Электронная лицензия Movavi Фотостудия. Фотостудия Movavi — простой и функциональный редактор фото. Все отзывы о Электронная лицензия Movavi Фотостудия. Персональная

Татьяна Львовна Мурашко
Технология использования компьютерных музыкально-игровых программ в практике работы с детьми

ТЕХНОЛОГИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

КОМПЬЮТЕРНЫХ

МУЗЫКАЛЬНО- ИГРОВЫХ ПРОГРАММ

В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ .

Тесная связь между музыкой и технологией- немного больше , чем просто интересный факт. Музыка является отражением имеющейся технологии , улучшение которой непрерывно расширяет средства музыкальной выразительности .

Музыкально- компьютерные технологии - очень молодая и динамично развивающаяся область знаний. Она находится на стыке между техникой и искусством , предоставляющим человеку постоянно совершенствующиеся инструменты для творчества, обучения и научных исследований. На музыкально- компьютерные технологии как на область исследований существует множество разных взглядов, что позволяет их классифицировать

именно как систему знаний, объединяющую в себе информатику, звукорежиссуру, педагогику и музыкознание .

В настоящее время развитием аудиомузыкальных компьютерных технологий занимается значительное число профессионалов :

В. Белунцов, Д. Дубровский, Е. Трусова и др. В их арсенале Интернет- сайты, книги и журналы, содержащие большой объём информации о компьютерных программах , приёмах работы со звуком и музыкальным материалом на компьютере , способах дос-тижения той или иной цели при работе со звуком и музыкальным материалом и пр .

Рассматривая актуальность проблемы использования компью-

терных технологий в работе с детьми , можно отметить, что в современном мире технический прогресс развивается очень активно, с каждым днём появляются всё новые технологии . Современный человек подстраивается и адаптируется под темп, который диктует ему сегодняшний день. Почти каждая современная семья имеет дома компьютер , которым умеют пользоваться не только взрослые члены семьи, но и дети.

Современные дошкольные учреждения понимают актуальность внедрения компьютерных технологий в образование дошкольников.

Л. А. Леонова в книге «Дошкольник и компьютер » задаётся вопросом, как долго маленькие дети могут выполнять задания за компьютером без чрезмерного утомления. При организации компьютерных занятий с маленькими детьми необходимо учитывать их индивидуальные возможности.

В институте возрастной физиологии Российской академии образования автором были разработаны основные гигиенические требования к режиму занятий на компьютере :

1 Максимальнаая одноразовая длительность работы на ЭВМ не должна быть более указанной ниже :

Для детей 6 лет -10-15 минут;

Для детей 5 лет -7- 10 минут;

Для детей 6 лет, относящихся к группе риска по состоянию зрения,-10 минут;

Для детей 5 лет, относящихся к группе риска по состоянию зрения, -7 минут в день.

2 В течение дня допускается проведение не более одного занятия с использованием компьютера .

В пятницу заниматься на компьютере нежелательно . Объясняется это тем, что работоспособность ребёнка уже к четвергу снижается, а в пятницу происходит её резкое снижение в силу накопившейся недельной усталости.

В процессе работы детей на компьютере важно обратить внимание на особенности общения педагога и детей. Следует отметить, что без эмоционального воздействия невозможно обучение и воспита-

ние детей. Отношение детей к предложенному занятию меняется, и эффективность его выполнения значительно возрастает. Когда взрослый с помощью образных описаний, рассказов или картинок пробуждает у ребенка эмоциональное воображение. У дошкольни-

ков и младших школьников очень чётко проявляется взаимосвязь эмоциональных и познавательных процессов- этих двух наиболее важных сфер его психического развития.

Музыкальные компьютерные программы содержат в себе увлекательные задания для детей дошкольного возраста, во время выполнения которых ребёнок знакомится со звучанием музыкальных инструментов , учится узнавать звуки, воспроизводить их и объединять в мелодии, определять характер, стиль. Темп музыкальных произведений , развивает свои музыкальные и творческие способности и др. После игры на компьютере педагог и дети собираются вместе и делятся своими достижениями и впечатлениями, а также рассказывают о том, что нового узнали во время игры.

Таким образом, реализация данных технологий в настоящее время актуальна и интересна для педагогов дошкольных обра- зовательных учреждений. Содержание компьютерных музыкальных игровых программ направлено на развитие у детей широкого спектра музыкальных способностей , таких как чувство ритма, лада, развитие музыкальной памяти , танцевальных движений, определение звучания музыкальных инструментов и др .

Интересные сюжеты, весёлые и забавные герои, яркое, эстетичное оформление делают эти компьютерные игровые программы привлекательными для детей.

Хочется отметить, что для успешной деятельности педагогов в этой сфере каждому из нас важно понять, что только обширные знания, постоянные наблюдения за детьми и их успехами , совершенствование своего педагогического, профессионального и технического мастерства будут способствовать решению задач разностороннего воспитания и развития личности ребёнка, формирования основ его художественной и музыкальной культуры развития музыкальных , творческих и коммуникативных способностей, а также умения жить в современном информационном пространстве с использованием компьютерных технологий .

Публикации по теме:

Адаптация общеобразовательных программ по музыкальному воспитанию в практике инклюзивного образования

Адаптация общеобразовательных программ по музыкальному воспитанию в практике инклюзивного образования. Именно в детстве, и на протяжении такого небольшого отрезка времени, как дошкольное детство, закладывается то, что во многом определяет.

