Трубопровод восточная сибирь тихий океан на карте. Восточная Сибирь — Тихий океан. В сторону Поднебесной

30.06.2019 Виды

Трубопроводная система «Восточная Сибирь - Тихий океан» (ТС ВСТО-1)

В апреле 2006 года стартовало строительство крупнейшего нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан» (ВСТО). Эту нефтепроводную систему предполагается использовать для снабжения российских регионов Дальнего Востока и поставок партнерам Азиатско-Тихоокеанского региона. Предусмотрено и технологическое присоединение ТС ВСТО к уже существующим магистралям, принадлежащим корпорации ОАО АК «Транснефть», а это означает создание единой трубопроводной сети и, соответственно, оперативное распределение углеводородов как в сторону востока, так и в направлении запада.

Первым шагом инфраструктурного проекта (иначе названного ТС ВСТО-1) стало строительство трубопроводной ветки Тайшет - Сковородино, проходящей через Амурскую и Иркутскую области, а также Якутию. Длина магистрали составляет почти 2700 км, а мощность - 30 миллионов тонн в год. Одновременно был введен в эксплуатацию нефтеналивной порт Козьмино, чья мощность составила 15 миллионов тонн нефти в год и семь станций для перекачки нефти (НПС). В ближайшие годы трубопроводная система ВСТО-1 будет расширена, к 2020 году ее мощность должна достигнуть 80 млн тонн в год.

В процессе реализации строители столкнулись с различными сложностями и применили на практике сложнейшие технические решения. Так, отсутствие инфраструктуры на отдельных участках обусловило использование вездеходов и вертолетов для контроля состояния нефтепровода. Обслуживание также затруднялось плохими природными условиями (низкие температуры, сейсмичность) и особенностями рельефа на всем протяжении трассы (болота, тайга, водные препятствия). Кроме основных сооружений проект предусматривал сопутствующее благоустройство, в результате которого вдоль трассы появились дороги, очистные сооружения и линии электропередач, а необходимые объекты были оснащены средствами связи и автоматизации.

Нефтепровод "Сковородино - граница КНР"

В 2009-2010 годах был успешно реализован проект строительства нефтепровода "Сковородино - граница КНР", имеющего важное значение для укрепления дружественных связей между Россией и Китаем. Список объектов и сооружений включал в себя линейную трубопроводную часть, пролегающую по территории Амурской области, приемо-сдаточный пункт вблизи пос. Джалинда и нефтеперекачивающую станцию Сковородино. Также было необходимо обеспечить технологическую связь вдоль всей трассы на период строительства.

ВЕЛЕССТРОЙ, участвуя в этом проекте как надежный партнер с богатым опытом нефтегазового строительства, возводил пропускной пункт нефтепровода на границе двух держав. Всего за 4 месяца компания возвела целый комплекс энергетических узлов, хозяйственных сооружений, инженерной инфраструктуры. Специалисты ООО "Велесстрой" проводили земляные и сварочные работы, монтировали технологическое оборудование, объекты автоматизации и противопожарной защиты.

Нефтеперекачивающая станция №11

НПС №11 – типовая перекачивающая станция. С обычными трудностями этих мест – изолированностью от большой земли, отсутствием инфраструктуры, низкими температурами – ВЕЛЕССТРОЙ справился в рабочем порядке. Точно в срок были построены магистральная насосная, фильтр–грязеуловитель, емкость сбора утечек нефти и дренажа, кабельная эстакада, дизельная электростанция, насосная станция пожаротушения, два резервуара противопожарного запаса воды, электроосвещение, система связи, радиофикация, структурированная кабельная система, пожарная сигнализация. Автоматизация внутриплощадочные дороги и прочее.

Нефтеперекачивающая станция №12 с АДЭС

Функция нефтеперекачивающей станции №12 с автономной дизельной электростанцией – повышать давление в нефтепроводе и подпитывать его нефтью. Именно в этом месте, к ТС ВСТО подключается ТААС-Юряхское месторождение. На этом объекте ВЕЛЕССТРОЙ построил не только типовой набор промежуточных НПС: магистральная насосная, здания ЗРУ, КТП, система сглаживания давления, пожарный комплекс и так далее, но и здание автономной дизельной электростанции, работающей на сырой нефти.

Нефтеперекачивающая станция №13

Объект располагается на 1 562 км трассы магистрального нефтепровода ВСТО-2. В общей сложности на объекте были задействовано 80 единиц спецтехники и 550 строителей. Одним из важных элементов станции, который построил ВЕЛЕССТРОЙ, - кабельная эстакада инженерных сетей, выполняющая функции управления автоматизации. На объекте на полную мощность работает линейно-эксплуатационный участок, обслуживающий линейную часть магистрального трубопровода. Здесь имеются свои автозаправочные станции, котельные, три дизельные станции, которые находятся в режиме постоянной готовности. Для сотрудников на строительной площадке были созданы максимально комфортные условия: удобные жилые комплексы, столовая с фактически ресторанным меню, спортивный и тренажерный зал, комнаты отдыха, медицинский кабинет.

Нефтеперекачивающая станция №14 с АДЭС

Нефтеперекачивающая станции «Олёкминск» нефтепровода «ВСТО» - сложный строительный объект, состоящий из технологических, производственных и административно-бытовых сооружений, сетей и коммуникаций. Критическими факторами реализации проекта являлись не простые климатические условия, грунты многолетнего промерзания и полное отсутствие транспортного сообщения. ВЕЛЕССТРОЙ проводил комплексные работы по возведению корпусов для вахтовых рабочих, площадок и стоянок, насосной станции и резервуаров, прокладке технологических трубопроводов и монтажу оборудования.

Якутия – территория вечной мерзлоты.

На объекте строительства НПС №14 с АДЭС устройство всех фундаментов было выполнено на сваях, с поднятием здания до 1 метра от земли. Каждая свая была в паре с вертикальным термостабилизатором, который дополнительно поддерживает устойчивость самого фундамента.

Специфика работы вертикального термостабилизатора состоит в том, что зимой он собирает холод через ребристую часть термостабилизатора, находящегося над землей, что не позволяет верхним слоям грунта растаять в летний период. Всего было установлено 8 тысяч вертикальных термостабилизаторов.

Для ВЕЛЕССТРОЙ данный проект является наиболее значимым, именно с него начался стремительный рост компании.

Нефтеперекачивающая станция №15

Нефтеперекачивающая станция №15 – самая северная в проекте расширения ВСТО. Она находится в зоне вечномерзлых грунтов, поэтому применялись специальные строительные технологии. Резервуары ставили на сваи с термостабилизаторами грунта, а здание магистральной насосной было сооружено с проветриваемым техподпольем, позволяющим сохранять стабильным состояние вечномерзлого основания как в процессе строительства, так и во время эксплуатации.

