F a 18 hornet вооружение. Описание конструкции и её модернизация. Аварии и катастрофы


Демонстрация маневренных возможностей F/A-18E/F «Super Hornet»

При проектировании F/A-18E/F «Super Hornet» разработчик очень серьёзно подходил к необходимости увеличения радиуса действия новой машины. Для палубного многоцелевого истребителя этот показатель является первостепенным, поскольку определяет расстояние, на которое авианосная ударная группировка должна приблизиться к КУГ/АУГ или береговой линии противника для выполнения противокорабельной или ударной операции, а также расстояние, на котором звено истребителей может эскортировать ударное авиакрыло, оснащённое тактическими ракетами типа AGM-84H SLAM-ER. У «Супер Хорнета» данный показатель в 1,35 раза превышает результат «Хорнета» в задачах патрулирования воздушного пространства на высотах 5000 - 12000 м (1200 км против 780 км) и в 1,38 раза в ударном варианте (940 против 580 км). В этом варианте реализован профиль полёта «большая высота - малая высота - большая высота». Рост дальности действия F/A-18E/F стал возможен после увеличения объёма внутренних и внешних топливных баков. Если на F/A-18C/D во внутренних баках было 4903 кг и в 3-х ПТБ ещё 3048 кг (итого 7951 кг), то в топливной системе F/A-18E/F были применены внутренние баки на 6668 кг и ПТБ на 7390 кг (итого 14058 кг). Увеличение ёмкости внутренних топливных баков стало возможным благодаря более крупному и ёмкому планеру «Супер Хорнета», а размещение 5 ПТБ по 1479 кг топлива (3 ПТБ по 1016 кг у «Хорнета») - за счёт более высоких стоек шасси, позволяющих устанавливать на узлы подвески более крупногабаритные контейнеры с вооружением или топливом. Длина фюзеляжа F/A-18E/F - 18,35 м, размах крыла 13,45 м (против 17,1 и 12,3 м у F/A-18C/D).

Тактические возможности «Супер Хорнета» практически не отстают от перспективного палубного F-35C. Максимальная скорость «Super Hornet» в 1900 км/ч, хоть и является его слабым местом (как и у «Рафаля»), всё равно на 500 - 600 км/ч опережает палубную версию F-35C (его скорость составляет всего 1300 - 1400 км/ч). Маневренность F/A-18E/F превосходит аналогичные показатели корабельного «Лайтнинга». Боевой радиус действия на аналогичном уровне. А наличие двухместной модификации F/A-18F делает из машины продвинутый авиационный комплекс, способный одновременно вести воздушный бой, подавлять ПВО противника, а также вести оптическую и радиотехническую разведку с передачей информации в операторские ПБУ корабельных БИУС «Иджис» по радиоканалу «Link-16», наибольший объём задач при этом будет возложен на оператора систем истребителя в задней кабине, индикационное оборудование приборной панели которого продублировано с МФИ в первой кабине пилота.

Были достигнуты главные цели проекта - увеличение боевой нагрузки и номенклатуры вооружения с одновременным расширением радиуса действия машины. На 11 узлах подвески теперь может быть размещено на 14,5% больше ракетно-бомбового вооружения (8051 кг), среди которого «Boeing» отмечает и совершенно перспективные образцы (тактические ракеты малой дальности JAGM на базе «Хэллфайр», планирующие боеприпасы AGM-154 JSOW, тактические крылатые ракеты AGM-158A/B JASSM/JASSM-ER, малозаметные дальнобойные ПКР LRASM, ракеты-приманки ADM-160C MALD-J, способные имитировать ЭПР любого средства воздушного нападения и другое высокоточное вооружение).

«Супер Хорнет», как и его двухместный младший брат - «радиоэлектронный боец» и «убийца» ПВО F/A-18G «Growler», относится к переходному поколению тактической авиации «4++», где большая часть бортового оборудования относится к 5-му поколению и соответствует всем сетецентрическим традициям ведения войны XXI века, которая не обходится без радиолокационных и оптико-электронных средств на самой совершенной элементной базе. Так, цифровая электро-дистанционная система управления (ЭДСУ) «Супер Хорнета» от компании «Lockheed Martin» почти полностью вытеснила резервную тросовую механическую систему, которая была установлена на модификациях F/A-18C/D. Новая ЭДСУ с 4-хкратным резервированием, в случае разрушения одной или даже определённых участков двух плоскостей, способна скорректировать положение исправных плоскостей для продолжения полёта и даже выполнения боевого задания. Конечно, ближний воздушный бой с противником при повреждённых плоскостях вести будет нереально, либо очень сложно, но уничтожить цель в дальнем бою, либо нанести удар по наземной цели не составит абсолютно никакого труда.

Вместо устаревающего оптико-электронного прицельного комплекса AAS-38 «Night Hawk», «Супер Хорнеты», как и «Хорнеты», в ходе модернизации получили перспективный контейнерный оптико-электронный прицельный комплекс AN/ASQ-228 ATFLIR («Advanced Targeting Forward-Looking Infared»), включающий ИК/ТВ-каналы визирования, а также лазерный дальномер с целеуказателем, что позволяет вести высокоточную боевую работу как днём, так и ночью. Бортовая РЛС AN/APG-79 представлена активной ФАР с полотном из 1100 приёмо-передающих модулей, сканирующих воздушное пространство в секторе 120 градусов по углу места и 120 градусов по азимуту. Станция сопровождает на проходе 28 воздушных целей и захватывает на точное автосопровождение для обстрела ракетами AIM-120C-7 и AIM-120D 8 из них. Дальность обнаружения цели с ЭПР 1м2 составляет 128 км. Множество режимов работы по наземным и воздушным целям обеспечиваются высокопроизводительным процессором нового поколения. Устройство является настолько передовым, что на его архитектуре была продолжена модернизированная серия бортовых РЛС AN/APG-63(V)3, установленная на F-15SG ВВС Сингапура, а также на американских F-15SE «Silent Eagle». С режимом синтезированной апертуры AN/APG-79 по точности обнаружения наземных целей и картографирования земной поверхности почти достигает уровня бортового радара AN/APG-81, установленного на малозаметные истребители F-35A/B/C.

Оборудование радиоэлектронной разведки, целеуказания и обороны многоцелевого истребителя F/A-18E/F представлено: системой предупреждения об облучении (СПО) ALR-67(V)3, многочастотной станцией постановки РЭП ALQ-214, а также буксируемой ложной целью AN/ALE-55. Данные устройства объединены в комплекс РЭБ IDECOM. В 6 модулях AN/ALE-47, расположенных в нижней образующей фюзеляжа, размещено 120 инфракрасных ловушек для противодействия ракетам с ИКГСН.

Информационное поле пилота F/A-18E/F стало заметно совершенней, нежели у модификации F/A-18C/D. Все электромеханические приборы, светодиодные и лампочные индикаторы были заменены на многофункциональные индикаторы с жидкокристаллическими матрицами. В кабине пилота F/A-18E/F мы видим 5 МФИ:

Нижний центральный многофункциональный индикатор, который является цветным, и предназначен для отображения карты местности в разных масштабах; его диагональ составляет 8,9 дюйма;

Нижний левый МФИ для вывода графической и числовой информации о количестве топлива во внутренних и подвесных топливных баках, а также о режимах работы турбореактивной силовой установки; диагональ этого индикатора составляет 5,9 дюйма;

2 боковых квадратных монохромных ЖК МФИ для вывода информации о воздушной тактической обстановке, получаемой БРЛС AN/APG-79, о номенклатуре вооружения на точках подвески (левый МФИ), для отображения авиагоризонта и информации от оптико-электронных комплексов, а также отображения картографирования земной поверхности (правый МФИ); диагональ данных дисплеев составляет 7,2 дюйма:

Верхний центральный монохромный индикатор с диагональю около 8,6’’ для отображения изображения, получаемого от оптико-электронных прицельных комплексов, а также навигационной информации и частотных диапазонов с каналами работы бортовой радиостанции. Здесь отметим, что единый компьютеризированный интерфейс позволяет приспособить работу индикаторов для удобств любого пилота. К примеру, данные от бортовой РЛС могут отображаться как на левом, так и на правом индикаторе. Это может значительно облегчить работу пилота, который, к примеру, в течение нескольких лет проходил службу в ВВС США в качестве пилота на истребителе завоевания превосходства в воздухе F-15C «Eagle», где МФИ, отображающий информацию бортовой РЛС, расположен в левой части приборной панели.

«SILENT HORNET» - ЗА ПРЕДЕЛАМИ ПЕРЕХОДНОГО ПОКОЛЕНИЯ

Во всемирной паутине можно встретить огромное количество статей-обзоров, форумов и официально предоставленной документации от компании «Боинг» по самой продвинутой модификации известнейших истребителей семейства F-15C/E - F-15SE «Silent Eagle». Машина получила конформные отсеки вооружения, «стелс»-конфигурацию заднего вертикального оперения (килей и стабилизаторов) с 20-градусным развалом для отвода электромагнитного излучения РЛС противника, а также новейшую БРЛС с АФАР AN/APG-63(V)3, построенную на элементной базе БЦВМ AN/APG-79 и имеющую с ней схожие характеристики. Его скоростные характеристики примерно на 800-900 км/ч выше, чем у F/A-18E/F (порядка 2350 против 1750 км/ч с нормальной нагрузкой на подвесках). Параметры этого многофункционального истребителя в роли перехватчика уникальны, но стоимость обслуживания почти в 2 раза выше, чем у «Супер Хорнета» и составляет около 42 тыс. долларов за час полёта. По этой причине F/A-18E/F более привлекателен для заказчика, и именно его корпорация «Боинг» пытается распиарить и протолкнуть на азиатском рынке вооружений.

