Перспективный российский атомный авианосец шторм проекта 23000. Авианосец "Шторм": основные характеристики, вооружение. Так каким он будет: крейсером или плавучим аэродромом

Перспективный авианосец - НЕДОРОГО! Часть II - проект 23000Э "Шторм", достоинства и недостатки March 19th, 2017

В повествования были рассмотрены подходы, позволяющие при сохранении не менее чем 30 узловой проектной скорости полного хода, снизить мощность, а значит и стоимость главной энергетической установки перспективного авианосца. Двухреакторная АЭУ с суммарной тепловой мощностью 700 МВт - это бесспорно серьезное снижение стоимости ГЭУ в сравнении с четырехреакторной АЭУ с суммарной тепловой мощностью 1220 МВт, которую планировали установить на ТАКР "Ульяновск" проекта 1143.7 почти три десятилетия назад.

Как засвидетельствовал в 2015 году советник генерального директора ФГУП "Крыловский государственный научный центр" (КГНЦ) Валерий Половинкин (статья "Перспективный авианосец "Шторм" получит уникальный корпус" в номере газете "Военно-промышленный курьер" за 20 мая 2015 г.), часть этих подходов была внедрена в предложенном КГНЦ проекте перспективного авианосца:

"В ходе разработки аванпроекта нашим институтом предложен оригинальный корпус для этого авианосца: оптимальный с точки зрения сопротивления. Его форма и палубы определены таким образом, чтобы при ограниченном водоизмещении и главных измерениях иметь максимально возможный парк летательных аппаратов. Эта цель достигнута» ...по предварительным оценкам, сопротивление движению этого корабля будет примерно на 30 % меньше традиционного обвода корпуса."

На модели авианосца (многоцелевой авианосец проекта 23000Э "Шторм") мы можем заметить очень широкую транцевую корму:


Можно с большой долей уверенности предположить что при определении формы корпуса модели/авианосца были использованы подходы описанные в патенте Российской Федерации "Надводное однокорпусное водоизмещающее быстроходное судно" , в котором в частности отмечено что "подводная часть корпуса судна имеет наибольшую ширину по конструктивной ватерлинии в кормовой оконечности". Таким образом предложенные учёными КГНЦ для проекта 23000Э обводы можно отнести к одной из вариаций обводов типа "Моноклин". Для авианесущего корабля такие обводы позволяют в частности не уменьшать ширину авиационного ангара в кормовой части корпуса, и фактически удлинить ангар до самого кормового транца, чего в частности не наблюдается на авианосцах типа "Нимиц":

К слову увеличение площади (вместимости) авиационного ангара, требование обусловленное появлением в составе авиагрупп авианосцев XXI столетия малозаметных в радиолокационном диапазоне волн самолётов, радиопоглощающие покрытия которых весьма чувствительны к воздействию неблагоприятных факторов природной среды . Следовательно для таких самолётов нахождение на борту корабля вне авиационного ангара допустимо лишь в ходе подготовки к вылету или повторному вылету. Большую часть срока нахождения на авианесущем корабле такие самолёты (их радиопоглощающие покрытия) должны быть защищены от воздействия природных факторов "крышей" и кондиционированным воздухом авиационного ангара. Как можно заметить на приведённой выше иллюстрации, авиационный ангар авианосцев типа "Нимиц" вмещает далеко не все летательные аппараты (ЛА) штатной авиагруппы. То же можно сказать и об авианосце "Джеральд Форд".

В заголовке я упомянул о недостатках предложенного ФГУП КГНЦ проекта многоцелевого авианосца. Из написанного выше можно сделать вывод что с обводами подводной части корпуса корабля проекта 23000Э всё хорошо. Новые обводы, в сравнении с традиционными, согласно предварительным оценкам примерно на 30% снижают гидродинамическое сопротивление при движении на полном 30 узловом ходу. Новые обводы так же способствуют увеличению длины и площади авиационного ангара. Но давайте посмотрим на схему полётной палубы:

Я насчитал на полётной палубе 34 позиции, на которых самолёты, не мешая выполнению взлётных и посадочных операций, могут быть заправлены, вооружены и подготовлены к вылету, их реактивные двигатели могут быть опробованы. Это впечатляет. К примеру на полётных палубах "Нимицев" имеются 14 заправочных узлов, которые могут быть использованы как для заправки топливом самолётов (вертолётов), так и для экстренной откачки топлива из их баков. Так же в центральной части полётной палубы обозначены ещё десять позиций, на которых уже заправленные самолёты с прошедшими гонку двигателями, не мешая выполнению взлётов и посадок, могут оснащаться ракетно-бомбовым вооружением в ожидать очереди на взлёт (к примеру аналогичная зона THE STREET на "Нимицах" вмещает шесть самолётов). И того 44 ЛА на палубе не мешающих проведению взлётов и посадок.

А теперь всё же о недостатках. Вторая стартовая позиция и её газоотбойник на "Шторме" частично оказались на посадочной палубе, что делает чрезвычайно опасным выполнение посадок при задействовании для подъёма в воздух самолётов этой стартовой позиции. В случае незацепа выполняющий пробег по посадочной палубе самолёт рискует столкнуться с поднятым газоотбойником. К слову та же проблема, пусть и в значительно меньшей степени, наблюдается на первых восьми авианосцах типа "Нимиц". Левый край газоотбойника катапульты № 2 на них находится в зоне безопасности посадочной палубы. Не знаю, проводятся ли на "Нимицах" посадки при выполнении взлётов с катапульты № 2, но начиная с CVN-76 "Рональд Рейган", предпоследнего авианосца серии, катапульту № 2 и её газоотбойник сместили, так чтобы тот больше не задевал своим краем зону безопасности посадочной палубы:

Фактически на предложенном ФГУП КГНЦ многоцелевом авианосце проекта 23000Э при выполнении посадок можно использовать для взлёта самолётов только первую стартовую позицию, тогда как на авианосцах типа "Нимиц", начиная с "Рональда Рейгана", и конечно же на "Джеральде Форде", катапульты № 1 и № 2, а при большом желании, видимо и катапульту № 4. Впрочем при совершении посадок: The waist catapults (that are located in the landing area) are generally not used - то бишь обычно не используются.

