Метод роя частиц пример. Отрывок, характеризующий Метод роя частиц. Схема работы алгоритма

Пейзаж в литературе, согласно словарю литературоведческих терминов это: изображение в литературном произведении картин природы как средство образного выражения замысла автора.

Общая характеристика литературного пейзажа

Пейзаж (фр.pays - страна, местность) - изображение природного окружения человека и образ любого незамкнутого пространства. Пейзаж как место действия зачастую имеет принципиальное значение для того или иного произведения.

Он выступает как средство характерологии, содействуя раскрытию внутреннего мира героев (классический пример такого рода - пушкинская Татьяна, «русская душою» в значительной мере благодаря постоянному и глубокому общению с русской природой).

Будучи фоном действия, он одновременно служит инструментом объективации внутреннего состояния героя. Отношение к природе показывает нам некоторые существенные стороны мировоззрения персонажа (например, дискуссия о природе, проходящая на фоне прекрасного, эстетически значимого пейзажа в романе Тургенева «Отцы и дети», выявляет различия в характерах и мировоззрении Аркадия и Базарова).

Таким образом пейзаж в литературе может выполнять следующие функции:

  • способствует созданию образа лирического героя
  • выступает средством создания местного колорита
  • является фоном, непосредственно связанным с местом и действием
  • несет в себе психологическую характеристику: оттеняет или подчеркивает эмоциональное состояние персонажей
  • является источником философских рассуждений писателя
  • является призмой и способом видения мира, когда границы между природным и человеческим миром размываются
  • служит средством характеристики социальных условий жизни
  • может приобретать символическое значение.

Анализ пейзажа очень важен для понимания литературного произведения, характера героев и авторского отношения к происходящим событиям.

Типы пейзажей в литературе

М.Н. Эпштейн считает, что задача выделения пейзажных комплексов важна для понимания законов поэтизации природы, и выделяет четыре вида классификации литературных пейзажей:

  1. сезонная и ландшафтная (по типу времени или местности -зимний, весенний, степной и т.д.);
  2. по степени масштабности, тематической обобщенности (локальный, экзотический, национальный, планетарный, космический);
  3. жанрово-стилевой (величественный или унылый, бурный или тихий, таинственный или пустынный).
  4. В особую группу он выделяет фантастический и идеальный пейзаж.

Важно отметить, что Эпштейн опирался на поэзию при создании своей классификации.

Существуют и другие классификации пейзажей

Идеальный пейзаж

Сложился еще в античной литературе, на протяжении веков разрабатывался литературой средневековья и Возрождения, стал точкой отсчета развития пейзажа в литературе (в основном в поэзии) нового времени в конце 18 - нач.19 вв. Возрожден в 40-60-е годы ХХ в.

Текстовыми элементами идеального пейзажа являются:

  • мягкий ветерок, овевающий, нежащий, доносящий приятные запахи;
  • вечный источник, прохладный ручеек, утоляющий жажду;
  • цветы, широким ковром устилающие землю;
  • деревья, дающие тень;
  • птицы, поющие на ветках.

Городской пейзаж

Местом действия в литературе нового времени часто становится город. В литературоведении появился даже термин «городской пейзаж» (ведь термин «пейзаж» обозначает описание широких природных пространств). Так же, как и природная среда, город обладает способностью воздействовать на характер и психику людей. У города в любом произведении есть свой неповторимый облик, так как каждый писатель не просто создает топографическое место действия, но в соответствии со своими художественными задачами строит определенный образ города (сравните: Петербург А.С. Пушкина , Н.В. Гоголя , Ф.М. Достоевского , А. Белого, О. Мандельштама, А. Блока , А. Ахматовой и т.д.).

Романтический пейзаж

Примеры пейзажей

Повесть А. С. Пушкина "Капитанская дочка", Гринев едет на место своей службы.

Дорога шла по крутому берегу Яика. Река еще не замерзла, и ее свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах, покрытых белым снегом. За ними простирались киргизские степи

«Война и мир» Л.Н.Толстой.

