Легендарные корабли: линкор "Айова" (14 фото). Энергетическая установка и ходовые качества

Прошедшие через войну на Тихом океане, применявшие свой главный калибр в Корее и Вьетнаме, четыре линкора типа «Айова» дожили до 1980-х годов и приняли участие в еще одной войне, «Буре в пустыне», когда их возраст приближался к 50 годам.

Появление быстроходных немецких линкоров и сведения о японской программе модернизации линейных крейсеров типа «Конго» заставили американцев предусмотреть вариант перехвата таких кораблей.

Есть соблазн сказать, что эти линкоры вобрали в себя опыт боев первых лет Второй мировой войны, но в действительности их создавали в предвоенные годы. Последние крупные изменения в проект внесли в ноябре 1930 года.

К началу войны американцы уже построили два новых линкора типа «Норт Кэролайн», еще четыре типа «Саут Дакота» находились в процессе. «Дакоты» были прекрасными кораблями своего класса — мощное вооружение и отличная защита удачно «вписались» в очень компактный корпус, и при очень умеренной мощности механизмов они развивали вполне достойную скорость в 27 узлов. Эти линкоры были олицетворением американской концепции тяжелых артиллерийских кораблей: акцент прежде всего на защите, затем на мощном вооружении и отсутствие маниакального желания достичь минимального превосходства в скорости, не считаясь с ценой (итальянский подход). Этих приоритетов американцы придерживались на протяжении всех предыдущих 30 лет, но «Айова» стала несколько странным отходом от этих многолетних традиций.

СМЕНА ПРИОРИТЕТОВ

В качестве типовых вариантов использования таких линкоров рассматривались: нейтрализация вражеских рейдеров и прикрытие собственных быстроходных авианосцев в случае внезапного нападения. Особенно ночью, когда авианосцы становились беззащитными.

Для выполнения этих задач, как виделось тогда, требовалась скорость не менее 32 узлов, позволявшая линкорам не отставать от авианосцев либо гарантированно перехватить вражеский рейдер. На первый взгляд, по сравнению с «Дакотами» прибавка в скорости была невелика, но эти дополнительные 5 узлов обошлись — в прямом и переносном смысле — очень дорого. Поначалу проектировщики предполагали уложиться в договорные ограничения (45 тыс. т), но вскоре стало ясно, что требуемой скорости в 33 узла удастся достичь лишь при увеличении водоизмещения на 10 тыс. т. Мало того, эти 6 узлов потребуют более чем полуторакратного увеличения мощности силовой установки.

Если «Дакоты» достигали 27 узлов при 130 000 л. с, то новому линкору, по расчетам, требовалось порядка 210 000 л. с. К этому моменту выход из договора Японии и Италии развязал кораблестроителям руки и единственным ограничением осталось «панамакс» — ширина и осадка, позволявшие кораблю использовать Панамский канал.

ВООРУЖЕНИЕ

Вооружение главного калибра по сравнению с шестью предыдущими линкорами осталось неизменным (девять 406-мм орудий в трехорудийных башнях), увеличились лишь длина ствола (с 45 до 50 калибров) и, соответственно, начальная скорость снаряда. Средний калибр был представлен 20 великолепными 127-мм универсальными скорострельными орудиями, способными эффективно бороться не только с легкими кораблями, но и самолетами на больших высотах и дальностях. Размещенные в десяти двухорудийных башнях, они обеспечивали равномерный обстрел по всем секторам.

ШЕСТЬ ВМЕСТО ЧЕТЫРЕХ

Головной корабль серии, «Айову», заложили 27 июня 1940 года, через три месяца «Нью-Джерси», а в январе 1941-го — «Миссури» и «Висконсин». Первоначальные планы предполагали этим и ограничиться, но развитие ситуации в мире вынудило в 1942-м заложить еще два — «Кентукки» и «Иллинойс». В соответствии с американской системой обозначений кораблей ВМФ, эти шесть линкоров получили (в том же порядке) номера от ВВ-61 до ВВ-66. Первые два линкора вошли в строй через 2 года 8 месяцев после закладки (в феврале и мае 1943-го), а вторая пара — через 3,5 года (в 1944-м). С завершением войны «Кентукки» и «Иллинойс» решили не достраивать, но разрезали их только в 1958-м.

ПРОТИВ ЯПОНИИ

В 1943-м, когда «Айова» начала службу, линкоры уже бесповоротно перешли на вторые роли. Никаких боев тяжелых сил, подобно схваткам в водах Гуадалканала, за оставшиеся два года войны так и не произошло. Впрочем, в октябре 1944-го у американских линкоров, включая и «Айову», был шанс показать в бою свою мощь, но… тактическая ошибка адмирала Хэлси вновь развела американские и японские линкоры. За всю войну «Айовы» участвовали в бою всего пару раз, а целями были корабли не крупнее эсминца. Однако их главный калибр работал без устали — сначала обстрелы Иводзимы, затем Окинавы и, наконец, самих японских островов Хонсю и Хоккайдо. Кульминацией стало подписание капитуляции Японии на борту «Миссури», бросившего якорь в Токийском заливе.

ОТ СНАРЯДОВ К «ТОМАГАВКАМ»

За триумфом последовали пять лет спокойной службы, пока в Корее снова не потребовались их орудия — и теперь уже исключительно для огневой поддержки приморских флангов армии и обстрелов прибрежных объектов. В 1956-1958 годах все они были отправлены в резерв, откуда, как тогда казалось, спустя несколько лет неизбежно будут списаны на слом. Тем не менее в 1968-м «Нью-Джерси» снова призвали на службу — во Вьетнам, с той же задачей, что ранее. Правда, пострелять пришлось всего год, уже в начале 1969-го он присоединился к своим спящим собратьям. Второе рождение этих могучих кораблей состоялось как ответ на усилиние советского флота, и в особенности — тяжелых крейсеров типа «Киров».

На протяжении 1982-1986 годов все они были введены в строй, пройдя ремонт и получив ракетное вооружение — крылатые ракеты для ударов по наземным целям «Томагавк» и противокорабельные ракеты «Гарпун», при этом немного пострадала 127-мм артиллерия: из десяти башен оставили лишь шесть. В настоящее время все «Айовы» стали кораблями-музеями.

КОНСТРУКЦИЯ ЛИНЕЙНЫХ КОРАБЛЕЙ ТИПА «АЙОВА»

Линкоры типа «Айова» представляли собой гладкопалубные корабли со значительной седловатостью в носовой части и броневой цитаделью, защищающей со всех сторон наиболее важные механизмы, узлы и отсеки.

Практически все вооружение и большая часть оборудования были сосредоточены в центральной части, в том числе на развитой надстройке, где размещались боевая рубка, дымовые трубы, основная часть универсальной и зенитной артиллерии.

