Повернул воробышек ко мне головку словно. Георгий скребицкий - рассказы охотника

Улыбается.

Михалыч наскоро пообедал и опять побежал в больницу. Нас с мамой с собой не взял. «Нельзя, - говорит, - к нему, лишнее беспокойство повредить может».

В БОЛЬНИЧНОМ САДУ

Алеша быстро поправлялся. Вскоре он уже начал понемножку вставать с постели, бродить по комнате, а потом и выходить в больничный сад. До чего же он радовался всему, что увидит: и тому, что солнце так хорошо пригревает, и что на яблонях яблоки уже зарумянились, и что воробьи в саду так звонко чирикают…

Он стал совсем как маленький, будто недавно родился и все кругом видит в первый раз. В эти дни Алешиного выздоровления мы с ним особенно подружились.

Ты погляди, Юрка, какое облако над деревом! - радостно говорил он. - Будто верблюд с горбом. Нет, не верблюд, теперь на жирафа похоже. Ишь как шею вытянул!

А по-моему, страус. Вот и перья, и хвост, - возражал я.

Мы могли часами сидеть с Алешей в саду, то рассматривая облака, то наблюдая за разными птицами, которые охотно посещали заросший, похожий на лес больничный сад или, вернее, парк.

Вон мухоловка-пеструшка перелетает с сучка на сучок.

А вот на соседнюю лавочку садится рыжегрудая птичка горихвостка. Она вздергивает своим ярко-рыжим хвостиком, и кажется, что это огонек вспыхивает на фоне темной листвы.

Иной раз в больничный сад деловито заглянет лесной гость - пестрый дятел.

Мы с Алешей радуемся каждому крылатому гостю. Нам и воробьи милы - ишь как весело, беззаботно чирикают в густых кустах акации!

С воробьями мы скоро завязали настоящую дружбу. Как приходим в сад, обязательно принесем им немного пшена, хлебных крошек, принесем и рассыплем наше угощение на дорожке, неподалеку от той лавочки, где сами сидим.

Вначале воробьи нас побаивались, никак не хотели в нашем присутствии пшено и крошки клевать. Но день ото дня попривыкли и наконец до того осмелели, что только мы в саду покажемся - они уже тут как тут. Так и летят следом за нами, того гляди, на плечо или на голову усядутся. Перелетают с куста на куст, а сами чирикают, будто спрашивают: «Что принесли, что принесли, что принесли?»

Все то же, пшена да хлебца, - смеясь, отвечал им Алеша.

Мы разбрасывали свое угощение по дорожке и садились на лавочку наблюдать, как воробьи будут завтракать.

Веселой гурьбой они слетали с кустов на землю и принимались за еду.

Вскоре среди воробьиной компании появился новичок совершенно особого вида. Он был не пестренький, как другие, а весь белый. Алеша, прозвал его «князьком».

Почему «князек»? - спросил я.

Как - почему? Разве не видишь, какой он нарядный? Известно, княжеское отродье. Весь в белом так и щеголяет, не то что наш брат замухрышка.

Действительно, «князек» сразу выделялся из всей воробьиной компании. Его издали уже было видно.

Наверное, другие воробьи ему завидуют, что он такой нарядный, - сказал я как-то раз.

Да уж известно, завидуют, - согласился Алеша.

Однако завидовать воробью-«князьку» совсем не следовало. Однажды утром, как обычно, пришли мы с Алешей в сад и рассыпали на дорожке воробьиное угощение. Птички тут же слетелись закусывать. Прилетел и «князек».

Но едва белым пушистым комочком он появился из-за кустов, как с соседнего дерева метнулось что-то серое, стрелой ударило в «князька». И в ту же секунду он забился в когтях ястреба-перепелятника.

Мы с Алешей растерянно глядели, как крылатый хищник тяжело полетел над садом, держа в когтях пойманную добычу. Видно, белый нарядный костюмчик и погубил его тем, что привлек внимание пернатого хищника.

Вот уже перепелятник перелетел лужайку, наверное, сядет на сук старой липы и там расправится со своей жертвой.

И вдруг с вершины липы прямо на перепелятника кинулся новый крылатый противник - ворона. «Урррра, урррра!» - завопила она, вихрем налетая на врага. Увернуться от вороны ловкому ястребку ничего не стоит, но, когда в когтях несет добычу, тут дело совсем другое. Отведав удар мощного вороньего клюва, ястребок смекнул, что с таким противником шутки плохи. Он тут же выпустил из когтей «князька» и ловко нырнул в гущу веток.

А помятый, пораненный когтями хищника «князек» беспомощно ткнулся на ветку соседнего дерева да так и замер на ней.

Мы с Алешей осторожно подошли поближе, чтобы рассмотреть, что делает раненая птичка, и в случае надобности прийти ей на помощь. Кто знает, куда исчез крылатый разбойник-ястребок, не затаился ли он поблизости, в гуще ветвей старой липы, и не возобновит ли свое нападение на злосчастного воробьишку?

Из-за кустов мы наблюдали за «князьком». Он сидел все так же неподвижно, не то задремал, не то был в каком-то оцепенении; казалось, вот-вот белым комочком свалится с ветки на землю.

Видать, здорово его ястреб помял, - шепнул Алеша, - пожалуй, совсем загнется.

Может, взять его, домой отнести, подержать денек-другой? - тоже шепотом предложил я.

Мы потихоньку выбрались из кустов и подошли совсем рядом к неподвижно сидевшей птичке. Теперь я видел даже, что воробышек весь распушился и прикрыл глаза. Может, он уже мертвый? Я протянул к нему руку.

Но в этот миг «князек» вдруг открыл глазки, встряхнулся, крикнул: «Жив, жив!» - и легко взлетел на верхушку деревца. Еще раз энергично встряхнулся, еще раз возвестил нам о том, что он жив, да и полетел к дальним кустам акации. Там сбились в кучку другие воробьи, его товарищи, и возбужденно чирикали, словно обсуждали недавнее происшествие.

Мы с Алешей смотрели вслед улетавшему «князьку».

Алеша, все так же улыбаясь, глядел вдаль на кусты акации, где скрылся улетевший «князек».

Выходит, нарядный костюмчик-то ему совсем ни к чему, - неожиданно решил Алеша. - Выходит, лучше б его на другую одежду сменить, поплоше, поскромнее. - Алеша лукаво усмехнулся. - Теперь небось не он один о том же подумывает. Да как смениться-то? Вот в чем загвоздка!

МАЛЕНЬКОЕ НЕДОРАЗУМЕНИЕ

Весь наш городок облетела радостная новость: из германского плена вернулся чернский старожил - парикмахер Копаев, Как ему удалось вернуться - не знаю. Кажется, посчастливилось попасть в какой-то обмен военнопленных. Он явился к себе домой целым, невредимым, даже очень малоизменившимся и сейчас же вновь открыл свою парикмахерскую.

Первые дни попасть туда было совершенно невозможно. Казалось, что за три года его отсутствия в Черни никто ни разу не стригся и не брился. В общем, весь городок ринулся к Копаеву привести себя в порядок, а главное - лично поглядеть на хозяина заведения, который явился без всяких повреждений почти с того света.

Наконец все жители Черни побрились, постриглись и послушали рассказ о том, что делал этот скромный преобразователь шевелюр бород и усов целых три года вдали от родины.

Волнение в городке, вызванное приездом Копаева, немножко приутихло; приутихла у местных жителей и неутолимая страсть к стрижке и бритью. И вот однажды в воскресный день сам Копаев явился к нам со своим чемоданчиком, чтобы подстричь и побрить Михалыча. Все мы, конечно, бросились разглядывать несчастную жертву войны».

В общем, «жертва» выглядела вовсе не несчастной. Копаев был таким же маленьким, толстеньким, кругленьким, как и раньше, только лицо его несколько изменилось: вместо довольно пышных усов и бородки клинышком он носил теперь крохотные усики, едва прикрывавшие верхнюю губу и эспаньолку. «Так большинство теперь в Германии носят, вот и я тоже», - пояснил он причину столь резкого изменения своей внешности.

1.Тема. : Пересказ или изложение по рассказу Н.Носова. «Горка»

Цель: Упражнять в составлении плана текста по сюжетным картинкам и пересказывании.
Ход:
Детям предлагаются текст рассказа и серия картин по нему.
1.- Дети читают.

Ребята построили во дворе снежную горку. Полили её водой и пошли домой. Котька не работал. Он дома сидел, в окно глядел. Когда ребята ушли, Котька нацепил коньки и пошёл на горку. Чирк коньками по снегу, а подняться не может. Что делать? Котька взял ящик с песком и посыпал горку. Прибежали ребята. Как же теперь кататься? Обиделись ребята на Котьку и заставили его песок снегом засыпать. Котька отвязал коньки и стал горку снегом засыпать, а ребята снова полили её водой. Котька ещё и ступеньки сделал.
2.- Какой тип текста? (повествование)
- Какова тема текста?
- Какова основная мысль текста?
3.- Рассмотрите картинки.

4.- Разделите по картинкам текст на части.
- Озаглавьте каждую часть.
ПЛАН
1) Ребята построили снежную горку.
2) Котька испортил горку
3) Ребята обиделись.
4) Горку поправили.

5. Вопросы по тексту:
-Что делали ребята?
- Где был в это время Котька?
- Что случилось, когда ребята ушли?
- Почему Котька не смог подняться на горку?
- Что тогда он сделал?
- Что же случилось, когда прибежали ребята?
- Как поправили горку?

6. Выпишите ключевые слова по каждой части (на доске 4 ребёнка пишут)
Построили ушли ящик с песком отвязал
Полили нацепил посыпал стал посыпать
Пошли домой чирк прибежали полили
Сидел подняться не может обиделись ступеньки
Глядел в окно заставили

7. Пересказ самостоятельный. С опорой на план и ключевые слова. (или запись в тетради изложения).

