Стерджесс фотография. Джок Стёрджес: «Я чувствую, как будто меня обворовали, и я никогда не смогу вернуть украденное. Что вы чувствуете по этому поводу

Джок Стёрджес - самый противоречивый фотограф, фотографии которого становятся скандалом October 13th, 2016

Если в одном из поисковых сервисов, Google или Яндекс, набрать всего две буквы, «д» и «ж», среди наиболее популярных запросов появится: «Джок Стёрджес». Кто же это такой, кто по популярности среди пользователей русского Интернета затмил Джину Лоллобриджиду и Джека Николсона?

Джок Стёрджес (Jock Sturges) - известный американский фотограф. Он родился в 1947 году в Нью-Йорке, на западном берегу Соединенных Штатов. Однако большую часть своей жизни он прожил на восточном побережье страны: в Калифорнии, в Сан-Франциско. Сейчас Стёрджес проживает в Сиэтле, штат Вашингтон. Те, кто смотрел сериал «Анатомия страсти» («Grey"s Anatomy»), наверняка запомнили контур этого современного и красивого города на побережье Тихого океана.

В конце 1960-х годов, когда Джок закончил общеобразовательную школу, в США еще был обязательный призыв в армию. Стёрджес проходил воинскую службу в Японии. Там же он добился первых успехов в фотографии, которая впоследствии стала делом его жизни. Стёрджес стал главным фотографом военной базы.

Демобилизовавшись в 1970 году, Джок Стёрджес продолжил образование сначала в колледже Мальборо в штате Вермонт. Он получил первую степень по педагогике, что позволило ему работать преподавателем фотографии. Одновременно Джок работал фотографом в различных рекламных агентствах, участвовал в выставках. В его портфолио постепенно накапливались выразительные фотоработы, а сам он вырабатывал свой стиль и искал собственную тему.

В 1978 году Стёрджес переезжает в Калифорнию, живет и учится в Сан-Франциско. Сан-Франциско - город красивый, яркий и, можно сказать, дерзкий. Люди, проживающие здесь, готовы прорывать все барьеры, и научные, и технологические, и нравственные тоже. Достаточно сказать, что борьба за свои права людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией началась именно здесь.

И достаточно сказать это, чтобы кое-кто тут же начал брызгать слюной и трясти кулаками, называя этот красивый и стильный город в лучшем случае гнездом порока. Окститесь, товарищи, позвольте продолжить.

В 1985 году Джон Стёрджес заканчивает обучение в Институте Искусств в Сан-Франциско и получает вторую степень в области искусств. Но что такое ученая степень в области искусств? Там, где самое важное не то, какие предметы ты выучил, а то, что ты сам можешь предложить «городу и миру» Самое главное для фотохудожника, как и для художника вообще

Свою тему Стёрджес нашел еще в конце 1970-х годов. Побывав на пляжах Нормандии и Бретани, а также на пляжах западного побережья Ирландии он начал фотографировать нудистов, которых на этих пляжах было довольно много.

Пляжи Нормандии привлекали еще импрессионистов. Многие из них кучковались вокруг роскошных городов-курортов Довиль и Трувиль. Здесь было все для развлечения богатой публики. Виллы, казино, модные магазины (Коко Шанель начинала в одном из них), шезлонги, в которых богатые мужчины и красивые женщины сидели, любуясь темно-синей поверхностью океана и дыша соленным воздухом. И купальни, в которых и те, и другие окунались в прохладные воды, одевши смешные для нас купальные костюмы конца 19-го - начала 20-го века.

Но пляжи Нормандии настолько протяжены, что там можно было довольно легко отыскать место совершенно пустое и дикое, да еще к тому же слегка прикрытое дюнами. Самое то, чтобы, не раздражая общественного мнения (даже во Франции того времени весьма консервативного), побеситься. Сбросить с себя одежку и побегать по бережку, в чем мама родила. Испытывая удивительное чувство возвращения в детство, когда обнаженное тело не вызывало никаких порочных эмоций.

И, кстати, если кто-то подумает плохо, представив оргии на пляжах, то, во-первых, да будет ему стыдно (как сказал один английский король, придумав орден Подвязки). А во-вторых, пусть он попробует представить эти пресловутые оргии на песке поподробнее. Пусть ляжет на мелкий песочек и немного по нему покатается. Впечатление получит незабываемое независимо от пола. Мелкий песок, забивающийся во все отверстия - то еще удовольствие. Нет-нет, только не оргии, только чистый и непорочный нудизм!


