Что такое соцзащита населения. Определение социальной защиты населения. Государственная социальная политика

7.3. Социальная защита населения

Социальная защита населения представляет собой систему экономических у правовых, организационных, медицинских и других мер по обеспечению в соответствии с установленными в данной стране минимальными стандартами (нормативами) непосредственно государством или под его контролем гарантированного уровня и качества жизни любому человеку, оказавшемуся по различным причинам в сложной жизненной ситуации.
Понятие «социальная защита населения» тесно связано с понятием «социальные риски». Они подразделяются на профессиональные и экономические.
Профессиональный риск - это величина вероятности нарушения (повреждения) здоровья с учетом тяжести последствий в результате неблагоприятного влияния факторов производственной среды и трудового процесса.
Наряду с профессиональными существуют и экономические риски, неизбежные в рыночной экономической системе. Деятельность всех хозяйствующих субъектов в ней всегда связана с достаточно высокой степенью риска, обусловленной нестабильной, постоянно меняющейся рыночной конъюнктурой.
Профессиональные и экономические риски для наемных работников в конечном счете выступают как социальные риски.
Эксперты Международной организации труда считают ключевым при характеристике социального риска понимание его с позиции потери трудового дохода и необходимости при этом поддержания необходимого минимального уровня жизни всех людей независимо от их индивидуальных возможностей.
В Федеральном законе от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (ст. 3) категория «социальный риск» определена как предполагаемое событие, влекущее изменение материального или социального положения работающих и иных категорий граждан, в случае наступления которого осуществляется обязательное социальное страхование. Следовательно, социальные риски можно рассматривать как имеющие определенную степень вероятности ситуации нарушения нормального социального положения людей, снижения уровня и качества их жизни, потери достигнутого социального статуса работников в результате ухудшения состояния здоровья, полной или частичной утраты трудоспособности, потери работы (безработицы), потери кормильца и других объективных социально значимых причин.
К ключевым параметрам социального риска относятся: частота наступления рисковой ситуации; уровень материальной обеспеченности вследствие утраты трудоспособности или отсутствия спроса на труд; социальные гарантии в случае наступления рисковой ситуации; продолжительность рисковой ситуации - период между ее наступлением и переходом к нормальным условиям жизнедеятельности.
Результирующие показатели риска группируют по двум видам: социальные - ущерб здоровья, утрата трудоспособности (временная или постоянная), смертность, численность иждивенцев и т.д.; экономические - затраты на компенсацию утраты доходов в связи с потерей трудоспособности и дополнительные расходы на лечение, реабилитацию.
Социальные показатели риска служат для оценки социальной незащищенности людей и вероятности (необратимости) наступления для них страховых ситуаций, а экономические - для выявления и расчета требуемых объемов денежных средств.
Социальный характер рисков обусловлен тем, что все рисковые ситуации в решающей степени определяются господствующими общественными отношениями, состоянием экономики страны, ее отдельных отраслей и регионов, условиями жизни населения и слабо зависят от отдельного индивида.
Поэтому при всей важности личной ответственности в системе социальной защиты требуется солидарная ответственность и взаимопомощь всех членов общества, всех хозяйствующих субъектов: наемных работников, предпринимателей и государства. Данное обстоятельство и определяет необходимость формирования целостной, эффективной системы социальной защиты населения.
В рыночной экономике существуют четыре основные организационно-правовые формы (института) социальной защиты населения:
- социальная помощь;
- частная страховая инициатива;
- социальные услуги, оказываемые предприятиями;
- социальное страхование.
Социальная помощь предоставляется социально уязвимым группам населения на основе проверки нуждаемости. Получателями социальной помощи являются малообеспеченные слои населения, доходы которых ниже прожиточного минимума, а также лица, попавшие в сложные жизненные ситуации. Социальная помощь может предоставляться либо в денежной (пособия), либо в натуральной (блага и услуги) форме. Социальную помощь оказывают: государство, органы местного самоуправления (муниципалитеты), а также общественные некоммерческие организации (профессиональные, благотворительные, религиозные). Механизм осуществления социальной помощи государством и органами местного самоуправления состоит в перераспределении доходов бюджета, формируемых за счет всех налогоплательщиков, через систему социальных трансфертов. Таким образом, государство гарантирует соблюдение минимальных стандартов уровня жизни для всех групп населения.
Частная страховая инициатива предполагает развитие института личного страхования, относящегося к сфере гражданско-правовых взаимоотношений. Такое страхование, как правило, носит добровольный характер и предполагает коммерческие принципы работы (т.е. оно ориентировано на получение прибыли).
Социальные услуги, оказываемые предприятиями, представляют собой выплаты социального характера, осуществляемые по корпоративным (внутрифирменным) программам управления персоналом. К выплатам социального характера на российских предприятиях, в частности, относятся:
1. Надбавки к пенсиям работающим на предприятии, единовременные пособия уходящим на пенсию ветеранам труда, выплачиваемые за счет средств предприятия.
2. Страховые платежи (взносы), выплачиваемые предприятием по договорам личного, имущественного и иного страхования в пользу своих работников за счет средств предприятия.
3. Взносы на добровольное медицинское страхование работников за счет средств предприятия.
4. Расходы по оплате учреждениям и организациям здравоохранения услуг, оказываемых работникам за счет средств предприятия.
5. Оплата путевок работникам и членам их семей на лечение, отдых, экскурсии, путешествия за счет средств предприятия.
6. Оплата абонементов в группы здоровья, занятий в спортивных секциях, оплата расходов по протезированию и другие подобные расходы.
7. Возмещение платы родителей за детей в дошкольных учреждениях.
8. Компенсации женщинам, находившимся в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком (без пособий по социальному страхованию).
9. Суммы, выплаченные за счет средств предприятия, в возмещение вреда, увечья, причиненных работникам, профессионального заболевания либо иных повреждений здоровья, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей, а также иждивенцам погибших.
