Как я решила путешествовать бесплатно и почему я больше никогда не стану этого делать. Больше шансов завести новых друзей

Не стоит уговаривать друзей поехать с вами или искать попутчиков на интернет-форумах, ведь это так приятно – странствовать в одиночку! Сегодня мы назовем 10 причин, почему путешествовать наедине с собой гораздо лучше, чем в компании.

Не нужно никого ждать

У каждого человека свой темп жизни: один может встать утром и привести себя в порядок за 10 минут, тогда как другому для этого потребуется, как минимум, пара часов, кто-то любит приезжать в аэропорт заранее, а кому-то жалко тратить время впустую, когда можно было успеть посетить еще парочку музеев. Поэтому в путешествии мы испытываем дискомфорт оттого, что нам приходится ждать попутчиков или, напротив, нервничать и торопиться. Путешествуя наедине, вы сможете существовать в собственном ритме.

Не нужно согласовывать план

Путешествуя в одиночку, вы можете провести целый день в спа-центре или в музее автомобилей, заехать на несколько часов в крупный торговый центр или проваляться неделю на пляже покрываясь идеальным «шоколадным» загаром, отобедать три раза подряд или «зависнуть» на ночь в клубе, и вам не придется никого уговаривать составить вам компанию, не нужно согласовывать маршрут и пренебрегать собственными желаниями ради сохранения отношений.

Не придется делиться

Совместное проживание предполагает, что вам постоянно придется искать компромиссы и делиться многим: например, в номере может оказаться одна единственная розетка, а все телефоны, компьютеры и фотоаппараты требуют зарядки, и нужно будет решить, чья техника важнее. Или ваш попутчик считает, что он вправе пользоваться вашей зубной пастой или шампунем (даже не попытавшись взять собственные из дома). А некоторые считают нормальным постоянно залезать в вашу тарелку и пробовать все, что вы заказываете.

Никто не храпит на соседней кровати

Даже давно знакомый человек, если вы окажетесь с ним в одном номере, может преподнести массу сюрпризов: вдруг оказывается, что вы спите слишком чутко, а ваш сосед громко храпит, и его невозможно разбудить, даже чтобы сообщить ему об этом. Или он привык десять раз за ночь бегать в туалет и греметь дверями, а вы просыпаетесь от каждого шороха. Так же неудобно жить вместе, если ваш товарищ предпочитает тепло и боится сквозняков, а вы привыкли проветривать комнату и спать с открытой форточкой.

Никто не нарушит одиночества

Каждому человеку время от времени необходимо отдохнуть от людей и побыть наедине с собой. Если же вы делите номер с другом, то у вас не будет ни секунды одиночества. Скорее всего, вы не сможете посидеть в тишине (потому что соседу захочется поговорить или он включит телевизор), вам не удастся поразмышлять о том, что увидели за день, не отвечая на вопросы «о чем ты думаешь».

Никто не напомнит о «домашних» проблемах

Порой мы покупаем билеты, надеясь, отдохнуть от стресса на работе или от каких-то семейных неурядиц. Приглашая с собой в поездку знакомого человека, по сути, вы кладете эти домашние проблемы в свой чемодан: выбрав в попутчики друга, на отдыхе вы неминуемо будете обсуждать общих знакомых, если с вами отправится коллега – не избежать разговоров об офисных делах. Полностью отключиться и забыть обо всем удастся только если вы один.

Больше шансов завести новых друзей

Путешествуя в одиночку, у вас гораздо больше шансов познакомиться с новыми людьми и завести друзей в разных уголках мира. Вам постоянно придется обращаться со всевозможными вопросами к местным жителям, и, вероятно, кое-кто из них согласится показать вам город, сводить в модный клуб или даже пригласит на семейное торжество. Да и другим людям психологически легче завести разговор с вами, когда вокруг никого нет.

Никто не расскажет о ваших секретах

Если вы совершаете вояж с друзьями, то ваши приключения, особенно те, которые вы хотели бы скрыть, обязательно станут достоянием общественности: о них узнают ваши знакомые, несколько сотен фрэндов на фейсбуке, наконец, ваши родители. «Добрые» друзья непременно сфотографируют или снимут на камеру, как вы падаете со слона, а потом еще и выложат все это в интернет. Понятно, что особенно интересно друзьям будет посплетничать о ваших любовных похождениях или об их отсутствии. (см. One Night Stand или секс на одну ночь) А путешествуя в одиночку, вы сможете рассказать товарищам лишь то, что пожелаете.

Никто не осудит ваши труды

Если организатором поездки выступили вы, то готовьтесь, что на протяжении всего вояжа придется выслушивать всевозможные замечания: кому-то обязательно не понравится гостиница, другой обвинит вас, что вы предложили купить авиабилеты на неудобное время, а третий посчитает, что вы плохо продумали маршрут, и, конечно, никто не скажет спасибо за гигантскую проделанную вами работу. И даже если все участвовали в организации, то во время поездки вам припомнят все, что предложили вы. Избежать этого можно только одним способом – путешествовать одному.

Вы научитесь отвечать за свои поступки

И, наконец, путешествуя в одиночку, вы yчитесь планировать и отвечать за последствия своих поступков: если вы неточно указали данные в авиабилете или забронировали гостиницу на неправильную дату, если вас ограбили, потому что вы зачем-то решили свернуть в темный переулок, или вы заблудились в китайской глубинке, где никто не понимает по-английски, и понятия не имеете, где ваш отель, то вам не удастся обвинить в ошибке турфирму или товарищей – в этом будете виноваты только вы, а потому отвечать за последствия и искать решение придется только вам.

Этим летом я отважилась на самую авантюрную поездку в своей жизни: мы с подругой решили повторить альпийские путешествия различных тревел-блогеров из инстаграма. Мы вооружились листочками и маркером для автостопа, списались с жителями приальпийских городов на сайте CouchSurfing, загрузили рюкзаки и помчались покорять горы. Это был мой первый подобный опыт. И, сразу признаюсь, последний.

Сегодня я расскажу о том, чего стоит ожидать от подобных бесплатных развлечений, а также развенчаю или подтвержу некоторые мифы о каучсерфинге и автостопе. Итак, в путь! Краткое уточнение: наш 5-дневный маршрут пролегал по Восточным Альпам, начиная от Мюнхена и заканчивая Грацем (Австрия). Каждый день мы ночевали у каучей, короткие и сложные расстояния преодолевали на автобусах, длинные - автостопом.

