Проект "подводные лодки". Подводная лодка "Дельфин": создание проекта, постройка, назначение, выполнение заданий, конструкция и история подлодки. Опыт зарубежных коллег

Военно-морское соперничество на море между США и СССР в середине 60-х и начале 70-х годов прошлого столетия привело к появлению новых боевых кораблей, совершенно уникальных по своим тактико-техническим характеристикам.

Американцы к тому времени сумели добиться значительного прорыва в военно-технической области, спустив на воду современные атомные подводные лодки «третьего поколения». Корабли оснащались малошумными двигательными установками и мощным ракетно-торпедным вооружением. Ответом Советского Союза на попытку достичь превосходства Запада в военно-морской сфере стали АПЛ проекта 945, уникальные в своем роде военные корабли.

Основные цели АПЛ проекта 945

Помимо высоких технических характеристик новых кораблей, перед создателями проекта ставилось обязательное условие. Все корабли новой серии должны иметь водоизмещение и размеры, вписывающиеся в параметры мощностей судоремонтной и судостроительной промышленности СССР. Поставленная перед советскими конструкторами в 1972 году задача, предусматривала постройку в ближайшие 3-5 лет новой подводной лодки 3-го поколения. Для этой цели техническое задание предусматривало разработку в ЦКБ «Лазурит», расположенном в Горьком, проекта для последующего строительства атомных субмарин. Техническое задание предполагало строительство субмарин на конкурентной основе. Параллельно с разработкой проекта 945 шла интенсивная работа над другим проектом. На основе того же самого технического задания и эскизных данных СКБ «Малахит» занималось проектированием своего корабля, многоцелевой подлодки типа «Щука» — проект 971 .

В течение 7 лет шла кропотливая работа по созданию новых кораблей. Результатом титанических усилий горьковских конструкторов стал проект 945 подводных лодок типа «Барракуда». Закладка головного корабля серии АПЛ «Карп» состоялась в 1979 году на Горьковском судостроительном заводе «Красное Сормово». В дальнейшем предполагалось постройка еще одного судна на стапелях «Севмаш».

Разработка и создание боевого корабля проекта 945

Проектирование новых лодок, относящихся к 3-ему поколению, началось в 1972 году. Вся техническая документация по новому проекту создавалась в Горьковском (теперешний Нижний Новгород) ЦКБ «Лазурит». Местом реализации проекта изначально был выбран судостроительный завод «Красное Сормово», расположенный здесь же, в городе Горьком.

АПЛ проекта 945 кардинально отличались от всех предыдущих подводных кораблей подобного класса. Предполагалось вести строительство корабля, корпус которого будет выполнен из титанового сплава. Это новшество давало существенную экономию веса, сделав параметры водоизмещения новой субмарины приемлемыми для отечественных судоремонтных заводов. К тому же, титановый корпус обладал большей прочностью, что автоматически увеличивало глубину погружения нового корабля. Титановый сплав, из которого был сделан основной корпус подлодки, имел низкие электромагнитные характеристики, обеспечивая боевому кораблю хорошую скрытность в толще воды.

Несмотря на высокие технические характеристики субмарин типа «Барракуда», единственной «ахиллесовой пятой» проекта 945 как раз и является титановый корпус. Это новшество, используемое в конструкции, приводило к существенному удорожанию постройки корабля.

Для справки: по оценкам экспертов АПЛ проекта 945 обходились государственной казне на тот период в колоссальную сумму – 300 млн.$, что равнялось сумме, потраченной на строительство 2 субмарин типа «Лос-Анджелес».

Корпус корабля

Многоцелевые подлодки типа «Барракуда» строились двухкорпусными. Такая концепция не только увеличивала тактико-технические характеристики кораблей, но и позволяла рационально использовать технические возможности титанового сплава. Основной корпус был сделан полностью из титана, тогда как носовые и кормовые окончания корпуса лодки имели стальную конструкцию. Форма легкого корпуса имела совершенные гидродинамические обводы — эллипсоидный нос и веретенообразную корму. Прочный основной корпус имел коническую форму, как в носу, так и в кормовой части. Все переборки в оконечностях корабля были сферическими, а крепления конструкции могли спокойной испытывать напряжения на изгиб, возникающие в корпусе при погружении на глубину.

Весь корабль был разделен на 6 боевых отсеков. Балластные цистерны оборудовались кингстонами шпигатного типа. К тому же в конструкции корабля предусматривалась установка аварийной системы всплытия. Продувка цистерн осуществлялась не сжатым воздухом, а продуктами сгорания топлива при работе вспомогательных дизельных двигателей. Для эвакуации команды в экстренных ситуациях лодка оснащалась спасательной капсулой, установленной в районе центрального боевого поста. Новая лодка имела практическую глубину погружения 480 м, тогда как максимально допустимый предел погружения достигал 550 м.

Лодка в надводном положении имела водоизмещение 5940 тонн. Размеры судна составляли: длина 107 м, а ширина 12 метров. Такие измерения позволяли проводить готовый корабль системой речных каналов со стапеля до места последующей приписки. В дальнейшем лодки могли свободно проходить ремонтно-плановый осмотр практически на всех судоремонтных предприятиях советского ВПК.

Экипаж субмарины составлял 61 человек.

Силовая установка

Подводная лодка проекта 945 «Карп» — головная субмарина серии имеет силовую установку мощностью 43 тыс. лошадиных сил. Работу парозубчатой установки обеспечивает один ядерный реактор ОК-650А. В конструкции реактора имеется 4 парогенератора, которые вместе с насосами обеспечивают необходимую циркуляцию теплоносителя по четырем контурам. Получаемая в результате работы ядерной установки электроэнергия идет на зарядку аккумуляторных батарей и на группу преобразователей.

