Неэтичное деловое поведение. Проблема журналистской этики её отражение в современной прессе. Отношение к животным

Каждый из нас является членом общества, в котором традиционно существует определённая модель поведения, считающегося нормальным. Оно закреплено в понятии общечеловеческих ценностей. И что самое главное, оно не нарушает и этики, не приносит вреда окружающим. Однако есть люди, которые ему не следуют. Даже напротив, они, пренебрегая нравственными принципами, совершают аморальные поступки, вредящие остальным членам общества. Таких людей называют девиантами, и их поведение недопустимо.

Обращаясь к духовности

Многие аморальные поступки являются безнравственными не только с человеческой точки зрения, но ещё и с религиозной. Взять, к примеру, алчность. Нездоровая тяга к материальным благам нередко толкает людей на совершение ужасных поступков, при помощи которых у них получается утолить своё корыстолюбие.

Гордыня, являющаяся одним из семи смертных грехов в католичестве, также относится к безнравственным качествам. Непомерная заносчивость и неуважение к другим людям никого не делают лучше. Точно так же, как и прелюбодеяние. Супружеская измена - это грех, аморальный поступок, предательство и унижение того, кому была дана клятва верности. Человек, её совершивший, не достоин доверия, уважения и доброго отношения.

Тщеславие воспринимается многими как социально-психологическое свойство личности, которое, впрочем, не красит людей. Зачастую они эгоистичны, высокомерны, постоянно жаждут убеждения в собственном превосходстве. Казалось бы, разве плохо ценить и любить самого себя? Нет, это нормально. Но только тщеславие подразумевает выставление всего перечисленного напоказ, что обычно осуществляется через унижение или пренебрежение другими людьми.

Известные примеры

Многие из нас уже давно перестали замечать аморальные поступки людей, которые встречаются чуть ли не на каждом шагу. Ярким примером можно считать употребление нецензурных выражений, наблюдаемое повсеместно. Сквернословие - это речь, пресыщенная неприличными выражениями. Их ещё называют непристойными. Почему? Потому что они являются бесстыдными, а значит, нарушающими общественную мораль.

Брань, давно ставшая привычной и потерявшая свойство шокировать членов современного общества, уже практически перестала попадать в категорию безнравственных поступков. В отличие от оскорблений, которые являются умышленным уничижением достоинства и чести личности. И такие аморальные поступки, как оскорбления, караются законом. Все положения, касающиеся этого, прописаны в статье 5.61 КоАП РФ.

Противоречащие формы поведения

Если человек совершает аморальный поступок, то он однозначно не укладывается в общепринятые нравственные рамки. Но он соответствует определённым формам поведения, противоречащим нормам. Их существует несколько. Это наркомания, токсикомания, проституция, преступность, алкоголизм и суицид.

Считается, что человек придерживается той или иной формы поведения по одной из трёх причин. К первой, наиболее распространённой в современном обществе, относится неравенство на социальной лестнице.

Тут всё просто. На поведение и воспитание человека влияет его доход. Чем он меньше, тем выше вероятность деградации личности. Многие люди пытаются справиться с разочарованием в своей жизни при помощи наркотиков или алкоголя. Их нельзя винить в отсутствии внутреннего «стержня». Нищета действительно является психологически тяжёлым испытанием.

Внешние факторы

Совершение аморального поступка человеком, который следует той или иной форме поведения, может также зависеть от его окружающей среды. Ни для кого не является секретом то, что мысли и действия личности нередко формируются под влиянием семьи, друзей, коллег, одноклассников. К сожалению, те люди, которые выросли в окружении индивидов с аморальным поведением и ничего, кроме девиантных поступков, не видели, начинают считать всё подобное нормой.

Окружающая среда и общество - одна из основополагающих причин, формирующих сознание человека. Нередко для искоренения безнравственных деяний требуется помощь социологов, которые работают не с одним провинившимся индивидом, а с целой группой людей.

Важен и уровень воспитания. Порой люди не знают о таких элементарных понятиях, как «нравственность» и «мораль», из-за своего неведения. Из поколения в поколение должны передаваться правила, нормы и традиции, а это задача родителей. Но некоторые люди просто забывают воспитывать своих детей и прививать им осознание того, как поступать можно, а как нельзя.

