Газотранспортные маршруты России. Инфографика. Белоруссия заберет себе доходы украины от транзита газа. Что это значит

Из-под действия Третьего энергопакета ЕС вполне можно расценивать как своего рода сигнал к началу диалога с РФ по вопросам стимулирования российских газопоставок. Обусловлено это, прежде всего, тем, что спрос на газ в Европе, в том числе на российский, по многим экспертным прогнозам, едва ли сократится.

Более того, объемы поставок все время растут. Согласно данным «Газпрома», в 2015 г. экспорт газа в дальнее зарубежье по сравнению с предыдущим годом увеличился на 8%, а в январе-октябре текущего года - еще на 10%. В абсолютных цифрах прирост составил 13,05 млрд. куб. м, причем в большем, чем ранее, объемах приняли газ Германия, Великобритания, Франция, Австрия, Греция, Польша. 11 ноября «Газпром» зафиксировал новый исторический суточный максимум объема поставок газа в дальнее зарубежье - 597,9 млн куб. м. Всего же экспорт холдинга в Европу по итогам 2016 г. может, по оценкам А. Миллера , превысить 170 млрд. кубометров.

Поэтому, естественно, просматривается более прагматичный подход Брюсселя к выбору маршрутов поставок голубого топлива из России. Выражается он формулой: не только, а может, и не столько через Украину. Европейцы уже не раз убеждались, что сохранение по политическим причинам зависимости энергетики и в целом экономики ЕС от украинского газотранзита чревато хроническими эксцессами. И упомянутое решение по системе OPAL - подтверждение незаинтересованности ЕС в постоянной зависимости от капризов Киева. Напомним, что эта система позволяет состыковать трансбалтийские трубопроводы «Северный поток-1, 2» через Германию с газопоставляющей и газораспределительной сетью региона ЕС.

В этой связи некоторые чешские и венгерские СМИ недавно отмечали, что Евросоюз всё более озабочен в контексте Украины не столько Крымом или Донбассом, сколько надежностью собственного газоснабжения. А нынешняя доля российского топлива в обеспечении стран ЕС немногим меньше 35%. В том числе в Восточной Европе этот показатель в настоящее время - около 80%. Очевидно, что найти замену российскому газу более чем непросто. Поэтому в ЕС хотят, пусть не одномоментно, но постепенно, сохраняя политическое лицо, сократить долю Украины в перекачке газа из РФ.

К этому подталкивает сама жизнь. Реализация поддерживаемых США и ЕС практически всех основных проектов газопоставок из экс-СССР, минуя Россию, - «Южный газовый коридор» из прикаспийских республик-соседей РФ; продление азербайджано-турецкого газопровода на Балканы - постоянно переносится или осуществляется с хроническим отставанием от графика. Вдобавок эти проекты, если они будут полномасштабно реализованы, смогут, по оценкам Международного энергетического агентства и «Бритиш петролеум» (2014-2015 гг.), заменить объемы газа, ныне поступающего из РФ, не более чем на 12-13%. Вероятно, поэтому западные компании не очень-то спешат вкладывать многие миллиарды евро в создание энерго-артерий, которые навряд ли окажутся конкурентоспособнее и прежних, и новых газоэкспортных маршрутов из России.

В данном контексте напомним, что упомянутая система OPAL в Восточной и Центральной Европе стыкуется также с трубопроводами, проходящими через другие страны Западного региона экс-СССР и тоже поставляющими российский газ. Потому не исключено, что прямой доступ к газопроводам региона ЕС и к его газораспределительной сети по мере роста спроса на газ могут получить и другие проекты РФ. Нацеленные опять-таки на более высокую надежность поставок, в чем, повторим, крайне заинтересованы в ЕС.

Карта экспортных газопроводов в Европу

Одновременно развивается и глобальный процесс. Обращает на себя внимание всё более активное политико-экономическое Белоруссии с ЕС за последние годы. Как известно, с Минска сняты Брюсселем практически все прежние санкции, в т.ч. ограничения на инвестирование в белорусскую экономику. Что называется на встречных курсах, белорусская сторона всё чаще выступает за расконсервацию российского газоэкспортного проекта «Ямал-Белоруссия-Европа-2» (почти параллельного «Ямал-Белоруссия-Европа», действующего с 1999 г.). Минск апеллирует при этом к его сравнительно низкой инвестстоимости, и ещё к тому, что именно через Белоруссию обеспечивается кратчайшее расстояние перекачки газа из РФ (как и из Казахстана) в регион Евросоюза. Оно почти вдвое меньше, чем через Украину, и примерно в полтора раза в сравнении с «северными потоками». Не исключено, что сравнительно быстрая развязка российско-белорусских споров по газопоставкам и транзиту газа связана с планами Минска повысить свою роль в транзите газа в регион ЕС.

Еще в октябре 2014-го первый вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко заявил, что поставки через эту страну возможно нарастить на 8-9 млрд. куб. м в год и что это привлекательно для российской стороны. С учетом реализации проекта «Ямал-Белоруссия-Европа-2» эти поставки в целом составят минимум 60 млрд. кубометров за год, что фактически равнозначно запланированным объемам по «Турецкому потоку» или «Северному потоку-2».

Директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин отмечал в этой связи, что имеется возможность (и она обсуждается) увеличить почти вдвое подачу газа в локальный трубопровод Брест-Варшава (бывший спецгазопровод Варшавского Договора) - до 2,5-3 млрд. кубометров/год. Также обсуждаемый вариант - строительство газопровода Кобрин - Велке Капушаны, т.е. «Ямал-Европа-2», из Белоруссии в Польшу и далее в Словакию. И в перспективе - далее в Венгрию или Чехию. Причем для заполнения этой трубы, по мнению эксперта, могут быть использованы недозагруженные мощности одного из секторов артерии Ямал-Белоруссия-Европа, т.е. участка Торжок (РФ)-Минск-Иванцевичи (Белоруссия).

Схожее мнение у президента Института энергетики и финансов Владимира Фейгина: «Белоруссия пытается оттянуть на себя часть объемов выпадающего украинского транзита. Возможно, подразумевается, прежде всего, возрождение проекта "Ямал-Европа-2"». Отметим, что его инвестстоимость, по предварительным оценкам, составляет около 6 млрд. долл. То есть она минимальна в сравнении с новыми - трансчерноморскими или трансбалтийскими - газовыми маршрутами из РФ.

Словом, уместно предположить, что вышеупомянутое решение Еврокомиссии по системе OPAL направлено не столько на облегчение реализации, да и самой работы «северных потоков», сколько на уменьшение зависимости ЕС от газотранзита через Украину - всё более проблемную политически и экономически. А такой подход, в свою очередь, способен разморозить, а затем и ускорить реализацию едва ли не всех проектов по поставкам российского газа в обход «незалежной».

___________________________

Фото - http://www.eegas.com/fsu_r.htm

Транзит российского газа через Беларусь увеличен инфраструктура "Белтрансгаза " используется эффективно благодаря конструктивному сотрудничеству с властями республики. Об этом 29 июня заявил председатель правления ОАО "Газпром " Алексей Миллер на итоговой пресс-конференции в Москве

Транзит российского газа через Беларусь увеличен инфраструктура "Белтрансгаза " используется эффективно благодаря конструктивному сотрудничеству с властями республики. Об этом 29 июня заявил председатель правления ОАО "Газпром " Алексей Миллер на итоговой пресс-конференции в Москве, сообщает корреспондент ИА REGNUM .

"Я хочу поблагодарить руководство Республики Беларусь за эффективную, конструктивную совместную работу. Мы работаем в тесном взаимодействии, у нас общее понимание целей и задач развития газотранспортного комплекса Беларуси, — сказал Миллер. — Могу сказать, что за последние месяцы объём транзита российского газа через территорию Беларуси был увеличен и, без сомнения, это взаимовыгодное сотрудничество, которое мы будем развивать".

Говоря об инвестиционных планах, Миллер отметил: "Сейчас направление транзита через Беларусь является для нас более эффективным, чем через любую другую транзитную страну. Мы это будем учитывать в своих будущих инвестициях".

Миллер отметил также, что планы по добыче газа на 2012 год и поставок на европейский рынок не корректировались — об этом были проинформированы сегодня акционеры "Газпрома". При этом председатель правления ОАО "Газпром" подчеркнул: ранее "лишь две страны смогли увеличить поставки газа на европейский рынок — это Россия и Катар, все остальные — снизили".

Сегодня же состоялось годовое Общее собрание акционеров ОАО "Газпром". По решению Совета директоров ОАО "Газпром" председателем собрания утвержден председатель Совета директоров ОАО "Газпром", специальный представитель президента РФ по взаимодействию с Форумом стран-экспортеров газа Виктор Зубков . Акционеры рассмотрели итоги работы предприятия и планы на будущий год.

В частности, акционерами одобрены 115 сделок, среди которых — закупка "Белтрансгазом" у "Газпрома" в 2013 году 23 млрд кубометров газа на сумму $4,1 млрд. Помимо этого, "Белтрансгаз" транзитирует в 2013 году до 60 млрд кубометров российского газа — т.е. почти на треть больше, чем в нынешнем году. Всего же дочерняя структура "Газпрома" в 2012-2014 годах закупит у "Газпрома" 69 млрд кубометров газа на сумму $17,25 млрд.

Александр Лукашенко предложил «Газпрому» увеличить объемы транзита газа через территорию Белоруссии. «Мы готовы предоставить возможности для «Газпрома», если это нужно, если в этом есть потребности Европы», — заявил белорусский президент в ходе встречи с главой газовой монополии Алексеем Миллером, состоявшейся в пятницу.

«Это не чужая для вас страна, не чужая для вас земля. Мы всегда будем делать то, что выгодно для российских компаний, а значит, и для России», — подчеркнул Лукашенко.

Также белорусский президент отметил, что реализация проекта многофункционального комплекса «ГазпромЦентр» ведется по графику — как раз в пятницу Лукашенко и Миллер заложили капсулу на месте будущего строительства (район Национальной библиотеки в Минске). Основным зданием комплекса станет 180-метровый остекленный небоскреб.

