Какие работы входят содержание дорог. Виды ремонта автомобильных дорог

Ремонт и содержание автомобильных дорог - отрасль бизнеса, важность и огромное значение которой трудно переоценить. От состояния дорожных покрытий зависит многое: от безопасности людей и транспортных средств до количества и качества товаров в наших магазинах. Не зря именно по дорогам можно судить об уровне развития страны, региона, города и т.п.

Сделать наши, увы, не идеальные, дороги лучше - одна из главнейших задач, которую необходимо решить России на пути к стабильной рыночной экономике. Для этого ремонт дорог, как и их строительство необходимо осуществлять грамотно, с применением современных прогрессивных технологий, качественно и добросовестно.

На сегодняшний день человечество далеко шагнуло в деле строительства и ремонта дорог, разработав и внедрив несколько эффективных и при этом экономичных технологий. В этой статье мы остановимся на некоторых и расскажем о них поподробнее.

В зависимости от объема работ, существуют следующие виды ремонта автомобильных дорог:

Текущий (производится периодически и заключается в устранении мелких дефектов дорожного покрытия);
- средний (производится один раз в несколько лет и нацелен на восстановление и улучшение эксплуатационных качеств дороги);
- капитальный (имеет целью полную замену изношенного покрытия и сопутствующих сооружений, а также включает в себя обустройство прилегающих территорий).

Текущий ремонт состоит из нескольких этапов. Первый и самый распространенный из них - ямочный ремонт дорог. Ввиду того, что чаще всего дороги в нашей стране покрываются асфальтобетоном, то и заделка ям, сколов и трещин производится горячей асфальтобетонной смесью. Этот способ оказывается наиболее экономически оправданным и доступным. Для него всегда в наличии имеются расходные материалы и необходимая техника.

Для того чтобы автомобильных дорог принес ожидаемые результаты и продлил жизнь дорожного покрытия, необходимо четкое соблюдение технологии и, прежде всего, климатических требований. Предпочтительна устойчиво теплая погода (не ниже +5 С). Также необходимо правильно определить границы ямочного ремонта - «заплата» на разрушенной зоне должна быть на 20-30 см. больше во все стороны, чем собственно площадь разрушения.

Работы по снятию старого покрытия и уплотнению вновь нанесенной асфальто-бетонной смеси выполняются при помощи фрезерных машин, компрессоров и отбойных молотков, нарезчиков швов, рециклеров асфальтобетона, виброуплотнителей или катков малого класса. Асфальто-бетонную смесь производят на месте путем смешивания компонентов и рециклирования или подвозят с ближайшего АБЗ (асфальто-бетонного завода). Таким способом сегодня производится ремонт городских, внутриквартальных, дворовых дорог в большинстве случаев.

Кроме этого текущий ремонт дорог в городе может производиться и альтернативными материалами, например смесями на основе битумных эмульсий, холодными битумсодержащими смесями, жидкими или разжиженными эмульсиями, а также литым асфальтом. Со временем они должны заменить традиционный способ, так как намного менее требовательны к погодным условиям, имеют более долгий срок службы и просты в применении.

Средний ремонт дорог предусматривает возмещение износа и поддержание ровности дорожного покрытия на отдельных участках дороги. Также затрагиваются области, прилегающие к дороге - обочины, откосы, трубы и дренажи у мостов и т.п. Кроме этого средний ремонт автомобильных дорог имеет целью благоустройство: установка ограждений, обустройство тротуаров, возведение новых дорожных знаков.

Капитальный ремонт автомобильных дорог - подразумевает под собой полную замену дорожного покрытия на новое. Такой ремонт требуется, когда налицо становится сильный износ и появление множественных дефектов, таких как множественные ямы и трещины, провалы, высокая степень истертости покрытия. При этом разрушенные и изношенные конструкции и элементы заменяются на более современные и высокотехнологичные.

Важность ремонта и поддержания автодорог в рабочем состоянии сегодня трудно переоценить. От состояния дорожного покрытия зависит безопасность водителей, пешеходов, а также целостность товаров, доставляемых в наши магазины. Недаром именно качество дорог – это один из самых наглядных показателей уровня развития страны или отдельного ее региона.

Поэтому сегодня ремонт дорог – это одна из основных задач, стоящих перед российским правительством на пути к стабильной экономике. Но дорожное строительство требует исключительно грамотного подхода с применением инновационных технологий и участием профессиональных и добросовестных рабочих.

Сегодня прогресс шагнул далеко вперед и в технологию дорожного строительства внедрили несколько эффективных и в то же время экономичных технологий. И в этой небольшой статье мы с вами остановимся на самых интересных и расскажем о них более подробно.