Нефтеперекачивающая станция №17

ВЕЛЕССТРОЙ выступил в качестве генерального подрядчика при строительстве нефтеперекачивающей станции № 17, расположенной недалеко от города Алдан и принадлежащей инфраструктуре нефтепровода "ВСТО". Впервые специалисты компании столкнулись со столь суровыми климатическими условиями. Работы осложнялись экстремально низкими температурами – до -45С, но в отличие от Олёкминска, в этом случае недалеко от строительной площадки проходили и автомобильная, и железная дороги, что сильно облегчало снабжение. Специалисты ВЕЛЕССТРОЙ провели комплекс строительно-монтажных работ: возвели здание магистральной насосной и бытовой корпус, котельную, емкость сбора утечек нефти, операторную, резервуар объемом 5 тыс.куб.м, а также ввели в эксплуатацию узлы автоматики, систему пожаротушения и сеть коммуникаций и технологических трубопроводов.

Нефтеперекачивающая станция №18

По заказу ООО «ЦУП ВСТО» в 2010-2012гг. ВЕЛЕССТРОЙ выполнял работы по строительству нефтеперекачивающей станции №18. Она расположена близь города Алдан, республики Саха (Якутия). Компанией был выполнен комплекс работ по строительству зданий и сооружений, в т.ч. здание магистральной насосной, склады, инженерные сети, сети электроснабжения, технологические трубопроводы, топливораздаточный пункт, резервуары для хранения топлива, сети связи, сигнализации, автоматизации, пять прожекторных мачт, здание операторной автозаправочной станции с технологическими трубопроводами.

Нефтеперекачивающая станция №19

Строительная площадка НПС №19 находится всего в 15 км от железнодорожной станции, поэтому у ВЕЛЕССТРОЙ не возникало проблем с логистикой – все материалы для строительства доставлялись равномерно, по мере необходимости. Кроме обычного набора зданий и сооружений, которые построил ВЕЛЕССТРОЙ на данном объекте, особой гордостью является возведений подстанций, мощностью двести двадцать киловатт. Кстати, сотни километров линий внешнего электроснабжения, к которым подключены эти подстанции, построил тоже ВЕЛЕССТРОЙ.

Центральная ремонтная станция "Нерюнгри"

Нефтепровод "Восточная Сибирь - Тихий Океан" (ВСТО) включает в себя не только линейную часть, но и сопутствующую инфраструктуру, в том числе 4 центральных ремонтных станции. В строительстве одной из них, в Нерюнгри, ВЕЛЕССТРОЙ принимал активное участие. Сотрудники компании возвели строительно-бытовой комплекс со столовой, узлом связи и контрольно-пропускным пунктом, склад, гараж, закрытую стоянку техники, а также проложили линии электроснабжения на 6кВ, оборудовали внутриплощадочные сети и молниеотводы, подключили дизельную электростанцию.

Центральная ремонтная станция "Олекминск"

При строительстве центральной ремонтной станции "Олёкминск" специалисты ВЕЛЕССТРОЙ столкнулись со сложными грунтами и сложнейшей транспортной схемой. Им пришлось использовать технологию горизонтальной термостабилизации грунтов и провести серьезные монтажные работы, чтобы обеспечить надежность и неизменное качество результата. Технологически, горизонтальная термостабилизация отличается от вертикальной тем, что состоит из конденсаторных блоков, которые зимой собирают холод и распространяют его по горизонтальным трубам, расположенным между сваями по всей площади здания. Сами трубы, длина которых достигает 5 метров, расположены спирально на отметке -1,5 м.

Компанией была возведены различные объекты технологического и бытового назначения: вахтовый жилой корпус, насосная станция хозяйственно–питьевого водоснабжения, стоянка для техники и площадки складирования, топливозаправочный пункт, резервуары для хранения топлива и воды. Были смонтированы сети и коммуникации, подключены узлы автоматики и дизельная электростанция, проведены электромонтажные работы.

НПС №2, НПС №5, НПС №7

В конце 2017 года ВЕЛЕССТРОЙ заключил контракт с ООО «ЦУП ВСТО» на строительство трех нефтеперекачивающих станций в Иркутской области. НПС №2, НПС №5, НПС№7 возводятся в рамках второго, завершающего этапа в проекте «Расширение трубопроводной системы Восточная Сибирь – Тихий океан (ТС ВСТО) до 80 млн тонн нефти в год». Территориально площадки станций расположены в удаленности от населенных пунктов, в Чунском, Нижнеилимском и Усть-Кутском районах Приангарья. Наиболее труднодоступная - НПС №7, ее удаленность от развитой дорожной инфраструктуры превышает 180 км. Две другие станции находятся на расстоянии 20 км от крупных железнодорожных узлов и проходящих мимо федеральных автодорог.

Нефтеперекачивающая станция №9

НПС №9 считается непростым с точки зрения географического расположения объектом: она строится в Киренском районе Иркутской области, в 33 километрах от села Коршуново. Ключевой особенностью станции является сложная логистика: грузы на НПС доставляют по вдольтрассовому проезду ТС «ВСТО», в 400 км от ближайшей ж/д станции в городе Усть-Куте. Этот участок дороги имеет множество крутых подъемов и спусков, он невероятно сложен для прохождения большегрузной техники. Во время весенней и осенней распутицы движение по вдольтрассовому проезду запрещено. С этой трудностью специалисты ВЕЛЕССТРОЙ справились, станция находится в завершающей стадии работ. В 2015-2017 году ВЕЛЕССТРОЙ осуществлял строительно-монтажные работы на проектах НПС № 3, НПС № 6 и НПС № 9 в рамках расширения трубопроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий океан».

Завершен очередной этап расширения трубопроводной системы ВСТО: запущены три нефтеперекачивающие станции (НПС) в Иркутской области, и еще одна - в Амурской. Новые мощности позволяют поднять производительность нефтепровода на участке Тайшет - Сковородино до 70 миллионов тонн в год, а на участке Сковородино - Козьмино до 44 миллионов тонн. Впереди финальная стадия расширения, в ходе которой на участке от Тайшета до Козьмино появится еще шесть новых нефтеперекачивающих станций.

Оправданные ожидания

Сейчас мало кто помнит ту критику, которая обрушилась на проект "Восточная Сибирь - Тихий океан" в начале его реализации: о том, что проект преждевременный, и на него не хватит нефти; о том, что он несет угрозу экологической безопасности и бесполезен для регионов… Но нефтепровод построили, и объективная реальность быстро заставила критиков замолчать.

Сегодня Восточносибирский проект "Транснефти" - одно из самых востребованных у российских нефтяников направлений транспортировки нефти. Трубопроводная система ВСТО оборудована самыми передовыми средствами защиты, которые минимизируют экологические риски. Что касается нехватки нефти, то ученые все уверенней говорят об огромном потенциале Восточной Сибири, а нефтяные компании не устают это доказывать, год за годом увеличивая объемы добычи углеводородов. При этом они не только осваивают "советское" наследие, но и ведут разведку новых месторождений и нефтяных пластов.

