Ледокол лидер характеристики. Ледокол "Лидер": характеристики и фото. Атомный «Лидер


Интересная новость про сверхледокол пр. 10510 "Лидер":

[...] Уникальный атомный ледокол проекта 10510 «Лидер» в случае необходимости может стать боевым кораблем. На него можно будет установить контейнеры с противолодочным, ракетным или артиллерийским вооружением. Благодаря этому атомоход сможет не только круглый год проводить суда по Северному морскому пути из Юго-Восточной Азии в Европу, но и вести боевые действия в арктическом регионе. По мнению экспертов, главной задачей вооруженных ледоколов станут проводка и прикрытие конвоев.

Как рассказали в главкомате Военно-морского флота, атомоход «Лидер» создают как гражданское судно. Проект размещения на нем систем вооружения проходит стадию технической экспертизы и рассматривается как вспомогательный. Установка боевых модулей возможна только в особый период. На это время планируют, что судно можно привлекать для усиления корабельной группировки Северного флота, в зону ответственности которого входит вся трасса Северного морского пути, а также арктическое побережье России. В кормовой части ледокола возможно размещать специальные контейнеры с противолодочным, ракетным, артиллерийским, а также радиотехническим или водолазным оборудованием, - сообщает сайт Госкомиссии по развитию Арктики.

По словам главного конструктора ракеты Х-35 корпорации «Тактическое ракетное вооружение» Николая Васильева, в Военно-морском флоте принята новая концепция «открытой кормы». Согласно ей, создают не узкоспециализированные для решения конкретных задач боевые единицы, а платформы. На них есть навигационное оборудование для выполнения задач судоходства, в кормовой части - свободный отсек, где можно разместить несколько легкосъемных боевых модулей. При таком подходе можно создавать корабли-носители, не привязывая их к решению конкретной боевой задачи, и устанавливать боевой модуль в зависимости от обстановки.


Новость коррелируется с мнением, которое я слышал на Балтзаводе этой весной.
Примерно так говорили, с одним знакомым товарищем оттуда:
- Скажи, а вот говорят про сверхледокол, который в проекте. Который чуть не вдвое больше новой "Арктики". Вы будете строить, если что? Или кто-то ещё?
- Да, вероятнее всего. Это больше наши компетенции. Правда, Северодвинск за него тоже будет конкурировать.
- А сможете?
- Технически? Конечно. А почему нет? Наработки есть, стапельная ёмкость позволяет.
- Но это очень дорого. Вот интересно, реалистичен этот проект в принципе или нет?
- Вообще-то да, недешевый проект. Но я думаю, если военный флот впишется в какой-то форме, хотя бы двойного назначения - проект пойдёт. А так - наверное останется в чертежах. Достроим "Арктики", а потом что-то поменьше ещё.

(и кстати, космические станции тоже строили в своё время двойного назначения, и технологии двигала оборонка)

У уникального атомного ледокола проекта 10510 «Лидер» появилась новая задача. В случае необходимости он станет боевым кораблем. На него можно будет установить контейнеры с противолодочным, ракетным или артиллерийским вооружением. Благодаря этому атомоход сможет не только круглый год проводить суда по Севморпути из Юго-Восточной Азии в Европу, но и вести боевые действия в арктическом регионе. По мнению экспертов, главной задачей вооруженных ледоколов будет проводка и прикрытие конвоев.

Как рассказали «Известиям» в главкомате Военно-морского флота, атомоход «Лидер» создается как гражданское судно. Проект размещения на нем систем вооружения проходит стадию технической экспертизы и рассматривается как вспомогательный. Установка боевых модулей возможна только в особый период. На это время планируется, что судно может привлекаться для усиления корабельной группировки Северного флота - в зону ответственности последнего входит вся трасса Северного морского пути, а также арктическое побережье России. В кормовой части ледокола планируется размещать специальные контейнеры с противолодочным, ракетным, артиллерийским, а также радиотехническим или водолазным оборудованием.

В настоящее время «Лидер» существует в виде макета. ЦКБ «Айсберг» и ФГУП «Крыловский государственный научный центр» заняты техническим проектированием судна, оптимизацией внутренних помещений, а также мест размещения оборудования.

В корпусе будущего судна - впервые в истории - не будет одинаковых шпангоутов (так называются поперечные ребра конструкции, формирующие обводы корпуса). Это обеспечит ледоколу небывалую для его «одноклассников» проходимость во льдах. Благодаря новым техническим решениям «Лидер» сможет преодолевать арктический лед толщиной более 4 м, прокладывая судоходный канал шириной 50 м со скоростью до 10 узлов (около 19 км/ч). Обычные ледоколы серии ЛК-60 при той же толщине льда двигаются не быстрее двух узлов и способны проломить «колею» не шире 36 м.