Виды ремонта автодорог

По объему работ ремонт дорог делится на:

  • текущий (заключается в периодическом устранении небольших дефектов в дородном покрытии);
  • средний (нацелен на улучшение эксплуатационных качеств дорожного покрытия и производится с периодичностью раз в 2-3 года);
  • капитальный (производится с целью полной замены изношенного асфальтного покрытия, а также придорожных сооружений и включает в себя реконструкцию придорожных территорий).

Ямочный ремонт дорог

Итак, текущий ремонт состоит из нескольких этапов. Первый – ямочный ремонт. Поскольку большинство российских дорог покрыты асфальтобетоном, то заделка трещин, сколов и ям осуществляется расплавленной асфальтобетонной смесью. Данный способ оказывается наиболее экономичным и не требует наличия каких-либо труднодоступных расходных материалов и необходимой техники.

Чтобы ямочный ремонт принес ожидаемый результат, необходимо четко соблюдать технологию ремонта и учитывать климатические требования (ремонтные работы лучше проводить при устойчиво теплой погоде).
В работе по снятию старого покрытия и уплотнения нового используется целый арсенал строительной техники: фрезерные машины, компрессора, отбойные молотки, нарезчики швов, виброуплотнители, рециклеры асфальтобетона и катки.

Асфальтобетон или готовят на месте, смешивая компоненты и рециклируя, или производят на ближайшем заводе и уже потом подвозят на место строительства. К такому способу сегодня прибегают при ремонте городских, дворовых и внутриквартальных дорог.

Кроме того, при текущем ремонте городских дорог иногда прибегают и к таким альтернативным методам, как смеси с литым асфальтом, а также битумными, разжиженными или жидкими эмульсиями. Такой подход приобретает все большую популярность, поскольку не привередлив к погодным условиям, прост в применении и дороги уложенные таким образом имеют больший срок эксплуатации.

Средний дорожный ремонт включает в себя возмещение износа дорожного покрытия и поддержание ровности на отдельных его участках. Также затрагиваются придорожные участки – обочины, дренажи у мостов, трубы, откосы и т.п. Вместе с тем средний ремонт автодорог проводится и с целью благоустройства, то есть установки ограждений, обустройства тротуаров и установки дорожных знаков.

Под капитальным ремонтом дорог подразумевается полная замена дорожного покрытия. К данному виду ремонта прибегают в том случае, если износ покрытия становится явным: заметны множественные ямы, провалы и трещины. При этом изношенные и разрушенные элементы и конструкции заменяются на более высокотехнологичные.

По смыслу статьи 52 Градостроительного кодекса РФ, допуски СРО необходимы на виды работ, внесенные в Перечень, утв. Приказом Минрегиона № 624 в том случае, если речь идет о работах в процессе строительства , реконструкции или капитальном ремонте ОКС (объекта капитального строительства). Осуществление текущего ремонта , содержания ОКС не требуют специальных разрешений (допусков СРО), на что обращалось внимание в разъяснениях Минрегиона РФ.

В Письме Минрегиона РФ от 31.08.2010 N 31330-ИП/08 указывалось, что при проведении работ по осуществлению текущего ремонта автомобильных дорог, получать свидетельство о допуске от СРО не требуется, а Свидетельство о допуске от Ассоциации как раз подтверждает такое право на виды работ не вошедшие в приказ № 624.

В Письме Минрегиона России от 29.07.2011 N 20456-ИП/08 также указывалось, что действие приказа Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. N 624 распространяется на виды работ, которые выполняются исключительно при строительстве, капитальном ремонте, реконструкции объектов капитального строительства, и не касается деятельности по эксплуатации и осуществлению текущего ремонта зданий и сооружений.

Какие работы относятся к капитальному ремонту дорог, какие к содержанию и ремонту?

Приказом Минтранса России от 16.11.2012 N 402 (ред. от 09.08.2013) «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» предусмотрена следующая классификация работ:

  1. раздел II. Классификация работ по капитальному ремонту автомобильных дорог;
  2. раздел III. Классификация работ по ремонту автомобильных дорог;
  3. раздел IV. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог.