Отношение к животным

Нельзя не затронуть вниманием и аморальные поступки людей касательно братьев наших меньших. Жестокое отношение к животным является не только преступлением, но ещё и острым нравственным вопросом. Индивиды, позволяющие себе плохо обращаться с братьями нашими меньшими, не принимаются нормальным, современным обществом. Они осуждаются и порицаются остальными людьми.

Является самым настоящим аморальным поступком. Оно не несет угрозы общественной безопасности. Но тем не менее является неприемлемым и недопустимым с другой, моральной точки зрения.

Реальные случаи

В нашей жизни имеют место самые разные аморальные поступки. И стать их жертвами или свидетелями не пожелаешь даже врагу.

Сколько известно ситуаций, когда сыновья напивались до невменяемого состояния и бросались с кулаками на своих матерей. Или когда любимый кем-то питомец подвергался жестоким действиям со стороны малолетних девиантов ради развлечения. Нередко многие люди становились свидетелями самоубийства, что тоже относится к рассматриваемой категории поведения. И конечно, никто из нас не застрахован от предательства ради личной выгоды пользовавшегося доверием человека.

Когда осознаешь, насколько часто происходят эти и подобные случаи, становится предельно ясно, что мораль в современном обществе, к сожалению, находится отнюдь не на первом месте в системе ценностей.

Невоспитанность

Рассуждая про моральные и аморальные поступки, стоит упомянуть, что к последним относится и поведение, воспринимаемое многими как элементарная неотёсанность и невоспитанность.

И примеры такового сопровождают нас в повседневной жизни. В общественном транспорте нередко можно наблюдать картину, как невоспитанные индивиды толкают в спину впереди идущих, лишь бы побыстрее покинуть салон. На выходе из помещения многие не стесняются захлопнуть дверь прямо перед носом тех, кто следует за ними, причём даже не оглянувшись.

Но чаще всего, пожалуй, встречаются индивиды, открыто нарушающие правила общежития. Они выставляют мусор на лестничную площадку, курят в подъезде, не открыв окон, нарушают санитарию и гигиену другими способами. Это тоже аморальные поступки. Примеры окружают нас повсюду, но многие из них мы перестали замечать, поскольку они, как бы печально ни было, перешли в категорию обыденности.

Нравственным поведением является совокупность поступков, действий людей, которые отвечают нормам морали, сознания, порядка, сформировавшиеся в обществе, или к которым оно направляется.

В процессе предпринимательской и управленческой деятельности наблюдаются случаи отклонения от общественных норм, то есть неэтичного поведения, она может быть обусловлена различными факторами:

1. конкурентной борьбой;

2. стремлением больших прибылей;

3. неумелым стимулированием руководителей за этическое поведение;

4. недооценкой этических норм в обществе;

5. попыткой достичь цели и реализовать миссию организации любой ценой;

6. неэтичным поведением партнеров;

7. конфликтными, стрессовыми ситуациями в организации;

8. неудачным подбором и неумелым применением стилей руководства;

9. сложной системой разработки и принятия решений в организации.

Для обеспечения этического поведения современный менеджмент предлагает следующие меры:

Введение этических норм, которые отражают систему общих ценностей, общественных предпочтений, правил поведения работников организации;

Создание комитетов по этике;

Применение механизмов стимулирования, которые противодействовали неэтичном поведении и поступкам;

Осуществление социальных ревизий для выяснения влияния социальных факторов на организацию;

Организация обучения этического поведения руководителей и всего персонала:

Постоянное информирование работников о случаях высоко этического поведения;

Проведение совещаний, конференций, симпозиумов и т.д. по проблемам этического поведения.

Сложившиеся нормы нравственности являются результатом длительного по времени процесса становления взаимоотношений между людьми. Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономические, культурные отношения, ибо нельзя существовать, не уважая друг друга, не налагая на себя определенных ограничений .

Сталкиваясь с проблемой этического выбора, менеджеры, как правило, опираются на нормативной точке зрения, то есть определенных нормах и ценностях, в соответствии с которыми и принимаются решения.

В нормативной этике выделяют несколько подходов к описанию систем ценностей и соответственно принятия этически сложных решений, которые могут быть применены в практике менеджмента: утилитарный подход, индивидуалистический подход, морально-правовой подход, концепция справедливости.

