«Черепаха» против «Орла»: история первой в мире боевой подводной лодки. Подводная лодка. «Черепаха» нападает на «Орла»

Советские дизель-электрические подводные лодки послевоенной постройки Гагин Владимир Владимирович

ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 877

ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 877

Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин» (ЦКБ МТ «Рубин») – старейшая фирма России, специализирующаяся на создании подводных лодок разного водоизмещения, начавшая свою историю по проектированию боевых подводных лодок с 1901 года (тогда называлось техническим бюро подводного плавания Балтийского завода в Санкт-Петербурге).

Бюро проектировало подводные лодки под руководством выдающегося конструктора И.Г.Бубнова. С 1926 года КБ стало самостоятельной проектной организацией под руководством известного кораблестроителя Б.У.Ма- линина, первопроходца советского подводного флота. По его проектам построено более 900 подводных лодок, в том числе дизель-электрических и атомных ракетоносцев.

В проектах современных подводных лодок используются последние научно-технические достижения. В настоящее время ЦКБ МТ «Рубин», возглавляемое академиком Игорем Спасским, выполняет работы не только в области подводного кораблестроения для ВМФ России, но и на экспорт.

В 1974 году было подписано техническое задание главкомом ВМФ С.Г.Горшковым и министром судостроительной промышленности СССР Б.Е.Бутомой на создание новой ПЛ с более высокими тактико-техническими характеристиками. Особое внимание было уделено вопросам энерговооруженности лодки, скоростным характеристикам в подводном положении и под РДП («Шнорхель»), малошумности и уровню физических полей, обусловливающих скрытность подводного корабля, эффективности торпедного и радиоэлектронного вооружения.

Дизель-электрические подводные лодки (ДЭПЛ) класса FOXTROT проектировались как ныряющие. Вновь проектируемая подводная лодка должна была стать иной. Ставилась задача обеспечить значительный прирост скорости подводного хода по сравнению с проектом 641, улучшить мореходность, живучесть, особенно обитаемость, уменьшить численность экипажа, что связано с применением автоматизации большинства процессов управления ДЭПЛ.

К тому времени КБ и НИИ разных отраслей промышленности уже накопили весомый потенциал по разработке современных экономичных дизель-генераторов, главных гребных электродвигателей, аккумуляторов, навигации, радиолокации, гидроакустики и т.д. Наше оборудование не уступало зарубежному, а по некоторым параметрам превосходило его, было надежнее.

Предваряя работу над проектом, совместно с институтами судпрома и ВМФ был проведен детальный анализ состояния и развития подводных сил за рубежом для выработки новой концепции использования ПЛ ВМФ СССР. Это позволило создавать проект с учетом конкуренции на мировом рынке вооружений, а также обеспечить определенный запас водоизмещения ПЛ для возможности ее модернизации, чтобы на многие десятки лет подводная лодка сохраняла высокую боеспособность.

Водоизмещение подводной лодки с противогидроло- кационным покрытием корпуса около 2300 м3 . Наибольшая длина корпуса – 72,6 м. ширина – 9,9 м. Высота наружного корпуса по крышу ограждения выдвижных устройств – 14,7 м. Осадки лодки при нормальном водоизмещении: на миделе – 6,2 м, носом – 6,6 м.

Лодка – одновальная, имеет хорошо обтекаемую форму корпуса. Носовые горизонтальные рули отнесены дальше к средней части. Таким образом достигнуто значительное снижение помех гидроакустическому комплексу. Снижению уровня помех способствует также особая форма носа и ряд других конструктивных элементов.

Лодка – двухкорпусная, что обеспечивает ей большую живучесть. Она имеет 6 отсеков, разделенных прочными переборками. В крейсерском положении лодка даже при заполнении одного любого отсека с двумя прилегающими к нему цистернами главного балласта одного борта может оставаться на плаву.

На лодке, в отличие от ранее использовавшихся, принята оригинальная схема полного электродвижения. Применение полного электродвижения вместо прямодействующей дизель-электромоторной схемы значительно упрощает управление лодкой и повышает ее маневренность. Эти процессы полностью автоматизированы и имеют централизованное управление. Крупнейшие в России предприятия «Электросила» и «Коломенский завод» изготовили новое электроэнергетическое оборудование: дизель, генератор, гребные электродвигатели. Отечественной промышленностью были освоены специально для этой ДЭПЛ новые энергоемкие аккумуляторы. Для режима экономического хода предусмотрен специальный электродвигатель. Впервые на лодке такого класса применены резервные электродвигатели малой мощности. Они обеспечивают ее движение в узостях, позволяют маневрировать при швартовке, а также могут быть использованы для хода при повреждении основного вала и винта.

Скорость полного надводного хода – около 10 узлов. Скорость полного подводного хода составляет 17 узлов.

Дальность плавания – 6000 миль в режиме работы дизеля под водой. Найдены конструктивные решения, позволившие снизить подводную шумность лодки в несколько раз по отношению к предыдущим проектам ПЛ и резко уменьшить вибрацию.

В носовой части убраны шпигаты, носовые рули перенесены в среднюю часть, шумящие механизмы вынесены из первого отсека. Следовательно, повысилась скрытность движения лодки. Скрытности движения лодки способствует также примененная на ней принципиально новая система газоотвода. За лодкой не остается практически никакого следа.

Система погружения и всплытия автоматизирована. Предельная глубина погружения – 300 м, рабочая – 240 м, перископная – 17,5 м.

Лодка оснащена 6 торпедными аппаратами. Из них 2 аппарата рассчитаны на стрельбу телеуправляемыми торпедами новейшей конструкции с особо высоким коэффициентом поражения.

Для погрузки боезапаса на лодке установлено специальное устройство. Лодка может принять 18 торпед (6 – в торпедные аппараты и 12 – на стеллажи). Вместо торпед могут быть приняты 24 мины, 12 – в торпедные аппараты (по 2 на аппарат) и 12 – на стеллажи.

На лодках впервые установлено автоматическое устройство быстрого заряжания, которое в несколько раз сокращает время зарядки торпедных аппаратов, позволяет значительно увеличить скорострельность и обеспечить преимущество в дуэльной ситуации. Управление устройством быстрого заряжания осуществляется дистанционно из торпедного отсека с пульта управления «Мурена» или с местных постов.

Мощный комплекс минно-торпедного вооружения способен решать многоцелевые задачи. Он обеспечивает выстреливание всего боезапаса на всех глубинах погружения – от перископной до рабочей – и совместно с боевой информационно-управляющей системой (БИУС) позволяет вести как одиночную, так и залповую стрельбу по двум целям.

Взамен поста управления торпедной стрельбой «Ленинград», обеспечивавшего вручную на ПЛ проекта 641 ввод необходимых данных для производства торпедной стрельбы, на новой ДЭПЛ установлена БИУС – многоцелевой компьютер (МВУ- ПОЭМ). Он позволяет одновременно следить за 5 целями, из них 2 цели вести в автоматическом режиме и 3 – вручную, обеспечивая с комплексом телеуправления внесение поправок в связи с маневрами цели и точное наведение торпед на цель. БИУС позволяет решать целый ряд навигационных задач.

Малогабаритный навигационный комплекс «Андо- га» обеспечивает непрерывную прокладку курса, выдает координаты места и скорости. Через систему БИУС команда на изменение курса поступает на пульт управления ПЛ. То есть автоматика может вести лодку по проложенному курсу.

Лодка оборудована активной и пассивной радиолокационными станциями с высокой эффективностью слежения. Они могут четко работать в надводном и перископном положении.

