Как снимать натюрморт в домашних условиях. Nature morte: как снять эффектное фото в домашних условиях? Пришло время фотографировать

Вокруг нас встречается множество, на первый взгляд, простых, но очень красивых вещей. Снимки различных вещей и предметных композиций могут являться не только прекрасной изобразительной формой, но и способом отражения окружающего мира. Хотя жанр натюрморта в наши дни постепенно забывается, но фотографии, выполненные в этом жанре, могут выглядеть действительно интересно.

Кроме того, съемка натюрмортов учит фотографа, как добиваться композиционно завершенного решения кадра и наиболее выразительно передавать те или иные детали на снимке. Тематика натюрморта очень разнообразна – снимать можно буквально все, начиная от овощей и фруктов и заканчивая камешками на морском побережье. Попробуем разобраться, в чем же прелесть и основные особенности съемки натюрмортов.

Натюрморт представляет собой самостоятельный жанр фотоискусства, в котором фотограф имеет дело со съемкой предметов, вещей и элементов окружающего мира. Натюрморт – это не просто передача на фотоизображении красоты предметов, совершенства их формы или фактуры поверхности. В этом жанре фотограф ставит перед собой цель создания определенного художественного образа, чтобы привлечь внимание зрителя и создать наиболее выразительную композицию. Для решения этой сложной задачи применяются самые разнообразные композиционные приемы и изобразительные средства фотографии. Сами предметы на снимках должны выглядеть ровно такими, какими мы их привыкли видеть в реальной жизни.

Нужно отметить, что натюрморт может являться составной частью портрета или жанрового снимка. Более того, иногда натюрмортные сцены могут быть даже более лаконичным рассказом о человеке и его характере, нежели собственно сам портрет. В современной фотографии можно выделить и так называемый репортажный натюрморт, в котором за счет съемки отдельных предметов раскрывается мир отдельного человека или целой исторической эпохи.

Фото: mirwav / Foter.com / CC BY

Можно подумать, что съемка натюрморта – это очень просто и легко. На самом деле этот скромный жанр можно назвать основополагающим в становлении фотографа или художника. Поскольку именно здесь очень важно правильно сочетать предметы и складывать композицию в кадре, чтобы добиться наиболее выразительных и интересных снимков. Фотографу приходится серьезно работать над световым и колористическим оформлением снимка, прорабатывать композиционное решение каждой фотографии, думать над тем, как правильно передать форму предметов и их фактуру.

Поскольку при съемке натюрморта никто не ограничивает время, а сам фотограф является полным хозяином предмета, с которым он может делать все что угодно, это позволяет чувствовать себя более свободно и задумываться над своими решениями. Накопленные в процессе работы над натюрмортом практические навыки впоследствии могут пригодиться при съемке портрета или в пейзажной фотографии. В этой связи фотографирование натюрмортов можно рекомендовать начинающим фотографам, как отличную практику для повышения своего фотографического мастерства.

Особенности съемки натюрморта

Натюрморт обычно фотографирует в помещении, где можно полностью контролировать всю ситуацию и организовывать правильное освещение. Как мы уже отмечали, при съемке натюрморта фотограф работает с изображением ряда вещей. Как же отобрать предметы для натюрмортных сцен? Здесь нет четкого правила. Фотографа может заинтересовать внешнее сходство, казалось бы, совершенно разнородных предметов. Либо необычное сочетание контраста и фактур предметов. Натюрморт может состоять как из предметов, объединенных какой-либо одной функцией или имеющих сходные качества (например, посуда или цветы), так и из вещей, которые далеки друг от друга. Но в последнем случае требуется, все же, связать снимаемые предметы определенной идеей, художественным образом или ярко выраженной мыслью.


Фото: Mukumbura / Foter.com / CC BY-ND

После отбора предметов начинается процесс придумывания художественной и технической стороны снимка. Для многих фотографов, которые занимаются съемкой натюрмортных сцен, этот процесс является наиболее интересным и в то же время мучительным. Требуется продумать все картинку – от построения предметов в кадре и выбора подходящего композиционного решения до определения того, как технически сделать фотографию, чтобы грамотно передать те или иные детали.

Кто-то делает несколько предварительных снимков предметов, создавая предварительные эскизы изображения, а некоторые по старинке пытаются обдумать и нарисовать карандашом композицию будущего снимка на листке бумаги. Впрочем, можно просто высыпать на стол предметы из коробки и, не слишком задумываясь о композиции фотографии, начать снимать. Порой такое случайное высыпание и спонтанная композиция могут приводить к интересным результатам. Но все же лучшие снимки натюрморта получаются тогда, когда фотограф тщательно продумывает каждую деталь.

Для съемки натюрморта лучше использовать зеркальный фотоаппарат, позволяющий снимать предметы в крупном масштабе с близкого расстояния. Ко всему прочему, «зеркалка» позволяет наблюдать изображение на видоискателе и четко контролировать глубину резко изображаемого пространства, а также характер распределения теней. Рекомендуется выбирать объективы с высокой разрешающей способностью, которые дают возможность более четко отображать фактуру и детали вещей. При съемке натюрмортных сцен удобно пользоваться штативом, на котором можно расположить фотоаппарат, после чего приступить к компоновке кадра, чтобы найти наиболее удачное расположение предметов.

Фото: *Leanda / Foter.com / CC BY-NC

При съемке натюрморта большое значение имеет правильно подобранный фон. Обычно выбирается спокойный, ровный тон, при этом на фотоизображении его передают слегка нерезким. Светлые предметы иногда более выгодно смотрятся на темном фоне и, наоборот, темные — на светлом. Тут нужно иметь в виду, что белый фон работает как отражатель и позволяет дополнительно подсветить предмет, а черный фон, в свою очередь, будет давать четкие тени предмета на нем. В качестве фона можно использовать обычный лист картона или плотной чертежной бумаги, либо просто гладкую стену.

