Смотреть что такое "Стелс-технология" в других словарях. Кто изобрёл технологию «Стелс»

Какими изобретениями может гордиться Земля Русская? Назову навскидку и очень коротко самые известные. Паровая машина и первый в мире двухцилиндровый паровой двигатель Ивана Ползунова. Электролампочка Александра Лодыгина. Радио Александра Попова. Первые в мире четырёхмоторные самолёты «Русский Витязь» и «Илья Муромец» Игоря Сикорского. Телевидение Владимира Зворыкина. Полупроводниковые гетероструктуры Нобелевского Лауреата Жореса Алфёрова. Ну и конечно же, автомат Калашникова. Как же без него!?

Это если очень коротко. К чему я это всё перечислил? А к тому, что длинный список русских изобретений можно пополнить ещё одним важным пунктом - технологией радиолокационной невидимости, прозванной нашими заокеанскими, так сказать, «партнёрами» СТЕЛС-технологией.

Своровали проклятые американские супостаты наше изобретение. Даже не своровали, а просто подобрали. Потому что оно очень плохо лежало. На самом открытом виду лежало. И вот как это было.

В начале семидесятых годов в секретном отделе огромной американской авиафирмы «Локхид Мартин» работал молодой человек по имени Денис Оверхользер. Трудился он переводчиком. Работа у парня была непыльная: Денис читал по-русски и переводил на английский язык технические публикации, раздобытые в Советском Союзе, имеющие отношение к авиации.

Работа, конечно, была «не бей лежачего», но скучная. Потому как всё самое интересное и секретное было тщательно вымарано недремлющими товарищами из советского КГБ. И вот однажды, на стол к Денису Оверхользеру попал совершенно НЕсекретный опус молодого московского инженера Петра Яковлевича Уфимцева. Он был издан в Москве небольшим тиражом в издательстве «Советское Радио» в 1962-м году. Научный труд назывался "Метод краевых волн в физической теории дифракции".

От такого названия - "Метод краевых волн в физической теории дифракции" - мухи дохнут, студенты спят на парах, а гуманитарии приходят в жуткое уныние. Однако, переводчик с характерной фамилией Оверхользер имел таки электротехническое образование. Поэтому Денис проглотил книгу целиком, и после прочтения… как бы это поделикатнее сказать… остался весьма удивлён и крайне обескуражен.

В своём научном труде Пётр Уфимцев описывал физико-математический алгоритм собственного создания, способный подсчитать эффективную площадь рассеяния для самолёта абсолютно любой формы. Упуская многочисленные технические подробности, подведу итог - научный труд был посвящён снижению видимости самолётов на экранах радаров. То есть, это было готовое руководство для создания самолётов-невидимок.

Сначала американец Оверхользер решил, что этого Уфимцева надо бы срочно завербовать. Или даже вообще похитить из лап коммунистов. Но потом он увидел, что всё требуемое уже честно и дотошно описано, и остаётся только сконструировать самолёт-невидимку. Ошарашенный от неожиданного счастья Денис Оверхользер написал докладную и побежал с ней к начальнику.

Но бюрократ не оценил доклада. Вы таки можете не поверить, но в Америке тоже есть бюрократы. Начальника можно понять: в это время фирма «Локхид Мартин» разрабатывала истребитель Ф-16, а также испытывала знаменитый транспортник "Геркулес". В те годы военная катастрофа во Вьетнаме набирала обороты.

Взрослые американские дяди серьёзно играли в войну. Им было не до невидимок, привидений, и летания на метле. Поэтому переводчика Дениса Оверхользера вежливо послали.

Но он продолжал настаивать. Его послали грубо. Денис стоял на своём и пытался объяснить шефу все прелести метода краевых волн в физической теории дифракции… На что начальник разразился громами и молниями, и указал молодому специалисту на дверь. И когда настойчивый переводчик не пожелал по приглашению шефа покинуть помещение, босс взял его за шкирку, разверну к себе спиной и мощным ударом под зад выкинул из кабинета. И добавил при этом: "Занимайтесь своим делом, Оверхользер! Переводами занимайтесь! Конструкторов у нас и без вас хватает!"