Ранее в интервью «Известиям» главный конструктор ракеты Х-35 корпорации «Тактическое ракетное вооружение» Николай Васильев рассказал, что в Военно-морском флоте принята новая концепция «открытой кормы». Согласно ей, создаются не узкоспециализированные для решения конкретных задач боевые единицы, а платформы. На них есть навигационное оборудование для выполнения задач судоходства. А в кормовой части - свободный отсек, где можно разместить несколько легкосъемных боевых модулей. При таком подходе можно создавать корабли-носители, не привязывая их к решению конкретной боевой задачи, и устанавливать боевой модуль в зависимости от обстановки.

Военно-морской эксперт Александр Мозговой рассказал «Известиям», что идея вооружения ледоколов не нова, но с появлением модульных технологий эта концепция выйдет на новый уровень.

На всех советских атомных ледоколах была предусмотрена установка в угрожаемый период артиллерийского вооружения, - отметил специалист. - Развитие модульных технологий позволит расширить номенклатуру устанавливаемого вооружения. Наиболее востребованными окажутся модули, предназначенные для решения задач ПВО, однако их еще предстоит создать. У нас уже есть контейнерные «Калибр-К» с крылатыми ракетами, с которыми ледокол фактически превратится в ударный корабль.

Минобороны России уже заказало серию многофункциональных ледоколов проекта 21180 типа «Илья Муромец». До конца 2017 года головной корабль должен войти в состав Северного флота. Также будут строиться универсальные патрульные корабли ледового класса, объединяющие возможности буксира, патрульного корабля и ледокола. Первым из них станет проект 23550 «Иван Папанин».

February 8th, 2017

Не так давно мы обсуждали спуск на воду 60-мегаваттного ледокола.

А теперь представьте себе, что уже практически набирает полные обороты процесс строительства могучего 110-мегаваттного атомного ледокола «Лидер»

Вот на каком этапе сейчас этот процесс...

В декабре 2016 года давно обсуждаемая идея строительства атомного ледокола «Лидер» стала обретать реальные черты. Крыловский государственный научный центр после долгих исследований и вычислений согласовал с ЦКБ «Айсберг» окончательный облик будущего хозяина Арктики. На этом гадательный этап в духе «будет — не будет» и «а если будет, то каким?» можно считать завершенным. Проекту ЛК-110Я официально дан зеленый свет, концепция его сформирована.

Конструктивно «Лидер» будет представлять из себя атомный турбоэлектрический ледокол мощностью в 110-120 МВт, которую обеспечат две новейшие атомные установки «РИТМ 400», разработанные ОКБМ им. Африкантова. Дискуссия о том, сколько валов должно быть у гребной установки — два или четыре, завершилась в пользу четырехвального варианта с кормовым расположением. Винты, кстати, сделают из графенового материала, благодаря чему лопасти смогут подстраиваться под гидродинамический поток в зависимости от скорости судна. Их разработкой занимается сейчас «Крыловка».

Наибольшая длина судна составит 209 метров без учета выступающих частей, наибольшая ширина - 47,7 метров, осадка по КВЛ - 13 метров. Скорость хода на чистой воде ожидается около 20 узлов, а сквозь двухметровый лед «Лидер» сможет пробиваться на 14 узлах. Максимальная же толщина льда, которую сможет штурмовать ледокол, превышает 4 метра. Впрочем, не стоит думать, что атомоход будет регулярно бороться с ледовыми твердынями таких размеров.

— Основное предназначение этого ледокола вовсе не в преодолении сверхтолстых льдов. Такие льды в три-четыре метра толщиной вы найдете только в приполюсном районе. Для этого надо забираться на 85-й градус и выше, — объяснил заместитель генерального директора Крыловского ГНЦ Олег Тимофеев, выступая на Международном форуме «Арктика: настоящее и будущее». — Нет, основное его предназначение — идти в полутора-двухметровых льдах со скоростью хотя бы в десять узлов, для того чтобы достичь эффективной, экономически целесообразной проводки. Задача ледокола «Лидер» состоит в том, чтобы проводить по Северному морскому пути крупнотоннажные грузовые суда шириной по 40-45 метров, поскольку канал за ним будет порядка 50 метров. Это существенно расширит транспортные возможности Севморпути.

Согласно предположениям специалистов Крыловского центра, появление нового атомохода сделает возможным круглогодичное курсирование вдоль российских берегов Арктики танкеров класса «Афрамакс» с нефтью или газовым конденсатом на борту. Благодаря сверхкрупным размерам эти грузовые суда гарантируют снижение себестоимости транзита по Северному морскому пути.

Если учесть, что этот маршрут сам по себе втрое короче традиционных морских торговых магистралей между Востоком и Западом, то Россия сможет перехватить часть традиционного грузопотока. Часть — поскольку бороться за пальму первенства с Суэцем, понятное дело, никто не планирует. Тем более, что «Лидер» будет строиться в единичном экземпляре, а в одиночку безостановочно водить огромные караваны в обе стороны он все равно не сможет. Но даже сравнительно небольшой кусок торгового пирога для отечественного сектора Арктики уже будет благом.

