Вторая промышленная революция период роста. Технологическая революция. Причины монополизации рынка

К середине XIX в. стандартизация была широко внедрена в США и получила название «американской системы производства». Ее применение в производстве швейных и сельскохозяйственных машин привело к значительному повышению производительности труда. Происходивший в эпоху второй промышленной революции быстрый рост масштабов промышленных предприятий, на которые привлекали все больше рабочих, привел к разработке системы научной организации труда или «тейлоризма», в честь ее основоположника, американского инженера Фредерика Тейлора , который применил концепцию стандартизации не только к механизмам, но и к операциям, производимым людьми. Впоследствии на базе его системы развилась новая дисциплина промышленная инженерия .

Во второй половине XIX в. значение железных дорог превзошло роль каналов в транспортной инфраструктуре . Их строительство было облегчено появлением недорогих стальных рельсов, которые были существенно более долговечны, чем ранее использовавшиеся чугунные, служившие не более 10 лет. Стоимость перевозок в результате упала более чем в 25 раз . Вследствие широкого распространения железных дорог вдоль них возникло множество городов и выросло городское население в целом. Кроме железных города связало и много автомобильных дорог, качество которых было улучшено еще в эпоху первой промышленной революции , в значительной степени благодаря инновациям британского инженера Джона Мак-Адама . Сеть дорог с твердым покрытием широко распространилась в США и Западной Европе после изобретения велосипеда , ставшего популярным видом транспорта в 1890е годы. В кораблестроении появление дешевой листовой стали позволило металлическим судам с двигателями окончательно вытеснить деревянные парусники .

Автомобиль с бензиновым двигателем внутреннего сгорания был впервые запатентован Карлом Бенцем в 1886 г. . Первый автомобиль Генри Форда появился в 1896 г., а его «Форд Мотор Компани» была основана в 1903 г. Поначалу это был дорогой вид транспорта, но Форд упорно боролся за то, чтобы сделать его массовым . Удешевление производства было в конце концов достигнуто благодаря созданию поточной линии . Это был первый пример создания агрегатов из примерно пяти тысяч деталей в масштабах сотен тысяч штук ежегодно . В результате цены на «Форд Т» упали с 780 долларов в 1910 г. до 360 долларов в 1916 г. .

Роль науки

К середине XIX в. был заложен фундамент современной химии и термодинамики , а к концу столетия обе эти науки приобрели современное состояние, что в свою очередь позволило заложить фундамент современной физической химии . Развитие этих научных дисциплин стало основой развития химической промышленности и производства анилиновых красителей. Еще одним следствием развития химии стало совершенствование производства стали, как на стадии обогащения железной руды, так и при создании сплавов стали с хромом, молибденом, титаном, ванадием и никелем. Например, сплав стали с ванадием не подвержен коррозии и имеет повышенную прочность, вследствие чего нашел применение при производстве автомобилей .

Одним из наиболее важных промышленных приложений неорганической химии стал процесс синтеза аммиака из атмосферного азота, разработанный к 1913 г. и широко внедренный в практику после первой мировой войны. Современное сельское хозяйство существенно зависит от дешевого азотного удобрения, производимого с помощью этого химического процесса .

Первый бензиновый двигатель внутреннего сгорания, нашедший сравнительно широкое применение, появился в 1876 г. Его применяли на небольших предприятиях, для которых мощные паровые машины не были нужны, а малогабаритные паровые машины были неэффективны . Впоследствии такой двигатель начали устанавливать на автомобили. В 1897 г. Рудольф Дизель на основе принципов термодинамики разработал дизельный двигатель , значительно более мощный и эффективный. Вначале его применяли в кораблестроении, а потом - в локомотивах .

Одним из наиболее важных научных достижений является объединение знаний о свете, электричестве и магнетизме в электромагнитной теории Максвелла . Она стала основой для разработки динамо-машин, электрогенераторов, моторов и трансформаторов. В 1887 г. Генрих Герц исследовал предсказанные Максвеллом электромагнитные волны , что привело к изобретению радио. Для развития радиовещания в 1906-1908 гг. была изобретена электронная лампа , что позволило усиливать радиосигнал и производить все более мощные радиопередатчики. К 1920 г. началось коммерческое радиовещание. Электронная лампа оставалась в широком употреблении до середины ХХ в., когда ее вытеснили транзисторы.

К 1884 г. усовершенствование парового двигателя привело к созданию паровой турбины , которая вначале была применена в кораблестроении, а впоследствии - и в производстве электроэнергии.

Экономические и социальные последствия

В индустриальных странах период 1870-1890 годов стал эпохой самого бурного экономического роста за всю их историю. Вследствие резкого повышения производительности труда и падения цен на товары массового потребления образ жизни был существенно улучшен. Одновременно из-за замещения рабочих машинами выросла безработица и усилилось социальное расслоение. Множество фабрик, кораблей и другой дорогостоящей собственности морально устарело и потеряло ценность за короткий период времени, что повлекло за собой разорение их владельцев . Однако улучшение транспорта и ускорение товарооборота теперь предотвращало голод в случае неурожая в отдельных регионах .

К 1870 г. паровые машины в качестве двигателей начали вытеснять мускульную энергию животных и людей. Тем не менее, лошади и мулы продолжали использоваться в сельском хозяйстве до появления в конце второй промышленной революции тракторов . Хотя паровые машины становились все более эффективными и экономичными, их количество в экономике продолжало увеличиваться, что повлекло за собой увеличение потребления угля .

Увеличение масштабов производства на фабриках вело к дальнейшей урбанизации и появлению многочисленного среднего класса квалифицированных и сравнительно высокооплачиваемых работников, в то время как детский труд постепенно выходил из употребления .