Невооруженным взглядом на полётной палубе модели "Шторма" видны ещё как минимум два недостатка, влияющих уже не на эффективность выполнения взлётно-посадочных операций, а на стоимость корабля. Во первых на модели можно заметить четыре приемных троса аэрофинишёра, тогда как даже американцы на последних "Нимицах" и "Форде" перешли на аэрофинишеры с тремя приёмными тросами. Почему разработчикам захотелось отобразить на модели четвертый трос, а значит добавить в проект четвертый комплект тормозных машин, не знаю. Видимо они не задумывались над тем как упростить и удешевить предложенный ими проект.

К такому же выводу можно придти наблюдая на модели авианосца два трамплина и целых четыре катапульты. В сопроводительных материалах впрочем указано что "два электромагнитных разгонных устройства", но мы то не слепые. На полётной палубе модели явно обозначены четыре катапульты, причем весьма короткие, явно не способные разогнать самолёт до взлётной скорости. Более подробный разговор о катапультах уже в следующей части.

Проект 23000Э «Шторм» — перспективный российский многоцелевой тяжелый авианосец, предназначенный для выполнения задач в дальней океанской зоне при помощи собственного вооружения и самолетов бортовой авиационной группы.

Планируется, что корабль проекта 23000Э «Шторм» сможет поражать наземные и морские цели, обеспечивать противовоздушную оборону бортовыми средствами ПВО и средствами авиагруппы, обеспечивать ПВО корабельных группировок, оказывать поддержку высадке десанта. Авианосец, кроме того, будет отстаивать стратегические интересы России в Арктике в сложных условиях Северного Ледовитого океана. Авианосцы проекта получат ледовый класс, будут приспособлены для работы в высоких широтах и смогут выполнять поставленные задачи при волнении моря до шести-семи баллов.

ПРОЕКТ

Разработку проекта многофункционального ядерного авианосца осуществил ГУП «Крыловский государственный научно-исследовательский центр». Проект получил индекс 23000Э и наименование «Шторм». Водоизмещение перспективного корабля составит около 100 тыс. т., длина 330 метров, ширина по ватерлинии 40 м, осадка 11 м. Авианосец будет развивать скорость до 30 узлов.

Геометрию корпуса корабля удалось оптимизировать таким образом, что сопротивление воды снижено на 20 %, что позволит существенно экономить энергию судна и дает возможность увеличения скорости. Первоначальный проект предполагал использование в качестве главной энергетической установки (ГЭУ) котлотурбинной системы на углеводородном топливе (мазуте).

Однако в 2016 году было принято решение о замене ее ядерной силовой установкой. Полетная палуба смешанного типа имеет четыре стартовые позиции. Два самолета смогут взлетать с трамплина, два — с помощью электромагнитной катапульты. Посадка на палубу будет осуществляться традиционным способом с помощью аэрофинишера, за тросы которого самолеты цепляются специальным крюком — гаком.

Корабль получит две надстройки — «острова», в которых разместятся командный мостик, посты наблюдения, радиоэлектронное оборудование и средства связи.

На новом авианосце сможет базироваться смешанная авиагруппа из 80-90 летательных аппаратов: палубные истребители МиГ-29КУКУБ и Т-50, самолеты ДРЛО и управления и многоцелевые вертолеты Ка-27. Эти летательные аппараты будут использоваться для нанесения ударов по наземным объектам противника, для противокорабельной и противолодочной борьбы, обеспечения ПВО. Противовоздушную оборону авианосца обеспечат четыре зенитных боевых модуля.

Планируется разработка специальной корабельной версии зенитных ракетных комплексов С-500, которые смогут обнаруживать аэродинамические и баллистические цели на дальности до 800 км и поражать объекты, летящие со скоростью до 7000 м/с. На новом авианосце будут размещены также средства противоторпедной обороны.

В состав радиоэлектронного оборудования войдут многофункциональные РЛС с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), система радиоэлектронной борьбы и современные средства связи.

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ АВИАНОСЦЕВ

Протяженность водного побережья России около 60 тыс. км. Общая площадь морской акватории, попадающей под юрисдикцию Российской Федерации, составляет 7 млн кв. км. Длина морских границ побережья Северного Ледовитого океана составляет 19 724 км, а побережья морей Тихого океана — 16 998 км. В случае войны боевые действия в полярных областях и на Дальнем Востоке будут проводиться большей частью на море.

Поэтому присутствие российских авианосцев в этих регионах позволит России ограничить количество воздушных баз для обеспечения патрулирования и контроля морской границы. Новые авианосцы также позволят России значительно усилить свое военное присутствие в Мировом океане. Следует учитывать, что помимо США активным развитием флота в настоящее время занимается и Китай, который уже принял на вооружение свой первый авианесущий крейсер «Ляонин» (бывший «Варяг» пр. 143.6). Уже к 2020 году Китай планирует сформировать свои первые две авианосные ударные группы (АУГ).

