Анализ процесса восприятия. Особенности восприятия. Понятие восприятия, функции восприятия

Особым видом восприятия является наблюдение. Это преднамеренное, планомерное восприятие, предпринимаемое с какой-либо определённой целью. Наблюдение - это изучение, исследование объекта, осуществляемое в процессе восприятия.
Уменье наблюдать имеет огромную ценность в самых различных областях деятельности. Достаточно напомнить, с одной стороны, роль наблюдения для художника, с другой - место, которое занимает наблюдение в научном исследовании. Уменье это даётся не сразу, оно воспитывается. Для приобретения его очень полезно знать, от чего зависит качество наблюдения, какими условиями оно определяется. С важнейшими из этих условий мы сейчас познакомимся.
Хорошее наблюдение предполагает прежде всего ясную постановку задачи. Нельзя наблюдать «вообще», не имея перед собой никакой определённой задачи. Предложите кому-нибудь стать на людном перекрёстке улиц и наблюдать. Разумный человек обязательно спросит вас, что же именно он должен наблюдать и для какой цели. Иначе говоря: какова задача его наблюдения? Задача, стоящая перед наблюдателем, организует его внимание, указывает, на что именно оно должно быть направлено. Хорошим наблюдателем мы назовём того, кто умеет подчинять своё восприятие стоящей перед ним задаче.
Наблюдение должно быть возможно более полным и детальным. Но полнота наблюдения не характеризуется просто количеством собранных сведений. Наблюдение, производимое артиллерийским наблюдателем в боевой обстановке, не станет полнее от того, что он заметит, какие растения имеются на лугу, и откроет птичьи гнёзда на соседнем дереве. Полнота наблюдения предполагает уменье подмечать всё существенное с точки зрения стоящей задачи. В этом же смысле надо понимать и требование детальности наблюдения. Хороший наблюдатель умеет заметить мельчайшие детали, ускользающие от внимания другого человека, но не какие-нибудь вообще детали, а именно те, которые существенны с точки зрения цели и задачи наблюдения.
Успех наблюдения в сильной мере зависит от предварительных знаний о наблюдаемом объекте. Поэтому-то наилучшими наблюдателями являются хорошие специалисты в данном предмете. Наблюдение агронома за молодыми всходами будет тем эффективнее, чем больше он знает о посеянном сорте семян, о характере почвы, о тех агротехнических приёмах, которые могут быть использованы. Чтобы успешно вести наблюдение, надо хорошо к нему подготовиться. Знания не только дают человеку возможность глубже и содержательнее мыслить; они дают ему также возможность глубже и содержательнее воспринимать вещи. Кто много знает, тот умеет и многое видеть в вещах. Знающий ботаник откроет немало важного и интересного в малозаметной травинке, в которой неосведомлённый человек не увидит ничего, достойного внимания.
Наблюдение должно быть систематическим и планомерным. Если попросить школьника лет восьми-девяти перечислить предметы, которые имеются в комнате, он немедленно начнёт называть то, что первым попадается ему на глаза, выхватывая то из одного, то из другого угла комнаты. Это пример бессистемного и непланомерного наблюдения. Очевидно, что таким путём никогда нельзя составить исчерпывающего перечня. Взрослый, получив такое же предложение, поступает в большинстве случаев иначе. Он намечает некоторый план, систему или порядок наблюдения: «начну от двери и сначала буду называть то, что стоит вдоль стен», или: «сначала перечислю все крупные вещи - столы, шкафы, диваны, потом то, что стоит на них, затем то, что висит на стенах». При более сложных и содержательных задачах и план наблюдения будет соответственно более сложным. Опытные наблюдатели обыкновенно имеют привычную, выработанную длительным опытом систему наблюдения, составляющую существенную часть их индивидуального мастерства.
Характерным признаком наблюдения является связь восприятия с активной работой мышления. Недаром наблюдение называют иногда «мыслящим восприятием» или «думающим восприятием».
Мыслительная деятельность в процессе наблюдения ярче всего проявляется в сравнении наблюдаемых вещей. Сравнивая данный объект с другим, можно легче уловить его сущность, понять, к какой категории вещей он относится и в чём его своеобразие.
Большое значение для наблюдения имеет словесная формулировка результатов наблюдения. Процесс целенаправленного наблюдения не может дать плодотворных результатов, если мы ограничимся простым созерцанием объекта. Определённую сторону, черту предмета человек часто может выделить лишь тогда, когда назовёт её, обозначит её словом.
Если человек знает, что по окончании наблюдения он должен дать отчёт обо всём, что он видел и слышал, полнота и точность наблюдения значительно увеличиваются. Это объясняется тем, что, готовясь к предстоящему отчёту, мы уже в самом процессе наблюдения стремимся закрепить словами содержание восприятия: подыскать точное название предметам, которые мы замечаем, описать их отличительные особенности и т. д. А это заставляет нас до конца осмысливать воспринимаемые факты, сосредоточивать внимание на всём существенном, добиваться ясности и точности наблюдения. С этой стороны очень полезна имеющаяся у некоторых людей привычка во время путешествия, при посещении музеев, выставок, спектаклей, при случайном столкновении с интересными событиями мысленно готовить рассказ друзьям, товарищам или родным о том, что пришлось увидеть и услышать.
Чтобы стать хорошим наблюдателем, недостаточно овладеть искусством полного и точного восприятия; надо ещё приобрести искусство закреплять результаты восприятия, в той или другой форме давать отчёт о них.
Наблюдение отличается от простого восприятия тем, что здесь ведущую роль играет работа второй сигнальной системы. Весь процесс наблюдения основан на тесном взаимодействии первой и второй сигнальных систем.

Популярные статьи сайта из раздела «Медицина и здоровье»

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

Когда снятся вещие сны?

Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
.

Особым видом восприятия является наблюдение. Это преднамеренное, планомерное восприятие, предпринимаемое с какой-либо определённой целью. Наблюдение - это изучение, исследование объекта, осуществляемое в процессе восприятия.

Уменье наблюдать имеет огромную ценность в самых различных областях деятельности. Достаточно напомнить, с одной стороны, роль наблюдения для художника, с другой - место, которое занимает наблюдение в научном исследовании. Уменье это даётся не сразу, оно воспитывается. Для приобретения его очень полезно знать, от чего зависит качество наблюдения, какими условиями оно определяется. С важнейшими из этих условий мы сейчас познакомимся.

Хорошее наблюдение предполагает прежде всего ясную постановку задачи. Нельзя наблюдать «вообще», не имея перед собой никакой определённой задачи. Предложите кому-нибудь стать на людном перекрёстке улиц и наблюдать. Разумный человек обязательно спросит вас, что же именно он должен наблюдать и для какой цели. Иначе говоря: какова задача его наблюдения? Задача, стоящая перед наблюдателем, организует его внимание, указывает, на что именно оно должно быть направлено. Хорошим наблюдателем мы назовём того, кто умеет подчинять своё восприятие стоящей перед ним задаче.

Наблюдение должно быть возможно более полным и детальным. Но полнота наблюдения не характеризуется просто количеством собранных сведений. Наблюдение, производимое артиллерийским наблюдателем в боевой обстановке, не станет полнее от того, что он заметит, какие растения имеются на лугу, и откроет птичьи гнёзда на соседнем дереве. Полнота наблюдения предполагает уменье подмечать всё существенное с точки зрения стоящей задачи. В этом же смысле надо понимать и требование детальности наблюдения. Хороший наблюдатель умеет заметить мельчайшие детали, ускользающие от внимания другого человека, но не какие-нибудь вообще детали, а именно те, которые существенны с точки зрения цели и задачи наблюдения.

