Палубный истребитель миг 29к. Об истории создания. Легче, прочнее и экономичнее

28 июля этого года корабельный истребитель МиГ-29КУБ, имеющий бортовой номер 204, совершил свою первую посадку на палубу авианосца «Викрамадитья», который проходит испытания в Баренцевом море. Пилотировали самолет два хорошо известных в России летчика-испытателя: старший летчик-испытатель Летно-испытательного центра имени А.В.Федотова Михаил Беляев и заслуженный летчик-испытатель, Герой России Николай Диордица.

В настоящее время к посадкам на авианосец готовится еще один истребитель – одноместный МиГ-29К. Можно отметить, что успешная работа летчиков-испытателей подвела черту под превращением бывшего авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» в полноценный легкий авианосец «Викрамадитья».

Будущий флагман индийского флота приступил к испытаниям 8 июня 2012 года после достаточно длительного переоборудования на Севмашпредприятии (город Северодвинск). До момента сдачи корабля ВМС Индии, которая должна состояться в декабре 2012 года, авианосец должен пройти серию четырехмесячных испытаний. За это время планируется проверить элементы и системы его конструкции, которые были установлены на корабль в ходе проведения модернизации.

Помимо этого испытаниям подлежит и большое количество авиационно-технических средств, отвечающих за обеспечение полетов. В частности, речь идет об оптической системе посадки, аэрофинишерах, стартовых задержниках, средствах управления авиацией и связи и т.д. Для этих целей к проведению испытаний, которые осуществляются по согласованному с заказчиком плану, были привлечены корабельные истребители МиГ-29К/КУБ. После процедуры передачи корабля индийскому военному флоту именно эти истребители российского производства составят основу авиагруппы легкого авианосца «Викрамадитья».

Авианосец «Викрамадитья» был построен на основе тяжёлого авианесущего крейсера (ТАКР) «Адмирал Горшков» путем осуществления глубокой модернизации последнего. Корабль, по сути, подвергся процедуре полной реконструкции, в ходе которой изменил свое первоначальное назначение. Вместо авианесущего противолодочного крейсера корабль превратился в полноценный легкий авианосец . В процессе глубокой модернизации корпуса корабля на нем была произведена замена большинства элементов, расположенных выше ватерлинии, демонтировано всё вооружение и установлено новое, исключительно зенитное, заменены котлы энергетической установки.

Подвергся перестройке и ангар корабля. На палубе был смонтирован трамплин, трёхтросовый аэрофинишер, оптическая система посадки, а также 2 подъемника. В результате проделанных работ авианосец в состоянии принимать на борт самолеты массой до 25 тонн . В настоящее время уже определен состав авиагруппы авианосца, в которую войдут 14-16 истребителей МиГ-29К, 4 МиГ 29-КУБ, а также до 8 вертолетов Ка-28, 1 вертолет ДРЛО Ка-31, до 3 индийских вертолетов HAL Dhruv.

Первоначально индийские пилоты проходят обучение на электронном тренажёре корабельной авиации. Для базирования авианосца на военно-морской базе в городе Мумбаи будет создана необходимая инфраструктура. В настоящее время на индийских верфях в городе Кочин уже заложен 2-й авианосец, который выполнен по собственному индийскому проекту.

Всего ВМС Индии приобрели в России 45 истребителей МиГ-29К/КУБ . Заключив в 2004 году контракт на поставку 16 машин, а затем в 2010 году подтвердив опцион на поставку еще 29 самолетов. Поставка самолетов Индии началась в 2009 году. Именно в 2009 году российские пилоты М.Беляев и Н.Диордица впервые посадили на палубу ТАКР «Адмирал Кузнецов» МиГ-29КУБ с индийскими опознавательными знаками на борту. Блестяще проведя полеты на российский авианосец, российские пилоты открыли для самолета путь к заказчику. В 2011 году корпорация «МиГ» завершила поставки истребителей по первому контракту и приступила к реализации второго.

По словам гендиректора РСК «МиГ» Сергея Короткова, работы по производству истребителей идут по графику, и в 2012 году Индия сможет получить 3 самолета из новой партии. Также глава РСК «МиГ» счел необходимым лично участвовать в организации первой посадки истребителей на палубу «Викрамадитьи». Присутствие главы авиастроительной компании на самых ответственных и сложных испытательных полетах становится традицией отрасли.

Смысл такого присутствия не только в том, что работы должны быть проведены и организованы на самом высоком уровне, но и в готовности лично отвечать за все, что происходит на земле и в небе. Ответственность в данном случае действительно велика, ведь помимо сдачи «Викрамадитьи» заказчику, в ходе данных испытательных полетов российские адмиралы в очередной раз убедились, что сделали правильный выбор, заказав истребители МиГ-29К/КУБ для российской морской авиации.

Накануне Дня Военно-морского флота России главком ВМФ вице-адмирал адмирал Виктор Чирков заявил, что в рамках программы модернизации авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» до 2020 года корабль должен получить новые истребители МиГ-29К , которые заменят истребители Су-33. Также, по словам главкома, российские конструкторские бюро получили задания на проектирование нового авианосца, денежные средства на проведение данных работ уже выделены. В феврале 2012 года ВМФ России заключил контракт на поставку 24 истребителей: 20 МиГ-29К и 4 МиГ-29КУБ, срок исполнения контракта 2013-2015 годы.

