План фхд определение. Что такое план финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения. Права самой бюджетной организации

В плане ФХД бюджетные учреждения обобщают информацию об ожидаемых доходах и плановых расходах. Что учесть и как внести показатели в План бюджетному учреждению – в статье.

Единые требования к плану финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения утверждены приказом Минфина России от 28.07.2010 № 81н. План составляйте в порядке и по форме, которые установит учредитель. Особенности для обособленных подразделений также определяет учредитель.

Федеральные учреждения формируют План ФХД в системе «Электронный бюджет » (письмо Минфина России от 15.12.2016 № 21-03-04/75209). Рассмотрим, как заполнить план ФХД бюджетного учреждения на 2019 год.

Порядок заполнения показателей в плане ФХД для бюджетных учреждений

В плане финансовой деятельности заполните заголовочную, содержательную и оформляющую части.

Текстовая часть

В текстовой части плана укажите цели и виды деятельности учреждения, перечень платных услуг или работ, общую балансовую стоимость движимого (в т. ч. ОЦДИ) и недвижимого имущества. А также другую информацию, которую требует учредитель.

Табличная часть

В табличной части плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения на 2019 год укажите:

Как заполнить показатели финансового состояния бюджетного учреждения

Показатели финансового состояния отразите в плане ФХД на последний отчетный период перед датой его составления. В табличной части обособленно приведите:

  • стоимость недвижимого и особо ценного движимого имущества;
  • сумму дебиторской задолженности по доходам и по расходам;
  • сумму просроченной кредиторской задолженности.

Это установлено в пункте 8 приказа № 81н.

Образец плана ФХД бюджетного учреждения на 2019 год

Перед сдачей плана ФХД обязательно

Показатели по поступлениям в плане финансово-хозяйственной деятельности

Плановые показатели по поступлениям формируйте в разрезе:

  • субсидий на выполнение госзадания;
  • целевых субсидий;
  • субсидий на капвложения;
  • грантов:
  • поступлений от оказания услуг (выполнения работ) по основным видам деятельности, которые учреждения оказывают на платной основе;
  • поступлений от приносящей доход деятельности;
  • поступлений от реализации ценных бумаг.

Данные о приносящей доход деятельности в плане ФХД бюджетного учреждения

Данные о поступлениях от приносящей доход деятельности формируйте исходя из планируемого объема работ (услуг) и стоимости их реализации. Такой порядок установлен в пунктах 8.1, 10 требований приказа № 81н.

Если в течение года получите доходы, которые не учли в Плане ФХД, внесите в него изменения.

Расходы бюджетных учреждений и план ФХД

Плановые показатели по выплатам формируйте в разрезе выплат, которые направлены:

  • на выплаты сотрудникам и начисления на зарплату;
  • на социальные и другие выплаты населению;
  • на налоги, сборы и другие платежи;
  • на безвозмездные перечисления организациям;
  • на прочие расходы;
  • на закупку товаров, работ, услуг.

Обоснование показателей плана ФХД бюджетного учреждения

Обоснования составляйте раздельно по каждому источнику финобеспечения. И только если учредитель установил, что расходы в Плане ФХД по источникам не разделяются, расчеты не делите. Об этом сказано в пункте 11 приказа № 81н.

Утверждение плана ФХД бюджетного учреждения

План ФХД подразделения, в том числе с учетом изменений, утверждает руководитель бюджетного учреждения. Причем утвердить План ФХД нужно в сроки, установленные учредителем.

План ФХД бюджетное учреждение формирует и передает учредителю, чтобы он его утвердил. Учредитель вправе наделить таким полномочием руководителя бюджетного учреждения. Для этого учреждение издает распоряжение. Этот порядок установлен пунктом 22 требований, утвержденных приказом Минфина России от 28.07.2010 № 81н.

План финансово-хозяйственной деятельности, или ФХД бюджетного учреждения - это документ, содержащий сведения обо всех доходах и расходах предприятия. Его формируют на финансовый год и плановый период. В статье речь пойдет о создании и утверждении плана ФХД бюджетного учреждения.