К 1900 г. лидером промышленного роста оказались США (24 % прироста мирового производства). За ними следовали Великобритания (19 %), Германия (13 %), Россия (9 %) и Франция (7 %). Тем не менее в целом лидером индустриализации оставалась Европа (в совокупности 62 %) .

Эпоха технологической революции в США

В последние десятилетия второй промышленной революции США переживали период самого быстрого экономического роста за свою историю . Американская эпоха «позолоченного века» была временем развития тяжелой промышленности, фабрик, железных дорог и угледобывающей отрасли экономики. Начало ее связывают с открытием в 1869 г. первой трансконтинентальной железной дороги , по которой люди и грузы могли попасть с восточного побережья в Сан-Франциско за шесть дней . В это время по объему промышленного производства США обогнали Великобританию и вышли на первое место в мире . Протяженность железных дорог между 1860 и 1880 гг. выросла втрое, а до 1920 г. увеличилась еще в три раза. Строительство и эксплуатация железных дорог стимулировали развитие угледобычи и производства стали. Потребность в привлечении капитала и высокая доходность железных дорог способствовали консолидации американского финансового рынка на Уолл-стрит . К 1900 г. концентрация капитала достигла стадии создания крупных корпораций, трестов. Они доминировали в производстве стали, машиностроении, в добыче и переработке нефти и других отраслях. Первой корпорацией с капиталом более миллиона долларов была «U.S.Steel», созданная финансистом Джоном Морганом в 1901 г. Он скупил и объединил ряд компаний по производству стали, в том числе основанную мультимиллионером Эндрю Карнеги «Carnegie Steel Company» . Другими широко известными корпорациями стали Standard Oil Джона Рокфеллера и железнодорожные и пароходные компании Корнелиуса Вандербильта .

Создание крупных предприятий потребовало привлечения большого количества рабочих. Большая часть из них имела низкую квалификацию и выполняла простые повторяющиеся операции под руководством опытных инженеров и технологов. Потребность в рабочих и инженерных кадрах привела к росту стоимости труда и заработной платы . В стране появилось множество инженерных колледжей. Железные дороги и крупные корпорации требовали сложной системы управления, которые нанимали молодых людей в возрасте 18-21 год на низшие должности в своей внутренней иерархии и постепенно повышали их квалификацию и заработную плату до тех пор, пока к 40 годам они не достигали статуса инженера, кондуктора или начальника станции. Аналогичные карьерные схемы применялись на производстве, в сфере финансов и в торговле. Такие служащие вместе с владельцами малого бизнеса составили средний класс , численность которого быстро росла, особенно в городах американского Севера .

С 1860 по 1890 гг. в США было оформлено около 500 000 патентов на новые изобретения, в десять раз больше, чем за предшествующие семьдесят лет. Среди них наиболее известны воздушный тормоз Вестингауза , значительно повысивший безопасность железнодорожного транспорта, линии электропередачи переменного тока , разработанные Тесла и Вестингаузом , электростанции и множество устройств для передачи, распределения и использования электроэнергии, предложенные Томасом Эдисоном и др.

Вторая промышленная революция в Британской империи

Во второй половине XIX в. Великобритания продолжала оставаться лидером промышленной революции . В эту эпоху появление новых продуктов и услуг способствовало процветанию международной торговли вообще и в особенности Британской империи , колонии которой были расположены почти во всех частях света. Сравнительно тихоходные и зависимые от ветров английские парусники были заменены на стальные океанские лайнеры, движимые усовершенствованными паровыми машинами . В то же время по инвестициям в науку и технологии Великобритания отставала от США и Германии, которые стремительно нагоняли ее по промышленному развитию.

Выдающиеся ученые, сделавшие максимальный вклад в развитие научной теории электричества, Майкл Фарадей и Джеймс Максвелл , работали в Великобритании. Распространение электрического освещения на Британских островах и затем в Европе было начато усилиями Джозефа Суона , изобретателя британской электрической лампочки . Бессемеровский процесс производства стали также изобрел англичанин Генри Бессемер . Революция в производстве стали способствовала не только появлению кораблей нового типа, распространению железных дорог, электрификации, телеграфной и телефонной связи, но и позволила строить ранее невиданные военные суда, ставшие бронированными плавучими крепостями, которые были оснащены более мощными пушками. Изобретенная англичанином Чарлзом Парсонсом паровая турбина начала вытеснять поршневые системы, применявшиеся на ранних паровых машинах, что позволило еще более поднять мощность паровых двигателей, а также использовать турбины в электрогенераторах для производства электрического тока . Кроме того, началась разработка танков, впервые испытанных в сражениях первой мировой войны .

Одновременно с положительными сторонами технологическая революция принесла Великобритании и ряду других европейских стран и экономические неурядицы. Появление поточного производства и резкое увеличение производительности труда привело к перепроизводству товаров, которые Великобритания и ранее экспортировала и не могла использовать для внутреннего потребления, даже учитывая растущие потребности ее заморских территорий. Последовавшее падение цен и экономическую нестабильность в 1873-1896 гг. сменил длительный период депрессии, когда производство уже не приносило высоких доходов и нередко становилось убыточным.

Промышленная революция в других странах

К 1900 г. немецкая химическая промышленность доминировала на мировом рынке синтетических красителей . Три немецких корпорации, BASF , Bayer и Hoechst , наряду с мелкими фирмами производили сотни красителей и к 1913 г. контролировали до 90 % мировой продукции красителей, из которых 80 % шло на экспорт. Кроме красителей эти фирмы производили также биологически активные вещества , фотоплёнку и вещества, производимые электрохимическим способом .