10. Компенсация работникам морального вреда, определяемая судом.
11. Выходное пособие при прекращении трудового договора.
12. Суммы, выплаченные уволенным работникам на период трудоустройства в связи с ликвидацией предприятия, сокращением численности или штата работников.
13. Оплата проезда к месту работы транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом.
14. Стоимость льгот по проезду работников железнодорожного, авиа-, морского, речного, автомобильного транспорта, городского электротранспорта, транспортного строительства.
15. Оплата стоимости проезда работников и членов их семей к месту отдыха и обратно, включая предприятия, расположенные в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностям, и оплата стоимости багажа.
16. Материальная помощь, предоставляемая отдельным работникам по семейным обстоятельствам: на погребение и т.д.
17. Стипендии работникам, состоящим в списочном составе и направленным предприятием на обучение в учебные заведения, выплачиваемые за счет средств предприятия.
18. Выплаты (доплаты, компенсации, оплата путевок и т.п.) за счет средств бюджетов в районах, подвергшихся радиоактивному загрязнению.
19. Компенсация педагогическим работникам образовательных учреждений за приобретение книг, учебников и другой издательской продукции.
20. Расходы по возмещению ценовой разницы на продукцию, отпускаемую подсобными хозяйствами для общественного питания работников предприятия.
21. Расходы на погашение ссуд, выданных работникам предприятий.
22. Суммы, предоставленные работникам для первоначального взноса или на частичное (полное) погашение кредита, предназначенного для жилищного строительства.
Социальное страхование предполагает накопление определенных средств, формируемых в результате уплаты страховых взносов, и использование этих средств на осуществление страховых выплат при наступлении рисковой ситуации. Следует отметить два принципиальных момента, отличающих социальное страхование от других форм социальной защиты.
Во-первых, застрахованные защищаются от утраты заработной платы, т.е. размер страховых взносов и компенсационных выплат увязан именно с заработной платой (социальная помощь и личное страхование такой зависимости не обеспечивают).
Во-вторых, получателями страховых выплат могут быть только застрахованные (при установлении размера выплат учитывается наличие у них иждивенцев - членов семьи), которые своими личными страховыми взносами и взносами в их пользу работодателей приобрели право на данный вид социальной защиты.
В зарубежных странах сложились разные модели социальной защиты. Под моделью социальной защиты понимаются сложившиеся принципы организации и функционирования программ социального обеспечения. Согласно отчету Европейской комиссии в странах ЕС доминируют четыре основные модели: континентальная, англосаксонская, скандинавская и южноевропейская.
Континентальная модель, также называемая бисмарков- ской, устанавливает жесткую связь между уровнем социальной защиты и длительностью профессиональной деятельности. В ее основе лежит социальное страхование, услуги которого финансируются в основном за счет взносов застрахованных. Главные принципы этой модели были заложены в Германии в конце XIX в. канцлером О. Бисмарком. Они характерны также для Австрии, Франции, стран Бенилюкса. Социальное страхование в них подразделяется на обязательное и частное и охватывает следующие направления: медицинское и пенсионное страхование, страхование по инвалидности, безработице, от несчастных случаев.
Один из базовых принципов модели - профессиональная солидарность, которая предусматривает существование страховых фондов, управляемых на паритетных началах наемными работниками и предпринимателями. Фонды аккумулируют социальные отчисления с заработной платы, из которых и осуществляются страховые выплаты. Подобные страховые системы, как правило, не финансируются из государственного бюджета.
Система социальной защиты в ФРГ действует по принципу самоуправления: учреждения социального страхования наделены правовой, финансовой и организационной независимостью от институтов государственного управления. Однако государство следит за соблюдением законов органами социальной защиты, имеет право контроля за их финансовой и коммерческой деятельностью. Самоуправление страховых учреждений в Германии обеспечивает более тесное взаимодействие страхователя и страхуемого, чем это может сделать го- сударственная система, поскольку управление социальным страхованием осуществляется лицами, непосредственно в нем заинтересованными. Сторонники данной системы социальной защиты считают, что именно в ее рамках обеспечивается строго целевая направленность страховых платежей. Многообразие конкретных причин возникновения социальных рисков предопределяет объективную необходимость дифференцированного подхода к формированию различных страховых фондов, что предполагает их обособление и защиту. Только такой подход позволяет в полной мере реализовать принцип соответствия (эквивалентности) страховых взносов и страховых выплат, который может быть обеспечен лишь в рамках отдельных, четко дифференцированных видов страхования. Поэтому для системы социальной защиты ФРГ характерна разобщенность учреждений, осуществляющих социальное страхование: отдельно действуют организации по пенсионному обеспечению, обеспечению по болезни и в связи с несчастными случаями на производстве. Страхование по безработице не входит в общую систему социальной защиты и действует в рамках политики содействия занятости населения. Наряду с социальным страхованием предусмотрены механизмы помощи.
Финансирование системы обязательного социального страхования производится из взносов застрахованных лиц наемного труда и работодателей, за счет общих налоговых поступлений в госбюджет, а также за счет комбинаций обеих разновидностей финансирования. Однако основным его источником служат страховые взносы, выплачиваемые в равной мере наемными работниками и работодателями и направляемые на различные формы страхования: медицинского, пенсионного и страхования по безработице. Исключение составляет обязательное страхование от несчастных случаев, которое финансируется за счет взносов работодателя.
Таким образом, в основе данной модели лежит принцип коммутативной справедливости, когда величина страховых отчислений определяется в первую очередь величиной страховых взносов. В момент своего появления в Германии в конце XIX в. это было именно так. Однако в современных условиях данная модель защиты не всегда основывается только на данном принципе. Для малообеспеченных членов общества, не имеющих возможности получать страховые социальные выплаты по ряду причин (например, из-за отсутствия необходимого страхового стажа), солидарность реализуется через систему социальной помощи, строящейся на принципе вспомоществования, а не страхования. Ее развитие приводит к размыванию модели и увеличению доли фискального финансирования социальной защиты.