В рабочем режиме при нормальной загрузке реактора энергетическая установка обеспечивает подводному судну надводную скорость 12 узлов. В погруженном состоянии субмарина развивает скорость в 35 узлов.

Корабль имеет увеличенный ресурс автономности плавания, который составляет не менее 100 суток.

Вместе с тем, помимо головной энергетической установки, обеспечивающей жизненный и рабочие циклы цикл подводной лодки, на судне установлены два дизельных мотора. Задача дизельных двигателей вспомогательная. В экстренных ситуациях моторная группа должна обеспечить подлодке автономное энергообеспечение и ход в 5 узлов в течение 10 дней.

Корабль имеет в качестве движителя гребной винт с улучшенными гидродинамическими обводами. Уменьшенная частота вращения винта, применяемая на лодках этого типа, делает движение субмарин под водой малозаметным.

После сдачи первых двух судов, проект 945 претерпел некоторые изменения. На лодку устанавливается новый реактор. Изменилось и вооружение подводных кораблей. Последующие суда относились к проекту 945А.

Всего, за 8 лет, начиная с 1979 года по 1987 г., было введено в строй две субмарины проекта 945. В 1983 году вошла в строй головная субмарина АПЛ «Карп», а уже в 1987 году в строй ВМФ СССР вошел второй корабль серии, АПЛ — «Краб». Оба корабля имеют разные судьбы. Первенец серии, подлодка «Карп» была списана в 1998 году. Второй корабль серии АПЛ «Краб», получивший в 1996 году новое название «Кострома», до сих пор остается в составе российского флота.

Вооружение подводных кораблей проекта 945

Советские многоцелевые лодки должны были выполнять функцию противовеса американским боевым субмаринам класса «Лос-Анджелес», объявившим охоту на советские подводные ракетоносцы. Для выполнения боевых задач советские подлодки проекта 945 оснащались торпедно-минным вооружением, представленным боевыми комплексами РПК-6 «Водопад» и РПК-7 «Ветер».

Эти боевые модули имели калибр 533-мм и 650 мм соответственно. Основными боевыми снарядами субмарин типа «Барракуда» являлись торпеды и ракето-торпеды, запускаемые через торпедные аппараты. Боекомплект лодки в снаряженном состоянии составлял 40 торпед и ракето-торпед.

Основным оружием подводной лодки проекта 945 являлась торпеда ТЭСТ – 71, боевая часть которой могла нанести кораблю вероятного противника критические повреждения. Новая торпеда имела систему самонаведения активно-пассивного типа, что делало ее движение практически незаметным для противника.

Помимо торпед с обычной боевой частью корабли оснащались противолодочными ракето-торпедами «Ветер» с ядерной боеголовкой.

Радиоэлектронное вооружение подлодок типа «Барракуда» состояло из гидроакустического комплекса «СКАТ». Малая шумность при движении судна под водой и наличие нового гидроакустического оборудования повысили скрытность корабля. Точность определения координат судна с помощью нового оборудования выросла в 5 раз. Дальность прямой связи корабля с базой выросла в несколько раз, превысив прежние показатели для советского подводного флота в 2-3 раза.

Появление подлодок проекта 945А

После усовершенствования энергетической установки и усиления вооружения кораблей на базе существующего проекта, появились новые субмарины проекта 945А типа «Кондор». Еще на стадии закладки 3 и 4 корабля серии была предпринята попытка подготовить суда для установки модернизированного реактора ОК – 650Б. Мощность силовой установки увеличились до 48 тыс. л.с. На лодки установили новые подруливающие устройства, улучшив маневренность корабля в боевых условиях. Остались неизменными размеры кораблей, а вот их водоизмещение выросло до 6400 тонн. Все также экипаж субмарины составляет 61 человек. Основные изменения в конструкции коснулись боевых возможностей новых судов. Внесение конструктивных изменений в систему вооружения корабля привело к тому, что на лодках проекта 945А число отсеков достигло 7.

Субмарины вооружались шестью 533-мм торпедными аппаратами. Однако главным оружием боевого корабля стали стратегические крылатые ракеты «Гранат». Одна подлодка несла до 10 ракет с обычной и ядерной боевой частью. Пуск крылатых ракет должен был осуществляться через торпедные аппараты. Корабли типа «Кондор» получили на вооружение ПЗРК «Игла», усилившие систему ПВО военных судов.

Модернизированные корабли получили по натовской терминологии название «Sierra II». Первая субмарина улучшенного типа вступила в строй в 1990 году, получив название «Зубатка». В 1995 году корабль был переименован в «Нижний Новгород» став многоцелевой подводной лодкой проекта 945А.

Второй корабль серии АПЛ «Окунь» был заложен в 1989 году и вступил в строй в 1992 году, пополнви ряды уже ВМФ России. В 1995 году лодка получила новое название, став АПЛ «Псков». Дальнейшее строительство новых подлодок было прекращено. Очередная модернизация боевых возможностей судов привела к закладке субмарины проект 945Б (шифр «Марс»). Однако из-за трудного финансового положения в стране, было принято решение не строить в дальнейшем дорогостоящие титановые подлодки.

