Рафаэль самолет. Медленная смерть праматери всех тендеров. История создания и применения

5:04 / 17.03.16
РВСН: Стратегический ракетный комплекс шахтного базирования с ракетми УР-100Н (15А30), УР-100НУ (15А35) (РС-18А, РС-18Б)

УР-100Н (индекс ГРАУ — 15А30, по договору СНВ - РС-18А, по классификации НАТО - SS-19 mod.1 Stiletto, в переводе - Стилет) - советская жидкостная межконтинентальная баллистическая ракета шахтного базирования. Несёт на борту 6 боевых блоков и комплекс средств преодоления ПРО противника. Принята на вооружение в 1975 году.

Головной разработчик - ОКБ-52 (с 28 февраля 2007 - ОАО «НПО машиностроения»). Система управления разработана харьковским НПО «Электроприбор». () В 1979 году на вооружение принят комплекс УР-100Н УТТХ (индекс ГРАУ - 15А35, по договору СНВ - РС-18Б, по классификации НАТО - SS-19 mod.2 Stiletto) с улучшенными тактико-техническими характеристиками. Серийное производство УР-100Н УТТХ продолжалось до 1985 года. Срок службы продлён до 33 лет.

Межконтинентальная баллистическая жидкостная ракета 15А30 (УР-100Н) третьего поколения с разделяющейся головной частью индивидуального наведения (РГЧ ИН) разработана в ЦКБ машиностроения под руководством Валентина Челомея. Главный конструктор ракеты - Юрий Дьяченко. Главный конструктор системы управления - Владимир Уралов.


В августе 1969 г. состоялось заседание Совета Обороны СССР под председательством Л.И. Брежнева, на котором обсуждались перспективы развития РВСН СССР и были одобрены предложения КБ "Южное" в части модернизации уже стоявших на вооружении ракетных комплексов Р-36М и УР-100. При этом не была отвергнута и предложенная ЦКБМ схема модернизации комплекса УР-100, а по существу - создание нового ракетного комплекса УР-100Н.

19 августа 1970 года вышло постановление Правительства № 682-218 о разработке ракетного комплекса УР-100Н (15А30) с "самой тяжелой ракетой из легких МБР" (такой термин позже был принят в согласованных договорах). Наряду с комплексом УР-100Н на конкурсной основе создавался комплекс с МБР МР-УР-100 (под руководством Михаила Янгеля). Комплексы УР-100Н и МР-УР-100 предлагались для замены семейства МБР легкого класса УР-100 (8К84), принятого на вооружение РВСН в 1967 г. и развернутого в массовом количестве (пик развертывания был достигнут в 1974 году, когда число одновременно развернутых МБР этого типа достигло 1030 штук).

Окончательный выбор между МБР УР-100Н и МР-УР-100 предстояло сделать после проведения сравнительных летных испытаний. Это решение положило начало тому, что в исторической и мемуарной литературе, посвященной советской ракетно-космической технике, носит название "спор века".

По своим ТТХ комплекс УР-100Н, с весьма совершенной по основным техническим характеристикам ракетой, находился между «легкой» МР-УР-100 и «тяжелой» Р-36М, что, по мнению ряда участников и наблюдателей "спора века", порождало у В. Челомея надежды не только на то, что его ракета сумеет выиграть соревнование с МР-УР-100, но и на то, что ее, как более дешевую и массовую, предпочтут сравнительно дорогой тяжелой Р-36М. Такие взгляды, разумеется, не разделялись М. Янгелем. Кроме того, руководство страны также считало совершенно необходимым для обороны СССР иметь в составе РВСН МБР тяжелого класса, поэтому надежды В. Челомея на «подмену» Р-36М с помощью УР-100Н не оправдались.

Для В. Челомея сложность создания новой ракеты заключалась и в том, что доработка шахтной пусковой установки комплекса УР-100 под ракету УР-100Н с ее "горячим" "газодинамическим стартом" практически выливалась в полный демонтаж существующей ШПУ и строительство новой с осуществлением полного цикла строительных работ (для упрочнения шахтного устройства нужны были полный демонтаж ствола шахты, ее оголовка и мощного фундамента, проведение земляных работ по увеличению диаметра шахты и сооружение новой железобетонной конструкции ШПУ), т.к. в противном случае возникла бы реальная опасность появления в некоторых местах газохода ШПУ сверхзвукового течения газов и скачков уплотнений с резким изменением его режимов (давления, температуры, теплообмена), приводящих к аварийному старту новой перспективной ракеты.

Грубо говоря, от прежней ШПУ оставалась неизменной только осевая линия, в то время как предлагаемая М.К. Янгелем новая и рискованная концепция "холодного" "минометного старта" для обеих разрабатываемых его коллективом ракет позволяла фактически обойтись уже построенными ШПУ с проведением необходимых доработок (это выглядело как более рачительное использование уже построенных ШПУ, т.е. как более экономичный подход).

При проектировании шахтного сооружения нового ракетного комплекса УР-100Н отработка газодинамики старта была поручена ЦНИИмашу. Институт справился с этой задачей, располагая малой по масштабу моделью. На ней были проведены с прецизионной точностью эксперименты и отработаны малогабаритные газоотводные аппараты. Для снижения недопустимо высоких уровней ударно-волнового давления на ракету УР-100Н при запуске ее двигателя в нижней части контейнера по рекомендации института был установлен специально разработанный дюралевый экран. При подъеме ракеты экран под воздействием струй разрушался, чем в дальнейшем обеспечивался эжекционный режим течения.



Фото: voutsen-cv.livejournal.com


Вместе с тем, несмотря на большой объем требовавшихся работ, по данным разведслужб США, ШПУ ОС 15П730 (затем 15П730П, 15П735) удерживали первое место по устойчивости к ПФЯВ среди прочих советских шахтных боевых ракетных комплексов вплоть до принятия на вооружение МБР Р-36М2 «Воевода» (15А18М, ШПУ ОС 15П718М) и РТ-23УТТХ «Молодец» (15Ж60, ШПУ ОС 15П760). При этом лидером стал последний комплекс.

Американские эксперты в 1980-е годы оценивали вероятность уничтожения ШПУ ОС комплекса 15А35 двумя попаданиями ББ Mk12A с БЧ W78 (МБР Minuteman-III) мощностью 335кт каждый как 0.509, в то время как два ББ Mk12 с БЧ W62 (МБР Minuteman-III) мощностью 170 кт каждый уничтожали ту же шахту с вероятностью 0.333, а два ББ Mk4 с БЧ W76 (БРПЛ Trident I C4) мощностью 100 кт каждый уничтожить эту ШПУ вообще не могли (вероятность 0).

Для ШПУ ОС комплекса 15А18 оценки американских аналитиков давали следующие цифры вероятностей: 0.590 (Mk12A), 0.407 (Mk12) и 0.044 (Mk4).()

Испытательный пуск МБР 15А30 / Фото: rbase.new-factoria.ru


Летно-конструкторские испытания МБР 15А30 проводились на полигоне Байконур (председатель госкомиссии - генерал-лейтенант Е.Б. Волков). Первый пуск МБР 15А30 состоялся 9 апреля 1973г. Испытания велись по сокращенной программе, так как разработчики представили расчеты, обосновавшие именно такой подход. Это позволило закончить испытания в октябре 1975 года, когда был выполнен последний из 27 пусков. Во время испытаний были выполнены запуски с моноблочной ГЧ, а также РГЧ ИН с 4 и 6 боевыми блоками.

Первый полк с БРК 15П030 встал на боевое дежурство в 46-й Нижнеднепровской Краснознаменной ордена Октябрьской Революции ракетной дивизии (г. Первомайск, Николаевская обл., УССР) 26 апреля 1975 года. 30 декабря 1975 года Постановлением правительства № 1063-356 ракетный комплекс УР-100Н (15А30) был принят на вооружение. Первый полк с ракетами УР-100Н, оснащенный БРК 15П030П повышенной стойкости к ПФЯВ, встал на боевое дежурство в 60-й Таманской Краснознаменной ордена Октябрьской Революции ракетной дивизии имени 60-летия СССР (г. Татищево, Саратовская обл., РСФСР) 18 декабря 1976 года.

Позже все имевшиеся БРК были доведены до уровня 15П030П. За создание упрочненного ШПУ для ракетного комплекса УР-100Н Ленинскую премию получила группа военных и гражданских специалистов, в том числе министр обороны А.А.Гречко. Сам же "спор века" закончился довольно неожиданно - на вооружение были приняты и УР-100Н и МР-УР-100, хотя последняя в количестве значительно меньшем, чем первая (окончательно - 360 против 150). Работы над комплексом УР-100Н в целом получились более сложными и дорогими (по сравнению с БРК МР-УР-100), но он полностью отвечал перспективам развития ракетного вооружения. Кроме того, по всей видимости, руководство страны опасалось возможности сосредоточения разработки жидкостных МБР всех классов в "одних руках" (КБ "Южное").

Серийное производство МБР 15А30/15А35 было развернуто в 1974 году на Московском Машиностроительном заводе имени М.В. Хруничева. Выпуск маршевых двигателей первой ступени был освоен Воронежским механическим заводом и филиалом Пермского моторостроительного завода имени Я.М.Свердлова. Маршевые двигатели второй ступени и рулевые двигатели выпускались Ленинградским машиностроительным производственным объединением "Красный Октябрь". Двигатели блока разведения изготовлял Усть-Катавский вагоностроительный завод. Компоненты системы управления собирали на Киевском радиозаводе, заводе имени Тараса Шевченко и Харьковском НПО "Хартрон". Блок разведения боеголовок и система управления производились в Оренбургском производственном объединении "Стрела".