Подарок под Новый год

Но одним «Лидером» российская Арктика «сыта» не будет. В регионе уже сейчас идет довольно насыщенная экономическая жизнь, для поддержания в активном состоянии которой требуются десятки судов ледового класса и ледоколов. А впереди еще более масштабные планы по освоению северных месторождений на шельфе, строительству военной инфраструктуры и прокладыванию новых коммерческих маршрутов. Следовательно, спрос на ледоколы будет только расти.

На сегодняшний день у нас самый крупный ледокольный флот в эксплуатации (не только атомный, аналогов которому в мире нет, но и дизель-электрический). У нас самые мощные суда, способные работать в сложнейших условиях. И это лидерство поддерживает не только советское наследство, которое рано или поздно выработает свой ресурс, но и, самое важное, программа создания современного ледокольного флота.



Спуск на воду атомного ледокола «Арктика» проекта 22220.

Часть из этих новых судов уже сошла со стапелей «Адмиралтейских верфей», Балтийского и Выборгского заводов, часть строится прямо сейчас, часть находится на стадии проектирования. На нашем сайте мы писали про ставший событием 2016 года спуск на Балтзаводе «Арктики», атомохода мощностью в 60 МВт. В спину «Арктике» уже дышат собратья по серии — ледоколы «Сибирь» и «Урал». А под Новый год подарком стал ледокол «Виктор Черномырдин». «Балтийцы» спустили его на воду 30 декабря.

Творение Балтийской верфи станет самым мощным в мире неатомным ледоколом, дотянувшись до показателя силовой установки в 25 МВт. При этом, как сообщает предприятие, ледокол будет крайне маневренным, благодаря инновационной системе электродвижения. На судне будет смонтирована система пневмообмыва корпуса, обеспечивающая подачу сжатого воздуха вдоль борта судна. Это позволит избежать обмерзания корпуса. Есть у ледокола и другие «фишки»: система дистанционного позиционирования, два вертолетных комплекса, возможность установки грузового крана высокой грузоподъемности (до 150 т).



Спуск ледокола «Александр Санников».

«Адмиралтейцы» прошлым летом порадовали дизель-электрическим богатырем по имени «Илья Муромец», предназначенным для нужд Северного флота. Судно будет многофункциональным и кроме ледокольной проводки сможет взять на себя роль, буксира, спасателя и даже десантного корабля. Для военных моряков это настоящий праздник - ледоколов для них не строили уже 45 лет. При этом в дополнение к «Муромцу» им обещана серия из еще трех аналогичных судов.

Выборг тоже не отстал — разбил шампанское о борт ледокола «Александр Санников», заказанного «Газпром нефтью» для обеспечения транзита нефти с Новопортовского месторождения. И это результаты только одного прошедшего года. В 2017-м перечень побед на фронте ледоколостроения будет продолжен.



Спуск на воду ледокола проекта 21180 «Илья Муромец» на Адмиралтейских верфях.

Хитроумные винты и мощные краны

В запасе у России есть еще ряд пока не реализованных, но весьма интересных ледокольных идей. Об одном из них — мелкосидящем ледоколе проекта 22740 для Азовского и Каспийского морей — рассказал Олег Тимофеев.

— Проект его был разработан по заказу Минтранса и успешно защищен в министерстве. До сих пор таких ледоколов в Российской Федерации не строилось и не проектировалось, поэтому нам пришлось создать специальную технологию проектирования этого ледокола. Дело в том, что у него есть ограничения по размерениям для прохода по внутренним водным путям — ширина 16,5 метров, длина 140 метров. Осадку заказчик определили от двух до трех метров. При этом ледокол должен иметь класс Icebreaker 6, который позволяет ломать лед толщиной до метра. Пришлось делать несколько довольно сложных по форме итераций кормовой оконечности. Вплоть до того, что рассматривались варианты с носовыми винтами, — сообщил заместитель гендиректора КГНЦ.

Движительный комплекс в итоге получился хитроумным. Ограничение заставило по минимуму сокращать диаметр винта, в результате чего падала его мощность. Компенсировать эту проблему пришлось подключением дополнительных винтов.

— У нас получилась сложная многовинтовая схема. Для того, чтобы исключить аэрацию винтов, была разработана и применена специальная форма кормы, которую мы запатентовали. И ледокол получился комбинированным: бортовые классические валы с небольшой веерностью и ДП с винторулевыми колонками с суммарной мощностью, выдаваемой на движительный комплекс, чуть больше шести мегаватт, то есть по полтора мегаватта на каждый винт, — пояснил Олег Тимофеев.



Спуск на воду дизель-электрического ледокола "Виктор Черномырдин"

Еще один концептуальный проект ледокола создан ЦКБ «Айсберг». Это многофункциональный атомоход оффшорного типа мощностью 40 МВт и водоизмещением около 20 тыс. тонн, предназначенный для работы на арктическом шельфе. По заявленным характеристикам он будет обладать неограниченной дальностью плавания, способностью ходить во льдах порядка двух с половиной метров, ресурсом работы без перезарядки топлива в семь лет. Сердцем его станет реакторная установка «РИТМ-200Б».