Станция имеет систему расхождения целей и позволяет обнаружить надводные корабли, самолеты и вертолеты противника значительно раньше, чем те обнаружат лодку.

Архитектура носовой оконечности ПЛ позволила вписать в ее размеры гидроакустическую антенну совершенно новой конструкции, что помогло значительно увеличить дальность действия гидроакустического комплекса (ГАК). ГАК – МГК-400 спроектирован для нового поколения ДЭПЛ с учетом длительной эксплуатации в различных районах Мирового океана и возможностей модернизации по мере освоения новых технологий. Средства гидроакустики обеспечивают значительное увеличение дальности обнаружения целей и упреждения в дуэльной ситуации с вероятным противником. Все индикаторы систем выведены на единый пульт управления.

Преимущество в упреждении обнаружения противника достигается надежной гидроакустической защитой корпуса лодки. На базе многолетних научных изысканий, морских испытаний в бассейных и в натурных условиях, применяя специальное покрытие, удалось решить задачу создания системы противогидроакустической защиты ПЛ. Правда, первые походы в районы с тропическим климатом доказали необходимость усовершенствования технологии уплотнения пластин, из которых выполнен резиновый панцирь ДЭПЛ проекта 877. Уже первые экспортные ПЛ получили хорошо отработанную промышленностью технологию специальной обработки пластин, которая исключала их отрыв при погружениях лодок.

Учитывая опыт плавания ПЛ в теплых морях и океанах, промышленность внедрила в конструкцию пластины специального озонирующего слоя для снижения вредного воздействия прямых солнечных лучей. Одновременно по инициативе конструкторов бюро на всех забортных конструкциях, в том числе и торпедных аппаратах, были применены изделия в тропическом исполнении.

Нетрадиционное размещение боевых постов и комплексов позволило управлять большинством систем новой лодки в автоматическом режиме с пульта центрального поста. Это привело к сокращению личного состава до 52 человек при 3-х сменной вахте. Автоматика помогает исключить ошибки, предупреждать аварийные ситуации. Но в случае выхода ее из строя работа любой из автоматических систем может быть выполнена вручную.

Полная автономность лодки – 45 суток непрерывного пребывания в море. Для личного состава созданы комфортные условия. Экипаж обеспечен удобными каютами. Есть душевая, амбулатория, кают-кампания, кинозал, который размещается в двух смежных 6-местных каютах.

Кладовые для провизии с различной температурой охлаждения позволяют хранить длительное время и поставлять на камбуз свежие продукты в любом ассортименте.

Личный состав не оторван от мира. На борту предусмотрены видео- и фильмотека, библиотека, индивидуальное радиовещание, которым пользуется каждый член экипажа, свободный от вахты.

Лодка оснащена системой вентиляции и кондиционирования воздуха. Для борьбы с пожарами установлены системы воздушно-пенного и объемного химического пожаротушения. Состав технических средств лодки обеспечивает возможность ее эксплуатации в любых климатических условиях.

Специалисты ведущих стран мира, в том числе США, сразу оценили достоинства нашей подводной лодки. Они обратили внимание на то, что с появлением новой советской ПЛ американские субмарины потеряли преимущество в бесшумности, которым они обладали в течение многих лет.

Один из американских журналов назвал ПЛ класса «Кило» «черной дырой в океане» из-за сложности ее обнаружения средствами гидроакустики, поскольку ее «шумовой портрет» схож с естественными шумами моря. Эта оценка полностью подтвердила прогнозы проектантов и флота о высокой степени скрытности ПЛ класса «Кило».

Строительство подводных лодок 877 проекта ведется в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Комсомольске-на-Амуре по отработанной технологии, агрегатно- модульным способом, освоенным судостроительной промышленностью России. Это позволяет улучшить качество работ и повысить надежность сборки элементов лодки.

Во время передачи первой подводной лодки проекта 877ЭКМ индийскому флоту в сентябре 1986 года Министр обороны Индии отметил, что приобретение этой лодки знаменует большой технический скачок в развитии флота его страны. «Будущее страны зависит от того, насколько хорошо мы сможем использовать морские пространства», – добавил он, заметив, что эта задача очень непростая, и в ее выполнении важную роль предстоит сыграть именно подводным лодкам.

Из книги ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВСТРОЕННЫХ СИСТЕМ. Общие требования к разработке и документированию автора Госстандарт России

Из книги Правила устройства электроустановок в вопросах и ответах [Пособие для изучения и подготовки к проверке знаний] автора

12.16 Описание проекта ПО Документ «Описание проекта ПО» содержит описание архитектуры и требований нижнего уровня к ПО, которые должны удовлетворять требованиям верхнего уровня к ПО. Этот документ должен включать в себя:- детализированное описание того, как ПО

Из книги Правила устройства электроустановок в вопросах и ответах. Раздел 2. Передача электроэнергии. Пособие для изучения и подготовки к проверке знаний автора Красник Валентин Викторович

Подводная прокладка кабелей Вопрос. На каких участках прокладываются кабели при пересечении кабелями рек, каналов и т. п.?Ответ. Прокладываются преимущественно на участках с дном и берегами, мало подверженными размыванию. При прокладке кабелей через реки с неустойчивым

Из книги Чудо-оружие СССР. Тайны советского оружия [с иллюстрациями] автора Широкорад Александр Борисович

Подводная прокладка кабелей Вопрос 167. Каковы правила прокладки кабелей при пересечении рек, каналов и т. п.?Ответ. В этих случаях кабели, как правило, заглубляются в дно на глубину не менее 1 м на прибрежных и мелководных участках, а также на судоходных и сплавных путях; 2 м

Из книги Подводные лодки советского флота 1945-1991 гг. Том 1. Первое поколение АПЛ автора Апальков Юрий Валентинович

Глава 4. Летающая лодка - оружие судного дня 6 июля 1961 г. День Авиации. Тушинский аэродром. Тысячи зрителей. Из мощных динамиков разносится: «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью…» И вдруг над самыми трибунами со страшным грохотом проносится четверка огромных летающих

Из книги Таинственные корабли адмирала Горшкова автора Заблоцкий В П

Модернизации проекта 675 В период постройки АПЛ пр. 675 признавались, во всяком случае, советским командованием, силой, способной эффективно бороться с корабельными группировками вероятного противника. Вместе с тем, существенным их недостатком являлось отсутствие

Из книги Создаем робота-андроида своими руками автора Ловин Джон

Разработка проекта Созданию кораблей радиоразведки проекта 31 предшествовали разработки в ЦКБ-53 ряда вариантов модернизации серийных кораблей проекта 30бис, предусматривающих совершенствование их противовоздушной и противолодочной обороны. Тем не менее с каждым годом

Из книги Малая скоростная автоматизированная подводная лодка-истребитель пр. 705(705К) автора Автор неизвестен

Подводная лодка Модели игрушечных подводных лодок производятся и продаются многими компаниями. Их возможности зависят от степени сложности модели, но обычно они управляются по радио и способны погружаться и всплывать (см. рис. 13.2). Рис. 13.2. Игрушечная подводная лодка

Из книги Самолеты мира 2005 01 автора Автор неизвестен

Малая скоростная автоматизированная подводная лодка-истребитель проекта 705 (705К) Р.А.Шмаков, главный конструктор СПМБМ "Малахит"Наиболее яркой страницей в истории Специального конструкторского бюро №143 (ныне – СПМБМ "Малахит" 8* явилось создание подводных лодок (ПЛ) пр.705 и

Из книги Самолеты мира 2003 01 автора Автор неизвестен

ЗАРОЖДЕНИЕ ПРОЕКТА «СУ-27» Павел ПЛУНСКИЙК концу 1960-х годов ОКБ П.О. Сухого являлось одним из ведущих конструкторских бюро МАП, специализирующимся на самолетах тактического назначения. В коллективе успела сложиться собственная школа проектирования, а в активе КБ было

Из книги Удар под водой автора Перля Зигмунд Наумович

Летающая лодка МДР-6-2М-25Е Елена АСТАХОВАПеред началом Второй мировой войны авиация Военно-морского флота СССР получила несколько типов летающих лодок, в том числе – дальний морской разведчик (МДР). Его разработала группа инженеров, возглавляемая авиаконструктором И.В.