ТИП ТЕКСТА – ОПИСАНИЕ.

ТЕМА: Выборочное изложение по рассказу Г.Скребицкого «Воробьи». (устное)
ЦЕЛЬ: учить детей собирать материал для выборочного изложения-описания;
Упражнять в коллективном составлении изложения.
ХОД: 1. Чтение рассказа:
На кустах акации сидело много воробьёв. Подкрался я к ним поближе, нацелился своим аппаратом, гляжу в глазок. Вот передо мной на ветке воробышек. Да какой, оказывается, нарядный! Я раньше этого и не замечал. Верх головки серенький, будто серенькая шапочка надета. Грудка и брюшко тоже серые, а спинка и крылья потемнее: они коричневатые, пёстренькие, вверху на крыльях – белая полоска.
Повернул воробышек ко мне головку, словно и впрямь фотографироваться хочет. Гляжу – щёчки у него почти беленькие, а под шейкой большое чёрное пятно, совсем как бант или широкий галстук. Ишь, какой франт!
Рядом с ним воробьиха сидит. Она не такая нарядная, вся серенькая.

2. Вопросы:
- О ком говорится в рассказе? (об авторе, о воробьях, о воробышке и воробьихе)
-Чьё описание дано особенно подробно? (Очень подробно описан воробышек)
- Вам надо собрать из текста материал, чтобы подготовить выборочное изложение на тему «Настоящий франт». О ком же вам предстоит рассказать? Кто этот настоящий франт? (настоящий франт – это воробышек)

3. Затем вместе с логопедом дети отмечают предложения, которые потребуются им для изложения, например, 3,4,6-9, выясняют, что в одних предложениях говорится только о воробышке, в других (3,7,8) даны сведения об авторе. Далее из этих предложений дети отбирают необходимые слова. (Все пометки ученики делают карандашом)

4. -Какова основная мысль текста? («Настоящий франт»)
-Значит в изложении надо показать, что воробышек очень нарядный, настоящий франт.

5. Определяется последовательность изложения:
1) общий вид воробышка
2) оперение
3) поза
Ученики находят в собранном материале ответ на каждый пункт плана. Обращается внимание, что для описания общего вида воробышка нужно использовать предложения, находящиеся в разных частях рассказа.
- Как вы опишите общий вид воробышка? (Воробышек был очень нарядный. Настоящий франт.)
Перед тем, как продолжить составление устного изложения, предлагается подумать, как можно назвать воробышка, чтобы избежать повторения этого слова? (Воробышек, маленький франт, он, птичка, настоящий франт). Эти слова логопед рекомендует использовать для связи предложений в изложении.
Настоящий франт (примерное изложение)
Воробышек был очень нарядный. Настоящий франт.
На головке у него серенькая шапочка. Грудка и брюшко у птички тоже серенькие, а спинка и крылья коричневатые, пёстренькие. На крыльях белая полоска. Щёчки у воробышка почти беленькие, а под шейкой чёрное пятно, будто бант или галстук.
Маленький франт сидит на ветке, повернув головку, и очень хочет, чтобы его сфотографировали.

6. Анализ устного изложения. (полнота описания, доказана ли основная мысль, соблюдена ли последовательность, какие слова использовались для связи предложений, почему это выборочное изложение.)

Тема: Сжатое изложение по рассказу «Карасик»
Цель: Учит сжатому изложению.
Ход:
1. Чтение текста: КАРАСИК
Мама недавно подарила Виталику аквариум с рыбкой. Очень хорошая была рыбка, красивая. Серебристый карасик – вот как она называлась. А ещё у Виталика был котёнок Мурзик. Он был серый, пушистый, а глаза у него были большие, зелёные. Мурзик очень любил смотреть на рыбку.
Однажды к Виталику пришёл его друг Серёжа. Мальчик сменял свою рыбку на милицейский свисток.
Вечером мама спросила Виталика: «Где твоя рыбка?» Мальчик испугался и сказал, что её съел Мурзик. Мама велела сыну найти котёнка. Она хотела его наказать. Виталику стало жаль Мурзика. Он его спрятал. Но Мурзик вылез и пришёл домой. «А, разбойник! Вот я тебя проучу как следует!» - сказала мама.
- Мамочка, миленькая. Не бей Мурзика. Это не он съел карася. Это я»
- Ты съел? – удивилась мама.
- Нет, не я съел. Я на свисток милицейский его променял. Я больше не буду.
2. Вопросы:
- Почему мальчик солгал маме, когда она спросила, где рыбка?
- Почему Виталик потом сознался в обмане?
- Какая главная мысль текста?
3. Разделите текст на части.
1) Мама дарит рыбку.
2) Мальчик поменял рыбку на свисток.
3) Мальчик обманул маму.
4) Мурзик будет наказан.
5) Виталик признался в обмане.
4. Прочитать первую часть. Выделить главное. (Мама подарила мальчику аквариум с рыбкой. Рыбка была красивая Ещё у мальчика был кот.)
- Для чего автор так подробно описывает кота? (Для того, чтобы показать, как мальчик любит котёнка).
- Значит можно сказать, что кот был пушистый. Что ещё важное нужно сообщить? (Кот любил смотреть на рыбку.
1 ч. Мама подарила Виталику аквариум с красивой рыбкой. А ещё у Виталика был пушистый кот. Он любил смотреть на рыбку.
-Прочитайте вторую часть. Можно ли её сократить? (Нет, в ней всё главное)
-Прочитайте третью часть. В не 3 главные мысли:
1)мама обнаружила пропажу рыбки; 2) мальчик испугался и солгал, свалив вину на кота; 3) мама решила наказать Мурзика.
(В этой части можно опустить сообщение о том, как Виталик хотел спасти кота и прятал его под домом, а котёнок, не понимая своей вины, спокойно вылез и пришёл домой.
3ч. Вечером мама заметила, что рыбки в аквариуме нет и спросила, када же она делась. Мальчик испугался и сказал, что её съел кот. Мама решила наказать Мурзика.
Прочитайте пятую часть. –Почему нам смешно, когда мы читаем эту часть рассказа? (Виталик очень непонятно объяснил маме, почему Мурзик не виноват.) Передайте кратко беседу мамы и мальчика, сохраняя главную мысль.
«Виталику стало жаль котенка. Он сознался, что променял рыбку на свисток»
-А теперь подумайте о чём говорит последняя фраза рассказа: «Я больше не буду». (Виталик не только обещал маме не менять без спросу подарки, но и дал слово никогда не лгать маме.
5. Работа над лексико-грамматическими формами.
-Как можно заменить Слово Виталик, чтобы не было повторов? (мальчик, малыш, он)
-Как связать между собой отдельные части изложения. (1и 2 часть – словом однажды, 2 и 3 –словами а вечером, 4 и 5 – тогда Виталик.
6. Орфографическая подготовка: аквариум, серебристый, променял, удивилась, милицейский, проучить как следует.7.Запись в тетрадь. (детям с низким уровнем развития даются карточки с опорными словами.

Тема: Пересказ рассказа «Острые вещи».
Цель: Учить пересказывать текст с прямой речью с опорой на игру-драматизацию.
Ход: 1. Чтение рассказа.
Острые вещи.

Гриша, не бери нож. Обрежешься!
- Гриша, не бери вилку. Уколешься!
- Зачем ты взял стекляшку? Видишь, она острая…
Когда сели обедать, мама налила сыну супу, положила котлету.
- Я горчицы хочу,- сказал Гриша.
-Нельзя тебе горчицы, она острая, сказала мама.
Засмеялся Гриша.
-Эх ты! Разве горчица – острая? Она горькая. Я ещё вчера лизал.

2. Вопросы:
- Почему Гриша не понял маму?
- Какое многозначное слово встречается в тексте?
- Что запрещала мама Грише? Почему?
- Запишите по порядку: 1.Нож
2. Вилка.
3. Стекляшка.
4. Обед.
5. Горчица.
-Что у нас получилось? Это подробный план для пересказа.

3. Чтение по ролям.

4. Игра – драматизация по содержанию рассказа. (Пересказ по ролям)

5. – А сейчас, мы попробуем пересказать так, чтобы не было прямой речи. Для этого вам потребуются слова-связки. Какие это будут слова?
Запретила; сказала,что; затем; потребовала; попросил; не дала; не понял, почему; потому что.

6. Пересказ детьми без использования прямой речи.

ПЕРЕСКАЗ
Или изложение, свободный диктант: «Подарок»

Цель: Продолжить обучение пересказу текста.
Задачи:
- учить детей определять главную мысль текста, тему, озаглавливать.
- упражнять в делении текста на части, составлении плана;
- обогащать словарный запас,
- развивать мыслительные операции, внимание, память.
Ход:
1. Чтение текста.(на карточках)
На день рождения Петьке подарили щенка сторожевой породы. Это был самый дорогой подарок! Ведь о собаке мечтает каждый.
В школе Петька только и говорил о своём маленьком дружке. Он назвал его Торопыгой. Щенок стал сразу откликаться на это имя, подавал голос и спешил к хозяину.
Пришлось напроситься в гости! Я положил в пакет кусок колбасы и плюшевую кошку. Пусть Торопыга погоняется за ней.
2.Вопросы:
- О чём говорится в рассказе?
- Как можно озаглавить текст? (в слове «подарок» найдите приставку)
- Какова главная мысль текста?
- Сколько частей в тексте? О чём говорится в первой части? Как можно её озаглавить?
(«Дорогой подарок на день рождения») (План написан на доске, закрыт, открывается по 1 пункту) Выделите ключевые слова.(Подарили, сторожевой породы, мечтает)
- О чём говорится во второй части? Как её можно озаглавить? («Маленький дружок Торопыга») определите ключевые слова (в школе говорил, назвал, откликаться, подавал, спешил)
- О чём говорится в третьей части? Как её можно озаглавить? (В гости с подарками») Найдите ключевые слова(пришлось напроситься, положил, плюшевую, погоняется)
3. Повторное чтение по частям. В соответствие с планом (на доске)
4. Пересказ по частям и в целом.
5. Запись любой одной из частей. (или полностью, в зависимости от уровня развития детей)

Обучение пересказу «Скворец и зяблик»
Дифференциация С-З.
Цель: Обучение пересказу повествовательного текста с помощью художественного панно.
Ход:
1. Чтение текста логопедом. Дети следят по карточке или на слайде.