БРОНИРОВАНИЕ

Схема бронирования в основном повторяла схему, использованную на линкорах типа «Саут Дакота». Бортовая броня была внутренней (располагалась внутри корпуса) и состояла из основного пояса, защищавшего пространство между 2-й и 3-й палубами, и примыкавшего к нему нижнего пояса, простиравшегося от 3-й палубы до самого дна. Толщина основного пояса составляла 307 мм на всем протяжении от 50-го до 166-го шпангоута, при этом плиты были установлены под наклоном 19° наружу. При попадании снаряда с очень настильной (близкой к горизонтальной) траекторией — что было возможно лишь при стрельбе на малых дистанциях — эффективность брони за счет наклона возрастала на 11 %. При увеличении дистанции угол встречи снаряда с броневым поясом уменьшался, ее эффективность росла, но одновременно прогрессивно снижалась проекция пояса к траектории снаряда на плоскость, т. е. вероятность попадания в пояс заметно снижалась — снаряд либо проходил выше пояса и встречал на пути лишь палубы, уже гораздо меньшей толщины, либо пробивал наружный борт и крушил нижний броневой пояс. Нижний броневой пояс имел толщину от 307 мм в верхней части до 41 мм у дна — с его помощью предполагалось «ловить» снаряды, вошедшие в борт ниже уровня воды и, соответственно, потерявшие большую часть скорости. Заодно этот пояс играл роль противоторпедной защиты.

Траверзы, замыкавшие цитадель с носа и кормы, имели толщину 287 мм на первых двух кораблях и 368 мм на всех остальных. Горизонтальное бронирование состояло на большей части из трех разнесенных палуб: верхней (37 мм), взводившей взрыватели бомб и разрушавшей наконечники бронебойных снарядов, основной (1 52 мм) и нижней (13-25 мм) противоосколочной. Мощной броней обладали лобовые плиты башен ГК (432 мм), боевой рубки (440 мм) и барбеты башен (295-440 мм выше цитадели).

ВООРУЖЕНИЕ

Главный калибр был представлен 406-мм орудиями Mk 7 с длиной ствола 50 калибров. При использовании полного заряда в 297 кг начальная скорость 1225-килограммового бронебойного снаряда (самого тяжелого в своем классе) составляла 790 м/с. При максимальном угле возвышения 45° дальность стрельбы с максимальным зарядом достигала 38,7 км. Каждое орудие в башне имело индивидуальную вертикальную наводку и могло делать два выстрела в минуту.

Ствол без затвора весил около 108 т, а башня в сборе — более 1000 т. Обслуга одной башни вместе с подбашенными отделениями составляла почти 100 человек.

Боезапас отличался в каждой из башен, составляя от 370 до 450 снарядов — 1225-кг бронебойных и 862-кг фугасных. В 1950-е годы на вооружении линкоров появился и специально разработанный для них снаряд с ядерной БЧ W23 мощностью 15-20 кт.

Мощнейшая батарея 127-мм универсальных скорострельных орудий позволяла эффективно бороться с любыми самолетами 1940-х годов. Снаряд покидал ствол на скорости 780 м/с, давая возможность достаточно надежно сбивать воздушные цели на дальности до 4 км (максимальная дальность стрельбы была в несколько раз больше), во многом благодаря радиовзывателю. Интересно, что одну из башен по традиции обслуживали морские пехотинцы (небольшое их число входило в состав экипажа линкора).

40-мм счетверенные «Бофорсы» превосходно зарекомендовали себя во время Второй мировой войны, но со скоростными самолетами бороться уже не могли — на «Нью-Джерси» их демонтировали в 1968-м, на остальных — при модернизации в начале 1980-х. А 20-мм «Эрликоны» действовали вполне успешно вплоть до конца 1944 года, но против камикадзе заметно уступали 40-мм установкам. Авиационное вооружение первоначально состояло из трех (на практике — чаще двух) поплавковых гидросамолетов OS2U «Кингфишер». Ангара не было, и самолеты хранились на двух катапультах в кормовой части. Посадка производилась на воду, самолет подруливал к линкору и возвращался на борт краном. Основной их задачей традиционно было корректирование артогня линкора, но по мере развития радиолокации она все больше отходила на второй план. Кроме этого, самолет мог использоваться для разведки и поисково-спасательных заданий. В послевоенное время катапульты демонтировали, а на смену гидросамолетам пришли вертолеты (в разное время — H03S, UH-1, SH-2 «Си Спрайт», СН-46 «Си Найт», СН-53 «Си Стэллион», SH-60B «Си Хок»). Наконец, в 1980-е годы на вооружении снова появились самолеты — правда, теперь в виде БПЛА RQ-2 «Пайонир».

ЭКИПАЖ

Экипаж линкоров по проекту составлял около 1900 человек, но в связи с оснащением как в процессе постройки, так и в ходе службы дополнительным оборудованием и особенно многочисленными зенитными установками к концу войны на одном из кораблей это число было превзойдено в полтора раза, превысив 2900 человек. Несмотря на эти крайне стесненные условия, обитаемость на «Айовах» была выше стандартов европейских и особенно японских аналогов. В ходе модернизации начала 1980-х демонтаж всей «персоналоемкой» зенитной артиллерии малого калибра и замена оборудования позволили сократить экипаж до проектного уровня, но все равно содержание 7,5 тыс. моряков обходилось очень дорого, что в немалой степени способствовало быстрому завершению службы последних в мире линкоров («Висконсин» прослужил всего пять лет).

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИНКОРА «АЙОВА» (НА 1944 г.)

Перед вами USS Iowa – первый из самых крупных и самых мощных линейных кораблей, которые когда-либо состояли на службе в Морском Флоте Соединённых штатов. Оснащённый 406-мм орудиями, способными стрелять ядерными снарядами, этот корабль - единственный в американской истории, обладающий такой возможностью.

Давайте я вам расскажу про этот корабль подробнее …

Фото 2.

Эти девять орудий, дающих одновременный залп - ужасающее, но завораживающее зрелище. Однако следует признать, что в ситуации реального боя такой метод атаки далеко не оптимален. Ударные волны снарядов настолько сильны, что начинают влиять друг на друга, нарушая траекторию полёта. Военные решили эту проблему, стреляя из орудий в быстрой последовательности – каждое отдельное орудие способно стрелять независимо.

Фото 3.

USS Iowa использовался на Тихоокеанском театре военных действий во время Второй мировой войны, но вскоре после неё стало очевидным, что время линкоров подошло к концу. Самой мощной силой на море стали авианосцы с их бомбардировщиками и истребителями. США отменили строительство двух из шести линкоров класса Iowa ещё до конца войны. Также Штаты планировали создать новый класс линейных кораблей – 65.000-тонные корабли класса Montana с 12-ю 406-мм орудиями, но отменили их разработку в 1943 году.

Фото 4.

2 января 1944 года в качестве флагманского корабля 7-го линейного дивизиона линкор «Айова» отправился в Тихий океан, где получил боевое крещение во время операции на Маршалловых островах.

С 8 апреля по 16 октября 1952 года линкор «Айова» участвовал в Корейской войне в боевых операциях у восточного побережья страны, осуществляя поддержку наземных сил артиллерийским ударами по Сонгджину, Хунгнаму и Койо в Северной Корее.

Тем не менее, после войны четыре построенных линкора класса Iowa - USS Iowa, USS New Jersey, USS Missouri, и USS Wisconsin – были действующей частью самого мощного боевого флота, который существовал в мире на протяжении нескольких десятилетий. В 80-х годах к впечатляющему арсеналу этих линкоров были добавлены 32 ракеты Tomahawk и 16 ракет Harpoon, а также 4 системы Phalanx.

Фото 5.