Стоит напомнить, что изначально увеличить производительность нефтепровода до 80 миллионов тонн компания планировала не ранее 2030 года. Но заинтересованность стран Азиатско-Тихоокеанского региона в российской нефти и активное развитие Восточной Сибири двигает реализацию проекта на более ранние сроки. Принята и успешно реализуется новая концепция развития. Сегодня расширение ТС ВСТО выходит на финальную стадию.

Опять тройка

В 2015 году после сдачи трех НПС на территории Республики Саха (Якутия) производительность трубопроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан" достигла 58 миллионов тонн в год. На следующем этапе расширения ТС ВСТО-1 предполагалось построить еще три НПС, но уже в Иркутской области. Одновременно со строительством компания взялась за реконструкцию систем электроснабжения и модернизацию оборудования действующих станций. Исполнители остались те же - инвестором выступала компания "Транснефть - Восток", а техническая реализация проекта была возложена на ЦУП ВСТО.

4740 километров - протяженность нефтепровода ВСТО (Тайшет - Сковородино - Козьмино)

Чтобы построить станции, потребовалось два года. Различия в сложности строительства определялись дальностью размещения - чем дальше на Восток, тем сложнее. Сегодняшние стройки ни в какое сравнение не идут с первыми этапами реализации ТС ВСТО: вдоль нефтепровода теперь проложены электросети, есть связь, и вдольтрассовый проезд с обустроенными переправами через реки - конечно, не асфальтированный хайвей, но добротная дорога, приспособленная для круглогодичного использования. Да и опыт строительства в экстремальных условиях, приобретенный компанией за это время, огромен. При этом различия объектов по сложности реализации остаются весьма существенными, и связаны в первую очередь с транспортной доступностью.

Наиболее удобная в плане логистики - НПС № 3, расположенная в районе поселка Вихоревка. Близость к железнодорожным путям и небольшое транспортное плечо до стройплощадки позволяло вести работы на станции практически с колес, и подвозить материалы по мере надобности в любое время года. Вторая площадка НПС № 6 расположилась в 100 километрах от Усть-Кута - материалы доставлялись по железной дороге на станцию Лена, и дальше по вдольтрассовому проезду к месту стройки.

27 нефтеперекачивающих станций участвуют в перекачке нефти на участке Тайшет - Сковородино - Козьмино

Сложнее всего было при строительстве НПС № 9. Площадка расположена в Киренском районе Иркутской области среди тайги. Вся транспортная инфраструктура - вдольтрассовый проезд. До Киренска - ближайшего крупного населенного пункта, более 200 километров. Поэтому основной объем грузов был доставлен в период навигации по Лене, а также по зимникам. На НПС № 9 строителям пришлось связывать инфраструктуру станции с уже существующей площадкой линейной эксплуатационной службы.

Реконструкция и модернизация

Если на предыдущих этапах расширения строительство станций было главной и, по сути, единственной задачей, то в программе 2015-2017 годов прибавился большой объем работы на уже существующих объектах по реконструкции систем электроснабжения и модернизации оборудования. Параллельно строительным работам на площадках станций предприятие ЦУП ВСТО реконструировало системы электроснабжения на НПС № 8 и НПС № 10. Там поставили более мощные трансформаторы, а подстанцию на НПС № 8 перевели на более высокий класс напряжения 220 кВ. Кроме того, от подстанции "Пеледуй" построили две одноцепные линии 220 кВ протяженностью 114 километров каждая. 
На головной НПС № 1 в Тайшете к энергетической инфраструктуре прибавилась 16-километровая воздушная линия напряжением 35 кВ.

Большой объем работы по строительству и реконструкции электросетевых объектов выполнен "Транснефтью" в сотрудничестве с сетевыми компаниями. "ФСК ЕЭС" построена и введена подстанция 500 кВ "Усть-Кут" для электроснабжения объектов НПС № 6. Завершается реконструкция подстанций при НПС № 15 и НПС № 16. Компания "ИЭСК" выполнила расширение Братского переключательного пункта для электроснабжения объектов НПС № 3, и реконструировала подстанцию 500 кВ "Озерная" для увеличения надежности электроснабжения ГНПС "Тайшет".

Также реконструирована система защиты нефтепровода от превышения давления. Эти работы начались весной 2016 года. На семи действующих перекачивающих станциях установили автоматизированные программно-технические комплексы контроля и управления насосными агрегатами и запорными устройствами нефтепровода, возвели резервуары аварийного сброса нефти, узлы предохранительных устройств и пр.

5 нефтеперекачивающих станций ТС ВСТО имеют резервуарные парки

Вместе с ЦУП ВСТО в модернизации оборудования участвовали производственные подразделения "Транснефть - Восток". Более чем на 50 насосных агрегатах, задействованных в перекачке нефти, для повышения их производительности провели замену роторов на новые с увеличенным диаметром рабочих колес. Кстати, по словам специалистов предприятия, такая замена не только позволила увеличить мощность станций, но и поднять их КПД, что в свою очередь позволило оптимизировать расходы на транспортировку и снизить затраты на электроэнергию.

В сторону Поднебесной

Поставлена точка и в расширении российской части нефтепровода Сковородино - Мохэ, неотъемлемой части ТС ВСТО-1. Напомним, что увеличение производительности нефтепровода ведется в рамках межправительственного соглашения между Россией и КНР. Работы здесь начались в 2014 году и были разделены на четыре этапа. В ходе первого - на НПС № 21 в Сковородино установили дополнительный магистральный насосный агрегат. На втором этапе реконструировали приемо-сдаточный пункт "Джалинда" на берегу Амура: установили дополнительную линию системы измерений количества и качества нефти, доработали системы автоматики и управления. В прошлом году завершено расширение резервуарного парка на НПС № 21, построен резервуар объемом в 50 тысяч кубометров, в этом году закончено строительство двух резервуаров таким же объемом на ГНПС № 1 в Тайшете. В итоге объемы резервуарных парков на станциях увеличились до 500 и 400 тысяч кубов соответственно.

Осенью пришла хорошая новость - китайские партнеры завершили работы на своей территории, построив вторую ветку нефтепровода Мохэ-Дацин. С 2018 года производительность нефтепровода составит 30 миллионов тонн в год, и поставки в КНР по трубопроводу Сковородино - Мохэ будут увеличены.

К Тихому океану

В 2014 году активизировались работы по расширению на втором участке ТС ВСТО: Сковородино - Козьмино. Все началось с модернизации станций. Первый этап включал техническое перевооружение НПС № 24, 27, 30, который "Транснефть - Дальний Восток" завершило к концу 2015 года. Одновременно такие же работы предприятие "Транснефть - Восток" провело на НПС № 21. Модернизация магистральных насосных агрегатов позволила поднять общую производительность нефтепровода до 35 миллионов тонн, обеспечив тем самым в 2015 году поставки нефти не только в порт Козьмино, но и на подключенный к трубопроводной системе Хабаровский НПЗ.

В том же году в районе поселка Архара началось строительство первой нефтеперекачивающей станции расширения ТС ВСТО-2. Сейчас НПС № 29 полностью готова к вводу, ее запуск увеличивает пропускную способность трубопроводной системы ВСТО на участке Сковородино - Козьмино до 36,7 миллиона тонн нефти в год.