Уже зеленя уклонились и ярко-зелено отделились от полос буреющего, выбитого скотом, озимого и светло-желтого ярового жнивья с красными полосами гречихи. Вершины и леса...стали золотистыми и ярко-красными островами посреди ярко-зеленых озимей.

"На краю дороги стоял дуб. Вероятно, в десять раз старше берез, составлявших лес, он был в десять раз толще, и в два раза выше каждой березы. Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными, давно, видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. С огромными своими неуклюже, несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца"

Н.М. Карамзин "Бедная Лиза"

Но всего приятнее для меня то место, на котором возвышаются мрачные готические башни Симонова монастыря. Стоя на сей горе, видишь на правой стороне почти всю Москву, сию ужасную громаду домов и церквей, которая представляется глазам в образе величественного амфитеатра

А.П. Чехов "Степь"

Сжатая рожь, бурьян, молочай, дикая конопля — всё, побуревшее от зноя, рыжее и полумертвое, теперь омытое росою и обласканное солнцем, оживало, чтоб вновь зацвести. Над дорогой с веселым криком носились старички, в траве перекликались суслики, где-то далеко влево плакали чибисы. Стадо куропаток, испуганное бричкой, вспорхнуло и со своим мягким "тррр" полетело к холмам. Кузнечики, сверчки, скрипачи и медведки затянули в траве свою скрипучую, монотонную музыку.

"Записки охотника" И.С.Тургенева - восхитительный пример произведения, где пейзаж играет одну из самых главных ролей.

Литература:

  1. Эпштейн, М.Н. Природа, мир, тайник вселенной: Система пейзажных образов в русской поэзии. - Москва: Высшая школа, 1990. - 303 с.
  2. Прокофьева, В.Ю., Пыхтина, Ю.Г. Анализ художественного текста в аспекте его пространственных характеристик: Практикум для студентов института искусств по специальности 052700 - библиотечно-информационная деятельность / В.Ю. Прокофьева, Ю.Г. Пыхтина. - Оренбург, 2006.
Подробности Категория: Русское изобразительное искусство и архитектура на стыке XIX и XX веков Опубликовано 26.07.2018 13:54 Просмотров: 441

Главный, но не единственный. Юон был не только мастером пейзажа , но и театральным художником, графиком, портретистом , художником исторического жанра , преподавателем живописи.

Константин Фёдорович Юон (1875-1958) родился в Москве в семье работника страховой компании. Мать его была талантливой пианисткой. Происхождение художника – немецко-швейцарское.
Рисовать начал в детстве. В 1892-1898 гг. учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у разных преподавателей: К.А. Савицкого, А.Е. Архипова , Н.А. Касаткина, В.А. Серова.
Некоторое время К. Юон работал в мастерской В. Серова, а затем основал собственную студию и преподавал в ней. Его учениками были А.В. Куприн, В.А. Фаворский, В.И. Мухина, братья Веснины, В.А. Ватагин, Н.Д. Колли, А.В. Грищенко, М.Г. Ройтер, Н. Терпсихоров, Ю.А. Бахрушин.
Входил в состав участников объединения «Мир искусства» (Петербург). В 1903 г. Юон стал одним из организаторов Союза русских художников (Москва).

К. Юон. Автопортрет (1912). Холст, масло. 54 х 36. Государственный Русский музей (Петербург)
Сою́з ру́сских худо́жников – творческое объединение художников России начала XX в. Союз объединял художников передвижнического направления и объединения «Мир искусства» . Но сам Юон никогда не примыкал полностью ни к одному из этих объединений и говорил о себе, что находится «между Москвой и Петербургом». Художник оберегал свое творческое я от «калейдоскопа противоречивых влияний».
С 1907 г. Юон начал работать в области театральной декорации. Он занимался оформлением постановки оперы «Борис Годунов» в Париже, в рамках «Русских сезонов» Сергея Дягилева, а затем и других постановок.