Сегодня в списочный состав ВМФ России входят все четыре титановые субмарины. Подлодки «Тула» и «Кострома», находятся у стенки судоремонтного завода, ожидая своей дальнейшей судьбы. Более новые корабли, подводная лодка «Псков» и ее сестра, АПЛ «Нижний Новгород» числятся в составе 7-й дивизии подводных лодок Северного флота с местом базирования в Видяево. Планируется переоснастить все четыре корабля в соответствии с техническим заданием проекта 945М и вооружить корабли крылатыми ракетами «Калибр».

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Вишневский Вадим, ученик 2 класса

В работе рассказывается история создания подводных лодок в России.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Подводные лодки Работу выполнил: Вишневский Вадим, ученик 2 «А» класса ГБОУ школы № 683 Приморского района

узнать больше о своих родственниках, и х нелёгкой профессии; познакомиться с историей подводного флота в России; где строят лодки; какие в нашем городе есть музеи, посвященные истории подводного флота. ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

ПЛАН: I. Почему я заинтересовался подводными лодками. II. История создания подводной лодки: 1.Первая подводная лодка в России. 2.Первая боевая подводная лодка. 3.Атомные подводные лодки. III. Заводы, конструирующие подводные лодки, в Санкт-Петербурге. IV. Музеи подводного флота в Санкт-Петербурге. V. Заключение.

Мой дедушка, Леонид Николаевич, моряк-подводник, служил в Гаджиево на подводной лодке К-19. Ушел на пенсию в звании капитана II ранга.

Мой дядя, Олег Анатольевич, моряк-подводник, служил в Гаджиево, заканчивал Военно-морское училище подводного плавания им. Фрунзе в Санкт-Петербурге.

Мой папа - капитан III ранга, Александр Леонидович, закончил Военно-морское училище подводного плавания в Санкт-Петербурге.

«Потаённое» судно

Памятник первой российской подводной лодке в курортном пригороде Санкт-Петербурга - Сестрорецке.

Подводные лодки Джевецкого – первая в мире серия боевых подводных аппаратов.

Памятник подводной лодке Джевецкого установлен в Гатчине в месте испытания второй модели подводной лодки.

Первая боевая подводная лодка «Дельфин»

Подводная лодка К-19 - первый советский атомный ракетоносец

Самая большая атомная подводная лодка «Акула», она же «Тайфун», была спроектирована в ЦКБМТ «Рубин» и построена на заводе Адмиралтейские верфи, в Санкт-Петербурге. Строительство началась в 1960 году. Она была построена в рекордно короткие сроки - за 5 лет.

ОАО «Адмиралтейские верфи» Судостроительный завод «Северная верфь» Кронштадтский морской завод Балтийский завод

Центральный военно-морской музей

Первый в России музей подводного флота находится по адресу: Кондратьевский проспект, 83/1. Музей был открыт в 1993 году и носит имя моряка-подводника Александра Маринеско.

Мемориальный комплекс подводной лодки Д-2 « Народоволец» является уникальным памятником истории отечественного кораблестроения и героических действий подводников в годы Великой Отечественной войны.

Плавучий музей подводной лодки С-189 наб. Лейтенанта Шмидта, напротив Морского корпуса Петра Великого, м. Василеостровская

Музей истории подводного флота в здании Военно-морского училища подводного плавания.

В год 300-летия Санкт-Петербурга школе, ГОУ СОШ № 134, было присвоено имя героя-подводника, старшего помощника командира АПРК " Курск«, Дудко С.В. В связи с этим в школе создан музей " Из истории подводного флота России".

Предварительный просмотр:

Выступление Вишневского Вадима,

ученика 2 «А» класса школы № 683 Приморского района.

Тема: «Подводные лодки»

Цели и задачи:

Узнать больше о своих родственниках, их нелёгкой профессии;

Узнать историю подводного флота в России;

Где строят лодки;

Какие в нашем городе есть музеи, посвященные истории подводного флота.

План:

I. Почему я заинтересовался подводными лодками.

II. История создания подводной лодки:

1.Первая подводная лодка в России.

2.Первая боевая подводная лодка.

3.Атомные подводные лодки.

III. Заводы, конструирующие подводные лодки, в Санкт

Петербурге.

IV. Музеи подводного флота в Санкт-Петербурге.

V. Заключение.

Здравствуйте, меня зовут Вишневский Вадим. Я – ученик

2 «А» класса 683 школы.

Слайд 1

Моя тема: «Подводные лодки».

Тема была выбрана мною не случайно. Как и многие мальчишки, я интересуюсь военной техникой. А главное, в моей семьей выросло не одно поколение моряков-подводников.

Слайд 2

Мне захотелось больше узнать о своих родственниках, их нелёгкой профессии, узнать историю подводного флота в России, где строят лодки и какие в нашем городе есть музеи, посвященные истории подводного флота.

Слайд 3

Мой дедушка – Леонид Николаевич, капитан II ранга, служил на первой атомной подводной лодке К-19 в Гаджиево, город в Мурманской области, названный в честь героя моряка-подводника Магомета Гаджиева.

Слайд 4

Мой дядя – Олег Анатольевич, тоже моряк-подводник, служил в Гаджиево, как и мой дедушка.

Слайд 5

Мой папа - капитан III ранга, Александр Леонидович, закончил Военно-морское училище подводного плавания в Санкт-Петербурге.

А мой двоюродный дедушка – контр-адмирал, Николай Николаевич.

Слайд 6

В России всегда был интерес к подводному плаванию. Первую лодку, ее тогда называли «потаённым» судном, попытался создать плотник Ефим Никонов. Это было при Петре I. Через несколько лет созданный образец прошел испытания на Галерном дворе, судно опустили на воду, но при этом повредили ему днище. Работы были прекращены, а неграмотный изобретатель был послан на верфи плотником.