Каждый раздел содержит перечень работ, относящихся, соответственно, к капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Напомним, что ранее (до вступления в силу Приказа Минтранса № 402) действовал Приказ Минтранса РФ от 12.11.2007 N 160 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них»

По нашему мнению, допуск СРО на виды работ, предусмотренные п. 25.4. Перечня (устройства покрытий автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами), п. 25.6. Перечня (устройство дренажных, водосборных, водопропускных, водосбросных устройств), п. 25.7. Перечня (устройство защитных ограждений и элементов обустройства автомобильных дорог), п. 25.8. Перечня (устройство разметки проезжей части автомобильных дорог), а также п. 33.2.1. Перечня (работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта объекта — автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта) требуется только в случае, когда данные работы выполняются в рамках строительства дороги или ее капитального ремонта .

Какие виды работ относятся к капитальному ремонту указано в классификации работ по капитальному ремонту автомобильных дорог в соответствии с Приказом Минтранса № 402.

Межу тем, судебная практика свидетельствует о том, что суды не всегда принимают во внимание и не дают оценку тому обстоятельству, что определенные виды работ, несмотря на включение их в Перечень Минрегиона № 624, выполняются не в рамках капитального ремонта дороги, а в процессе ее содержания, текущего ремонта. Например, устройство покрытия дороги – вид работ, предусмотренных п. 25.4. Перечня, однако, в «классификации работ по содержанию дорог» Минтранса, предусмотрены виды работ: «устранение деформаций и повреждений (заделка выбоин, просадок, шелушения, выкрашивания и других дефектов) покрытий; восстановление изношенных верхних слоев асфальтобетонных покрытий на отдельных участках длиной до 100 м». Указанные работы не имеют отношения к капитальному ремонту дороги, поскольку капитальный ремонт предполагает комплекс работ по замене и восстановлению элементов дороги, затрагивает конструктивные характеристики надежности, тогда как ремонт дороги «текущий» призван восстановить характеристики дороги без затрагивая конструктивных характеристик, а содержание дороги вообще направлено на поддержание надлежащего технического состояния.

Так, например, Учреждение просило суд признать незаконными решение и предписание УФАС РФ, которым признана необходимость наличия у участника размещения заказа свидетельства СРО о допуске к работам по организации строительства. Предметом торгов являлось право на заключения государственного контракта на оказание услуг по содержанию автомобильной дороги общего пользования федерального значения.

В удовлетворении требований суд отказал, указав следующее. Состав услуг по содержанию автомобильной дороги, предусмотрен в приложении № 3 к проекту государственного контракта, являющегося частью документации об аукционе. В перечне предусмотрено выполнение работ:

  1. планировка откосов насыпей и выемок, исправление повреждений с добавлением грунта и укрепление засевом трав;
  2. устройство дренажных прорезей;
  3. срезка, подсыпка, планировка и уплотнение неукрепленных обочин дренирующим грунтом толщиной до 10 см; подсыпка, планировка и уплотнение щебеночных и гравийных обочин; устранение деформаций и повреждений на укрепленных обочинах;
  4. восстановление земляного полотна на участках с пучинистыми и слабыми грунтами на площади до 100 м 2;
  5. устранение деформаций и повреждений (заделка выбоин, просадок, шелушения, выкрашивания и других дефектов) покрытий, исправление кромок покрытий, устранение повреждений бордюров, заливка трещин на асфальтобетонных и цементобетонных покрытиях, восстановление и заполнение деформационных швов;
  6. ремонт сколов и обломов плит цементобетонных покрытий, замена, подъемка и выравнивание отдельных плит, защита цементобетонных покрытий от поверхностных разрушений;
  7. восстановление изношенных верхних слоев асфальтобетонных покрытий на отдельных участках длиной до 100 м;
  8. и прочие.. (прим.: все перечисленные виды работ отнесены Приказом Минтранса России от 16.11.2012 N 402 к работам по содержанию автомобильных дорог).

Суд пришел к следующим выводам.

Обязанность исполнителя выполнить все работы по контракту лично проектом контракта не предусмотрена. Проектом контракта установлено, что исполнитель может привлечь третьих лиц (субисполнителей), в том числе, обладающих свидетельством СРО о допуске на выполняемые работы.

В силу пунктов 25.4, 25.6 — 25.8 раздела III Перечня работ, утв. Приказом Минрегиона № 624 к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов кап. строительства отнесены устройство покрытий автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами; устройство дренажных, водосборных, водопропускных, водосбросных устройств; устройство защитных ограждений и элементов обустройства автомобильных дорог; устройство разметки проезжей части автомобильных дорог.

В соответствии с пунктом 33.2.1 раздела III Перечня к таким же видам работ отнесены работы по организации строительства… в сфере транспортного строительства, в том числе применительно к автомобильным дорогам и объектам инфраструктуры автомобильного транспорта. (из постановления Шестого арбитражного апелляционного суда от 26 апреля 2013 г. N 06АП-1397/2013)

ФАС Дальневосточного округа в Постановлении от 31 июля 2013 г. N Ф03-3458/2013 согласился с выводами суда, указал также, что согласно статье 3 ФЗ от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» дорожная деятельность — это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (пункт 6); содержание автомобильной дороги — это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12).

