Китайцы подтвердят наличие лицензии на импорт угля. Экспорт угля из России: плюсы для экономики страны. Экспорт угля из России в Китай

Китай планомерно замораживает развитие угольной генерации. Страна как минимум до 2020 года не будет строить новых теплоэлектростанций на угле, общая мощность которых могла бы составить 150 ГВт. Теоретически заменой угля мог бы стать газ, в том числе российский, но, по мнению экспертов, быстрого роста продаж газа из России в Китай ждать не стоит.

Китай приостанавливает строительство новых угольных теплоэлектростанций (ТЭС) общей установленной мощностью 150 ГВт до 2020 года, следует из решения госкомитета Китая по делам развития и реформ. Это делается для борьбы с перепроизводством электроэнергии и из экологических соображений. Также планируется вывести из эксплуатации устаревшие угольные станции на 20 ГВт, а еще 1 ГВт угольных ТЭС будет модернизирован. В целом к 2020 году установленная мощность угольных электростанций в Китае не должна превышать 1,1 тыс. ГВт.

Китай является мировым лидером по производству угля (объем годовой добычи — более 3,5 млрд тонн) и крупнейшим потребителем. За рубежом страна закупает недостающие марки угля и, как говорит собеседник "Коммерсанта" в отрасли, те объемы, которые дешевле завезти на север страны по импорту, чем завозить с юга, основного угледобывающего региона КНР. Но до 2018-2020 годов Пекин планирует сократить объемы производства на 700 млн тонн. По данным BP, в 2016 году потребление энергии в Китае выросло на 1,3% (ниже десятилетней средней в 5,3%), при этом потребление угля упало на 1,6% (добыча на 7,9%), а газа — выросло на 7,7%. Доля угля в энергобалансе снизилась с 64% до 62%.

Исходя из таможенной статистики КНР, которую приводит ТАСС, доля российского угля в общем импорте страны за первое полугодие — около 14% (свыше 13 млн тонн на сумму $1,17 млрд). При этом, по данным ЦДУ ТЭК, экспорт угля из РФ в Китай за январь—июнь составил 9,5 млн тонн (из них 2,2 млн — коксующийся уголь), а по данным ФТС — 10,45 млн тонн.

Собеседник издания в отрасли допускает, что статистика может отличаться, поскольку ФТС и ЦДУ ТЭК не учитывают продажи трейдерам, но добавляет, что «все торгуют напрямую» (что не исключает не учитываемых таможней РФ поставок в Китай, осуществляемых зарубежными трейдинговыми структурами российских угольщиков).

Директор группы корпоративных рейтингов АКРА Максим Худалов отмечает, что планы Пекина по сокращению угольной генерации потенциально дают потерю спроса примерно на 400 млн тонн в год. При этом эксперт напоминает, что Китай планировал снабжать новую генерацию в основном за счет своего угля. Учитывая планы по закрытию неэффективных мощностей в угледобыче (осталось закрыть 250 млн тонн), рынок, по сути, потерял около 150 млн возможного спроса. Но в последних отраслевых прогнозах никто не делал ставку на рост угольной генерации в Китае, так что вряд ли эти планы приведут к серьезным колебаниям цен, резюмирует господин Худалов. Официально угольщики РФ планы сокращения угольной генерации в Китае не комментируют.

Отказ от угля теоретически может привести к росту газовой генерации. Сейчас Китай потребляет около 200 млрд кубометров газа, и, по прогнозу государственной CNPC, спрос к 2020 году вырастет до 340 млрд, к 2030 году — до 540 млрд кубометров. Как минимум 38 млрд кубометров из них Китай собирается импортировать из России по газопроводу «Газпрома» «Сила Сибири» начиная с декабря 2019 года. Этот объем «Газпром» планирует нарастить в будущем до 61 млрд кубометров.