Миф № 1: Каучсерфинг - это очевидный аналог сайта знакомств. И порой это опасно

Это довольно популярный слух среди тех, кто ни разу не пользовался сервисом. Признаюсь, я считала так же, но в итоге мы поочередно были гостями у воспитаннейших людей: немецкого инженера BMW, итальянского архитектора, австрийского аспиранта факультета биомедицинской инженерии и французского конструктора двигателей. Все эти ребята были старше 30, холосты, интеллигентны, много путешествовали, знали много языков и продолжали познавать мир путем каучсерфинга. При этом никаких странных намеков и откровенных моментов - все было идеально, пока мы не доехали до нашего последнего хоста в австрийском городе Грац. Именно там воплотились в реальность мои самые скептические подозрения, и мы с подругой все-таки нарвались на извращенца, е-е-е!
В его пользу изначально было все: большое количество положительных отзывов в профиле, сообщения с обещаниями показать нам город и устроить вечеринку, несмотря на будний день, и т. д. Но когда мы приехали, этот кауч, вальяжно разлегшись перед нами в трусах и с самокруткой, резко заявил нам, что ему лень и мы никуда не пойдем. Ну а после того как мы с подругой выяснили, что с ним и поговорить-то не о чем, кроме как о клубах, мы разглядели его план не только «в руках», но и в голове. И тут он, словно прочитав наши мысли, перешел к 10-минутному самому неловкому и неприятному диалогу в моей жизни с целью получить совместное с нами удовольствие. В общем, этого чувака с разбушевавшейся фантазией и тестостероном еле получилось угомонить. В ответ он разозлился и перестал с нами разговаривать - джентльмен XXI века, нечего сказать.
После таких эмоций у меня осталось плохое впечатление от каучсерфинга и от Австрии в целом. Хотя справедливости ради стоит сказать, что у моей подруги, каучсерферский опыт которой исчисляется в десятках хостов (это те, кто принимает гостей), такое случилось впервые, поэтому можно сказать, что на 98% сервис безопасен. Отзыв мы нашему австрийцу не написали, поскольку подумали, что такой человек в отместку также может написать в наш профиль что-то плохое, тем самым понизив рейтинг странички (так что во многих случаях отрицательные отзывы просто не оставляются на сайте, имейте в виду).
Чтобы не заканчивать пункт на негативной ноте, вот вам уютно спящий котик интеллигентнейших каучей из Инсбрука.

Миф № 2: Благодаря каучсерфингу ты узнаешь страну изнутри

Да, местные расскажут гораздо больше, чем можно прочитать в путеводителях и найти на туристических форумах. Но! Тут я внесу небольшое частное уточнение: если вы останавливаетесь у каучей всего на один день (а обычно так и делают), скорее всего, вы ничего не успеете посмотреть: вам удастся как раз-таки только выслушать про уникальные места, не более.
Потому что нужно понимать, что каучсерфинг - это не просто бесплатная ночевка, а культурный обмен. Если вы приезжаете к иностранцу в гости, он воспринимает вас как человека, который должен его занять, развлечь, рассказать новое, а не просто воспользоваться его свободной комнатой. Поэтому, с одной стороны, это круто, но с другой - вы вполне можете расплатиться за это тем, что потратите на знакомство с хостами больше времени, чем на знакомство с самим городом. Но у каждого свои интересы, поэтому не берусь судить, что лучше.
Что же касается меня, предлагаю просто посмотреть на этот коллаж.


Слева - то место, куда я очень хотела попасть в Мюнхене, а справа - то, где я провела бо́льшую часть времени в этом городе. Думаю, не стоить говорить, как я была расстроена.

Миф № 3: Парни «хостят» только девушек, девушки - парней

Отчасти это правда. Когда моя подруга объявила мне, что все наши хосты будут парнями, я слегка взволновалась и полезла в Google искать что-нибудь о гендерной теории каучсерфинга. Таковой не оказалось, поэтому, опираясь на форум с Reddit и опыт своих знакомых, я решила вывести ее сама: парни «хостят» (принимают в гости) в основном девушек или смешанные компании, так как им в целом приятнее и комфортнее в женском или смешанном обществе, нежели в чисто мужском. Девушки в принципе «хостят» меньше и выбирают скорее не по гендерному признаку, а по отзывам и первому впечатлению.

Миф № 4: С каучсерфингом и автостопом ты совершенно не тратишь денег

Существуют профессиональные блогеры, которые пишут название своей профессии через 2 буквы «г». Ладно, это шутка, я о другом. Существуют блогеры, которые утверждают, что для путешествий деньги не нужны, достаточно лишь желания, и вообще, все рамки лишь в нашей голове. Вот тут я категорически не согласна: без денег все равно никуда.
Каучсерфинг - да, это бюджетно, но за 5 дней своего «бомж-тура» я потратила почти 200 евро. И вот на что они ушли.
На еду. Несмотря на то что мы жили у каучей, продукты, даже на совместный ужин, мы покупали сами.
На коктейли и прочие напитки в барах и на прогулках, которые мы оплачивали не только себе, но и нашим каучам (мы же все-таки гости). Хотя, если быть понаглее, можно этого и не предлагать.
На сувениры нашим хостам. Ведь без подарка в гости тоже не придешь. Кстати, любопытное наблюдение: оказалось, этой «философии гостинцев» придерживаются только русские и поляки, судя по рассказам наших хостов. Остальные обычно приезжают с пустыми руками.
На дорогу. Как я уже написала выше, на короткие расстояния, где на автобусе можно было доехать недорого, а простоять у обочины с поднятой рукой рискуешь довольно долго, мы не жалели денег.
И еще немного о блогерах: сравню их фотографии с реальностью, которую мы увидели.


Кастельротто, Италия.


Ортизеи, Италия.


Озеро Брайес, Италия.

Понятное дело, что без фотошопа тут не обходится, но все же хочу подчеркнуть мысль о том, что они «подвергают обработке» не только фото, но и в целом все закулисье поездок: рассказы о приключениях, советы и напутствия о том, как все легко. Так что не стоит слепо верить и завидовать профилям путешественников в соцсетях.