Из книги Боевые корабли автора Перля Зигмунд Наумович

Подводная опасность Ясный солнечный день выдался 8 июня 1855 г. на просторах Балтики. Здесь меньше ощущалась гроза Крымской войны, бушующей уже два года на Черном море. Но в этот день недалеко от Кронштадта показался флагманский корабль англо-французского флота «Мерлин».

Из книги Самоучитель Adobe Premiere 6.5 автора Кирьянова Елена

Глава седьмая Подводная защита Газо-водяной молот Тралы и тральщики - все это активные средства борьбы с угрозой подводного удара.Но ведь далеко не во всех случаях можно пользоваться тралами. У берегов противника, например, там, где минные заграждения бдительно

Из книги автора

Подводная «броня» Прежде всего это обшивка борта - тонкие листы высококачественной стали.Затем следует воздушное пространство. Здесь смесь из газов и воды свободно расширяется и теряет часть своей силы. Но все же сохранившейся силы еще будет достаточно, чтобы разрушить

Из книги автора

Из книги автора

2.1. Установки проекта Прежде чем начать работу с новым проектом, необходимо определить его установки (settings). Установки являются комбинациями свойств фильма, который вы будете монтировать в рамках проекта и, соответственно, кадр из которого будете наблюдать в окне Monitor

Атомная подводная лодка (АПЛ , ПЛА ) - подводная лодка с ядерной силовой установкой .

История

Изначально в подводном судостроении одной из наиболее важных проблем было увеличение времени нахождения под водой и увеличение скорости подводного хода, как наиболее важных характеристик подводных лодок. Прогрессу в этой области мешало несовершенство энергетических установок, а в частности - их малая мощность и зависимость времени нахождения под водой от содержания кислорода в воздухе внутри лодки. Сперва эти проблемы решались повышением мощности электромоторов, ёмкости аккумуляторов, увеличением запаса сжиженного кислорода, воздуха высокого давления, регенеративных патронов. Во время Второй мировой войны в Германии впервые стало серийно применяться устройство для работы дизелей под водой - шноркель (прибор РДП) и парогазотурбинная энергетическая установка системы Вальтера . В послевоенное время в США и СССР , а затем и в других странах появилась атомная энергетика, начав новый этап развития подводного флота. Однако создание мобильного компактного реактора заняло более 10 лет и потребовало значительных усилий.

14 июня 1952 в США была заложена первая в мире АПЛ «Наутилус » (англ. USS Nautilus ), и она была спущена на воду 21 января 1954 года .

Создание первой атомной подводной лодки обозначило современный этап развития энергетики мореплавания, позволив обеспечить для него практически неограниченную дальность . Помимо этого, техническое решение позволило «Наутилусу» как стать самой быстроходной подводной лодкой (под водой), так и первым кораблём, посетившим Северный полюс .

В СССР впервые идея создания подводной лодки с атомной энергетической установкой была изложена А. П. Александровым в письме к И. В. Курчатову от 19 августа 1952 г. Реализация проекта завершилась 4 июня 1958 года, когда советская подводная лодка К-3 дала ход под атомной силовой установкой .

В дальнейшем при активном сотрудничестве с США программу атомного подводного судостроения начала Великобритания , а при содействии СССР подводные лодки с атомными энергетическими установками стали производиться в КНР .

Однако существует другая точка зрения на программу строительства АПЛ в КНР. В конце 1950-х годов КНР запросил в СССР технологии и помощь в строительстве АПЛ, однако пока шли переговоры в КНР началась Культурная революция и отношения с СССР испортились. КНР начала строительство АПЛ своими силами в 1964 году (дата не точная) проекта 091 (код НАТО - SSN Han-class/«Хань»), однако техническая отсталость и хаос Культурной революции привели к тому, что АПЛ вступила в строй только в 1980 году (дата не точная). Единственное отличие корабля, имя которого неизвестно, бортовой номер - 401.

В 1963 году в строй вошла первая британская АПЛ HMS Dreadnought (S101) .

В 1969 году начала нести боевую службу первая французская атомная подводная лодка Le Redoutable (S 611) , причём она относилась не к торпедным подводным лодкам, а к классу стратегических подводных лодок .

В 1974 году свою первую атомную подводную лодку ввёл в строй Китай .

Классификация

Атомные подводные лодки разделяются по назначению на три основные группы:

Название группы Обозначение Основное вооружение Описание
Многоцелевые лодки (первоначально Торпедные лодки) Торпедные аппараты и боеприпасы к ним, в том числе и с тактическими ядерными зарядами. Самые быстрые лодки, предназначены для уничтожения кораблей и подлодок противника.
Стратегические ракетоносцы Баллистические ракеты подводных лодок в специальных вертикальных шахтах. Самые скрытные лодки, один из компонентов ядерной триады , образуют морские силы ядерного сдерживания.
Лодки с крылатыми ракетами Крылатые ракеты. В России - мощные противокорабельные, в США - множество небольших универсальных. Эта группа представлена только во флотах России и США. Российские ПЛАРК предназначены для борьбы с АУГ , американские - для достижения стратегических целей неядерными средствами. Часть крылатых ракет может нести тактические ядерные заряды. В рамках четвёртого поколения ПЛ происходит объединение этой группы с группой многоцелевых ПЛ.

Кроме указанных основных групп, выделяют группу подводных лодок специального назначения, объединяющую немногочисленные подводные лодки как специальной постройки, так и переоборудованные из лодок основных групп (в основном из ракетных), которые использовались для решения различных задач: ПЛ радиолокационного дозора, ПЛ-ретрансляторы, исследовательские ПЛ, носители сверхмалых ПЛ, ПЛ для проведения тайных операций.

Особенности конструкции

Прочный корпус
  • из стали (легированная сталь с высоким пределом текучести)
  • из титана (К-222 (первая в мире), «Комсомолец », лодки проектов 705(К) «Лира» , 945 «Барракуда» , 945А «Кондор» ; на Западе титановых лодок не строили)
Реакторы
  • Реактор с жидкометаллическим теплоносителем (проект 645 «Кит» , проект 705 «Лира» , USS Seawolf). В СССР в качестве жидкометаллического теплоносителя был выбран сплав свинца с висмутом ; выбор США в пользу натрия был ошибочным из-за пожаро- и взрывоопасности.
Вооружение

Страны-операторы

В июне 2012 года было объявлено о начале создания атомной подводной лодки в Иране .

Это был легендарный проект атомной подводной лодки, родившийся в ходе сумасшедшей военной гонки между СССР и США. Обидные провалы и жесткие выводы, авантюрные приказы и настоящий героизм моряков, шпионские подводные слежки и засады подо льдом - история лодок серии 671 полна драматизма и острых сюжетов, по которым можно снять не один триллер мирового уровня.

В рамках проекта было построено и спущено на воду сорок восемь субмарин с разным боевым оснащением и постоянными усовершенствованиями. Это был важнейший этап в советском военном судостроении: именно во время жесткого противостояния с США отечественные верфи научились делать подводные лодки высочайшего класса.