2. Вопросы:
- О чём говорится сначала? (вывешивается картинка или слайд)
- Как можно назвать эту картинку? (Весна. Птицы возвращаются.)
- Чем занят скворец? (следующая картинка)
- Как можно назвать эту картинку? «Скворец ремонтирует гнездо»)
- Что однажды произошло? (следующая картинка)
- Как назовём эту картинку? («Зяблик-забияка» объясняется слово забияка)
- Чем всё закончилось? (картинка)
- Назовите эту картинку. («Дети повесили скворечник»)
Что у нас получилось? Это план рассказа. Он поможет при пересказе.

3. Пересказ по частям с опорой на картинки. – Вам помогут ключевые слова и план.
Ключевые слова: 1. наступила, возвращаются
2. Нашёл, начал обновлять, носить
3.Отлетел, занял, шустрый, кричал, волновался, не улетал
4. Пришли, повесили

4. Повторное чтение текста.

5. Пересказ полного текста с опорой на 4 картинки.

6. Анализ пересказа детей логопедом

ПЕРЕСКАЗ «ОСЕНЬ»

Цель: обучение пересказу по цепочке с помощью вопросов и с использованием карточек-схем.
Ход:
1. Чтение текста логопедом.

Осенью небо пасмурное, затянуть тяжёлыми тучами. Солнце почти не выглядывает из-за туч. Дуют холодные пронизывающие ветры. Деревья и кусты стоят голые. Облетел их их зелёный наряд. Трава пожелтела и засохла. Кругом лужи и грязь.

2. Вопросы:
- Какое сейчас время года?
- Что описывается в рассказе?
- Какое осенью небо? (пасмурное)
- Чем оно затянуто? (тяжёлыми тучами)
- Что сказано про солнце?
- А ветры какие дуют? (холодные, пронизывающие)
- Как автор говорит про деревья? (голые стоят, облетел их зелёный наряд)
- Что стало осенью с травой?
- И ещё что отличает осень? (кругом лужи и грязь)

3.Повторное чтение (с попутным вывешиванием карточек-схем: небо, тучи, ветры, дерево и куст, трава, лужа)

4. Пересказ по цепочке (друг за другом с использованием карточек-схем)

6. Анализ пересказа (полнота, последовательность, красочность)

ПЕРЕСКАЗ "Ласточка"

ЦЕЛЬ: Продолжить обучение пересказу с элементами творчества.
ЗАДАЧИ:
- учить пересказывать по цепочке по опорным словам;
- развивать логическое мышление;
- развивать диалогическую речь;
- обогащать словарный запас синонимами.

ХОД: I. О/М. Загадка.
Чёрный костюм, белая рубашка
Возвратилась из-за моря
Быстрокрылая пташка. (Ласточка)
II.
1. Лексико-грамматическое упражнение «Что мы знаем о ласточке?» - подбор признаков и действий.
ЛАСТОЧКА
ПРИЗНАКИ ДЕЙСТВИЯ
Перелётная летает
Красивая клюёт
Весёлая поёт
Проворная щебечет
Маленькая ловит (мошек)
Чёрная вьёт (гнёзда)
Ловкая возвращается
2. Чтение логопедом рассказа «Смелая ласточка».

Ласточка-мама учила птенчика летать. Птенчик был совсем маленький. Он неумело и беспомощно махал слабенькими крылышками.
Не удержавшись в воздухе, птенчик упал на землю и сильно ушибся. Он лежал неподвижно и жалобно пищал.
Ласточка-мама очень встревожилась. Она кружила над птенчиком, громко кричала и не знала, как ему помочь.
Птенчика подобрала девочка и положила в деревянную коробочку. А коробочку с птенчиком поставила на дерево.
Ласточка заботилась о своём птенчике. Она ежедневно приносила ему пищу, кормила его.
Птенчик начал быстро поправляться и уже весело щебетал и бодро махал окрепшими крылышками.
Старый рыжий кот захотел съесть птенчика. Он тихонько подкрался, залез на дерево и был уже у самой коробочки.
Но в это время ласточка слетела с ветки и стала смело летать перед самым носом кота.
Кот бросился за ней, но ласточка проворно увернулась, а кот промахнулся и со всего размаха хлопнулся на землю. Вскоре птенчик совсем выздоровел и ласточка с радостным щебетанием увела его в родное гнездо под соседней крышей.

3. Беседа по содержанию рассказа.
-Какое несчастье случилось с птенчиком?
- Когда случилось несчастье?
- Почему оно случилось?
- Кто спас птенчика?
- Что задумал рыжий кот?
- Как ласточка-мама защитила своего птенчика?
- Как она заботилась о своём птенчике?

4 Лексико-грамматические упражнении.

«Что нового вы узнали о ласточке и птенчике?»
ЛАСТОЧКА
ПРИЗНАКИ ДЕЙСТВИЯ
Смелая заботилась (о птенчике)
Заботливая защищала (птенчика)
Любящая учила летать
Умная кричала
Проворная увернулась
Быстрая кружила
Кормила (птенчика)
ПТЕНЧИК
Маленький махал крылышками
Слабый не удержался (в воздухе)
Беспомощный упал
Неумелый пищал
Весёлый поправлялся

5.Игра «Скажи иначе»
Смелая ласточка – храбрая, бесстрашная, отважная, мужественная, героическая, неустрашимая;
Слабенький птенчик – беспомощный, бессильный, немощный, тщедушный;
Проворная ласточка – ловкая, шустрая, юркая, увёртливая.

7. Чтение детьми текста по цепочке по индивидуальным карточкам – самостоятельное установление детьми последовательности событий в рассказе, выстраивание логической цепочки отрывков, чтение по порядку с установкой на запоминание.
8. Пересказ по цепочке в соответствии с прочитанными отрывками с соблюдением детьми логической последовательности. Можно предложить детям пересказать рассказ, заменяя персонаж кота (например, чёрная соседская кошка, злая собака, хищный ястреб)
9. Итог.

ПЕРЕСКАЗ «Бабочки»

ЦЕЛЬ: Учить подробно пересказывать повествовательный рассказ с опорой на картинку-схему, сравнивая с кратким пересказом.
Ход: О/М. Обведение по контуру схемы 3-х бабочек
1.Чтение рассказа «Бабочки» логопедом. Дети следят.

Стояла жаркая погода. На лесной полянке летали три бабочки. Одна была жёлтая, другая коричневая с красными пятнышками, а третья бабочка была голубая. Опустились бабочки на большую красивую ромашку. Тут прилетели ещё две разноцветные бабочки и сели на ту же ромашку
Тесно было бабочкам, зато весело.
3. Беседа.
- О ком рассказ? (о бабочках)
- О чём говорится сначала? (жаркая погода, летали 3 бабочки)
- Какие были бабочки? Раскрасьте их по памяти.
- Это первая часть текста.
Куда опустились бабочки?
- Какая была ромашка? (большая, красивая)
- Сколько бабочек ещё прилетело?
- Какие они были? (разноцветные)
- Что они сделали?. Это вторая часть.
О чём говорится в конце? («Тесно было бабочкам, зато весело.») –Деформированное предложение собрать на доске.

4. Повторное чтение.
5. Подробный пересказ с опорой на картинку-схему.
- А сейчас попробуем выделить в каждой части самое главное. (Три бабочки опустились на ромашку. Прилетели ещё 2 бабочки)
– На что это похоже? (на задачу)
- Давайте составим условие задачи. (На ромашке сидели 3 бабочки. К ним прилетели ещё 2 бабочки) (Зарисовка задачи детьми. Обведение контуров бабочек)
- Чем отличаются рассказ и условие задачи? (из рассказа мы узнали больше, т.к. в рассказе обо всём говорится подробно, а в задаче кратко, но зато о самом главном.
- Поставьте вопрос к задаче. (Сколько бабочек стало на ромашке?) – Сколько? (5)
- Итак, можно сделать вывод, что пересказ может быть подробным и кратким. Подробный пересказ необходим тогда, когда нам необходимо больше узнать или рассказать
- А когда нужен краткий пересказ? (Когда мало времени, а текст большой или нужно сказать только о самом главном).

ПЕРЕСКАЗ «Внуки Помогли»

Цель: учить детей пересказывать повествовательный текст с опорой на план и ключевые слова.
Задачи:
- Учить делить текст, озаглавливая части;
- Упражнять в нахождении ключевых слов
- воспитывать чувства сострадания, умение придти на помощь.

Ход:
1. Чтение текста с сопровождением слайдов или картинок-панно.

ВНУКИ ПОМОГЛИ

У бабушки Нюры пропала коза Ночка. Бабушка сильно расстроилась.
Пожалели внуки бабушку и решили помочь ей.
Ребята пошли в лес искать козу. Она услыхала голоса ребят и пошла навстречу.
Бабушка очень обрадовалась, когда увидела свою козочку.

