Подводные лодки проекта 945 «Барракуда» (обозначение НАТО - «Sierra-I») - серия советских многоцелевых атомных подводных лодок построенных в -1986 годах . «Барракуды» положили начало третьему поколению многоцелевых атомных субмарин в Советском Союзе , стали основой для проекта 971 , лодки которого являются основой многоцелевых подводных сил Российского ВМФ .
При проектировании многоцелевых атомных подводных лодок второго поколения , ведущее конструкторские бюро страны и научно-исследовательские центры параллельно вели работы по АПЛ третьего поколения. Основной причиной этому было динамичное развитие американского подводного флота, что требовало в свою очередь ответных действий советского ВМФ . В рамках концепции противолодочной обороны страны, многоцелевым подводным лодкам третьего поколения уделялось особое внимание ввиду их повышенных поисковых возможностей. Их рассматривали как основное средство обнаружение субмарин противника, слежение за ними и уничтожения, в случае получения соответствующего приказа.
В марте 1972 года было дано тактико-техническое задание на разработку АПЛ проекта 945 под шифром «Барракуда». Главным конструктором был назначен Н. И. Кваша . В качестве основных задач перед лодками нового проекта являлось слежение за стратегическими подводными лодками и авианосными ударными группами вероятного противника и гарантированное их уничтожение при начале конфликта. Главным ограничением при этом было водоизмещение, так как постройка планировалась на внутренних заводах страны.
Важной частью проекта было создание прочного корпуса из титанового сплава. Это позволило в полтора раза увеличить предельную глубину по сравнению с лодками второго поколения . Также использование сплава высокой удельной прочности позволило уменьшить водоизмещение лодки, что представляло возможным строительство на заводе «Красное Сормово » и последующей транспортировки внутренними водными путями. Также титановая конструкция сильно уменьшала магнитное поле корабля. По этому показателю лодки 945 проекта и на сегодняшний день сохраняют мировое лидерство . Единственным минусом лодок из титановых сплавов являлась их цена. По этой причине было ограничено число кораблей серии в пользу более дешёвых АПЛ проекта 971 «Щука-Б» , где использовалась маломагнитная сталь.
Лодка построена по двухкорпусной конструкции. Легкий корпус на носу лодки имеет эллипсоидную оконечность, а на корме - веретенообразную. Прочный корпус изготовлен из титанового сплава и имеет цилиндрическую форму посередине и коническую на оконечностях. Состоит он из 6 водонепроницаемых отсеков. На подводной лодке имеется всплывающая спасательная капсула, способная вместить весь экипаж.
Главной силовой установкой является один водо-водяной реактор ОК-650А мощностью 43000 л.с. и один турбозубчатый агрегат. Реактор этого типа имеет четыре парогенератора по два циркуляционных насоса для первого и четвёртого контуров, три насоса третьего контура . На лодке имеются два турбогенератора переменного тока, два питательных и два конденсаторных насоса. Также есть две группы аккумуляторных батарей и два обратимых преобразователя.
Лодки проекта вооружены торпедо-ракетным комплексом, позволяющим вести стрельбу без ограничений по глубине погружения и включающим четыре 533-миллиметровых и четыре 650-миллиметровых торпедных аппарата . Боезапас составляет 40 торпед и ракет.
В качестве боеприпасов для торпедных аппаратов могут быть использованы обычные торпеды разных типов, ракето-торпеды ПЛРК «Водопад» , противолодочные ракеты «Ветер», имеющие возможность установки ядерной боевой части.
Из радиоэлектронного оборудования на лодках проекта устанавливался ГАК МГК-503 «Скат». Благодаря уменьшению собственных помех гидроакустического комплекса и шумности лодки, которая была значительно ниже по сравнению с лодками прошлого поколения, дальность обнаружения целей увеличилась в более чем два раза . Уменьшилось количество ошибок при определении местоположения лодки, что позволяло гораздо реже всплывать на поверхность для определения координат. Новая аппаратура связи позволила увеличить дальность приёма сигналов и их глубину.
Подводные лодки усовершенствованного проекта 945А «Кондор» имели отличия в комплексе вооружений, новом реакторе и подруливающими устройствами. Также были приняты меры по достижению ещё более низкой шумности.
