Письмо родителям от детей образец. Благодарственное письмо родителям за активное участие в жизни класса и школы — образцы текста. Письмо Саше Чуйкову

Здесь – примеры текстов (полностью готовых к использованию) для благодарственного письма родителям за активное участие в жизни класса и школы. Все тексты написаны в прозе (не в стихах). Все имена, наименования организаций и населенных пунктов использованы лишь для удобства изложения, их необходимо поменять на нужные вам.

Все образцы оформлены так, как они должны выглядеть в реальности, если вопросы все-равно остались – в конце страницы вас ждут рекомендации по оформлению.

Вариант №1

Выражаем глубокую признательность

за отзывчивость, понимание, активное участие в жизни нашей школы

Горкиной Эвелине Максимовне,

Леонидовой Евгении Тимуровне,

за подготовку класса к новому учебному году.

Дворкиной Раисе Генадьевне,

за помощь в благоустройстве дворовой территории.

Никаноровой Руслане Борисовне,

за помощь в оформлении музыкального класса.

Надеемся, что ваш неугасимый энтузиазм послужит дальнейшему развитию способностей у ваших замечательных детей.

Желаем процветания, здоровья, реализации всех идей и мира вашим семьям!

Директор СОШ №12

Г. Ш. Деловарова

Зам. Директора по УР

С. И. Антошкина

г. Нефтегорск, 2018 г.

Вариант №2

Администрация

государственного бюджетного учреждения

средней общеобразовательной школы №262

Ленинского района г. Смоленска

благодарит

Георгия Валентиновича Долгова,

Артура Ивановича Веретёлкина

за активное участие в жизни школы,

помощь в оснащении развивающей среды в классах,

сотрудничество с работниками СОШ,

внимание, отзывчивость, оптимизм и поддержку!

Желаем Вам и вашим семьям крепкого здоровья,

благополучия, счастья!

Заведующий

Р. Д. Ивашкова

г. Смоленск

Вариант №3

Администрация ГБОУ СОШ №11 выражает всему коллективу родителей 2 «А» класса сердечную признательность за приобретение цветочной рассады, организацию и проведение акции по озеленению и благоустройству территории школы на благотворительной основе.

Сотрудники учреждения и учащиеся ценят и уважают заботу и внимательное отношение с вашей стороны.

Надеемся на дальнейшее сотрудничество и взаимопонимание.

С уважением,

Директор СОШ №11

Л. Т. Воробьева

г. Нижний Тагил

Вариант №4

Администрация школы №3214 и классный руководитель 3 «В» класса

благодарят

Чусиковых Вадима Федоровича

и Дарину Афанасьевну

за помощь и активное участие в жизни школы и класса.

Директор школы №3214

Т. О. Ушакова

Завуч начальных классов

Е. Ж. Орешкина

Кл. руководитель

Д. Ю. Широкова

г. Никольск

Вариант №5

Коллектив сотрудников ГБОУ СОШ №721

выражает искреннюю признательность

Алевтине Соломоновне Тучкиной

за участие в учебно-воспитательном процессе учащихся начальных классов,

за проведение интересных творческих занятий на высоком профессиональном уровне,

за активную жизненную позицию.

От всей души желаем Вам крепкого здоровья, реализации всех замыслов, терпения и оптимизма, успехов на профессиональном пути!

Администрация СОШ №721

в лице Зам. Директора по УР

К. З. Перова

г. Новомичуринск

Вариант №6

Уважаемые родители!

Средней школы №30

Благодарит Вас

за активное участие в общественной жизни класса и школы.

В течение года вы оказывали значительную помощь и проявляли

инициативу во всех школьных делах.

Спасибо Вам за внимание, поддержку, теплоту и понимание!

Директор СОШ №30

Е. Х. Хвостова

Заведующий по УР

З. П. Мельникова

г. Новосокольники

Вариант №7

Уважаемые родители!

Примите нашу глубокую благодарность

  • за неравнодушие к проблемам школы;
  • за то, что не остались в стороне и помогали, по мере возможностей, решить школьные вопросы, нужды образовательного учреждения;
  • за то, что бескорыстно подарили массу своего свободного (и несвободного тоже) времени на развитие школьной среды;
  • за то, что показывали замечательный пример взаимовыручки и ответственности другим родителям, своим детям и нам, коллективу сотрудников;

Желаем всем вам крепкого здоровья, долголетия, профессиональных и личных успехов, мира и процветания!

Коллектив сотрудников СОШ №442

Администрация СОШ в лице директора

Г. Л. Булочкина

г. Новый Оскол

Вариант №8

Выражаем признательность

Кулебякину Родиону Максимовичу

и Кулебякиной Фаине Львовне

за внимание, помощь и заботу о школе,

добросовестное отношение к родительским обязанностям.