Миф № 5: Благодаря каучсерфингу ты заводишь много новых друзей по всему миру

Если вы экстраверт, то это правда: у вас будет много друзей за границей. Сразу переходите к следующему пункту.
Если вы интроверт, то тут все тяжелее. Я бы даже сказала так: каучсерфинг - это вообще не для нас, ребята. Представьте: тяжелый день, перелеты, переезды, куча впечатлений… И тут вечером вы приезжаете к хосту, и вам нужно - о ужас! - разговаривать с ним весь вечер. И утро. И, может, даже день… На самом деле это серьезная проблема эмоционального плана для многих людей. Это вовсе не смешно.
Мне очень повезло: моя подруга - чистейший экстраверт. Она с радостью и совершенно без напряга делилась своей энергией с новыми людьми. Я же активно поддерживала разговор лишь ради помощи подруге, ибо иногда беседа сводилась к тишине со звуками сверчков вследствие отстутствия общих тем с каучами (помимо культурных, разумеется). Тем временем мне просто хотелось после тяжелого дня лечь в обнимку с телефоном и помолчать. При нашем графике - все 5 дней мы были у разных каучей - эта потребность в эмоциональной передышке возросла просто до нереальных размеров, перекрыв собой потребность в новых друзьях.

Миф № 6: Автостоп - это русская рулетка

Когда мы в каком-то альпийском деревенском туалете рисовали таблички с пунктами назначения, подозревая, что в Альпах, в общем-то, не автостопят, мне было страшно.
Нотку экстрима во все это добавлял тот факт, что стояла невыносимая жара и потому мы были в одних коротких юбках / шортах. Короче говоря, на обочине трассы мы выглядели как какие-то междугородние девушки по вызову. Но авантюра есть авантюра - нельзя отступать.


В итоге нас подвезли совсем неожиданные персонажи: итальянская девушка с мамой, австрийский дедушка, словенская бабушка-хиппи и два взрослых грузина. Все были крайне добрыми, интересными людьми, последние вообще должны были проехать мимо нашего конечного пункта, Будапешта (это уже не относится к нашему альпийскому маршруту), но в итоге довезли нас аж до самой квартиры, где мы должны были остановиться, хотя перед этим пришлось простоять 40-минутную пробку в центре города. Было очень неловко за такую доброту, но они настояли на том, что настоящий джентльмен не может поступить иначе.
А итальянская девушка рассказала нам что в Альпах автостопят очень редко, потому что сейчас это не очень популярно, ведь есть всякие сервисы вроде, как называл его (всерьез называл!) наш грузин, «бла-бла-бла-кара», каршеринга или аренды автомобилей. Словенская бабушка, которая, как оказалось, много автостопила в молодости и взяла нас в знак солидарности, также подтвердила тот факт, что сегодня подобное явление редкость. Забавно, что, прощаясь, она крикнула нам: «Запомните, мы делаем это ради всех нас!» - и посмотрела загадочно, с каким-то странным блеском в глазах. Мы решили, что она слегка ненормальная, но были ей безмерно благодарны.


В общем, автостоп превзошел наши ожидания! Это непопулярно, оттого «специализированные маньяки» в этой области не орудуют, по крайней мере в Европе. Можно пользоваться. Плюс это красиво и не покидает ощущение, что ты едешь за рулем сам.
Но напомню, что перед этим нужно простоять непонятное количество времени у трассы с чувством полнейшей собственной беспомощности.

Итак, стоит ли повторять мой опыт

Как я уже сказала, если вы интроверт и не готовы, образно говоря, отдавать часть себя в угоду культурному обмену, сто раз хорошенько подумайте про все эти способы путешествовать. Или хотя бы чередуйте - кауч, отель, кауч, квартира, - чтобы периодически можно было эмоционально отдохнуть.
Если вы хотите сэкономить денег, то да, оно того стоит. Но свести траты к нулю все равно не получится: не верьте постоянно мотивирующим путешественникам из интернета.
Ну и вообще, сейчас будет гиперсубъективный пункт: несмотря на то что эта поездка вышла невероятной, все же во время нее я поняла, что лично для меня все эти способы проехать, прожить, проесть и вообще просуществовать, честно скажем, «на халяву» довольно унизительны. Возможно, многие со мной не согласятся, но я скорее потрачу больше денег, буду значительно меньше ездить и, может, из-за этих принципов не увижу полпланеты, но уж лучше буду путешествовать в своем размеренном темпе, со своей программой и лишь в близкой мне компании. Вот это для меня поездка в удовольствие.

Любое путешествие нуждается в финансах, но, если минимизировать три основных пункта расходов, таких как транспорт, жилье, еда, то выходит, что путешествовать можно практически без денег. Тут уже все зависит от вашей закалки. Например, можно включить в себе режим «бродяги» – жить в палатке, готовить на природе и передвигаться в основном автостопом. Таким образом можно путешествовать практически без денег. Именно этот путь я и выбрал, ведь по-другому не получилось бы осуществить мою кругосветку.

1 /1

Штат Вашингтон, мост Vance Creek Bridge


Все началось с путешествий по Европе за любимую футбольную команду. Это была лучшая школа для любого начинающего путешественника, так как в студенческие времена денег не было, а желание поехать в Европу, увидеть новые страны и поболеть за любимую команду на матчах Еврокубка было огромнейшее. Мы выезжали с 10-20 евро в кармане и каждый раз проходили невероятный челлендж по выживанию.

Идея отправиться в кругосветку впервые возникла за полгода до путешествия: мы с друзьями автостопили на трассе в Одессу и зашел разговор о путешествиях. Кто-то рассказывал о том, что собирается поехать на Балканы, а кто-то начал рассказывать историю о кругосветке двух ребят. По-моему они тоже были из Украины и почему-то именно эта история вбилась мне в голову настолько, что вернувшись через два дня в домой мы созвонились с другом и начали обсуждать вероятное путешествие вокруг света. Забавно получилось: кто-то вдохновляется книгами Жуля Верна, Джека Керуака, Джека Лондона, Джона Кракауэра и других; на кого-то повлияли фильмы о путешествиях, на нас же повлияла короткая история обычных ребят, которые осуществили путешествие вокруг земного шара.

Мост Золотые Ворота, Сан-Франциско

Активный вулкан Масая, Никарагуа

Я как раз закончил магистратуру в Варшаве и передо мной встал выбор: возвращаться в Европу на практику и начинать работать, или отправиться на поиски приключений. Я выбрал путешествие и, как бы банально это не звучало, оно кардинально изменило мою жизнь. Буквально недавно я вернулся из путешествия вокруг США и могу сказать, что без путешествий уже никак – это зависимость на всю жизнь.

