Фигурная резьба по дереву. Художественная резьба по дереву: мастер-класс с пошаговым описанием работы. Художественные темы и сферы использования

Художественная резьба по дереву всегда привлекала внимание ценителей декоративной обработки древесины. Создание различных фигур из дерева, резной мебели с изображением каких-либо сцен жизни людей в любые времена пользовалось особой популярностью среди резьбарей. Разнообразные виды резьбы доступны не только опытным мастерам, но и новичкам в этом виде искусства.

Картина выполненная художественной резьбой по дереву

Достичь определенных результатов в этом деле можно не только благодаря таланту, но и постоянному обучению. Решив заняться данным видом искусства, необходимо изучить различные виды резьбы по дереву. Существует большое количество методов резьбы, позволяющих создавать резные изделия.

Особенно большое количество поклонников насчитывается у художественной резьбы по дереву «Татьянка». Этот стиль берет свое начало с конца ХХ века. Основателем данного метода был Шамиль Сасыков, который являлся мастером по художественной резьбе данным способом и знал все тонкости этого направления.

Родившийся в 1990 году в результате творческого эксперимента стиль стал целой художественной системой. Обучение данному стилю прошли уже более 10 тыс. человек.


Деревянная резная тарелка выполненная резьбой Татьянка

Его особенность состоит в том, что производить обработку изделия с помощью специальных можно только 1 раз. Резьба в стиле «Татьянка» основана на принципе единичной обработки, поэтому эта техника позволяет создавать различные декоративные элементы с применением специальных инструментов.

Если использовать другие методы рельефной резьбы, то выполнение форм займет больше времени, чем использование стиля «Татьянка» для резьбы по дереву.

Инструмент подбирается с учетом особенностей древесной породы, которая может быть мягкой или твердой. Приспособления для резьбы должны быть хорошо заточены. Поскольку стиль резьбы «Татьянка» является многослойным, то потребуется переходить от одного этапа к другому. Вырезав некачественно элементы первого слоя, следующие невозможно будет оформить красиво и правильно.


Кухонная доска выполненная в стиле Татьянка

Для оптимизации выполнения работы потребуется тщательное изучение этапов художественной обработки дерева. Поэтапное воспроизведение каждой детали, а также их расположение на поверхности доски должно быть продумано. Из-за одного неверного движения восстановление неправильно срезанного элемента окажется невозможным.

Художественная обработка древесины в стиле резьбы «Татьянка» — это перспективный вид резьбы. Овладевший данным видом техники резьбы домашний мастер всегда будет иметь работу. Эти изделия пользуются популярностью у покупателей.

Другие виды резьбы для начинающих: плосковыемчатая, сквозная, и . В отличие от перечисленных методов, популярный вид резьбы «Татьянка» требует сил и времени в меньшем количестве, чем другие методы. Эта техника отличается многослойностью и требует тщательной проработки верхних и нижних слоев.

Методы работы с деревом

Художественная резьба по дереву, в зависимости от техники ее выполнения, предполагает использование соответствующих инструментов, которые предназначаются для определенного метода.

К примеру, для сквозной резьбы, которая должна иметь объемный вид, используются стамеска, лобзик или пила. Данный вид резьбы еще называется ажурным, он применяется для . Объем придается изделию благодаря рельефной резьбе. Ее основное требование связано с выполнением рисунков на одном уровне с фоном или выше него.

Техника предполагает подушечный и выбранный фон. В первом случае фон с рисунком должны находиться на одном уровне, второй способ требует расположения рисунка выше фона.

Читайте также

Резные журнальные столики


Поэтапное выполнение плоскорельефной резьбы

Создание скульптур из дерева с помощью бензопилы стало популярным на сегодняшний день. Скульптурную резьбу можно считать наиболее сложной из всех техник, но одновременно довольно интересной. Воплощение правильных пропорций в необработанное дерево способно превратить его в человека или животного. Обычно мастер переносит настроение, используя объемные детали и делая изображение более живым.

Перед тем, как переходить к более сложным работам, следует взять для тренировки простые эскизы для резьбы , пользуясь книгами по резьбе, в которых указаны обычные схемы и зарисовки с детальным описанием. Для начала вырезают фигурки незначительных размеров с учетом небольшой детализации. Грамотная художественная резьба по дереву требует постоянных тренировок, позволяющих усовершенствовать навыки создания резных изделий.


Плосковыемчатая обработка дерева может быть следующих видов:

  1. Геометрическая.
  2. Ногтевидная.
  3. Чернолаковая.

Для выполнения таких видов техники требуются: эскизы, нож, стамеска, дерево. Создание геометрического резного рисунка предполагает вырезание ромбов, шестиугольников, квадратов под разными углами. Выполнение углублений с помощью стамески под углом 90 °, а рядом под острым углом предполагает создание рисунка с помощью множества скобок на заготовке из дерева.

Создание рисунка с помощью треугольных или круглых желобков представляет собой технику контурной резьбы. Если перед работой поверхность покрывают лаком либо черной краской, а потом начинают вырезать рисунок, то он будет очень эффектно смотреться в готовом виде.

Требования к выполнению резьбы в стиле «Татьянка»


Шкатулки выполненные в стиле Татьянка

Характеристики рабочего места

Художественная обработка дерева осуществляется при постоянном соблюдении требований к рабочему месту. Резчику в стиле «Татьянка» необходима любая плоскость из дерева с ровной поверхностью: верстак, табуретка, стол или подоконник. Наилучшим образом подходят стол или верстак, поскольку они имеют тяжелый вес и деревянную столешницу.

Подходит и полированный стол, на который можно положить кусок фанеры либо чертежную доску 20×20 см и больше. Это позволит уберечь инструмент от поломок, если он случайно сорвется и воткнется в столешницу. Учебная доска не закрепляется во время работы, которую осуществляют без упора. Если заготовка из липы, то она является достаточно мягкой, поэтому может упереться во что-либо твердое. После этого на поверхности будут образованы вмятины.