На основе базового проекта 10570 может быть построена целая линейка судов — ледокол с малой осадкой, ледокол-снабженец с функциями буксировки и якорезаводки, ледокол для инспекций, технического обслуживания и ремонта подводных нефтегазодобывающих сооружений, ледокол для стимуляции добычи углеводородов, ледокол для проведения сейсмических исследований по поиску нефтегазовых месторождений.

В реализации этого проекта заинтересован «Атомфлот». Уже даже есть примерная дата, когда ледокол может поступить в эксплуатацию, — 2022 год. Обойдется его техническая разработка в 800 млн рублей.

Кроме ледоколов в Арктике ходят еще и суда ледового класса — танкеры, снабженцы и т.д. О том, каких еще судов не хватает нашему Северу, «Корабел.ру» спросил Алексея Чернова, научного сотрудника отдела ледовых качеств судов Арктического и антарктического научно-исследовательского института.

— В России на данный момент все более-менее неплохо обстоит с ледокольным флотом. Есть программы, по которым он сейчас очень активно обновляется, есть новые дизельные ледоколы. Но вот чего у России реально нет, так это серьезных крупных и мощных судов технического флота ледового плавания. Нет мощных крановых судов ледового плавания. Нет буровых судов, которые могут работать в тяжелых ледовых условиях. А это очень сложные суда с высокой добавленной стоимостью, — говорит специалист ААНИИ. — У нас по сути из серьезных ледовых судов технического назначения — только атомный лихтеровоз «Севморпуть».



Атомный лихтеровоз «Севморпуть».

Это именно то направление, где отечественная промышленность, не только судостроительная, но и сопутствующая, могла бы занять и освоить большую нишу, считает Алексей Чернов. Крановые суда большой мощности, не имеющие ледового класса, есть за рубежом — их можно использовать в качестве прототипа, брать общие требования, а ледовый функционал вполне может быть российский, потому что у нас есть школа и опыт такого плана.

— Кроме того, буровое судно или крановое судно даже ледового класса можно использовать в любой другой акватории. Оно в этом плане абсолютно универсально. Это хорошее, перспективное направление, — уверен он.

А вот курсовые проекты «мухинцев»: ледоколы от Павла Томашевского и Руслана Штепина

"В качестве гостей на Degree show Университета машиностроения (МАМИ) были представлены несколько работ студентов СПбГХПА им. А.Л.Штиглица или попросту «Мухи». Предлагаем познакомиться с проектами атомных ледоколов - один подготовлен Павлом Томашевским, второй - Русланом Штепиным. Оба - студенты 3 курса «Мухи».

Павел Томашевский: «Это проект ледокола Лидер. В длину - 215 м, 40 м в ширину. У него будет два атомных реактора. При работе над проектом, нас попросили не ограничивать фантазию и создать что-то максимально отвлеченное от реальности. Есть компоновочные схемы и чертежи, технические данные - эти данные надо было принимать во внимание. Это курсовой проект, который разрабатывался во взаимодействии с ЦКБ Айсберг.»

Руслан Штепин: «Максимально скрытая палуба, которая защищена от обледенения при использовании в Арктике. Ледокол многофункциональный, его можно использовать для разных задач, соответственно, он должен выглядеть нейтрально. При разработке облика я отталкивался от авиационного образа, потому что самолет - это символ воплотившейся мечты. Атомный ледокол - это тоже своего рода воплотившаяся мечта. Ведь это первое судно, которое добралось до Северного полюса. Длина моего ледокола - 150 метров, ширина - 20 метров.
Это курсовая проекта сделанная в сотрудничестве с ЦКБ Айсберг.»

Фото 2.

Фото 3.

Фото 4.

Фото 5.

Фото 6.

Фото 7.

Фото 8.

Фото 9.

Фото 10.

А вот это уже конечно более реальные проекты:

Фото 11.

Фото 12.

Фото 13.

И вот вам табличка 2015 года про ледокольный флот мира:

Белый силуэт - планируется строительство
Жёлтый силуэт - идёт строительство
Красная рамка - ледокол был на Северном полюсе
B - ледокол предназначен для работы в условиях Балтийского моря
N - атомный

Центр стратегических разработок (ЦСР), который возглавляет бывший министр финансов РФ Алексей Кудрин, займется развитием проекта 10510 «Лидер» - атомных ледоколов нового поколения. Заказчиком услуг выступил ФГУП «Атомфлот», находящийся с 2008 года под управлением корпорации Росатом. ЦСР должен оценить потребность России в «Лидерах» и сформировать финансово-экономическую модель строительства и эксплуатации данных ледоколов.