Начало путешествия

Планировать поездку мы начали за два месяца до отбытия. Это был простой мониторинг цен на авиабилеты в страны, которые нас интересовали. Мы созванивались каждый день, обсуждали какие-то дешевые рейсы и придумывали новые интересные маршруты. Действовать решили постепенно: сначала попасть в Азию, проехать её за приблизительно за два месяца, а что делать дальше решать уже исходя из ситуации. Хотя, честно говоря, было много факторов, которые очень усложняли наш план. Во-первых деньги, во вторых – визовые проблемы, особенно в случае с , куда мы очень хотели попасть после Азии. Тем не менее, остановились на том, что решать вопросы будем по ходу дела.

1 /1

Мое путешествие продлилось 10 месяцев. Первоначально по плану получилось бы больше года, но, когда мы оказались в Бразилии, я уже успел похудеть на 15 килограмм и очень устал от путешествия в настолько экономном режиме. Последний месяц мы жили, кажется, на 100 долларов на двоих. При всем том, что конечный маршрут, который мы планировали по ходу путешествия был слегка невероятным. Мы хотели добраться до самой крайней южной точки мира в Патагонии, побывать на «Огненной земле» – в Ушуайе, а оттуда – попасть на Антарктиду. Нам рассказывали о русских и украинских экспедиционных станциях и, что если повезет они могут забрать нас на некоторое время с собой на базу, но, к сожалению, мы закончили в .

Что брать с собой

Все зависит от того, какой формат путешествия вы выберете. Если такой как у меня, в режиме бродяги, то обязательно нужно взять непромокаемый рюкзак и, желательно, какую-то непромокаемую одежду. Оказаться под ливнем в самый неподходящий момент проще-простого, потому, чем меньше весит ваш рюкзак, тем легче будет передвигаться. Находясь в Центральной и Южной Америке мы проходили ежедневно порядка 20 км с тяжелым рюкзаком.

1 /1

Озеро Крейтер, штат Орегон

Обязательно возьмите с собой маленькую аптечку. Лично я с собой не взял даже пластырь, но, к счастью, за все путешествие в таблетках не нуждался, но она пригодится – это 100 процентов. Ну и, конечно, каремат, спальник и палатку. Где мы только не спали – это были заправки, леса, пляжи, вокзалы, на улице, у кого-то на задворках, прям у трассы, на крышах, даже в кустах. Не стоит брать лишнюю одежду – большую часть вы даже не оденете. Также не стоит брать дорогую технику – вас либо обворуют, либо вы ее угробите, но, опять же, это касается путешествий формата «палатка-автостоп» – сплошная экономия.

Выбор маршрута

Маршрут у нас был великолепный: - - - - и, напоследок, Гонконг. Но, как зачастую случается, хорошо спланированный план рушится – купленные билеты из в Куала-Лумпур, а потом и на Бали сгорели. Друг, покупая много билетов на нас троих допустил ошибку в моей фамилии, точнее вообще написал другую фамилию вместо моей. Ошибся, бывает и такое, но ведь все, что не случается – все к лучшему. Уже спустя неделю нашего путешествия, пребывая в Бангкоке я осознал, что у меня осталось $250 и покупать новый билет из Тайланда в Малайзию не было смысла. Я решил лететь из Бангкока сразу в Гонконг, купив билет за $90. Там, как мы узнали от знакомых, можно заработать денег, вот так я и оказался городе будущего.

1 /1

Спали мы чаще всего в палатке – наверное 70% времени, а остальное время или находили варианты через знакомых, или спасал каучсерфинг, а иногда помогали социальные сети. В Инстаграме например, люди порой сами предлагали заночевать у них. Бывали моменты, когда нас совершенно случайным образом буквально подбирали на улице и принимали, как своих родственников. Например, однажды где-то в Калифорнии, в большом маркете мы заряжали телефоны, и к нам подошла женщина поинтересоваться почему заряжаем их здесь. Узнав, что мы путешествуем вокруг мира и ночуем в палатке, она сразу же сказала, что нам надо нормально отдохнуть и предложила после работы поехать к ней. По приезду нас ждал домашний шведский стол и отдельная комната для каждого.

Визовый вопрос

Перед путешествием сделали только Тайландскую визу, все остальные открывали уже по ходу дела. Чаще всего мы имели дело с визами, которые открываются уже на границе. Визу в США я получал когда находился в Гонконге.

Потом, уже попав в Центральную Америку, а после и в Южную мы все так же визы открывали на границе. Порадовало, что в большинстве посещенных нами стран для украинцев действует безвизовый режим.

Как заработать деньги в путешествии

Мой первоначальный бюджет составлял почти $300 долларов. Хватило его ненадолго – уже через две недели из-за непредвиденных обстоятельств у меня осталось примерно $170. Поэтому, по приезду в Гонконг, я жил в палатке на острове. Там был кемпинг со всеми удобствами – общий душ, туалет, а вид оттуда открывался просто невероятный. Да и просыпаться под шум Китайского моря – это просто незабываемо.

1 /1

Пик Лантау, Гонконг

В Макао советую отправиться испытать удачу в любом казино. Мне кажется Макао вполне может посоперничать с Лас-Вегасом за звание самого азартного города мира. В я успел побывать только в Шеньчжене, поэтому могу посоветовать парк «Гора Лотоса» – это китайский ответ американскому Центральному Парку.

В Азии увидел далеко не все, что планировал, ведь многие страны пришлось пропустить. Но, это не беда, ведь Азия, как и Европа всегда рядом, а вот Америка – куда интереснее, поэтому спустя 3 месяца я решил лететь в США.

Продолжение путешествия в Штатах

Далее из Гонконга я отправился в Сиетл. Какого-то определенного плана у меня не было – я не знал где буду жить и что делать. По ходу дела, друзья рассказали мне, что в у них живет друг, и оказывается я его даже знаю. Потому было решено добраться до Сан-Франциско, а там уже будет ясно, куда двигаться дальше и что делать.

1 /1

Бруклинский мост, Нью-Йорк

Не спав нормально уже 4 день к ряду еще с Гонконга, я добрался до Сан-Франциско, встретился с другом, он дал мне ключи и я поехал к нему домой спать. Из Сан-Франциско я решил лететь в столицу мира – в , там больше возможностей и, как выяснилось, тоже нашлись общие друзья. Когда я вышел из самолета в Нью-Йорке у меня было $10 и я не мог даже выехать из аэропорта. В итоге я приехал к знакомым, которые стали для меня настоящими друзьями. Приняли они меня очень тепло, а буквально на следующий день я уже заработал деньги помогая этому знакомому в его работе с машинами. Через несколько недель встретился с другом и он предложил поехать вокруг США. Я согласился, правда я пропустил весь юг, прилетев к ним уже в Сан-Франциско и оттуда на машине мы отправились по всем западным и северным штатам назад в Нью-Йорк.