Слайд 7

Памятник первой подводной лодке находится в Сестрорецке.

Слайд 8

Подводные лодки Джевецкого – первая в мире серия боевых подводных аппаратов. Применялись в 1880-е годы для обороны российских военных портов на Балтийском и Черном морях, также использовались во время русско-японской войны 1904-1905 годов.

Слайд 9 Памятник подводной лодке Джевецкого установлен в Гатчине.

Слайд 10

Первая боевая подводная лодка «Дельфин» была спроектирована Бубновым в 1900 году и служила для подготовки первых русских подводников. За время русско-японской войны 17 дней провела в море и совершила боевой поход.

Слайд 11.

Подводная лодка К-19 - первый советский атомный ракетоносец, на котором служил мой дедушка и совершил немало походов. За многочисленные аварии лодка имела на флоте прозвище «Хиросима». Лодка была спущена на воду в 1959 году.

Слайд 12.

Самая большая атомная подводная лодка «Акула», она же «Тайфун», была построена в 1960 году в рекордно короткие сроки - за 5 лет. Подводная лодка высотой с 9-этажный дом и длиной почти в два футбольных поля. Проект «Акула» стал самой большой подводной лодкой в мире, лодка занесена в книгу рекордов Гинесса.

Слайд 13.

В Санкт-Петербурге много заводов, занимающихся конструированием и ремонтом подводных лодок. Среди них:

"Адмиралтейские верфи" - старейшая судостроительная верфь России, На заводе были построены лодки проекта «Акула».

Судостроительный завод «Северная верфь » является одним из лидирующих предприятий оборонной промышленности России.

Балтийский завод построил первую боевую подводную лодку «Дельфин», а также подводную лодку С-189, в которой в настоящее время создан плавучий музей.

Также у нас есть Кронштадтский морской завод , который производит бронированные военные суда, делает ремонт и совершенствует корабли.

Слайд 14.

В нашем городе имеется более 100 морских музеев. Старейшим является Центральный военно-морской музей, созданный в 1709 г. по указу Петра I.

Слайд 15.

Первый в России музей подводного флота, открывшийся в Петербурге в 1993 году, носит имя моряка-подводника Александра Маринеско, Это Герой Советского Союза, совершивший немало подвигов во имя Родины.

Слайд 16.

Мемориальный комплекс подводной лодки Д-2 "Народоволец" является уникальным памятником истории отечественного кораблестроения и героических действий подводников в годы Великой Отечественной войны .

Слайд 17.

Интересен, как детям, так и взрослым, плавучий музей подводной лодки С-189. Это – последняя на территории Российской Федерации средняя дизельная подводная лодка. Она 35 лет находилась в составе Балтийского флота, но в 90-х годах пришла в негодность и затонула в Кронштадте. Но лодку решили сохранить и открыли в ней музей. В отсеках лодки сохранена реальная обстановка службы и быта советских подводников.

Слайд 18.

Также в Санкт-Петербурге существует музей истории подводного флота, находящийся в здании Военно-Морского училища подводного плавания, которое заканчивал мой папа. Училище воспитало 13 Героев Советского Союза и 4 Героя России.

Слайд 19.

В год 300-летия Санкт - Петербурга школе, ГОУ СОШ № 134, было присвоено имя героя-подводника, старшего помощника командира атомной подводной лодки "Курск", Сергея Дудко. В связи с этим в школе создан музей "Из истории подводного флота России".

Слайд 20.

12 августа 2000 года подводная лодка «Курск» затонула в Баренцевом море, тайна ее гибели неизвестна до сих пор.

Я понял, что профессия подводника трудна и опасна, потому что море не прощает ошибок, и члены экипажа несут ответственность друг за друга. Нужно быть собранным и внимательным. Подводники – смелые и надежные люди, никогда не бросят друга в беде!

Подводники – особый народ!

Сам для себя я еще не решил, кем хочу стать в будущем, но мне очень интересна и близка профессия моряка-подводника.

Спасибо за внимание!

Слайд 21 – Фильм

Hotel class Скорость (надводная) 15 узлов Скорость (подводная) 26 узлов Рабочая глубина погружения 240 м Предельная глубина погружения 300 м Автономность плавания 50 суток Экипаж 104-114 человек Размеры Водоизмещение надводное 4 039 т Водоизмещение подводное 5 300 т Длина наибольшая
(по КВЛ) 114,0 м Ширина корпуса наиб. 9,2 м Средняя осадка
(по КВЛ) 7,68 м Силовая установка два водо-водяных атомных реактора ВМ-А по 70 МВт Вооружение Торпедно-
минное вооружение Носовые ТА : 4 x 533 мм (торпеды СЭТ-65, 53-65К), 2 x 400 мм, 6 противолодочных торпед.
Кормовые ТА: 2 x 400 мм, 6 противолодочных торпед. Ракетное вооружение Комплекс Д-2 с тремя БРПЛ Р-13 в ограждении рубки (проект 658).
Комплекс Д-4 с тремя БРПЛ Р-21 в ограждении рубки (проект 658М). Категория на Викискладе

Подводные лодки проекта 658 (658М) (в классификации НАТО - Hotel class ) - советские атомные субмарины с баллистическими ракетами на борту, поступившие на вооружение в 1959 году . Прототипом при разработке этого проекта послужили первые советские атомные подлодки проекта 627 .