См. также

  • Информационная революция

Примечания

  1. Smil Vaclav Creating the Twentieth Century: Technical Innovations of 1867–1914 and Their Lasting Impact. - Oxford; New York: Oxford University Press, 2005. - ISBN 0195168747
  2. James Hull, «The Second Industrial Revolution: The History of a Concept», Storia Della Storiografia, 1999, Issue 36, pp 81-90
  3. Yergin Daniel The Prize: The Epic Quest for Oil, Money $ Power. - 1992.
  4. Hubbard, Geoffrey (1965) Cooke and Wheatstone and the Invention of the Electric Telegraph , Routledge & Kegan Paul, London p. 78
  5. Wilson, Arthur (1994). The Living Rock: The Story of Metals Since Earliest Times and Their Impact on Civilization. p. 203. Woodhead Publishing
  6. Richard John, Network Nation: Inventing American Telecommunications (2010)
  7. My Life and Work: An Autobiography of Henry Ford . - 1922.
  8. Ford Henry Edison as I Know Him. - Cosmopolitan Book Company, 1930. - P. 30.
  9. McNeil Ian An Encyclopedia of the History of Technology. - London: Routledge, 1990. - ISBN 0415147921
  10. The Rise and Fall of Infrastructures . - 1990.
  11. Fogel Robert W. Railroads and American Economic Growth: Essays in Econometric History. - Baltimore and London: The John Hopkins Press, 1964. - ISBN 0801811481
  12. Beaudreau Bernard C. Mass Production, the Stock Market Crash and the Great Depression. - New York, Lincoln, Shanghi: Authors Choice Press, 1996.
  13. Steven Watts, The People’s Tycoon: Henry Ford and the American Century (2006) p. 111
  14. Smil Vaclav Enriching the Earth: Fritz Haber, Carl Bosch, and the Transformation of World Food Production. - MIT Press, 2004. - ISBN 0262693135
  15. Constable George A Century of Innovation: Twenty Engineering Achievements That Transformed Our Lives . - Washington, DC: Joseph Henry Press, 2003. - ISBN 0309089085 (Viewable on line)
  16. * Nye David E. Electrifying America: Social Meanings of a New Technology. - The MIT Press, 1990. - P. 14, 15.
  17. «The Savoy Theatre», The Times , October 3, 1881
  18. Description of lightbulb experiment in The Times , December 29, 1881
  19. Wells David A. ISBN 0543724743 Opening line of the Preface.
  20. (2004) «Accounting for Growth: The Role of Physical Work ».
  21. Wells David A. . - New York: D. Appleton and Co., 1890. - ISBN 0543724743
  22. Hull (1996)
  23. Paul Kennedy, (1987) p. 149, based on Paul Bairoch, «International Industrialization Levels from 1750 to 1980,» Journal of European Economic History (1982) v. 11
  24. (June, 2005) «The onset and persistence of secular stagnation in the U.S. economy: 1910-1990, Journal of Economic Issues ».
  25. Stephen E. Ambrose, Nothing Like It In The World; The men who built the Transcontinental Railroad 1863-1869 (2000)
  26. Paul Kennedy, The Rise and Fall of the Great Powers (1987) p. 149
  27. Edward C. Kirkland, Industry Comes of Age, Business, Labor, and Public Policy 1860-1897 (1961)
  28. Joseph Frazier Wall, Andrew Carnegie (1970).
  29. Ron Chernow, Titan: The Life of John D. Rockefeller, Sr. (2004)
  30. T.J. Stiles, The First Tycoon: The Epic Life of Cornelius Vanderbilt (2009)
  31. Daniel Hovey Calhoun, The American Civil Engineer: Origins and Conflicts (1960)
  32. Walter Licht, Working for the Railroad: The Organization of Work in the Nineteenth Century (1983)
  33. Alan Birch, Economic History of the British Iron and Steel Industry (2006)
  34. Sir Charles Algernon Parsons Encyclopædia Britannica
  35. Broadberry and O’Rourke (2010)
  36. Chandler (1990) p 474-5
  37. Carsten Burhop, "Pharmaceutical Research in Wilhelmine Germany: the Case of E. Merck, " Business History Review . Volume: 83. Issue: 3. 2009. pp 475+. in ProQuest
  38. Patrick O’Brien, Railways and the Economic Development of Western Europe, 1830-1914 (1983)

Ссылки

  • Atkeson, Andrew and Patrick J. Kehoe. "Modeling the Transition to a New Economy: Lessons from Two Technological Revolutions," American Economic Review, March 2007, Vol. 97 Issue 1, pp 64–88 in EBSCO
  • Appleby, Joyce Oldham. The Relentless Revolution: A History of Capitalism (2010) excerpt and text search
  • Beaudreau, Bernard C. The Economic Consequences of Mr. Keynes: How the Second Industrial Revolution Passed Great Britain (2006)
  • Bernal J. D. Science and Industry in the Nineteenth Century. - Bloomington: Indiana University Press, 1970. - ISBN 0-253-20128-4
  • Broadberry, Stephen, and Kevin H. O"Rourke. The Cambridge Economic History of Modern Europe (2 vol. 2010), covers 1700 to present
  • Chandler, Jr., Alfred D. Scale and Scope: The Dynamics of Industrial Capitalism (1990).
  • Chant, Colin, ed. Science, Technology and Everyday Life, 1870-1950 (1989) emphasis on Britain
  • Hobsbawm E. J. Industry and Empire: From 1750 to the Present Day. - 2nd ed.. - New York: New Press, 1999. - ISBN 1-56584-561-7
  • Hull, James O. "From Rostow to Chandler to You: How revolutionary was the second industrial revolution?" Journal of European Economic History, Spring 1996, Vol. 25 Issue 1, pp 191–208
  • Kornblith, Gary. The Industrial Revolution in America (1997)
  • Kranzberg Melvin Technology in Western Civilization. - 2 vols.. - New York: Oxford University Press, 1967.
  • Landes David The Unbound Prometheus: Technical Change and Industrial Development in Western Europe from 1750 to the Present. - 2nd ed.. - New York: Cambridge University Press, 2003. -

Перечислим главные инновации, создавшие технологическую революцию.