Последней версией истребителя считается «стелс»-модификация «Advanced Super Hornet» (также известная как «Silent Hornet»). Изделие воплотило в себе все лучшие наработки по проектам «Хорнет» и «Супер Хорнет». В то же время подробной информации по этому истребителю гораздо меньше, чем по «Сайлент Иглу», а поэтому для обзора будем руководствоваться фотографиями, техническими эскизами и инфографикой из просторов интернета.

Ввиду постоянного совершенствования бортовых радиолокационных станций тактических истребителей ВВС России и Китая, их оснащения перспективными инфракрасными и телевизионными оптико-электронными комплексами, а также предстоящего поступления на вооружение ВВС этих стран ракет класса «воздух-воздух» большой и сверхбольшой дальности типа РВВ-БД, «Изделие 180» и PL-21, специалисты Военно-морских сил США, Минобороны и компаний-разработчиков пришли к выводу, что существующий облик палубного многоцелевого тактического истребителя F/A-18E/F «Super Hornet» перестанет соответствовать появляющимся угрозам уже после 2020-го года. Эффективная поверхность рассеяния в пределах 2 м2 с ракетно-бомбовым вооружением на подвесках не дала бы машине абсолютно никаких преимуществ в дальнем воздушном бою с такими продвинутыми истребителями-бомбардировщиками, как МиГ-35, Су-27СМ/3, Су-30СМ, J-15B/S и т.д. А поэтому специалисты «Boeing» и «Northrop Grumman» начали поиск методов к значительному расширению боевого потенциала штатных «Супер Хорнетов». Кроме того, руководство «Boeing» планировало заработать на новой машине достойный портфель заказов от азиатских и европейских государств.

Первый демонстратор перспективного F/A-18E «Advanced Super Hornet» можно было увидеть на международной аэрокосмической выставке «Aero India-2011» на авиабазе Елаханка (Бангалор). В Индии его пытались продвинуть в рамках тендера MMRCA на закупку 126 лёгких многоцелевых истребителей поколения «4++» для обновления национальных ВВС. Для пиара новой машины на мировом рынке вооружений даже была разработана специализированная программа «International Super Hornet Roadmap», которая предполагала лицензионную сборку на авиапромышленных оборонных предприятиях стран-заказчиков с практически полной передачей технологий производства и предоставлением полноценной логистической поддержки во время эксплуатации в ВВС страны-заказчика.

Конструкция и варианты подвески ракетно-бомбового вооружения в «стелс»-контейнере перспективного F/A-18E/F «Advanced Super Hornet»

Разработка модернизационного пакета для обновлённого «Супер Хорнета» велась примерно с конца первого десятилетия XXI века. Сам пакет включал: оснащение дополнительными надфлюзеляжными конформными топливными баками для увеличения боевого радиуса действия истребителя, разработку подвесного универсального контейнера для размещения ракетно-бомбового вооружения, установку передового оптико-электронного прицельного комплекса с высокочувствительной инфракрасной камерой высокого разрешения, модернизацию силовой установки, интеграцию в БРЭО всеракурсной лазерной станции предупреждения о ракетном нападении SM/LW (Spherical Missile Laser Warning) и глубоко усовершенствованной системы радиоэлектронной борьбы IDECM Block IV, а также установку широкоформатного многофункционального индикатора с диагональю 19 и более дюймов. Действительно, задумка получается очень и очень неплохая, поскольку методика модернизации может применяться не только в отношении F/A-18E/F, но и применительно к самолёту РЭБ и прорыва ПВО-ПРО противника F/A-18G «Growler».

РАССМОТРИМ ОСНОВНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ОБНОВЛЕНИЯ ПО ПРОГРАММЕ «ADVANCED SUPER HORNET»

1. Конформные топливные баки. Данная опция добавляет ещё 240-250 км к боевому радиусу действия модернизированных «Супер Хорнетов». Два накладных топливных бака ёмкостью по 1982 л могут вмещать до 1585 кг авиационного керосина JP-5 каждый, что в сумме даёт прирост в 3170 кг (3964 л) топлива. Такое решение привело к увеличению радиуса действия F/A-18E/F/G почти до 1500 - 1600 км, и это без подкрыльевых ПТБ. В случае подвески ещё 2 ПТБ по 1800 литров, радиус может достигнуть почти 2300 км! Подобная концепция размещения конформных топливных баков применяется на тактических истребителях F-16C Block 52/52+/60 и F-16I «Sufa». Что можно сказать сразу? Преимущество конформных ТБ (CFT) заключается в придании простому палубному истребителю радиуса действия, эквивалентного нашему бомбардировщику-ракетоносцу средней дальности Ту-22М3 (без штанги с системой дозаправки, естественно) или малозаметному перспективному сверхманевренному истребителю Т-50 ПАК ФА. Недостатки также налицо. Несмотря на всё совершенство обтекаемой аэродинамики накладных конформных топливных баков, они создают определённое сопротивление, которое частично «урежет» и маневренные качества «Сайлент Хорнета», доведя их до уровня F/A-18C/D, и скороподъёмность (до 220 - 230 м/с), и разгонные характеристики. Пострадают и скорость с тяговооружённостью. Первая, с учётом подвесного контейнера для вооружения, не превысит 1,4-1,5М, а тяговооружённость составит около 0,75-0,85 кгс/кг. При таком раскладе пилоты «Сайлент Хорнетов» должны исключать возможность БВБ с сильным (МиГ-29СМТ или Су-30СМ). Но в качестве ударного тактического истребителя среди палубных машин F/A-18E/F останется очень мощной машиной, по боевым качествам соответствующей МиГ-29КУБ и китайским J-15S (без учёта скоростных характеристик).

2. Малозаметный подвесной «стелс»-контейнер с ракетно-бомбовым вооружением. Это устройство является основой основ для радикального снижения радиолокационной сигнатуры «Сайлент Хорнета». Управляемые ракеты классов «воздух-воздух», «воздух-земля/корабль/РЛС», а также управляемые авиабомбы имеют собственную ЭПР в пределах от тысячных до сотых квадратного метра (AIM-120D, к примеру, обладает ЭПР порядка 0,02 м2), поскольку электромагнитные волны отражаются от полотна активной радиолокационной ГСН и любых других металлических деталей. Контейнер изготовлен из специальных радиопоглощающих материалов и покрытий, а также представлен острыми рёбрами без прямых углов, уводящими часть непоглощённого радиолокационного излучения в пространство. Его конструкция и материалы снижают ЭПР арсенала истребителя до показателей малоразмерной («узкой») управляемой авиабомбы типа GBU-39 SDB (0,01 м2). При этом, арсенал, размещаемый в «стелс»-контейнере Enclosed Weapons Pod (EWP), может состоять из 4-х ракет AIM-120D, либо 2-х AIM-120D и 6 SDB, также есть варианты с УАБ JDAM с полуактивным лазерным наведением и т.д. Недостатком данного метода является всё то же аэродинамическое сопротивление довольно-таки крупного «стелс»-контейнера, что ведёт к ещё большему снижению скорости и потере маневренности. Помимо этого, размещение массивного подвесного контейнера может вести к ограничению по предельной перегрузке 5-6 ед. Для дальнего воздушного боя, прорыва ПВО противника и сближения с авианосной ударной группировкой противника подобный контейнер просто незаменим, поскольку ЭПР «Сайлент Хорнета» останется на прежнем уровне, - в пределах 1 м2.

3. Перспективный оптико-электронный прицельный комплекс, установленный на «Advanced Super Hornet» представлен инфракрасным датчиком IRST-21, способным обнаруживать, сопровождать и выдавать целеуказание по различным наземным, морским и воздушным целям. Данный комплекс даёт огромные преимущества при оперировании истребителя в пассивном режиме (с выключенной РЛС и при полном радиомолчании). Малая ЭПР вместе с высокочувствительной IRST-21 способна повысить боевые качества тактического истребителя, не вскрывая собственное местоположение для наземных и воздушных юнитов противника со слабыми радиолокационными средствам.

По окончанию 5 августа 2013 года опытный лётный образец F/A-18F «Advanced Super Hornet» совершил 21-й испытательный полёт, в ходе которого были протестированы основные модернизационные узлы новой машины. Оборудование показало себя отлично, и машина получила начальную боевую готовность для принятия на вооружение и серийного производства в любом государстве мира. Как мы видим, несмотря на медленное и уверенное продвижение в ВВС США и их союзников тактических истребителей 5-го поколения F-35A/B/C, их программное обеспечение продолжает конфликтовать с аппаратной частью БРЭО, включая РЛС, а иногда и оптико-электронные системы, на текущий момент оно остаётся «сырым». «Advanced Super Hornet» же остаются наиболее сбалансированными машинами, способными на высоком уровне действовать как во флоте, так и с наземных авиабаз. Лётно-технические качества этих истребителей выше, чем у «Лайтнингов», модернизационный потенциал - аналогично, а поэтому в скором времени можно ожидать их выхода на арену «Большой игры», ведь не случайно «Boeing» и «Northrop» смело напророчили своему сетецентрическому детищу ещё «несколько десятилетий» службы.

