Тяжелый атомный ракетный крейсер адмирал нахимов. Тяжелый атомный крейсер «Адмирал Нахимов»: когда взлетит «Орлан. Тяжелый атомный крейсер «Адмирал Нахимов»: описание корабля

26.06.2019 Снилс

Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов», проходящий ремонт и модернизацию на ПО «Севмаш» в Северодвинске, октябрь 2018 года. Слева виден строящийся плавучий док.

  • Фото из открытых источников
  • Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов», проходящий ремонт и модернизацию на ПО «Севмаш» в Северодвинске, 30 января 2018 года. Корпус корабля очищен и загрунтован.

    Поскольку в новой госпрограме вооружения основной упор делается на строительство кораблей ближней морской зоны, а также стратегических ракетоносцев и многоцелевых АПЛ, то в ближайшие десять лет, по всей видимости, не стоит рассчитывать ни на увеличение количества кораблей дальней морской и океанской зоны, ни на существенное обновление корабельного состава в этом классе.

    В связи с этим особую важность приобретают работы по ремонту и модернизации кораблей еще советской постройки. В целом можно сказать, что текущий ремонт и техобслуживание кораблей организованы очень хорошо, благодаря чему наш флот может похвастаться высоким уровнем боеготовности: так, на Северном Флоте из 10 крупных кораблей боеготово 7, на Дальнем Востоке боеготово 5 кораблей из 9, на Черном море — боеготово 4 корабля из 6, и только на балтике — 1 корабль из 3. Итого 17 кораблей из 28, или порядка 60%. Это где-то на уровне бундесмарине или Франции, и лучше, чем у Великобританнии (где все эсминцы пр. 45 находятся в ремонте или резерве).

    Из оставшихся 11 кораблей 1 (СКР Черноморского флота «Сметливый») находится в текущем ремонте, 1 (крейсер «Москва» Черноморского флота) ожидает ремонта, еще 4 корабля (БПК «Адмирал Харламов» Северного флота, а также крейсер «Адмирал Лазарев» и эсминцы «Бурный» и «Безбоязненнный» Тихоокеанского флота) находятся в резерве 2 категории или на консервации.

    Таким образом, в долгосрочном ремонте находится 5 кораблей, причем некоторые из них модернизируются — это крейсер «Адмирал Нахимов» и БПК «Адмирал Чабаненко» Северного флота, БПК «Маршал Шапошников» Тихоокеанского флота" и Эсминец «Настойчивый» и сторожевой корабль «Неустрашимый» Балтийского флота.

    Я попытался собрать актуальную информацию по этим кораблям.

    1. Атомный крейсер пр. 1144 «Адмирал Нахимов» (СФ).


  • Фото из открытых источников

  • i.ytimg.com
  • Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» планируется передать после модернизации флоту в 2021 году, сообщил «Интерфаксу» президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). «Рассчитываем на 2021 год. Будем стараться», — сказал президент ОСК. На вопрос о планах строительства новых тяжелых крейсеров глава ОСК ответил: «Это определяют военные. Что будет заложено в ГПВ (новую государственную программу вооружения), то и будет». Крейсер «Адмирал Нахимов» в настоящее время проходит глубокую модернизацию. 1 декабря командующий Северным флотом России адмирал заявил: «Адмирал Нахимов» в плановом порядке мы в 2020-х годах получаем. «Адмирал Нахимов» поменяет «Петра Великого», «Петр Великий» встанет на ремонт".

  • Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» в наливном бассейне ПО «Севмаш», май 2017 года. Обратите внимание — над местом установки УКСК натянут тент.

  • Фото из открытых источников
  • Монтаж новой верхней палубы с вырезами для универсальных вертикальных пусковых установок на тяжёлом атомном ракетном крейсере «Адмирал Нахимов», проходящем ремонт и модернизацию на ПО «Севмаш» в Северодвинске. Первая секция палубы уже установлена:


  • На Севмаше введен в эксплуатацию 128-метровый портальный кран «Витязь» отечественного производства. Многотонный гигант будет доставлять грузы на проходящий модернизацию тяжёлый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» проекта 11442М.

    «Витязь» стал одним из самых высоких объектов Севмаша, он установлен в наливном бассейне предприятия. Для завода это уникальное оборудование, причем не только по своим размерам, но и по функциям. На вылете 40 метров стрела крана может поднимать груз весом не менее 60 тонн, а в связке с другими кранами он способен доставлять на борт корабля крупногабаритное оборудование весом до ста тонн. Как утверждают специалисты, благодаря «Витязю» будут ускорены ремонтные работы на корабле. Кран был приобретен по программе техперевооружения. На предприятии успешно проведены его испытания и кран уже выполняет свои задачи. Также специалисты Севмаша для погрузки и выгрузки оборудования с корабля готовят оснастку — лебедки, роликовые дорожки, талрепы. В помощь «Витязю» установлен строительный десятитонный башенный кран, к ремонту корабля привлечены и имеющиеся на предприятии автокраны.

  • Модернизация «Адмирал Нахимов» идёт полным ходом!!!

    наши друзья СЕВМАШ залили свежий выпуск

    Северодвинск. Производственное объединение «Севмаш», осень 2008 и лето 2015 года:

    Обратите внимание на отремонтированную и удлинённую плиту с вытяжными путями, которую при необходимости можно использовать в качестве стапеля!

    Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» проекта 11442 в наливном бассейне ОАО Производственное объединение «Северное машиносттроительное предприятие» в Северодвинске, где корабль проходит ремонт модернизацию. Установленные леса, краны, выполняется очистка корпуса, завершается демонтаж оборудования, развернуты корпусные работы, включающие ремонт подводной части корабля. Крейсер был введен в наливной бассейн 24 октября 2014 года.