Деятельность по устройству асфальтобетонных покрытий, а также устройство защитных ограждений и элементов обустройства автомобильных дорог, деятельность по устройству покрытий автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами, устройство разметки проезжей части автомобильных дорог, осуществляемая в процессе осуществления дорожной деятельности, относится к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства в силу прямого указания п. п. 25.2, 25.4, 25.7, 25.8 раздела III Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Пятый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 31.05.2012 N 05АП-3781/2012 по делу N А51-2748/2012 не определяя вид ремонта, а принимая во внимание только характер работ, пришел к выводу о том, что если условия конкурсной документации предусматривают проведение работ, которые содержатся в Перечне видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, то участник аукциона должен предоставить свидетельство о допуске к названным работам.

Следовательно, для проведения работ по ремонту покрытия внутриквартальных проездов и заездов к жилым домам требуется выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к таким работам.

По другому делу, суд все же дал оценку видам работ на предмет отнесения их к виду ремонта и пришел к выводу, что в соответствии с Приказом Минтранса РФ, работы относятся именно к капитальному ремонту дороги.

В частности, суд пришел к выводу о том, что «указанные в локальной смете конкурсной документации виды работ — срезка поверхностного слоя асфальтобетонных дорожных покрытий методом холодного фрезерования при ширине барабана фрезы 2000 мм, толщиной слоя 50 мм; установка дорожных знаков, в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 части 9, подпунктом «б» пункта 4 части 9 раздела II Приказа Министерства транспорта Российской Федерации «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них» от 12.11.2007 N 160 относятся к видам работ по капитальному ремонту автомобильных дорог.

То обстоятельство, что в сметах и техническом задании аукционной документации помимо видов работ по капитальному ремонту дороги содержатся, в том числе, виды работ по ремонту дороги, не противоречит действующему законодательству и не изменяют общего характера работ». (из Постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2011 по делу N А56-48320/2010)

По следующему делу, суд фактически не дал надлежащей оценки доводам УФАС РФ о том, что для работ по ремонту дороги («не капитальному») по смыслу ст. 52 ГрК РФ не требуется допуск СРО. В судебном акте не указано какие из работ, включенные в предмет заказа, относятся к капитальному ремонту дороги, а какие к ремонту дорожного покрытия. Суд ограничился указанием на то, что «перечисленные виды работ связаны с ремонтом автомобильной дороги…», а «само по себе отсутствие в наименовании аукциона слова «капитальный» не изменяет характер спорных работ», на выполнение которых требуется допуск СРО.

«… Антимонопольный орган полагал, что работы по ремонту дорожного покрытия, являющиеся предметом размещения заказа, не поименованы в части второй статьи 52 ГрК РФ.

Суд указал, что пунктом 25 раздела III Перечня видов работ, утв. Приказом Минрегионразвития РФ от 30.12.2009 N 624, работы по устройству автомобильных дорог отнесены к числу работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, оказывающих влияние на безопасность ОКС, и требующих наличия выданных СРО свидетельств о допуске к таким видам работ.

В части 3 аукционной документации «Техническое задание на выполнение работ по ремонту дорожного покрытия…» содержится перечень работ по предмету аукциона, а именно: разборка и установка бортовых камней, фрезерование старого а/б покрытия, отрывка траншеи и устройство песчаной подушки по а/ц трубы, укладка труб, устройство щебеночного основания под проезжей частью и тротуарами, розлив вяжущих материалов, устройство покрытия из горячих асфальтобетонных смесей и другие.

Таким образом, как отметил суд второй инстанции, верным представляется вывод суда о том, что перечисленные виды работ связаны с ремонтом автомобильной дороги, ввиду чего заказчик обоснованно включил в документацию об аукционе условие о наличие у претендентов действующего свидетельства, выданного СРО, о допуске к видам работ, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Само по себе отсутствие в наименовании аукциона слова «капитальный», на что ссылается податель жалобы, не изменяет характер спорных работ, допуск на выполнение которых осуществляется исключительно при наличии у лица специального разрешительного документа. (из Постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2013 по делу N А56-63035/2012).

Ввиду таких спорных судебных решений в Свидетельство о допуске от Ассоциации виды работ по строительству, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог не включены, но включены работы по мощению и укладке дорожек на участках частного домостроения.