Вторая промышленная революция произошла во второй половине 19 века. В отличии от Первой промышленной революции, основанной на переходе от ручного труда к машинному, ее главным «двигателем» стало развитие науки и внедрение ее результатов в производство. Только в США с 1860 по 1890 году было зарегистрировано около 500 тысяч изобретений (оформленных патентами). Причем, что очень важно, инновации, появившиеся в ходе технологической революции 19 века, были не случайными открытиями изобретателей-одиночек, а следствием системного применения научных знаний. Все это привело к бурному экономическому росту (за 1880-е годы ВВП США удвоился), который вылился в «ревущие двадцатые». Именно США (как самая рыночная страна) были главными «революционерами», что позволил им стать самой мощной экономической державой мира.

Перечислим главные инновации Второй промышленной революции:

1.Появление массовой электрификации (первая центральная электростанция была создана Томасом Эдисоном в Нью-Йорке в 1882 году) и электромотора (В 1886 г. электромотор был использован для движения трамвая).

2.Зарождение и развитие нефтяной промышленности. Проявилась в массовом применении керосина (торговая марка «керосин» зарегистрирована в 1854 году), а с начала 20-го века — бензина.

3.Изобретение Генри Бессемером дешевого способа создания стали из чугун (патент на технологию «бессемеровского процесса» получен в 1856 году).

4.Электрический телеграф и телефон. В 1866 году США и Европа была соединена первым долговечный трансатлантическим телеграфным кабелем, а в 1876 году был выдан патент на телефон Александру Беллу. В конце 1898 года открылась телефонная линия Москва — Петербург.

5.С появлением бумагоделательной машины, бумагу стали делать из древесины, что резко удешевило процесс передачи информации (газеты, книги и пр.).

6.Изобретение автомобиля. Первый автомобиль с двигателем внутреннего сгорания был создан Карлом Бенцем в 1886 году, а уже в 1916 году компания Генри Форда снизила цены на модель «Т» до 360 долларов, что сделало его народным средством передвижения.

7.Появление «научного менеджмента». Новый подход организации производства, основанный на стандартизации и оптимизации операций, связан, в первую очередь с Фредериком Тейлором, внедрившим конвейерный метод на заводах Форда.

8.Резкий скачок в строительстве железных дорог (научились делать рельсы из стали), что снизило себестоимость перевозки грузов и пассажиров и дало мощный толчок торговле. Общая длина американских железных дорог между 1860 и 1880 гг. выросла в три раза, а к 1920 г. - ещё втрое.

P.S. Для того, чтобы осознать какой рывок сделала наука в конце 19-го и начале 20-го века посмотрите на это фото (V Сольвеевский конгресс по физике в Брюсселе, осень 1927 года). Все эти ученые родились во второй половине 19-го века.

На рубеже веков в промышленности паровая энергия была заменена электри-ческой, что положило начало электрифи-кации производства. Появился двигатель внутреннего сгорания, лидирующими от-раслями промышленности стали нефте-добыча, нефтепереработка, электроэнер-гетика, электротехника, были созданы новые виды транспорта: автомобиль (К. Даймлер, К. Бенц), аэроплан (братьев У. и О. Райт). Развитие промышленности вызвало появление новых средств связи (беспроволочный телеграф А. С. Попова и Г, Маркони). В химической промыш-ленности началось производство искусст-венных красителей, пластмасс. В сель-ском хозяйстве стали широко применяться минеральные удобрения. Достижения науки и техники проникли непосредст-венно в домашнюю жизнь: начали ис-пользоваться пылесос (1908), аспирин (1899), оказавшийся самым универсаль-ным лекарством.

В промышленности шли процессы концентрации производства и его ра-ционализации — они способствовали увеличению прибыли, сократившейся в результате роста конкуренции и паде-ния цен. Немецкий предприниматель Карл Дуйсбург, основатель химического концерна «Фарбен», указывал, что «целью всякого слияния производственных и фи-нансовых объектов должно всегда быть возможно большее снижение стоимости продукции, административных и коммер-ческих расходов для получения наивысшей возможной прибыли путём исключения разрушительной конкуренции». Наряду с этим происходила концентрация банковского капитала и участие его в инвестициях в промышленное производство.

Концентрация производства сочеталась с процессом монополи-зации, то есть с захватом рынка одним производителем. В Герма-нии угольный синдикат «Рейн-Вестфалия» контролировал в 1893 г. до 90 % добычи угля в регионе. Американская «Стандарт Ойл» конт-ролировала в 1880-е гг. 95% производства горючего в США. Тенден-ция к монополизации и сверхмонополизации особенно сильно проявлялась в тяжёлой промышленности и в отраслях, зависящих от правительственных заказов. Однако контроль над рынком и ли-квидация конкуренции не были ни всеобщими, ни необратимыми, они были лишь составляющими тех процессов, которые происхо-дили в экономике конца XIX — начала XX в.