Какой бы фон не использовался, следует избегать горизонтальной линии, разделяющей фон и поверхность, на которой размещаются снимаемые предметы. Она мешает целостному восприятию фотографию, поскольку делит изображение на две части. Для того, чтобы избавиться от горизонтальной линии, можно выбрать высокую точку съемки, либо в качестве фона использовать большой по размеру лист бумаги, который бы плавно переходил из горизонтальной плоскости в вертикальную.

Помните, что неправильно выбранный фон может просто перечеркнуть всю идеально выверенную композицию снимка. Фон при съемке натюрморта не обязательно должен быть однотонным. Тут возможны самые разнообразные варианты, не стоит бояться экспериментов.

Освещение

Одним из наиболее важных и трудных аспектов съемки натюрморта является выбор световой схемы. Именно при помощи того или иного светового решения фотограф может отобразить текстуру предметов и их пространственное расположение. Путем правильного подбора освещения решаются художественные задачи, связанные со светотеневым рисунком изображения и обеспечением гармоничности композиции. От направления светового потока и его интенсивности зависят особенности передачи фактуры поверхности снимаемых предметов. При слишком сильном освещении некоторые детали предметов «забиваются» светом, а при слабом плохо прорабатывается фактура вещей.

Фото: www.fotoARION.ch / Foter.com / CC BY-ND

Необходимо избегать возникновения на фотографии хаотичного нагромождения теней вследствие применения большого количества источников света. При съемке натюрморта можно вообще ограничиться одним источником света, который будет размещаться спереди, сверху и немного сбоку от снимаемых предметов. Это узконаправленный, верхнебоковой рисующий свет, с помощью которого выделяют форму, фактуру и объем. Дополнительно применяют рассеянный, контровой, моделирующий и фоновый света.

Моделирующий свет от одного или нескольких источников в осветителях с рассеивающими экранами используется для смягчения резких, густых теней на изображении. Контровой свет, источник которого размещается позади снимаемых предметов, позволяет создать своеобразный световой контур и выделить, таким образом, вещи на фоне. Рассеянный свет определяет общую освещенность объектов съемки и, соответственно, величину экспозиции. Что же касается источников фонового света, то с их помощью можно добиться необходимой точности фона в соответствии с авторской задумкой.

При съемке предметов с отражающей поверхностью используют большой источник рассеянного света, в частности, софт-бокс. Если съемка натюрморта осуществляется на улице, то световые акценты расставляются с помощью применения разнообразных отражателей из белой бумаги или алюминиевой фольги. Для устранения неприятных бликов и отражений можно использовать поляризационные фильтры.


Фото: Atilla1000 / Foter.com / CC BY-ND

При выборе подходящего освещения стоит сначала поэкспериментировать с тенями и отражениями, попробовать расположить источники света под различными углами к фотографируемым предметам, чтобы увидеть, как создаются различные формы отражения. Благодаря соответствующей установке осветительных приборов можно добиться правильной передачи фактуры поверхности предметов и их объема, а также повышения общей выразительности фотографии.

Съемка натюрморта – это своего рода учебный процесс по умению выстраивать композицию, тончайшей проработке деталей и овладению техникой освещения. Благодаря полученным при фотографировании натюрмортов навыкам и опыту можно повысить свое мастерство, чтобы впоследствии успешно работать в других жанрах – портретной, пейзажной, репортажной или рекламной съемке.

В данной статье мы разберем основные правила, которые помогут вам понять, как правильно фотографировать натюрморт. И, вполне возможно, что данный жанр вас заинтересует. А ведь на самом деле профессиональная съемка натюрмортов имеет множество плюсов, которые многие недооценивают, к примеру, финансовая сторона дела. Такие фотографии часто заказывают для журналов, сайтов и другой продукции.

Приступим к работе и рассмотрим основные заблуждения начинающих фотографов. Для съемки натюрмортов, вопреки распространенному мнению, вам не потребуется студия. Достаточно обычного пространства вашего дома, а в качестве света для съемки используйте природное освещение из окна.

Так же знайте, что при создании натюрморта вам нужно учесть гораздо меньше деталей, чем при съемке пейзажа или портрета. А создавая будущий снимок, у вас есть множество возможностей выставить предметы в кадре и тратить на съемку столько времени, сколько вам необходимо.

Выбор объекта съемки

То, что будет на вашей фотографии целиком и полностью зависит от вас. Если посмотреть вокруг, то вы найдете множество интересных достойных вещей, которые заслуживают кадра. Вам не следует зацикливаться только лишь на классических темах натюрмортов, которые состояли из цветов и фруктов. То есть, если вам нравятся эти темы, то снимайте их, но не стоит думать, что это единственное направление натюрморта. В этом стандартном жанре особо сильно приветствуется нестандартное мышление!

Для успешной съемки натюрмортов вам необходимо выработать умение обращать внимание на мелочи. Так же необходимо уметь смотреть на вещи с разных ракурсов и под разными углами. Выбирая объект для съемки, постарайтесь избежать отражающих поверхностей, типа стекла и металла. Эти объекты могут искажать свет и портить кадр, но так же, вам следует знать, что именно с этими объектами можно получить самые лучшие кадры, только это намного сложнее.