Модификация лодок проекта «Барракуда» обладающая практически соответствующими характеристиками для АПЛ четвёртого поколения. В связи с снижением оборонных расходов после развала СССР , строительство единственной заложенной лодки модифицированного проекта было остановлено.
Первая лодка проекта К-239 «Карп» начала свою службу в 1984 году. В 1998 году, после всего 14 лет службы была списана и её дальнейшая судьба остаётся под вопросом. Вторая К-276 «Краб» заступила на боевую службу в 1987 году. 11 февраля 1992 года в российских территориальных водах она столкнулась с американской подлодкой «Батон Руж» типа «Лос-Анджелес» . У «Краба» была немного повреждена рубка, рассчитанная на проламывание льда, а на «Батон Руж» после столконовения был пожар. После аварии АПЛ «Батон Руж» своим ходом добралась до базы и через некоторое время была списана.
«Лос-Анджелес» | «Щука» | «Щука-Б» | «Барракуда» | «Кондор» | «Плавник» | «Рюби» | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Внешний вид | ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
Годы постройки | - | - | - | - | - | - | - |
Годы службы | c | c | c | c | c | c - | c |
Построено | 62 | 15 | 15 | 2 | 2 | 1 | 6 |
Водоизмещение (т)
надводное подводное |
6082 7177 |
6990 7250 |
8140 12770 |
5940 9600 |
6470 10400 |
5880 8500 |
2410 2607 |
Скорость (уз) надводная подводная |
17 30-35 |
11,6 31 |
11,6 33 |
19 35 |
19 35 |
11 33 |
15 25 |
Глубина погружения (м) рабочая предельная |
280 450 |
400 600 |
480 600 |
480 550 |
520 600 |
1000
1250 |
300 |
Военно-морской флот России решил вернуть в строй уникальные подводные лодки проекта 945 «Барракуда», корпус которых выполнен из титана, рассказал высокопоставленный источник в главкомате ВМФ, подчеркнув, что решение восстановить лодки было принято в январе на совещании с главкомом ВМФ Виктором Чирковым. «Это было не спонтанное решение, мы его тщательно просчитали и пришли к выводу, что восстановить лодки экономически целесообразнее, чем утилизировать», - пояснил он.
Сейчас в составе флота четыре титановые атомные подводные лодки (если не считать мини-лодок для глубоководных исследований): две проекта 945 «Барракуда» - К-239 «Карп» и К-276 «Кострома» и две титановые лодки модернизированного проекта 945А «Кондор» - К-336 «Псков» и К-534 «Нижний Новгород».
Слева большая АПЛ "Псков" проекта 945А "Кондор", справа АПЛ "Кострома" проекта 945 "Барракуда". Главное визуальное отличие - форма носовой части ограждения выдвижных устройств и боевой рубки
Главная мишень «Барракуд» и «Кондоров» - авианосцы и подводные лодки. Для их уничтожения используются торпеды, которые выстреливают из двух 650-мм торпедных аппаратов и четырех 533-мм. В отличие от «Барракуд» «Кондоры» могут стрелять ядерными крылатыми ракетами «Гранат» и погружаться на 50 м глубже - до 600 м. От воздушных атак лодки могут отстреливаться зенитными ракетами «Игла».
Все лодки входят в состав 7-й дивизии подводных лодок Северного флота (п. Видяево), но «Карп» с 1994 года находится на судоремонтном заводе «Звездочка» в ожидании восстановления. Контракт на ремонт первых двух лодок подписан со «Звездочкой». Согласно документу, завод должен провести средний ремонт с модернизацией двух АПЛ.
АПЛ "Кострома" на ремонте в 2006 г. Редкое фото гребного винта АПЛ проекта 945
Как рассказал один из топ-менеджеров «Звездочки», на лодках заменят ядерное топливо и всю электронику, а механические части проверят и отремонтируют. Кроме того, ремонт проведут и на ядерных реакторах.
«По графику до конца апреля лодка К-239 «Карп» должна быть передана с баланса флота на баланс завода. К этому времени должна быть проведена дефектовка и утвержден проект работ. Сами работы начнутся на первой лодке уже летом и будут продолжаться в течение 2–3 лет, по оптимистичному сценарию. Возможно, сроки затянутся, поскольку пока не все понятно с поставщиками комплектующих. После «Карпа» поставим на ремонт «Кострому», - пояснил представитель «Звездочки».