Синдикаты, тресты, корпорации устанавливали монополию в целых отраслях, в то время как мелкие и средние предприятия не выдерживали борьбу с такими конкурентами. На практике ока-залось, что неограниченная конкуренция и свободные рыночные отношения служат интересам финансистов и промышленных магнатов, составлявших незначительный процент населения.

Антимонопольная борьба

Госу-дарство, побуждаемое общественным мнением, стало бороться против монополий, усиливая своё влияния на экономическую сфе-ру. В 1880 г. в США был принят антитрестовский «закон Шерма-на», считающийся одним из первых антимонопольных законов. На его основании признавалось незаконным любое объединение, направленное на ограничение производства и торговли. Это были первые шаги на пути превращения капитализма в систему свобод-ного предпринимательства, при которой рыночная конкуренция дополняется механизмами государственного регулирования эко-номики.

В последней трети XIX — начале XX в. преобразились структуры управления крупными предприятиями — возникли офисы и бухгал-терии вместо прежних цеховых конторок. Теперь процесс управ-ления стал осуществлять не сам хозяин предприятия, а аппарат служащих, состоящий из инженеров, бухгалтеров, административ-ного персонала. Вместо личности на сцену вышла корпорация, или концерн. Типичным представителем деловых кругов стал не один из членов семьи владельца фирмы, а получающий заработ-ную плату работник аппарата, которого контролировал не сам хо-зяин, а представитель банка или совета акционеров.

В начале XX в. европейские страны начали специализироваться на производстве отдельных видов продукции. Так, Швейцария опередила другие государства в фармацевтической промышлен-ности и стала лучшим производителем часов, Голландия специали-зировалась на электропромышленности («Филипс»), Италия — на судостроении и автомобилестроении.

Новые отрасли потребо-вали больших капиталовложений и обширных научных изысканий. Поэтому если британские банки в основном традиционно поддерживали торговлю и ведали оборотом валюты, то немецкие вкладывали значительные средства в развитие промышленности, и сами банкиры входили в правления многих акционерных обществ . Банки и акционерные общества объединялись в крупные картели, таким образом они избегали излишней конкуренции.

В Германии тенденция к образованию крупных монополий стала преобладающей, хотя это и противо-речило правилам рыночной экономики. Особенно широкое распространение монополии получили в угольной, сталелитейной промышленности (концерн Круппа), в электротехнической промышленности («Сименс»). При этом круп-ные экономические объединения рассматривались не как угроза рынку, а как способ противостоять напору иностранных конкурентов. Немецкий капитализм создавался на основе тесного взаимодействия промышленников и государства, которое давало крупные заказы, преимущественно военные.

Главной тенденцией развития экономики в конце XIX в. стал переход от капитализма, основанного на свободной конкуренции отдельных самостоятельных предприятий, к базирующемуся на монополии или олигополии. В основе этого перехода лежали из­менения в производительных силах, вызванные бурным развити­ем науки и техники в конце XIX - начале XX в., получившие название второй технологической революции. Первой технологичес­кой революцией был промышленный переворот. Вторая техноло­гическая революция развернулась в последней трети XIX в. и про­должалась до Первой мировой войны (1914-1918).

Важнейшее значение имело изменение энергетической базы производства: паровая энергия была заменена электрической, на­чалась электрификация производства, сложилась технология по­лучения, передачи и приема электроэнергии. В 80-е гг. XIX в. была изобретена паровая турбина, а в результате ее соединения в еди­ный агрегат с динамомашиной был создан турбогенератор. Воз­никли новые отрасли промышленности - электрохимия, электро­металлургия, электрический транспорт. Появились двигатели внутреннего сгорания, работавшие от энергии, получаемой при сгорании газов бензина (Н. Отто) и нефти (Р. Дизель). В 1885 г. был построен первый автомобиль (Г. Даймлер, К. Бенц). Двигатель внутреннего сгорания стал широко использоваться на транспорте, в военной технике, ускорил механизацию сельского хозяйства.

Значительно продвинулась вперед химическая промышленность: началось производство искусственных (анилиновых) красителей, пластмасс, искусственного каучука; были разработаны новые эффек­тивные технологии получения серной кислоты, соды и т.п. В сель­ском хозяйстве стали широко применяться минеральные удобрения.

В металлургии в результате использования конвертеров Бессе­мера и Томаса в отдельную, весьма значимую подотрасль выде­лилось сталелитейное производство; получили развитие электри­ческая сварка, ковка и плавка металлов. На заводах Г. Форда в 1912-1913 гг. впервые был применен конвейер.

Рост промышленного производства и торговли обусловил раз­витие транспорта. Возросла мощность, сила тяги и быстроход­ность паровозов. Совершенствовались конструкции пароходов. Началась электрификация железнодорожного транспорта, появи­лись новые транспортные средства - танкеры (нефтеналивные суда) и дирижабли. Первые шаги делала авиация.

В 1895 г. русским ученым А.С. Поповым было изобретено ра­дио, началось использование телефонной связи; увеличилась про­тяженность телеграфных линий.

В военной области появилось автоматическое стрелковое ору­жие, возросла мощность взрывчатых веществ, начали изготавли­ваться отравляющие вещества.

Отраслями-лидерами на рубеже веков стали: нефтедобыча и нефтепереработка, электроэнергетика и электротехника, новые виды транспорта.