Помимо этого, Россия и Китай рассматривают западный маршрут поставок на 30 млрд кубометров в год («Сила Сибири-2»). «Газпром» и CNPC заключили меморандум о его строительстве в ноябре 2014 года. Но итоговое соглашение, которое они планировали подписать до конца 2015 года, не оформлено до сих пор. Основная причина — падение нефтяных котировок и разногласия по цене на газ. В 2017 году стороны неожиданно возобновили переговоры, а глава «Газпрома» Алексей Миллер заявил, что ориентироваться компания будет именно на поставки трубопроводного газа в АТР вместо строительства СПГ-заводов.

Вячеслав Мищенко из Argus Media отмечает, что, несмотря на закрытие угольных станций, Китай не будет резко увеличивать объем потребления газа. По его словам, те проекты, о которых Китай уже договорился и которые находятся в стадии обсуждения с Россией, достаточны для обеспечения потребностей страны. К тому же, отмечает господин Мищенко, Пекин может закупать СПГ на мировом рынке.

Подпишитесь на нас

25.10.2017 Российская экономика

Экспорт российского угля в Китай в сентябре 2017 года увеличился на 83% по сравнению с сентябрем прошлого года, с 1,28 млн до 2,35 млн тонн. Об этом сообщает газета «Ведомости» со ссылкой на Thomson Reuters.

Российские компании наращивают экспорт угля в Китай на фоне относительно высоких цен, пояснил газете директор центра экономического прогнозирования Газпромбанка Айрат Халиков.

Так, по данным Thomson Reuters, во вторник, 24 октября, тонна энергетического угля (FOB Находка) стоила $93. Это на 89,8% выше цен апреля 2016 года. Коксующийся уголь стоил $177,9, по данным Bloomberg. Весной цены достигали $300 за тонну.

В Китае происходит реструктуризация угольной промышленности. «До 2020 г. китайское правительство планирует закрыть 800 млн т угледобывающих мощностей, при этом планируется запуск 500 млн т новых низкозатратных мощностей», - поясняет собеседник «Ведомостей». Реализация программы началась в Китае в 2016 году.

Кроме того, в 2016-2017 гг. были перебои поставок угля в Китай из Австралии из-за погодных катаклизмов. «Недостающие объемы замещали в том числе поставками из России», - добавил эксперт.

Китаю сейчас также необходимо замещать объемы угля, которые раньше он импортировал из Северной Кореи в связи с санкциями на его поставку.

В сентябре Китай импортировал 511,6 тыс. тонн угля из Северной Кореи, пишет газета со ссылкой на Reuters - это на 71,6 % меньше, чем год назад.

По данным таможенной статистики КНР, в 2016 году импорт каменного угля в Китай составил 183,32 млн тонн (+17,7%). В стоимостном выражении импорт составил $11,51 млрд(+13,7%). По итогам года из Австралии в Китай поставлено 70,5 млн тонн угля (-0,5%). Доход от экспорта вырос на 5,4%, до $5,58 млрд. Экспорт каменного угля из РФ в Китай по итогам года составил 18,57 млн тонн общей стоимостью $1,12 млрд. Тоннаж экспорта увеличился на 17,7%, доход от экспорта - на 7,4%. Из Северной Кореи было поставлено 22,48 млн тонн (+14,5%) на сумму $1,19 млрд (+12,9%).

В сентябре 2017 г. экспорт российского угля в Китай увеличился на 83% по сравнению с сентябрем прошлого года, с 1,28 млн до 2,35 млн т, по данным Thomson Reuters. Всего в 2016 г. в Китай из России было экспортировано 18,93 млн т угля, следует из данных Thomson Reuters. Это на 18% больше, чем в 2015 г., когда экспорт российского угля в Китай сократился на 60% по сравнению с 2014 г. Экспорт в 2014 г. составил 25,29 млн т, в 2015 г. — 15,78 млн т. На долю пяти крупнейших компаний приходится 78,8% (223,3 млн т) производства угля в стране, следует из данных статистического сборника «ТЭК России — 2016», выпущенного в июне 2017 г. аналитическим центром при правительстве (см. график). На все экспортные направления в 2016 г. пришлось 171,4 млн т угля, из них на Китай — 11%, говорится в отчете центра. Представитель Evraz подчеркнул, что для компании приоритетными направлениями экспорта в АТР являются Япония и Южная Корея. По данным октябрьской презентации «Мечела», 30% в структуре выручки его угольного дивизиона приходится на Китай.