Однако "новаторское" решение разработчиков относительно сокращенной программы испытаний имело и отрицательные последствия. При проведении пусков ракет по программе учебно-боевой подготовки со стрельбами на предельную дальность во второй половине 70-х годов возник серьезный инцидент с ракетным комплексом УР-100Н. Когда был проведен пуск ракеты УР-100Н, стоявшей на боевом дежурстве, на максимальную дальность с целью проверки состояния комплексов, результаты оказались неожиданными. Отклонения точек падения боевых блоков от точек прицеливания намного превосходили расчетные.

Пуск повторили, результаты оказались такими же. Стало ясно, что в конструкции ракеты скрывается какой-то недостаток, не выявленный при проведении испытаний. Но на боевом дежурстве стояли уже десятки ракет, ускоренными темпами готовилась поставка новых. Исследование причин недопустимых отклонений точек падения блоков позволило установить следующее. На последних секундах работы ЖРД 1-й ступени начинались интенсивные продольные колебания ракеты, вызвавшие резонансные колебания элементов системы управления дальностью. В результате этих колебаний бортовые приборы, измерявшие дальность полета, давали ошибочную команду на выключение двигателей, что и вело к недопустимым отклонениям точек падения блоков.

К разработке мер по устранению колебаний ракеты УР-100Н были привлечены самые опытные ракетные организации - КБ, НИИ, полигоны и др. Специальным решением были выделены дополнительные ракеты для летных испытаний. Головной организацией было определено ЦКБ машиностроения, проведение летных испытаний возложено на ту же Государственную комиссию, что вела испытания МБР УР-100Н. Начался период доработки этих ракет. Работа была организована следующим образом. Совет главных конструкторов при ЦКБ машиностроения под председательством В. Челомея разрабатывал предложения по доработке ракеты. Соответствующие изменения вносились на заводе-изготовителе ракет им. М.В. Хруничева. Доработанная ракета отправлялась на полигон Байконур, где и производился ее пуск по программе, предусматривающей полное выгорание топлива первой ступени. Данные, полученные при пусках, позволяли оценить эффективность доработки.

Так было проведено несколько пусков ракет с различными вариантами доработки. Результаты были отрицательными - ликвидировать колебания не удавалось. Между тем истекали сроки и запасы ракет, отпущенных на доработку. Ситуация становилась угрожающей. Вариант решения проблемы был найден совсем не там, где его искали. Генеральный конструктор В. Челомей настаивал на переделке аппаратуры СУ, чтобы избежать резонансных режимов, и замене ее на всех ракетах.

Однако в НИИТП предложили более простое решение: в хвостовом отсеке 1-й ступени ракеты поставить антивибраторы (динамические гасители колебаний), настроенные на опасную частоту и подавляющие ее в спектре вибраций ракеты. Изготовление и установка таких антивибраторов были достаточно простыми и дешевыми операциями.

Юриий Мозжорин / Фото: ЦНИИмаш


ЦНИИмаш под руководством Юрия Мозжорина провел обширный комплекс теоретических и экспериментальных исследований. Свою роль в решении указанной проблемы сыграли стендовые динамические испытания натурной ракеты с установленными гасителями колебаний. В короткие сроки были проведены необходимые расчеты, изготовлены гасители колебаний и установлены на ракету, подготавливаемую к отправке на Байконур. Результаты стали известны сразу же, как только закончили работать двигатели первой ступени - данные о полете передавались на землю телеметрической системой. Недопустимых колебаний не было.

Пуски ракет с гасителями колебаний были срочно повторены. Результаты оказались такими же. Однако в шахтах стояли на боевом дежурстве ракеты без гасителей колебаний. В крайне сложных условиях - на глубине примерно 20 м - гасители были установлены. В последующем контрольные пуски ракет проводились десятки раз. Высокая надежность комплексов была подтверждена. Однако пришлось затрачивать дополнительные усилия и немалые финансовые средства, чтобы устранить недостатки.

16 августа 1976 года вышло постановление правительства № 654-214 об улучшении тактико-технических характеристик (УТТХ) ракетного комплекса УР-100Н. Модернизация ракетного комплекса шла по следующим основным направлениям: повышение устойчивости к ПФЯВ и повышение боевой эффективности комплекса.

От своей предшественницы новая ракета отличалась новой ступенью разведения (более устойчивой к ПФЯВ, позволившей увеличить дальность стрельбы, улучшить построение порядков из элементов боевого оснащения, повысить площадь района разведения ББ), улучшенной системой управления (более устойчивой к ПФЯВ, обеспечившей повышенную точность стрельбы), позволившей выбирать одну из 6 целей, заранее заложенных для ракеты в СУ, что значительно расширило применение БРК), улучшенным КСП ПРО, новыми ББ (более высокоскоростными, мощными, точными и устойчивыми к ПФЯВ), повышенной устойчивостью к ПФЯВ для ШПУ ОС 15П735 и БРК 15П035 в целом (позже все имевшиеся БРК 15П030П были доведены до уровня 15П035 со способностью противостоять давлению в ударной волне до 100 атмосфер).

Значительно упростилась в целом эксплуатация ракетных комплексов при одновременном повышении стойкости к поражающим факторам ядерного взрыва. Все это было достигнуто без изменения величины массы МБР и забрасываемой массы.

26 октября 1977 года на Байконуре начались летно-конструкторские испытания ракеты 15А35 с улучшенными ТТХ (УР-100Н УТТХ). На этот раз их провели в полном объеме. Всего было выполнено 68 испытательных запусков усовершенствованной ракеты в период с 28 сентября 1977 г. по 26 июля 1979 г. Все пуски в ходе ЛКИ проводились: по району «Кура», по району «Акватория» (на максимальную дальность), по району «Кзыл-Ту» (на минимальную дальность порядка 1000 км).

17 декабря 1980 года Постановлением правительства № 1180-402 ракетный комплекс УР-100Н УТТХ принят на вооружение. Первым полком с новым БРК стал полк в 19-й Запорожской Краснознаменной орденов Суворова и Кутузова ракетной дивизии (г. Хмельницкий, Хмельницкая область, УССР), который полностью стал на боевое дежурство в январе 1981 года. () К 1984 году всего в 4-х позиционных районах страны (кроме 3-х вышеперечисленных - также 28-я гвардейская Краснознаменная ракетная дивизия, г. Козельск, Калужская обл., РСФСР) было развернуто 360 ракет УР-100Н УТТХ. Производство ракет было прекращено в 1985 году.

После постановки усовершенствованных ракет на вооружение с целью наиболее полного использования возможностей комплекса с МБР 15А35 в конце первой - начале второй половины 80-х годов во всех эксплуатирующих частях для повышения устойчивости системы боевого управления были сформированы подвижные запасные командные пункты (ПКП) «Выбор» на шасси МАЗ высокой проходимости. Для обеспечения оперативности расчета полетных заданий в дивизиях были сформированы вычислительные центры.

МБР 15А30 первоначально размещались в ШПУ повышенной защищенности, разработанных Филиалом № 2 ЦКБ машиностроения (ныне - ГНИП "ОКБ Вымпел").

Позже все имеющиеся шахты повышенной защищенности были переоборудованы в шахты высокой защищенности. Всего было построено 360 шахтных пусковых установок высокой защищенности (ШПУ ВЗ). Они размещались в позиционных районах дивизий, дислоцированных под городами Первомайск (90 ШПУ ОС), Хмельницкий (90 ШПУ ОС), Татищево (110 ШПУ ОС) и Козельск (70 ШПУ ОС). Всего было развернуто 360 МБР этого типа.

Начиная с 1988 года, в соединениях, дислоцированных под городами Первомайск и Татищево, началось развертывание твердотопливной МБР 15Ж60 вместо МБР 15А35, снимаемых с дежурства. К концу 1989 года на боевое дежурство было поставлено 56 новых ракет, взамен снято с дежурства 60 15А35. Однако, начиная с 1990 года, этот процесс приостановился вплоть до развала СССР в конце 1991 года. Часть еще развернутых ракет 15А35 (130 единиц) после развала СССР оказалась на территории Украины и была впоследствии ликвидирована в соответствии с буквой международных договоров.

Комплект 15С300 (МБР 15А35 без ГЧ и СУ) / Фото: ЦНИИмаш :

Однако не был уничтожен 31 комплект 15С300 (МБР 15А35 в ТПК без ГЧ и СУ). Россия купила у Украины в 2002-2004 гг. 30 таких комплектов, хранившихся на складах в незаправленном состоянии. По заявлению тогдашнего главкома РВСН РФ Н.Соловцова, эти ракеты могут простоять на боевом дежурстве, по меньшей мере, до 2020 года, а как максимум - до 2030 года.

По официальным данным, на июль 2009 г. РВСН РФ имели 70 развернутых МБР 15А35: 1. 60-я ракетная дивизия (г. Татищево), 41 УР-100Н УТТХ 2. 28-я гвардейская ракетная дивизия (г. Козельск), 29 УР-100Н УТТХ.() Последняя дивизия ранее находилась в процессе ликвидации, однако решением Президента РФ Д.А. Медведева в ноябре 2008 года процесс ликвидации прекращен. Дивизия по-прежнему будет нести дежурство с МБР 15А35 до перевооружения на «новые ракетные комплексы» (по всей видимости - или «Тополь-М» или РС-24).

По-видимому, в ближайшем будущем количество ракет 15А35, стоящих на боевом дежурстве, будет сокращаться и далее вплоть до стабилизации на уровне порядка 20-30 единиц с учетом закупленных ракет. Для сравнения с данными июля 2009 года (когда фигурировало число в 70 МБР) - по состоянию на январь того же года ракет данного типа было развернуто 97 штук, в январе же 2008 года 110 штук.

Ракетный комплекс УР-100Н УТТХ является исключительно надежным - проведено 165 испытательных и учебно-боевых пусков, из них только три были неудачными. Американский журнал "Ассоциации ракетчиков ВВС" назвал ракету УР-100Н УТТХ "одной из наиболее выдающихся технических разработок "Холодной Войны". Первый комплекс, еще с ракетами УР-100Н, был поставлен на боевое дежурство в 1975 году с гарантийным сроком эксплуатации 10 лет. При его создании были реализованы все лучшие конструкторские решения, отработанные на предыдущих поколениях "соток" (8К84/УР-100,8К84М/УР-100М,15А20/УР-100К,15А20У/УР-100У).