По словам министр обороны РФ Анатолия Сердюкова, подписание контракта на поставку данных истребителей – это реальный вклад в реализацию долгосрочной программы, которая направлена на переоснащение ВС России. Вслед за ВВС, морская авиация страны сможет получить современные боевые самолеты, которые на сегодняшний день не уступают своим иностранным аналогам. Стоит признать, что сегодня в классе палубных истребителей для легких авианосцев МиГ-29К/КУБ находятся вне конкуренции.

Иностранных самолетов в данном классе STOBAR (Short take-off but arrested recovery – короткий взлет, посадка на аэрофинишер) просто не существует, хотя западные фирмы и ведут работы по созданию данных машин на базе уже созданных истребителей поколения «4+».

Современные серийные палубные истребители F/A-18E/F и «Рафаль-М» относятся к другому классу – CATOBAR (Catapult Assisted Take Off Barrier Arrested Recovery – взлет с катапульты, посадка на аэрофинишер). Для их базирования нужны более крупные корабли, желательно с атомной силовой установкой.

Впрочем, и на фоне уже названных западных палубных истребителей МиГ-29К/КУБ выглядит вполне конкурентоспособной машиной. Технологический уровень основных систем российского истребителя, в том числе оптико-электронного комплекса и радара, как минимум не хуже. Сопоставимы и летно-технические характеристики данных истребителей. В то же время новинки из США F-35C и F-35B существенно дороже уже упомянутых «Супер Хорнета» и «Рафаля» и пока еще не вышли из стадии устранения всех «детских болезней».

Следует отметить, что истребители МиГ-29К/КУБ обладают значительным потенциалом для дальнейшего развития . Данные модели являются глубокой модернизацией истребителя МиГ-29 и сохранили от своего прародителя лишь аэродинамическую концепцию. По словам Сергея Короткова, у данных самолетов новый планер, более чем в два раза увеличенная боевая нагрузка, двигатели с повышенной тягой, в 1,5 раза возросший запас топлива.

Открытая архитектура авионики позволяет в дальнейшем наращивать возможности истребителя и расширять номенклатуру используемого вооружения . При его проектировании были учтены требования по снижению заметности самолета в радиолокационном диапазоне.

МиГи корабельного базирования представляют собой многофункциональные всепогодные истребители, относящиеся к поколению «4++» . В их задачу входит обеспечение противовоздушной и противокорабельной обороны соединений кораблей, а также нанесение ударов по наземным объектам противника. В группе палубной авиации для МиГ-29К отводится та же многофункциональная роль, что и для аналогичного американского F/A-18. Он одновременно выступает и в роли самолёта завоевания превосходства в воздухе на небольших дистанциях и штурмовика. Также самолет может использоваться в роли разведчика.

В палубную версию истребителя МиГ-29К был внесен ряд существенных изменений . У него была усилена конструкция планера, а также улучшена его антикоррозийная защита, стойки шасси усилены, а механизм передней стойки полностью перестроен под корабельное базирование, доля композитных материалов в конструкции доведена до 15%, установлен гак (посадочный крюк), убран посадочный парашют, крылья самолета выполнены складывающимися, смонтирована система дозаправки в воздухе, изменена система механизации крыла для улучшения взлётно-посадочных характеристик, увеличена масса используемых вооружений, уменьшена заметность самолёта в радиолокационном диапазоне.

На самолете были установлены двигатели РД-33МК, БРЭО стандарта MIL-STD-1553B с открытой архитектурой, новая ЭДСУ (электродистанционная система управления) с четырёхкратным резервированием. Самолеты могут быть вооружены управляемыми ракетами для ведения воздушного боя Р-73Э и РВВ-АЕ, противокорабельными ракетами Х-31А и Х-35, корректируемыми авиабомбами КАБ-500Кр для поражения надводных и наземных целей, противорадиолокационными ракетами Х-31П.

Проработаны пути и по дальнейшему увеличению возможностей авионики истребителя, к примеру, на серийных МиГ-29М/М2, являющихся сухопутным вариантом МиГ-29К, смонтированы оптико-электронные системы обнаружения лазерного облучения и атакующих ракет. Вместе с имеющейся аппаратурой РЭБ они в состоянии значительно увеличить выживаемость истребителя при прорыве ПВО или в воздушном бою.

Также следующим этапом модернизации может стать установка новой РЛС с активной фазированной антенной решеткой . Первые образцы данного радара уже прошли испытания на истребителях МиГ-35 и доказали свою перспективность и работоспособность.

Тактико-технические характеристики МиГ-29К :
Размеры:
— размах крыла на стоянке авианосца – 7,8 м, полный – 11,99 м.
— длина – 17,37 м.
— высота – 4,4 м.
Площадь крыла – 42 кв. м.
Масса самолета:
— нормальная взлетная – 18.500 кг.
— максимальная взлетная – 24.500 кг.
Тип двигателя – турбореактивный двухконтурный с форсажной камерой РД-33МК.
Максимальная скорость на высоте – 2200 км/ч, у земли – 1400 км/ч.
Перегоночная дальность полета:
без ПТБ – 2000 км.
с 3-мя ПТБ – 3000 км.
с 3-мя ПТБ и одной дозаправкой в воздухе – 5500 км.
Практический потолок – 17.500 м.
Экипаж – 1 человек (2 человека на МиГ-29КУБ).
Вооружение: 30-мм автоматическиая пушка ГШ-301 (150 патронов), боевая нагрузка 4500 кг, на 8 узлах подвески.