Утилитаристский подход. Основные принципы утилитаристского подхода основаны на том, что соответствующая нормам морали поведение приносит наибольшую пользу наибольшему числу людей. Принимающий решение индивид должен рассмотреть влияние каждого его варианта на все заинтересованные стороны и выбрать вариант, который приносит удовольствие наибольшему числу людей.

Индивидуалистический подход. Предполагает, что морально приемлемыми являются действия человека, которые идут ей на пользу в долгосрочной перспективе. Главной движущей силой считается самоконтроль, а все внешние силы, его ограничивают, должны пресекаться. Каждый человек выбирает для себя наиболее выгодное в долгосрочной перспективе решение, на основе чего и судит о качестве своих решений. Индивидуализм сводится к поведению, выгодной другим людям, то есть действия человека начинают соответствовать желаемым для общества нормам. Одна из особенностей этого подхода в том, что он предполагает (если они необходимы) действия индивида, направленные на приобретение личных краткосрочных выгод, взагапом не соответствующие общественным нормам.

Морально-правовой подход. Морально-правовой подход утверждает, что человек изначально наделен фундаментальными правами и свободами, которые не могут быть нарушены или ограничены решениями других людей. В процессе принятия решения могут быть учтены следующие моральные права:

1. Право на свободу согласия.

2. Право на частную жизнь.

3. Право на свободу совести.

4. Право на надлежащее обращение.

5. Право на жизнь и безопасность.

Концепция справедливости. Существует распределительная справедливость (равным - равное), процедурная справедливость (соответствие правилам), компенсационная справедливость (возмещение ущерба).

В мировой экономике существует семь основных механизмов, с помощью которых можно внедрить в практику нормы. К ним относятся:

1) этические кодексы;

2) комитеты по этике;

3) тренинг;

4) социальные аудиты;

5) юридические комитеты;

6) службы, рассматривают претензии граждан по этическим вопросам;

7) изменения в корпоративной структуре.

Наиболее часто применяемым механизмом является этический кодекс. Он разрабатывается специально созданным органом - комитетом, комиссией и тому подобное. Около 90% иностранных компаний внедряло этические принципы с помощью таких кодексов. Они могут быть разработаны для компании в целом и содержать общие для всех этические правила.

В мировой экономике многие компании в настоящее время создают подразделения или нанимают отдельных сотрудников для разработки этических кодексов: принимаются меры по ознакомлению менеджеров положениям этих кодексов; создается также система поощрения менеджеров при условии учета ними вопросам этики при принятии решений и соответствия их служебного поведения этическим нормам, зафиксированным в кодексах .

При контроле служебных действий сотрудников компании используют тесты на детекторах лжи, тесты на принятие наркотиков и т.п.

Более продуктивным, по мнению менеджеров многих фирм и их владельцев, путь принятия на работу выпускников учебных заведений, где была большая и разветвленная программа обучения основам этики. В таком случае этические стандарты закладываются в сознание (и подсознание) будущего сотрудника как часть мировоззренческого комплекса и, даже можно сказать, как незыблемые аксиомы, не подлежат обжалованию. Тогда громоздкая и дорогостоящая система разработки кодексов компаний, обучение сотрудников этическим нормам контроля за соблюдением этических требований оказывается в значительной степени ненужной.

Выявить сущность проблемы - это означает провести ее содержательный анализ и понять систему главных противоречий. Выявление сущности проблем требует знания функциональной и агрегатной структуры и значений параметров объекта управления при нормальном его функционировании. «Когда мы формулируем проблемы или обсуждаем их, то мы всегда тем самым формируем определенную программу и план наших действий». Мы всегда производим оценку и отбор проблем, характеризуя одни из них как весьма важные и значимые, а другие - как неважные. Тем самым мы определяем и предопределяем наши будущие действия.

Одна из проблем журналистики это «жёлтая пресса» портящая репутацию профессии в целом, однако при всём этом является одной из самых читаемых. Тогда невольно возникают мысли, что не пресса виновата, а читатель, который сам готов платить деньги за подобную информацию, «на каждого зрителя найдётся актёр, а на потребителя товар». «Люди имеют право знать», но то в какой форме они это узнают, тоже имеет большое значение. Здесь проблема в том, что если просто излагать факты, то журналиста не видно, если же так сильно приукрашивать события, то от факта может ничего и не останется, а будет лишь искаженная фантазия журналиста. Действительно, работа журналиста есть акт опосредованного общения с читателями, радиослушателями, телезрителями. Это коммуникативный акт.