Англосаксонская модель социальной защиты, используемая Великобританией и Ирландией, весьма специфична. В ее основе лежит доклад английского экономиста У. Бевериджа, представленный правительству в 1942 г. Обосновав необходимость перераспределения доходов в интересах социальных групп с низкими доходами, У. Беверидж предложил организовать систему социальной защиты, во-первых, на принципе всеобщности (универсальности), т.е. распространить ее на всех нуждающихся в материальной помощи граждан, и, во- вторых, на принципе единообразия и унификации социальных услуг, что выражалось в одинаковом размере пенсий и пособий, а также условий их выплат независимо от размера утраченного дохода.
В основе этой модели лежала идея о том, что любой человек независимо от его принадлежности к активному населению имеет неотъемлемое право на минимальную социальную защиту, а значит, зависимость социальных выплат от предыдущих отчислений противоречит идее равенства людей.
Таким образом, модель У. Бевериджа предполагает не профессиональную (как в модели О. Бисмарка), а национальную солидарность. Финансирование подобных систем социальной защиты производится как за счет страховых взносов, так и из общего налогообложения. В отличие от бисмарков- ской эта модель включает социальное страхование с достаточно низкими выплатами и социальную помощь, которая играет здесь доминирующую роль. Кроме того, для нее характерно широкое применение проверки доходов, обязательной для получения пособия.
Следует отметить две специфические особенности британской системы социальной защиты. Во-первых, отсутствие в ее рамках специальных, организационно оформленных институтов, занимающихся страхованием конкретных видов социальных рисков: старость, болезнь, безработица, несчастные случаи на производстве и др. Все программы социального страхования образуют единую систему. Во-вторых, большая роль в обеспечении социальными услугами государственных учреждений, а также их тесная связь с частными страховыми программами в силу исторического развития.
Унифицированная система социальной защиты, охватывающая практически все население страны, разделяется на две крупнейшие подсистемы:
- национальное социальное страхование, включающее программы пенсионного страхования, обеспечения по инвалидности, страхования от несчастных случаев на производстве, поддержки материнства, социальной помощи, а также страхование по временной нетрудоспособности (пособия по болезни);
- национальное здравоохранение, предоставляющее медицинские услуги всем гражданам (кроме пособий по временной нетрудоспособности), а также иностранцам, длительно проживающим на территории Англии. В нынешнем национальном социальном страховании можно выделить три основных вида социальных программ: обусловленные предыдущими взносами страховые схемы; не основанные на взносах программы, связанные с проверкой нуждаемости (жилищные субсидии), и не основанные на взносах социальные программы, ориентированные на определенные группы населения (по старости, инвалидности, детские пособия).
Программы первого вида, введенные на основании концепции У. Бевериджа еще в середине 1940-х гг., предусматривали создание единого страхового фонда, который формируется из отчислений наемных работников, работодателей и из государственных дотаций. За счет средств этого фонда финансируется пенсионное и медицинское страхование, пособия по болезни и пенсии по инвалидности. Полностью за счет общих налогов финансируются страхование от несчастных случаев на производстве и семейные пособия.
Социальные программы второго и третьего видов финансируются из государственного бюджета.
Английскую систему социального страхования отличает от существующих в других странах ЕС то, что объем предоставляемых социальных услуг не зависит от объема взносов, уровень которых в целом достаточно низок для большинства застрахованных. Низкими остаются и размеры большинства пособий, предоставляемых в рамках государственной системы социального обеспечения. Однако это восполняется существованием индивидуальных (частных) страховых схем.
Вторая подсистема социальной защиты - медицинское обеспечение - финансируется преимущественно (почти на 90%) за счет средств госбюджета, поэтому говорить о здравоохранении, строящемся на страховых принципах, в данном случае нельзя. Однако в последнее десятилетие финансовое участие пациентов практикуется все чаще.
Таким образом, особенность британской государственной системы социальной защиты заключается в том, что она не предусматривает существования отдельных страховых взносов, предназначенных для содержания определенных страховых программ (пенсионного, медицинского страхования, пенсий по инвалидности и т.п.). Все расходы на финансирование этих программ покрываются за счет единого социального взноса, поступления от которого направляются на нужды конкретной отрасли социального страхования.
Скандинавская модель. Эта модель социальной защиты характерна для Дании, Швеции и Финляндии. Отличительная черта скандинавской модели - универсальность, широкий охват всех слоев населения, различных социальных рисков и жизненных ситуаций, которые требуют поддержки общества. Социальные услуги, как правило, гарантируются всем жителям страны и не обусловливаются занятостью и уплатой страховых взносов. Не в последнюю очередь это достигается за счет активной перераспределительной политики государства, направленной на выравнивание доходов.
Дороговизна подобной системы (в Швеции уровень налогообложения один из самых высоких в мире) в полной мере компенсируется высокой степенью социальной защищенности населения, отсутствием резких контрастов между богатством и бедностью и, соответственно, высокой политической и социальной стабильностью.
Вторым по важности принципом модели, в наибольшей степени реализованным в Швеции, является принцип солидарности. Его суть в том, что все граждане равным образом и вне зависимости от социального статуса участвуют в финансировании системы социальной защиты, внося соразмерный своим доходам вклад.
Финансирование систем социальной защиты осуществляется преимущественно за счет средств общего налогообложения, хотя определенную роль играют страховые взносы предпринимателей и наемных работников. Единственная часть социальной защиты, выделенная из общей системы, - добровольное и управляемое профсоюзами страхование по безработице.
До недавнего времени работающие по найму были практически освобождены от социальных взносов и участвовали в страховании через уплату общих налогов. Однако в 1990-е гг. наметилась тенденция постепенного увеличения доли участия работающих по найму в финансировании страховых программ и повышения страховых отчислений от заработной платы. Эта же тенденция прослеживается и по отношению к предпринимателям, тогда как социальные расходы государства заметно сократились.