План ФХД бюджетного учреждения на 2019 год

О правилах составления плана ФХД бюджетного учреждения говорится в приказе Минфина РФ от 28.07.2010 № 81н. В нем содержатся основные требования, но конкретные правила органы госвласти и местного самоуправления определяют сами. Например, существуют: приказ Минсельхоза России от 08.02.2017 № 57 для бюджетных учреждений, которые находятся в ведении министерства, приказ МЧС России от 28.12.2016 № 702 для подведомственных учреждений и др.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Общее правило гласит, что утверждением ПФХД занимаются руководители бюджетных учреждений. Однако оно может быть изменено. К примеру, подведомственные МЧС бюджетные учреждения утверждают свои планы у руководителя соответствующего территориального органа МЧС.

Изменения в план ФХД бюджетного учреждения

В общем случае при необходимости изменений составляется новый план ФХД. Порядок внесения правок госорганы определяют самостоятельно. К примеру, Минсельхоз разрешает только те изменения, которые не связаны с законом о бюджете и сопровождаются обоснованием и расчетами. Федеральное агентство железнодорожного транспорта позволяет менять план не чаще, чем 1 раз в квартал.

Заполнение плана ФХД бюджетного учреждения

Разберем составление плана ФХД бюджетного учреждения. Документ состоит из 3 частей: шапка, содержательная часть и оформляющая. В первой части формы плана ФХД бюджетного учреждения указывается информация об учреждении, дата составления, период.

В содержательной перечисляются цели и виды деятельности учреждения, перечень работ и услуг, балансовая стоимость движимого и недвижимого государственного (муниципального) имущества, переданного в оперативное управление или купленного самим учреждением. В этой же части в таблице указывают финансовые показатели работы БУ. Отдельно прописывают расходы на закупки. Эти сведения позднее используют при составлении плана закупок. Кроме того, указываются сведения о средствах, которые передаются учреждению во временное пользование.

В заключительной части ставятся подписи ответственных должностных лиц.

Чтобы проверить, хватит ли средств на закупки, сделайте расчет плановых показателей. При расчете сформируйте показатели отдельно по каждому коду финансового обеспечения. В обосновании расходов учтите ГОСТы, СНиПы, СанПиНы, стандарты и регламенты. Читайте, какие выплаты включить в расчет и как обосновать расходы.

Проверка ФХД бюджетного учреждения

Проверка финансово-хозяйственной деятельности учреждения - объект внутренних и внешних контрольных мероприятий. Целью является определение законности, эффективности, результативности, продуктивности и целевого использования средств бюджета.

В ходе контрольных мероприятий выявляются факты:

По итогу проверки составляет акт, в котором описываются все нарушения. Могут быть выявлены следующие:

  • расходование бюджетных средств с превышением необходимого (возможного) объема затрат, но при получении требуемого результата;
  • расходование бюджетных средств без достижения требуемого (заявленного) результата;
  • приобретение морально устаревшего оборудования или работ (услуг), выполняемых (оказываемых) с применением морально устаревших технологий (методов);
  • необоснованное накопление на счетах остатков денежных средств;
  • непогашение учреждениями в установленные сроки кредиторской задолженности при наличии соответствующих денежных средств;
  • неиспользование поставленного и оплаченного оборудования;
  • уплата авансовых платежей подрядным организациям по договорам, работы по которым на момент проверки не были начаты;
  • оплата проектно-изыскательских работ, которые не нашли своего практического применения и др.

План закупок и план ФХД

Сроки создания плана закупок привязаны к срокам утверждения плана ФХД бюджетного учреждения. План закупок должен быть сформирован в течение 10 дней с момента утверждения ПФХД. В течение 3 дней региональные и муниципальные заказчики публикуют готовый документ в ЕИС, а федеральные - в ГИИС «Электронный бюджет».

