Вопрос о том, как фотографировать Луну, далеко не такой простой, как кажется изначально. Без разницы, фотографируете ли вы Луну на зеркалку, системную фотокамеру или мыльницу, в реальности очень часто не удается получить сколь-либо приемлемого результата. В данном материале мы рассмотрим, как сфотографировать Луну и избежать типичных ошибок.
Вопрос о том, как фотографировать Луну, далеко не такой простой, как кажется изначально. Без разницы, фотографируете ли вы Луну на зеркалку, системную фотокамеру или мыльницу, в реальности очень часто не удается получить сколь-либо приемлемого результата. В данном материале мы рассмотрим, как сфотографировать Луну и избежать типичных ошибок.
Для начала давайте посмотрим, с какими типичными ошибками сталкивается фотограф, желающий сфотографировать Луну. Пожалуй, первой сложностью для фотографа становится подбор правильной экспопары, то есть, соотношения диафрагмы и выдержки. Кто-то из начинающих фотографов старается снять Луну с длительной выдержкой и низким значением ISO, а другие пытаются произвести съемку в режиме приоритета диафрагмы либо программном режиме. В обоих случаях результаты фотографирования Луны разочаровывают: в первом случае вы получите размытое «нечто» вместо лунного диска (не забываем, что на длительной выдержке фотокамера жестко зафиксирована, а Луна движется по небосводу), а во втором мы имеем переэкспонированный белый круг, лишенный каких-либо деталей.
Итак, как же правильно фотографировать Луну? Что ж, попробуем рассмотреть этот вопрос более детально и попробуем определить алгоритм действий и технических средств, которые потребуются нам для такого рода съемки.
Для начала развеем популярный среди фотографов миф о том, что хорошо сфотографировать луну можно только со штатива. Конечно, штатив может оказаться полезным дополнением, однако без него вполне можно обойтись. Единственным аспектом при съемке Луны крупным планом может стать наличие длиннофокусного объектива. В принципе, минимальным фокусным расстоянием для фотографирования лунного диска можно признать значение в 300 мм. К слову, фотографировать Луну можно не только зеркалкой или системной камерой со сменной оптикой, но и ультразумом, и результат при грамотном подходе также будет весьма впечатляющим.
Чтобы сфотографировать Луну и не переэкспонировать кадр, стоит помнить, что ночное светило является на практике гораздо более ярким объектом, нежели нам кажется. Эта иллюзия относительно малой яркости «обманывает» не только глаз человека, но и автоматику камеры, которая при съемке в режиме приоритета диафрагмы или программном режиме устанавливает слишком длительную выдержку. По этой причине при съемке старайтесь установить значение выдержки вручную, пользуясь точечным экспозамером по лунному диску либо, используя режим приоритета диафрагмы, смело ставьте «минусовую» экспокоррекцию на полторы-две ступени. При этом снимать следует в режиме RAW и затем, при обработке в конвертере, дополнительно понижать яркость светов. Только таким способом можно «вытянуть» текстуру лунного диска. Итак, давайте пошагово разберемся, как производить съемку и настроить камеру (сейчас мы будем говорить о фотографировании Луны крупным планом, а не ночного пейзажа):
Как видим, фотографирование Луны ночью - занятие не очень сложное, но требующее несколько специфического подхода. В случае использования пленочного фотоаппарата ситуация осложняется невозможностью заранее отсмотреть получившийся кадр и сделать, при необходимости, корректировку. Тут можно посоветовать одно - фотографирую Луну на пленку, заранее сделайте несколько «пристрелочных» снимков на «цифру». Впрочем, при должном опыте такого рода съемок это вам уже не потребуется. Надеемся, этот небольшой материал поможет вам избежать ошибок при съемке Луны и позволит сделать больше интересных кадров.
Приветствую! Вновь с вами, Тимур Мустаев. Какие только объекты фотографы не берутся снимать. Их вовсе не пугает их необычность или сложность. К видам фотографии, где нужно приложить немало усилий, относится фотосъемка, например, небесных светил, в частности звезд и луны. И для самых отважных сегодняшняя тема — как сфотографировать луну на зеркалку.
Красивое полнолуние, например, встречается очень часто. В моей жизни это было много раз. Да вот только фотокамеры в то время у меня не было с собой. Но это меня не расстраивает, и я обязательно найду свою «Луну».