Источники информации:
http://www.militaryparitet.com/perevodnie/data/ic_perevodnie/4829/
http://www.militaryparitet.com/perevodnie/data/ic_perevodnie/1337/
http://www.airwar.ru/enc/fighter/f18.html
http://www.airwar.ru/enc/fighter/f18c.html
http://www.airwar.ru/enc/fighter/f18ef.html

Принят на вооружение: 7 января 1983 Производитель: Макдоннел-Дуглас Всего построено: более 1500 Характеристики Экипаж: 1 чел Макс. скорость на высоте: 1915 км/ч Боевой радиус: 740-1065 км Дальность полёта с ПТБ : 3 340 км Практический потолок : 15 240 м Скороподъёмность : 13 715 м/мин Размеры Длина: 17,07 м Высота: 4,66 м Размах крыла: 11,43 м Площадь крыла: 37,16 м² Угол стреловидности крыла по линии ¼ хорд: 20 ° Масса Пустой: 11200 кг Снаряжённый: 16850 кг Макс. взлётная: 23 400 кг Силовая установка Двигатели: Дженерал Электрик F404-GE-400 Тяга (мощность): 2x4900 кгс Тяга форсажная : 2x7260 кгс Вооружение Стрелково-пушечное вооружение: 1x20 мм Боезапас : 570 сн. Кол-во точек подвески: 9 Масса подвесных элементов: 7030 кг

История создания

Корни F/A-18 уходят к раннему проекту фирмы Нортроп , получившему обозначение P.530 «Кобра» и спроектированному в середине 1960-х годов. Впоследствии этот проект был переработан (P.600) и под обозначением YF-17 принял участие в конкурсе ВВС США на создание лёгкого истребителя LWF (Lightweight Fighter ). Его конкурентом выступил самолёт YF-16 фирмы Дженерал Дайнэмикс. В январе 1975 года конкурс завершился победой YF-16, будущего F-16 «Файтинг Фалькон» . На этом история самолёта Нортроп могла бы закончиться, однако примерно в это же время была начата программа истребителя воздушного боя для ВМС (NACF, Navy Air Combat Fighter ). Из-за уменьшения расходов на военные нужды в этот период программа предусматривала не разработку нового самолёта с нуля, а адаптацию уже существующих проектов. Военно-морские силы США скептически отнеслись к однодвигательному YF-16 и предпочли выбрать двухдвигательный YF-17, который, однако, требовал значительных изменений для службы на флоте. Фирма Нортроп ранее не занималась созданием палубных самолётов, поэтому было принято решение, что работа над перепроектированием YF-17 будет проводиться совместно с фирмой Макдоннел-Дуглас , имеющей большой опыт сотрудничества с ВМС.

Самолёт должен был выпускаться в трёх модификациях: истребителя F-18A, штурмовика A-18A, учебно-боевого TF-18A. Фирме Макдоннел-Дуглас удалось объединить истребительную и штурмовую модификации в один самолёт, который с 1980 года упоминался как F/A-18A, хотя официально такое обозначение было утверждено лишь в декабре 1982 года . Двухместный TF-18A был переименован в F/A-18B.

Было построено 9 одноместных и 2 двухместных опытных самолёта. Первый полёт «Хорнит» совершил 18 ноября 1978 года . Первый серийный самолёт поднялся в воздух 12 апреля 1980 года , и уже в мае новые машины начали поступать в ВМС.

Эксплуатация

Первая эскадрилья F/A-18 получила статус боеготовой 7 января 1983 года - это была 314-я истребительно-бомбардировочная эксадрилья Корпуса морской пехоты США «Чёрные рыцари» (VMFA-314 Black Knights). В эскадрильях ВМС и КМП «Хорнит» постепенно заменял истребители F-4 и штурмовики A-4 и A-7 . После снятия с вооружения штурмовиков A-6 в 1990-х годах «Хорнит» остался единственным специализированным ударным самолётом ВМС, а после завершения эксплуатации истребителей F-14 в 2006 году он остаётся единственным боевым самолётом, базирующимся на американских авианосцах. Эта ситуация будет сохраняться до вступления в строй истребителей F-35 .

К концу 1990-х годов «Хорниты» состояли на вооружении 26 боевых эскадрилий ВМС США, 4 эскадрилий Резерва ВМС США, 16 боевых эскадрилий Корпуса морской пехоты США .

Варианты

F/A-18B Hornet посадка на авианосец Рональд Рейган.

  • F/A-18A - первый серийный вариант. Построена 371 машина.
  • F/A-18B - двухместный учебно-боевой вариант F/A-18A.
  • F/A-18C - вариант с усовершенствованным БРЭО и вооружением (может нести УР AIM-120 , AGM-65).
  • F/A-18D - двухместный учебно-боевой вариант F/A-18C.

История эксплуатации

Общие проектные данные

Двигатель

Лётно-тактические характеристики

Вооружение

Пушечное

  • 1× шестиствольная 20 мм модернизированная пушка М61А1.

Бомбовое

  • 2× ракеты «воздух-воздух» AIM-9 Sidewinder на концах крыльев;
  • ракеты «воздух-воздух» AIM-7, AIM-120 AMRAAM;
  • ракеты «воздух-поверхность»: AGM-65 Maverick, AGM-88 HARM, AGM-84H SLAM-ER, AGM-154 JSOW, AGM-62 Walleye ER/DL и Walleye-1.;
  • корректируемые бомбы: 450 кг GBU-32 JDAM, 907 кг GBU-31 JDAM, GBU-12 Paveway II, GBU-24 и GBU-15;
  • кассетные бомбы: CBU-72 и CBU-59;
  • свободнопадающие бомбы Mk.84, Mk.82LD, Mk.82HD, Mk.63, Mk.62, Mk.65, Mk.20 и Mk.83;
  • напалмовые бомбы: BLU;
  • ядерные бомбы: В-57 (В-61) 100/500 кТ. (предполагаемая информация);
  • Неуправляемые ракеты: 70 мм LAU-58.;
  • Авиационные ловушки TALD.

F/A-18E/F «Супер Хорнет» - (англ. F/A-18E/F Super Hornet) - американский палубный истребитель-бомбардировщик и штурмовик. Является глубокой переработкой проекта истребителя F/A-18.

История создания

Данный истребитель был разработан американской компанией «McDonnell Douglas». Специально для этого истребителя разработчики на авиазаводе в Сент-Луисе выделили новую сборочную линию. Первый испытательный полет Boeing F/A-18E/F Super Hornet состоялся 29 ноября 1995 года, а вот полномасштабное производство началось в феврале 2000 года. Новый самолет отличается от своего предшественника - F/A-18C/D увеличенным крылом, вооружением, усиленным планером, удлинённым фюзеляжем, а также конструкцией воздухозаборника и двигателя. Потенциальным покупателем «Супер Хорнетов» является Австралия, которая имеет большой парк истребителей «Хорнет» ранних серий. 3 мая 2007 года был заключён контракт на поставку в Австралию 24 F/A-18F Super Hornet стоимостью $2,9 млрд. Также, покупателями "Супер Хорнетов" являются Польша, Венгрия и Чехия.

Производство

Супер Хорнет впервые был заказан ВМС США в 1992 году, для замены F-14 Tomcat. Супер Хорнет совершил свой первый полет 29 ноября 1995 года. Производство F/A-18E/F началось в 1995 году. Полетные испытания начались в 1996 году. Тестирование продолжалось до 1999 года, заканчивая испытаниями ходовой демонстрацией дозаправки в воздухе. Супер Хорнет прошол эксплуатационные испытания и был одобрен в феврале 2000 года.

Описание конструкции и её модернизация

Конструкция F/A-18E/F «Супер Хорнет»

По своей конструкции самолет F/A-18 - моноплан нормальной схемы со среднерасположенным свободнонесущим крылом, с двумя двигателями в хвостовой части и двухкилевым оперением. Фюзеляж полумонококовой конструкции. Сверху, в хвостовой части, между килями - расположен воздушный тормоз. Там же, в хвостовой части, под фюзеляжем, предусмотрен тормозной крюк. Одной из важных особенностей "Хорнета" являются удлиненные наплывы (наделки), идущие от передней кромки крыла вдоль фюзеляжа в направлении воздухозаборников. Наплывы, имеющие значительную площадь - 5,5 м2, намного увеличивают подъемную силу при больших углах атаки. Одной из отличительных особенностей самолета является наличие наплывов большой площади (5,55 м2) и сложной формы в плане перед корневыми частями крыла. Наплывы создают вихревую подъемную силу и обеспечивают полет самолета на больших углах атаки. Между наплывами и фюзеляжем имеется щель для отвода пограничного слоя фюзеляжа от воздухозаборников. В ходе эксплуатации отмечались повышенные напряжения в хвостовой части фюзеляжа и корневой части килей вследствие воздействия на них вихрей, и с 1988 г. на F/A-18С флота США сверху наплывов устанавливаются небольшие вертикальные гребни, которые служат для модификации сходящих с наплывов вихрей с соответствующим уменьшением усталости конструкции и улучшением путевого управления на углах атаки выше 45 град. «Супер Хорнет» является, в значительной степени, новым самолётом. Размах крыла на 20% больше, масса пустого самолёта - на 3200 кг, максимальная взлётная масса - на 6800 кг больше по сравнению с исходной моделью. По запасу топлива новая машина превосходит «Хорнет» на 33%, что позволило увеличить боевой радиус на 41%, а продолжительность полёта - на 50%. По массе пустого самолёта «Супер Хорнет» приблизительно на 5000 кг легче истребителя F-14 Tomcat, одновременно по характеристикам массы полезной нагрузки и дальности полёта «Супер Хорнет» приближается к F-14, хотя и не превосходит предшественника. На F/A-18E/F «Супер Хорнет» установлены два двигателя Дженерал Электрик F414, мощность ТРДДФ F414 увеличена на 35% по отношению к двигателю F404-400, применявшемуся на истребителях-бомбардировщиках F/A-18А/В.