Директор

МОУ «Общеобразовательная

начальная школа №1»

В. О. Солнцева

Классный руководитель

З. Ю. Речкина

г. Володарск, 2018

Вариант №9

Уважаемый Макар Леонидович!

Для детей школа является вторым домом,

поэтому мы особо ценим то, что Вы внимательны к её состоянию.

Выражаем Вам огромную благодарность за сделанный ремонт

в помещениях начальной школы.

Теперь ученики с ещё большим удовольствием занимаются в обновленных залах на уроках музыки и физкультуры!

Огромное Вам спасибо от коллектива школы и родителей 3 «А» класса, самой красивой школы города!

Директор ГБОУ СОШ №8

Л. Р. Рулеткина

Родительский комитет в лице Председателя

П. Д. Теодорова

г. Ноябрьск

Вариант №10

выражают искреннюю благодарность

коллективу родителей 5 «В» класса.

Ваша помощь очень важна школе и её педагогам. Поэтому мы ценим всякий Ваш вклад в развитие и процветание школьной среды. Вами было вложено очень много сил в преображение облика школы, примите нашу признательность за участие и сделанное добро!

Директор СОШ №70

З. Я. Брянцева

Завуч по УР

П. И. Рокотова

г. Октябрьск

Вариант №11

Государственное бюджетное учреждение

«Средняя образовательная школа №910» г. Бокситогорск

Выражает благодарность

родителям учеников 7 «В» класса

за участие в решении проблем школы, за подготовку к новому учебному году,

и за помощь в оформлении классов биологии, литературы и изобразительного искусства.

Спасибо вам за чуткое отношение, активную жизненную позицию и ответственное отношение к среде, в которой развиваются ваши дети.

Желаем вам и вашим семьям процветания, плодотворной деятельности, счастья и благополучия! Надеемся на продолжение сотрудничества и развитие добрых, прочных и продуктивных взаимоотношений.

Директор ГБОУ СОШ №910

А. Т. Петрушина

Вариант №12

Государственная образовательная школа №316 г. Бронницы

выражает сердечную признательность

за активное участие в оформлении интерьера школы к новогодним праздникам

родителям учеников 2 «Д» класса

Кантемировой Анжелике Самуиловне

Капитоновой Елене Эммануиловне

Коробовой Аделаиде Олеговне

Желаем вам творческих успехов, реализации всех замыслов и планов, неиссякаемой жизненной энергии и здоровья! Надеемся на наше сотрудничество в дальнейшем!

Заведующий по УР

Р. Б. Иванченко

Декабрь, 2018 г.

Вариант №13

Уважаемые родители 8 «Г» класса!

Примите слова искренней благодарности за вашу помощь, энергичность и оптимизм, благодаря которым были реализованы творческие идеи коллектива класса и педагогов в школьной акции «Ищем таланты». Спасибо огромное за мудрые советы, уделенное время и демонстрацию замечательного примера родительской поддержки, которая важна не только детям, но и нашей школе.

Директор СОШ №44

Г. Н. Ниточкина

О. Т. Шелестова

Кл. руководитель

Ю. П. Репейкина

г. Буинск

Вариант №14

Уважаемая Августа Богдановна!

Администрация и педагогический коллектив «СШ №802» г. Владикавказ

благодарит Вас

за внимание к школьным проблемам, за активность проявленную в решении этих проблем и за плодотворную работу в составе родительского комитета с 2011 по 2018 гг. Спасибо за то, что на протяжении многих лет мы чувствовали Вашу заботу и поддержку!

Директор школы

Р. Д. Ракушкина

Классный руководитель

П. Н. Сушкина

Май, 2018 г.

Вариант №15

Уважаемые родители 11 класса «Ж»!

Администрация и педагогический коллектив

ГБОУ СОШ №56 г. Волгореченск

Выражают вам глубокую признательность за тесное сотрудничество

с педагогическим коллективом,

за понимание нелегкого учительского труда, за внимательное отношение к окружающим и сердечность в общении. Спасибо вам за весомый вклад в благоустройство школы и школьной территории, за активное участие в делах класса.

Желаем вам всяческих благ, тепла вашей семье, душевного равновесия и оптимизма, успехов в дальнейшем воспитании детей!

Директор школы

М. Е. Кудряшова

Классный руководитель

У. А. Емелькина

Июнь, 2018 г.

Вариант №16

Родительскому комитету начальной школы №6 г. Волчанск

в лице председателя Громова Демьяна Филипповича.