2. –Посмотрите, ребята, у на будто кино получилось, только немое. Вот мы сейчас его и озвучим
Вопросы:
- О ком говорится в рассказе?
- Почему расстроилась бабушка Нюра?
- Как звали козу?
- Что решили сделать внуки? Почему?
- Как нашлась коза?
- Чем закончилась эта история?

3. - Сколько частей у нас получилось? (рассматривание панно или слайда с 4 картинками)
- О чём говорится сначала? Какие слова нам помогут рассказать? (пропала, расстроилась)
- Что произошло потом? (слова: «пожалели», «решили помочь)
- О чём говорится дальше? (пошли искать, услыхала, навстречу)
- Чем всё закончилось? (обрадовалась, увидела)

4. Повторное чтение.
5. Пересказ детьми.
6. Итог.
- Как вы думаете, правильно ли поступили дети?
- А как бы вы поступили в похожей ситуации. Почему?
- Какие пословицы о взаимовыручке и доброте вы знаете? «Сделал сам – помоги другому» и т.д.

ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА В. Сухомлинского «СТЫДНО ПЕРЕД СОЛОВУШКОЙ»

Цель: развитие связной речи
Задачи:
-Обогащать лексический запас родственными словами, словами-признаками, действиями;
- закреплять употребление предлога В;
- учить пересказывать рассказ с опорой на сюжетные картинки;
- пробуждать у детей светлые добрые чувства и заботливое отношение к живой природе.

Ход:
1. О/М «Послушаем тишину»
2. Беседа о лесе.
- Вы ходили на прогулку в лес?
-Понравилось вам в лесу?
- Какие деревья видели в лесу?
- Кто живёт в лесу?
- Зачем людям лес?
- Что даёт лес человеку? Животным, птицам?
3. Чтение рассказа Сухомлинского
«Стыдно перед соловушкой»

Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. После утомительной дороги сели они на траву отдохнуть и пообедать.
Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки уже закончили обед, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.
Соловей перестал петь.
Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст.
Лида же завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.
-Зачем ты берёшь с собой мусор? – сказала Оля. -Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.
-Стыдно … перед соловушкой,- тихо ответила Лида.

4. Вопросы: (с сопровождением картинок)
- Кто пошёл в лес?
- Для чего Оля и Лида пошли в лес?
- Что услышали девочки в лесу?
- Как Оля поступила с мусором? А Лида?
- Почему рассказ называется «Стыдно перед соловушкой?»
- Чей поступок вам больше нравится? Почему?

5 Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.
6 Рассматривание картин.
–Что изображено на первой картинке? О чём мы будем рассказывать в начале?
- Что вы видите на второй картинке?
7. Пересказ детьми.
8. Упражнение « Измени слово»
- Девочки ходили в большой лес, как можно его назвать? (лесище)
- Назовите лес ласково. (лесок, лесочек)
- Кто ухаживает за лесом? (лесник)
- Кто рубит лес? (лесоруб)
9. Игра с мячом «Лес какой?» (зимой –зимний, осенью-осенний, если растут одни берёзы – берёзовый, дубы - дубовый, сосны- сосновый)
10. Итог. Лес наше богатство, наше здоровье. Лес живой, его надо беречь, охранять от грязи, браконьеров, болезней и пожаров.

ПЕРЕСКАЗ «ДРУЖБА»
Цель: Развитие связной речи
Задачи:
- формировать навыки связного последовательного пересказа с опорой на иллюстративный материал;
- развивать активный зрительный и слуховой контроль за составлением пересказа, последовательностью и полнотой передачи содержания;
- формировать навыки составления фразовых высказываний разной структуры;
- активизировать и обогащать словарь;
- Развивать слуховую память, наглядно-образного мышления.

Ход:
I О/М Сядет тот, кто чётко произнесёт стихотворение:
Зайку бросила хозяйка,
Под дождём остался зайка.
-Назвать слово со звуком Ж
- Назвать слово со звуками З и З"

II. 1. -Чем похожи звуки? Чем они отличаются?
-в произношении
-в характеристике звуков

2. Работа над текстом. Чтение рассказа.
«Дружба»
Летом дружили белка и зайка. Белка была рыжая, а зайка – серый. Каждый день они дружно играли.
Но вот пришла зима. Выпал белый снег. Рыжая белка залезла в дупло. А зайка залез под ветку ели.
Однажды белка вылезла из дупла. Она увидела зайку, но не узнала его. Зайка был уже не серый, а белый. Зайка тоже увидел белку. Он тоже не узнал её. Ведь он был знаком с рыжей белкой. А эта белка была серая.
Но летом они снова узнают друг друга.

3 Вопросы:
- Когда подружились белка и зайка?
- Какими они были летом?
- Почему белка и зайка не узнали друг друга зимой?
- Где прячутся белка и заяц зимой от морозов?
- Почему летом они снова узнают друг друга?

3. –Расскажите, что было сначала? (выставляется картинка). Вам помогут слова: летом, рыжая, серый, дружно играли)
- Что произошло дальше? (2 картинка) (Слова: пришла зима, выпал снег, залезла в дупло, залез под ветку)
- Расскажите, что случилось однажды? (вылезла, увидела, не узнала, знаком)
- Закончите рассказ.

4 Повторное чтение.
5 Пересказ с опорой на план
1. Летом белка и зайка дружно играли
2. Зимой друзья спрятались
3. Зайка и белка не узнали друг друга
4 Летом они узнают друг друга.
6. Итог. Анализ пересказа (полнота, последовательность, использование авторских слов и выражений)

ПЕРЕСКАЗ БАСНИ «ДВА ТОВАРИЩА»

Цель: учить пересказывать с опорой на художественное панно, ключевые слова и план.
Задачи:
- учить передавать содержание близко к тексту, используя авторские выражения, опорные слова;
- упражнять в выделении основной темы по частям, составляя план;
- обогащать словарный запас;
- воспитывать чувства товарищества.

1. Чтение басни логопедом. «Лото» (дети выкладывают на звуковых линейках услышанные звуки Ш или Щ).
ДВА ТОВАРИЩА
Шли по лесу два товарища, и вскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать ему нечего – он упал наземь и притворился мёртвым.
Медведь подошёл к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.
Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мёртвый, и отошёл.
Когда медведь ушёл, тот слез с дерева и смеётся.
- Ну что,- говорит,- медведь тебе на ухо говорил?
- А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.

2. Повторное чтение рассказа, дети следят за текстом.
3. Вопросы:
-Почему басня названа « 2 товарища»?
- Где были мальчики?
- Что с ними случилось? (выставляется картинка ил слайд)
- Как поступили мальчики?
- Как вы понимаете выражение «упал наземь»?
- Как отреагировал медведь? (картинка или слайд)
- Почему медведь подумал, что мальчик мёртвый? (потому что он дышать перестал)
- Чему учит эта басня? Найдите подтверждение этому в тексте. (чтение концовки)

4. Восстановление текста по картинкам. – О чём будем рассказывать сначала? Что было дальше? (попутно вывешивается или записываются пункты плана и ключевые слова) (или слайд)
план ключевые слова.
1. 2 товарища в лесу шли, вскочил
2. Мальчики спрятались от медведя. Бросился, влез, спрятался, упал наземь, притворился
3. Медведь отошёл. Нюхать, дышать перестал, подумал
4. Плохой товарищ. Слез, смеётся, говорил на ухо, плохие люди, в
опасности убегают
В последней части ребята самостоятельно ищут ключевые слова.
5. Рассказ детьми по частям.
6.Чтение текста логопедом ещё раз.
7. Пересказ детьми с опорой на панно, план и ключевые слова.
8. Итог.
- Как бы вы поступили в данной ситуации?
- Настоящими ли товарищами оказались мальчики? Почему?

ПЕРЕСКАЗ «МУРКА»
(с элементами творчества)

Цель: Развитие связной речи
Задачи:
- учить пересказывать, деля текст на части, выделяя в каждой из них основную мысль;
- развивать аналитическое мышление, воображение, наблюдательность, обогащать словарь прилагательными;
- воспитывать любовь к животным.

Ход:
1. Чтение текста
МУРКА
У нас есть кошка. Её зовут Мурка. Мурка чёрная, только лапки и хвостик белые. Шёрстка мягкая, пушистая. Хвост длинный, пушистый, глаза у Мурки жёлтые, как огоньки.
У Мурки пять котят. Три котёнка совсем чёрные, а два пёстренькие. Все котята пушистые, как комочки. Мурка и котята живут в корзинке. Корзинка у них очень большая. Всем котятам удобно и тепло.
Ночью Мурка охотится на мышей, а котята сладко спят.

2. Беседа по тексту.
- Почему рассказ назван «Мурка»?
- Что вы узнали о Мурке?
- Расскажите про котят.
- О чём говорит концовка?

3. Анализ структуры и речевого оформления.
- Сколько частей в тексте?
- О чём говорится в 1 части? Как можно озаглавить? («Мурка»)
- О чём говорится во второй части? Озаглавьте её. («Мурка и котята»)
- Озаглавьте 3 часть. («Заботливая мама»)

4. Творческое дополнение.
-Вы ярко представили себе Мурку? Какое сравнение использует автор и для чего? Такое сравнение называется эпитетом. Опишите её, как бы вы её нарисовали.(дети пересказывают первую часть)
- Достаточно ли ярко вы представили себе котят?
-О чём рассказал автор? (Что их 5. Два совсем чёрненькие, а три пёстренькие.)
-Что здесь можно дополнить? (описание характерных пятнышек, отличительных признаков). - -- Ещё что описал автор? (Что они пушистые, как комочки) .
-Какой эпитет использовал автор и для чего?
- Что ещё можно рассказать в описании котят? (их характер) Какие слова можно использовать для описания характера? (подвижный, шустрый, ленивый, спокойный, непоседливый, игривый, шаловливый, сонливый, строптивый, ласковый)
Дополните их описание так, как вы себе их представляете. (детские рассказы описания котят с творческими дополнениями)
- Как ещё можно теперь назвать этот рассказ? «Мурка с котятами»)

5. Запись 2 части в тетрадь с творческими дополнениями.

