Платные услуги тсж. Дополнительные услуги управляющей организации и тсж. Признал выручку - имеешь право на пониженные тарифы

В настоящее время налоговая служба рассылает письма ТСЖ и ЖСК с требованием представить пояснения, подтверждающие отсутствие объектов налогообложения в их деятельности по содержанию общего имущества и сбору коммунальных платежей. Данная аргументация быть использована жилищными объединениями при подготовке ответов.

Работы и услуги связаны с реализацией. Согласно п. 4 ст. 38 НК РФ работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организаций и (или) физических лиц. Согласно п. 5 ст. 38 НК РФ услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе этой деятельности.

В обоих определениях необходимым атрибутом выступает реализация, т.е. процедура продажи. Следовательно, если нет реализации, то для целей налогообложения нет ни работ, ни услуг.

Что такое реализация. Ответ находим в ст. 39 НК РФ. Согласно пункту 1 этой статьи реализацией признается передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.

Здесь ключевой элементналичие двух лиц. Одно из них является заказчиком (покупателем), а другое – исполнителем (продавцом). Реализация осуществляется на основе договора между ними (см. также статьи 454, 702, 779 ГК РФ).

Во взаимоотношениях между ТСЖ (ЖСК) и собственниками помещений отсутствуют продажи.

Дело в том, что отдельный собственник не может выступать заказчиком на содержание и ремонт его доли общего имущества, так как он не вправе выделить в натуре свою долю (ст. 290 ГК РФ; п. 4 ст. 37 ЖК РФ). Поэтому, если, например, ремонтируется или обслуживается какая-то часть общего имущества (лифт, сантехника и т.п.), то невозможно ответить на вопрос, для какого конкретно собственника («другого лица») это делается: эти работы выполняются для всех собственников помещений в многоквартирном доме. Договор ТСЖ с отдельным собственником на содержание его доли в общем имуществе, в сущности, представляет собой беспредметный документ. Акты исполнения таких договоров, заключенных с каждым отдельным собственником, либо вообще не будут составляться, что недопустимо, либо остается их штамповать «под копирку», что бессмысленно и противозаконно. Договор может быть заключен только на все общее имущество в многоквартирном доме. То есть другим лицом в договоре может выступать представитель всех собственников. Но таким представителем согласно Жилищному кодексу (ч. 8 ст. 138 ЖК РФ) является само ТСЖ (или, по аналогии – ЖСК). Получается, что ТСЖ (ЖСК) является заказчиком и оно же является исполнителем, т.е. другое лицо, а, следовательно, и признаки реализации, соответствующие п. 1 ст. 39 НК РФ, отсутствуют.

Данное доказательство означает, что в рамках своей основной уставной деятельности ТСЖ (ЖСК) не выполняет для собственников помещений никаких работ и не оказывает им никаких услуг. Следовательно, средства на содержание и ремонт общего имущества, поступающие товариществу (кооперативу) от собственников помещений, не могут признаваться выручкой от реализации работ (услуг). Это – предусмотренные законом и уставом взносы на содержание и ремонт общего имущества, не имеющие никакого отношения к коммерческой деятельности. Осуществляются не работы, не услуги, а уставные обязанности, носящие некоммерческий характер.

Все это доказывает отсутствие реализации.

Обратим внимание на то, что доказательство проведено без упоминания о применяемом режиме налогообложении (общий режим, УСН) и о членстве собственника в ТСЖ (ЖСК). Это означает, что экономический характер взносов не зависит ни от принятого режима налогообложения, ни от того, является или не является собственник членом товарищества или кооператива. Существенно важно, что это доказательство ни в какой своей части не выходит за рамки действующего законодательства.

Поскольку нет реализации, то нет и не может быть ни работ, ни услуг.

Таким образом, мы приходим к интересному выводу:

В многоквартирном доме, управляемом ТСЖ (ЖСК), взносы собственников не облагаются налогом не потому, что это доходы, не учитываемые при определении налоговой базы в смысле п. 2 ст. 251 НК РФ, а просто потому, что они не образуют объекта налогообложения. Это должно быть зафиксировано в уставах ТСЖ и ЖСК и в их учетной политике.

Поэтому в бухгалтерском учете ТСЖ (ЖСК) взносы всех собственников на содержание и ремонт общего имущества (то есть взносы, определенные сметой расходов) должны отражаться как целевые поступления.

2. Поступающие на расчетный счет ТСЖ коммунальные платежи собственников помещений не образуют объекта налогообложения

Наш главный аргумент состоит в том, что ни одна комиссия, ни один проверяющий не обнаружит в деятельности нашего ТСЖ ни единого признака того, что ТСЖ оказывает какие бы то ни было коммунальные услуги жильцам дома, а именно:

1. В пользовании ТСЖ нет никаких производственных объектов (тепловых пунктов, бойлерных, водяных скважин, насосных устройств, электрических подстанций), с помощью которых возможно предоставлять коммунальные услуги.

2. В штатном расписании ТСЖ нет ни одного работника, обладающего правом и умением участвовать в производстве коммунальных услуг. У ТСЖ нет лицензии на данный вид деятельности.

3. Производство любой услуги сопровождается расходованием трудовых, материальных и финансовых ресурсов. В бухгалтерском учете нашего ТСЖ вы не найдете ни следа расходов таких ресурсов на производство коммунальных услуг.

4. С теоретической точки зрения (ст. 38 НК РФ) любая услуга продается и потребляется одновременно с ее производством. Это означает, что ресурсоснабжающая организация предоставляет коммунальные услуги непосредственно потребителям. ТСЖ в процедуре реализации коммунальных услуг не участвует.

5. Косвенным доказательством того, что коммунальные платежи не образуют дохода ТСЖ, является Постановление Пленума ВАС от 5.10.2007 № 57, в котором указано, что «ТСЖ не представляют налоговых деклараций и не исчисляют сумму НДС по операциям, связанным с обеспечением жилых помещений коммунальными услугами».