В Средиземном море потерпел аварию российский палубный истребитель МиГ-29К. Как сообщило Минобороны РФ, "при проведении тренировочных полетов в результате технической неисправности во время захода на посадку за несколько километров до авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов" произошло авиационное происшествие с палубным истребителем МиГ-29К". Летчик катапультировался, доставлен на борт "Адмирала Кузнецова", его здоровью ничего не угрожает.

Осенью 2016 г. самолет МиГ-29К вошел в состав ударной группировки Северного флота, которая 15 октября отправилась в поход в северо-восточную часть Атлантики и Средиземное море. Он дополнил имеющиеся на тяжелом авианесущем крейсере "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" палубные истребители Су-33.

МиГ-29К – российский многоцелевой палубный сверхзвуковой истребитель четвертого поколения, развитие проекта МиГ-29.

Первый в СССР боевой самолет, способный взлетать с палубы корабля и садиться на нее обычным способом – с разбегом и пробегом. Предназначен для решения задач противовоздушной обороны корабельных соединений, завоевания господства в воздухе, поражения надводных и наземных целей в любое время суток и др.

Об истории создания

Разработан в 1980-х гг. коллективом Отдельного конструкторского бюро завода номер 155 (ОКБ им. А.И. Микояна, ныне – АО "Российская самолетостроительная корпорация "МиГ") под руководством главного конструктора Михаила Вальденберга, в дальнейшем значительно модернизирован. Состоит на вооружении Морской авиации ВМФ России и Военно-морских сил Индии. В боевых действиях не участвовал.

Российская авианосная ударная группа прибыла в Средиземное море

Первый полет МиГ-29К состоялся 23 июня 1988 г., машину пилотировал летчик-испытатель ОКБ им. Микояна Токтар Аубакиров. Он же 1 ноября 1989 г. выполнил первую посадку на палубу тяжелого авианесущего крейсера "Тбилиси" (ныне – флагман Северного флота ВМФ РФ "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов") и первый взлет с корабельного трамплина.

В СССР МиГ-29К строился единичными экземплярами на Московском машиностроительном заводе "Знамя Труда" (ныне – производственный комплекс номер 2 АО РСК "МиГ"). В РФ серийное производство было развернуто в 2000-х гг. на Луховицком машиностроительном заводе (производственный комплекс номер 1 АО РСК "МиГ") в Московской обл.

Об особенностях конструкции

Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме со складываемым трапециевидным механизированным крылом, двухкилевым вертикальным оперением, двумя двигателями РД-33К (РД33МК "Морская Оса" в серийных машинах) в хвостовой части фюзеляжа.

Экипаж – 1 человек (2 человека в учебно-боевой "спарке" МиГ-29КУБ/КУБР).

Палубные истребители от исходного МиГ-29 наземного базирования отличает улучшенная антикоррозийная защита планера, усиленные стойки шасси, улучшенная механизация крыла, наличие системы дозаправки в воздухе и др. Перед запуском серийного производства самолет существенно модернизировался, базой послужил фронтовой истребитель МиГ-29СМТ.

Палубные модификации МиГ-29 могут базироваться на авианесущих кораблях водоизмещением от 28 тыс. т, оборудованных взлетным трамплином и посадочным аэрофинишером и способных принимать самолеты массой более 20 т (в распоряжении ВМФ России один такой корабль – "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов"). Также МиГ-29К могут базироваться на наземных аэродромах.

© РСК "МиГ" Длина самолета – 17,3 м.

Высота – 4,4 м.

Размах крыла – 11,99 м (полный) или 7,80 м (на стоянке авианосца).

Практический потолок – 17 500 м.

Перегоночная дальность полета – 2 тыс. км, с подвесными топливными баками – 3 тыс. км (2700 км с подвесными баками у МиГ-29КУБ).

Максимальная взлетная масса – 24 500 кг.

Максимальная скорость на высоте – 2200 км/ч.

О вооружении и оснащении

МиГ-29К вооружен пушкой калибра 30 мм (боезапас 150 снарядов), на 8 узлах подвески может нести до 4 тыс. 500 кг полезной нагрузки – авиационные ракеты "воздух-воздух" и "воздух-поверхность" разных типов, корректируемые авиабомбы.

Бортовое радиоэлектронное оборудование серийного варианта истребителя включает радиолокационную станцию "Жук-МЭ" (обеспечивает сопровождение до десяти воздушных целей, одновременный обстрел ракетами четырех из них), дополнительную систему навигации "Узел", автоматический комплекс контроля и регистрации "Карат". На самолеты устанавливается бортовая система видеорегистрации, автономная система выработки энергии для наземных проверок оборудования без запуска основных двигателей и др.

Об учебно-боевом варианте

Для подготовки пилотов МиГ-29К во второй половине 1980-х гг. разрабатывался проект двухместной машины МиГ-29КУ с раздельными кабинами инструктора и обучаемого летчика, однако в начале 1990-х работы были приостановлены.