Сейчас российские компании наращивают экспорт угля в Китай на фоне относительно высоких цен, уверен директор центра экономического прогнозирования Газпромбанка Айрат Халиков. Во вторник, 24 октября, тонна энергетического угля (FOB Находка) стоила, по данным Thomson Reuters, $93. Это на 89,8% выше цен апреля 2016 г. (см. график). Коксующийся уголь стоил $177,9, по данным Bloomberg. Весной цены достигали $300 за тонну (последний раз уголь стоил столько в 2011 г.).

В Китае происходит реструктуризация угольной промышленности, рассказывает Халиков, закрываются маленькие неконкурентоспособные угольные проекты. «До 2020 г. китайское правительство планирует закрыть 800 млн т угледобывающих мощностей, при этом планируется запуск 500 млн т новых низкозатратных мощностей», — поясняет он. Реализация программы началась в Китае в 2016 г. Она предполагала закрытие по 200 млн т угольных мощностей в год. На деле план по выводу мощностей перевыполняется: в 2016 г. было закрыто 290 млн т, добавляет эксперт. Кроме того, в 2016-2017 гг. были перебои поставок угля в Китай из Австралии из-за погодных катаклизмов. «Недостающие объемы замещали в том числе поставками из России», — поясняет эксперт. Китаю сейчас также необходимо замещать объемы угля, которые раньше он импортировал из Северной Кореи: Китаем были введены санкции на его поставку, подчеркивает директор по инвестициям TKC Partners Андрей Третельников. В сентябре Китай импортировал 511 619 т угля из Северной Кореи, сообщило Reuters. Это на 71,6 % меньше, чем год назад.

Традиционно Китай импортирует 5-10% угля от общего потребления, говорит Халиков. По данным центра экономического прогнозирования Газпромбанка, в 2016 г. потребление в Китае составило 3,05 млрд т энергетического угля и 794 млн т металлургического. «Внутренние потребности на 90-95% обеспечиваются за счет местной добычи, а импорт балансирует внутренний рынок», — поясняет эксперт.

© Яна Долганина

18 Сен 2018, 12:29

Экспорт угля из Сибири в первом полугодии 2018 года составил 87 млн тонн. Это выше на 10%, чем за аналогичный период 2017 года. В лидерах по поставкам, как следует из материалов Сибирского таможенного управления, азиатские страны - Корея, Китай и Япония. Россия намерена развивать транспортную инфраструктуру, чтобы наращивать экспорт.

«Регионы СФО направили на экспорт более 87 млн тонн угля, в прошлом году, за этот же период 79,6 млн тонн», - заявил ТАСС член комитета по энергетике Госдумы РФ Виктор Зубарев.

В торговле со странами дальнего зарубежья, по данным Сибирского таможенного управления, топливно-энергетические товары (преимущественно - каменный уголь, нефть сырая, нефтепродукты, кокс из каменного угля) составляют более 48% от всего стоимостного объема экспорта. По сравнению с первым полугодием 2017 года физический объем экспорта топливно-энергетических товаров увеличился на 9,5%, стоимостной объем - на 24,8%.

По словам депутата, рост экспорта угля обусловлен высоким спросом прежде всего в государствах Азии. «Российский уголь удовлетворяет зарубежных клиентов по соотношению цена - качество, поэтому можно предположить, что рост вывоза топлива будет продолжаться», - считает он.