Чертеж обустройства рабочего места для резьбы по дереву

Освещение должно быть естественным или с широким спектром, поскольку весь процесс работы является кропотливым и требует повышенной аккуратности. Хорошо, если стол с лампой будет стоять возле окна. Свет не должен отсвечивать в глаза от доски. Поскольку сделанные карандашом эскизы будут стираться по мере выполнения работы («исчезающий рисунок»), в итоге должно остаться чистое дерево, которое не имеет цветовой контрастности. Неровный рельеф отбрасывает тени, которые становятся четко различимыми.

Подсыхающую в процессе работы учебную доску требуется периодически увлажнять, чтобы поддерживать ее в рабочем состоянии. Влажность должна составлять около 12-15%. Доску можно увлажнять заранее, промачивая торцы.


Рабочее место для резьбы

Для каждой доски характерны свои параметры, поэтому сделать анализ результатов увлажнения можно только опытным путем, что позволит рассчитать периодичность увлажнения доски.

Материал для создания изделия

Древесина для резьбы должна иметь ровную и гладкую поверхность. На дереве не должно быть сучков и прочих изъянов. Если возникло желание использовать древесину с сучками, то любой из них можно обыграть в процессе работы. В дальнейшем можно развить композицию, если руководствоваться замыслом и техникой резьбы.

Наилучшим образом для целей создания интересной резьбы в стиле «Татьянка» подходит липа.

Такой материал не только с легкостью режется в любом направлении, но и подходит начинающим резчикам. При выборе доски необходимо обращать внимание на торец материала, где древесину выбирают однородную, плотную и не рыхлую.


Если доска близко от коры, то есть у края бревна, где размещение слоев по отношению к поверхности является пологим, плотную древесину можно использовать. Эта доска с легкостью может быть разрезана на 2 части. На любом участке древесины с однородной плотностью резьба может быть выполнена лучше.

Интересует резьба по дереву для начинающих, как правило, людей, не имеющих художественного образования. Для них это искусство является хобби. В силу того, что знания у большинства таких резчиков разрозненные, постараемся их упорядочить. В самой резьбе по дереву нет ничего сложного. В России этот вид творчества всегда был главным. Даже в обработке камня сначала использовали приемы, к которым давно привыкли.

Нанесение рисунка узора на деревянную заготовку

Сегодня этот вид искусства вызывает неподдельный интерес, несмотря на то что многие навыки уже утрачиваются.

Если говорить в целом, то резьбу по дереву можно отнести к пластическому искусству. Традиционно различают рельеф и . Начинающему резчику стоит овладеть сначала приемами создания рельефа.

Эта техника имеет несколько вариантов резьбы:


Список на этом не заканчивается. За рамками осталось еще немало. Из названий можно понять, чем отличается та или иная техника исполнения. Классификация нередко осложняется тем, что страна наша большая. В разных регионах названия одной и той же техники могут отличаться. Однако суть не меняется, поэтому очертим общие приемы работы.

Все начинающие резчики знакомятся с геометрической резьбой. Она простая, но красивая. Этот вид резьбы разделяют на три вида:

  • контурная;
  • трехгранно-выемчатая;
  • ногтевая или скобчатая.

Для исполнения потребуется:

  • доска из липы;
  • нож-косяк;
  • линейка и карандаш.

На доску наносятся рисунки в виде геометрического узора. Резчик может придумать самостоятельно или скопировать понравившийся. Не нужно сразу браться за сложные элементы, если нет навыков и рука недостаточно твердая.

Несколько орнаментов для резьбы по дереву

Доска должна быть гладкой. Достигается такая поверхность за счет строгания. Ни в коем случае не нужно шлифовать поверхность с помощью наждачной бумаги. Если абразивные частицы останутся в волокнах, они не позволят сделать резьбу чистой и аккуратной. Кроме того, режущая кромка ножа быстрее затупится.

Начинающим резчикам для выполнения геометрических орнаментов рекомендуют выбирать древесину лиственных пород.

Они позволяют проводить ножом прямые линии. Создание прямых линий на досках хвойных пород гораздо сложнее. Итак, кончик ножа врезается в поверхность вертикально. Глубина — 1,5-2 мм. Затем прорезается вся линия, нож тянем по направлению к себе. При этом лезвие наклоняется под углом 40°. Движения должны быть плавными. Заметим, что начинать резьбу линии и заканчивать нужно кончиком ножа.


Сделав одну линию или надрезку, делаем следующую. Только теперь наклон лезвия должен быть в противоположную сторону. Отделится стружка, а на доске появится углубление геометрической формы. Если края четкие, а поверхность блестит, значит, все было сделано правильно. Постепенно вырезаем весь элемент, а потом и полностью орнамент.

Нужно помнить, что вдоль волокон нож идет легче. Прорезая поперечные волокна, приходится прилагать больше усилий. Рука может соскользнуть, и здесь нужно знать правила:

  • безопасности работы;
  • организации рабочего пространства;
  • подготовки инструмента.

Рабочее место резчика

Работа с острым инструментом должна проводиться за верстаком, который отвечает всем требованиям устойчивости и прочности. Если нет возможности сделать такой верстак, можно ограничиться столешницей. Она может быть любого размера, но высота должна находиться не выше уровня пояса резчика.

Столешница всегда должна быть гладкой и чистой. Нередко при работе нож соскальзывает и попадает в стол. Образуются зазубрины, их нужно убирать. Профессионалы всегда следят за состоянием поверхности верстака. Они не рекомендуют забивать гвозди, рубить топором или бросать острый инструмент на верстак, так как все это способно повредить столешницу. Доска, на которой вырезается орнамент, тщательно закрепляется струбцинами. Работу на коленках, на неустойчивом столе или табурете нужно исключить.