Освещение для съемки натюрморта

Многие думают – для понимания того как правильно фотографировать натюрморт, необходим профессиональный студийный свет. Но, это совсем не так, вначале статьи я говорил, что для натюрморта вполне достаточно освещения из окна. Так же вам никто не запрещает использовать подручные средства и приборы.

Следует понять, что для подсветки натюрморта не нужен мощный, а значит дорогой свет, который может стоять на расстоянии нескольких метров от объекта съемки, как это необходимо в портретной фотографии. Достаточно нескольких десятков сантиметров и грамотного расположения. Используя искусственный свет, экспериментируйте с углами, так как прямое освещение в большинстве своем просто скучно. Если же у вас нет дополнительных приборов, но есть хорошо освещенное окно, используйте отражатель и создайте красивый рисунок. Вы удивитесь, сколько всего можно придумать с простыми источниками света!

Фиксация камеры и углы съемки

Скорее всего, при вашей работе, вам потребуется штатив, точнее со штативом будет удобнее и проще. Используя этот простой аксессуар, вы сэкономите кучу времени и нервов, ведь если вам не нравится какая-то деталь, то вы ее измените, а при съемке без штатива время и силы будут затрачиваться на восстановление предыдущей композиции. Так же с помощью штатива у вас появится возможность использования длинных выдержек. Вы сможете больше закрывать диафрагму, что позволит создавать более красивые и глубокие кадры.

Один из самых главных, хоть и простых уроков работы со штативом, который вам нужно усвоить, перед тем как фотографировать натюрморт, звучит так: штатив это помощник, а не ограничитель. Многим начинающим фотографам заимевшим штатив становится лень менять композицию или угол зрения. Они начинают выстраивать картинку вокруг фотоаппарата, прикрепленного к штативу, а не используют его как вспомогательный инструмент. Избегайте подобных ошибок!

Выбор фона

Если вам удалось найти красивый фон, то половина натюрморта у вас уже есть. Лучше всего, что бы фон был простым, но в тоже время красивым и не отвлекал глаз зрителя от главных объектов кадра. В качестве фона лучше всего использовать стены однотонной окраски, большие листы белой или аккуратно окрашенной бумаги, возможно, грубые однотонные ткани.

Композиция фотографии

Композиция натюрморта – это еще один важнейший момент при съемке натюрморта. Так как кадр статический, то вы можете заранее и качественно продумать ее. Обратите внимание, основные способы построения композиции – правило третей и золотое сечение.

Для создания успешного и интересного натюрморта следует учиться мыслить не стандартно. Так же стоит очень глубоко понимать то, что вы показываете, так можно разбираться, зачем и сколько пустого пространства в кадре. Как показать главный объект в выигрышном и интересном свете? Отвечая на эти и другие вопросы, вы сможете создать прекрасный снимок!

Так же, перед тем, как фотографировать натюрморты, вам стоит запомнить еще одну вещь. В этом жанре за нерезкие и смазанные кадра вам не видать прощения и не найти оправданий. У вас нет ограничения по времени и поэтому будьте бдительны и очень аккуратны.

Вдохновение натюрмортов

Последнее что стоит обсудить при съемке натюрмортов – это вдохновение. При выборе света, композиции объектов и прочего, вы можете просмотреть любимые фотографии и рисунки классиков, которые вдохновят вас на создание нового шедевра! Так же в фотографиях мастеров вы сможете найти ответы на многие свои вопросы, что так же очень полезно!

Удачных вам съемок!

Вы хотите научиться рисовать? С чего следует начать? С набросков? Правильно, а что дальше? Дальше следует освоить искусство постановки натюрморта. Благодаря натюрмортам начинающий художник быстрее освоит предметный рисунок, а опытный рисовальщик сможет усовершенствовать свое мастерство. Как нужно правильно собирать натюрморты?

Натюрморт должен быть интересен художнику

Что должен испытывать творец, ставя перед собой какое-нибудь задание? Вдохновение. Человеку должно нравиться то, что он делает. Поэтому так важна качественная постановка натюрморта. Художник должен быть в восторге от композиции, которую ему нужно перенести из трехмерного пространства в двухмерное.

Но что делать, если у человека пока не хватает навыков для изображения сложных предметов? Нужно рисовать что-то простенькое. Но к кубам и шарам душа лежит не у всех. Поэтому найдите дома предметы простых форм, которые вам будут нравиться. Например, вместо шара можно взять арбуз, а вместо прямоугольника принести с улицы кирпич. Художник с особым вниманием должен подходить к выбору каждого предмета.

Почему-то многие думают, что чем причудливее вещи используются в композиции, тем натюрморт будет выглядеть симпатичнее. Поверьте, это - миф. Если вы возьмете изящную статуэтку, которая вызывает у вас отвращение, вы никогда не сможете красиво ее нарисовать. Поэтому всегда составляйте композицию из тех вещей, к которым лежит душа.

Объекты должны быть свежими

Второе правило, которому художник должен следовать, - это брать для постановки натюрморта только свежие продукты. Если вы планируете рисовать что-то скоропортящееся, то вам нужно садиться за мольберт сразу же после того, как вы соберете композицию. Если вы не планируете рисовать в ближайшие дни, то не используйте в постановке ничего быстропортящегося. Лучше взять продукты, срок хранения которых не ограничен двумя-тремя днями или же заменить настоящую еду муляжами. Если нет возможности использовать муляжи, то выбирайте те съестные припасы, которые, по вашему мнению, самые свежие.

После того как вы каждому предмету в постановке найдете место и нарисуете первые наброски, следует обвести месторасположение предметов на драпировке, а сами объекты убрать в холодильник. Благодаря контуру, который останется на ткани, будет легко восстановить не только месторасположение предметов, но и расстояние между ними.

