Самолет сопвич кэмел. Двухместный Sopwith «Camel». Летно-технические характеристики самолета Сопвич «Полуторастоечный»

June 3rd, 2011

Часть 2. Начнем постройку.

Имеется серьезная проблема на мой взгляд. Модель на выходе - габаритная и тяжелая. Внутрение, да и наружные, расчалки будут не просто декоративными, как на пластиковой модели, но также нести нагрузку по обеспечению прочности конструкции.

Однако узлы крепления талрепов (расчалок) - сделаны вот такими петельками, которые вклеиваются в конструкцию. Расчалки буду ставить проволочные, при натяжке, каким бы клеем не клеил - риск оторвать узел.

На настоящем самолете это выглядит так:


Вот производителю дать бы эти узлы травлением, так нет же.

Пришлось изобретать велосипед, т.е. прорабатывать конструкцию этого узла. Вот только все какое-то корявенькое получалось.

На помощь пришел коллега Дмитрий аKа Jetto (jetto.livejournal.com), который помог с дизайном.

Однакось, с процессом травления я все еще не дружен, да и нет особого желания (и возможности в какой-то мере тоже) заниматься процессом травления. Может, как-нить позже и начну освоение.
Поэтому сейчас было решено сделать энное количество таких узлов путем механического вырезания из листа меди.

Тем временем, процесс не стоял, готовились нервюрки.

Ох, и достали они меня. Их МНОГО! Самый гемор - очищать нагар от лазера.
Да и ребра наклеивать - не подарок. А еще ступил - пользовал рейку из набора. А она раза в три толще, чем хотелось бы. В результате потом долго и тупо стачивал толщину. Все равно далеко от идеала (особливо, смотря на настоящее крыло выше в ветке), но малость лучше. А ведь мог бы пользовать сразу реечки, которые остались от постройки парусника - столько времени б сэкономил. И по уши в опилках не сидел бы неделю.

Образцы чертежей и инструкции, поставляемые с набором. Чертежи в маштабе 1/1 по отношению к модели, используются как шаблон для сборки. На фотках тень от тюли:-(








Сборка крыльев.

Нижнее

Верхнее

Вот ЭТО предлагается установить в крылья. Через них будут затем проходить стягивающие тросы.
М-да, надо все же как-то переделать на деревянные (подвоха и сложностей вроде не ожидается).

Элероны пока зацело с крылом. Просто потом, когда все будет собрано - их надо отпилить. Можно было, конечно, сделать это и до сборки крыла - но смысла не вижу, так проще собрать всю коробку, а затем отпилить лишнее. Там еще засада в виде законцовок крыла - они литые, и часть этой законцовки приходится на элерон. Возможно, лучше их заменить на проволочные - пока не знаю, крыло отложил в сторону.

В наборе предлагаются шарниры для элеронов. Теоретически, можно сделать ручку и педали работающими.

Переделанные распорки и ожидающие очереди.

Вот как предлагалось в наборе - центральная распорка. Справа и слева стоят переделанные деревянные.

Крыло с установленными распорками (эх, поспешил - талрепы оказалось удобнее крепить до установки - кто бы мог подумать?). Также приклеен носок крыла - пока еще квадратный в сечении.

А здесь уже обработано, и законцовка крыла установлена. Не хватает одной крайней нервюрки на элерон (на каждый) - но ее поставлю после отрезания.

Общий вид верхнего крыла. Начал уже ставить растяжки на него, чтобы закончить окончательно (на фото еще нет).

Талрепы. То, что предлагается в наборе, и то, что получилось у меня с использованием трубки, проволоки и клея. Трубка - что-то для ловли карпов, взята в рыболовецком магазинчике.

А вот, кстати, сфоткал коробку, а на ней лежит коробочка Роденовского мини-Камела в 1/72 для сравнения.

Ну, и немного чернушки (заодно видно растяжки уже установленные):

Жаль, скелетик не по масштабу.

На крыло надо еще будет кое-где поставить косые распорки, но их буду ставить после растяжек, чтоб не мешались.

И вот верхнее крыло закончил. Вышло как-то так:

Элероны еще не выпилены - шоб не болтались и не мешались. Вот нижнее крыло доделаю, тогда и элероны отделю на обоих.

Конечно, далеко от идеала, но все же получше, чем предлагалось в наборе изначально.
Дуга по центру - цвет неокончательный (просто какая краска под рукой оказалась), может даже заменю на деревяшку - в зависимости от скорости всего проекта.