Достигнутые затем при эксплуатации улучшенного комплекса с МБР УР-100Н УТТХ высокие показатели надежности ракеты и комплекса в целом позволили военно-политическому руководству страны поставить перед Министерством обороны, Генеральным штабом, командованием Ракетных Войск Стратегического Назначения и головным разработчиком в лице НПО Машиностроения задачу постепенного продления сроков эксплуатации комплекса с 10 до 15, затем до 20, 25 и, наконец, до 30 лет и далее.

В 1990-х годах, после распада СССР, военно-политическим руководством страны было принято решение о начале работ по существенному продлению сроков эксплуатации РК с МБР УР-100Н УТТХ вместо окончательного снятия его с вооружения и заменой комплексом с МБР РТ-23 УТТХ "Молодец", как первоначально планировалось во второй половине 1980-х годов.

Эта задача, при острой нехватке бюджетных средств, выделяемых на поддержание существующих и закупку новых образцов стратегического и другого вооружения, была определена военно-политическим руководством страны как особо приоритетная.() В этих условиях значимо возросла роль многолетнего взаимодействия НПО машиностроения и РВСН.

С 1996 года НПО машиностроения, как головное предприятие в совместной кооперации с другими предприятиями, решает важнейшую задачу - проведение работ по продлению сроков эксплуатации ракетного комплекса с МБР УР-100Н УТТХ в условиях несения боевого дежурства (тема «Зарядье»).

В целях проведения указанных работ, по инициативе НПО машиностроения, в 2000 году был создан Совет Генеральных (главных) конструкторов, в задачу которых входит координация работ всей кооперации предприятий - разработчиков (изготовителей) составных частей комплекса и служб РВСН. Раз в два года Совет проводит свою работу непосредственно на объектах эксплуатации. По результатам работ Совета оформляется соответствующее решение, определяющее порядок обеспечения и продления сроков эксплуатации РК с МБР УР-100Н УТТХ.

Основным результатом проведения работ по этой тематике является подтверждение высокой надежности стоящих длительное время на боевом дежурстве ракетных комплексов с МБР УР-100Н УТТХ. Задача по обеспечению столь длительной эксплуатации комплекса при сохранении высоких боевых и технических характеристик была решена впервые в мире. Потребовалось реализовать множество научных исследований и опытно-конструкторских работ, объединенных в одну комплексную программу. Были найдены подходы к прогнозированию состояния комплекса не менее чем на 2-3 года вперед.

Определяются запасы прочности силовых конструкций, тщательно проверяется состояние стенок топливных баков, анализируется состояние компонентов ракетного топлива, проводятся ускоренные испытания в климатических камерах, обеспечивающих эквивалентные воздействия параметров окружающей среды на конструкции узлов и агрегатов ракетного комплекса. Полученный опыт является универсальным и используется для продления сроков эксплуатации всех комплексов с жидкостными ракетами.

Важным этапом по подтверждению основных ТТХ ракеты являются регулярно проводимые пуски УР-100Н УТТХ с космодрома "Байконур". Для пуска выбирается ракета с максимальным сроком эксплуатации. Последний на текущий момент запуск был проведен 22 октября 2008 года, когда с Байконура была запущена ракета УР-100Н УТТХ. Головная часть успешно поразила цели на полигоне "Кура".

Проведенный пуск подтвердил неизменность основных летно-технических характеристик МБР РС-18Б, а также показал высокую степень надежности системы эксплуатации боевых ракетных комплексов. В декабре 2008 года по результатам проведенных испытаний и исследований принято решение о продлении сроков эксплуатации ракет до 33 лет. Экономические расчеты показывают, что сохранение ракет УР-100Н УТТХ в составе СЯС РФ только за последние 10 лет дало возможность высвободить несколько десятков миллиардов рублей для решения важных государственных задач.

Отмечено, что за время эксплуатации были проведены пуски ракет УР-100Н УТТХ не только на максимальную (10000 км), но и на минимальную (около 1000 км) дальность, что обеспечивает гибкость ее использования в современных меняющихся геополитических условиях. Значительный объем экспериментальных данных для продления сроков эксплуатации МБР РС-18Б также приобретается в рамках осуществления программы использования конверсионных РН "Рокот", поставка блока 15С300 для которых (1-я и 2-я маршевые ступени МБР 15А35 в штатном ТПК 15Я64) осуществляется от РВСН к Космическим войскам после проведения соответствующих проверочных мероприятий.

По результатам проведенных НИР в феврале 2011 г. было объявлено о возможности увеличения гарантийного срока эксплуатации МБР 15А35 до 36 лет.() В течение последнего десятилетия в СМИ неоднократно появлялась информация разного рода, содержащая сведения о необходимости и даже начале работ по созданию в РФ силами отечественной кооперации производителей новой жидкостной МБР массой порядка 100 тонн с РГЧ ИН с тем, чтобы поставить ее на вооружение в период "после 2015 года", однако никаких конкретных указаний на начало работ в этом направлении в течении длительного времени официально не озвучивалось.

Как сторонники, так и противники этой идеи отмечали, что, по всей видимости, окончательное решение по этому направлению будет принято по конечным результатам работ МИТа над перспективными образцами вооружения - МБР с РГЧ ИН РС-24 и БРПЛ с РГЧ ИН Р-30 "Булава", эти результаты должны окончательно заявить о себе в ближайшие год-два (о нахождении МБР РС-24 в войсках и несении на данном комплексе опытно-боевого дежурства было объявлено в июле 2010 года, а уже в марте 2011 года было объявлено о постановке данного комплекса на боевое дежурство).

Если эта работа будет выполнена удачно и новейшие мобильные твердотопливные МБР и БРПЛ с РГЧ ИН поступят на вооружение РВСН и ВМФ РФ в достаточном количестве, то необходимость создания перспективной жидкостной МБР, вероятно, отпадет. Кроме того, противники создания новой жидкостной МБР, главным плюсом которой является возможность размещения значительного числа ББ большой мощности на одной ракете,указывают на то,что в современных условиях (действие договора СНВ-3, наличие у целого ряда стран высокоточного оружия и пр.) главный ее плюс, наряду с базированием в ШПУ ОС, станет и главным недостатком - большое число боевых блоков может быть выведено из строя нанесением удара по сравнительно небольшому числу стационарных носителей в ШПУ ОС.

Вместе с тем, в феврале 2011 г. было объявлено о возможности создания перспективной тяжелой МБР со значительным числом ББ на борту как замене МБР Р-36М2 "Воевода" и УР-100Н УТТХ с поступлением на вооружение к 2020 году. В апреле 2011 года о создании такой ракеты, которая будет иметь значительно повышенную боевую живучесть за счет конструктивного совершенства, усиленной фортификационной защиты ШПУ ОС и принятия других мер пассивной и активной защиты (в том числе и средств ПВО и ПРО района базирования) при максимально возможном использовании уже развернутой инфраструктуры ракет-предшественниц, было заявлено официально со стороны представителей РВСН. Принятие на вооружение новой ракеты планируется уже к концу 2018 г., в ее создании примут и предприятия "военно-морской" кооперации, создававшей ранее жидкостные БРПЛ, во главе с ГРЦ им. В.П. Макеева.

На Западе ракета 15А35 (УР-100Н УТТХ) получила обозначение SS-19 mod.3 Stiletto (по договору ОСВ-1 РС-18Б), а 15А30 (УР-100Н) - SS-19 mod.1,2 Stiletto (по договору ОСВ-1 РС-18А).

Состав


МБР РС-18 (СССР) 1975 г. 1 - корпус первой ступени; 2 - корпус второй ступени; 3 - герметичный приборный отсек; 4 - боевая ступень; 5 - хвостовой отсек первой ступени; 6 - обтекатель головной части; 7 - двигательная установка первой ступени; 8 - бак горючего первой ступени; 9 - трубопровод подачи окислителя; 10 - бак окислителя первой ступени; 11 - кабельный короб; 12 - магистраль ПГС; 13 - двигательная установка второй ступени; 14 - силовой элемент корпуса соединительного отсека; 15 - бак горючего второй ступени; 16 - бак окислителя второй ступени; 17- магистраль ПГС; 18 - твердотопливный тормозной двигатель; 19 - приборы системы управления; 20 - боевой блок. / Изображение: www.e-reading.club


МБР 15А35 - двухступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета, выполненная по схеме "тандем" с последовательным разделением ступеней. Ракета отличается очень плотной компоновкой и практически отсутствием "сухих" отсеков.

Изображение: rbase.new-factoria.ru

Корпус первой ступени состоит из хвостового, топливного отсеков и переходника. Топливные баки - несущей конструкции,с общим днищем. Двигательная установка первой ступени РД-0234 (15Д96) состоит из четырех маршевых жидкостных ракетных двигателей (ЖРД) РД-0233 (15Д95)

(ЖРД) РД-0233 (15Д95) / Фото: rbase.new-factoria.ru


Каждый двигатель закреплен шарнирно на раме в хвостовом отсеке и может отклоняться от нейтрального положения в соответствующей плоскости. Двигатели имеют турбонасосную систему топливоподачи с дожиганием генераторного газа. Верхнее днище бака окислителя первой ступени имеет сложную форму и состоит из конической части, направленной внутрь бака, и сферической центральной части, имеющей выпуклость наружу. В образовавшемся таким образом пространстве размещается сопло маршевого ЖРД второй ступени. Наддув баков маршевых ступеней осуществляется с помощью горячих газов.