Он добавил, что, несмотря на возраст, корпуса титановых лодок «в отличном состоянии». «Титан в отличие от стали не подвержен коррозии, поэтому если снять резиновое покрытие, которое поглощает шум, корпуса там как новенькие», - добавил судоремонтник.
АПЛ "Псков"
По предварительным данным, титановые субмарины получат новые гидроакустические станции, боевые информационно-управляющие системы, радары с радиотехнической станцией разведки, навигационную систему на базе ГЛОНАСС/GPS. Кроме того, на лодках поменяют системы вооружения и научат их стрелять крылатыми ракетами от комплекса «Калибр» (Club-S).
Прочность титановых лодок была продемонстрирована в 1992 году, когда АПЛ «Кострома» столкнулась в Баренцевом море с американской субмариной типа «Лос-Анджелес». Российский корабль получил небольшие повреждения рубки, а американскую лодку пришлось списать.
АПЛ К-276 (зав. № 302, с 03.06.1992. - Б-276, с 06.04.1993. - "Краб", с 15.11.1996. - "Кострома"), после столкновения 11 февраля 1992 года с АПЛ «Батон-Руж» класса «Лос- Анджелес». Снимок сделал во время сопровождения лодки в базу с борта спасательного буксира СБ-523 дежуривший на нём в числе спасательного отряда Северного флота
Боевые повреждения ограждения выдвижных устройств АПЛ К-276 (с 03.06.1992. - Б-276, с 06.04.1993. - "Краб", с 15.11.1996. - "Кострома") проекта 945 "Барракуда" после столкновения 11.02.1992. с АПЛ "Батон Руж" ВМС США
«Восстановление группировки многоцелевых атомных подводных лодок - это одна из самых важных программ флота. К сожалению, ходовых лодок из общего количества едва ли треть, так что возвращение проекта 945 - бесспорно, хорошая новость. Благодаря титановому корпусу лодки могут служить до 100 лет», - сказал он.
Атомная подводная лодка К-276 (зав. № 302, с 03.06.1992. - Б-276, с 06.04.1993. - "Краб", с 15.11.1996. - "Кострома") проекта 945 "Барракуда"
Экс-начальник главного штаба ВМФ Виктор Кравченко, в свою очередь, пояснил, что восстанавливать лодки, построенные в 1980-х годах, - не самое правильное решение.«Современные сорта стали позволяют лодкам выдерживать такую же глубину, как и титановые. Поэтому особого преимущества, как в советские годы, у титановых лодок перед стальными нет. Поэтому я считаю, что лучше бы построили новые, у них ресурс был бы значительно больше», - пояснил Кравченко.
Ожидается, что после ремонта все четыре атомные субмарины вернутся в состав 7-й дивизии подводных сил Северного флота и будут базироваться в Видяево.
Советские АПЛ проекта 945 «Барракуда» стали ответом на американские подводные лодки третьего поколения классов «Лос Анджелес» и «Огайо», которые могли незаметно проникать в советские территориальные воды, избегая контанта с русскими средствами противолодочной борьбы. Целью АПЛ нового типа должны были стать американские авианосные подразделения и подводные ракетоносцы, выходящие в сектора запуска баллистических ракет.
СОЗДАНИЕ
Разработка «Барракуды» началась в 1972 году. Проектная документация на подводную лодку проекта 945 предусматривала создание прочного корпуса АПЛ из титанового сплава с пределом текучести 70-72 кгс/мм2. С помощью «титановой технологии» «Барракуды» могли погружаться на глубины, недостижимые для советских подводных лодок второго поколения. Несмотря на дороговизну, титановый корпус обеспечивал серьезное уменьшение магнитного поля АПЛ. В то же самое время «Барракуда» должны была вписываться в ограниченные размеры, поскольку ее сборка должна была проводится в Нижнем Новогороде на предприятии Красное Сормово (доставка до базы ВМФ должна была быть произведена при помощи внутренних водных путей). Стоит отметить, что попытка постройки 945 АПЛ в Комсомольске-На-Амуре закончилась неудачей из-за того, что работники завода не сумели в сжатые сроки освоить технологию производства титанового корпуса. Для решения проблем, связанных с технологическим процессом, инженеры Красного Сормова построили два натурных отсека из титанового сплава, которые позже были отправлены в Северодвинск для проведения статических и усталостных испытаний.