Администрация Волчанской СОШ №6

Благодарит Вас за поддержку детского творчества,

за понимание и активное участие в жизни подрастающего поколения в целом и начальной школы в частности.

Искренне надеемся, что наше сотрудничество будет укрепляться и развиваться.

С уважением,

Директор СОШ №6

Е. Ф. Битюкова

г. Волчанск

Вариант №17

Администрация и педагоги гимназии №194 Центрального района г. С-Петербург

выражают благодарность

Шершневой Марине Ларионовне

Малинкиной Галине Эдуардовне

Усикову Петру Артуровичу

за активное участие в подготовке и реализации учебных проектов, школьных общественно значимых акциях, творческих конкурсах и оформлении праздничных интерьеров классов на протяжении всех лет (с 2010 по 2019 гг).

Желаем вам и дальше показывать всем великолепный пример отзывчивости, творческой энергии и целеустремленности. Пусть предприимчивость, оптимизм и творчество навсегда станут верными спутниками, приносят только радость и удовлетворение. Мира и тепла вашим семьям, новых успехов в воспитании детей.

Директор гимназии

В. А. Манишкина

Зав. по УР

З. Ш. Цветкова

г. Санкт-Петербург

Вариант №18

Уважаемая Прасковья Ильинична!

Примите слова благодарности за Ваше активное участие

в развитии нашего образовательного учреждения и его материально-технической базы.

На таких активных и бескорыстных людях держатся не только школы, но и мир в целом! Пусть всё сделанное Вами добро вернется к Вам многократно приумноженным. Желаю Вам, чтобы Ваша деятельность приносила Вам только радость, удовлетворение и встречи с множеством прекрасных людей, а также – здоровья, долголетия и простого человеческого счастья!

Директор ГБОУ СОШ №1

К. И. Веретелкина

г. Воркута, 2018

Вариант №19

Уважаемый Полетаев Андрей Маратович!

Педагогический коллектив, родители и учащиеся школы №54

выражают Вам бесконечную благодарность за помощь в остеклении и ремонте школы.

Желаем Вам долголетия, радости и дальнейшего процветания.

Классный руководитель 7 «Е» класса

Н. Р. Печкина

Председатель родительского комитета 7 «Е» класса

А. Л. Витькова

г. Выборг

Ноябрь, 2018 г.

Вариант №20

За работу в родительском комитете школы №16 г. Гвардейск

Администрация и педагогический коллектив

выражают бесконечную признательность

Сотниковой Паулине Ефимовне

и Глотовой Диане Николаевне.

Спасибо вам за неустанный труд в учебном 2018-2019 году,

за творческий подход в решении проблем класса и школы, за отзывчивость и сердечность, за большой вклад в улучшение внешнего вида и имиджа образовательного учреждения.

Пусть вам всегда сопутствует удача в личных, профессиональных и общественных делах, пусть все идеи воплотятся в реальность, а дети радуют новыми успехами. Счастья вам, любви и самореализации.

Директор СОШ №16

Н. С. Банкина

Май, 2019 г.

  • Основной текст раскладывается по центру страницы. Отдельные слова (имена, наименование организации и прочие, на усмотрение автора) допускается выделять жирным шрифтом или писать прописными буквами. Однако, избегайте оформлять весь текст жирным шрифтом или заглавными буквами. Если текст достаточно большой или раскладка по центру неприменима из-за специфичного рисунка листа, допускается использовать раскладку текста по ширине или по левому краю.
  • В конце основного текста, внизу страницы указывают должность автора письма (см. как в образцах) или того, от чьего имени оно пишется. Наименование должности раскладывают по левому краю страницы.
  • Напротив должности, по правому краю листа, указывают фамилию (начальные буквы имени и отчества ставят перед фамилией).
  • Между наименованием должности и фамилией, по центру страницы проставляют личную подпись автора и печать учреждения.
  • Последней записью на страницы будет наименование населенного пункта и дата. Их раскладывают по центру страницы в самом низу. Дату можно сократить, оставив только год написания письма или – месяц и год. Наименование населенного пункта допускается не писать, если оно уже упоминалось где-либо в основном тексте письма.
  • Местоимение «вы» в тексте пишется с большой буквы только в тех случаях, когда обращаются к одному лицу и хотят придать ещё большую уважительность своему обращению. Если текст адресован нескольким людям сразу, писать местоимение «вы» (при обращении к ним, пожеланиях в их адрес и т.д.) с прописной буквы – категорически неправильно.
  • Если вас не удовлетворил ни один из примеров выше, можете подобрать подходящий образец в , которая поможет выразить признательность за разовую, однажды оказанную помощь (например, благотворительную). Также, вы можете текста на случай, когда нужно поблагодарить за участие в мероприятии, акции.