Разделение первой и второй ступени происходит по "горячей" схеме за счет рулевого двигателя второй ступени, который запускается до подачи команды на выключение ЖРД первой ступени. Отработанные газы работающего рулевого двигателя второй ступени выводятся с помощью специальной системы окон в корпусе первой ступени. Затем по команде происходит разрыв механических связей между ступенями, увод первой ступени и запуск маршевого двигателя второй ступени. Торможение первой ступени осуществляется четырьмя твердотопливными тормозными двигателями, установленными на хвостовом отсеке.


Элементы корпуса ракеты / Фото: users.livejournal.com

Корпус второй ступени состоит из укороченного хвостового и топливного отсеков. Топливные баки - несущей конструкции. Двигательная установка второй ступени включает в себя маршевый ЖРД РД-0235 (15Д113), установленный неподвижно, и четырехкамерный рулевой двигатель РД-0236 (15Д114).

Маршевый двигатель имеет схему топливоподачи с дожиганием, а рулевой - без дожигания генераторного газа. Отделение третьей ступени от второй происходит при неработающем ЖРД за счет тяги тормозных твердотопливных двигателей второй ступени. Тормозные двигатели обеих маршевых ступеней разработаны в КБ-2 завода № 81. К верхней части второй ступени корпуса ракеты крепится агрегатно-приборный блок разделяющейся головной части, в котором размещаются приборы инерциальной системы управления и двигатель разведения боевого оснащения.

Боевые блоки прикрыты обтекателем. Ракета оснащена комплексом преодоления ПРО. Ядерные боезаряды МБР УР-100Н разработаны в НИИ-1011 (ныне ВНИИТФ, г. Снежинск Челябинской области).

УР-100Н была принята на вооружение с двумя взаимозаменяемыми ГЧ: "легкая" моноблочная ГЧ с термоядерным боезарядом мощностью 5.3Мт и РГЧ ИН с 6 неуправляемыми ББ, мощность каждого - 400кт (КВО - не более 650м на предельной дальности 9650км). Ядерные боезаряды для УР-100Н УТТХ разработаны в КБ-11 (ныне ВНИИЭФ, г. Саров Нижегородской области).

УР-100Н УТТХ была принята на вооружение с одним вариантом ГЧ - РГЧ ИН с 6 неуправляемыми ББ, мощность каждого - 550 кт (КВО - не более 350 м на предельной дальности 10 000 км). Боевое оснащение УР-100Н УТТХ позволяет уверенно поражать высокозащищенные и прикрытые системой ПРО точечные и площадные цели. По данным западных экспертов, рассматривались версии оснащения РГЧ ИН МБР 15А35 новыми легкими малогабаритными ББ малого класса мощности спецзарядов, что позволило бы увеличить при необходимости число ББ на одной ракете до 18 единиц.

ЖРД РД-0237 (15Д114) / Фото: rbase.new-factoria.ru


Двигатель разведения РД-0237 - жидкостный с вытеснительной системой подачи топлива, без дожигания генераторного газа. Двигатель разведения, а также маршевые ЖРД первой и второй ступеней созданы в Конструкторском бюро химической автоматики под руководством А.Д.Конопатова (г. Воронеж). В качестве топлива все ступени используют азотный тетраоксид и несимметричный диметилгидразин. Разработка указанных ЖРД и их отработка осуществлялись в 1969-1974 гг.

Владимир Сергеев / Фото: www.space.com.ua


Система управления разработана в харьковском НИИ-692 (позднее - НПО «Хартрон») под руководством Владимира Сергеева. На ракету устанавливается автономная инерциальная система управления с БЦВМ 15Л579. Бортовой вычислительный комплекс унифицирован с ракетой 15А18. При несении боевого дежурства все важнейшие параметры ракеты непрерывно контролируются. Высокие характеристики СУ подтвердились при пусках. КВО не превышает 350 м (в начальный период эксплуатации для МБР 15А35 эта величина составляла 430м)

Для систем управления МБР 15А35 и 15А18 впервые в СССР была разработана новая технология отработки программно-математического обеспечения, включающая т.н. "электронный пуск", при котором на специальном комплексе, включающем ЭВМ БЭСМ-6 и изготовленные блоки системы управления МБР моделировался полёт МБР и реакция системы управления на воздействие основных возмущающих факторов. Эта технология обеспечила также эффективный и полный контроль полётных заданий. Коллектив разработчиков "электронного пуска" был удостоен Государственной премии УССР. Установка новой аппаратуры контроля дала возможность полностью автоматизировать цикл проверок технического состояния ракет и систем пусковой установки.

ШПУ 15П735 / Фото: rbase.new-factoria.ru


Боевой стартовый комплекс УР-100Н УТТХ включает 10 ракет в ШПУ 15П735, командный пункт 15В52У и ремонтно-техническую базу. Унифицированный командный пункт повышенной защищенности шахтного типа разработан в ЦКБТМ под руководством Б.Р.Аксютина.

С сайта украинского музей РВСН - макет командного пункта 15В52У / Фото: hfrantsouzov.livejournal.com


Ракета 15А35 имеет газодинамическую схему старта, при которой она выходит из транспортно-пускового контейнера 15Я54, размещенного в ШПУ, по направляющим на внутренней поверхности ТПК за счет действия силы тяги двигательной установки первой ступени ракеты. Баки с топливом ампулизированы, весь период эксплуатации ракета находится в заправленном состоянии в транспортно-пусковом контейнере, который обеспечивает требуемый температурный режим. Конструкция ТПК позволяет производить техническое обслуживание систем ракеты, заправку и слив компонентов топлива после установки ракеты в шахту.


Разрез ШПУ МБР УР-100Н: 1 - «ствол» шахтной конструкции; 2 - защитный оголовок шахты; 3 - защитная крышка шахты; 4 - входной люк; 5 - элементы подвески ТПК; 6 - ТПК с ракетой; 7 - газоотбойное устройство / Изображение: www.e-reading.club

Система поддержания заданного температурно-влажностного режима в ТПК позволяет на всех этапах эксплуатации ракеты содержать ее в требуемых условиях хранения. В шахтной пусковой установке ТПК ракеты закреплен с помощью высокоэффективной системы амортизации, обеспечивая дополнительную защиту ракеты от воздействия поражающих факторов ядерного взрыва. По данным американских аналитиков, МБР 15А35 способна стартовать спустя не более 3 минут после непоражающего термоядерного воздействия по ШПУ ОС. ТПК заполнен инертным газом - азотом. Во время боевого дежурства ракеты подвергается промежуточному регламентному осмотру раз в три месяца и главному раз в три года. В результате выполнения всех работ по улучшению ТТХ защищенность сооружений ракетного комплекса повысилась на порядок. Управление пуском - дистанционное.

Тактико-технические характеристики

РН способна выводить полезный груз массой 1950 килограмм на орбиту высотой 200 километров или 1250 килограмм на орбиту высотой 1500 километров. Относительная масса полезного груза - 1,82 %.

На базе ракет 15А35 в НПО Машиностроения создан ракетно-космический комплекс “Стрела”, предназначенный для запуска космических аппаратов с космодрома "Свободный" из модернизируемой шахтной пусковой установки 15П720, предназначенной для запуска ракет 15А20.


Установка космической головной части РН "Стрела" в ШПУ / Фото: www.npomash.ru

Отсек измерительной аппаратуры с макетом КА на кантователе / Фото: www.npomash.ru

РН "Стрела" на старте в ШПУ / Фото: www.npomash.ru

Заправка РН "Стрела" / Фото: www.npomash.ru



Основной концепцией, реализованной в этом проекте, является сохранение максимальной преемственности КРК "Стрела" с базовым комплексом. Использование космического ракетного комплекса "Стрела" обеспечит экономически выгодные запуски малых космических аппаратов на орбиты с различными высотами и наклонениями. Ракета 15А20 меньше по габаритам и по энергетике, чем ракета 15А35.

Для этого шахта 15П720 углубляется и усиливается ее нижняя часть. Изменяется и геометрия верхней части ШПУ подобно верхней части ШПУ 15П735 для установки газоотводящей решетки.

Дальность стрельбы, км 10000 (9 650 с РГЧ ИН)
Длина ракеты, м 24.3 (24.0 для 15А30)
Максимальный диаметр корпуса, м 2.5
Стартовая масса, т 105.6
Масса головной части, кг 4350
КВО, км 0.35 (0.65)
Гарантийный срок хранения, лет 10 (для 15А35 продлен до 33 лет)
ДУ 1-ой ступени
- тяга в вакууме, кН
- тяга на уровне моря, кН,
- удельный импульс в вакууме, с
- удельный импульс на уровне моря, с
- время работы, с

2070
1870
310
285
121
ДУ 2-ой ступени
- тяга в вакууме (маршевый), кН
- удельный импульс в вакууме (маршевый),с
- время работы (маршевый), с
- тяга в вакууме (рулевые в связке), кН
- удельный импульс в вакууме (рулевые), с
- время работы (рулевые), с

Dassault Rafale - французский многоцелевой истребитель 4-го поколения, разработанный компанией Dassault Aviation. Данная машина является полностью французским проектом – двигатели, вооружение, авионика, а также собственное производство и на данный момент является крайним самолетом, созданным без американской или другой иностранной помощи. Разработку самолета Rafale начали в 1983 году, за 2 года до того как во Франции официально вышла из программы создания перспективного европейского истребителя FEFA, который позже получил название Eurofighter 2000. Rafale, как и Eurofighter, предназначен для использования в качестве ударного истребителя-бомбардировщика и перехватчика, способного выполнять задачи завоевания превосходства в воздухе и противовоздушной обороны, а также нанесения бомбовых ударов по наземным объектам.