Крыло и оперение

Крыло "Хорнета" - многолонжеронное, складывающееся по шарнирному стыку. Относительная толщина крыла 5%, удлинение 3,5. Оно имеет сложную систему механизации: по всему размаху - отклоняемые носки, закрылки, зависающие элероны с максимальными углами отклонения 30град. и 45град. . Характерно, что носки крыла и закрылки отклоняются автоматически в зависимости от угла атаки и скорости, что значительно повышает скорость в горизонтальном полете и маневренность в бою. Площадь крыла F/A-18E/F увеличена на 25 кв.м (до 46 м2), в результате несмотря на рост массы самолета, удалось уменьшить скорость сваливания, а посадочная скорость уменьшилась на 18 км/ч Больший размах крыла позволил установить два дополнительных подкрыльевых пилона для подвески вооружения. Общая масса полезной нагрузки, размещенной на шести подкрыльевых и трех подфюзеляжных узлах подвески, составляет 8050 кг (увеличена на 20% по сравнению с вариантом C/D) Новое, более толстое и жесткое крыло выполнено с использованием геометрического уступа на передней кромке. Подобное крыло имел F/A-18А/В, но на модели C/D применялось крыло без уступа. Площадь горизонтального оперения увеличена на 36% и составляет 11,16 м2. Площадь вертикального оперения - на 15% (5,58 м2). Конструкция килей отличается большей (на 54%) площадью рулей направления, углы отклонения рулей увеличены с 30° до 40°. Возросла и площадь наплывов крыла.

Шасси

Шасси "Хорнета" - трехопорное. Основные стойки имеют по одному колесу, после поворота колес на 90град. они убираются назад в ниши, расположенные под каналами воздухозаборников двигателей. Носовая стойка с двумя колесами убирается вперед и имеет кронштейн для крепления к челноку катапульты. Пневматики основных стоек имеют размер 25x69 см, а носовые - 20x50 см. Интересно отметить, что при эксплуатации самолета с авианосца давление в пневматиках стоек - 24 кг/см2, а с наземной ВПП - всего порядка 12 кг/см2. "Гидравлика" самолета состоит из двух независимых систем с рабочим давлением 210 кг/см2 и предназначена для питания приводов поверхностей управления, тормозов, тормозного крюка, пушки и других агрегатов. Благодаря усилению опор шасси в частности и конструкции самолета в целом, модернизированный истребитель-бомбардировщик имеет максимальную посадочную массу на 4100 кг большую, чем F/A-18C/D. Самолеты варианта C/D могут садиться на авианосец, имея на подвесках вооружение массой не более 700 кг, в то время как E/F может нести до 2200 кг. что позволяет ему при необходимости совершить посадку с двумя 900-кг перспективными управляемыми бомбами JSOW.

Силовая установка

На "Супер Хорнете" установлены два двигателя Дженерал Электрик F414, разработанные на основе применявшихся на F/A-18 двухконтурных ТРД F404. В какой-то мере F414 представляет собой увеличенный F404, вместе с тем в его конструкции использованы решения, опробированные на перспективном двигателе Дженерал Электрик YF120, предназначенном для установки на истребители, и ТРДД F412, разрабатывавшемся для малозаметного ударного самолета А-12. Мощность ТРДДФ F414 увеличена на 35% по отношению к двигателю F404-400, применявшемуся на истребителях-бомбардировщиках F/A-18А/В, и на 25%, чем у ТРДД F404-402 самолетов F/A-18C/D. Форсажная камера двигателя практически без изменений заимствована от YF-120, сопла - от F404. Управление двигателями осуществляется с помощью двухканальной цифровой системы управления FADEC.

Вооружение и оборудование

"Супер Хорнет" имеет шестиствольную пушку М61А1 (20 мм, 6000 выстр./мин, 570 снарядов). Имеется девять узлов внешней подвески. Нормальная боевая нагрузка - 2 УР AIM-9 "Сайдуиндер" на концах крыла и 2 УР AIM-7 по бокам воздухозаборников. На F/A-18 C/D могут устанавливаться до шести УР AIM. При выполнении ударных операций самолет оснащается бомбами с лазерным наведением GBU-10, обычными бомбами Mk.82 (до 27) и Mk.84, бомбовыми кассетами, 4 УР AGM-65F "Мейврик", противокорабельными УР AGM-64 "Гарпун", противорадиолокационными УР HARM, контейнерами с НАР.

Модификации

  • F/A-18E Super Hornet
  • F/A-18F Super Hornet
  • EA-18 Growler - самолёт радиоэлектронной борьбы. Эксплуатируется с 2008 года.

Летно-технические характеристики

Название Dassault Rafale Eurofighter Typhoon F-16IN Super Viper F/A-18E/F Super Hornet МиГ-35
Фото


McDonnell Douglas F-18 HARV Изображения на Викискладе

В ряде источников самолёт упоминается как F-18, однако, такое обозначение было упразднено в 1982 году. Корректное обозначение самолёта в вооружённых силах США после 1982 года, согласно официальному списку обозначений летательных аппаратов DoD 4120.15-L, 12 мая 2004 министерства обороны США, - FA-18 (fighter attack - истребитель-штурмовик). Однако, написание без косой черты мало распространено и обычно не встречается в авиационных справочниках. Обозначение F-18 официально используется ВВС Финляндии .

История создания [ | ]

Корни F/A-18 уходят к раннему проекту фирмы Northrop , получившему обозначение P.530 «Кобра» и спроектированному в середине 1960-х годов. Впоследствии этот проект был переработан (P.600) и под обозначением YF-17 принял участие в конкурсе ВВС США на создание лёгкого истребителя LWF (Lightweight Fighter ). Его конкурентом выступил самолёт YF-16 фирмы General Dynamics. В январе 1975 года конкурс завершился победой YF-16, будущего F-16 Fighting Falcon . На этом история самолёта Нортроп могла бы закончиться, однако примерно в это же время была начата программа истребителя воздушного боя для ВМС (NACF, Navy Air Combat Fighter ). Из-за уменьшения расходов на военные нужды в этот период программа предусматривала не разработку нового самолёта с нуля, а адаптацию уже существующих проектов. Военно-морские силы США скептически отнеслись к однодвигательному YF-16 и предпочли выбрать двухдвигательный YF-17, который, однако, требовал значительных изменений для службы на флоте. Фирма Нортроп ранее не занималась созданием палубных самолётов, поэтому было принято решение, что работа над перепроектированием YF-17 будет проводиться совместно с фирмой McDonnell Douglas , имеющей большой опыт сотрудничества с ВМС.

Сравнительная характеристика опытных образцов LWF
Параметр MCAIR LTV /
267/A8 1601 1602
Размах крыла , м 11,430 10,149 10,302 11,612
Площадь крыла , м² 37,1612 34,2812 28,9857 37,0683
Длина , м 16,946 16,215 15,849 16,428
Двигатель модель F401 F100
тяга , кгс 7295 13317 11566 13545
Расчётная полётная масса , кг перехват 15259 14781 12671 15438
БШУ 20190

Первоначально планировалось, что Макдоннел-Дуглас будет заниматься палубным вариантом для ВМС США, а Нортроп - вариантом F-18L наземного базирования, предназначенным на экспорт. Однако в 1979 году фирма Нортроп подала судебный иск, обвинив компаньона в том, что тот использует её технологии, разработанные для наземного варианта, в нарушение двустороннего соглашения, и потребовав запрета на экспорт палубной модификации. Судебная тяжба завершилась в 1985 году , когда Макдоннел-Дуглас согласилась выплатить 50 млн долларов за полученную техническую информацию; этим всё и окончилось. Вариант F-18L так и не пошёл в серию, а «Хорнет» полностью стал проектом Макдоннел-Дуглас .

Самолёт должен был выпускаться в трёх модификациях: истребителя F-18A, штурмовика A-18A, учебно-боевого TF-18A. Фирме Макдоннел-Дуглас удалось объединить истребительную и штурмовую модификации в один самолёт, который с 1980 года упоминался как F/A-18A, хотя официально такое обозначение было утверждено лишь в декабре 1982 года . Двухместный TF-18A был переименован в F/A-18B.