Южноевропейская модель. Италия, Испания, Греция и Португалия представляют так называемую южно-европейскую модель социальной защиты. Данную модель можно интерпретировать в большей части как развивающуюся, переходную, а потому не имеющую четкой организации. Как правило, уровень социального обеспечения в данной модели относительно низок, а социальная защита - сфера заботы родственников и семьи. Поэтому семья и другие институты гражданского общества играют здесь не последнюю роль. Наиболее крупную часть социальных расходов составляет пенсионное обеспечение - 15,4% ВВП (при среднеевропейском уровне 11,9%), тогда как на поддержку семьи, материнства, образования и занятости затрачиваются сравнительно незначительные средства (около 0,8%). Средний размер пенсии в Италии в середине 1990-х гг. был одним из самых высоких в Европе (после Франции и Нидерландов). Именно поэтому Италию иногда называли страной пенсионеров.
Основная особенность европейских систем социальной защиты - высокий объем расходов. Так, в середине 1990-х гг. их уровень в ЕС составлял в среднем 22% ВВП против 13% в США, 15% в Канаде и Новой Зеландии и 12% в Японии. Это обусловлено прежде всего более широким охватом как социальных рисков, так и круга лиц, которым предоставляются соответствующие услуги, в отличие, например, от США, где государственные программы медицинского страхования распространяются на весьма ограниченный круг жителей, или Австралии, где низкий доход служит препятствием для пенсионного страхования.
Американская модель социальной защиты. Особенность данной модели состоит в ее децентрализации. В США отсутствует институт государственных социальных гарантий, нет понятия социальных прав и их кодификации (систематизации) на законодательном уровне. Американская модель представляет собой совокупность различных социальных программ, регламентируемых либо федеральным законодательством, либо законодательством штата, либо федеральными государственными органами и органами управления штатов. Кроме того, отдельные программы принимаются и местными властями. Такой подход позволяет достаточно полно и оперативно учитывать потребности в социальной помощи конкретного региона.
Государственная система социального обеспечения базируется на двух основных формах: социальном страховании и государственном вспомоществовании.
Различные виды социального страхования (пенсии по старости, пособия по безработице, пенсии при потере кормильца; пособия ввиду нетрудоспособности, связанной с производственной травмой; право на медицинское страхование в возрасте 65 лет и старше и др.) финансируются за счет налога на социальное страхование, который взимается в равных долях как с наемных рабочих и служащих, так и с предпринимателей. В настоящее время указанные лица выплачивают в фонды социального страхования свыше 14% своих доходов (в пределах налоговой базы). На уровне штатов в США существуют программы страхования на случай производственного травматизма или профессиональных заболеваний. Уровень компенсации определяется в процентном соотношении к зарплате и составляет до 2/3 ее размеров.
Другая составная часть американской государственной системы социальной защиты - вспомоществование бедным. Социальная помощь предоставляется только на основе проверки нуждаемости, а величина социальных пособий (как и масштабы программ социального страхования) весьма скромная. Пособия предоставляются лишь лицам с низким уровнем доходов. Масштабы социальной защиты не дают индивиду возможности выбора между социальным пособием и работой. Поэтому условия предоставления помощи весьма жестки и часто ассоциируются с унижением. В свою очередь, государство стимулирует рынок социальных услуг, либо пассивно гарантируя лишь минимальный их уровень, либо активно субсидируя частные социальные программы.
Престарелым индивидам и слепым федеральное правительство выплачивает денежные пособия с тем, чтобы обеспечить для них минимум средств существования - так называемый гарантированный доход. Это составляет примерно 60% дохода, соответствующего черте бедности. Штатам предоставлено право повышать размер пособий по этой программе за счет собственных бюджетных средств. Размер гарантированного дохода корректируется с учетом уровня инфляции. Около половины получателей по этой программе, прежде всего престарелые, имеют пенсии по старости.
В рамках продовольственной помощи наибольшее распространение получило предоставление нуждающимся продуктовых талонов. Право на получение таких талонов имеют лица или семьи, чей доход не превышает 125% от дохода, определяемого как черта бедности. Талоны предоставляются бесплатно или по сниженным ценам. Есть и другие продовольственные программы: школьные завтраки, помощь матерям с ребенком в возрасте до года и др.
Жилищные субсидии получают семьи с низкими доходами. Размер таких субсидий составляет в среднем 2 тыс. долларов в год на семью.
В США существуют также две формы частного страхования: коллективная по месту работы и индивидуальная. Ведущая форма - коллективная. Коллективные договоры между профсоюзами и предпринимателями, как правило, предусматривают определенные социальные выплаты и гарантии.
Предприниматели рассматривают участие в системе социального страхования как средство закрепления на своих предприятиях наиболее квалифицированных рабочих и административного персонала.
Важное значение для большей части наемных работников имеют частные пенсии.
Весьма специфична модель социальной защиты в странах Восточной Азии (Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Малайзия и др.). Среди особенностей, отличающих ее от западных образцов, можно выделить следующие:
- очень ограниченная роль государства в обеспечении социального благосостояния населения;
- сохранение значительной, по западным нормам, роли семьи и местной общины в обеспечении благосостояния и получения услуг населением;
- высокий уровень включения в экономическую глобализацию и восприимчивости к мировым экономическим процессам.
Государственные социальные расходы составляют в среднем 7% от ВВП, тогда как в Европейском союзе - 34%, правда, и доходы в расчете на душу населения (по паритету покупательной способности) в государствах Восточной Азии составляют в среднем 6,2 тыс. долл., а в государствах, входящих в настоящее время в ЕС, - 21,3 тыс. долл. Не только уровень, но и сама структура социальных расходов в регионе кардинально отличается от западных моделей: наибольшую долю составляют расходы на образование, очень незначительны по европейским меркам расходы на социальное обеспечение и самая низкая доля расходов на здравоохранение (табл. 42, данные за 1990-е гг.).

