад ума, способность работать в команде, терпеливость, пунктуальность.

‑ Есть ли в вашей работе место творчеству? Когда и как можно проявить творческие способности?

‑ Каждая наша находка - повод для творческой деятельности. Особенно это касается художников-реставраторов.

Из чего состоит ваш рабочий день?

‑ Если мы на раскопках, начинаем копать, осторожно отделяя слой от слоя, зарисовываем, записываем свои наблюдения, делаем осторожные выводы. Когда попадаются артефакты, переходим на кисточки. Если раскопок нет, работаем в музее.

Какие основные обязанности вы выполняете?

‑ Как у руководителя археологической экспедиции, у меня много обязанностей: найти жилье, позаботиться о питании сотрудников экспедиции, нанять людей на подсобные работы, вести необходимую документацию. Плюс всевозможные нюансы.

Что самое интересное в вашей работе?

‑ Конечно находки. Однажды нам попался позднесарматский курган, в южной части которого в годы Великой Отечественной войны был устроен немецкий блиндаж с ходами сообщений. Таких находок у нас еще не было.

‑ Насколько ваша профессия полезна и важна для нашей страны, общества?

‑ Я отвечу коротко - без нашего прошлого не будет и будущего. А археолог - это проводник из прошлого в будущее.

Приносит ли ваша профессия хороший доход?

‑ К сожалению, нет и в этом основной недостаток профессии.

‑ Людям творческим, целеустремленным, любознательным, настоящим энтузиастам, для которых раскопки и изучение древностей должны быть призванием. Археология не любит случайных людей.

Как вы думаете, будут ли специалисты вашей профессии востребованы в будущем?

‑ Я думаю, что да. В последние годы, когда становление российской культуры приобрело большое значение, профессия эта стала гораздо престижнее, чем раньше. Археологи сегодня так же необходимы, как и геологи, участвующие в важных для страны экспедициях.

О чем стоит предупредить тех, кто собирается получить такую же профессию, как у вас.

‑ У археологии есть свои недостатки. Это: порой тяжелый физический труд, невысокие заработки, проблемы с личной жизнью из-за длительных археологических экспедиций. И необходимость постоянно пополнять свои знания.