Черно-белые фотографии нудистов были сделаны Джоком Стёрджесом мастерски. И, что характерно, совершенно асексуально. Тот, кто пробовал фотографировать ню, знает, что эти фотографии могут быть вызывающе эротичными, а могут быть совершенно не привлекательными с этой точки зрения. Дело в позе, которую придумает для модели и «поймает» своим объективом художник. Так что снять асексуальную обнаженку - для этого требуется мастерство. И, кстати, асексуальность снимков лучше всего передает чувства людей, собирающихся в нудистские сообщества. Они не хотят потрахаться на берегу, потому что знают, как это противно. О чем уже было сказано в предыдущем параграфе.

Начав съемки нудистов в Европе, Стёрджес продолжил их на бесконечных пляжах Калифорнии, где тихоокеанская вода еще холоднее, чем волны Северной Атлантики. Это по-прежнему были черно-белые фотографии, снятые специальным объективом, который позволяет зрителю разглядеть красоту тела, не слишком его приближая, чтобы не сделать уродливым. А сделать это довольно просто. Вспомните, как Лемюэль Гулливер описывал свои прогулки по телам местных красавиц в Стране Великанов. Бр-р-р и еще раз бр-р-р!

В глазах многих россиян (а еще раньше, в глазах жителей советского государства) Америка представала притоном разврата! Ах, стриптиз, ах, «Playboy»! Ужас, ужас, ужас!!! Между тем, Америка - страна в основном с протестантской моралью. Протестанты - это христианские фундаменталисты, и взгляды их на вопросы взаимоотношения полов и на вопросы общественной морали весьма коррелируют со взглядами фундаменталистов исламских. Но они живут в обществе, где никто не вправе навязывать своих взглядов другим. Волей-неволей даже фундаменталистам приходится ограничивать свой пыл в борьбе за нравственность (как они ее понимают) рамками семьи или общины. Волей-неволей приходится соблюдать взаимную терпимость. Терпимость взаимно выгодную. Ведь если ты не будешь навязывать другим свои взгляды, то и другие не смогут навязывать свои взгляды тебе. Смотреть фотографии обнаженной натуры имеют право только те, кто это желает. Те же, кто считают такие фотографии аморальными, смотреть на них не обязаны. Могут тихо стоять в сторонке и радоваться, что никто не заставляет их смотреть на то, что они считают развратом. Как говорит хорошая русская поговорка:

«Не любо - не слушай, а врать не мешай»

Взаимная терпимость (она же толерантность) предполагает, что запрещать можно только то, что противоречит закону. И что запрещать это могут только те, кто на это уполномочен, то есть судьи. При этом перед судьей предстают представители обоих мнений, каждый из которых свою правоту должен доказать. Никто и никаким другим образом не может человеку ничего запретить. Пусть даже этот человек бегает по пляжу без одежды. Или же если другой человек такое безобразие (?) фотографирует.

Джок Стёрджес столкнулся с законом, когда стал фотографировать обнаженных девочек в период полового созревания («Лолит»). Власти решили, что это - детская порнография, демонстрация которой законом запрещена. В 1990 году 25 апреля полиция и агенты ФБР ворвались в студию, где работал фотограф и конфисковали фотоаппараты, негативы, готовые фотографии и компьютер, в котором хранились другие фотографии, сделанные Стёрджесом.

Доказывать свою правоту фотографу пришлось больше года. В результате судебного разбирательства фотографии Джока Стёрджеса порнографией признаны не были. Действия полиции и ФБР были признаны неправомерными. Суд Сан-Франциско не признал фотохудожника виновным и никаких обвинений против него не выдвинул.


Подобные процессы поднимают популярность деятелей искусства. Так было и в 19 веке, когда многие художники провоцировали общественное мнение, чтобы добиться популярности, а с нею славы и признания. Джок Стёрджес тоже стал известным благодаря скандальному процессу. За время, прошедшее со времени суда он издал более 10 персональных фотоальбомов. Его работы начали охотно покупать, галеристы с не меньшей охотой организовывали его персональные выставки. Но и другая сторона не успокаивалась. Против художника не раз выступали пуританские общины Америки. Религиозные активисты устраивали пикеты возле магазинов, которые продавали фотоальбомы Джока Стёрджеса. Пуританские общины несколько раз выдвигали против Стёрджеса новые обвинения. Но поскольку в США существует прецедентное право, иски против фотографа проигрывались на основании того, самого первого, приговора.