Кроме того, это более новая область исследований, и цитокины часто оказывают комплексное воздействие на регуляцию воспаления. Второй потенциальный путь, представляющий интерес, связан с влиянием социальной поддержки на поведение со здоровьем. Несмотря на то, что многие предшествующие исследования рассматривают такое поведение в отношении здоровья, как путаное, последние модели поддержки подчеркивают его потенциальную роль в качестве механизмов. Например, поддержка может рассматриваться как стимул для участия в поведении в отношении здоровья.

Таблица 42. Уровень государственных социальных расходов в странах ЕС и Восточной Азии, %

Область социальных услуг

Государственные расходы от ВВП

Восточная Азия

Социальная поддержка также связана с более широкими видами поведения в области здоровья, включая потребление фруктов и овощей, осуществление и прекращение курения. Эта полезная поддержка может также возникнуть в контексте здоровья, таком как врач, поскольку те, кто рассматривал связь между пациентом и поставщиком, как один, характеризующийся сотрудничеством, симпатией и доверием, с большей вероятностью будут придерживаться лечения различных долгосрочных медицинских проблем.

Было показано, что в дополнение к позитивному влиянию социальной поддержки на поведение и приверженность здоровью улучшение качества взаимоотношений оказывает положительное влияние на поведение по укреплению здоровья супружеских пар на длительный срок. Эти данные свидетельствуют о том, что диадический контекст может быть важной областью, которая нуждается в дополнительном акценте в будущей работе. Кроме того, одно исследование сравнивало партнерскую поддержку с поведением партнеров по контролю. Результаты показали, что поддерживающее поведение предсказывает улучшение психического здоровья, в то время как поведение контроля предсказывает ухудшение психического здоровья и поведение в отношении здоровья у их партнеров.

Образование

Здравоохранение

Социальное обеспечение

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

В соответствии с моделями социального контроля эти данные свидетельствуют о том, что эффективная поддержка, возможно, должна будет действовать как более мягкая руководящая сила, которая будет мотивировать изменение поведения к лучшему. По мере того, как мы больше узнаем об эффективности социальной поддержки при воздействии на здоровье, она становится привлекательной для использования этой информации для непосредственной помощи клиническим группам населения. Это может объяснить, почему наибольшая доля недавних исследований в области социальной поддержки и здравоохранения связана с вмешательствами, многие из которых сосредоточены на хронических заболеваниях, таких как раковые больные.

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

1. Определение социальной защиты населения

2. Определение органов местного самоуправления

Существуют различные виды вмешательств, многие из которых включают элементы образования и понимания, например, в контексте группы поддержки. Группы поддержки могут быть особенно полезны из-за недостатков, которые они могут удовлетворить нуждам поддержки пациентов и сходству с экспериментами в группе. Например, одно качественное исследование в группах поддержки рака определило уникальную роль таких групп в качестве источников доступного сообщества, информации и принятия; в отличие от ослабления поддержки перегруженной семьи и друзей.

3. Законодательное регулирование полномочий органов местного самоуправления в области социальной защиты

Заключение

Список литературы

Введение

Под системой социальной защиты населения в настоящее время понимается совокупность законодательно установленных экономических, социальных, юридических гарантий и прав социальных институтов и учреждений, обеспечивающих их реализацию и создающих условия для поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования различных социальных слоев и групп населения, прежде всего, социально уязвимых. Как профессиональная деятельность социальная работа за более чем вековую историю накопила огромный эмпирический материал, теоретическое осмысление, обобщение и систематизация которого открывает новые перспективы перед практикой с точки зрения повышения ее эффективности и результативности. Одна из основных задач социальной работы в настоящее время - дальнейшее развитие и совершенствование имеющихся форм, методов, способов и приемов деятельности, используемых специалистом для решения социальных проблем клиентов, стимулирование активизации их сил для изменения неблагоприятной жизненной ситуации. Дальнейшая разработка методов и механизмов социальной защиты населения обусловлено необходимостью научно-исследовательских изысканий со стороны специалистов, как в рамках общества, так и в масштабах малых групп. При написании данной работы мной была поставлена цель: раскрыть сущность полномочий органов местного самоуправления в области социальной защиты населения.

Кроме того, это ситуации, в которых пациенты могут предлагать поддержку другим, и пациенты сообщают, что принадлежность к этим группам обеспечила элемент поддержки, который увеличил поддержку других сетей. В дополнение к группам поддержки некоторые мероприятия сосредоточены на обучении общих психосоциальных навыков и использовании поддержки в существующих сетях. По сравнению с контрольной группой с обычным уходом, те, кто был в группе лечения, лучше поддерживали свои эмоциональные связи и были более удовлетворены поддержкой.

Было показано, что этот тип вмешательства также работает в популяции пациентов-пациентов. Например, дети с кистозным фиброзом были вовлечены в рандомизированное вмешательство, которое обучило детей об их болезни и научило их соответствующим социальным навыкам. Те, кто в группе лечения, улучшали качество жизни и отношения сверстников, уменьшали их одиночество и воспринимаемое воздействие болезни. Эти результаты особенно важны из-за потенциальной изоляции, с которой сталкиваются дети в некоторых хронических заболеваниях.

1. Определение социальной защиты населения

Социальная защита населения это одно из важнейших направлений социальной политики государства, заключающееся в установлении и поддержании общественно необходимого материального и социального положения всех членов общества. Иногда доходов для тех слоев социальную защиту трактуют более узко: как обеспечение определенного уровня населения, которые в силу тех или иных причин не могут самостоятельно обеспечить свое существование: безработных, инвалидов, больных, сирот, стариков, одиноких матерей, многодетных семей.

В другом вмешательстве пациенты с диабетом типа 2 улучшили использование социальных ресурсов и социальной интеграции по сравнению с обычным уходом. Более того, такие изменения оказывают опосредованное воздействие на физическую активность, процент калорий из жира и уровни глюкозы в крови. Следует, однако, отметить, что использование таких общих или сложных вмешательств, хотя и успешных в изменении факторов риска, не позволяет нам заключить, какой конкретный компонент мог бы привести к положительным результатам.

Разумеется, важна и практичность и экономическая эффективность вмешательства. Недавние исследования изучают эти проблемы, сосредотачиваясь на телефонных и интернет-интервенциях. Хотя никаких физических результатов в отношении здоровья не было измерено, одно исследование показало, что образование и преодоление вмешательства по телефону для пациентов, ожидающих трансплантацию легких, повышают качество жизни и снижают депрессию. Кроме того, используя рандомизированный дизайн управления, другие исследователи изучили группу поддержки по телефону и обнаружили, что она уменьшает депрессию у пожилых лиц, осуществляющих уход, по сравнению с лицами, ухаживающими за группами, не принимающими меры вмешательства.

Основные принципы социальной защиты:

* гуманность;

* адресность;

* комплексность;

* обеспечение прав и свобод личности.

Система социальной защиты это комплекс законодательных актов, мероприятий, а также учреждений, обеспечивающих реализацию мер социальной защиты населения, поддержки социально уязвимых слоев населения. Она включает в себя:

Эти данные указывают на потенциальную полезность альтернативных вспомогательных вмешательств, которые могут быть особенно важны для людей с практическими, физическими или социальными барьерами. Литература о социальной поддержке и здоровье является надежной и продолжает оставаться активной областью исследований. Однако следующее поколение исследований должно быть в состоянии объяснить контексты и механизмы того, почему такие ассоциации существуют. Такие исследования находятся в зачаточном состоянии, но в настоящее время стимулируются ростом междисциплинарных перспектив в области социальной поддержки и здравоохранения.