Пример обустроенного рабочего места резчика

Рабочий стол для резьбы по дереву должен быть хорошо освещен. Можно установить его возле окна. Однако дневного света бывает мало.

Если источник освещения один, появляются глухие темные тени, которые мешают делать резьбу чистой. Поэтому над столом устанавливают еще 2-3 светильника.

Они должны освещать работу с разных сторон, особенно если за окном темно. Устанавливать лампы нужно выше глаз резчика. Во время работы глаза испытывают напряжение. Это замечают даже опытные мастера. Начинающий резчик устает быстрее, и качественное освещение позволяет сделать условия работы комфортными и безопасными.

Требования к инструменту

Современные открывают широкие возможности для художников. В обработке дерева они применяются с успехом. Но мы будем рассматривать инструмент для ручной работы.

Подборка стамесок для резьбы по дереву

Ведь получить навык работы с таким инструментом важнее и сложнее.

В арсенале мастера всегда находится:

  • пила;
  • ручная дрель или коловорот;
  • рубанок;
  • стамески полукруглые и плоские;
  • ножи разных размеров;
  • небольшой топор.

Многие производители уже позаботились о резчиках и создают разнообразные наборы. Нельзя однозначно оценить их качество и пользу. По этому поводу ведутся споры. Заметим лишь, что ни один профессиональный мастер не имеет такого набора. Весь инструмент закупается отдельно и доводится вручную.

Для работы с деревом подойдет любая пила, у которой крупные зубцы. Это может быть ножовка, лучковая пила или лобзик. Хорошо, если есть пилы разных размеров и видов. Новичку стоит следить за состоянием полотна. Оно должно быть всегда хорошо натянуто и заточено. Кроме того, не стоит забывать о разводке.


Различные типы пил для резьбы по дереву

Рубанок — это незаменимый инструмент при работе с деревом. Для начинающего мастера достаточного одного рубанка средней величины. Иногда этот инструмент называют стругом, что отражает его функцию. Специалисты относят рубанок к одному из разновидностей струга. В дальнейшем можно приобрести фуганок и цикли, с помощью которых производится идеальное выравнивание поверхности дерева.

Основным инструментом для резьбы считают стамеску. Это справедливо. У резчика должен быть набор стамесок разной толщины и формы. Опыт показывает, что на первых порах достаточно иметь 3 плоские стамески:

  • широкую;
  • среднюю;
  • узкую.

То же самое можно сказать и о полукруглых стамесках.

Важнейшим моментом является правильная заточка и состояние режущей кромки. Точить стамески нужно часто. Иногда рекомендуют делать это перед началом работы, но чаще всего стамески готовят заранее. Нельзя допускать работу тупым инструментом. Это опасно. Ненаточенная стамеска чаще срывается, и можно получить серьезную травму.

Резьба в этом случае будет некрасивой, и работа будет идти долго и трудно. Для заточки стамесок можно использовать точильный станок, наждачную бумагу и кусок натуральной кожи с полировальной пастой для доводки лезвия.

Из всех видов резьбы рельефная техника является одной из наиболее выразительных. Реалистичные деревянные барельефы, с аккуратной деталировкой, эффектной игрой теней и правильно построенной композицией, способны по-настоящему завораживать. Рельефную технику можно рассматривать как переходную ступень к скульптурной резьбе, по праву считающуюся венцом резного искусства.

В этом материале мы расскажем о базовых принципах рельефной резьбы по дереву. Наши советы будут полезны не только для начинающих резчиков, но и для мастеров уже попробовавших свои силы в этой технике. На примере предложенного проекта вы познакомитесь с основными принципами чистой и аккуратной резки, научитесь правильно моделировать объем, освоите профессиональные секреты, которые помогут подчеркнуть трехмерные качества резной композиции.

В чем отличие рельефной резьбы от других техник?

От плоскорельефной, контурной, геометрической и других видов необъемной резьбы рельефную технику отличает, прежде всего, ее подчеркнутый трехмерный характер. Основная композиция здесь выступает на передний план за счет обрезанного фона, благодаря чему изображение становится более выразительным, с характерным обилием светотеней.

Если основной рисунок композиции возвышается лишь слегка, не более чем на половину от толщины всего изделия, то такую резьбу называют барельефной (а само изделие барельефом). При более высоком и выступающем рельефе резьбу именуют горельефной.

Набор инструментов для новичка

Чтобы научиться резьбе по дереву, вовсе не обязательно обзаводиться арсеналом стамесок, ножей и других резцов, как многие склонны думать. Для освоения базовых навыков рельефной техники будет достаточно нескольких уголковых стамесок (геймусов), например, 10 мм и 6 мм , прямой стамески 12 мм , радиусной (полукруглой) 10 мм , подрезного ножа и небольшого штихеля. Остальные виды стамесок для резьбы по дереву уместно приобретать по мере роста резчицкого мастерства.

Всегда следите за остротой инструмента. Если резец оставляет грубый след и скалывает древесину небольшими щепками, вместо того чтобы легко снимать аккуратные слои – это верный признак того, что стамеска нуждается в заточке. Тупой инструмент портит качество работы, требует больших усилий при резьбе и не дает возможности правильно «почувствовать» стамеску начинающему резчику.

Какое дерево выбрать для рельефной резьбы?

Правильный выбор древесины – залог успеха для мастера, осваивающего тонкости этой техники. Для нужд резчиков оптимально подходят почти все мягкие лиственные породы: осина, ольха, береза, орех и т.д. Но главной древесиной для большинства мастеров, занимающихся не только объемной, но и плоской, плосковыемчатой, геометрической и другими видами резьбы по дереву, является липа.