Почему же Джок Стёрджес стал столь знаменит в русском сегменте Интернета?

Потому что 7 сентября 2016 года в Москве была открыта его первая выставка в России, которая называлась «Без смущения» (Я бы перевел название «Absence of Shame», как «Без стыда»). Планировалось, что выставка будет работать до 30 октября 2016 года.

И вдруг, по прошествии двух с половиной недель, одна известная дама, член Госдумы, вдруг заметила, что эта выставка - публичная демонстрация детской порнографии. При том, что Джок Стёрджес, уже наученный горьким опытом, имел все документы, свидетельствующие, во-первых, что все съемки производились с согласия моделей, а во-вторых, что обнаженными на представленных фотографиях были сняты только совершеннолетние модели. Копии документов были в наличии у организаторов выставки в Москве. Кроме того, посетители до 18 лет на эту выставку не допускались.

Но здесь вам не Америка. Появились какие-то общественники, облаченные в какую-то униформу, представляющие какую-то общественную организацию и телами закрыли доступ на выставку. Ах, как это было героически! Ах, как это было духоподъемно! Ах, как это было скандально!

Российские ревнители нравственности, в конце концов, наступили на те же грабли, что и ревнители нравственности американские. Скандал сделал выставку популярной. Через несколько дней ее возобновили, и она проработала до конца сентября, приняв за неделю, наверное, раза в три больше посетителей, чем это было бы без скандала.

А Джок Стёрджес, благодаря случившемуся скандалу, получил свою долю славы в России. Чему подтверждением - выдачи самых популярных запросов к поисковым системам Интернета, начинающихся на буквы «д» и «ж».

Полезные ссылки:

  1. Без смущения

Джок Стёрджес - американский фотограф, мастер детских и подростковых снимков. Часто его работы выполнены на нудистских пляжах Калифорнии, Франции или Ирландии .
Родился в Нью-Йорке, но в течение многих лет работал в Сан-Франциско. Сейчас живет в Сиэтле, штат Вашингтон.
Преимущественно в его поле зрения попадают девочки в период полового созревания, что привлекло внимание правоохранительных органов. 25 апреля 1990 года в студию Джока Стёрджеса в Сан-Франциско ворвались полиция вместе с агентами ФБР. Были конфискованы компьютер, фотоаппараты, негативы, готовые снимки и т. д. Разбирательство длилось более года. Художественное сообщество США и Европы выступило в защиту фотографа, в том числе благодаря этой поддержке Совет по соблюдению законности принял решение о неправомерности действий полиции и ФБР, суд Сан-Фрaнциско не выдвинул Джоку Стёрджесу никаких обвинений.

Популярность Джока Стёрджеса после этого возросла. С тех пор он издал более 10 персональных альбомов, организовал немало персональных и принял участие в не меньшем количестве групповых выставок, его работы начали охотно покупать. Во второй половине 1990-х годов против фотографа выступили протестантские общины США. Их активисты пикетировали магазины книг, требуя уничтожения фотоальбомов Джока Стёрджеса , Дэвида Гамильтона и др.

Пуритане также неоднократно обращались в суд. В частности в конце 1990-х в штате Алабама им удалось запретить фотографии Джока Стёрджеса как «фотографии лиц моложе 17 лет, которые осуществляют неприличные действия».

Сам фотограф относился к этому сдержанно: «Очень трудно добиться известности занимаясь исключительно художественной фотографией. Теперь я достиг этого, но меня навсегда лишили возможности узнать, популярны ли мои произведения исключительно благодаря своим художественным достоинствам или это результат возникающих вокруг них скандалов. Я чувствую, как будто меня обворовали, и я никогда не смогу вернуть украденное. Некоторые критики обвинили меня в том, что я пытаюсь извлечь выгоду из сложившейся ситуации, но забыли упомянуть, что ситуация сложилось вовсе не по моей вине» .