Успех наблюдения в сильной мере зависит от предварительных знаний о наблюдаемом объекте. Поэтому-то наилучшими наблюдателями являются хорошие специалисты в данном предмете. Наблюдение агронома за молодыми всходами будет тем эффективнее, чем больше он знает о посеянном сорте семян, о характере почвы, о тех агротехнических приёмах, которые могут быть использованы. Чтобы успешно вести наблюдение, надо хорошо к нему подготовиться. Знания не только дают человеку возможность глубже и содержательнее мыслить; они дают ему также возможность глубже и содержательнее воспринимать вещи. Кто много знает, тот умеет и многое видеть в вещах. Знающий ботаник откроет немало важного и интересного в малозаметной травинке, в которой неосведомлённый человек не увидит ничего, достойного внимания.


Наблюдение должно быть систематическим и планомерным. Если попросить школьника лет восьми-девяти перечислить предметы, которые имеются в комнате, он немедленно начнёт называть то, что первым попадается ему на глаза, выхватывая то из одного, то из другого угла комнаты. Это пример бессистемного и непланомерного наблюдения. Очевидно, что таким путём никогда нельзя составить исчерпывающего перечня. Взрослый, получив такое же предложение, поступает в большинстве случаев иначе. Он намечает некоторый план, систему или порядок наблюдения: «начну от двери и сначала буду называть то, что стоит вдоль стен», или: «сначала перечислю все крупные вещи - столы, шкафы, диваны, потом то, что стоит на них, затем то, что висит на стенах». При более сложных и содержательных задачах и план наблюдения будет соответственно более сложным. Опытные наблюдатели обыкновенно имеют привычную, выработанную длительным опытом систему наблюдения, составляющую существенную часть их индивидуального мастерства.

Характерным признаком наблюдения является связь восприятия с активной работой мышления. Недаром наблюдение называют иногда «мыслящим восприятием» или «думающим восприятием».

Мыслительная деятельность в процессе наблюдения ярче всего проявляется в сравнении наблюдаемых вещей. Сравнивая данный объект с другим, можно легче уловить его сущность, понять, к какой категории вещей он относится и в чём его своеобразие.

Большое значение для наблюдения имеет словесная формулировка результатов наблюдения. Процесс целенаправленного наблюдения не может дать плодотворных результатов, если мы ограничимся простым созерцанием объекта. Определённую сторону, черту предмета человек часто может выделить лишь тогда, когда назовёт её, обозначит её словом.

Если человек знает, что по окончании наблюдения он должен дать отчёт обо всём, что он видел и слышал, полнота и точность наблюдения значительно увеличиваются. Это объясняется тем, что, готовясь к предстоящему отчёту, мы уже в самом процессе наблюдения стремимся закрепить словами содержание восприятия: подыскать точное название предметам, которые мы замечаем, описать их отличительные особенности и т. д. А это заставляет нас до конца осмысливать воспринимаемые факты, сосредоточивать внимание на всём существенном, добиваться ясности и точности наблюдения. С этой стороны очень полезна имеющаяся у некоторых людей привычка во время путешествия, при посещении музеев, выставок, спектаклей, при случайном столкновении с интересными событиями мысленно готовить рассказ друзьям, товарищам или родным о том, что пришлось увидеть и услышать.

Чтобы стать хорошим наблюдателем, недостаточно овладеть искусством полного и точного восприятия; надо ещё приобрести искусство закреплять результаты восприятия, в той или другой форме давать отчёт о них.

Наблюдение отличается от простого восприятия тем, что здесь ведущую роль играет работа второй сигнальной системы. Весь процесс наблюдения основан на тесном взаимодействии первой и второй сигнальных систем.

Наблюдение и наблюдательность. Индивидуальные различия восприятия.

Классификация базовых видов восприятия

Виды восприятия. Восприятие различается по видам исходя из преобладаю­щей роли того или иного анализатора в отражательной деятельнос­ти.

Можно говорить о зрительном восприятии (рассматривание карти­ны, скульптуры, выставки), о слуховом восприятии (слушание расс­каза, вокального или инструментального концерта), об осязатель­ном восприятии (отражение предмета͵ его базовых частей путем ощупывания).

Любое восприятие определœено деятельностью перцептивной систе­мы, т. е. не одного, а нескольких анализаторов. Значение их мо­жет быть неравнозначно: какой-то из анализаторов является веду­щим, другие дополняют восприятие предмета или явления.

Наблюдаются проявления сложных видов восприятия, в случае если одина­ково интенсивно мобилизуются несколько различных анализаторов. Так, во время телœевизионного урока или демонстрации учебных кинофильмов у школьников возникает зрительно-слуховое восприятие.

При выполнении упражнений на уроках физкультуры часто возникают сложные двигательно-зрительные восприятия. Разучивание музыкаль­ных этюдов предполагает формирование слухо-двигательных восприя­тии. В сложных видах восприятия важнейшая роль принадлежит мотори­ке. Восприятие различается по видам также и исходя из восп­ринимаемого объекта. Говорят о восприятии пространства, времени, движений, предмета͵ речи, музыки, восприятии человека челове­ком.

Физиологические основы восприятия. Физиологической основой восприятия является комплексная дея­тельность системы анализаторов. Первичный анализ, который совер­шается в рецепторах, дополняется сложной аналитико-синтетическои деятельностью мозговых звеньев анализаторов.

В восприятии отражаются предметы окружающего мира в сово­купности различных свойств и частей. Взаимодействие системы ана­лизаторов может возникнуть вследствие воздействия комплекса раздражителœей различных анализаторов: зрительных, слуховых, мо­торных, осязательных.

Восприятие любого нового предмета совершается на базе имеющихся у человека опыта͵ знаний. Важную функцию в процессе восприятия человека выполняет вторая сигнальная система. Она же определяет содержание челове­ческого восприятия. Благодаря речевому мышлению восприятие чело­века отличается от восприятия животных. Мышление включается в акт восприятия, речью обозначается предмет восприятия. Вторая сигнальная система делает воспринимаемый предмет словесным сиг­налом, определяет понимание первосигнальных раздражителœей, при­дает восприятию человека произвольный характер, связывает восп­риятие с активностью личности.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, физиологической основой восприятия являет­ся условнорефлекторная деятельность, предопределяющая целостность и предметность отражаемых явлений. Вторая сигнальная система способствует осознанности и осмысленности отражаемых предметов, и регулирует процесс формирования образов человеческого восприя­тия.

Восприятие объёмности и удаленности предметов. При восприятии объёмности или глубины предметов основную роль играет бинокулярное зрение (зрительное восприятие двумя глаза­ми).

Монокулярное зрение (смотрение одним глазом) определяет пра­вильную оценку расстояния в очень ограниченных пределах. Эту функцию только в полной мере можно реализовать при би­нокулярном зрении.

При удаленности предметов большое значение в восприятии пространства имеет взаиморасположение светотеней, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ зави­сит от расположения предметов.

В восприятии пространства, в частности в оценке расстояния, играют роль обонятельные и слуховые ощущения. По возникшему за­паху можно, к примеру, определить, что где-то недалеко находится столовая, по звуку шагов – распознать, далеко ли от вас идет че­ловек.