С другой стороны, строительство авианосцев потребует от России огромных финансовых вложений. Не надо забывать, что кроме стоимости самого авианосца -4-5 млрд долларов, для эксплуатации кораблей этого класса потребуется строительство целой инфраструктуры различных кораблей сопровождения. А это увеличивает затраты в десятки раз. При современной экономической нестабильности и дефиците бюджета Россия не сможет позволить себе многомиллиардные траты даже на создание одной АУГ.

Во вторник, 18 июля, заместитель министра обороны Юрий Борисов на авиакосмическом салоне МАКС сообщил журналистам, что оборонное ведомство обсуждает создание нового самолета для перспективного авианосца. И это, как предполагается, будет не палубная модификация Т-50 ОКБ Сухого, о чем говорилось совсем недавно, а самолет с вертикальным взлетом и посадкой ОКБ Яковлева.

Заявление, если разобраться, абсолютно сенсационное. Оно косвенно свидетельствует, что никакого авианосца - ни грандиозного «Шторма» проекта 23000, ни какого либо другого в 2025 году строить мы, скорее всего, не начнем. И, соответственно, в 2030 году, как прописано в прежних планах Министерства обороны, «Шторм» не будет спущен на воду. Потому что если по сей день не решено даже, под какие именно самолеты строить гигантский корабль - что же проектировать? А чтобы успеть к 2025 году, за дело такой сложности нужно было бы браться прямо сейчас.

Макет атомного авианосца «Шторм» проекта 23000

Заявление Борисова - это, по сути, признание, что по вопросу создания российского авианосного флота в военных верхах нашей страны царят разброд и шатания. Принимаемые решения не корректируют предыдущие, а практически отменяют их. И при этом каждое новое решение существенно отклоняется от финансовых, технических, стратегических реалий.

С точки зрения современной военно-морской стратегии актуальность авианосцев сейчас ставится под сомнение даже в США, на родине самых современных плавучих аэродромов. Авиационная ударная группа, в которую, помимо самого авианосца, входит до полутора десятков кораблей и судов сопровождения, очень инерционна. За ее походом к месту нанесения авиаударов, что называется, наблюдает весь мир. Это вполне оправданно, когда речь идет о том, чтобы навести ужас на страну, которая не в состоянии защититься от ракетно-космического нападения. Этакая традиционная американская дипломатия канонерок.

Но даже по мнению ведущих американских экспертов развитая в военном отношении страна, как Китай или Россия, в состоянии нанести мощный удар по АУГ современными противокорабельными ракетами раньше, чем сможет подняться в воздух ее палубная авиация. И мгновенно обессмыслить саму затею такого нападения.

Ежели посмотреть на ситуацию с другой стороны - со стороны гипотетического российского авианосца - то и у США есть соответствующие ракеты.

В последнее время все актуальнее становятся крылатые ракеты надводного и подводного базирования, обладающие большей дальностью, чем находящиеся на авианосцах самолеты. Это более эффективный способ нанесения ударов по наземным объектам, чем авианосцы. Во-первых, максимальное отклонение ракет от цели сейчас снизилось до 5−10 метров, а то и ниже. Во-вторых, при нанесении удара ракетами их носителям нет необходимости входить в зону противовоздушной обороны противника. В-третьих, удар наносится максимально скрытно. Особенно, когда «работают» подводные лодки.

На этом фоне закономерен вопрос - а так ли нужны России сегодня такие же, как в США авианосцы? Ведь строительство даже одного из них способно просто разорить страну. А одного на четыре наших флота точно будет мало. Тогда во имя чего такие жертвы?

Тем не менее, Крыловский государственный научный центр, за счет внутренних резервов уже создавший эскизный макет авианосца «Шторм», начал особенно активно продвигать свой проект с началом воздушных действий в Сирии. Поскольку российским боевым самолетам, особенно - стратегическим бомбардировщикам, и по сей день приходится добираться до целей на территории далекой страны через воздушное пространство трех государств.

Мотивация, казалось бы, железная - при наличии нового авианосца, существенно превосходящего по боевым возможностям , все существенно упростилось бы. Однако это упрощение, повторяю, требует гигантских финансовых затрат. Авианосец водоизмещением 100 тыс. тонн будет стоить, по самым скромным подсчетам, около триллиона рублей (это вместе с затратами на научные и опытно-конструкторские работы по этой теме).

Но ведь это не все. Для обеспечения его походов, нужно создавать полноценные АУГ. А это, как показывает американский опыт, около полутора десятков кораблей сопровождения и обслуживающих судов. Для противовоздушной и противолодочной обороны, для организации тылового обеспечения, разведки и прочих необходимых мероприятий. Добавим еще порядка 100 млрд. рублей.

Еще одна впечатляющая статья расходов - авиакрыло. Первоначально предполагалось использовать на «Шторме» палубные истребители . А, может быть, даже и , хоть они и сейчас-то уже очень немолоды. И к тому же относятся всего лишь к четвертому поколению боевых машин. А ВВС ведущих стран мира уже сегодня вовсю переходят на пятое поколение.

Однако к 2030 году уже изрядно состарится и МиГ-29К. Но новые разработки палубных истребителей в России не ведутся. Поэтому некоторое время назад, судя по заявлениям высокопоставленных представителей Минобороны РФ, там приняли довольно неожиданное решение: сделать палубную модификацию Т-50 (ПАК ФА) и разместить новые истребители пятого поколения и на «Шторме».

Однако такого рода модернизация вовсе не означает, что к самолету достаточно приделать гак, складывающиеся крылья и усилить антикоррозийную защиту. Придется всерьез заняться авионикой, поскольку у морской авиации своя специфика. И пересмотреть состав вооружения, что потребует внесения изменений в систему управления вооружением. А также приводить к требованиям ВМФ систему локации и РЭБ. То есть, все это должно вылиться в новый серьезный проект под названием ПАК ПА.