6. Пересказ детьми с творческими дополнениями.

7. Анализ пересказов
- Что понравилось в пересказе?
- Соблюдена ли последовательность?
- Использовали ли сравнительные обороты-эпитеты?

ИЗЛОЖЕНИЕ
По деформированному тексту по рассказу Г Цыферова «Ёжик»

Цель: Обучение изложению деформированного текста
Задачи:
- учить определять последовательность частей в повествовательном тексте;
- уметь использовать средства языковой выразительности для передачи авторского отношения;
- Развивать мышление, память, внимание, связную речь.

Ход:
ЁЖИК
Вдруг заметил ёжик в голубой луже голубую звезду. Тоже хотел наколоть – да ничего не вышло. Подумал он, подумал и накрыл её лопушком: пусть до утра полежит.
Пошёл тёмной ночью серый ёжик по лесу гулять. Увидел красную клюквинку и наколол на серую иголочку. Увидел жёлтые листья и тоже наколол.
А утром под лопухом вместо голубой звезды нашёл большое красное солнышко. Вот ёж смеялся. Очень.

Прочитайте текст. Что заметили?
– Можно ли так оставить в изложении? Почему? (Трудно понять рассказ)
-Какому требованию должен отвечать текст, чтобы его было легко понять? (Все части должны идти по порядку)
-Какое задание будете выполнять?
- Как будете определять последовательность частей? (Прочитаем. Представим, как происходили события, как закончились)
- как называется такой текст7

2. Восстановление последовательности частей.
–Определите, в каком порядке должны идти части.
– Проверим, как выполнили задание. (Учащиеся определяют тему частей)
- О чём говорится в 1 части? (О том, как ёжик гулял по лесу)
- Это начало события. Как дальше развивается действие. О чём говорится во 2 части? (О том, как ёжик нашёл звезду)
- О чём третья часть? (О том, как утром он нашёл красное солнышко)
-Какие слова помогли определять порядок частей? (Вдруг, а утром)

3. Чтение текста. Анализ содержания и языковых особенностей.
– Какой получился рассказ? Прочитайте его выразительно.
–О чём этот рассказ? (О том, как ёжик отражение принял за настоящую звезду)
- Понял ли ёж свою ошибку? Как об этом сказано в тексте?
- Как он отнёсся к своей ошибке? Прочитайте.
- Как автор относится к ёжику?
- Есть ли в тексте предложение, где об этом прямо сказано?
- Как вы догадались об отношении автора?
- Найдите те слова и выражения, которые передают отношение автора (Ёжик, клюквинка, иголочка, лопушком, солнышко)
- Сравните с предложением, в котором я изменю эти слова: «Увидел красную клюквину и наколол на серую иголку». Чем это предложение отличается от того, что дано в тексте?
- Почему при подготовке к изложению важно обратить внимание на слова, передающие отношение автора? (Чтобы использовать их в изложении и передать отношение автора)
- Представьте, что вам надо раскрасить картинку к этому рассказу. Какие краски подсказывает текст?
- При подготовке к изложению важно обратить внимание на интересные предложения. В этом рассказе есть такие предложения. Найдите в 1 части предложения с повторяющимися словами. Почему автор повторяет слова «увидел» и «наколол»? (Ёжик неторопливо гуляет по лесу. Что увидит, то и наколет на иголочки)
- Почему не удалось наколоть голубую звезду? Прочитайте, как об этом сказано.
-Какой знак стоит в предложении? Прочитайте выразительно.
- Следующее предложение тоже имеет интересный знак (двоеточие)
- Прочитайте выразительно. Почему перед словами «пусть до утра полежит» стоит двоеточие? (Это то, что ёжик подумал)
- Вспомните, что сделали при подготовке к изложению? (Определили тему, нашли слова, передающие отношение автора, интересные предложения)

4. Орфографическая подготовка.
– Что нужно сделать при подготовке к изложению, чтобы грамотно написать? (Выделить трудные слова для написания)
- Найдите слова с приставками, назовите приставки.
Найдите в тексте следующие слова и вставьте пропущенные буквы:
Пош…л увид…л н…чего
Ж…лтые замет…л л…пушком
Наш…л подум…л

Подберите проверочные слова и вставьте пропущенные буквы: нак…лол, см…ялся, пол…жит

5. Перечитывание текста.
-Сколько частей в тексте? Как покажем при записи?

6. Запись текста

7. Проверка.

ПЕРЕСКАЗ
с опорой на серию картинок

«Как медведь сам себя напугал» (по Н. Сладкову)

Цель: Развитие связной речи.
Задачи:
- учить детей пересказывать текст близко к тексту, используя авторские выражения.
- обогащать словарь посредством эпитетов;
- развивать мышление, внимание и память;

Ход:
1. Ознакомление с текстом. Постановка учебной задачи.
- Сегодня мы будем учиться пересказывать. Чтение рассказа.

КАК МЕДВЕДЬ САМ СЕБЯ НАПУГАЛ
Вошёл медведь в лес. Хрустнула под его тяжёлой лапой сухая веточка. Испугалась белка на ветке – выронила из лапок шишку. Упала шишка – угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сорок, из-под кустов выпрыгнул. Те крик подняли на весь лес. Услышали лоси. Пошли лоси по лесу кусты ломать.
Тут остановился медведь, насторожил уши: белка лопочет, сороки стрекочут, лоси кусты ломают… «Не уйти ли лучше?» - подумал медведь. Рявкнул и дал стрекача.
Так медведь сам себя напугал.

2. Беседа по содержанию. Анализ текста.
- О чём рассказ?
- С чего всё началось? (выставляется слово «хрустнула» (выставляются картинки и опорные слова) (Устанавливается порядок событий: белка, заяц, («угодила») сороки, («наскочил») лось)
- Что услышал медведь, когда остановился? Прочитайте в тексте. (выставляются под картинками животных слова: насторожил, лопочет, стрекочут, пошли кусты ломать) Объясняется значение слов.
- О чём подумал медведь?
- Как автор относится к медведю? Найдите подтверждение в тексте.
- Что означает выражение «дал стрекача» , «рявкнул»,?
- Чем заканчивается рассказ? Прочитайте концовку. Нужна ли она в рассказе? Для чего нужна концовка? (Чтобы подвести итог)

3. Повторное чтение.
4. Пересказ детьми с использованием серии картинок и предметных картинок с изображением животных и опорные слова.
5. Анализ пересказанных рассказов.
- Полно ли передал содержание?
- Соблюдена ли последовательность событий?
- Использовал ли авторские слова и выражения?

1,207 Просмотры

Рассказ Аистята. Георгий Скребицкий

Один год мы прожили на Украине, в небольшой станице, среди сплошных вишнёвых садов.

Неподалёку от нашего дома росло старое дерево. И вот однажды ранней весной на него прилетел и уселся аист. Он долго что-то осматривал, неуклюже переступая на своих длинных ногах по толстому суку. Потом улетел.

А на следующее утро мы увидели, что на дереве хлопотали уже два аиста.

Они устраивали гнездо.

Скоро гнездо было готово. Аистиха снесла туда яйца и стала их насиживать. А аист то улетал за кормом на болото, то стоял около гнезда на суке, поджав под себя одну ногу. Так, на одной ноге, он мог простоять очень долго, даже мог немного вздремнуть.

Когда в гнезде вывелись аистята, для старых аистов начались большие хлопоты. Птенцы были очень прожорливы. Они целый день требовали еды, и аисты-родители по очереди с утра до вечера таскали им из болота лягушек, рыбёшек, ужей.

Пока один из аистов летал за кормом, другой стоял на краю гнезда караулил птенцов. Как только он замечал подлетевшего к гнезду второго аиста, он закидывал голову на спину и громко трещал клювом, словно трещоткой. Ведь аисты кричать не умеют и приветствуют друг друга, часто-часто щёлкая клювом.

Прилетевший отдавал добычу детям и садился отдыхать у гнезда, а другой аист тут же улетал охотиться за лягушками на болото.

Так аисты целые дни по очереди кормили птенцов. А когда те подросли и стали ещё прожорливее, тут уж оба родителя начали вместе летать и добывать детям корм.

Прошло ещё недели полторы, и вдруг один из аистов-родителей исчез. Что с ним случилось, неизвестно: может, его убили, а может, и сам от чего-нибудь погиб.

Вот когда настала трудная пора для оставшегося аиста! Птенцы стали уже совсем большими. Их было трое, и они требовали очень много еды.

Как только начинало светать, аист уже спешил на болото за добычей, приносил её, совал в рот одному из птенцов и, не отдыхая ни минуты, летел обратно на охоту.

Так он трудился до позднего вечера.

Нам было очень жаль бедную птицу, но мы не знали, чем ей помочь.

Один раз мы пошли ловить на речку рыбу. Возвращаемся домой и видим, что все три аистёнка тянут из гнезда свои длинные шеи, открывают клювы и просят есть. А аиста около гнезда нет. Значит, на болоте лягушек ловит.

Что, если попробовать их рыбой покормить? - предложил мой товарищ.

В тот же миг мы залезли на дерево. Увидев нас, аистята заволновались, засуетились, чуть из гнезда не попадали.

Но вот один из них заметил в руках у меня рыбёшку. Аистёнок потянулся к ней, схватил клювом и проглотил. Другие сейчас же последовали его примеру.