Иллюзии восприятия пространственных свойств предмета. Иногда восприятие предметов бывает ошибочным. Ошибки (иллю­зии) обнаруживаются в деятельности различных анализаторов. В большей мере известны зрительные иллюзии. Так, в белом платье женщина кажется полнее, чем в темной одежде. Ткань в горизон­тальную полоску полнит фигуру, а в вертикальную удлиняет. Зер­кальная стена расширяет помещение, создает иллюзию простора.

Иллюзии имеют самые различные причины: выработанные жизненной практикой приемы зрительного восприятия, особенности зрительного анализатора, изменение условий восприятия, образное предвосхище­ние увиденного, различные дефекты зрения.

Восприятие времени - ϶ᴛᴏ отражение длительности и последова­тельности явлений или событий. Благодаря восприятию времени от­ражаются изменения, происходящие в окружающем мире.

Физиологической основой процесса восприятия времени, как это экспериментально доказали И.П.Павлов и его последователи, яв­ляются условные рефлексы на время, которые постоянно вырабатыва­ются у человека.

Особенности слухового восприятие. Слуховое восприятие очень важно для человека, поскольку естественная речь существует именно в звуковой форме. С помощью речевых звуков люди общаются между собой. Вместе с тем, большое значение человеческой культуре и в жизни каждого человека имеет музыка. С помощью слуха люди получают много другой информации природного и технического происхождения.

Динамика, протяженность во времени – специфический признак слухового образа, звука без длительности не существует. По этой причине слуховое восприятие сукцессивно , то есть развернуто во времени, последовательно.

Слуховой образ, формирующийся при восприятии звучания, включает в себя и собственно звук, и образ объекта – источника звука. Он не так конкретен, как зрительный образ. Звуковые волны содержат полную информацию о пространственном положении и звуковых свойствах объекта. Для естественных звуков источник и объект совпадают, но при звукозаписи они разделœены Объект восприятия – звук (к примеру, пение птицы), а источником должна быть магнитофон. Но незнакомые звуки должны быть "опредмечены", чтобы с ними можно было иметь дело, ᴛ.ᴇ. чтобы можно было их понять, запомнить и для чего-либо использовать. Предметная отнесенность звука обеспечивает возможность адекватного представления об окружающей действительности и ориентацию в акустическом пространстве. По уровню искажения предметного содержания образа, возникающего при прослушивании записи, судят о ее качестве и степени искаженности.

У звукового образа, как и у всякого другого, 3 главных функции : когнитивная, коммуникативная и регулятивная.

Когнитивная, то есть познавательная функция состоит в сообщении какой-либо информации. Природные звуки для человека, в основном, когнитивны"природа информирует, а не ведет беседы".

Коммуникативная функция звуков состоит в том, что с их помощью люди могут общаться друг с другом. Она особенно важна, так как звуковая речь для человека – основное средство общения. Речевой звук несет не только собственно словесный (вербальный) смысла, но и передает дополнительную информацию с помощью интонации, громкости и т.п.

Регуляторная функция состоит во влиянии звука на настроение, ритма движений и т.п.

Объективные и субъективные характеристики звука. Простота и сложность звуков.

Двум физическим характеристикам звукового тона – интенсивности и частоте – соответствуют четыре субъективных качества звука:

1. Громкость – определяется в основном интенсивностью, но зависит и от частоты. Громкость сложных звуков зависит от суммации громкости составляющих частот. Она максимальна при средних интенсивностях и тогда, когда всœе компоненты имеют приблизительно равную интенсивность. К громкости нет привыкания, ᴛ.ᴇ. она субъективно не снижается при длительном (до 30 мин.) звучании.

2. Высота – определяется в основном частотой, но зависит и от интенсивности, и от длительности сигнала и от того, одиночный это звук, или аккорд.

3. Объем , увеличивающийся с ростом интенсивности и уменьшающийся с ростом частоты, то есть самыми объёмными слышатся громкие низкие звуки (к примеру, оперный бас) или тихие звуки высокой частоты (к примеру, писк одного комара может, кажется. "заполнять" всю комнату) .

4. Светлота или плотность, которая увеличивается с ростом частоты и интенсивности, то есть самыми светлыми и плотными слышатся громкие высокие звуки (к примеру, хоровое пение дискантами – высокими детскими голосами).

Тембр позволяет различить звуки, имеющие одинаковые высоту, громкость и длительность. Тембр характеризует звук в целом, распределœение частот в нем, а высота – фокусировку этого распределœения. Для тембра важны взаимосвязи между параметрами – если пустить запись звуков рояля наоборот, тембр измениться, хотя частоты останутся теми же. Тембр экологичен и потому, вероятно, первичен для восприятия звука, а чистые тона – вторичны, следствия общего тембра.

Акустически сложными считаются звуки, содержащие более 1 гармоники (более 1 чистого тона), но психологически, с точки зрения влияния на создание образа, дело обстоит иначе.

Физически простые звуки (состоящие из 1-2 частот) бывают только в лаборатории, они не экологичны, к ним не приспособлено ухо. Психологически простой звук тот, в образе которого люди выделяют четкий субъективный параметр (признак) и удерживает его на фоне изменений других признаков. Физически он должна быть и сложным.

Предметность и целостность слухового восприятия. Слуховой поток – последовательность звуков, воспринимаемая как целое, поскольку она имеет внутреннюю согласованность и неразрывность (мелодии, слова, знакомые природные или технические звуки и т.д.). На воспринимаемые характеристики каждого звука влияют предшествующие, совпадающие и последующие звуки. Слуховая система способна решать, какие звуки принадлежат одному источнику, а какие – разным, ᴛ.ᴇ. различать слуховые потоки. Для разделœения звуковой последовательности на потоки требуется время, поскольку сначала всœе текущие звуки анализируются вместе, пока не наберется информация для альтернативного решения.

Для идентификации звука человек должен быть информирован о том, каким событиям соответствуют звуки. Стоит сказать, что для незнакомых звуков человек ищет аналоги для опредмечивания и наименования. Для естественных звуков человек ищет эталон-прототип. Адекватное опознание и воспоминание естественных звуков связано с воcстановлением зрительного образа источника и словесного аналога, который зависит от родного языка, так, к примеру, утка говорит русскому "Кря-кря", а англичанину "Дак-дак"

Восприятие звука включает моторный компонент – "пропевание" или "повторение" звуков. При любом слуховом восприятии происходит микронапряжение мышц гортани и языка. В случае если эти напряжения затруднены, затрудняется и нарушается восприятие звуков.

Восприятие других модальностей. Тактильное восприятие (осязание) происходит при мягком контакте поверхности тела человека с внешними объектами. Максимальную тактильную чувствительность имеют подушечки пальцев и губы. Тактильно может восприниматься размер и форма предмета͵ а также температура и свойства поверхностей. Может выделяться фигура и фон, строится целостный образ объекта͵ подобно тому, как это происходит при зрительном восприятии. Тактильное восприятие происходит при активном ощупывании предмета или при "рисовании" заостренным движущимся предметом по поверхности кожи. При этом возможно узнавание весьма сложных конфигураций (букв, предметов и т.п.), в случае если человеку были известны ранее их зрительные аналоги.

Зрение и тактильная чувствительность дают информацию о внешнем пространстве: зрение – в целом, тактильная – о конкретном предмете, вступившем в контакт. Есть перенос опыта между разными рецепторами – в детстве "глаз учится у руки", предметы, которые подробно изучаются сначала тактильно (на ощупь), опознается зрительно гораздо лучше.