Запомните этот важный момент - пинок под зад - он будет иметь интересное продолжение в самом конце истории!

Но Денис Оверхользер оказался крепким орешком. Он был не просто настойчивым, он был настырным и упрямым. Он добился своего и передал доклад инженерам. Те изучили работу Петра Уфимцева, подход русского физика оценили и по его методике стали рассчитывать возможные формы фюзеляжа-невидимки.

Инженеры, конструкторы и прочие специалисты компании «Локхид Мартин» крепко поработали, упорно потрудились и через несколько лет фантастическая глыба тактического ударного самолёта-невидимки «F-117» взмыла в небо.

Шли годы. Прошла война во Вьетнаме. Кончалась и Холодная Война. В Советском Союзе сначала грянула, а потом заглохла Перестройка. Пётр Яковлевич Уфимцев работал по специальности в Институте Радиотехники и Электроники АН СССР. А жил в подмосковном Фрязино. И вот, в 1990 году ему поступило заманчивое приглашение приехать в Штаты для чтения лекций. Уфимцев согласился и стал работать в качестве «приглашенного профессора» в Калифорнийском университете.

Забегая чуть вперёд сообщу, что Пётр Уфимцев стал сотрудничать с военно-промышленной компанией «Northrop Grumman Corporation» и даже поучаствовал в создании ещё одного футуристического стратегического бомбардировщика B-2.

Всё это время американский переводчик Денис Оверхользер не забывал, кому именно он обязан за взлёт своей карьеры. Он мечтал встретить своего гениального русского коллегу. И вручить ему какой-нибудь орден за непреднамеренное повышение военной мощи вероятного противника. Или за действия, приведшие к обогащению капиталистического концерна «Локхид Мартин».

И вот, наконец, эта долгожданная встреча состоялась. Денис спросил у Уфимцева: "Пётр! Ну почему? Почему, из самой секретной страны в мире утёк такой важный военный секрет? И почему Советский Союз никогда не создал своих самолётов-невидимок? Ведь возможности-то были!"

На что Пётр Яковлевич ответил так: "Дело было так. Написал я алгоритм. Посчитал. Попробовал экспериментально. Сошлось. Пошёл к шефу. Тот приказал перестать заниматься фигнёй и интенсивнее разрабатывать РЛС. Я настаивал. Шеф не уступал. Я продолжал гнуть свою линию. Дискуссия перешла на повышенные тональности. В конце концов, он схватил меня за шкирку и ударом футбольного нападающего пнул под зад и выставил за дверь. Я обиделся и написал монографию".

Помните аналогичный удар американского начальника по пятой точке своего подчинённого? Вот смотрите: вроде бы одинаковые удары ниже спины при схожих обстоятельствах - но зато какие разные последствия!

Прочитано 4950 раз

Технология «Стелс» на сегодняшний день остается на передовицах военной инженерии. Она перевернула фундамент мировой авиации, сделав самолеты главным тактическим оружием на поле боя. Впервые истребители-невидимки были представлены миру после нашумевшей операции «Буря в пустыне». Американские инженеры сотворили чудо, выпустив в широкое производство самолеты F-117. Разработкой новой технологии занималась компания «Локхид». Невидимки могли без труда влететь в любое хорошо охраняемое воздушное пространство и ликвидировать цель, оставаясь незамеченными для местных локаторов.

Технология «Стелс»

Значительного прогресса в разработках инженеры американской фирмы «Локхид» добились в конце 1970-х. Ранее похожие технологии использовались для маскировки подводных лодок и наземной бронетехники. Тем не менее для сокрытия в воздушном пространстве большого объекта позже был применен усовершенствованный подход.