К. Юон. Эскиз к опере Мусоргского «Борис Годунов». II акт. Терем царя Бориса. Картон, гуашь. 63,5 х 83,5. Государственный Центральный Театральный музей

Творчество К. Юона

До революции основной темой творчества Юона были пейзажи русских городов (Москвы, Сергиева Посада, Нижнего Новгорода и др.) с широкой перспективой, а также изображение церквей.
Особое место в жизни и творчестве художника занимало подмосковное село Лигачево.

Лигачёвский цикл картин

К. Юон. Портрет К.А. Юон, жены художника (1924). Xолст, масло. 50 х 55 см. Собрание О.И. Юона (Москва)
Село Лигачёво в Московской области особенно дорого художнику. Здесь он работал с 1908 по 1958 гг., здесь нашёл себе и жену, обычную крестьянскую девушку. Их совместная жизнь была долгой и счастливой. В Лигачёве были написаны картины «Русская зима. Лигачёво», «Волшебница-зима», «Раскрытое окно. Лигачёво», «Приволье. Водопой. Лигачево», «Мельница. Октябрь. Лигачево», «Конец зимы. Полдень. Лигачево». Все эти картины отличаются особым теплом и светлым взглядом на окружающую природу. Если художник изображает лето, то сочными, яркими красками. Полотна его залиты солнечным светом и насыщены воздухом. Если же это зима, то снег так свеж и так ярок, что слепит глаза.

К. Юон «Русская зима. Лигачево» (1947). Государственная Третьяковская галерея (Москва)

К. Юон «Приволье. Водопой (Лигачево)», 1917. Холст, масло. 78 x 119 см. Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачёва

К. Юон «Мельница. Октябрь. Лигачево» (1913). Холст, масло. 60 x 81 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)

К. Юон «Конец зимы. Полдень. Лигачево» (1929). Холст, масло. 89 x 112 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
С 1925 г. Юон предпочитает «чистому» пейзажу новые композиции с персонажами на фоне пейзажных зарисовок: лыжников, групп людей, животных и т.д. Всё на картине освещено яркими лучами весеннего солнца. Снег уже рыхлый, проваливается, но ещё можно кататься на лыжах. У дома со склона катаются на лыжах подростки, хлопочут куры – картина очень «домашняя», тёплая по настроению и очень реалистичная.
Художник умел находить нужные краски и оттенки цвета для изображения снега – их у него множество. Но, глядя на картину, понимаешь, что снег именно белый. Применяя в своей работе принципы импрессионизма , Юон всё-таки оставался на позициях реализма . В его картинах авторское начало звучит определённо и сильно.

К. Юон Константин «Раскрытое окно. Лигачево» (1947). Холст, масло. 114 х 131 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Уже ранние картины Юона привлекали внимание зрителей и получали благосклонные оценки критиков. И далее его творчество имело счастливую судьбу.
У К. Юона много полотен с изображением церквей, монастырей в различное время года. Одной из самых известных картин художника является картина «Купола и ласточки».

К. Юон «Купола и ласточки. Успенский собор Троице-Сергиевой лавры» (1921). Холст, масло. 71 x 89 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Этот панорамный пейзаж написан с колокольни собора ясным летним вечером, на закате. На переднем плане зритель видит сияющие купола, освещённые солнцем. Картина наполнена тихой радостью и умиротворённостью. И это вопреки тому, что в это время в стране был разгар борьбы с религией.
Другие картины художника этой же тематики:

К. Юон «Троице-Сергиева Лавра. Зимой» (1920-е гг.)
Художник имел особый дар нового взгляда на древнерусскую архитектуру. На его картинах древнерусское зодчество и архитектурные ансамбли как будто возрождаются из небытия. Он показывает людям, какая красота и нравственная сила таятся в них.

К. Юон «Праздничный день» (1903). Картон, темпера. 95,5 x 70 см. Государственный Русский музей (Петербург)

К. Юон «Вид Троицкой лавры» (1916). Бумага, акварель, белила. 22,5 x 30. Государственная Третьяковская галерея (Москва)

К. Юон «У Псковского собора» (1917). Бумага на картоне, гуашь. 30,3 x 22,9 см. Музей-квартира Бродского
Пейзажный жанр в творчестве Юона сохранился на протяжении всей его жизни. После революции пейзаж дополнился темой индустриализации.