Правила составления плана закупок диктуют постановления Правительства РФ от 05.06.2015 № 552 (для федеральных заказчиков) и от 21.11.2013 № 1043 (для остальных заказчиков). Этот документ включает:

  • наименование и контакты заказчика, его ИНН, КПП, ОКОПФ, ОКПО, ОКАТО;
  • код каждой закупки;
  • цель процедуры;
  • объект закупки;
  • год публикации извещения;
  • сроки торгов;
  • обоснование закупочной процедуры;
  • данные о необходимости общественного обсуждения;
  • сведения об изменениях, которые были внесены в план;
  • дата утверждения плана.

Вложенные файлы

  • План ФХД - бланк.xls
  • План ФХД - образец на 2019.docx

Если в течение года появились незапланированные расходы, внесите изменения в план финансово-хозяйственной деятельности, план закупок и план-график. Разберемся, как и когда скорректировать планы.

План ФХД: когда внести изменения

Общая сумма, которую учреждение планирует потратить на закупки, должна быть расшифрована в таблице 2.1 плана ФХД. Расшифровку делают по периодам размещения заказов раздельно на оплату контрактов, которые заключили до начала очередного финансового года, и по году начала закупки (текущему, очередному и т. д.).

Кроме того, с 2017 года план финансово-хозяйственной деятельности в части плановых показателей по выплатам детализируют по кодам видов расходов и подтверждают расчетами (обоснованиями) (приказ Минфина России от 29 августа 2016 г. № 142н).

Расчеты (обоснования) плановых показателей составляют по расходам:

  • на выплаты персоналу (зарплата, командировочные);
  • на выплаты по уходу за ребенком;
  • на страховые взносы;
  • на социальные и иные выплаты населению;
  • на налоги, сборы и другие платежи;
  • на безвозмездные перечисления организациям;
  • на прочие расходы (кроме закупок);
  • на закупки товаров, работ, услуг.

Если нужно внести изменения в показатели расходной части плана ФХД, то учреждение обязано составить новый план (п. 19 приказа Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н). Это происходит, когда:

  • у учреждения изменились потребности в товарах, работах или услугах. Например, если его расходы увеличились или уменьшились;
  • образовалась экономия средств в результате выполнения госзадания. В таком случае указанные средства перераспределите на другие выплаты в зависимости от потребности учреждения.

Общую сумму расходов бюджетного учреждения на закупки, которая отражена в плане ФХД, надо детализировать в плане закупок для государственных или муниципальных нужд (п. 11.1 приказа № 81н). Соответственно, если в план ФХД учреждение вносит изменения, нужно скорректировать и расчеты (обоснования), а также план закупок.

Когда внести изменения в план закупок

Внести изменения в план закупок нужно не позднее 10 рабочих дней после того, как учредитель утвердил план ФХД.

Проверьте, чтобы показатели планов соответствовали друг другу (см. табл. 1).

Таблица 1. Соответствие показателей плана ФХД и плана закупок

Наименование показателя

План ФХД

План закупок

Общая сумма, запланированная на закупку товаров, работ, услуг

Графа 7 строка 2001 таблицы 2.1 «Показатели выплат по расходам на закупку товаров, работ, услуг учреждения (подразделения) на 20__ г.»

Раздел «Итого по бюджетной классификации» строка «Итого объем финансового обеспечения, предусмотренного на заключение контрактов»

Код вида расходов по бюджетной классификации

Вид расходов, указываемый в графе 3 таблицы 2 «Показатели по поступлениям и выплатам учреждения (подразделения) на 20__ г.»

Разряды 30-33 идентификационного номера закупки

Рассмотрим на примере, какие показатели в планах должны соответствовать после того, как учреждение внесло в эти документы исправления.

Пример. У учреждения «Альфа» возникла потребность приобрести антивирусную программу. Бухгалтер составил новый план финансово-хозяйственной деятельности и отправил его на утверждение учредителю.