Липа – мягкая и легкая древесина, с равномерной плотностью, за счет чего особенно хорошо поддается обработке: легко режется, точится и строгается во всех направлениях. Липа почти не коробится и не усыхает, не выделяет дубильных веществ, поэтому считается идеальным сырьем, в том числе, для изготовления посуды. Недостатком липы является ее плохая окрашиваемость в другие цвета.

Отработка навыков рельефной резьбы на примере проекта «Лис»

Как сделать барельефную резьбу на дереве мы пошагово расскажем на примере несложного проекта «Лис». В качестве заготовки рекомендуем использовать спил липы или же обычную дощечку из любой другой мягкой лиственной породы.

Для перевода рисунка на деревянную основу используют копирку, как наиболее простое и эффективное решение. При необходимости, линии копировальной бумаги можно легко стереть, внеся нужные изменения по ходу работы. Во избежание смещения рисунка в процессе переноса зафиксируйте деревянную заготовку или подложите под нее резиновую подложку. Подумайте, где лучше расположить изображение, чтобы композиция выглядела наиболее оживленной и интересной. В нашем случае мы сместим ее от центра к низу (фото 1).

Для вырезания внешнего контура используйте уголковую стамеску #12 (ширина лезвия 10 мм /угол 60° ). Она позволит не только сделать аккуратную обводку основной фигуры, но и сразу удалит значительную часть фона (фото 2).

Техника выполнения реза уголковой стамеской:

  • Левой рукой фиксируйте плотно инструмента, а правой толкайте его вперед; правильный хват стамески позволит точно направлять резец, вести аккуратную линию реза и не давать лезвию соскальзывать с контура.
  • Намечайте резцом основной контур линий, после прорезайте их до желаемой глубины (в нашем случае 4-5 мм ). Срезая древесину понемногу, вы будете лучше контролировать процесс резьбы и уменьшите риск образования сколов.
  • Преодолевая сопротивление древесины, равномерно распределяйте давление на стамеску, достигая гладкой и однородной поверхности.
  • Работая стамеской, учитывайте направление волокон древесины, т.к. резец всегда стремится двигаться вдоль твердых годовых колец.
  • Не при каких обстоятельствах не направляйте стамеску в свою сторону: режьте от себя или держите инструмент параллельно груди.
  • Работайте резцом прямо за карандашными линиями, оставляя их видимыми.

В правильном и аккуратном удалении фона во многом и заключается суть рельефной резьбы по дереву. Освоение этого навыка – ответственная задача для начинающего резчика. Удалить много фона с минимальными усилиями помогают радиусные стамески (полукруглые или отлогие). В нашем случае мы оставим фон композиции в виде широких декоративных канавок (фото 3). При необходимости его можно сделать ровным, используя плоскую стамеску.

Сформировав фон, вернемся к уголковой стамеске и еще раз «на чистовую» пройдемся по контуру основной композиции (фото 4). После подровняем фон (фото 5).

В качестве инструмента для тонкой контурной проработки оптимальны уголковые стамески #15 (ширина лезвия 6 мм /угол 45° ) или #16 (ширина лезвия 6 мм /угол 35° ).

Очертите глаз лисы, сохранив карандашный контур (фото 6). Опуститесь вниз и займитесь проработкой пасти: аккуратно выберите фон вокруг зубов и внутри рта (фото 7). Ориентируйтесь на объемность и законы перспективы в композиции: поскольку передние зубы находятся на переднем плане, они должны быть немного завышены. Проработайте область носа.

Для проработки формы головы используйте радиусную (отлогую) стамеску шириной 10 мм . Начните с ушей: левое ухо на переднем плане сделайте более высоким (фото 8).

Скруглите форму головы (фото 9), сделав плавный переход к морде, которая должна остаться более плоской и без выраженного объема (фото 10).

Работая над конкретными областями, не забывайте периодически оценивать общую композицию: насколько правильно перетекает объемность, как проработана перспектива и пр. Здесь каждая деталь взаимосвязана друг с другом. Рельефная резьба должна восприниматься как целостная композиция, а не коллаж из набора резных элементов.

Для работы над этим элементом используйте церазик – глубокую полукруглую стамеску шириной 5 мм (фото 11). Этот узкий инструмент хорошо подойдет для проработки мелких элементов и создания рельефа листа.

По всему периметру листа сделайте аккуратную подрезку, чтобы он хорошо выделялся из общей композиции и как бы был оторван от фона (фото 12). Очертив основной контур и выбрав фон вокруг листа, приступайте к вырезанию прожилок (фото 13). Закончив формирование рельефа, срежьте штихелем все оставшиеся плоские места (фото 14).

С помощью подрезного ножа создайте глубокую тень над глазом, подведите резцом нижнее веко и придайте глазу округлость (фото 15).

Завершите резцом проработку мелких элементов пасти (фото 16).

Имитация текстуры шерсти – важный навык, который нужно отработать каждому резчику, т.к в будущем вы неоднократно будете сталкиваться с резьбой различных животных. В представленном проекте шерсть лисы создается по самой простой схеме: церазиком 5 мм делаются короткие и неглубокие штрихи (стрелки указывают направление естественного роста шерсти животного) (фото 17).

Для большей натуралистичности можно проработать текстуру шерсти тонким стальным резцом – штихелем. Работайте над текстурой, пока не останется ни одного плоского места.

Чем зачистить резьбу по дереву?

При аккуратной работе самыми остро заточенными резцами почти всегда остаются грубые места и незначительные дефекты, требующие устранения. Для зачистки углубленных мест и подрезки небольших сколов используйте мелкий штихель. Объемные поверхности зачищают наждачной бумагой P150 . Чтобы окончательно убедиться в отсутствии незамеченных мелких дефектов, протрите картину тряпкой, смоченной в уайт-спирите, и еще раз внимательно рассмотрите ее под разными углами. Когда все недостатки зачищены, можно приступать к отделке.

