Самолет ф 35 технические характеристики. Стоимость и проблемы проекта. Разрабатываются три основных модели

Считаю, что всегда будут иметь преимущество благодаря постоянно обновляемым боевым единицам как в сухопутных войсках, так в военно-морских и военно-воздушных войсках.

Обновление военных технологий позволяет всё более эффективнее наносить удары по множеству целей за один выстрел, а также не обращать внимание на угрозы со стороны других государств. Эта философия называется военно-техническое превосходство.

Воздушные силы это один из главных компонентов военного превосходства. США нужно быть готовыми действовать в любой ситуации и для этого необходимо обладать самым совершенным оружием.

Что бы оставаться единственной сверхдержавой, США необходимо постоянно обновлять военные и технологические арсеналы. Сегодня мы поговорим про перспективный, многоцелевой стелс истребитель-бомбардировщик пятого поколения F-35, который в ближайшее время заменит значительную часть военно-воздушного авиапарка Соединенных Штатов Америки .

Основные этапы создания F-35 Lightning II

После военной компании за Фолкленды в 1982 г., в результате боев с Аргентиной, ВВС Великобритании показали очень успешное применение самолетов вертикального взлета и посадки "Хариер" США и другие государства начали более усиленно и глубоко изучать возможности самолетов данного типа.

В результате на мировом рынке начал формироваться спрос на подобный вид самолетов. В 1983 году исследовательские агентства Соединенных Штатов и Великобритании при поддержке агентства NASA основывают программу ASTOVL (Advanced Short Take-Off/Vertical Landing ) с целью заменит существующие самолеты вертикального взлета и посадки более новыми единицами.

Однако, к 1995 году Великобритания прекращает исследования и передаёт все наработки США, которые не собирались прекращать разработку столь перспективного самолета. В марте 1993 года из-за изменения геополитического баланса и распада коммунистического блока, программу ASTOVL трансформируют в CALF направленную на создание легкого истребителя общего применения.

С компаниями Lockheed Martin Aeronautics Company и McDonnell Douglas , которая позднее слилась с военно-промышленной компанией Boeing был подписан контракт на разработку однотипного самолета истребителя, который с небольшими изменениями мог бы поступить на службу в ВВС (носил название Х-32А), ВМС, корпуса морской пехоты (КМП) и вооруженных сил Великобритании (Х-32В).

В 1996 году действующая программа создания легкого истребителя общего применения трансформируется в программу Joint Strike Fighter (JSF, единый ударный самолет) реализацией которой уже занимались военно-промышленные компании Boeing и Lockheed Martin. Со стороны Boeing создавался самолет Х-32, а со стороны компании Lockheed Martin, объединившей усилия в альянсе с Northrop Grumman Corporationсоздавался самолет Х-35.

Окончательные испытания тестовых моделей X-32 и Х-35 выявили безусловное преимущество модели Х-35 от Lockheed Martin, которая смогла взлететь с полосы в 150 метров в длину, в небе смогла разогнаться до сверхзвуковой скорости и осуществить вертикальную посадку на определенную площадь.

Конструкция модели Х-35 имела инноваторский механизм обеспечивавший вертикальный взлет и посадку. За кабиной пилота был установлен специальный мощный вентилятор, который как охлаждал воздух для двигателя нагретый задним соплом, так и обеспечивал хороший баланс самолета.

В конечном итоге модель Х-35 получила название F-35 Lightning II . На сегодняшний день F-35 - это передовой истребитель-бомбардировщик пятого поколения сконструированный в рамках программы Joint Strike Fighter и призванный заменить устаревшие модели самолетов F-18, AV-8B Harrier, F-16, F-117 и с определенными оговорками F-15.

Майор военно-воздушных сил США Эмкот Макларен отмечает, что разработчики "сложили воедино возможности самолетов предыдущих поколений и добавили технологию Стелс".

Капитан ВМС США Марк Дарра считает, что "F-35 станет первым морским самолетом по настоящему оснащенным технологией Стелс, который поступит на службу на авианосцы". В данном случае важной чертой F-35 можно считать возможность осуществлять вертикальный взлет и посадку, наподобие вертолетов и конвертопланов Оспри .

ВМС больше не нужны длинные взлетно-посадочные полосы благодаря короткому взлёт или вообще вертикальной посадке и взлету F-35. Для базирования F-35 подойдут даже корабли L класса типа Мэйкин Айленд. Это также позволит использовать короткие, разбомбленные аэродромы с которых не смут взлетать обычные самолеты.

Пилоты отмечают, что полёт на F-35 Lightning II восхитителен и если Вы мечтаете чтобы езда на американских горках стала вашей ежедневной работой - Вам стоит задуматься о службе пилотом F-35.

Виды F-35 Lightning II

Конечные требования Пентагона к компаниям разработчикам сводилось к созданию единого ударного истребителя-бомбардировщика в минимально отличимых спецификациях (не более 70%) для военно-морского флота (F-35C), обладающего усиленным шасси и способностью ко взлету с помощью палубной катапульты, возможностью приземляться на палубу при помощи аэрофинишера (специального устройства, в виде стального троса, который натянут поперёк палубы судна); для Корпуса морской пехоты США (F-35B) требующего более короткую дистанцию для взлета и вертикальную посадку; для военно-воздушных сил (F-35A) имеющий меньше ограничений чем предыдущие виды и поэтому более простой и универсальный; импортные варианты самолета, в зависимости от требований стран.