Обоняние – восприятие запахов, происходит при контакте молекул вещества со слизистой носа. У человека развито относительно слабо. Каждый из различаемых запахов связывается с его источником, запахи даже не имеют собственных названий, а называются по источникам или вкусовым аналогам (лимонный, цветочный, горьковатый и т.п.). Запахи различаются также по силе. Поворачивая голову в сторону более сильного запаха, человек может определить направление на источник запаха, ᴛ.ᴇ. локализовать его в пространстве. Запаха не достаточно для построения строго определœенного предметного образа, он скорее характеризует фон, но запах (в том числе слабый, сознательно почти не ощущаемый) оказывает большое влияние на эмоциональное состояние человека.

Восприятие сигналов от внутренних органов, интероцепция – в норме на сознательном уровне отсутствует, хотя поток этих сигналов весьма велик, поскольку он обеспечивает регуляцию работы жизненно важных частей организма. Эти сигналы переходят порог только при сбоях и затруднениях в работе органов, о состоянии которых они сигнализируют и субъективно оцениваются как неприятные или болевые. Их источник должна быть довольно неопределœенным, но всœегда локализуется внутри тела человека. Интероцепция вызывает сильные, как правило, отрицательные эмоции и резко снижает чувствительность ко всœем иным, особенно внешним, сигналам. Специальная концентрация внимания на интероцепции может обеспечить ее восприятие в норме, но при этом восприятие внешних сигналов неизбежно ослабеет.

Наблюдение и наблюдательность. Учитывая зависимость отстепени це­ленаправленности деятельности личности, восприятие разделяют на преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизволь­ное).

Непреднамеренное восприятие должна быть вызвано как особеннос­тями окружающих предметов (их яркостью, рядоположностью, необыч­ностью), так и соответствием этих предметов интересам личности.

В непреднамеренном восприятии нет заранее поставленной цели. Отсутствует в нем и волевая активность.

В преднамеренном восприятии человек ставит цель, прилагает определœенные волевые усилия, чтобы лучше реализовать возникшее намерение, произвольно выбирает объекты восприятия. В процессе познания окружающей действительности восприятие может переходить в наблюдение.

Наблюдение и его развитие в процессе обучения. Наблюдение – целœенаправленное, планомерное восприятие объек­тов, в познании которых заинтересована личность. Восприятие, внимание, мышление и речь объединяются при наблю­дении в единый процесс умственной деятельности.

Наблюдение начинается с постановки задачи. На базе возникших задач наблюдения составляется подробный план его проведения. Наблюдение предполагает предварительную подготовку наблю­дателя, наличие у него определœенных знаний, умений, владение ме­тодикой работы. Систематический характер наблюдений дает возможность расс­матривать изучаемый объект в различных условиях, отмечать изме­нения, происходящие в результате действия каких-либо причин.

Наблюдательность и ее воспитание в процессе педагогической де­ятельности. Наблюдательность - ϶ᴛᴏ умение подмечать характерные, но мало заметные особенности предметов и явлений. Она приобретается в процессе систематических занятий любимым делом и в связи с этим связана с развитием профессиональных интересов личности. Наблюдательность, ставшая свойством личности, перестраивает структуру и содержание психических процессов человека. В процессе обучения и развития интересов школьников форми­руются индивидуальные особенности наблюдательности.

Наблюдение и наблюдательность. Индивидуальные различия восприятия. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Наблюдение и наблюдательность. Индивидуальные различия восприятия." 2017, 2018.

Билет №1

Виды восприятия. Индивидуальные особенности и развитие восприятия.

Восприятие – это отражение предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

I.По модальности анализатора выделяют: зрительные, слуховые, осязатель-ные, обонятельные и вкусовые восприятия.

Неправильное восприятие величины предмета. Например, высокий чело-век рядом с низким кажется еще выше, чем он есть на самом деле; кружки одинаково-го диаметра кажутся разными в зависимости от того, окружает ли их больший или меньший; одинаковые предметы кажутся разной величины, если они воспринимаются как находящиеся на известном удалении друг от друга, при этом предмет, располо-женный ближе, кажется больше, а далекий – меньше своей действительной величины.

иллюзии объясняются тем законом восприятия, по которому величина предметов оценивается не по действительным размерам их изображений на сетчатке глаза, а в соответствии с оценкой расстояния, на котором эти предметы находятся.

Восприятие времени – это отражение длительности и последовательности яв-лений или событий. Оно во многом зависит от содержания деятельности. Время, за-полненное значимыми для человека событиями, течет быстро. Если же событий мало, или они мало существенны, время тянется медленно. При воспоминании событий прошлого, наоборот, отрезки времени, наполненные в прошлом событиями, вспоми-наются как длительные, не наполненные событиями – как короткие.

На оценке времени сказывается также установка личности. Ожидание неприят-ных событий вызывает восприятие быстро текущего времени. При ожидании прият-ного кажется, что желанное долго не наступает.

Восприятие вызывается действующими одновременно комплексными раздра-жителями, осуществляется одновременной и согласованной деятельностью несколь-ких анализаторов и протекает при участии ассоциативных отделов коры головного мозга и центров речи.

Возбуждения улавливаются органами чувств и передаются в нейроны-детекторы соответствующих мозговых центров анализаторов. Нейроны-детекторы – высокоспециализированные нервные клетки, способные избирательно реагировать на тот или иной раздражитель.

Одновременное или последовательное возбуждение этих мозговых отделов приводит к образованию временных нервных связей между ними, к сложным инте-гративным нервным процессам.

По сравнению с ощущениями восприятие, является высшей формой аналитико-синтетической деятельности мозга. Без анализа не возможно осмысленное воспри-ятие. Анализ обеспечивает выделение объекта восприятия, на основе которого осуще-ствляется синтез всех свойств объекта в

целостный образ.

Билет №2.

Виды и свойства внимания. Развитие внимания.

Внимание – это избирательная направленность сознания человека на опреде-ленные предметы и явления

Существует несколько подходов к классификации видов внимания.

I. По особенности объектов, на которые направлено внимание, выделяют чув-ственное и интеллектуальное внимание.

Чувственное внимание – это внимание, которое направлено на непосредст-венно воспринимаемые объекты

Интеллектуальное внимание – это внимание, которое направлено на пред-ставления об этих объектах.

II. По наличию или отсутствию культурных средств внимание делят на непо-средственное и опосредованное.

Непосредственное внимание не направляется ни чем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребно-стям человека.

Опосредованное внимание регулируется с помощью специальных средств, на-пример, жестов, слов, указательных знаков, предметов.

III. По своему происхождению и способам осуществления выделяют непроиз-вольное, произвольное и комплексное (прослепроизвольное).

Непроизвольное внимание – это внимание, которое возникает и поддержива-ется независимо от сознательных намерений и целей человека

Произвольное внимание носит отчетливо выраженный сознательный характер и наблюдается при преднамеренном выполнении какой-либо деятельности.

Внимательность – это свойство личности, связанное со способностью к про-извольному вниманию.

Комплексное (послепроизвольное) внимание – это внимание, которое произ-вольно по своему происхождению и непроизвольно по своему протеканию. Появле-ние этого вида внимания связано с возникновением интереса к данной деятельности.

Свойства внимания

Вниманию присущ ряд свойств, среди которых важнейшими являются объем, устойчивость, концентрация, переключаемость и распределение.