В общем, сделал на выходных замену. В любом случае, смотрится много лучше, чем та металлическая. Ну а цвет - вообще идеален, т.к. для изготовления использовались остатки бруса для крыла.

Делал по принципу Микеланджело - взял заготвку и отсек все лишнее:

Выломал железяку из крыла.

Склеил рамку из рейки.

После обработки внешней дуги вклеил на предназначенное место - чтобы окончательно деталь вписалась как надо, а также из конструктивно-прочностных соображений. При обработке отдельно была бы очень вероятно поломка ввиду тонких концов.

На другую тему - расчалки. В наборе для этого дана нитка. Ниче так, прикольная, но - нитка. Не гламурно и не прочно.
Пошел в "женский" магазин, хапнул стальной трос для бисера, в полиэтиленовой оболочке. Ну, стальная-не стальная, но на бумажке написано (см фото) - нержавейка, покрытая нейлоном!

На фотке - маленькая катушечка - предварительно расфасовано. Большая катушка без маркировки - на метры продают.

Полиэтилен удаляется не просто, а очень просто - путем поджига. При этом такой прикольный огненный шарик пробегает (причем исключительно в одну сторону!), и голый тросик (проволокой назвать язык не поворачивется, именно тросик, скрученный из нескольких более тонких проволочек) готов. Остается пройтись по нему наждачкой, чтобы снять цвета побежалости.

Продолжение следует....

Британский самолет времени первой мировой войны, Sopwith Camel вошел в состав эскадрона ВМФ в июле 1917 года. Он предназначался для защиты английской пехоты с неба. Считается, что Sopwith Camel одержал 1294 победы, больше, чем любой другой самолет. Sopwith Camel стал первым британским истребителем, оснащенным синхронными 7,65 мм пулеметами, установленными сверху на кокпите. Обтекатели на пулеметах имели горб, откуда и пошло название Camel (Верблюд). Sopwith Camel F.1 имел размах крыльев 28 футов (8,5 метров), длину фюзеляжа 18 футов 9 дюймов (5,7 метра) и приводился в движение 130-ти сильным 9-ти цилиндровым мотором.

При этом максимальная скорость составляла 101-113 миль в час (160-180 км/час). Бак вмещал 26 галлонов (100 литров) топлива, обеспечивающего 2,5 часа полета. Вспыльчивый и темпераментный, Camel был сложен в управлении. По существу, больше пилотов погибло на этапе обучения, чем в бою. Но в руках опытного пилота в воздушном бою Camel был смертелен для своего противника. Высшая известность пришла к нему 21 апреля 1918 года, когда он расстрелял известного германского Красного Барона.

Содержимое набора модели самолета

Модель самолета фирмы Model Shipways включает в себя:

    точно воспроизведенную скелетную модель без обшивки, воспроизводящую каждую деталь настоящего самолета. Везде применяется цельное дерево, нет ни одной фанерной детали.

    более 220 вырезанных лазером деревянных деталей крыльев и фюзеляжа.

    более 70 литых металлических деталей для изготовления мотора, включая цилиндры, магнето и радиатор.

    точные масштабные латунные и стальные детали плюс медную проволоку для воспроизведения мелких деталей и тяг.

    иллюстрированную пошаговую инструкцию, помогающую новичку и опытному моделисту выполнить модель музейного качества.

    пять листов подробных полномасштабных чертежей.

О нас
Мы обещаем, что:

  • имея более, чем 15-летний опыт, мы предлагаем только лучшие товары на рынке, отсеивая явные провальные изделия;
  • точно и быстро доставляем товары нашим клиентам по всему миру.

Правила обслуживания клиентов

Мы рады ответить на любые адекватные вопросы, которые у вас возникли или могут возникнуть. Пожалуйста, свяжитесь с нами, и мы сделаем все возможное, чтобы ответить вам как можно скорее.
Наша сфера деятельности: сборные деревянные модели парусников и других кораблей, модели для сборки паровозов, трамваев и вагонов, 3D модели из металла, сборные механические часы из дерева, модели-конструкторы зданий, замков и церквей из дерева, металла и керамики, ручные и электроинструменты для моделирования, расходные материалы (лезвия, насадки, шлифовальные принадлежности), клея, лаки, масла, морилки для дерева. Листовой металл и пластик, трубки, профиля из металла и пластика для самостоятельного моделирования и изготовления макетов, книги и журналы по работе с деревом и по парусной тематике, чертежи кораблей. Тысячи элементов для самостоятельной постройки моделей, сотни видов и типоразмеров реек, листов и плашек ценных пород дерева.