  • 24 октября тяжёлый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» проекта 11442 заведён в наливной бассейн ОАО «ПО «Севмаш» для ремонта и модернизации:
    Для перевода крейсера через ворота батопорта, которые отделяют наливной бассейн от заводской акватории, для уменьшения осадки были использованы специальные понтоны:


  • ОАО «ПО «Севмаш» завершил строительство первого понтона для перевода крейсера «Адмирал Нахимов» через ворота батопорт. Об этом сообщает пресс-служба «Севмаша».


  • Порядок работ


    «Разговоры о модернизации «Нахимова» идут уже давно – как минимум лет 10. Но реально к этому вопросу вернулись примерно года четыре назад»

    В России начаты работы по ремонту и глубокой модернизации тяжелого атомного ракетного крейсера (ТАРКР) проекта 11442 «Адмирал Нахимов». Сам контракт был подписан минувшим летом. Работы продлятся четыре года и завершатся в 2018 году.

    Разговоры о модернизации «Нахимова» идут уже давно – как минимум лет 10. Но реально к этому вопросу вернулись примерно года четыре назад, когда составлялась Государственная программа вооружения на период до 2020 года (ГПВ-2020), в которой на данные работы были предусмотрены средства. Работы по выпуску проектной документации начаты Северным ПКБ в 2012 году, а через год был заключен и контракт на модернизацию корабля до проекта 11442М.

    На Севмаше завершено строительство первого понтона для перевода крейсера "Адмирал Нахимов" через ворота батопорта.


    Работы начались в ноябре прошлого года, информирует пресс-служба ОАО "ПО "Севмаш". Сейчас изделие проходит испытания. Понтон необходимо проверить на герметичность наддувом воздуха. Испытания продлятся до конца недели. А в цехе уже идет работа по изготовлению следующих понтонов.

    Всего для перевода крейсера в наливной бассейн потребуется четыре таких изделия, каждое из которых 54 метра в длину и 8, 5 метров в высоту. Устанавливать будут с каждого борта корабля по два понтона. Их задача приподнять крейсер, чтобы обеспечить проход через порог батопорта в наливной бассейн предприятия для постановки на твердое основание и дальнейшего ремонта. Закончить работы по изготовлению понтонов планируется к осени.

    На тяжелом атомном ракетном крейсере «Адмирал Нахимов», который проходит на Севмаше ремонт и модернизацию, начались активные работы. Напомним, крейсер долгое время стоял у причальной стенки предприятия в ожидании своей судьбы.


    График работ на 2014 год уже составлен. Технический проект готовит ОАО «Северное ПКБ». Модернизация крейсера "Адмирал Нахимов" началась с демонтажа крупногабаритного оборудования и систем, которые подлежат замене и ремонту. Это позволит уменьшить вес конструкции, что облегчит перевод от причальной стенки в наливной бассейн предприятия. В данный момент в одном из цехов предприятия идут работы по изготовлению понтонов специально для перевода «Адмирала Нахимова» через порог батопорта. Эта операция - основная задача 2014. Перед ней необходимо подготовить корабль, в том числе перевести крейсер со штатного питания на технологическое (ТОС). Работы планируются на весну 2014 года.


    Севмаш заключил контракт с Министерством обороны РФ на ремонт и модернизацию тяжёлого атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов».

    Документ подписан заместителем Министра обороны РФ Юрием Борисовым и генеральным директором ОАО «ПО «Севмаш» Михаилом Будниченко. Тактико-техническое задание по модернизации крейсера «Адмирал Нахимов» утвердил Министр обороны РФ Сергей Шойгу .

    Продолжим тему судостроительных предприятий России! Предлагаю Вашему вниманию второй фотообзор, посвящённый крупнейшему судостроительному центру нашей страны - Производственному объединению «Севмаш». В связи с режимностью объекта фотографий из стапельных цехов нет, а вдоль достроечной стенки мы погуляем!

    8 фото!

    Атомные ракетные крейсеры проекта 1144 «Орлан» в течение ближайших десяти лет будут модернизированы и возвращены в боевой состав ВМФ России, сообщает РИА Новости со ссылкой на представителя главного штаба ВМФ. Речь идет о крейсерах «Адмирал Нахимов», «Адмирал Лазарев» и «Адмирал Ушаков». Они будут модернизированы по типу «Петра Великого», единственного корабля проекта «Орлан», стоящего на вооружении России.

    «Калинин»

    Исторические данные

    Общие данные

    ЭУ

    реал

    док

    Бронирование

    Вооружение

    Главный ударный комплекс

    • 20 х 1 - ПУ ПКРК 3К45 «Гранит».

    Зенитное вооружение

    • 12 х 1 - ПУ ЗРК 3М41 С-300Ф «Форт»;
    • 2 х 2 - ПУ ЗРК 4К33 «Оса-МА»;
    • 6 х 2 ПУ ЗРАК 3М87 «Кортик».

    Артиллерийское вооружение

    Противолодочное вооружение

    Однотипные корабли

    «Калинин» - тяжёлый атомный ракетный крейсер (ТАРКР) проекта 11442 . 30 декабря 1988 года вступил в строй советского ВМФ и был включён в состав . 22 апреля 1992 года переименован в «Адмирал Нахимов» . В связи с отсутствием у ВМФ России средств со второй половины 1990-х годов был выведен в резерв. С 2014 года на предприятии «Севмаш» приступили к капитальному ремонту и модернизации крейсера; планировалось вновь ввести его в строй в 2018 году, но впоследствии срок окончания работ перенесли на 2019-2020 год.

    Общие сведения

    Атомный ракетный крейсер «Калинин» стал последним кораблём своего типа , который успели достроить до раздела Советского Союза и обвального сокращения оборонных расходов. По классификации НАТО эти корабли обозначаются как «линейные крейсера класса Киров» (англ. Kirov-class battlecruiser), что подчёркивает их исключительные размеры и мощнейшее вооружение. Появление даже одного такого корабля на любом морском театре способно существенно изменить соотношение сил.