Письма родителям

Статья Савченко И.А. о том, как правильно построить и написать письио родителям ученика вашего класса. Реквизиты письма

Желательно писать письмо на бланке школы (если, конечно, это возможно).
В письме должны быть указаны:
- дата отправки,
- обратный адрес и/или телефон, по которому родитель мог бы связаться с вами
- приветствие,
- ваши полные фамилия, имя и отчество (в качестве подписи после текста).

Языковой стандарт письма

Типовой текст может строиться на основе не только стандартных фраз, но и стандартных предложений:
В ответ на Вашу просьбу высылаем Вам интересующую Вас информацию.
Считаем необходимым выразить свое несогласие с Вашими замечаниями по ………...
Фразы-клише могут представлять собой

1. мотивацию речевого действия
В соответствии с заключенным договором ….
В соответствии с предварительной договоренностью ….
В связи с поступившим заявлением …..
В связи с изменениями в режиме работы школы ….
В связи с проведением плановых мероприятий (экскурсии, поездки и т.д.)….

2. устойчивую речевую формулу ввода информации
С удовольствием сообщаю Вам...
Просим принять решение о...
Просим принять приглашение на...

3. устойчивые этикетные формулы обращения, приветствия, прощания, поздравления и т.п.
Уважаемые родители!
С уважением ….

Речевая ситуация и стандартные средства языка

В приведенных ниже примерах выделены основные факторы речевой ситуации, среди которых, пожалуй, самым важным является фактор цели. Поскольку ясно осознанная и хорошо сформулированная цель - основа успеха в общении, она подается через глагол-действие: прошу, сообщаем, предлагаем и т.п.

Речевые цели связаны с необходимостью:
(а) привлечь внимание к проблеме, информировать адресата;
(б) побудить к действию - решению проблемы, склонить к участию в чем-либо, заставить совершить необходимое действие;
(в) поддержать деловые отношения, сделать их более прочными.

Так, цель, предполагающая воздействие на адресата, часто реализуется в виде формулы, состоящей из мотивационной части и собственно речевого действия.

В связи с изменением цен на услуги охранного предприятия просим Вас привести в соответствие с новыми тарифами расчеты за январь 2006 года.

При этом мотивация должна быть достаточной, а речевое действие должно быть представлено в убедительной и вежливой форме.

Мы были бы рады получить от Вас ответ не позднее...
С удовольствием сообщаем Вам...
Требуем незамедлительно погасить задолженность...

Цель, предполагающая информирование адресата, как правило, достигается с помощью формулы, непосредственно вводящей сообщение.

Сообщаем Вам...
Отвечаем Вам настоящим письмом...
Ставим Вас в известность...
Информируем Вас о...

Обдумывая первую фразу письма, мы выбираем не только конструкцию высказывания, но и его тональность . Именно последняя часто определяет выбор слов

Позвольте сообщить Вам...
Мы с удовольствием сообщаем Вам...
Примите к сведению...
Доводим до Вашего сведения...

Приведенные выше стандартные выражения примерно однородны, однако тональность их ощутимо различается. В одном случае подчеркивается уважительное отношение к адресату, обладающему достаточно высоким социальным статусом, во втором - официальность, административное давление.

Инициативные письма требуют ответа. Причем отвечать нужно по возможности быстро, желательно в трехдневный срок. Максимальная отсрочка ответа не должна превышать 10-12 дней.

Инициативные письма, не требующие обязательного ответа:
- письма-требования,
- письма-предупреждения,
- благодарственные письма,
- письма-сообщения,
- письма-напоминания,
- письма-заявления,
- письма-приглашения,
- письма-предложения (представления).

Ролевые позиции инициатора и ответчика реализуются в тексте письма в виде устойчивых формул ввода сообщения:

Отвечаем на Ваш запрос о времени работы логопеда в нашей школе...
Позвольте предложить Вам...
Прошу Вас переслать...

Причем в письмах-ответах обязательно повторяются формулировки инициативного письма. Например, письмо-ответ, содержащее отказ в просьбе или отклонение предложения, составляется по схеме:

1. повторение просьбы;
2. причины, по которым просьба не может быть удовлетворена или почему предложение не может быть принято;
3. констатация отказа или отклонения предложения.

Например, На Вашу просьбу о дополнительных занятиях по математике с Вашим сыном сообщаю, что в настоящее время с ним проводятся занятия психолога. Специалист не рекомендует создавать дополнительную нагрузку ребенку до окончания своих занятий. Поэтому дополнительные занятия по математике пока организованы не будут.