При это учтем: на «Шторме», как нам рассказывали, запланировано размещение 90 самолетов и вертолетов. Большую часть, разумеется, составят самолеты. То есть гипотетические ПАК ПА, которые, разумеется, к 2030 году появиться на свет не успеют, поскольку за них пока никто и не брался.

Но если когда-то это все же случится (при условии, что проект 23000 «Шторм» к тому времени не прикроют), то к 1,1 трлн. рублей (авианосец + корабли эскорта) надо приплюсовать еще миллиардов 500. Поскольку каждый даже «непалубный» Т-50 стоит порядка 6 млрд. рублей. А самолетов для авианосца надо порядка восьмидесяти.

Если же посчитать затраты на создание для «Шторма» специального дока (такие громадные корабли у нас еще не строились) и на береговую инфраструктуру, то авианосец со всеми неизбежными дополнительными расходами обойдется приблизительно в 2 трлн. рублей. Это если при его создании не воровать, а в России так работать пока не научились.

На эти деньги можно построить немыслимые сегодня 80 атомных подводных лодок новейшего, четвертого, поколения, каждая из которых стоит 25 млрд. рублей. Тогда пользы от них будет значительно больше, чем от одного авианосца.

Однако о «Шторме» власти продолжают с воодушевлением рассказывать. Хоть концепция у него довольно странная. Проект корабля предусматривает взлет самолетов как с трамплина, так и при помощью электромагнитной катапульты. Необходимо сказать, что в стране отсутствует опыт использования не только электромагнитных, но и паровых катапульт. Паровая была спроектирована для первого советского атомного авианосца «Ульяновск». Который наша страна лихорадочно строили в Николаеве, но не успела до рокового 1991 года. А «освобожденная Украина» под аплодисменты американцев немедленно разрезала корабль на металл. Так на «Ульяновске» дело даже не дошло до строительства катапульты.

Что еще не успеют сделать для авианосца «Шторм» к сомнительной дате спуска его на воду? Самолет дальнего радиолокационного обзора и управления (ДРЛОиУ). Потому что его пока, как и ПАК ПА, никто и не думает разрабатывать.

На «Адмирале Кузнецове» довольствуются вертолетом ДРЛО, у которого, разумеется, куда более скромные возможности, чем у самолета такого же назначения. Более того, и с наземными самолетами ДРЛОиУ у нас картина довольно печальная. А-50 уже устарели. Модификацию А-50У в Таганроге выпускают по самолету в год. А о действительно серьезной машине А-100 говорят уже давно, ожидая, что скоро она наконец-то начнет проверять работу аппаратуры в воздухе.

Надо сказать, что ситуация со «Штормом» напоминает дележ шкуры неубитого медведя. Очень многие пытаются зацепиться за этот грандиозный в финансовом отношении проект. На том же самом МАКСе в Жуковском представители РСК «МиГ» заявили, что готовы создать палубную модификацию МиГ-35. И это было бы логично. Поскольку МиГ-35 - легкий истребитель в отличие от тяжелого Т-50. И этих самолетов можно разместить на палубе больше. А боевые качества у нового МиГа прекрасное, он относится к поколению 4++.

И вот теперь, после выступления Борисова на МАКСе, выяснилось, что одновременно вдруг всплывает из небытия тень самолета с вертикальным взлетом и посадкой (СВВП) Як-38, который был разработан в ОКБ Яковлева в 70-х годах. Самолет сложный, который дался конструкторам в результате большого интеллектуального напряжения, поскольку пришлось добиваться не только устойчивого, но и безопасного перехода из вертикального режима полета в горизонтальный и обратно. Сложнее с точки зрения устойчивости только конвертопланы. В связи с чем в мире существует только один конвертоплан военного назначения - Bell V-22.

Як-38 пошел в серию. Было построено 230 самолетов, которые размещались на советских тяжелых авианесущих крейсерах (а, по сути, легких авианосцах) «Минск», «Киев», «Новороссийск», «Баку». При этом, несмотря на ухищрения разработчиков и отличную подготовку пилотов, в авариях в течение короткого промежутка времени было потеряно 48 машин.

Основное достоинство Як-38 состояло в том, что для его эксплуатации не требовалось гигантских кораблей. Недостатков же было больше. При вертикальном взлете и посадке самолет сжигает большое количество топлива, поэтому у него малы боевой радиус и боевая нагрузка - 200 км и 1000 кг соответственно. И невысокая маневренность, поскольку, например, максимальная эксплуатационная перегрузка не превышает 6 g. И это, что называется, родовые свойства всех СВВП, где бы и кто бы их ни разрабатывал.

Правда, может показаться, что компания «Локхид Мартин» смогла вырвать свой F-35B из порочного круга. Однако это спланированная рекламной службой иллюзия. Характеристики самолета даются для режима не вертикального взлета и посадки, а при взлете с разгона и посадке с помощью аэрофинишера.

Можно предположить, что если ОКБ Яковлева получит «добро» на то, чтобы во второй раз попытаться войти в ту же реку, то новый самолет СВВП получится более серьезным по тактико-техническим характеристикам. Возможно, он будет доведен до уровня последней модификации британского бомбардировщика Harrier AV-8B, который выпускался до 2003 года. Хотя боевой радиус Harrier AV-8B был доведен до 470 км, но ракетно-бомбовая нагрузка не дотягивала даже до не особо впечатляющих 3 тонн.