  1. Доставка по всему миру. (за исключением некоторых стран);
  2. Быстрая обработка поступивших заказов;
  3. Фотографии, представленные на нашем сайте, сделаны нами или предоставлены производителями. Но в некоторых случаях производитель может менять комплектацию товара. В этом случае представленные фотографии будут носить справочных характер;
  4. Указанные сроки доставки предоставляются перевозчиками и не включают в себя выходные и праздничные дни. В пиковые моменты (перед Новым Годом) сроки доставки могут быть увеличены.
  5. Если вы не получили оплаченный заказ в течение 30 дней (60 дней для международных заказов) с момента отправки, пожалуйста, свяжитесь с нами. Мы отследим заказ и свяжемся с вами как можно скорее. Наша цель – удовлетворение клиентов!

Наши преимущества

  1. Все товары лежат на нашем складе в адекватных количествах;
  2. Мы имеем самый большой в стране опыт по тематике деревянных моделей парусников и поэтому всегда можем объективно оценить ваши возможности и посоветовать, что выбрать под ваши потребности;
  3. Мы предлагаем вам различные способы доставки: курьером, обычной и ЕМС почтой, СДЭК, Боксберри и Деловые Линии. Эти перевозчики могут полностью закрыть ваши потребности по срокам, стоимости и географии доставки.

Мы твердо верим, что станем вашим лучшим партнером!

2018-10-31T20:47:57+00:00

Истребитель Sopwith F.1 «Camel».

Разработчик: Sopwith
Страна: Великобритания
Первый полет: 1916 г.

Развитием удачного легкого истребителя Сопвич «Пап» стал истребитель «Кэмел» — одностоечный биплан цельнодеревянной конструкции со смешанной обшивкой фюзеляжа (передняя часть — дюраль, борта кабины и гаргрот — фанера, остальное — полотно). Отличался в основном конструкцией крыльев, которые имели больший на 0,4 м размах и меньшую хорду. Крылья и оперение обшиты полотном. Несмотря на то, что верхнее крыло самолета было трехсекционным, оно не имело V-образности, способствующей увеличению поперечной устойчивости. Переход к односекционной конструкции крыла обычно мотивировался повышением производительности. Широкое верхнее крыло затрудняло обзор вверх-вперед. Для частичного устранения этого недостатка в центроплане были сделаны два выреза, закрытых целлулоидом — посередине и по задней кромке. Нижнее крыло имело поперечное V большее, чем у «Сопвич-Пап». Фюзеляж и оперение имели незначительные отличия. Хвостовая часть фюзеляжа несколько опущена по сравнению с самолетом «Пап». Вооружение более мощное, чем у истребителей «Пап». Казенные части сдвоенных синхронных пулеметов частично закрыты обтекателем, придававшим самолету характерную «горбатую» форму, за что он и получил свое название, начиная с третьего прототипа (англ, «camel» — «верблюд»). Прототипы были оснащены ротативным 9-цилиндровым, воздушного охлаждения, звездообразным двигателем «Clerget» 9Z мощностью 100 л.с. На большинстве серийных экземпляров стояли 130-сильные двигатели «Clerget» 9В или еще более мощные 150-сильные «Bentley» BR.1 или 180 л.с. (на «Camel» F.1). Некоторые оснащались 110-сильными двигателями «Le Rhone» , такие машины, преимущественно, служили в ПВО.

Вооружение самолета было достаточно мощным: два синхронных пулемета «Vickers» и (при необходимости) четыре авиабомбы по 18 кг.

Как и предыдущие истребители фирмы «Сопвич», самолет разработан инженером Гербертом Смитом по заказу Адмиралтейства для оснащения истребительных дивизионов английской морской авиации. Первый полет прототипа состоялся в декабре 1916 года. После успешного завершения испытаний в мае 1917 года»Кэмел» запустили в крупносерийное производство. Первый серийный экземпляр закончен в постройке 7 мая 1917 года.

«Кэмел» отличался строгим управлением, поэтому неопытному летчику было трудно с ним справляться. Из-за гироскопического момента ротационного двигателя маневренные характеристики самолета были асимметричны, то есть левая «бочка» и развороты влево выполнялись быстрее, чем правые. Некоторые летчики делали левый разворот на 270° быстрее, чем правый на 90° . По этой же причине особенно опасным был этап взлета, во время которого самолет пытался уйти влево и летчик с трудом удерживал его на прямой, отклоняя руль поворота до упора вправо. На малых скоростях полета «Кэмел» имел тенденцию входить в штопор. Насколько опасным для молодых летчиков был этот самолет, говорит тот факт, что во время войны в различных летных происшествиях, не связанных с боевыми действиями, погибли 385 пилотов, а в боях — 415. Один из пилотов даже назвал «Кэмел» «маленьким жестоким животным». Известный ас Эллиот Спрингс, выражая чувства многих летчиков, говорил: «Я не хочу летать на «Кэмеле», уж во всяком случае — с двигателем Клерже».