В 2000-х гг., после заключения контракта на поставку палубных истребителей ВМС Индии, был создан палубный учебно-боевой истребитель МиГ-29КУБ с общей двухместной кабиной. Его первый полет состоялся 20 января 2007 г., машину пилотировал экипаж в составе Михаила Беляева и Павла Власова.

Где эксплуатируется МиГ-29К

С 2009 г. самолеты поставляются в Индию, заказавшую для базирования на авианосцах INS Vikramaditya ("Викрамадитья") и INS Vikrant ("Викрант") в общей сложности 45 экземпляров МиГ-29К и МиГ-29КУБ (по двум контрактам – от 2004 г. на 16 бортов, на сумму 730 млн долларов США, и от 2010 г. на 29 бортов, на сумму 1,2 млрд долларов).

В 2013-2015 гг. Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) поставила Министерству обороны РФ 20 единиц МиГ-29КР и четыре единицы МиГ-20КУБР по контракту от 29 февраля 2012 г.

С 2013 г. несколько машин из числа поставленных проходили опытную эксплуатацию в 279-м корабельном истребительном авиаполку Северного флота ВМФ РФ.

20 марта 2016 г. на аэродроме 859-го Центра боевого применения и переучивания летного состава морской авиации (Ейск, Краснодарский край) начались полеты МиГ-29КР/КУБР из состава воссозданного в январе 2016 г. 100-го отдельного корабельного истребительного авиаполка Северного флота ВМФ РФ.

Аварии и катастрофы МиГ-29К

По данным из открытых источников, с самолетами этого типа произошло две авиационных катастрофы, в которых погибли в общей сложности три человека.

  • 23 июня 2011 г. в районе хутора Кабаково Ахтубинского района Астраханской обл. произошла катастрофа при проведении испытательного полета палубного истребителя МиГ-29КУБ (бортовой номер "927 синий") 929-го Государственного летно-испытательного центра ВВС России. Машина столкнулась с землей, выполняя нисходящую полупетлю с высоты 2 тыс. 700 м, при работе двигателей на максимальном режиме. Погиб экипаж – полковники Александр Кружалин и Олег Спичка, сумевшие отвести падающую машину от населенного пункта (в 2012 г. обоим пилотам посмертно присвоено звание Героя России). Среди вероятных причин катастрофы – дефект механизма складывания крыла, из-за которого оно могло сложиться самопроизвольно.
  • 4 июня 2014 г. у побережья индийского штата Гоа палубный истребитель МиГ-29КУБ ВМС Индии совершил жесткую посадку на авианосец INS Vikramaditya ("Викрамадитья"). Самолет на скорости около 300 км/ч пропустил первые два ряда тросов аэрофинишера и зацепился за третий в тот момент, когда пилоты уже готовились к уходу на второй круг. В результате происшествия была повреждена носовая стойка шасси истребителя. Летчики и экипаж корабля не пострадали.
  • 4 декабря 2014 г. в районе д. Чемодурово Воскресенского района Московской обл. упал опытный палубный истребитель МиГ-29КУБ (регистрационный номер "204 черный"), возвращавшийся на аэродром в Жуковском в ходе учебно-тренировочного полета. Летчики-испытатели Сергей Рыбников и Вадим Селиванов катапультировались и были госпитализированы в тяжелом состоянии. 6 декабря Сергей Рыбников скончался в больнице. Предполагаемая причина крушения – отказ техники. Самолет принадлежал разработавшей его корпорации "МиГ".

Материал подготовлен по данным ТАСС-Досье.

Одноместный корабельный истребитель для базирования на ТАВКР типа "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов" является модификацией многоцелевого фронтового истребителя МиГ-29М (степень унификации 80-85%). Разработан на ММЗ им. А.И.Микояна под руководством Генерального конструктора Р.А.Белякова в 1984 г. (главный конструктор самолет - М.Р. Вальденберг).

Первый вариант палубного истребителя МиГ-29К с катапультным взлетом и посадкой на аэрофинишер был разработан на уровне аванпроекта в 1978 г. и отличался от базового усиленным шасси, введением посадочного гака, дополнительной антикоррозионной защитой планера, увеличенным запасом топлива и измененным навигационным оборудованием. Проектирование МиГ-29К типа 9-31 со значительно измененной конструкцией и принципиально новой системой вооружения началось в 1984 г.

Первый экземпляр МиГ-29К (№ 311, 9-31/1) поднял в воздух 23.06.1988 г. летчик-испытатель Т.О. Аубакиров, 1.11.1989 г. впервые посадил машину на палубу ТАВКР "Тбилиси", а затем произвел взлет с борта корабля. В сентябре 1990 г. на испытания поступил второй экземпляр МиГ-29К (№ 312).

В августе 1991 г. начался этап Государственных испытаний МиГ-29К на корабле, который не был завершен, из-за начала серийного производства корабельных истребителей Су-27К и отказом от строительства новых авианесущих кораблей. Работы по МиГ-29К в начале 90 гг. были приостановлены. На двух опытных экземплярах МиГ-29К было выполнено в общей сложности более 420 полетов, из них около 100 - на корабле. В настоящее время МиГ-29К № 312 находится в летном состоянии. Он планировался к использованию для создания нового варианта корабельного истребителя.