Однако новый российский самолет ВВП придется разрабатывать с нуля, поскольку все наработки, полученные на Як-38, уже утрачены по причине разрухи, начавшейся в перестройку. И на это уйдет не менее двух десятков лет. Потому что ОКБ Яковлева начало работы по теме СВВП в конце 50-х годов. Як-38 впервые поднялся в воздух в 1970 году, а был принят на вооружение в 1977 году. Так что новый продукт ОКБ Яковлева на «Шторм» точно не попадает.

Но если бы это и случилось, то в Пентагоне долго смеялись бы над русским авианосцем, на котором и трамплин, и катапульта, и самолеты-«вертикалки».

Так что этот самолет задуман для иных целей. И они впервые прозвучали (правда, косвенно) в июне в интервью «Интерфаксу» начальника отделения перспективного проектирования кораблей Крыловского центра Владимира Пепеляева . Он сказал, что Центр начал в инициативном порядке проработку технического облика более простого легкого авианосца, боевые возможности которого не сильно уступят «Шторму», в то время, как он будет значительно дешевле.

Оставим без комментариев возможность получения тех же возможностей «задешево». И заметим, что тут речь идет, скорее, не о легком авианосце, а об универсальном десантном корабле. Такого типа единиц в ВМФ РФ пока нет. УДК, предназначенный для высадки мощных десантных групп с техникой, для поддержки таких операций обычно имеет авиационное крыло - либо ударные вертолеты, либо СВВП. Никаких трамплинов и катапульт на нем нет.

В США эксплуатируются восемь УДК типа «Уосп» водоизмещением 40 тыс. тонн с британскими «Харриерами» на борту. Строительство каждого УДК обошлось в 750 млн. долларов, не считая затрат на разработку. Им на смену вскоре начнут приходить УДК типа «Америка» водоизмещением 48 тыс. тонн (половина российского «Шторма»). Головной корабль с учетом разработки обошелся в 6,8 млрд. долларов. Стоимость постройки - 3,4 млрд. Так вот, F-35B запланированы именно для них. Также на «Америке» используются вышеупомянутые конвертопланы V-22, а также ударные и транспортные вертолеты.

УДК, конечно, вещь более разумная и более дешевая (но отнюдь не значительно, как обещают в Крыловском центре). Но новый российский СВВП создавать для него было бы крайне сомнительно. Долго и дорого. И необходимо готовить пилотов высочайшего класса.

В то же время у нас уже существуют прекрасные ударные вертолеты Ка-52К «Катран», которые созданы для проплывших мимо России французских «Мистралей». «Катраны» сейчас мы начинаем интенсивно строить для Египта. Решение «посадить» их и на перспективный российский УДК, безусловно, существенно снизило бы стоимость будущего корабля.

Но прежде чем принимать решение о разворачивании проекта создания УДК, не мешало бы ответить на вопрос о том, намереваемся ли мы в будущем проводить крупные наземные операции вдали от родных берегов? Иначе к чему такие траты?

Ну, а разорительный «Шторм», будем надеяться, под грузом непосильных для России проблем вскоре утихнет сам собой.

Пожалуй, вы не сможете отыскать ни одного любителя военной техники и оружия, который бы не имел собственного мнения о том, нужен ли России авианесущий флот. Порой дебаты в таких обсуждениях плавно перетекают на личности… а ответа все так и нет. Вот, например, наш будущий авианосец «Шторм». Насколько он востребован, каково его гипотетическое назначение, и насколько вообще реален этот проект? Попробует ответить на все эти вопросы.

А для чего нам вообще новые авианосцы?

Это наиболее важный аспект. Когда был предложен авианосец «Шторм», вопрос этот задавался многократно и в различных вариациях. На самом деле, для чего нашей стране столь дорогостоящая «игрушка», коей по определению является любой авианесущий крейсер в нынешних условиях?

Во-первых, это важный элемент престижа для страны с такими размерами. Во-вторых, текущая геополитическая ситуация такова, что хотя два-три авианосца нам точно не помешают. Наличие у берегов той же Сирии подобного судна с обученными летчиками авиакрыла - сильный аргумент в спорах с многими противниками. Доказано американцами. Многие отчего-то продолжают считать, что авианосец имеет на борту 20-30 самолетов… Те времена давно прошли.

Тяжелый крейсер того класса, к которому принадлежит будущий авианосец «Шторм», имеет не менее 70 ударных самолетов. Согласитесь, аргумент весомый. Тем более что у нас в Сирии общая численность авиационной группировки и того меньше, но задачи она способна решать весьма серьезные.

Кроме того, авианесущее судно значительно менее уязвимо в отношении атак, нежели чем сухопутная база. Конечно, это справедливо только в отношении борьбы с различными нелегальными группировками, но ведь большего от авианосцев и требовать глупо! Если речь идет о глобальной войне, куда полезнее подводный флот, а для решения более глобальных задач без сухопутного базирования все равно не обойтись…

Основные постулаты современной стратегии ВМФ

Вездесущие американцы, у которых со времен ВОВ имеется огромный опыт в вопросе использования авианосцев, уже давно выявили два их ключевых преимущества - мобильность и независимость. В отличие от сухопутной базы, которую нужно организовать и перебросить туда всю необходимую технику и снаряжение, авианосец полностью самодостаточен. Его в краткие сроки можно перебросить туда, где он необходим, а затем, по мере решения проблем, столь же быстро убрать. С помощью авиагруппы можно быстро нарастить свое присутствие в конкретном регионе. Наконец, это опять-таки вопрос престижа: способность «поиграть мышцами» - важный козырь при переговорах.