«Вы даже не сомневайтесь, на вас никто никогда не покажет пальцем за то, что вы начали это строительство примерно на четверть миллиарда долларов, — сказал Лукашенко. — Это огромные вложения, даже для «Газпрома», и в непростые времена».

При этом ранее глава «Газпром трансгаз Беларусь» Владимир Майоров называл сумму в $500 млн.

Белоруссия — второй по объемам (после Украины) транзитер российского газа в Европу. По словам главы Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, в прошлом году через белорусскую территорию было поставлено 45 млрд кубометров газа, что составило порядка 30% от общих транзитных объемов. На Украину пришлось чуть более 40% транзита (по данным «Укртрансгаза», через украинскую территорию в прошлом году было поставлено 62,2 млрд кубометров).

Россия в последнее время неоднократно заявляла, что по истечении транзитного контракта с Украиной (он действует до конца 2019 года) транзит через эту страну прекратится.

Россия считает Украину ненадежным транзитером, и для того, чтобы нивелировать транзитные риски, а также заместить выпадающие транспортные мощности, инициировала сразу два проекта газопроводов — «Турецкий поток» и «Северный поток — 2».

Максимальная мощность первой трубы должна составить 63 млрд кубометров в год, сейчас Россия как раз обсуждает с Турцией, сколько веток газопровода будет проложено. «Турецкий поток» должен быть проложен по дну Черного моря и территории Турции до турецко-греческой границы. Дальше страны Европы должны сами строить необходимую инфраструктуру. «Северный поток — 2» будет проложен параллельно уже действующему «Северному потоку» (через Балтийское море до Германии), его мощность составит 55 млрд кубометров.

Белоруссия уже не в первый раз предлагает России увеличить транзит газа. В последний раз подобное заявление делал в октябре прошлого года первый вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко. Тогда он говорил, что поставки возможно нарастить на 8-9 млрд кубов.

Глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин говорит, что есть возможность увеличить подачу газа в газопровод «Брест-Варшава», но это будет лишь 1-2 млрд кубометров, кроме того, эти объемы могут быть использованы для дальнейших реверсных поставок из Польши на Украину.

«Также можно при помощи лупинга (прокладка параллельных труб) увеличить поставки по газопроводу «Ямал-Европа»(именно по нему российский газ поступает через Белоруссию в ЕС) — газ пойдет через Белоруссию и Польшу в Германию, — рассказывает Корчемкин. — Также часто обсуждаемый вариант — строительство газопровода «Кобрин - Велке Капушаны» из Белоруссии через Польшу в Словакию (в обход Украины)». Для заполнения этой трубы могут быть использованы незагруженные мощности газопровода «Торжок-Минск-Иванцевичи».

Однако, по словам Константина Симонова, увеличить прокачку через белорусскую территорию невозможно, не строя новых труб. «Резервов для наращивания белорусского транзита нет, в прошлом году имеющиеся мощности были использованы максимально», — поясняет эксперт.

Нехватку трубопроводов отмечает и президент Института энергетики и финансов Владимир Фейгин.

«Беларусь пытается оттянуть на себя часть объемов выпадающего украинского транзита, — говорит эксперт Фейгин. — Возможно, подразумевается возрождение проекта «Ямал — Европа — 2».

О строительстве трубы, параллельной действующему газопроводу Ямал — Европа (именно по нему российский газ поступает через Белоруссию в ЕС), говорят уже много лет, ее мощность должна была составить не менее 15 млрд кубометров. Однако проект фактически заблокировала Польша, через которую должен был проходить новый газопровод. Еще в апреле текущего года источники «Газеты.Ru» сообщали, что ведутся российско-белорусские переговоры по поводу реализации второй очереди трубы Ямал — Европа. Тогда стоимость проекта оценивалась $5,5-6 млрд. Из которых $2-2,5 млрд пришлось бы потратить на прокладку труб в Белоруссии.

«Но проект опять придется согласовывать с Польшей, которая, в свою очередь, будет консультироваться по этому вопросу с США», — предупреждает Фейгин. А Евросоюз, как и Штаты, заинтересован в сохранении украинского транзита.

Константин Симонов полагает, что строить новую трубу через Белоруссию для России смысла нет даже не из-за возможного противостояния Европы и Америки.

«Стран-транзитеров должно быть как можно меньше, — говорит глава ФНЭБ. — При этом не следует забывать, что Лукашенко, хоть и союзник Кремля на данном этапе, но не является его вассалом и всегда ведет свою игру».

Член экспертного совета Союза нефтегазопромышленников России Эльдар Касаев указывает, что к предложению Александра Лукашенко увеличить объем транзита российского газа в Европу через территорию Белоруссии приложил руку сам «Газпром». «В четверг после девятидневного планового технического обслуживания был перезапущен «Северный поток», — напомнил Касаев.

«В отличие от предыдущих лет на этот раз «Газпром» принципиально не стал интенсифицировать транзит «голубого топлива» через Украину. Однако была по максимуму загружена магистраль «Ямал-Европа» и сокращена закачка сырья в европейские подземные хранилища», — указывает эксперт. — «Газпром» выносит Украину за скобки и добровольно увеличивает транзит через Белоруссию, а она, в свою очередь, демонстрирует надежность поставок в Европу».