Назначение

МиГ-29К предназначен для противовоздушной обороны авианосного соединения в любых погодных условиях в диапазоне высот от 30 м до 27 км, поражения самолетов и вертолетов противолодочной обороны, транспортно-десантных вертолетов и самолетов радиолокационного дозора противника, его корабельных групп, а также для прикрытия высадки десанта, сопровождения авиации берегового базирования и ведения воздушной разведки.

Особенности

Конструктивно МиГ-29К от МиГ-29М отличался рядом особенностей.

Большое внимание было уделено защите самолета от коррозии. Из-за повышенных нагрузок при посадке значительно усилены центральный бак, силовой отсек корпуса с основными опорами шасси и тормозным гаком, носовая часть корпуса в районе передней опоры шасси. В хвостовой части вместо парашютной тормозной установки размещен механизм демпфирования гака и спасаемый аварийный самописец. На верхней поверхности корпуса МиГ-29К установлен тормозной щиток площадью около 1 кв.м. Увеличена площадь стабилизатора, имеющего характерный "зуб" по передней кромке. Увеличены размах и площадь крыла до 11, 99 м и 43 кв.м. соответственно, изменилась его механизация (установлены двухщелевые закрылки с увеличенной хордой и зависающие на посадке элероны).

Для уменьшения стояночных габаритных размеров консоли крыла МиГ-29К складываются гидроприводами с управлением из кабины. В сложенном положении размах крыла составляет 7.8 м.

Стойки опор шасси имеют большую длину, увеличенный ход амортизаторов и снабжены узлами швартовки и буксировки корабельными средствами, а для размещения в убранном положении в прежних объемах корпуса имеют механизмы подтягивания. Управляемая стойка передней опоры шасси разворачивается на угол до 90 град. На ее подкосах установлен трехцветный сигнализатор для информации руководителя посадки о положении самолета на глиссаде и его посадочной скорости. Установлены новые пневматики большего давления (20 кгс/см2). Тормозной размещен под хвостовой частью корпуса между гондолами двигателей и снабжен системой выпуска, подтяга и демпфирования. Для обеспечения визуального контроля посадки на палубу в ночных условиях имеется система подсветки гака.

Комплекс бортового оборудования включает систему навигации СН-К "Узел" (для самолетовождения над морем, посадки самолета на палубу корабля и выставки инерциальной навигационной системы при волнении моря), инерциальную навигационную систему нового поколения (ИНС-84), спутниковую навигационную систему, радиотехническую систему ближней навигации и посадки, системы воздушных сигналов и цифрового вычислителя. Бортовое оборудование системы навигации может взаимодействовать с корабельными маяками. Система оснащена помехозащищенной линией передачи кодированной информации и автоматизированным встроенным контролем.

Силовая установка МиГ-29К состоит из двух двухконтурных турбореактивных двигателей РД-33К с комплексной цифровой системой регулирования. Тяга двигателей на максимальном режиме составляет 5500 кгс, на форсаже - 8800 кгс. Предусмотренный чрезвычайный режим работы с кратковременной тягой 9400 кгс позволяет взлетать с корабля самолету с массой 17700 кг с разбегом в 105 м и массой 22400 кг – с разбегом 195 м, а также производить уход на второй круг даже после касания палубы на этапе пробега при незацеплении за трос аэрофинишера.

Многофункциональная система управления вооружением служит для всепогодного поиска, всеракурсного обнаружения, опознавания и измерения координат одиночных и групповых воздушных целей в свободном пространстве и на фоне подстилающей поверхности в условиях помех. Комплексное использование прицельных систем обеспечивает скрытный выход в атаку и применение одновременно нескольких видов оружия. Система управления вооружением автоматически обнаруживает и сопровождает до 10 целей, обеспечивает пуск управляемых ракет по четырем целям.

В кабине пилота размещается многофункциональный пульт управления, расширяющий номенклатуру используемых ракет класса "воздух-поверхность". Трехэкранная система отображения информации СОИ-29К включает индикатор на лобовом стекле (КАИ) и два многофункциональных индикатора на электронно-лучевых трубках.

Вооружение МиГ-29К размещается на девяти точках подвески: одна - между воздушными каналами двигателей и восемь - под крылом (в том числе четыре - под складывающимися частями консолей). Управляемое ракетное оружие класса "воздух-воздух" может включать 2-4 ракеты Р-27Р (РЭ) и Т(ТЭ), до 8 ракет Р-73 или РВВ-АЕ. Возможно применение ракет класса "воздух-поверхность" общего назначения Х-25МЛ и Х-29Л (Т), 4 противокорабельных ракет Х-31А и Х-35 с активными радиолокационными ГСН, противорадиолокационных ракет Х-31П и Х-25МП, корректируемых бомб КАБ-500Кр с телевизионно-корреляционной системой наведения. Могут использоваться авиабомбы, контейнеры малогабаритных грузов КМГ-У и неуправляемые ракеты. На МиГ-29К установлена встроенная 30-мм пушка ГШ-301 с боекомплектом 100 патронов.

В августе 1996 г., после четырехлетнего перерыва летные испытания МиГ-29К были начаты вновь с новым комплексом оборудования. Отработанные на нем технические решения были использованы на палубном варианте модернизированного истребителя МиГ-29СМТ. Самолеты МиГ-29К участвовали в различных выставках авиационной техники.