В 1983 году фирмой «Dassault» в рамках национальной программы был разработан экспериментальный боевой самолет Avion de Combat Experimentale (ACX). Франция из проекта EFA вышла из-за того, что ее вооруженные силы, и особенно военно-морской флот, хотели получить компактную и легкую машину, масса которой составляла около 8 тыс. кг. Демонстрационный прототип ACX весом 9,5 тыс. кг в то время доводился. Впервые в воздух он поднялся 4 июля 1986 г. и помог проверить аэродинамическую схему, характеристики, конфигурацию, систему дистанционного управления, а также конструкцию с широким применением композитных материалов для проекта Avion de Combat Tactique.

Позже ACX переименовали в Rafale A. Первоначально он оснащался двумя двухконтурными турбореактивными двигателями General Electric F404-GE-400. После 460 испытательных полетов, которые включали посадку на палубу авианосца "Клемансо" (касание и уход на второй круг), один двигатель (левый) заменили на SNECMA M88-2, который был разработан специально для Rafale.

Истребитель Rafale выполнили по схеме «утка», имеет среднерасположенное треугольное крыло, с высокорасположенным передним горизонтальным оперением. Крыло оснащено двухсекционными предкрылками и односекционными элевонами.

Основным материалом для крыла служат углепластики. Законцовки консолей и обтекатель стыка крыла и фюзеляжа изготовлены из кевлара – предкрылки из титановых сплавов. 50% фюзеляжа сделано из углепластиков; для боковых панелей обшивки использован алюминиево-литиевый сплавов. Всего в конструкции планера Rafale на долю композитов приходится 20% по площади и 25% по массе. В результате, масса планера уменьшилась на 300 килограмм.

Для военно-морских сил Франции был разработан палубный вариант истребителя получивший обозначение Rafale М. Он отличается усиленной конструкцией шасси и планера, наличием под хвостовой частью фюзеляжа тормозного гака, встроенной выдвижной лестницей и так далее. На конце киля установлена система Telemir, которая обеспечивает обмен данными между навигационным оборудованием авианосца и навигационной системой самолета. Истребитель Rafale М в результате всех доработок стал тяжелее Rafale С на 500 кг.

Самолеты Rafale оснащаются шасси, выпускаемым компанией Messier-Dowty. На самолетах Rafale модификаций С и В основные опоры имеют по одному пневматику, а передняя – два пневматика. На палубном Rafale М передняя опора самоориентирующаяся. При буксировке она разворачивается почти на 360 градусов.

На истребителях Rafale все опоры убираются вперед. Все колеса оснащаются углеродными тормозами производства Messier-Bugatti.

На одноместных Rafale С и М кабина оборудуется катапультным креслом Martin-Baker Mk.16, которое обеспечивает безопасное покидание самолета на земле при стоянке. Фонарь открывается в правую сторону на шарнирах вбок. В кабине управления на приборной доске располагается три цифровых жидкокристаллических многофункциональных дисплея. В центре расположен тактический дисплей, служащий для вывода пилотажно-навигационной информации и информации, получаемой от различных датчиков. По бокам расположены дисплеи отображающих информацию о работе двигателей, гидравлической, топливной, кислородной и электрической систем, а также другого оборудования.

Силовая установка Rafale – два двухконтурных турбореактивных двигателя Snecma М88-2Е4. Тяга каждого 4970 кгс (на форсажном режиме - 7445 кгс). Для фирмы Snecma разработка двигателя М88 была достаточно сложной задачей. Заказчику был необходим двигатель, способный надежно работать при маневренном воздушном бое и при скоростном прорыве системы противовоздушной обороны на малой высоте. Тех. требованиями предусматривалось большой ресурс, низкий расход топлива на различных режимах полета и высокое отношение тяги и массы. Snecma предпочла двухвальный двигатель, который впоследствии должен был стать родоначальником двигателей третьего поколения французского производства.

Официально программа разработки двигателя М88 началась в 1986 году. В феврале 1989 года состоялось первое стендовое испытание двигателя, а в феврале 1990 года были начаты летные испытания на демонстрационном Rafale А. Окончательная сертификация произошла в 1996 году.

Для получения двигателя с высокими характеристиками разработчики использовали в конструкции двигателя различные передовые технологии. Например, диски компрессора изготавливали монолитно с лопатками, в конструкции турбины высокого давления применялись монокристаллические лопатки, для изготовления дисков турбин применили порошковую технологию. В конструкции двигателя использованы керамические покрытия, малоэмиссионная камера сгорания и композиционные материалы. Перед создателями ТРДДФ поставили задачу по обеспечению минимально возможной тепловой заметности истребителя и уменьшению дымления, чтобы снизить визуальную заметность.

При создании двигателя был использован многоэтапный подход.

На одноместных истребителях Rafale С и М во внутренних баках размещается 5900 литров топлива, а на двухместном Rafale В – 5300 литров. На 5 из 14 узлов внешней подвески возможно размещение подвесных топливных баков различной емкости. На 4 подкрыльевых узлах подвешиваются топливные баки емкостью по 1250 литров, а на центральном – емкостью 2000 литров.

Пушечное вооружение самолетов Rafale из 30-миллиметровой пушки Nexter DEFA 791B скорострельность которой составляет 2500 выстрелов в минуту. Боезапас - 125 бронебойно-зажигательных трассирующих патронов OPIT с донным взрывателем.

Ракетное вооружение состоит из:
- ракет класса «воздух-воздух»: AIM-9, AIM-132, AIM-120, MICA, «Мажик» II, MBDA Meteor;
- ракет класса «воздух-поверхность»: «Апач», Storm Shadow, AM.39, AASM, ASMP с ядерной боеголовкой.

Испытания и боевое применение

Экспериментальный истребитель Rafale А совершил первый полет в июле 1986 года. Первый самолет в варианте Rafale С (одноместный истребитель-перехватчик) в воздух поднялся в мае 1991 г., а первый палубный самолет Rafale М, предназначающийся для вооружения французских авианосцев, взлетел в декабре того же года. Согласно плану серийного производства ВМС и ВВС Франции будет поставлено 86 и 235 самолетов соответственно.

Первое боевое применение Rafale состоялось в марте 2007 г. во время натовской операции в Афганистане. Кроме того данные самолеты начиная с марта 2011 г. самолеты использовались в операции НАТО в Ливии против войск Каддафи.

Эксплуатация Rafale не обошлась без происшествий.
6 декабря 2007 года выполнявший тренировочный полет истребитель модификации Rafale B, летевший с военно-воздушной базы Сен-Дизье, в 18:30 разбился около населенного пункта Невик (центральная часть Франции). Причиной крушения стал сбой в электродистанционной системе управления полетом. Капитан Эммануэль Морьюзе – пилот самолета погиб.

24 сентября 2009 года два истребителя модификации Rafale M в 30 километрах от города Перпиньян упали в результате столкновения в Средиземное море. Авария произошла в 18:10, во время возвращения машин на авианосец «Шарль де Голль». Причиной катастрофы, согласно информации Бюро расследований происшествий при минобороны, стал человеческий фактор. Пилот одного истребителя, капитан второго ранга Франсуа Дюфло погиб. Пилот второго, капитан третьего ранга Жан Бофиль катапультировался.

28 ноября 2010 года истребитель модификации Rafale M, возвращаясь на «Шарль де Голль» упал в Аравийское море после выполнения боевого задания заключавшегося в поддержке коалиционных сил в Афганистане. Авария случилась в 100 километрах от побережья Пакистана. Причиной послужила техническая неисправность. Катапультировавшегося пилота подобрал спасательный вертолет.

2 июля 2012 года Французский палубный истребитель Rafale во время учений разбился. Инцидент произошел в Средиземном море с машиной, базировавшейся на «Шарль де Голле». Пилот катапультировался и был подобран американским вертолетом. В Средиземноморье осуществлялись совместные учения французских и американских авианосцев.

Rafale стоит на вооружении ВВС и ВМС Франции.
Военно-воздушные силы приняли самолет на вооружение в 2006 году. По состоянию на 2012 год принято 38 машин модификации Rafale В и 37 машин Rafale С.

Военно-морские силы приняли на вооружение Rafale М в 2004 году. По состоянию на 2012 год имелось 36 самолетов.

Кроме этого Rafale выиграл в индийском тендере, принимал участие в тендерах на поставку истребителей в Бразилию и ОАЭ. 31 января 2012 года Rafale одержал победу в международном тендере MMRCA

Модификации:
Rafale A – опытно-демонстрационный Rafale. Был несколько больше и тяжелее, по сравнению с самолетами Rafale C/M. Оснащался парой двигателями F404-GE-400 имеющих тягу 6800 кг (16 тыс. фунтов), на их базе разработали двигатель М88.
Rafale B – двухместный, наземного базирования. Заказывался как учебно-тренировочный вариант Rafale C, с сохранением всех функциональных возможностей.
Rafale C – многоцелевой боевой самолет наземного базирования. Первоначальное обозначение Rafale D, переименован в 1990 году. Военно-воздушные силы Франции затребовали 250 машин в одноместном и двухместном вариантах.
Rafale M – одноместный многоцелевой самолет авианосного базирования. Схож с Rafale C, но оснащается посадочным крюком, а также модифицированной носовой стойкой с изменяемой длиной. Военно-морские силы затребовали 86 машин.

Летно-технические характеристики Rafale:
Экипаж – 1-2 человека;
Длина самолета – 15,3 м;
Высота – 5,3 м;
Размах крыла – 10,9 м;
Площадь крыла – 45,7 м²;
Масса пустого самолета – 10000 кг;
Нормальная взлетная масса – 14710 кг;
Максимальная взлётная масса – 24500 кг;
Масса полезной нагрузки – 9500 кг;
Масса топлива – 4700 кг;
Масса топлива в подвесных топливных двигателей – 6700 кг;
Двигатель – 2 двухконтурных турбореактивных SNECMA M88-2 с форсажной камерой;
Сухая масса двигателя – 897 кг;
Максимальная тяга – 5100 кгс каждого двигателя;
Тяга на форсаже – 7500 кгс каждого двигателя;
Температура газов перед турбиной – 1577 °C;
Максимальная скорость – 1,8 Маха (1900 км/ч);
Боевой радиус (в варианте истребителя-перехватчика) – 1093 км;
Боевой радиус – 1800 км
Практический потолок – 15240 м;
Скороподъёмность – 305 м/с.