Также линкоры класса Iowa были единственными кораблями Флота США, способными стрелять ядерными снарядами. Их снаряды имели маркировку W23, и «с учётом их мощности от 15 до 20 килотонн в тротиловом эквиваленте, они делали 406-мм орудия линкоров Iowa самой крупнокалиберной ядерной артиллерией в мире».

Фото 6.

24 февраля 1958 года линкор «Айова» выведен из состава ВМС США, и переведен в состав Атлантического резервного флота. Но начале 80-х годов вернулся в строй, полностью обновив зенитную артиллерию и получив новейшую электронику. Орудия главного калибра остались на месте. Вес снаряда такого орудия — одна тонна. Дальность стрельбы — 38 км. Шесть лет назад Конгресс США отклонил предложение морского министра списать «Айову», сославшись на нежелательность ослабления огневой мощи американского флота.

Окончательно списан в 1990 году и долгое время находился на стоянке резервного флота в Сэсун-Бэй (шт. Калифорния). 28 октября 2011 году был отбуксирован в порт Ричмонд, Калифорния для восстановления перед переходом на постоянное место базирования в порту Лос-Анжелеса. Там он будет использоваться в качестве музея

Фото 7.

Линкоры типа «Айова» считаются самыми совершенными в истории судостроения. Именно при их создании конструкторам и инженерам удалось достичь максимального сочетания всех основных боевых характеристик: вооружения, скорости хода и защиты. Линкоры типа «Айова» поставили точку в развитии эволюции линейных кораблей. Их можно считать идеальным проектом. Вот их названия: «Айова» (BB-61), «Нью Джерси» (BB-62), «Миссури» (BB-63) и «Висконсин» (BB-64).

Фото 8.

Информация по орудиям:

Фото 9.

Фото 10.

Фото 12.

Фото 13.

В целом, «Айова» была несомненным триумфом американского кораблестроения. На ней были исправлены большинство недостатков первых американских эскадренных броненосцев, и она обладала отличной мореходностью, высокой скоростью, прекрасной защищенностью и мощным вооружением. Хотя американские тяжелые орудия и уступали качеством современным тяжелым орудиям Старого Света, тем не менее, 35-калиберные 305-миллиметровые пушки «Айовы», стоящие в сбалансированных башнях, были значительно эффективней формально более мощных орудий «Индиан». Важным аргументом в пользу «Айовы» была также ее мощная промежуточная артиллерия и первые по-настоящему скорострельные американские орудия.

В результате, американцам удалось создать (практически без опыта) броненосец, немногим уступающий европейским современникам. Но сами американцы оказались, видимо, не в состоянии разглядеть сильные стороны проекта, так как последующие две серии броненосцев не заимствовали почти ничего от дизайна «Айовы» (что явно было не самым правильным актом).

Фото 14.

Фото 15.

Фото 16.

Фото 17.

Фото 18.

Фото 19.

Фото 20.

Фото 21.

Фото 22.

Фото 23.

Фото 24.

Фото 25.

Фото 26.

Фото 27.

Фото 28.

Фото 29.

Фото 30.

Фото 31.

Фото 32.

Фото 33.

Фото 34.

Фото 35.

Фото 36.

Фото 38.

Фото 39.

Фото 40.

Фото 41.

Фото 43.

Фото 44.


Ещё одним удалённым анклавом Лос-Анджелеса на берегу океана является Сан-Педро. В нём находится порт Лос-Анджелеса – самый-самый контейнерный порт США и всего Западного полушария. Ещё с 1919 по 1940 год Сан-Педро был домом Тихоокеанского флота США.


Доехать до Сан-Педро из центра Лос-Анджелеса можно только с пересадкой. Сначала за полчаса серебренной линией Метро, представляющей собой носящиеся по хайвеям автобусы, до Харбор Терминал, оттуда 205-м автобусом ехать почти час по многочисленным пригородам ЛА до ватерфронта Сан-Педро – паре километров обустроенной в последние годы под старину набережной.


Да, районы по пути неблагополучные, так что в автобусе привычно дежурит крепкий негр в фирменном жилете.
Ещё при поездке столкнулся с одним косяком.
На лос-анджелесской транспортной карте ТАП, как это и принято в мире, есть бонус в виде 2-часового бесплатного транзита, ну то есть когда в течение этого промежутка времени пересаживаешься с метро на автобус, то деньги с карты не списываются. Проезд и там и там стоит 1,75 долларов.


Однако проезд на автобусах серебренной линии Метро стоит 2,5 долларов. Представляется естественным заложить в карточку возможность списать при подобном бесплатном транзите 75 центов – однако при создании ТАП этого почему-то не сделали. И приходится доплачивать эти самые 75 центов при посадке – монетами без сдачи, как положено.

На набережной в паромном терминале вековой давности находиться Морской музей, напротив него – монумент морякам торгового флота США.


Ещё несколько месяцев назад вдоль набережной бегал красный исторический трамвай – последний уцелевший кусочек когда-то достигавшей протяжённости более тысячи километров "Пасифик Рэйлвей Ред Кар", трамвайной сети Большого Лос-Анджелеса и окрестностей.


В сентябре 2015-го линию закрыли в связи реконструкцией набережной и дальнейшая судьба сан-педровского трамвая остаётся под вопросом.
В самом начале набережной, прямо за круизным терминалом, и располагается единственная достопримечательность, ради которой и стоит тратить полдня на поездку в Сан-Педро – линкор "Айова", единственный музеефициированный линкор на Тихоокеанском побережье США.


57-тысячетонный стальной монстр длинной 270 метров стал головным кораблём последней в мировой истории серии линкоров. Вступил в строй в 1943 году, успел принять участие в завершающем этапе войны на Тихом океане. Участвовал в Корейской войне, затем пару десятилетий простоял на консервации, снова вступил в строй после модернизации в 80-е годы.


В 1990 году выведен в резерв, официально из списков флота исключён в 2006 году. Сначала линкор отбуксировали в Сан-Франциско, но там не нашлось денег на музей и корабль перехватил Лос-Анджелес. С лета 2012 линкор "Айова" является кораблём-музеем.

Вход находится в районе центральной надстройки, тикит-офис прямо у входа, билет стоит 18 долларов.


Над кассами висит предупреждение, что возможен вред для здоровья, так что беременным и прочим лучше не ходить. Это из-за типичного запаха боевого корабля внутри, в отличие от "Мидуэя" ещё не выветрившегося.
На борту идём по жёлтым стрелкам – это и есть единственный маршрут обхода корабля.
Сначала идём на нос, обходим вокруг первой башни с 406-мм орудиями главного калибра.


Затем заходим внутрь, спуска вниз нет.


Коридоры ведут по многочисленным помещениям.


Тут находятся каюты старших офицеров –


Офисы разных корабельных служб –


В офицерской столовой на ЖК-мониторах крутиться хроника времён службы линкора.


Ну и душевые с туалетами.


Лестница ведёт на следующий уровень.


Ко второй башне.


На ней установлена табличка с именами 47 моряков, погибших при взрыве пороха в башне в апреле 1989 года.


За второй башней заходим в президентские покои, ибо "Айова" выполняла ещё и функцию президентского флагмана Флота. "Президентс баттлшип" – постоянный слоган на борту корабля-музея.


Внутри воссоздана обстановка конца 1943 года, когда линкор доставлял президента Рузвельта на конференции в Касабланку и Тегеран.
За столом заседаний члены военного кабинета Рузвельта представлены обложками "Тайм".