Информация это посредник между журналистом и аудиторией, это инструмент, которым оперируют журналисты всех рангов. Сама сущность журналистики заключается в поиске, сборе, обработке, интерпретации и распространении информации.

Некоторые поступки журналистов нарушают не только Кодекс профессиональной этики, но и законы, так газета «Комсомольская правда » опубликовала статью под названием «Тайный дневник Михаила Козакова: Я отдавал жене Ане все заработанное! А ей верить нельзя ни в чем!» которая включала в себя отрывки из личного дневника артиста (Приложение В). Данная публикация нарушает двадцать третью статью конституции российской федерации - «1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. 2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения», также статью двадцать четыре пункт первый - «Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.» Мы провели опрос (Приложение Г, опрос №1) в котором задали вопрос «как вы считаете можно ли назвать не этичным поведение журналиста(ов) опубликовавших отрывки из дневника Народный артист РСФСР Михаила Михайловича Козакомва?» 50% опрошенных сочли поведение журналистов не этичным и не законным, 28,57% сочли это не этичным, но не нарушающим законы и 21,43 % опрошенных сочли поведении журналистов приемлемым.

Есть журналисты которые с радостью примеряют на себя роль вершителя человеческой судьбы, так журналист Александр Никонов в передаче «клинч», радиостанции «Эхо Москвы», заявил что «-лишних людей надо убивать» Лишний человек, по его мнению - тот, кто не может о себе заботиться самостоятельно, не может сам себя содержать. Для прикрытия употребляется слово эвтаназия - надо все же и приличия соблюдать: убийство - плохо, а эвтаназия - гуманно. Никонов живет с уверенностью, что таких вещей, как любовь, как жалость не существует. Вернее, их просто придумали. Рационально объяснить жалость и любовь невозможно - значит, права на существование не заслуживают, как, впрочем и дети-инвалиды. Спасают больных детей их матери. Ведь ими движет материнский инстинкт, а это неосознанно, на уровне инстинктов, так сказать. Вот и надо помочь им осознать, что они заблуждаются. С его точки зрения потом они только спасибо скажут.

Мы провели опрос (Приложение Г, опрос №2) в котором задали вопрос «Как вы считаете можно ли назвать этичным высказывание Александра Никонова «о применении эвтаназии к детям-инвалидам сразу после рождения»? и 18,92% посчитали, что это этичным, 51,35% сочли не этичным высказывание Никонова и 29,73% сочли поведение не этичным, но имеющим место, поскольку каждый человек имеет право высказывать свою точку зрения.

Некоторые журналисты не гнушаются даже хоронить в своих статьях, живых и здоровых людей, Новость о смерти Джеки Чана стала одной из самых читаемых в Интернете (Приложение Д) Двадцать восьмого марта 2011 года, в социальных сетях и интернет-новостях появилась информация о том, что умер известный актёр Джеки Чан, Фанаты начали соболезновать на Facebook, но оказалось, что актер жив. Слух о смерти Джеки Чана от сердечного приступа был запущен через сервис микроблогов Twitter за 10 дней до 57-го дня рожденья Актёра.

Мы провели опрос (Приложение Г, опрос №3) в котором задали вопрос «Как вы считаете, этично ли было распространять в интернете не проверенную информацию о смерти Джеки Чана (Jackie Chan)?» большая часть опрошенных 85,71% считают что это не этично, но нашлись люди у которых противоположное мнение их оказалось 14,29%. Так же нас заинтересовало, как поклонники артиста думают, кто же мог распространить подобные слухи (Приложение Г опрос№4), по данным опроса выяснилось, что большинство опрашиваемых 39,28% считают, что это могли сделать люди которые хотели заработать на распространении этой информации или просто привлечь к себе внимания, 25% опрошенных посчитали что это враги и недоброжелатели артиста, и по 17,86 % набрали варианты ответов: Это просто необдуманная шутка, это могли сделать пиарщики самого артиста для привлечения к нему внимания.