Основные летно-технические характеристики

Размах крыла, м:

На стоянке авианосца

7.80

Полный

11.99

Длина, м

17.37

Высота, м

5.18

Площадь крыла, м2

42.00

Масса, кг:

Пустого самолета

12700

Нормальная взлетная

17770

Максимальная взлетная

22400

Запас топлива, кг:

Внутренний

5670

Максимальный с ПТБ

9470

Тип двигателя

2 ТРДДФ РД-33И

Тяга, кгс

2х9400

Максимальная скорость, км/ч:

На высоте

2300 (М=2.17)

У земли

1400

Практическая дальность, км:

На малой высоте

На большой высоте

1650

На большой высоте с ПТБ

3000

С одной дозаправкой

5700

Максимальная скороподъемность, м/мин

18000

Практический потолок, м

17000

Длина разбега, м

110-195

Длина пробега,м

150-300

Эксплуатационная перегрузка

Экипаж, чел

Возможное вооружение:

30-мм пушка ГШ-301 (боекомплект 150 патронов), боевая нагрузка - 4500 кг на 9 узлах подвески:

УР "в-в" средней дальности Р-27 и РВВ-АЕ, УР малой дальности Р-73, противокорабельные Х-31А, противорадиолокационные Х-31П, УР "в-п" Х-25МЛ, Х-29Т, Х-29Л, НУР, КАБ с лазерным и телевизионным наведением, свободнопадающие бомбы и авиационные мины

Источники: 1. Справочник "Военные самолеты мира", АРМС-ТАСС, 2003 г.; 2.

История эксплуатации

Общие проектные данные

Двигатель

Лётно-тактические характеристики

Вооружение

пушечное

  • 30-мм авиационная пушка ГШ-30-1.

МиГ-29К (МиГ-29КР, МиГ-29КУБ, МиГ-29КУБР) - семейство советских и российских палубных многоцелевых истребителей четвёртого поколения, являющихся развитием самолёта МиГ-29 наземного базирования. К настоящему времени приняты на вооружение палубной авиации ВМФ России и ВМС Индии.

История создания

МиГ-29К был разработан взамен уже почти готового проекта МиГ-23К, над которым начали работу ещё в начале 70-х годов для комплектования смешанной группы корабельной авиации. В эту группу должны были входить: Су-24К, МиГ-23К, Ан-71, а также перспективный самолёт-торпедоносец. Однако в связи со смещением времени постройки полноценного авианесущего крейсера на более поздний срок, а также благодаря стараниям конструкторов, удалось убедить Министерство обороны в необходимости разработки проектов на основе будущих перспективных самолётов Су-27 и МиГ-29. В группе палубной авиации для 29-ки отводилась роль многофункциональной машины: как штурмовика, так и самолёта для ведения воздушного боя на небольших дистанциях, также предполагалось использовать истребитель в роли разведчика.

Разработка концепции самолёта началась в 1978 году, а непосредственное проектирование машины началось только в 1984 году. К испытаниям на комплексе НИТКА от ОКБ МиГ приступили сперва на МиГ-23, а потом на МиГ-27ЛЛ (летающая лаборатория). 21 августа 1982 года летчик-испытатель А.Г. Фастовец впервые выполнил взлёт с трамплина на МиГ-27ЛЛ. Посадку на палубу авианесущего крейсера и первый взлёт с него МиГ-29К совершил 1 ноября 1989 года под управлением Токтара Аубакирова. Однако проект МиГ-29К с начала 1990-х годов не мог рассчитывать на продолжение своего существования и госзаказ: продвижение Симоновым машины Су-25УТГ в качестве учебно-тренировочного самолёта и его связи, как бывшего замминистра, не позволили сделать авиагруппу смешанной. Этому же способствовал экономический кризис, государство не могло финансировать одновременно два проекта. Аутсайдером оказался проект МиГ-29К, он был закрыт, однако его в инициативном порядке за свои деньги продвигало КБ.

Сейчас эта машина оборудована аналогично МиГ-29М2 (МиГ-35). Первый этап ГСИ был начат в августе 1991, на 2 МиГ-29К в общей сложности провели 450 полётов, Министерство Обороны РФ дало разрешение на серийное производство, но из-за кризиса 90-х программа была заморожена. В 1999 РСК МиГ возобновляет программу МиГ-29К, корпорация значительно усовершенствовала МиГ-29К. Испытания МиГ-29К продолжаются с 2002 по 2006, по программе выполнено 700 полётов, 20 января 2007 года состоялся первый полёт МиГ-29КУБ. 19 марта 2008 года в подмосковных Луховицах состоялся первый полет серийного МиГ-29КУБ.

Описание конструкции

МиГи палубного базирования представляют собой многофункциональные всепогодные машины поколения «4++». В их задачу входит противовоздушная и противокорабельная оборона соединения кораблей, нанесение ударов по наземным объектам противника. Перечень изменений внесённых в палубную версию истребителя: улучшена антикоррозийная защита планера, усилены стойки шасси, а механизм передней стойки полностью перестроен под условия работы, усилен планер, доля композитных материалов доведена до 15%, убран посадочный парашют, установлен гак (посадочный крюк), сделаны складывающимися крылья, улучшена механизация крыла для улучшения взлётно-посадочных характеристик, увеличен запас топлива, установлена система дозаправки в воздухе, увеличена масса вооружения, снижена заметность самолёта в радиолокационном диапазоне, на самолёте установлена многофункциональная многорежимная импульсно-доплеровская бортовая радиолокационная станция "Жук-МЭ", двигатели РД-33МК, новая ЭДСУ с четырёхкратным резервированием, БРЭО стандарта MIL-STD-1553B с открытой архитектурой.