Конечно, армия дает такую возможность, но переброска необходимо числа войск - дело очень сложное и чертовски дорогое, сопряженное с многочисленными и далеко не всегда благожелательными переговорами с правительствами тех стран, по территории которых будет пролегать маршрут. Авианосцы позволяют игнорировать практически все эти проблемы.

В руководстве отечественного ВМФ на проблему тяжелых авианесущих кораблей есть две диаметрально противоположных точки зрения: «Да, еще как нужны!», и «Нет, для чего нам эти пожиратели денег?». Словом, до единства мнений нам пока что очень далеко, но все же проект 23000 «Шторм» уже существует. Кроме того, на фоне истории со злосчастными «Мистралями», когда первые лица оборонного ведомства во всеуслышание заявляли о «создании новых авианосцев взамен французских судов», это уже вопрос престижа.

Как с этим дела обстояли в СССР?

Увы, но так же. То есть неважно. Проблемам тяжелых кораблей с авиационной группой правительство Союза практически не занималось. Во многом объясняется это подковерными интригами. После Великой Отечественной о героических подвигах подводников и моряков Севморфлота практически забыли. «На коне» оказались генералы, практически полностью оттянувшие на себя все государственное финансирование. Опять-таки, свою роль сыграл вездесущий

Едва не убив всю отечественную ствольную артиллерию в угоду ракетам, он практически «утопил» всю программу перевооружения флота. Более того, даже сами разговоры о строительстве авианосцев он воспринимал в штыки, так как считал их «оружием мирового империализма».

Когда же необходимость в кораблях такого класса стала очевидной (а произошло это в конце 70-х годов), то экономическая ситуация уже была не в пользу Советского Союза. Кроме того, было упущено драгоценное время, и никакого опыта в строительстве авианесущих крейсеров у страны не было. Но как же не раз нами упомянутый «Кузнецов»? Нельзя ли наладить постройку новых кораблей на базе того же проекта?

Увы, но нет. Опыт эксплуатации этого судна однозначно свидетельствует, что у него слишком много недостатков. Более того, «Кузнецов» точно не подходит на роль авианосца, так как физически им не является. Это Сегодня нуждается, скорее, в плавучих аэродромах, с помощью которых можно быстро перебрасывать авиакрыло в требуемую точку.

Почему дальше не развивается концепция «Кузнецова»?

Во-первых, дело не столько в самом корабле, сколько в полном отсутствии необходимой для него инфраструктуры. Так, международный опыт однозначно показывает, что авианосец в море - одна огромная мишень для подлодок и надводных кораблей противника. Чтобы не потерять столь ценное судно в первом же походе, его отправляют действовать не в одиночку, а в составе АУГ, то есть авианосной ударной группировки.

Вот в этом-то и загвоздка… У нас есть корабли для формирования такого рода команды, но за всю историю единственного отечественного авианосца учений по их боевому взаимодействию в составе единой группы не проводилось ни разу. Так что реального опыта использования АУГ у нас просто нет, а потому российский авианосец «Шторм» должен в этом плане стать настоящим «первопроходцем», на котором все эти идеи будут проверяться на практике.

Во-вторых, есть большая проблема со специализированными самолетами ДРЛО и РЭБ. Когда они появятся (и появятся ли) и в каком количестве, неизвестно. Также специалисты предупреждают, что нашему флоту срочно требуются самолеты противолодочной обороны. Да, у нас есть легендарные вертолеты Ка-29/32, но для некоторых задач эффективнее все же самолеты.

Силовая установка

Наконец, главным недостатком пока что единственного отечественного авианосца является его котлотурбинная энергетическая установка. Точнее говоря, огромным недостатком. Подобные движки сильно устарели еще к 80-м годам прошлого века. Традиционно считалось, что корабль с атомным реактором слишком дорого обходится… но ТАКР «Петр Великий» постоянно бороздит моря в ходе очередного похода, в то время как «Кузнецов» примерно 70% времени проводит в доках судоремонтного завода.

Проще говоря, новый авианосец «Шторм» в обязательном порядке должен быть оборудован именно атомной силовой установкой, иначе печальная история с постоянными ремонтами повторится. И еще. Как это ни прискорбно, но СССР, выделяя колоссальные средства на постройку АПЛ и ТАКР, до обидного мало уделял внимания возведению соответствующей береговой инфраструктуры. Так что при постройке следующего корабля этого класса должны быть соблюдены сразу несколько условий:

  • Это должен быть атомный авианосец.
  • В его авиационную группировку должны входить специализированные самолеты ДРЛО и РЭБ.
  • Желательно, чтобы на борту имелся противолодочный корабль.
  • Иметь не менее 70-75 самолетов в составе основного авиационного крыла.
  • Для него обязательно должна быть предусмотрена вся необходимая инфраструктура в порту приписки.

Каким должен быть новый авианесущий крейсер?

В общем-то, теми же самыми соображениями руководствовались и те специалисты, которые впервые выдвинули проект «Шторма». Во-первых, это должен быть самый большой авианосец в истории советского и Водоизмещение - не менее 100 000 тонн, общая длина - в пределах 350 метров. Сообщается, что максимальная скорость должна достигать 30 узлов, но…

В этой связи между конструкторами и специалистами из ВМФ опять начались трения по поводу используемой силовой установки. Кто-то продолжает настаивать на котлотурбинном варианте, в то время как прочие судостроители говорят о монтажа атомного реактора.

Впрочем, есть и вполне адекватный компромиссный вариант: основной двигатель - атомный реактор, дизель - на роли вспомогательного движка, при помощи которого корабль сможет дотянуть до ближайшего порта при возникновении каких-то проблем.