В мае 1917 года «Кэмел» стал поступать на вооружение фронтовых авиачастей. Первой новым истребителем, пришедшим на замену «Страттера», была укомплектована 70-я эскадрилья Королевского летного корпуса (RFC) и 4-я эскадрилья RNAS. Война в воздухе к этому времени приняла жесткий характер, поэтому британские летчики сразу оценили новую боевую машину, способную переломить ситуацию. Именно с помощью этого истребителя англичанам удалось исправить положение в воздухе и ликвидировать качественное и количественное превосходство Германии. Во время боевых действий, в которых участвовал «Кэмел», было сбито 1294 самолета противника — это самый высокий показатель среди истребителей. По маневренности и скорости на высотах до 4000 м самолет не имел себе равных почти до конца войны.

Благодаря малой нагрузке на крыло в сочетании с довольно высокой энерговооруженностью и плотной компоновкой машины вокруг центра масс истребитель обладал исключительной горизонтальной маневренностью. Радиус левого виража составлял всего 15 метров! (Правый, из-за гироскопического момента ротативного мотора был несколько шире). Английские летчики шутили, что «Кэмел» способен «вертеться на месте вокруг своего хвоста». Максимальная скорость и скороподъемность, особенно — с двигателем «Бентли», также не вызывали претензий.

На основании высоких оценок пилотов и командиров строевых частей руководство RFC и RNAS уже в 1917 году заказало 3450 экземпляров истребителя (до конца года построено 1325), а в дальнейшем последовали дополнительные заказы. Общий итог серийного выпуска «Кэмела» составил 5695 штук, что делает его самым массовым английским истребителем Первой Мировой войны. Но он был не только наиболее многочисленным, но и самым результативным. Согласно официальным английским данным, «Кэмелы» одержали в общем счете 2790 воздушных побед, то есть больше, чем любой другой тип истребителя из стран Антанты.

В 1916-1917 годах участились налеты немецких дирижаблей и тяжелых бомбардировщиков на Великобританию. Бомбардировка проводилась с высот более 4000 м, на которых маневренность существовавших истребителей была недостаточной для ведения маневренного боя. К тому же радиус их действия был невелик. Для организации перехвата над Ла Маншем германских бомбардировщиков и цеппелинов проводились опыты с подвеской истребителей «Кэмел» на дирижабли. Доставленный таким образом в район Ла Манша самолет при обнаружении самолета и дирижабля противника отцеплялся от трапеции и атаковав врага, возвращался на свой аэродром.

«Кэмел» активно применялись в качестве ночных истребителей (летчики называли их «Сопвич-Комик») для обороны Метрополии и французских городов. Благодаря им прекратились налеты на британские города. Над Францией ночные истребители сбили 26 германских бомбардировщиков без собственных потерь. На машинах «Кэмел» летали такие асы, как Коллишоу, Мак-Ларен, Баркер и др.

Самолет производился в нескольких вариантах. Так, 2F.1 представлял модернизированный палубный истребитель. F.1/3 — ночной истребитель для борьбы с германскими дирижаблями — отличался вооружением: вместо синхронных «Виккерсов», выстрелы которых ночью ослепляли пилота, на центроплан верхнего крыла устанавливали один-два пулемета «Lewis» (произведено 377 таких самолетов). Проходила испытания система подцепки «Кэмела» под дирижабль, а также штурмовая версия TF.1 с бронированием основных мест и двумя пулеметами, установленными под углом вниз. «Кэмел» Е.1 — кроме двух синхронных, установлен надкрыльевый пулемет, стреляющий вне диска вращения винта. Усилено бомбовое вооружение (четыре 9-кг бомбы). Отличался увеличенным на 0,22 м размахом крыльев и удлиненным на 0,2 м фюзеляжем. Кабина смещена назад для удобства стрельбы из надкрыльевого пулемета.

«Кэмелы» выпускались и активно применялись до конца войны. К моменту заключения перемирия на вооружении RAF числилось 2549 самолетов этого типа в составе более чем 30 истребительных авиадивизионов. Кроме того, на «Кэмелах» в 1918 году воевали четыре американских дивизиона и две бельгийских эскадрильи, а после войны эти самолеты состояли на вооружении в Канаде, Греции и Польше. Они применялись в советско-польской и греко-турецкой войнах.