1 /2

Вулкан Масая, Никарагуа

Вулкан Масая, Никарагуа

Вернувшись в Нью-Йорк, мы с другом поняли, что не хотим так быстро возвращаться домой, потому решили подкопить денег и отправиться в Центральную Америку. Вдохновившись книгой «Дневник мотоциклиста» Че Гевары, думали купить мотоциклы и проехать на них по всей Америке, но идея потерпела крах сразу же после мониторинга цен на мотоциклы в США.

Решили путешествовать самым простым и дешевым способом – автостопом. За несколько дней собрали информацию о странах и уже вскоре отправились из Нью-Йорка в Мексику, а именно – в курортный город Канкун. Там мы встретились с парнем, который увидев нас в Инстраграме захотел попутешествовать с нами. На троих мы сняли машину и отправились изучать загадочную Мексику с её волшебными пирамидами и мистическими сенотами. После Мексики мы отправились автостопом по всем остальным странам Центральной Америки. Наш маршрут включал Белиз, Гватемалу, Сальвадор, Гондурас, Никарагуа и Панаму.

Мачу-Пикчу, Перу

Рио-де-Жанейро, Бразилия

Не смотря на все страшилки об опасностях Центральной Америки, которых мы начитались в интернете, нас это обошло стороной. Только в столице Гондураса, Тегусигальпе, нас хотели ограбить местные, когда мы направлялись на самую высокую точку города через фавелы. Но одна женщина вовремя нас остановила – неподалеку нас и правда поджидали несколько парней на взводе. Ещё был случай в Коста-Рике, когда мы убегали от группы парней. Прятаться от них пришлось на територии какого-то госучреждения, после чего к нам выбежали охранники с дубинками и фонариками, подумав, что мы грабители. После этого, вызвав полицию мы отправились спать на вокзал. В республике Никарагуа нам не давали покоя полицеские: как бы старательно мы не прятались в парках, они нашли нас и под предолгом, что на улицах небезопасно ночью и, что они за нас переживают, отвезли в участок, где нам, по их словам, должны были быть предоставлены комнаты для сна. Оказалось, что комнаты для сна это сам участок и спали мы на полу.

1 /1

Сан-Педро, Перу

На чем можно сэкономить?

Основная экономия происходит от трех пунктов:

  1. Транспорт. Мы путешествовали автостопом, поэтому денег на проезд вообще не тратили.
  2. Жилье. Ночевали мы в основном в палатках где придется. Безопасней всего было на заправках, там была охрана с оружием, правда нас в 5-6 утра уже выгоняли оттуда, но мы хотя бы могли засыпать спокойно. Также спали на вокзалах просто в спальниках, а иногда снимали хостелы по $3-5. Порой нам даже везло на каучсерфинг. Ну а мылись мы на заправках для дальнобойщиков.
  3. Еда. Ели мы примерно 1-2 раза в день. Обычно это было что-то очень дешевое – хот-доги за $1 на заправке или местная уличная еда. Так жестко экономить никому не советую, так как в этом совсем уж мало приятного.

Больше всего денег уходило именно на еду. Повторюсь, палатка для нас стала роднее домашней кровати, а автостоп – основным средством передвижения. Однажды в Гондурасе нас подвозил какой то генерал полиции, который, узнав где мы ночуем, сказал: «Если вы поставите палатку где-нибудь на улице, то уже не проснетесь или останетесь голыми». После этого он отвез нас в участок, который напоминал в послевоенную разбитую крепость с огромными воротами, и оставил ночевать там.

Многие, пожалуй, согласятся с тем, что настоящее образование, которое уж наверняка пригодится человеку в жизни, мы получаем в основном вне пределов душных учебных классов. Нет, это не пассаж в пользу пересмотра основополагающих принципов современной системы получения знаний. Но все же помимо привычных схем «школа - учитель - класс - контрольные» и «вуз - преподаватель - группа - экзамены» существуют более специфические способы познать себя и окружающий мир и получить множество необходимых навыков.
Так же предлагаем посмотреть сайт про путешествия 7daytravel .

На самом деле путешествия - лучший способ узнать для себя много нового. Прогуливаетесь ли вы по улицам Парижа, взбираетесь на горную вершину в Гималаях или проводите солнечный денек на доминиканском пляже, путешествия никогда не подведут вас, как преподаватель.

Чуть ниже вы найдете 10 причин, по которым путешествия - лучшая форма образования, независимо от того, куда вы направляетесь и какие приключения вас ожидают.

Изучение иностранных языков
По-английски говорят практически в любой части планеты, и чаще всего это будет работать на вас. Тем не менее всегда лучше знать язык страны, которую вы собираетесь посетить. Путешествия заставляют вас изучать разные языки. После изучения основ с помощью книг, приложений или видео вы сможете улучшить свои навыки, разговаривая с носителем языка.

Знакомство с другими культурами
Путешествия не только в другие страны, но даже в другие части своей собственной страны - лучший способ узнать много интересного. Вы начинаете лучше понимать, насколько разнообразны культуры всего мира, замечать схожести и различия между привычными вам традициями и, казалось бы, чуждым вам укладом жизни.

Изучение истории через знакомство с достопримечательностями
Да, вы наверняка изучали древние цивилизации и крупные исторические события в рамках образовательной программы, но ничто не сравнится с личным посещением исторических достопримечательностей вкупе с открытием для себя множества интересных фактов.

Вы понимаете, на что мир похож сегодня
Путешествия рассказывают вам не только о том, каким мир был в прошлом, но еще и о том, каков он сегодня. Наверняка это лучший способ по-настоящему оценить политическую ситуацию, экономические сценарии и социальную структуру мира, в котором мы с вами живем сегодня.

Вы знакомитесь с природой
Когда вы покинете зону своего комфорта посреди бетонных джунглей и начнете исследовать самые экзотические природные явления мира, вы станете понимать колоссальную силу природы. Величие природы имеет важное значение для решения большинства глобальных проблем, таких как изменения климата и загрязнение воздуха.

Вы учитесь новым для себя вещам
Путешествия будут испытывать вас буквально каждую секунду. Так как вы открываете путь в неизвестное, путешествия заставят вас делать много вещей, которые при других обстоятельствах и не пришли бы вам в голову.Не важно, что именно вы будете делать: приручать слонов в Камбодже, бродить по Аппалачам или танцевать самбу в Бразилии - во время путешествий вы научитесь многим новым для себя вещам. Вы можете быть скромнягой и считать, что общаться с людьми не так уж просто. Но путешествия изменят такое положение вещей, так как в поездках практически невозможно обойтись без общения с незнакомыми людьми. Чем не курс по развитию личности?