    После раздела СССР содержание подобных кораблей стало слишком дорогим для постоянно сокращающегося флота РФ; немногие поступающие средства были направлены на достройку и поддержание в строю последнего корабля серии - «Петра Великого» , тем временем три его систершипа пришли в негодность. В 1997 году переименованный в «Адмирала Нахимова» крейсер совершил последний на сегодня переход своим ходом в Северодвинск для постановки в судоремонтный завод с целью проведения среднего ремонта, но фактически ремонт в течение нескольких лет не был даже начат, так что дальнейшая судьба корабля оставалась неопределённой вплоть до 2012 года. В конечном итоге крейсер было решено восстановить с модернизацией по проекту 11442М.

    Постройка и испытания

    Атомный крейсер «Калинин» в достройке на Балтийском заводе, 1988 год

    17 мая 1983 года на Балтийском заводе в городе Ленинграде был заложен третий корабль проекта 1144 - тяжёлый атомный ракетный крейсер «Калинин». Это название было присвоено кораблю в честь лёгкого крейсера «Калинин» Краснознамённого Тихоокеанского флота. Тот, в свою очередь, был назван в честь советского государственного деятеля Михаила Ивановича Калинина (1875-1946). Во время строительства кораблю был присвоен заводской №802.

    16 октября 1988 года достроенный крейсер вышел с завода на ходовые испытания в Балтийское море. За время испытаний ракетный крейсер «Калинин» прошёл 5000 миль.

    В конце 1988 года для завершения испытаний «Калинин» перешёл на Север, и 30 декабря 1988 года Балтийский завод передал флоту новый тяжёлый атомный ракетный крейсер. Вместе с однотипным «Кировым» ТАРКР «Калинин» был включён в состав 120-й бригады ракетных кораблей Краснознамённого Северного флота СССР, тем самым существенно усилив боевые возможности бригады.

    Особенности конструкции

    В целом тяжёлый атомный ракетный крейсер «Калинин» повторяет по конструкции предыдущие проекта 1144 , но с рядом важных усовершенствований по вооружению и оборудованию. Следует отметить, что головной корабль этого проекта ещё находился на стапеле, когда для следующего был разработан усовершенствованный проект 11442 . В нём ряд образцов вооружения и оборудования был заменён новейшими системами, разрабатываемыми к тому времени: ЗРК «Кинжал» вместо «Оса-МА», зенитно-артиллерийский комплекс «Кортик» вместо башенных 30-мм шестиствольных автоматов, противолодочный комплекс «Водопад» вместо «Метели», спаренная 130-мм универсальная установка АК-130 вместо двух одноорудийных 100-мм башен АК-100, реактивные бомбомёты РБУ-12000 вместо РБУ-6000. Предполагалось все следующие после «Кирова» корабли этого типа строить по улучшенному проекту. Однако фактически, ввиду неготовности к серийному производству всех намеченных образцов вооружения, пришлось корректировать проект 11442 для каждого строящегося крейсера индивидуально. Корректировки частично возвращали более старые (аналогичные установленным на головном «Кирове») типы оружия и РЛС в тех случаях, когда промышленность ещё не была готова поставить новые. В результате получилось, что к техническому проекту 11442 оказался наиболее близок последний корабль серии - «Пётр Великий» . Однотипные «Фрунзе» и «Калинин» по составу вооружения заняли промежуточное положение между головным «Кировым» и заключительным «Петром Великим».

    Особенности вооружения ТАРКР проекта 11442

    В частности, «Калинин» отличается от головного корабля установкой универсальной артиллерии в виде одной двухорудийной 130-мм башни АК-130 . Вместо шестиствольных реактивных бомбомётов РБУ-1000 «Смерч-3» по бортам от надстройки «Калинина» были установлены десятиствольные установки РБУ-12000 противоторпедного комплекса «Удав-1». Функции зенитной артиллерии ближнего действия вместо восьми шестиствольных 30-мм автоматов АК-630 на «Калинине» были возложены на шесть новейших установок зенитных ракетно-артиллерийских комплексов (ЗРАК) «Кортик», на каждой из которых смонтировано по два 30-мм шестиствольных автомата АО-18 с суммарной скорострельностью 10 тысяч выстрелов в минуту и два блока по четыре пусковых установки зенитных ракет 9М311.

    Также на «Калинине» был установлен усовершенствованный вариант комплекса С-300Ф «Форт», способный применять более новые ракеты 48Н6 наряду с 5В55РМ, которыми вооружался комплекс в базовой версии. Обновлённый «Форт» был унифицирован с наземным зенитно-ракетным комплексом С-300ПМ. Так как ракета 48Н6 была крупнее по габаритам (длиннее), чем ЗУР 5В55РМ - для неё была доработана пусковая установка Б-203А. Новые ракеты 48Н6, первые сведения о которых были опубликованы в 1990 году, могли поражать цели с максимальной скоростью до 1800 м/с (против 1300 м/с для 5В55РМ), вес боевой части возрос от 130 до 150 кг, дальняя граница зоны поражения расширена до 93 км ), а максимальная высота - до 27 км. Новые ракеты, как и предыдущие версии 5В55РМ, используют активный метод наведения (через РЛС ракеты) и могут перехватывать, помимо аэродинамических целей, и летящие в атмосфере баллистические ракеты противника. Оба корабельных ЗРК могут включать инфракрасную систему наведения для уменьшения уязвимости от помех. Зенитная ракета 48Н6 при необходимости может быть использована и по надводной цели, в том числе за пределами обнаружения корабельными локаторами.

    Имевшийся на головном «Кирове» противолодочный комплекс «Метель» на всех крейсерах проекта 11442 был заменён более новым «Водопад». В отличие от «Метели», «Водопаду» не требуется отдельная пусковая установка - его более компактные ракето-торпеды заряжаются в стандартные торпедные аппараты.