Было построено 9 одноместных и 2 двухместных опытных самолёта. Первый полёт «Хорнет» совершил 18 ноября 1978 года . Первый серийный самолёт поднялся в воздух 12 апреля 1980 года , а в мае новые машины начали поступать в ВМС.

В 1996 году самолёты прошли модернизацию: был усилен планер, установлены новые внутренние топливные баки из полиуретана (что позволило увеличить запас топлива на 160 кг и тактический радиус действия - на 5 %) .

В ценах 1979 года закупочная стоимость одного самолёта, без учёта стоимости НИОКР, составляла 10,8 млн долл. США
Стоимость F/A-18C и F/A-18D около 29 млн долл. (Данные 2009 г.)
Стоимость F/A-18E/F «Супер Хорнет» около 57 млн долл. (Данные 2009 г.)

Конструкция [ | ]

Выходные сопла F/A-18 австралийских ВВС, март 2009 г.

По требованию командования ВМС США при проектировании F/A-18 большое внимание уделялось выживаемости и надёжности. Небольшие габариты этого самолёта, недымящие двигатели, малая величина эффективной площади рассеяния (ЭПР), слабое ИК-излучение , наличие бортовых средств РЭБ - все это затрудняет обнаружение и сопровождение самолёта. Нормальные рабочие перегрузки составляют 7,5 .

Силовая установка самолёта состоит из двух двигателей F404 модульной конструкции, разработанных фирмой General Electric специально для F/A-18. Двигатели разделены титановой противопожарной перегородкой. Тяги одного двигателя достаточно для возвращения самолёта на свою базу. Все агрегаты двигателя расположены в его нижней части, под компрессором. В отсеке силовой установки имеются системы обнаружения и тушения пожара. Воздухозаборники боковые полукруглые нерегулируемые, расположены под корневыми наплывами крыла.

Топливная система F/A-18 состоит из шести фюзеляжных и крыльевых мягких кессонных баков. Все топливные ёмкости для исключения взрыва при боевых повреждениях заполнены поропластом. Оба фюзеляжных расходных бака, содержащих топливо, необходимое для возвращения на базу, закольцованы. Питание обоих двигателей возможно из любого расходного бака. Топливная система оборудована отсечными клапанами , а топливные баки вынесены из зоны размещения двигателей. Имеется система контроля повреждения стенок каналов воздушного тракта, примыкающих к топливным бакам. Внутренние свободные отсеки, примыкающие к топливным бакам, для исключения пожара при их совместном боевом повреждении заполнены жёстким пенопластом. Расходные топливопроводы также покрыты протектором.

Самолёт изготовлен, в основном, из алюминиевых сплавов (массовая доля 49,6 %), используются высокопрочные стали (16,7 %), титановые сплавы (12,9 %), композиционные материалы (9,9 %) и другие материалы (10,9 %). Все поверхности управления, хвостовое оперение и закрылки - слоистой конструкции с сотовым алюминиевым заполнителем и обшивкой из эпоксидного углепластика . Часть обшивки крыла и крышки смотровых лючков фюзеляжа также выполнены из углепластика. Носки стабилизаторов и килей изготовлены из титановых сплавов. В конструкции шасси самолёта (цилиндры основных стоек) применена высокопрочная сталь AerMet 100 (англ.) фирмы Carpenter Technolodgy с пределом прочности 200 кгс/мм2.

Бортовое оборудование [ | ]

Мощный вычислительный комплекс самолёта включает свыше 20 ЭВМ с общим объёмом памяти 741 000 16-разрядных слов. Основными являются две ЭВМ AN/AYK-14 (фирмы) с объёмом памяти по 64 000 16-разрядных слов.

На F/A-18 установлена цифровая электродистанционная система управления полетом с четырёхкратным резервированием .

Четыре бортовых ЭВМ обеспечивают управление самолётом F/A-18 по крену, тангажу и рысканию. Каждая ЭВМ работает автономно и расположена в отдельном отсеке, что обеспечивает повышенную живучесть системы электродистанционного управления самолётом. Выработка управляющих команд осуществляется по усредненным сигналам от всех бортовых ЭВМ. При выходе из строя одной, двух или трёх ЭВМ управление осуществляется оставшимися ЭВМ. При выходе из строя всех ЭВМ лётчик переходит на механическую систему управления.

На некоторых F/A-18D был установлен комплекс разведки ATARS снабженный ИК сенсорами.

Все Хорнеты снабжены РЛС и бортовыми комплексами защиты - системами предупреждения о вражеском облучении а также комплектом для выброса тепловых ловушек и дипольных отражателей.

Модификации [ | ]

На вооружении [ | ]

Эксплуатанты F/A-18

В разное время возможность приобретения F/A-18 рассматривалась Австрией , Венгрией , Польшей , Сингапуром , Филиппинами , Чехией , Чили . Несколько самолётов были заказаны Таиландом , однако заказ был аннулирован после Азиатского финансового кризиса 1997 года.

Страна Количество год Доп.информация
США США 272 F/A-18F, 288 F/A-18E, 375 F/A-18C, 56 F/A-18A++, 30 F/A-18A/A+, 16 F/A-18B и 133 F/A-18D 2016 Снятия с вооружения не планируется хотя с производства снят.
Австралия Австралия 55 F/A-18A, 16 F/A-18B и 24 F/A-18F 2016
Испания Испания 20 F/A-18A (EF-18A) и 54 EF-18A 2016 Некоторые комплектующие производились испанской фирмой CASA. Кроме того, получены ещё 24 машины полностью американской сборки от ВМС США
Канада Канада 59 F/A-18A (CF-18AM) и 18 F/A-18B (CF-18BM) 2016 -
Кувейт Кувейт 31 F/A-18C и 8 F/A-18D 2016 -
Малайзия Малайзия 8 F/A-18D 2016 -
Швейцария Швейцария 25 F/A-18C и 6 F/A-18D 2016 -
Финляндия Финляндия 55 F/A-18C и 7 F/A-18D, 2016 Решается вопрос о замене

Эксплуатация [ | ]

К концу 1990-х годов «Хорнеты» состояли на вооружении 26 боевых эскадрилий ВМС США, 4 эскадрилий Резерва ВМС США, 16 боевых эскадрилий Корпуса морской пехоты США .

Некоторые F/A-18A налетали уже 8500 часов .

Стоимость одного часа полёта составляет 18 700$ .

Боевое применение [ | ]

4 июля 2003 года американский F/A-18 был перехвачен истребителем F-16A ВВС Индонезии . Самолёты разошлись и до открытия огня дело не дошло .

Аварии и катастрофы [ | ]

За время эксплуатации самолёта F/A-18 было потеряно не менее 235 самолётов .

истребитель-бомбардировщик F/A-18 (серийный номер 164657) и учебно-тренировочный самолёт F-5 (серийный номер 160965) столкнулись в воздухе в районе Миддлгейт, Невада, около 12:15 по местному времени. Оба пилота F-5 благополучно катапультировались, пилот F/A-18 лейтенант Джереми Уайз погиб. самолёт загорелся на аэродроме Кандагар во время выполнения текущего техобслуживания и списан, как не подлежащий ремонту. Члены экипажа и обслуживающего персонала не пострадали . самолёт упал в Атлантический Океан в 17:17 в 35 милях от авиабазы Бофорт. Оба пилота катапультировались и спасены береговой охраной США . самолёт летел в звене с другим истребителем, когда связь с ним была потеряна. Это произошло в 90 километрах к юго-западу от калифорнийского Сан-Диего, в 10-30 пополудни. Самолёт был приписан к базе Мирамар. Лётчики катапультировались и спасены береговой охраной. упал в 15:15 по местному времени в окрестностях авиабаза Фаллон, в ходе тренировочного полета. Пилот катапультировался.
  • 1 марта 2014 года - F/A-18C «Хорнет» - разбился при выполнении учебно-тренировочного полёта в районе авиабазы «Фаллон» в штате Невада , пилот погиб.
  • 12 сентября 2014 года американских истребителя-бомбардировщика F/A-18 Hornet, базировавшихся на авианосце USS Carl Vinson (CVN-70) , вероятно в результате столкновения, упали в западной части Тихого океана .
  • 12 августа 2015 года истребитель-бомбардировщик Boeing F/A-18C Hornet загорелся во время заправки на борту авианосца «Гарри Трумэн».
  • 22 сентября 2015 года в Калифорнии разбился палубный истребитель F/A-18 Hornet .
  • 14 октября 2015 во Франции к востоку от города Безансон потерпел крушение швейцарский истребитель McDonnell Douglas F/A-18, выполнявший тренировочную миссию. Пилот получил ранения. .
  • 21 октября 2015 Истребитель F-18 ВВС США потерпел крушение после взлёта близ авиабазы Лейкенхэс (RAF Lakenheath) в британском Саффолке.
  • 12 января 2016 года F/A-18 центра морской авиации упал в штате Невада. Пилот катапультировался
  • 2 июня 2016 F/A-18 из пилотажной команды Blue Angels разбился во время подготовки к выступлениям. Пилот погиб.
  • 28 июля 2016 F/A-18 разбился входе учебно-тренировочного полёта недалеко от Лос-Анджелеса, штат Калифорния. Пилот погиб.
  • 2 августа 2016 F/A-18 разбился входе учебно-тренировочного полёта в штате Невада. Пилот катапультировался.
  • 29 августа 2016 F/A-18 разбился в ходе учебно-тренировочного полёта в Швейцарии, в районе аэропорта Майринген.
  • 26 октября 2016 F/A-18C Корпуса морской пехоты США потерпел крушение в штате Калифорния. Пилот катапультировался.
  • 10 ноября 2016 F/A-18 Корпуса морской пехоты США потерпел крушение в штате Калифорния в результате столкновения с другим F/A-18. Второй F/A-18 благополучно приземлился на базе ВМС.
  • 28 ноября 2016 F/A-18 Канадских ВВС разбился.
  • 7 декабря 2016 F/A-18 ВМС США разбился у берегов префектуры Коти на юго-западе Японии.
  • 21 апреля 2017 F/A-18E Super Hornet с авианосца "Карл Винсон" потерпел крушение в море Сулавеси в Юго-Восточной Азии. Пилот благополучно катапультировался в море, где его подобрал спасательный вертолет.
  • 12 августа 2017 американский истребитель F-18 совершил жесткую посадку в международном аэропорту Бахрейна из-за проблем с двигателем. Пилот катапультировался.
  • 17 октября 2017 Истребитель F-18 ВВС Испании разбился на авиабазе Торрехон-де-Ардос (провинция Мадрид). Крушение произошло во время взлета, пилот погиб.
  • 14 марта 2018 американский реактивный истребитель ВМС США F/А-18 супер Хорнет разбился у берегов реки Ки-Уэст, штата Флорида. Американские ВМС сообщили, что оба пилота погибли