Не обошла реконструкция и конечную точку нефтепровода. В районе Находки на территории нефтяного морского терминала "Транснефть - Порт Козьмино" вело свои работы. В 2015 году произвели дноуглубление второго причала и реконструкцию подходной дамбы, в конце 2016-го причал стал принимать суда дедвейтом до 150 тысяч тонн. В октябре этого года нефтепорт закончил строительство двух дополнительных резервуаров объемом 50 тысяч кубов каждый, и объем нефтебазы вырос до 600 тысяч кубометров.

600 тысяч кубометров - объем нефтебазы "Транснефть - Порт Козьмино"

И снова в бой

Теперь "Транснефть" приступает к следующему этапу расширения. Чтобы довести мощность трубопроводной системы ВСТО на участке Тайшет - Сковородино до проектной, предстоит построить еще три перекачивающие станции в Иркутской области. Подготовка к строительным работам началась, на площадке НПС № 7 уже идет строительство энергообъектов. Еще две станции будут строиться с нуля. Что касается НПС № 7, то на месте строительства уже разместилась линейная эксплуатационная служба. Там же находится пункт приема и сдачи нефти Иркутской нефтяной компании, поставляющей нефть с Ярактинского месторождения. В ноябре на головной станции ТС ВСТО в Тайшете предприятие начало строительство резервуара объемом 50 тысяч кубов.

1,4 миллиона кубометров - общий объем резервуарного парка для хранения товарной нефти

В активную фазу вступает расширение ТС ВСТО-2. В декабре 2017 года начинается строительство НПС № 23, 26 и 32, а также реконструкция действующей НПС № 27. На ней возведут два резервуара по 50 тысяч кубометров и сопутствующие объекты - два РВС-5000 для аварийного сброса нефти и подпорную насосную на четыре агрегата.

В 2018 году "Транснефть - Дальний Восток" продолжит работы на действующих объектах. Начнется реконструкция НПС № 34 и 41, на них построят дополнительные резервуары противопожарного запаса воды. На НПС № 34 также будет проведено расширение пропускной способности узлов предохранительных клапанов. Параллельно предприятие продолжит модернизацию существующих объектов. На девяти нефтеперекачивающих станциях заменят роторы магистральных насосов. Больший диаметр колес позволит повысить производительность агрегатов. Увеличить мощности восточного нефтепровода намерены не только за счет технологии, но и вводом противотурбулентных присадок. Первая установка появилась в 2016 году на НПС № 27, до 2020 года оборудование установят еще на нескольких станциях.

К 2020 году все основные работы по расширению ТС ВСТО на всем протяжении нефтепровода планируется завершить, после чего производительность ВСТО-1 возрастет до 80 миллионов тонн в год, ВСТО-2 - до 50 миллионов тонн.

ТС ВСТО: хроника расширения

ВСТО-1

2010-2012 гг. (Республика Саха (Якутия), Амурская область) - строительство и ввод в эксплуатацию НПС № 12, 13, 16, 18, 20;

2012-2014 гг. (Республика Саха (Якутия) - строительство и ввод в эксплуатацию НПС № 11, 15, 19;

2015-2017 гг. (Иркутская область) - строительство и ввод в эксплуатацию НПС № 3, 6, 9;

2017 г. (Иркутская область) - начало строительства НПС №2, 5, 7. Планируемый срок завершения конец 2019 г.

ВСТО-2

2015-2017 гг. (Амурская область) - строительство и ввод в эксплуатацию НПС № 29;

2017 г. (Амурская область, Хабаровский край) - строительство НПС № 23, 26, 32. Планируемый срок завершения - конец 2019 г.

"Транснефть - Порт Козьмино"

2010 г. - расширение резервуарного парка до 500 тысяч кубометров, строительство двух резервуаров № 9, 10 по 50 тысяч кубометров;

2011-2012 гг. - строительство площадки приема нефти по нефтепроводу ВСТО-2; 2012 г. - ввод в эксплуатацию причала № 2;

2015-2016 гг. - дноуглубление причала № 2;

2016-2017 гг. - расширение резервуарного парка до 600 тысяч кубометров. Строительство резервуаров № 11, 12 по 50 тысяч кубометров.

Участок Сковородино - Мохэ

2011-2012 гг. - модернизация НПС № 21;

2012-2013 гг. - модернизация ПСП "Джалинда";

2014-2016 гг. - расширение резервуарного парка НПС № 21 до 500 тысяч кубометров, строительство резервуара объемом 50 тысяч кубометров;

2016-2017гг. - расширение резервуарного парка ГНПС № 1 до 400 тысяч кубометров, строительство двух резервуаров объемом по 50 тысяч кубометров.

Благодаря запуску и развитию трубопроводной системы Восточная Сибирь - Тихий океан началось активное освоение новых нефтяных месторождений в Иркутской области и Республике Саха (Якутия). Это Талаканское, Верхнечонское, Даниловское, Марковское, Терско-Камовское, Дулисьминское, Ярактинское, Западно-Аянское, Среднеботуобинское, Таас-Юряхское месторождения. В 2016 году по ТС ВСТО-1 было транспортировано 58 миллионов тонн нефти, около половины этого объема - нефть, поставляемая в систему с месторождений Восточной Сибири. Прием нефти в систему ведется с 2008 года. Первыми поставщиками углеводородов стали нефтяные компании "Сургутнефтегаз" и "Верхнечонскнефтегаз". Сегодня нефть в ТС ВСТО сдают пять добывающих компаний. В 2011 году присоединились Иркутская нефтяная компания в районе НПС № 7 и нефтяная компания "Дулисьма" на НПС № 8. В 2013 году в районе НПС № 12 к нефтепроводу подключилась компания "Таас-Юрях Нефтегазодобыча". В ближайшие годы планируется подключение еще четырех нефтяных компаний, которые разрабатывают новые месторождения Восточной Сибири. Сейчас идет строительство двух приемо-сдаточных пунктов.

Более 250 миллионов тонн нефти транспортировано по ТС ВСТО (Тайшет - Сковородино - Козьмино) с 2009 года. Из них более 100 миллионов тонн по нефтепроводу Сковородино - Мохэ и свыше 150 миллионов тонн по нефтепроводу ВСТО-2 (Сковородино - Козьмино).

За время строительства и расширения ТС ВСТО на участке Тайшет - Сковородино построен 21 жилой дом и сданы 576 квартир для сотрудников компании "Транснефть - Восток".

Жилье построено в Республике Саха (Якутия) - в Олекминске, Витиме, Алдане, в Иркутской области - в Братске, Вихоревке, Тайшете, Янтале и Речушке и Амурской области - в Сковородино и Джалинде.