По нескольку экземпляров машины входило в 47-й английский дивизион и так называемый «Славяно-британский авиакорпус», воевавшие в 1918-1919 годах на стороне генерала Деникина в России. 47-й дивизион действовал в Поволжье, а «Славяно-британский авиакорпус» — на севере, в районе Архангельска. В 1920 году несколько машин передали белой армии. По крайней мере, два «Кэмела» из их состава в ходе боев были захвачены Красной Армией.

Модификация: F.1 «Camel»
Размах крыла, м: 8,53
Длина, м: 5,72
Высота, м: 2,59
Площадь крыла, м2: 21,34
Масса, кг
-пустого самолета: 421
-нормальная взлетная: 658
Тип двигателя: 1 х ПД «Clerget» 9B
-мощность, л.с.: 1 х 130
Максимальная скорость, км/ч: 182
Крейсерская скорость, км/ч: 165
Продолжительность полета, ч.мин: 2.30
Практический потолок, м: 5800
Экипаж: 1
Вооружение: два синхронных 7,7-мм пулемета «Vickers» или один 7,7-мм пулемет «Vickers» и один «Lewis» или два 7,7-мм пулемета «Lewis» (2F.1) до 4х 11.3-кг бомб на внешних подвесках.

Истребитель Sopwith F.1 «Camel» ВВС Англии.

Истребитель Sopwith F.1 «Camel» ВВС Англии.

Истребитель Sopwith F.1 «Camel» ВВС Англии.

Истребитель Sopwith F.1 «Camel» ВВС Англии.

Двухместный Sopwith «Camel».

Sopwith F.1 «Camel». Вид спереди.

, стал самым результативным английским истребителем в Первой мировой войне.
Официальное именование «Кэмел» было Сопвич «Биплан» (Sopwith Biplane) F.I.

Sopwith Camel Королевских ВВС

Разработан под руковоством Герберта Смита на основе более раннего истребителя «Пап». От предшественника «Кэмел» отличался в основном конструкцией крыльев, которые имели больший на 0,4 м размах и меньшую хорду, а также усиленным вооружением (два синхронных пулемета вместо одного).

Два пулемета "льюис" прозванных гремучей змеей, установленна над верхним крылом Сопвич. Перезарядка во время полета невозможна.

Прототип, впервые поднявшийся в воздух 22 декабря 1916 года, был оборудован ротативным двигателем «Клерже» 9Z (110 л. с). Летные данные были прекрасными. В первую очередь это касалось маневренности, высоко ценимой летчиками в эпоху воздушных боев в стиле «собачьей свалки».
Самолет запустили в серийное производство сразу на нескольких предприятиях. Первая машина была выпущена 7 мая 1917 года. К концу 1917 года суммарный объем заказов достиг 3450 экземпляров. Общий объем выпуска составил 5490 машин. Таким образом, «Кэмел» стал наиболее массовым британским истребителем времен Первой мировой войны. Серийные машины комплектовались ротативными моторами «Клерже», «Рон», «Бентли» различных модификаций.

Сопвич Кэмэл на службе Красной армии, крылатый череп на фюзеляже, на хвосте красная звезда

Сопвич кэмел самолет Великобритании , поставки в строевые части начались в июне 1917 года. Уже 5 июня были одержаны первые победы - А. М. Шук из 4-й эскадрильи над Остенде сбил истребитель Альбатрос D. lll и двухместный разведчик. Осенью 1917-го количество частей, вооруженных «Кэмелами», на Западном фронте продолжало увеличваться. К началу октября было завершено перевооружение 43-й эскадрильи, из Великобритании прибыла 28-я эскадрилья.

В том же месяце во Франции на «Кэмелы» пересела 3-я эскадрилья. В ноябре прибыла из Великобритании 46-я эскадрилья. В этот период «Кэмелы» были задействованы, в частности, в боях под Ипром, где самолеты 28-й и 70-й эскадрилий применялись не только как истребители, но и как штурмовики. Так, 20 октября они нанесли удар по аэродрому Румбеке, уничтожив пять вражеских самолетов. В ходе битвы у Камбрэ в качестве штурмовиков использовались «Кэмелы» 3-й и 46-й эскадрилий.