Если посмотреть на самый большой авианосец в виде макета, то можно увидеть практически «голую» палубу. Вместо огромной островной настройки - сравнительно компактные вышки управления. Такой подход не только упрощает посадку и экономит место на корабле, но и делает его менее заметным. Кроме того, на сей раз адмиралы ВМФ РФ решили, что одного трамплина мало: отныне их два (второй - меньших размеров, с другим направлением взлета).

Новые самолеты

Кроме того, на макете нового авианосца видны сразу несколько типов самолетов и вертолетов. Их намного больше, чем есть на нашем «Кузнецове» или его индийском аналоге. Именно об этом мы и говорили выше.

Какие именно машины будет иметь новый авианосец «Шторм»? Основу составляют палубные версии истребителей Т-50, Миг-29К/КУБ, самолеты ДРЛО (!) и противолодочные вертолеты Ка-32. Таким образом, на борту предполагается разместить не менее 100 машин. Есть информация, что гидродинамические характеристики корпуса удалось изменить так, что расчеты показывают 20% снижение его сопротивляемости на ходу. А это - увеличенная автономность плавания и повышенная экономичность топлива (если все же предпочтут котлотурбинный вариант).

Так каким он будет: крейсером или плавучим аэродромом?

И снова возвращаясь к теме многострадального «Кузнецова». Он, по сути, представляет собой именно концепцию авианесущего крейсера, но никак не авианосца в классическом понимании этого термина. Судите сами: мощное зенитное, ракетное и противолодочное вооружение, авиакрыло и противолодочные вертолеты… Создается обманчивое впечатление, что этот монстр может действовать как отдельная боевая единица, но это не так.

Во-первых, используемые самолеты Су-33 - чистой воды перехватчики. Во-вторых, полное отсутствие ДРЛО. В-третьих, малая численность авиационной группировки. В-третьих, приходится иметь на борту огромное количество технического состава, вообще никак не относящегося к самолетам. Отразить атаку подлодок противника в одиночку такой корабль все равно не сможет, а количество самолетов на нем в современных условиях как-то не впечатляет.

Проще говоря, авианосцы проекта 23000э (к ним относится и «Шторм») должны быть именно мобильными плавучими аэродромами, за оборону которых отвечают специализированные корабли. Примечательно, что в СССР это понимали, и защищать авианосцы должны были ТАКР. Но затем, из-за провальной экономической ситуации, полноценные АУГ так и не были созданы.

Конечно, никто не говорит, что судно будет вообще лишено средств защиты, но делать из него аналог «авианесущего ударного крейсера» все же не стоит, так как назначение у корабля абсолютно другое.

Прочие характеристики

Предполагается, тяжелый авианосец «Шторм» будет иметь сразу четыре стартовых позиции: по два самолета будут взлетать с уже ставшего традиционно трамплина, еще два борта - при помощи катапульты. Скорее всего, такой способ запуска необходим для перспективных палубных истребителей, разработанных на основе (ПАК ФА) Т-50. Как и на всех за посадку будет отвечать аэрофинишер. Грубо говоря, это такое устройство на основе протянутого поперек палубы троса. За него самолеты зацепляются крюком (гаком), гася посадочную скорость.

Вооружение

Проект «Шторм» (авианосец) предполагает наличие двух командных надстроек над палубой. Они сравнительно невелики, экономят полезное пространство корабля. За противовоздушную оборону корабля от возможных авианалетов противника будут отвечать сразу четыре зенитных модуля. Есть мнение, что для этой цели хотят использовать новейшие корабельные С-500. Такой комплекс (согласно предварительным характеристикам) может поражать практически все воздушные цели, движущиеся со скоростью до 7 тысяч м/сек.

Вообще о наборе собственного вооружения «Шторма» пока говорить еще очень рано, так как этот вопрос толком не проработан. Есть сведения, что корабль в обязательном порядке будет вооружен средствами противоторпедной защиты. Будет установлена новая радиолокационная станция с активной фазированной решеткой, усовершенствованные средства связи и РЭБ.

Сколько будет стоить авианосец нового поколения «Шторм» пока что неизвестно. Для сравнения, среднестатистический американский «Нимиц» стоит приблизительно пять миллиардов долларов. Индийский собрат «Кузнецова» в свое время обошелся Индии в два миллиарда, но здесь есть два обстоятельства: во-первых, корабль не строился, а лишь достраивался. Во-вторых, стоимость доллара с тех пор сильно снизилась.

Проект перспективного авианосца предусматривает наличие у него трамплинного и катапультного старта самолетов. На авианосце предусмотрены подъемники для самолетов как вертикального, так и качельного типа, что существенно экономит занимаемые ими площади на корабле.

Перспективный авианосец пока существует только в виде моделей. Одни из них проходят цикл «морских» испытаний в многочисленных бассейнах Крыловского центра, имитирующих «плавание» будущего корабля в различных климатических, погодных условиях, морях и океанах планеты.

Другая модель дает визуальное представление о том, каким же собственно будет корабль будущего.

Первое, что бросается в глаза - это практически «голая» по сравнению с предыдущими проектами авианесущих крейсеров палуба будущего авианосца.

Вместо массивной "островной" надстройки, - вышки управления. Это не только экономит место на палубе, но и должно снизить радиозаметность корабля в море.

Сама палуба также имеет отличия: на ней два трамплина - большой и поменьше, и, соответственно - два направления взлета. На корме и в носовой части авианосца закреплены самолеты и вертолеты - как минимум, пяти разных типов. Их явно больше, чем имеется на палубе единственного стоящего на вооружении ВМФ РФ авианесущего крейсера «Адмирала Кузнецова» или переоборудованного для ВМС Индии авианосца «Викрамадитья».