Технические характеристики на примере F/A-18C/D [ | ]

  • Экипаж: 1 (F/A-18C) 2 (F/A-18D)
  • Длина 17,1 м
  • Размах крыла 12,3 м
  • Высота 4,7 м
  • Площадь крыла 38 м²
  • Вес пустого 10 400 кг
  • Вес снаряженный 16 770 кг
  • Вес максимальный взлетный 23 500 кг
  • Максимальное скорость на высоте 12190 метров - 1,8 Маха (1915 км/ч)
  • Максимальная скорость у земли - 1,2 Маха (1473 км/ч)
  • Эксплуатационная перегрузка - 7,5 (ограничена электроникой)
  • Крейсерская скорость 1060 км/ч
  • Практический потолок 15240 м
  • Перегоночная дальность на большой высоте с тремя ПТБ - 3200 км
  • Боевой радиус 720 км
  • Скороподъёмность 50 000 футов в минуту (у земли: 254 метров в секунду)
  • Тяговооружённость - 1,13 (пустого, на полном форсаже с 50 % топлива)
  • Вооружение:
  • Подвесные топливные баки (до 3-х штук), предусмотрена установка контейнеров ИК обзора AN/AAR-50, AN/AAS-38 «Nighthawk» и AN/ASQ-228 ATFLIR для работы самолёта ночью и контейнера AN/AWW-13 для даталинка, контейнер РЭБ AN/ALQ-167.

В компьютерных играх и фильмах [ | ]

Хорнет появляется в фильмах «В тылу врага », «В осаде », «День независимости », «Скала », «Слёзы солнца », 2 сезон сериала - Золотые Крылья Пенсаколы.

Самолёту посвящено множество реалистичных и аркадных авиасимуляторов, среди которых можно выделить модуль F/A-18C для DCS World как самая продвинутая реализация современного истребителя на ПК, и его продолжения, F/A-18 Super Hornet от компании, продвинутом симуляторе Jane"s F-18, Over G Fighters (Xbox 360), модуль VRS Superbug для авиасимуляторов MSFX и Prepar 3D, и разрабатываемый авиасимулятор. Присутствует в симуляторе, с частичной авионикой от F-16. Также можно полетать на самолёте F/A-18F Super Hornet в игре Battlefield 3.

Примечания [ | ]

  1. "F/A-18 Hornet strike fighter." U.S. Navy . Retrieved: 12 December 2008.
  2. Model Designation of Military Aerospace Vehicles (Проверено 22 января 2010)
  3. Finnish Air Force honors Pax manager (недоступная ссылка)
  4. Statement of Dr. Malcolm R. Currie, Director of Research and Engineering, Department of Defense . / Department of Defense Appropriations for 1976: Hearings. - June 10, 1975. - Pt. 9 - P. 313.
  5. Jenkins, Dennis R. F/A-18 Hornet: A Navy Success Story. New York: McGraw-Hill, 2000. P. 26-29.
  6. F/A-18 Hornet Milestones (Boeing) Архивировано 30 сентября 2007 года. (недоступная ссылка - история )
  7. А. Кузьмин. Усиление конструкции самолётов F/A-18C и D // «Зарубежное военное обозрение», № 4 (589), 1996. стр.55-56
  8. Д. Дональд, Дж. Лейк. Энциклопедия военной авиации. - М.: Омега, 2003. - С. 279.
  9. Naval Air: F-18 Fleet Falling Apart (недоступная ссылка -

F/A-18E/F Super Hornet Палубный истребитель-бомбардировщик

F/A-18 "Хорнит", созданный во второй половине 1970-х гг. на базе экспериментального истребителя наземного базирования "Нортроп" YF-18 (основного соперника самолета "Дженерал Дайнэмикс" YF-16 в конкурсе, объявленном ВВС США на прототип легкого истребителя четвертого поколения), с самого начала предназначался для решения как чисто "истребительных", так и ударных задач. В 1980-е гг. он, вместе с тяжелым истребителем-перехватчиком F-14 "Томкэт", практически полностью заменил на палубах американских авианосцев многоцелевые самолеты F-4 "Фантом" II. Однако если в роли перехватчиков ПВО и истребителей завоевания превосходства в воздухе "Томкэт" и "Хорнит" практически полностью перекрывали "нишу" "Фантома", обеспечивая достаточно эффективную противовоздушную и противоракетную оборону американских авиационных групп и соединений, то ударные возможности F/A-18 по показателю "боевая нагрузка/дальность" несколько уступали соответствующему параметру более тяжелого F-4. Как следствие, в аналитических центрах ВМС и на фирме Макдоннелл-Дуглас начались исследования возможностей дальнейшего совершенствования "Томкэта", акцентированные, в первую очередь, на повышении ударного потенциала авиационного комплекса.

15 июля 1987 г министр обороны США направил командованию военно-морского флота директиву с требованием начать работы по глубокой модернизации основного палубного истребителя - F/A-18.

Исследования путей модернизации F/A-18 проводились управлением перспективных исследований министерства обороны DARPA совместно с ВМС и фирмой Макдоннелл-Дуглас (эта программа получила обозначение "Хорнит"2000), а также DARPA в рамках параллельной программы "Супер Хорнит". Последняя предусматривала анализ таких экзотических новаций, как система управления вектором тяги двигателей, цельноповоротное близкорасположенное к крылу переднее горизонтальное оперение, дополнительные цельноповоротные управляющие поверхности под задней кромкой крыла и "прыжковое" шасси (т.е. шасси, сообщающее самолету при взлете дополнительный вертикальный импульс).

В 1991 г. программа модернизации самолета F/A-18 вышла из стадии предварительных исследований. К этому времени ВМС США уже отказались от продолжения работ над малозаметным палубным штурмовиком-бомбардировщиком "МакдоннеллДуглас/Боинг" А-12 "Авенджер", а перспективы создания палубного варианта истребителя NATF ("оморяченный" F-22) становились все более эфемерными. В конце 1991 г. МО США приняло решение о начале в 1992 г. эскизного проектирования самолета F/A-18E/F , вскоре получившего имя "Cупер Хорнит". Новый самолет должен был отличаться от своего предшественника - F/A-18C/D крылом с увеличенной на 25% площадью и на 25 мм большей строительной высотой в корневой части. Кроме того, вносились изменения в конструкцию воздухозаборника, в состав БРЭО и вооружение. Для самолета предполагалось создать новую модификацию двигателя с тягой, увеличенной до 10000 кгс.

Предполагалось увеличить массу боевой нагрузки, расширить ее номенклатуру, на 38% увеличить радиус действия самолета по наземным целям, сделать истребитель при взлете и посадке менее зависимым от скорости и курса корабля, а также силы ветра.

За счет принятия мер по снижению радиолокационной заметности минимальную ЭПР самолета в курсовой плоскости намечалось уменьшить до 1,19 м2 (т.е. в несколько раз меньше по сравнению с истребителем F/A-18C). В то же время маневренность "Cупер Хорнита" получалась не лучшей, чем у истребителя F/A-18C/D; максимально допустимый угол атаки, как и на самолете F/A-18C, ограничивался величиной 30-35 град.

7 декабря 1992 г. был подписан контракт стоимостью 3715 млн.долл. на полномасштабную разработку и постройку самолета F/A-18E/F, предусматривающий проведение НИОКР в течение 7,5 лет, а также изготовление пяти опытных одноместных истребителей F/A-18E и двух двухместных учебно-боевых F/A-18E. В том же году с фирмой Дженерал Электрик МО заключило контракт стоимостью 757 млн.долл. на полномасштабную разработку ТРДДФ F414 для нового самолета.