Таким образом, поступающие на расчетный счет ТСЖ коммунальные платежи собственников неправомерно рассматривать как выручку от оказания коммунальных услуг. Эти средства предназначаются для оплаты коммунальных услуг, оказываемых ресурсоснабжаюшими организациями. То есть для ТСЖ коммунальные платежи носят транзитный характер, они образуют встречные обязательства ТСЖ перед собственниками по использованию полученных средств строго по назначению.

Поэтому в бухгалтерском учете ТСЖ начисление коммунальных платежей отражается операцией, не использующей счета доходов:

Дебет счета 76, субсчет «Расчеты с собственниками», Кредит счета 76, субсчет «Расчеты по коммунальным платежам».

ТСЖ (ЖСК) в своих отношениях с собственниками помещений действует на условиях представительства (ч. 8 ст. 138 ЖК РФ). Это в полной мере относится и к операциям с коммунальными платежами. Суммы коммунальных платежей можно рассматривать как средства доверителей, направляемые поверенному (товариществу, кооперативу). Соответственно указанные суммы не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль (подпункт 9 пункта 1 статьи 251 НК РФ).

Считается, что нет более эффективной формы управления домами, чем товарищество собственников жилья. Поэтому ТСЖ сейчас образовалось множество. При этом немало вопросов у таких организаций возникает, конечно же, с налогами.

Агентские договоры с жильцами позволят избежать споров с налоговиками

Е.В. Журавлева, г. Архангельск

Наше товарищество применяет УСНО с объектом «доходы минус расходы». Нам поступают платежи собственников за коммунальные услуги и на содержание общего имущества. Нужно ли нам включать их в состав налогооблагаемых доходов ТСЖ? Или можно считать их целевыми поступлениями? Ведь мы эти услуги не оказываем, а просто собираем деньги собственников и перечисляем их ресурсоснабжающим организациям.

: К целевым поступлениям, которые не учитываются для целей налогообложения в доходах, относятсяподп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ :

  • вступительные, членские, паевые взносы;
  • пожертвования;
  • отчисления на формирование резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые поступают в адрес ТСЖ от их членов.

Самый беспроблемный с точки зрения налогов вариант - это заключить с жильцами агентский договор на перечисление их коммунальных платежей. Тогда не придется доказывать налоговикам, что это не ваш облагаемый доход.

Иные поступления, в том числе коммунальные платежи и платежи на содержание общедомового имущества, по мнению контролирующих органов, нельзя считать целевыми. Они являются выручкой, и их нужно включать в налогооблагаемые доходы , от 08.12.2010 № 03-03-07/41 ; . Но при этом можно включить в расходы оплату коммунальных услуг, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества обслуживающим организациямПисьмо Минфина России от 27.04.2010 № 03-05-05-02/28 ; Письмо ФНС России от 22.04.2011 № КЕ-4-3/6526@ . Получается, если плату за жилищно-коммунальные услуги вы взимаете без наценки, то итоговая налоговая база равна нулю.

Правда, даже если других доходов у вас не будет, по итогам года вам все равно придется уплатить минимальный налог в размере 1% от полученных от жильцов суммп. 6 ст. 346.18 НК РФ ; Письмо ФНС России от 22.04.2011 № КЕ-4-3/6526@ . А упрощенцам на «доходах» еще сложнее - с этих сумм они заплатят 6% налога.

Чтобы избежать этого, есть два варианта.

ВАРИАНТ 1. Заключаем с жильцами агентский договор на перечисление коммунальных платежей.

Тогда плата собственников за коммуналку будет считаться средствами, полученными в связи с исполнением агентского договора. И в доходах товариществу нужно будет отразить только сумму посреднического вознаграждения (а его можно установить минимальным)Письма Минфина России от 19.04.2011 № 03-11-06/2/62 , от 08.12.2010 № 03-03-07/41 , от 25.11.2010 № 03-11-06/2/180 ; Письмо ФНС России от 22.04.2011 № КЕ-4-3/6526@ .

И если вы последуете этому варианту, проблем вообще не будет.

ВАРИАНТ 2. Оставляем все как есть, но признаем поступления собственников как целевые.

Если вы считаете, что все платежи собственников не что иное, как целевые поступления, то свою позицию вам, скорее всего, придется отстаивать в суде.

Суды, как правило, встают на сторону товариществ, основываясь на том, что ТСЖ ведет деятельность от имени и в интересах своих членов и само коммунальные услуги не оказывает. Средства на оплату коммунальных услуг являются целевыми поступлениями, направленными на ведение товариществом уставной деятельности - содержание общего имущества многоквартирного домаПостановления ФАС ПО от 31.03.2011 № А65-18505/2010 ; ФАС ДВО от 02.02.2011 № Ф03-9689/2010 ; ФАС ВСО от 10.09.2007 № А19-26596/06-Ф02-6060/07 , от 12.07.2007 № А33-1733/07-Ф02-3750/07 ; ФАС МО от 21.09.2007 № КА-А40/9504-07 .

При этом необходимо будет запастись подтверждающими документами:

  • уставом ТСЖ;
  • сметами расходов;
  • счетами на оплату коммунальных услуг.

Если вы будете учитывать поступления собственников как целевые, вам не придется уплачивать налог, даже минимальный (конечно, если у вас нет иных доходов)ст. 346.18 НК РФ .

Вопрос о том, заключать с жильцами агентский договор или оставить все как есть, нужно обсудить на общем собрании, а итоговое решение - утвердить.

Деньги, полученные на капремонт, в доходы не включаются

Л.М. Шестакова, г. Москва

Наше товарищество принимает участие в федеральной программе по капремонту многоквартирных жилых домов в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Деньги мы получаем как из местного бюджета, так и от самих собственников. Все полученные средства расходуются только на оплату работ по этому ремонту. ТСЖ находится на упрощенке. Должны ли мы включать полученные средства в налоговую базу?

: Нет, не должны. Указанные вами поступления из местного бюджета не облагаются налогомподп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ ; Письма Минфина России от 14.04.2011 № 03-11-11/95 , от 03.03.2009 № 03-03-06/4/11 .

Также не подлежат налогообложению деньги, полученные от членов ТСЖ на формирование резерва на проведение капитального ремонта, так как они относятся к целевым поступлениямподп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ . С этим согласны и контролирующие органыПисьмо Минфина России от 19.04.2011 № 03-11-06/2/62 ; Письмо ФНС России от 22.04.2011 № КЕ-4-3/6526@ ; Письмо УФНС России по г. Москве от 18.02.2010 № 16-15/017557.1 .