Вы получаете навыки коммуникации
Если вы проводите жизнь в противодействии, постоянно так или иначе реагируя на обстоятельства, нависшие над вами, и при этом хотите изменить сложившийся порядок, но не знаете, как это сделать, путешествия помогут вам научиться самостоятельности и умению в той или иной степени контролировать свою собственную судьбу.

Путешествия учат нас быть более решительными
Во время путешествий вы учитесь быть независимым, особенно если отправляетесь в одиночку. Вы научитесь принимать решения самостоятельно и проявлять инициативу.

Вы учитесь состраданию
Когда вы много путешествуете, сталкиваясь с множеством культурных особенностей людей всего мира, вы начинаете понимать, что, несмотря на все различия, мы все же чем-то очень похожи друг на друга, а ваши предубеждения о цвете кожи, поле или религии будут постепенно исчезать.

Вы узнаёте себя
Наверное, это самый важный аспект образования, которое можно получить при помощи путешествий. Оказываясь в неизвестных локациях, в незнакомых обстоятельствах и в непривычных культурных пластах, мы видим себя по-другому, замечая множество важных вещей в своем характере, поведении, привычках и прочих составляющих нашей личности, на которые раньше не обращали внимания. Вы осознаете реальные масштабы своего потенциала, понимаете, чем вы с удовольствием наслаждаетесь, а что вас искренне раздражает, и, наконец, приближаетесь к пониманию того, кто же вы такой на самом деле.

Идея написания статьи Путешествовать дешево: как много увидеть и мало потратить впервые появилась у меня в ноябре 2014 года, когда, будучи в Южной Америке и читая российские новости об обвальном падении курса рубля, я решил систематизировать свой опыт экономных путешествий — в надежде, кому-то это поможет много путешествовать и при этом «не вылететь в трубу» и не влезть в долги. Оговорюсь, все нижеприведенные рекомендации относятся именно к «самостоятельным путешествиям » — интересному, но и весьма утомительному и не дешевому мероприятию, а не к «матрасному отдыху за границей» — это очень разные вещи. Я надеюсь, что эта статья будет полезна тем, кто хочет увидеть как можно больше на нашей планете, но чьи возможности (как и мои) зависят от «состояния здоровья» российской валюты.







Итак, если вы не хотите откладывать свои путешествия до лучших времен, и вам жалко тратить время на ожидание улучшения экономической ситуации, которое в обозримой перспективе может и не наступить, то единственный выход – это осваивать науку путешествовать дешево , чему и посвящен данный текст.

Путешествуем дешево — перед поездкой

Адекватный выбор целей путешествия является очень важной частью процесса минимизации затрат. На этапе планирования маршрута определите, по карману ли вам уровень цен в той или иной стране — например, Швейцария или Норвегия, при всех своих красотах, являются весьма дорогими странами, и за неделю в Швейцарии денег уйдет столько же, сколько за месяц в или во . Конечно, поездка в Швейцарию может быть мечтой всей жизни, но в нынешних экономических реалиях вопрос может стоять так: съездить в Швейцарию и потом больше не ездить никуда, год латая дыру в личном/семейном бюджете или по цене одного дня в Швейцарии провести десять дней в экономном путешествии по Вьетнаму, набравшись экзотических впечатлений и почти не заметив никаких цен по причине их крайней низости. И спустя пару месяцев снова отправиться в самостоятельное путешествие на сэкономленные деньги.

При планировании сложного длительного самостоятельного путешествия рекомендую приобрести большую и подробную карту региона и маркером нарисовать на ней предварительный маршрут (если вы дружите с google-картами, то маршрут путешествия можно нарисовать и там). Велика вероятность того, что такая «визуализация» поможет вам оптимизировать логистику поездки и исправить какие-то ляпы, не замеченные ранее. Например, на каком-то участке вы планировали лететь самолетом, а глядя на карту, поймете что проще и дешевле ехать автобусом или поездом, или вы увидите, что вам туда вообще не надо, а надо в другое место. Кстати, из моего опыта, если расстояние между пунктами не более 700 км, с самолетом можно не связываться, на автобусе/поезде выйдет дешевле и почти то же самое по времени (так как при использовании самолета придется сначала ехать в аэропорт, причем минимум за 2 часа до вылета, затем время на перелет — при условии, что рейс не задержат, затем примерно полчаса на получение багажа и сколько-то на то, чтобы из аэропорта добраться до города). Как иллюстрация: из Москвы в Питер проще и в большинстве случаев дешевле добираться на поезде, чем на самолете. Также имеет смысл учитывать, что при вылете в 9 утра проснуться придется самое позднее в 5 утра и срочно подрываться в аэропорт, а при поездке на автобусе можно спать часов до 7.

Нежелательно планировать длительное самостоятельное путешествие по сильно отличающимся друг от друга климатическим зонам. Поясню на недавнем личном примере: я полтора месяца путешествовал по аргентинской и чилийской , а затем отправился в тропики . В итоге по Бразилии я вынужден был ездить с чемоданом, более чем наполовину забитым теплыми вещами, необходимыми в Патагонии, но бесполезными в Бразилии. Вещи хорошие, добротные, выкинуть было жалко — вот и таскал их везде.

Весьма полезно заранее, до покупки билетов, уточнять стоимость жизни и переездов по маршруту, чтобы не получилось как у меня в чилийском национальном парке , где койка в хостеле стоила 74$ за ночь плюс билет за доступ в национальный парк, продукты и прочее. Там, конечно, очень красиво — но раз уж решили экономить, значит экономим.

Примерно схожая ситуация будет с кубинским островом Кайо-Ларго или бразильским архипелагом Фернандо-ди-Норонья: в силу их «эксклюзивности» цены на жилье и прочие расходы будут ощутимо выше среднего. Например, отель 4 звезды на Кайо-Ларго стоит около 80 евро/ночь — там тупо больше ничего нет. Вывод: если решили путешествовать дешево, стараемся избегать «эксклюзивных», «модных» и вообще излишне распиаренных мест. Оговорюсь: тот же Кайо-Ларго – одно из красивейших мест на Земле, лично я его очень люблю – но данная статья посвящена теме разумной экономии, что, к сожалению, не очень совместимо с поездками в подобные райские уголки.