    Радиотехническое вооружение крейсера было также существенно обновлено по сравнению с головным «Кировым» и включало в себя:

    • РЛК МР-800 «Флаг» в составе РЛС МР-600 «Восход» и РЛС МР-750 «Фрегат-МА»;
    • 2 НРЛС МР-212/201 «Вайгач-У»;
    • ГАК МГК-355 «Полином»;
    • комплексы РЭБ МП-503 «Кантата-М», МП-407 «Старт-2», системы постановки помех ПК-2М (4х2 140-мм ПУ) и ПК-10 (8х10 122-мм ПУ);
    • БИУС «Лесоруб-44»;
    • МКРЦ «Коралл-БН».

    Модернизации и переоборудования

    Вариант модернизации ТАРКР «Адмирал Нахимов» по проекту 11442М (цветом выделены новые системы вооружения и радиоэлектронного оборудования, заменяющие штатные образцы)

    После раздела СССР первые три крейсера серии, как и большинство других крупных кораблей бывшего советского ВМФ, в связи с отсутствием средств были выведены в резерв. В 1999 году крейсера «Адмирал Ушаков» и «Адмирал Нахимов» были приведены на судоремонтные заводы для ремонта и повторного ввода в строй, но фактическое начало работ постоянно откладывалось. В начале 2000-х годов несколько раз принимались решения как о восстановлении, так и об утилизации (то есть разборке на металл) атомных крейсеров, но даже на их утилизацию у флота не было денег. К 2012 году всё-таки приняли решение о восстановлении самого нового из стоящих в резерве ТАРКР - «Адмирала Нахимова». Восстановление крейсера было решено совместить с его глубокой модернизацией, поскольку со времени достройки корабля прошло уже свыше 20 лет, в течение которых появился ряд новых перспективных образцов вооружения и радиоэлектронного оборудования.

    Проект модернизации составляло Северное проектно-конструкторское бюро (г. Санкт-Петербург) - ранее именно в этом ПКБ был разработан проект 11442, по которому строили ТАРКР «Калинин». При модернизации почти полностью обновляется состав бортовых РЛС и в значительной мере пересматривается вооружение. Взамен главного ударного комплекса предполагается смонтировать в корпусе вертикальные пусковые установки универсального типа, позволяющие запускать крылатые ракеты «Калибр», П-800 «Оникс», а в перспективе - и гиперзвуковые противокорабельные ракеты «Циркон». Основу ПВО модернизированного крейсера должен составить новейший комплекс 3К96 «Редут» - его вертикальные ПУ предполагается смонтировать вместо комплекса «Форт» в носовой части, а также на корме в помещениях ЗРК «Кинжал» .

    13 июня 2013 года был подписан контракт на проведение работ по капремонту и модернизации крейсера между министерством обороны России и предприятием «Севмаш» , а 24 октября 2014 года крейсер «Адмирал Нахимов» ввели в наливной бассейн «Севмаша» и приступили к демонтажу подлежащего замене оборудования. Согласно плану работ, модернизированный крейсер должен вступить в строй в 2018 году.

    История службы

    ТАРКР «Калинин» в походе, 1991 год

    После завершения государственных испытаний (с 30 декабря 1988 года) ТАРКР «Калинин» включили в состав 120-й бригады ракетных кораблей 7-й оперативной эскадры Краснознамённого Северного флота.

    8 августа 1989 года борт крейсера «Калинин» посетил Главный инспектор МО СССР генерал армии М. И. Сорокин с целью ознакомления с новыми кораблями, техникой и вооружением.

    В 1989 году ТАРКР «Калинин» завоевал приз главкома ВМФ по ракетной стрельбе главным комплексом.

    В 1990 году по итогам стрельб атомный крейсер «Калинин» был вновь награждён переходящим призом ГК ВМФ за первое место в ракетной стрельбе главным комплексом.

    4 января 1991 года отряд кораблей в составе ТАРКР «Калинин», ракетного крейсера «Маршал Устинов» , эсминца «Безупречный» и БПК «Симферополь» вышел на боевую службу в Средиземное море. Командовал отрядом боевых кораблей командир 120-й БРК капитан 1 ранга Александр Иванович Бражник. До 23 января на переходе в Северной Атлантике до Гибралтарского пролива отряд сопровождал также эсминец «Окрылённый» . По ходу этой боевой службы крейсер оказал помощь экипажу терпящего бедствие турецкого сухогруза «Свероглу I». Всего боевая служба ТАРКР «Калинин» длилась 198 суток, и 25 июля 1991 года крейсер вновь ошвартовался в Североморске.

    ТАРКР «Калинин» во время боевой службы в Средиземном море, 1991 год

    1 октября 1991 года на основе расформированной 120-й бригады была создана 43-я дивизия ракетных кораблей, в которую наряду с другими включили и тяжёлый атомный ракетный крейсер «Калинин».

    В октябре 1992 года крейсер посетили сразу две иностранные делегации: 7 октября - делегация ВМС Финляндии во главе с контр-адмиралом Сакари Виса, а 10 октября - делегация из Италии во главе с начальником Генерального штаба вооружённых сил Итальянской республики генералом Д. Корчионе.

    В 1993 году ТАРКР «Адмирал Нахимов» завоевал приз ГК ВМФ по ракетной стрельбе главным комплексом.