В настоящее время завершаются конструкторские работы над проектом 10510, и государству необходимо определить количество атомоходов, план их закладки и ввода в строй. Важно оценить финансовые возможности инвесторов и производственные ресурсы предприятий, которые способны строить корабли подобного класса. По сути, речь идет о сугубо экономических расчетах, что в принципе входит в компетентность кудринского центра.

Наравне с авианосцем

Проект 10510 направлен на прорыв в долгосрочном развитии ледокольного флота России. «Лидер» - это разработка петербургского ЦКБ «Айсберг», который начал трудиться над проектом в 2016 году. Согласно анонсированным ранее планам, конструкторское бюро должно представить «Лидер» в декабре 2017 года.

Помимо ЦКБ «Айсберг», участниками проекта являются ОКБМ им. И. И. Африкантова (Нижний Новгород) и ФГУП «Крыловский государственный научный центр» (Санкт-Петербург). В частности, нижегородское конструкторское бюро разрабатывает ядерную энергетическую установку. Силовой агрегат состоит из двух реакторных установок РИТМ-400 тепловой мощностью по 315 МВт каждая.

«Лидер» будет гигантским по размерам кораблем. Длина атомохода составит 209 метров, ширина - до 47,7 метров, высота борта - 20,3 метра, осадка - 13 метров. По водоизмещению корабль сравним с авианосцем (71 380 тонн).

Атомная установка позволит обеспечить практически восьмимесячную автономность при небывалой мощи (120 МВт на валах). Скорость хода «Лидера» по чистой воде будет достигать 24 узла (около 45 км/ч). Экипаж корабля будет состоять из 127 человек.

Атом, дизель и финансы

Проект с таким говорящим названием призван обеспечить России безусловное лидерство в сфере перевозок по Северному морскому пути (СМП) на несколько десятилетий. Но проект 10510 потребует огромных материальных затрат и может растянуться по срокам реализации. Стоимость одного атомохода превышает миллиард долларов (примерно столько же стоит современная атомная подлодка).

Первоначально строительство одного «Лидера» вошло в Программу социально-экономического развития Арктической зоны РФ на период до 2020 года и дальнейшую перспективу. 14 апреля 2017 года Минэкономразвития предложило исключить из программы 80 млрд рублей, заложенных на строительство этого атомохода нового поколения.

Предполагалось, что первый ледокол будет построен к 2023 году. Сейчас в СМИ присутствует противоречивая информация. Вероятнее всего, ввод в строй первого ледокола произойдет не раньше 2030 года. Передача финансово-экономического плана ЦСР вселяет некий оптимизм в готовность государства финансировать столь перспективный проект. Тем не менее, в задачи кудринского центра входит поиск источников финансирования проекта. В частности, рассматривается вариант частно-государственного партнерства.

«Лидер» будет обеспечивать круглогодичную навигацию по Северному морскому пути. Как и другие ледоколы, корабль будет ломать ледовые толщи Арктики, обеспечивая проход грузового крупнотоннажного транспорта. Атомоходы считаются наиболее эффективными ледоколами из-за большей мощности и автономности плавания.

В этом отношении атомоходы значительно превосходят дизельных «собратьев», которым требует регулярная дозаправка. В условиях Арктики - это трудновыполнимая задача, хотя строительство и эксплуатация дизельных ледоколов обходиться в меньшую сумму.

Очевидно, что для России с достаточно слабой береговой инфраструктурой на перспективу выгоднее эксплуатировать атомоходы, которые в конечном итоге окупят вложенные в их строительство затраты. Но Россия находится в сложной экономической ситуации, и, судя по всему, государство не готово брать расходы на себя и вкладывать деньги в обновление именно атомных ледоколов.

Возвращение утраченного

На сегодняшний день российские предприятия строят, как атомные, так и дизельные ледоколы. Недавно были спущены на воду самый большой и самый мощный в мире головной универсальный атомный ледокол «Арктика» и два неатомных корабля «Александр Санников» и «Виктор Черномырдин».

В 2015-2016 годы Россия получила три дизель-электрических ледокола проекта 201900 М: «Владивосток», «Мурманск» и «Новороссийск». Осенью 2017 года российский флот пополнит дизель-электрический ледокол «Илья Муромец» проекта 21180.

В общей сложности Россия обладает 40 ледоколами различной мощности и назначения, значительно опережая западные государства. Из открытых данных следует, что у Швеции - 7 ледоколов, у Финляндии - 6, у Канады, США и Дании - по 4.

Однако задачи отечественного ледокольного флота намного масштабнее. Россия стремится стать ведущим перевозчиком продукции из Азии в Европу. Москва рассматривает Северный морской путь как альтернативу основному на текущий момент маршруту транспортировки китайских товаров в западные страны, который проходит через Суэцкий канал. Путь через Арктику может быть короче как минимум на несколько дней.