Использовался в качестве штурмовика, потери при штурмовке доходили до 1/3 летного состава

Они наносили удары по вражеским батареям и скоплениям войск. Пилоты-истребители не любили подобные операции, поскольку они сопровождались большими потерями, порой достигавшими 30 %.
Но производство новых самолетов позволяло с лихвой перекрывать эти потери и продолжить перевооружение: в декабре 1917-го «Кэмелы» получила 54-я эскадрилья.
Ее пилоты за период с февраля по апрель 1918-го записали на свой счет более 80 воздушных побед, однако собственные потери были чрезвычайно высокими. Эскадрилья за указанный период лишилась 40 «Кэмелов» - 220 % штатного состава! Весна 1918 года стала периодом наибольших успехов «Кэмелов», завоевавших репутацию лучших британских истребителей. 24 марта капитан Джон Троллоп из 43-й эскадрильи установил рекорд, сбив за один день шесть вражеских самолетов: два разведчика DFW и истребитель «Альбатрос» в утреннем вылете и еще три двухместные машины - в вечернем.

Весна 1918 года стала периодом наибольших успехов «Кэмелов», летчик из Канады Уильям Баркер 52 сбитых самолета, награжден Крестом Виктории

ТТХ Сопвич кэмел самолет Великобритании

  • Тип: одноместный истребитель
  • Двигатель: «Клерже» 9В мощностью 130 л. с.
  • Размеры, м: длина: 5,71, высота: 2,59, размах крыла: 5,53, площадь крыла, м2:21,46
  • Вес, кг: пустого: 422, взлетный: 660

Технические характеристики:

  • максимальная скорость, км/ч: 185 продолжительность полета: 2 ч 30 мин
  • практический потолок, м: 5795
  • Вооружение: 2 х 7,7-мм пулемета «Виккерс»

Палубные самолеты 2F.1 «Кэмел» служили на авианосцах «Фьюриес», «Аргус», «Игл», гидроавианосце «Пегасус». Малая длина разбега позволяла эксплуатировать их также с платформ, устанавливаемых на крейсерах (в носовой части или на орудийных башнях) и даже с барж, буксируемых эсминцами. Наиболее известной операцией палубных «Кэмелов» стал налет на базу германских дирижаблей в Тондерне, предпринятый 19 июля 1918 года семеркой самолетов с «Фьюриеса». Итогом стало уничтожение «цеппелинов» L.54 и L.60. На авианосец вернулись только два Сопвич. Три совершили вынужденные посадки в Дании, два были потеряны при посадке на воду (погиб один пилот).

Налет самолетов 2F.1 «Кэмел» на Тондерн вошел в историю как первый рейд палубной авиации против наземной цели. Взлет с палубной надстройки Sopwith Camel ВВС США, Миссисипи 1919 год.

«Кэмел» отличался строгим управлением, поэтому неопытному летчику было трудно с ним справляться. Из-за гироскопического момента ротационного двигателя маневренные характеристики были асимметричны, то есть левая «бочка» и развороты влево выполнялись быстрее, чем правые. Некоторые летчики делали левый разворот на 270°, а правый на 90°. По этой же причине особенно опасным был этап взлета, во время которого «Кэмел» пытался уйти влево и летчик с трудом удерживал его на прямой, отклоняя руль поворота до упора вправо.

Сопвич «Биплан» (Sopwith Biplane) F.1 на выставке в Арканзасе. США, 1981 г

На малых скоростях полета «Кэмел» имел тенденцию сваливаться в штопор. Насколько он был опасным для молодых летчиков, говорит тот факт, что во время войны в различных летных происшествиях, не связанных с боевыми действиями, погибли 385 пилотов, а в боях - 415. Еще одним недостатком «Кэмела» были плохие высотные характеристики.
Но, несмотря на все указанные особенности, Сопвич «Биплан» стал не только наиболее массовым, но и наиболее результативным британским истребителем Великой войны - на счету его пилотов 2790 воздушных побед (согласно официальной британской статистике).