И в этом случае Европа и Украина формально не могут упрекнуть «Газпром». «Поскольку предложение прозвучало из уст Александра Лукашенко, а не его российского коллеги Владимира Путина», — отмечает Касаев.

Газпром и Кремль не единожды и весьма четко заявляли и заявляют о том, что договор о транзите российского газа через территорию Украины, действующий до конца 2019-го года, продлен не будет. Давайте сделаем попытку проанализировать, что это значит: каковы истинные причины, что будет значить этот отказ для России вообще и для Газпрома в частности. При этом, традиционно для нашего сайта, политических вопросов будет минимальное количество.

Общие данные

По результатам 2015 года экспорт российского газа в Западную Европу составил 103,04 млрд кубометров, в Турцию – 27,01 млрд кубометров, в страны Центральной и Восточной Европы – 25,51 млрд кубометров. При этом транзит газа через газо-транспортную систему Украины (далее – ГТСУ) в 2015 и 2016 годах, по оценкам специалистов, остается на уровне 67,1 млрд кубометров. Калькулятор подсказывает: без транзитных возможностей ГТСУ экспорт российского газа в Европу и в Турцию может упасть на 43%. Турция выделена отдельно – политически и географически эта страна, скажем так, «не совсем Европа». Потенциальные потери весьма высоки, поэтому нужно хорошо понимать, какими способами Россия может избежать столь резкого сокращения доходной части бюджета.

Что является причиной жесткого отказа России продлевать транзитный контракт с Украиной, если не касаться сложных политических взаимоотношений с новым киевским руководством?

Летом 2012 года немецкая компания Ferrstaal оценивала глубокую модернизацию ГТСУ, включая подземные газовые хранилища, в 5,3 млрд долларов. Срок эксплуатации 85% оборудования ГТСУ на тот момент составлял 20 лет и более. Правительство Азарова вело переговоры о выделении кредита с МВФ, ЕБРР, велись переговоры о создании консорциума в составе Украина – ЕС – Россия, но до февраля 2014 года этот вопрос так и не был решен. За прошедшие 4 года амортизация ГТС Украины стала еще выше, сроки, в которые необходимо проводить модернизацию, значительно сократились – следовательно, увеличился и объем необходимых инвестиций. Таким образом, даже при полной смене нынешней политической системы Украины на 100%-но пророссийскую, с чисто технической точки зрения продолжение транзита российского газа в Европу через ГТСУ крайне рискованно. Поэтому активные попытки России реализовать проекты «Турецкий поток» и «Северный поток-2» совершенно обоснованы не только и не столько политическими соображениями, сколько проблемами сугубо техническими и финансовыми.

Прокладка газопровода, Фото: opal-gastransport.de

Мало того: недавнее разрешение увеличить загрузку газопровода OPAL (а это наземное продолжение Северного Потока) до 90% его мощности, данное Еврокомиссией летом этого года, наглядно показывает, что и ЕС, сохраняя антироссийскую риторику, понимает отсутствие перспективы сохранения ГТСУ в качестве системы обеспечения поставок российского газа в Европу. Полное отсутствие интереса к модернизации ГТСУ со стороны европейских государств также связано отнюдь не с какими-то «политическими маневрами». В 2005 году Deutche Bank предоставил Украине целевой кредит на модернизацию ГТСУ в размере 500 миллионов евро с возможной пролонгацией до 1 миллиарда. Но эта сумма исчезла в неизвестном направлении с такой скоростью, что Германия свернула этот проект, и больше к нему возвращаться не намерена.

Подводя итоги: ГТСУ как средство обеспечения транзита российского газа в Европу не интересна ни России, ни Европе. Слова Алексея Миллера о том, что ГТСУ ждет судьба музейного экспоната – не шутка, не полемическое передергивание, а просто констатация факта.

Чтобы понять, будет ли отключение транзита через ГТСУ ударом по Газпрому и бюджету РФ, снова вернемся к цифрам, но теперь учтем мощности планируемых новых газопроводов. Объемы транзита российского газа через ГТС Украины в 2015 и в 2016 – 67,1 млрд кубометров. Общая мощность «Северного потока» составляет 55 млрд кубометров в год, в 2015 он был задействован на 66% – следовательно, решение Еврокомиссии (ЕК) об увеличении поставок увеличило экспорт газа из России по этому маршруту на 18 млрд кубометров. Планируемая мощность «Северного потока-2» – 55 млрд кубометров. Следовательно, реализация только этого проекта в совокупности с летним решением ЕК по OPAL практически полностью замещают России транзит газа через ГТС Украины.