Признал выручку - имеешь право на пониженные тарифы

Н.А. Колобова, г. Калуга

Наше ТСЖ находится на упрощенке с объектом «доходы минус расходы». С 2011 г. организации, применяющие УСНО, с основным видом экономической деятельности «управление недвижимым имуществом» (код ОКВЭД 70.32) вправе уплачивать страховые взносы по пониженным тарифамподп. «я. 2» п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах...» . Наш ОКВЭД 70.32.1 «Управление эксплуатацией жилого фонда». Все платежи от собственников мы считаем целевыми поступлениями и не учитываем при расчете налога. Имеем ли мы право на пониженные тарифы?

: Одно из основных условий, позволяющих применять пониженные тарифы страховых взносов, - доля доходов от реализации товаров (работ, услуг) по основному виду деятельности должна составлять минимум 70% в общем объеме доходовч. 1.4 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ .

А раз вы все поступления от собственников относите к целевым поступлениям, у вас просто нет выручки от основного вида деятельности (управление эксплуатацией жилого фонда). Соответственно, 70% считать не от чего и применять пониженные страховые взносы вы не можете.

Если появится хоть какой-то доход и он будет считаться полученным в рамках управления многоквартирным домом, то вы сможете применять пониженные тарифы. Например, если учитывать поступления жильцов за коммунальные услуги как выручку.

Услуги, оказываемые собственными силами ТСЖ, облагаются НДС

В.Б. Антонова, г. Уфа

Реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме не облагается НДСподп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ . Некоторые услуги жильцам мы оказываем собственными силами ТСЖ. Подпадают ли они под льготу?

Тексты упоминаемых Писем Минфина доступны: раздел «Финансовые и кадровые консультации» системы КонсультантПлюс (информационный банк «Финансист»)

Минфин считает, что льгота не распространяется на услуги, оказываемые самим ТСЖ с привлечением работников, нанятых по трудовым договорамПисьма Минфина России от 25.10.2010 № 03-07-14/77 , от 27.09.2010 № 03-07-14/66 . Поэтому такие услуги нужно облагать по ставке 18%.

Однако в 2007 г. Пленум ВАС РФ указал, что ТСЖ, заключая договоры на ремонт, выступает не в своих интересах, а в интересах своих членов. В рамках таких отношений у ТСЖ отсутствуют обязанности налогоплательщикап. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 05.10.2007 № 57 . То есть для судов не важно, своими или подрядными силами ТСЖ ведет свою уставную деятельность - содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме. НДС можно не начислять в любом случае.

Но воспользоваться правом не платить НДС при оказании услуг собственными силами товарищества вы можете, скорее всего, только отстояв это в судеПостановление ФАС ПО от 19.10.2007 № А57-11024/2006-33 .

Если ТСЖ пользуется льготой по НДС, то на вычеты оно права не имеет

И.В. Веселова, г. Москва

Счета за коммунальные услуги нашему ТСЖ выставляются с НДС. Но с 01.01.2010 реализация товариществом коммунальных услуг НДС не облагаетсяподп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ . Что нам делать с входным налогом? Можем ли мы принять его к вычету? Или можно потребовать выставления нам счетов без НДС?

: Потребовать выставления счетов без НДС вы не можете. Коммунальные услуги, реализуемые вам организациями коммунального комплекса, поставщиками электроэнергии и газоснабжающими организациями, облагаются НДСПисьмо Минфина России от 27.09.2010 № 03-07-14/66 . Но принять его к вычету также нельзяподп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ . Вы включаете его в цену коммунальных услугподп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ .

Вы сможете заявлять вычеты, только если откажетесь от льготып. 5 ст. 149 НК РФ ; Письма Минфина России от 27.09.2010 № 03-07-14/66 , от 23.12.2009 № 03-07-15/169 . Но тогда придется начислять налог на оказываемые собственникам услуги. При этом необходимо будет выставлять счета-фактуры, следить за правильностью выставленных в ваш адрес счетов-фактур, а в случае проверки - представлять копии всех документов в налоговую. Для ТСЖ это лишние проблемы, а собственникам все равно, облагается ли реализация услуг в их адрес НДС или нет, так как его в любом случае придется заплатить, пусть и в составе цены услуг. Поэтому отказываться от льготы особого смысла нет.

Почему договор управления и устав ТСЖ не регулируют выполнение работ внутри квартиры? Какую систему налогообложения следует выбрать подрядчику при выполнении работ на частном имуществе? В чем особенности бухгалтерского учета операций по договорам бытового подряда?

Управляющие организации и ТСЖ нужны собственникам для содержания и ремонта общего имущества и обеспечения жильцов коммунальными услугами. Помимо этих двух видов деятельности управляющие организации и ТСЖ зачастую выполняют ремонтные работы в отношении имущества, не являющегося общим, а находящегося у жильцов в частной собственности. Какие налоговые обязательства возникают у управляющей организации и ТСЖ? Как организовать раздельный учет по видам деятельности?

Работы на общем и частном имуществе

Договор управления многоквартирным домом, на основании которого действует управляющая организация, предусматривает ее обязанность выполнять работы и оказывать услуги по ремонту и содержанию общего имущества. Конкретный перечень работ, их периодичность и стоимость указываются в приложении к договору. В составе платы за жилое помещение собственники оплачивают работы по содержанию и ремонту только общего имущества. В Правилах содержания общего имущества приведен перечень объектов, входящих в состав общего имущества (п. 2), а также работ, которые относятся к его содержанию (п. 11). Определяющим признаком общего имущества является его предназначение для обслуживания двух и более помещений в многоквартирном доме (п. 1 ст. 36 ЖК РФ).