Чем покрыть резьбу по дереву?

Для однотонной отделки используют следующие составы:

Морилка . В плоскорельефной резьбе используют не только для того, чтобы придать древесине более благородный внешний вид. С помощью морилки усиливают контраст определенных участков, они в свою очередь подчеркивают рельеф и объемность композиции. Для достижения такого эффекта достаточно нанести морилку на глубокие участки резьбы, которые должны казаться затененными.

Если вы решили полностью тонировать свою работу, использовать морилку нужно аккуратно, принимая во внимание породу дерева и особенности заготовки на которой вырезана композиция. Под воздействием влаги мелкорельефная резьба может разбухнуть, покоробиться, на ней может образоваться поднятый ворс и прочие дефекты, которые непоправимо испортят внешний вид работы. Распространенным изъяном при морении резьбы является неоднородность тона, особенно часто проявляющаяся в местах склейки брусков.

Одним из самых захватывающих, увлекательных занятий является резьба по дереву. Постигнуть азы этого мастерства под силу каждому. Совсем немного времени понадобится для того, чтобы освоить это благородное мастерство и начать создавать восхитительные творения. Такие изделия долговечны, красивы и практичны, соответственно, им найдется место в любом доме.

Одним из самых захватывающих, увлекательных занятий является резьба по дереву

Перед тем, как начать работу с деревом, необходимо запастись всеми необходимыми инструментами. Ведь если мастеру чего-то не будет хватать, вырезка будет проблематичной. Да и удовольствия от такого творческого процесса получить вряд ли удастся.

Какие нужны приборы и инструменты:

  • пила;
  • коловорот или ручная дрель;
  • рубанок;
  • полукруглые и плоские стамески;
  • набор ножей;
  • топор небольшого размера;
  • бормашина.

В магазинах можно увидеть даже специальные наборы инструментов, предназначенных для резьбы. Подойдут они скорее всего для новичков, так как опытные резчики слишком щепетильно подходят к выбору каждого отдельного инструмента.

Галерея: резьба по дереву (25 фото)



















Урок резьбы по дереву для начинающих (видео)

Как научиться выполнять геометрическую резьбу своими руками: азы

Главными элементами геометрической резки считаются различные геометрические фигуры . Эта разновидность творчества зачастую используется с целью преображения различной домашней утвари и даже мебели. Самой же простой техникой, которая под силу даже новичкам, является трехгранно-выемчатая резьба, за счет минимального количества инструментов.

  • мягкая древесина;
  • нож-косяк;
  • линейка;
  • карандаш.

Главными элементами геометрической резки считаются различные геометрические фигуры

Ход работы:

  1. Начертить пару параллельных линий с высотой строчки ровно в сантиметр.
  2. Сделать в шахматном порядке отметки через каждый сантиметр.
  3. В форме треугольников нарисовать зубья и по самому центру их отметить.
  4. Центр треугольника соединить с углами.
  5. Носочек резца углубить в центре на глубину около пяти миллиметров.
  6. Пяточку резца наклонить поочередно ко всем углам треугольника.
  7. Наклонив резец вправо, вырезать одну из сторон треугольника.
  8. После этого на 90 градусов повернуть заготовку, вырезать вторую сторону.
  9. Тоже самое проделать и с третьей стороной.
  10. Вырезать и другие треугольники, в результате чего получается узор под названием «Одиночные треугольники».
  11. Отметить центральные части находящихся вверху треугольников и соединить их с углами.
  12. По аналогии с предыдущим этапом, вырезать эти детали.
  13. Вновь начертить строчку и нанести аналогичный рисунок.
  14. Вырезать находящиеся вверху треугольники и сразу же отметить нижние, тоже их вырезать.

Все неаккуратные участки обработать с помощью наждачной бумаги.

Резьба по дереву для детей

Самые простые узоры резать по дереву могут даже дети. Естественно, что речь не идет о трехлетних малышах, а вот в возрасте десяти лет ребята уже могут попробовать свои силы в этом мастерстве. Лучше, начать вырезать простые элементы, например, цветочный орнамент.

Необходимые инструменты и материалы:

  • заготовка из дерева;
  • карандаш;
  • калька;
  • стамеска-уголок;
  • полукруглая узкая и широкая стамески.

Самые простые узоры резать по дереву могут даже дети

Вырезание поэтапно:

  1. Перенести схему сначала на кальку, а потом не дерево.
  2. Сделать подрезку сначала контура центрального круга, после чего сделать срез от внешнего круга, используя для этого полукруглую стамеску.
  3. Разметить лепестки цветков.
  4. Стамеской-уголком прорезать по контуру лепестки.
  5. Между лепестками удалить излишки древесины, используя этот же инструмент.
  6. Полукруглой стамеской вырезать внешний контур лепестков.
  7. С помощью большой полукруглой стамески сделать пару надрезов к контуру от центра цветочка.
  8. С целью увеличения площади надреза, необходимо произвести эти же манипуляции еще разок.
  9. Закруглить центр цветка развернув для этого стамеску.

Стамеской-уголком в центре цветка сделать несколько надрезов.

Как вырезать узор на дереве

Новичкам не под силу сразу вырезать картины и полностью освоить рельефную резку, но простой узор сделать на деревянной доске им проблем не составит. Тем более, что для этого не нужно много инструментов. Достаточно лишь простого канцелярского ножа и несколько других мелочей.

Ход работы:

  1. Необходимо выбрать орнамент, либо же самостоятельно его придумать.
  2. Приложить орнамент к картону и обвести с помощью стилуса.
  3. На доске обвести внешние контуры трафарета.
  4. Сразу же вырезать и внутренние, поставив нож под углом.
  5. Вырезать и все остальные детали.
  6. Прорезать ножом все контуры еще раз.
  7. Доработать все детали.
  8. Обработать поверхность, создавая тем самым иллюзию объема.
  9. Контуры закруглить, срезать все имеющиеся острые углы.
  10. Проработать каждую деталь, придать ей объем.