1. Социальное обеспечение возникло в России в 20е годы и означало создание государственной системы материального обеспечения и обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан, а также семей с детьми за счет так называемых общественных фондов потребления. Эта категория по сути идентична категории социальной защиты, однако последняя применяется по отношению к рыночной экономике. Помимо пенсий (по старости, инвалидности и пр.) к социальному обеспечению относились пособия по временной нетрудоспособности и родам, по уходу за ребенком в возрасте до года, помощь семьям в содержании и воспитании детей бесплатные или на льготных условиях ясли, детские сады, интернаты, пионерские лагеря и пр., семейные пособия, содержание нетрудоспособных в специальных учреждениях (домах престарелых и пр.), бесплатная или на льготных условиях протезная помощь, предоставление инвалидам средств передвижения, профессиональное обучение инвалидов, различные льготы семьям инвалидов. При переходе к рынку система социального обеспечения в значительной мере перестала выполнять свои функции, однако часть ее элементов вошла в современную систему социальной защиты населения.

Мы считаем, что такие подходы будут иметь решающее значение для улучшения адаптации вмешательств первичной или вторичной поддержки, которые оказывают благотворное влияние на результаты физического здоровья. От социальной интеграции к здоровью: Дюркгейм в новом тысячелетии.

Социальная сеть как предиктор госпитализации и смертности среди пациентов старшего возраста с сердечной недостаточностью. Социальная поддержка и амбулаторное кровяное давление: исследование как приема, так и приема. Супруги оказывают поддержку и контроль со стороны здоровья пациентам, участвующим в сердечной реабилитации.

2. Социальные гарантии предоставление социальных благ и услуг гражданам без учета трудового вклада и проверки нуждаемости на основе принципа распределений по потребностям имеющихся общественных ресурсов этих благ; социальные льготы это система общественных гарантий, предоставляемых на основе упомянутых принципов отдельным группам населения (инвалидам, ветеранам труда). В нашей стране к социальным гарантиям относят:

Воспринимаемая социальная поддержка и смертность у пожилых людей. Социальная поддержка прогнозирует выживание у пациентов с диализом. Социальная поддержка и смертность среди пожилых людей с диабетом. Отношение социальной изоляции, одиночества и социальной поддержки результатов лечения среди пожилых людей. Социальный капитал, миниатюризация сообщества, традиционализм и острый инфаркт миокарда в первый раз: проспективное когортное исследование на юге Швеции.

Проживание в одиночестве, больной секс и смертность после острого инфаркта миокарда. Устранить ли тревогу, образ тела, социальную поддержку и стратегии преодоления выживания при раке молочной железы? Социально-экономический градиент заболеваемости инсультом: проспективное исследование среди женщин среднего возраста в Швеции. Связь между социальной поддержкой и физиологическими процессами: обзор с упором на лежащие в основе механизмы и последствия для здоровья.

* гарантированное бесплатное медицинское обслуживание;

* общедоступность и бесплатность образования;

* минимальный размер оплаты труда и пенсии; социальная пенсия;

* пособия при рождении ребенка, на период по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, до 16 лет;

* ритуальное пособие на погребение и др.

3. Социальное страхование защита экономически активного населения от социальных рисков на основе коллективной солидарности при возмещении ущерба. Основными социальными рисками, связанными с потерей трудоспособности, работы и соответственно, дохода, являются болезнь, старость, безработица, материнство, несчастный случай, производственная травма, профессиональное заболевание, смерть кормильца. Финансируется система социального страхования из специальных внебюджетных фондов, формируемых за счет взносов работодателей и работников, а также субсидий государства. Существует две формы социального страхования обязательное (при поддержке государством его фондов) и добровольное (при отсутствии государственной помощи). Поддержка граждан осуществляется прежде всего путем денежных выплат (пенсий и пособий по болезни, старости, безработице, потери кормильца и пр.), а также при помощи финансирования услуг учреждений здравоохранения, профессионального обучения и пр., связанных с восстановлением трудоспособности.

Предоставление социальной поддержки может быть более выгодным, чем получение: результаты проспективного исследования смертности. Чувства полезности для других, инвалидности и смертности у пожилых взрослых: исследование успешного старения в Макартуре. Церковная социальная поддержка и смертность.

Роль положительных эмоций в позитивной психологии: теория положительных эмоций. Психосоциальный стресс увеличивает воспалительные маркеры и изменяет производство цитокинов во время беременности. Психосоциальные и поведенческие предикторы воспаления у лиц пожилого и старшего возраста: исследование здоровья, старения и социальных отношений в Чикаго.

4. Социальная поддержка (помощь) предоставляется социально уязвимым группам населения, не способным в силу тех или иных причин обеспечить себе доход. Помощь осуществляется как путем денежных, так и натуральных выплат (бесплатные обеды, одежда) и финансируется за счет общих налоговых поступлений.

Для получения социальной помощи обычно необходима проверка на нуждаемость. Помощь предоставляется тем людям, чьи доходы ниже минимальных жизненных стандартов, и выступает важнейшим элементом политики борьбы с бедностью, обеспечения минимального гарантированного дохода, как реализации права на жизнь.

Стресс, возраст и иммунная функция: подход к жизненному циклу. Социальные влияния, социальный контекст и поведение в отношении здоровья среди рабочих, многоэтнических взрослых. Что делают группы поддержки рака, которые не поддерживают другие поддерживающие отношения?

Опыт групп поддержки сверстников для людей с раком. Предикторы улучшения социальной поддержки: пятилетние последствия структурированного вмешательства для опекунов супругов с болезнью Альцгеймера. Создание жизненных навыков для детей с кистозным фиброзом: эффективность вмешательства.

Социальная поддержка не ограничивается только материальной помощью. Она включает также меры в виде содействия и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальными службами для преодоления жизненных трудностей, поддержания социального статуса, адаптации в обществе. Такая работа, направленная на оказание помощи, поддержки и защиты людей, и прежде всего, социально слабых слоев общества, называется социальной работой.

Социальная поддержка и социально-экологические ресурсы в качестве медиаторов образа жизни: эффекты вмешательства для диабета типа 2. Оценка вмешательства группы поддержки на базе телефонной сети для женщин-лиц, осуществляющих уход за лицами, живущими в общине, с деменцией.