В заключение инициативных писем часто употребляются фразы, указывающие на желательные сроки ответа:

С нетерпением ждем Вашего письма.
Просим ответить по возможности скорее.
Просим ответить в двухнедельный срок.
Прошу отослать ответ обратной электронной почтой.

Композиция деловых писем

Каждое деловое письмо может содержать один или несколько аспектов - содержательных фрагментов, включающих речевое действие. Отсюда письма делятся на одноаспектные и многоаспектные. Изложение каждого аспекта содержания в сложном письме обычно начинается с нового абзаца. Композиция, или структура, текста официального письма - это последовательность расположения его составных частей - аспектов. Причем в качестве самостоятельных аспектов рассматриваются речевые фрагменты с однотипными речевыми действиями - просьбами, сообщениями, предложениями. Структура письма в этом случае может выглядеть следующим образом:

1. Просим...
2. Также просим...
3. А также просим...

1. Сообщаем...
2. Одновременно сообщаем...

Выделение каждого речевого действия в самостоятельный аспект необходимо потому, что по каждой просьбе, по каждому предложению принимается самостоятельное решение.

Структура аспекта отличается жесткостью и однозначностью. Она определяется как состоящая из двух частей: первая часть содержит информацию о реальных, имевших место фактах, событиях (ссылка, мотивация, история вопроса); вторая часть называет желаемые, предполагаемые события, выраженные при помощи речевых действий (просьбы, предложения, требования т.п.): Настаиваю на немедленном погашении долга, т.е. композиция служебного письма, содержащего запрос, будет такой:

1. обоснование актуальности запроса;
2. содержание запроса;
3. ожидаемый результат, если запрос будет удовлетворен;
4. формулирование гарантии

Многоаспектное письмо представляет собой последовательно повторяющиеся содержательные аспекты, синтаксически оформленные в виде абзацев.

Для связи аспектов и содержательных фрагментов одноаспектных писем используются стандартные выражения:

Во-первых...
Прежде всего...
Во-вторых...
Затем...
В-третьих...
В заключение...
Переходя к следующему вопросу...
Что касается вопроса о...
Учитывая все вышесказанное...
Исходя из вышесказанного...
В связи с необходимостью вернуться к вопросу о...
Подводя итоги, необходимо подчеркнуть...
В заключение выражаем надежду на...
В заключение хотим напомнить Вам о...

Использование языковых формул и характеристика писем

Почему мы используем выражение "составление письма", а не "написание письма", если речь идет о регламентированных, стандартных письмах? Стандарт, как мы уже говорили, обеспечивает высокую степень точности отражения регулярно повторяющихся ситуаций. При помощи языковых формул-заготовок, которые можно "составить", т.е. расположить в строго определенной последовательности, создается текст делового письма.

Первой частью любого, письма (аспекта) является мотивация, объясняющая побудительные мотивы, причины составления текста.

Стандартные выражения, указывающие на причину

По причине задержки оплаты...
В связи с неполучением...
Вследствие изменения цен на...
Учитывая, что показатели успеваемости снизились на...
Учитывая значимость изучаемой темы...

В соответствии с достигнутой ранее договоренностью...
В ответ на Ваше письмо (запрос)...
В соответствии с нашей договоренностью...
На основании нашего телефонного разговора...
На основании устной договоренности...
Согласно постановлению правительства...
Согласно Вашей просьбе...

Указание на цель

В целях скорейшего решения вопроса...
В целях выполнения распоряжения...
Для согласования спорных вопросов...
Для согласования вопросов участия...
Для решения спорных вопросов...
Во избежание конфликтных ситуаций...
С целью ознакомления с... высылаем Вам...

Приведенные выше стандартные фразы предваряют основную информацию, выраженную глаголом. Причем глагол не только обозначает действие, но и является действием, с помощью которого автор письма реализует свои цели и намерения. Эти глаголы определяют конструкцию ключевой фразы и, следовательно, текста письма в целом. Это особое речевое действие, носящее официальный декларативный характер. Вот почему так важно отправить информацию в письменной форме (приглашение, например), даже если она передана в устной форме.

К таким речевым актам относятся:

. (1) этикетные ритуалы: благодарю, выражаю надежду, выражаем благодарность, желаем успехов, приносим извинения, выражаем соболезнование;
. (2) сообщения: сообщаем, ставим Вас в известность, извещаем, уведомляем;
. (3) подтверждения, заявления: подтверждаем, заверяем, заявляем, объявляем;
. (4) требования, просьбы: приказываю, постановляю, настаиваем, прошу, обращаемся к Вам с просьбой;
. (5) обещания: гарантируем, заверяем, обязуемся;
. (6) напоминания: напоминаем;
. (7) предложения: предлагаем.