Модель F-35 для Канады и Норвегии получила название CF-35 и обладает механизмом экстренного торможения (тормозной парашют) применяемый при условии обледенения места посадки, а для Израиля F-35l, который получил возможность доработки для установки израильских технологичных приборов.

Технические характеристики F-35 Lightning II

Благодаря опыту компании разработчика при создании F-22 Raptor инновации применяемые в F-35 давно апробируются. При одном исключении - интеллектуальной системы управления и помощи пилоту, которая схожа с системой управления F-16. По аналогии с F-22 Raptor, истребитель F-35 содержит на борту:

Многофункциональную радиолокационную систему с активной фазированной антенной решёткой AN/APG-81, которая эффективна для обнаружения целей в воздухе и на земле;
- электронно-оптическую систему AN/AAQ-37 включающую шесть ИК-сенсоров, которые находятся со всех сторон фюзеляжа. Данная система определяет групповые запуски баллистических ракет в радиусе до 1300 км, осуществляет ведение захваченных ракет и передачу этих целей с помощью Link 16 другим подразделениям для уничтожения, навигацию при пилотировании ночью и днем, дает предупреждающий сигнал про ракетную атаку, отслеживает нахождение атакующих зенитных орудий, определяет цель и осуществляет запуск ракеты воздух-воздух по целям, летящих следом за F-35;
- разнонаправленная пассивная инфракрасная CCD-TV камера высокого разрешения AAQ-40, способная осуществлять на большом расстоянии указание на цель, автоматически находить и наблюдать за объектами в воздухе и на земле. Данная камера информирует пилота про облучение F-35 лазером наведения.
- прибор индивидуальных помех AN/ASQ-239 (Barracuda) ;


- система целеуказания и индикации интегрированная в шлем пилота (HMDS — Helmet-Mounted Display System ), позволяющая пилоту осуществлять управление отдельными элементами самолета с помощью глаз и движений головы. Это шлем оборудованный множеством сенсоров и дисплеев позволяющих пилоту «видеть через кабину» самолёта, а также включает возможность осуществлять пилотирование и наблюдение в инфракрасном диапазоне. Специальные программы с помощью звука и вывода изображения информируют пилота про условия полета и условия ведения боя. К примеру, при запуске ракеты по F-35 система голосом проинформирует об этом именно с той стороны от куда был осуществлен запуск ракеты. Это обеспечивается с помощью стереонаушников и 3D звучанию и увеличивает шансы пилота сманеврировать для избежания поражения;
- широкоформатный сенсорный дисплей (PCD — panoramic cockpit display) отображающий актуальные данные о состоянии F-35 и окружающей среды снятой с показаний приборов, сенсоров и систем. Система управления F-35 имеет многоуровневый фильтр информации на предмет истинности. Пилот самостоятельно задает уровень поступающей информации. На экране также отображаются выявленные средства ПВО и карта маршрута для обхода этих вооружений;
- система распознания голоса для управления отдельными элементами F-35;
- F-35 оборудован множеством передовых технологий прицеливания и связи, включая систему обмена данными Link 16 , которую многие военные США называют "небесный интернет". Все данные поступающие на борт F-35 кодируются и США не передают ключи для кода даже союзникам.

Link 16 - это система тактического обмена данными в условиях современного боя. Благодаря системе Link 16 в боевых действиях в режиме реально времени отображается информация о противнике, происходит обмен сведениями всех задействованных видов вооруженных сил США: авиации, сухопутных частей и флота.

Если раньше пилоты управляли самолетами с карандашом в руке вычисляя параметры цели и координаты, сегодня это дело нескольких секунд.

Для современной авиации США, особенно наделенной технологией Стелс - B-2, B-3 , F-22, F-35, система Link 16 позволяет мгновенно выйти на цель и точно уничтожить ее. Эта технология также обеспечивает исключение дружественного огня если боевые действия проходят на сопредельной территории.

Сердцем F-35 Lightning II является усовершенствованная двигательная силовая установка, которая стоит в F-22 Raptor и разработанная компанией Rolls-Royce Defence.

Конструкция позволяет осуществлять маневрирование с перегрузками в 9G и достигать скорости в 1,2 раза превышающую скорость звука, на расстояние - 240 километров без форсажа.

F-35 Lightning II может нести разнонаправленные оружейные системы: ракеты воздух-воздух, крылатые и противотанковые ракеты, корректируемые, кластерные и управляемые авиационные бомбы, а также тактические ядерные бомбы, включает авиационную четырёхствольную пушку GAU-22/A калибра 25 мм.

Самолет F-35 стоимостью около 100 млн. долл. США за каждую единицу будет закуплен многими странами НАТО, среди которых: США (около 2500 единиц), Великобритания (около 140 ед.), Австралия и Турция (по 100 ед.), Италия и Канада (по 60 ед.), Норвегия (56 ед.), Япония, Южная Корея и Нидерланды (около 40 ед.), Израиль и Дания (по 30 ед.).

По оценкам Пентагона в течение 50 лет в программу развития и усовершенствования F-35 Lightning II будет вложено порядка одного триллиона долларов. В производстве самолета принимают участие военно-промышленные компании из разных стран мира. Так, крылья собираются в Израиле компанией Israel Aerospace Industry.

Совершенно новая машина F-35 Lightning II устанавливает новые стандарты в истребительной авиации. Самолет истребитель, по мнению экспертов и пилотов F-35 Lightning II будет отличным дополнением в военном арсенале США.