    12 октября 1994 года крейсер выполнил зенитную стрельбу на приз главкома ВМФ, завоевав этот приз как лучший корабль по ПВО. Примечательно то, что отличная стрельба крейсера не дала в тот раз получить высокой оценки за стрельбу корабельной ударной группе (КУГ) в целом, поскольку «Адмирал Нахимов» самостоятельно сбил почти все мишени. КУГ из состава 7-й оперативной эскадры, помимо атомного крейсера, включала в себя эсминцы «Расторопный» и «Безудержный» ; руководителем стрельбы и командующим КУГ был командир 43 дивизии ракетных кораблей контр-адмирал В. Ф. Лякин, а старшим был командир эскадры контр-адмирал В. Г. Доброскоченко, находившийся на ТАРКР «Адмирал Нахимов». Для проведения стрельб пришлось закрывать для судоходства район с радиусом около 300 км; условия стрельбы были максимально усложнены, и 11 имитирующих низколетящие крылатые ракеты мишеней входили в зону обстрела с интервалом не более 5 секунд. В результате стрельб семь мишеней уничтожил крейсер комплексами «Форт», а эсминцы успели сбить только две ракеты РМС-35 и обстрелять две мишени РМ-120 своими 130-мм универсальными пушками комплексов АК-130. Расход боекомплекта ЗУР 5В55РМ комплекса «Форт» крейсера составил 19 штук, а кроме этого было выпущено 2 ракеты 9М31 комплексом «Оса-МА» и расстреляно семьдесят 130-мм снарядов универсального калибра. Мишень РМС-35 была уничтожена первой ракетой 5В55РМ прямо на рубеже дальней границы зоны поражения, а на поражение остальных мишеней понадобилось 18 ЗУР 5В55РМ, четыре из которых сошли с траектории и самоликвидировались . Стрельба получилась очень плотной - пуски ЗУР со второй по девятнадцатую уложились в отрезок времени 69 секунд, хотя по ТТХ интервал между пусками составляет не менее 5 секунд. Во время стрельбы впервые один комплекс вёл обстрел сразу четырёх мишеней - так, что одновременно в воздухе находилось семь нацеленных на них зенитных ракет. По результатам анализа стрельбы были выработаны практические рекомендации, внедрённые впоследствии на всех кораблях эскадры.

    В 1994 году крейсер «Адмирал Нахимов» вновь завоевал приз Главнокомандующего ВМФ России по ракетной стрельбе ударным комплексом.

    Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Калинин» в походе, начало 1990-х годов

    22 августа 1995 года борт ТАРКР «Адмирал Нахимов» посетил командующий Королевскими ВМС Таиланда адмирал Прогат Сирилет.

    28 сентября 1995 года ТАРКР «Адмирал Нахимов» и ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Горшков» посетила делегация из Индии во главе с начальником Генерального штаба ВМС Индии адмиралом Виджай Хит Хай Нокхаватом.

    18 декабря 1995 года ТАРКР «Адмирал Нахимов» посетила делегация норвежских военных во главе с министром обороны Норвегии Йоргеном Косму.

    В 1995 году ТАРКР «Адмирал Нахимов» вновь завоевал приз ГК ВМФ «Лучший корабль по ПВО».

    8 июля 1997 года на борту ТАРКР «Адмирал Нахимов» на показательное учение в море выходил патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй и другие церковные иерархи. Тогда же, в июле 1997 года, крейсер совершил свой последний на сегодня переход своим ходом до места ремонта в Северодвинск.

    14 августа 1999 года крейсер был поставлен для проведения среднего ремонта на предприятие «Севмаш» в Северодвинске. Фактически работы по ремонту долгое время не начинались, даже шла речь о возможном списании корабля.

    Атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» на модернизации в наливном бассейне ПО «Севмаш», февраль 2015 года. Фото Олега Кулешова

    В сентябре 2008 года был всё-таки утверждён план среднего ремонта крейсера с расчётным сроком сдачи флоту в 2012 году; на заводе приступили к выгрузке отработанного ядерного топлива из реакторов корабля.

    В 2012 году план ремонта «Адмирала Нахимова» был скорректирован: теперь задумано совместить ремонт с крупномасштабной модернизацией корабля, в ходе которой планируется заменить большую часть вооружения и радиоэлектронного оборудования крейсера новыми образцами.

    13 июня 2013 года был заключён контракт между министерством обороны России и ПО «Севмаш» на проведение модернизации крейсера. Плановый срок сдачи флоту назначили на 2018 год.

    24 октября 2014 года «Адмирал Нахимов» на буксирах завели в наливной бассейн «Севмаша». 30 января 2015 года была завершена подготовка корабля к огневым работам и начат демонтаж подлежащего замене и ревизии оборудования. 28 января 2016 года, согласно заявлению пресс-службы ПО «Севмаш» , была завершена очистка и близится к завершению дефектация корпусных конструкций крейсера. В марте 2016 года на предприятии ввели в эксплуатацию новый 128-метровый портальный кран, способный доставлять на борт ремонтируемого крейсера крупногабаритные грузы весом до 60 тонн.

    В начале 2017 года появились сообщения о возможном сдвиге сроков сдачи корабля на 2019-2020 год, вместо ранее намеченного 2018 года.

    За время службы крейсер нёс следующие бортовые номера :

    • 180 (в 1988 году);
    • 064 (в 1989 году);
    • 085 (с 1990 по 1994 годы);
    • 080 (с 1994 года по настоящее время).

    Командиры

    За время службы атомным крейсером «Калинин»/«Адмирал Нахимов» командовали:

    Даты Звание Командир Фотография
    1986-1989 капитан 2 ранга Чеботарев Валерий Михайлович
    1989-1994 капитан 1 ранга Галанин Анатолий Фёдорович
    1994-1998 капитан 1 ранга Суханов Леонид Викторович
    1998-1999 капитан 2 ранга Турилин Александр Васильевич
    1999-2003 капитан 1 ранга Халевин Андрей Юрьевич --
    2003-н/д капитан 1 ранга Васильченко Геннадий Александрович --

    В настоящее время экипаж крейсера временно расформирован в связи с длительным ремонтом и модернизацией, соответственно не назначен и командир.

    Атомный крейсер "Адмирал Нахимов" / Фото: dokwar.ru

    "Севмаш" сможет передать тяжелый атомный ракетный крейсер (ТАРК) "Адмирал Нахимов" Военно-морскому флоту в 2018 году, на год раньше запланированного, сообщил в интервью РИА Новости генеральный директор предприятия Михаил Будниченко.

    «В настоящий момент на крейсере завершается дефектация и демонтаж части корпусных конструкций, а задача следующего года — формирование главных корпусных конструкций»

    В ходе рабочей поездки в Северодвинск главком ВМФ адмирал Виктор Чирков поставил перед "Севмашем" задачу — сдать крейсер на год раньше запланированного — в 2018 году вместо 2019 года.