Новичкам не под силу сразу вырезать картины и полностью освоить рельефную резку

Обработать поверхность наждачной бумагой и покрыть лаком.

Как сделать декоративную тарелку из дерева: мастер-класс

Для того чтобы перейти к изготовлению сложных изделий из дерева, недостаточно лишь прочитать самоучитель по этому мастерству. Для этого требуются определенные навыки. Пугаться же этого не нужно, сделав несколько простых работ можно смело приступать к изготовлению декоративной тарелки. Все непременно получится.

Необходимые материалы и инструменты:

  • липовая доска;
  • лобзик;
  • резцы для работы по дереву;
  • наждачная бумага.

Для того чтобы перейти к изготовлению сложных изделий из дерева, недостаточно лишь прочитать самоучитель по этому мастерству

Ход работы:

  1. Плавно, без малейших рывков произвести распил доски, придать ей нужную форму.
  2. Обработать сразу же дерево наждачной бумагой.
  3. В технике геометрической резьбы вырезать треугольники.
  4. Полукруглым резцом вырезать углубление по периметру овала.
  5. Глубину постепенно прибавлять.
  6. Сгладить образовавшиеся канавки и обработать их наждачной бумагой.
  7. Пропитать изделие льняным маслом или же просто пропитать крепким чаем.

Сухую тарелку отшлифовать с помощью наждачной бумаги.

Далеко не каждое сырье подходит для резки, ведь именно от его выбора зависит конечный результат. Существуют как твердые, так и мягкие сорта. Каждый сорт имеет свои преимущества и недостатки, предполагается особая технология обработки.

Среди мягких пород можно выделить следующие:

  • сосна;
  • осина;
  • липа;
  • можжевельник;
  • береза.

Преимущество мягкого материала в простоте обработки. При этом мягкую древесину и испортить намного проще, достаточно лишь одного неверного движения.

Твердые сорта, которые используются в процессе творчества:

  • самшит;
  • красное дерево.

Цена на древесину твердых сортов достаточно высокая. Несмотря же на это, резчики предпочитают использовать именно их, так как изделия из них получаются не только красивые, но и долговечные.

Помимо твердости материала, следует также учитывать и его цвет. Светлая древесина вскоре может потемнеть в местах среза. Поэтому при вырезании больших орнаментов рекомендуется использовать сырье хвойных пород.

Геометрическая резьба по дереву для начинающих (видео)

Многих пугает такой вид творчества, как резка по дереву. Работа кажется сложной и изнуряющей. На самом же деле справиться с несложными задачами сможет даже ребенок. Спустя время любой новичок может получить необходимые навыки, чтобы в дальнейшем изготавливать настоящие шедевры.

Само существование человека неотделимо от природы, которая дает материал для жилища и одежды, продукты питания, определяет ритм человеческой жизни сменой дня и ночи, чередованием времен года. Потому и находит все это отражение в произведениях народного искусства, составляющих целостное явление культуры каждого народа. Глубокое понимание народным мастером материала, с которым он работает, позволяет создавать многие вещи, как совершенные произведения декоративно-прикладного искусства.

Дерево и глина, камень и кость, кожа и мех, солома и лоза - все эти природные материалы находят органичное использование в разных предметах быта. Они обрабатываются в соответствии с их собственными природными свойствами. И это умение использовать естественные качества материала воплотилось в создание неповторимых (в других местностях) и в своем роде уникальных народных шедевров, которые являются одним из элементов культурно-географического образа той или иной территории .

Разные виды народных промыслов детерминированы той природной средой, тем ландшафтом, в условиях и в пределах которых они получили свое развитие.

Так художественная обработка дерева могла возникнуть только в лесных районах , гончарство - в районах, где присутствует соответствующий тип глины . Центры по производству художественных изделий из металла возникали, как правило, рядом с месторождениями черных и цветных руд , например знаменитое Каслинское чугунное литье на Урале . Производство изделий из камня (в т. ч. из драгоценных и полудрагоценных) - одно из традиционных занятий жителей горных районов , например Кавказа или Алтая . Так изготовлением вещей из янтаря занимаются прибалты, т. к. этот материал в основном сконцентрирован в районе Балтийского моря. На побережье Северного Ледовитого океана в большом количестве разбросаны кости и плавники разных морских животных, например моржей. Неудивительно, что жители тундры (чукчи, коряки, ненцы, эскимосы) из данных материалов изготавливают довольно изящные и своеобразные вещи. Так следствием развития овцеводства и разведения верблюдов (пустынные и полупустынные ландшафты ) явилось ковроткачество , которое в некоторых районах, например, Туркмения , перешло на промышленную основу и стало важной экспортной отраслью. Художественные изделия из меха развиты на территориях, где проживают таежные народы (якуты, ханты, коми). Изготовление кожаных изделий получило развитие среди народов, заселивших лесостепную, степную, и полупустынную зоны (калмыки, буряты, башкиры, некоторые народы Дагестана). Почти повсеместно развиты такие виды народного творчества, как вышивка и узорное ткачество , которые замечательно отражают своеобразие сответствующей местности.

Нарядность, художественная содержательность изделий народных промыслов создает атмосферу праздничности, вызывает у человека приподнятое настроение. Изделия народных мастеров являются непременными атрибутами нашего быта, оживляют повседневную жизнь людей, становятся главными "действующими лицами" в торжественных случаях. Костюмы в народных традициях - обязательные атрибуты фольклорных ансамблей, ярмарок, специальных выставок. Почти каждая вещь, созданная мастерами художественных промыслов, служит прекрасным подарком к любому важному событию в жизни отдельного человека, семьи или коллектива. А небольшие художественные вещи - сувениры - знаки памяти о национальной культуре народа и даже целой страны

Россия самая лесная страна в мире (45% территории покрыто лесом, в основном хвойным (тайга)). Неудивительно, что во многих районах нашей страны развито декоративно-прикладное искусство художественной обработки древесины. Этот промысел также существует в западных районах Украины, в Белоруссии, Литве, Казахстане, Киргизии.