Вместе с тем на основании п. 3 ст. 30 ЖК РФ каждый собственник обязан самостоятельно нести бремя содержания жилого помещения, принадлежащего ему на праве собственности. Границы общего и частного имущества применительно к инженерным сетям определяются согласно п. п. 5 - 7 Правил содержания общего имущества. Несмотря на используемый в ЖК РФ термин "плата за содержание и ремонт жилого помещения", платежи собственника не связаны с содержанием самого помещения, находящегося в частной собственности. В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Организовывать и оплачивать содержание и ремонт непосредственно жилого помещения и находящегося в нем оборудования и имущества собственник должен самостоятельно, независимо от собственников других помещений.

В п. 15 Правил содержания общего имущества названы некоторые услуги и работы, которые не относятся к содержанию общего имущества (а следовательно, являются содержанием и ремонтом частного имущества):

    Утепление оконных и балконных проемов, замена разбитых стекол окон и балконных дверей, утепление входных дверей в квартирах и нежилых помещениях, не являющихся помещениями общего пользования;

    Уборка и очистка земельных участков, не входящих в состав общего имущества, а также озеленение территории и уход за элементами озеленения (в том числе газонами, цветниками, деревьями и кустарниками), находящимися на земельных участках, не входящих в состав общего имущества. Указанные действия осуществляются собственниками соответствующих земельных участков.

Таким образом, перечисленные в п. 15 Правил содержания общего имущества услуги, а также все другие работы, связанные с содержанием и ремонтом объектов, не входящих в состав общего имущества, не охватываются действием договора управления многоквартирным домом. Следовательно, их выполнение возможно только на основании иных договоров с собственниками таких объектов. Заметим, что все чаще в договоре управления многоквартирным домом прописывается обязанность управляющей организации выполнять работы по ремонту санитарно-технического, электрического и иного оборудования и приборов, обслуживающих непосредственно помещение собственника, не относящееся к общему имуществу, по заявке собственника, за отдельную плату в соответствии с утвержденными расценками.

Точно так же, как и для управляющей организации, выполнение работ на частном имуществе товариществом собственников жилья возможно на основании отдельных договоров, но с тем отличием, что в рамках уставной деятельности ТСЖ не оказывает услуги своим членам: ТСЖ, заключая договоры на оказание коммунальных услуг, на эксплуатацию, содержание и ремонт жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах, а также трудовые договоры со специалистами, выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах членов ТСЖ (Постановление Пленума ВАС РФ от 05.10.2007 N 57). Товарищество ведет уставную некоммерческую деятельность по управлению общим имуществом, отношения между членами и товариществом в рамках этой деятельности регулируются уставом. Возможность ведения иных видов хозяйственной деятельности должна быть предусмотрена уставом ТСЖ. Правоотношения в рамках таких видов деятельности возникают на основании договоров.

И управляющая организация, и ТСЖ выступают подрядчиками (исполнителями) при выполнении работ (оказании услуг), касающихся содержания и ремонта частного имущества. При этом заказчиками выступают собственники помещений. Поскольку услуга не имеет материально-вещественного выражения, а результаты работ, наоборот, имеют, деятельность управляющей организации и ТСЖ состоит в проведении работ (по ремонту, установке, монтажу, замене каких-либо объектов), отношения с собственниками квартир строятся на основании договора подряда (если собственник-гражданин, заказывающий работы для удовлетворения своих бытовых потребностей, то действуют правила о бытовом подряде).

Система налогообложения

Главный вопрос, который обычно встает перед бухгалтером управляющей организации (ТСЖ), оказывающей услуги на частном имуществе граждан: нужно ли уплачивать ЕНВД? "Вмененный" спецрежим не может применяться по выбору налогоплательщика: если на местном уровне конкретный вид деятельности переведен на уплату единого налога, организация обязана исчислять и уплачивать именно его.

Бытовые услуги

Из всего перечня видов деятельности, которые могут быть переведены на "вмененку", нас интересуют только бытовые услуги (пп. 1 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Согласно определению, данному в ст. 346.27 НК РФ, под бытовыми услугами понимаются платные услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением услуг ломбардов и услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств), предусмотренные Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163, за исключением услуг по изготовлению мебели, строительству индивидуальных домов. Таким образом, из "группы риска" сразу исключаются услуги, оказываемые юридическим лицам. Например, если управляющая организация выполняет ремонт сантехники и электрики в жилом или нежилом помещении по договору, заключенному с организацией, она не обязана уплачивать ЕНВД. При этом заказчиком по договору может выступать как собственник, так и арендатор помещения.

Если заказчиком по договору выступает индивидуальный предприниматель, нужно учитывать, что он также является физическим лицом. Об этом напомнил Минфин России в Письме от 17.07.2007 N 03-11-05/160 и сообщил, что деятельность налогоплательщика подлежит переводу на уплату ЕНВД. Вместе с тем арбитры полагают, что, если физическое лицо выступает в договоре как индивидуальный предприниматель и заказывает услуги для использования в целях ведения предпринимательской деятельности (например, сдает жилое помещение в аренду), нет оснований считать эти услуги бытовыми и у исполнителя нет оснований уплачивать ЕНВД (Постановления ФАС СЗО от 03.03.2009 N А42-577/2008, от 02.12.2008 N А52-5071/2007, ФАС ДВО от 03.03.2008 N Ф03-А51/08-2/371, ФАС ВСО от 16.11.2006 N А33-5662/06-Ф02-6003/06-С1). Добавим, что в п. 1 Письма от 30.07.2007 N 03-11-04/3/304 Минфин России согласился, что исполнитель бытовых услуг должен уплачивать ЕНВД, только если заказчик-предприниматель заказывает услуги для личного домашнего потребления, не связанного с осуществлением предпринимательской деятельности.

Открыв ОКУН, можно увидеть, что в группу бытовых услуг входит подгруппа "Ремонт и строительство жилья и других построек" (начиная с 2009 г. не переводится на уплату ЕНВД деятельность по строительству индивидуальных жилых домов, все остальные услуги, включенные в названную подгруппу, по-прежнему подлежат переводу на "вмененку"). Это означает, что ремонт нежилых помещений не относится к бытовым услугам, поэтому не является "вмененным" независимо от статуса заказчика (Письмо Минфина России от 29.05.2006 N 03-11-04/3/276).