Доклад «Технология использования математических развивающих игр в ДОУ» Годы дошкольного детства - это годы интенсивного психического развития и появления новых, ранее отсутствовавших психических особенностей.

Использование компьютерных программ при устранении общего недоразвития речи Речевая деятельность является тончайшим выражением социальной природы человеческой психики. Нормальное развитие речи осуществляется благодаря.

Использование здоровьесберегающих и игровых технологий в педагогической практике Полноценное сохранение психического и физического здоровья детей дошкольного возраста – это первоочередная задача, которая стоит перед современным.

В настоящее время в музыкально-образовательной деятельности применяются различные электронные издания. Однако важно определить назначение электронного издания музыкально-образовательной направленности по цели (обучающее, развивающее, игровое) и по содержанию (электронная энциклопедия, интерактивная музыкальная игра).

Существует множество программ для работы с музыкой на компьютере. Условно их можно разделить на следующие группы: музыкальные проигрыватели, музыкальные конструкторы, музыкальные энциклопедии, обучающие программы, программы для импровизации, группового музицирования, сочинения музыки, программы для пения караоке.

Первая группа программ знакома любому пользователю персонального компьютера - это Windows Media Player, WinAmp и другие. Возможности этих программ достаточно широки: воспроизведение музыкальных файлов, построение списка мелодий, запись в различных форматах.

Широкое применение получили музыкальные энциклопедии: «Шедевры музыки», «Музыкальные инструменты», «Классическая музыка», «Популярная музыка»; обучающие программы: «Музыкальный класс», «Учимся понимать музыку». Работая с программой «Энциклопедия классической музыки» возможно использование тематических экскурсий, которые знакомят с музыкальной культурой разных стран. Можно прослушать отрывки из музыкальных произведений и просмотреть иллюстрации и видеофрагменты.

Энциклопедия «Музыкальные инструменты» . В ней собрана редчайшая коллекция музыкальных инструментов различных стран и народов, включая археологические находки. Совершая виртуальную экскурсию по любой из выбранных стран (США. Англия, Германия, Польша, Австрия, Франция, Италия, Россия), можно познакомиться с многовековой историей возникновения и развития инструментов, особенностями их устройства и звучания. Благодаря комплексу разнообразных мультимедийных возможностей данных программ (видеосюжеты, анимация, звук, качественные иллюстрации, викторины) процесс обучения становится более эффективным и интересным.

Программа «Шедевры музыки». В ней содержатся обзорные лекции по разным направлениям музыки, начиная от эпохи барокко и заканчивая современной музыкой. Кроме этого, представлены биографии композиторов, история созданий известных произведений, комментарии к ним, аудио и видеофрагменты. Для проверки знаний можно использовать раздел Викторина. В этом разделе дети должны не только определить музыкальное произведение, но и указать композитора и его портрет.

Не менее интересна программа «Музыкальный класс» , где есть возможность заниматься как музыкой, так и сольфеджио. Эта программа обучающего характера идеально подходит для ребят только начинающих заниматься музыкой. Каждый ребенок любит играть. В музыкальных играх «Крестики-нолики» и «Музыкальные кубики» они определяют инструменты, длительности, ансамбли, ноты и составляют музыкальный диктант из кубиков. Прекрасно дополняют друг друга разделы «История музыкальных инструментов» и «Электронное пианино». В первом разделе учащиеся получают сведения о группах музыкальных инструментов, историю их создания, виды, а в другом разделе исполняют произведение на любом из предложенных 10 инструментов. Такое сочетание дает хорошие результаты, так как ребята не только теоретически изучают инструменты, но и виртуально играют на них. Интересный синтез представляет собой использование на занятиях синтезатора и компьютера. Детям интересно и послушать произведение в исполнении педагога, самому самостоятельно попробовать исполнить произведение разными тембрами или просто поиграть понравившимся тембром.

Практический курс «Учимся понимать музыку» позволяет легко ориентироваться в многообразном и изменчивом мире музыки. Все занятия построены в современной мультимедийной форме. Материал предлагается в интересном и увлекательном виде и не только рассказывает о музыкальных жанрах, стилях и направлениях, но и учит слушать и понимать музыку.

Таким образом, можно говорить о компьютере, как о мощном инструменте в педагогической деятельности музыкального руководителя. Музыкальная информатика рассматривает компьютер как средство для решения традиционных задач музыкально-педагогической деятельности. Она побуждает к освоению различных музыкальных редакторов, программ по нотному набору. Обучающие программы - презентаторы, справочники, тесты - способствуют развитию самостоятельности в музыкально-познавательной деятельности детей. Это направление помогает эффективно решать традиционные задачи освоения необходимых знаний, умений и навыков и применять их на практике. Работа с готовыми программами вызывает интерес и подталкивает на продолжение общения с компьютером. Создание компьютерных презентаций с использованием средств Microsoft Power Point, позволяют прекрасно иллюстрировать занятие произведениями живописи, музыки, развивают способности сравнивать, сопоставлять.

Применяя компьютерные обучающие программы на музыкальных занятиях нельзя забывать о том, что мы общаемся с искусством. Важно «не подменить» его общением с компьютером, не превратить его в технический практикум. Важно помнить о разумном использовании компьютера для раскрытия, развития и реализации способностей ребенка.