Сильный довод в пользу фотографа заключается в том, что он работал с девочками и девушками из нудистских общин в их обычной среде обитания, в привычных для них условиях. Они не раздевались, чтобы позировать - они были обнажёнными до его прихода и даже не думали одеваться после того как он сделал последний кадр. Для них нагота вполне естественна и им в голову не могло прийти, что какие-то незнакомые взрослые люди смогут найти в этом извращение. Стэрджес не просто приходит на пляж, чтобы сделать несколько фотографий, он живет жизнью этих людей, постоянно общается с ними, помогает им решать какие-то вопросы. Он уверен, что только в случае добрых доверительных отношений, только если модель интересна ему не как «прекрасная незнакомка», а как личность, а он в свою очередь интересен модели - только при соблюдении всех этих условий у него есть шанс получить удачный снимок.









В Москве со скандалом закрыта выставка американского фотографа Джока Стёрджеса "Без смущения". Дискуссия, которая зародилась в блогах, вылилась в большое общественное обсуждение морального облика автора снимков. Можно ли фотографировать голых детей? Лайф решил узнать у самого Джока Стёрджеса и позвонил ему домой в Сиэтл.

Здравствуйте, мистер Стёрджес. Вы, наверное, в курсе текущей ситуации с закрытием выставки в России.

(по-русски) Конечно.

Что вы чувствуете по этому поводу?

Я очень расстроен. И очень удивлён, потому что мои работы показывались по всему миру многие сотни раз - в музеях и галереях. Ничего подобного никогда не случалось. Ни разу.

Если бы вы могли сейчас напрямую обратиться к официальным лицам, принявшим решение о закрытии выставки, что бы вы им сказали?

Я бы сказал, что, с одной стороны, я понимаю их осторожность и желание защищать права детей. Против этого я ничего не имею. Если у них были ко мне вопросы, они могли бы их задать, и я бы им ответил.

С другой стороны, я надеюсь, что они изучат мои работы и поймут, что моё творчество имеет хорошую репутацию в культурном обществе не без причин. И, как только они это сделают, они смогут решить, что выставка была абсолютно безвредной и даже полезной.

Как так получилось, что во всём мире ваши работы имеют успех, а в России получился скандал?

Честно говоря, для меня это загадка. Я считаю, русские люди уже давно славятся тем, что любят искусство, защищают его и продвигают больше, чем любая страна в мире. У Большого театра лучшая балетная труппа в мире, это даже не обсуждается. Русские так ценят и любят искусство, что самое страшное оскорбление в России - "некультурный" (произносит слово по-русски) . И я очень удивлён происходящим, правда. Это совсем не похоже на Россию, я такого совсем не ожидал.

Простите, что пересказываю вам вашу же биографию, но похожие истории случались с вами и раньше. Я говорю об инцидентах в 1990 и 1994 году, когда вас сначала преследовало ФБР, а затем за ваши книги судили сеть магазинов Barnes & Noble. А теперь вот инцидент в России. Смотрите, мы изучили графики поисковой активности за последние годы, и, получается, что каждый раз, когда вас пытаются осудить или запретить ваше творчество, ваша популярность резко взлетает вверх. Почему так получается?

Я думаю, это случайность. Или кого-то очень воображение подводит, не знаю. В 90-х в США происходили так называемые культурные войны (конфликт между традиционалистами-консерваторами и либералами в искусстве США 90-х годов. - Прим. Лайфа ). Их до сих пор изучают, кстати, но там жертвой нападок был не только я, но и другие деятели культуры: рэп-артисты, чьи тексты кому-то не нравились, другие фотографы, например Салли Манн, которую я считаю лучшим фотохудожником из ныне живущих.

Это была такая развёрнутая попытка нашего христианского правого крыла получить политический капитал, нападая на культуру. Но ничего не сработало. Мне ни разу не выдвигали никаких официальных обвинений. Один раз мне понадобилось защищаться перед судом присяжных, но в итоге все признали, что мои работы - предметы искусства.

Некоторые люди очень бурно реагируют на ваши работы. На закрытии выставки один мужчина вообще облил одну из ваших фотографий мочой. Что-нибудь подобное происходило в США с вами или вашими работами?