Объем внимания – это количество объектов, воспринимаемых человеком од-новременно.

Устойчивость – это время удержания устойчивого внимания на объекте. При-чины устойчивости внимания связаны с индивидуально-типологическими особенно-стями, психическими состояниями, мотивацией, с внешними условиями осуществле-ния деятельности.

Концентрация – это степень и интенсивность сосредоточенности на объекте, т.е. основной показатель выраженности внимания.

Нарушением концентрации внимания является рассеянность. Выделяют два вида рассеянности.

1.Рассеянность как неумение сколько-нибудь длительно сосредотачивать внимание. Она выражается в патологическом отвлечении внимания. Такая рассеян-ность может наступить вследствие экстремального состояния, возраста или заболева-ния.

2.Псевдорассеянность как односторонняя сосредоточенность, выражающаяся в том, что человек не замечает того, что с его точки зрения кажется ему незначимым. Здесь рассеянность выступает как оборотная сторона сосредоточенности. Такой тип рассеянности часто встречается у многих известных ученых.

Переключаемость – это преднамеренный перенос внимания, который определяется скоростью перехода от одного вида деятельности к другому.

Распределение внимания – это способность человека выполнять несколько ви-дов деятельности одновременно.

Развитие внимания

Первоначально (до 10 месяцев) ребенок способен лишь к непроизвольному вниманию. Позднее развивается произвольное внимание, которое всю остальную жизнь сосуществует с непроизвольным. Произвольное внимание возникает в соци-альном контакте. Когда мать называет предмет и указывает на него ребенку, выделяя его тем самым из среды, происходит перестройка внимания. Оно перестает откли-каться только на естественные ориентировочные реакции ребенка, которые управля-ются либо новизной, либо силой раздражителя, и начинают подчиняться речи или жесту взаимодействующего с ним взрослого. Когда у ребенка развивается собствен-ная речь, он может сам назвать предмет и таким образом произвольно выделить его из остальной среды. Функция анализа среды, которая раньше была разделена между взрослым и ребенком, становится для ребенка внутренней и выполняется им само-стоятельно.

В начале своего развития произвольное внимание проходит определенные ста-дии. Они обнаруживаются в том, что, обследуя среду, ребенок сначала может отме-тить лишь ряд предметов обстановки, затем способен дать целостное описание ситуа-ции, и, наконец, становится способным дать интерпретацию случившегося.

Билет №3.

Билет №4.

Билет №5.

Билет №6.

Билет №7.

Восприятие как целостное отражение предметов и явлений. Свойства восприятия. Иллюзии восприятия .

– это отражение предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

В отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражи-теля, восприятие отражает предмет в целом во всей совокупности его свойств. Про-дуктом восприятия является образ предмета или явления.

Восприятие не сводиться к сумме отдельных ощущений, а представляет собой качественно новую ступень чувственного познания с присущими ей особенностями.

Способность ощущать дана человеку от рождения и не требует какой-либо ак-тивности со стороны субъекта.

Способность воспринимать складывается и совершенствуется у человека в жизненном опыте. Воспринимая какой-то предмет, человек склонен основываться на опыте прежних восприятий этого предмета – это явление получило название аппер-цепция.

Основой становления восприятия как высшей психической функции, и как те-кущего психического процесса служит активное движение.

Изящные эксперименты Хелда и Хейна на котятах подтверждают роль актив-ного движения в становлении восприятия. Суть экспериментов такова. Новорожден-ные котята содержались в темноте, а на свету находились только в специальном стан-ке.

Этот станок представлял собой подобие карусели с двумя корзинами для котят, каждая из которых могла двигаться вокруг трех осей: главной оси карусели, верти-кальной и горизонтальной осей корзины. Активно двигался только один котенок, для которого в корзине были сделаны отверстия для лап. Другой не мог производить ни-каких движений и перемещался пассивно – его возил первый. При этом обе корзины совершали аналогичные движения, поэтому зрительные впечатления котята получали одновременно и одинаковые.

Впоследствии у котенка, который двигался самостоятельно, не наблюдалось никаких нарушений зрительного восприятия, в то время как у пассивного обнаружи-лась неспособность различать форму. Дело в том, что у первого котенка изменения в зрительной стимуляции связывались с его активными движениями, у второго такой связи не возникало

I.По модальности анализатора выделяют: зрительные, слуховые, осязатель-ные, обонятельные и вкусовые восприятия.

II.По формам движения материи выделяют: восприятие пространства, времени и движения.

Наиболее изученным является восприятие пространства, оно включает в се-бя восприятие формы, объемности и величины предметов, восприятие глубины и уда-ленности предметов, линейную и воздушную перспективу.

Восприятие пространства включает в себя также изучение различных зритель-ных иллюзий.

Зрительные иллюзии – это неправильное или искаженное восприятие величи-ны, формы и удаленности предмета.

К видам зрительных иллюзий относятся:

Переоценка вертикальных линий. Из двух линий одинакового размера вертикальная зрительно всегда воспринимается как значительно большая по сравне-нию с горизонтальной.

Неправильное восприятие величины предмета. Например, высокий чело-век рядом с низким кажется еще выше, чем он есть на самом деле; кружки одинаково-го диаметра кажутся разными в зависимости от того, окружает ли их больший или меньший; одинаковые предметы кажутся разной величины, если они воспринимаются как находящиеся на известном удалении друг от друга, при этом предмет, располо-женный ближе, кажется больше, а далекий – меньше своей действительной величины

Восприятие времени – это отражение длительности и последовательности яв-лений или событий.

Восприятие движений – это отражение направления и скорости пространст-венного существования предметов. Оно помогает человеку ориентироваться в окру-жающей среде.

III.В зависимости от цели выделяют: преднамеренное и непреднамеренное восприятие.

Преднамеренное восприятие характеризуется тем, что в его основе лежит сознательно поставленная цель. Оно связано с известными волевыми усилиями чело-века.

Непреднамеренное восприятие – это такое восприятие при котором, предметы окружающей действительности воспринимаются без специально поставленной зада-чи, когда процесс восприятия не связан с волевыми усилиями человека.

IV.В зависимости от степени организации выделяют: организованное (наблю-дение) и неорганизованное восприятие.

Организованное восприятие (наблюдение) – это целенаправленное планомер-ное восприятие предметов или явлений окружающего мира. Наблюдение отличается от простого восприятия тем, что здесь ведущую роль играет вторая сигнальная систе-ма.

Неорганизованное восприятие – это обычное непреднамеренное восприятие действительности.

Кроме этого в психологии выделяется и анализируется отдельно особый вид восприятия, который получил название социальной перцепции.

К нему относят восприятие других людей, восприятие жилой среды и воспри-ятие социального окружения.

В настоящее время нет общепринятой психологической классификации иллюзий восприятия. Иллюзии имеют место во всех сенсорных модальностях. Лучше остальных изучены зрительные иллюзии, например иллюзия Мюллера – Лайера.

Примером проприоцептивной иллюзии может служить «пьяная» походка бывалого моряка, которому палуба кажется устойчивой, а земля уходит из-под ног, как палуба при сильной вертикальной качке. Элемент неопределенности несет в себе локализация звука, например «эффект чревовещателя», или приписывание голоса кукле, а не артисту.

Вкусовые иллюзии относятся к иллюзиям контраста: в данном случае вкус одного вещества влияет на последующие вкусовые ощущения. Например, соль может придать чистой воде кислый вкус, а сахароза заставить ее горчить.