Dassault Rafale (русс. «Дассо Рафаль») - французский многоцелевой истребитель четвертого поколения, разработанный французской компанией Dassault Aviation. Совершил первый полёт 4 июля 1986 года. Принят на вооружение ВМС и ВВС Франции в 2004 и 2006 году соответственно.

В 2009 году Министерство обороны Франции заказало дополнительно 60 истребителей. Участвует в тендерах на поставку истребителей в ОАЭ и Бразилию.

Самолёт Rafale фирмы Dassault является одним из приоритетов развития аэрокосмической промышленности Франции. Это полностью французский проект - вооружение, двигатели, авионика и собственное производство. Rafale является последним на данный момент самолетом, созданным европейской страной без американской или любой другой иностранной помощи.

История создания и применения


Разработка самолета была начата фирмой "Дассо-Бреге" в 1983 году, за два года до официального выхода Франции из программы по созданию перспективного европейского истребителя FEFA, получившего позже название Eurofighter 2000. Как и Eurofighter, самолет Rafale предназначен для использования в качестве перехватчика и ударного истребителя-бомбардировщика, способного выполнять задачи ПВО и завоевания превосходства в воздухе, а также нанесения ударов по наземным объектам.

Первый полет экспериментального истребителя Rafale А состоялся в июле 1986 года. Первый опытный самолет в варианте одноместного истребителя-перехватчика Rafale С поднялся в воздух в мае 1991 года, а первый опытный палубный самолет, предназначенный для вооружения французских авианосцев, Rafale М взлетел в декабре 1991 года. Планами серийного производства предусматривается поставка ВВС и ВМС Франции 235 и 86 самолетов соответственно.


Первое боевое применение состоялось в марте 2007 года в ходе операции НАТО в Афганистане. Также эти самолёты использовались в операции военного блока НАТО против войск Каддафи в Ливии, начиная с марта 2011 года.

7 декабря 2011 года министр обороны Франции Жерар Лонге заявил, что производство «Рафаль» будет свернуто (после того как компания выполнит оплаченный заказ для ВВС Франции на 180 самолётов), если не появятся иностранные заказы на истребитель. Однако, победа в январе 2012 года в тендере MRCA на поставку 126 многоцелевых истребителей для ВВС Индии, обеспечила крупный экспортный заказ и спасла самолёт от снятия с производства.

Модификации


Rafale A: прототип самолета Rafale. Он был несколько больше и тяжелее, чем самолет Rafale C/M и оснащен двумя двигателями F404-GE-400 тягой 6800 кг (16000 фунтов), на базе которых был разработан двигатель М88.
Rafale B: опытный экземпляр, заказанный как двухместный учебно-тренировочный вариант самолета Rafale C, но сохранивший все функциональные возможности.
Rafale C: два опытных экземпляра, заказанные как одноместные многоцелевые боевые самолеты. Первый самолет, заказанный в апреле 1988 г., совершил полет в феврале 1991 г. Первоначально имел обозначение Rafale D - французский термин для самолета-невидимки технологии "стелс", но в 1990 г. был переименован в Rafale C. ВВС Франции затребовали 250 самолетов в одноместном и двухместном вариантах.
Rafale M: два опытных экземпляра, заказанные для ВМС Франции как палубный одноместный многоцелевой самолет с обозначением Rafale M. Схож с самолетом Rafale C, но оснащен посадочным крюком и модифицированной носовой стойкой изменяемой длины. ВМС затребовали 86 машин.


Вооружение


Пушечное:
1x30 мм Nexter DEFA 791B (темп стрельбы 2500 выстр/мин), боезапас - 125 патронов типа OPIT (бронебойно-зажигательный трассирующий) с донным взрывателем.

Ракетное:
«воздух-воздух»: MICA , AIM-9 , AIM-120 , AIM-132 , MBDA Meteor , «Мажик» II.
«воздух-поверхность»: ASMP с ядерной боевой частью, «Апач», AM.39, Storm Shadow , AASM.

ЛТХ:
Модификация Rafale M
Размах крыла, м 10.8 0
Длина самолета, м 15.27
Высота самолета, м 5.34
Площадь крыла, м2 45 .7 0
Масса, кг
пустого снаряженного 10460
нормальная взлетная 18500
максимальная взлетная 22500
Топливо, кг
внутреннее 4500
ПТБ 7500 (1 х 3000 + 2 х 2000 л и/или 2 2 х 1300 л)
Двигатель 2 ТРДДФ SNECMA M88-2
Максимальная тяга, кН
номинальная 2 х 73.23
форсажная 2 х 92.90
Максимальная скорость, км/ч:
у земли 1350
на высоте 1900
Практическая дальность без ПТБ, км 2000
Боевой радиус действия, км
в роли ударного самолета 1055
в роли перехватчика 1760
Макс. скороподъемность, м/мин 19800
Практический потолок, м 16765
Макс. эксплуатационная перегрузка 9
Экипаж, чел 1-2

Впрочем, наряду с намеренно выплеснутыми в прессу спорами о гарантии, очевидно имели место конфликты по вопросу передачи технологий и, вероятно, в первую очередь цены. По пессимистичным оценкам, стоимость искомого количества «Рафалей» превышала заложенные в тендер 10,4 миллиарда долларов как минимум вдвое. Это влекло уже внутриполитические проблемы: подписать такой контракт в стране, регулярно сотрясаемой коррупционными скандалами, - политическое самоубийство, особенно перед выборами. Парламентские выборы состоялись в Индии в апреле-мае 2014 года.

Теоретически у сторонников контракта было время до середины февраля, когда наступил мораторий на заключение новых сделок в области военно-технического сотрудничества, однако в конце 2013 года стало очевидно, что правящий Индийский национальный конгресс (ИНК) не горит желанием давать козырь оппонентам. Казалось, что само провидение было против «Рафаэля» - 2 октября 2013 года от сердечного приступа умер ключевой переговорщик с индийской стороны, помощник министра обороны по закупкам авиатехники Врун Кумар Бал

Надежды на то, что, получив кредит доверия в случае победы, ИНК сумеет продавить тяжелейшее в условиях секвестра оборонного бюджета решение, не оправдались - к власти пришла оппозиционная националистическая Индийская народная партия, относившаяся к закупке «Рафаэлей» с большим скепсисом

После смены правительства программа подверглась самой жестокой критике. Так, 30 декабря 2014 года новый министр обороны Манохар Паррикар заявил, что французская сторона ведет себя на переговорах крайне неуступчиво, отказывается выполнять данные во время конкурса обещания. Впервые должностное лицо такого уровня публично допустило отказ от покупки «Рафалей». По мнению Паррикара, Индия прекрасно бы обошлась закупкой дополнительной партии уже освоенных Су-30МКИ. Стоит отметить, что цена Су-30МКИ производства HAL примерно вдвое меньше, чем оценочная стоимость «Рафаэля»

Однако не похоже, чтобы «Дассо» поддалась усилившемуся давлению. Уверенности на переговорах французам несомненно придали первые экспортные успехи «Рафаля». В феврале 2015 года Египет неожиданно подписал контракт на закупку 24 истребителей. В конце апреля закончились многолетние переговоры с Катаром - эмират тоже купил 24 машины с опционом еще на 12. В общей сложности это обеспечило загрузку завода минимум на дополнительные три-четыре года (последние годы с целью растянуть производство до получения экспортных контрактов «Рафаил» для Франции производились минимальным объемом 11 штук в год), и угроза сворачивания производства была отсрочена.

Трудные переговоры, судя по всему, сильно тяготили обе стороны, и взаимное желание поставить в них точку привело к поразительному итогу MMRCA.

Несоломоново решение

В апреле Францию с визитом посетил новый премьер Индии Нарендра Моди. 10 апреля местная пресса опубликовала сенсационную новость: достигнуто соглашение о прямой закупке первой партии «Рафалей» французской сборки - и не 18, как планировалось по условиям MMRCA, а 36. Стоимость оценивалась в сумму порядка 4 миллиардов евро. Увеличение прямых закупок сразу вызвало вопросы о будущем лицензионной сборки в Индии.

Опасения подтвердились - 21 мая Паррикар заявил, что Индия ограничится только закупкой 36 «Рафалей» и не будет организовывать лицензионную сборку. Сэкономленные средства (90 «Рафалей» министр обороны оценил в 15,5 миллиарда долларов) направят на иные программы. Претендентами на освободившиеся деньги, с точки зрения специалистов, можно назвать все ту же программу Су-30МКИ, в рамках которой Индия может заказать еще 40-60 машин в дополнение к уже имеющимся, национальный проект «Теджас» и совместную российско-индийскую разработку истребителя пятого поколения FGFA на базе российского проекта Т-50 ПАК ФА. При этом официальный Нью-Дели в лице все того же Манохара Паррикара, заявил, что главным получателем будет именно национальный проект, но сам «Теджа» в настоящее время является откровенно сырым самолетом с неясными перспективами, в том числе и ввиду критически затянутого (уже более тридцати лет) срока разработки....

Отмечу что в статье рассмотрена лишь ситуация ближнего маневренного воздушного боя. При этом из написанного в статье следует что "Рафаль" в ближнем бою на малых высотах как правило будет иметь преимущество первого ракетного пуска, утрачивая его на средних и больших высотах.

Ситуация ракетного боя на средней дистанции в статье не рассматривается. По моему скромному мнению "Рафаль" с модернизированной БРЛС RBE2-AA с АФАР и ракетами MBDA Meteor будет иметь преимущество первого пуска в ракетном бою на средней дистанции если самолёт Су-35С не будет вооружен УР РВВ-БД или перспективной УР с прямоточным воздушно-реактивным двигателем. В этом случае пилоту Су-35С придётся применять активное ортогональное маневрирование для срыва сопровождения БРЛС противника с одновременным выполнением ракетной контратаки, благо возможности БРЛС нашего истребителя выполнить такой активный маневр позволяют. При этом желательно включение в состав бортового комплекса обороны Су-35С устройства выпуска буксируемых ложных воздушных целей.