Мы отдали аистятам всю нашу рыбу, слезли с дерева и тут только увидели старого аиста. Он поспешно подлетел к гнезду и стал беспокойно осматривать, всё ли там в порядке.

С этих пор мы каждый день начали кормить аистят: ловили специально для них рыбок и лягушек.

Аистята очень быстро смекнули, в чём дело. Как только мы влезали на дерево, они все разом тянули к нам из гнезда свои длинные шеи и раскрывали рты, прося, чтобы мы их накормили.

Наконец наши питомцы совсем выросли. Они покрылись перьями и начали вылетать из гнезда. И тут нам от них просто житья не стало - аистята не давали нам проходу. Стоило только показаться на дворе, как они слетали с гнезда и опрометью бросались к нам, требуя еды.

А взрослый аист как будто понял, что и без него дело обойдётся: все реже и реже приносил детям корм. Большую часть дня он или бродил по болоту, поедая лягушек, или дремал на дереве возле гнезда. Аист дремал на дереве, а в это время аистята гонялись за нами по двору, требуя еды.

Однажды они увязались с нами на болото. Там было много лягушек. Аистята начали ловить их сами и вовсе забыли про нас. С этого дня они каждое утро стали летать на болото - охотиться за лягушатами и другой добычей.

Лето кончалось. Все аисты собирались в стаи, готовясь к отлёту. Наши тоже перестали ночевать на дереве у гнезда - наверное, примкнули к какой-нибудь стае, и мы уже начали забывать о своих питомцах.

Но вот как-то раз идём мы с рыбной ловли домой. Смотрим - по лугу разгуливает стая аистов. Заметили нас, насторожились - сейчас полетят. Вдруг видим - от стаи отделяются три аиста и направляются прямо к нам.

Да это же наши аистята! - обрадовались мы и начали манить их рыбой.

И вот эти большие дикие птицы подбежали к нам, захлопали крыльями, засуетились - так и хватают рыбу из рук! Схватит рыбёшку клювом, подбросит вверх, перехватит поудобнее и проглотит, а потом от удовольствия даже голову на спину закинет и клювом защёлкает.

Наши аисты рыбу из рук едят, а вся стая издали смотрит. Шеи вытянули, глядят - ничего, видно, понять не могут.

Наелись аистята, клювами в благодарность похлопали и обратно к стае вернулись. А мы домой пошли.

Больше мы их не видели.

Холодно стало. Улетели они на тёплый юг.

Находка

о всей вырубке пахнет земляникой, и мёдом от белых мохнатых цветов, и горячей смолой от высоких сосен. Кажется, будто где-то в лесу развели костёр и варят на нём душистое земляничное варенье.

Бабочки, пчёлы, шмели носятся над цветами, садятся на них, пьют сладкий цветочный сок.

А как весело посвистывают в кустах птицы, как звонко стрекочут в траве кузнечики, как хорошо кругом — прямо целый день не выходил бы из леса!

Пришли ребятишки на вырубку за земляникой. Она возле старых пней, возле кочек растёт.

Подойдёшь к пеньку — а около него краснеют спелые, крупные ягоды.

Такую ягоду надо сорвать осторожно: чуть покрепче в пальцах сожмёшь — она раздавится и так вкусно запахнет, что нет сил удержаться, чтобы не положить её в рот.

Сидит Коля Зайцев возле пенька, собирает в кружечку ягоды.

Вдруг совсем рядом, в кустах, зашуршал кто-то.

Коля не испугался, раздвинул кусты да как закричит:

— Смотрите, кого я нашёл!

Со всех сторон в один миг сбежались ребята, и Марья Ивановна тоже подошла.

Она взяла веточку и потрогала ею лежащий в траве серый клубочек. А тот засопел, зафыркал, ещё туже свернулся.

Это ёжик,— сказала Марья Ивановна. — Ух ты, какой фыркучий! Не сердись, покажись.

Она расстелила платок. Коля Зайцев уже хотел закатать туда ежа — смотрит, а в траве ещё такие же серые клубочки лежат, только совсем маленькие.

Ежата! — обрадовались дети. — Марья Ивановна, значит, мы ежиху с ежатами нашли!

Ежиху осторожно завязали в платок. Она была большая, тяжёлая. Её понесла Марья Ивановна, а ежат — по очереди сами ребята. Ежата были совсем маленькие— не больше ребячьего кулачка. Иголки у них торчали редкие и не так больно кололись. Но всё же ежата, когда их брали на руки, свёртывались в клубочек и сердито пыхтели.

Первый завтрак

Придя домой, ребятишки нарвали побольше травы, настелили в угол чулана и положили туда пойманных зверьков.

Ежата сразу же развернулись и стали разгуливать возле матери, неуклюже цепляясь лапками за стебли травы. Зато ежиха и не думала разворачиваться, только сердито фыркала и даже подскакивала, если до неё дотрагивались.

Марья Ивановна с Любочкой сходили в кухню, принесли оттуда нарезанное кусочками сырое мясо и положили его возле ежихи. Потом налили в блюдце молока и поставили на пол рядом с мясом.

— Отойдём в сторонку, посмотрим, как они будут завтракать, — сказала Марья Ивановна.

Ждать пришлось недолго. Минуты через две-три ежиха заворочалась — наверно, почуяла мясо. Она осторожно развернулась; из-под колючек показалась остренькая мордочка с маленькими чёрными глазками и чёрным, как блестящая пуговка, носиком. Носик задвигался, принюхиваясь к запаху мяса. Затем из-под колючек показалась лапка с коготками. Ежиха быстро сделала к мясу шаг, другой, зафыркала, схватила кусочек и начала жадно есть.

Ежата подбежали к матери. Они неумело пытались тоже есть мясо, но ежиха сердито отталкивала их носом от еды.

Ишь какая жадина! — сказала Любочка.— Сама ест, а детям не даёт.

Марья Ивановна погрозила Любе пальцем, чтобы та замолчала.

Управившись с мясом, ежиха подбежала к молоку и принялась лакать, громко фыркая и пыхтя. Язычок у неё был розовый, как у котёнка.

Дети подошли поближе, присели на корточки, чтобы лучше разглядеть её. Но ежиха, занятая едой, больше не обращала на них никакого внимания; а ежата всё суетились на том же месте, где прежде лежало мясо. Они нюхали пол и даже лизали его. Потом подбежали к блюдцу с молоком и стали совать в него свои носики. Им, видно, очень хотелось есть, но лакать они ещё не умели.

И вдруг самый бойкий из ежат забрался прямо в блюдце и начал топтаться, мешая матери пить.

Тут ежиха сердито засопела и так поддала ежонка носом, что он шариком выкатился из блюдца.

— У, противная! — заволновалась Любочка. — Как же нам ежат-то покормить?

Наконец ежиха наелась, отошла от блюдца и принялась, как кошка, себя вылизывать. Сперва вылизала животик, а потом и бока. При этом она так вывернула набок мордочку, что чуть совсем не перекувырнулась. Ребята рассмеялись.

Закончив умываться, ежиха встряхнулась, почесала бок задней лапкой и не спеша отправилась в угол, на траву.

Ну вот, наелась, почистилась и спать пошла, а дети голодные! — возмутились ребята.

Тем временем ежиха забралась в утолок на подстилку, но не свернулась, как прежде, в клубочек, а, наоборот, разлеглась на боку, выставив мягкий, покрытый шёрсткой животик.

Тут все три ежонка подбежали к матери и, пристроившись возле неё, принялись сосать молоко. А ежиха лежала на боку, будто маленькая свинка, и тихо, добродушно похрюкивала.

Ребята обрадовались:

Она хорошая, она совсем не жадная!

А Марья Ивановна сказала:

Теперь всё в порядке: колючая семейка отлично у нас приживётся.

Вот это зверь!

Прошло несколько дней с тех пор, как ребята принесли из леса ежей. Зверьки постепенно освоились, бегали по всему чулану и совсем перестали бояться людей. Наоборот, они быстро привыкли к тому, что дети всегда приносили им какое-нибудь угощение, и, едва заслышав за дверью шаги ребят, спешили навстречу. Ежата понемногу начали сами брать еду. Даже осторожная ежиха и та перестала дичиться людей: позволяла себя погладить, не сворачивалась в колючий клубок, а, наоборот, опускала иголки, плотно прижимая их к телу, и становилась совсем гладенькая.

Ребята кормили ёжиков молоком, супом, мочёным хлебом, кашей, сырым и варёным мясом... Зверьки всё ели очень охотно.

Марья Ивановна рассказала, что на воле ежи ловят жуков, гусениц и улиток.

Они у нас в огороде есть! — закричали ребята. — Капусту и огурцы портят.

Давайте устроим в огороде охотничий уголок для ёжиков, — предложила Марья Ивановна. — Правда, ежи больше любят ночью охотиться... ну, не беда — они и днём тоже дремать не будут.

С тех пор каждый день ребята выносили в огород всю ежиную семейку — поохотиться за гусеницами и слизняками.

Ёжики оказались очень хорошими охотниками. Скоро в огороде ловить было больше некого.

И тогда Марья Ивановна придумала занятную игру в прятки. Она прятала на землю под листья кусочки мяса, а ёжики ловко вынюхивали их и находили.

— Видите, какое хорошее у зверьков чутьё, — говорила Марья Ивановна,— оно им помогает еду отыскивать. Иной раз бывает так, что добычу увидеть нельзя, а учуять можно. Вот тут-то хороший нос зверьку и понадобится.

А однажды вот что случалось. Проходя мимо чулана, дети вдруг услышали там возню и писк. Они заглянули в чулан, да так и ахнули.