Частичный ремонт квартир Vs коммунальные услуги

Итак, если управляющая организация (ТСЖ) по договору с физическим лицом выполняет услуги, относящиеся к виду "Ремонт жилья и других построек" (код ОКУН 016100), то ей прямая дорога на "вмененку". Однако перечень этих услуг ограничен, в связи с чем встает вопрос: как квалифицировать деятельность, если конкретная услуга не поименована в ОКУН? Минфин довел до сведения налогоплательщиков, что определение кода вида деятельности, подлежащего переводу на уплату ЕНВД, в том числе в целях заполнения налоговой декларации, возлагается на налогоплательщика, а по вопросам применения классификаторов направил в Ростехрегулирование (см., например, Письмо от 16.06.2009 N 03-11-09/213). Тем не менее некоторые разъяснения по конкретным услугам можно найти.

Чаще всего управляющие организации и ТСЖ оказывают собственникам помещений услуги, связанные с ремонтом сетей водо-, тепло-, электро-, газоснабжения, а также канализации. Кроме того, жильцы обращаются к управляющей организации по поводу ремонта сантехнического оборудования, электротехнических работ (замена электророзеток). Возникают ли у исполнителя обязательства по ЕНВД? Существует два мнения.

С одной стороны, самым "подходящим" для этих работ является код ОКУН 016102 "Частичный ремонт домов, квартир по заказам населения". Такой вывод сделан в Письме Минфина России от 20.06.2008 N 03-11-05/151: работы по установке ванн, душевых кабин, раковин, унитазов, смесителей в домах и квартирах граждан могут быть отнесены к группировке ОКУН 016102. Кроме того, в Письме от 30.03.2007 N 24-17/0261 специалисты УФНС России по Московской области отметили, что услуги по монтажу, ремонту и реконструкции внутридомовых сетей водоснабжения, отопления и канализации подлежат налогообложению единым налогом на вмененный доход, если их оказание является составной частью предпринимательской деятельности по комплексному или частичному ремонту индивидуальных домов и квартир.

С другой стороны, в Письме от 20.12.2005 N 02-10/12531 УФНС России по Ленинградской области сообщило, что установка сантехнического оборудования, замена и прочистка трубопроводов, электротехнические работы (замена и установка электророзеток, электросчетчиков и т.п.) не являются ремонтными работами, данные работы не перечислены в классификаторе ОК 002-93 по группе 01 "Бытовые услуги".

Важное дополнение - ремонт систем отопления (в том числе замена радиаторов), водоснабжения, канализации, а также электромонтажные работы предусмотрены в ОКУН в группе 04 "Жилищно-коммунальные услуги" (подгруппа "Коммунальные услуги"): по коду 042102 "Замена изношенных (включая монтаж), ремонт и обслуживание внутридомовых инженерных систем электроснабжения", по коду 042213 "Замена изношенных (включая монтаж), ремонт и обслуживание систем водоснабжения", по коду 042221 "Замена изношенных (включая монтаж), ремонт и обслуживание внутридомовых инженерных систем водоотведения", по коду 042405 "Замена изношенных (включая монтаж), ремонт и обслуживание внутридомовых инженерных систем центрального отопления". Поэтому в Письме от 20.04.2007 N 03-11-04/3/124 финансисты сделали вывод: услуга по замене радиаторов, систем водоснабжения, отопления, канализации не относятся к бытовым услугам, указанным в разд. 01 "Бытовые услуги" ОКУН. При этом независимо от того, имеет ли организация, оказывающая такие услуги, статус исполнителя коммунальных услуг согласно Правилам предоставления коммунальных услуг, ее деятельность не может быть переведена на систему налогообложения в виде ЕНВД. Аналогичные разъяснения были даны ранее в Письме Минфина России от 20.10.2006 N 03-11-04/3/464: предпринимательская деятельность организации по оказанию услуг, связанных с ремонтом систем отопления, водоснабжения, канализации, а также услуг по монтажу охранно-пожарной сигнализации и услуг, связанных с электромонтажными работами, не соответствует установленному ст. 346.27 Кодекса понятию бытовых услуг.

Нужно заметить, что внутридомовые инженерные системы входят в состав общего имущества. Услуга по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в свою очередь, предусмотрена среди жилищных услуг (код 041105). Можно предположить, что услуга по обслуживанию и ремонту внутридомовых инженерных систем "становится" коммунальной, если собственники выбрали непосредственное управление многоквартирным домом (то есть исполнитель коммунальных услуг отсутствует) и такая услуга в отношении разных инженерных систем заказана различным организациям (см. п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг), а также если заказчики владеют индивидуальными жилыми домами.

Однако внутридомовые инженерные сети не имеют ничего общего с внутриквартирным оборудованием. Как сказано выше, внутриквартирные сети и оборудование принадлежат жильцам (собственникам помещений в многоквартирном доме) на праве частной собственности. Поэтому, на наш взгляд, неправомерно считать их внутридомовыми инженерными сетями, ремонт и обслуживание которых относится к коммунальным услугам.

Одновременно, как неоднократно разъяснял Минфин, если конкретная услуга не предусмотрена в ОКУН в числе бытовых (код 01), то нет оснований считать ее таковой и уплачивать ЕНВД (Письма от 09.07.2008 N 03-11-04/3/322, от 24.06.2008 N 03-11-04/3/296). Например, услуги по изготовлению металлических решеток, ворот и ограждений названы в ОКУН (коды 013427, 013412), а услуги по изготовлению металлических дверей - нет, соответственно, первые переводятся на уплату ЕНВД, вторые - нет (Письмо от 05.06.2008 N 03-11-05/138). Точно так же полиграфические услуги по изготовлению и печати визитных карточек являются бытовыми (код 018328) и переводятся на уплату ЕНВД, а услуги по изготовлению и печати календарей в ОКУН не названы, следовательно, доходы от этой деятельности облагаются по иным правилам (Письмо от 20.02.2009 N 03-11-09/65).