К. Юон «Утро индустриальной Москвы» (1949). Холст, масло. 136 x 185 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)

Жанр фантастики в творчестве К. Юона

К. Юон «Новая планета» (1921). Картон, темпера. 71 x 101. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Это не совсем типичное живописное произведение для начала ХХ в. и для творчества художника. Её толкование и до настоящего времени весьма противоречиво и вызывает много вопросов. Новая планета – это благо для человечества или его гибель? Что означает само название «Новая планета» - это аллегория или действительно космическое явление? Мы видим на картине гибель людей, спешащих к свету, как мотыльки спешат к огню пламени и гибнут в нём, или они приветствуют зарю новой жизни (революцию)? Каждый зритель может сам создать свою интерпретацию картины, не отталкиваясь (или, наоборот, отталкиваясь) от даты её создания – 1921 г. Ведь с этого времени не только Россия, но и весь мир вступил в эпоху грандиозных перемен.
Новые государства, как и все живое, рождаются в огне, крови и боли, а люди обычно являются участниками драматических событий, и их отношение к этим событиям чаще всего противоречиво: одни радуются им, другие проклинают их.
Возможно также, что эта картина – лишь одна из декораций, созданных художником для какого-то спектакля.
К фантастическому жанру относится также другая картина К. Юона – «Люди».

Пейзаж в литературе выполняет важную функцию. С помощью него автор воплощает свое видение мира. Описание природы - выразительный элемент который позволяет читателю погрузиться в атмосферу повести, новеллы, романа или поэтического произведения. Но, как и другие художественные образы, этот компонент в мировой литературе прошел сложный и долгий путь развития.

Зарождение пейзажа

Пейзаж в литературе, музыке, живописи - это описание городского или сельского ландшафта, горного склона или девственного леса, словом, всего того, что окружает человека. Но если в живописи он является отдельным жанром и зародился еще в древние времена, то в других видах искусства история его началась значительно позже. Важным инструментом для создания идейно-эстетического содержания является пейзаж. В литературе, музыке он давно уже стал предметом изучения многих искусствоведов и критиков. Природа в произведениях великих композиторов получает новое прекрасное звучание. Но ее описание нигде более не имеет столь разнообразного и порою неожиданного назначения, как в прозе и поэзии.

До XVIII пейзаж в литературе почти не существовал. В произведениях Античности и Средневековья ему уделялось мало внимания. Скорее он служил для обозначения места действия. Гуманистические идеи, зародившиеся в эпоху Возрождения, породили необходимость использования художественных форм и средств, с помощью которых можно было бы отразить настроения и чувства человека.

Функции

Огромную роль в прозе и поэзии играет пейзаж. В литературе, музыке, живописи это понятие не равнозначно. В изобразительном искусстве пейзаж - это жанр, в котором главным предметом является первозданная или измененная человеком природа. В музыке - это отражение звуков окружающей среды с помощью музыкальных инструментов. Роль пейзажа в литературе велика потому, что он может нести не только фоновую, но и смысловую нагрузку. В в зависимости от намерений автора, пейзажное описание может обозначать место действия, создавать определенную атмосферу или раскрывать характер героя.

Таким образом, мощным средством изображения является пейзаж в литературе и живописи. Как сказал Леонардо да Винчи, красоту природы в изобразительном искусстве невозможно услышать, ее можно лишь созерцать. Поэзия и музыка делает ее доступной для слуха.

Русская литература

Пожалуй, нет в русской литературе произведения, в котором отсутствует пейзаж. Классики использовали этот внесюжетный элемент в различных целях. Одним из лучших писателей-пейзажистов мирового значения является Иван Тургенев. С помощью описания природы этот автор показывал, как меняется настроение главного героя. Добивался он этого с помощью весьма динамичных пейзажей: «Сильный ветер внезапно загудел в вышине. Дождь полил ручьями».