Путешествуем дешево — деньги

В поездке на планшете или смартфоне заведите себе файлик, где отражайте свои ежедневные расходы — отдельно на дорогу, жилье и питание. Это позволит понимать, укладываетесь ли вы в свой бюджет или нет и, если в какой-то из дней вам случится потратить больше запланированного, вы будете знать, на сколько именно вам надо «ужаться» впоследствии. Я этой методикой начал впервые пользоваться во время своей первой зимовки в Таиланде и, строго соблюдая бюджет, мне удалось четко уложиться в выделенную на зимовку сумму и даже немного сэкономить.

Крайне нежелательно в путешествии («дешевом» или нет — не важно) пользоваться кредитными картами с рублевым счетом. Допустим, вы в Бразилии с такой карты сняли некое количество реалов. Во-первых, банк эти реалы вам переведет в доллары, а затем доллары в рубли — а вы ему оплатите эту двойную конвертацию. Во-вторых, за снятие кэша вы заплатите двойную комиссию: банку-хозяину банкомата и банку-эмитенту вашей карты. Конечно, случаются иногда ситуации, что такой картой приходится пользоваться — допустим, вы с тяжелым чемоданом, ближайший обменник в пяти кварталах или вообще не работает, а вашу дебетовую карту российского банка с долларовым счетом местный банкомат за карту не признает и требует вставить ему что-нибудь посолиднее. И вы достаете из закромов старую добрую рублевую кредитку например, Райффайзена или Сити и, обливаясь слезами, снимаете с нее реалы. Но без крайней необходимости этого лучше не делать, банки снимут с вас дополнительно 15-20 процентов суммы.

Тратя деньги в своем самостоятельном путешествии, следует рассчитывать расходы таким образом, чтобы не оказаться без наличных в субботу или воскресенье — например, в Латинской Америке найти в эти дни работающий обменник практически невозможно. Конечно, очень сложно рассчитать заранее, в какой конкретно день деньги закончатся и придется менять еще — но в любом случае лучше потратить 10 минут в пятницу, чем в субботу/воскресенье бегать по всему городу без гарантии добиться нужного результата. Я, к примеру, в субботу в не смог поменять деньги НИГДЕ. Пришлось снимать их с рублевой карты, а затем еще немного менять в аэропорту по грабительскому курсу с комиссией. Кстати, при обмене денег всегда ЗАРАНЕЕ уточняйте курс — он может меняться в зависимости от суммы — а также наличие и размер комиссии. Например, в Праге самые адекватные обменники держат арабы, а почти все обменники в туристических местах указывают один курс, а по факту выходит намного менее выгодный — дескать, курс на вывеске от 10000 долларов/евро и выше. И еще — в той же Бразилии только один банкомат из пяти принял у меня карту Сбербанка, а карту СИТИ принимали везде, так что имеет смысл обзавестись дебетовой картой с долларовым счетом какого-нибудь приличного международного банка, карты российских эмитентов могут оказаться за границей бесполезны.

Путешествуем дешево — перелеты

Плюсы: часто намного более низкие цены.

Минусы: более строгие требования к размерам и весу багажа, менее удобные аэропорты, отсутствие питания на борту, попытки взимать плату за выбор места в салоне и прочие необязательные излишества, попытки навязывать всякие дополнительные услуги типа страховки. Также могут быть индивидуальные заморочки, как, например, у ирландской Ryanair: клиент обязан сам на их сайте зарегистрироваться на рейс и сам распечатать посадочный талон. Если придешь без талона — тебе его распечатают, но за изрядную сумму в евро — часто дороже, чем стоил билет. Философия работы лоукостеров следующая: привлечь клиентов супернизкими ценами, и затем попытаться их развести на кучу разных доплат — так, например, поступают Ryanair, Airbaltic или AirAsia. Наша же задача: найти самый дешевый тариф и по нему купить билет, решительно пресекая все попытки впарить нам что-то ненужное за дополнительную плату. Согласен, минусов много и комфорт временами оставляет желать лучшего, но зато у той же AirAsia при весьма неблизких перелетах по Юго-Восточной Азии мне неоднократно случалось покупать авиабилеты за 20-30 долларов. В поиске билетов на рейсы лоукостеров бывает очень полезен поисковик авиабилетов Momondo — в отличие от большинства других подобных сервисов, Momondo в своей поисковой выдаче очень часто учитывает не только предложения традиционных авиакомпаний, но и лоукостеров, работающих на данном направлении.

Багаж: для самостоятельного путешествия с помощью компаний-лоукостеров и экономии на перелетах рекомендую приобрести небольшой чемодан на колесах, но при этом с рюкзачными лямками — такие продаются и в интернете, и в специализированных магазинах.

Наличие колес позволяет не таскать все на себе (я, например, этого очень не люблю), а наличие рюкзачных лямок позволяет превратить «чемодан» в «ручную кладь», что дает возможность ощутимо экономить на стоимости билетов у лоукостеров. Например, авиабилет по маршруту Бангкок Сингапур авиакомпанией AirAsia стоил мне 50 долларов США при условии, что я полечу без регистрируемого багажа — только ручная кладь размером 56x36x23 см и весом не более 7 кг. Если же покупать обычный билет с регистрируемым багажом, цена может вырасти ощутимо, зачастую в разы; при длительных самостоятельных путешествиях с большим количеством перелетов суммарная экономия «на багаже» может быть сопоставимой с затратами на питание по маршруту. Как путешествовать с вышеупомянутым рюкзаком-чемоданом: следите, чтобы общий вес (с учетом самого чемодана) не превышал 7-8 кг; при обычных перемещениях естественно катим его на колесиках, лямки нам нужны только во время регистрации на рейс в аэропорту. Закрываем колеса чехлом, одеваем «рюкзак» на плечи и на все вопросы сотрудников авиакомпаний (а их в данной ситуации скорее всего не будет) отвечаем, что это наша ручная кладь. Я с такой «кладью» путешествовал и по , и по и еще по куче разных мест: сложно, но можно. Только однажды до меня докопалась излишне ретивая дама в аэропорту Нью-Йорка La Guardia, заявив, что у «ручной клади не может быть колес». Но там я сам был виноват, расслабился и к стойке регистрации подошел не с «рюкзаком на плечах», а спокойно катя его как чемоданчик на колесах. При правильном соблюдении всей процедуры вопросов никогда не возникало.

Если все-таки ваши вещи не влезают в этот небольшой чемодан или превышают допустимый вес (что неудивительно при длительных самостоятельных путешествиях), то могу предложить такой лайфхак: идете в магазин мотоциклетно-байкерской амуниции и покупаете там поясной ремень с несколькими большими карманами (я такой купил себе на Сицилии), распихиваете по карманам все самое небольшое, но тяжелое (обычно это фото- и видеотехника, GPS-навигаторы и прочие электронные гаджеты и их зарядные устройства) и во время регистрации на рейс делаете приветливое лицо и отвечаете что «ничего не знаю, это мои карманы».