Географические центры резьбы по дереву. Россия :

· Село Богородское (Московская обл., Сергиево-Посадский район).

· Скульптурная резьба.

· Специализация: деревянная игрушка. Промысел возник в конце 16 века.

· Используется древесина липы, ольхи и осины.

· Тематика: сельские жители и разные животные, особенно медведь.

· Самая популярная игрушка - "Кузнецы", изображающая мужика и медведя,

· поочередно бьющих по наковальне. Эта игрушка стала символом промысла.

· Кадры мастеров готовятся в художественном училище в пос. Хотьково.

· Села: Абрамцево, Кудрино, Ахтырка и пос. Хотьково. (Сергиево-Посадский район).

· Плоскорельефная резьба. Возникла в конце 19 века. Тематика: растения и птицы. Основное изделие: шкатулка.

· Город Киров - основной центр. Промысел возник в начале 19 века.Также в городе Уфн (Башкирия)

· Специализация: художественные изделия из капа и капокорня, (наросты на стволах икорнях березы, ореха и ильма. Основные изделия: шкатулки, коробочки, портсигары, футляры для часов.

· Великий Устюг (Вологодская обл.), Семенов (Нижегородская обл.),Архангельская, Томская области и Якутия : изделия из бересты.Основные изделия: корзины, шкатулки, туеса, короба, сосуды для хранения меда и сметаны. Бересту заготавливают на рубеже весны и лета.

· Село Унцукуль в Дагестане (проживают авары ). Методом насечки из древесины ореха, кизила, абрикоса изготавливают трости,шкатулки, декоративные вазы, курительные трубки, портсигары. Самые распространенные образы на изделиях - вода и солнце.Село Хохлома (Нижегородская обл.). Роспись "Золотом" на цветном фоне деревянной посуды. Промысел возник в конце 17 века. Материал: древесина липы или березы

· Основные цвета: красный, черный, зеленый, коричневый, желтый. Сюжетный рисунок: растения, птицы, рыбы. Дополнительный материал: глина, льняное масло, алюминиевый порошок, олифа.

· Город Городец (Нижегородская обл.). Роспись масляными красками по чистой поверхности дерева или цветному фону.Изделия: детская мебель, кухонные приборы, декоративные тарелки, настенные панно.Часто применяется мореный дуб.Основные цвета: черный, синий, темно-красный, коричневый. Особенность:штриховка белой краской. Сюжеты: декоративный орнамент, конь, птица, фигура человека.

· Села Полхов-Майдан и Крутец (Нижегородская обл.): расписные игрушки из древесины (матрешки, птички-свистульки, коробки, шары, похожие на яблоко).Сюжеты: растения, пейзаж. Особенность: черный контур рисунка, выполненного анилиновыми красками.

· Сергиев Посад . Роспись по дереву с выжиганием. Возникла в конце 19 века, начале 20 века. Изделия: шкатулки и коробки с изображением Троице-Сергиевой лавры и городов "Золотого кольца" России.

· Киров, Сергиев-Посад, г. Семенов, село Полхов-Майдан: матрешка.

Различия: Сергиево-Посадская классическая матрешка расписана гуашевыми красками и довольно спокойна по расцветке. Матрешки г. Семенова очень ярко раскрашены. Кировская матрешка украшена узором из соломки. Матрешки из Полхов-Майдана отличаются несколько вытянутыми пропорциями.

Украина .

Художественная обработка дерева развита в западной части Украины, особенно в Закарпатье , есть в Полтавской области. Основное изделие: посуда, например солонки. Изделия в Закарпатской области инкрустируют перламутром, бусинами и металлическими пластинами. Рисунок в основном представляет симметричную геометрическую композицию. Материал: древесина ореха, бука, явора, граба и груши.

Белоруссия .

В Белоруссии развиты многообразные виды обработки дерева, но изделия слабо декорированы. Основные центры: Брест, Пинск, и Жлобин . Основные изделия: сундуки, столы, фигуры птиц и коней. Особенности: фон темнее росписи, часто черный. Многие изделия декорированы соломкой.

Литва .

Развита геометрическая резьба по дереву. Основные изделия: лопасти прялок

На живописном холме на берегу реки Куньи, левого притока Дубны стоит село Богородское - родина замечательного народного промысла резных деревянных игрушек и скульптур. Богородское - село старинное.

В середине 15 века село принадлежало московскому боярину М. Б. Плещееву. Он завещал его своему старшему сыну Андрею. В 1491 году Андрей в свою очередь завещал своему сыну Федору. Впоследствии в 1595 году село Богородское перешло в Троице - Сергиев монастырь. В селе стояла деревянная Успенская церковь.

Уже в XV - XVI веках богородские крестьяне, в то время монастырские крепостные, заложили основы развившегося впоследствии художественного промысла обработки дерева. Село стало одним из центров народного творчества в истории русского прикладного искусства.

В Сергиевом Посаде существует предание о том, как в середине XVIII века один житель посада вырезал из липового чурака куклу размером в 9 вершков (40 см) и продал ее купцу Ерофееву, торговавшему у Лавры. Тот поставил ее как украшение в лавке. Игрушка тут же была куплена с большой выгодой для купца. После этого Ерофеев заказал целую партию таких игрушек. Народные мастера, работая примитивным инструментом, сумели создать из дерева правдивые, реалистические образы окружающей действительности. Они резали из липы фигурки животных и людей, из народной жизни, басен и сказок.