Торжественная выкатка опытного истребителя состоялась 18 сентября 1995 г. на заводе в г.Cент-Луис, а первый полет "Cупер Хорнита" состоялся 29 ноября 1995 г. Выпуск всей опытной серии из семи самолетов был завершен к концу 1996 г.

Cерийный выпуск F/A-18E/F начался на авиазаводе в Cент-Луисе. В 1997-м финансовом году было заказано 12 самолетов (восемь F-18E и четыре F-18F), в 1998 ф.г. - восемь F-18E и 12 F-18E, в 1999 ф.г - 14 F-18E и 16 F-18F. В 2000-2004 гг. предполагается закупить 284 самолета, а общий объем закупок "Cупер Хорнитов" для ВМC CША и Корпуса морской пехоты должен составить от 548 до 785 машин. Cтоимость одного серийного истребителя, предназначенного для американского флота, составляет 42 млн. долл., а при поставках на экспорт - 51,2 млн.долл.

Первый серийный самолет F/A-18E/F был поставлен строевой эскадрилье ВМC CША в ноябре 1999 г В соответствии с существующими планами, многоцелевой истребитель F/A-18E/F вместе со своим предшественником F/A-18C/D с начала десятилетия до 2010 г будут являться фактически единственными боевыми самолетами на палубах американских авианосцев. Двухместный истребитель F/A-18F со второй половины текущего десятилетия придет на смену истребителю-перехватчику F-14 "Томкэт", выполняющему задачи ПВО авианосного соединения, палубному самолету РЭБ ЕА-6В, а также будет выполнять роль самолета управления и наведения. Одноместный F/A-18E будет решать задачи истребителя завоевания господства в воздухе и палубного штурмовика (ранее возлагавшиеся на А-6Е). Кроме того, рассматривается возможность использования многоцелевого истребителя "Cупер Хорнит" в качестве самолета для нанесения высокоточных ударов и самолета-заправщика.

Первым из экспортеров F/A-18F может стать Малайзия: в 2005 г. эта страна намерена приобрести 16 многофункциональных истребителей с увеличенной дальностью (на малайзийском рынке конкурентами "Cупер Хорниту" выступают российские машины Су-30МК и МиГ-29М2). Еще одним потенциальным покупателем самолета является Австралия, которая в рамках программы Project Air 6000 рассматривает варианты замены бомбардировщиков F-111С и F-111G, а также истребителей F/А-18A/В.

Cледует признать, что истребитель F/A-18E/F обладает достаточно высоким экспортным потенциалом. Он способен составить конкуренцию таким машинам, как Су-30МК, Су-35, МиГ-29М(М2), МиГ-29К, F-16C/D Block 60, а также EF2000 и "Рафаль". Его ближайший российский аналог - МиГ-29К - имеет соизмеримые возможности системы управления вооружением (CУВ), лучшие скоростные, высотные и маневренные характеристики, однако несколько уступает американскому сопернику по параметру "боевая нагрузка/дальность". В то же время российская машина более компактна (что особенно важно при размещении истребителей на авианосцах небольшого тоннажа).

В настоящее время ВМC CША изучается комплекс мер по дальнейшему совершенствованию истребителя F/A-18E/F, направленный на повышение его конкурентоспособности на внешнем рынке. В частности, предполагается уменьшение сигнатуры БРЛС, увеличение возможностей по нанесению высокоточных ударов по наземным целям, внедрение конформных топливных баков, а также реализация мероприятий по уменьшению стоимости серийного самолета.

Cтоимость одного истребителя F/A-18E в экспортной конфигурации должна быть уменьшена с 57-59 до 42 млн.долл. Рассматриваются пути дальнейшего снижения стоимости серийных машин еще на 7-10 млн. долл. При этом суммарный боевой потенциал модернизированного истребителя должен быть не меньше потенциала таких самолетов, как "Еврофайтер" EF2000 "Тайфун", JAS 39 "Грипен" и "Дассо" "Рафаль", а также российских истребителей МиГ-29CМТ и Су-27СМ, появление которых на международном авиационном рынке ожидается к середине текущего десятилетия.

Фирмой Рейтеон для истребителя "Cупер Хорнит" создается новая БРЛС AN/APG-79 с активной антенной фазированной решеткой (АФАР). Cтанция должна обладать способностью обнаруживать цели класса "истребитель" на дальности до 150-165 км (что почти вдвое превышает дальность действия БРЛC AN/APG-73). Предполагается, что новый радар будет готов к передаче в серийное производство в 2006 г. (этой станцией намечено оснастить 262 самолета F/A-18E/F, которые планируется заказать с 2006 ф.г.). Для снижения радиолокационной заметности антенна БРЛC будет установлена под углом к вертикальной плоскости (с плоской антенной решеткой, ориентированной вверх).

Мощная БРЛC с АФАР обеспечивает возможность применения в составе вооружения самолета F/A-18E/F перспективных ракет "воздух-воздух" увеличенной и большой дальности, обеспечивающих опережающее поражение истребителей противника.

В августе 1995 г. фирма Макдоннелл-Дуглас предложила в инициативном порядке создать на базе истребителя "Cупер Хорнит" самолет РЭБ F/A-18C2W, предназначенный для замены после 2008 г самолета EA-6B "Праулер", а также выполнения задач своеобразного летающего КП, осуществляющего управление действиями других самолетов. При этом изменения конструкции исходного истребителя предполагалось свести к минимуму: на концах крыла вместо УР "Сайдуиндер" намечалось разместить

контейнеры с аппаратурой радиоэлектронной разведки, другое оборудование РЭБ планировалось расположить в контейнерах на подкрыльевых узлах подвески. За кабиной экипажа предполагалось установить приемник спутниковой навигационной системы. Общая потребность ВМC и ВВC CША в самолетах данного типа оценивалась в 150 единиц.

F/A-18C2W лег в основу проекта EA-18G "Гроулер", предложенного фирмой Боинг (которая стала "владельцем" программы F/A-18 после поглощения последней фирмы Макдоннелл-Дуглас) в 2001 г. и предназначенного для ведения РЭБ, управления действиями боевых БПЛА (типа UCAW и UCAV-N), ведения разведки, а также решения других "высокоинтеллектуальных" задач.

В рамках программы AMLCD с 1998 г ведутся работы по созданию для перспективных модификаций двухместного самолета F/A-18F нового информационно-управляющего поля задней кабины, которое будет включать два цветных дисплея форматом 10х8 дюймов (250х200 мм). Модернизированное приборное оборудование в задней кабине самолета "Гроулер" позволит экипажу из двух человек решать задачи, аналогичные задачам четырехместного самолета ЕА-6В.

Создание самолета-заправщика на базе истребителя F/A-18E/F при передаче на удалении 610 км 2900 кг топлива обеспечит увеличение боевого радиуса действия "Cупер-Хорнита" до 1600 км, а дальности поражения целей посредством оперативно-тактической КР SLAM-ER - до 1850 км. После решения задачи по дозаправке в воздухе самолет-заправщик может быть привлечен к воздушному патрулированию в целях обеспечения ПВО авианосца.

В целях повышения летных характеристик "Cупер Хорнита" ВМС США поощряют усилия двигателестроительных фирм CША по исследованию альтернативных вариантов двигателя F414-400, установленного на этом самолете. При этом рассматриваются как полностью новые типы силовых установок, так и модернизированные варианты ТРДДФ F414 с увеличенной тягой. В то же время официально флот не финансирует эти работы. Однако в случае, если правительство CША решит прекратить или замедлить реализацию программы многофункционального истребителя "Локхид Мартин" F-35C, потребуются закупки дополнительных партий самолетов F/A-18E/F (помимо 548 машин, закупка которых предусмотрена ныне существующими планами), а также выделение средств на дальнейшее совершенствование этого самолета.

Фирма "Пратт Уитни" рассматривает возможность переоснащения истребителя "Cупер Хорнит" двигателем PW7000. Первоначально этот ТРДД разрабатывался в рамках прекращенной в начале 1990-х гг. программы малозаметного палубного штурмовика пятого поколения АХ (А-12). В дальнейшем двигатель безуспешно предлагался (в качестве альтернативного варианта) для оснащения самолетов "Дассо" "Мираж"2000 (Франция), "Кореан Эрспейс/Локхид Мартин" Т/А-50 (Южная Корея) и "Сааб/ВАЕ Системс" JAS 39 "Грипен" (Швеция/Англия).

PW7000 создан на базе "коммерческого" двигателя PW6000. В его конструкции предполагается использовать и ряд элементов (в частности, вентилятор, турбину низкого давления) ТРДДФ F135, предназначенного для оснащения истребителя F-35.

ТРДДФ PW7000 имеет габариты, практически аналогичные габаритам двигателя F414-GE-400, однако обладает на 25% большей тягой (т.е. величина максимальной бесфорсажной тяги должна достигать 12500 кгс). По утверждению представителей фирмы Пратт Уитни, самолет F/A-18E/F с новыми двигателями должен обладать на 31% большей дальностью полета и на 27% лучшими разгонными характеристиками.