АПЛ проекта 945 спроектирована по двухкорпусной схеме. Прочный корпус создан из титанового сплава, он имеет цилиндрическую среднюю часть и конические оконечности. Легкий корпус обладает эллипсоидным носом и веретенообразной кормой. Отличительной особенностью АПЛ является высокое хвостовое оперение, в верхней части которого расположена антенна ГАК. Корпус лодки разделён на 6 водонепроницаемых отсеков. АПЛ проекта 945 имеют всплывающую спасательную камеру, которая может вместить в себя весь экипаж.
Б-534 "Нижний Новгород".
Основным сенсором подводной лодки был гидроакустический аналоговый комплекс МГК-500 Скат-КС, эффективная дальность действия которого была в два раза выше чем у предшествующих гидроакустических устройств. В состав комплекса МГК-500 вошла: аппаратура шумопеленгования, аппаратура эхопеленгования и обнаружения гидроакустических сигналов, система связи и опознавания, система обнаружения целей в инфразвуковом диапазоне частот, унифицированная боевая станция обнаружения якорных мин и полей, эхоледомер МГ-518, станция измерения скорости звука в воде МГ-533, станция обнаружения полыней и отдельных льдин НОР-1, станция обеспечения всплытия в полыньях и разводах НОК-1, прибор для определения кавитации гребных винтов МГ-512. Кроме того, АПЛ проекта 945 были оборудованы комплексом связи Молния-МЦ и буксируемой антенной Параван.
ВООРУЖЕНИЕ
В качестве основного оружия 945-ые использовали торпедные аппараты (4 - 533мм и 2- 650мм) общим боезапасом в 40 торпед и ракет.
533мм ракетно-торпедная система Водопад могла запускать специальную малогабаритную электрическую торпеду УГМТ-1 с дальностью хода 8 км и скоростью 41 узел. Сразу после выстрела УГМТ выскакивала из воды, летела до цели, после чего снова ныряла в воду и уничтожала противника. Помимо стандартной боеголовки, УГМТ-1 могла нести ядерный заряд.
650мм ракетный противолодочный комплекс «Ветер» мог запускать специальную ракету 88Р. Перед выстрелом, с помощью специального разъема, в ракету вводились данные о цели, которые были получены с различных датчиков подводной лодки. После получения команды «Пуск» ракета выходила из торпедного аппарата и на некотором расстоянии от ПЛ включала маршевый двигатель. Покинув водную часть пути, ракета носитель выводилась на активный участок полета, который проходил на сверхзвуковой скорости. В районе нахождения цели боевая часть отделялась от носителя и погружалась в воду до ранее определенной глубины, после чего происходил подрыв боевой части с последующим поражением вражеской АПЛ. Поскольку БЧ 88Р входил вводу практически перед поражением противника, уклониться от нее было практически невозможно. Стоит отметить, что ракета 88Р была оснащена ядерной боеголовкой.
В месте с «Ветром» можно было использовать и ракету УГМТ-1, боеголовка которой отделялась от носителя при помощи парашюта.
Подводные лодки проекта 945 могли быть вооружены торпедами типа ТЭСТ-71, которые были оснащены гидроакустической системой наведения на цель в двух плоскостях. Находящийся на борту оператор мог отключить самонаведение торпеды, а также указать ей другую цель. Выпущенная АПЛ ТЭСТ-71 могла работать в двух скоростных режимах, в поисковом, со скоростью хода в 24 узла и в режиме сближения, когда ее скорость увеличивалась до 40 узлов. Максимальная дальность хода находилась в районе 15 км, тогда как предельная глубина погружения ТЭСТ-71 была равна 400 метров.
Холодные воды.
Подводные лодки проекта 945 оборудованы атомной силовой установкой на водоводяном реакторе ОК-650А, мощностью 180 Мвт, который имеет 4 парогенератора по 2 циркуляционных насоса для 1 и 4 контура и 3 насоса для третьего контура. В случае выхода из строя главной энергетической установки, АПЛ может использовать резервные средства движения: 2 дизель-генераторами ДГ-300 (750 л.с.) с запасом топлива на 10 суток, энергия которых может быть подана на два гребных электродвигателя, обеспечивающих скорость хода в 5 узлов (при этом каждый двигатель работает на свой винт).