Для объяснения иллюзий был выдвинут целый ряд теорий. По мнению И. Рока, наиболее пригодной для этой цели является гештальтпсихология, так как она указывает на ошибочность гипотезы константности.

С точки зрения данной теории иллюзии не являются чем-то аномальным или неожиданным: восприятие зависит не от отдельного стимула, а от их взаимодействия в зрительном поле. Например, если нейтральный цвет основан на соотношении интенсивностей соседних областей, то контраст будет хотя и иллюзорным, но предсказуемым.

Теория смещения, или ошибочного сравнения, объясняет возникновение иллюзий исходя из эффекта асимметрии. Например, иллюзия Мюллера – Лайера является скорее результатом удлиняющего эффекта расходящихся клиньев, чем сокращающего эффекта клиньев сходящихся.

Билет №8.

Билет №11

Билет №12.

Исследование внимания.

Внимание – это избирательная направленность сознания человека на опреде-ленные предметы и явления.

В жизни человека внимание выполняет много различных функций. От внимания зависит отбор значимых и торможение не значимых для протекания данной дея-тельности воздействий. Внимание является необходимым условием выполнения лю-бой деятельности и влияет на эффективность общения. С вниманием связаны направ-ленность и избирательность познавательных процессов. С помощью внимания чело-век осуществляет контроль за протеканием своей деятельности.

Одна из существенных особенностей внимания заключается в том, что его нельзя выделить в «чистом» виде как самостоятельный психический процесс. Оно не-зримо присутствует в любых актах общения и деятельности, сопровождает познава-тельные, эмоциональные и волевые процессы, образуя их неотъемлемую составную часть. Внимание относят к универсальным познавательным процессам, участвующим в организации и осуществлении всех уровней человеческого познания. В отличие от других познавательных процессов оно не имеет собственного продукта. Внимание можно рассматривать не столько как самостоятельный психический процесс, сколько как некоторое общее свойство любых процессов и действий.

2. Физиологические основы и теории внимания

Внимание не имеет такого специального нервного центра как зрительные, слу-ховые и другие ощущения и восприятия, а также движения, которые связаны с дея-тельностью определенных участков коры больших полушарий головного мозга.

Физиологически внимание обусловлено работой тех же самых нервных цен-тров, с помощью которых осуществляются сопровождаемые вниманием психические процессы. Но оно означает наличие участков с повышенной и пониженной возбуди-мостью, взаимосвязанных в своей деятельности по закону отрицательной индукции: когда в каком-то участке коры головного мозга начинается сильное возбуждение, то одновременно по индукции в других участках коры, не связанных с выполнением данной деятельности, возникает торможение, затухание или даже полное прекраще-ние нервного процесса, в результате чего одни центры оказываются возбужденными, другие – заторможенными.

Внимание обеспечивает за счет явления доминанты наличие в каждый данный момент в коре больших полушарий головного мозга участка (очага) с повышенной нервной возбудимостью, господствующего (доминирующего) над остальными частя-ми коры. В результате этого осуществляется сосредоточение сознания человека на определенных предметах и явлениях.

Теории внимания

Н. Н. Ланге, анализируя наиболее известные подходы к пониманию природы внимания, объединил существующие теории и концепции внимания в несколько групп.

1.Внимание как результат двигательного приспособления. Приверженцы это-го подхода исходят из того, что поскольку человек может произвольно переносить внимание с одного предмета на другой, то внимание невозможно без мышечных дви-жений. Именно мышечные движения обеспечивают приспособление органов чувств к условиям наилучшего восприятия.

2.Внимание как результат ограниченности объема сознания. Не объясняя, что понимается под объемом сознания, И. Герберт и У. Гамильтон считают, что более интенсивные представления в состоянии вытеснить или подавить менее интенсивные.

3.Внимание как результат эмоции. Эта теория получила наибольшее призна-ние в английской ассоциативной психологии. Она основывается на утверждении о за-висимости внимания от эмоциональной окраски представления. Например, достаточно хорошо известно следующее высказывание представителя данной точки зрения Дж. Миля: «Иметь приятное или тягостное ощущение или идею и быть к ним внима-тельным – это одно и тоже».

4.Внимание как результат апперцепции, т.е. как результатжизненного опыта индивида

5.Внимание как особая активность духа. Сторонники данной позиции при-нимают внимание за первичную и активную способность, происхождение которой необъяснимо.

6.Внимание как усиление нервной раздражительности. Согласно данной ги-потезе, внимание обусловлено увеличением местной раздражительности центральной нервной системы.

7.Теория нервного подавления пытается объяснить основной факт внимания – преобладание одного представления над другим – тем, что один физиологический нервный процесс задерживает или подавляет другие физиологические процессы, ре-зультатом чего является факт особой концентрации сознания.

Билет №13.

Билет №14.

Краткая история становления психологии как науки .

В истории любой науки следует выделять условно два периода: донаучный и собственно научный период развития. До того момента, когда наука заявляет о своем рождении, идет длительный процесс накопления знаний в рамках других наук и в жи-тейском опыте. Предшествующий период играет большую роль в подготовке катего-риальной и методологической базы любой науки.

Обращение к прошлому науки может осуществляться с двух различных пози-ций. Позиция антикваризма (перевод. - древний) предполагает введение научного факта в контекст эпохи, выяснение того, как то или иное явление трактовалось самим автором научного открытия. Позиция презентизма (перевод. - настоящее время) за-ключается в соотнесении исторического источника с современными знаниями об описанном в нем факте. Например, Р. Декарт объясняет механизм воздействия внеш-них стимулов на наши органы чувств с помощью термина «животные духи». Историк науки, стоящий на позиции антикваризма, исследовал бы фрагмент, который включает такого рода описания с точки зрения господствовавших во времена Декарта мета-физических представлений. Презентист, напротив, обнаружил бы в данной модели несомненное сходство с учением о нервном импульсе как носителе сенсорной ин-формации.

Научные психологические знания в течение длительного времени вызревали в недрах других наук, прежде всего философии и физиологии. Многие ученые наращи-вали объем психологического знания, являясь при этом представителями иных дис-циплин. «Концентрация психологических знаний происходила на многих участках интеллектуальной работы человечества», - пишет М.Г. Ярошевский. Вместе с тем знания, которые изначально позиционировались как психологические, спустя опреде-ленное время оказывались весьма далекими по содержанию от того, что сегодня при-нято включать в круг психологического знания. По мнению М.Г. Ярошевского, задачи истории науки сводятся к: 1) изучению внутренних закономерностей смены кате-горий, понятий и методического аппарата науки; 2) выявлению зависимости процес-сов порождения, восприятия и передачи знаний от «социального запроса», характер-ного для того времени, когда ученый разрабатывал свои идеи; 3) реконструкции лич-ностной неповторимости (мотивов, картины мира, стиля мышления, черт характера, способностей и т.д.) ученых прошлого. Первая из трех задач реализуется преимуще-ственно в презентистском типе анализа, вторая – в антикваристском, третья требует смешанного типа анализа. Использование этих двух линий изучения развития научной мысли задает положение предмета истории психологии в системе трех координат: историологической

I этап – психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

II этап – психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали соз-нанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

IIIэтап – психология как наука о поведении. Возникает в XX веке. Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие по-ступки, не учитывались).

IVэтап – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

Как и любая система научных знаний, психология имеет свою историю, кото-рую условно можно разделить на четыре этапа.