Показатели нового плана финансово-хозяйственной деятельности на 2017 год:

  • 7 000 000 руб. - выплаты по расходам в общей сумме, в том числе:
  • 5 406 980 руб. - на закупки всего, в том числе по видам расходов:
  • 120 000 руб. - КВР 242;
  • 5 286 980 руб. - КВР 244.

Соответствие показателей в планах смотрите в образце.

Образец. Показатели плана ФХД и плана закупок

После того как изменили план ФХД и план закупок, внесите правки и в план-график, так как он формируется на основании плана закупок (п. 2 ст. 21 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Одним из ключевых показателей запланированной закупки является ее идентификационный код, который уникален для каждого лота и соответствует коду, указанному в плане закупок.

Сроки для внесения изменений и размещения информации о них такие же, как и у плана закупок.

Напомню их:

  • в течение 10 рабочих дней после утверждения плана ФХД вносят и утверждают изменения;
  • в течение трех рабочих дней с даты изменения размещают информацию на сайте.

Как организовать документооборот

В учреждении план финансово-хозяйственной деятельности и предложения по внесению в него изменений формирует бухгалтерия, а план закупок и план-график - контрактная служба (контрактный управляющий). Избежать ошибок и штрафов, налагаемых на учреждение и сотрудников, можно только при согласованной работе этих служб.

Четкого взаимодействия между службами можно достигнуть, если установить зоны ответственности по планированию закупок и закрепить их в графике документооборота (см. табл. 2).

Таблица 2. График документооборота по взаимодействию служб

Наименование документа

Место представления

Срок представления

Срок обработки

Должность, Ф. И. О. ответственного

Проект расчетов (обоснований) к изменяемому плану ФХД

Контрактная служба

До момента внесения изменений

Специалист бухгалтерии

В течение двух рабочих дней (проверка наименований, сумм)

Специалист контрактной службы

Утвержденный план ФХД с расчетами (обоснованиями) после внесения изменений

Контрактная служба

В течение одного рабочего дня после утверждения

Специалист бухгалтерии

В течение семи рабочих дней (внесение изменений в план закупок и план-график)

Специалист контрактной службы

Измененные план-график и план закупок

Бухгалтерия, руководитель учреждения

В день внесения изменений

Специалист контрактной службы

В течение двух рабочих дней после представления (сверка суммовых показателей и утверждение)

Специалист бухгалтерии, руководитель

Утвержденные план-график и план закупок

Информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет»

В течение трех рабочих дней с момента утверждения

Специалист контрактной службы

Бюджетное учреждение вправе выбрать и согласовать для себя и иную схему движения документов. Важно, чтобы соблюдались требования законодательства по факту и срокам внесения изменений.

План финансово-хозяйственной деятельности – один из основных внутренних документов, которые государственные и муниципальные учреждения разрабатывают, утверждают и используют в процессе формирования доходов и расходов. Как составить План ФХД, каковы особенности ведения ПФХД с точки зрения организации учета и подготовки отчетности учреждения, уточняется в этой статье.

Требования к плану финансово-хозяйственной деятельности

Необходимость разработки плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения, а также обеспечения его открытости и доступности закреплена нормой подпункта 6 пункта 3.3 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Из текста этой нормы также следует, что порядок разработки ПФХД учреждения утверждается учредителем в соответствии с требованиями, установленными Минфином России.

Общие правила составления и утверждения Плана ФХД государственного (муниципального) учреждения установлены Требованиями к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденными приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н (далее – Требования № 81н). На момент написания статьи последние изменения в Требования № 81н вносились приказом Минфина России от 27 декабря 2013 г. № 140н. При этом в Требования № 81н:

  • внесен ряд корректив технического характера, обусловленных изменением терминологии Бюджетного кодекса РФ;
  • введена дополнительная норма, обязывающая детализировать в Плане ФХД общую сумму расходов бюджетного учреждения на закупки товаров, работ, услуг;
  • включено требование об отражении в графе 4 ПФХД сведений об объекте капитального строительства (это условие вступило в силу с 1 января 2015 года, то есть его следовало учесть при составлении плана финансово-хозяйственной деятельности на 2015 год).