Технологическая революция изменила отраслевую структуру промышленности. На первый план вышли отрасли тяжелой индуст­рии, значительно опередив по темпам роста легкую промышлен­ность. Структурные сдвиги вызвали резкое возрастание минимальных размеров капитала, необходимого для создания и работы отдельно­го предприятия. Привлечение дополнительных капиталов достига­лось посредством выпуска акций и создания акционерных обществ

В США акционерные общества возникли в первую очередь на железнодорожном транспорте. Из 150 тыс. миль железных дорог шесть компаний контролировали 100 тыс. миль. В 1913 г. на пред­приятиях, принадлежавших акционерным обществам (28% всех предприятий), было занято 80% рабочих.

В Германии образование акционерных обществ охватило прежде всего горную и металлургическую промышленность, строитель­ство и железные дороги.

В Англии рост акционерных обществ приходился на 1885- 1905 гг., когда для привлечения сбережений населения было разрешено вы­пускать мелкие акции номиналом до 1 фунта стерлингов.

Во Франции акционерные компании возникли в 70-е гг. XIX в. сначала в металлургической и военной, а затем и в других отраслях промышленности, однако интенсивность этого процесса здесь была ниже, чем в США и Германии.

Помимо акционерной существовали и другие формы собствен­ности: государственная, кооперативная, муниципальная.

Государственная собственность образовывалась двумя основны­ми способами: за счет средств госбюджета и национализации част­ных предприятий. В конце XIX - начале XX в. первый путь был более распространенным в большинстве стран Старого Света, вто­рой использовался в странах переселенческого капитализма. Ко­оперативная собственность возникла на основе добровольного объе­динения капиталов и средств производства мелких товаропроиз­водителей, служила формой защиты их от эксплуатации посредников и крупных предпринимателей. С середины XIX в. и до 1914 г. возникли основные виды кооперации: потребительская, кредитная, сельскохозяйственная, жилищная. К началу Первой мировой войны Россия занимала первое место в мире по числу участников кооперативного движения (24 млн человек), объеди­ненных в 63 тыс. кооперативов. В Западной Европе 120 тыс. ко­оперативов объединяли 20 млн человек, в США в 600 кооперати­вах трудилось 70 тыс. человек.

Муниципальная собственность и хозяйство возникли в связи с развитием социально-экономической инфраструктуры (транспорт, электроснабжение, газоснабжение, школы, больницы) в городах и сельской местности в последней трети XIX в.

Укрупнение производства, усложнение структуры экономики обусловили переход к новой форме организации производства - монополии. Простейшими формами монополий являлись пул, кон­венция, корнер, ринг; более зрелыми - картель, синдикат, трест, концерн.

Причинами монополизации рынка, помимо возрастания ми­нимальных размеров капитала, требуемого для функционирова­ния отдельного предприятия, являлись стремление предпринима­телей к извлечению максимума прибыли за счет вытеснения кон­курентов и установления барьеров для вступления в отрасль, возникновение естественных монополий (предоставление прави­тельством какой-либо одной фирме исключительной привилегии на поставку газового топлива, электричества, телефонных услуг и т.д.) в связи с развитием коммунального хозяйства, формирова­ние патентного права, различного рода махинации и злоупотреб­ления вплоть до шантажа и прямого разбоя.

Структурные сдвиги в промышленности обусловили не толь­ко концентрацию производства, но и централизацию капитала. Потребности предпринимателей в заемных средствах для расши­рения производства и обновления основного капитала способство­вали централизации банковского дела. Постепенно менялась роль банков в экономике - из пассивного посредника в платежах банки превращались в активных участников рынка. Мелкие банки от­теснялись и поглощались крупными и включались в единый «кон­церн» посредством скупки или обмена акций между банками, си­стемы долговых отношений и т.д. С ростом концентрации банков сокращался круг учреждений, к которому вообще можно обра­щаться за кредитом, следствием этого стало увеличение зависи­мости крупной промышленности от немногих банковских групп. В свою очередь, сами банки часть капиталов вкладывали в про­мышленность, выступая уже в качестве организаторов производ­ства.

Таким образом, банковский капитал срастался с промышлен­ным в финансовый капитал. Особенно интенсивно этот процесс проходил в США, где банки, финансируя различные компании, устанавливали над ними контроль, подчиняли их путем скупки акций, делегировали своих представителей в правления трестов, а иногда образовывали новые тресты. Например, под контроль банка Дж. Моргана попали крупнейшие корпорации в энергети­ке и электротехнике («Дженерал электрик»), телеграфно-телефон­ной связи (АТТ), автомобилестроении («Дженерал моторе») и др. Морган создал первую в мире компанию с миллиардным оборо­том - «Юнайтед стейтс стил», под контролем которой оказалось 3 / 5 производства американской стали. Нередко и промышленни­ки превращались в банкиров. Например, Дж. Рокфеллер, нажив огромные прибыли в нефтяном бизнесе, использовал их для со­здания Национального городского банка Нью-Йорка, ставшего основой современного «Чейз Манхэттен Бэнк».

Усиление позиций финансового капитала приводило к образо­ванию финансовой олигархии из числа наиболее влиятельных бан­киров и предпринимателей.

За 1850-1900-е гг. добыча угля в мире увеличилась более чем в 10 раз, добыча нефти - 25 раз, выплавка стали за 1870-1900-е гг. возросла более чем в 50 раз. Рост масштабов производства, нара­щивание объемов производимой продукции неизбежно требова­ли расширения рынка. Возросло значение внешней торговли.

С 1891 по 1910 г. экспорт увеличился на 77% в США, 52% в Анг­лии, 107% в Германии, 54% во Франции, а вся международная торговля в 1,5 раза. Укрепление и расширение международных экономических связей положило начало формированию мирового хозяйства как единого механизма, связывающего все регионы зем­ли. Важнейшим звеном системы стали биржи крупнейших горо­дов мира, ежедневно регистрирующие изменение мировых цен под влиянием мирового спроса и предложения. Международный об­мен превращался в необходимое условие дальнейшего развития рынка. Активизировалось не только мировое движение товаров (внешняя торговля), но и рабочей силы (эмиграция и миграция) и капитала.