"Стелс" - самолет, который незаметен для большинства радиолокаторов и техники, сканирующей в инфракрасном спектре. Обычные авиационные единицы, попадая в диапазон излучающих волн, улавливаются оборудованием. Этот эффект достигается благодаря отражению радиосингала от корпуса самолета. Чем больше площадь рассеивания, тем выше вероятность обнаружения объекта. Крупный бомбардировщик имеет показатель около 100, истребитель - до 12, а американский самолет «Стелс» - 0,3 кв.м.

Фундаментом технологии невидимки считаются две составляющие: максимальное поглощение излучения от локаторов поверхностью корпуса и отражение волн в направлении, не входящем в диапазон поиска РЛС. Решением этих задач стало специальное покрытие и угловая форма самолета.

Разработки подобного воздушного объекта велись с начала 1960-х, однако ограниченные технические и финансовые ресурсы долго время не позволяли добиться должных результатов. Ситуация кардинально поменялась через полтора десятка лет. В 1981 году в небо поднялся первый самолет-невидимка «Стелс». С этого момента производство F-117 получило широкие масштабы.

Плюсы и минусы технологии

Про самолет «Стелс» можно сказать только хорошее. Тем не менее многие военные специалисты долгое время выражали свое недовольство инновацией американской авиации. И действительно, если подробно разобраться, у технологии были свои весомые недостатки. Во-первых, это касается стоимости самолета. Строительство одной единицы составляло более полумиллиарда долларов. Крупные бомбардировки-невидимки и вовсе оценивались в $1,1 млрд.

Следующим нюансом стало резкое развитие радиолокационного оборудования. Уже к началу 1990-х практически все РЛС могли с той или иной степенью вероятности обнаружить самолеты технологии «Стелс». Из-за этого американским инженерам приходилось постоянно совершенствовать свои наработки.

Еще одним минусом технологии являлось заметное снижение летных характеристик невидимки, так как при конструировании упор делался на радиолокационную малозаметность. В результате "Стелс" (самолет) сильно проигрывал многим другим воздушным единицам и в скорости, и в маневренности, и даже в безопасности.

Что касается преимуществ, то помимо малозаметности стоит выделить эффективное противодействие ударной угрозе. Дело в том, что ни одна автоматизированная ракета не способна зафиксировать самолет с достаточной точностью.

На сегодняшний день американское правительство продолжает выделять миллиарды долларов на строительство новых представителей класса «Стелс».

Принцип работы самолета-невидимки

Для поглощения радиоизлучения используется ферромагнитное покрытие, которое нанесено на весь корпус объекта. Когда на данную поверхность попадают волны, под действием микроскопических магнитных частиц они перенаправляются с повышенной частотой в другую от РЛС сторону. Таким образом, энергия излучения истрачивается. Для улучшения свойств незаметности все оборудование и принадлежности в самолете сделаны из углеродного волокна. Также для перенаправления радиолучей было решено сконструировать корпус и крылья из плоскостей, без закруглений поверхности.

Самолет-невидимка «Стелс» имеет специальные турбореактивные двигатели. Отличием от традиционных является использование диффузора перед компрессором. Это позволяет отражать излучение внутрь двигателя, тем самым нейтрализуя его. Также самолет оборудован системой охлаждения. Она принудительно снижает инфракрасные шумы двигателей.

Для рассеивания изучения радара было изменено даже кресло пилота. Оно имеет гофрированную форму, как и все остальные вертикальные части самолета. Мало того, изменению подвергся и хвост воздушного судна. В результате доработок он приобрел V-образную горизонтальную форму.

Первый самолет-невидимка

В 1981 году передовой разработкой американской компании «Локхид» стал дозвуковой ударный Lockheed F-117 кодификации Night Hawk. Самолет был предназначен для быстрого проникновения в тактическую зону противника, успешно скрываясь от систем ПВО. В результате последующих модернизаций были внедрены технологии противодействия самонаводящимся ракетам.