Вещи должен объединять смысл

Как собрать качественный натюрморт? Для этого следует объединять все вещи общим смыслом. Например, если вы собираете композицию, посвященную лесной прогулке, то следует использовать корзинку, грибы, ветки и листья, а также ягоды и чучела птиц. Если вы надумали собрать натюрморт с тематикой «женские штучки», следует использовать причудливые пудреницы, духи, зеркала и кисти для макияжа. В постановке натюрморта "завтрак гурмана" могут быть использованы различные фрукты, хлеб и банка с вареньем.

Тематика каждой композиции должна хорошо прослеживаться любым смотрящим. Не нужно высасывать связь предметов из пальца. Если вы очень хотите использовать серп в композиции с завтраком, то лучше положите его под стол, но не на стол. Всю картину будут портить неуместно расставленные вещи. Они будут выбиваться из композиции. А ведь натюрморт - это не склад продуктов, хаотично накиданных на столе. Натюрморт - это грамотно выстроенная композиция, которую нарушить может любая мелочь.

Гармония между схожими и различными формами

Постановка натюрморта для живописи - это целое искусство. Человек должен найти такие предметы, которые будут хорошо гармонировать друг с другом по цветовой гамме, по размеру и по форме. Особое внимание следует уделить последнему критерию. В одну композицию не нужно нагромождать множество одинаковых предметов. Если вы используете бутылки, то они должны быть разнокалиберные. Не нужно выстраивать на заднем фоне забор из баклажек одинаковой формы и размера. Следует использовать такие предметы, форма которых визуально похожа, но размер которых отличается. Например, вы можете найти прямоугольник со скругленными краями, цилиндр и шар. В подобную композицию сложно будет вписать куб или что-то граненное.

Контуры, очертания и плавность линий должны повторяться. Тогда композиция будет смотреться цельно и гармонично. Совмещать несовместимые предметы можно, ведь в искусстве не существует правил, которые нельзя нарушать. Но прежде чем переходить границы дозволенного, человек должен выучить классические каноны.

Центр композиции должен быть один

Любой, даже начинающий художник, должен соблюдать простое правило любой хорошей композиции, - центр должен быть один. Постановка натюрморта для живописи подчиняется этому правилу. Смотря на постановку, глаз должен сразу за что-то цепляться. Проще всего центр выделить размером. Поставьте большой предмет в любой угол натюрморта, и он будет бросаться в глаза.

Если не хочется выделять центральную вещь размером, можете поэкспериментировать с цветом. В этом случае оттенок предмета должен радикально отличаться от оттенков, которые используются в композиции.

И еще один способ выбелить центр - это образовать в композиции пустоту. Но подобным образом выделять центр должны только опытные художники. При неправильной расстановке предметов пустота перестанет быть центром и сделает композицию неуравновешенной. Если вы хотите добиться наилучшего эффекта, то вам следует использовать только один из вышеперечисленных способов. Все вместе их использовать нельзя, иначе натюрморт перестанет быть сбалансированным.

Игра на контрасте и нюансе

Фото натюрморта, который собран по всем правилам, представлено выше. Если вы только начинаете постигать искусство составления композиции, то выбирайте составные части постановки, которые будут контрастировать друг с другом. Подобный натюрморт смотрится сочно и броско. Но помните, что больше трех цветов лучше не сочетать. Четвертый оттенок можно использовать в драпировке. Но в этом случае он должен быть нейтральным, черным, белым или светло-пастельным. Контрастные натюрморты просто не только собирать, но и рисовать. Разница цветов художнику будет очевидна. Все, что необходимо будет сделать, - правильно подобрать оттенки.

Если вы умеете собирать красивые композиции, то попробуйте составить постановку с акцентом на нюанс. Все составляющие натюрморта должны быть выдержаны в одной цветовой гамме. Разница будет в оттенках. Ее то и нужно будет найти художнику. Подобные постановки писать сложно, так как не у всех художников получается правильно расставить акценты и выделить центр композиции.

Соразмерность

Когда человек собирается делать постановку натюрморта для рисунка, то он должен учитывать соразмерность предметов. Рядом с большой вазой не следует класть спичечный коробок. Он будет смотреться неуместно. Большие предметы с маленькими должен соединять своеобразный мостик, образованный объектами среднего размера. Массивные предметы должны стоять на заднем фоне и не перегораживать небольшие вещицы переднего плана. Кто-то может рассмотреть градацию размеров как яркий пример контраста. Подобным образом у вас получится сделать дисгармонию композиции и внести в нее динамику. Но ваш натюрморт не будет устойчивым и в глазах зрителей. Постановка будет рассыпаться на части. Если небольшие предметы стоят рядом с большими, грамотно уравновесить их невозможно. Поэтому обратите внимание на гармонию пропорций в своей композиции.

Также следует помнить, что объемные складки следует считать частью постановки. И на большую складку класть россыпь бус будет неразумно. Если уж хочется что-то туда поставить, лучше выберите массивный кувшин.

Разноплановость

Вы видели цветографические картины? Модель многопредметной постановки натюрморта в любой продуманной композиции такая: сзади - крупные предметы с минимальной детальной проработкой, а на переднем плане - что-то небольшое и рельефное. Объекты, которые лежат ближе к художнику, должны выделяться не только по размеру, но и по цвету, и по текстуре. Задний план художники вуалируют более темными красками, в то время как предметы с переднего плана всегда хорошо прописываются яркими цветами. Композиция должна быть грамотно уравновешена, и в то же время в ней должны отсутствовать грубые ошибки с детализацией.