Нигде и никогда. Со мной такого никогда не случалось. Мужчина, который вылил банку мочи, - безумец. Я уверен, что русские так себя не ведут. Я проводил лекцию в выставочном зале, где располагалась экспозиция на открытии выставки. Это был чудесный вечер, полный общения с заинтересованной и очень образованной русской публикой. Это была лучшая лекция "вопрос - ответ", которую я когда-либо проводил. И я покидал Россию, чувствуя тепло. Всё прошло хорошо, мероприятие было организовано потрясающе. Это был крайне позитивный опыт для меня. И вот поэтому я так удивлён.

У меня до сих пор на руках виза, выданная мне российским правительством на три года. Мероприятие было внесено в списки на сайте Министерства культуры, так что то, что я буду здесь, ни для кого в России секретом не было. И что выставка будет - тоже. В письмах, которые мы отправляли, мы доходчиво и подробно объясняли, что это будет за выставка.

Я не был до этого в России 40 лет. Я был так впечатлён этим визитом, так впечатлён переменами, которые произошли с этим городом, теперь это живой, современный, важный город. А 40 лет назад, во времена холодной войны, люди боялись друг друга, боялись навредить самим себе или сказать что-нибудь не то. Ну, про крайней мере, мне как иностранцу так показалось.

Никогда не думали бросить фотографию? Или начать фотографировать, например, животных - они и так голые, хотя бы никто злиться не будет.

Прошло 26 лет с последнего момента, когда у меня были проблемы с законом в США. Моя жизнь была очень-очень спокойной. Этот случай был полной неожиданностью. Все тут знают, чем я занимаюсь. Мои фотографии выставляют ключевые музеи. Кстати, хотите расскажу историю?

Разумеется, давайте!

Когда я был в России давным-давно, я был вожатым небольшой группы студентов колледжа. И на пути нашего путешествия мы оказались в Ленинграде, который теперь Санкт-Петербург, и у нас были билеты в театр на всю группу. Но две девушки-студентки решили пойти сделать себе маникюр. Они были, как вы понимаете, "некультурные" (произносит по-русски) . Мы пошли на спектакль. И, перед тем как войти в театр, мы увидели людей, которые пытались купить себе билет. Они стояли на улице и надеялись попасть внутрь. Я поднял наши свободные два билета и спросил: "Кто-нибудь хочет пойти с нами?" И на нас так разозлились! В толпе нам сказали: "К билетам в театр нельзя так относиться! Вы хотя бы примерно представляете, насколько они важны и ценны для нас? А вы относитесь к ним как к бумаге. Это оскорбительно". И они были правы. Абсолютно правы. И я тогда многое понял. Я понял, насколько русским людям важна культура. Всем и каждому.

И тот факт, что в этом случае, с выставкой, культура сработала совсем иначе, был для меня большой неожиданностью. Мне кажется, что это результат влияния маленькой группы людей, которые ведут себя как провокаторы.

Расскажите, пожалуйста, ваши дети появлялись на ваших фотографиях? Говорят, что вы снимаете свою приёмную дочь и не фотографируете для выставок родную. Это правда?

Я работаю с двумя своими детьми. Это мои крестницы, не приёмные дети.

И вы показываете фотографии своих крестниц на выставках, верно?

Время от времени, да.

А родные дочери?

Я их тоже фотографирую.

Это действительно так?

Да. Конечно. Послушайте, я вам вот что расскажу: мои натурщицы не подписывают модельные соглашения (отказ от права на фотографию и передача всех прав на её размещение автору. - Прим. Лайфа ), которые позволили бы мне свободно распоряжаться фотографиями. Каждый фотограф подписывает такие документы, но только не я. Почему? Я фотографирую людей на протяжении всей их жизни и постоянно нахожусь в контакте со своими моделями.

Я каждый раз спрашиваю разрешения на размещение фотографии. Всегда, когда у меня планируется выставка, когда журнал хочет напечатать какой-то снимок. Снова и снова. Некоторые из натурщиц говорят: "Джок, ты уже столько раз звонил, я же всегда соглашаюсь, можешь больше не звонить, не волнуйся". А я отвечаю: "Нет, я всё равно каждый раз буду звонить и проверять, потому что я не знаю, какие перемены могут случиться у тебя в жизни".

Ого. Это очень неожиданно слышать.