Однако новые продвинутые технологии создают и новые проблемы для F-35 . Это действительно уникальный самолет, но в США есть дискуссия, способен ли F-35 заменить всех своих предшественников. Эксперт по вооружениям и контртерроризму Кеннет Клот спрашивает и отвечает: "Сможет ли он стать рабочей лошадкой? Посмотрите на ценник. Сколько таких вы сможете себе позволить? Могут ли они быть рабочими лошадками если они вылетают с военной базы на 15-20 минут".

Полковник ВВС США Чэд Ти Мански говорит, что "F-35 Lightning II это крупнейшая программа министерства обороны США и у США нет плана Б. ВМС, ВВС, КМП подписались на использование разных вариантов F-35. Мы столько ресурсов вложили, столько планов, программ и бюджетов вложили в него, что шансов на ошибку у США просто нет".

Lightning - Молния

Семейство перспективных, малозаметных истребителей-бомбардировщиков пятого поколения, спроектированное американской фирмой Lockheed Martin Aeronautics Company (Tactical Aircraft Systems) в трёх вариантах: вариант для нужд ВВС США (наземный истребитель - CTOL), для Корпуса морской пехоты США и ВМС Великобритании (истребитель с укороченным взлётом и вертикальной посадкой - STOVL), и для нужд ВМС США (палубный истребитель - CV).

В консорциум во главе с Lockheed Martin входят также Northrop Grumman Corporation, Pratt & Whitney, Rolls-Royce, Allison и British Aerospace. В проектировке отдельных узлов участвуют Skunk Works в Палмдейл (Калифорния) и Aeronautical Systems.

Программа JSF

Выбор конструкции F-35 был сделан в 2001 году в результате конкурса по программе JSF (англ. Joint Strike Fighter, единый ударный истребитель) между фирмами Boeing (модель X-32) и Lockheed Martin (модель X-35). Программа предусматривала проектирование единой модели истребителя для ВВС, ВМФ и морской пехоты с возможностью вертикального и укороченного взлёта и посадки для замены F-16 , A-10, F/A-18, AV-8B. Также подвергнется замене британский Sea Harrier. Третья модель (компании McDonnell Douglas) была отвергнута из-за сложности конструкции.

Финальные испытания прототипов X-32 и Х-35 показали явное преимущество последнего: он осуществил взлёт на площадке длиной 150 м, развил сверхзвуковую скорость, приземлился вертикально. Одним из основных преимуществ был назван метод создания вертикальной тяги: отдельный вентилятор на X-35, а не просто изменение направления тяги главных двигателей на X-32 (что вынуждало устанавливать поворотные сопла вертикального взлёта в центре масс, недалеко от воздухозаборников, что, в результате, приводило к повторному попаданию выхлопных газов в двигатель и его перегреву).

В результате намечена разработка унифицированной модели истребителя-бомбардировщика для стран НАТО с базированием как на суше так и на море. Программу финансируют совместно США, Великобритания ($2,5 млрд.), Италия ($1,0 млрд.), Нидерланды ($800 млн.), Канада ($440 млн.), Турция ($175 млн.), Австралия ($144 млн.), Норвегия ($122 млн.) и Дания ($110 млн). Всего планируется потратить на программу JSF около $40,0 млрд.

В середине марта 2010 года появилась информация, что Дания отказалась от планов по приобретению самолётов F-35, но позднее стало известно, что в 2012 году планируется проведение открытого конкурса, в котором в качестве главных соперников F-35 выступят F/A-18E/F «Super Hornet» фирмы Боинг и Saab JAS 39 Gripen.

С 2011 года в Австралии ведутся переговоры об отказе от покупки сотни истребителей F-35A Lightning II. В данный момент Австралия отложила покупку истребителей на два года. В соответствии с отчётом Австралийского института стратегической политики главными отрицательными факторами планировавшейся сделки являются завышение стоимости F-35 почти в два раза и задержка поставок самолётов на срок до 7 лет. Возможно, за это отложенное время покупки Австралия закупит дополнительную партию из 24 самолётов F/A-18F Super Hornet, а половину уже имеющихся F/A-18F на вооружении переконвертирует в самолёты РЭБ EA-18 Growler.

В октябре 2010 года ВВС Израиля договорились о закупке первой партии из 20 истребителей F-35 (96 млн долларов за самолёт, общая сумма сделки 2,75 млрд долларов). Израиль запросил от США разрешение на установку целого ряда дополнительных систем из собственных разработок в области авионики и вооружений на приобретаемые истребители. В конце сентября 2010 года, частичное разрешение на переоборудование было получено. При этом США поставили условие, что если Министерство обороны Израиля увеличит заказ на F-35, то ему будет разрешено применять на них еще большее число собственных систем и вооружений. В рамках проходящего согласование в Генеральном штабе ВС страны долгосрочного плана закупки вооружений, планируется приобретение ещё как минимум 20 истребителей, с тем, чтобы довести их количество до 40 единиц к 2020 году. Поставку истребителей в Израиль планируется начать во второй половине 2016 года, пересылая в Израиль первые два самолёта в рамках полуторагодового плана поставки истребителей первой эскадрильи F-35.

В конце июня 2011 года ВВС Израиля направили своих специалистов в США, где они возглавят группу, занимающуюся созданием израильской версии самолёта - F-35I. Информируется, что они будут работать вместе с представителями Пентагона и компании Lockheed Martin по вопросам, касающимся интеграции израильских технологий в истребитель пятого поколения. Израильские ВВС надеются получить от Пентагона разрешение на начало обучения своих пилотов ВВС раньше 2016 года, в то же время, когда и американские пилоты начнут обучение на новом истребителе.