К 1990 году на балансе ВВС США состояло 64 единицы F-117. В международной кодификации самолет получил название «Ночной Ястреб». По американской системе обозначения невидимке присвоена литера F. Интересно, что долго время F-117 считался истребителем. Тем не менее сегодня он является обычным дозвуковым самолетом тактико-ударного типа.

«Ночной Ястреб» успешно использовался в боевых действиях в Панаме, Персидском заливе, Югославии, Ираке. Первые потери датированы мартом 1999 года. Это был стелс-самолет, сбитый ракетой комплекса С-125 неподалеку от сербского поселения Буджановцы.

На данный момент «Ночной Ястреб» снят с вооружения из-за нехватки средств в связи с разработкой истребителя F-22 (новый самолет «Стелс»).

Технические характеристики Lockheed F-117

Длина самолета составляет 20 м, в то время как размах крыла превышает отметку в 13 м. В экипаж входит один пилот. Масса F-117 варьируется в пределах от 13,4 до 23,8 тонн, в зависимости от загруженности и запаса топлива. Изначально планировалось уменьшить номинальный вес самолета до 10 т, однако в итоге установка охлаждения потребовала дополнительного места. В результате пришлось дорабатывать нижнюю часть корпуса.

В комплектацию входят 2 двигателя F404 с суммарной тягой в 9700 кгс. Что касается летных характеристик, то максимальная дальность полета составляет порядка 1720 км. При этом боевой радиус равен 860 км. «Ночной Ястреб» способен подниматься на высоту до 13,7 километра. Скорость движения составляет 993 км/ч, в автономном режиме - 905 км/ч.

Описание невидимки B-2 Spirit

Этот стелс-самолет был разработан американской фирмой «Northrop Gr.». На сегодняшний день находится в активной эксплуатации. Представляет собой тяжелый стратегический бомбардировщик. Предназначен для поражения больших тактических наземных объектов. Способен прорваться через плотную ПВО благодаря использованию технологии «Стелс». В грузовом отсеке имеет возможность транспортировки ядерного оружия. Проект «Спирит» американскому правительству обошелся в 45 миллиардов долларов.

Экипаж бомбардировщика состоит из 2 человек. Номинальная масса невидимки равняется 72 т. Параллельно с этим самолет способен поднять в воздух до 100 тонн припасов и топлива. Все четыре двигателя двухконтурные турбореактивные. Максимальная тяга - 30500 кгс. Бомбардировщик развивает скорость до 1010 км/ч. Дальность полета превышает 11 тысяч км.

В стандартное вооружение входят бомбы класса Mk или CBU, ракеты AGM и ядерное оружие литеры B. На данный момент это самый большой в мире стелс-самолет.

Характеристики F-22 Raptor

Истребитель «Раптор» является многоцелевым воздушным объектом пятого поколения. Его разработками занимались компании Boeing, Lockheed и GD. Это самый новый и усовершенствованный истребитель-невидимка в мире.

F-22 основывается на принципе молниеносного поражения цели. Стоит отметить, что все вооружение «Раптора» находится в специальных внутренних отсеках для понижения заметности. Боевое крещение истребители прошли в Сирии осенью 2014 года.

Экипаж F-22 может состояться только из одного человека. Чистая масса - около 20 т. Грузоподъемность колеблется в пределах 10 тонн. В комплектации два двигателя с мощностью по 7400 кгс. При полете истребитель развивает скорость до 2410 км/ч.

Российский проект-невидимка «Беркут»

В 1997 году был выпущен первый экспериментальный палубный истребитель Су-47. Его конструктором стал Михаил Погосян. Работа над проектом осуществлялась на территории России.

Су-47 считается полностью стратегическим объектом, поэтому на нем не установлено никакого вооружения. Его целью является получение и анализ разведданных с хорошо защищенных точек противника. В дальнейшем планируется модернизация самолета до легкого бомбардировщика.