Лодки проекта 658 (658М) сохраняли основные конструктивные особенности проекта 627, в том числе ядерную энергетическую установку. Основные отличия заключались в вооружении - помимо торпед, новые лодки были оснащены ракетными комплексами Д-2 с БРПЛ Р-13 (4К50, западное обозначение SS-N-4 Sark ) и Д-4 с БРПЛ Р-21 (4К55, западное обозначение SS-N-5 Serb ). Таким образом Советский Союз создал свою первую атомную подводную лодку, оснащённую баллистическими ракетами.

Проект был разработан в ЦКБ-18 (ЦКБМТ «Рубин»), технический проект разработал главный конструктор проекта И. Б. Михайлов , строительство осуществлял главный (впоследствии генеральный) конструктор С. Н. Ковалёв .

История разработки

За основу проекта 658 была взята первая советская атомная торпедная подводная лодка проекта 627 , которую спроектировало и построило СКБ-143 (ныне СПМБМ «Малахит»). Основное отличие заключалось во врезке в корпус торпедной лодки ракетного отсека лодок проекта 629 . Все работы, связанные с отработкой ракетного оружия для проекта 658 сделало ЦКБ-16 (СПМБМ «Малахит») . В декабре 1956 года технический проект был представлен на утверждение. Комплект рабочих чертежей был закончен в первом квартале 1958 года. Торжественная закладка головной лодки проекта 658 произошла 17 сентября 1958 года на стапеле 50 цеха Севмашпредприятия.

В марте 1958 года было принято решение о начале разработки проекта 658М. Проектом предусматривалось вооружение ракетоносцев ракетным комплексом Д-4 с ракетой Р-21 с подводным стартом. Главным конструктором был назначен Ковалёв С. Н. Наблюдающим от ВМФ был назначен Фаддеев М. С.

Видео по теме

Конструкция

Корпус

В отличие от лодок проекта 627, имевших скруглённую элипсовидную форму носа, проект 658 получил заострённые обводы носовой оконечности. Данное проектное решение было принято для улучшения мореходных качеств субмарин в надводном положении, так как изначально предполагалось, что старт баллистических ракет будет производиться только в надводном положении. Набор наружного корпуса выполнялся по продольной системе, что обеспечивало значительную экономию металла и ряд технологических преимуществ перед применявшейся ранее на отечественных ПЛ поперечной системой набора. Прочный корпус на большей части длины лодки имел цилиндрическую форму, переходящую к конусовидной в оконечностях. Исключение составлял четвёртый отсек, выполненный в форме «восьмёрки» с распорной горизонтальной платформой, разделявшей отсек на верхнюю и нижнюю половины. Прочный корпус делился поперечными переборками на десять отсеков: 1-й - торпедный , 2-й - аккумуляторный , 3-й - центральный пост, 4-й - ракетный, 5-й - дизельный , 6-й - реакторный , 7-й - турбинный , 8-й - электромоторный , 9-й - вспомогательных механизмов, 10-й - кормовой. Два винта располагались в горизонтальной плоскости.

Силовая установка

Основой энергетической системы стали два водо-водяных атомных реактора ВМ -А, размещённых друг за другом в диаметральной плоскости субмарины, с парогенераторами и два турбозубчатых агрегата 60-Д.С целью повышения надёжности было введено дублирование основных агрегатов, поэтому была принята двухвальная двухвинтовая схема движения. Также проектом были предусмотрены два электродвигателя «подкрадывания» ПГ-116 по 450 лошадиных сил каждый и два дизель-генератора ДГ-400 с дизелями М-820.

Вооружение

Ракетное вооружение

Основным вооружением лодки являются три баллистические ракеты, шахты которых размещены в центральной части корабля и выходят в ограждение выдвижных устройств . Ограниченная ширина корпуса (следствие использования в качестве основы лодки проекта 627) и солидные габариты советских баллистических ракет и стартовых устройств привели к возможности установки ракетных шахт только в один ряд. Не умещались ракеты в корпусе и по высоте, поэтому верхние части ракетных шахт были расположены в ограждении рубки . Ракетная лодка проекта 658 несла 3 баллистических ракеты Р-13 комплекса Д-2 с надводным стартом. Одноступенчатая жидкостная ракета Р-13 имела массу 13 745 кг, длину 11,8 метра, диаметр корпуса 1,3 метра и размах стабилизаторов 1,9 метра. Она оснащалась ядерной боевой частью мощностью 1Мт и массой 1600 кг и имела дальность стрельбы 600 километров. При стрельбе на максимальную дальность обеспечивалось КВО 4 километра . В целях обеспечения пожаровзрывобезопасности хранения ракеты с самовоспламеняющимися компонентами жидкого ракетного топлива предусматривалось заводская заправка ракет только окислителем - АК-27И (раствор четырёхокиси азота в концентрированной азотной кислоте). Топливо ТГ-02 (смесь ксилидина и триэтиламина) размещалось отдельно для каждой ракеты в специальной ёмкости вне прочного корпуса и подавалось на ракету перед стартом. Пуск трёх ракет мог быть осуществлен в течение 12 минут после всплытия лодки .

Необходимость всплытия для пуска ракет существенно снижала боевую устойчивость ракетоносца, поэтому при модернизации по проекту 658М была предусмотрена установка трёх пусковых установок СМ-87-1 ракет Р-21 комплекса Д-4 с подводным стартом. Одноступенчатая жидкостная ракета имела стартовую массу 19,7 т, высоту 14,2 метра и максимальный диаметр корпуса 1,3 метра . Ракета могла доставить боевой блок массой 1200 кг и мощностью 1 Мт на дальность 1400 км (КВО 2,8 км) .