В первом полугодии 2018 года, как следует из статистики таможенников, регион отправил в Корею более 10,6 млн тонн каменного угля - эта страна лидирует по закупкам топлива. Вторым идет Китай, туда поставлено более 8,3 млн тонн. Япония импортировала около 7,2 млн тонн угля. Судя по данным за первое полугодие 2017-го, поставки увеличились в Китай и Японию.

Растущий спрос в том же Китае, как уже Тайга.инфо, скорее связан с выводом угледобывающих мощностей на территории страны, которая намерена сделать свою промышленность более чистой. Однако темпы закрытия шахт опережают скорость закрытия угольных ТЭС и металлургических предприятий.

Виктор Зубарев отмечает необходимость дальнейшего развития логистической инфраструктуры по доставке угля к портам и расширение портовых мощностей: «Такие проекты есть и реализуются. Мы также ждем запуска строительства дороги Элегест - Курагино - Кызыл, что позволит увеличить экспорт качественного угля из Тувы».

По итогам состоявшегося недавно 15-го заседания российско-китайской межправкомиссии по энергетике замминистра энергетики Анатолий Яновский назвал угольную сферу одним из важнейших направлений сотрудничества двух стран. «Китай является наиболее перспективным потребителем российского угля. Поставки угля из России в Китай увеличились с 17,3 млн тонн в 2016 году до 25,6 млн тонн в 2017 году», - напомнил Яновский.

Как следует из протокола межправкомиссии, Россия намерена увеличить экспорт угля в Китай и с этой целью будет развивать логистическую инфраструктуру.

«Стороны считают целесообразным продолжать работу по обеспечению необходимой пропускной способности погранпереходов и возможности увеличения поставок российского угля в Китай железнодорожным транспортом», - цитирует документ «Интерфакс».

Среди основных инфраструктурных проектов, названных в документе - реконструкция станции Забайкальск, строительство второго пути на участке Борзя-Забайкальск и его электрификация, реконструкция станции Гродеково, строительство железнодорожной инфраструктуры участка Махалино-Камышовая-госграница.

Помимо этого, планируется строительство моста через Амур Нижнеленинское-Тунцзян, развитие и реконструкция участка Биробиджан-1 - Ленинск.

Яна Долганина

В США много говорят об экспортной стратегии в отношении угля, но, судя по загрузке экспортных мощностей, эта стратегия не будет прибыльной. Вполне возможно, что планы компаний не будут реализованы, а сами они понесут убытки.

В ближайшие 22 года потребление энергии вырастет на 41%, подсчитали в BP. Больше всего спрос на энергию будет расти в Китае и Индии - именно они обеспечат прирост в потреблении угля, атомной энергии и гидроэнергии.

Новый доклад Института экономики энергетики и финансового анализа (IEEFA) свидетельствует о том, что, несмотря на очень высокие ожидания многих предприятий угольной отрасли, которые поставляют уголь на быстрорастущие рынки Азии, есть вероятность финансовых потерь.

Даже существующие угольные терминалы не работают на полную мощность. США экспортируют уголь в основном через порты на восточном побережье и побережье Мексиканского залива.

Но если рассмотреть даже 2012 г., который стал одним из самых лучших для экспортеров угля, через эти порты проходило значительно меньше их номинальной мощности.

В 2012 г. на восточном побережье через порты было погружено 68 млн тонн, а это только 64,8% от номинальной мощности. Аналогичная ситуация и на побережье Мексиканского залива, где загруженность мощностей составила 66%.

По сравнению пиком 2012 г. сейчас экспорт снизился. Учитывая сокращение внутреннего рынка, почему угледобывающие компании не отправляют больше угля за границу? Реальность такова, что международный рынок угля уже очень перенасыщен. Цены на уголь в порту Ньюкасл, которые являются важным международным эталоном, составляют всего $60-70 за тонну по сравнению с пиком на уровне $132 за тонну в 2011 г.

Избыток угля стал настолько острой проблемой, что одна из крупнейших в мире горнодобывающих компаний Glencore решила временно закрыть все свои австралийские угольные шахты. Это будет означать сокращение добычи угля на 5 млн тонн.