В прошлом году по Ледовитому океану Россия перевезла 7,26 миллиона тонн грузов. В 2020 году грузопоток по СМП может увеличиться вдвое, до 15 миллионов тонн. Данный показатель может быть достигнут и развит только с вводом в строй новых ледоколов. Нынешних 40 кораблей для полноценного развития СМП недостаточно.

Мощный ледокольный флот достался России в наследство от СССР. В советский период Заполярье активно осваивалось в военном и хозяйственном отношениях. Россия не уделяла Арктике должного внимания на протяжении 20 лет. Сейчас наша страна, по сути, возвращает утраченное могущество. Ресурс советских ледоколов, который составляет 30-40 лет, подходит к концу.

Подпишитесь на нас

Является обеспечение вывоза минерального сырья, и для выполнения этой задачи стране необходим новый ледокол-лидер. Реализация инвестиционных проектов в сфере добычи минеральных ресурсов (одиннадцать из них связаны с нефтью и газом, а ещё четыре - с добычей угля и руды, среди которых действующие и перспективные - Норильск, Дудинка, Новый Порт, Диксон, "Ямал СПГ" и другие) требует непрерывного транзита. А потому в перспективе, причем самой ближайшей, - повышение грузопотока Севморпути, где на данный момент работают линейные ледоколы, из которых четыре атомные и четыре дизельно-электрические. Их явно недостаточно, потому и должен в скором времени появиться современнейший ледокол-лидер.

Обстановка и задачи

В акватории действуют, как было сказано, восемь кораблей: это атомные "Вайгач", "Таймыр", "Ямал" и "50 лет Победы", а также дизели "Капитан Драницын", "Капитан Хлебников", "Красин" и "Адмирал Макаров". Портовая инфраструктура в её развитии ориентирована целиком и полностью на освоение нефтегазовых месторождений, и появление новых современных кораблей, каким является будущий ледокол-лидер, тоже целиком связано с добычей полезных ископаемых. Такое судно дедвейтом более ста тысяч тонн и шириной свыше пятидесяти метров будет круглогодично проводить транспортные караваны на всём протяжении морского пути. Скорость, которую обещает иметь ледокол-лидер, запланирована экономически эффективная - около пятнадцати узлов в самых толстых льдах.

Эскизное проектирование выполняли "Крыловский ГНЦ" и ЦКБ "Айсберг". С самого начала разрабатывался новейший (проект ЛК-110Я). Он в силах обеспечивать круглогодичную навигацию и провожать все экспедиции в Арктику. Корабль должен был быть огромный - более двухсот метров длиной и около сорока шириной. Мощность его на валах, судя по названию проекта, планировалась порядка 110 МВт (расшифровка названия: ЛК - ледокол, 110 - мощность, Я - силовая установка ядерная). Буквально на всём протяжении Севморпути необходимы ледоколы, способные преодолевать льды толщиной с три с половиной метра. Но впереди был ещё один проект - ЛК-120МВт, надежда нашего арктического флота, и речь о нём пойдёт ниже.

Планы

В западной части Арктики льды не настолько толстые - до трёх метров, а потому и ледоколы могут обеспечивать навигацию в любое время года, даже если они имеют мощность до шестидесяти мегаватт. На востоке же всё иначе, ледовая обстановка совершенно иная. А потому для поддержки круглогодичной навигации по Северному морскому пути запланировано продление сроков эксплуатации уже существующих атомоходов (ранее планировалось сто тысяч часов, теперь - сто пятьдесят). А в это время построить и ввести в строй универсальные атомные двухосадочные машины нового поколения, плюс ледокол-лидер (проект ЛК-110Я). Такие планы существовали до 2008 года, когда новые ледоколы должны были быть введены в строй.

В итоге атомоход "Сибирь" был модернизирован, а легендарная "Арктика" 1972 года рождения, которая полностью исчерпала свой ресурс, была в июне 2016 года заменена новой "Арктикой", способной замещать два ледокола - и для океанских трёхметровых льдов, и для работы в руслах рек. Однако спуск на воду ещё не означал завершения всех работ. Окончательно этот ледокол будет введён в строй в декабре 2017 года, если всё пойдёт по плану. Это очень хороший корабль и очень нужный, но он ещё не тот самый лидер. Особенностью является то, что атомный ледокол-лидер способен увеличивать ледопроходимость до трёх с половиной метров. К тому же у него повышенная зимняя скорость, а потому проводка судов будет обеспечена без нарушения сроков по доставке грузов. Ни время года, ни погодные условия не будут волновать ледоколы ЛК-110Я ("лидер" - это шифр проекта в данном случае). Разработкой были заняты ЦКБ "Айсберг" и ОКБМ имени Африкантова (по ядерной установке).