За время строительства и расширения ТС ВСТО на участке Сковородино - Козьмино построено 32 многоквартирных дома и сдано 408 квартир для сотрудников компании "Транснефть - Дальний Восток". Жилье построено в Амурской области (Сковородино, Шимановск, Екатеринославка, Белогорск, Архара), Еврейской автономной области (Облучье), Хабаровском крае (Вяземский), Приморском крае (Дальнереченск, Черниговка, Анучино).

ООО «Транснефть-Восток» полностью завершило работы по замене импортных трансформаторов на отечественные аналоги на нефтеперекачивающих станциях первой очереди магистрального нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО-I).

Данные трансформаторы входят в комплекс оборудования частотно-регулируемого привода, обеспечивающего управление частотой вращения магистрального агрегата (насоса) для перекачки нефти.

Современное оборудование разработано российскими конструкторами. Работы проводились по программе импортозамещения ПАО «Транснефть» в рамках НИОКР.

  • static.biznes-gazeta.ru
  • 17 апреля 2018 года, NEDRADV. Компания ПАО «Транснефть» завершила строительство и провела тестирование нефтепровода-отвода от трубопроводной системы ВСТО до Комсомольского НПЗ.

    Протяженность трубопровода составила 293 км. Ежегодно по отводу от ВСТО до нефтеперерабатывающего завода будет транспортироваться до 8 млн тонн нефти. Также «Транснефть» обеспечила строительство 62 км линий внешнего электроснабжения.


  • www.fsk-ees.ru
  • ФСК ЕЭС увеличила трансформаторную мощность подстанций 220 кВ при двух нефтеперекачивающих станциях системы «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО) в Республике Саха (Якутия). Созданы условия для увеличения объемов перекачки нефти на участке трубопровода ВСТО по территории Якутии и Амурской области.

    На действующих подстанциях 220 кВ при НПС-15 и НПС-16 введены в работу новые автотрансформаторы, что позволило в три раза увеличить выдачу мощности для нефтеперекачивающих станций — в объеме до 31,5 МВт и 30,3 МВт соответственно.

    ФСК ЕЭС поэтапно строит инфраструктуру для внешнего электроснабжения объектов ВСТО на территории Дальнего Востока. В 2012 году компания создала условия для перекачки по ВСТО от г. Сковородино в Амурской области до порта Козьмино в Приморье 30 млн т нефти, в 2014 году — 50 млн т.

    В настоящее время ФСК ведет работы по подключению строящихся НПС-23 и НПС-26 в Амурской области, а также НПС-32 в Еврейской автономной области. Завершить работы по внешнему электроснабжению данных НПС планируется в течение 2019 года. Это позволит увеличить объемы перекачки нефти по трубопроводной системе ВСТО до порта Козьмино в Приморском крае в объеме до 80 млн т. В 2017 году в Амурской области была подключена и обеспечена внешним электроснабжения НПС-29.


  • www.fsk-ees.ru
  • ФСК ЕЭС подала напряжение на энергопринимающие устройства трех нефтеперекачивающих станций трубопроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО) в Хабаровском крае. Тем самым созданы условия для электроснабжения новой ветки нефтепровода протяженностью 293 км, которая свяжет ВСТО и Комсомольский НПЗ.

    Для подключения энергообъектов потребителя к объединенной энергосистеме Востока и выдачи мощности свыше 12,9 МВт проведена модернизация системы связи и релейной защиты трех действующих подстанций компании — 500 кВ «Хабаровская» и 220 кВ «Литовко», «Старт».

    Комсомольский НПЗ (входит в состав НК «Роснефть») является ведущим предприятием нефтепереработки на Дальнем Востоке. Мощности НПЗ составляют 8 млн т нефти в год, глубина переработки — около 90%.


  • fareast.transneft.ru
  • На Дальнем Востоке началось строительство трех новых нефтеперекачивающих станций (НПС) второй очереди магистрального трубопровода Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО-2, участок от НПС № 21 «Сковородино» в Амурской области до порта Козьмино в Приморском крае), которое эксплуатирует ООО «Транснефть — Дальний Восток».


  • tass.ru
  • ООО «Транснефть — Дальний Восток» запустило в эксплуатацию нефтеперекачивающую станцию (НПС) — 29 в п. Архара Амурской области.

    НПС-29 — первая станция, построенная в рамках расширения второй очереди трубопроводной системы восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО-2). Запуск НПС-29 в работу, а также установка на НПС-24 и НПС-30 противотурбулентных присадок, позволит увеличить пропускную способность нефтепровода в 2018 году с 36 млн тонн до 38 млн тонн в год.

    К 2020 году пропускная способность ВСТО-2 увеличится до максимального (проектного) значения — 50 млн тонн в год. К этому моменту будут возведены еще три новые станции: НПС — 32 в Смидовичском районе Еврейской автономной области, НПС — 26 и НПС — 23 в Амурской области.

    НПС-29 — промежуточная станция, обеспечивает внутри нефтепровода давление, необходимое для перекачки нефтяного потока от НПС-27 (Екатеринославка, Амурская область) до НПС-30 (Облучье, ЕАО).

    На НПС-29 создано 101 рабочее место. При этом среди сотрудников нового объекта 78% местных жителей.


  • cdnimg.rg.ru
  • Завершен очередной этап расширения трубопроводной системы ВСТО: запущены три нефтеперекачивающие станции (НПС) в Иркутской области, и еще одна — в Амурской. Новые мощности позволяют поднять производительность нефтепровода на участке Тайшет — Сковородино до 70 миллионов тонн в год, а на участке Сковородино — Козьмино до 44 миллионов тонн. Впереди финальная стадия расширения, в ходе которой на участке от Тайшета до Козьмино появится еще шесть новых нефтеперекачивающих станций.

    Оправданные ожидания

    Сейчас мало кто помнит ту критику, которая обрушилась на проект «Восточная Сибирь — Тихий океан» в начале его реализации: о том, что проект преждевременный, и на него не хватит нефти; о том, что он несет угрозу экологической безопасности и бесполезен для регионов… Но нефтепровод построили, и объективная реальность быстро заставила критиков замолчать.

    Сегодня Восточносибирский проект «Транснефти» — одно из самых востребованных у российских нефтяников направлений транспортировки нефти. Трубопроводная система ВСТО оборудована самыми передовыми средствами защиты, которые минимизируют экологические риски. Что касается нехватки нефти, то ученые все уверенней говорят об огромном потенциале Восточной Сибири, а нефтяные компании не устают это доказывать, год за годом увеличивая объемы добычи углеводородов. При этом они не только осваивают «советское» наследие, но и ведут разведку новых месторождений и нефтяных пластов.

    Стоит напомнить, что изначально увеличить производительность нефтепровода до 80 миллионов тонн компания планировала не ранее 2030 года. Но заинтересованность стран Азиатско-Тихоокеанского региона в российской нефти и активное развитие Восточной Сибири двигает реализацию проекта на более ранние сроки. Принята и успешно реализуется новая концепция развития. Сегодня расширение ТС ВСТО выходит на финальную стадию.