Использование ракет с подводным стартом привело к необходимости создания специальной «системы удержания», удерживающую лодку в заданном диапазоне глубин при пуске ракет. Без данной системы после пуска ракеты лодка подвсплывала на 16 метров, что приводило к необходимости возврата лодки на заданную глубину для пуска следующей ракеты . Перед стартом ракеты кольцевой зазор между ракетой и шахтой заполнялся забортной водой. Чтобы не создавать дисбаланса плавучести подводной лодки заполнение кольцевого зазора водой осуществлялось из предварительно заполненных специальных цистерн кольцевого зазора с помощью системы перекачки. После старта ракеты создавался разбаланс плавучести, который ликвидировался принятием около 15 кубических метров воды в специальную уравнительную цистерну . Пуск ракет Р-21 осуществлялся с глубины 40-60 метров (считая от донного среза ракеты) при скорости лодки 2-4 узла и волнении моря до 5 баллов. Время предстартовой подготовки первой ракеты к пуску около 30 минут. Время стрельбы тремя ракетами не более 10 минут .

Ракета Р-21 подвешивалась в шахте на специальных растяжках-амортизаторах, а хвостовой частью устанавливалась на специальном амортизированном стартовом столе. Корабельный навигационный комплекс «Сигма-658» отслеживал курс, углы бортовой и килевой качки, производил расчет скорости лодки и обеспечивал непрерывный расчет текущих координат. Во время предстартовой подготовки ракет эти данные передавались на счетно-решающие приборы «Ставрополь-1» и «Изумруд-1». Эти приборы с учетом данных системы «Сигма-658», поправок на вращение Земли и её несферичности, производили расчет углов наведения бортовых гироприборов ракеты относительно плоскости стрельбы и плоскости горизонта, расчет текущей дистанции до цели и выработку временной установки интегратора продольных ускорений и выдачу этих данных на борт ракеты .

При предстартовой подготовке ракеты Р-21 осуществлялся предварительный наддув баков до давления 2,4 атмосферы. Затем шахта заполнялась водой из цистерн кольцевого зазора, а наддув баков продолжался до давления 8.5 атмосфер. При этом между хвостовой частью ракеты и стартовым столом образовывался так называемый «воздушный» колокол - герметизированный объём, в который осуществлялся запуск жидкостного двигателя ракеты. После заполнения шахты водой производилось выравнивание давления в шахте с забортным . Открывалась крышка шахты. При выдаче команды на запуск запускался двигатель ракеты. Запуск производился с пониженной тягой, а выход на маршевый режим осуществлялся по специальной циклограмме. Продукты сгорания поступали в «воздушный» колокол, что позволяло снизить гидравлический удар. Давление на донном срезе возрастало и выталкивало ракету из шахты. Бугели, установленные на ракете, скользили по специальным направляющим, и ракета выходила из шахты. Крышка ракетной шахты закрывалась. Системой одержания заполнялась уравнительная цистерна для удержания лодки на заданной глубине. Шахта лодки осушалась, и осуществлялся запуск следующей ракеты.

Торпедное вооружение

Торпедное вооружение АПЛ проекта 658(М) состояло из четырёх носовых торпедных аппаратов калибра 533 мм с боекомплектом из 4 торпед и 4 торпедных аппарата калибра 400 мм, по два в носу и корме лодки. Торпедные аппараты калибром 400 мм были предназначены для стрельбы противолодочными торпедами, служащими для самообороны и могли обеспечивать стрельбу на глубинах до 250 метров. Лодки могли нести 533-мм торпеды всех существующих типов, в том числе спецбоеприпасы с ядерными боевыми частями . Управление стрельбой осуществлялось с помощью автоматической системы «Плутоний» на глубинах до 100 метров.

Представители

Наименование Заводской № Заложен Спуск на воду Ввод в строй Модификация Вывод из состава ВМФ Статус
К-19 (КС-19) 901 17 октября 11 октября 12 ноября 14 декабря -15 октября по проекту 658М
22 ноября -30 ноября по проекту 658С
19 апреля Утилизирована в 2003
К-33 (К-54) 902 9 февраля 6 августа 24 декабря 25 октября -29 декабря по проекту 658М
9 марта -30 июня по проекту 658?
16 сентября Утилизирована в 2004
К-55 903 5 августа 18 сентября 27 декабря октябрь -декабрь по проекту 658М
октябрь -25 апреля по проекту 658У
14 марта Утилизирована в 2002
К-40 904 6 декабря 18 июня 27 декабря 25 июня -28 декабря по проекту 658М 12 октября Утилизирована в 1990
К-16 905 5 мая 31 июля 28 декабря 4 октября -28 декабря по проекту 658М 14 марта Утилизирована в 1992
К-145 906 21 января 30 мая 31 октября декабрь -август по проекту 701 14 марта Утилизирована в 1996
К-149 907 12 апреля 20 июля 27 октября ноябрь -декабрь по проекту 658М
январь -апрель по проекту 658Т(?)
24 июня Утилизирована в 2005
К-178 908 11 сентября 1 апреля 8 декабря 8 июня -декабрь по проекту 658М
3 ноября -31 декабря по проекту 658У
19 апреля Утилизирована в 1998

Модификации

Проект 658М

Проект 658М.

Проект 658М предусматривал переоснащение кораблей баллистическими ракетами Р-21 комплекса Д-4 с подводным стартом. Диаметр ракетных шахт был уменьшен с 2450 мм до 2150 мм.