Пейзаж в литературе используется также для передачи национального колорита, что можно видеть в романтических произведениях Николая Гоголя. В зависимости от направления, функции пейзажных описаний могут меняться. Так, у того же автора в реалистической прозе изображение окружающего мира служит для раскрытия внутренних тревог и переживаний героя. А в обличительно-сатирической повести «Шинель» холодный петербургский пейзаж, возможно, служит символом жестокого чиновничьего мира.

Городской пейзаж

Все, что окружает человека, за последнее столетие стремительно менялось. Жизнь, в основном концентрируется в крупных населенных пунктах и городах. А оттого и городской пейзаж в литературе получил широкое распространение. Роман «Мастер и Маргарита» начинается именно с описания одного из исторических мест Москвы. Но Михаил Булгаков использует его не только для обозначения места встречи главных героев и начала сюжетной завязки. «Страшный майский вечер» рисует автор с целью создания некой таинственной атмосферы, предвещающей знаменательное страшное событие. В результате читатель уже с первых строк испытывает чувство надвигающейся опасности, которая грозит персонажам романа.

В главе, в которой Булгаков изображает роковую встречу Мастера и Маргариты, описанию городского пейзажа отводится совсем немного. Но упоминание того, что героиня свернула с Тверской улицы в переулок, а в руках ее были желтые цветы, которые первыми появляются в Москве, создает картину ранней серой городской весны. Картина эта тусклая и печальная, однако она не лишена романтики и надежды.

Деревенский пейзаж

На первом плане в повести Александра Солженицына «Матренин двор» выступает описание неординарного характера главной героини. Но непростую судьбу крестьянской женщины невозможно в тексте передать без такого изобразительного средства, как деревенский пейзаж в литературе. Фото бедной запущенной избы можно увидеть ниже. Именно здесь писатель провел почти год и познакомился с женщиной, послужившей прототипом главной героини повести. Образ избы, наряду с изображением русской деревни, создает фон, без которого невозможна полная картина запустения крестьянского быта.

Морской пейзаж

Изображение моря красочно представлено в произведениях Жюля Верна. К морским путешествиям писатель испытывал тягу и в реальной жизни. Эту любовь он показал своим читателям с помощью красочных и ярких описаний, которые присутствуют в каждом его романе.

Пейзаж в сказке

Описание пейзажа в литературе - это изобразительное средство, которое нередко присутствует в сказках. Таинственный дремучий лес, сказочная гора или волшебный ручей встают перед глазами читателя дивными образами. Без этих картин произведение не имело бы ярких волшебных оттенков. Но многие литературоведы полагают, что в сказочном жанре пейзажные описания представлены слабо и не выполняют каких-либо значимых функций. Однако достаточно вспомнить произведения романтика Приключения героев сказки «Холодное сердце» начинается в живописном Шварцвальде. Повествование немецкого автора начинается с изображения ночного леса.

Сказочный пейзаж украшает и произведения русского писателя Павла Бажова. Но все же в этом жанре описание природы имеет исключительно декоративное назначение.

Поэзия

Превыше всего Сергей Есенин любил Россию, а потому описанию русского пейзажа он придавал огромное значение. Природа в творчестве этого классика являет собой единый организм. Природные явления в его произведениях не только взаимосвязаны («Сыплет черемуха снегом»), но и очеловечиваются («Поет зима, аукает…»). А в более поздних стихотворениях они буквально вплетаются в душевные переживания героя.

Темы любви, творчества и природы сплетаются воедино в произведениях Бориса Пастернака. Примером может служить стихотворение «Февраль, достать чернил и плакать», где описание ранней весны связано в надеждой на обновление жизни, на изменение ее в лучшую сторону. В этом произведении есть и воспоминания лирического героя, и его мечты. И все сопровождается описанием окружающего мира, в мельчайших деталях.