Когда все началось

Это было после Второй мировой войны. Первая атомная подводная лодка в мире появилась лишь в 1954 году, это был знаменитый американский «Наутилус» с максимальной подводной скоростью 23 узла. Он сумел проплыть подо льдами к Северному полюсу, завоевав себе почетное место в истории мирового подводного флота.

СССР отстал от «Наутилуса» на четыре года: в 1958 году на воду спустили «Ленинский комсомол» - советскую первую атомную подводную лодку, способную под водой обогнать американца без каких-либо усилий: ее подводная максимальная скорость была уже 30 узлов.

Стороны работали в неравных условиях. Если предыдущий лодочный проект под номером 627 создавали, опираясь на опыт с дизельными кораблями и скудную информацию от американцев, то лодки второго поколения делались с учетом собственного нелегкого опыта. Уже в то время снабжение расходными материалами и сопутствующим оборудованием проводилось по совершенно разным каналам и принципам. Американцы могли выбирать лучшие образцы электроники или, к примеру, орудий для стрельбы по всему миру - хоть в Японии, хоть в Швеции. Наши же ребята работали только с отечественными производителями с понятными трудностями.

Исторический толчок: конфуз в Саргассовом море

В 1962 году мир замер в ожидании развязки крупнейшего американо-советского конфликта по поводу размещения на Кубе советских ядерных ракет. Соединенные Штаты Америки ввели строгий морской карантин, чтобы перекрыть советским морским судам путь к Кубе. Советское руководство немедленно ответило на такой демарш. Приказ был жестким и экстренным: прорвать морскую блокаду с помощью советских подводных лодок.

К кубинским берегам срочно вышли четыре дизельных лодки, усиленных ядерными торпедами и оснащенных новейшими тактическими советскими разработками, позволяющими уклоняться от противника под водой. Так казалось советским подводникам.

Закончилось все катастрофически. В Саргассовом море наши лодки были быстро обнаружены с помощью гидрофонов новейшей американской системы слежения Sosus. Американцы начали сбрасывать на лодки гранаты, не давая подняться на поверхность воды, что для дизелей жизненно необходимо. В дикой жаре и при нехватке кислорода подводники падали в обморок.

Дело кончилось тем, что лодка Б-130 первой была вынуждена подняться на поверхность воды на виду у всех. Это был отчаянный и смелый жест капитана подлодки, который послал шифровку с убийственным текстом о вынужденном всплытии, сломанном дизеле и разряженной батарее. И о том, что Б-130 окружили четыре американских эсминца. Следом за этой шифровкой пришли сообщения от остальных экипажей с примерно таким же содержанием. Авантюра, храбрость, полная неудача - вот самые подходящие слова для короткого резюме, которое в итоге оказалось жестоким и одновременно эффективнейшим уроком. Ведь именно с этого обидного провала начался путь знаменитых атомных подводных лодок 671.

Выводы и новые задачи для субмарин второго поколения

Уровень осведомленности советских подводников, которые участвовали в Карибском кризисе, был нулевым: ведь они были уверены, что в штабе ВМФ СССР сидит американский шпион. И только поэтому американские корабли смогли так быстро обнаружить наши дизели.

У советских первого поколения ракеты были катастрофически малой дальности. По этой причине им пришлось идти на прорыв морской обороны США - стрелять издалека они не умели. Для их охраны нужны были лодки нового типа с совершенно новой задачей: охотиться не за надводными кораблями, а за подводными лодками противника. Нужны были новые подводные охотники - истребители для защиты ракетоносцев.

Главными критериями были определены подводная скорость, глубина погружения и маневренность. Отсюда и особая форма лодок проекта 671 - все под функции и задачи. Отсюда и "рыбная" шифровка серий.

Проект 671 «Ерш»: новые подводные охотники

Знаменитый ленинградский «Малахит» - никакая не ювелирная фирма, как можно было бы подумать. Это серьезнейшее конструкторское бюро, которому поручили разработку новых подводных лодок проекта 671. Главной задачей была борьба с американскими стратегическими субмаринами, которые являлись по своей сути подводными ракетоносцами. Плавая подо льдами, они были неуязвимы. А крупнейшие и стратегические города СССР Москва, Мурманск, Ленинград и Севастополь были под постоянной угрозой удара ракетой.

Обстановка была напряженной, прессинг со стороны руководства был огромным, скорость проекта была фантастической. Дело осложнялось еще и новыми неприятностями с американской стороны: там тоже не дремали.

Уже в 1963 году американцы спустили на воду новый класс субмарин «Лафайет». По своим функциям они являлись специализированными ракетоносцами. Их главной особенностью была фантастическая бесшумность. Советская локаторная аппаратура засекала их на расстоянии всего нескольких километров. Такая ситуация могла привести к нонсенсу: подводная лодка 671 могла устареть еще до своего рождения. Решение, конечно, нашли. Пришлось создавать новый процесс загрузки торпед: он теперь стал полностью автоматизированным. Многое в этом проекте делалось в советском судостроении впервые, этот момент был по-настоящему прорывным.

Технические характеристики и проекта 671 под названием «Ерш» были следующими:

  • длина и ширина лодки 95 и 11,7 метров соответственно;
  • глубина погружения 320 метров;
  • атомная силовая установка с мощностью турбин в 30 000 лошадиных сил;
  • подводная скорость 32 узла;
  • способность плавания в автономном режиме - 50 суток.

Из вооружения "ершики" были снабжены минами в количестве 36 штук и двумя ракетами SS-N-15.

Первое боевое крещение

Подводное противостояние новых подводных охотников проекта 671 и американских стратегических субмарин превращалось в интереснейшую хронику, по которой можно было бы снять отличный остросюжетный сериал.

Американцы держали под своим контролем практически половину Антарктики благодаря отличной модифицированной системе «Sosus». В их базе данных хранились записи всех шумов, производимых советскими судам вплоть до гражданских кораблей. А уж по каждой подводной лодке были составлены настоящие развернутые шумовые портреты. Тактика обнаружения также изменилась. Американцы не сообщали, что обнаружили советскую субмарину, вместо этого они продолжали контролировать ход лодки скрытно, буквально висели на хвосте, как в шпионском романе. Они могли это делать, потому что были бесшумными, как кошки.

Как же наши новые субмарины при таком непростом раскладе? Они проявили себя с самого начала отлично. При прорывах противолодочных блокад (что и было их главной функцией) "ерши" оказались вполне эффективными. Шумели они, конечно, сильно в сравнении с американскими лодками, но зато уж по скорости и ходовым качествам обгоняли всех и легко уходили от преследования. Иными словами, первая боевая задача в стартовой серии подводных лодок проекта 671 была выполнена. Конструкторы с моряками справились на отлично.

Проект 671 РТ «Семга»

В начале 70-х пришла новая беда. Наши подводные охотники 671 серии оказались в роли дичи - на них самих началась охота. Дело было в очередной модернизации вооружения ВМФ США. На их лодках появились новые ракеты с разделяющей боевой частью. Но не они стали главной проблемой, а так называемая ракета-торпеда - противолодочное оружие с повышенной дальнобойностью. Эта ракета-торпеда в воде двигалась как типичная торпеда. Затем она выходила из воды и превращалась в ракету, которая летела в положенную точку. В этой точке от нее отходила специальная боевая часть, которая взрывалась на нужной глубине в воде.