  • АО «ДВЭУК» в полном объеме обеспечило покрытие перспективных нагрузок трубопроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО) в Якутии и Иркутской области. В результате работ по технологическому присоединению объектов нефтепровода мощность крупнейшей ЛЭП на Дальнем Востоке увеличена на 30%.

    Полная стоимость проекта по реконструкции и расширению собственных электросетевых объектов превышает 700 млн рублей.

    Как сообщил первый заместитель генерального директора — главный инженер АО «ДВЭУК» Анатолий Максимов, в 2017 году проведены работы по реконструкции и расширению трех подстанций, которые входят в состав воздушной линии 220 кВ «Чернышевский — Мирный — Ленск — Пеледуй» с отпайкой до НПС-14.

    «Для удовлетворения растущих объемов энергопотребления объектов нефтепровода, а это дополнительные 97 мегаватт электрической нагрузки, мы увеличили общую трансформаторную мощность ЛЭП на 30% до 458 мегавольт-ампер, а также подключили в режиме пусконаладочных работ две цепи новой воздушной линии, — комментирует Анатолий Максимов. — Согласно заявкам оператора ВСТО на техприсоединение, сегодня в полном объеме обеспечивается энергопотребление семи нефтеперекачивающих станций на территории Якутии и Иркутской области.»


  • Россия поставила в Китай 100 миллионов тонн нефти по открытому в 2011 году нефтепроводу, соединяющему Амурскую область и китайскую провинцию Хэйлунцзян, сообщает в субботу агентство Синьхуа .

    Длина нефтепровода — 1 тысяча километров, он начинается в городе Сковородино Амурской области и заканчивается в Дацине в провинции Хэйлунцзян на северо-востоке Китая. Нефтепровод был запущен 1 января 2011 года и существенно сократил расходы на поставку, которая ранее осуществлялась по железной дороге, отмечает агентство.

    Поставки российской нефти в Китай по отводу от трубопровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО) «Сковородино — Мохэ» начались в 2011 году. Соответствующие контракты в 2009 году подписывались «Роснефтью», «Транснефтью» и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (CNPC).

    В 2013 году стороны договорились нарастить поставки нефти по этому отводу от ВСТО еще на 15 миллионов тонн в год и довести их на пике до 30 миллионов тонн.

    Ранее агентство Синьхуа со ссылкой на инспекцию по ввозу-вывозу и карантину провинции Хэйлунцзян сообщало, что на начало 2017 года по этому маршруту было транспортировано почти 95 миллионов тонн нефти, в том числе в 2016 году — 16,5 миллиона.

    По данным CNPC, в прошлом году расход нефти в Китае составил около 560 миллионов тонн, при этом на долю импортной нефти приходится 65% потребления.


  • На приемосдаточном пункте нефти (ПСП) «Марковское» Иркутской нефтяной компании завершено строительство трех резервуаров объемом 20 тыс кубометров каждый.

    Таким образом, резервуарный парк пункта, на котором осуществляется перекачка нефти, добытой компанией, в магистральный нефтепровод «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО), увеличен почти в три раза -до 95 тыс. куб. м.

  • «Транснефть » начала строительство отвода от трубопроводной системы Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО) на Комсомольский НПЗ «Роснефти ». Реализация проекта позволит обеспечить поставку нефти на НПЗ в объеме до 8 млн тонн в год, говорится в сообщении компании.


    Сварочно-монтажные работы на линейной части нефтепровода-отвода от ВСТО до Комсомольского НПЗ осуществляет Центр управления проектом ВСТО (дочернее общество «Транснефти»). Запланировано строительство 293 км линейной части, головной НПС с резервуарным парком объемом 80 тыс. кубометров, двух промежуточных НПС и объектов внешнего электроснабжения.

    Нефтепровод-отвод пройдет по территориям Амурского, Комсомольского и Солнечного районов Хабаровского края. Трасса характеризуется большим количеством заболоченных и обводненных участков, в общей сложности будут преодолены 139 водных преграды, в том числе четыре крупные — через реки Сельгон, Харпи, Алькан, Хевчен. Строительно-монтажные работы на заболоченных и обводненных участках планируется проводить преимущественно в зимний период.

    Федеральная сетевая компания подключила напрямую к магистральным сетям морской нефтеналивной порт «Козьмино», являющийся конечной точкой нефтепроводный системы ВСТО. Объем мощности, выдаваемый потребителю, составляет 28,6 МВт.

    Электроснабжение порта ранее было связано с транзитом электроэнергии в южные районы Приморья. В рамках модернизации энергосистемы специалисты ФСК ЕЭС построили две линии электропередачи 220 кВ, которые по постоянной схеме соединили подстанцию нефтеналивного порта с действующей подстанцией ФСК 500 кВ «Лозовая». Это существенно повысило надежность электроснабжения объекта ВСТО.

    Специализированный морской нефтеналивной порт в бухте Козьмино включает в себя комплекс сливных эстакад, нефтебазу с резервуарным парком, береговые и морские сооружения.

    ООО «Центр управления проектом «Восточная Сибирь — Тихий Океан» приступило к монтажу резервуара для хранения нефти объемом 50 тыс. куб. м на НПС «Сковородино» в рамках инвестиционного проекта по расширению пропускной способности нефтепровода Сковородино — Мохэ до 30 млн тонн нефти в год.


  • Устройство состоит из регулятора давления, сильфона и запорной арматуры. Основной задачей устройства является обеспечение безопасного давления в рабочем интервале при откачке нефти из МНП в ходе проведения ремонтных работ, при котором уровень давления в трубе может достигать отметки выше 3 МПа при максимуме 2 МПа.

    Узел редуцирования должен поддерживать давление на входе в насос в рабочем интервале 0,7-1,8 МПа, что позволит обеспечить контроль за техпроцессом.

    1й площадкой для опытной эксплуатации стали участки МНП ВСТО в районе подводных переходов через р Ангара и Усть-Илимское водохранилище. Именно в этом месте МНП имеет большой перепад высот и статическое давление более 4 МПа.

    Проект для реализации был взят из базы конструкторских разработок Научно — исследовательского института транспорта нефти и нефтепродуктов (НИИ Транснефть).


    Нефтепровод-отвод длиной в 28 километров от ВСТО-2 до Хабаровского нефтеперерабатывающего завода (принадлежит ЗАО «Независимая нефтегазовая компания» (ННК) 28 августа введен в эксплуатацию в Хабаровске .

    Ранее сырье поступало на НПЗ в цистернах по железной дороге.

    «Хабаровский НПЗ — это первый завод, подключенный к ВСТО. Строительство отвода — это реализация цели ВСТО не только экспортировать нефть в АТР, но и подключение к нефтяной артерии НПЗ на Дальнем Востоке. На очереди Комсомольский НПЗ и ВНХК (Восточная нефтехимическая компания) в Находке », — сказал на церемонии открытия генеральный директор ООО «Транснефть Дальний Восток» Роберт Галиев.