Таким образом, учитывая, что ОКУН не делает различий между внутридомовыми и внутриквартирными инженерными сетями и что налогоплательщики заинтересованы в том, чтобы избежать уплаты ЕНВД и ведения раздельного учета, а Минфин настаивает на формальном и буквальном прочтении ОКУН, управляющие организации (ТСЖ) вправе руководствоваться разъяснениями финансистов и определять код вида своей деятельности по ремонту внутриквартирного имущества как коммунальную услугу (коды 042102, 042213, 042221, 042405) либо как услугу, не поименованную в ОКУН. Но при этом нужно иметь в виду, что налоговики могут доначислить ЕНВД при проверке, отнеся выполняемые управляющей организацией работы к частичному ремонту квартир, и в данном случае право на применение общей или упрощенной системы налогообложения придется отстаивать в судебном порядке.

Добавим, что с 2009 г. к организациям, которые могут быть переведены на уплату ЕНВД, предъявляются требования, похожие на те, что должны выполнить "упрощенцы" (пп. 1 и 2 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ): по структуре уставного капитала (доля участия других организаций не должна превышать 25%) и среднесписочной численности работников (не более 100 человек). Значит, управляющая организация, не отвечающая таким требованиям, может быть уверена, что ЕНВД ей не будет доначислен. При этом следует учитывать, что ТСЖ не формирует уставный капитал, поэтому понятие "доля участия" к товариществу не применяется, следовательно, препятствий в применении ТСЖ "вмененки" нет (см. Письмо Минфина России от 25.11.2008 N 03-11-04/3/531).

Бухгалтерский учет

Исходя из того, что управляющие организации и ТСЖ, не оказывающие гражданам бытовые услуги, не обязаны уплачивать ЕНВД, у них также не возникает обязанности организовать раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, установленной п. 7 ст. 346.26 НК РФ для плательщиков ЕНВД.

Управляющая организация

Несмотря на отсутствие необходимости организации раздельного учета для целей налогообложения управляющей организации целесообразно в бухгалтерском учете отражать доходы и расходы по видам работ (в рамках договора управления и по частным заказам собственников помещений) обособленно, например путем введения субсчетов первого порядка к счету 20 и второго порядка к счету 90. Это позволит сформировать данные для отчета о прибылях и убытках по видам работ и услуг. Заметим, что для целей бухгалтерского учета организация вправе не распределять общехозяйственные расходы по видам работ и услуг - их допускается списывать сразу на финансовый результат (абз. 2 п. 9 ПБУ 10/99 "Расходы организации"). В таком случае для списания общехозяйственных расходов к счету 90 следует открыть отдельный субсчет (например, 90-5).

Кроме того, подобная детализация предоставит информацию для управленческих целей (например, поможет определить целесообразность дальнейшего развития направления работы по частным заказам). Раздельный учет, который ведется по изложенным принципам, даст возможность использовать данные бухгалтерского учета для формирования отчета по договору управления перед собственниками помещений.

В целом учет по договорам подряда ведется в общем порядке.

Пример 1.

Организация, арендующая нежилое помещение в многоквартирном доме, заключила с управляющей организацией ООО "Быт-Сервис" договор подряда на ремонт (замену) трубопровода горячего водоснабжения внутри нежилого помещения (трубопровод не относится к общему имуществу). Стоимость работ по договору составляет 59 000 руб., в том числе НДС - 9000 руб. (управляющая организация применяет общую систему налогообложения). Для выполнения работ ООО "Быт-Сервис" привлекло подрядную организацию, применяющую УСНО. При этом материалы приобретены управляющей организацией (11 800 руб., в том числе НДС - 1800 руб.) и переданы подрядчику на давальческих условиях. Стоимость работ подрядчика составила 35 000 руб.

В бухгалтерском учете ООО "Быт-Сервис" используются следующие субсчета:

    20-2 "Затраты по работам на частном имуществе";

    90-1-2 "Выручка от выполнения работ на частном имуществе";

    90-2-2 "Себестоимость работ, выполненных на частном имуществе".

    90-3-2 "НДС по работам на частном имуществе".

В учете ООО "Быт-Сервис" будут составлены проводки (для упрощения примера не рассматриваются операции, связанные с расчетами за работы):

Дебет

Кредит

Сумма,руб.

Приобретены материалы для ремонта

Отражен "входной" НДС

Переданы материалы подрядчику для проведения
ремонта

Приняты подрядные работы

Стоимость материалов, переданных подрядчику
на давальческой основе, включена в затраты
на ремонт

Выполнены работы по ремонту трубопровода
для арендатора нежилого помещения (подписан
акт)

Начислен НДС

Списана себестоимость выполненных работ

Товарищество собственников жилья

В отличие от управляющей организации, целью которой является извлечение прибыли, ТСЖ как некоммерческая организация в любом случае должно организовать раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в связи с оказанием дополнительных услуг. Таково требование п. 2 ст. 251 НК РФ: чтобы налогоплательщик получил право не облагать целевые поступления налогом на прибыль, он обязан вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений. В противном случае все полученные целевые поступления облагаются налогом на основании п. 14 ст. 250 НК РФ.

Целевые поступления ТСЖ - это все обязательные платежи собственников помещений за содержание и ремонт общего имущества, а также за содержание самого ТСЖ. Доходы и расходы ТСЖ в рамках целевых поступлений отражаются в смете товарищества.

Самостоятельное предоставление товариществом услуг и работ на внутриквартирном имуществе обычно практикуется, когда у ТСЖ есть штатные сантехники, слесари и т.д. Сметой ТСЖ, в которой предусматриваются расходы на ведение уставной деятельности (управление общим имуществом многоквартирного дома), определяются виды и размеры затрат, необходимые для выполнения комплекса работ по содержанию и ремонту дома. Расходы на оплату труда работников, оказывающих услуги по ремонту внутриквартирного оборудования, стоимость использованных при этом материалов, а также доходы от предоставления услуг относятся к предпринимательской деятельности ТСЖ, прибыль от которой (после налогообложения) направляется на ведение уставной деятельности.

Пример 2.

В штате ТСЖ состоит слесарь-сантехник. Согласно трудовому договору он обязан выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома (за исполнение этих обязанностей ему предусмотрен оклад в размере 77 000 руб.), а также работы по заявкам жильцов на их частном имуществе (исполнение этих обязанностей оплачивается по сдельным расценкам, утвержденным положением об оплате труда).