Отраслевые и ведомственные органы управления (министерства и службы) разрабатывают и утверждают дополнительные требования к ПФХД подведомственных учреждений с учетом отраслевых особенностей, обязательные для применения учреждениями соответствующей сферы деятельности. Кроме того, специфические требования к плану финансово-хозяйственной деятельности учреждения могут устанавливать органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.

Учредитель вправе предусмотреть дополнительную детализацию показателей плана финансово-хозяйственной деятельности, установленных общими требованиями к ПФХД, в том числе утвердить типовую форму Плана ФХД. Кроме того, учредитель может установить предельные сроки утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности, которые обеспечат деятельность учреждений на основании Плана ФХД с самого начала очередного финансового года.

Составление и применение Плана ФХД

План финансово-хозяйственной деятельности учреждения составляется:

  • на финансовый год – если закон (решение) о бюджете утверждается на один финансовый год;
  • на финансовый год и плановый период – если закон (решение) о бюджете утверждается на очередной финансовый год и плановый период.

Во втором случае предполагается, что показатели ПФХД ежегодно уточняются и переутверждаются в течение планового периода. Если учреждение использует в очередном году прошлогодние остатки субсидии на государственное (муниципальное) задание, нужно отразить в Плане ФХД объемы планируемых выплат, источником финансового обеспечения которых выступают такие остатки субсидий. В этой ситуации план финансово-хозяйственной деятельности учреждения также нужно утвердить заново.

Следует иметь в виду, что пунктами 21 и 22 Требований № 81н установлены различные схемы утверждения планов финансово-хозяйственной деятельности (как в первоначальной редакции, так и уточненных) для бюджетных и автономных учреждений:

  • ПФХД автономного учреждения утверждается руководителем учреждения на основании заключения наблюдательного совета автономного учреждения;
  • ПФХД бюджетного учреждения утверждается учредителем, однако учредитель может предоставить право утверждения Плана ФХД руководителю самого учреждения.

В соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения используют:

  • субсидии на выполнение государственного и муниципального задания (в том числе переходящие остатки субсидий);
  • субсидии на иные цели;
  • средства от оказания платных услуг;
  • поступления из других разрешенных законодательством РФ источников.

Структура ПФХД

Требованиями № 81н определена структура Плана ФХД и общие рекомендации по группировке и детализации данных. При этом Требования № 81н содержат указания на обобщение данных по укрупненным группам доходов и расходов. В частности, формируются плановые показатели, как минимум, в разрезе следующих видов выплат (разумеется, если учреждение производит выплаты той или иной группы):

  • оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда;
  • оплата услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг;
  • арендная плата за пользование имуществом;
  • оплата услуг по содержанию имущества;
  • прочие услуги;
  • безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям;
  • пособия по социальной помощи населению;
  • приобретение основных средств, нематериальных активов, материальных запасов;
  • приобретение ценных бумаг (для государственных (муниципальных) автономных учреждений, а также государственных (муниципальных) бюджетных учреждений в случаях, установленных федеральными законами);
  • прочие расходы;
  • иные выплаты, не запрещенные законодательством РФ.

Вместе с тем, учредитель может предусматривать детализацию плановых показателей по выплатам до уровня групп и статей КОСГУ, а по группе «Поступление нефинансовых активов» – с указанием кода группы КОСГУ.

Кроме того, при организации бухгалтерского учета доходов и расходов учреждения необходимо учитывать потребности бухгалтерской отчетности. В форме Отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) предусмотрена детализация доходов и расходов более низкого уровня. Так, например, расходы по коду КОСГУ 210 в отчетности раскрываются по отдельным подстатьям (211, 212 и 213). Поэтому, по мнению автора, целесообразно при формировании структуры Плана ФХД ориентироваться и на структуру формы указанного Отчета.