Кого-то могут испугать предметы с ярко выраженным рисунком. Например, небольшие которые являются отличным фоном, или же гипсовые головы, которые требуют детальной проработки. Ставить такие предметы на задний план можно, если все остальные вещи в натюрморте будут маловыразительными и мало детализированными.

Детали на деталях

Хотите сделать натюрморт интересным? Тогда разнообразьте его детализированными вещами. Например, используйте не простой белый сервиз, а чашки и чайники со сложным рисунком. Узор может украшать старинный рушник или же в качестве акцентов могут выступать небольшие фигурки или статуэтки. Вещи должны быть красивыми, и художнику должно захотеться рассмотреть предметы повнимательней. Подобные детали цепляют взгляд, и зритель не остается равнодушным.

Но не перегружайте композицию. Если вы используете в натюрморте декоративную посуду, значит, драпировка должна быть однотонная. Если же вы используете принтованные ткани, выбирайте нейтральные предметы, которые на фоне броского материала не смогут потеряться. Не перегружайте натюрморт. Композиции, в которых много интересных деталей, приятно рисовать. Но с подобным заданием справится только опытный художник, а не новичок. Поэтому всегда здраво оценивайте свое мастерство.

У натюрморта должен быть характер

Даже простая постановка натюрморта требует от создателя сложной мозговой деятельности. У любой композиции должен быть свой характер. Натюрморты бывают пустые, загруженные, монохромные или контрастные. В вашей работе не должно быть случайности. Используйте только те предметы, которые подходят по смыслу и по концепции. Если вы собираете натюрморт и делаете его на нюансе, то будьте внимательны к предметам, которые используете. Они должны отличаться друг от друга не только цветом, но и фактурой.

Неинтересно рисовать исключительно глянцевую посуду. Художнику приятно искать новые способы передачи поверхности вещей. Если вы собираете натюрморт с темой завтрака, то возьмите хлеб, яйцо, огурец и пирожное. Эта еда кажется самой простой, но все предметы имеют отличия в фактуре поверхности.

Фон

Собираете натюрморт? Учебная постановка требует от педагога знаний относительно специфики фона. В качестве цветовой подложки следует использовать темную материю теплого оттенка. На такой ткани все светлые предметы будут смотреться выразительно. Ученику не придется долго думать о контрастах. Фон темный, задний план средней насыщенности, а вещи на переднем плане светлые и выразительные. Именно на простых заданиях ученики познают правила композиции и все тонкости расставления акцентов.

В качестве фона можно использовать не только ткань, но и предметы из окружения. Например, в качестве бэкграунда педагоги используют угол комнаты. Подобные натюрморты помогают студенту понять, что композиция является не чем-то отдельным, а частью окружающего пространства. Если занятия проходят в режиме пленэра, то фоном может стать трава или же деревья. Предметы быта интересно писать под прямым солнечным освещением, когда задником является красивый цветущий куст розы или жасмина.

Складки

Фото постановки для натюрморта вы можете посмотреть выше. Одним из акцентов данного произведения являются складки. Их должен хорошо рисовать любой уважающий себя художник. Как выбрать материал? Для создания складок лучше использовать старую ткань, которая была в употреблении. Используется такой материал не из экономии, а по той причине, что выгоревшее полотно живописнее, чем новый отрез с принтом.

Для создания складок можно использовать как грубый материал вроде холста, так и что-то струящееся, вроде шелка. Различия будут в количестве складок и их качестве. На грубой ткани получаются массивные заломы, которые порой даже имеют острые углы. На шелке получаются мелкие складочки, которые сложно разложить по своему усмотрению.

Как правильно выбрать расцветку материала? Желательно использовать ткань тех оттенков, которые студентам придется смешивать, а не тех цветов, которые входят в стандартную палитру.

Освещение

Как рисовать натюрморт? Важную роль в любом рисунке играет освещение. Оно бывает естественное и искусственное. Начинающим художникам лучше рисовать при естественном свете. А студентам, которые уже получили начальные знания в области рисования, можно переходить на постановки, освещенные софитами. Благодаря освещению выявляется фактура и текстура предметов, а также лучше читается форма вещей.

Все начинается с идеи. Запомните – без конкретно сформулированной идеи начинать снимать натюрморт нельзя. Принцип «раскладу предметики и посмотрю, что из них получится» только убивает время фотографа и дальнейшее желание снимать. Идея вызревает на основе впечатлений, желаний и фантазии фотографа, в период вызревания идея заключается в рамки, во-первых композиционных стандартов, во-вторых наличием средств воплощения идеи, то-есть, предметов. Поиск предметов для воплощения идеи в материальную композицию – довольно тяжелое и, иногда, дорогое занятие. Я предметы покупаю и беру у знакомых. Иногда, имея один ключевой предмет, возникает сразу десяток идей с разными композициями, в которых он может фигурировать. Обдумав сюжет натюрморта, нужно держать в голове те средства (предметы), которыми Вы располагаете (или докупить что-то), одновременно нужно мысленно складывать композицию из этих предметов, которая бы максимально удовлетворяла вашу идею.

Этап второй: подготовка стола и задника.

У меня есть удобный журнальный столик на колесиках, который может занять то положение к окну или вспышке, которое мне нужно. Столик – это просто основа, на фотографии его видно не будет. То, что будет видно на фото под предметами и позади них, я ласково называю задник и подстилка. Задником у меня служит 150х150 см лист ДВП, с одной стороны покрашенный морилкой в темно-вишневый цвет, а с другой – светло-серо-желтый. В 90% мне хватает именно этого задника. Подстилки у меня разные – доски светлого дерева, двухцветная фанерка, покрашенная с одной стороны морилкой, мешковина, разного цвета ткань. Очень важно, чтобы задник и подстилка не были активными и не выпадали из общей тональности натюрморта.