Экспорт капитала осуществлялся в различных формах: государ­ственные и коммунальные займы, прямые инвестиции, кредиты. Первая форма наибольшее развитие получила во Франции, неда­ром эту страну называли «мировым ростовщиком». Помимо про­центов с займа страна-экспортер получала, как правило, допол­нительные выгоды. Например, предоставив Турции заем на 2,2 млрд франков, Франция получила концессию на строительство железных дорог, установила контроль над важнейшими турецки­ми морскими портами, оказывала влияние на работу главного банка страны - Оттоманского. Турция фактически превратилась в полуколонию Франции.

Ведущей страной по вывозу прямых инвестиций была Велико­британия. К 1900 г. ее капиталовложения за рубежом составили 20 млрд долл., Франция вывезла 10 млрд долл., Германия - 5 млрд долл., США - лишь 0,5 млрд долл. Соединенные Штаты еще оставались должником Европы.

В начале XX в., когда развитие монополий фактически унич­тожило конкуренцию в рамках государства, она сохранялась на мировом уровне как конкуренция за сферы влияния. Примером может служить конкуренция двух крупнейших электрических компаний мира - американской «Дженерал электрик» и гер­манской АЭГ. Последняя распоряжалась капиталом на сумму 1,5 млрд марок, являясь гигантским комбинированным предпри­ятием с производством различной продукции - от кабелей и изоляторов до автомобилей и летательных аппаратов. В 1907 г. эти компании заключили договор о разделе рынков. «Дженерал элек­трик» получила для своей продукции рынки США и Канады, АЭГ - Европы и части Азии.

На мировом уровне использовались любые методы конкурент­ной борьбы - от снижения цен за счет их повышения на внутрен­нем рынке до промышленного шпионажа. В конкурентную борь­бу активно включались государства, изменявшие таможенные пошлины и железнодорожные тарифы в интересах монополий.

Развитие капитализма в сельском хозяйстве определило два варианта хозяйствования: фермерский путь, который особенно ярко проявился в США и Канаде, и прусский путь капиталистической эволюции помещичьих хозяйств. Однако для Европы характерно сочетание обоих путей развития капитализма в аграрном секторе. Результатом стала растущая товарность сельскохозяйственного производства на основе более высокой производительности труда и эффективной агротехники.

Формирование мирового хозяйства сопровождалось террито­риальной экспансией - созданием колониальных империй и под­чинением независимых государств. В последней четверти XIX в. развернулась борьба индустриальных государств за территории в Азии, Африке, на Тихом океане. Великобритания, Франция, США, Япония, более мелкие государства - Бельгия, Голландия, Португалия, Испания приняли участие в колониальных захватах и создании колониальных империй. Больше других в этом преус­пела Англия, которая за 1884-1900 гг. приобрела 3,7 млн кв. миль с населением в 57 млн человек. Немного отстала Франция, захва­тившая территорию в 3,6 млн кв. миль с населением свыше 36 млн человек. Германии досталось меньше - 1 млн кв. миль с 16 млн человек населения. К началу XX в. в основном был завер­шен территориальный раздел мира горсткой государств. Главным объектом колониальной экспансии в это время являлась Африка. Крупнейшие африканские страны стали английскими колониями: Нигерия, Кения, Танганьика. Англия оккупировала Египет и Су­дан, на юге континента создала колонию Родезия. Франция за­владела Тунисом, западной частью Центральной Африки, Мада­гаскаром. Германии достались земли так называемой германской Восточной и Юго-Западной Африки (Того, Камерун).

В сферу экспансии капитала попали многие формально неза­висимые государства в Азии и Латинской Америке.

Таким образом, в конце XIX в. завершился процесс становле­ния индустриального капиталистического общества в Западной и Центральной Европе и Северной Америке. Это была зона уско­ренного, «передового» развития капитализма, его «первый эше­лон». Восточная Европа, включая Россию, а в Азии - Япония, вставшие на путь реформ, представляли зону «догоняющего раз­вития». Эпоху структурных и институциональных изменений в конце XIX - начале XX в. определяли понятием «империализм». Позже большее распространение получил термин монополистичес­кий капитализм.

Франкфуртский мирный договор 1871 г., завершивший Фран­ко-прусскую войну, не привел к стабилизации международных отношений в Европе. Наоборот, мощный экономический рывок Германии позволил Бисмарку в 70-80-е гг. XIX в. бороться за ге­гемонию Германии в Европе. Этим обусловлены курс на милита­ризацию страны, создание постоянной военной угрозы, особенно Франции, а также попытки создания прогерманских военно-поли­тических блоков. В 1898 г. Германия приступила к строительству большого военного флота, бросив прямой вызов Великобритании и другим странам.

В Европе в последней трети XIX в. обозначились основные контуры противостоящих коалиций. Они окончательно оформи­лись в начале XX в. и привели европейские народы к Первой ми­ровой войне.

Главная тенденция развития экономики в конце XIX в. - переход от капитализма, основанного на свободной конкуренции самостоятельных предприятий, к монополии. Основа перехода - изменения в производительных силах, вызванные бурным развитием науки и техники, то есть вторая технологическая революция, которая развернулась в последней четверти XIX в. и продолжалась до мирового экономического кризиса конца 20-х - начала 30-х годов XX в.