Билет№15.

Билет №16.

Методы изучения личности.

Для характеристики человека как субъекта деятельности необходимо и достаточно характеризовать его отношение к деятельности. Поскольку сознание человека вообще активно, отношениями являются не только психические свойства личности, но и качественные особенности психических процессов: наблюдательность, чувствительность, внимательность. Как отношения могут быть охарактеризованы и мотивы деятельности: потребности и интересы.
Поэтому общие принципы психологического исследования личности определяются тем, как понимаются отношения личности.
Характеристики личности (обобщенно): статус, позиция, роли, функции, цели, ценности, мотивационная сфера, характер, способности.
Проблемы исследования личности:
1. Свойства личности всегда индивидуально своеобразны. Для выявления своеобразия необходима индивидуальная ситуация. Однако условия эксперимента должны быть общими для всех. Выход - формирующий эксперимент (например, педагогический или терапевтический).
2. Свойства личности - это свойства нравственно оцениваемые; поэтому испытуемый чрезвычайно напряженно контролирует свои проявления и, стремясь к положительной оценке может обнаруживать не те свойства, какие ему в действительности присущи. Методы борьбы с тестовой установкой:
- создание различных шкал личности (только в опросниках);
- введения ограничения времени;
- одмена объекта оценки;
- создание мнимой безоценочности (испытуемый не знает о присутствии экспериментатора).
3. Экспериментатор заинтересован в более полном проявлении активности. Но всякий эксперимент предполагает ее ограничение. Частично это устраняется в проективных методиках и анализе продуктов деятельности.
Методы:
Метод беседы - специфическая роль беседы, как метода исследования личности, вытекает из того, что в ней испытуемый отдает словесный отчет о свойствах и проявлениях своей личности. Поэтому в беседе с наибольшей полнотой обнаруживается субъективная сторона личности - самосознание и самооценка свойств личности, переживания и эмоциональное отношение, выраженное в них и т.д.
Большое значение имеет правильная постановка вопросов. Необходимое условие при данном методе - наличие доверительного контакта испытуемого с экспериментатором.
Метод характерологической беседы является особой формой естественного эксперимента.
Особое место в системе методов исследования, промежуточное между методом наблюдения и искусственным экспериментом, занимает "естественный эксперимент" А.Ф. Лазурского. Характерной особенностью естественного эксперимента является то, что он приближает исследование к естественным условиям; производится в обычной для испытуемого обстановке. Пользуясь методом естественного эксперимента, можно наблюдать испытуемого при определенных условиях в целенаправленно создаваемых ситуациях, организуя наблюдение по заранее намеченному плану. Наблюдение за поведением и реакциями испытуемого позволяет получить представление об особенностях личности в целом и отдельных ее свойствах.
Биографический метод - позволяет изучить этапы жизненного пути, особенности формирования личности, может быть дополнением при интерпретации данных, полученных экспериментальными методами.
Опросники как один из методов изучения личности применяются для диагностики степени выраженности у индивида определенных личностных характерологических или других черт.
Можно выделить 2 вида опросников: одномерные - диагностируется одна какая-либо характеристика и многомерные - дают информацию о целом ряде различных свойств личности. Вопросы только закрытые.
Опросники состоят из ряда шкал или факторов. В состав каждой шкалы входит набор вопросов / утверждений, направленных на выявление того или иного свойства.
Примеры опросников:
MMPI - основные шкалы (10): ипохондрии, депрессии, истерии, психопатии, мужественности-женственности, паранойи, психастении, шизофрении, гипомании, социальной интраверсии + 3 контрольных (лжи, контроля достоверности).
16-PF - 16-факторный личностный опросник Кеттелла. ПДО (Патахарактерологический диагностический опросник) - выявление акцентуаций характера. Исследование экстраверсии-интроверсии и нейротизма по Айзенку. Исследование личностной и ситуативной тревожности (Спилбергер-Ханин). Экспресс-диагностика эмпатии. Оценка уровня притязаний и т.д.
Недостаток метода применения опросников - характеристика личности основывается на данных самооценки.

Проективные методы
Группа методов, предназначенных для диагностики личности, в которых обследуемым предлагается реагировать на неопределенную (многозначную) ситуацию; например, интерпретировать содержание сюжета картинки (ТАТ), прореагировать на фрустрирующую ситуацию, встав на место героя в методе Розенцвейга, дать истолкование неопределенных очертаний (пятна Роршаха)... Ответы на задания проективных методов не могут быть расценены как правильные или неправильные, возможен широкий диапазон решений, при этом предполагается, что характер ответов испытуемого определяется особенностями личности, которые проецируются на ответы. Для испытуемого цель проективных методов относительно замаскирована, что снижает его возможности произвести на экспериментатора желаемое впечатление.
К проективным методам условно можно отнести метод анализа продуктов деятельности - изучение продуктов творческой деятельности (живопись, стихи, дневники...).

Билет №17.

Билет №18.

Мозг и психика.

Среди многочисленных тайн природы, над разгадками которых работает современная наука, пожалуй, одной из самых сложных является головной мозг - тончайший нервный аппарат, представляющий собой наивысшую форму организованной материи в известной нам части вселенной. Предполагая, что всегда стремились выяснить, как он устроен и функционирует.

Мысль о том, что мозг есть орган души, принадлежит древнегреческому именно мозг, составляет материальную основу психических явлений, ученые врачу Алкмеону из Кротона (6 век до н.э.), который пришел к этому выводу в результате наблюдений и хирургических операций. В частности он установил, из мозговых полушарий идут к глазным впадинам «две узкие дорожки».

Полагая, что ощущение возникает благодаря особому строению периферических чувствующих аппаратов, Алкмеон вместе с тем утверждал, что имеется прямая связь между органами чувств и мозгом.

Тогда зародилось учение о психике как продукте мозга, благодаря тому, что была открыта зависимость ощущений от строения мозга, а это, в свою очередь стало возможным благодаря накоплению эмпирических фактов. Но ощущения, по Алкмеону, исходный пункт всей познавательной работы. «Мозг доставляет ощущение слуха, зрения, обоняния, из последних же возникают память и представления (мнение), а из памяти и представления, достигших непоколебимой прочности, рождается знание, являющееся таковым в силу этой прочности». Тем самым и другие психические процессы, возникающие из ощущений, связывались с мозгом, хотя знание об этих процессах, в отличие от знаний об ощущениях, не могло опереться на анатомо-физиологический опыт.

Вслед за Алкмеоном Гиппократ также трактовал мозг как орган психики, полагая, что он является большой железой. «Люди должны знать, что из мозга, и только из мозга, возникают наши удовольствия, радости, смех и шутки, так же как и наши горести, боль, печаль и слезы. С помощью мозга мы думаем, видим, слышим, отличаем уродливое от красивого, плохое от хорошего, приятное от неприятного. Иначе говоря, с помощью мозга осуществляется то, что мы называем «духовная жизнь»».

Из медицины эти представления перешли в философию.

Открытие Алкмеоном мозга как органа психики в течение нескольких столетий рассматривалось как гипотеза.

Аристотель, который сам прошел превосходную медицинскую школу возвращается к «сердцецентрической» схеме. «Мозг, по его мнению, не орган психики, а аппарат, охлаждающий, регулирующий жар крови».

Итак, учение о мозге прошло длительную историю, в которой выделяются две основные тенденции:

Концепция строгой локализации психических явлений;

Точка зрения, согласно которой мозг функционирует как единое целое.