Если учреждению выделяются субсидии на иные цели, а также субсидии на капитальные вложения в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность, дополнительно к ПФХД составляется еще один документ – Сведения об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению (ф. 0501016).

Требования № 81 не содержат указаний на необходимость составления ПФХД обособленно по каждому источнику финансирования (виду деятельности). Однако учредителям предоставлены соответствующие полномочия детализации при разработке нормативных актов, регулирующих порядок составления и утверждения планов финансово-хозяйственной деятельности.

Доходы и расходы учреждения в Плане ФХД

В общем случае доходы и расходы учреждения не связаны между собой. При этом направление сумм доходов на возмещение расходов, которые с получением этих доходов не связаны, в бухгалтерском учете требует использования счета 030406000. Подобные суммы обособленно отражаются в отчетности (в том числе, расшифровываются в Пояснительной записке).

Между некоторыми видами доходов и расходов все-таки есть взаимосвязь. Так, из текста пункта 6 статьи 9.2 Закона № 7-ФЗ следует, что доходы, полученные от передачи в аренду имущества (код КОСГУ 120), направляются на возмещение расходов на содержание такого имущества.

Разделом 8 Комментариев (комплексных рекомендаций) Минфина России от 29 октября 2013 года по вопросам, связанным с реализацией положений Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ, разъяснено, что поступления от приносящей доход деятельности (в том числе от оказания бюджетным учреждением платных услуг) поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и расходуются в соответствии с Планом ФХД. Субъект РФ или муниципалитет не вправе установить порядок расходования таких средств, поскольку планируемые поступления от оказания бюджетными и автономными учреждениями платных услуг (работ), в том числе в рамках государственного (муниципального) задания, не считаются доходами бюджета. Если основные платные услуги включены в государственное (муниципальное) задание, то размер субсидии на государственное (муниципальное) задание будет уменьшен на объем средств, планируемых к поступлению от потребителей таких услуг (работ).

Российское законодательство не требует, чтобы показатели по выплатам, отраженные в плане финансово-хозяйственной деятельности учреждения, соответствовали по объему и назначениям нормативным затратам, использованным при расчете субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания. Таким образом, учредитель не вправе требовать от учреждения расходования поступлений от приносящей доход деятельности на возмещение затрат, связанных с выполнением государственного или муниципального задания. При этом учреждение может самостоятельно менять структуру расходов в части утвержденного норматива и возмещать часть затрат за счет собственных средств.

С учетом сказанного можно заключить, что при составлении плана финансово-хозяйственной деятельности по отдельным видам расходов целесообразно вводить дополнительные строки в зависимости от того, за счет средств по какому КФО будут возмещаться расходы, либо разработать дополнительные формы к Плану ФХД, в которых будут расшифровываться расходы по видам финансового обеспечения (видам деятельности).

Дополнительная группировка поступлений и выплат в ПФХД

Еще одна особенность составления плана финансово-хозяйственной деятельности и организации бухгалтерского учета для целей отчетности связана с группировкой поступлений и выплат по направлениям. В Плане ФХД поступления и выбытия группируются по счетам – открытым в территориальном органе Казначейства России и в кредитных организациях. В Отчете (ф. 0503737) введена дополнительная группировка – по поступлениям и выплатам, проводимым через кассу учреждения, а также по доходам и расходам, исполненным некассовыми операциями.

Документы системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в учреждениях не содержат определения и перечня некассовых операций. Некоторые виды таких операций перечислены в письмах Минфина России и Казначейства России, которые не имеют нормативного характера, но содержат разъяснения по заполнению отдельных форм отчетности. Так, в соответствии с пунктом 4.5.4 совместного письма Минфина России, Казначейства России от 29 декабря 2014 г. № 02-07-07/68722 / 42-7.4-05/2.1-823, в составе некассовых операций отражаются показатели, сформированные в результате операций:

Кроме того, в письме Минфина России от 15 апреля 2015 г. № 02-07-07/21402 приведен пример, из которого можно заключить, что к некассовым операциям, в частности, относятся:

  • удержание из заработной платы работников сумм задолженности по авансовым отчетам;
  • зачет требований по возврату задолженности по авансу согласно авансовому отчету;
  • зачет требований по уплате пени за нарушение поставщиком сроков оказания услуг.