Причина второй технологической революции - изменение энергетической базы производства. На смену паровой энергии приходит электричество, начинается электрификация производства, создаются новые производства: электрохимия, электрометаллургия, электрический транспорт.

Основные черты:

· 1885г. - построен первый автомобиль (Даймлер, Бенц). Использование двигателя внутреннего сгорания на транспорте и в военной технике, механизация с/х. В 80-е годы XIX в. была изобретена паровая турбина, а в результате ее соединения в единый агрегат с динамо-машиной был создан турбогенератор.

· Развитие химическая промышленность (появление искусственных красителей, пластмассы, искусственного каучука), были разработаны новые эффективные технологии получения серной кислоты, соды и т.п.

· Развитие металлургии (разработка новых способов получения стали, удешевивших и увеличивших производство. Переход из «железного» в «стальной» век). В металлургии в результате использования конвертеров Бессемера и Томаса в важную подотрасль выделилось сталелитейное производство; получили развитие электрическая сварка, ковка, и плавка металлов. На заводах Г. Форда в 1912–1913 гг. впервые был применен конвейер.

· Рост машиностроения из-за увеличения выплавки стали, создаются условия для усиленного ж/д строительства и развития океанского судоходства.

· Электрификация ж/д транспорта, появление танкеров и дирижаблей, развитие авиации. Возникли новые отрасли промышленности электрохимия, электрометаллургия, электрический транспорт.

· Появление в военной области автоматического стрелкового оружия, отравляющих веществ, увеличение мощности взрывчатых веществ.

· 1895г – изобретение радио (Попов), использование телефонной связи.

· Отраслями-лидерами на рубеже веков стали: нефтедобыча и нефтепереработка, электроэнергетика и электротехника, новые виды транспорта.

Последствия:

· Ускорение технического прогресса, быстрое расширение промышленного производства способствовали оформлению экономического неравенства стран и смене мирового лидера (1- США, 2- Германия, 3- Англия).

· Технологическая революция изменила отраслевую структуру промышленности. На первый план вышли отрасли тяжелой индустрии, значительно опередив по темпам роста легкую пром-ть.


· Появление новой формы организации капитала - акционирования, что позволило создавать крупные по размерам производимой продукции предприятия. В США - железнодорожном транспорте. В Германии - горную и металлургическую промышленность, строительство и железные дороги. В Англии рост акционерных обществ приходится на 1885–1905 гг., когда для привлечения сбережений населения было разрешено выпускать мелкие акции номиналом до 1 фунта стерлингов. Во Франции акционерные компании возникли в 70-е годы XIX в. сначала в металлургической и военной.

· Усложнение хозяйственной жизни способствовало расширению форм собственности, появлению и развитию государственной(за счет средств госбюджета и национализации частных предприятий), кооперативной (основе добровольного объединения капиталов и средств производства мелких товаропроизводителей; служила формой защиты их от эксплуатации посредников и крупных предпринимателей) и муниципальной собственности(с развитием социально-экономической инфраструктуры (транспорт, электроснабжение, газоснабжение, школы, больницы) в городах и сельской местности).

· Укрупнение производства, усложнение структуры экономики обусловили переход к монополии (простейшие формы монополии – корнер, пул, ринг, конвенция; более зрелые – картель, синдикат, трест, концерн, холдинг).

· Мелкие банки оттеснялись и поглощались крупными, включались в единый «концерн» посредством скупки или обмена акций между банками, системы долговых отношений. Банковский капитал срастался с промышленным в финансовый капитал. в США, где банки, финансируя различные компании, устанавливали над ними контроль, подчиняли их путем скупки акций, направляли своих представителей в правления трестов, а иногда образовывали новые тресты. Дж. Моргана: крупнейшие корпорации в энергетике и электротехнике («Дженерал электрик»), телеграфно-телефонной связи (АТТ), автомобилестроении («Дженерал моторз») и др. Морган создал первую в мире компанию с миллиардным оборотом – «Юнайтед стейтс стил», под контролем которой оказалось 3/5 производства американской стали. Нередко и промышленники превращались в банкиров. Например, П. Рокфеллер, нажив огромные прибыли в нефтяном бизнесе, использовал их для создания «Национального городского банка Нью-Йорка», ставшего основой современного «Чейз Манхэттен бэнк».

· формирование мирового хозяйства. Важнейшим звеном системы стали биржи крупнейших городов мира, ежедневно регистрирующие изменения мировых цен под влиянием мирового спроса и предложения.

· В начале XX в., когда развитие монополий фактически уничтожило конкуренцию в рамках государства, она сохранялась на мировом уровне как конкуренция за сферы влияния. На мировом уровне использовались любые методы конкурентной борьбы – от снижения цен за счет их повышения на внутреннем рынке до промышленного шпионажа. В конкурентную борьбу активно включалось государство, менявшее таможенные пошлины и железнодорожные тарифы в интересах монополий.

· В сельском хозяйстве: фермерский путь, который особенно ярко проявился в США и Канаде, и прусский путь капиталистической эволюции помещичьих хозяйств.

· Формирование мирового хозяйства сопровождалось территориальной экспансией – созданием колониальных империй и подчинением независимых государств. В последней четверти XIX в. развернулась борьба индустриальных государств за территории в Азии, Африке, на Тихом океане.

Таким образом, в конце XIX в. завершился процесс становления индустриального капиталистического общества в Западной и Центральной Европе и Северной Америке. Это была зона ускоренного, «передового» развития капитализма, его «первый эшелон». Восточная Европа, включая Россию, а в Азии – Япония, вставшие на путь реформ, представляли зону «догоняющего развития». Эпоху структурных и институциональных изменений в начале XX в. определяли понятием «империализм»