В дальнем углу чулана, злобно оскалив зубы, сидела большая серая крыса, а ежиха, вся ощетинившись, храбро на неё нападала. Крыса пыталась укусить ежиху своими острыми зубами, но та быстро прятала мордочку, выставляя колючки. Наконец ежиха всё-таки изловчилась, схватила крысу зубами и задушила её.

Ребята со всех ног понеслись к Марье Ивановне.

Ежиха крысу заела, огромную, страшную! - наперебой кричали они.

Это еще что! - выслушав ребят, ответила Марья Ивановна. - Если бы вашей ежихе попалась не крыса, а ядовитая змея, гадюка, она бы и с ней тоже справилась.

Вот это зверь! - изумились ребята.

Они были очень довольны, что приручили и держат таких зверей, которым даже ядовитые змеи и те не страшны.

Носов, «Заплатка»

У Бобки были замечательные штаны: зеленые, вернее сказать, защитного цвета. Бобка их очень любил и всегда хвастался:

Смотрите, ребята, какие у меня штаны. Солдатские!

Все ребята, конечно, завидовали. Ни у кого больше таких зеленых штанов не было.

Однажды Бобка полез через забор, зацепился за гвоздь и порвал эти замечательные штаны. От досады он чуть не заплакал, пошел поскорее домой и стал просить маму зашить.

Мама рассердилась:

Ты будешь по заборам лазить, штаны рвать, а я зашивать должна?

Я больше не буду! Зашей, мама!

Сам зашей.

Так я же ведь не умею!

Сумел порвать, сумей и зашить.

Ну, я так буду ходить, - проворчал Бобка и пошел во двор.

Ребята увидели, что у него на штанах дырка, и стали смеяться.

Какой же ты солдат, - говорят, - если у тебя штаны порваны?

А Бобка оправдывается:

Я просил маму зашить, а она не хочет.

Разве солдатам мамы штаны зашивают? - говорят ребята. - Солдат сам должен уметь все делать: и заплатку поставить и пуговицу пришить.

Бобке стало стыдно. Пошел он домой, попросил у мамы иголку, нитку и лоскуток зеленой материи. Из материи он вырезал заплатку величиной с огурец и начал пришивать ее к штанам.

Дело это было нелегкое. К тому же Бобка очень спешил и колол себе пальцы иголкой.

Чего ты колешься? Ах ты, противная! - говорил Бобка иголке и старался схватить ее за самый кончик, так чтоб не уколоться.

Наконец заплатка была пришита. Она торчала на штанах, словно сушеный гриб, а материя вокруг сморщилась так, что одна штанина даже стала короче.

Ну, куда же это годится? - ворчал Бобка, разглядывая штаны. - Еще хуже, чем было! Придется все наново переделывать.

Он взял ножик и отпорол заплатку. Потом расправил ее, опять приложил к штанам, хорошенько обвел вокруг заплатки чернильным карандашом и стал пришивать ее снова.

Теперь он шил не спеша, аккуратно и все время следил, чтобы заплатка не вылезала за черту. Он долго возился, сопел и кряхтел, зато, когда все сделал, на заплатку было любо взглянуть. Она была пришита ровно, гладко и так крепко, что не отодрать и зубами.

Наконец Бобка надел штаны и вышел во двор. Ребята окружили его.

Вот молодец! - говорили они. - А заплатка, смотрите, карандашом обведена. Сразу видно, что сам пришивал.

А Бобка вертелся во все стороны, чтобы всем было видно, и говорил:

Эх, мне бы еще пуговицы научиться пришивать, да жаль, ни одна не оторвалась! Ну, ничего. Когда-нибудь оторвется - обязательно сам пришью.

Скребицкий, «Ворона»

Зима. На земле, на крышах, на кустах и деревьях-всюду снег.

По снегу во дворе деловито разгуливают вороны: еду себе ищут. Вот выбежал во двор пес с кусочком хлеба, лег на снег закусить, а вороны уже тут как тут. Окружили его со всех сторон, к самой морде подскакивают, того и гляди, изо рта вырвут кусок.

Пес рычит, скалит зубы, будто хочет сказать: "Убирайтесь прочь, а то живо хвосты повыдергаю!" Но вороны-птицы дерзкие, драчливые, ничего не боятся.

Пес терпел, терпел, да как вскочит, как погонится за нахальными птицами! Но разве ворону поймаешь? Пес-за ней, а она-от него. Сколько дуралей не гонялся, все равно зря - только устал.

Вернулся обратно к своей еде, а хлеба-то и нет. Пока за одной вороной гонялся. другие давно уже хлеб утащили. Расселись на крыше, кричат, дерутся, друг у друга добычу выхватывают.

Так всю зиму и пробавляются вороны: там корочку схватят, там-мяса кусочек. Живут они в эту пору и в городах и в деревнях. Зимой возле жилья человека легче прокормиться.

Но, как только наступает весна, вороны разлетаются по лесам, по рощам, начинают строить гнезда, птенцов выводить. все лето кочуют они по полям, да по лугам. А на зиму опять к людям возвращаются.

Скребицкий, «Сорока»

У сороки есть прозвище-белобока. И правда, по бокам перышки у нее совсем белые. А вот голова, крылья и хвост черные, как у вороны. Очень красив у сороки хвост-длинный, прямой, будто стрела. И перья на нем не просто черные, а с зеленоватым отливом. Нарядная птица сорока и такая ловкая, подвижная-редко когда спокойно сидит, все больше суетится.

Есть у сороки и другое прозвище-воровка. Уж больно она плутоватая: скачет с места на место, а сама все поглядывает, нельзя ли чем поживиться, стащить что-нибудь.

Только закудахчет в курятнике курица, сорока уже тут как тут. Она давно заприметила: раз курица кудахчет, значит, яйцо снесла. Живо заберется в курятник крылатая воровка, расклюет скорлупу яйца, а содержимое выпьет.

К зиме большинство сорок вместе с воронами и галками разлетаются по деревням, ищут себе еду. Зато летом их в деревне почти не увидишь. Летом им в лесу пищи хватает.

Едят сороки жуков, червяков, гусениц, не прочь они и в чужое гнездо забраться, птенцами полакомиться. Даже лесным зверькам и тем подчас от сорок достается.

Скребицкий, «Грач»

Про грача говорят, что он белоносый, а на самом деле нос у него вовсе не белый, а черный. В чем же тут дело? А вот в чем: грач целые дни носом в земле копается, достает личинок, червячков. С годами черные перышки вокруг клюва вытираются, только белая кожа видна, будто колечко. Издали поглядишь на грача, и правда, нос как будто бы белый.

Но это только у старых грачей так бывает, а у молодого все перышки вокруг клюва цел, и никакого белого кольца нет. Его белоносым никак не назовешь.

Грачи-это наши первые весенние гости. только пригреет солнышко, зажурчат ручейки, запестреют в полях проталины, смотришь-и грачи уже прилетели из теплых стран. Вот они, черные, как угли, разгуливают по проталинам, копошатся в оттаявшей земле: то зернышко найдут, то корешок откопают. Ранней весной нашим гостям не очень-то сытно живется.

Но вот прошла неделя, другая, подсохли поля, выехали колхозники землю пахать. Тут грачам самое раздолье: ходят целой стаей вслед за плугом, выбирают из свежей пашни разных личинок, жучков, слизняков.

Молодцы, грачи! Ведь все эти жуки да личинки-наши враги. Они хоть и маленькие, а вред приносят большой-хлеб портят.

Наедятся грачи в поле и летят куда-нибудь в парк или в рощу. Облюбуют себе дерево повыше и начинают гнезда строить. Иной раз все дерево так застроят, что сучья едва видны.

Грачи любят компанию, они и в поле вместе кормятся, и птенцов вместе выводят. Так веселее и безопаснее. Захочет, к примеру, ворюга-кот на дерево к птенцам пробраться, да не тут-то было.

Сразу заметят его грачи, зашумят, загорланят, бросятся на разбойника и давай его клювами бить. Грачи-птицы дружные, умеют за своих птенцов постоять. К их гнездам лучше не наведываться.

Чаплина, «КРЫЛАТЫЙ БУДИЛЬНИК»

У Серёжи радость. Он с мамой и папой переехал в новый дом. Теперь у них квартира из двух комнат. Одна комната с балконом, в ней поселились родители, а в другой - Серёжа.

Серёжа огорчился, что в комнате, где он будет жить, балкона нет.

Ничего, - сказал папа. - Зато мы сделаем кормушку для птиц, и ты будешь зимой их кормить.

Вот и станут летать одни воробьи, - недовольно возразил Серёжа. - Ребята говорят, они вредные, и из рогаток их стреляют.

А ты не повторяй глупостей! - рассердился отец. - В городе воробьи полезные. Они своих птенцов гусеницами кормят, а выводят птенцов за лето два-три раза. Вот и считай, сколько от них пользы. Тот же, кто птиц из рогаток стреляет, никогда не будет настоящим охотником.

Серёжа промолчал. Ему не хотелось говорить, что он тоже стрелял из рогатки птиц. А быть охотником ему очень хотелось, и обязательно таким, как папа. Так же метко стрелять и так же всё узнавать по следам.

Своё обещание папа выполнил, и в первый выходной день они принялись за работу. Серёжа подавал гвозди, дощечки, а папа их строгал и сколачивал.

Когда работа была закончена, папа взял кормушку и прибил её под самой форточкой. Он сделал это специально, чтобы зимой через форточку насыпать птицам еду. Мама похвалила их работу, а про Серёжу и говорить нечего: теперь ему самому понравилась затея отца.

Папа, а скоро мы начнём кормить птиц? - спросил он, когда всё было готово. - Ведь зима ещё не наступила.