В итоге длинного ряда исследований установлено, что мозг дифференцирован на различные участки, обладающие функциональным своеобразием.

Благодаря успехам тонкой анатомии головного мозга, физиологии (в частности, электрофизиологии), психологии, неврологии и нейрохирургии удалось показать, что мозг - это, прежде всего, сложнейшая психическая система, действующая как дифференцированное целое.

Мозг живого человека представляет небольшое овальное тело с неровной поверхностью, состоящее из податливого желеподобного вещества. Каким образом это тело (средняя масса которого составляет 1500 г.) продуцирует мысли и чувства, управляет тонкими движениями руки художника? Каким образом возникающие в нем процессы связываются с философией и религией, поэзией и прозой, добротой и ненавистью? Каким способом эта серовато-белая желеподобная масса постоянно накапливает идеи и знания, заставляя тело совершать действия разной сложности - от простого поднятия руки до виртуозных движений гимнаста или хирурга?

И.М. Сеченов, отец русской физиологии, высказал предположение («Рефлексы головного мозга», 1863), что «головной мозг - орган сознания и воли - работает по принципу рефлекса (но существенно видоизмененному)», доказав, что действия организма, регулируемые психикой, подобны рефлексам в том плане, что возникают в жизненных встречах организма со средой и посредством центров головного мозга включают в круговорот этих жизненных встреч мышечную систему. Сеченовские представления - о сигнальной функции психики, о кольцевом управлении движением, о саморегуляции поведения организма - были после продолжены Павловым.

Мозг является таким же телесным устройством как другие органы. Но деятельность его - согласно Павлову - имеет качественно особые признаки и законы. Он назвал ее высшей нервной деятельностью. Уточняя специфику этой формы деятельности, Павлов рядом со словом высшая нервная деятельность поставил в скобках по-особому зазвучавший в его устах термин «поведение».

Вывод: Мозг - это не простой отражатель импульсов, а орган, который воспринимает сигналы о той внешней среде, в которой организм действует с тем, чтобы адекватно на нее реагировать. Из мышц обратно в мозг поступает сигнал о том, правильно ли исполнена команда, направленная мозгом к исполнительным органам, Так происходит кольцевое управление движениями организма. Оно невозможно без психики, информирующей о происходящем во внешнем мире. Но психика выступает в роли сигнала, а не простого ощущения или восприятия.

3. Психика

Рост жизни не в одном развитье мышц,

По мере роста, в нем, как в храме,

Растет служенье духа и ума.

В. Шекспир «Гамлет».

Когда возникает психика? Есть ли «душа» у растений? С чем связано важнейшее для существования человеческого рода событие - пробуждение сознания?

«Психика не существует вне материального процесса жизни определенным образом физически организованных веществ. Поэтому мы изучаем развитие психики не в ее отделенности от развития жизни, но именно в связи с развитием жизни - как развитие высших ее форм, порождаемое развитием определенных материальных условий».

Леонтьев А.Н. Очерк развития психики.

. Рис 2212. Особенности восприятия

. Предметность восприятия проявляется в том, что любой предмет или явление отражается не как механическая сумма качеств и свойств, а как объект, который имеет свой смысл, природу, назначение. Воспринимая предметы, лю юдина, в первую, очередь, ориентируется в них по их функциями. Предметность восприятия развивается в процессе жизнедеятельности человекни.

. Целостность восприятия заключается в том, что образы отраженных предметов и явлений возникают в сознании в единстве многих качеств и свойств. Даже если предмет не представлен для восприятия полностью, его перцепт тивный образ"достраивается"до завершенной формы на основе воспринятых элементов. Например, в слове восприятияі сприймання.

. Константность - это относительное постоянство величины, формы, цвета предметов и явлений, воспринимаемых при изменении расстояния, ракурса, освещенности

. Избирательность восприятия заключается в выделении одних объектов как основных сравнению с другими. То, что находит в центре внимания человека при восприятии называют объектом восприятия, а остальные - фоном. Иначе говоря, в воспримем манные человека в данный момент всегда что-то является основным, а что-то - второстепенным (например, как на рис 224, 225, 226, 2272.6, 2.2.7).

С избирательностью восприятия тесно связана еще одно свойство: апперцепция

апперцепция - это зависимость содержания и направленности восприятия от опыта человека, его интересов, отношение к жизни, установок, богатства знаний. Так, восприятие разных людей является отличным. Также довольно часто человек сп принимает не то, что есть наспради, а то, что является желательным для нееї.

. Осмысленность восприятия заключается в том, отраженные предметы и явления человек сразу же называет, используя вторую сигнальную систему. Следовательно, уже в самом акте восприятия происходит соотнесение предмета спр риймання с его значением. Например, указание на то, что на рисунке изображена собака, сразу же формирует определенный образ восприятия (Рис 2213.13).

Благодаря осмыслению сущности и назначения предметов становится возможным их целенаправленное использование, практическая деятельность с ними

. Обобщенность восприятие - это отражение

. Рис 2213. Силуэтное изображение

апперцепция может быть стойкой (под влиянием профессии, жизненного опыта) и временной (в результате изменения условий и установок) единичного случая как особого вида общего. Степень обобщения зависит от уровня и объема имеющихся у человека знаний

Осмысленность и обобщенность хорошо выявляются при восприятии незаконченных рисунков. Эти рисунки дополняются нашими опытом и знаниями

Наблюдение и наблюдательность

В процессе познания окружающей действительности восприятие может перейти в наблюдение

. Наблюдение - это целенаправленное, планомерное восприятие объектов, в познании которых заинтересована личность является наиболее развитой формой преднамеренного восприятия

Наблюдение характеризуется высокой активностью. Его систематический характер позволяет проследить явление в развитии

. Рис 2214. Структура наблюдения

Если человек систематически упражняется в наблюдении, совершенствует культуру наблюдения, у него развивается такая личностная свойство, как наблюдательность

. Наблюдательность - это умение человека выделять характерные, но едва заметные особенности предметов и явлений

Наблюдательность формируется в процессе систематических занятий любимым делом и поэтому связана с развитием профессиональных интересов личности

Восприятие и наблюдение человека характеризуются общими закономерностями и индивидуальными особенностями. Воспринимает и наблюдает конкретный человек. Поэтому отбор в процессе восприятия особенностей пр редметив является специфическим для каждого из нас. Это объясняется психическим складом личности, апперцепцией, а также спецификой функционирования органов чувств (остротой зрения, слуха, изяществом обоняния, вкусаку).

Индивидуальный характер восприятия и наблюдательности может проявиться в динамике, точности, глубине, уровне их обобщенности и в особенностях эмоциональной окраски

Основные типы восприятия

1) аналитический (попытки человека выделять и анализировать прежде детали, подробности);

2) синтетический (склонность к обобщенного отражения явлений и определения сути происходящего);

3) аналитико-синтетический (попытка понять основную сущность явления и фактическое ее подтверждения);

4) эмоциональный (склонность человека скорее к высказыванию своего отношения, собственных переживаний, вызванных определенными явлениями, чем к определению их сущности или свойств). Такое восприятие является путаным, н неорганизованныхм.

В повседневной деятельности человеку следует непременно учитывать индивидуальные особенности восприятия других лиц. В профессиональной деятельности это позволит сформировать и усовершенствовать собственные перцептивные действия, разви инуты наблюдательность, а также сформировать умения можно объективно отражать окружающий свит.