У конструкторов бюро «Малахит» вновь появилась срочная задача «догнать и обогнать». Советский ответ пришел через год: это была модифицированная лодка 671 с аббревиатурой РТ под шифром «Семга». Главным ее преимуществом был новый ракетный комплекс «Вьюга» с увеличенной дальностью полета ракеты до 40 км, мощным калибром и ядерной боевой головкой.

"Семга" была способна уничтожить лодки противника в нескольких километрах от эпицентра. Дополнительным вооружением стали аппараты для торпед повышенной мощности с калибром 650 мм. Лодки удлинили на целый отсек, повысилась комфортность пребывания экипажа. Хорошо поработали с пресловутой шумностью: сумели снизить ее в пять раз, что, впрочем, было все равно недостаточным. На фото подводная лодка 671 проекта РТ.

В 1975 году случилась курьезная история. Отдел обороны ЦК КПСС срочно созвал всех конструкторов - подводников на экстренное совещание. Их встретил прокурор с официальной жалобой в руках. Жаловался офицер ВМФ, работающий в приемном аппарате. Он считал, что главная проблема всех лодок проекта 671 в виде высокой шумности (а это было именно так) является следствием запланированных действий конструкторов. Дело закончилось подробнейшим разбором полетов, после которого конструкторы пообещали перебрать все возможные варианты снижения шумности. Правильное решение в конце концов нашли. Главные источники шума - турбину и турбогенераторы разместили на амортизаторах внутри специальной камеры. Впоследствии такую схему размещали на всех следующих лодках. Первый же выход бесшумной лодки 671 РТ навел переполох среди американцев: атлантическое и антарктическое спокойствие они потеряли навсегда.

У "Семги" были отличные технические характеристики:

  • длина 102 м и ширина 10 м;
  • возможность погружения на 350 м;
  • силовая атомная установка мощностью в 30 000 лошадиных сил;
  • подводная скорость 30,5 узлов;
  • возможность автономного плавания 60 суток;

Вооружение было более чем серьезное: 12 торпедных аппаратов разного калибра и две ядерных ракеты SS-N-16.

Проект 671 РТМ: а теперь "Щуки"

Эта серия - чрезвычайно интересный проект со всех точек зрения, его полезно было бы изучать в университетах в рамках производственного менеджмента. Прежде всего, это была попытка (весьма успешная в итоге) выжать из двух проектов 671 и 671 РТ все, что только возможно. Дело в том, что параллельно уже полным ходом строились субмарины третьего поколения - принципиально новые проекты 945 и 971 с кардинальным снижением уровня шумности и мощным комплексом вооружений.

В устройство подводной лодки проекта 671 РТМ были введены новейшие мощные гидроакустические и навигационные комплексы. Новые средства связи были на мировом уровне. Также были установлены два атомных реактора со значительным повышением мощности. Усовершенствования коснулись всех систем лодки. С учетом таких трансформаций подводная лодка РТМ 671 плавно перешла в категорию субмарин третьего поколения.

Легендарная «Щука» - самая продвинутая опция проекта. проекта 671 РТМ представляла собой многоцелевую атомную субмарину. Всего под аббревиатурой РТМ было выпущено 26 моделей - целая серия лодок с великолепными техническими характеристиками, среди которых:

  • предельная глубина погружения 600 м;
  • максимальная подводная скорость 31 узел;
  • два мощных реактора по 31 000 лошадиных сил каждый.

В автономном плавании лодка могла находиться в течение 80 суток. Команда экипажа требовалась уже более солидного размера - примерно 100 человек.

Главным же преимуществом подводной лодки 671 проекта РТМ было ее вооружение: крылатые ракеты «Гранат», 24 торпеды или 34 мины - в зависимости от модификации конкретной лодки. Такая комплектация в сочетании со скоростью и плавучестью делала серию РТМ уникальной. Атомный реактор подводной лодки отвечал всем требованиям безопасности.

В итоге проект 671 вышел очень грамотным с технической эволюционной точки зрения: его началом было создание новой лодки второго поколения, а концом стала трансформация субмарин 671 РТМ в подводные корабли новейшего третьего поколения.

Строились АПЛ проекта 671 РТМ на двух заводах: знаменитом Адмиралтейском объединении в Санкт-Петербурге и Судостроительном заводе имени Ленинского Комсомола в Комсомольске-на-Амуре. Финальная доводка производилась на заводе «Звездочка» и на базе в Большом Камне.

Паритетная гонка вооружений под водой

Исторически проект атомной подводной лодки проекта 671 РТМ по срокам совпадал с началом американской программы постройки многоцелевых АПЛ третьего поколения типа SSN-688. В итоге они стали самой массовой серией субмарин в мировой истории подводного флота (всего было выпущено 62 единицы). На фото атомная подводная лодка «Лос-Анджелес» - головной корабль со скоростью 31 узел и вооружением из 26 торпед. Он был спущен на воду в 1976 году.

Совпадение сроков, конечно, не было случайным. Дело в том, что американские атомные субмарины в то время были значительно лучше советских лодок по уровню скрытности и акустическим возможностям. Разрыв постепенно сокращался, но не исчезал полностью.

Американцам тоже было над чем поработать: они уступали советским аналогам в максимальной скорости подводного хода, да и боевая живучесть с маневренностью у "щук" были выше. По уровню вооружения обе серии могли поспорить, но у советских 671 РТМ определялось относительное преимущество.

Немаловажным было и то, что для обслуживания лодок серии 671 РТМ требовалось меньше народу. Таким образом, за счет компактного экипажа условия обитаемости на борту были намного выше. Может показаться, что данный критерий не относится к ключевым. Но если учитывать многомесячные автономные рейды субмарин, к примеру, подо льдом, условия обитаемости выходят по своей значимости на первый план: это состояние и настроение экипажа.

В целом по оценкам независимых экспертов субмарины 671РТМ и SSN-688 были примерно равноценными. Можно сказать, что гонка двух условных противников по усовершенствованию и оборонной мощи шла параллельно, оба участника шли примерно на равных.

Про американские атомные подводные лодки в мировой прессе писали много. Даже среди обывателей это был известный и обсуждаемый проект. О советских подводных лодках проекта 671 не знал практически никто в силу традиционной чрезвычайной скрытности советских подводников. Даже сейчас информация о них ограничена узкими профессиональными ресурсами. Трудно отыскать в сети, к примеру, качественные фото атомной подводной лодки класса «Щука».

Поэтому многолетняя история подводных «догонялок» двух стран-соперниц также остается за тайными шторами. А зря, интереснейших случаев было много. Один из самых ярких - крупная операция «Апорт» в Атлантическом океане в 1985 году, когда советские подводники «умыли» своего условного противника - ВМФ США. Все напоминало настоящую охоту с засадой, что вполне закономерно: весь проект 671 создавался именно для охоты на вражеские подводные лодки.

В конце мая из базы Западная Лица на Кольском полуострове в океан выплыли три красавицы охотницы класса РТМ с двумя примкнувшими к ним лодками 671 других модификаций. Само собой, такую атомную подводную команду американская морская разведка не могла не заметить. Заметили, но… потеряли. Искали всей разведкой самым интенсивным образом. Единственным американским успехом стало обнаружение лодки К-488, лишь когда она уже возвращалась домой на базу. А наши красавицы тем временем занимались своими перманентными боевыми задачами: следили за ракетными субмаринами и противолодочной авиацией ВМФ США во время их патрулирования. В итоге американцы без успеха охотились за командой лодок 671 РТМ в течение целого месяца. «Апорт» завершился 1 июля 1985 года.