Проведённые опросы помогли нам узнать отношение людей к данному виду информации. Большинство опрошенных полагаясь на свои моральные принципы, считают, что в целом по данным ситуациям журналисты поступали не этично по отношению к героям своих статей. Но если представить что все бы журналисты поступали, так как прописано в журналисткам кодексе, была бы тогда это профессия так интересна? И не возникла ли бы тогда ситуация информационного голода? Преступать рамки приличия неправильно, это общеизвестно, но в нашем мире двойных стандартов иной журналистики существовать и не может.

Во все времена в обществе осуждалось аморальное поведение. Поэтому необходимо отчетливо осознавать разницу и понимать, что оно собой представляет. Мораль - это собрание поведенческих правил в социуме. Причем стоит отметить, что ее нормы разнятся в различных культурах и национальностях. Так, что для вашей семьи и культуры является нормой, в другой стране становится показателем аморальности и, соответственно, наоборот.

Девиантное поведение

Аморальное поведение является подгруппой в классификации девиантного. Зачастую эти два понятия путают и заменяют одно другим, что естественным образом является ошибкой. Чтобы разобраться в значении "аморального", следует разобраться в понятии и классификации девиантного поведения.

Девиантное поведение - это поступки человека, которые не соответствуют норме, то есть нестандартны.

Девиантное поведение условно можно разделить на две группы:

  • Действия человека, отклоняющиеся от нормы ввиду психических расстройств. К этой группе относятся люди, страдающие психопатическими заболеваниями. Так называемая категория психически ненормальных. Также к этой группе относятся люди с отклонениями в психике, но в пределах нормы.
  • Действия человека, отклоняющиеся от принятых норм морали и нравственности, то есть аморальное поведение. Данный вид девиантных поступков находит выражение в преступлениях и проступках. В большинстве случаев индивиды, для которых характерны аморальные поступки, после их совершения подвергаются административной, уголовной ответственности. При незначительных нарушениях морально-нравственных норм с человеком принудительно работают социальные и медицинские работники.

Понятие

Аморальное поведение - это нарушение человеком моральных принципов посредством поступков. Мораль - своеобразные требования для окружающих людей и самого себя, которые считаются правильными во время взаимодействия. Однако стоит отметить, что понятие морали довольно размыто. Так как, к примеру, для одного нецензурная брань считается нормой, а для другого это возмутительно и аморально.

Пример различий в разных культурах - понятие супружеской неверности у нас и в Японии. Женатый мужчина, регулярно изменяющий супруге с разными женщинами, вызывает у нас только отрицательные эмоции и негодование. В Японии же наоборот. Супруг вправе прийти домой в состоянии алкогольного опьянения, в компании гейш, а жена не только не устроит скандал, но еще и скажет спасибо жрицам любви за сопровождение, доставку благоверного к семейному очагу. В Японии чрезвычайно высок статус главы и добытчика семьи.

В Японии благосклонно относятся к однополым бракам, чего нельзя заметить в странах Европы. Причиной этого является культ самураев, которые по долгу службы обязаны отказаться от семейных уз. Поэтому считается, что именно они благоприятствовали развитию гомосексуализма.

Формы поведения, противоречащего морали

Аморальное поведения человека основные формы имеет следующие:

  • Наркомания.
  • Токсикомания.
  • Проституция.
  • Нарушение закона.
  • Алкоголизм.
  • Суицид.
  • Использование нецензурных выражений.
  • Оскорбления.

Аморальное поведение: причины

Три главных причины аморального поведения:

  • Неравенство на социальной лестнице. Главным образом на воспитание и поведение личности влияет доход. Чем меньше человек зарабатывает денег, тем больше вероятность его деградации. Из-за разочарования уровнем своей жизни он пытается с помощью алкоголя или наркотических веществ убежать от реальности. Нищета - это психологически сложное испытание.
  • Уровень воспитания. Человек из-за неведения попросту может не знать о правилах морали и нравственности. В обществе обязательно должны передаваться традиции, нормы и правила из поколения в поколение. Родителям необходимо с детства давать понять ребенку, что делать можно, а что претит общечеловеческим ценностям и статутам.
  • Окружающая среда. Несомненно, эта причина одна из основополагающих. Во многом действия и мысли человека зависят от того, что и кто его окружает ежедневно. Наибольшее влияние имеют близкие люди: семья, друзья, одноклассники, коллеги. Если человека сплошь и рядом окружают личности с аморальным поведением, а кроме них он ничего не видит, то для него это становится нормой. В таких случаях, чтобы искоренить безнравственные деяния, социологи работают с группами людей, а не с одним конкретно провинившимся человеком.