Таким образом, можно сделать вывод, что некассовыми считаются не только операции, которые не отражаются на счетах учета денежных средств (касса и счет учреждения в банке или казначействе), но и операции, в результате которых не возникает дебиторской или кредиторской задолженности, связанной с последующим движением денежных средств.

Еще один вывод: некассовые операции (за исключением операций по зачету взаимных требований) на этапе составления плана финансово-хозяйственной деятельности, как правило, невозможно спрогнозировать.

Тем не менее, по мнению автора статьи, подобные поступления (в частности, по удержанию сумм материального ущерба, взысканию или взаимозачету сумм финансовых и иных санкций за нарушение условий хозяйственных договоров), нужно учитывать при уточнении показателей Плана ФХД в течение календарного года. Это обусловлено тем, что полученные дополнительные доходы могут быть направлены на финансирование дополнительных расходов, которые отражаются не только в Отчете по ф. 0503737, но и в прочих формах бухгалтерской отчетности.

Два системообразующих документа, отражающих состояние финансово-экономической и закупочной активности организации, — это , план ФХД. В соответствии с п. 8 ст. 17 44-ФЗ, учреждения составляют, утверждают и размещают первый из них в течение 10 рабочих дней после утверждения показателей финансово-хозяйственной деятельности, то есть второго. Планирование осуществляется в соответствии с действующим законодательством РФ.

В формировании, выгрузке и корреляции показателей планирования финансово-хозяйственной деятельности и закупок ответственным лицам организации поможет специальная автоматизированная система управления — АСУ ПФХД.

Составленный на основе показателей финансово-хозяйственной деятельности, документ планирования закупок должен включать информацию обо всех грядущих заказах, в том числе данные о приобретении технически сложных товаров, работ, услуг и, при необходимости, сведения об общественном обсуждении. Утвержденный план закупок в обязательном порядке размещается в ЕИС.

Правила формирования регламентируются следующими нормативно-правовыми актами:

  • — для организаций-заказчиков федерального уровня;
  • — для организаций-заказчиков регионального и муниципального уровней.

Среди приложений обновленного плана ФХД присутствует таблица 2.1, которая является связующим звеном документов планирования финансово-хозяйственной деятельности и закупок (п. 8 Приказа Минфина РФ от 28.07.2010 № 81н). В ней указываются сведения по расходам на приобретение ТРУ — общие суммы затрат, запланированных на осуществление закупок (в разбивке по 44-ФЗ и 223-ФЗ), а также издержки на оплату контрактов, заключенных до начала отчетного периода.

Госзакупки ведутся на основании ПЗ и сформированного в соответствии с ним плана-графика. Разместить эти документы в ЕИС можно только после их утверждения, а утвердить план закупок и план-график можно только после согласования и подписания ПФХД. План закупок и план ФХД неразрывно связаны, размещать ПЗ при отсутствии в организации ПФХД законодательно запрещено.

Составление плана финансово-хозяйственной деятельности

Во время формирования проекта бюджета на следующий финансовый и плановый период составляется предварительный ПФХД. Позиции заполняются в соответствии с данными, которые предоставляют учредители, — об объемах субсидий (в том числе и целевых), государственных услуг, бюджетных инвестиций и субвенций. Организация, в свою очередь, планирует поступления и выплаты по приносящей доход деятельности.

После утверждения бюджета на очередной год и плановый период до бюджетного учреждения доводятся показатели, и план при необходимости корректируется.

Формирование регулирует Приказ Минфина РФ. ПФХД-расшифровка при необходимости может составляться ежеквартально и ежемесячно. Валюта документа — рубли с указанием копеек.