Самым употребительным и многофункциональным является глагол "просить". Он включается в тексты деловых писем почти всех тематических групп: письма-просьбы, письма-предложения, письма-приглашения, письма-требования, запросы, напоминания и т.д. Это объясняется этикетными требованиями к деловым текстам и психологическими законами делового общения - человек охотнее соглашается выполнить действие, выраженное в форме просьбы, нежели в форме приказа:

Прошу оплатить услуги...
Прошу принять наше приглашение...
Просим немедленно погасить задолженность за...
Настоятельно просим ответить в трехдневный срок.


Письма родителям

Статья Савченко И.А. о том, как правильно построить и написать письмо родителям ученика вашего класса.

Реквизиты письма

Желательно писать письмо на бланке школы (если, конечно, это возможно).
В письме должны быть указаны:
- дата отправки,
- обратный адрес и/или телефон, по которому родитель мог бы связаться с вами
- приветствие,
- ваши полные фамилия, имя и отчество (в качестве подписи после текста).

Языковой стандарт письма

Типовой текст может строиться на основе не только стандартных фраз, но и стандартных предложений:

В ответ на Вашу просьбу высылаем Вам интересующую Вас информацию.
Считаем необходимым выразить свое несогласие с Вашими замечаниями по ………...

Фразы-клише могут представлять собой

1. мотивацию речевого действия

В соответствии с заключенным договором ….
В соответствии с предварительной договоренностью ….
В связи с поступившим заявлением …..
В связи с изменениями в режиме работы школы ….
В связи с проведением плановых мероприятий (экскурсии, поездки и т.д.)….

2. устойчивую речевую формулу ввода информации

С удовольствием сообщаю Вам...
Просим принять решение о...
Просим принять приглашение на...

3. устойчивые этикетные формулы обращения, приветствия, прощания, поздравления и т.п.

Уважаемые родители!
С уважением ….

Речевая ситуация и стандартные средства языка

В приведенных ниже примерах выделены основные факторы речевой ситуации, среди которых, пожалуй, самым важным является фактор цели. Поскольку ясно осознанная и хорошо сформулированная цель - основа успеха в общении, она подается через глагол-действие: прошу, сообщаем, предлагаем и т.п.

Речевые цели связаны с необходимостью:
(а) привлечь внимание к проблеме, информировать адресата;
(б) побудить к действию - решению проблемы, склонить к участию в чем-либо, заставить совершить необходимое действие;
(в) поддержать деловые отношения, сделать их более прочными.

Так, цель, предполагающая воздействие на адресата, часто реализуется в виде формулы, состоящей из мотивационной части и собственно речевого действия.

В связи с изменением цен на услуги охранного предприятия просим Вас привести в соответствие с новыми тарифами расчеты за январь 2006 года.

При этом мотивация должна быть достаточной, а речевое действие должно быть представлено в убедительной и вежливой форме.

Мы были бы рады получить от Вас ответ не позднее...
С удовольствием сообщаем Вам...
Требуем незамедлительно погасить задолженность...

Цель, предполагающая информирование адресата, как правило, достигается с помощью формулы, непосредственно вводящей сообщение.

Сообщаем Вам...
Отвечаем Вам настоящим письмом...
Ставим Вас в известность...
Информируем Вас о...

Обдумывая первую фразу письма, мы выбираем не только конструкцию высказывания, но и его тональность . Именно последняя часто определяет выбор слов

Позвольте сообщить Вам...
Мы с удовольствием сообщаем Вам...
Примите к сведению...
Доводим до Вашего сведения...

Приведенные выше стандартные выражения примерно однородны, однако тональность их ощутимо различается. В одном случае подчеркивается уважительное отношение к адресату, обладающему достаточно высоким социальным статусом, во втором - официальность, административное давление.

Инициативные письма требуют ответа. Причем отвечать нужно по возможности быстро, желательно в трехдневный срок. Максимальная отсрочка ответа не должна превышать 10-12 дней.

Инициативные письма, не требующие обязательного ответа:
- письма-требования,
- письма-предупреждения,
- благодарственные письма,
- письма-сообщения,
- письма-напоминания,
- письма-заявления,
- письма-приглашения,
- письма-предложения (представления).

Ролевые позиции инициатора и ответчика реализуются в тексте письма в виде устойчивых формул ввода сообщения:

Отвечаем на Ваш запрос о времени работы логопеда в нашей школе...
Позвольте предложить Вам...
Прошу Вас переслать...