Сопвич F.1 Кемел

Компания «Сопвич Эйвиейшн Ко» из Кингстона выпускала самолеты и гидросамолеты в основном для морской авиации. В 1916 году на фирме создали новый истребитель F.1, который за горбатый силуэт провали «Кемел» («верблюд»). Самолет представлял собой развитие истребителя «Пап». «Кемел» отличался от предшественника более мощным вооружением и лучшими характеристиками. Первый прототип облетали в декабре 1916 года. На самолете стоял двигатель «Клерже» мощностью 81 кВт. На серийных машинах использовали более мощные двигатели английского и французского производства. Самолет предназначался для морской авиации, но и армейцы разместили на заводе заказ. Поставки самолета начались 7 мая 1917 года. Сначала машины поставляли флоту, а с июля 1917 года и армии. На Западном фронте новые истребители первой получила 70-я эскадрилья. И вовремя. К тому времени англичане летали на старых машинах, даже «толкачах» начала войны. Ситуацию немного спасали импортируемые французские машины, но требовался новый английский истребитель, способный скомпенсировать качественный и количественный перевес германских «Альбатросов». Апрель 1917 года вошел в историю как «Кровавый Апрель», когда потери англичан превзошли все вообразимые границы. За месяц англичане потеряли 316 летчиков, тогда как потери немцев были в три раза меньше. Главная причина кровопускания заключалась в устаревшем авиационном парке. Но появившиеся в боевых частях в большом количестве «Кемелы» сумели изменить ситуацию. На самолетах этого типа летали многие английские асы, одержавшие большинство побед именно на «Кемелах». Это были Раймонд Коллишоу, Доналд Макларен, Уильям Баркер и многие другие. Немцы тоже оценили английский истребитель по достоинству. Командир баварской Jasta 23 лейтенант Отто Киссенберт обзавелся трофейным «Кемелом», забросив положенный ему «Пфальц D.III», и даже сбив на нем французский «Ньюпор».

Всего было заказано 5695 самолетов «Кемел», но несмотря на то, что кроме «Сопвича» выпуск самолетов организовали еше семь фирм на территории Великобритании, до конца войны удалось выпустить лишь 5490 машин всех модификаций. Выпуск ограничивался дефицитом двигателей, более 2000 моторов пришлось закупить во Франции. Фирма «У.О. Бенли», разработавшая для самолета оригинальный ротационный двигатель, сумела до конца 1917 года поставить лишь 270 экземпляров. В ноябре 1918 года в боевых частях находилось 2582 самолета «Кемел». Эти части действовали на всех фронтах Первой Мировой войны.

Sopwith F. 1 CAMEL

Существовала модификация ночного истребителя (F.l/З) и палубного истребителя (2F. 1). Истребители «Кемел» даже подвешивались к дирижаблям по два-три самолета. Предполагалось, что самолеты в подвешенном виде вместе с дирижаблем долетят до цели, при необходимости обеспечив носителю истребительное прикрытие. Но до практического применения такого гибрида не дошло. На базе «Кемела» создали штурмовик TF.1, имевший по днищу броню общей массой 182 кг, и вооруженный двумя пулеметами, стреляющими вниз. Самолет «Кемел» был очень маневрен. Из-за асимметричной аэродинамики особенно хорошо он выполнял разворот влево, тогда как правый разворот выполнялся медленнее. Вскоре выяснилось, что разворот вправо быстрее делать через левое крыло. Это была ошибка конструктора, которая неожиданно превратилась в достоинство машины. Несмотря на свою маневренность, «Кемел» был труден в пилотировании и не прощал ошибок. Поэтому для летных школ потребовалась двухместная модификация самолета. Но в руках опытного пилота «Кемел» был грозным истребителем. Несмотря на свою причудливость (а может быть благодаря ей) он получил славу лучшего английского истребителя всех времен. Важной страницей в истории самолета стало его использование в качестве ночного истребителя. В 1917 году германские дальние бомбардировщики и цеппелины усилили бомбардировки Англии. Самолеты типа «Гота», несшие по полтонны бомб, причиняли серьезные разрушения промышленным объектам и прилегающим к ним жилым кварталам. Зенитная артиллерия, хоть уже вполне развитая, не могла полностью защитить города. Было решено привлечь к обороне лучший на то время английский истребитель, которым и был «Кемел». Еще не существовало тактики ночной истребительной авиации и специального оборудования.