Операция «Атрина» была для советских подводников принципиальной и важнейшей в политическом смысле. На этот раз в ней участвовала «великолепная пятерка» известных субмарин К-244, К-255, К-298, К-299 и К-524. Пятерка лодок имела поддержку в виде морской авиации и пары разведывательных кораблей, снабженных специальными гидроакустическими системами с антеннами. Как и в прошлый раз, американцы знали о выходе лодок, но сразу же потеряли их в Атлантическом океане. Охота началась снова, подтянули все силы обнаружения в виде трех поисковых групп с привлечением британских кораблей. Лодки ушли незамеченными и достигли того самого злополучного Саргассова моря.

Американцы сумели найти контакт с лодками лишь через восемь суток с начала операции. Они приняли "щук" за ракетные подводные крейсеры, по поводу чего серьезно волновались. Все эти действия проводились в период пика холодной войны.

Итоги операций «Апорт» и «Атрина» показали, что ВМФ США не сможет обеспечить эффективного противодействия АПЛ нового поколения проекта 671 РТМ при их массированном использовании.

Это была важнейшая победа советского военного флота. Вот что значит делать правильные вводы. Подводники всегда умели это делать.

Еще одной известной героической страницей стало подледное плавание знаменитой невероятной сложности лодки К-524. Задачей было переплыть из Северного Ледовитого океана в Атлантический с обходом острова Гренландия с северо-востока. Этот переход стал легендой, а капитан Протопопов В.В. получил звезду Героя Советского Союза.

Шумность. Обшивка. Акустика. Списывать…

К величайшему сожалению, да. Всему приходит конец, и легендарные охотницы подводные лодки проекта 671 "Ерш", "Семга" и "Щука" не стали исключением. Вопрос их модернизации рассматривался командованием ВМФ России самым серьезным образом несколько лет назад. Это был конкурс проектов модернизации "щук", где прорабатывались все возможные варианты.

Все дело в высокой шумности лодок - критерии, по которому 671 серия проигрывала американским «Лос-Анджелес» еще во времена бешеной гонки усовершенствований.

Цена модернизации лодки была бы примерно равной стоимости новой лодки. Нужно было бы менять всю начинку, включая новейшие гидроакустические системы и, конечно, сами реакторы. Обшивка также нуждалась бы в серьезнейшей доводке.

Таким образом, модернизация была признана бесперспективной. К 2015 году лодки были списаны. Знаменитый проект 671 подводных лодок закончился. Подводники помнят и ценят его, это было славное время для полета инженерной мысли, технических находок и подвигов подводников, которые до сих пор мало кому известны.

Вишневский Вадим, ученик 2 класса

В работе рассказывается история создания подводных лодок в России.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Подводные лодки Работу выполнил: Вишневский Вадим, ученик 2 «А» класса ГБОУ школы № 683 Приморского района

узнать больше о своих родственниках, и х нелёгкой профессии; познакомиться с историей подводного флота в России; где строят лодки; какие в нашем городе есть музеи, посвященные истории подводного флота. ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

ПЛАН: I. Почему я заинтересовался подводными лодками. II. История создания подводной лодки: 1.Первая подводная лодка в России. 2.Первая боевая подводная лодка. 3.Атомные подводные лодки. III. Заводы, конструирующие подводные лодки, в Санкт-Петербурге. IV. Музеи подводного флота в Санкт-Петербурге. V. Заключение.

Мой дедушка, Леонид Николаевич, моряк-подводник, служил в Гаджиево на подводной лодке К-19. Ушел на пенсию в звании капитана II ранга.

Мой дядя, Олег Анатольевич, моряк-подводник, служил в Гаджиево, заканчивал Военно-морское училище подводного плавания им. Фрунзе в Санкт-Петербурге.

Мой папа - капитан III ранга, Александр Леонидович, закончил Военно-морское училище подводного плавания в Санкт-Петербурге.

«Потаённое» судно

Памятник первой российской подводной лодке в курортном пригороде Санкт-Петербурга - Сестрорецке.

Подводные лодки Джевецкого – первая в мире серия боевых подводных аппаратов.

Памятник подводной лодке Джевецкого установлен в Гатчине в месте испытания второй модели подводной лодки.

Первая боевая подводная лодка «Дельфин»

Подводная лодка К-19 - первый советский атомный ракетоносец

Самая большая атомная подводная лодка «Акула», она же «Тайфун», была спроектирована в ЦКБМТ «Рубин» и построена на заводе Адмиралтейские верфи, в Санкт-Петербурге. Строительство началась в 1960 году. Она была построена в рекордно короткие сроки - за 5 лет.

ОАО «Адмиралтейские верфи» Судостроительный завод «Северная верфь» Кронштадтский морской завод Балтийский завод

Центральный военно-морской музей

Первый в России музей подводного флота находится по адресу: Кондратьевский проспект, 83/1. Музей был открыт в 1993 году и носит имя моряка-подводника Александра Маринеско.

Мемориальный комплекс подводной лодки Д-2 « Народоволец» является уникальным памятником истории отечественного кораблестроения и героических действий подводников в годы Великой Отечественной войны.

Плавучий музей подводной лодки С-189 наб. Лейтенанта Шмидта, напротив Морского корпуса Петра Великого, м. Василеостровская

Музей истории подводного флота в здании Военно-морского училища подводного плавания.

В год 300-летия Санкт-Петербурга школе, ГОУ СОШ № 134, было присвоено имя героя-подводника, старшего помощника командира АПРК " Курск«, Дудко С.В. В связи с этим в школе создан музей " Из истории подводного флота России".

Предварительный просмотр:

Выступление Вишневского Вадима,

ученика 2 «А» класса школы № 683 Приморского района.

Тема: «Подводные лодки»

Цели и задачи:

Узнать больше о своих родственниках, их нелёгкой профессии;

Узнать историю подводного флота в России;

Где строят лодки;

Какие в нашем городе есть музеи, посвященные истории подводного флота.

План:

I. Почему я заинтересовался подводными лодками.

II. История создания подводной лодки:

1.Первая подводная лодка в России.

2.Первая боевая подводная лодка.

3.Атомные подводные лодки.

III. Заводы, конструирующие подводные лодки, в Санкт

Петербурге.

IV. Музеи подводного флота в Санкт-Петербурге.

V. Заключение.

Здравствуйте, меня зовут Вишневский Вадим. Я – ученик

2 «А» класса 683 школы.

Слайд 1

Моя тема: «Подводные лодки».

Тема была выбрана мною не случайно. Как и многие мальчишки, я интересуюсь военной техникой. А главное, в моей семьей выросло не одно поколение моряков-подводников.

Слайд 2

Мне захотелось больше узнать о своих родственниках, их нелёгкой профессии, узнать историю подводного флота в России, где строят лодки и какие в нашем городе есть музеи, посвященные истории подводного флота.

Слайд 3

Мой дедушка – Леонид Николаевич, капитан II ранга, служил на первой атомной подводной лодке К-19 в Гаджиево, город в Мурманской области, названный в честь героя моряка-подводника Магомета Гаджиева.

Слайд 4

Мой дядя – Олег Анатольевич, тоже моряк-подводник, служил в Гаджиево, как и мой дедушка.

Слайд 5

Мой папа - капитан III ранга, Александр Леонидович, закончил Военно-морское училище подводного плавания в Санкт-Петербурге.

А мой двоюродный дедушка – контр-адмирал, Николай Николаевич.

Слайд 6

В России всегда был интерес к подводному плаванию. Первую лодку, ее тогда называли «потаённым» судном, попытался создать плотник Ефим Никонов. Это было при Петре I. Через несколько лет созданный образец прошел испытания на Галерном дворе, судно опустили на воду, но при этом повредили ему днище. Работы были прекращены, а неграмотный изобретатель был послан на верфи плотником.