К сожалению электронная версия статьи не полна. В ней не приведены таблицы и графики.

В начале 1990-х годов сформировался облик и начались летные испытания первого истребителя 5-го поколения F-22. Эксперты определяли его стоимость от 70 до 100 млн долларов, и эта величина казались астрономической. То есть новый истребитель оценивался как звено истребителей 4-го поколения типа F-15С. Отсюда, по критерию «эффективность/стоимость», полагалось, что и боевые возможности нового истребителя должны были возрасти более чем в четыре раза.

Прошла четверть века, и закончилось серийное производство F-22А, началось производство тактических истребителей 5-го поколения F-35А (В, С), состоялось перевооружение боевой авиации европейских государств на самолеты поколения 4+ типа ЕF-2000 и «Rafale». Эти самолеты поставляются на экспорт, и цены на них превзошли самые смелые прогнозы прошлых лет. Так, Франция предлагает Индии и Египту многофункциональный легкий истребитель «Rafale» по 120…130 млн евро за штуку. Что же это за самолет и соответствует ли его эффективность столь высокой стоимости?


Летные испытания одноместных вариантов самолетов «Rafale» С для ВВС Франции и палубного «Rafale» М начались в 1991 году. «Rafale» М имеет характерные отличия палубного самолета: усиленную конструкцию планера, тормозной гак в хвостовой части фюзеляжа, более прочное шасси и измененную конструкцию носовой стойки, позволяющее выдерживать высокие ударные нагрузки при посадке на палубу и катапультный взлет, систему автоматической посадки на палубу и другие. На концевой части киля размещается система «Телемир», которая обеспечивает обмен данными между бортовой навигационной системой и навигационным оборудованием авианосца. В результате «Rafale» М стал на 500 кг тяжелее, чем самолет «Rafale» С.

В 1993 году появился двухместный вариант - «Rafale» В, а в 2006-м - его палубный аналог - «Rafale» N. Эти самолеты предназначены в основном для решения ударных задач по уничтожению наземных и морских целей. Появление второго члена экипажа привело к увеличению массы на 350 кг и к уменьшению запаса топлива во внутренних баках. «Rafale» N лишился встроенной артиллерийской установки.

С 2008 года планировалось поступление на вооружение ВВС и ВМС Франции 198 самолетов «Rafale» С (В) и 35 палубных истребителей «Rafale» М (N).

Самолеты данного типа имели силовую установку в составе двух ТРДДФ М88-2. Этот двигатель отличается малой массой (около 900 кг), компактностью (диаметр 0,69 м) и высокой топливной эффективностью. Температура газов перед турбиной составляет почти 1580ºС, полная степень повышения давления в компрессоре равна 24,5. Удельный расход топлива равен на максимальном режиме работы при тяге 5100 кГ СR = 0,8 кг/(кГ∙час), а на форсаже - 1,7 кг/(кГ∙час). Тяга на форсаже достигает 7650 кГ.

В дальнейшем двигатели М88-2 планировалось заменить на более совершенную версию М88-3 с увеличенной на 20% тягой за счет повышения расхода воздуха.

Семейство «Rafale» имеет стандартный комплект современного оборудования, характерного для многофункционального боевого самолета 4+ и 5-го поколений. Основой информационного комплекса является БРЛС с АФАР RBE-2 с электронным сканированием луча по углу места и азимуту. Станция может работать по воздушным, наземным и надводным целям, формировать цифровую карту местности с высоким разрешением, обеспечивать полет в режиме следования рельефу местности.

Бортовая РЛС RBE-2 способна обнаружить воздушную цель класса «истребитель» с ЭПР σ = 3м2 на дальности до 90 км на фоне свободного пространства и до 55 км - на фоне земли. В режиме действия по воздушным целям БРЛС может обнаруживать и одновременно сопровождать до 40 целей, выбирать из них восемь наиболее приоритетных и обеспечивать одновременное наведение ракет по четырем целям. Зона обзора составляет ±70º по углу места и ±60º по азимуту. Минимальная ЭПР цели, обнаруживаемой в нижней полусфере σ = 0,1м2. Усовершенствованный вариант БРЛС RBE-2АА с повышенной мощностью излучения позволит увеличить дальность обнаружения целей примерно в 1,5 раза.

Истребитель оснащен оптоэлектронной системой переднего обзора OSF. В ее состав входят два модуля (теплопеленгатор и телевизионная камера, способная работать в условиях слабой освещенности), связанные с лазерным дальномером. Функции обнаружения и сопровождения большого числа целей берет на себя тепловой датчик, а идентификацию цели и определение расстояния до нее - телевизионно-лазерный модуль.

Система способна обнаруживать противника, летящего на форсаже, на дальности до 80 км, осуществлять опознавание на дальности до 50 км и определять дистанцию до цели на дальности 30…40 км. Посредством OSF обеспечивается одновременное сопровождение до 10 воздушных целей и ранжирование восьми из них по степени приоритетности.

Для действия по наземным целям и ведения различных видов разведки предусмотрена возможность размещения дополнительного оборудования в подвесном контейнере.

Самолеты «Rafale» имеют высокую степень защиты от различных систем ПВО, включая ПЗРК. Минимальная ЭПР истребителя в курсовой плоскости снижена до 1,5 м2. Бортовой комплекс обороны (БКО) Spectraвключает приемники радиолокационного и лазерного излучения, встроенный датчик обнаружения подлета ракет (работающий в ИК-диапазоне), систему выброса тепловых, оптоэлектронных и радиолокационных ложных целей, а также систему постановки активных радиолокационных помех с цифровым управлением. В ее состав планируется включить буксируемую радиолокационную мишень и лазерную систему, предназначенную для поражения приближающихся ракет с тепловой головкой самонаведения. На самолете применена система впрыска в струю выхлопных газов двигателя вещества, блокирующего на время РЛ- и ИК-заметность сопла двигателя.

Благодаря современным цифровым технологиям, система Spectra может в пассивном режиме вести обнаружение целей на большом расстоянии, осуществлять их идентификацию и оценивать степень угрозы. В состав БКО входит высокопроизводительный процессор, в памяти которого накапливаются данные о различных целях. Таким образом, на борту «Rafale» формируется большая база данных с результатами радиотехнической и электронной разведки. В ходе дальнейшего совершенствования системы Spectra возможно появление каналов обмена данными, в результате чего два истребителя «Rafale» смогут методом триангуляции с точностью до метра определить координаты потенциальной угрозы.

С начала разработки «Rafale» рассматривался как элемент глобальной информационной системы НАТО. В его бортовой комплекс были заложены возможности по обмену тактической информацией. С помощью многофункциональной системы распределения информации «Линк 16» каждый истребитель «Rafale» будет иметь доступ к данным, полученным другими самолетами (включая самолеты ДРЛО и У) и наземными средствами наблюдения. Эта система позволит истребителю за счет обмена данными и использования пассивных датчиков минимизировать собственную заметность и внезапно атаковать цель.

Основным оружием «Rafale» против воздушных целей является ракета MICA класса «воздух-воздух», способная поражать цели в ближнем бою и за пределами визуальной дальности. Ракета имеет стартовую массу 112 кг и отличается высокой маневренностью. С помощью двигателя с отклоняемым вектором тяги, развитого оперения и высокоэффективных поверхностей управления она способна реализовать перегрузку до 50 единиц. Таким образом, MICA по своим параметрам близка российской ракете малой дальности Р-73.

В состав вооружения истребителя «Rafale» входят два варианта ракеты: MICA-ЕМ с активной радиолокационной системой наведения и MICA-IR с тепловизионной головкой самонаведения. Целеуказание ракетам в ближнем воздушном бою может осуществляться с помощью нашлемного прицела «Топсайт». В перспективе самолеты предполагается оснастить управляемыми ракетами (УР) класса «воздух-воздух» большой дальности «Метеор».

Артиллерийское вооружение самолета включает пушку 30 М 791. Эта одноствольная 30-мм револьверная пушка имеет скорострельность 2500 выстрелов в минуту. Начальная скорость снаряда 1025 м/с. Эффективная дальность стрельбы по воздушной цели составляет 1500 м. Боекомплект 125 патронов, снаряженных снарядами, обладающими высокими зажигательными свойствами и проникающей способностью.

Проведенный анализ показывает, что бортовой комплекс и вооружение «Rafale» по составу и характеристикам является современным и позволяет решать широкий перечень боевых задач. Однако очевидно, что боевые возможности авиационного комплекса в значительной степени определяются характеристиками той платформы, на которой это оборудование и вооружение размещаются. За срок службы летательного аппарата его «электронная начинка» может поменяться несколько раз, изменяя его боевые возможности, и даже само предназначение самолета. Чем лучше летные характеристики боевого самолета, тем выше его потенциал для дальнейшей модернизации.

Самолет «Rafale» выполнен по схеме «бесхвостка» с дополнительным цельноповоротным передним горизонтальным оперением (ПГО), треугольным среднерасположенным крылом малого удлинения λ = 2,55, стреловидностью χПК = 48º. Вертикальное оперение - однокилевое.

Самолеты такой аэродинамической схемы позволяют иметь меньшую удельную нагрузку на крыло (р = G/S) и коэффициент лобового сопротивления при нулевой подъемной силе (Сх0). Но при этом данная компоновка обладает более скромными несущими свойствами, имеет более пологую индуктивную поляру (по сравнению с нормальной схемой), что значительно снижает аэродинамическое качество при маневрировании с большими перегрузками. Вследствие неблагоприятного интерференционного взаимодействия ПГО и киля самолеты данной схемы склонны к потере путевой устойчивости и управляемости на углах атаки α ≥ 24º. Таким образом, располагаемый угол атаки «Rafale» ограничен αдоп. = 22º.