Газопроводы “Северный поток” и “Северный поток – 2”, Фото: 112.ua

Реализация проекта «Турецкий поток», таким образом, позволит России обеспечить продажи дополнительных объемов газа на европейском рынке. Это очень важный момент, поскольку, по оценкам западных экспертов, к 2025 году потребности Европы в импорте природного газа увеличатся на 25%, что в абсолютных величинах составит от 70 до 80 млрд кубометров в год. Евросоюз с его Третьим энергопакетом и антироссийской риторикой будет продолжать попытки диверсификации поставок, Россия будет пытаться удержать и увеличить свой сегмент рынка сбыта в Европе, одновременно развивая все газовые проекты с Китаем и строя заводы по сжижению газа. Если Европа борется за диверсификацию поставок, Россия просто вынуждена отвечать зеркально – стараться диверсифицировать свой сбыт. Приятно видеть, что диверсификация идет не только при помощи труб – в последнее время поступает все больше информации о том, что в России открываются новые и новые нефте- и газохимические производства, увеличивается экспорт не только сырья, но и продуктов его глубокой переработки. Впрочем, это интересная, но совершенно другая тема. А пока давайте детальнее рассмотрим, каким образом связаны страны Европы с ГТСУ.

Газопроводы “Турецкий поток” и “Голубой поток”, Фото: gazpromexport.ru

В городе Ужгороде сходятся сразу четыре магистральных газопровода: Оренбург – Ужгород (мощность – 26 млрд кубометров в год), Уренгой – Ужгород (мощность – 28 млрд кубометров в год), Ямбург – Ужгород (мощность – 26 млрд кубометров в год), Долина – Ужгород (мощность – 17 млрд кубометров в год). И все эти газопроводы используются в настоящее время для поставок газа в 8 стран: в Германию, в Словакию, в Чехию, в Австрию, во Францию, в Швейцарию, в Словению, в Италию.

Две нитки газопровода Комарно – Дроздовичи мощностью 5 млрд кубов в год – «чисто польские». Еще 2 нитки убегают все из того же Ужгорода по магистральному газопроводу Ужгород – Берегово, 13 млрд кубометров его мощности предназначены для обеспечения газом Венгрии, Сербии, Боснии и Герцоговины. 2 млрд кубометров газопровода Хуст – Стау-Маре – это Румыния. Еще 26 млрд кубометров газа в год проходят по трем ниткам газопровода Ананьев – Тирасполь – Измаил, Шебелинка – Измаил и уходят в Румынию, Болгарию, Грецию, Турцию и в Македонию.

Газотранспортная система в Европу через Украину и Белоруссию, Фото: albertaoilmagazine.com

Итак, на день сегодняшний от транзита через ГТСУ в зависимости находятся все перечисленные 18 стран. В зеркальной зависимости находится и Газпром: прекращая транзит через ГТСУ он рискует «вылететь» с рынка всех 18 европейских стран – полностью или частично. Частично – поскольку часть газа для Польши и Германии поступает через Белоруссию по магистралям Торжок – Кондратки – Франкфурт-на-Одере (мощность – 33 млрд кубов в год) и Кобрин – Брест (5 млрд кубометров в год исключительно для Польши), Турция получает 16 млрд кубометров российского газа по Голубому потоку. Никоим образом проблемы транзита через ГТСУ не касаются Нидерландов и Великобритании – туда он идет с Ямала через Торжок, Финляндия получает газ по «собственной» трубе из Санкт-Петербурга.

Теперь картина маслом куда более очевидна: «выключая» ГТСУ, Газпром обязан продумать, каким образом продолжить поставки в 18 стран. Давайте еще раз их перечислим и коротко посмотрим, каковы перспективы поставок газа из России после отключения ГТСУ. Нет смысла упоминать Турцию и Германию – тут все очевидно. Остаются 1) Австрия; 2) Италия; 3) Словения; 4) Хорватия, 5) Франция; 6) Венгрия; 7) Словакия; 8) Чехия; 9) Сербия; 10) Босния и Герцеговина; 11) Румыния; 12) Болгария; 13) Греция; 14) Польша, 15) Македония; 16) Швейцария.

Австрия

Говорим «Австрия и газ» – подразумеваем акционерное общество ОМФ АГ (далее – ОМФ), поскольку именно это предприятие было первой европейской фирмой, подписавшей с СССР первый долгосрочный контракт на поставку газа в далеком 1968 году. И ОМФ аккуратно соблюдает традиции сотрудничества: в сентябре 2015 оно стало одним из акционеров Северного Потока-2. Причина, кроме традиционного дружелюбия – разумеется, деньги. Сама Австрия нашего газа импортирует не так уж и много: в 2015 это было 4,4 млрд кубов. Зато транзитом через Австрию проходит не много ни мало, а 30 млрд кубов. Следовательно, если Австрия подключается к СП-2, то из вышеприведенного списка можно спокойно исключать сразу несколько стран.

Газотранспортная система Европы, Фото: innovaes.com

Трансавстрийский газопровод обеспечит газом Италию, Юго-Восточный газопровод – Словению и Хорватию, ВАГ (газопровод Австрия – Германия) – Францию, ХАГ (газопровод Австрия – Венгрия) – Венгрию. Из 16 стран «вычеркиваем» сразу 6. Почему такая уверенность, что австрийцы не передумают? Да потому, что есть на их территории подземное газовое хранилище «Хайдах». После того, как эксплуатирующие его компании в 2015 году договорились об увеличении его емкости на 150 млн кубометров, «Хайдах» будет иметь объем 2.98 млрд кубов с мощностью «на выдачу» 1,55 млн кубометров/сутки. Не простаивать же таким замечтаельным мощностям-то!.. Ну, и из ехидства приведем список компаний, которые это богатство эксплуатируют. Это австрийская компания РАГ, ООО «ГЭ» и немецкая фирма «ВИНГАЗ». «ВИНГАЗ» – компания именно немецкая, вот только все 100% акций принадлежат … Газпрому. В игре еще австрийская компания, забирающая газ из «Хайдаха» и поставляющая его конечным потребителям по внутренней газотранспортной системе Австрии – «ГазпромАвстрия» называется.