Как идёт работа

В 2015 году мир увидел, что собой представляет атомный ледокол-лидер, хотя готов был только проект. В декабре означенного года проходил Пятый международный форум, посвящённый настоящему и будущему Арктики, и Крыловский научный центр на своём стенде показал макет будущего перспективнейшего корабля. Это был ледокол-лидер проекта 10510. Его мощность планируется в сто двадцать мегаватт, а построен он будет через восемь или девять лет. Торопиться с этим нельзя, нужна инфраструктура и надлежащий грузовой флот. В 2015 году был завершён эскизный проект, а в 2016-м разработан и технический. Теперь готовится конструкторская документация. Благодаря этой работе новый ледокол-лидер можно будет повторять в самых разных комплектациях.

Затем в Кубинке был международный форум "Армия-2016", где эта модель была представлена ещё раз, но уже отличающаяся от первоначальной. Дизайн-проект изменил облик весьма значительно. Атомный ледокол проекта "Лидер" разрабатывается несколькими компаниями. Прежде всего, ЦКБ "Айсберг" - головной разработчик, и Крыловский ГНЦ обязательно согласовывает с ним каждый свой концептуальный проект. В данном случае экстерьер значительно поменялся. В 2017 году началась практическая реализация разработок.

Немного характеристик

Конструкция, которую будет иметь атомный ледокол-лидер (проект 10510), уникальна, она сумеет обеспечить проводку сквозь льды даже крупнотоннажных сухогрузов и танкеров, тех, которые сейчас Северным морским путём пользоваться не могут. Новым словом в историю судостроения войдёт то, что судно не будет иметь ни одного одинакового поперечного ребра в остове (шпангоута), что должно обеспечить исключительную проходимость во льдах, которая не по силам ни одному ледоколу такого класса. Конструкторы рассчитали и нашли новые технические решения, благодаря которым ледокол-лидер, фото макета которого помещено в самом начале и в самом конце нашего обзора, сможет легко преодолевать даже не три с половиной, а все четыре метра толщины льда и даже все пять, прокладывая для судов канал шириной более пятидесяти метров.

А по "тонкому" льду (в два метра!) он пройдёт не снижая скорость с четырнадцати узлов. И мощность, запланированная десять лет назад, уже кажется недостаточной. Сто двадцать мегаватт должен иметь как минимум головной ледокол-лидер, 110 МВт конструкторы уже считают вполне заурядной мощностью для такой махины. Ведь обычный ледокол из серии ЛК-60 по двухметровому льду движется со скоростью только два узла, а колею способен проломить не шире тридцати шести метров. Гребные винты на новом судне будут выполнены из графенового материала, и аналогов в мире им нет. Это уникальные изделия, неуязвимые для льда, меняющие форму на оптимальную в зависимости от скорости ледокола, а это значит, что судно скорость не потеряет, но приобретёт манёвренность. Осенью 2017 года исследования - численные, экспериментальные и комплексные - уже будут завершены, а испытания пройдены. автономность судна планируется восьмимесячная (длительность плавания без захода в порт), а срок эксплуатации - сорок лет. Головной ледокол-лидер (проект 10510) планировалось ввести в строй в 2024 году.

Цифры

Помимо головного ледокольного судна, продолжают разрабатываться и те, о которых речь шла в начале статьи - это ядерный ледокол-лидер 110 МВт мощностью. Водоизмещение их составляет 55 600 тонн, длина - максимум 206, а ширина - до 40 метров, высота борта - 20 метров, осадка - 13, а рабочая минимальная - 11 метров. Они будут оснащены тремя гребными винтами. По чистой воде смогут идти со скоростью 24 узла и разбивать лёд толщиной до 3,5 метра. Такому ледоколу понадобится экипаж в 127 человек.

И для сравнения: характеристики головного ледокола-лидера (проект 105110). Водоизмещение значительно выше - 71380 тонн, длина 209 метров, ширина 47,7. Осадка у этого судна такая же - 13 метров. А вот реакторная установка значительно мощнее. Рактора здесь будет два - РИТМ-400, оба по тепловой мощности 350 МВт. А мощность судна, как и было сказано выше, 120 МВт. По дальности плавания ледокол не ограничен, автономность провизии - восемь месяцев. Интересны цифры, соотносящие скорость судна и проходимость льда: при толщине 4,3 метра - 2 узла, а при толщине 2 метра - 15 узлов. Ширина канала, который прокладывает ледокол - 51 метр.

На самом верху

Относительно создания таких ледоколов уже принято постановление правительством России, где вопросы финансирования поручено решать нескольким организациям - Минпромторгу России, Минтрансу России, Министерству финансов и государственной корпорации "Росатом". Серийное строительство начнётся после 2020 года. А эскизный проект на сегодняшний день уже готов, и строительство ледоколов 110 МВТ начато. А головной ледокол-лидер будет вдвое мощнее ныне строящихся - шестидесятимегаваттных, как заявил ещё в мае 2015 года Дмитрий Рогозин. Стадии разработки будут преодолены в запланированном порядке: это затем эскизный проект, после него проект технический и, наконец, рабочий.