Поведение и закон

Как упоминалось ранее, нередко аморальное поведение преследуется по закону. Наказание, грозящее человеку за поступки, противоречащие морали, колеблется от наложения штрафа до тюремного срока.

Существует понятие "аморальное поведение потерпевшего". То есть когда человек, против которого было совершено преступление, вел себя неподобающим образом и спровоцировал другого индивида на правонарушение. В данном случае противоморальные действия потерпевшего становятся смягчающим обстоятельством для преступника.

Большинство нарушений этического поведения журналистами можно видеть в предвыборные периоды.

Именно в период предвыборных кампаний журналисты «очерняют» одних и облагораживают других кандидатов, в интервью нередко «проскальзывают» не только неэтичные, а даже нетактичные вопросы, а ведь главные принципы в работе журналиста – честность, уважение чести и достоинства людей.

Так, рассмотрим примеры неэтичного поведения журналистов в период предвыборный кампании 2004 года на пост мэра г. Новосибирска и 2003 года на пост губернатора г. Новосибирска.

Ниже приведена статья, написанная Хабатулиной А. в период предвыборной кампании 2003 г.

«В середине ноября 1999 года, в самый разгар избирательной кампании по выборам главы администрации Новосибирской области штаб мэра Новосибирска Виктора Толоконского презентовал общественности гениальную предвыборную фишку - Социальный кодекс РФ. Вернее, инициативу его создания. Вот выдержки из газетных статей той поры.

«По мнению В.Толоконского в Социальном кодексе должны быть систематизированы и в "максимально концентрированном виде изложены все законодательные нормы, регулирующие пенсионное и социальное обеспечение граждан страны". Основное внимание при этом должно уделяться такой категории, как "прожиточный минимум", и приведению в соответствие величины прожиточного минимума и минимального размера заработной платы и пенсии».

Были и скептические высказывания по поводу реальности предвыборной «фишки».

«Красный уголок» от 14 декабря 99 года «на этой неделе заканчивается первый этап разработки и подготовки документа, который имеет все шансы стать вторым по значимости после Конституции России.

Предвыборная идея Толоконского, по заверению этого листка, «получила поддержку ведущих экономистов страны, руководителей администраций крупнейших городов России, многих губернаторов и политиков». Вот так вот! А Толоконский, распушив павлиний хвост, скромно изрекал: «Мне кажется, он (кодекс) будет интересен всем – и властям, и депутатам, и населению. И политикам он будет просто выгоден. И если кто-то себе присвоит авторство – мы не обидимся. Главное, чтобы решились проблемы». И утверждал: «Принять окончательный вариант Социального кодекса можно будет уже в будущем (2000) году. Год – нормальный срок»

Чтобы дела слишком не отставали от слов, Толоконский распорядился немедленно создать рабочую группу по подготовке проекта Социального кодекса».

«Выборы прошли, и идея Социального кодекса благополучно приказала долго жить. А накануне нынешних выборов уже новые глобальные идеи преподносятся Толоконским, как дело решённое – поднять, умножить, обеспечить и т.д. и т.п. Хотите заботу об инвалидах – будет. Хотите помощи пенсионерам – да, пожалуйста! Науку поднять? Производство отладить? Нет проблем-с! Новоиспечённый кандидат в губернаторы, находит свеженький вариант заигрывания с избирателями - беззастенчиво берёт за основу чужие наработки областного закона о ветеранах (который несколько лет назад был представлен депутатами-коммунистами облсовета и благополучно отвергнут губернатором Толоконским) и выдаёт за лично выстраданный законопроект. Но, будьте уверены, дальше прожектов, дело вряд ли сдвинется – подтверждением тому блеф с социальным кодексом.


Лапша быстрого приготовления под названием «Социальный кодекс» еще не свалилась с наших ушей, а он вешает нам новую. И ведь находятся простаки, что опять верят!

«Ах, обмануть меня не трудно –

Я сам обманываться рад!»