В общем, с Австрией у Газпрома все в полном порядке, а наш список сократился до 10 позиций. 1) Словакия; 2) Чехия; 3) Швейцария; 4) Греция; 5) Босния и Герцеговина; 6) Румыния; 7) Болгария; 8) Сербия; 9) Польша; 10) Македония.

Словакия

Со Словакией сложностей тоже нет: с 1 января 2013 объемы, ранее шедшие из Ужгорода, поставляются по Северному потоку. В Чехии летом этого года введено в эксплуатацию подземное газовое хранилище «Дамборжице» емкостью 456 млн кубометров – чтобы обеспечить бесперебойное снабжение по Северному Потоку и газопроводу OPAL. В Швейцарию газ поступает через Францию, а французская «Энжи» в сентябре 2015 подписала ключевое соглашение по СП-2, так что и тут никаких вопросов. Греция тоже держит нос по ветру: 24 февраля 2016 государственная газовая корпорация Греции «ДЕПА», итальянская «Эдисон С.п.А» и Газпром подписали меморандум с длиннющим названием. Название – длинное, зато его одного вполне достаточно, чтобы понять, о чем речь, так что предлагаем потерпеть. «Меморандум о взаимопонимании в отношении поставок природного газа из России по дну Черного моря через третьи страны в Грецию и через Грецию в Италию» . Греки ждут Турецкий поток, так что тут перспективы зависят только от того, как сложатся отношения с Эрдоганом.

Остаются 6 действительно проблемных стран: Румыния, Македония, Босния и Герцеговина, Болгария, Польша и Сербия. Присмотримся внимательнее. За 2015 год наши поставки газа в Румынию – 0,18 млрд кубометров; в Македонию – 0,062 млрд кубометров; в Боснию и Герцеговину – 0,2 млрд кубометров. Обидно, досадно, но не так, чтобы сильно заметно, не так ли? Трансбалканский магистральный газопровод в Румынию идет через территорию Украины и никаких вариантов сохранить его просто нет.

Болгария

Если говорим о поставках российского газа, то говорить цензурно о Болгарии не очень просто. Но постараемся и в этом случае обойтись без эмоций. Из 3,2 млрд кубометров газа, использованных Болгарией в 2015 году, поставки Газпрома составили 3,11 млрд кубов. После великолепного, стратегически невероятного для Болгарии выгодного отказа от Южного потока у этой страны просто замечательные перспективы – выкопать и сдать в металлолом магистральный газопровод, идущий через ГТСУ. Если удастся реализовать планы по организации газового хаба на границе Турции и Греции как логическом завершении Турецкого потока, у болгар появляются призрачные, но варианты:

  1. Найти денег в болгарском бюджете, за свой счет протащить магистраль через Грецию к себе.
  2. Уговорить Грецию – страну, как известно, просто купающуюся в роскоши, построить магистраль в долг.
  3. Суметь заставить вспомнить Брюссель, что на карте Европы есть такой гигант, как Болгария, и выпросить денег из бюджета Евросоюза.
  4. Каким-то образом убедить Россию, что ей, Болгарии, можно поверить, да еще и в долг.

Последний четвертый вариант «Г» не такой красивый, как все три предыдущие «АБВ», но надежда действителльно имеется. Есть у Газпрома и такое дочернее предприятие, как «Овергаз Инк.», в сферу деятельности которого, среди прочего, входит строительство и эксплуатация газопроводов и газораспределительных сетей на территории Болгарии с правом поставок газа конечным потребителям. Вот только в том случае, если Газпром решит не оставлять без работы и без прибыли «Овергаз Инк.» – у болгар будет надежда получать газ и после 2019 года. С учетом итогов последних президентских выборов есть надежда, что и сами болгары устали от выкрутасов своих многочисленных правительств – будем надеяться, что они хоть немного образумились и понимают, в какой ситуации оказались после закрытия проекта Южный Поток.