Проведем оценку маневренных характеристик истребителя «Rafale» С в диапазоне высот и скоростей, характерных для ведения ближнего воздушного боя, при наиболее благоприятных условиях сочетания массы самолета и тяги силовой установки. Будем считать, что на самолете установлены двигатели М88-3, а вес пустого «Rafale» С после его модернизации не изменился и составляет 9850 кг. Тогда исходные расчетные параметры самолета будут соответствовать данным приведенным в табл. 1. Маневренные характеристики самолета приведены на рис. 2…7 при использовании форсажного режима работы двигателей.

Из данных на рис. 2 видно, что благодаря высокой тяговооруженности «Rafale» С имеет энергетическую скороподъемность практически такую же, как и F-22А. Это качество особенно ценно при решении задач перехвата, при преодолении ПВО, при противоракетном маневрировании в дальнем воздушном бою и обеспечивает безопасный выход из боя.

На рис. 3…5 показаны располагаемые маневренные возможности самолета при маневрировании в горизонтальной плоскости - характеристики виража.

Благодаря малой удельной нагрузки на крыло «Rafale» С имеет высокие располагаемые перегрузки (рис. 3), но при их реализации самолет слишком энергично тормозится, теряя скорость, а вместе с ней и располагаемую перегрузку (nуа расп.). Судя по величинам тангенциальной перегрузки (nха), возникающей при выполнении форсированных виражей (рис. 4), темп падения скорости при выходе на αдоп. и достижении nуэ макс. = 9 составляет 105…125 км/ч за секунду.

Высокий темп падения скорости делает практически не реализуемыми расчетные максимальные значения угловых скоростей разворота ωвир.макс. (рис.5) без угрозы превышения допустимого угла атаки и потери управляемости или превышения nуэ макс. и разрушения конструкции. Реальные ωвир.макс. будут примерно на 5 º/с меньше.

На рис. 6 и 7 показаны характеристики установившихся маневров, выполняемых с постоянной скоростью. Из диаграммы располагаемых перегрузок на рис. 6 и текущих тангенциальных перегрузок на рис. 4 видно, что реализовать nуэ макс. = 9 без потери скорости «Rafale» С может только при полете у земли, начиная маневр на скорости не менее 1000 км/ч. На высотно-скоростном режиме, характерном для начала ближнего воздушного боя (БВБ), «Rafale», несмотря на очень высокую тяговооруженность, начнет терять скорость уже при создании nуа> 7…7,5.

Это объясняется тем, что предельная по тяге нормальная перегрузка определяется не только тяговооруженностью (μ = Р/G, где Р - располагаемая тяга силовой установки; G - расчетный вес самолета), но и текущим значением аэродинамического качества (К) при заданной перегрузке (nу пр. ≈ μ∙К). С ростом перегрузки и угла атаки аэродинамическое качество самолета «Rafale» с крылом малого удлинения будет быстро падать, и при αдоп. = 22º снизится более чем в 5 раз относительно Кмакс..

По мере увеличения полетного веса, высоты и снижения скорости, вследствие уменьшения тяговооруженности данный эффект будет проявляться сильнее, и способность «Rafale» к энергичному маневрированию будет падать.

Чтобы оценить эффективность «Rafale» С при решении одной из основных боевых задач самолета-истребителя, проведем имитационно-стохастическое математическое моделирование ближнего воздушного боя с его участием против российского истребителя поколения 4+ типа Су-35. Считаем, что оба самолета имеют сходное штатное вооружение: четыре УР «воздух-воздух» и артиллерийская установка. Учтены также возможность снижения ИК-заметности «Rafale» за счет впрыска специального состава в струю выхлопных газов двигателей, а также снижение влияния нормальной перегрузки на организм летчика за счет увеличенного до 29º угла наклона спинки кресла.

Оценка эффективности проводится по нескольким критериям, среднестатистические величины которых определяются по результатам моделирования 500 воздушных боев продолжительностью 90 секунд, начинающихся из нейтральной тактической ситуации. Реализации поединков отличаются совокупностью случайных факторов и тактикой поведения противников.

Рассмотрено две группы боев, отличающиеся начальной высотой: Н1 - малые высоты; Н2 - средние высоты. Итоговые результаты одиночных воздушных боев между самолетами «Rafale» С (№2) и Су-35 (№1) представлены в табл. 2.

Полученные результаты показывают, что, несмотря на несколько большую удельную нагрузку на крыло и меньшую тяговооруженность у Су-35, шансы на победу при вступлении в воздушный бой на малых высотах у противников практически одинаковые (WП 1 = WП 2 = 47,4%).

Избыточная нагрузка на крыло нашего истребителя компенсируется большим располагаемым значением коэффициента подъемной силы (Су доп.). В итоге отношение Су доп./р, определяющее располагаемую перегрузку (рис. 3), у самолетов «Rafale» С и Су-35 оказываются одинаковыми (Су доп./р = 0,0051). Кроме того, Су-35, имея двигатели с управляемым вектором тяги, могут сохранять управляемость до критических значений угла атаки и реализовать максимальное значение коэффициента подъемной силы, значительно увеличив Су /р и располагаемую перегрузку на малых скоростях. Однако так называемые «сверхманевренные» возможности нашего истребителя оказываются невостребованными при единоборстве с «Rafale». Показатели эффективности Су-35, приведенные в табл. 2, достигаются при использовании лишь 75% от допустимого угла атаки без использования управления вектором тяги.

Меньшая тяговооруженность нашего самолета с избытком компенсируется более высоким аэродинамическим качеством, что обеспечивает Су-35 заметное преимущество в перегрузках предельных по тяге. Анализ циклограмм текущих перегрузок показывает, что Су-35 на 15% больше по времени удерживает nу ≥ 7.

«Rafale» С, выполняя форсированный маневр, начатый на большой скорости, имеет более высокий градиент нарастания угловой скорости разворота в первые секунды поединка и, соответственно, имеет возможность раньше атаковать. Анализ распределения ракетных пусков по времени показывает, что 46% из них французский истребитель производит в первые 15 секунд. Если эта атака оказывается успешной - побеждает Rafale, если бой затягивается, тактическое преимущество переходит к нашему самолету и побеждает Су-35. Его атаки более равномерно распределены по времени боя, 48% из них осуществляется в интервале от 30 до 60 секунды.

Анализ взаимного расположения самолетов по истечении времени боя показывает, что в 75% случаев Су-35 находится в задней полусфере (ЗПС) противника. При этом в 32% случаев «Rafale» находится в поле зрения головок самонаведения УР, то есть при наличии ракет может быть вновь атакован.

Типовая картина развития тактической ситуации в воздушном бою на малых высотах показана на рис. 8. Здесь «Rafale» С, выполнив форсированный вираж, успевает осуществить пуск ракеты на 14-й секунде маневрирования, который через три секунды завершился поражением нашего самолета с вероятностью 0,50. Далее инициатива переходит к Су-35, он отвечает четырьмя результативными атаками на 39-, 49-, 64- и 84-й секундах маневрирования. Условий для применения артиллерийского вооружения не возникло. В итоге накопленные за время боя вероятности сбития противников составили: вероятность сбития «Rafale» С - Wсб.2 = 0,77; вероятность сбития Су-35 - Wсб.1 = 0,50. Отсюда следует, что наш истребитель в данной реализации воздушного боя одержал победу с положительной разностью вероятностей сбития ΔW = Wсб.2 Wсб.1 = 0,27.

При увеличении высоты вступления в бой (Н2>Н1) тяговооруженность самолетов уменьшается, растет величина потребных для маневрирования углов атаки и в данных условиях фактором, определяющим эффективность истребителя, становится его аэродинамическое совершенство, по которому Су-35 вне конкуренции.

Кратковременное преимущество «Rafale» в начале боя с ростом высоты постепенно исчезает, и три четверти поединков заканчиваются победой Су-35 (WП 1 = 74,2%). Убедительность этих побед подтверждается подавляющим преимуществом нашего истребителя в соотношении количества ракетных атак (n1/n2 = 4,25), атак, завершившихся поражением цели (nэфф.1/nэфф.2 = 3,96), и средней разностью вероятностей сбития противников (DWср. = 0,37).

Типовая картина развития тактической ситуации в воздушном бою на средних высотах показана на рис. 9. Здесь Су-35, как правило, опережает противника в применении вооружения в начале боя и далее сохраняет преимущество, благодаря более высоким маневренным характеристикам. В предложенной реализации воздушного боя наш истребитель в течение 60 секунд полностью расходует запас ракет без единой атаки со стороны противника, добиваясь практически абсолютного успеха (Wсб.2 = 0,96). Бой заканчивается убедительной победой со счетом ΔW = Wсб.2 Wсб.1 = 0,96.

Анализ, проведенный в данной статье, а также в работе , показывает следующее:

современные и поступающие на вооружение стран НАТО многофункциональные истребители нацелены, прежде всего, на решение ударных задач, предполагая либо отсутствие активного противодействия в воздухе, либо подавление этого противодействия атаками с больших дальностей, используя глобальное информационное превосходство;

российский истребитель Су-35 способен успешно бороться с противниками типа F-35 (A, B, C), «Rafale» (С, В, М, N), EF-2000 и другими, обеспечивая прикрытие войск и наземных объектов от ударов с воздуха;

признавая высокий боевой потенциал французского многофункционального истребителя «Rafale» поколения 4+, следует отметить, что его завышенная стоимость явно не соответствует эффективности.

В заключение хочется посоветовать нашим коллегам из Индии, Египта и других государств, дружественных России, не тратить деньги на дорогостоящие «игрушки» для ведения колониальных воин, а покупать российское оружие победы марки «Су».