Причем в письмах-ответах обязательно повторяются формулировки инициативного письма. Например, письмо-ответ, содержащее отказ в просьбе или отклонение предложения, составляется по схеме:

1. повторение просьбы;
2. причины, по которым просьба не может быть удовлетворена или почему предложение не может быть принято;
3. констатация отказа или отклонения предложения.

Например, На Вашу просьбу о дополнительных занятиях по математике с Вашим сыном сообщаю, что в настоящее время с ним проводятся занятия психолога. Специалист не рекомендует создавать дополнительную нагрузку ребенку до окончания своих занятий. Поэтому дополнительные занятия по математике пока организованы не будут.

В заключение инициативных писем часто употребляются фразы, указывающие на желательные сроки ответа:

С нетерпением ждем Вашего письма.
Просим ответить по возможности скорее.
Просим ответить в двухнедельный срок.
Прошу отослать ответ обратной электронной почтой.

Композиция деловых писем

Каждое деловое письмо может содержать один или несколько аспектов - содержательных фрагментов, включающих речевое действие. Отсюда письма делятся на одноаспектные и многоаспектные. Изложение каждого аспекта содержания в сложном письме обычно начинается с нового абзаца. Композиция, или структура, текста официального письма - это последовательность расположения его составных частей - аспектов. Причем в качестве самостоятельных аспектов рассматриваются речевые фрагменты с однотипными речевыми действиями - просьбами, сообщениями, предложениями. Структура письма в этом случае может выглядеть следующим образом:

1. Просим...
2. Также просим...
3. А также просим...

1. Сообщаем...
2. Одновременно сообщаем...

Выделение каждого речевого действия в самостоятельный аспект необходимо потому, что по каждой просьбе, по каждому предложению принимается самостоятельное решение.

Структура аспекта отличается жесткостью и однозначностью. Она определяется как состоящая из двух частей: первая часть содержит информацию о реальных, имевших место фактах, событиях (ссылка, мотивация, история вопроса); вторая часть называет желаемые, предполагаемые события, выраженные при помощи речевых действий (просьбы, предложения, требования т.п.): Настаиваю на немедленном погашении долга, т.е. композиция служебного письма, содержащего запрос, будет такой:

1. обоснование актуальности запроса;
2. содержание запроса;
3. ожидаемый результат, если запрос будет удовлетворен;
4. формулирование гарантии

Многоаспектное письмо представляет собой последовательно повторяющиеся содержательные аспекты, синтаксически оформленные в виде абзацев.

Для связи аспектов и содержательных фрагментов одноаспектных писем используются стандартные выражения:

Во-первых...
Прежде всего...
Во-вторых...
Затем...
В-третьих...
В заключение...
Переходя к следующему вопросу...
Что касается вопроса о...
Учитывая все вышесказанное...
Исходя из вышесказанного...
В связи с необходимостью вернуться к вопросу о...
Подводя итоги, необходимо подчеркнуть...
В заключение выражаем надежду на...
В заключение хотим напомнить Вам о...

Использование языковых формул и характеристика писем

Почему мы используем выражение "составление письма", а не "написание письма", если речь идет о регламентированных, стандартных письмах? Стандарт, как мы уже говорили, обеспечивает высокую степень точности отражения регулярно повторяющихся ситуаций. При помощи языковых формул-заготовок, которые можно "составить", т.е. расположить в строго определенной последовательности, создается текст делового письма.

Первой частью любого, письма (аспекта) является мотивация, объясняющая побудительные мотивы, причины составления текста.

Стандартные выражения, указывающие на причину

По причине задержки оплаты...
В связи с неполучением...
Вследствие изменения цен на...
Учитывая, что показатели успеваемости снизились на...
Учитывая значимость изучаемой темы...
В соответствии с достигнутой ранее договоренностью...
В ответ на Ваше письмо (запрос)...
В соответствии с нашей договоренностью...
На основании нашего телефонного разговора...
На основании устной договоренности...
Согласно постановлению правительства...
Согласно Вашей просьбе...

Указание на цель

В целях скорейшего решения вопроса...
В целях выполнения распоряжения...
Для согласования спорных вопросов...
Для согласования вопросов участия...
Для решения спорных вопросов...
Во избежание конфликтных ситуаций...
С целью ознакомления с... высылаем Вам...

Приведенные выше стандартные фразы предваряют основную информацию, выраженную глаголом. Причем глагол не только обозначает действие, но и является действием, с помощью которого автор письма реализует свои цели и намерения. Эти глаголы определяют конструкцию ключевой фразы и, следовательно, текста письма в целом. Это особое речевое действие, носящее официальный декларативный характер. Вот почему так важно отправить информацию в письменной форме (приглашение, например), даже если она передана в устной форме.