В течение июля 2009 г. ТСЖ оказало услуги по ремонту на частном имуществе на общую сумму 10 000 руб. Согласно нарядам-заказам сумма заработной платы слесаря-сантехника составила 5000 руб. При выполнении данных работ были использованы материалы на сумму 2000 руб. (приобретены через подотчетное лицо, "входной" НДС отсутствует).

ТСЖ находится на общей системе налогообложения и квалифицирует свою деятельность по ОКУН как коммунальные услуги. Наличные денежные расчеты с населением ведутся с использованием кассового аппарата. В бухгалтерском учете к счету 20 открыты два субсчета: 20-1 "Затраты на ведение уставной деятельности" и 20-2 "Затраты на ведение хозяйственной деятельности".

В бухгалтерском учете ТСЖ будут составлены следующие проводки:

Дебет

Кредит

Сумма,руб.

Приобретены материалы

Отражена выручка от оказания услуг
на частном имуществе

Начислен НДС
(10 000 руб. x 1/18)

Начислена заработная плата
слесарю-сантехнику за выполнение работ
на общем имуществе

Вопросы о налогообложении денежных средств, поступающих ТСЖ от собственников помещений в многоквартирном доме, поднимаются с завидной регулярностью. Большинство этих некоммерческих организаций применяет «упрощенку». Образуют ли полученные деньги налогооблагаемый доход?

Коммунальные и жилищно-коммунальные услуги

Определение жилищно-коммунальных услуг дает пункт 3.1 «ГОСТ Р 51617-2000. Государственный стандарт Российской Федерации. Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия». Это действия или деятельность исполнителя по поддержанию и восстановлению надлежащего технического и санитарно-гигиенического состояния зданий, сооружений, оборудования, коммуникаций и объектов жилищно-коммунального назначения, вывозу бытовых отходов и подаче потребителям электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды. Данный документ является национальным стандартом (постановление Госстандарта России от 30.01.04 № 4 «О национальных стандартах Российской Федерации», п. 2 ст. 15 Федерального закона от 27.12.02 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»).

В свою очередь потребителями электроэнергии, воды, газа и тепловой энергии выступают граждане, получающие, заказывающие либо имеющие намерение получить или заказать услуги для личных нужд (п. 3.2 ГОСТ Р 51617-2000, п. 7 «Услуги населению. Термины и определения. ГОСТ Р 50646-94»). Для нас важно, что ТСЖ потребителем данных ресурсов не признается.

Определение коммунальных услуг мы найдем в пункте 4 статьи 154 ЖК РФ. К ним относятся горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Причем данный перечень является закрытым.

Как видно, коммунальные услуги входят в состав жилищно-коммунальных услуг, но спектр последних шире первых. В частности, вывоз мусора к коммунальным услугам не относится (вопреки мнению Минфина России, представленному в письме от 10.02.10 № 03-11-06/2/16).

Наконец, работы по содержанию общего имущества многоквартирного дома охарактеризованы в пункте 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме…, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.06 № 491. Нетрудно убедиться, что они также попадают под определение жилищно-коммунальных услуг. При этом конкретный перечень услуг и работ по содержанию общего имущества, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования, собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании (п. 17 Правил).

Почему же важно отличать коммунальные услуги от жилищно-коммунальных? Дело в том, что договоры на оказание коммунальных услуг должны удовлетворять специальным нормативным требованиям.

Договоры с ресурсоснабжающими организациями

ТСЖ представляет собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном доме (п. 1 ст. 135 ЖК РФ). Но из этой формулировки не следует, что ТСЖ самостоятельно такие услуги оказывает. Возможные виды хозяйственной деятельности ТСЖ охарактеризованы в пункте 2 статьи 152 ЖК РФ. Товарищество вправе осуществлять:

1) обслуживание, эксплуатацию и ремонт недвижимого имущества в многоквартирном доме;

2) строительство дополнительных помещений и объектов общего имущества в многоквартирном доме;

3) сдачу в аренду, внаем части общего имущества в многоквартирном доме.

Коммунальные услуги в этом перечне не значатся.

Из пункта 2 статьи 154 ЖК РФ можно сделать вывод, что обслуживание и эксплуатация недвижимого имущества в многоквартирном доме заключается в оказании услуг и выполнении работы по управлению многоквартирным домом, содержанию общего имущества в многоквартирном доме.

В то же время деятельность по оказанию коммунальных услуг охарактеризована в § 6 «Энергоснабжение» главы 30 ГК РФ и детализируется в профильных законах. В частности, это Федеральный закон от 07.12.11 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федеральный закон от 26.03.03 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Федеральный закон от 31.03.99 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», Федеральный закон от 27.07.10 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

В договорах с «коммунальщиками» ТСЖ абонентом не является, поскольку не осуществляет самостоятельного потребления соответствующих ресурсов (п. 1 ст. 539, ст. 548 ГК РФ). В свою очередь не считаются субабонентами и собственники помещений (ст. 545 ГК РФ).

В судебных решениях признается, что плата за коммунальные услуги доход ТСЖ не образует. Причем посреднический статус ТСЖ в за «коммуналку» поддержан определением ВАС РФ от 22.11.07 № 14386/07.

Кроме того, с 1 сентября 2012 года вступили в силу Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.11 № 354). И договоры, которые вправе заключать ТСЖ с ресурсоснабжающими организациями, охарактеризованы в пункте 26 Правил. Из него следует, что общее собрание собственников своим решением должно наделить ТСЖ полномочиями по содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, от имени собственников. При этом в отношениях с третьими лицами ТСЖ действует на основании доверенности, выданной всеми или большинством собственников, от имени собственников в таком доме.

Такая формулировка не оставляет сомнений в посредническом статусе ТСЖ. Правда, обратной силы названные Правила не имеют.

Учтите, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (п. 1 ст. 422 ГК РФ). Поэтому в настоящее время договоры с ресурсоснабжающими организациями, в которых ТСЖ действует от своего имени, заключению не подлежат. Такие сделки будут считаться ничтожными ввиду их несоответствия нормативному правовому акту (ст. 168 ГК РФ). Соответственно в целях налогообложения ТСЖ не может рассматриваться как «перепродавец» коммунальных услуг. Для этого не существует правовых оснований.