20 ноября 2011 года первый «международный» F-35 (им оказался F-35B б/н BK-1 предназначенный для ВВС Великобритании) покинул сборочный цех. Его первый полёт планируется в ближайшие месяцы, а передача заказчику в 2012 году. В Англии самолёт будет эксплуатироваться как для финальных испытаний, так и для обучения лётного и технического личного состава.

25 февраля 2011 года впервые взлетел первый серийный F-35 - AF-6, а 6 мая первый серийный самолёт (им оказался следующий серийный - AF-7, AF-6 был передан неделей позднее) был передан ВВС США. Самолёт был приписан к авиабазе Эдвардс в Калифорнии (поставка истребителя, находящегося в разработке, в войска состоялась раньше принятия его на вооружение, на базе Эдвардс пилоты-испытатели ВВС будут проводить финальные испытания истребителя).

13 апреля 2012 года совершил первый полёт самолёт с серийным номером BK-1 - первая машина для Великобритании и первая для зарубежных партнёров вообще.
6 августа совершил первый полёт F-35A с серийным номером AN-1 - первый самолёт для Нидерландов и первая из «зарубежных» машин этой модификации.

Lockheed Martin ведёт финальную сборку машин четвёртой производственной серии - десять на начало декабря уже осуществили свои первые испытательные полёты. Информируется, что база ВВС США Эглин до конца 2012 года получит 20 серийных истребителей F-35 для обучения пилотов и наземного технического персонала.

19 июня 2013 года. Вице-президент концерна «Lockheed Martin» Стив О’Брайен заявил на авиасалоне в Ле-Бурже: «Израиль будет первой страной, после США, которая приобретет истребители нового поколения F-35». Первая партия истребителей нового поколения F-35 прибудет в Израиль уже в конце 2016 года.

Во время визита в США, в октябре 2014 года, министр обороны Израиля Моше Яалон договорился о закупке второй эскадрильи боевых самолётов пятого поколения F-35. Компания Lockheed Martin взяла на себя обязательство поставить Израилю ещё 25 истребителей F-35. Таким образом, общее число самолётов этого типа на вооружении ЦАХАЛа составит 44.
В начале марта 2015 года со сборочного конвейера в Италии сошёл первый собранный за пределами США истребитель F-35 Joint Strike Fighter. Самолёт, обозначенный как AL-1, стал первым из восьми машин, собранных на заводе FACO (Final Assembly and Check Out) вблизи авиабазы Камери (Северная Италия). Италия будет выполнять сборку своих F-35 (заказ 90 машин), а также истребителей этого типа, предназначенных для ВВС Нидерландов.

Стоимость

На создание самолёта на апрель 2011 года было затрачено свыше 56 млрд долл.
15 февраля 2012 года было объявлено о решении министерства обороны США отложить покупку в общей сложности 179 истребителей F-35. В тот же день Джампаоло Ди Паола, министр обороны Италии, объявил о планах сократить заказ с 131 до 90 F-35. По словам министра, Италия потратила на программу F-35 в общей сложности 2,5 млрд евро.

В ноябре 2014 года корпорация Lockheed Martin и министерство обороны США подписали контракт на поставку очередной партии самолётов F-35. Сумма сделки - 4,7 миллиарда долларов. Всего закуплено 43 самолёта, 29 из которых для американских ВВС. Остальные будут поставлены Израилю, Японии, Норвегии, Великобритании и Италии.

Средняя цена самолёта на 3,5% ниже, чем в предыдущем контракте и на 57% ниже, чем у первой партии. Один самолёт модификации A будет стоить 94,8 миллионов долларов, модификации B - 102 миллиона, модификации C для морской авиации - 115,7 миллионов. Все цены - не включая двигатель.

Одновременно подписан контракт с компанией Pratt & Whitney на поставку авиационных двигателей. Сумма соглашения составила 1,05 миллиарда долларов. Министерство обороны США полагает, что к 2019 году стоимость самолёта вместе с двигателем сократится до 80-85 миллионов долларов.

В 2015 ввод F-35 в техническую эксплуатацию был перенесён с 2015 на 2019 год из за проблем с орудием и программным обеспечением самолёта. Позднее информировалось, что проблемы будут решены без указания сроков, но срок ввода не изменится, что можно понимать и как ошибку в сроках создания ПО, и как возможность эксплуатации самолёта в незавершённой комплектации.

Конструкция

На F-35 применены многие технологические решения, отработанные на F-22 .
Обозначения серийных вариантов:

F-35A (со стандартным взлётом и посадкой);

F-35B (с коротким взлётом и вертикальной посадкой);

F-35C (взлёт с палубы авианосца при помощи катапульты, а посадка на палубу - с применением аэрофинишера).

Бортовая РЛС

На самолёте оборудована многофункциональная РЛС с АФАР AN/APG-81, эффективно действующая как по воздушным, так и по наземным целям.