Отчет Reuters показывает, что рынок энергетического угля, перевозимого по морю, в 2014 г. будет перенасыщен примерно на 10 млн тонн. А в течение следующих нескольких лет избыток будет наблюдаться на рынке коксующегося угля, несмотря на сокращение производства на 20 млн тонн.

Именно мировой избыток угля означает более мрачные перспективы для американских производителей угля. Компания Arch Coal в 2011 г. предсказала, что американский экспорт угля достигнет 245 млн тонн к 2015 г., а другие с этим прогнозом согласились.

"США имеют много угля. Страна имеет прекрасную железнодорожную инфраструктуру. Но частью материально-технической головоломки являются слаборазвитые терминалы. Чтобы добраться до следующего уровня роста, должны быть построены новые терминалы", - сказал в 2012 г. вице-президент Cloud Peak Energy.

Но сейчас ясно, что все эти прогнозы далеки от реальности. Действующие терминалы не работают на полную мощность, а если к ним добавятся новые, то ситуация будет еще хуже. Поэтому угольным компаниям просто будет невыгодно работать через них.

Долгосрочная перспектива не выглядит лучше. Китай – самый крупный конечный рынок, за который воюют все крупнейшие экспортеры угля, – ограничивает свое потребление угля.

УГОЛЬ В КИТАЕ

Сейчас Китай потребляет 50% мирового объема энергетического угля, а в среднем доля Китая в спросе на уголь достигает 30%. Поставки угля в Китай составили 327,1 млн тонн в 2013 г.

И в последние годы власти неоднократно говорили, что производство и использование угля должны быть сокращены, так как загрязнение воздуха из-за сжигания такого топлива стало острой проблемой в крупных городах страны.

Более 2 тыс. мелких шахт в Китае, как ожидается, будут закрыты к 2015 г., так как дальнейшая их разработка нерентабельна. По данным Национального бюро статистики, добыча в Китае, крупнейшем в мире производителе, выросла до 3680 млн тонн в 2013 г. по сравнению с 3650 млн в прошлом году.

Ожидается, что крупнейшие компании Китай сократят производство на 10%.

При этом пока большая часть электроэнергии в Китае все равно будет производиться на угольных электростанциях. Уголь был основой роста экономики Китая, и согласно прогнозам именно уголь будет основным ресурсом для производства электроэнергии.

Отказаться от угля можно будет только через много лет, тем более что строительство газовых электростанций дорого, при этом необходимо обеспечить более масштабные контракты на поставку газа.

Тем не менее Пекин запретит использование угля в шести основных районах Пекина к 2020 г. в рамках усилий по борьбе с загрязнением воздуха. В результате использование угля будет полностью запрещено, а следовательно, будут закрыты все угольные шахты. На данный момент угольные электростанции генерируют около 25% всей электроэнергии города.

Слабые рыночные условия внутри США и за пределами страны стали огромной проблемой для американских угольных компаний. Некоторые из них уже находятся в тяжелом финансовом положении.

В последние годы сразу два крупных производителей угля - Patriot Coal и James River Coal – объявили себя банкротами. Вполне возможно, что вслед за ними последует Arch Coal.

За период между 2012 и 2025 гг. 13% угольных генерирующих мощностей будут ликвидированы в результате ужесточения экологических норм, низких цен на природный газ и снижения спроса на электроэнергию. Общий объем потерянной мощности составит 42,192 ГВт. При этом с 2000 г. было выведено из эксплуатации 150 угольных объектов на 13,786 ГВт.

И различные регионы пострадают по-разному. Почти 40% потерянных угольных мощностей находятся в Огайо, Пенсильвании, Кентукки и Западной Вирджинии.

Спрос и цены на рынке продолжат сокращаться, и в свете этих условий дальнейшее развитие экспортного потенциала на западном побережье вообще не имеет смысла.