МиГ-29К могут базироваться на авианесущих кораблях способных принимать самолёты массой свыше 20 тонн, оборудованных взлетным трамплином и посадочным аэрофинишером, а также на наземных аэродромах. Самолеты вооружены управляемыми ракетами РВВ-АЕ и Р-73Э для воздушного боя; противокорабельными ракетами Х-31А и Х-35; противорадиолокационными ракетами Х-31П и корректируемыми авиабомбами КАБ-500Кр для поражения наземных и надводных целей.

Модификации

  • МиГ-29К «9-31»
  • МиГ-29КУБ «9-41»
  • МиГ-29КУБ «9-47»

История службы

МиГ-29КУБ во время испытаний на палубе авианосца «Викрамадитья»

МиГ-29К победил в конкурсе на комплектование авиакрыла индийского авианосца «Викрамадитья» и будущего перспективного авианосца ВМС Индии. 20 января 2004 года Индия заключила контракт ценой в $730 млн на разработку и поставку 16 палубных истребителей (4 МиГ-29КУБ, 12 МиГ-29К). Контракт предусматривал опцион на 30 МиГ-29 со сроком поставок до 2015 года, который был реализован в октябре 2009 года. Поставки самолётов начались в 2009 году. 12 марта 2010 года был подписан второй контракт на поставку ВМС Индии 29 МиГ-29К на сумму 1,2 млрд дол. В 2012 году был заключен контракт на поставку ВМФ России 20 МиГ-29К и 4 МиГ-29КУБ к 2015 году.

В ВМФ России для строевой экспуатации МиГ-29К был воссоздан 100-й отдельный корабельный истребительный авиаполк (ОКИАП). Лётчики полка с 2014 года проходили подготовку для базирования на палубу ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» , а с октября 2016 года самолёты МиГ-29КР и МиГ-29КУБР в составе авиагруппы этого крейсера участвуют в

Российский палубный истребитель МиГ-29К. Как сообщило Минобороны РФ, "при проведении тренировочных полетов в результате технической неисправности во время захода на посадку за несколько километров до авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов" произошло авиационное происшествие с палубным истребителем МиГ-29К". Летчик катапультировался, доставлен на борт "Адмирала Кузнецова", его здоровью ничего не угрожает.

Осенью 2016 г. самолет МиГ-29К вошел в состав ударной группировки Северного флота, которая 15 октября отправилась в поход в северо-восточную часть Атлантики и Средиземное море. Он дополнил имеющиеся на тяжелом авианесущем крейсере "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" палубные истребители Су-33.

МиГ-29К – российский многоцелевой палубный сверхзвуковой истребитель четвертого поколения, развитие проекта МиГ-29.

Первый в СССР боевой самолет, способный взлетать с палубы корабля и садиться на нее обычным способом – с разбегом и пробегом. Предназначен для решения задач противовоздушной обороны корабельных соединений, завоевания господства в воздухе, поражения надводных и наземных целей в любое время суток и др.

Об истории создания

Разработан в 1980-х гг. коллективом Отдельного конструкторского бюро завода номер 155 (ОКБ им. А.И. Микояна, ныне – АО "Российская самолетостроительная корпорация "МиГ") под руководством главного конструктора Михаила Вальденберга, в дальнейшем значительно модернизирован. Состоит на вооружении Морской авиации ВМФ России и Военно-морских сил Индии. В боевых действиях не участвовал.

Первый полет МиГ-29К состоялся 23 июня 1988 г., машину пилотировал летчик-испытатель ОКБ им. Микояна Токтар Аубакиров. Он же 1 ноября 1989 г. выполнил первую посадку на палубу тяжелого авианесущего крейсера "Тбилиси" (ныне - флагман Северного флота ВМФ РФ "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов") и первый взлет с корабельного трамплина.

В СССР МиГ-29К строился единичными экземплярами на Московском машиностроительном заводе "Знамя Труда" (ныне - производственный комплекс номер 2 АО "РСК "МиГ"). В РФ серийное производство было развернуто в 2000-х гг. на Луховицком машиностроительном заводе (производственный комплекс номер 1 АО "РСК "МиГ") в Московской обл.

Об особенностях конструкции

Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме со складываемым трапециевидным механизированным крылом, двухкилевым вертикальным оперением, двумя двигателями РД-33К (РД33МК "Морская оса" в серийных машинах) в хвостовой части фюзеляжа.

Экипаж – 1 человек (2 человека в учебно-боевой "спарке" МиГ-29КУБ/КУБР).

Палубные истребители от исходного МиГ-29 наземного базирования отличает улучшенная антикоррозийная защита планера, усиленные стойки шасси, улучшенная механизация крыла, наличие системы дозаправки в воздухе и др. Перед запуском серийного производства самолет существенно модернизировался, базой послужил фронтовой истребитель МиГ-29СМТ.