В задней комнате – и президентская кровать с президентским санузлом.


Дальше по коридорам и лестницам не пройти.


По наружной лестнице поднимаемся на третий уровень.


Тут будет лёгкий флаг-мостик –


И БИЦ образца 80-х годов –


На следующем уровне расположен основной мостик –


И бронированная боевая рубка времён Второй Мировой, с узкими бойницами и перископом.

Современный флот знает немало примеров того, как корабли, возведенные десяток-другой лет назад, до сих пор остаются вполне актуальными. К таковым, например, относится и знаменитый американский линкор «Айова». Чем суда этого типа прославились? До сих пор многие историки и оружейники считают, что линкоры эти были идеальным сочетанием брони, вооружения и маневренности. Проектировщики и в самом деле сумели создать корабли, обладающие отличным запасом хода, скоростью и защищенностью.

Начало разработки

Начало работ над кораблями датируется аж 1938 годом. Перед создателями сразу поставили задачу — создать быстрый и хорошо вооруженный линкор, который бы мог следовать за авианосцами и отбивать атаки, на них направленные. Главной проблемой стало достижение скорости хода в 30 узлов. В это же время начались первые проблемы с Японией, так что нужно было поторопиться: многие понимали, что потомки самураев не преминут возможностью атаковать флот США.

Не мудрствуя лукаво, решили в качестве основы использовать корабли типа «Южная Дакота». В результате линкор «Айова» получил водоизмещение в 45 тысяч тонн, а главным артиллерийским калибром стали орудия на 406 мм. Нужно сказать, что к длине корпуса добавили почти 70 метров, но ширину корпуса пришлось оставить практически неизменной, так как диктовал свои нормативы.

«Морские дубинки»

Конструкторы также использовали оригинальное техническое решение: новое расположение силовой установки. В результате получилось сильно заузить нос, обеспечив прекрасные ходовые качества судов. Из-за этого линкор «Айова» получил прозвище «дубинка». Конечно же, из-за увеличения длины корпуса вырос вес его брони, но ее характеристики остались точно теми же, как и на кораблях «Южная Дакота». Так, основной бронепояс имел толщину все те же 310 мм.

Всего было построено четыре корабля этого класса:

    Непосредственно «Айова» - линкор был флагманом.

    «Нью-Джерси».

    «Миссури».

    «Висконсин».

Существовали также проекты кораблей «Иллинойс» и «Кентукки», но построены они так и не были. Произошло это по банальной причине — война закончилась, а тратить 100 миллионов долларов на постройку каждого корабля в свете этого события было глупо. К слову говоря, носовую часть «Иллинойса» использовали для ремонта «Висконсина».

Где можно увидеть линкор «Айова»? Модель 1:200, которую можно купить практически на любом судомодельном ресурсе, даст вам такую возможность. Кроме того, в специализированных изданиях имеется огромное количество снимков кораблей. Разумеется, их фото есть и в нашей статье.

Общие технические характеристики

Какие характеристики имел линкор «Айова»? ТТХ были следующими:

    Водоизмещение составляло 57450 тонн.

    Общая длина — 270,5 метра.

    Ширина корабля 33 метра.

    Осадка судна — 11 метров.

    В движение их приводили четыре дизельных двигателя, причем мощность каждого составляла 212000 лошадиных сил.

    Максимальная скорость — 33 узла, что примерно соответствует 61 км/ч.

    Дальность плавания — не менее 15 тысяч

Вооружение также было весьма внушительным:

    Четыре установки «Вулкан».

    Четыре противокорабельных ракетных комплекса «Гарпун» (после модернизации).

    Три артиллерийские 406-мм установки (по три ствола на каждой).

    Шесть 125-миллиметровых установок (по два ствола на каждой).

Кроме того, линкоры типа «Айова» после модернизации получили дополнительно по 32 «Томагавка», что сделало их еще более опасными соперниками.

Новые артиллерийские системы

Длину орудий оставили прежней, в 50 калибров, увеличив ствол до 406 мм. Новые пушки получили обозначение Мк-7. Они намного превосходили 45-калиберные Мк-6, которые устанавливали на суда типа «Южная Дакота». Среди прочего был снижен вес артиллерийских систем, многие технические решения прошлого века были заменены на современные. Вообще, линкор «Айова», чертежи которого также есть в статье, для своего времени был действительно передовым кораблем.

Увеличение габаритов

Вообще, у этого образчика вооружения небезынтересная история. Так, за 20 лет до этого производилось немало артиллерийских систем калибра 406 мм, но впоследствии их применение ограничили законодательно. Затем от этого ограничения отказались, что позволило решить сразу две проблемы. Во-первых, линкор «Айова» приобрел действительно достойное вооружение. Во-вторых, появилось «законное» обоснование увеличенного водоизмещения, за счет которого получилось «втиснуть» в корабль множество других технических новинок.

Впрочем, вскоре выяснилось, что потребуется увеличить водоизмещение еще на 2000 тонн, что уже никак не укладывалось в рамки технического задания. Выход нашелся быстро — орудия облегчили, использовав для производства другие сплавы и отказавшись от некоторых элементов конструкции. В тот же период американцы начали широко использовать метод хромирования ствола, причем толщина напыления составляла 0.013 мм. Срок эксплуатации пушки составлял приблизительно 300 выстрелов.

Затвор — поршневого типа, при выстреле он откидывался вниз. После произведения выстрела ствол принудительно продувался воздухом под давлением. Без затвора орудие весило 108 тонн, вместе с ним масса достигала 121 тонны.

Используемые снаряды

Для стрельбы использовались монструозные выстрелы, один только пороховой заряд которых весил без малого три центнера. Он мог запустить снаряд весом в 1225 килограммов на расстояние почти сорока километров. В ассортимент боеприпасов входили как бронебойные, так и осколочно-фугасные разновидности. Но не только эти снаряды имелись в арсенале корабля «Айова». Линкор имел на вооружении выстрелы Мк-5, вес которых составлял 1116 килограммов. Ближе к 1940 году получили также снаряд МК-8, который (как и старые разновидности) также весил 1225 килограмм.

Вообще, выстрелы такого веса и калибра стали основой огневой мощи американских кораблей, начиная с «Северной Каролины». Может показаться невероятным, но только 1.5% веса составлял непосредственно заряд взрывчатки. Впрочем, этого все равно хватало для пробития брони вражеских кораблей. Так, в событиях на Тихом океане во время войны с японцами отличилась именно «Айова». Линкор, фото которого есть в статье, неоднократно участвовал в зачистке акватории от вражеских кораблей.

Ядерная эпоха

В начале 50-х годов на вооружение поступил снаряд Мк-23, который комплектовался ядерным зарядом, мощность которого составляла 1 кт. Весил он «всего» 862 килограмма, имел длину чуть более полутора метров, а по внешнему виду был практически неотличим от Мк-13. Согласно официальной версии, специальные снаряды состояли на вооружении ВМС США с 1956 по 1961 год, но в реальности они все время хранились в береговых арсеналах.

В начале 1980-х годов оказалось, что линкоры типа «Айова» обладают довольно посредственными результатами дальности стрельбы и что эти характеристики не помешало бы серьезно улучшить. Чтобы справиться с этой задачей, американские инженеры начали разработку специального для 406-миллиметровых орудий. При весе всего 654 килограмма он должен был пролетать не менее 66 километров. Вот только эта разработка так и не вышла из стадии тестирования.