Экипаж - 1 пилот. Номинальная масса объекта - 26,5 т. Оба двигателя двухконтурные турбореактивные с форсажной камерой. Общая тяга обеспечивается в 17500 кгс. Это позволяет Су-47 достигать скорости в 2500 км/ч.

Азиатская невидимка Shenyang J-31

Этот китайский стелс-самолет получил широкое производство только в конце 2012 года. Представляет собой многоцелевой истребитель последнего поколения. Миру стал известен как «Кречет» после международной выставки в Чжухае.

Управляет истребителем 1 пилот. Стоит отметить, что J-31 считается одним из самых маленьких самолетов класса «Стелс». Его длина составляет всего 16,9 м, а размах крыльев - и вовсе 11,5 м. При этом масса объекта - 17,5 т. Максимальный скоростной порог - 2200 км/ч.

Впервые я всерьез заинтересовался велосипедами после одной увлекательной истории, которую я наблюдал не так давно в Тель-Авиве. Дело было так. Я ездил к друзьям в Израиль и там познакомился с одним человеком по имени Аркадий.

В качестве транспорта он использует исключительно велосипед. В один прекрасный день «летучий транспорт» . Что делать? Любой другой человек, наверное, максимум позвонил бы в милицию, а то и вообще просто купил себе новый. Но не Аркадий. Он обошел все фирмы, магазины и предприятия в радиусе трехсот метров от места, где стоял его велосипед.

Расспрашивал, предлагал награду за информацию. В итоге уговорил диспетчера бензозаправки показать ему видео с камер наблюдения. И на них был заснят факт . Причем можно было рассмотреть не только одежду вора, но и его лицо.

Через несколько дней с помощью обширной агентуры из подростков, бродяг и различных джентльменов удачи велосипед был найден. Браво! Иронично, что велосипед назывался «Стелс », точнее – Stels , то есть почти так же, как знаменитые истребители-невидимки.

Вело-любителям в РФ эта марка известна очень хорошо. Велосипеды Stels производит российская компания Веломоторс . История бренда довольно невзрачная. Поначалу основатели компании – братья Начевкины – занимались продажей торговлей велосипедов других производителей.

То ли из-за личных амбиций, то ли из-за желания увеличить прибыль, было принято решение изготавливать товар на своих заводах. Причем вначале появился сам бренд – в 1998 году. А первый завод по производству велосипедов, согласно всезнающей Википедии , в 2003. Информации о том, кто производил первые велосипеды Stels , я в Интернете не нашел.

Под торговой маркой Stels продаются мотоциклы, скутеры, велосипеды и квадроциклы, изготавливаемые холдингом «Веломоторс». Годом основания компании является 1996-й, а свой первый завод она построила в 2003 году в городе Кубинка (Одинцовский район Московской области). Общая площадь цехов здесь составляет 8 тысяч кв. метров.

Невысокая цена и приемлемое качество выпускаемой продукции заслужило устойчивый спрос, поэтому руководство «Веломоторс» запланировало увеличение производственных мощностей.

В конце 2006 года вместе с фирмой «Велотранс» холдинг начал строительство второго завода в станице Крыловская Краснодарского края. Следующий год компания завершила, выпустив более 980 тысяч единиц техники, в том числе велосипедов и мотороллеров марки Stels. В 2008 году в Белоярском районе Свердловской области началось возведение третьего завода.

В 2009 году компания расширила свой ассортимент, выпустив линейку квадроциклов Stels, изготовленных по лицензиям таких азиатских компаний, как Kazuma, Buyang и Dinli.

Четвертая производственная площадка «Веломоторс» — это Жуковский мотовелозавод в Брянской области. Эти мощности раньше использовались для производства велосипедов «Десна», однако к концу 90-х завод обанкротился. Компания «Веломоторс» выкупила производственные площади и организовала изготовление велосипедов и квадроциклов, выпускаемых под торговой маркой Stels.