Помните ли вы, как сами или кто-то пытался заснять этот прекрасный спутник земли на телефон, когда нет под рукой камеры? Согласитесь, хочется сделать качественное изображение, чтоб лунный диск был виден детально, а не просто как светлое пятно на черном небосводе.
Разумеется, дело и в возможностях телефона, и в самих настройках. С зеркалкой, такой как никон или кэнон, реализовать задумку вполне реально.
Можно использовать не только профессиональную фототехнику, но и бюджетные модели, например, сфотографировать на canon 600d, хорошо себя в этом деле показывают и Nikon d3100, Nikon d5100 и др.
Специфика луны как основного предмета, на мой взгляд, очевидна для многих даже непрофессиональных фотографов.
Есть два варианта времени съемок:
Трудности заметно увеличиваются при подготовке фотоаппарата ко второй ситуации, когда освещения заметно становится меньше.
Еще лучше дождаться определенного периода, когда луна приблизится к земле максимально. Так было совсем недавно — в ноябре этого года (2016), а также ожидается в середине декабря.
Итак, перейдем к практике, как сфотографировать луну пошагово:
Для этого дела выбираем . Устанавливаем три главных параметра: , . Относительно баланса белого сильно не волнуйтесь, можно поставить на авто или выбрать один из предлагаемых режимов, при котором изображение уйдет в более холодные или теплые оттенки.
Относительно светочувствительности (ИСО) совет большинства знатоков, и мой тоже, — не повышайте ее без надобности. Зашумленность нам ни к чему.
Приемлемые кадры в условиях сумерек (поздний вечер, раннее утро) можно получить и при значениях 100-200. Где-то до 400, а с хорошей фотокамерой и до 800, зернистость не так видна на картинке.
Диафрагму стандартно выставляют, как для пейзажной съемки – около 7.1-9. Если картинка совсем темная и оптика не справляется на этих величинах, то открывайте f при съемке луны, возможно, появится небольшое боке вокруг нее, но это не существенно. В дальнейшем планируется вырезание объекта с фото.
Если с диафрагмой можно не особо морочиться, то какая выдержка при этом необходима?
Опять же в случае, когда еще не темным-темно, адекватно будет выставить 1/100, даже 1/160. Но с наступлением ночи такие показатели не пройдут, нужно значительно уменьшать – 1/30 и далее 1/15, то есть увеличивать время выдержки, тем самым пропуская больше света через объектив.
С этого момента стоит использовать . Мы берем треногу как раз для того, чтобы иметь возможность увеличивать время на фотокамере, при этом не рискуя создать негативные вибрации.
Но здесь есть один нюанс, который может повлиять на изображение. Так как луна все же заметно движется по небу, то длинная выдержка (в районе нескольких минут) может сделать снимок размытым в силу того, что поймает именно это перемещение основного объекта.
Кроме того, любой ветерок может за этот временной отрезок пошатнуть ваш штатив, если только он не из прочного материала и достаточно устойчив. Поэтому имеет смысл не увлекаться варьированием выдержки на фотокамере.
Для фотографировании именно диска луны, лучше использовать точечный замер экспозиции.
Лучше использовать ручную фокусировку, для точного наведения фокуса. С автоматической, есть возможность промаха. Можете использовать режим , для упрощения просмотра фокусировки.
Помимо работы с техникой, по умолчанию стоит задача заранее разведать местность, откуда будете снимать, и примерно определить будущую композицию.
В интернете или по специальному приложению на телефоне можно легко узнать время заката, появление луны и ее движение по небу. Ключевым моментом будет являться наличие облачности: если это редкие облака, то так даже интереснее будет выглядеть лунный диск, периодически выглядывающий из-за них; при высокой облачности ничего не выйдет.
Для отличного кадра учитывайте все эти факторы!
Отрегулировав и установив фотоаппарат, сделайте фото лунного объекта в максимально увеличенном виде, наведя фокус точно на него. Второй кадр – общий пейзаж. Чтобы не промахнуться с настройками и фокусировкой, так как в темноте это еще сложнее делать, организуйте серию снимков.
Обязательно снимайте в , это позволит вам лучше обработать ваш снимок.
Чем труднее предмет и условия фотографирования, тем больше придется возиться в фоторедакторе после. Наш случай не исключение. Помимо того, что стоит подкорректировать такие стандартные показатели, как цвет, четкость, насыщенность, зернистость и т.д., можно еще заняться кадрированием, если вам это интересно.