Скорострельность орудий составляла два выстрела в минуту, причем каждый ствол мог вести независимый огонь. Одна башня с 406-миллиметровыми орудиями весила приблизительно три тысячи тонн. За стрельбу отвечал расчет из 94 человек (на каждое орудие). Кстати, а сколько человек было на борту корабля «Айова»? Линкор, фото которого неоднократно встречается в статье, требовал 2800 моряков для заполнения всех вакансий.

Системы наводки, орудийные башни

По горизонтали башня могла наводиться на 300 градусов, по вертикали - от +45 и -5 градусов. Снаряды хранились в два яруса, вертикально, находясь внутри барбета орудийной установки. Между магазином и поворотным механизмом башни имелись еще две площадки, которые могли вращаться независимо от самой башни. Именно на них поступали снаряды из магазинов, после чего их доставляли к пушкам. За это отвечали сразу три подъемника, мощность каждого из которых составляла 75

Хранение боеприпасов

Боеприпасы хранились на двух ярусах в нижних отсеках. Подача к башням также выполнялась за счет электромотора, но в этом случае его мощность составляла 100 л.с. Как и в случае с «Дакотами», конструкция корабля не содержала перегрузочных отсеков, которые могли спасти экипаж при взрыве боекомплекта.

Американцы для решения этой проблемы предусмотрели достаточно сложную систему герметичных дверей. Специалисты нередко отмечают, что такое решение резко повышало риск гибели для экипажа корабля, но на практике надежность линкора была подтверждена. Какую катастрофу пережил линкор «Айова»? Взрыв. Произошло это в 1989 году. Тогда взорвалась вторая орудийная башня 406-миллиметрового орудия, причем в результате этого погибло сразу 47 человек, а установка загорелась. До сих пор причины произошедшего точно не установлены.

Причины ЧП

Предполагается, что взрыв устроил одни из матросов, но его мотивы не ясны. Другая версия заключается в том, что взорвался один из снарядов из-за какого-то производственного дефекта. Вообще, вся эта история выглядит очень плохо: буквально на следующий день башня была полностью вычищена, покрашена, а обломки скинули в море.

Как бы там ни было, герметичные двери свою функцию выполнили: корабль остался на плаву, серьезных повреждений не было. Да и то, что погибло 47 моряков при их общем количестве 2800, также говорит о надежности системы. Вторая башня после этого случая была запечатана и более не использовалась. Кроме того, из-за этого линкор класса «Айова» не смог принять участие в никарагуанских событиях.

Боевое применение

Все корабли этой серии участвовали во Второй мировой войне, причем капитуляция Японии была подписана на борту одного из них, USS «Миссури». В 1943 году сама «Айова» принимала участие в выслеживании немецкого «Тирпица», а уже в ноябре того же года на ее борту привезли в Тегеран президента Рузвельта. Но реальные столкновения с противником начались только с 1944 года, когда корабль участвовал в ликвидации японской группировки на Маршалловых островах.

Известен случай, когда линкор единолично потопил аналогичный по классу японский «Катори», а также деятельно участвовал в наступлении на Филиппинские острова. Высокие ходовые качества корабля подтвердил декабрьский шторм 1944 года, когда линкор не только с честью выдержал это испытание, но и не получил никаких сколь-нибудь серьезных повреждений. После этого линкоры типа «Айова» в 1945 году обстреливали уже японскую территорию. Вскоре после атомной бомбардировки страны «Айова» и «Миссури» принимали японскую делегацию.

Послевоенное положение дел

Несмотря на то что экипажи очень любили эти корабли за их маневренность и отличное вооружение, высокие ходовые качества и живучесть, их содержание обходилось для военного слишком дорого. А потому в том же 1945 году суда были поставлены на консервацию, так как надобность в них фактически отпала.

Но линкор «Айова», характеристики которого были весьма впечатляющими по тем временам, в резерве пробыл недолго: уже в начале Корейского инцидента их снова вывели на «передний эшелон», затем был Вьетнам. К слову говоря, вьетнамские события показали, что один такой крейсер в некоторых случаях способен заменить не менее 50 самолетов-бомбардировщиков за счет высокой плотности огня по площадям. Так как немалая часть боевых действий проходила на прибрежных плацдармах, американцы сэкономили немало самолетов.

После Вьетнама линкоры вновь поставили «в консервы», но снова отправили на передовую в 70-е годы, во время Холодной войны. Рейган хотел показать СССР, что Америка — страна сильная и могущественная, и несколько отлично вооруженных кораблей для этой цели подходили как нельзя лучше.

Но все понимали, что это просто глупо: существовавшие к тому времени береговые ракетные комплексы могли превратить любое судно в металлолом задолго до того момента, когда бы оно могло воспользоваться своим вооружением.

Модернизация кораблей

Как мы уже упоминали, к 1980 году стало очевидным обстоятельство морального и технического устаревания кораблей. Следовало что-то предпринять. Одно время в воздухе витали фантастические идеи преобразования судов... в авианосцы. Нелепость предложения подчеркивала форма кораблей, та самая «дубинка». На перестройку понадобилось бы потратить такие деньги, что введение в строй нового авианосца было бы немногим дешевле.

Как же переоборудовали линкор класса «Айова»? Модель модернизации, одобренная Сенатом, предусматривала установку ракет «Томагавк», которые резко повышали боеспособность кораблей. Кроме того, были смонтированы ракетные комплексы «Гарпун», проведен и прочего оборудования судов.

Многие эксперты называют линкоры типа «Айова» самыми совершенными кораблями, которые создавались в эпоху брони и артиллерии. Американским проектировщикам и инженерам удалось добиться гармоничного сочетания главных боевых характеристик – скорости хода, защиты и вооружения.

Проектирование этих линейных кораблей началось в 1938 году. Их основное предназначение – сопровождать быстроходные авианосные соединения и защищать их от японских линейных и тяжелых крейсеров. Поэтому основным условием был 30-узловой ход. В это время окончилось действие ограничений Лондонской морской конференции 1936 года из-за отказа Японии подписывать итоговый документ. В процессе работы стандартное водоизмещение выросло с 35 до 45 тысяч тонн, а артиллерия получила калибр 406 мм вместо 356 мм. Это дало возможность разработать корабль, защита и вооружение которого превосходило имеющиеся на уже построенных кораблях такого типа, использовав прирост водоизмещения, чтобы установить более мощные машины. В новом проект к длине корпуса добавилось почти 70 метров, ширина осталось неизменной, ее лимитировала ширина Панамского канала. Также корпус был облегчен из-за нового расположения энергетической установки, которое позволило добиться сужения кормовой и носовой части корабля. В частности, из-за этого американские линкоры приобрели характерный вид «дубинки».

Увеличенная длина корпуса сказалась на весе брони, хотя, по сути, толщина ее элементов осталась такой же, как и на кораблях типа «Южная Дакота» - основной пояс бронезащиты 310 мм.