Все создавалось и организовывалось по мере накопления опыта. Первой частью авиации ПВО, приступившей к ночным вылетам была 44-я эскадрилья, который получил «Кемелы» в августе 1917 года. Возглавил эскадрилью майор Дж. У. Мерлис-Грин. Майор вместе с двумя пилотами совершил первый боевой вылет ночью 2 сентября 1917 года. Перехватить немецкий цеппелин на этот раз не удалось. Лишь 18 декабря 1917 года Мерлис-Грин перехватил над Гудмейзом бомбардировщик «Гота G.II». Тут выяснилось, что пулеметы, установленные перед кабиной, при стрельбе слепят пилота. Майору пришлось стрелять короткими очередями, немецкий самолет постоянно отрывался и терялся в темноте. В конце концов Мерлис-Грину удалось поджечь один из двигателей самолета. Бомбардировщик аварийно сбросил бомбы и повернул назад. В этот момент майору удалось поджечь второй мотор. Бомбардировщик рухнул в море в районе Фолкстоуна. Следующую победу в ночь на 25 января 1918 года одержали двое пилотов из 44-й эскадрильи: капитан Дж. Х. Хеквилл и лейтенант К.К. Бенкс. Пилоты перехватили германский бомбардировщик, который уже летел над Лондоном. Стреляя зажигательными пулями, предназначенными для борьбы с цеппелинами, англичане сбили «Гота G.IV» в районе Викорд. Следующим победу одержал капитан К.Дж. К. Бренд, который 19 мая 1918 сбил «Гота G.IV» в районе Фейверсхема. Боевой опыт заставил изменить вооружение и оснащение «Кемела». С самолетов сняли штатный «Виккерс», установив вместо него пару «Льюисов» на станке Фостера. Пулеметы могли стрелять вперед и вверх под углом 45? что было очень эффективно. Кабину сместили дальше к хвосту, на место топливного бака. Для стрельбы использовались зажигающие, трассирующие и разрывные пули, что позволяло наводить пулеметы на глаз, без использования прицела. Для лучшего обзора вырезали часть верхнего крыла, иногда добавлялись прорези на нижнем крыле. Использовались прицелы «Хаттон» или «Ним» с электрической подсветкой, на верхнем крыле монтировались позиционные огни. Позиционные огни требовались для того, чтобы поддерживать строй в темноте. Вскоре кто-то придумал, что ночью самолетам лучше действовать поодиночке, чтобы пилоты тратили свое внимание на поиск противника, а не соблюдение дистанции.

«Сопвич Кемел F.1».

Английский ас майор У. Баркер в кабине своего «Кемела» на одном из итальянских аэродромов.

Третий прототип «Кемел».

Все переделки ухудшили летные качества самолета, и без того непростого в пилотировании. Но до конца войны переделку прошли все «Кемелы» в составе ночных эскадрилий. Всего таких эскадрилий было семь. Официально ночной истребитель назывался F. 1/ 3, но в частях самолеты называли «Комик» за их непредсказуемое поведение в воздухе. Несмотря на все проблемы, ночная истребительная авиация смогла предотвратить дальнейшие налеты немецких бомбардировщиков на Англию. Немецкие бомбардировщики переключились на цели на территории Франции, но вслед за ними последовали ночные «Кемелы». Самолеты действовали в составе двух эскадрилий: 151-й и 152-й. Счет 152-й эскадрильи открыл капитан А.Б. Йилль, который 23 июля 1918 года сбил «Гота G.V» над Этаплем. Этот же пилот 10 августа сбил над Тальном германского гиганта серии «R» - пятимоторный «Штакен R.XIV». Об эффективности ночной истребительной авиации во Франции свидетельствует тот факт, что пилоты 151-й эскадрильи за пять месяцев службы сбили 26 немецких самолетов без потерь со своей стороны. Всего было выпущено 377 самолетов «Кемел» всех модификаций.

Истребитель «Кемел F.1» представлял собой одноместный биплан в основном деревянной конструкции. Каркас фюзеляжа образован четырьмя ясеневыми лонжеронами со стальными проволочными растяжками. Сечение фюзеляжа квадратное, с округлой верхней стороной. Обшивка передней части алюминиевая, верхней стороны и бортов - фанерная, остальная обшивка матерчатая. Приборная доска насчитывала семь приборов: компас, манометр, тахометр, спидометр, альтиметр, хронометр, указатель давления масла. Крылья с одинаковой хордой (1,37 м) и размахом, деревянные, двухлонжеронные, обшитые материей. Верхнее крыло из трех частей, без возвышения. Нижнее крыло из двух частей, возвышение 5?. Элероны на обоих крыльях. Элероны и хвостовое оперение из стальных трубок, обшитые материей. Чтобы улучшить обзор вперед и вверх, на верхнем крыле вырезалось отверстие размером 300x500 мм, иногда больше. Шасси из профилированных стальных труб в форме буквы V. Колеса большого диаметра на разделенных осях. Двигатель - 9-цилиндровый ротационный французский «Гном Моносупап» (74 кВт), «Ле- Рон 9J» (81 кВт), «Клерже 9В» (96 кВт), «Клерже 9Bf» (105 кВт), «Ле-Рон 9R» (125 кВт), а также французский «Бентли B.R.1» (115 кВт). Моторама из стальной пластины. Между двигателем и кабиной алюминиевая противопожарная переборка. Винт двухлопастный, деревянный, обычно типа «Ланг», диаметром 2590 мм.