Модернизацию по проекту 658М в 1964-1970 годах во время плановых средних ремонтов прошли семь из восьми лодок проекта 658 (кроме «К-145 ») .

Проект 658С

Проект 658С.

После подписанного в 1977 году договора ОСВ-1 ракетное оружие с лодок проекта 658 подлежало снятию. Первой эту процедуру прошла К-19 , переоборудованная в 1977-1979 годах по проекту 658С для испытания новых устройств радиосвязи подводных лодок.

Проект 658У

Проект 658У.

В ходе процесса снятия ракетного вооружения два тихоокеанских корабля проекта 658М (К-55 и К-178) были переоборудованы по проекту 658У в корабли связи. Торпедный боезапас был уменьшен, служба кораблей продлилась до 1988-1990 годов.

Проект 701

Создание подводной лодки является великим достижением человеческого разума и важным событием в истории создания и развития военной техники. Предназначение военной подводной лодки — действовать скрытно, невидимо, внезапно. В 1578 году англичанин Уильям Боурн впервые описал судно с воздухоподводящей трубкой, способное набирать и выпускать воду для изменения плавучести. Существовала ли такая лодка в действительности, неизвестно. Имеются сведения, что первую подводную лодку, обтянутую кожей, изготовил голландец К.ван Дреббель примерно в 1620 году, а король Яков I, якобы, совершил даже прогулку в ней по Темзе. К сожалению, чертежей этой лодки не сохранилось. Первым подводным судном, получившем практическое применение, стала «Черепаха», изобретенная в 1776 году в США французским изобретателем Д. Бушнеллом. В США изобретатель был назван «отцом подводной лодки». Экипаж подводной лодки состоял из одного человека. Несмотря на примитивность, она уже имела такие элементы современной подводной лодки, как герметичный корпус и винтовой движитель (правда, с ручным движителем). На вооружении судна была 70-ти килограммовая мина, помещенная в специальном ящике под рулем. Погрузившись, в момент атаки лодка тайно подбиралась под киль вражеского судна и освобождала мину из ящика. Мина всплывала наверх, ударялась о киль судна, после чего взрывалась. Летом 1776 года в период войны США за независимость лодка провела удачную атаку против 50-пушечного английского фрегата «Орел».

В 1800 году во Франции американец Фултон создал подводную лодку «Наутилус», напоминавшую по своей конструкции «Черепаху». Правда, вместо яйцеобразной формы с диаметром 2,5 м новая лодка имела сигарообразную обтекаемую форму при диаметре 2 м и длине 6,5 м, а команда состояла уже из 3 человек. На борту «Наутилуса» был баллон со сжатым воздухом, благодаря чему экипаж мог находиться под водой несколько часов. Появление в 1860 году судна «Подводник» Буржуа и Брюна ознаменовало новый этап в создании подводных кораблей. Ее размеры были значительно больше предыдущих кораблей, ширина составляла 6 м, длина — 42,5 м, высота — 3 м, а водоизмещение — 420 т. Работающий на сжатом воздухе мотор позволял развивать на поверхности скорость около 9 км/ч, а под водой — 7 км/ч. Мина на «Подводнике» крепилась на конце 10-ти метрового стержня, который помещали на носу корвбля. Благодаря этой особенности атаковать противника теперь можно было на ходу. В период гражданской войны в США (1861—1865г.г.) южане применили подводные лодки «Давид», длина которых составляла 20 м, ширина — 3 м. Лодка имела руль погружения и паровой двигатель. В начале 1864 года такое судно протаранило корвет северян «Гузатаник», который стал первой жертвой подводной войны.

В 1879 г. русский изобретатель Джевецкий предложил свою модель подлодки, снабженную педальным двигателем, пневматическим и водяным насосами, а также перископом, чтобы вести наблюдение за поверхностью, когда лодка находится род водой. Лодка была снабжена миной с резиновыми присосками, которая при атаке крепилась к днищу вражеского корабля. Запал в мине поджигался с помощью тока от гальванической батарейки. В 1884 году изобретатель установил на лодке электродвигатель, работавший от аккумулятора. Лодка могла двигаться со скоростью 7 км/ч около 10 часов. Она стала первой серийной лодкой на вооружении России (всего их было 50). В 1884 году швед Норденфель установил на свою модель паровую машину и самодвижущуюся мину (торпеду). Первую торпеду изобрел англичанин Уайтхед со своим помощником австрийцем Люппи. Хотя первые испытания состоялись в 1864 году, конструкция торпед практически не изменилась до самой Первой мировой войны. Движение торпеды (подводной лодки в миниатюре) осуществлялось с помощью пневматического двигателя, срабатывавшего от сжатого воздуха из резервуара. В передней части торпеды был детонатор и заряд, а дальше — баллон со сжатым воздухом, двигатель и регулятор, винт и руль.

В конце XIX в. Джон Холланд изобрел подлодку с бензиновым двигателем. Для движения под водой использовали электродвигатели, работавшие от аккумулятора. Впервые проект дизельной лодки разработал конструктор судостроительного завода в России Иван Бубнов в 1905 году. Спуск дизельной лодки «Минога» на воду произошел в 1908 году. Длительное время эффективность подводных лодок была ограничена небольшой скоростью хода и небольшой длительностью нахождения под водой. Аккумуляторы быстро разряжались, чтобы их подзарядить от двигателей надводного хода, лодки должны были всплывать на поверхность. В годы второй мировой войны стали пользоваться шноркелем для непрерывной работы дизельных двигателей под водой. Современным атомным подводным лодкам не требуется воздух для силовых установок, они совершают длительные переходы под водой без дозаправки горючим, несут на борту баллистические ракеты средней дальности, оснащенные ядерными боеголовками. На борту могут быть торпеды с акустической наводкой, а также крылатые ракеты.