Корабля типа «Айова» получили новые 406-мм орудия, длина ствола которых была такой же, как и на стволах 50-х калибров. Новые пушки Мк-7 превосходили по мощности своих предшественниц – 406-мм 45-калиберных Мк-6, которыми комплектовали корабли типа «Южная Дакота». А по сравнению с разработанными в 1918-году 406-мм орудиями Мк-2 и Мк-3, у новых Мк-7 значительно снизился вес, а конструкция осовременилась.

Стоит отметить, что у этой артиллерийской системы довольно интересная история. В 20-х годах производилось большое количество 406-мм/50 орудий, которыми оснащались линейные крейсера и линкоры, в последствие ставшие жертвами Вашингтонской конференции. Использование данных орудий в новом проекте существенно снижало финансовые затраты, а также оправдывало рост водоизмещения установкой нового, более мощного вооружения. Но в результате выяснилось, что понадобится увеличить водоизмещение еще как минимум на 2000 тонны. Инженеры нашли выход – изготовили заново более легкие орудия, благо задела по проектированию хватало. У орудий типа Мк-7 ствол скреплен с лейнером, который достигал диаметра 1245 мм в районе зарядной камеры, 597 мм – у дула. Число нарезов равнялось 96, они достигали глубины в 3.8 мм при крутизне нарезки в один оборот на каждые 25 калибров. Также применялось хромирование канала ствола на расстоянии в 17.526 метров от дульного среза с толщиной 0.013 мм. Живучесть ствола составляла примерно 300 выстрелов. При этом поршневой затвор у качающегося ствола откидывался вниз. Конструктивно у него было 15 ступенчатых секторов, а угол поворота достигал 24 градусов. После выстрела канал ствола продували воздухом низкого давления.

Вес орудия достигал 108 тонн без установленного затвора и 121 тонну с ним. При стрельбе использовался пороховой заряд с весом почти 300 килограммов, который мог забросить бронебойный 1225-килограммовый снаряд на 38 километров. Кроме того, пушка могла вести огонь осколочно-фугасными снарядами. В рамках проекта боезапас «Айовы» должен был включать 1016-килограммовые бронебойные снаряды Мк-5, но в середине 1939 года ВМС США получили новый снаряд МК-8, вес которого достигал 1225 килограмм. Это самый тяжелый снаряд подобного калибра, который стал основой огневой мощи всех американских линкоров, начиная с «Северной Каролины». В качестве сравнения – 406 мм снаряд, использовавшийся на английском линкоре «Нельсон» весил всего 929 кг, а 410-мм снаряд японского «Нагато» - 1020 кг. Примерно 1.5% веса снаряда Мк-8 составлял заряд взрывчатки. При ударе о броню с толщиной более 37 мм взводился донный взрыватель Мк-21, который срабатывал с замедлением в 0.033 секунды. При полном пороховом заряде обеспечилась начальная скорость в 762 м/с, при его уменьшении этот показатель снижался до 701 м/с, что обеспечивало баллистику, схожую с той, какая была у снарядов 45-калиберных пушек Мк-6.

Правда, у подобной мощности была и обратная сторона – сильный износ ствола. Поэтому, когда линкорам понадобилось обстреливать берег, был разработан более легкий снаряд. У фугасного Мк-13, принятого на вооружение в 1942 году вес достигал всего 862 килограмм. Его оснащали несколькими разными взрывателями: Мк-29 – ударный мгновенного действия, Мк-48 –ударный с замедлением в 0.15 секунды, а также дистанционная трубка Мк-62 с установкой времени до 45 секунд. 8.1% веса снаряда занимало взрывчатое вещество. Ближе к концу войны, когда основной калибр линкоров использовали только для обстрела берега, снаряды Мк-13 получили уменьшенные до 147.4 килограмм заряды, которые обеспечивали начальную скорость в 580 м/с.

В послевоенные годы боекомплект линкоров типа «Айова» пополнился несколькими новыми образцами 406-мм снарядов. В частности, на основе корпуса фугаса Мк-13 были разработаны Мк-143, 144, 145 и 145. Все они использовали электронные дистанционные трубки различных типов. Кроме того, у Мк-144 и 146 было по 400 и 666 разрывных гранат соответственно.

В начале 1950-х годов орудия Мк-7 получили снаряд Мк-23, который оснащался ядерным зарядом W-23 – 1 кт в тротиловом эквиваленте. Вес снаряда составлял 862 килограмма, длина – 1.63 метра, а внешний вид практически полностью копировал Мк-13. По официальным данным, ядерные артиллерийские снаряды стояли на вооружении линкоров «Айова» с 1956 по 1961 год, но фактически они все время хранились на берегу.

И уже в 1980-е годы американцы попытались разработать подкалиберный снаряд высокой дальности стрельбы для 406-мм орудий. Его вес должен был составить 454 килограмма, а начальная скорость – 1098 м/с при максимальной дальности полета в 64 километра. Правда, данная разработка так и не вышла из стадии экспериментального тестирования.

Скорострельность орудий составлял два выстрела в минуту, при этом обеспечивался независимый огонь каждого орудия в башне. Из современников, лишь у японских суперлинкоров «Ямато» был более тяжелый вес залпа главного калибра. Общий вес башни с тремя орудиями составлял примерно 3 тысячи тонн. Стрельбу обеспечивал расчет из 94 человек личного состава.

Башня давала возможность 300 градусной наводки по горизонтали и +45 и -5 градусов по вертикали. 406-мм снаряды хранили вертикально в неподвижном кольцевом магазине в два яруса, который находился внутри барбета башни. Между поворотной структурой башенной установки и магазином находились две кольцевых платформы, которые вращались независимо от нее. На них подавали снаряды, которые затем перемещали к подъемникам независимо от угла горизонтального наведения башни. Всего было три подъемника, центральный – вертикальная труба, а крайние – изогнутая. Работу каждого обеспечивал 75-сильный электродвигатель.

Для хранения зарядов использовались двухъярусные погреба в нижних отсеках, которые примыкали к кольцевой структуре башни. Их подавали в беседках по шесть единиц при помощи трех зарядных цепных подъемников, которые приводились в действие электромотором мощностью в 100 л.с. Как и предшественниц, конструкция башен «Айовы» не содержала перегрузочного отделения, который отсекал цепочку зарядов от погреба. Американцы надеялись на сложную систему герметичных дверей, которые не должны были дать огню пойти по подъемникам. Однако данное решение не выглядит бесспорным – американские линкоры рисковали взлететь на воздух с большей вероятностью, нежели большинство их современников.

В стандартном боезапасе 406-мм башни под номером один было 390 снарядов, башни номер два – 460, а башни номер 3 – 370. При ведении огня использовалось специальное аналоговое вычислительное устройство, которое учитывало направление движения линкора и его скорость, а также погодные условия и время полета снаряда.

Точность стрельбы существенно повысилась после внедрения радаров, что дало преимущество над японскими кораблями без радарных установок.

Как и на предшественниках, в качестве тяжелого зенитного вооружения использовались десять 127-мм спаренных универсальных установок.

Дальность по высоте при стрельбе по самолетам достигала 11 километров при заявленной скорострельности в 15 выстрелов в минуту. В составе малокалиберной артиллерии были четырехствольные 40-мм автоматы «Бофорс», а также спаренные и одноствольные 20-мм «эрликоны». Для управления огнем «бофорсов» использовались директора-колонки Мк-51. «Эрликоны» сначала наводили индивидуально, но в 1945 году были внедрены прицельные колонки Мк-14, которые автоматически выдавали данные для стрельбы.