Для снижения уровня шума подводной лодки на АПЛ проекта 945 была применена двухкаскадная амортизация всех механизмов и устройств, тогда как оборудование, действующее в малошумном режиме, было установлено на многоярусных амортизированных блоках.
ВАРИАНТЫ ПРОЕКТА
Помимо стандартного проекта 945, известного на западе как Sierra-I, в СССР и России были созданы три новых модификации.
Sierra-I(945)
Sierra-II (945A)
Sierra-III(945B/AB)
Б-336 "Псков"
Проект 945 Барракуда
К-239 Карп
Заложен на заводе Красное Сормово 20 июля 1979 года. Включена в состав Северного Флота 7 декабря 1984 года. В 1985 году находилась на глубоководных испытания в Норвежском море. На протяжении 80-ых и 90-ых годов активно следила за подводными лодками стран НАТО. В 1998 году была исключена из состава ВМФ по причине недостатка финансирования и передана на долговременное хранение. В 2013 году на Карпе начались работы связанные с модернизацией по проекту 945М. На апрель 2017 года с АПЛ было выгружено ядерное топливо, но все работы по модернизации пока остановлены.
К-276 Кострома (экс - Краб)
Заложена на заводе Красное Сормово 21 апреля 1984 года. Вступила в строй 27 октября 1987 и 30 декабря включена в состав 6 дивизии 1 флотилии подводных лодок Северного флота. 11 февраля 1992 года во время боевой подготовки в Баренцевом море, находясь под управлением капитана Владимира Соколова нанесла таранный удар субмарине класса «Лос Анджелес» USS Baton Rouge (сзади, снизу). Во время удара обе АПЛ использовали только пассивный сонар и фактически не видели друг друга. Повреждения, полученные USS Baton Rouge оказались серьезными и 13 января 1995 года «Лос Анджелес» был выведен из состава американских ВМФ (первая выведенная из состава флота субмарина этого класса). В 2014 году была выбрана для проведения модернизации по программе 945М. Текущий статус работ неизвестен.
USS Baton Rouge в стадии разборки.
К-336 Псков (экс - Окунь)
Заложена на заводе Красное Сормово 29 июня 1989 года. Вступила в строй 31 июля 1991 года. 21 января 1994 года была включена в состав 6 дивизии 9 эскадры подводных лодок Северного флота. В 1999 году во время постановки в док на АПЛ произошло несанкционированное автоматическое срабатывание станции пожаротушения, что привело к гибели 1 человека. В 00-ых годах активно следила за субмаринами стран НАТО, а также принимала участие в испытании перспективных систем обнаружения. В 2016-ом году находилась в боевом составе ВМФ РФ (7-ая ДИПЛ).
Проект 945АБ (Sierra - III)
К-123 Марс
Была заложена на заводе Красное Сормово в марте 1990 года под серийным номером 305. В ноябре 1993 года из-за недостатка финансирования постройка АПЛ была прекращена на 30% готовности. Позже К-123 была распилена на металлолом.
Sierra-II
Столкновение атомных подводных лодок США и СНГ произошло 11 февраля 1992 г. в Баренцевом море, сообщил тогда представитель министерства обороны США Боб Холл. По его словам, американская подлодка «Батон-Руж» следовала под перископом, а подводная лодка СНГ находилась в процессе всплытия из подводного положения.
Атомная ударная подводная лодка «Батон-Руж» класса «Лос- Анджелес» водоизмещением 6000 тонн способна в погруженном положении развивать скорость свыше 30 узлов. Глубина погружения – 450 метров. Численность экипажа – 127 человек. Лодка вооружена ракетами «Томагавк»
«Инцидент произошел в Баренцевом море в районе, который, как мы полагаем, находится в международных водах за пределами 12-мильной зоны», – указал представитель Пентагона.
Б. Холл отказался сообщить цели и задачи «Батон-Руж», которые она выполняла до столкновения с подлодкой СНГ. Вместе с тем он информировал о том, что инцидент был обсужден государственным секретарем США Джеймсом Бейкером во время его встречи с Президентом Российской Федерации Борисом Ельциным. «До того, как предать инцидент огласке, мы хотели обсудить данный вопрос с российским Президентом», – подчеркнул Холл. По его словам, состоялось откровенное обсуждение того, что произошло.