Но Пушкина ныне мало кто читает и чтит. А потому – готовьте уши, дорогие новосибирцы! Ибо мало еще наворовал ваш «социальный защитник» из вашего бюджета, мало навешал на вас не только лапши, но и много миллиардных долгов, за которые всем нам придется скоро рассчитываться!»

Здесь можно увидеть явное несоблюдение журналистом этических норм. В статье открытым текстом Толоконский представлен как лгун, в явно отражается негативное отношение журналиста к губернатору Новосибирской Области, а это недопустимо в работе журналиста. Журналист показывает свое субъективное мнение, которое может быть ошибочным. А это является нарушением журналистского кодекса этики.

«В кругах новосибирской элиты Виктор Толоконский всегда имел репутацию «политика». Его бывший зам, а ныне мэр - Владимир Городецкий - заработал не менее устоявшуюся репутацию «хозяйственника». Даже характеры новосибирских руководителей под стать такому распределению ролей. Губернатор регулярно позволяет себе спеть под оркестр на площади при большом скоплении народа. Мэр долгое время недооценивал важность личного PR, что обернулось для него проблемами на последних выборах…».

«В целом же цикл выборов 2003-2004 гг. доказал прочность новосибирской политической модели. А то, что Городецкий оказался снова обязан «старшему партнеру» своим избранием, лишний раз подтверждает то, что и впредь он вряд ли предпочтет зависимому, но устойчивому положению «человека команды Толоконского» риск погони за самостоятельностью».

«Но на будущее остается одна интрига. Губернатор Толоконский пока ограничен двумя сроками пребывания у власти, мэр Городецкий - нет. И рано или поздно перед Виктором Толоконским встанет вопрос о преемнике - теперь уже в губернаторском кресле».

Здесь можно увидеть, как автор статьи показывает свое негативное отношение к В.Ф. Городецкому, демонстрируя его несостоятельность и несамостоятельность. Журналист показывает, что Городецкий является преемником Толоконского и сам по себе ничего полезного для народа сделать не может. Мнение СМИ, как известно, оказывает очень сильное влияние на сознание и на конечный выбор людей. Данная статья опубликована уже по происшествии выборов, а будучи прочитанной избирателями накануне она могла поколебать мнение не одной сотни новосибирцев. А ведь журналист должен быть объективным, в этом заключается основа его этичного поведения.

Итоги выборов мэра Новосибирска 14 марта 2004 года: за Владимира Городецкого проголосовали 42% избирателей, за Якова Лондона - 24%, за Сергея Кибирева - 14%. Второй тур, 28 марта 2004 года: за Владимира Городецкого - 58,9%, за Якова Лондона - 28,9%.

Вот выдержка уже из другой статьи: «Мэр хорошо усвоил урок, преподанный ему в ходе предвыборной кампании. Речь идет, конечно же, не о городских проблемах и управленческих ошибках, а о вопросе формирования политического имиджа. На своей первой после выборной пресс-конференции Владимир Городецкий признался: "Мой собственный грех в том, что я раньше так был настроен - делай дела, ремонтируй подъезды и дороги, и люди это увидят и оценят. Но надо помочь людям оценить это". Теперь мэр подумывает о создании своего муниципального телевидения. Я это наверняка будет не единственный шаг по пути реализации серьезного политресурса, который Владимир Городецкий сумел аккумулировать. Если до сих пор в Новосибирской области властвовал один политик-тяжеловес - губернатор Виктор Толоконский, - то теперь центров тяжести стало два. Именно эта новая конфигурация будет влиять на главные политические процессы ближайших четырех лет.

Путь для реализации ресурса мэра на ближайшие годы, в общем-то, понятен. Владимиру Городецкому нужно добиваться избрания лояльного городского Совета и проводить своих депутатов в областной совет, чтобы через пять лет, заручившись широкой поддержкой, бороться за пост губернатора, - для Виктора Толоконского нынешний срок в кресле главы обладминистрации последний. И хотя Толоконский с Городецким подчеркивают свою принадлежность к одной команде, стремительное перераспределение сфер влияния между двумя политиками в Новосибирске может изменить векторы их взаимодействия с параллельного курса на перпендикулярный»

Так, мы рассмотрели некоторые примеры несоблюдения этических норм журналистами на примере статей, опубликованных в период предвыборных кампаний. Однако это - всего лишь малая часть того, что не соблюдается журналистами в отношении этики.