Фирма Дженерал Электрик также исследует возможности глубокой модернизации ТРДДФ F414. Ранее критики программы F/A-18E/F утверждали, что самолет этого типа уступает по скоростным характеристикам более легкому истребителю F/A-18C/D, а ТРДДФ F414-GE-400, якобы, не имеет перспектив по наращиванию тяги. Однако фирма заявляет, что тяга двигателя в процессе модернизации может увеличиться на 15-20% (т.е. достигнуть величины 11500-12000 кгс) или, при сохранении существующих параметров тяги, возможно дальнейшее улучшение ресурсных характеристик ТРДДФ (что позволит существенно снизить эксплуатационные расходы).

Работы по модернизации двигателя F414 ведутся фирмой Дженерал Электрик за свой счет, а также за счет частичного привлечения средств ВМС, выделяемых на развитие перспективных технологий. Предполагается, что при выделении соответствующего финансирования испытания усовершенствованного варианта ТРДДФ удастся начать уже в 2003-2004 гг.

Особенности конструкции самолета "Супер Хорнит".

По сравнению с самолетом F/A-18C/D многоцелевой истребитель F/A-18E/F имеет усиленный планер, удлиненный фюзеляж, крыло, крыльевые наплывы и горизонтальное оперение увеличенной площади, а также новый воздухозаборник четырехугольного сечения с уменьшенной радиолокационной заметностью, обеспечивающий больший расход воздуха. Каналы воздухозаборника несколько искривлены вниз и вбок, что способствует отражению электромагнитного излучения в сторону от оси полета самолета. В воздушном канале, перед лопатками компрессора двигателя размещены радиальные пластины, также уменьшающие радиолокационное излучение, отраженное от ТРДДФ. Другие усовершенствования, направленные на уменьшение заметности, включают пилообразные края створок основного шасси и технологических панелей двигателей, ромбоидальные металлические экраны с перфорацией, выполненной методом лазерной обработки, покрывающие все наружные отверстия, а также специальные радиопоглощающие покрытия (в частности, золотое напыление на фонарь кабины). Ряд технических решений по уменьшению заметности реализован в конструкции отсека радиолокационной станции. На самолете использованы специальные коррозионно-стойкие радиопоглощающие материалы.

В отличие от специализированных самолетов "Стелс", характеристики малой заметности истребителя F/A-18E/F гармонически сочетаются с высокими ЛТХ самолета.

В систему боевой живучести "Супер Хорнита" входит новый губчатый заполнитель крыльевых топливных баков, имеющий пониженную плотность. В нижней части фюзеляжа размещена аппаратура пожаротушения с использованием "пассивной" пены, предназначенная для защиты гидравлических коммуникаций и проводки системы управления, проходящих в этой части планера. В состав противопожарной системы входят также активные датчики, включающие систему инертного газа.

Площадь незащищенной поверхности планера F/A-18E/F уменьшилась до 13% по сравнению с 25% у F/A-18C/D, хотя новый самолет на 25% крупнее и объем топлива во внутренних баках у него на 33% больше.

Силовая установка. Самолет оснащен двумя ТРДДФ "Дженерал Электрик" F414-GE-400 (2х10000 кгс).

Во внутренних топливных баках размещается 8063 л топлива. При использовании пяти ПТБ запас топлива возрастает до 17148 л. Имеется система дозаправки в полете (штанга-топливоприемник в нерабочем положении убирается в фюзеляж).

Бортовое оборудование. Самолет оснащен полностью цифровой системой дистанционного управления, контролирующей работу элеронов, рулей направления, цельноповоротного горизонтального оперения, предкрылков и закрылков.

Состав БРЭО на 90% аналогичен БРЭО истребителя F/A-18C/D. Инерциальная навигационная система с 1999 г дополнена приемником спутниковой навигации. С 2001 г. истребитель комплектуется электронной картой "Смитс/Харрис".

Радиоэлектронный комплекс включает многофункциональную импульсно-доплеровскую БРЛС Хьюз AN/APG-73 с максимальной дальностью обнаружения воздушных целей класса "истребитель" порядка 80 км. Она способна сопровождать "на проходе" до 10 целей и одновременно наводить на них четыре УР типа AMRAAM с активным радиолокационным самонаведением. Станция, снабженная щелевой антенной решеткой с механическим сканированием в горизонтальной плоскости и электронным - в вертикальной, является дальнейшим развитием БРЛС "Хьюз" AN/APG-65. Усовершенствования включают расширенный частотный диапазон, уве-личенное быстродействие процессора обработки сигналов и установку нового основного процессора с увеличенным быстродействием и расширенной емкостью памяти.

На двух подфюзеляжных узлах внешней подвески могут размещаться два контейнера оптико-электронной навигационно-прицельной системы ATFLIR (Advanced Targeting Forvard-Looking Infra Red), включающей тепловизионное оборудование и лазерный дальномер-целеуказатель (обеспечивающий возможность автономного применения КАБ типа "Пейвуэй").

Оборудование кабины экипажа F/A-18E/F по сравнению с F/A-18C/D значительно усовершенствовано. В верхней части приборной доски расположен жидкокристаллический монохромный индикатор размером 3х5 дюймов (76х127 мм) с тактильным управлением. Под ним установлен цветной жидкокристаллический индикатор тактической обстановки (159х159 мм). По бокам приборной доски сохранены два многофункциональных монохромных индикатора 5х5 мм, применяемые на самолете F/A-18C/D. Имеется монохромный программируемый жидкокристаллический индикатор, предназначенный для контроля работы двигателя и топливной системы.

Комплекс РЭБ IDECM включает станцию предупреждения о радиолокационном облучении "Хьюз" AN/ALR-67(V)3, буксируемую ложную цель "Рейтеон" AN/ALE-50, служащую для увода в сторону неприятельских ракет и в нерабочем положении размещаемую под фюзеляжем, а также четыре блока разброса ИК ловушек и дипольных отражателей "Трэкор" AN/ALE-47.

Вооружение истребителя F/A-18E/F размещается на 11 узлах внешней подвески. В состав УР класса "воздух-воздух" входят ракеты малой дальности AIM-9М "Сайдуиндер" (до 12 единиц), УР средней дальности AIM-7М "Спэрроу" (до восьми единиц) или AIM-120 AMRAAM (до 12). Имеется встроенная шестиствольная 20-мм пушка М61А1.

Для поражения наземных (надводных) целей могут использоваться ракеты AGM-65 "Мейрвик" (шесть единиц), AGM-88 HARM (шесть), AGM-84H SLAM (четыре) или AGM-84A "Гарпун" (четыре). Самолет может нести планирующие авиабомбы AGM-154 JSOW (шесть), КАБ JDAM GBU-32 (калибр 900 кг, четыре единицы) или GBU-32 (450 кг, шесть единиц), а также КАБ с лазерным самонаведением типа "Пэйвуэй" II/III(11 единиц).

После 2002 г самолет должен получить новую оперативно-тактическую КР AGM-158 JASSM (две КР на подкрыльевых узлах).

В перспективе на смену УР AIM-9M должны прийти высокоманевренные ракеты ближнего боя нового поколения AIM-9X (по своим характеристикам не уступающие или превосходящие российские ракеты Р-73), а пушку М61А1 планируется заменить усовершенствованным, более легким орудием.

Неуправляемые средства поражения включают свободнопадающие авиабомбы, авиационные мины, напалмовые баки, бомбовые кассеты и т.п. общей массой 8050 кг. Всего самолет может нести 29 различных комбинаций вооружения.

ЛТХ:
Модификация F/A-18E
Размах крыла, м
нормальный 11.62
со сложенными крыльями 9.32
Длина, м 18.31
Высота, м 4.88
Площадь крыла, м2 46.45
Масса самолета, кг
пустого 13387
максимальная взлетная 29937
Топливо, кг
во внутренних баках 6531
ПТБ 4436 (5х1816)
Тип двигателя 2 ТРДДФ General Electric F414-GE-400
Тяга, кН 2 х 97.90
Максимальная скорость на высоте км/ч 1915 (М=1.80)
Практическая дальность с ПТБ, км 1280
Боевой радиус действия действия, км 760
Продолжительность патрулирования, ч 2.25
Практический потолок, м 15240
Экипаж, чел 1
Вооружение: одна 20-мм шестиствольная пушка М61А1 Вулкан с 570 патронами.
Боевая нагрузка 8051 кг. размещается на 11 узлах подвески:
2 УР воздух-воздух AIM-9 Sidewinder на концах крыльев,
Возможна подвеска:
УР воздух-воздух AIM-7,AIM-120 AMRAAM
УР воздух-поверхность AGM-65E Maverick, AGM-88 HARM, AGM-84H SLAM-ER, AGM-154 JSOW,
AGM-62 Walleye ER/DL and Walleye-1.
Обычных бомб и бомб с лазерным наведением -
450-кг GBU-32 JDAM и 907 кг GBU-31 JDAM,
УАБ GBU-12, GBU-24 и GBU-15,
кластерных бомб CBU-72 and CBU-59,
бомбы Mk.84, Mk.82LD, Mk.82HD, Mk.63, Mk.62, Mk.65, Mk.20 и Mk.83 ,
напалмовые бомб типа BLU,
ядерные бомб В-57(В-61) 100/500 килотонн.
ПУ НУР 70-мм типа LAU-58.
Авиационные ловушки TALD