    "Сегодня все работы, которые выполняются корабелами предприятия по ремонту корабля, укладываются в сроковые графики", — сказал Будниченко.

    "Все работы — на контроле, что, безусловно, дает возможность проследить за циклом их ведения, при необходимости ускорить темпы", — отметил директор "Севмаша".

    По его словам, в настоящий момент на крейсере завершается дефектация и демонтаж части корпусных конструкций, а задача следующего года — формирование главных корпусных конструкций, погрузка основного крупногабаритного оборудования и выполнение электромонтажных работ, сообщило РИА Новости .


    Техническая справка


    Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» (ТАРКр) атомный ракетный крейсер проекта 1144 «Орлан» Северного флота России.

    Самый большой в мире неавианесущий ударный боевой корабль. Он предназначен для поражения крупных надводных целей, защиты морских соединений от атак с воздуха и подводных лодок противника в удаленных районах морей и океанов. В НАТО его называли "убийца авианосцев”.

    История крейсера "Адмирал Нахимов"

    • Заложен 17 мая 1983 года.
    • 25 апреля 1986 года спущен на воду
    • 30 декабря 1988 года вступил в строй
    • До 1992 года имел название «Калинин»
    • 22 апреля 1992 года переименован в «Адмирал Нахимов»

    С 1999 года простаивает в г.Северодвинске в ожидании ремонта.

    Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» (бывший "Калинин") проекта 11442 в отстое на ОАО "ПО "Севмаш". Северодвинск / Фото: dokwar.ru

    В проектной комплектации «Орланы» вооружали противокорабельными ракетными комплексами «Гранит», противолодочными ракетами «Водопад-НК», реактивно-бомбовыми установками «Смерч-3» и «Удав-1», артиллерийскими установками АК-130, зенитными ракетными комплексами «Форт» и зенитной системой «Оса-МА», торпедными аппаратами калибра 533 мм. На борту предусмотрено размещение авиагруппы из трех противолодочных вертолетов Ка-27ПЛ.

    Из четырех кораблей этого проекта в составе ВМФ остался всего один — флагман Северного флота ТАРК «Петр Великий». Другие три «Орлана» законсервированы: «Адмирал Лазарев» ржавеет на Тихоокеанском флоте, «Адмирал Ушаков» и «Адмирал Нахимов» — на Северном. ТАРК «Адмирал Нахимов» (до 1992 года носил имя «Калинин») был заложен на Балтийском заводе в 1983 году, принят в состав ВМФ СССР в 1988 году, последнее плавание совершил в 1997 году. С 1999 года стоит «у стенки» на «Севмашпредприятии» (входит в ОСК).

    Планы по модернизации:

    Несколько месяцев назад было объявлено о будущем тяжелого атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов». Утверждалось, что в ближайшее время он встанет на ремонт и к 2018-20 годам вернется в строй военно-морского флота. Технические и экономические подробности такого проекта не оглашались, а сроком начала работ определили ближайшие годы. В прошедший четверг 13 июня пресс-служба судостроительного завода Севмаш опубликовала новые данные относительно модернизации крейсера. Завод и министерство обороны подписали соответствующий контракт и в самое ближайшее время начнут его реализацию.

    Как следует из официальной информации, пока заключено лишь основное соглашение, в соответствии с которым будут идти работы. При этом сам проект, в соответствии с которым будет вестись модернизация корабля, пока не существует. Министр обороны уже утвердил основные тактико-технические требования к обновленному крейсеру, но контракт на разработку проекта модернизации еще не заключен. Разработчиком проекта станет Северное проектно-конструкторское бюро (Санкт-Петербург). Эта организация в свое время создала проект 1144 «Орлан», в соответствии с которым был построен крейсер «Адмирал Нахимов», а теперь займется его обновлением и модернизацией.



    Фото: dokwar.ru

    Пока Минобороны и Северное ПКБ ведут переговоры об условиях контракта, на Севмаше продолжаются подготовительные работы. Рабочие завода готовят технологическое оборудование, а также проверяют различные узлы и агрегаты корабля. Предварительное обследование крейсера позволит выявить основные недостатки и своевременно учесть их при разработке проекта модернизации. На следующий год запланировано докование корабля в гидроузле предприятия (осушаемый наливной бассейн размером 159х325 метров). До начала этой процедуры «Адмирал Нахимов» будет стоять у причальной стенки завода, где он находится с конца девяностых годов.

    В ходе предстоящих работ планируется демонтировать большое количество узлов и агрегатов корабля. Из-за отсутствия своевременного полноценного обслуживания в настоящее время «Адмирал Нахимов» находится в тяжелом состоянии. По словам начальника управления ремонта, модернизации и гарантийного надзора завода Севмаш С. Хвиюзова, 70% снимаемого оборудования придется заменить. Нетрудно представить масштаб предстоящих работ. Первый заместитель генерального директора предприятия С. Маричев сравнил объем работ по модернизации «Адмирала Нахимова» с недавним ремонтом и обновлением авианосца «Викрамадитья».

    Финансовые подробности грядущей модернизации пока официально не оглашались, что привело к появлению различных мнений и оценок. К примеру, в официальном блоге Центра анализа стратегий и технологий приводится цифра в 50 миллиардов рублей, которые планируется потратить на модернизацию. Официальных подтверждений или опровержений этой информации пока не было и поэтому подобная информация носит сугубо оценочный характер. Более того, в настоящее время можно предполагать, что заказчик в лице министерства обороны и исполнители в лице Севмаша и Северного ПКБ еще не определились с точными цифрами. В случае глубокой модернизации понадобится провести тщательный анализ состояния корабля. Результаты такого обследования способны серьезно повлиять на смету, а при определенных обстоятельствах и заставить отказаться от проекта.