Слайд 7

Памятник первой подводной лодке находится в Сестрорецке.

Слайд 8

Подводные лодки Джевецкого – первая в мире серия боевых подводных аппаратов. Применялись в 1880-е годы для обороны российских военных портов на Балтийском и Черном морях, также использовались во время русско-японской войны 1904-1905 годов.

Слайд 9 Памятник подводной лодке Джевецкого установлен в Гатчине.

Слайд 10

Первая боевая подводная лодка «Дельфин» была спроектирована Бубновым в 1900 году и служила для подготовки первых русских подводников. За время русско-японской войны 17 дней провела в море и совершила боевой поход.

Слайд 11.

Подводная лодка К-19 - первый советский атомный ракетоносец, на котором служил мой дедушка и совершил немало походов. За многочисленные аварии лодка имела на флоте прозвище «Хиросима». Лодка была спущена на воду в 1959 году.

Слайд 12.

Самая большая атомная подводная лодка «Акула», она же «Тайфун», была построена в 1960 году в рекордно короткие сроки - за 5 лет. Подводная лодка высотой с 9-этажный дом и длиной почти в два футбольных поля. Проект «Акула» стал самой большой подводной лодкой в мире, лодка занесена в книгу рекордов Гинесса.

Слайд 13.

В Санкт-Петербурге много заводов, занимающихся конструированием и ремонтом подводных лодок. Среди них:

"Адмиралтейские верфи" - старейшая судостроительная верфь России, На заводе были построены лодки проекта «Акула».

Судостроительный завод «Северная верфь » является одним из лидирующих предприятий оборонной промышленности России.

Балтийский завод построил первую боевую подводную лодку «Дельфин», а также подводную лодку С-189, в которой в настоящее время создан плавучий музей.

Также у нас есть Кронштадтский морской завод , который производит бронированные военные суда, делает ремонт и совершенствует корабли.

Слайд 14.

В нашем городе имеется более 100 морских музеев. Старейшим является Центральный военно-морской музей, созданный в 1709 г. по указу Петра I.

Слайд 15.

Первый в России музей подводного флота, открывшийся в Петербурге в 1993 году, носит имя моряка-подводника Александра Маринеско, Это Герой Советского Союза, совершивший немало подвигов во имя Родины.

Слайд 16.

Мемориальный комплекс подводной лодки Д-2 "Народоволец" является уникальным памятником истории отечественного кораблестроения и героических действий подводников в годы Великой Отечественной войны .

Слайд 17.

Интересен, как детям, так и взрослым, плавучий музей подводной лодки С-189. Это – последняя на территории Российской Федерации средняя дизельная подводная лодка. Она 35 лет находилась в составе Балтийского флота, но в 90-х годах пришла в негодность и затонула в Кронштадте. Но лодку решили сохранить и открыли в ней музей. В отсеках лодки сохранена реальная обстановка службы и быта советских подводников.

Слайд 18.

Также в Санкт-Петербурге существует музей истории подводного флота, находящийся в здании Военно-Морского училища подводного плавания, которое заканчивал мой папа. Училище воспитало 13 Героев Советского Союза и 4 Героя России.

Слайд 19.

В год 300-летия Санкт - Петербурга школе, ГОУ СОШ № 134, было присвоено имя героя-подводника, старшего помощника командира атомной подводной лодки "Курск", Сергея Дудко. В связи с этим в школе создан музей "Из истории подводного флота России".

Слайд 20.

12 августа 2000 года подводная лодка «Курск» затонула в Баренцевом море, тайна ее гибели неизвестна до сих пор.

Я понял, что профессия подводника трудна и опасна, потому что море не прощает ошибок, и члены экипажа несут ответственность друг за друга. Нужно быть собранным и внимательным. Подводники – смелые и надежные люди, никогда не бросят друга в беде!

Подводники – особый народ!

Сам для себя я еще не решил, кем хочу стать в будущем, но мне очень интересна и близка профессия моряка-подводника.

Спасибо за внимание!

Слайд 21 – Фильм

Военно-морское соперничество на море между США и СССР в середине 60-х и начале 70-х годов прошлого столетия привело к появлению новых боевых кораблей, совершенно уникальных по своим тактико-техническим характеристикам.

Американцы к тому времени сумели добиться значительного прорыва в военно-технической области, спустив на воду современные атомные подводные лодки «третьего поколения». Корабли оснащались малошумными двигательными установками и мощным ракетно-торпедным вооружением. Ответом Советского Союза на попытку достичь превосходства Запада в военно-морской сфере стали АПЛ проекта 945, уникальные в своем роде военные корабли.

Основные цели АПЛ проекта 945

Помимо высоких технических характеристик новых кораблей, перед создателями проекта ставилось обязательное условие. Все корабли новой серии должны иметь водоизмещение и размеры, вписывающиеся в параметры мощностей судоремонтной и судостроительной промышленности СССР. Поставленная перед советскими конструкторами в 1972 году задача, предусматривала постройку в ближайшие 3-5 лет новой подводной лодки 3-го поколения. Для этой цели техническое задание предусматривало разработку в ЦКБ «Лазурит», расположенном в Горьком, проекта для последующего строительства атомных субмарин. Техническое задание предполагало строительство субмарин на конкурентной основе. Параллельно с разработкой проекта 945 шла интенсивная работа над другим проектом. На основе того же самого технического задания и эскизных данных СКБ «Малахит» занималось проектированием своего корабля, многоцелевой подлодки типа «Щука» — проект 971 .

В течение 7 лет шла кропотливая работа по созданию новых кораблей. Результатом титанических усилий горьковских конструкторов стал проект 945 подводных лодок типа «Барракуда». Закладка головного корабля серии АПЛ «Карп» состоялась в 1979 году на Горьковском судостроительном заводе «Красное Сормово». В дальнейшем предполагалось постройка еще одного судна на стапелях «Севмаш».

Разработка и создание боевого корабля проекта 945

Проектирование новых лодок, относящихся к 3-ему поколению, началось в 1972 году. Вся техническая документация по новому проекту создавалась в Горьковском (теперешний Нижний Новгород) ЦКБ «Лазурит». Местом реализации проекта изначально был выбран судостроительный завод «Красное Сормово», расположенный здесь же, в городе Горьком.

АПЛ проекта 945 кардинально отличались от всех предыдущих подводных кораблей подобного класса. Предполагалось вести строительство корабля, корпус которого будет выполнен из титанового сплава. Это новшество давало существенную экономию веса, сделав параметры водоизмещения новой субмарины приемлемыми для отечественных судоремонтных заводов. К тому же, титановый корпус обладал большей прочностью, что автоматически увеличивало глубину погружения нового корабля. Титановый сплав, из которого был сделан основной корпус подлодки, имел низкие электромагнитные характеристики, обеспечивая боевому кораблю хорошую скрытность в толще воды.

Несмотря на высокие технические характеристики субмарин типа «Барракуда», единственной «ахиллесовой пятой» проекта 945 как раз и является титановый корпус. Это новшество, используемое в конструкции, приводило к существенному удорожанию постройки корабля.

Для справки: по оценкам экспертов АПЛ проекта 945 обходились государственной казне на тот период в колоссальную сумму – 300 млн.$, что равнялось сумме, потраченной на строительство 2 субмарин типа «Лос-Анджелес».