Авионика

Радиолокационная станция с активной фазированной антенной решёткой AN/APG-81 производства Northrop Grumman Electronic Systems.
-AN/AAQ-37 - электронно-оптическая система (ЭОС) с распределённой апертурой (DAS), состоящая из 6 ИК датчиков, размещённых на фюзеляже c диапазоном обзора 360 градусов. Система позволяет:
-Обнаруживать групповые пуски баллистических ракет на дальности до 1300 км, сопровождать данные цели и выдавать целеуказание по каждой из них в автоматическом режиме.
-Выявлять иные наземные и воздушные цели
-Осуществлять навигацию при полёте в любое время суток
-Предупреждать о ракетной атаке самолёта
-Обнаруживать точки пуска ракеты, позиции работающей зенитной артиллерии
-Производить пуск ракеты воздух-воздух по цели, летящей за самолётом
-AAQ-40 - всенаправленная инфракрасная CCD-TV камера высокого разрешения, предназначенная для наблюдения и целеуказания. Она обеспечивает захват и сопровождения любых наземных, надводных и воздушных целей. Полностью пассивная, она может обнаруживать и сопровождать цели в автоматическом режиме и на большом расстоянии, а также сообщать о лазерном облучении самолёта.
-AN/ASQ-239 (Barracuda) - станция индивидуальных помех (РЭП)
-HMDS - Helmet-Mounted Display System. Нашлемная система целеуказания и индикации, возможно управление взглядом и поворотом головы.
-PCD - panoramic cockpit display, широкоформатный сенсорный дисплей отображения информации (50 на 20 сантиметров), также возможно управление голосом.

Каналы передачи данных

В качестве главного канала передачи данных в F-35 применяется MADL (Multifunction Advanced Data Link).
Данный широкополосный канал работает в Ku-диапазоне, с применением множества средств по повышению помехоустойчивости и защиты канала как псевдослучайная перестройка рабочей частоты (ППРЧ), направленный радиосигнал и т. п.

Шлем пилота

Это шлем, который разрешит пилотам реактивных истребителей будущего поколения «видеть через кабину» самолёта. Снаряжение создано специально для истребителя-бомбардировщика F-35 и в настоящее время тестируется научно-исследовательским отделом Министерства обороны Великобритании в Уилтшире.

Вместо обычного дисплея на приборной панели синтезированное компьютером изображение будет подаваться прямо на визоры пилота, снабжая его также подсказками, необходимыми для полёта, навигации и ведения боя. Принципиально новой технологией стала реализация возможности видения в инфракрасном диапазоне, то есть с помощью шлема пилот сможет видеть даже ночью. Шлем способен автоматически переключаться между видеорежимами. Фактически, самолёт сможет стать «прозрачным» для пилота. Также шлем является своеобразным командным центром: высокоточное целеуказание всего бортового оружия завязано на движения головы и глаз лётчика.

Пока сделан только опытный образец. Созданием модели занимаются британские компании Vision Systems International и Helmet Integrated Systems Limited.

Израильская компания Elbit Systems специализирующаяся в разработке и модернизации различных видов вооружений и её американский партнёр, компания Rockwell Collins, будут производить пилотские шлемы для истребителей F-35C. Шлемы будут добавлены в стандартную комплектацию самолётов с 2016 года.

Силовая установка

F-35A и F-35C оборудуются двигателем Pratt & Whitney F135, который является развитием двигателя F119, установленного на F-22. Двигатель для F-35B создан с участием Rolls-Royce Defence.

По утверждению производителя, благодаря этой установке и конструкции планера, полностью вооружённый F-35A с заполненными топливными баками, способен производить манёвры с перегрузкой в 9 g.

Крыло

Крылья для F-35 Lightning II будут выпускаться в Израиле на заводах IAI (Israel Aerospace Industry). Контракт с компанией Lockheed Martin Corporation будет заключён на 10-15 лет. Сумма контракта - 2,5 миллиарда долларов. IAI уже приступила к организации конвейера для сборки крыльев F-35. К 2016 году на долю израильских производителей будет приходиться треть от общего числа производимых в мире крыльев для F-35. Речь идет примерно о восьмистах единицах в год.

Бесфорсажный сверхзвуковой полёт

Согласно формально заявленным характеристикам, F-35 не имеет возможности крейсерского полёта на сверхзвуковых скоростях без применения форсажа. Однако по утверждению вицепрезидента Lockheed Martin Стивена О’Брайена, истребитель может оосуществлять полёт со скоростью, соответствующей M=1,2 (т. е. в 1,2 раза превышающей скорость звука), на протяжении примерно 240 км без включения форсажной камеры.

Вертикальный взлёт и посадка

Вариант истребителя с коротким взлётом и вертикальной посадкой (СВП) F-35B, предназначенный для базирования на авианесущих кораблях не оборудованных катапультами (лёгких авианосцах, крупных десантных кораблях), может осуществлять и вертикальный взлёт.

Для этого сопло двигателя F-35B поворачивается вниз на 95 град., а за кабиной пилота вертикально установленный и связанный с главным двигателем жесткой передачей вентилятор создает подъёмную тягу. В крейсерском полёте подъёмный вентилятор останавливается и закрывается створками. Управление по рысканию во время зависания обеспечивают дополнительные сопла двигателя, способные отклоняться влево и вправо. Для управления по крену в каждой консоли крыла имеются дополнительные сопла, питающиеся от основного двигателя. Тангаж изменяется разнотягом подъёмного вентилятора и двигателя.

Положение самолёта во время зависания полностью контролируется бортовым компьютером. Это позволяет значительно упростить управление самолётом в сравнении с аналогами. Кроме того, в аварийной ситуации компьютер может принять решение о катапультировании гораздо раньше пилота.