    Технические детали модернизации тоже не оглашались. Ранее в средствах массовой информации, со ссылкой на источники в военном ведомстве и промышленности или без них, утверждалось об установке новых радиоэлектронных систем, а также кардинальном обновлении комплекса вооружений. Согласно некоторым данным, обновленный «Адмирал Нахимов» должен получить ракеты «Калибр» вместо имеющихся «Гранитов» и несколько новых зенитных ракетных систем, превосходящих по характеристикам уже установленное вооружение. Некоторое время назад в ряде источников упоминалось, что корабль сможет перевозить до 300 ракет всех доступных типов. Ввиду времени появления этой информации трудно говорить, насколько она будет соответствовать действительности. Вполне вероятно, что во время предварительной проработки проекта модернизации рассматривались и подобные варианты.

    Однако наибольший интерес представляет не стоимость проекта и его технические детали, а фактор, объединяющий в себе оба этих аспекта - целесообразность. Споры о необходимости модернизации крейсера «Адмирал Нахимов» продолжались с тех пор, как появились первые новости о подобных планах, и теперь вспыхнули с новой силой. В многочисленных обсуждениях высказываются доводы за и против обновления старого корабля, подтверждаемые фактами и аналитикой. При этом аргументы обеих сторон выглядят правдоподобными и логичными.

    Мнение о необходимости модернизации и возвращения в строй «Адмирала Нахимова» подкрепляется несколькими фактами. В первую очередь отмечается, что в ходе работ по обновлению тяжелого атомного ракетного крейсера не понадобится строить новый корпус. Фактически вся модернизация будет заключаться в замене оборудования и некотором ремонте или переделке самой конструкции корабля. Нельзя исключить возможность серьезной переработки конструкции, но при определенных обстоятельствах это будет гораздо дешевле, чем строительство нового корабля аналогичного класса. Второй аргумент в пользу модернизации - перспективы корабля. Ядерная энергетическая установка дает крейсеру высокие ходовые характеристики, что в сочетании с новым вооружением даст ему боевой потенциал, достаточный для службы в течение следующих 15-20 лет.


    Фото: dokwar.ru

    Противники модернизации также приводят обоснованные доводы. К примеру, они утверждают, что обновление всего одного тяжелого атомного ракетного крейсера обойдется в такую же сумму, что и строительство сразу нескольких фрегатов проекта 22350 или 11356Р/М. Имея меньшие размеры и водоизмещение, эти корабли, однако, будут нести такое же вооружение и, вероятно, сходный комплекс радиоэлектронного оборудования. Естественно, несколько меньших кораблей смогут одновременно выполнять большее количество задач, чем один крупный. Вторая претензия к обновлению «Адмирала Нахимова» касается конечной стоимости подобного проекта. Как показывает практика, стоимость любых строительств и модернизаций имеет свойство постепенно увеличиваться из-за постоянно возникающих непредвиденных проблем. Поэтому сейчас нельзя сказать, как до 2018 года вырастут нынешние предполагаемые 50 миллиардов.

    Стоит отметить, именно вопрос целесообразности столь крупных затрат является главной темой всех обсуждений. При этом противники модернизации говорят не только о предположительной сумме контракта, но и об увеличении фактической стоимости работ. К примеру, во время ремонта и обновления авианосца «Викрамадитья» неоднократно пересматривались финансовые аспекты проекта и конечная стоимость корабля оказалась заметно выше изначально планировавшейся. По мнению противников модернизации «Адмирала Нахимова», российский крейсер не сможет избежать подобного. Сторонники, в свою очередь, указывают, что обновление «Викрамадитьи» было первым подобным проектом за несколько десятилетий. Во время работ на авианосце российские судостроители получили необходимый опыт и поэтому теперь могут достаточно быстро и эффективно провести модернизацию атомного ракетного крейсера.

    Судя по продолжительности и ходу дискуссий, вопрос необходимости ремонта и модернизации тяжелого атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов» действительно сложен и неоднозначен. На каждый довод есть свой контраргумент и это только провоцирует продолжение дискуссии. Однако сообщение пресс-службы Севмаша четко и ясно говорит о позиции министерства обороны. Подписание контракта о проведении работ наглядно показывает, что руководство военного ведомства и командование военно-морского флота видят необходимость в возвращении боевого корабля к службе. Пока нельзя исключать вероятность отказа от этих планов по причине неудовлетворительного состояния, но такое развитие событий маловероятно, поскольку «Адмирал Нахимов» был выбран для модернизации в том числе и из-за приемлемого состояния.

    В течение следующих месяцев сотрудники Севмаша, Невского ПКБ и министерства обороны определятся с деталями проекта модернизации и начнут основные работы. Уже сейчас понятно, что проект будет сложным, длительным и дорогим. Хотелось бы надеяться, что Минобороны тщательно проанализировало все аргументы за и против модернизации крейсера и вложения в десятки миллиардов рублей полностью оправдаются.

    Характеристики крейсера Адмирал Нахимов

    пр.1144 пр.11442
    Экипаж, чел
    759 (в т.ч. 120 офицеров) 760 (в т.ч. 120 офицеров)
    Длина, м
    250.1 250.1
    Ширина, м
    28.5 28.5
    Осадка, м
    7.8 (габаритная - 10.33) 7.8 (габаритная - 10.33)
    Водоизмещение стандартное, т
    25860 24300
    Скорость полного хода, узлов
    31 31
    Скорость хода на резервном "неатомном" паре, узлов
    17
    Дальность плавания неограничено неограничено
    Дальность плавания на резервном "неатомном" паре, миль
    1000
    Автономность, суток
    60 60

    Модернизация крейсера проекта «Орлан»

    В этом году на тяжелом атомном ракетном крейсере «Адмирал Нахимов» проекта 11442М «Орлан» , который проходит ремонт и модернизацию на Севмаше, будет открыт новый фронт работ – начнется поставка крупногабаритного оборудования.