По словам главкома ВМФ адмирала Виктора Чиркова, основное требование к разработчикам в том, что этот корабль должен обладать широкими возможностями «как в плане использования палубной авиации, так и в плане боевой эффективности действий в составе разнородных сил».

По предварительным данным, длина «Шторма» составит 330 метров, ширина - 40, осадка - 11, скорость - до 30 узлов. Закладка авианосца планируется в 2025 году в Северодвинске , поскольку «Севмаш» - единственное предприятие в России, имеющее опыт создания кораблей такого класса.

Атомный реактор «Шторма» проверят на перспективном эсминце типа «Лидер», а в подмосковном Жуковском уже испытывают электромагнитную катапульту для разгона самолетов .

На макете видны модели самолетов, которые планируется разместить на авианосце: палубные истребители Т-50, Миг-29К/КУБ, самолеты ДРЛО Як-44Э и противолодочные вертолеты Ка-32.

Разработанный в Крыловском научном центре концепт нового многофункционального авианосца, по словам руководителя авторской группы Валентина Белоненко, предусматривает размещение на его борту до 100 летательных аппаратов.

Отмечается, что габариты российского корабля соответствуют американским авианосцам типа Nimitz, самым крупным на текущий момент кораблям в мире.

На таком авианосце, дал понять Валентин Белоненко, возможен взлет самолетов и вертолетов последнего поколения даже в шторм с использвание трамплинов и катапульты.

Тот факт, что на корабле планируется разместить ракетное и радиоэлектронное вооружение - одна из главных его особенностей.

Дело в том, что в советском и российском кораблестроении так до сих пор не определились с тем, к какому классу отнести отечественные авианосцы.

Сообщается, что на вооружении авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов " находятся 48 истребителей Су-27К (Су-33) и штурмовиков Су-25К, 12 вертолетов Ка-27.

В то же время, под взлетной палубой крейсера, в отличие от аналогичных западных кораблей, размешены 12 пусковых установок сверхзвуковых ударных крылатых ракет большой дальности «Гранит», способных нести ядерные боеголовки.

Также на крейсере имеется четыре комплекса противовоздушной обороны ближней зоны «Кинжал» - всего 192 ракеты, 8 установок ракетно-артиллерийского комплекса ПВО «Кортик» и 6 скорострельных (до 1000 выстрелов в минуту) шестиствольных артиллерийских автоматов АК-630.

Подобного набора вооружений нет ни на одном корабле мира.

Именно из-за этой разноплановости в вооружении «Кузнецов» не считается классическим авианосцем. Однако по оценкам военных экспертов, именно такая компоновка крейсерского вооружения делает «Адмирал Кузнецов» наиболее универсальным морским оружием. Такой корабль одинаково пригоден для участия как во всеобщей ядерной или безъядерной войне, так и в локальных конфликтах.

Тем не менее, как считает бывший замглавкома ВМФ Игорь Касатонов, "Авианосец никогда не будет в море один, его всегда будут охранять корабли сопровождения. Именно на них ляжет задача по отражению воздушного нападения или противодействие подводным лодкам противника, так что авианосец должен быть именно аэродромом, а не крейсером".

Пока что прорабаотываются две версии перспективного авианосца: с атомной энергетической установкой и неатомной. Если у него будет атомная энергетическая установка, тогда водоизмещение корабля составит 80-85 тыс. тонн и он сможет нести до 70 летательных аппаратов. Если он будет неатомный, то 55-65 тыс. тонн и до 55 самолетов.

В неатомном исполнении корабль может быть предназначен для экспорта. В атомном - для российского флота.

В настоящее время реализуется программа глубокой модернизации тяжелых атомных крейсеров проекта 1144 типа «Орлан». Таких кораблей у ВМФ РФ четыре: «Адмирал Нахимов», «Адмирал Лазарев» «Адмирал Ушаков» и «Петр Великий ».

Эти корабли специально создавались для охраны и сопровождения авианесущих крейсеров, чтобы вести боевые действия как против надводных, подводных, так и воздушных целей.

Для взаимодействия в составе группировки таких кораблей в СССР специально строился атомный авианосец «Ульяновск», но закончить его строительство не успели, и корабль был пущен на металлолом.

Однако решение о ремонте и модернизации «Орланов» показывает, что идея атомного авианосного флота в России не забыта.

Головной крейсер 1144 проекта «Адмирал Нахимов» уже стоит в судоремонтном заводе в Северодвинске в ожидании начала работ. По планам, в 2018 году туда отправится и крейсер «Петр Великий». Возможно, что к этому моменту будет принято окончательное решение и о начале строительства нового авианосца. В Северодвинске возводится плавучий док стоимостью около $500 млн, способный обеспечить постройку кораблей водоизмещением более 100 тысяч тонн: танкеров, сухогрузов и собственно авианосцев.

В 2016 г. году планируется доукомплектовать морскую авиацию самолетами МиГ-29К, которые станут основой формирования новой авиационной воинской части в составе Северного флота. Все это говорит, что флот готовится к приходу новых авианосцев.

Сейчас единственным российским авианосцем является авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» - в 2016 году он получит полк истребителей МиГ-29К. Помимо авиагруппы, крейсер вооружен крылатыми ракетами «Гранит» и несколькими типами ракетных и пушечных комплексов ПВО .

В январе сообщалось, что в 2018 году начнется строительство нового универсального десантного корабля, в 2030 году ожидается появление атомного авианесущего крейсера.

Госпрограмма вооружения до 2020 года строительство авианосца не предполагает. Заместитель главнокомандующего ВМФ по вооружению Виктор Бурсук заявлял, что новый российский авианосец войдет в состав ВМФ после 2030 года.