Универсальный подход предполагает, что все граждане нации получают те же льготы, которые предоставляются государством. Универсалисты настроены оптимистично, что социальное единство, обусловленное равномерным предоставлением льгот, будет иметь достаточный бюджет для обеспечения значимой защиты. Вопросники универсалистов ставят вопрос о перспективах прав человека или моральных принципах справедливости, а также о практических аспектах ориентации и ее издержках, включая политические издержки и издержки бенефициаров.

2. Определение органов местного самоуправления

Местное самоуправление -- система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории. В современном мире большое распространение получили те системы местного самоуправления, классификация которых основана на складывание отношений между местным самоуправлением и центральными властями. Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. В соответствии с Гражданским кодексом органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные предприятия и учреждения. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). К собственным доходам местного бюджета могут относиться:

Универсалисты полагают, что опыт ориентации на повышение эффективности перераспределительных расходов был неудовлетворительным, деликатным, дорогостоящим и пагубным для усилий по увеличению бюджета социальных программ. Напротив, сторонники нацеливания имеют более оптимистичную оценку опыта таргетинга и надеются, что современные технологии помогут свести к минимуму ошибку, в то время как совершенствование управления сделает процедуры таргетинга более инклюзивными. Их пессимизм касается бюджетов, поскольку политические и технические препятствия для бюджетов становятся достаточными для обеспечения значимых универсальных выгод.

· средства самообложения граждан

· доходы от местных налогов и сборов

· доходы от региональных налогов и сборов

· доходы от федеральных налогов и сборов

· безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований

· доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности

· часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей

· штрафы, установление которых отнесено к компетенции органов местного самоуправления

· добровольные пожертвования

· субвенции на решение вопросов местного значения межмуниципального характера (для некоторых муниципальных районов)

· иные законные поступления.

Закон устанавливает возможность выравнивания уровня бюджетной обеспеченности поселений, муниципальных районов и городских округов путем предоставления дотаций из регионального фонда финансовой поддержки муниципальных образований и (или) районных фондов финансовой поддержки поселений. Органы местного самоуправления и уполномоченные ими муниципальные учреждения могут выступать заказчиками на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий (муниципальный заказ). Муниципальные образования вправе привлекать заемные средства, в том числе за счет выпуска муниципальных ценных бумаг (муниципальный заем).

3. Законодательное регулирование полномочий органов местного самоуправления в области социальной защиты

Согласно Закону РФ от 6 июля 1991 г. “О местном самоуправлении в Российской Федерации” можно подробно проанализировать полномочия органов местного самоуправления, в нужной области.

Статья 64. Полномочия районной администрации в области социальной защиты населения

Районная администрация:

1) назначает и выплачивает пенсии и пособия; контролирует работу органов врачебно-трудовой экспертизы; назначает и выплачивает из собственных и привлеченных средств доплаты к пенсиям и пособиям;

2) организует в соответствии с решениями Совета учет лиц, помощь которым осуществляется за счет средств местного бюджета; в соответствии с решениями Совета распоряжается средствами фонда социальной защиты населения и принимает меры к его пополнению, назначает за счет собственных и привлеченных средств пособия, а также доплаты к пенсиям;

3) организует в соответствии с решениями Совета учет лиц, помощь которым оказывается за счет средств Совета;

4) принимает меры по улучшению жилищных и материально-бытовых условий семей, потерявших кормильца, инвалидов и престарелых граждан, нуждающихся в уходе на дому, а также меры по устройству нуждающихся граждан в учреждения социального обеспечения;

5) содействует созданию необходимых жилищных условий для уволенных в запас военнослужащих и их семей;

6) предоставляет в пределах своих полномочий льготы и преимущества, связанные с охраной материнства и детства, улучшением условий жизни многодетных семей; обеспечивает устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в детские дома, школы-интернаты, интернаты при школах и на воспитание в семьи граждан; решает вопросы усыновления (удочерения);

7) руководит опекой и попечительством в районе;

8) разрабатывает и реализует программы повышения уровня занятости населения;

9) организует с целью обеспечения занятости населения общественные оплачиваемые работы по благоустройству, строительству и ремонту дорог, зданий, сооружений и тому подобного за счет средств местного бюджета, внебюджетных фондов и привлеченных средств;

10) получает от расположенных на территории района предприятий учреждений, организаций сведения о высвобождении работающих, заслушивает сообщения руководителей предприятий, учреждений, организаций по этим вопросам.

Положение о Государственном фонде занятости населения Российской Федерации. Приложение к постановлению ВС РФ от 8 июня 1993 г. № 5132-1

5. Фонды занятости в городах и районах формируются за счет:

· обязательных страховых взносов работодателей (предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов);

· обязательных страховых взносов с заработка работающих граждан;

· ассигнований из городских и районных бюджетов.

18. Контроль за исполнением бюджетов фондов занятости всех уровней осуществляют соответствующие представительные органы власти.

19. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью органов службы занятости осуществляют ревизионные комиссии. Ревизионные комиссии создаются решениями соответствующих исполнительных органов власти.

Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации”

Статья 4. Системы социальных служб

2. К муниципальной системе социальных служб относятся муниципальные предприятия и учреждения социального обслуживания, находящиеся в ведении органов местного самоуправления.

Статья 7. Право граждан на социальное обслуживание

2. Социальное обслуживание осуществляется на основании обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения.

Статья 19. Управление социальным обслуживанием

2. Управление муниципальной системой социальных служб осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.

Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ “О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов”

Статья 12. Социально-медицинское обслуживание на дому

Социально-медицинское обслуживание на дому осуществляется специализированными отделениями, создаваемыми в муниципальных центрах социального обслуживания или при органах социальной защиты населения. В штат указанных отделений вводятся медицинские работники, профессиональная деятельность которых регулируется законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан. Граждане пожилого возраста и инвалиды, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию и нуждающиеся в постоянном постороннем уходе, из числа освобождаемых из мест лишения свободы особо опасных рецидивистов и других лиц, за которыми в соответствии с действующим законодательством установлен административный надзор, а также граждане пожилого возраста и инвалиды, ранее судимые или неоднократно привлекавшиеся к административной ответственности за нарушение общественного порядка, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством, которые направляются из учреждений органов внутренних дел, при отсутствии медицинских противопоказаний и по их личному желанию принимаются на социальное обслуживание в специальные стационарные учреждения социального обслуживания на основании решения органов местного самоуправления.