К таким речевым актам относятся:

(1) этикетные ритуалы: благодарю, выражаю надежду, выражаем благодарность, желаем успехов, приносим извинения, выражаем соболезнование;
(2) сообщения: сообщаем, ставим Вас в известность, извещаем, уведомляем;
(3) подтверждения, заявления: подтверждаем, заверяем, заявляем, объявляем;
(4) требования, просьбы: приказываю, постановляю, настаиваем, прошу, обращаемся к Вам с просьбой;
(5) обещания: гарантируем, заверяем, обязуемся;
(6) напоминания: напоминаем;
(7) предложения: предлагаем.

Самым употребительным и многофункциональным является глагол "просить". Он включается в тексты деловых писем почти всех тематических групп: письма-просьбы, письма-предложения, письма-приглашения, письма-требования, запросы, напоминания и т.д. Это объясняется этикетными требованиями к деловым текстам и психологическими законами делового общения - человек охотнее соглашается выполнить действие, выраженное в форме просьбы, нежели в форме приказа:

Прошу оплатить услуги...
Прошу принять наше приглашение...
Просим немедленно погасить задолженность за...
Настоятельно просим ответить в трехдневный срок.

Тексты благодарственных писем, адресованные родителям, составляются администрацией, учителем или заинтересованной группой лиц и являются официальным документом. Вручаются письма в торжественной обстановке, поскольку являются выражением признательности и уважения к адресату, с одной стороны, и предметом гордости и воодушевления — с другой. Поэтому публичность процедуры вручения письма приветствуется.

Как написать благодарственное письмо родителям

Можно использовать стандартные шаблонные выражения и фразы либо внести в текст искренние душевные слова благодарности, идущие от сердца.

Начать письмо следует с уважительного обращения к каждому из родителей по имени и отчеству, не допуская сокращений и указания статуса (супруг, папа, мама, родители и т. д.)

Основной текст письма, как правило, содержит выражение глубокой искренней благодарности и признательности за конкретные заслуги и человеческие качества:

  • за хорошее (достойное, прекрасное) воспитание сына/дочери (фамилия, имя);
  • за воспитание вашего ребенка, который показал себя способным (целеустремленным, ответственным, активным) человеком;
  • за активное (плодотворное, тесное) сотрудничество;
  • за активное участие в делах детского коллектива (организации, группы, объединения);
  • за проявленный интерес к процессу обучения (воспитания, творческого развития) подрастающего поколения;
  • за активную жизненную позицию. И т. д.

В заключение следует выразить уверенность либо надежду на дальнейшее плодотворное (долговременное, тесное) сотрудничество и искренне пожелать успеха, благополучия, здоровья, процветания и всего самого доброго всем членам семьи.

Письмо подписывается лицами, выражающими благодарность.

Ставится дата и печать учреждения.

Примерные тексты благодарственных писем

Образец №1

Администрация школы выражает Вам огромную благодарность за хорошее воспитание Вашего сына, Иванова Юрия Ивановича, который показал себя как способный и ответственный ученик, стремящийся к достижению лучших результатов в учебной и творческой деятельности.

Желаем Вам крепкого здоровья, успехов и семейного благополучия.

Выражаем уверенность, что и впредь Вы будете надежными друзьями и помощниками школы в деле воспитания и образования подрастающего поколения.

С уважением,

Директор школы Кузнецов П.П. Кузнецов

Образец №2

Уважаемые Иван Иванович и Юлия Игоревна!

Искренне благодарю Вас и выражаю свою глубочайшую признательность за прекрасное воспитание Вашей дочери, Ивановой Анастасии, и за активное участие в жизни нашего класса и школы.

Ваш ежедневный незримый труд, терпение и ответственное отношение к воспитанию приводят к неизменным и уверенным победам Ваших детей. Анастасия показала себя как человек способный глубоко мыслить, преодолевать трудности, отстаивать свое мнение. Успехи Вашего ребенка - это наши общие успехи и общая радость!

Благодаря Вашей активной жизненной позиции, пониманию и поддержке мы сможем и впредь растить достойную смену, устремленную к знаниям и творчеству.

От всей души желаю Вам огромного счастья, оптимизма и семейного тепла!

Буду искренне рада дальнейшему нашему плодотворному сотрудничеству на благо нашей школы.

С огромным уважением,

Классный руководитель Серова Н.Н.Серова

Семья - это крохотная страна.
И радости наши произрастают,
Когда в подготовленный грунт бросают
Лишь самые добрые семена!