Этап третий: расстановка предметов.

Как говаривал Сальвадор Дали «Если вам заранее ясна ваша картина, можно ее и не писать». Это означает, что в голове всегда представляется картина по-другому, нежели она будет выглядеть в реальности. Причины этому – мелочи. Никогда нельзя точно предсказать, какого размера будет яблоко и в какой пропорции оно будет с чайником, как ляжет свет и т.д. Поэтому расстановка предметов является воплощением в жизнь фантазий, а жизнь, к сожалению, не идеальна.

На «подгонку» предметов друг к другу порою уходят часы. Каждый миллиметр имеет свое значение. Часто так бывает, что разложив все на столе, идея терпит крах. Да, полный крах, потому что в реальности этот натюрморт выглядит скучным или неправильным. Вот тогда стоит напрячь мозги и выжать хоть что-нибудь из идеи. Иногда получается, чаще нет. Но все-равно, если композиция хоть как-то складывается – не стоит ее крушить, а лучше доработать и снять. У меня были случаи, когда я смотрел на снятый натюрморт и думал, какое же УГ (кто не знает – «скучность»), но обработав в фотошопе, он приобретал черты приличной работы. А недавно было так, что мне казалось, что я снял интересный натюрморт, но он не нашел отклика у людей.

Хочу заметить, что я недоволен всеми своими работами почти без исключения, а у меня скоро 60 наберется. Это таких, которых людям не стыдно показать, а сколько УГ…….

Этап четвертый: постановка света.

Это долгая тема. Хочу только сказать, что в зависимости от сюжета и сезона, я снимаю при дневном свете, или при вспышке. При дневном

свете из окна хорошо снимать фрукты и цветы, «мужские» же натюрморты, с книжкой, трубкой, коньяком….лучше снимать при вспышке – она дает ощущение вечера или ночи, одиночество и успокоение. Но все можно и переиграть, поставив 2 вспышки, изменив баланс белого и т.д. В любом случае нужно использовать заслонки (преграждать путь свету) и отражатели (не всегда, но часто). Без этого не будет светового рисунка. Каким будет световой рисунок, зависит от моей идеи и настроения.

Этап пятый: съемка!

После установки света и закрепления камеры на штатив, начинается этап съемки. Съемка тоже накладывает некие ограничения. На снимке композиция может выглядеть немного по-другому и нужно предметы опять немного переставлять, менять направление света и т.д. Пятый этап тесно переплетен с третьим этапом, поэтому тоже занимает часы, плюс настройки камеры…

Добившись на экранчике фотоаппарата того снимка, который я хочу видеть, я несу флеш-карту фотоаппарата к компьютеру и смотрю результат на большом «экранчике». Чаще всего тут обнаруживаются мелкие недочеты, например промах фокуса, «завал горизонта» и т.д. Несу обратно в фотоаппарат, меняю настройки/переставляю предметы… Несу к компьютеру… И так раз 5 для одного натюрморта!!! При съемке со светом из окна бывает так, что свет уже поменял свою интенсивность и температуру, пока я тут ношусь с карточкой… Но, без этого не будет идеального снимка.

Этап шестой: самый нудный.

Собрать все предметы, подстилки, задники, свет, камеру и поставить на свое место.

Этап седьмой: обработка.

В интернете сейчас нет фотографий без обработки. Где-то она меньше применяется, где-то больше. Фотошоп открывает еще одну грань для творчества.

Я люблю «состаривать» свои натюрморты. Иногда провожу эксперименты с обработкой, но в 90% случаев пользуюсь схемой из таких шагов:

  • Открытие RAW-файла и его редактирование в фотошопной Adobe Camera RAW;
  • придание «живого» контраста;
  • осветление и затемнение конкретных участков изображения;
  • наложение текстур;
  • последние штрихи типа поднятия резкости, мелкой ретуши дефектов предметов, сохранение.

Натюрморты - прекрасное поле деятельности: обычные предметы можно превратить в потрясающую сцену в фотографии. Вот пять потрясающих изображений с натюрмортами для вашего вдохновения, и которые помогут вам создать собственный шедевр!

Зачем нужны натюрморты?

Художники предпочитали натюрморты с тех пор, как их популярность возросла на Западе, в картинах позднего 16 го века. Эти картины отражали группы неодушевленных объектов, расположенных в красивую конфигурацию, и обычно ими служили цветы или еда.

Фотография товаров должна считаться формой натюрморта, а также сцены без живых моделей, которые можно зачастую увидеть в журналах и газетах. Если вас не привлекает коммерческая фотография и фотография товаров, это не значит, что вам не понравится делать снимки натюрмортов. Они предоставляют больше свободы, чем любые другие виды фотографии. Вы управляете каждым аспектом: вы можете организовать сцену так, как вам надо, выбрать, что будет на снимке, как его осветить, и так далее.

Что вам понадобится

Натюрморты отличаются друг от друга, и поэтому, в зависимости от сюжета вашего снимка и общей идеи, вам не нужен специализированный набор, чтобы получать удовольствие от этого типа фотографии. Понятно, что понадобится камера, но вот еще несколько советов о том, что будет полезным:

Отражатели

Отражатели прекрасно отражают и смягчают свет. Стены и потолки прекрасно выступают в роли отражателей, но, если вы предпочитаете нечто более портативное, они недорого стоят, и, если у вас нет желания их покупать - их легко сделать самим. Быстрым решением станут картон и алюминиевая фольга!