Статья 27. Муниципальный сектор социального обслуживания

Муниципальный сектор социального обслуживания включает местные органы управления социальным обслуживанием и учреждения муниципального подчинения, предоставляющие социальные услуги.

Статья 28. Муниципальные центры социального обслуживания

Муниципальные центры социального обслуживания являются учреждениями муниципального сектора социального обслуживания, создаются органами местного самоуправления на подведомственных территориях и находятся в их ведении. Муниципальные центры социального обслуживания осуществляют организационную, практическую и координационную деятельность по оказанию различных видов социальных услуг.

Статья 29. Муниципальный жилищный фонд социального использования для граждан пожилого возраста и инвалидов

Муниципальный жилищный фонд социального использования для граждан пожилого возраста и инвалидов является составной частью муниципального сектора социального обслуживания, создается и содержится органами местного самоуправления на подведомственных территориях за счет средств соответствующего бюджета.

Статья 31. Основные источники финансирования системы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов

Финансирование муниципального сектора системы социального обслуживания осуществляется за счет средств местных бюджетов и ассигнований, направляемых в муниципальный сектор из средств бюджетов, указанных в части первой настоящей статьи, в качестве дотаций на содержание сети учреждений социального обслуживания, на развитие социального обслуживания, а также на оплату социальных услуг, включенных в федеральный и территориальные перечни гарантированных государством социальных услуг.

Статья 9. Государственная служба по делам ветеранов

Руководство государственной службой по делам ветеранов осуществляют органы исполнительной власти Российской Федерации, органы исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления.

Заключение

Общество заинтересовано в повышении эффективности социальной работы. Однако определить ее и измерить достаточно сложно. Под эффективностью понимается соотношение результатов деятельности и затрат, необходимых для достижения этого результата. Эффективность в социальной сфере - это сложная категория, которая складывается из целей, результатов, затрат и условий социальной деятельности. Результат - это конечный итог какой либо деятельности в соотношении с ее целью. Он может быть положительным или отрицательным. В социальной работе результатом является удовлетворение потребностей ее объектов, клиентов социальных служб, и на этой основе общее улучшение социальной обстановки в обществе. Критериями эффективности социальной работы на макроуровне могут служить показатели материального положения семьи (человека), ожидаемая продолжительность жизни, уровень и структура заболеваемости, бездомности, наркомании, преступности и пр.

С критерием эффективности тесно связана проблема пределов социальной помощи гражданам. Как и при осуществлении политики доходов, необходимо учитывать возможные негативные последствия массированной социальной поддержки: появление иждивенчества, пассивности, нежелания самому принимать решения и решать свои проблемы. Могут возникнуть негативные явления в социальной сфере (например, активная поддержка одиноких матерей может иметь своим следствие снижение уровня брачности и, в конечном итоге, рождаемости).

Список литературы

1. “Экономические основы социальной работы”, Пантелеева Т.С., Червякова Г.А., “ВЛАДОС”, 2001г.

2. “Право социального обеспечения”, под редакцией К.Н. Гусова, ПБОЮЛ Грачев С.М., 2001г.

3. “Теория социальной работы”, Фирсов М.В., Студенова Е.Г., “ВЛАДОС”, 2000г.

4. “Социальное положение и уровень жизни населения России”, 12.

5. Федеральный Закон «О гарантированном перечне социальных услуг»

Подобные документы

    Сущность социальной защиты населения. Страховая часть трудовой пенсии по старости. Государственные гарантии в системе социальной защиты. Основные принципы социальной защиты населения. Социальные гарантии занятости молодежи в Нижегородской области.

    дипломная работа , добавлен 18.03.2012

    Инвалиды как объект социальной защиты. Проблемы жизнедеятельности инвалидов. Политика социальной поддержки инвалидов на региональном уровне. Организация работы органов социальной защиты населения в области реабилитации, социальные права и гарантии.

    курсовая работа , добавлен 30.05.2013

    Сущность и принципы социальной защиты. Принципы государственной социальной политики. Особенности организации и функционирования социальной защиты. Субъективная сторона социально незащищенных групп. Формы и методы социальной поддержки и защиты населения.

    контрольная работа , добавлен 16.05.2016

    Социальная политика в Российской Федерации. Зарубежный опыт организации соцобеспечения населения местными органами власти. Анализ функционирования органов местного самоуправления и предложения по улучшению качества их работы в аспекте социальной защиты.

    курсовая работа , добавлен 16.12.2013

    Суть и основные направления социальной защиты населения в условиях рынка. Социальные гарантии и стандарты. Анализ качества жизни и доходов населения в Республике Дагестан. Совершенствование государственной политики в области социальной защиты населения.

    курсовая работа , добавлен 28.03.2013

    Сущность социальной защиты населения. Принципы и функции социальной защиты населения. Организационно-правовые формы социальной защиты населения. Формирование системы социальной защиты населения как социального института. Термин "социальная защита".

    контрольная работа , добавлен 08.11.2008

    Понятие, функции, принципы и компоненты системы социальной защиты населения в России. Региональный опыт модернизации системы социальной защиты населения. Органы управления системой социальной защиты населения Рязанской области, их задачи и полномочия.

    дипломная работа , добавлен 08.12.2015

    Роль органов местного самоуправления в социальной защите населения Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, проблемы и меры социальной защиты семей с детьми (многодетных), социальной адаптации бывших заключенных и несовершеннолетних.

    дипломная работа , добавлен 21.02.2012

    Система социальной защиты населения в России. Характеристика деятельности центров социального обслуживания. Государственные гарантии и социальные стандарты в системе социальной защита населения. Направление работы центров социальной защиты населения.

    дипломная работа , добавлен 11.06.2014

    Государственные органы социальной защиты населения. Муниципальное законодательство в области социальной поддержки населения. Программа социальной поддержки населения г.Тольятти, анализ ее реализации. Повышение эффективности системы социальной защиты.