Атомная подводная лодка (АПЛ , ПЛА ) - подводная лодка с ядерной силовой установкой .

История

Изначально в подводном судостроении одной из наиболее важных проблем было увеличение времени нахождения под водой и увеличение скорости подводного хода, как наиболее важных характеристик подводных лодок. Прогрессу в этой области мешало несовершенство энергетических установок, а в частности - их малая мощность и зависимость времени нахождения под водой от содержания кислорода в воздухе внутри лодки. Сперва эти проблемы решались повышением мощности электромоторов, ёмкости аккумуляторов, увеличением запаса сжиженного кислорода, воздуха высокого давления, регенеративных патронов. Во время Второй мировой войны в Германии впервые стало серийно применяться устройство для работы дизелей под водой - шноркель (прибор РДП) и парогазотурбинная энергетическая установка системы Вальтера . В послевоенное время в США и СССР , а затем и в других странах появилась атомная энергетика, начав новый этап развития подводного флота. Однако создание мобильного компактного реактора заняло более 10 лет и потребовало значительных усилий.

14 июня 1952 в США была заложена первая в мире АПЛ «Наутилус » (англ. USS Nautilus ), и она была спущена на воду 21 января 1954 года .

Создание первой атомной подводной лодки обозначило современный этап развития энергетики мореплавания, позволив обеспечить для него практически неограниченную дальность . Помимо этого, техническое решение позволило «Наутилусу» как стать самой быстроходной подводной лодкой (под водой), так и первым кораблём, посетившим Северный полюс .

В СССР впервые идея создания подводной лодки с атомной энергетической установкой была изложена А. П. Александровым в письме к И. В. Курчатову от 19 августа 1952 г. Реализация проекта завершилась 4 июня 1958 года, когда советская подводная лодка К-3 дала ход под атомной силовой установкой .

В дальнейшем при активном сотрудничестве с США программу атомного подводного судостроения начала Великобритания , а при содействии СССР подводные лодки с атомными энергетическими установками стали производиться в КНР .

Однако существует другая точка зрения на программу строительства АПЛ в КНР. В конце 1950-х годов КНР запросил в СССР технологии и помощь в строительстве АПЛ, однако пока шли переговоры в КНР началась Культурная революция и отношения с СССР испортились. КНР начала строительство АПЛ своими силами в 1964 году (дата не точная) проекта 091 (код НАТО - SSN Han-class/«Хань»), однако техническая отсталость и хаос Культурной революции привели к тому, что АПЛ вступила в строй только в 1980 году (дата не точная). Единственное отличие корабля, имя которого неизвестно, бортовой номер - 401.

В 1963 году в строй вошла первая британская АПЛ HMS Dreadnought (S101) .

В 1969 году начала нести боевую службу первая французская атомная подводная лодка Le Redoutable (S 611) , причём она относилась не к торпедным подводным лодкам, а к классу стратегических подводных лодок .

В 1974 году свою первую атомную подводную лодку ввёл в строй Китай .

Классификация

Атомные подводные лодки разделяются по назначению на три основные группы:

Название группы Обозначение Основное вооружение Описание
Многоцелевые лодки (первоначально Торпедные лодки) Торпедные аппараты и боеприпасы к ним, в том числе и с тактическими ядерными зарядами. Самые быстрые лодки, предназначены для уничтожения кораблей и подлодок противника.
Стратегические ракетоносцы Баллистические ракеты подводных лодок в специальных вертикальных шахтах. Самые скрытные лодки, один из компонентов ядерной триады , образуют морские силы ядерного сдерживания.
Лодки с крылатыми ракетами Крылатые ракеты. В России - мощные противокорабельные, в США - множество небольших универсальных. Эта группа представлена только во флотах России и США. Российские ПЛАРК предназначены для борьбы с АУГ , американские - для достижения стратегических целей неядерными средствами. Часть крылатых ракет может нести тактические ядерные заряды. В рамках четвёртого поколения ПЛ происходит объединение этой группы с группой многоцелевых ПЛ.

Кроме указанных основных групп, выделяют группу подводных лодок специального назначения, объединяющую немногочисленные подводные лодки как специальной постройки, так и переоборудованные из лодок основных групп (в основном из ракетных), которые использовались для решения различных задач: ПЛ радиолокационного дозора, ПЛ-ретрансляторы, исследовательские ПЛ, носители сверхмалых ПЛ, ПЛ для проведения тайных операций.

Особенности конструкции

Прочный корпус
  • из стали (легированная сталь с высоким пределом текучести)
  • из титана (К-222 (первая в мире), «Комсомолец », лодки проектов 705(К) «Лира» , 945 «Барракуда» , 945А «Кондор» ; на Западе титановых лодок не строили)
Реакторы
  • Реактор с жидкометаллическим теплоносителем (проект 645 «Кит» , проект 705 «Лира» , USS Seawolf). В СССР в качестве жидкометаллического теплоносителя был выбран сплав свинца с висмутом ; выбор США в пользу натрия был ошибочным из-за пожаро- и взрывоопасности.
Вооружение

Страны-операторы

В июне 2012 года было объявлено о начале создания атомной подводной лодки в Иране .