Вертикальная тяга позволяет F-35B при малой боевой нагрузке и неполных топливных баках вертикально взлетать и садиться. При большей нагрузке вертикальной тяги для осуществления взлёта недостаточно и взлёт происходит с небольшим разбегом (т. н. укороченный взлёт). Также может осуществляться и посадка. На практике из-за расхода топлива в полёте взлётная масса самолёта оказывается значительно больше посадочной. Поэтому, как правило, взлёт выполняется укороченным, а посадка вертикальной. Ввиду этого самолёты подобные F-35B называют в англоязычной литературе Short Take-Off and Vertical Landing (STOVL) aircraft - самолёт с коротким взлётом и вертикальной посадкой. Однако, в русском языке сокращение «СКВВП» не применяется, а близкое Самолёт укороченного взлёта и посадки обозначает лёгкие, в основном сельскохозяйственные и пассажирские, самолёты предназначенные для эксплуатации с неподготовленных площадок. Как следствие, F-35B в русскоязычных статьях зачастую называют СВВП.

Конструкция сопла F-35B во многом повторяет сопло Як-141. Это объясняется сотрудничеством фирмы Lockheed Martin и КБ Яковлева в 90-е.

Авианосное базирование

Отличительными особенностями F-35C, по сравнению с вариантами F-35A (со стандартным взлётом и посадкой) и F-35B (с коротким взлётом и вертикальной посадкой), является то, что взлёт истребителя производится с помощью катапульты, а посадка на палубу авианосца - с применением аэрофинишера.

Аэрофинишёр - устройство, состоящее из специального толстого стального троса, натянутого поперёк посадочной палубы авианосца, концы которого намотаны на расположенные под палубой тормозные барабаны, оборудованные мощными гидравлическими тормозами, рассеивающими кинетическую энергию садящегося самолёта, благодаря чему пробег на посадке удаётся уменьшить до размеров посадочной палубы.

В связи с повышенными нагрузками, внутренняя конструкция F-35C упрочнена. Хвостовая часть самолёта содержит элементы, выполненные из титана.

Первый полёт самолёта F-35C произошёл в 2009 году. По сравнению с другими вариантами, F-35C имеет на 30% большую площадь крыла, увеличенную площадь хвостового оперения и поверхностей управления, оборудован концевыми элеронами для обеспечения высокой управляемости при малых скоростях посадки на палубу авианосца.

3 ноября 2014 года во время хода программы испытаний один из опытных образцов F-35C впервые осуществил посадку на палубу авианосца CVN 68 Nimitz. Посадку с полноценным зацеплением за аэрофинишер авианосца совершил третий прототип F-35C (борт CF-3), за ним на палубу Nimitz сел пятый лётный прототип F-35C (борт CF-5)).

Вооружение

F-35 обладает широкой номенклатурой вооружения. Таких как ракеты класса воздух-воздух AIM-9 Sidewinder, AIM-132 ASRAAM и AIM-120 AMRAAM, а также крылатые ракеты Storm Shadow и AGM-158 JASSM. Входят в номенклатуру и корректируемые бомбы JDAM весом до 910 кг, кластерные бомбы CBU-103, -104 и -105 WCMD (Wind-Corrected Munitions Dispencer), управляемые авиационные бомбы AGM-154 Joint Standoff Weapon и противотанковые ракеты Brimstone.

В дополнение к базовым требованиям, Норвегия и Австралия финансируют работы по приспособлению к F-35 перспективной противокорабельной ракеты Naval Strike Missile (NSM), которая получит название Joint Strike Missile (JSM).

По утверждению производителя, F-35 способен запускать ракеты и корректируемые бомбы из внутренних отсеков на максимальных сверхзвуковых скоростях.

Ядерное оружие

К 2017 году, по достижении уровня развития ПО и БРЭО block 4, F-35 планируется вооружить тактической ядерной бомбой B61.

Самолёт будет иметь возможность нести два боеприпаса мощностью от 0,3 до 340 кТ в тротиловом эквиваленте на внутренней подвеске. Сначала данное требование было предъявлено только к F-35A, четких сведений о других модификациях по этому вопросу нет. F-35A заменит в качестве главного носителя тактического ядерного оружия НАТО истребитель F-16 .

Пушечная установка

Специально для истребителя-бомбардировщика F-35 фирмой General Dynamics спроектирована авиационная четырёхствольная пушка GAU-22/A калибра 25 мм. Данное орудие является глубокой модернизацией пушки GAU-12, экспплуатируемой на самолётах AV-8 Harrier II. Наиболее заметное отличие - уменьшение количества стволов с пяти до четырёх, что позволило значительно уменьшить массу - примерно на 20 кг, уменьшить объём занимаемый орудием на 20 % и повысить точность.

На модификации F-35A орудие будет размещено внутри самолёта, над и чуть позади левого воздухозаборника, боекомплект составит 180 снарядов.

Для модификаций F-35B и F-35C создан подвесной контейнер с боекомплектом 220 снарядов, монтирующийся под фюзеляжем, в задней части. При проектировании контейнера применялись технологии понижения заметности.