Палубные модификации МиГ-29 могут базироваться на авианесущих кораблях водоизмещением от 28 тыс. т, оборудованных взлетным трамплином и посадочным аэрофинишером и способных принимать самолеты массой более 20 т (в распоряжении ВМФ России один такой корабль - "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов"). Также МиГ-29К могут базироваться на наземных аэродромах.

Летно-технические характеристики серийного варианта МиГ-29К

Длина самолета – 17,3 м. Высота – 4,4 м. Размах крыла – 11,99 м (полный) или 7,80 м (на стоянке авианосца). Практический потолок – 17 500 м. Перегоночная дальность полета – 2 тыс. км, с подвесными топливными баками – 3 тыс. км (2700 км с подвесными баками у МиГ-29КУБ). Максимальная взлетная масса – 24 500 кг. Максимальная скорость на высоте – 2200 км/ч.

Продолжение

О вооружении и оснащении

МиГ-29К вооружен пушкой калибра 30 мм (боезапас 150 снарядов), на 8 узлах подвески может нести до 4500 кг полезной нагрузки – авиационные ракеты "воздух – воздух" и "воздух – поверхность" разных типов, корректируемые авиабомбы.

Бортовое радиоэлектронное оборудование серийного варианта истребителя включает радиолокационную станцию "Жук-МЭ" (обеспечивает сопровождение до десяти воздушных целей, одновременный обстрел ракетами четырех из них), дополнительную систему навигации "Узел", автоматический комплекс контроля и регистрации "Карат". На самолеты устанавливается бортовая система видеорегистрации, автономная система выработки энергии для наземных проверок оборудования без запуска основных двигателей и др.

Об учебно-боевом варианте

Для подготовки пилотов МиГ-29К во второй половине 1980-х гг. разрабатывался проект двухместной машины МиГ-29КУ с раздельными кабинами инструктора и обучаемого летчика, однако в начале 1990-х работы были приостановлены.

В 2000-х гг., после заключения контракта на поставку палубных истребителей ВМС Индии, был создан палубный учебно-боевой истребитель МиГ-29КУБ с общей двухместной кабиной. Его первый полет состоялся 20 января 2007 г., машину пилотировал экипаж в составе Михаила Беляева и Павла Власова.

Где эксплуатируется МиГ-29К

С 2009 г. самолеты поставляются в Индию, заказавшую для базирования на авианосцах INS Vikramaditya ("Викрамадитья") и INS Vikrant ("Викрант") в общей сложности 45 экземпляров МиГ-29К и МиГ-29КУБ (по двум контрактам - от 2004 г. на 16 бортов, на сумму $730 млн, и от 2010 г. на 29 бортов, на сумму $1,2 млрд).

В 2013-2015 гг. Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) поставила Министерству обороны РФ 20 единиц МиГ-29КР и четыре единицы МиГ-20КУБР по контракту от 29 февраля 2012 г.

С 2013 г. несколько машин из числа поставленных проходили опытную эксплуатацию в 279-м корабельном истребительном авиаполку Северного флота ВМФ РФ.

20 марта 2016 г. на аэродроме 859-го Центра боевого применения и переучивания летного состава морской авиации (Ейск, Краснодарский край) начались полеты МиГ-29КР/КУБР из состава воссозданного в январе 2016 г. 100-го отдельного корабельного истребительного авиаполка Северного флота ВМФ РФ.

Аварии и катастрофы МиГ-29К

По данным из открытых источников, до сих пор с самолетами этого типа произошло три аварии, в том числе две авиационные катастрофы, в которых погибли в общей сложности три человека.

  • 23 июня 2011 г. в районе хутора Кабаково Ахтубинского района Астраханской обл. произошла катастрофа при проведении испытательного полета палубного истребителя МиГ-29КУБ (бортовой номер "927 синий") 929-го Государственного летно-испытательного центра ВВС России. Машина столкнулась с землей, выполняя нисходящую полупетлю с высоты 2700 м, при работе двигателей на максимальном режиме. Погиб экипаж - полковники Александр Кружалин и Олег Спичка, сумевшие отвести падающую машину от населенного пункта (в 2012 г. обоим пилотам посмертно присвоено звание Героя России). Среди вероятных причин катастрофы - дефект механизма складывания крыла, из-за которого оно могло сложиться самопроизвольно.
  • 4 июня 2014 г. у побережья индийского штата Гоа палубный истребитель МиГ-29КУБ ВМС Индии совершил жесткую посадку на авианосец INS Vikramaditya ("Викрамадитья"). Самолет на скорости около 300 км/ч пропустил первые два ряда тросов аэрофинишера и зацепился за третий в тот момент, когда пилоты уже готовились к уходу на второй круг. В результате происшествия была повреждена носовая стойка шасси истребителя. Летчики и экипаж корабля не пострадали.
  • 4 декабря 2014 г. в районе д. Чемодурово Воскресенского района Московской обл. упал опытный палубный истребитель МиГ-29КУБ (регистрационный номер "204 черный"), возвращавшийся на аэродром в Жуковском в ходе учебно-тренировочного полета. Летчики-испытатели Сергей Рыбников и Вадим Селиванов катапультировались и были госпитализированы в тяжелом состоянии. 6 декабря Сергей Рыбников скончался в больнице. Предполагаемая причина крушения - отказ техники. Самолет принадлежал разработавшей его корпорации "МиГ".

Материал подготовлен по данным ТАСС-Досье.