Вспышки, спидлайт или студийный свет.

Будем надеяться, что у вас много естественного света, но если это не так, использование вспышек или небольших студийных ламп (для макро-съемки объектов) поможет вам осветить небольшую сцену без особых затрат. Объедините это с отражателями, и у вас есть все, что нужно.

Бутафория

Это самая интересная часть, потому что здесь подойдет, что угодно! Достаньте свою фруктовую корзину, сорвите цветы на даче, посмотрите, что есть на блошином рынке или в комиссионке поблизости. Там наверняка найдутся странные и удивительные вещи - фантазии нет границ. Постарайтесь подобрать предметы, которые хорошо подойдут друг другу по цвету и текстуре.

Хороший предмет съемки

В фотографии вам необходим хороший предмет съемки, который станет "главным героем" изображения. Не все будет шикарно выглядеть в монохроме, но потрясающий аспект цифровой съемки - возможность принять это решение позже. Однако все-таки важно заранее выбрать, что именно вы будете снимать.

Вдохновение

Кофе

Изображение: Photodune

Это звучит странно, но кофе бобы всегда приятно снимать, у них потрясающая текстура и они производят ощущение тепла. Здесь фотограф объединил бобы с белой чашкой, что создает хороший контраст, дополненный теплым деревом и холщовым мешком. Думаю, этот снимок стал бы еще более удачным без металлического совка и ложки, но все равно это выигрышная комбинация.

Карандаши

Изображение: Photodune

Обожаю простоту этого снимка. Это замечательный пример того, как обычные объекты могут стать по-настоящему интересным предметом для сюжета фотоснимка, не перегружая его. Композиция здесь идеально использует правило третей, и малая глубина резко изображаемого пространства (ГРИП) акцентирует заостренный наконечник карандаша.

Цветы

Изображение: Photodune

Цветы особо популярны в натюрмортах, и не удивительно, что они украсят любую сцену. Если вы используете окно с цветами не в фокусе, это создаст эффект боке с мягким, прохладным и чистым настроением изображения. Теплые цвета при этом приятно контрастируют. Помещение предмета фотографии в чайную чашку вместо вазы или стакана - интересный нюанс, и хорошо подходит к атмосфере чистоты.

Еда

Изображение: Photodune

Еда - еще один популярный предмет фотографии, когда речь идет о натюрмортах. Вот прекрасный пример, когда предметы используются в рамках темы. Невозможно не разглядеть, что тема этого снимка - молочные продукты. Также здорово то, что все цвета здесь гармонируют, а простой фон помогает изображению не выглядеть слишком перегруженным, несмотря на большое количество предметов съемки.

Пиво

Изображение: Photodune

Натюрморты не обязательно должны быть композицией, созданной лично вами. Вы можете пойти куда-то и натолкнуться на хорошую сцену. Свет в этом снимке выделяет главный предмет фотографии, но также создает красивое янтарное свечение пива, что делает сцену более теплой.

Техника

Предметы

Иногда сложно решить, что сгруппировать вместе, но, если у вас есть тема, изображение будет выглядеть хорошо. Тема не обязательно должна объединять предметы из одной категории, она может основываться на цвете, текстуре или форме, например.

Если вы только начинаете работать с натюрмортами, или делаете первые шаги в фотографии, тогда лучше избегать объектов, которые бликуют или блестят, потому что их сложно правильно фотографировать.

Постарайтесь не использовать "ключевых" объектов в центре. Это может быть самый большой объект или самый светлый по цвету, например. Если вы намеренно не собираетесь построить композицию с основным объектом в центре (как цветы в чашке на изображении вверху), тогда вы должны избегать располагать объекты, привлекающие наибольшее внимание, в центре. Не бойтесь перемещать предметы в композиции до тех пор, пока она не будет выглядеть правильно.

Фон

Плохой фон может испортить хороший натюрморт. Подумайте, как объекты могут дополнить ваш предмет съемки. Если вы, например, фотографируете кофе бобы, теплые тона и более грубые текстуры (вроде мешковины) хорошо подойдут. Самое лучшее - в том, что вы можете попробовать разные комбинации, все зависит от вас.

Нет необходимости приобретать дорогое студийное оборудование для успешного снимка. Попытайтесь создать собственный фон с помощью бумаги для скрапбукинга, обоев, ткани или холста. В общем, вам стоит попробовать использовать темный фон для более светлых объектов, и наоборот.

Вы также можете воспользоваться техникой "кьяроскуро". Возьмите темные доски (например, школьную), чтобы отсечь все источники света, кроме одного, так, чтобы на все предметы съемки падал прямой свет. По существу, это создает очень сильный контраст, как это было популярно в стиле живописи эпохи ренессанса.

Используйте размытый фокус

Выбор меньшей линзы может создать красивые фоны с размытым фокусом и . Если вы пользуетесь более широкой диафрагмой, вам может быть понадобится большая выдержка, и потребуется трипод, чтобы снимки не были размытыми от движения камеры.

Придерживатесь простоты

Может стать большим соблазном пуститься во все тяжкие, когда дело доходит до креатива, и у вас есть полный контроль над сценой. Внезапно вы начинаете включать каждый предмет, купленный в магазине хобби, или найденный вами в подвале, и вы надеетесь, что создадите шедевр. Простота лучше подойдет и сэкономит вам массу времени и труда, а возможно, и нервов!