ТТХ

Технические характеристики

Экипаж: 1 человек
-Длина:
-F-35A: 15,57 м
-F-35B: 15,57 м
-F-35C: 15,67 м
-Размах крыла:
-F-35A: 10,67 м
-F-35B: 10,67 м
-F-35C: 13,11 м
-Высота:
-F-35A: 4,38 м
-F-35B: 4,36 м
-F-35C: 4,48 м
-Площадь крыла:
-F-35A: 42,7 м2
-F-35B: 42,7 м2
-F-35C: 58,3 м2
-Масса:
-пустого:
-F-35A: 13290 кг
-F-35B: 14650 кг
-F-35C: 15785 кг
-нормальная взлётная масса:
-F-35A: 24350 кг
-F-35B: 22240 кг
-F-35C: 25896 кг
-максимальная взлётная масса:
-F-35A: около 29100 кг
-F-35B: около 27215 кг
-F-35C: около 30320 кг
-масса топлива:
-F-35A: 8278 кг
-F-35B: 6125 кг
-F-35C: 8960 кг

Двигатель:
-тип двигателя: турбореактивный двухконтурный с форсажной камерой
-модель: «Pratt & Whitney F135-100/400/600» (для F-35A, F-35B и F-35C соответственно)
-тяга:
-максимальная: 1 х 13000 кгс
-на форсаже: 1 х 19500 кгс (демонстрировалась работа двигателя с тягой до 22700 кгс)

Лётные характеристики

Максимальная скорость: около 1700 км/ч (около 1056 миль в час или М=1,6 с полным вооружением во внутренних отсеках) М=1,2 без включения форсажной камеры
-Крейсерская скорость: 850 км/ч (М=0,8)
-Дальность полёта:
-максимальная:
-F-35A: 2200 км
-F-35B: 1670 км
-F-35C: 2520 км
-Боевой радиус действия без ПТБ и дозаправки в воздухе
-F-35A: 1080 км
-F-35B: 865 км
-F-35C: 1140 км
-Продолжительность полёта: 2,6 ч
-Практический потолок: 18200 м
-Скороподъёмность на уровне моря: прим. 240 м/с
-Максимальная эксплуатационная перегрузка:
-F-35A: +9 G
-F-35B: +7 G
-F-35C: +7,5 G
-Нагрузка на крыло:

-F-35A: 569 кг/м2
-F-35B: 520 кг/м2
-F-35C: 606 кг/м2

-F-35A: 744 кг/м2
-F-35B: 632 кг/м2
-F-35C: 744 кг/м2
-Тяговооружённость:
-при боевой массе (50% топлива):
-F-35A: 1,07
-F-35B: 1,04
-F-35C: 0,91
-при нормальной взлётной массе:
-F-35A: 0,74
-F-35B: 0,81
-F-35C: 0,70
-при максимальной взлётной массе:
-F-35A: 0,57
-F-35B: 0,67
-F-35C: 0,57

Вооружение

Пушечное:
-F-35A: 1 х 25-мм встроенная авиационная четырёхствольная пушка General Dynamics GAU-22/A Equalizer с 180 снарядами
-F-35B: 1 х 25-мм авиационная пушка General Dynamics GAU-22/A Equalizer в подвесном контейнере с 220 снарядами
-F-35C: 1 х 25-мм авиационная пушка General Dynamics GAU-22/A Equalizer в подвесном контейнере с 220 снарядами
-Боевая нагрузка:
-F-35A: >9100 кг
-F-35B: >9100 кг
-F-35C: >9100 кг
-Точки подвески:
-внутренних: 4
-внешних: 6
-Ракетное вооружение:
-УРВВ: AIM-120 AMRAAM, AIM-132 ASRAAM, AIM-9X Sidewinder, IRIS-T
-УРВП: AGM-154 JSW, AGM-158 JASSM

США Страна разработки

История эксплуатации

Общие проектные данные

Двигатель

Лётно-тактические характеристики

Вооружение

стрелково-пушечное

  • F-35A: 1 × 25-мм четырёхствольная пушка General Dynamics GAU-22/A Equalizer с 180 снарядами;
  • F-35B: 1 × 25-мм пушка General Dynamics GAU-22/A Equalizer с 220 снарядами;
  • F-35C: 1 × 25-мм пушка General Dynamics GAU-22/A Equalizer с 220 снарядами.

бомбовое

  • до 9100 кг на 4х внутренних подвесах и 6 внешних.

Проекции самолета F-35 Lightning II

Lockheed Martin F-35 Lightning II (англ. Lockheed Martin F-35 Lightning II, рус. «Локхид-Мартин» Ф-35 «Молния» II)- представитель семейства одноместных всепогодных многоцелевых стелс самолетов будущего. Представленных программой JSF (англ. Joint Strike Fighter, единый ударный истребитель) проходит сейчас тестирование и необходимую доработку. Этот новейший боевой самолет пятого поколения предназначен для выполнения штурмовых, разведывательных и противовоздушных задач. F-35 имеет три основные модели: F-35A наземный вариант с обычным взлетом и посадкой (CTOL), F-35B для взлета с коротких полос и вертикальной посадкой (STOVL), и вариант F-35C палубного размещения на основе Catapult Assisted Take-Off Barrier Arrested Recovery (CATOBAR).

История создания и первое производство

F-35 является закономерной эволюцией экспериментального X-35, дизайн которого который был разработан в рамках программы Joint Strike Fighter (JSF). В настоящее время производящийся и дорабатывающийся Lockheed Martin командой из подразделения военно космической промышленности. Сама программа JSF была разработана чтобы заменить американских военные самолеты F-16, A-10, AV-8B, F/A-18 (за исключением нового E/F "Super Hornet"), и в целом определить облик самолета будущего. Так же чтобы сократить стоимость разработки, производства и эксплуатационных затрат, общий дизайн был запланирован в трех вариантах, имеющих 80% взаимозаменяющихся частей:

  • F-35A , наземный вариант с обычным взлетом и посадкой (CTOL).
  • F-35B , вариант для взлета с коротких полос и вертикальной посадкой (STOVL).
  • F-35C , палубная версия CATOBAR (CV).