А через два года, в конце июня 2017-го, в Петербурге открылся Международный военно-морской салон, где Алексей Рахманов, президент судостроительной корпорации, много рассказывал о перспективах, которые принесёт строительство ледокола по проекту 10510 "Лидер". Он отметил также, что в министерстве промышленности финансируют проект лишь по начальным работам, поскольку технологические аспекты ещё проработаны недостаточно. Именно поэтому формирование финансовой схемы для его постройки ещё не начато. Сроки сдачи ледокола в эксплуатацию предварительно были передвинуты ещё на год. Изначально предполагалось сделать это в 2023 году, а теперь уже называют 2025-й.

Как это произошло

Самым перспективным типом ледоколов на обозримое будущее всем специалистам видится российский атомный ледокол проекта 10510 "Лидер", в том числе и ЛК-110Я, и ЛК-120Я). Главная задача у такого судна - обеспечить круглогодичную навигацию по всей длине Северного морского пути и проводить экспедиции в Арктику. Многие СМИ отметили, что Росатомфлот обещал построить такое судно к 2023 году в Северодвинске или Санкт-Петербурге, и средства для этого даст Программа соцэкономразвития Арктической зоны России, причём и в периоде до 2020 года будет финансировать, и в дальнейшей перспективе.

Однако в апреле 2017 года вмешалось министерство экономического развития с предложением основательной коррекции данной программы, исключая из финансирования восемьдесят миллиардов рублей, которые планировалось вложить в строительство судна. Возможно, это решение вполне объяснимо: участвовать в таком огромном проекте должно не только государство. В стране много частного капитала, которому очень выгодно создание ледокола, открывающего круглогодичную навигацию по Северному морскому пути.

Военно-морской салон

Благодаря Международному военно-морскому салону и несмотря на антироссийские санкции, очень многие иностранные делегации исключительно внимательно ознакомились с проектом нового ледокола. Здесь были главнокомандующие военно-морскими силами разных стран, военно-морские министры и огромное количество иностранных промышленников, в основном европейских. Их весьма заинтересовали планы, которые связаны с нашим военно-морским флотом, и, в принципе, этот-то интерес у них не угасал никогда.

Арктическая тематика - вообще особая. Все представленные проекты российских ледоколов были досконально изучены зарубежными гостями, но к ледоколу "Лидер" интерес они проявляли пополам с изумлением. Достаточно крупные атомные ледоколы "Сибирь", "Урал", "Арктика" будут введены в строй с 2019 года по 2021-й, и все они имеют вдвое меньшую мощность - 60 МВт. А этот - лидер, он со своими ста двадцатью мегаваттами сможет вспарывать льды практически без ограничений - хоть в пять метров толщиной.

Мнения экспертов

Требования к ледокольным судам повышаются, а потому управление флотами - и атомным, и неатомным - пришла необходимость консолидировать, - именно к такому мнению пришли российские специалисты. У нашей страны, конечно, есть определённые ресурсы для строительства сильнейшего ледокольного флота, и он, безусловно, будет полностью востребован в Арктике, поскольку грузопоток там постоянно растёт. Однако строительством арктических судов должно заниматься не только за государственный счёт. По мнению экспертов, нужно развивать эту сферу и привлекать частные инвестиции к строительству новых ледоколов.

Объём перевозок по СМП (Северный морской путь) за 2016 год составил около семи с половиной миллионов тонн, а с появлением ледокола, обеспечивающего круглогодичную навигацию, он вырастет и до восьмидесяти миллионов. Уже к 2024 году перевозки обещают превысить сорок миллионов тонн. Основной грузопоток - нефть, сжиженный газ, металлы, уголь. Корпорации, занимающиеся добычей и переработкой полезных ископаемых, в первую очередь заинтересованы в появлении ледокола такого класса. Это сулит им баснословные прибыли, вот пусть и вкладываются.

Ресурсы Арктики

Планомерное освоение арктических ресурсов год от года увеличивает грузопоток по СМП. Эпоха индустриального развития связана более всего с исследованием новых акваторий и территорий, богатых ресурсами, в первую очередь - нефтью и газом. Работа эта идёт уже очень давно, и результатами стали Норильская промышленность, Кольская горная промышленность, Ненецкий и Ямало-Ненецкий нефтегазовые комплексы, а также множество других масштабнейших объектов на протяжении всего пути от Кольского до Чукотского полуострова.

Уже сегодня Арктика - это восемьдесят процентов добычи газа, одиннадцать процентов добычи нефти, девяносто пять процентов добычи никеля и сто процентов - апатитов. Все полезные ископаемые, которые дают нам эти территории, даже и перечислить сложно. Грузопоток в Арктике целиком и полностью связан с вывозом этой продукции, а это многие десятки миллионов тонн. Понадобятся не только ледоколы, но и грузовые суда в достаточном количестве, причём самых высоких классов, например - Arc-7. А количество ледоколов нужно удвоить как минимум, потому что все работающие сейчас уже исчерпывают последние гарантийные сроки службы.