Проза символистов

Что такое пейзаж в литературе? Определение этому художественному явлению дать непросто. Многие исследователи и сегодня пытаются обобщить это средство выразительности. Роли пейзажа в творчестве отдельных авторов посвящены многие работы. Но закономерности его использования в художественном тексте не выявлены. Каждый художник вводит пейзаж в свое произведение в том объеме, в котором он необходим для воплощения его философских и эстетических идей. В прозе начала прошлого века встречают описания природы, призванные символизировать переживания, судьбу, характер героя.

Примерами символической прозы являются новеллы Томаса Манна. В одной из них - «Смерть в Венеции» - присутствует множество символов. Основной из них - город, охваченный эпидемией. Главный герой оказывается в Венеции, которая, уже исходя из своих природных особенностей, ассоциируется с романтикой и смертью, с радостью и таинственностью. Один из самых легендарных городов в произведении служит фоном для трагической истории о человеке, охваченном страстью, и во имя ее намеренно идущим на верную гибель.

Пейзаж как средство выражения мыслей автора присутствует также в рассказе Ивана Бунина «Господин из Сан-Франциско». Яркие картины из окна не радуют главного персонажа, потому как он утратил способность радоваться красоте окружающего мира. Природа острова Капри символизирует все то, что упустил господин из Сан-Франциско за свою долгую, но пустую жизнь.

Пейзаж является неотъемлемой частью классической литературы. Понять произведения великих поэтов и писателей без анализа природных описаний невозможно. Именно в них нередко таятся глубинные мысли и идеи авторов.

: в 1997 году в развалинах терм римского императора Траяна (чье строительство относится к I в. н.э.) исследователи обнаружили фреску размером в 10 кв.м., изображающую портовый город с высоты птичьего полета. Является ли это изображение реальным портом или вымышленным, до сих неизвестно. В средние века городской пейзаж вводился в сюжет картин как фон для портрета или полотен на библейские темы. В XVI-XVIII вв. карты и планы городов отпечатывались в гравюрах и офортах.

Лукас ван Фанкельборх. Весенний пейзаж (1587 г.)

Гарсиа Фернандес. Святые мученики в Лиссабоне (1530 г.)

В серединеXVII в. в Нидерландах жанр городского пейзажа стал самостоятельным. Посмотрите, как точно Ян Вермеер передал портрет города Делфта. Облик таких городов, как Амстердам, Харлем и Гаага также были запечатлены на бессмертных полотнах голландских мастеров. Вслед за ними последовали и художники из других европейских стран.

Ян Вермер. Вид Делфта (1660-1661 гг.)

Ян Вермеер. Маленькая улица (1657-1658 гг.)

Джованни Антонио Каналь (известный как Каналетто). Гранд-Канал и церковь Салюте. Венеция (1730 г.)

Франческо Лаззаро Гварди. Площадь Святого Марка. Венеция (около 1775 г.)

Томас Коул. Былое (1838)

Альберт Бенуа. Владимирский дворец в Санкт-Петербурге (1870-е гг.)

Эдуард Гартнер. Рыночная площадь возле церкви Святого Николая в Генте

Альберто Пазини. Каир

В конце XIX в. импрессионисты сосредоточились на атмосфере и динамике городской повседневной жизни. Уютные кафе, красочные улицы с прохожими, пригородные и промышленные районы, строительные площадки стали предметом для пленэрной живописи художников.

Людвиг Мунте. Дюссельдорфский городской театр (1891 г.)

Камиль Писсаро. Улица Сент-Лазар (1893 г.)

Альфред Сислей. Мост в Сент-Маммес (1881 г.)

XX в. стал временем абстрактного, концептуального искусства и жанр городского пейзажа преобразился, получил новые формы. В СССР большое внимание уделялось индустриальному пейзажу; в стране, где полным ходом шла «всесоюзная стройка», реализм заводов и высотных зданий был частью пропаганды.

Анатолий Акиимович Ненартович. Прокладка газопровода (1959 г.)

Эдвард Хоппер. Совы (1942 г.)

Ричард Эстес. Мэдисон-Сквер (1994 г.)

Как бы то ни было, городскому пейзажу трудно существовать без изображения людей. Даже незначительные фигуры делают пейзаж живым, динамичным, сюжетным.

Ли Чинг-Че