Для этого необходимо сделать 2 фотографии:
Сделав два снимка – луны и общий фон, их нужно совместить. Несмотря на, скорей всего, неестественно увеличенный размер лунного диска, в целом картинка должна смотреться гармонично, без явного вмешательства фотошопа. Главная рекомендация при наложении фото – оставьте достаточно места в верней части снимка. При этом луна может быть загорожена высоким объектом (зданием, холмом), что не снизит ее привлекательности.
Как вы успели понять, мы разобрались в основных моментах, одну из сложных ситуаций — как сфотографировать луну ночью или в сумерках.
Действительно ли и теперь вам кажется это чрезмерно трудным? Надеюсь, уже нет. Не нужно бояться пробовать и делать что-то впервые. В конце концов, вы же растете как фотограф, набираетесь опыта и повышаете собственное мастерство.
Главное подготовиться и вооружиться любой зеркальной камерой, имеющей достаточно широкие фотографические возможности – nikon, canon, sony, к примеру.
Как вы знаете, каждый уважающий себя фотограф, должен знать хорошо, во-первых, свою зеркальную фотокамеру, во-вторых, знать графические редакторы, такие как, Lightroom и Photoshop. Исходя из этого, хочу порекомендовать следующие курсы, которые когда-то выручили меня, а также тех, кому я их рекомендовал.
На этом у меня все. Счастливо, читатели моего фотоблога! Желаю продуктивных фотосессий! Если имеются практические рекомендации и дополнения, делитесь в комментариях, будет интересно почитать.
Всех вам благ, Тимур Мустаев.
На самом деле здесь будет разоблачение мифа про «суперлуние». Ну и для пользы инструкция как правильно фотографировать Луну. Я эту инструкцию хотел написать уже давно, но ждал августа. Дело в том, что у СМИ это почему-то самый популярный месяц для жареных астрономических новостей. А непрофильные СМИ, как известно, всегда если не наврут, то ошибутся.
На нем видны лунные кратеры и лунные горы. Не то, что на первой фотографии, снятой в полнолуние. Там они тоже видны, но выглядят плоско. Потому что в полнолуние Солнце освещает Луну вертикально и детали рельефа не отбрасывают тени - в отличие от этой планеты Луна примерно одного цвета. Максимально интересная фазы Луны когда освещено от 25% до 75% диска (желательно перед полнолунием, после сам пейзаж Луны менее интересен).
Для фотографирования Луны так же желателен штатив. Хотя в полнолуние выдержка может составлять 1/500 секунды и это при ISO 100. Но лучше все же иметь штатив. Конкретное значение выдержки лучше подбирать методом проб. Фокусировать тоже лучше вручную (штатив!).
Важное замечание про баланс белого. Почему-то фотографы даже с большими черными фотоаппаратами и снимающие в RAW забывают про него именно при съемке Луны. Часто можно увидеть фотографии Луны, где она белого цвета. Автоматический баланс белого обычно не справляется с таким сюжетом и поэтом перед съемкой лучше сразу выставить баланс белого «солнечно». Тогда цвет будет правильный.
Вот, например, как выглядит Луна через объектив 200мм (матрица APS-C)
Вот она же во время «суперлуния»:
А если обрезать черное поле:
А астрономы со своими десятиметровыми телескопами разве не используют момент «суперлуния» чтобы сфотографировать еще на 8% крупнее? Как ни странно, тоже нет. Если у вас есть телескоп то гораздо важнее спокойная атмосфера нежели жалкие 8%.
14 ноября нас ожидает очередное суперлуние. Для астрономов, возможно, это достаточно заурядное событие, но вот для фотографов суперлуние — это возможность сделать эффектные снимки Луны.
В преддверии самого грандиозного суперлуния 2016 года (такое суперлуние бывает раз в 48 лет) мы поделимся с вами несколькими советами, как фотографировать Луну во всей её красе.
Не вдаваясь в подробности, суперлуние – это явление, когда Луна находится в ближайшей к Земле точке, благодаря чему, для наблюдателя с Земли она становится больше на 14% и ярче на 30%. Суперлуние – отличный момент, чтобы поэкспериментировать и сделать несколько впечатляющих фотографий Луны.