Есть вещь ещё поважнее: многие люди на моих фотографиях - это дети тех, кого я когда-то снимал ещё ребёнком. Если бы кто-то из них чувствовал себя уязвлённым или обиженным, они не позволили бы мне снимать своих детей. Но они просто приводят ко мне своих детей, потому что им нравятся мои фотографии. А в некоторых случаях я работаю аж с тремя поколениями одной и той же семьи. Я фотографирую детей детей детей и так далее. И у меня каждый раз очень долгие дружеские отношения с людьми и семьями, которых я снимаю. И я не так много людей фотографирую, может быть, 20-25 семей. И это, как правило, одни и те же дети раз за разом. А потом, когда они вырастают, я фотографирую их детей. Я делаю даже не фотографии, а истории жизни.

Вот, например, Фэнни, моя крестница. Это та самая девушка, которую я снял, когда ей было 10 лет, с руками за спиной. Фэнни сама меня попросила, ей было 10, а её мать умерла за три месяца до этого. Ей было очень грустно всё лето. Она сказала: "Сфотографируй меня, как будто у меня крылья как у ангела, чтобы мама на небе увидела, что я помню о ней".

Вот годы спустя я фотографировал Фэнни, беременную первенцем, и прошлым летом как-то снимал её вместе с годовалым малышом. Этот вот портрет я снял за день до того, как я покидал Францию несколько недель назад. Она подошла и попрощалась. Посмотрите на её силу и уверенность! Да, она голая, но последнее, что я вижу в фотографии, - это эротику. Взгляд скользит по ней, но останавливается на лице. Очень трудно отвернуться. Вот это мне нравится больше всего в моём деле. Я вижу, кто она на самом деле, её природу.

Поэтому мою выставку и назвали "Без смущения". Что же, интересно, так тревожит некоторых людей в идее жить без смущения?

Скажите, из-за этой ситуации у вас будут проблемы на родине в Штатах?

Нет, с чего бы? То, чем я занимаюсь, здесь вполне легально.

Мне, честно говоря, не очень нравится такая известность. В основном потому, что многие из высказывающихся ни разу не видели выставку. Они не знают о моих работах ничего. Теперь критики часто вспоминают мои проблемы с законом в 1990 году и то, как я стал всемирно известным именно из-за них, став этаким "плохим мальчиком" от фотографии. И что мои работы не очень-то хороши, я просто получаю дивиденды со скандальной известности.

И из-за этого я теперь не могу наслаждаться своими успехами, когда их добиваюсь. Мне трудно отличить истинных поклонников от тех, кто просто пришёл "за скандалами".

Но на всякий случай скажу ещё раз: ни один человек не пострадал и никогда не пострадает из-за того, что я его снимал.

Центр фотографии имени братьев Люмьер представил первую в России выставку одного из самых противоречивых фотографов последних десятилетий - Джока Стёрджеса.

Стёрджес известен своими сериями семей нудистов Франции, Северной Калифорнии и Ирландии. Выполненные с помощью крупноформатной камеры, его фотографии отсылают нас к работам старых мастеров живописи и фотографов конца XIX-начала ХХ века.

Однако слава пришла к фотографу вместе со скандалом. Изображение женской натуры в периоды полового созревания и до него привлекло внимание консервативной общественности, христианских общин и правоохранительных органов США в 1990х гг. Сначала полицейские службы совместно с работниками ФБР произвели обыск в студии автора и арест его работ и фотографической техники, несколькими годами позже активисты христианских общин США осаждали книжные магазины по всей стране с целью изъятия и уничтожения фотоальбомов автора. Позже все обвинения с автора были сняты.

Несмотря на нападки на Стёрджеса за то, что в его работах зачастую присутствует очень юная обнаженная натура - снимки не оставляют ощущения порочности. Стёрджес не работает с обнаженным телом как с абстрактной формой, но устанавливает особый контакт с человеком, что делает его фотографии такими чарующими и непринужденными. Стёрджес на протяжении долгих лет дружит с семьями своих натурщиц. Фотограф снимает своих моделей - девочек и девушек из нудистских общин - в обстановке, совершенно гармоничной для них самих. «Нагота здесь ничего не значит…Люди обнажены, потому что они нудисты и проводят теплое время года на курортах, свободные от чувства смущения», - говорит автор.

Начав работу сериями в 1970ые годы, сейчас автор фотографирует уже третье поколение своих моделей. «У меня есть серии фотографий, отражающие 30- и 35-летние периоды жизни». Он очарован человеческих телом и тем, как оно развивается, начиная с младенчества и детства до подросткового периода и зрелости. Стёрждеса интересует не только физиологические метаморфозы, но и личностные изменения, которые претерпевает человек:

«Я хочу, чтобы, смотря на мои фотографии, зритель осознал, насколько интересны и многогранны люди на моих фотографиях».