Представитель ВМС США признал, что «Батон-Руж» выполняла разведывательные задачи, занималась сбором информации о военно-морской активности в море и на берегу в районе военно-морских баз России на Кольском полуострове.
«У нас там оперирует ряд подводных лодок, – сказал министр обороны США А. Чейни – это важная часть нашей безопасности, и у меня нет никаких оснований считать, что здесь существует фундаментальная проблема, требующая изменений в политике».
«Подлодки США и Советов явно играют в «кошки-мышки» в арктических водах, и столкновения здесь не такое уж невиданное событие, – пишет в этой связи газета «Вашингтон пост». – Но этот эпизод прошлой недели является необычным, поскольку Пентагон ранее почти никогда не обсуждал подобную активность и поскольку он свидетельствует о продолжении присутствия американских ударных подводных лодок близ российских берегов».
По заявлению ВМФ России, американская лодка нарушила Государственную границу России, углубившись на 8,5 километра в наши воды. Американцы утверждают, что столкновение произошло в 14 милях от берега, то есть за пределами 12-мильной зоны территориальных вод России. Один из наших контрадмиралов так описал аварию:
«Американский командир потерял контакт с нашей лодкой, за которой вел наблюдение. В этом районе находилось еще 5 рыболовецких траулеров. Русская лодка стала активно маневрировать «для полного освещения событий» (не исключено, что наш командир решил «пихнуть» американца вполне сознательно) и решила всплывать. Так обе лодки попали в зону акустической «тени». «Батон-Руж» оказалась сверху. «Сиерра» наткнулась на нее, получив сильный крен влево и, ободрав американскую лодку, поднялась на поверхность.
Грубо говоря, – сказал контр-адмирал, – на корпусе нашей лодки остались детали с клеймом «Сделано в США», так что у Пентагона не было иного выхода, как признать свою причастность к инциденту». В конце беседы представитель пресс-центра ВМФ России официально заявил:
– Независимо от миролюбивой риторики американских политиков, на деле ВМФ США продолжает вести политику времен холодной войны. Цель этой политики была такой: запереть наш флот на базах, не давать ему развернуться и иметь возможность быстро уничтожить в случае начала боевых действий.
Все документы по итогам работы комиссии ВМФ переданы в МИД России. Командир «Сиерры» И. Локоть никаких дисциплинарных наказаний не понес.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ПЛ ПРОЕКТА 945 «БАРРАКУДА».Код НАТО: 3 – класса «СИЭРРА» .
Водоизмещение: 7600 т.
Размеры: 110x12,4x7,4 м.
Вооружение: 6-533 мм ТТ, 2-650 мм ТТ (для ССН-21), 60 мин.
Силовая установка: 2 реактора ПВ, 3 паровых турбины, 1 винт, 40000 л.с.
Скорость: 35 уз.
Экипаж: 100 человек.
Акустическое оборудование: 1 радар (в кормовом бульбовом обтекателе), 2 сонара: актив/пассив, актив.
Строительство: строились в Горьком, достраивались в Северодвинске. Головная построена в июле 1983 года, вступила в строй в 1984 г.
Дополнительные сведения: Глубина погружения 550 м. 7 отсеков. Параллельно с ПЛ класса СИЭРРА шло проектирование и строительство ПЛ класса МАЙК с аналогичным вооружением и главными размерениями, но с титановым корпусом и глубиной погружения в 1000 м, без кормового бульбового обтекателя (1 реактор?). Несмотря на гибель МАЙКА (советское название – КОМСОМОЛЕЦ), справочник «Джейна» включает ее в состав флота с указанием даты аварии. В 1993 году планировали ее подъем. Строительство ПЛ класса «Сиэрра» продолжается.
В DCNS приступили к началу сборки 2-й АПЛ проекта «Барракуда». Уже соединены 12 и 13 секции ее корпуса. Также завершены сборки десяти секций, и еще восемь сейчас находятся в процессе сборки. Весь корпус состоит из 21 секции. Ожидаемая дата полной сборки корпуса начало 2013 года. Производством и сборкой атомных субмарин занимается компания DCNS. Компания Арева TA занимается производством атомных реакторов для субмарин. Контракт на производство 2-й АПЛ «Барракуда» военное ведомство подписало с данными компаниями летом 2009 года. Летом 2011 был подписан контракт на 3-ю подлодку серии «Барракуда» ...