Чтобы сфотографировать Луну вам необязательно иметь специальное оборудование. Например, снимок ниже был сделан при помощи китового объектива 18-135 мм, а затем обрезан так, чтобы Луна заполнила кадр:
Итак, что вам потребуется:
Переключите камеру в Ручной режим или в режим Приоритета выдержки (TV).
Установите чувствительность в районе от 100 до 200 для минимизации шумов. Выберите выдержку в зависимости от окружающего освещения и эффекта, которого вы хотите достичь.
Поскольку Луна – очень яркий источник освещения и движется достаточно быстро, вам необходимо выбирать короткую выдержку, чтобы изображение Луны получилось несмазанным.
Для съемки попробуйте использовать Правило F/16: то есть при диафрагме f/16 выдержка должна составлять число, обратное значению чувствительности ISO. Например, если вы снимаете на ISO 100, вам следует выбрать выдержку в 1/100 с (или 1/125 – в зависимости от модели вашей камеры).
Диафрагма f/16 в зависимости от условий освещения может оказаться слишком узкой – в таком случае приоткройте ее до значения f/11. В любом случае, вам будет необходимо сделать тестовые снимки и выбрать настройки, дающие наиболее приемлемый для вас результат. Главное, о чем вы должны помнить, что наилучшие результаты могут быть получены при размере диафрагмы от f/8 и выше.
Обязательно снимайте в RAW-формате, поскольку это даст вам простор на стадии обработки полученной фотографии.
Для фотосъемки суперлуния лучше всего использовать ручную фокусировку, поскольку автофокус в условиях низкой освещенности, как правило, показывает не очень хорошие результаты. Ручная же фокусировка позволит вам сфокусироваться именно там, где вы хотите.
Переведите переключатель режима фокусировки на корпусе объектива или камеры в положение MF. Использование режима Live View с возможностью зуммирования изображения поможет вам выбрать наиболее подходящую точку фокусировки, и избавит от необходимости пытаться сфокусировать камеру, щурясь в видоискатель.
Если вы хотите получить очень резкие фотографии, вы можете прибегнуть к , который отлично подходит не только для макрофотографии, но и для фотосъемки Луны.
Вы хотите получить четкий снимок луны на фоне контрастно-чёрного ночного неба? Добиться желаемого результата вам поможет режим , поскольку он производит замер в очень небольшой части сцены – обычно совпадающей с центральной точкой фокусировки.
Точечный экспозамер показывает лучшие результаты при использовании зум-объективов, поскольку они позволяют кадрировать изображение так, что на экспозицию не будут оказывать влияния посторонние источники света, находящиеся вне Луны (звезды, отсвет фонарей уличного освещения и т.д.).
Если же в кадре помимо Луны находятся другие объекты и вы хотите добиться эффекта силуэта, то наиболее подходящим будет .
Кстати, если вы хотите расширить возможности вашего зум-объектива и не тратится на приобретение телеобъектива, вы можете использовать телеконвертер. Но помните, что использование телеконвертера может повлиять на характеристики объектива, с которым вы его совместили и итоговое изображение может получиться не таким резким, как вы того ожидали.
Размытые фотографии могут получиться не только из-за отсутствия штатива, но и из-за вибраций, которые возникают при спуске затвора. Для того чтобы избежать этого вы должны использовать спусковой тросик или пульт дистанционного управления камерой
Снимки большой Луны над пейзажами в абсолютном большинстве случаев являются результатом как называемой двойной экспозиции. Даже когда Луна приближается к Земле на минимальное расстояние, как это случилось относительно недавно, она слишком мала, чтобы заполнить кадр обычной фотокамеры. Впрочем, способ преодоления расстояния в тысячи километров и представления Луны в интересном ракурсе есть.
5 мая 2012 года Луна находилась в перигее (точке максимального приближения к Земле). То же случилось и в марте 2011, но в обеих случаях она была слишком далеко и на снимках получалась чуть больше небольшой монеты. Если быть точным, то в марте 2011 Луна находилась на расстоянии 356 575 км от Земли, а в мая этого года на расстоянии в 356 955 км.