Тот самый мотоциклетный ремень на пляже Ларнаки

Я таким образом рассовывал по «карманам» поясного ремня по 8-10 кг, иногда это вызывает вопросы, но редко; докопаться тут не до чего, по правилам авиаперевозок это действительно не может считаться багажом или ручной кладью. Ну и очевидное: верхнюю одежду надеваем на себя, по максимуму заполняя вещами карманы.

Важный момент: при покупке авиабилетов крайне осторожно следует приобретать билеты с временем вылета раньше 8 утра — обычно именно на такие рейсы самые соблазнительные цены. Допустим, если время вылета в 7:45, тогда в аэропорту надо быть в 5:45, а из отеля выйти в 4:30 (если ехать далеко) или немногим позже. Для поездки в аэропорт придется заказывать трансфер или такси, ибо автобусы в такую рань, как правило, не ходят. И такси, и трансфер будут стоить ощутимо дороже, чем днем — ночной тариф. Таким образом, экономия на цене авиабилета сведется на нет стоимостью поездки в аэропорт. Например, авиабилет компании Airbaltic Москва-Стокгольм с пересадкой в Риге на Momondo может стоить около 5000 руб, но с обратным вылетом из Стокгольма в 7 утра; в это время добраться до аэропорта можно только на такси, которое обойдется примерно в 100 евро — то есть примерно столько же, сколько стоил авиабилет в оба конца! В итоге стоимость авиабилетов с учетом поездки на такси в аэропорт Стокгольма выходит даже дороже, чем билеты обычных авиакомпаний (не лоукостеров) по обычным ценам. Кроме того, в описываемом случае придется проснуться в 4 утра или раньше, что может нехорошо отразиться на дальнейшем самочувствии в течении дня, особенно если ночь накануне прошла в хостеле, где бывает проблематично рано лечь спать.

И еще: перед стыковочными перелетами имеет смысл зайти в супермаркет и купить себе продукты на день — ибо если предстоит провести его весь в аэропортах, то придется покупать еду там же (на рейсах лоукостеров не кормят) и переплачивать относительно цен в городских супермаркетах. Например, в Бразилии вдали от туристических троп условная еда будет стоить примерно в три раза дешевле, чем в аэропортах Рио-де-Жанейро или . В Таиланде разница в ценах будет не столь ощутима, но она там тоже будет. Питаться а аэропортах крайне неразумно со всех точек зрения — и цены, и качества. А если перелетов много (например, у меня бывает до 20 перелетов за одно путешествие) то расходы на питание в аэропортах становятся ощутимыми. Кстати, рекомендация купить еду заранее уместна и при длительных переездах на автобусах. Автобусы, как правило, останавливаются на обед в местах, где цены опять же выше средних, так как в цену уже заложены комиссионные водителям, регулярно поставляющим заведениям голодных клиентов.

Путешествуем дешево — жилье

Важный момент: останавливаясь в хостелах, все же желательно быть в состоянии общаться по-английски, пусть на некоем минимальном уровне, ибо вам придется налаживать пусть скоротечные, но от этого не менее важные отношения с персоналом и соседями по комнате. Это весьма несложно, постояльцы хостелов это почти всегда разумные и дружелюбные люди. К тому же, от таких знакомств может быть и практическая польза: например, сосед по комнате в позвал меня с собой бесплатно в Чикагский музей искусств — у него, как у члена какой-то американской музейной ассоциации, был пропуск на два лица. И еще рекомендация: мне кажется разумным в своем самостоятельном путешествии не увлекаться хостелами чрезмерно и разбавлять их обычными отелями в пропорции «3 ночи в хостеле — 1 ночь в отеле» — это позволит вам снизить накопленную усталость от жизни в незнакомых коллективах и с весьма ограниченным личным пространством.

Вообще же, дилемма между хостелами и отелями похожа на выбор «на чем ехать на работу — на личном автомобиле или на общественном транспорте». Для кого-то немыслимо «толкаться» в метро, а для кого-то верх идиотизма — тратить часы на стояние в пробках, заплатив при этом за машину, страховку, бензин, парковку и прочее. Я, будучи когда-то заядлым автомобилистом, уже несколько лет в Москве обхожусь без автомобиля и спокойно езжу на метро и самокате — такой же выбор я сделал и в случае с хостелами. Для выбора и бронирования мест в хостелах или комнат в отелях можно использовать специализированные порталы типа Hostels.com или Booking.com .

Путешествуем дешево — аренда автомобиля

Лично я очень люблю путешествовать на машине, но рассмотрим ситуацию в свете необходимости минимизации затрат. Избегайте аренды автомобиля, если в этом нет явной необходимости. Например, на Кубе или в Норвегии машина однозначно нужна, а вот в Чили без нее вполне можно обойтись (если не планировать поездки по удаленным национальном паркам) — перемещаться там на автобусах выйдет на порядок дешевле, а в городах вообще от машины часто больше проблем, чем пользы. Аренда машины в со всеми сопутствующими расходами мне обошлась в 533$ за 5 дней — на эту сумму можно месяц жить в Таиланде. Причем, это была самая дешевая машина у Hertz, да еще и со скидкой. Аренда машины становится более-менее экономически оправданной, если вы путешествуете компанией от трех человек и более – в одиночку однозначно дешевле пользоваться автобусами/поездами.

Путешествуем дешево — страховка:

Что касается хорошей работающей страховки, то ее и раньше было непросто найти, а сейчас стало еще сложнее из-за постоянных скачков курса рубля к мировым валютам. Последние несколько лет я для своих путешествий страховки оформляю через онлайн-сервис — здесь есть возможность сравнить продукты разных страховщиков и выбрать именно то, что лучше всего подходит вам по цене и страховому покрытию:

Путешествуем дешево — эпилог

По моему опыту, отказ от услуг турагентств в организации поездки позволяет сэкономить от 10 (на массовых направлениях) до 50 процентов (на направлениях, малопопулярных у «пакетных» туристов). А единовременное соблюдение всех вышеприведенных условий, конечно, не позволит вам путешествовать по миру бесплатно, но сделает возможным сократить расходы еще на 30-40%, что поможет компенсировать девальвацию родной «деревянной» валюты и даст возможность путешествовать много и интересно.