В общей сложности будет построено 6 подводных кораблей данного класса. Цена всех шести подлодок постоянно колеблется - последняя официальная цена чуть более 8.5 млрд евро. Ввод в боевой состав ВМС планируется в 2017-28 годах. После ввода в строй первой подлодки «Барракуда» выведут из состава ВМС одну из подлодок «Рюби».
Цель постройки АПЛ «Барракуда» - замена морально устаревших подлодок типа «Rubis». Небольшие размеры сыграли не в пользу «Rubis». Из-за плотной компоновки оборудования, их модернизация практически невозможна. Стоимость модернизации одного «Rubis» приближалась к стоимости новой подлодки. Поэтому и было принято решение создать новые современные атомные подводные корабли. Отметим также, что последняя подводная лодка «Rubis» S606 "Perle" встала в строй в 93 году, а остальные еще раньше. Это одни из самых малых многоцелевых АПЛ. К тому же стоимость всех подлодок «Rubis» примерно равна средствам, затраченным американцами на постройку всего одной подлодки типа «Seawolf». Лодки «Rubis» превосходят британо-американские АПЛ по таким показателям, как малошумность хода с применением пассивных ГАС. Франция является одной из немногих стран, которые строят атомные подлодки. В 2002 году начинаются работы по созданию новой атомной подводной лодки. Проект «Барракуда» будет выполнен в виде многоцелевых субмарин «МПЛАТРК», которые смогут противостоять надводному противнику и объектам противника, находящимся в прибрежных районах. По габаритным характеристикам новые АПЛ превышают габариты подлодки класса «Rubis». Скорость движения новой субмарины под водой оценивается в 23-25 узлов. В арсенал вооружения войдут крылатые ракеты большой дальности для поражения наземных объектов. Это крылатые ракеты «SCALP», которые создаются во Франции с 1995 года. Для вооружения субмарин французы используют свои собственные ракеты - Scalp и Exocet . Кстати, об «Exocet» - противокорабельная ракета Exocet является самой востребованной ПКР в мире. Ее имеют на вооружении 31 государство в мире. На ее счету порядка 140 кораблей и судов (военных и гражданских), в числе которых американские и британские корабли. Но время идет, ракета морально стареет, как устарели и подлодки «Rubis», время которых началось в 1960-70 годах. Кроме всего прочего, у Франции уже давно возникли проблемы с вооружением подводных лодок, способным наносить удары по прибрежным целям.
Названия субмарин: 1 АПЛ получит имя «Сюффрен»; 2 АПЛ получит имя «Дюгэ-Труин»; 3 АПЛ получит имя «Турвиль».
Основные характеристики: - скорость хода - 23 узла; - рабочая глубина - до 400 метров; - автономность хода - 50 суток; - экипаж - 60 человек; - водоизмещение - 5.3 тысячи тонн; - длина - 99 метров; - ширина - 8.8 метра; - высота - 15.7 метра; - осадка 7.3 метра; - гарантийный ресурс - 10 лет; - силовая установка: 1 атомный реактор мощностью 150 МВт, два турборедуктора мощностью 20 МВт, 2 электрических двигателя и один водометный движитель; - 4 ТА калибра 533 мм с вооружением в 20 боезапасов. Боезапасы в разном сочетании - торпеды «Black Shark», КР «Scalp» и ПКР «Exocet».
Проект французских многоцелевых АПЛ типа Barracuda, которые должны прийти на смену проекту Rubis начали создавать в середине 1990-х годов. Изначально проект имел обозначение SMAF (Sous-Marins di’Attague Futurs). Требования к ТТЭ корабля были сформулированы Управлением кораблестроения DCN в 1996 г. В январе 2002 г. предэскизный проект АЛЛ Barracuda был завершен разработкой, а в сентябре того же года начались работы над эскизным проектом (Design Definition Phase). В 2003 г. Главное управления вооружения МО Франции обнародовало программу постройки шести АЛЛ типа Barracuda, которые в 2012-2022 гг. должны будут заменить собой корабли типов Rubis/Amethyste. Ведущая французская кораблестроительная компания DCN подготовила и представила в июне 2005 года в аппарат Генерального уполномоченного МО по вооружениям (DGA — Delegation Generale pour l’Armement) детальные коммерческие и технические предложения, а также предварительную смету расходов на проектирование, разработку и начальное производство атомной многоцелевой подводной лодки нового поколения типа «Барракуда» для национальных ВМС.