Стёрджес изучал педагогическую психологию и фотографию в университете Марльборо в Вермонте, после чего получил степень магистра искусств в Институте изящных искусств Сан-Франциско. После окончания учебы Стёрджес в течение года работал под руководством фотографа и известного специалиста по фотопечати Ричарда Бенсона. За это время ему приходилось печатать с негативов Эжена Атже, Пола Стрэнда, Уолкера Эванса, Гарри Виногранда и других именитых фотографов.

Джок Стёрджес выпустил более 10 монографий, его работы находятся в музейных коллекциях таких институций, как Музей современного искусства и Метрополитен-музей в Нью-Йорке, Национальная библиотека в Париже и франкфуртский Музей современного искусства.

Центр фотографии имени братьев Люмьер показал около 40 фотографий, снятых Стёрджесом на крупноформатную карданную камеру 20х25 см. Выставка представит творчество автора от ранних работ 1970-ых годов до современных съемок.

Jock Sturges. Ad"ele_ Montalivet, France, 1999




Jock Sturges. Sin"ead_ Clifden, County Galway, Ireland, 1995

24 сентября детский омбудсмен Анна Кузнецова и сенатор Елена Мизулина потребовали от правоохранительных органов проверить выставку "Без смущения" на предмет детской порнографии. Пояснения организаторов о том, что все обнажённые модели на выставке - совершеннолетние женщины, никак не помогли.

После этого выставку забаррикадировали неизвестные бандиты, назвавшиеся членами общественной организации "Офицеры России". Полиция никак не отреагировала на незаконные действия преступников.

Выставка в результате была закрыта.

Понять творческих людей действительно способен не каждый. Кто-то обязательно будет кричать: «Никакое это не искусство, а просто безобразие», кто-то - поставит автору в упрек, что называть разврат творчеством - преступно. Именно так блогеры охарактеризовали выставку "Без смущения", которая с 8 сентября открылась в Москве в Центре фотографии имени братьев Люмьер.

Я в ступоре: в Москву привезли работы идейного вдохновителя всех педофилов Джока Стёрджеса , - возмутилась блогер Лена Миро. - Этот тип снимает, в основном, голых девочек в период полового созревания. Я не понимаю, как мог автор таких фотографий - жирный, старый извращенец - оказаться в Москве с персональной выставкой. Куда смотрят власти Москвы? Почему они это допустили? Почему в Москве выставляются работы того, кто снимает маленьких голых девочек в сексуально-призывных позах?

Специально нахожу фотографии Джока Стёрджеса - их много в интернете - на них действительно юные девочки, на которых нет одежды... совсем, даже трусиков. Точно такие же снимки нахожу и на сайте Центра фотографии имени братьев Люмьер - точно, выставка такая проходит. До последнего, мне казалось, что информация фейковая.

Организатором выставки является наш центр, мы получили согласие автора и распечатали фото. На выставке представлено 40 фотографий, - рассказали "Комсомольской правде" в Центре фотографии имени братьев Люмьер. -

А представленны фото, где девочки полностью голые? - уточняю.

Да. Но это же искусство - вы должны это понимать. Прямо откровенных нет. Интимные места деликатно прикрыты руками, волосами.

В интернете нахожу информацию, что Джок Стёрджес действительно самый противоречивый фотограф последних десятилетий. Он известен своими сериями фотографий семей нудистов Франции , Северной Калифорнии и Ирландии . Его даже обвиняли в педофилии за его снимки. Возмутилась в 90-х годах консервативная общественность, христианские общины и правоохранительные органы США . В студии автора прошли обыски, арест работ и фототехники. В магазинах общественники уничтожали фотоальбомы автора. Но позже все обвинения с автора были сняты.

Джок Стёрджес выпустил более 10 монографий, его работы находятся в музейных коллекциях таких институций, как Музей современного искусства и Метрополитен-музей в Нью-Йорке , Национальная библиотека в Париже и франкфуртский Музей современного искусства, - сообщают на сайте Центра фотографии имени братьев Люмьер.