Избегайте деталей на фоне, чтобы они не перегружали сцену, и не отвлекали вас от ключевого объекта в сцене. Естественные фоны вроде стен и заборов идеально подойдут для фото с цветами и овощами.

Попробуйте рассказать историю с помощью своих изображений. Что вы хотите передать? Вы могли бы взять несколько похожих изображений и превратить их в визуальную историю, используя .

Композиция

Попробуйте новый ракурс при съемке. Вы будете стремиться заполнить рамку предметами съемки, но это не значит, что вы должны снимать с одного ракурса. Попробуйте добиться эффекта высоты, встав на табурет, или опуститесь ниже и направьте камеру снизу, чтобы исказить ощущение размера.

Также есть метод плоской композиции, когда вы размещаете свои объекты с намерением снимать их сверху вниз. Это поможет вам взглянуть на повседневные объекты свежим взглядом, например, чай в чашке, а не просто снимок чашки сбоку. Геометрические фигуры интересно снимать с этого ракурса.

Рассеяный свет

Я упоминал ранее об использовании вспышки или дополнительных источников света в сцене. Рассеиватель поможет смягчить свет, и у вас не будет резких теней. Если у вас нет мыльницы или рассеивателя, используйте белую ткань, что-то вроде муслина, и задрапируйте ее поверх окон или светильников. Будьте особенно осторожны, когда используете ткань с горячими лампами: они не должны соприкасаться.

Тень так же важна, как и свет, и, очевидно, одно влияет на другое, поэтому подумайте о том, какими выраженными вы хотите, чтобы были ваши тени.

Используйте макро

Макро (или съемка вблизи) - прекрасный способ создать снимки натюрмортов, используя совершенно иную точку зрения. Для нее потребуется кое-что, но . Съемка вблизи означает, что в композиции будет меньше объектов, но зато будет легче заполнить объем. Используйте части объекта вне фокуса для заолнения фона. Например, макро съемка небольшого цветка в букете, где остальная часть букета находится позади него.

Потенциальные проблемы

Потребуется немного практики, чтобы научиться находить подходящие объекты для съемки, которые будут интересны. Если вам не хватает терпения, вы можете попробовать искать объекты для съемки на природе, а не создавать своих. В следующий раз, когда вы встретитесь с друзьями на кофе, попытайтесь расположить чашки, сахар и молоко на столе, так, чтобы создать привлекательный натюрморт.

Ищите вдохновения онлайн, смотрите, что создают другие, что хорошо получается, и попытайтесь воссоздать это сами. Настанет время, и вы интуитивно будете знать, что работает, а что - нет. До тех пор, терпеливо продолжайте экспериментировать. У вас могут даже получиться неожиданные и приятные результаты.

  1. Выбирайте предметы съемки, которые могут "рассказать историю".
  2. Используйте рассеиватели для смягчения света.
  3. Пусть фон будет простым.
  4. Пользуйтесь широкой диафрагмой, чтобы размыть фон.
  5. Выбирайте уникальную композицию, постарайтесь выбирать ракурс сверху вниз.

Дополнительные ресурсы

  • Работа с наборами предметов, которая поможет вам задуматься о свете и новых способах фотографии.
  • . В любой фотографии стильного товара контекст также важен, как и сам товар. Ваши снимки проиллюстрируют это важное обещание.
  • "10 Советов новичку в фотографии натюрмортов". Когда создается фото, важно, чтобы была длинная выдержка, тогда фотографии статичных объектов будут идеальным объектом. По мере развития технологий, увлечение натюрмортами растет, и по-прежнему является одной из самых популярных специальностей в фотографии сегодня.

Заключительные мысли

Натюрморты - потрясающая возможность быть по-настоящему креативным с изображениями. Если вы хотите попробовать нечто новое - это может хорошо отвлечь вас. Часто, когда мне не удается снять удачный пейзаж, я создаю сцену с натюрмортом, и делаю ее снимок. Есть нечто удовлетворяющее в переходе от того, над чем у вас мало контроля к тому, чем вы можете управлять от начала до конца. Также это станет хорошим вдохновением в дождливый день.

Поначалу может быть сложно решить, что станет предметом съемки: подойдут ли они друг другу? Что вы пытаетесь передать с помощью этой композиции? Придерживайтесь простоты и думайте тематически: не только, будут ли предметы хорошо смотреться вместе в жизни, но подумайте и о цветах и текстурах. Метод проб и ошибок - естественный процесс, и может привести к неожиданным результатам.

Может быть легче найти сначала композиции натюрмортов в окружающей жизни, прежде, чем создавать собственную. Места вроде кафе - хороший источник вдохновения, где можно попробовать использовать разные объекты.

Когда будете создавать собственные композиции, помните сохранять крупные и очевидные объекты вне центра рамки (только если это не является вашим намерением), и подумайте о том, как будет падать свет. Рассеиватели помогут смягчить и выровнять свет, но если вы хотите добиться контраста, попробуйте направленный свет и темный фон, чтобы добиться драматичного эффекта.

Снимайте сверху в плоской композиции - это будет непросто, но может произвести интересный снимок. Воспользуйтесь этой техникой в качестве изображения объектов в неожиданном свете.

Для интересных снимков крупного плана и небольшого ГРИП, попробуйте использовать , чтобы размыть фон и показать ваши объекты с новой стороны.

Натюрморты по-настоящему позволяют вам натренироваться и научиться более умело управлять тем, что вы создаете. Если вам еще нужен повод для того, чтобы начать, почему бы не напечатать результат на холсте и не повесить на стену у себя дома? Таким образом вы сможете продумать цвета, текстуры и тему интерьера своей комнаты - это станет хорошей отправной точкой.