Водоизмещение линкоров класса «Айова» составляло 57450-57600 тонн, мощность силовой установки 212000 л.с.. Запас хода – 15000 морских миль при скорости 33 узла. Экипаж кораблей данного типа составлял 2753-2978 человек.

На момент постройки корабли оснащались следующим вооружением – 9 орудий 406 мм, которые располагались в трех башнях, 20 орудий калибром 127 мм в десяти башнях, а также 40 мм и 20 мм автоматические зенитные пушки.

В июне 1938 года был утвержден проект постройки кораблей типа «Айова». Всего планировалось построить шесть кораблей. В 1939 году выдали заказа на постройку «Айовы» и «Нью-Джерси».

Отметим, что строительство линкоров велось небывалыми темпами. Использовалась электрическая сварка, что для того времени нетипично. Первая пара кораблей вступила в строй в 1943 году. Место флагмана занял линкор «Айова». Он отличался увеличенной боевой рубкой.

Вторую пару «Миссури» и «Висконсин» построили к 1944 году. Изначально, корпуса третьей пары – «Кентукки» и «Иллинойс» - закладывались как «Огайо» и «Монтана» - первый и второй линкор типа «Монтана». Но в 1940 году была принята Чрезвычайная военная судостроительная программа, поэтому их использовали для строительства линкоров «Айова». Но эти корабли ждала печальная судьба – строительство заморозили после войны, а в 1950-е годы их продали на металлом.

На боевое дежурство корабли типа «Айова» заступили 27 августа 1943 года. Их отправили в район острова Ньюфаундленд для отражения вероятного нападения со стороны немецкого линкора «Тирпиц», который, по данным разведки, находился в норвежских водах.

В конце 1943 года линкор доставил президента Франклина Рузвельта в Касабланку на Тегеранскую конференцию союзников. После конференции президента доставили в США на нем.

2 января 1944 года «Айова» посетила Тихий океан в качестве флагмана 7-го линейного дивизиона, получив боевое крещение в ходе операции на Маршалловых островах. С 29 января по 3 февраля корабль обеспечивал поддержку ударов авианосцев по атоллам Эниветок и Кваджелейн, а затем ударов по японской базе на острове Трук. До декабря 1944 году линкор активно участвовал в боевых действиях на территории Тихого океана. С его помощью было сбито три вражеских самолета.

15 января 1945 года «Айова» прибыла в порт Сан-Франциско для капитального ремонта. 19 марта 1945 года ее отправили на Окинаву, куда она прибыла 15 апреля. 24 апреля 1945 года корабль обеспечивал поддержку авианосцам, которые прикрывали высадку американских войск на Окинаву. С 25 мая по 13 июня «Айова» обстреливала южные районы острова Кюсю. 14-15 июля корабль принял участие в ударах по японской метрополии на острове Хоккайдо – Муроран. 17-18 июля в ударах по городу Хитаки на острове Хонсю. До прекращения боевых действий 15 августа 1945 года корабль поддерживал действия соединений авиации.

29 августа 1945 года «Айова» вошла на территорию Токийской бухты в составе оккупационных сил, как флагман адмирала Хэлси. А 2 сентября приняла участие в подписании капитуляции властями Японии.

Второй линейный корабль серии – «Нью-Джерси» отправился в Фунафути на острове Эллис 23 января 1944 года, чтобы усилить противовоздушную оборону кораблей Тихоокеанского флота. Уже 17 февраля линкору пришлось вступить в морской бой с эсминцами и легкими крейсерами японского флота. Также корабль принял участие в операциях у побережья островов Окинава и Гуам, и обеспечивал прикрытие при рейде к Маршалловым островам. Зенитчикам корабля удалось сбить четыре японских торпедоносца.

После подписания капитуляции Японией «Нью-Джерси» базировался на территории Токийского залива, занимая место флагмана американской эскадры до 18 января 1946 года.

Линкор «Миссури» обеспечивал поддержку американским морским пехотинцам в кровопролитных сражениях за острова Окинава и Иводзима. Там его несколько раз атаковали самолеты-камикадзе, которые не смогли причинить кораблю серьезного вреда. Правда, вмятину от одного из них можно увидеть и сейчас. Всего зенитчики линкора сбили шесть самолетов японской авиации. Также корабль принял участие в обстрелах островов Хоккайдо и Хонсю.

После завершения второй мировой войны 2 сентября 1945 года главнокомандующий сил союзников генерал Дуглас Маккарту принял безоговорочную японскую капитуляцию. Официальная церемония прошла на территории Токийского залива на борту линкора «Миссури».

Линкору «Висконсин» досталось сопровождение авианосных соединений на территории Тихого океана. За это время он сбил три вражеских самолета, поддерживал огнем высадку десантников на Окинаву. Во время завершающего этапа войны обстреливал побережье острова Хонсю.

18 декабря 1944 года линкор принимал участие в боевых действиях 3-го флота на территории Филиппинского моря примерно в 480 километрах от острова Лусон, где попал в центр мощнейшего тайфуна. Перед началом ненастной погоды проводилась бункеровка кораблей в море. Сильнейший шторм утопил три американских эсминца. Погибло 790 моряков, еще 80 получили ранения. На трех авианосцах было полностью или частично уничтожено 146 самолетов. Причем командир линкора доложил лишь о двух моряках, получивших легкие ранения.

Стоит отметить, что во время второй мировой войны линкоры по большей части не смогли оправдать надежд, которые на них возлагались. Не произошло ни одного генерального сражения за господство на море между линейными кораблями, да и артиллерийские дуэли были очень редки. Кроме того оказалось, что линкоры очень уязвимы для нападений подводных лодок и авиации. После завершения боевых действий все страны перестали выпускать боевые корабли этого класса, поэтому недостроенные линкоры пошли на металлом.

Многие эксперты отмечают, что сейчас началась эпоха управляемых ракет и атомных бомб, поэтому линкоры устарели, как боевые корабли. И действительно, после проведения американских испытаний на атолле Бикини и советских на Новой Земле, оказалось, что после взрыва эквивалентном 20 кт на площади радиусом 300-500 метров будут потоплены корабли всех классов.

Таким образом, сейчас появилось эффективное оружие против надводных кораблей – самолеты с ядерными зарядами, но говорить, что линкоры стали не нужны, не стоит.

У бомбы, сброшенной с высоты 9-11 километров, отклонение около 400-500 метров. Длительность ее падения с парашютом достигает трех минут. За это время корабль, идущий со скоростью 30 узлов, может пройти 2.5 километра. Линкоры обладали всеми возможностями, чтобы уклониться от бомбы. Кроме того, ПВО корабля могла сбить самолет-носитель еще на подходе.

Линкоры, которые проектировались для артиллерийских дуэлей, стали бы «крепким орешком» для противокорабельных ракет, их броня надежно защищает от нового «супервооружения», которое создавалось для уничтожения авианосцев.