Зачем же зиму ждать? - ответил папа. - Теперь же и начнём. Ты думаешь, как насыпал корм, так все воробьи его клевать слетятся! Нет, братец, сначала их приучить нужно. Воробей хоть и живёт около человека, а птица осторожная.

И верно, как папа сказал, так и получилось. Каждое утро Серёжа сыпал в кормушки разные крошки, зёрна, а воробьи даже близко к ней не подлетали. Они садились поодаль, на большой тополь, и сидели на нём.

Серёжа был очень огорчён. Он и правда думал, что, как насыплет корм, воробьи мигом слетятся к окну.

Ничего, - утешал его папа. - Вот увидят, что их никто не обижает, и перестанут бояться. Ты только около окна не торчи.

Все советы отца Серёжа выполнял в точности. А вскоре стал замечать, что с каждым днём птицы становились всё смелей и смелей. Теперь они уже садились на ближние ветки тополя, потом вовсе расхрабрились и начали слетаться на столик.

А как осторожно они это делали! Пролетят мимо раз, другой, увидят, что опасности нет, кусочек хлеба схватят и скорей с ним в укромное местечко отлетят. Склюют там потихоньку, чтобы никто не отнял, и опять к кормушке летят.

Пока была осень, Серёжа кормил воробьёв хлебом, но, когда наступила зима, он стал давать им ещё зерно. Потому что хлеб быстро замерзал, воробьи не успевали его склевать и оставались голодные.

Серёжа очень жалел воробьёв, особенно когда начинались сильные морозы. Бедняги сидели взъерошенные, неподвижные, подобрав под себя замёрзшие лапки, и терпеливо ожидали угощения.

Зато как радовались они Серёже! Стоило ему подойти к окну, как они, громко чирикая, слетались со всех сторон и спешили скорей позавтракать. В морозные дни Серёжа по нескольку раз кормил своих пернатых друзей. Ведь сытой птице и холод переносить легче.

Первое время к Серёжиной кормушке прилетали одни воробьи, но вот однажды он заметил среди них синичку. Видно, зимняя стужа тоже загнала её сюда. А как увидела синичка, что здесь можно поживиться, стала прилетать каждый день.

Серёжа радовался, что новая гостья так охотно посещает его столовую. Он где-то читал, будто синицы любят сало. Достал кусочек, а чтобы не утащили его воробьи, подвесил на ниточке, как научил папа.

Синичка мигом догадалась, что это угощение припасли для неё. Тут же уцепилась за сало лапками, клюёт, а сама словно на качелях качается. Долго клевала. Сразу видно, что это лакомство пришлось ей по вкусу.

Кормил Серёжа своих птиц всегда утром и всегда в одно и то же время. Как прозвонит будильник, он вставал и насыпал в кормушку еду.

Воробьи это время уже ждали, но особенно ждала синичка. Она появлялась неизвестно откуда и смело опускалась на столик. К тому же птичка оказалась очень смекалистой. Это она разобралась первая, что, если утром стукнула Серёжина форточка, надо спешить к завтраку. Притом она никогда не ошибалась и, если стучала форточка у соседей, не прилетала.

Но не только этим отличалась догадливая птица. Однажды случилось так, что будильник испортился. Что он испортился, никто не знал. Даже мама не знала. Она могла проспать и опоздать на работу, если бы не синица.

Прилетела птичка завтракать, видит - никто форточку не открывает, никто еду не сыплет. Попрыгала она с воробьями по пустому столику, попрыгала и стала клювом по стеклу стучать: «Давайте, мол, кушать скорей!» Да так усердно стучала, что Серёжа проснулся. Проснулся и понять не может, почему синичка в окно стучит. Потом подумал - наверное, она голодная и есть просит.

Встал. Насыпал птицам еду, смотрит, а на стенных часах стрелки уже почти девять показывают. Тут Серёжа маму, папу разбудил и скорее в школу побежал.

С этих пор синичка каждое утро к нему в окно стучать повадилась. И стучала-то как - ровно в восемь. Будто по часам это время угадывала!

Бывало, только постучит она клювиком, Серёжа скорее с постели вскакивал - одеваться спешил. Ещё бы, ведь до тех пор стучаться будет, пока ей корму не дашь. Мама - и та смеялась:

Ишь, будильник прилетел!

А папа говорил:

Молодец, сынок! Такого будильника ни в одном магазине не сыщешь. Выходит, ты недаром трудился.

Всю зиму синичка будила Серёжу, а когда наступила весна, она улетела в лес. Ведь там, в лесу, синицы строят гнёзда и выводят птенцов. Наверное, и Серёжина синичка тоже полетела выводить птенцов. А к осени, когда они будут взрослые, снова вернётся к Серёжиной кормушке, да, быть может, не одна, а со всем семейством, и опять станет будить его по утрам в школу.

Чаплина, «МУШКА»

Однажды Люда пришла домой и принесла маленькую чёрную собачку. Собачка была грязная, худая и хромала на переднюю лапку. Когда Люда пустила её на пол, она поджала под себя больную лапку и со страхом оглядывалась по сторонам.

Мне очень не хотелось заводить в доме собаку. Придёшь с работы усталая, а тут надо то комнату убрать, то обед приготовить − где же здесь ещё держать собаку! Всё это я объяснила дочке, но она заплакала и стала просить разрешения оставить собаку.

− Ведь она совсем маленькая, а потом, у неё даже нет хозяина, − плакала Люда. − Ну, как я её выгоню...

Пришлось собаку оставить.

Назвали её Мушка. Ухаживала за Мушкой Люда. Она перевязывала ей больную лапку, кормила, выводила гулять. А если кто-нибудь угощал Люду конфетой, то она всегда оставляла кусочек для Мушки. И нужно сказать, что Мушка привыкла к Люде и любила её больше всех. Она даже не хотела спать на мягком коврике, который ей постелили в углу около двери, и всё время ложилась под Людину кровать, хотя спать на полу было жёстко и неудобно.

Скоро Мушка поправилась и перестала хромать. Шёрстка у неё стала пушистая, блестящая, а хвостик завивался тугим колечком.

Когда Люда приходила из школы, Мушка её всегда встречала около дверей. Она радостно прыгала, ласкалась, потом хватала в зубы Людины варежки и несла в комнату.

Клала она их всегда на своё место − под кровать, и попробуй кто-нибудь из домашних варежки взять, кроме Люды... Мушка их никому не давала.

Потом Мушка ещё научилась служить и танцевать. Делала она это очень забавно. Становилась на задние лапки, подолгу на них ходила и даже кружилась, будто танцевала вальс. Все смеялись её фокусам, а когда она кончала танцевать, хлопали в ладоши и угощали чем-нибудь вкусным. Такое внимание Мушке нравилось, и она часто танцевала даже тогда, когда её никто не просил.

Вообще Мушка была очень забавная собачка, одно плохо, что пугливая. Наверное, когда она жила на улице, её часто обижали. Случалось, выйдет Люда с ней во двор погулять, а она всего боится. Хлопнет кто-либо из ребят в ладоши или крикнет, а Мушка уже хвост подожмёт, отбежит в сторону и смотрит, куда бы ей спрятаться. Во дворе да и в квартире все смеялись над Людой.

− Ну и собаку завела! Заяц и то храбрей. От такой защиты не жди.

Только это оказалось совсем неверно. Как-то раз, когда Люда играла с детьми во дворе, из соседней квартиры вдруг выскочила огромная серая собака. Она залаяла и бросилась к детям. Дети испугались и побежали. Люда тоже побежала, но за что-то зацепилась и упала.

Собака кинулась на Люду. Она уже была готова укусить её, но тут, откуда ни возьмись, выскочила Мушка. Словно маленький чёрный шарик, визжа и лая, бросилась она на большую, страшную собаку. Собака так растерялась, что даже не тронула Мушку. Она с удивлением смотрела на маленькую собачку, которая, вся дрожа от страха, всё же не отступала перед ней и всё старалась загородить собой упавшую девочку.

В это время подоспел хозяин собаки. Он схватил её за ошейник и увёл домой, а Мушка подбежала к Люде, стала к ней ласкаться и лизать её заплаканное лицо.

После этого случая Мушку уже никто не называл трусишкой, потому что она хоть была маленькой и пугливой, но всё же свою хозяйку в беде не оставила.

Скребицкий, «Скворец»

Про кого в загадке говорится "На колу дворец, а во дворце певец?" Наверное, все угадали: конечно, про скворца.

Март. Еще снег не растаял, а на деревьях уже развешаны деревянные домики-скворечники. Вернуться скворцы весной с теплого юга, погуляют денек-другой в полях и лугах и разлетятся парочками по садам и огородам занимать приготовленные для них уютные квартирки.

Скворцы для нас всегда желанные гости. Прилетают они немного позже грачей, когда уже в поле много проталин, и солнышко как следует пригревает.

Вот они целой стайкой хлопотливо бегают по оттаявшей земле. Их ярко-черные блестящие перышки так и переливаются на солнце. Скачут скворцы по полю, ищут в земле червей, слизняков, жучков разных. Это их любимая пища.

Много вредных насекомых переловят они за лето для себя и для своих скворчат.

Поэтому и стараются люди принимать скворцов поближе к полям и огородам. Поэтому и развешивают для них скворечники. Добро пожаловать, дорогие гости!

Полезная птица скворец, а уж какая занятная! Занятнее, пожалуй, и не найдешь.

Послушайте как-нибудь, как он, сидя на ветке около домика песенки распевает. То засвистит, затрещит, а то вдруг лягушкой заквакает, или, как курица, закудахчет, или начнет скрипеть, как немазаное колесо у колодца...

Слушаешь его - и дивишься: какие только звуки в его песенке ни встречаются!..

Что услышит скворец, что запомнит, то и старается повторить.