Камера Canon EOS MK III с объективом 400 мм
При съемке с широкоугольным объективом Луна выглядит маленьким диском высоко в небе
Независимо от того, где вы находитесь на Земле, вы можете наблюдать большую Луну только в том случае, если она чуть возвышается над горизонтом. Чем выше Луна в небе, тем меньше она кажется. А высоко в ночном небе Луна просто маленькая точка, особенно если вы используете широкоугольный объектив, чтобы поймать в кадр другие объекты такие как, скажем, здание или монумент.
Если вы не присоедините фотокамеру к телескопу, даже объектива на 400 мм недостаточно, чтобы сделать снимки большой Луны. А фишка здесь заключается в том, чтобы сделать два снимка с разной экспозицией, а потом слить их в в один.
Снято с объективом 400 мм, камера с сенсором APS-C
На маленьком снимке представлен полный кадр и его размеры. На большом – вырезанная его часть и установки экспозиции. Снято с объективом 400 мм, камера с сенсором APS-C.
Вначале нужно сделать снимок нужного объекта, а потом сфотографировать Луну в том же месте, чтобы потом создать конечное изображение. Или же вы можете снять Луну в другом более интересном месте. Создайте библиотеку интересных снимков Луны для дальнейшего использования. Не забудьте предупредить зрителей, что ваша работа является монтажом.
Поскольку Луна находится далеко и окружена темным небом, многие не могут правильно выставить . Датчики фотокамер концентрируются на больших темных участках и требуют больше света, чем необходимо. В результате на снимках Луна выглядит размытым диском без очерченных деталей. Просто запомните, что, по сути, Луна отражает солнечный свет, и поэтому в качестве совета для установки экспозиции рекомендуется использовать «солнечное правило шестнадцати ». Установки выдержки в 1/125 при f/16 и ISO 100 должны дать нужный результат, особенно при полной Луне.
Сохраняйте одну составляющую неизменной, а остальные меняйте
При выставлении экспозиции сохраняйте одну составляющую неизменной, а остальные меняйте, пока не достигните хорошего результата. На этой фотографии диафрагма постоянно находилась на f/8, а выдержка менялась для достижения оптимального результата. Камера находилась на штативе.
Установки за «солнечным правилом шестнадцати » можно считать исходными. Если изображение слишком темное, вам следует либо увеличит выдержку, либо пошире открыть диафрагму. Если вы пользуетесь штативом, не имеет значения, какие настройки вы меняете. Важно одно – работать достаточно быстро. До значений 1/15 можно чувствовать себя вполне комфортно, но не забывайте, что большие объективы замедляют выдержку. Чем больше объектив, тем заметнее будет движение в кадре.
Если вы держите камеру в руках и снимаете с объективом, скажем, 400 мм, нужно уменьшить выдержку. Установки 1/500 при f/8 создадут ту же экспозицию. Если снимки получаются слишком темными, откройте шире диафрагму. Крайним средством является увеличение , что в современных камерах сделать несложно.
Запомните следующее, поскольку это важно. Снимать Луну на длинных выдержках нельзя. Ввиду вращения Земли, на ваших снимках может появиться белая линия на небе. Но если вы переходите на более длинные выдержки и используете штатив для получения четких изображений, можно попробовать функцию блокировки зеркала вместе с дистанционным управлением. Ещё одним решением проблемы является использование таймера фотокамеры совместно с функцией блокировки зеркала для того, чтобы уменьшить вибрацию. Используйте устойчивый штатив, а не эти поделки из дешевого супермаркета, которые не выдерживают даже легкого ветерка.
Итоговый снимок
Большой снимок является примером фотомонтажа. Маленький демонстрирует реальную картину и свидетельствует о том, что Луна находится не так уж близко к замку.
После того как вы сделали снимок Луны, сделайте фото пейзажа, в который вы хотите этот снимок вставить. Иллюстрация выше служит примером, как это сделать. Снимая пейзаж, оставьте достаточно места в верхней части кадра, чтобы поместить туда Луну. Знающие люди сразу поймут, что это фотомонтаж, но здесь просто описана общая концепция создания таких изображений. Замок на горе, использованный в качестве иллюстрации, находится в Центральной Африке в горной цепи, которую в древние времена называли горы Луны (современное название Рувензори).
Маленькое изображение на иллюстрации показывает, что когда вы снимаете объект с отдаленного расстояния, такие элементы снимка как замок и Луна визуально кажутся одинаковых размеров, и это позволяет делать фотографии, на которых Луна действительно выглядит большой, не прибегая ко всяческим ухищрениям.