Такие корабли были незаменимы для ударов по побережью и поддержке десанта. В 1949 году, уже находясь в резерве, их опять вернули в строй. В это время началась корейская война, в которой поучаствовали все четыре линкора. Причем, они не вели стрельбу по площадям, а отвечали за «точечные» удары для поддержки наземных войск. Это были очень эффективные обстрелы – взрыв одного 1225-килограммового снаряда сравним по мощности с несколькими десятками гаубичных снарядов. Правда, корейцы вели ответный огонь. 15 марта 1951 года «Висконсин» обстреляли из береговой батареи в составе 152-мм орудий рядом с городом Самджин. На уровне главной палубы, между 144 и 145 шпангоутами, образовалась пробоина с правого борта. Было ранено три матроса. 19 марта 1953 года корабль получил приказ покинуть район боевых действий.

21 марта 1953 года линкор «Нью-Джерси» попал под обстрел береговой артиллерии противника. 152-мм снаряд попал в крышу башни артиллерии главного калибра, нанеся незначительный урон. Второй снаряд попал в район кормового машинного отделения. В результате, погиб один человек. Еще трое было ранено. Корабль отправился на базу в Норфолке для проведения ремонта.

После окончания корейской войны линкоры опять перешли в резерв, правда, ненадолго. Началась вьетнамская война, поэтому корабли опять стали востребованными. В район боевых действий отправился «Нью-Джерси». В этот раз корабль вел огонь как раз по площади. По мнению некоторых военных экспертов, один корабль смог заменить примерно пятьдесят истребителей-бомбардировщиков. Только, ему не могли помешать ни зенитные батареи, ни плохая погода – поддержка обеспечивалась в любых условиях.

Во время вьетнамской войны линкоры также проявили себя с лучшей стороны. При этом шестнадцатидюймовые снаряды не ударили по карману американских налогоплательщиков, так как за время Второй мировой войны их скопилось немало.

С 1981 по 1988 года на всех четырех кораблях прошла глубокая модернизация. В частности, их оснастили восьмью пусковыми установками крылатых ракет BGM-109 Tomahawk – по четыре ракеты в каждой установке, а также четырьмя четырехракетными установками AGM-84 Harpoon, зенитно-артиллерийскими комплексами «Фаланкс», новыми системами связи и РЛС.

28 декабря 1982 года состоялась торжественная церемония по вводу в строй первого представителя ракетных линкоров –«Нью-Джерси», на которой присутствовал американский президент Рональд Рейган. После программы испытаний и учебного похода по водам Тихого океана корабль занялся своими «основными обязанностями» - давлением на недружественные США режим, демонстрируя силу в различных «горячих» точках. В июле 1983 года линкор патрулировал побережье Никарагуа, а затем отправился на Средиземное море. 14 декабря «Нью-Джерси» использовал орудия главного калибра для огня по позициям сирийских ПВО на территории южного Ливана. Всего было выпущено 11 фугасных снарядов. 8 февраля 1984 года были обстреляны сирийские позиции на территории долины Бекаа. Орудия линкора выпустили 300 снарядов. Этой акцией возмездия американские военные отомстили за сбитые французские, израильские и американские самолеты. Огонь орудий уничтожил командный пункт, в котором находилось несколько старших офицеров и генерал сирийской армии.

В феврале 1991 года линкоры типа «Айова» принимали участие в войне против Ирака. На территории Персидского залива базировались два линейных корабля – «Висконсин» и «Миссури». На первом этапе боевых действий использовалось ракетное оружие, к примеру, «Миссури» выпустил по противнику 28 крылатых ракет «Томагавк».

А в феврале к обстрелу подключились 406-мм пушки. Ирак сосредоточил большое количество боевой техники на территории побережья оккупированного Кувейта – это было заманчивая цель для тяжелых орудий линкоров. 4 февраля «Миссури» открыл огонь с боевой позиции рядом с кувейтско-саудовской границей. В течение трех дней орудия корабля произвели 1123 выстрела. Во время операции «Миссури» также помог силам коалиции расчистить Персидский залив от иракских морских мин. К этому времени война уже завершилась.

6 февраля его сменил «Висконсин», который смог подавить неприятельскую батарею артиллерии с расстояния в 19 миль. Затем были нанесены удары по оружейным складам и складам с горючим. 8 февраля была уничтожена батарее рядом с Рас-эль-Хаджи.

21 февраля оба линкора отправились на новую позицию для обстрела районов Эш-Шуайба и Эль-Кулайя, а также острова Файлака. Также корабли поддерживали наступление войск антииракской коалиции. 26 февраля производился обстрел танков и укреплений рядом с кувейтским международным аэропортом.

Стоит отметить, что линкоры вели свои артиллерийские обстрелы с дистанции в 18-23 мили, так как подходу мешали мины и мелководье. Однако этого оказалось достаточно для результативного огня. При точечной стрельбе наблюдалось примерно 28% прямых попаданий или, как минимум, цель получала серьезные повреждения. Число промахов составило примерно 30%. Для корректировки стрельбы использовались беспилотники «Пионер», которые сменили вертолеты.

Стоит упомянуть про забавный боевой эпизод, который имел место в ходе операции «Буря в пустыне». Во время подготовки к обстрелу острова Файлак линкор отравил беспилотник для корректировки огня. При этом оператор должен был вести его как можно ниже, чтобы противник понимал, что его ожидает. Заметив беспилотник, иракские солдаты подняли белые флаги, сигнализируя о том, что сдаются.

Пожалуй, это первый случай, когда личный состав сдавался в плен беспилотному аппарату.

После завершения «холодной войны» начался вывод линкоров из боевого состава. 16 апреля 1989 года прозвучал «первый звонок». В помещении центрального 16-дюймового орудия второй башни взорвался пороховой заряд. При взрыве погибло 47 человек, а само орудие получило серьезные повреждения. Башня смогла сдержать большую часть взрывной волны, поэтому экипаж в других отсеках практически не пострадал. Их спасли взрывоупорные двери, которые отделяли пороховой погреб от остальных помещений. Вторую башню закрыли и опечатали, больше она никогда не работала.

В 1990 году из состава боевого флота вывели линкор «Айова». Он перешел в состав резервного флота национальной обороны. Корабль стоял на приколе на территории военно-морского образовательного и подготовительного центра в Ньюпорте до 8 марта 2001 года. А с 21 апреля 2001 года по 28 октября 2011 года он находился на стоянке в заливе Сэсун-Бэй.

28 октября 2011 года линкор отбуксировали в порт Ричмонд на территории Калифорнии, чтобы провести ремонт перед переходом на постоянное место стоянки в порту Лос-Анджелеса. 9 июня 2012 года корабль исключили из списка плавучих средств. С 7 июля его превратили в музей.

Эксплуатация «Нью-Джерси» продлилась до 1991 года. До января 1995 года корабль находился в Бременгтоне, после чего его списали и передали властям штата Нью-Джерси. 15 октября 2001 года он превратился в музей.

«Миссури» списали в 1995 году. Сейчас он находится в Перл-Харборе, превратившись в часть мемориала в память о трагедии 1941 года.

14 октября 2009 года линкор поместили в сухой док на территории верфи Перл-Харбор для трехмесячного капитального ремонта, завершившегося в январе 2010 года. Сейчас корабль-музей находится у причальной стенки.

Карьера «Висконсина» закончилась в сентябре 1991 года. До марта 2006 года он находился в резерве. 14 декабря 2009 года американские ВМС передали корабль городу Норфолк. 28 марта 2012 года линкор включили в Национальный регистр исторических мест, после чего он утратил статус боевого корабля.