Польша

Объем поставок российского газа за 2015 год – 8,9 млрд кубометров, из них около 80% пришло через ГТСУ. Маневры братьев-поляков, конечно, вызывают даже не раздражение, а откровенные улыбки. Летом этого года они решили, что могут организовать поставки газа по несуществующему трубопроводу из Норвегии – это реанимация проекта, который Польша уже озвучивала в 2001 году. При нынешних ценах на газ можно, конечно, ждать появления некоего безумного инвестора, который решит, что 30-40 лет можно и подождать, пока проект окупится. А еще можно покупать сжиженный газ у Катара – получается всего-то на 70% дороже, чем у Газпрома. А можно зафиксировать простой факт: если Германия перейдет на обеспечение себя газом по Северному Потоку 1 и 2, то освобождаются ВСЕ мощности нашего магистрального трубопровода Торжок – Кондратки – Франкфурт-на-Одере. А пропускная способность этого газопровода, напомним – 33 млрд кубометров в год. Хватит не только самой Польше, но и на организацию транзита – если, конечно, заниматься поиском потенциальных покупателей, а не по Катару народ веселить. Но, безусловно, дело вкуса, поляки имеют полное право поиграть в веселую украинскую игру «Мы не станем покупать газ у России», чтобы народ не скучал. Газ на границе Белоруссия – Польша будут спокойно выкупать Германия или Австрия, вот у них и можно будет приобретать газ, который после операции купля-продажа, вне всякого сомнения, перестанет быть «злодейски агрессинвым», превратясь в «благородно-европейский». В общем, по поводу польских затейников не переживает ни Газпром, ни президент России, в одном из летних своих интервью высказавшися по этому поводу:

«После 2022 года (момент окончания долгосрочного договора с Польшей) Газпром может предложить эти объемы любому другому партнеру в Европе. Это могут быть немецкие, австрийские, итальянские и французские компании».

Сербия

Наш главный, единственный верный союзник на Балканах, отказавшийся от участия в антироссийских санкциях, несмотря на тотальное давление Брюсселя и Вашингтона. Страна, уставшая от сложностей транзита через ГТСУ. Сербия потребляет в год 2,5 млрд кубометров газа – 500 млн кубов собственного и все 2 млрд остального – только российского.

«На небе – бог, а на земле – Россия»

Да, в марте 2013 глава Газпрома Миллер зафиксировал в договоре с «Сербиягазом» скидку в 13% по сравнению со средней. Но – 100% нашего газа идет в Сербию по Трансбалканскому газопроводу, куда он поступает через ГТСУ. И вот конкретно для Сербии конец 2019 года – это и есть тот срок, после которого энергетическое обеспечение Сербии должно осуществляться каким-то альтернативным путем.

До декабря 2014 года, когда прозвучал отказ России от реализации проекта Южный Поток по причине неадекватного поведения руководства Болгарии, Сербия была настроена весьма оптимистично, и имела на то все основания. По этому проекту газопровод, который должен был начаться в месте выхода магистрали на берег Болгарии, проходил по самой Болгарии, входил на территорию Сербии и уходил дальше по всем балканским странам, выполняя функции Транбалканской газовой магистрали.

Трансбалканская газовая магистраль, Фото: nalin.ru

И все это счастье, на котором Сербия зарабатывала бы не менее 200 млн долларов в год, строить собирался Газпром, не привлекая денег самой Сербии. Отметим, что Россия и Газпром при этом отнюдь не собирались обижать самих себя: под разговоры о Южном Потоке ГазпромНефть получил контрольный пакет предприятия НиС – владельца единственного в стране НПЗ, заплатив за обе производственные площадки около 400 млн евро при рыночной цене не менее 1 млрд. Именно НиС должна была заняться строительством транзитной газовой инфраструктуры – вот причина столь низкой стоимости. Нет Южного Потока, нет уже и никаких разговоров о транзите газа, но НПЗ как был, так и остается собственностью российской компании. На это очень любят указывать всевозможные сторонники европейской интеграции Сербии: дескать, как можно иметь дело с Россией, которая «предательски» ведет себя по отношению к единственному союзнику на Балканах?! Вот только при этом со счетов сбрасываются «малозначительные» факты: ГазПромнефть инвестировала в развитие НиС более 700 млн евро, НиС стал крупнейшим налогоплательщиком Сербии (11% поступлений бюджета), НиС уверенно осваивает рынки Македонии, Хорватии, Словении. В 2011 году за счет российского кредита введено в строй подземное газовое хранилище «Банатский двор» с мощностью 450 млн кубометров с возможностью дальнейшего расширения, НПЗ перешел на производство топлива стандарта «Евро-5», и это далеко не полный список. Говорить о некоем «предательстве» можно только с огромными натяжками, апеллируя к эмоциям, не более того.

Но эти эмоции понять как раз можно – предстоящее закрытие Трансбалканского газопровода при сворачивании проекта Южного потока действительно ставят Сербию в крайне невыгодное положение. Не удивительно, что в 2015 году руководство Сербии внезапно проявило достаточно выраженный интерес к европейскому проекту газопровода TANAP, по которому газ с месторождений Азербайджана и Туркмении должен поступать в Европу. Однако этому проекту достаточно много лет, чтобы всем было очевидно – он не реален. Причин множество: недостаточный объем газа на месторождениях, которые могут быть подключены к планируемой магистрали; система договоров стран Каспийского региона (на прокладку этого трубопровода по морскому дну необходимо согласие всех стран, в том числе Казахстана, России и Ирана); нерешенный вопрос возможного финансирования и так далее.