В письме от 05.04.13 № 03-11-06/2/11195 Минфин России сосредоточил внимание на агентских договорах. Между тем перечень договоров, представленный в подпункте 9 пункта 1 статьи 251 НК РФ, носит открытый характер. Льгота предоставляется поверенному по договору, аналогичному договору комиссии или агентскому договору. Не имеется сомнений, что коммунальные договоры ТСЖ как раз таковыми и являются.

А как быть с договорами, которые ТСЖ заключили до вступления в силу Правил? По мнению автора, аналогия закона может иметь обратную силу, поскольку при изменениях законодательства, как правило, соблюдается преемственность правовых норм. Поэтому отношения ТСЖ с «коммунальщиками» и прежде носили посреднический характер.

В итоге плата за коммунальные услуги, поступающая от собственников, не образует доход ТСЖ. Аналогичную позицию нужно занять и в отношении пеней, предъявленных ресурсоснабжающими организациями. Все это - средства в расчетах, «транзитом» проходящие через счета ТСЖ.

Вознаграждение, причитающееся ТСЖ за оказание посреднических услуг, определяется по остаточному принципу. Из сумм, поступающих на счета ТСЖ, нужно вычесть средства на исполнение договоров, по которым оно выступает в качестве собственников, в том числе от своего лица.

Справедливости ради заметим: законодатель продолжает считать, что ТСЖ осуществляет реализацию коммунальных услуг. Но эта точка зрения относится лишь к исчислению НДС (подп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ). Распространять ее на исчисление иных налогов мы не обязаны.

Елена Диркова,

генеральный ООО «БИЗНЕС-БУХГАЛТЕР»

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ОКАЗАНИИ ПЛАТНЫХ УСЛУГ/ВЫПОЛНЕНИИ ПЛАТНЫХ РАБОТ

ТСЖ «Ирбис»

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Положение определяет:

    условия, правила и порядок оказания платных услуг Товариществом собственников жилья «Ирбис» (далее по тексту – ТСЖ «Ирбис»); порядок формирования доходов и осуществления расходов за счет привлеченных финансовых средств.

1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с Налоговым кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ, и иными нормативно-правовыми актами и вводится для привлечения дополнительных финансовых средств с целью:

    материального стимулирования работников и членов правления ТСЖ «Ирбис»; оказание материальной помощи; развитие материально-технической базы ТСЖ «Ирбис»

1.3. В настоящем Положении используются следующие основные понятия:

    заказчик - физическое лицо, имеющее намерение заказать, либо заказывающее платные услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности ; исполнитель – ТСЖ «Ирбис», выполняющее работы или оказывающие услуги заказчикам за отдельную плату; платные услуги - платные дополнительные услуги, оказание которых связано с обеспечением надлежащего технического, противопожарного, санитарного и иного состояния личного имущества заказчиков.

1.4. Исполнитель вправе оказывать платные услуги и выполнять платные работы в соответствии с настоящим Положением, Уставом ТСЖ «Ирбис» и действующим законодательством.

2.1. Исполнитель может предоставлять платные услуги и осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, предусмотренную его Уставом по следующим направлениям:

2.2. Перечень видов платных услуг и предпринимательской деятельности может меняться в зависимости от потребностей физических лиц и возможностей исполнителя.

3. ПРАВИЛА, УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ УСЛУГ

3.1. Для оказания платных услуг исполнитель обязан:

3.1.1. Создать условия для предоставления платных услуг с учетом требований по охране и безопасности заказчиков.

3.1.2. Утвердить на заседании Правления ТСЖ «Ирбис» тарифы по каждому виду платных услуг.

Стоимость платных услуг и работ, оказываемых в рамках настоящего Положения, указывается в отдельном прейскуранте.

3.1.3. Для оказания платных услуг исполнителем могут привлекаться работники, находящиеся в штате ТСЖ «Ирбис», а также третьи лица.

3.2. Исполнитель обязан предоставить заказчикам достоверную информацию (в том числе путем размещения ее в удобном для обозрения месте), содержащую следующие сведения:

Перечень платных услуг, оказываемых ТСЖ «Ирбис»;

Стоимость платных услуг и работ и порядок их оплаты;

Права и обязанности заказчика, ответственность исполнителя.

3.3. Заказчик обязан создать необходимые условия для оказания услуг, выполнения работ.

3.4. Оказание платных услуг производится на основании заявок на оказание платных услуг (работ), подаваемых физическими лицами. Председатель правления или Управляющий, принимающие заявку, обязаны принять и дать разъяснение по дальнейшему проведению работы.

3.3. Заявки от физических лиц на оказание платных услуг (работ) принимаются и регистрируются в специальном журнале.

3.2. По окончании работ (оказании услуг) оформляется акт выполненных работ в двух экземплярах, один из которых Заказчика, другой Исполнителя.

3.3. Оплата за предоставленные платные услуги и выполненные работы производится заказчиками путем перечисления денежных средств на расчетный счет ТСЖ «Ирбис» по отдельной квитанции, предоставляемой единовременно с квитанцией на оплату коммунальных услуг и услуг по содержанию общего имущества.

4. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ И РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВ,

ПОЛУЧЕННЫХ ЗА ОКАЗАНИЕ ПЛАТНЫХ УСЛУГ/ВЫПОЛНЕНИЕ ПЛАТНЫХ РАБОТ

4.1. Средства, полученные от оказания платных услуг, остаются в распоряжении ТСЖ «Ирбис» и расходуются на материальное стимулирование работников ТСЖ и членов Правления, и др. цели.

4.2. Распределение доходов и расходов по платным услугам:

4.2.1. Материальное стимулирование работников и членов Правления ­– до 40%

4.2.2. Оставшиеся средства от оказания платных услуг/выполнения работ, после начисления и уплаты всех налогов и полного возмещения материальных затрат, связанных с предоставлением платных услуг направляются в резерв непредвиденных расходов и расходуются на развитие материально-технической базы (приобретение оргтехники, хозяйственного инвентаря, канцтоваров, расходных материалов и т. д.)

5.3. Исполнитель освобождается от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение услуг, если будет доказано, что это произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Председатель Правления ТСЖ «Ирбис»