    По его словам, Комсомольский НПЗ планируется подключить к трубе в конце 2017 года, а ВНХК — в 2020 году . Подключение заводов позволит нарастить их мощности и снизить затраты на поставку нефти. Как сообщил Галиев, объем коммерческих поставок на Хабаровский НПЗ в 2015 году составит около 1,6 миллиона тонн. Планируется, что ежегодно на ХНПЗ будет поступать 5 млн тонн нефти, а с 2019 — до 6 млн тонн в год.

    ОАО «АК «Транснефть» и ОАО «НК «Роснефть» 17 декабря 2014 года подписали Соглашение об установлении долгосрочного тарифа в рамках совместной реализации проекта строительства нефтепровода — отвода от магистрального нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО) до Комсомольского нефтеперерабатывающего завода.


  • Сегодня запущены в эксплуатацию новые объекты трубопроводной системы ВСТО-1 — три нефтеперекачивающие станции (НПС) в Иркутской области. Ввод в эксплуатацию станций «Тайшет», «Речушка», «Киренская» позволит обеспечить увеличение объёмов экспорта российской нефти, в том числе выполнить российско-китайское межправительственное соглашение об увеличении с 1 января 2015 года объёма поставок нефти в Китай до 20 млн. тонн нефти в год. После открытия новых объектов, мощность ВСТО-1 увеличится до 58 млн. тонн в год. В течение пяти лет в планах ОАО «АК «Транснефть» построить еще 10 НПС, шесть из них — в Иркутской области. В результате объём налоговой отдачи в бюджет региона увеличится с 4,5 млрд рублей до 11 млрд рублей.


  • Российская государственная компания «Роснефть» получила 20 млрд долларов предоплаты за поставки нефти от Китайской национальной корпорации CNPC.

    Напомним, 20 декабря 2013 года президент России Владимир Путин подписал закон о ратификации межправительственного соглашения о поставках нефти в Китай. По словам главы Роснефти Игоря Сечина, этот контракт является уникальным, он рассчитан до 2038 года с объемом экспорта в 31 млн тонн нефти в год.


  • В нефтепровод Восточная Сибирь - Тихий океан в районе г. Ленска начала поступать нефть от «ТААС-Юрях нефтегазодобыча». Это первая нефтегазодобывающая компания в Якутии, которая зарегистрирована, работает и добывает нефть на территории республики.

    Сегодня в число северных месторождений, поставляющих нефть в ВСТО, входят Верхнечонское и Талаканское. «Таас-Юрях» дополнит этот список Среднеботуобинским.

    В текущем месяце от ООО «ТЮНГД» через систему измерений количества и качества нефти №1555 запланирован прием 54000 тонн нефти. Доказанные запасы нефти на месторождении составляют 120 млн тонн.

  • Компания ЧЕТРА поставила 5 вездеходов ЧЕТРА ТМ-140 в базовой комплектации для ООО «Дальнефтепровод» (входит в «АК «Транснефть»).


    Техника ЧЕТРА задействована на обслуживании магистрального нефтепровода г. Сковородино - СМНП «Козьмино» – второго этапа проекта «Восточная Сибирь – Тихий Океан» (ВСТО-2).

    В рамках контракта компания "КомплектСнаб" поставит еще 6 снегоболотоходов ЧЕТРА на один из крупнейших инфраструктурных объектов Евразии.

    28 декабря в торжественной обстановке премьер-министр России Владимир Путин открыл первую очередь нефтепровода "Восточная Сибирь – Тихий океан". Это первый из трех масштабных нефтегазовых экспортных проектов, которые были задуманы во времена его президентства. Остальные два – "Северный поток" и "Южный поток" – дела ближайших нескольких лет. Но даже "первенец" вызывает вопросы: а не зря ли закопали в землю 360 миллиардов рублей?

    Строительство нефтепровода "Восточная Сибирь – Тихий океан" (ВСТО) началось в 2006 году. Он должен связать месторождения в Восточной Сибири с потребителями углеводородов в Азиатско-Тихоокеанском регионе, причем предполагается, что одним из крупнейших "клиентов" ВСТО станет Китай: для него даже придумано специальное ответвление от нефтепровода, который должен пройти до порта Козьмино в Приморском крае.

    Пока, впрочем, построена только первая часть нефтепровода – от города Тайшет в Иркутской области до Сковородино в Амурской. Из Сковородино нефть направляется в Козьмино по железной дороге.

    Поэтому говорить о том, что нефтепровод открылся сегодня, некорректно. Нефть по нему гнали уже несколько недель, а 28 декабря она прибыла в Козьмино, где Владимир Путин дал старт для отгрузки первой нефти на танкер. Покупателем углеводородов стала, как сообщалось ранее, финская компания IPP Oy, близкая к миллиардеру Геннадию Тимченко, считающемуся близким к правительственным кругам и лично к премьеру. 28 декабря выяснилось, что нефть пойдет в Гонконг – об этом сообщил президент "Транснефти" Николай Токарев.

    Что касается самого премьер-министра, то он на торжественной церемонии не скупился на патетические слова. "Для России это серьезное событие. Это стратегический проект", - цитирует премьер-министра агентство РИА Новости . "Я вас поздравляю, это отличный подарок России к Новому году", - добавил премьер.

    Именно так будет называться сорт нефти, который Россия будет поставлять на мировой рынок по ВСТО. Он должен оказаться дороже Urals, который поставляется в Европу, так как нефть будет качественнее. С помощью ввода VSTO Россия планирует дополнительно увеличить выручку от продажи нефти за рубежом.

    Действительно, важность азиатских рынков для России сложно переоценить. Ведь сейчас почти все углеводороды в стране поставляются либо на местный рынок, либо в Европу, которая, во-первых, сама стремится всячески избавиться от зависимости от России, а во-вторых, активно ищет способы снижения энергопотребления и замены нефти и газа на возобновляемые источники энергии. В таких условиях России важно иметь другой канал сбыта – стабильно развивающиеся азиатские экономики, которые еще долго будут испытывать нехватку топлива.

    Так что необходимость ВСТО в макроэкономической перспективе кажется очевидной. Далеко не очевидна, однако, стоимость проекта – ради него стране пришлось пойти на значительные жертвы. Жертвами стали, как всегда, налогоплательщики.

    Вспомни "ЮКОС"

    Идея нефтепровода, который бы связал малоосвоенные российские месторождения с потребителями в Азии, не нова. Если не брать слухи о существовании подобного проекта в советское время, то инициатива в этой области принадлежит бывшему владельцу "ЮКОСа" Михаилу Ходорковскому. Он начал договариваться с Китаем еще в 1999 году, предлагая построить экспортную трубу за 4 миллиарда долларов (около 120 миллиардов рублей по сегодняшнему курсу). Правда, тот нефтепровод был поменьше и предлагал активное использование частных инвестиций. Государство не смогло на это пойти: в итоге был выбран полностью государственный вариант "Транснефти", а Михаил Ходорковский довольно скоро оказался в Забайкалье, аккурат на границе с Китаем, но уже совсем .