Посмотрим на проекты Северного Потока-2 и Турецкого Потока с точки зрения интересов Сербии. Назвать «Турецкий поток» надежным для Сербии на все 100% нельзя, поскольку и в этом случае есть факторы риска. В настоящее время подписано межправительственное соглашение между Россией и Турцией только о двух ветках «Турецкого потока», по которым будет поступать газ, необходимый самой Турции, проект создания газового хаба на границе с Грецией находится на стадии согласования. В том случае, если согласование будет успешным, для Сербии возникнет вопрос строительства газопровода через территорию Греции. Собственных финансовых ресурсов на такой трубопровод нет ни у Греции, ни у Сербии – следовательно, придется вести речь о кредитовании из внешних источников. При этом необходимо иметь в виду, что Греция входит в состав ЕС, на территории которого действует Третий энергетический проект, из-за которого прямое участие в таком проекте Газпрома крайне затруднительно. Греция – это не Италия, которая способна справиться с диктовкой Брюсселем антироссийских требований. Мало того: у Сербии нет границы с Грецией, газопровод придется тянуть еще и через Болгарию, чья работа с Газпромом и Росатомом убедительно доказывает ее полную деловую несостоятельность. Одним словом, надежды имеются, но обоснования под ними – достаточно зыбкие.

Намного более обоснованным будут выглядеть попытки Сербии подключиться к проекту Северный Поток-2. Трубопровод ХАГ уже связывает Венгрию с Австрией, которая намерена на все 100% использовать мощности своего подземного газового хранилища «Хайдах». Не самые плохие отношения у венгров и с Россией – премьер-министра Виктора Орбана в самой Венгрии частенько называют «наш маленький Путин» и есть все основания полагать, что Орбан не упустит возможность заработать деньги пусть на небольшом, но стабильном транзите. Трубопровод ХАГ – собственность австрийских компаний, потому все требования пресловутого Третьего энергопакета будут соблюдены. Такой проект выгоден и Газпрому – только в этом случае все инвестиции в газовую промышленность Сербии будут окупаться сполна.

«Геоэнергетика» редко занимается построением прогнозов, но в данном случае мы рискнем сделать ставку на расширение сотрудничества в газовой сфере между Россией, Австрией, Венгрией и Сербией. В противном случае Газпрому для обеспечения своих интересов в Сербии придется зависеть от позиции Греции и Болгарии, которые слишком легко поддаются влиянию как Брюсселя, так и Вашингтона. Остается надеяться, что Газпрому удастся решить все эти проблемы, защитив не только свои интересы, но и интересы Сербии.

Вконтакте

Для внутреннего потребления. В 2009 г. Белоруссия сократила импорт газа для внутреннего потребления на 16,4% по сравнению с 2008 г. - до 17,6 млрд кубометров. В 2010 г. балансовые поставки газа в Белоруссию должны составить 21,5 млрд кубометров.

Поставки и транзит российского газа в Белоруссию осуществляется через магистральный газопровод "Ямал-Европа" (принадлежит ОАО "Газпром") и через газотранспортную систему ОАО "Белтрансгаз" (50 % акций принадлежит "Газпрому").

Транзит газа через Белоруссию составляет в среднем 50 млрд кубометров в год, в том числе по белорусскому участку газопровода "Ямал-Европа" - 33 млрд кубометров в год.

Транснациональный газопровод "Ямал-Европа "

Проходит по территории четырех стран - России, Белоруссии, Польши, Германии. Общая протяженность газопровода составляет более 2 тысяч км. Здесь действуют 14 компрессорных станций, из которых на территории России находятся три, в Белоруссии и Польше - по пять, в Германии - одна.

Основные потребители - котельные, которые сейчас работают в режиме обеспечения горячего водоснабжения, а также ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2. Львиная доля приходится на ТЭЦ-2, которая спроектирована на базе современной парогазовой технологии со сбросом отработанных газов газовых турбин в котлы-утилизаторы и представляет собой теплоэлектроцентраль, обеспечивающую комбинированную выработку электрической и тепловой энергии. Для работы энергоблоков требуется природный газ (для первого - 600 млн кубометров, для второго - 750). В случае проблем с газом, в качестве резервного топлива может использоваться дизельное.

Крупные потребители газа среди городов - Калининград (там проживает почти половина населения области - около 470 тысяч человек), Советск (второй по величине город региона) и курортный Светлогорск.

В феврале 2004 г. в связи с прекращением транзита российского газа по территории Белоруссии "Газпрому" пришлось задействовать резервные мощности для обеспечения газом потребителей Калининградской области и Литвы. Тогда были начаты поставки газа с территории Латвии в Литву по газопроводу "Рига-Паневежис".

В рамках программы газификации регионов России также строится магистральный газопровод Минск - Вильнюс - Каунас - Калининград.

Завершение в 2009 г. строительства второй нитки газопровода Минск - Вильнюс - Каунас - Калининград, как заявлялось, уже в 2010 г. позволит увеличить поставки газа в регион до 2,5 млрд кубометров. Протяженность газопровода составляет почти 140 км, заказчик - ОАО "Газпром инвест Запад". К строительству привлечены четыре подрядные организации из Ленинградской и Новгородской областей, города Нефтекамска.

Газопровод проходит в одном технологическом коридоре с действующим газопроводом Минск - Вильнюс - Каунас - Калининград диаметром 500 мм, введенным в эксплуатацию в1985 году. Протяженность газопровода диаметром 700 мм - 10,25 км, диаметром 500 мм - 128,95 км, давление - 5,4 МПа.