Документ состоит из 3 частей:

  1. Заголовочная часть. В ней содержится титульный лист, на котором расположено поле для утверждения документа, а также Ф.И.О. и должность утвердившего лица, полное наименование бюджетной организации, дата утверждения, адрес, ИНН, КПП, код по реестру участников бюджетного процесса, периодичность планирования.
  2. Содержательная включает текстовую и табличную части. В тексте расписываются цели функционирования БУ, вид деятельности, перечень государственных услуг (работ), в оказании которых задействована организация, балансовая стоимость движимого и недвижимого имущества. В таблице указываются непосредственно показатели ФХД, направление расходования бюджетных средств, поступления от предпринимательской деятельности, средства, предоставленные во временное пользование.
  3. Оформляющая часть — подписи ответственных уполномоченных сотрудников.

Составленный и проверенный, он вместе с приложениями утверждается руководителем и подписывается главным бухгалтером бюджетного учреждения (если иное не предусмотрено учредителем бюджетной организации).

После того этого весь пакет документов направляется учредителю на согласование и утверждение. В течение всего отчетного года организация при необходимости может корректировать плановые показатели. При этом данные из ПФХД должны строго совпадать с произведенным ранее кассовым расходом и с планом закупок.

Изменения с 2020 года

С 31.08.2018 вступил в силу новый Приказ Минфина РФ № 186н. Все бюджетные организации при подготовке ПФХД на 2020 и плановый период 2021-2022 гг. должны будут руководствоваться новыми правилами. В течение 2019 г. учреждения должны подготовиться к переходу на новый приказ.

Для бюджетников все требования к ПФХД устанавливает учредитель в рамках параметров, определенных Министерством финансов РФ. Учредители ответственны за определение сроков и порядка составления планового проекта, утверждения и внесения изменений.

Согласно п. 6 требований Минфина, ПФХД должен составляться кассовым методом. Те документы, которые содержат сведения, представляющие государственную тайну, необходимо составлять и утверждать в соответствии с действующим законодательством РФ о защите государственной тайны (п. 7 требований).

Теперь ПФХД может быть сформирован не только на отчетный год и плановый период, но и на куда больший срок в случае наличия у организации долгосрочных обязательств и если это не противоречит решению учредителя. Эти сведения будут отражаться в ПФХД в специальной графе 8 «за пределами планового периода».

Новая форма документа будет значительно отличаться от существующей сейчас. Текстовая часть в новом бланке отсутствует, а табличная часть подразделяется следующим образом:

  • раздел 1. Поступления и выплаты;
  • раздел 2. Сведения по выплатам на закупки товаров, работ, услуг.

Согласно новым требованиям, финансовые показатели на отчетный год и плановый период надлежит отразить в одном разделе.

Графа «Аналитический код» для КОСГУ заполняется только по требованию учредителя.

Разбивки по источникам финансового обеспечения в обновленном ПФХД тоже нет. Поступления по источникам будут указываться построчно.

Специалистам теперь необходимо обосновывать не только выплаты, но и поступления. Формальный вид для таких обоснований при этом Минфин не предусмотрел.

Расчеты показателей поступлений будут формироваться на основании исчисленных доходов по источникам с учетом задолженности по доходам и полученным авансам на начало отчетного года.

Минфин закрепил правила обоснования доходной части прибыли по долям в уставных капиталах хозяйственных товариществ, обществ и дивидендов по акциям и прочим ЦБ, находящимся в собственности учреждения.

Плановые показатели также можно будет корректировать в течение финансового года в случаях, если:

  • учреждению необходимо использовать оставшиеся на начало отчетного периода средства;
  • предприятие подлежит реорганизации;
  • изменятся объемы поступлений, направления расходов, объемы платных услуг и доходы от них, безвозмездные поступления от населения или юридических лиц, дебиторская задолженность прошлых лет и проч.

Полный перечень требований по формированию ПФХД на 2020 г. представлен в Приказе Минфина № 186н.