Чтобы повысить качество производственных процессов и выпускаемой продукции, с 2013 года «Веломоторс» провела работы по сертификации. На заводах внедрены автоматизированные производственные конвейерные линии, на которых работу выполняют роботы, управляемые компьютером. Холдинг «Веломоторс» тесно сотрудничает с китайским производителем мототехники, корпорацией China Qianjiang Group. На ее заводах, расположенных в Поднебесной, ежегодно производится около 1,2 миллиона единиц мотоциклетной техники для известных брендов. Экспорт осуществляется во все страны мира.

China Qianjiang Group владеет известным итальянским производителем мототехники Benelli с почти вековой историей. Его покупка, по мнению руководства китайского мотопроизводителя, положительно отразилась на качестве и дизайне выпускаемой продукции, в том числе и под маркой Stels. Одной из сильных сторон China Qianjiang Group является собственное производство двигателей, которыми комплектуются мотоциклы многих марок Италии, Германии, США и других стран.

Модельный ряд мотоциклов Stels можно включает мини-скутеры, скутеры стандартных размеров, мотоциклы.

Одним из первых мини-скутеров, выпущенных под маркой Stels, стал Skif 50, который дебютировал в 2007 году. Он комплектовался одноцилиндровым мотором с воздушным охлаждением, объем которого составлял 49,8 куб. см. Двигатель работал в паре с вариатором.

Stels Skif 50 (2007 год)

В 2010 году появляется дорожный мотоцикл Stels Gryphon Orion 125 A. Его отличали 17-дюймовые колеса, высокий клиренс, пружинно-гидравлические амортизаторы, телескопическая вилка, удобный руль и надежные тормоза. Внешность мотоцикла изобиловала хромированными деталями. Gryphon Orion 125 A комплектовался одноцилиндровым мотором объемом 120 см куб., который развивал до 7 л.с.

Stels Gryphon Orion 125 A (2010 год)

Стремясь расширить диапазон моделей, компания «Веломоторс» выпускает в 2011 году мотоциклы эндуро. Одним из представителей класса стал Gryphon Orion 160 Supermoto Pro, который выпускается по сей день. Объем мотора равняется 160 см куб, а максимальная мощность — 10 л.с. Двигатель агрегатируется с четырехступенчатой механической коробкой передач. Длина мотоцикла — 1 670 мм, высота — 1 030 мм, масса — 70 кг. Он предлагается в трех цветах: черном, красном и белом, и может похвастаться бесконтактной системой зажигания с электронным управлением, телескопической вилкой на передней подвеске с двумя пружинно-гидравлическими амортизаторами и маятниковой вилкой — на задней подвеске, удобным сиденьем и общей эргономикой, облегчающей длительную езду.

Stels Gryphon Orion 160 Supermoto Pro (2014 год)

Stels 400 Cruiser, поступивший в продажу в 2013 году, стал стилистическим и технологическим экспериментом марки в выпуске чопперов. Он оснащался четырёхтактным карбюраторным двигателем с воздушным охлаждением объемом 399 см куб., который развивал 30 л.с. Выполненный согласно классическим канонам чопперов, он получил изящные изгибы руля, крупные фары, спинку пассажирского сиденья. В длину мотоцикл достигал 2 240 мм, в высоту — 1 110 мм, высота по седлу равнялась 760 мм, снаряженная масса — 194 кг. Плавность хода обеспечивалась телескопической подвеской. Переднее колесо получило дисковые тормоза, а заднее — барабанные.

Stels 400 Cruiser (2013 год)

Сейчас под маркой Stels выпускаются мотоциклы, мотороллеры, квадроциклы, спортивные мотоциклы, вездеходы и снегоходы. Китайский партнер «Веломоторс» активно работает над созданием инновационных моделей, в том числе мототехники, работающей только на электрической тяге. Появление подобных новинок анонсировано и на российском рынке.