16 ноября 1996 года бы объявлен конкурс на разработку многоцелевого ударного истребителя нового поколения (JSF). Который в октябре 2001 года выиграл Lockheed Martin, с новейшим дизайном X-35, отобрав контракт у Boening (X-32). Хотя оба самолета легко достигли а местами даже превысили требования, X-35 бы принят как более перспективный с меньшими рисками и большим потенциалом модернизации. На все дальнейшие разработки Lockheed Martin было присвоено самолету новое название F-35. В 2006 году George Standridge предсказал, что F-35 будет в четыре раза более эффективен, чем любой истребитель в воздушном бой, в восемь раз более эффективен в против наземных целей, и в три раза более эффективен в разведке и подавлении противовоздушной обороны. Имея про этом большую дальность и требуя меньшее материально-техническое обеспечение вкупе с более низкой ценой, дешевым обслуживанием и даже более легким обучением пилотов. А дизайн заложенный в F-35 должен был служить вплоть до 2040. 9 декабря 2008 года, Lockheed Martin выкатила первый экспериментальный образец F-35A, названный AF-1. Это был первый F-35 построен полным циклом производства на котором уже в будущем с 2010 года будут собираться F-35As.

Стоимость и проблемы проекта

Программа пережила F-35 целую серию перераспределений бюджета удорожаний и задержек производства. Начиная с 2006 года начались первые проблемы с бюджетом, например чрезмерный параллелизм и большое кол-во изготовителей частей намного большей стоимости первых нескольких сотен F-35. К тому же многочисленный переоборудования и модификации внутренних узлов в рамках доводки первой серии еще больше взвинчивали производство. В ноябре 2010, GAO обнаружили, что внесение даже небольших изменений в истребитель заставляло менять целые сборочные линии у множества поставщиков. И небольшая ошибка одного из них приводила к огромным затратам.

Примерная схема общих взаимозаменяемых деталей F-35 (A/B/C).

21 апреля 2009 года, СМИ со ссылкой на источники в Пентагоне, сказали, что в течение 2007 и 2008, шпионы украли несколько терабайтов данных касающихся дизайна и электронной системы F-35. Что привело к огромному ущербу в стоимости и развитии систем. Lockheed Martin пришлось отклонить те решения в конструкции которые были скомпрометирован.

9 ноября 2009 года, Эштон Картер, заместитель министра обороны по закупкам, технологиям и логистике, признал, что в Пентагоне команда по оценке (JET) должна будет пересмотреть бюджет, что компенсировать вырисовывающиеся отклонения, и они сделают все возможное что бы их уменьшить.

11 марта 2010 года, отчет от Government Accountability Office Комитета Сената США по вооружённым силам, прогнозирует общую стоимость одного F-35A в районе $ 113 млн. Пентагон сообщил, что программа F-35 превысил свои первоначальные сметы по стомости более чем на 50 процентов. Внутренний доклад гласил о критических изменениях в проекте, JSF теперь не говорится, что высокая доступность и небольшие расходы являются основным приоритетом. Доклад настаивает, что F-35 станет "основным американский истребителем противовоздушного боя", и период разработки должен быть расширен на дополнительные 13 месяцев а бюджет увеличен еще на 3 млрд.

В ноябре 2010 года в рамках мер по сокращению расходов, сопредседатели Национальной комиссии по бюджетной ответственности и реформе предложили отменить модицикацию F-35B. Air Magazine группа сообщила, что "чиновники Пентагона" рассматривают вариант отказа от F-35B, потому что его малая дальность не позволит раскрыть всех преимуществ малой заметности. Консультант Lockheed Martin Loren B. Thompson сказал, что этот слух был результатом обычной напряженности в отношениях между ВМС США и Корпуса морской пехоты, и нет никакой альтернативы F-35B заменяющему AV-8B Harrier II.

В мае 2011 года, Пентагон заявил что новая цена в 133 млн не доспутима. Япония предупредила, что это может остановить их от покупки, рост дальнейшей цены не допустим. Канада так же обьявила что задумается, если цена буде дальше расти. По прогнозам США стоимость разработки уже достигла 323 млрд что делает ее самой дорогой за всю историю. В 2012 году общая стоимость жизненного цикла F-35 была оценена в $ 1,51 трлн. Чтобы уменьшить эту высокую стоимость жизненного цикла в течение 50- год жизни, ВВС США рассматривает снижение роли корпорации Lockheed Martin и поиск новых подрядчиков.

В 2012 году во избежание дальнейшего задержки и перепроектирования, МО США приняло уменьшенный радиус действия для F-35A и более длительный разбег для F-35B. Так же по оценкам радиус F-35B снизился на 15 процентов. на встрече в Сиднее в марте Соединенные Штаты обязались, что задержек программы больше не будет.

В 2013 году Lockheed Martin начал увольнять рабочих на заводе Форт-Уэрт, где были собраны первые F-35s. Они сказали что это необходимо для уменьшения расхордов на постройку самолетов. Пентагон пообещал продолжить финансирование программы насколько если это возможно. По состоянию на 2014, программное обеспечение является основным приоритетом разработки для F-35.

В июле 2013 года, было заявлено о новых задержках из за программного обеспечения и работы датчиков.

В 2014 году стоимость самолета опустился ниже 100 млн в первый раз, и ВВС ожидается и дальнейшего падения затрат.

Отчет 2014 Дж Майкл Гилмор заявил, что новые задержки программного обеспечения могут отодвинуть работы по проекту еще на 13 месяцев. }