Корпус корабля

Многоцелевые подлодки типа «Барракуда» строились двухкорпусными. Такая концепция не только увеличивала тактико-технические характеристики кораблей, но и позволяла рационально использовать технические возможности титанового сплава. Основной корпус был сделан полностью из титана, тогда как носовые и кормовые окончания корпуса лодки имели стальную конструкцию. Форма легкого корпуса имела совершенные гидродинамические обводы — эллипсоидный нос и веретенообразную корму. Прочный основной корпус имел коническую форму, как в носу, так и в кормовой части. Все переборки в оконечностях корабля были сферическими, а крепления конструкции могли спокойной испытывать напряжения на изгиб, возникающие в корпусе при погружении на глубину.

Весь корабль был разделен на 6 боевых отсеков. Балластные цистерны оборудовались кингстонами шпигатного типа. К тому же в конструкции корабля предусматривалась установка аварийной системы всплытия. Продувка цистерн осуществлялась не сжатым воздухом, а продуктами сгорания топлива при работе вспомогательных дизельных двигателей. Для эвакуации команды в экстренных ситуациях лодка оснащалась спасательной капсулой, установленной в районе центрального боевого поста. Новая лодка имела практическую глубину погружения 480 м, тогда как максимально допустимый предел погружения достигал 550 м.

Лодка в надводном положении имела водоизмещение 5940 тонн. Размеры судна составляли: длина 107 м, а ширина 12 метров. Такие измерения позволяли проводить готовый корабль системой речных каналов со стапеля до места последующей приписки. В дальнейшем лодки могли свободно проходить ремонтно-плановый осмотр практически на всех судоремонтных предприятиях советского ВПК.

Экипаж субмарины составлял 61 человек.

Силовая установка

Подводная лодка проекта 945 «Карп» — головная субмарина серии имеет силовую установку мощностью 43 тыс. лошадиных сил. Работу парозубчатой установки обеспечивает один ядерный реактор ОК-650А. В конструкции реактора имеется 4 парогенератора, которые вместе с насосами обеспечивают необходимую циркуляцию теплоносителя по четырем контурам. Получаемая в результате работы ядерной установки электроэнергия идет на зарядку аккумуляторных батарей и на группу преобразователей.

В рабочем режиме при нормальной загрузке реактора энергетическая установка обеспечивает подводному судну надводную скорость 12 узлов. В погруженном состоянии субмарина развивает скорость в 35 узлов.

Корабль имеет увеличенный ресурс автономности плавания, который составляет не менее 100 суток.

Вместе с тем, помимо головной энергетической установки, обеспечивающей жизненный и рабочие циклы цикл подводной лодки, на судне установлены два дизельных мотора. Задача дизельных двигателей вспомогательная. В экстренных ситуациях моторная группа должна обеспечить подлодке автономное энергообеспечение и ход в 5 узлов в течение 10 дней.

Корабль имеет в качестве движителя гребной винт с улучшенными гидродинамическими обводами. Уменьшенная частота вращения винта, применяемая на лодках этого типа, делает движение субмарин под водой малозаметным.

После сдачи первых двух судов, проект 945 претерпел некоторые изменения. На лодку устанавливается новый реактор. Изменилось и вооружение подводных кораблей. Последующие суда относились к проекту 945А.

Всего, за 8 лет, начиная с 1979 года по 1987 г., было введено в строй две субмарины проекта 945. В 1983 году вошла в строй головная субмарина АПЛ «Карп», а уже в 1987 году в строй ВМФ СССР вошел второй корабль серии, АПЛ — «Краб». Оба корабля имеют разные судьбы. Первенец серии, подлодка «Карп» была списана в 1998 году. Второй корабль серии АПЛ «Краб», получивший в 1996 году новое название «Кострома», до сих пор остается в составе российского флота.

Вооружение подводных кораблей проекта 945

Советские многоцелевые лодки должны были выполнять функцию противовеса американским боевым субмаринам класса «Лос-Анджелес», объявившим охоту на советские подводные ракетоносцы. Для выполнения боевых задач советские подлодки проекта 945 оснащались торпедно-минным вооружением, представленным боевыми комплексами РПК-6 «Водопад» и РПК-7 «Ветер».

Эти боевые модули имели калибр 533-мм и 650 мм соответственно. Основными боевыми снарядами субмарин типа «Барракуда» являлись торпеды и ракето-торпеды, запускаемые через торпедные аппараты. Боекомплект лодки в снаряженном состоянии составлял 40 торпед и ракето-торпед.

Основным оружием подводной лодки проекта 945 являлась торпеда ТЭСТ – 71, боевая часть которой могла нанести кораблю вероятного противника критические повреждения. Новая торпеда имела систему самонаведения активно-пассивного типа, что делало ее движение практически незаметным для противника.

Помимо торпед с обычной боевой частью корабли оснащались противолодочными ракето-торпедами «Ветер» с ядерной боеголовкой.

Радиоэлектронное вооружение подлодок типа «Барракуда» состояло из гидроакустического комплекса «СКАТ». Малая шумность при движении судна под водой и наличие нового гидроакустического оборудования повысили скрытность корабля. Точность определения координат судна с помощью нового оборудования выросла в 5 раз. Дальность прямой связи корабля с базой выросла в несколько раз, превысив прежние показатели для советского подводного флота в 2-3 раза.

Появление подлодок проекта 945А

После усовершенствования энергетической установки и усиления вооружения кораблей на базе существующего проекта, появились новые субмарины проекта 945А типа «Кондор». Еще на стадии закладки 3 и 4 корабля серии была предпринята попытка подготовить суда для установки модернизированного реактора ОК – 650Б. Мощность силовой установки увеличились до 48 тыс. л.с. На лодки установили новые подруливающие устройства, улучшив маневренность корабля в боевых условиях. Остались неизменными размеры кораблей, а вот их водоизмещение выросло до 6400 тонн. Все также экипаж субмарины составляет 61 человек. Основные изменения в конструкции коснулись боевых возможностей новых судов. Внесение конструктивных изменений в систему вооружения корабля привело к тому, что на лодках проекта 945А число отсеков достигло 7.

Субмарины вооружались шестью 533-мм торпедными аппаратами. Однако главным оружием боевого корабля стали стратегические крылатые ракеты «Гранат». Одна подлодка несла до 10 ракет с обычной и ядерной боевой частью. Пуск крылатых ракет должен был осуществляться через торпедные аппараты. Корабли типа «Кондор» получили на вооружение ПЗРК «Игла», усилившие систему ПВО военных судов.

Модернизированные корабли получили по натовской терминологии название «Sierra II». Первая субмарина улучшенного типа вступила в строй в 1990 году, получив название «Зубатка». В 1995 году корабль был переименован в «Нижний Новгород» став многоцелевой подводной лодкой проекта 945А.

Второй корабль серии АПЛ «Окунь» был заложен в 1989 году и вступил в строй в 1992 году, пополнви ряды уже ВМФ России. В 1995 году лодка получила новое название, став АПЛ «Псков». Дальнейшее строительство новых подлодок было прекращено. Очередная модернизация боевых возможностей судов привела к закладке субмарины проект 945Б (шифр «Марс»). Однако из-за трудного финансового положения в стране, было принято решение не строить в дальнейшем дорогостоящие титановые подлодки.

Сегодня в списочный состав ВМФ России входят все четыре титановые субмарины. Подлодки «Тула» и «Кострома», находятся у стенки судоремонтного завода, ожидая своей дальнейшей судьбы. Более новые корабли, подводная лодка «Псков» и ее сестра, АПЛ «Нижний Новгород» числятся в составе 7-й дивизии подводных лодок Северного флота с местом базирования в Видяево. Планируется переоснастить все четыре корабля в соответствии с техническим заданием проекта 945М и вооружить корабли крылатыми ракетами «Калибр».

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них