    У самой "Транснефти" справиться со сметой никак не получалось. Сначала мешала инфляция и резкое повышение цен на трубы и строительно-монтажные работы. Потом – экологи и сам Владимир Путин, изменить маршрут нефтепровода ради сохранения Байкала, что сделало проект длиннее больше чем на тысячу километров. Удивительно, что нефтепровод рос в цене даже во время кризиса, когда подешевели и трубы, и стоимость монтажных работ.

    Впрочем, удивительного мало, если взглянуть на отчет Счетной палаты, проинспектировавшей строительство. Счетная палата выяснила, что многие контракты на строительство отдавались без конкурса, причем подрядчиками выступали офшорные компании. В итоге заказы выполняли дочерние организации "Транснефти", а вот деньги оседали на счетах офшоров. Самый известный скандал связан с "Краснодарстройтрансгазом" – бывшим основным подрядчиком строительства. Эта компания, во-первых, задержала работы на год, а во-вторых, на ее счета были перечислены десятки миллиардов рублей. "Ведомости" писали даже, что на рынке ходили слухи о связи между "Краснодарстройтрансгазом" и бывшим руководством "Транснефти" (до 2007 года компанию возглавлял Семен Вайншток, который ушел в "Олимпстрой", а в 2008 году неожиданно и вовсе отправился на пенсию). Подтвердить их не удалось, но осадочек, как говорится, остался.

    Естественно, что при увеличении затрат падала экономическая ценность проекта, ведь средства приходится тратить не только на собственно трубу, но и на разработку месторождений в сложных условиях. Чтобы стимулировать эту разработку, правительство отказалось от взимания экспортных пошлин с нефти, добытой в Восточной Сибири. Это означает, что федеральный бюджет от новых месторождений не получит одну из основных пошлин, которая составляет основу всего финансового планирования страны.

    При таких уступках сразу же начались разговоры о том, что экономическая составляющая в ВСТО играет не такую важную роль, как геополитическая, связанная с переориентацией России на азиатский рынок. Те же "Ведомости" обращали внимание на то, что в первое время ВСТО придется заполнять с месторождений, с которых нефть можно легко отправлять в Европу. Тем не менее, дружба с Китаем показалась властям важнее или перспективнее. Во всяком случае, в 2009 году нефтегазовые отношения России и Китая заметно улучшились: азиатская страна даже выделила "Роснефти" (основному наполнителю ВСТО) и "Транснефти" 25 миллиардов долларов кредита под обязательства поставки нефти в ближайшие даже не годы, а десятилетия.

    Есть и еще один существенный аргумент в пользу геополитической направленности проекта. В конце декабря Федеральная служба по тарифам утвердила тариф на прокачку нефти по ВСТО в 1598 рублей. При этом ранее в "Транснефти" утверждали, что только себестоимость прокачки составляет 130 долларов за тонну (почти 3900 рублей), ведь нефть надо не только запустить в нефтепровод, но потом ее слить, наполнить железнодорожные цистерны, потом опорожнить и их и, наконец, перелить нефть в танкер.

    Получается, что потратив на ВСТО огромные суммы, "Транснефть" на восточном направлении будет работать себе в убыток. Компенсировать убытки компания будет за счет других (читай европейских) направлений – больше денег "Транснефти" взять неоткуда. Китайцы, конечно, таким дотационным экспортом должны быть довольны.

    Премьер-министр РФ Владимир Путин заявил, что проблем с заполнением стратегического нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий Океан" (ВСТО) нет. "Нефтяные компании в очереди стоят для того, чтобы войти в эту систему", - сказал Путин журналистам.

    Восточный нефтепровод (трубопроводная система "Восточная Сибирь - Тихий океан", ВСТО) - строящийся нефтепровод, который должен соединить нефтяные месторождения Западной и Восточной Сибири с портами Приморского края России и обеспечить выход на рынки США и стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

    Планируемая мощность нефтепровода - 80 млн тонн нефти в год, планируемая протяженность - 4188 километров.

    Реализация проекта строительства трубопроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан" осуществляется согласно распоряжению правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года. Приказом Министерства промышленности и энергетики от 26 апреля 2005 года были определены этапы строительства Восточного нефтепровода.

    Первоначально маршрут первой очереди ВСТО выглядел так: город Тайшет (Иркутская область) - район Усть-Кута (Иркутская область) - город Казачинское (Иркутская область) - город Тында (Амурская область) - город Сковородино (Амурская область) общей мощностью 30 млн тонн нефти в год. Однако по распоряжению президента Владимира Путина с учетом минимизации всех рисков, прежде всего экологических, трасса ВСТО-1 была перенесена севернее озера Байкал.

    Сварка первых уложенных труб Восточного нефтепровода была произведена 28 апреля 2006 года в районе города Тайшет в Иркутской области. Работы велись на разных участках трассы в Иркутской и Амурской областях.

    Вместе с сооружением линейной части Восточного нефтепровода на всем протяжении трассы велись работы по созданию линий электропередач, дорог, резервуаров, нефтеперекачивающих станций, очистных сооружений, средств связи, автоматики и т.д.

    К 30 сентября 2009 года были завершены гидроиспытания линейной части ВСТО-1, и началось заполнение нефтью оставшихся участков трубопровода.

    28 декабря 2009 года председатель правительства Российской Федерации Владимир Путин осуществил торжественный пуск в эксплуатацию первой очереди нефтепроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО) и дал старт началу отгрузки первого танкера с нефтью.

    Трасса линейной части первой очереди Восточного нефтепровода проходит по маршруту Тайшет (Иркутская область) - Усть-Кут (Иркутская область) - Ленск (Якутия) - Алдан (Якутия) - Сковородино (Амурская область). Конечная точка нефтепровода - спецморнефтепорт «Козьмино» (Приморский край). Протяженность линейной части 2694 километра, мощность - 30 млн тонн нефти в год. По территории Иркутской области проходит 984 километра трассы, Якутии - 1458 километров, Амурской области - 252 километра. От Сковородино нефть железнодорожными составами весом от 4,5 до 4,8 тысяч тонн будет направляться к Тихому океану. Объемы перевалки достигнут 15 млн тонн в год. Еще 15 млн тонн будет поставляться в Китай по строящемуся ответвлению от ВСТО в районе Сковородино. В рамках ВСТО-1 построено семь нефтеперекачивающих станций (НПС).

    Стоимость первой очереди ВСТО составила 360 млрд рублей, еще 60 млрд - освоено на строительстве порта в Козьмино.

    На втором этапе проекта (его планируется начать в 2010 году) предполагается строительство участка нефтепровода Сковородино - Козьмино и увеличение мощности морского терминала.

    Завершение строительства второй очереди нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий Океан" (ВСТО) запланировано на 2014 год.

    Нефть Восточной Сибири, которую предполагается транспортировать по ВСТО на рынок АТР, качественно превосходит сорт Urals - она менее сернистая и более легкая, чем западносибирская. Исходя из этого, было принято решение выделить пятый сорт российской нефти под временным названием "ВСТО".

    Материал подготовлен на основе информации открытых источников