Особенно интересны игрушки с движением: на планках, с балансом, с кнопкой. Эти незамысловатые, но всегда остроумные по конструкции приспособления делают игрушку живой, выразительной и особо привлекательной.

Игрушке "Кузнецы" более 300 лет. "Кузнецы" стала символом Богородского промысла. Стоит подвигать планками и тут же начинается бойкая работа. В четком ритме двигаются фигурки, в такт стучат по наковальне молотки. И игрушка "Курочки" - тоже долгожитель. Ею играли дети еще во времена Пушкина и Лермонтова. В затейливой "потехе" с балансом заложена идея ритма, к которому ребенок чувствителен по своей природе. Весело смотреть, как в строгом порядке куры клюют нарисованные зерна. Сами механизмы их просты, но действия эффективны. Звук обостряет динамику игрушки.

В 1923 году мастера объединились в артель "Богородский резчик" и была открыта профессионально-техническая школа, готовящая новые кадры мастеров художественной резьбы по дереву. В 1960 году, в канун 300-летия зарождения народного промысла артель была преобразована в фабрику художественной резьбы.

Заслуженный художник РСФСР Н.Максимов создал замечательную игрушку - летит по дороге удалая тройка, а в резных санках медведь. Богородские игрушки можно встретить в магазинах, музеях, на выставках, во многих домах не только наших городов,но и за рубежом.

Далеко за пределами Московской области известны православные мастера - чудодеи Н. И. Максимов, В. В. Юров, С. Бадаев, М. А. Пронин, А. Я. Чушкин, А. А. Рыжов, И. К. Стулов и другие. Богородские мастера-художники - участники многочисленных выставок; их произведения отмечались золотыми медалями на всемирных выставках в Париже, Нью-Йорке, Брюсселе. Игрушка "Крестьянин и курочка" находится в Историческом музее Москвы, композиция "Как мыши кота хоронили" - в музее народного искусства, игрушка "Кавалер и дама", "Царь Додон и звездочка" - в русском областном краеведческом музее. Есть игрушки и в Сергиево-Посадском музее-заповеднике.

Современная Богородская резьба - многообразна по сюжетам и формам художественного выражения. Она органически входит в художественную культуру, сохраняя древние традиции ремесла.

Богородская резьба - народный промысел резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева, существующий в деревне Богородское Московской области.

Село Богородское находится неподалеку от Сергиева Посада. Известно, что богородской деревянной игрушкой играли не только крестьянские дети, но и русские царевичи, а сам промысел возник еще в XVI веке.

В основном игрушки изображали представителей разных слоев населения: мастеровых, дам и гусаров, помещиков и чиновников. Причем фигурки изображались в действии. Позднее в XIX веке кроме фигурок появились целые композиции: "Тройка", "Крестьянское хозяйство", "Чаепитие" и др.

Материалом для резьбы служила мягкая древесина: осина, ольха, липа. Для богородских изделий характерно сочетание орнаментальной тонкой резьбы с гладкой поверхностью. Резчики выполняли резьбу без предварительных эскизов -- смаху, отсюда возникло название "маховая резьба". Другая особенность богородской резьбы: резьба из трехгранника -- брусков древесины треугольного сечения, которые получали при раскалывании полена радиально. Работа мастера начиналась с заготовки дерева, которое сушилось под навесом несколько лет. Ствол распиливали, затем поленья разрубали на бруски треугольного сечения. Мастер делал зарубку топориком, намечая самые общие контуры фигурки. После зарубки и грубой обработки объема приступали к работе специальным коротким и острым богородским ножом со скошенным лезвием. На этом процесс не заканчивался. Богородские игрушки почти никогда не окрашивались, для отделки использовался различный инструмент (мелкие стамески), чтобы нанести на игрушку последние штрихи из бороздок для передачи мягкой шкуры, птичьего оперения и т.д. Гладкие части скульптуры обрабатывали наждачной шкуркой до бархатистости. Кроме резьбы игрушки интересны своей движущейся конструкцией. Некоторые из них укрепляли на движущихся плашках, например "Кузнецы" (кстати, Огюст Роден, увидевший "Кузнецов" на выставке в Париже, назвал их гениальным произведением народного искусства), другие стояли на тумбочке с пружиной внутри -- "Пряха", "Пляшущий мужичок" и др.

В 1923 году в селе Богородском Загорского района Московской области была организована артель "Богородский резчик", которая впоследствии (в 1960 году) превратилась в Богородскую фабрику художественной резьбы. Навыками резьбы овладевают в местной профтехшколе, хотя в Богородском есть семьи, которые занимаются поделкой игрушки из поколения в поколение.

Продукция промысла -- декоративная скульптура и оригинальная игрушка с движением -- всегда была популярной, привлекая внимание своеобразием и тонкостью резьбы, а также красотой белого неокрашенного дерева. Скульптуры мастеров создаются по мотивам русских сказок: "Сказка о Золотом петушке", "Вершки и корешки", "Три богатыря" и др. Кроме того мастера вырезают фигурки зверей, особенно они любят изображать медведя: медведь-фотограф, медведь-электросварщик, медведь-трубочист, медведь-плясун, медведь с балалайкой. Используются и современные темы, кроме того мастера выполняют разные композиции на темы крестьянского труда и жанровые сцены: "Кузнецы", "Пильщики", "Крестьянин на охоте" и др. Мастера богородской резьбы: Ф.С. Балаев, А.Г. Чушкин, В.С. Зинин, И.К. Стулов, М.А. Пронин, М.Ф. Баринов и др.

Работы мастеров богородского промысла хранятся в музеях Москвы, Подмосковья, Петербурга и других городов. На Всемирной выставке в Брюсселе изделиям богородских резчиков были присуждены две медали -- за скульптуру и за игрушку.