Ради любопытства еду на Болотную набережную, где находится Центр фотографии имени братьев Люмьер. Билеты на выставку должны быть от 200-430 рублей. Но меня встречает закрытая дверь и табличка "Центр фотографии не работает по техническим причинам".

- А почему центр закрыт? - спрашиваю у сотрудников.

Прорвало трубу на "Октябре", у нас там все течет, - говорит мне представитель Центра.

- Прямо все залы? Фотографии тонут? - уточняю.

- А вон там люди же ходят...

Это последний сеанс, они уже уходят...

Выходившие с выставки говорят, что в залах сухо. Выставку "Без смущения" видели, но педофилами себя не считают.

Там обнаженные девочки - да. Но фото не развратные. Обычные, - говорит посетитель Андрей. - Хотя на некоторых все же есть легкая эротика.

Вход в зал с табличкой "18+" уже перегородили, но фотографии пока еще висят.

В интернете тем временем вижу сообщения, что сенатор, заместитель председателя комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Елена Мизулина возмутилась появлением подобной выставки в Москве и обратилась к генеральному прокурору Юрию Чайке организовать проверку, и, в случае выявления фактов нарушения законодательства, закрыть экспозицию.

И сразу после этого, как утверждают сотрудники Центра фотографии имени братьев Люмьер, на "Октябре" прорвало трубу и выставку пришлось закрыть по техническим причинам. Но в это же время расположенный рядом магазин с книгами открыт. Вот только фотоальбомы Джока Стёрджеса, по абсолютной случайности, закончились.

Вместе с последними посетителями все же попадаю в зал, где на стенах были все 40 фотографий, снятых Стёрджесом на крупноформатную карданную камеру 20х25 см. Здесь не только ранние работы 1970-х годов, но и современные снимки. Среди посетителей были не только парни, но и девушки, встретила я там даже семью с маленьким ребенком.

- Вам не кажутся эти фотографии вульгарными? - интересуюсь у девушек.

Нет. Это же натуральная красота женского тела, - отвечает 20-летняя Александра.

Да, я читала.

КСТАТИ

В России Роскомнадзор несколько раз выносил предупреждения различным интерент-ресурсам, которые размещали у себя подборки фотографий Джока Стёрджеса. По мнению экспертов ведомства, их можно считать детской порнографией.

МНЕНИЕ

Дети это товар. Товар надо продвигать и продавать

Дмитрий СТЕШИН

Изначально, базис для педофилии заложила свора модельеров-гомосексуалистов, плотно обсевшая фэшн -индустрию, как мухи - разбитый арбуз. Примерно лет двадцать-тридцать назад начался этот процесс - когда на подиумах вместо нормальных женщин стали появляться бледные создания без особых половых признаков, в последней стадии чахотки. Но знающие люди моментально объяснили дикой публике, что туберкулез тут не при чем, это теперь такая модная тема, называется «героиновый шик». ()

Сергей Попов, искусствовед, галерист: "Стёрджес не извращенец, а художник"

Стёрджес - значительный фотохудожник, посвятивший свою деятельность людям, живущим в гармонии с природой, - нудистам. Безусловно, это искусство, и демонстрируется оно на территории респектабельной галереи. Стоит гриф «18+», так что говорить о растлении просто смешно - у нее взрослые зрители... Ну а от прокурорских проверок интерес к выставке лишь возрастет.

МНЕНИЕ ИЗ ФЕЙСБУКА:

А В ЭТО ВРЕМЯ

"Пропаганда педофилии!" - Мизулина требует закрыть фотовыставку обнаженных девочек

В скандал вокруг открывшейся в столичном Центре фотографии имени братьев Люмьер выставки "Джок Стерджес. Без смущения" вмешалась Елена Мизулина. Публику возмутило, что натурщицы Стерджеса - обнаженные маленькие девочки. ()

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Активисты заблокировали работу выставки фотографий Джока Стэрджеса в Москве

Экспозиция в «Центре фотографии имени братьев Люмьер» с сегодняшнего дня официально закрыта

МНЕНИЕ

Дмитрий Энтео: «Организаторы педофильской фотовыставки должны понести уголовное наказание»

В скандал с открывшейся в московском Центре фотографии имени братьев Люмьер выставки «Джок Стерджес. Без смущения» вмешался Дмитрий Энтео Активисты заблокировали экспозицию Джока СтёрджесаВиктор ГУСЕЙНОВ