Корабль имеет две группы ЦГБ — носовую и кормовую — расположенные в проницаемых оконечностях. Четыре ТА вварены в носовую торосферическую прочную переборку симметрично относительно оси вращения и под углом к диаметральной плоскости корабля. Довольно протяженная носовая оконечность позволила поместить основную сферическую антенну ГАК на большом удалении от прочного корпуса, что позволило обеспечить ей наиболее благоприятные условия для работы. АПЛ имеет четыре носовых торпедных аппарата калибра 533 мм и будет нести до 24 единиц различного вооружения (смешанный набор тяжелых торпед F-21 «Блэк Шарк», противокорабельных ракет SM-39 «Экзосет» и крылатых ракет «Скальп Наваль»). Кроме того, на борту лодки можно будет разместить группу коммандос, контейнер десантно-высадочных средств или спасательный аппарат. Лодка будет способна нести до 12 спецназовцев со снаряжением в специальном модуле, прикрепляемом к субмарине. АПЛ «Барракуда разработана с применением технологии обеспечения малозаметности и малошумности в широком диапазоне скоростей. На вооружение лодки поступят новые крылатые ракеты «Скальп Наваль» производства компании MBDA, способные уничтожать наземные цели на дальности более 1 тыс км.
Ввод следующих лодок будет производиться с интервалом от 1,5 до 2 лет. При вводе каждой новой субмарины типа «Барракуда»из состава флота будет выводиться одна субмарина типа Рюби. Окончание программы планируется к 2027 году. Производством и сборкой атомных субмарин занимается компания DCNS. Компания «Арева TA» занимается производством атомных реакторов для субмарин. Впервые субконтракты на строительство французских атомных подводных лодок смогут выполнять иностранные компании. В интересах ВМС Франции ведется строительство двух подводных лодок класса «Барракуда» — Suffren и Duguay-Trouin. Первая была заложена 19 декабря 2007 года и должна быть передана военным в 2017 году, а вторая — 26 июня 2009 года с передачей, запланированной на 2019 год. Строительство подводных лодок ведется на предприятии DCNS в Тулоне. Контракт на производство 2-й АПЛ «Барракуда» военное ведомство подписало с данными компаниями летом 2009 года.
По предложению начальника Главного штаба ВМС Франции, министр обороны страны в начале 2015 года утвердил наименования двух последних серийных атомных многоцелевых подводных лодок проекта Barracuda. Последние два корпуса должны быть преданы флоту в 2027 и 2029 годах, их наименования, соответственно, Casabianca и Rubis. Они последуют за Suffren, Duguay-Trouin, Tourville и De Grasse. Четыре из шести наименований были выбраны в 2007 году, в то время планировалось двум оставшимся присвоить наименования Dupetit-Thouars и Duquesne. Однако вместо присвоения имен моряков, флот решил дать им названия подводных лодок - участников Второй мировой войны. Ввод в боевой состав ВМС планируется в 2017-28 годах. После ввода в строй первой подлодки «Барракуда» выведут из состава ВМС одну из подлодок «Рюби».
ТТХ:
Водоизмещение, т: — надводное 4750 — 4765 — подводное 5300
Длина, м 99,4
Ширина, м 8,8
Высота, м 15,7
Осадка, м 7,3
Главная энергетическая установка: . 1 атомный реактор K15 мощностью 150 МВт, . два турборедуктора мощностью 20 МВт, . 2 электрических двигателя и один водометный движитель;
Скорость хода, узл.: — подводная 25 - 28 — надводная 14
Рабочая глубина погружения, м до 400
Автономность, суток 50
Экипаж, чел. 60 (12 офицеров)
Гарантийный срок службы, лет 10
Вооружение: 4 х 533 мм торпедных аппаратов Боезапас торпед F21 Artemis (Black Shark) и ПКР Exocet SM39 Block2 — 20 12 × крылатых ракет MDCN SCALP Naval.
Источник -