    Кроме того, в 2017 году на крейсере приступят к монтажу систем и трубопроводов . Сейчас корабелы Севмаша заняты установкой корпусного насыщения, ведется подготовка к электромонтажным работам. При ремонте корабля применяется инновационная методика работы, связанная с 3D-моделированием. Объединение многочисленного оснащения корабля в одном пространстве в реальных условиях и проверка их взаимного расположения в модели помогает делать работу более эффективной.

    Как отмечает ответственный сдатчик Владимир Павлов, опытные работы, которые были проведены трубозаготовительным цехом в некоторых помещениях корабля, показали хорошие результаты. При новой системе должно значительно сократиться время изготовления изделий.

    Заложена атомная подводная лодка «Князь Пожарский» >>

    Этот корабль, начавший службу в 1988 году, в конце девяностых годов был отправлен на ремонт и до сих пор не вернулся в строй. Долгие годы простоя сказались на состоянии корабля, кроме того, вооружение и бортовое оборудование уже устарели и должны быть заменены для дальнейшей эксплуатации корабля. По этим причинам Минобороны России заказало ремонт и обновление ракетного крейсера. Из четырех кораблей этого проекта в составе ВМФ только флагман Северного флота «Петр Великий». Два «Орлана» законсервированы: «Адмирал Лазарев» на Тихоокеанском флоте, «Адмирал Ушаков» на Северном.

    Вашему вниманию видео (с 5 мин 35 сек ) грандиозной стройки нового флагмана российского флота – атомного крейсера «Адмирал Нахимов» , бывшего «Калинина». После окончания ремонта это будет самый современный и мощный боевой корабль, оснащённый уникальной радиоэлектроникой и новейшим вооружением.

    Главной целью модернизации является придание боевой единице Северного флота требуемой современным реалиям боевой эффективности. Для этого нужна не только полная замена устаревшего оборудования и систем вооружений, но и обеспечение возможности дальнейшей модернизации.

    Из наиболее трудоемких задач, поставленных перед корабелами Севмаша, на первом месте стоит замена наклонных шахтных пусковых установок, предназначенных для ракет 3М45, универсальными комплексами УКСК 3С14 вертикального старта. Возможно, от наклонной схемы все же не откажутся (многие детали проекта держатся в тайне), но запуск больше не будет производиться из затопляемых позиций (необходимость в этом диктовалось «подлодочным» происхождением устаревших 3М45).

    Завершено строительство серии подлодок для ЧФ ВМФ России >>

    В качестве нового ударного вооружения можно рассматривать ракетные комплексы 2-ух типов. Крейсер «Адмирал Нахимов» в зависимости от пожеланий военных может быть оснащен комплексом П-800 «Оникс» или «Калибр». Следует отметить, что при использовании ракет «Оникс» боезапас корабля останется прежним – в габариты имеющихся пусковых установок может быть помещено только 20 ракет этого типа. При использовании системы «Калибр» общий боекомплект крейсера может быть в разы больше. По некоторым данным, на крейсер проекта 11442М могут быть установлены пусковые установки для 80 ракет различного назначения. Такое большое количество ракет в арсенале «Адмирала Нахимова» диктуется способом их применения – «волчья стая». Отразить такую групповую атаку практически невозможно.

    Крейсер «Адмирал Нахимов» предположительно будет вооружен для борьбы с подводными лодками комплексами «Пакет-НК» (возможно, что в составе вооружений оставят хорошо зарекомендовавший себя и не устаревший «Водопад-НК»). Реактивные бомбометы РБУ-6000 заменят «Удавы-1», способные осуществлять надежную защиту от торпедных атак.

    Испытания атомной подлодки "Подмосковье" >>

    Сменится и основной зенитно-ракетный комплекс корабля «Форт». С момента его создания сухопутные системы С-300 прошли несколько этапов модернизации. Например, последняя модификация С-300ПМУ стоит на крейсере «Петр Великий» . Однако, скорее всего, «Адмирал Нахимов» получит куда более совершенную систему С-400 «Триумф».

    Особенность «Триумфа»- в более совершенном радиолокаторе, позволяющем обнаруживать цели на дальности до 400 км. В более мощной ЭВМ, способной значительно быстрее определять характер возникающих угроз, и поражать наиболее опасные цели. РЛС комплекса обеспечивает одновременно трассовое сопровождение до 100 целей и точное сопровождение до 6. Ведет одновременный обстрел 36 целей с наведением на них до 72 ракет.

    Еще одна особенность С-400 состоит в том, что разные типы целей система может поражать разными ракетами. Например, одной ракетой аэродинамические цели уничтожаются на расстоянии до 400 км, а другая способна сбить объект и на высоте 5 метров. Кроме того, это первая в мире зенитно-ракетная система, умеющая сбивать ядерные боеголовки, из-за чего ее считают главным элементом нестратегической ПРО России.

    Ближняя зона ПВО корабля, скорее всего, будет усилена морским аналогом сухопутного зенитно-ракетного комплекса «Панцирь» . Во всяком случае, в Тульском КБ, где создавалась система, неоднократно говорили о возможности ее включения в состав корабельного вооружения.

    Планируется, что ремонт и глубокая модернизация тяжелого атомного ракетного крейсера (ТАРКР) «Адмирал Нахимов» будет завершена к 2021 году. После 25 лет простоя у причальной стенки главной базы Северного флота в Североморске, в качестве плавштаба эскадры надводных кораблей, крейсер снова станет самой мощной боевой единицей флота, способной представлять интересы страны в Мировом океане.

    ТАРКР «Адмирал Нахимов» проекта 1144 «Орлан» до 1992 года имел название «Калинин». Крейсер был заложен 17 мая 1983 года на Балтийском судостроительном заводе. 25 апреля 1986 года спущен на воду. 30 декабря 1988 года пополнил боевой состав ВМФ СССР, 22 апреля 1992 года переименован в «Адмирал Нахимов».

    Статьи которые Вам могут быть интересны: