История фотоаппаратов pentax. Производитель бытовой техники и электроники Pentax. Камера Asahi Pentax с пентапризмой

Pentax

Год основания: 1926

Страна: Япония

История компании Pentax

Ниже представлена хронология развития компании - от первых исследований и разработок, сделанных в Японии в 1919 году, до создания всемирной сети, включающей 16 представительств и более 100 дистрибьюторов в 100 разных странах. За это время нам удалось завоевать репутацию ведущего мирового изготовителя оптических приборов и заслужить множество мировых наград и сертификатов.

1919

Основана компания Asahi Optical Joint Stock Co.

1952

Компания представила "Asahiflex I" 35мм – первую японскую 35 мм зеркальную камеру, тем самым став пионером в производстве фотокамер данного класса в Японии

1954

Серийное производство "Asahiflex II" – первой зеркальной камеры с быстрым возвратом зеркала

1957

Разработка и выпуск зеркальной фотокамеры Asahi PENTAX с пентапризмой

1960

PENTAX первым на рынке фотокамер получает награду за научную и технологическую разработку оригинального механизма быстрого возврата зеркала

1962

PENTAX открывает представительство в Бельгии

1964

Производство камеры Asahi PENTAX SP с системой быстрого экспозамера TTL

1966

Количество выпущенных зеркальных камер превысило миллион штук

1967

Открыт первый в Японии музей фототехники на заводе Nishiazabu, Токио (в 1993 году переехал на завод Mashiko)

1969

Запуск среднеформатной фотокамеры Asahi PENTAX 6x7

1971

Корпорация занимает лидирующие позиции на фондовой бирже Токио

1972

Выход PENTAX на рынок оптики для очков: запуск линз SMC PENTAX зафиксирован на бирже Амстердама

1977

PENTAX заявляет о себе в сфере медицины – под эгидой отделения PENTAX в Германии началось производство бронхофиброскопов и систем PENTAX CAD

1978

Открывается представительство PENTAX в Канаде и Великобритании (1979)

1979

Космическое агентство NASА выбрало камеру Pentax Auto 110 для съемок в космосе

1980

Запуск серии фотокамер PENTAX LX в честь 60-летнего юбилея PENTAX
-Количество выпущенных зеркальных камер превысило 10 миллионов штук

1981

Количество выпущенных зеркальных камер PENTAX достигает 10 миллионов
- Выпуск "PENTAX ME-F" - первую в мире зеркальную фотокамеру с системой автофокусировки TTL

1982

Представительства PENTAX открываются в Швейцарии, Швеции и Нидерландах

1983

Начало производства искусственных корней зубов Apaceram и выход корпорации PENTAX на рынок керамики.

1984

Запуск в производство среднеформатной фотокамеры PENTAX 645
- Начало освоения корпорацией рынка компактных фотокамер: произведена PENTAX PC35AF/Sports35

1985

Начался выпуск первого японского синтетического костного фильтра Apatite

1986

1987

Производится первая в мире автофокусная зеркальная фотокамера PENTAX SFX/SF1 со сменной оптикой автоматической вспышкой TTL
- Началось производство видеоэндоскопов PENTAX с CCD-сенсорами

1988

Запуск в производство синтетической костной ткани

1990

На Филиппинах основан завод по производству фотокамер под названием Asahi Optical Philippines

1991

Начало производства высококлассных автофокусных зеркальных камер серии Z

1991

Количество выпущенных зум-компактов превысило 20 миллионов штук

1995

PENTAX выходит на рынок цифровых фотокамер с моделью PENTAX EI-C90
- Запуск первой в мире среднеформатной камеры с системой автофокусировки и сменными объективами PENTAX 645N
- Первый в мире зум-объектив "рыбий глаз" SMC Pentax Fish-Eye zoom 17мм–28мм получил звание "лучшая новая разработка"

1986

Создана первая в мире зум-компакт камера PENTAX Zoom70

1996

Все подразделения Pentax аккредированы Международной организацией по стандартизации по стандарту
ISO 9000

1997

Pentax вышел на рынок цифровых фотокамер

1998

Отделения Pentax и заводы "Mashiko" и "Ogawa" аккредитованы Международной организацией менеджмента по стандарту ISO 14 000 (соответствие процесса производства требованиям экологии, хранения и переработки отходов производства)

2000

Название корпорации меняется с Asahi Optical Co., Ltd на PENTAX Corporation
- PENTAX начал сотрудничать с Hewlett-Packard в области разработки цифровых фотокамер

2002

Производство биноклей Digibino DB100, совместимых с цифровой фотокамерой и ЖК-дисплеем.

2003

Основан центр научных разработок, совместно с университетом Shanghai Jiao Tong, Китай
- Запуск линейки ультракомпактных цифровых камер Optio S с уникальной системой парковки объектива Sliding Lens system
- Выпущена цифровая зеркалка "*istD"

2004

Начало свою работу представительство PENTAX в США
- Для разработки и сбыта промышленного оборудования основана компания PENTAX Industrial Instruments Co., Ltd.
- С целью расширения бизнеса по производству медицинского оборудования приобретена компания, названная Microkine PENTAX, Inc

2005

Путем слияния основана компания PENTAX Sales Co.,Ltd
- PENTAX Optotech Co., Ltd выделяется в отдельную дочернюю структуру из производства точной механики
- PENTAX Tohoku Co.,Ltd также становится дочерней фирмой, выпускающей медицинское оборудование

2006

Выпуск цифровых зеркальных фотокамер Pentax-К, совместимых с широчайшей линейкой оптики с К-байонетом. Камера PENTAX K100D удостоилась самых высоких оценок по результатам тестирования DPRewiew

Дорога длинною в 85 лет: первые шаги

С чего все начиналось...


Компания Asahi Optical Co., Ltd не является пионером производства фотокамер в Японии. Исторические документы свидетельствуют о том, что фотокамеры типа "box" появились в Японии в 1860 году, когда в центральных районах страны (ныне префектура Нагойя) уже был известен способ дагеротипа. Конечно, это были первые несерийные образцы фотоаппаратов, которые не сохранились до наших дней. Однако примечательно то, что всего через 20 лет после того, как в 1840 году голландскими моряками была завезена первая камера для дагеротипии, в Японии уже появилась своя собственная модель. Этот факт говорит о том, что даже 150 лет назад отношение японцев к лучшим достижениям культуры других стран было не столь жестким, как это принято считать.

Потребовалось около 20 лет, чтобы в 1882 году в Японии появилась своя первая серийная продукция. Заслуга в этом принадлежит господину Кониши Хонтен - основателю Rocuemon Konishi, впоследствии Konica Corp. Так что если отвечать на вопрос, кого можно назвать пионером фотоиндустрии Японии, то это вполне мог быть Кониши Хонтен. Однако, в то время производство фотокамер целиком зависело от импорта готовых узлов, таких как объективы, затворы и т.п. Начиная с 1930 года, многие производители оптики стали выпускать свои фотокамеры. К ним относятся такие компании как Сhiyoda Optical (ныне "Minolta Сamera Co., Ltd."), Olympus, Tokyo Optical Instruments и Seiki Optical Laboratory (Canon, Inc.).

В то время Asahi Optical была небольшой фирмой, которая занималась изготовлением очковых линз и имела в штате лишь несколько сотрудников. Её предшественницей была компания "Asahi Optical Joint Stock Co.", основанная в 1919г. Однако, благодаря применению передового метода полировки оптических поверхностей, продемонстрированной при изготовлении линз для очков, в 1933 году Asahi Optical была выбрана фирмой Konica для изготовления объективов к своим однообъективным фотокамерам "Parlet" типа "box". Konica приступила к выпуску фотокамер Parlet в середине 1920-х годов, используя для этого импортные комплектующие. Таким образом, объективы, изготовленные Asahi Optical, были первыми японскими комплектующими узлами, установленными в фотокамерах. Поэтому компанию Asahi Optical можно назвать пионером производства объективов в Японии.

Asahi Optical Joint Stock Co. была небольшой компанией по изготовлению оптики, но имела хорошую технологическую базу. В то время для полировки очковых стёкол использовали шерстяную ткань. Однако, специалисты компании Asahi Optical разработали свой метод точной полировки, основанный на использовании асфальтовой смолы - материала, который в основном применяли для полировки оптических элементов астрономических телескопов и микроскопов. Хотя по сравнению с современными стандартами это технологическое нововведение может показаться не столь значительным, необходимо отметить бесспорное стремление Asahi Optical выпускать продукцию высокого класса.

Переносная форматная фотокамера Parlet, оснащённая оптикой от Asahi Optical Joint Stock Co., пользовалась хорошим спросом. Отчасти причиной этому послужила нехватка 35мм плёнки, что увеличило потребность в форматных камерах даже в Германии.

Asahi Optical Joint Stock Co. постепенно расширяла свой бизнес, развивая производство фотографической оптики. В 1934 году на северной окраине Токио был построен новый завод. Привлечение фирмой Konica новых японских компаний для развития внутреннего рынка фотокамер и рост популярности переносных форматных камер способствовали тому, что японские камеры быстро вошли в моду и пользовались большим спросом.

Особенно популярны были камеры "Panol" фирмы Konica и "Semi-Minolta" фирмы Chiyoda Optical, которые являлись копиями моделей "Iconta 6x9", "Baby Iconta" и "Super Iconta", выпущенных в Германии в 1929 году компанией Zeiss Icon. Они явились связующим звеном в процессе перехода от переносных форматных камер к раскладным и, в конечном итоге, подготовили почву для появления более технологичных и сложных моделей. В 1937 году компания Chiyoda Optical представила миру фотокамеру Minolta Flex, объектив которой был изготовлен компанией Asahi Optical Joint Stock. Это была первая японская двухобъективная "зеркалка", созданная по образу и подобию доминирующих в то время фотокамер Rolleiflex.

Образование компании Asahi Оptical Co., Ltd.
Процесс милитаризации страны, начавшийся в конце 1930-х годов, сказался на деятельности компании Asahi Optical Joint Stock. Теперь вместо очковых линз компания приступила к выпуску военной оптики. Эти перемены, однако, стали счастливыми для президента компании Сабуро Мацумото. В возрасте 27 лет он возглавил руководство компанией после смерти своего предшественника господина Кумао Каживара. За его плечами была работа в полиграфической промышленности. На тот момент Мацумото не имел серьезного опыта в бизнесе, но сумел правильно оценить перспективы фотоиндустрии. До назначения на этот пост он проработал в компании Asahi Optical Joint Stock уже 6 лет: сначала в должности оптика-полировщика, а затем - инженера. По мере изучения опыта немецких изготовителей фотокамер - от переносных форматных фотокамер к раскладным и далее к двухобъективным "зеркалкам" -Мацумото стал терять интерес к изготовлению очковых линз и оптических прицелов. Он решил переориентировать производство на изготовление фотокамер.

Мацумото привез из Германии фотоаппарат "Corere" и в свободное время занимался фотосъемкой. Увлечение фотографией подкрепляло его уверенность в перспективности рынка фотоаппаратуры. В то время компания Asahi Optical Joint Stock процветала, список её заказчиков постоянно пополнялся. В него вошла и компания Chiyoda Optical.

К концу 1937 года милитаристский режим в Японии полностью подчинил себе экономику страны. Над деятельностью Asahi Optical Joint Stock был установлен жесткий контроль, и компанию обязали заниматься выпуском военной оптики. Таким образом, было прекращено производство оптики для фотокамер. Несмотря на это в 1938 году президент компании Мацумото решает приобрести небольшой деревообрабатывающий завод к северо-западу от Токио и организовать новую компанию Asahi Optical Co., Ltd. для коммерческого изготовления объективов для фотокамер. Фактически, эту дату можно считать днем основания компании. Однако, не все шло гладко. Сначала ситуация казалась благоприятной из-за наплыва заказов от новых японских фирм-изготовителей фотокамер. Но резкое ужесточение режима милитаризма и вовлечение Японии во Вторую Мировую войну в 1941 году привело к установлению военного контроля и над этим заводом.

Единственным военным заказом из области фототехники был прибор для аэрофотосъемки. Фотокамеры обычного назначения считались бесполезными и совершенно ненужными. Конечно, такая обстановка в стране не могла не сказаться на деятельности других японских фирм-изготовителей фотокамер. Казалось, что Япония никогда уже не сможет конкурировать с Германией, лидером в области производства фотокамер. На восстановление экономики страны требовались годы.

Однако, даже в такое непростое время компании Asahi Optical удалось разработать собственную технологию полировки линз и накопить существенный опыт в этой области. В дальнейшем это принесло неоценимую пользу в деле становления новой торговой марки Pentax.

Послевоенный период
Потери компании Asahi Optical за годы войны были поистине неизмеримы: заводы разрушены, ощущалась нехватка квалифицированных кадров. Но времени на раздумья у президента компании Мацумото не было, надо было восстанавливать разрушенное производство. У компании были долги перед поставщиками и подрядчиками, а также по заработной плате сотрудникам. Получить же оплату за военные заказы не представлялось возможным. Но президенту удалось собрать необходимую сумму и погасить все долги. Причем, часть средств была выручена от продажи уцелевшего оборудования и материалов.

Позже, вспоминая эти времена, президент Мацумото сказал: "Тогда я не знал, что предпринять. Всё приходилось начинать сначала." В этих непростых условиях единственным его преимуществом было то, что за плечами имелся уже серьезный опыт. Будучи еще совсем молодым, Мацумото принял на себя руководство фирмой, пусть и небольшой, и сумел превратить ее в солидную компанию. Несомненно, энтузиазм и сильная воля позволили президенту Мацумото преодолеть нищету, трудности и неудачу.

В начале 1946 года в Японии начался период послевоенной ремиссии. Мацумото стал искать способ восстановления компании, располагая лишь небольшим, частично обновленным, штатом сотрудников. Хотя у компании не было больших ресурсов, все старались работать, твердо веря в то, что в один прекрасный день компания займет важное место в экономике Японии.

Фактически, уже следующим летом президент Мацумото получил от оккупационных войск несколько заказов на обработку линз для биноклей. Несмотря на нехватку кадров, каждая линза обрабатывалась рабочими очень тщательно. Как только распространилась новость о том, что компания Asahi Optical вновь приступила к работе, стали поступать заказы на полировку оптических линз от фирм-изготовителей фотокамер.

Постепенное увеличение спроса на товары народного потребления послужило толчком к дальнейшему развитию промышленности Японии. Например, фотофирмы выпустили на рынок новые модели фотоаппаратов, продажа которых шла удивительно успешно:

STEKY и HANKEN: компания Asahi Musen (позже Riken Optical).
CANON-1 и CANON-SII: компания Seiki Optical (Canon).
MINOLTA 351 и MINOLTA MEMO: компания Chiyoda Optical (Minolta).
MAMIYA 35: компания Mamiya Optical Instrument.
MINION 35: компания Tokyo Optical.
KONICA I: компания Konica.
NIKON: компания Nikon.
OLYMPUS 35: компания Olympus.
В послевоенный период был отмечен рост производства японских фотоаппаратов.

Компания Asahi Optical выпускала объективы для ряда фотофирм, включая Minolta. Правда, из круга заказчиков выпала фирма Konica, которая открыла собственное производство объективов. Однако, полномасштабным производство Asahi Optical можно считать лишь с 1948 года, когда компания выпустила сверхкомпактные бинокли "Jupiter". В мае того же года в северной части Японии можно было наблюдать полное солнечное затмение. Специально к этому событию компания изготовила компактный астрономический телескоп, предназначенный для школьников и студентов. Несколько сотрудников сложили телескопы в рюкзаки и отправились продавать их на остров Хоккайдо. Хотя оптические трубы были выполнены из картона, высокое качество линз компенсировало скромное оформление телескопа.

Несмотря на то, что спрос на эти телескопы был временным, президента Мацумото порадовал успех, и он решил преобразовать компанию из субподрядчика фотофирм в изготовителя конечной продукции. В то время его внимание привлекали бинокли. Во-первых, Мацумото не сомневался в высоком качестве линз, выпускаемых его компанией. И, во-вторых, этот рынок еще не был занят многочисленными конкурентами. Тем не менее, Asahi Optical позже других вступила в этот сектор рынка, где конкуренция уже усиливалась. Поэтому Мацумото решил выпустить на рынок совершенно особую модель, которой стал сверхкомпактный бинокль "Jupiter" с линзами объектива 6х16мм. Он имел невероятный успех у покупателей не только в Японии, но и в других странах. Их производство вскоре подскочило с 500 штук в месяц до нескольких тысяч. Чтобы удовлетворить возросший спрос на бинокли, президенту Мацумото и его двенадцати сотрудникам приходилось работать до позднего вечера, а иногда и ночами.

Успех биноклей "Jupiter" серьезно укрепил финансовое положение компании и, что более важно, ее имя. Высококачественное покрытие объективов биноклей фирмы Asahi Optical заметно выделяло их среди моделей других изготовителей, у которых стандартное покрытие было настолько непрочным, что его можно было испортить одним прикосновением. Просветляющее покрытие объективов биноклей "Jupiter" отличалось высокой прочностью и продемонстрировало отличные технические характеристики. Его можно было наносить как на поверхности объектива бинокля, так и окуляра.

Все это стало возможным благодаря тому, что компании Asahi Optical удалось "почувствовать" требования рынка и его перспективы. Компания закупила новейшее оборудование для обработки оптических поверхностей и направила своих сотрудников для обучения к известному профессору в лабораторию университета Нагойя. В их числе был Хироши Хара, будущий президент компании. Он вспоминает: "У меня были некоторые сомнения по поводу этого решения. Ведь покупательский спрос был настолько велик, что все просто сметалось с прилавков, независимо от качества товара. Но на меня повлияла твердая решимость президента компании Мацумото производить только высококачественную продукцию. Итак, я отправился в Нагойю. Проблема заключалась в том, что это была единственная в Японии компания, разрабатывающая оборудование для оптической обработки материалов. Президент поручил мне купить этот первый, опытный экземпляр. Стоил он очень дорого, 400 тысяч йен. Решение вопроса осложнялось еще и тем, что компания-изготовитель уже обещала продать эту установку другой фирме. Но господину Мацумото удалось в ходе переговоров переубедить компанию-изготовителя продать оборудование именно Asahi Optical."

На пути к производству зеркальных фотоаппаратов
Благодаря прогрессивной технологии нанесения просветляющего покрытия компания Asahi Optical вскоре получила заказы от других фирм-изготовителей биноклей. В 1950 году она также стала поставлять линзы для "шпионских" фотоаппаратов, выпускаемых компанией Sanwa & Co. Эти фотокамеры стали очень популярны среди солдат оккупационных войск после того, как все увидели одну из таких моделей в руках Марлен Дитрих во время её поездки в Японию. Пиком продаж стал ежемесячный экспорт 25 тысяч фотокамер. Компания Asahi Optical работала в очень напряженном ритме. Линзы, изготовленные в течение дня, привозили вечером домой к г-ну Мацумото, где сотрудники наносили на них специальное покрытие.

После того, как компании Asahi Optical удалось укрепить свое финансовое положение, Мацумото решил перейти к изготовлению новой продукции. В то время в стране было налажено производство 35мм фотоаппаратов с центральным затвором и "шпионских" фотокамер, а изготовление двухобъективных зеркальных моделей только начинало возрождаться. Любительская фотография стала в Японии очень популярной. Единственной областью производства, в которой Asahi Optical могла достичь серьезных успехов, был выпуск фотокамер. Выбор этого направления был вполне обоснован, но все же президент компании Мацумото решил не повторять опыт других японских фотофирм, которые просто копировали разработки компаний Leica и Rollei. "Наиболее эффективный способ восстановления экономики страны - это развитие экспорта. Нельзя добиться успеха, повторяя разработки Запада. Я верю, что президент Asahi Optical думал именно так, потому что он поставил целью разработать фотокамеру на основе совершенно новой концепции", - говорит г-н Еширо Мацумото, консультант компании Asahi Optical. Поэтому было принято решение о выпуске 35мм однообъективного зеркального фотоаппарата (SLR). Первая 35мм SLR камера "Kine Exacta" была выпущена на рынок немецкой компанией E.H.G. в 1936 году. А вскоре после войны восточно-европейская компания Zeiss изготовила SLR фотокамеру Pentaref "Contax S". Однако, эти "зеркалки" были не так популярны, как шкальные фотокамеры, хотя в них использовался тот же формат.

Мацумото был уверен, что будущее Японской фотоиндустрии определяют однообъективные зеркальные фотоаппараты. Итак, летом 1950 года специалисты компании приступили к разработке первой отечественной SLR фотокамеры.

Появление на свет Asahiflex I
Как и ожидалось, процесс разработки однообъективной зеркальной камеры оказался сложным. Президент компании остановил свой выбор именно на 35мм SLR фотокамерах не только потому, что хотел стать инициатором этого направления, но также вследствие роста популярности цветной обращаемой пленки. Так как SLR камеры не требовали компенсации параллакса, что в свою очередь облегчало компоновку кадра, то они идеально подходили для съемки слайдов. К тому же, он полагал, что экспорт 35мм однообъективных зеркальных фотокамер более перспективен, чем камер формата 6Х6. Главным аргументом в пользу этих камер была возможность смены объектива, что значительно расширяло диапазон использования фотокамер.

Выбор 35мм SLR камер был сделан на основе тщательного анализа состояния и перспектив фоторынка. Дальнейшее развитие этого направления подтвердило правильность выбора президента компании Мацумото. Но, вероятно, он сам не ожидал, что камеры этого класса займут лидирующее положение на рынке фотоаппаратуры, поскольку на тот момент они имели ряд недостатков по сравнению со шкальными моделями. В "зеркалках" поток света, проходящий через объектив камеры, отражается от зеркала и попадает в видоискатель. Поэтому изображение в видоискателе получается перевернутым слева направо и, к тому же, временно исчезает в момент подъёма зеркала и спуска затвора. Преимущество этих камер заключается в том, что пользователь может наблюдать реальное изображение объекта и предугадать момент съёмки. Но исчезновение изображения объекта в видоискателе даже в течение доли секунды могло вызвать недовольство со стороны профессиональных фотографов и, как следствие, ограничить спрос на зеркальные фотокамеры. Специалистам компании Asahi Optical было хорошо известно об этих мнениях. Но Мацумото поставил перед ними следующую задачу: фотокамера должна быть столь же компактной и легкой, как "Leica", а по своим рабочим характеристикам приближаться к камерам формата 6Х6. Итак, в ноябре 1950 года в компании приступили к разработке новинки. Два ведущих инженера Рёхей Сузуки (Ryohei Suzuki) и Нобуйуки Йошида (Nobuyuki Yoshida) специально оборудовали под лаборатории комнаты в своих домах и постоянно обменивались информацией в ходе работы над прототипом фотокамеры. Это был чрезвычайно кропотливый труд, поскольку каждую деталь приходилось изготавливать вручную и затем дорабатывать, постепенно продвигаясь методом "проб и ошибок". Но уже через 7 месяцев, в ноябре 1950 года, прототип камеры был готов.

Как вспоминает Йошида, ответственный за конструкцию фотокамеры, наибольшую трудность представляла разработка узла подъема зеркала, который впервые необходимо было поместить внутри камеры. На Сузуки была возложена задача изготовления объектива. Но, несмотря на все трудности, им удалось создать легкую, компактную и высококлассную фотокамеру, которая стала своеобразным стандартом для последующих моделей Pentax. Сузуки разработал объектив 50мм f/3.5 типа Tessаr, выдвижная оправа которого была выполнена из латуни. Диапазон выдержек составлял от 1/20 сек. до 1/500 сек. плюс ручная выдержка. Фотокамера имела фокально-плоскостной затвор, при спуске которого раздавался характерный щелчок.

Как только прототип камеры был изготовлен, Йошида и Сузуки решили отснять первую тестовую пленку. Они договорились, что в случае неудачи ничего не будут докладывать президенту компании, а продолжат работу над камерой. Но снимки получились отличными. И тогда Сузуки поспешил сообщить об успехе. Мацумото был очень рад этим первым снимкам.

Переход к массовому производству
На следующий день президент Мацумото отдал приказ приступить к производству фотокамер и отправился в поездку с новой камерой. Сузуки собрал техническую документацию по процессу изготовления линзы и приступил к подготовке производственной базы.

Вопреки ожиданиям президента Мацумото лишь немногие бизнесмены проявили интерес к новой разработке, поскольку считалось, что все модели фотокамер, кроме шкальных и двухобъективных "зеркалок", имеют узкий круг применения. Даже те фотокомпании, для которых Asahi Optical выпускала объективы, довольно прохладно отнеслись к новинке. Оптовые продавцы также придерживались мнения, что спокойнее и выгоднее работать с продукцией, на которую уже есть спрос, нежели рисковать, продвигая на рынок новый товар. И теперь, если бы Мацумото не удалось найти оптовых покупателей, ему пришлось бы распрощаться с идеей массового производства фотокамеры, которой он так дорожил.

Но в один прекрасный день обстоятельства изменились. В компании K. Hattori & Co., Ltd. (теперь корпорация SEIKO) положительно отнеслись к новой фотокамере. Более того, они осмотрели новинку с профессиональной точки зрения и внесли несколько полезных предложений по её усовершенствованию.

Тем временем в Asahi Optical шла напряженная работа по подготовке производственной базы. Решение об использовании нового, более эффективного процесса отливки корпуса камеры потребовало ряда изменений как в дизайне корпуса, так в технологическом процессе. Необходимо было решить и многочисленные технические задачи, например, стандартизацию толщины стенок. И, конечно, предстояло разработать и изготовить само оборудование. Переход к цельнолитому корпусу фотокамеры был самым важным шагом на пути перехода к массовому производству.

Весной 1952 года были изготовлены первые 100 фотокамер Asahiflex I. Их отправили в компанию K.Hattori & Co., Ltd. Все с нетерпением ожидали момента, когда новинки появятся на витринах магазинов. Однако на следующий день фотокамеры были забракованы из-за того, что вспышка не синхронизировалась с затвором, и возвращены. Причина оказалась простой - вспышка компании Hattori имела небольшую задержку на момент срабатывания затвора по сравнению со вспышками, которые опробовались при разработке камеры на заводе-изготовителе.

Чрезвычайно расстроенные, Йошида и Сузуки снова приступили к работе. Осенью новая партия фотокамер была отправлена в компанию Hattori, на этот раз без каких-либо проблем. Тогда же компания Asahi Optical приобрела в Токио завод, который работает и сейчас.

Дотянуться до Луны...
Появление Asahiflex I стало ярким событием в жизни страны, ведь это была первая японская 35мм SLR фотокамера, полностью изготовленная из отечественных комплектующих. Новинка получила высокую оценку как профессионалов, так и опытных фотографов-любителей. Среди недостатков камеры были отмечены вибрация затвора и удар зеркала во время его подъема. Специалисты компании Asahi Optical приступили к решению этой задачи, хотя прекрасно понимали, что это потребует длительного времени.

Оставалась также нерешенной основная проблема, присущая однообъективным зеркальным фотокамерам, а именно - временная потеря изображения в видоискателе. Хотя некоторые высказывались о том, что этот недостаток неизбежен, президент компании Мацумото считал, что без его устранения не удастся обеспечить стабильный спрос на SLR-камеры. Кроме того, предстояло решить задачи точности отработки выдержки и расширения линейки сменных объективов. Поэтому в компании продолжили работу над камерой, причем основной акцент был сделан на механизме подъема зеркала.

Менее чем через два года после появления Asahiflex I была изготовлена первая зеркальная фотокамера с быстрым автоподъемом зеркала Asahiflex II. Новый механизм подъема зеркала позволил сократить время потери изображения и уменьшить вибрацию. Благодаря нововведению фотокамера стала более удобной и простой в работе. Asahiflex II подняла статус "зеркалок" до их современного уровня. Многие считают, что разработка механизма автоподъема зеркала стала самым значительным событием в истории фотоиндустрии Японии.

1954-й год был знаменателен для Asahi Optical не только выпуском фотокамеры Asahiflex II. Компании удалось прочно закрепиться на рынке 35мм SLR-камер и активно продвинуть свою продукцию. Поступило огромное количество заказов от оптовых компаний, ранее не работавших с фотокамерами этого класса. Практическое отсутствие фирм-конкурентов в этом секторе фоторынка позволило компании Asahi Optical быстро увеличить объем продаж.

Эра PENTAX
В то время, как в мире широко обсуждалось появление фотокамеры с быстрым автоподъемом зеркала, в компании Asahi Optical завершалась работа над следующей разработкой. Ей стала пентапризма, или пятигранная "roof"-призма, которая обеспечивала формирование правильного, не перевернутого изображения в видоискателе. Это нововведение послужило основой для создания традиционного видоискателя. Работа над призмой шла успешно благодаря опыту, накопленному ранее при изготовлении военной оптики и телескопов с "roof"-призмой, и в 1954 году был изготовлен первый прототип фотокамеры с пентапризмой.

Наконец-то сбылась давняя мечта фотографов - появилась фотокамера, сочетавшая в себе пентапризму и механизм быстрого автоподъема зеркала. В этом же году прототип камеры был представлен на ежегодной национальной фотовыставке. Реакция фотографического мира превзошла все ожидания. Всех интересовало, когда новинка появится на рынке, какова будет её стоимость и технические характеристики. Ряд оптовых компаний был готов сделать предварительные заказы прямо на выставке.

Однако, ручная полировка призмы, гарантировавшая её высокое качество, означала слишком высокую для массового производства стоимость фотокамеры. По этой причине другие фирмы-изготовители не решались перейти к выпуску SLR-камер. Что же касается Asahi Optical, то после невероятного успеха камеры Asahiflex II компания просто была "вынуждена" пересмотреть линейку фотоаксессуаров для новой камеры с пентапризмой.

В течение трех лет руководство компании инвестировало работы по усовершенствованию технологического процесса. В 1954 году Asahi Optical заплатила почти семь миллионов японских йен за покупку французского автоматического шлифовального станка, предназначенного для массового производства пентапризм. Безусловно, для компании это была серьезная покупка. Если прибавить еще три миллиона йен, затраченные чуть позже на приобретение второго станка, можно подсчитать, что для перехода к массовому производству пентапризм компании пришлось заплатить сумму, в четыре раза превышающую размер её основного капитала. В итоге, благодаря усилиям группы молодых и талантливых инженеров, которую возглавил нынешний президент компании г-н Тору Мацумото, была завершена подготовка производственной базы для массового производства фотокамер.

В 1957 году компания Asahi Optical Co., Ltd. объявила о начале серийного производства 35мм однообъективной зеркальной фотокамеры с пентапризмой и быстрым автоподъемом зеркала Asahi Pentax".

Pentax компания, которая начинала своё развитие с оптического оборудования, её продукцию сегодня используют Hoya Corporation и Ricohна . Компания Pentax появилась в 1919 году, сначала она занималась полировкой линз для очков, в ее штате состояло лишь несколько человек. Далее компания преобразилась в первого японского производителя объективов. В 1950 году ее инженерами была разработана основа конструкции, используемая сегодня во всех зеркальных фотоаппаратах. В названии прародительницы фирмы Pentax, которая называлась Asahi Optical Joint Stock Co заложен дорогой японцам образ солнца («аsahi » в переводе означает солнце). Выпускаемые компанией линзы, через десять лет стали одними из лучших.

Выпуск объективов для Konica и Вторая мировая война

В 1933 году компания Konica предложила Asahi Optical более престижное дело - изготовление объективов для фотокамер. Выпуск отечественных объективов помог Konica снизить стоимость своих фотокамер. До этого большую часть комплектующих компания покупала за границей. Снижение цены на фотоаппараты сделало их весьма и весьма популярными на Японских островах. Спустя год Asahi Optical смогла построить завод в окрестностях Токио, выпускающий объективы для Konica и Chiyoda Optical .

Накануне Второй мировой войны в Японии началась усиленная милитаризация, которая сказалась и на Asahi Optical. В конце 30-х завод изготавливал оптические прицелы. Его руководитель - 27-летний Сабуро Мацумото , несмотря на госзаказ и жесткие условия его реализации, не оставлял своей мечты заниматься фототехникой.

Восстановление завода из руин

В 1945 году, когда Япония капитулировала, завод Asahi Optical был в руинах. Несмотря на это, в 1946 году Мацумото удалось восстановить часть производства и получить заказ на обработку линз для биноклей от оккупационных войск. Постепенно стали поступать заказы на изготовление различной оптики и от разных промышленников. До 1950-го года фирма работала как подрядчик, но наступил момент, когда Мацумото принял решение о налаживании выпуска своей продукции.

В Японии уже производились и выходили на мировой рынок фотоаппараты Nikon , Minolta , Сanon , Mamiya , Olympus . Преимущественно это были несколько измененные аналоги немецких устройств. Мацумото понимал, чтобы завоевать популярность необходимо что-то совершенно новое. И он остановился на 35-мм зеркальном фотоаппарате.

Первый зеркальный фотоаппарат

Зеркалки того времени имели существенный недостаток: направляющее поток света, идущий через объектив, зеркало, давало перевернутое изображение в видоискателе . После запуска затвора это изображение еще и исчезало.

Мацумото поставил перед конструкторами трудновыполнимую задачу: создать 35-мм зеркальную камеру, не имеющую этих проблем, близкую по размерам к дальномерной Leica. После упорной работы в течение семи месяцев ведущие конструкторы компании в ноябре 1950-го представили прототип новой чудо-камеры.

Фотоаппарат получился компактным, с крепким металлическим корпусом, с фирменным объективом 50-мм f/3,5 с оправой из латуни, с четкой отработкой выдержки в диапазоне от 1/20 до 1/500 сек., издающей характерный щелчок при запуске затвора. Осенью 1952 года в продажу поступила коммерческая партия фотоаппаратов, получивших название Asahiflex I . Это была первая в истории японской фототехники 35-мм зеркалка.

Asahi №2

Камеру высоко оценили фотографы, но вскоре у нее обнаружились некоторые недостатки. Поэтому Мацумото снова дал задание своим инженерам, чтобы они подумали над недоработками. В результате появился Asahiflex II , который стал полноценной заменой дальномеркам и завоевал широкую популярность. За механизм быстрого возврата зеркала, разработанный инженерами компании, Asahi Optical в 1960 году получил награду. Эта разработка стало толчком к производству зеркальных фотоаппаратов во всем мире.

Pentax обозначает камеру с пентапризмой

В 1956 году произвела фурор новая разработка компании - пентапризма , представляющая собой пятигранную зеркальную конструкцию, отображающую правильное, а не перевернутое изображение. На основе этого изобретения в 1957 году появилась новая камера с названием Asahi Pentax, особенностью которой было наличие пентапризмы и наследование характеристик предыдущих моделей Asahiflex. Впоследствии название камер, выпускаемых компанией, а также название самой компании сократилось до слова Pentax.

Байонет K

В 1975 году компания представила модель K2 с новым байонетом K, обеспечивающим быстроту и удобство установки и снятия объективов, и был приспособлен для работы с электронными системами, которые в то время начали широко практиковаться. Компания в этом же году выпустила еще две модели серии К и 27 объективов, имеющих фиксированное фокусное расстояние и четыре зума. Фотографы всего мира приняли новую систему безоговорочно, а байонет К существует до сегодняшнего дня.

Самым известным устройством с этим байонетом стала Pentax K1000 выпуска 1976 года. Она прекрасно работала при температуре от +40 до -50 градусов и пользовалась популярностью у фотографов экстремалов. Модель выпускалась на протяжении 20 лет в Японии и Китае. Было реализовано 2,5 млн ее экземпляров.

Первые автофокусные камеры

В 1981-м был представлен Pentax ME-F — первая в мире автофокусная зеркалка, имеющая достаточно неприглядный вид из-за того, что привод автофокуса вместе с батарейками был размещен в объективе. С появлением байонета K-af в 1987 году эта ситуация изменилась, мотор стал размещаться внутри фотоаппарата. Камера с новым байонетом получила название Pentax SFX . Это была первая зеркальная камера со встроенной вспышкой .

В 1991-м Pentax была выпущена профессиональная камера Z1 , которая завоевала титул Japan Camera’92. Z - это последняя серия профессиональных зеркалок компании. В конце 1990-х фирма уже не могла конкурировать с Сanon и Nikon, которые стали признанными лидерами на рынке этой продукции.

Тем не менее, мир профессиональной техники компания не покинула. В 1997 году она выпустила Pentax 645n - первую автофокусную среднеформатную камеру в мире, не имеющую равных по мобильности и компактности. Ее модификация Pentax 645nII выпускается и сейчас, оставаясь одной из популярных среднеформатных пленочных камер.

Цифровые камеры

В 1987 году были сделаны первые шаги по освоению рынка цифровой техники. Это был прототип камеры Nexa . Первую серийную модель Pentax EI-C90 выпустили только через семь лет. Стоил фотоаппарат 980 долларов.

В 2000 году была представлена цифровая зеркалка MR52 , которая так и не пошла в серию. Взамен была выпущена совместная с Hewlett-Packard разработка, которая выпускалась в течение года.

В 2003 году появилась полноценная 6-мегапиксельная зеркалка *istD, которая стала массовой. Благодаря ей, Pentax уверенно завоевывала рынок цифровых фотокамер.

В 2006 году компания получила поддержку корейского гиганта Samsung , дебютировавшего с моделью GX-1S , которая была измененной Pentax *ist DS2. Теперь обе корпорации работают параллельно. Последними их моделями стали Samsung GX-20 и Pentax K20D с 14 Мп матрицами.

Сегодня Pentax развивает фотонаправление, производит высококлассные бинокли и телескопы, линзы для очков, оптику для промышленных печатных комплексов, систем видеонаблюдения, медицинских и геодезических приборов.

Показать html-код для вставки в блог

Pentax - история развития компании

Pentax компания, которая начинала своё развитие с оптического оборудования, её продукцию сегодня используют Hoya Corporation и Ricohна. Компания Pentax появилась в 1919 году, сначала она занималась полировкой линз для очков, в ее штате состояло лишь несколько

Читать подробнее

Под брендом Pentax в настоящее время выпускаются фотокамеры, объективы, бинокли, телескопы, микроскопы, разнообразное оптическое и медицинское оборудование. Не многие знают, что именно компания Pentax стала первым японским производителем объективов. Она внесла существенный вклад и в разработку основы конструкции, которая широко используется в современных зеркальных фотоаппаратах. И хотя компания Pentax в 2000-е годы фактически перестала быть самостоятельной, а доля продукции под этой маркой на рынке фотооборудования резко снизилась, тем не менее, практически каждому любителю фотографии хорошо знакомы камеры под этим японским брендом.

За 90-летнюю историю существования компании фотокамеры Pentax успели побывать и в космосе, и на морской глубине, и в самых отдаленных уголках нашей планеты. А начиналось все с обычной торговой лавки по полировке линз для очков.

Становление компании Pentax

В 1919 году в пригороде Токио была основана небольшая компания Asahi Optical Joint Stock Co. – прародительница корпорации Pentax. Компания занималась полировкой стекол для очков, а в ее штате в то время насчитывалось всего несколько человек. По-японски слово «асахи» означает «восходящее солнце». И действительно компания смогла взойти на небосвод как настоящее солнце. Причиной тому стала разработка собственного метода точной полировки линз.

Тогда для полировки стекол для очков практически все компании использовали шерстяную ткань. Специалисты же Asahi Optical в качестве полирующего материала применяли асфальтовую смолу. Этот материал использовали, главным образом, для полировки таких сложных оптических приборов, как астрономические телескопы и микроскопы. И хотя применение асфальтовой смолы для полировки линз не было каким-либо революционным нововведением, но можно сказать, что уже на заре зарождения компании Pentax выразилось ее стремление выпускать продукцию самого высокого качества. Через несколько лет оказалось, что Asahi Optical едва ли не лучше всех в Японии справляется с изготовлением стекол для очков.

Толчком к последующему развитию Asahi Optical послужило сотрудничество с одним из пионеров японского фотопроизводства, компанией Konica, которая в 1929 году предложила руководству предприятия вместо выпуска линз для очков заняться производством объективов для форматных камер Parlet. При производстве фотокамер Parlet в то время широко применялись импортные комплектующие, что, естественно, самым негативным образом отражалось на конечной стоимости продукции. Посредством сотрудничества с Asahi Optical компания Konica смогла найти линзы надлежащего качества на внутреннем рынке для обеспечения более привлекательной цены на камеры Parlet.

Спустя несколько лет был отмечен первый в истории Японии фотобум, произошедший, в первую очередь, благодаря росту популярности переносных форматных камер. Большую роль в этом знаменательном событии сыграли компании Asahi Optical и Konica.

Но в конце 30-х годов страна уже полным ходом начала готовиться к войне. Для нужд разворачивающейся в Маньчжурии военной кампании Asahi Optical наладила выпуск биноклей и оптических прицелов. В этот же период компанию возглавил 27-летний Сабуро Мацумото, за плечами которого был опыт работы в полиграфической промышленности. Уже в тот момент он понял, что предприятию необходимо переориентировать производство от изготовления очковых линз, объективов и оптических прицелов к выпуску фотокамер. В 1938 году для этих целей был даже куплен небольшой деревообрабатывающий завод недалеко от Токио.

Однако мечты о производстве фототехники на время пришлось отложить вследствие резкого ужесточения режима милитаризма и последующего вовлечения Японии во Вторую мировую войну. Фотокамеры обычного назначения перестали кого-либо интересовать, и компания вынуждена была заниматься исключительно выпуском продукции военного назначения.

Asahiflex – первая зеркальная фотокамера

Участие Японии во Второй мировой войне обернулось для многих предприятий этой страны настоящим коллапсом. Не исключением оказалась и компания Asahi Optical, которая фактически лишилась своих производственных мощностей и квалифицированных кадров. Президент компании Сабуро Мацумото вынужден был делать все возможное, чтобы восстановить разрушенное производство. У предприятия были долги перед поставщиками и подрядчиками, а также собственными сотрудниками. Получить же оплату за выполнение военных заказов не представлялось возможным.

Погасить долги удалось только за счет продажи уцелевшего оборудования и материалов. Фактически Asahi Optical пришлось начинать все с начала. И хотя у компании не было больших ресурсов, стараниями своего талантливого президента она смогла за короткое время восстановить финансовое положение. Asahi Optical вновь начала выполнять заказы на полировку оптических линз от различных фирм-изготовителей фотокамер.

В послевоенные годы в Японии постепенно стал наблюдаться рост производства японских фотоаппаратов. Сабуро Мацумото вспомнил о своем увлечении фотографией и решил вернуться к планам по производству собственных фотокамер. В то время в Японии уже выпускались самые разнообразные фотоаппараты под марками Сanon, Minolta, Mamiya, Nikon и Olympus. Но все эти камеры были в основном лишь копиями или переделанными аналогами немецких дальномерных 35-мм камер, либо это были фотоаппараты под пленку среднего формата.

Сабуро Мацумото прекрасно понимал, что для того, чтобы заявить о себе в Японии и за ее пределами, компании необходимо выпустить свой собственный, принципиально новый продукт. Asahi Optical приобрела новейшее оборудование для обработки оптических поверхностей и направила своих сотрудников на обучение к известному профессору в лабораторию университета Нагойя. Мацумото поставил амбициозную цель – разработать 35-мм зеркальный фотоаппарат, более совершенный, чем все существующие на тот момент.

Все зеркальные фотоаппараты того времени обладали одним существенным недостатком — зеркало, которое перенаправляло световой поток, проходящий через объектив, формировало в видоискателе перевернутое слева направо изображение. Причем это перевернутое изображение еще и надолго исчезало после спуска затвора, вне зависимости от длительности выдержки. В Asahi Optical решили создать 35-мм зеркалку, которая была бы лишена этого недостатка и при этом соответствовала по своим размерам дальномерной камере Leica.

Так, в начале 50-х годов на свет появилась зеркальная фотокамера Asahiflex I. Она имела металлический корпус, объектив 50-мм f/3,5 и диапазон выдержек 1/20-1/500. Вопреки ожиданиям продавцы отнеслись к новинке компании довольно прохладно. Все потому, что фотоаппарат оказался слишком революционным для того времени. Гораздо выгоднее и спокойнее для продавцов было работать с уже проверенной продукцией, нежели пытаться продвигать товар с новыми характеристиками.

Впрочем, в компании K. Hattori&Co., Ltd (будущая Seiko Epson) сумели оценить по достоинству новинку и решили помочь в продвижении зеркальной фотокамеры Asahiflex I на рынке. Спустя некоторое время фотографы все же смогли оценить все преимущества новой фототехники, и компания Asahi Optical стала, таким образом, пионером в производстве фотокамер подобного класса в Японии.

Тем не менее, у Asahiflex I практически сразу обнаружились некоторые минусы. В частности, сильная вибрация затвора при спуске и отдача механизма подъема зеркала в виде незначительного рывка камеры, что приводило к шевеленке. Поэтому логичным развитием камеры стал выпуск зеркального фотоаппарата Asahiflex II с мягким затвором, который давал незначительные вибрации, и механизмом быстрого подъема зеркала. Благодаря революционным технологическим решениям у Asahi Optical фактически не оказалось конкурентов, и популярность серийных камер Asahiflex росла буквально как на дрожжах. Компания вошла в историю благодаря изобретению механизма быстрого автоподъема зеркала.

Камера Asahi Pentax с пентапризмой

Следующим шагом AsahiOptical стала разработка зеркального фотоаппарата, оснащенного не только механизмом быстрого автоподъема зеркала, но и пентапризмой. Это пятигранная зеркальная конструкция, которая дает возможность отображать в видоискателе нормальное, а не перевернутое изображение. Сегодня использование пентапризмы стало нормой для всех зеркальных фотоаппаратов. Однако в 50-е годы пентапризмы широко применялись только в производстве военной оптики.

Поначалу руководство компании AsahiOptical столкнулось с тем, что полировка зеркал для пентапризм осуществлялась вручную, а потому стоила чрезвычайно дорого. Но автоматизация процессов производства позволила Asahi Optical получать очень дешевые пентапризмы, которыми компания тут же начала оснащать свою новую зеркальную фотокамеру.

В 1957 году на рынке появилась легендарная фотокамера Asahi Pentax, унаследовавшая конструктивные особенности серии Asahiflex, но, плюс ко всему, оборудованная еще и пентапризмой. Слово Pentax в названии камеры как раз и говорило о наличии пентапризмы в оптической схеме видоискателя (PENTAprism + refleX). Модель Asahi Pentax получила широкое признание благодаря новшеству конструкции и мгновенно стала лидером продаж. Благодаря этому успеху компания Asahi Optical смогла выйти на европейский и американский рынки со своей продукцией под маркой Pentax.

В 60-е годы японская компания продолжила совершенствовать свои камеры. Была выпущена камера Pentax H3, оснащенная полностью автоматизированным механизмом диафрагмы и затвором, а также модель Pentax H3V с внешним экспонометром и таймером, что также являлось новшеством для японской фототехники. А в 1964 году компания представила камеру PentaxSpotEye, оборудованную TTL-экспонометром.

Система Super-Multi Coating и байонет «K»

70-е годы прошлого столетия оказались для Pentax, пожалуй, самым удачным и успешным временем. Компания первой среди всех производителей фотографической оптики начала наносить на линзы своих объективов специальное многослойное просветляющее покрытие. Это покрытие было запатентовано под названием Super Multi Coating (SMC). Хотя просветление для линз применяли еще до войны, но это был всего лишь один слой толщиной не более 0,00015 мм, который способствовал снижению коэффициента отражения стекла примерно с 4% до 2%. Несмотря на присутствие такого слоя, линза все равно ловила блики.

Поэтому специалисты Pentax придумали новую технологию нанесения просветления — семью очень тонкими слоями, по одному слою для каждого видимого цвета спектра. Так появилась система SuperMultiCoating, позволившая снизить коэффициент отражения до 0,2%. Благодаря такому очередному революционному решению линзы Pentax перестали ловить блики. Аналогичная система впоследствии начала применяться и другими производителями. Примечательно, что фирменное покрытие Pentax под названием Super Multi Coating до сих пор используется при производстве объективов компании.

Вплоть до 1975 года все фотокамеры Pentax использовали классические резьбовые соединения М37 и M 42, история разработки которых восходит еще к довоенным временам. Эти соединения были чрезвычайно распространены, но отличались неудобством в пользовании, поскольку фотографам приходилось долго накручивать объектив на фотокамеру. Для того, чтобы упростить этот процесс, в Pentax решились на разработку собственного, абсолютно нового байонета. В результате, на рынок была выведена модель фотокамеры K2 с новым типом крепления объективов «K».

В том же 1975 году компания выпустила еще две камеры серии K и вместе с ними более двадцати объективов с фиксированным фокусным расстоянием и четыре зум-объектива. Новая система крепления «К» была безоговорочно принята любителями фотографии и дожила вплоть до наших дней без каких-либо существенных изменений.

В 1976 году была представлена камера K1000 на новом байонете, снабженная тканевыми шторками затвора горизонтального хода и системой стрелочного отображения выбранной экспозиции. Этот фотоаппарат стал одним из самых успешных для Pentax за всю историю и быстро приобрел огромную популярность у начинающих фотографов. Данная модель выпускалась практически на протяжении двадцати лет.

В конце 70-х – начале 80-х годов в истории компании Pentax произошло еще несколько знаменательных событий. В 1979 году фотокамера Pentax Auto 110 была выбрана космическим агентством NASA для проведения съемок в космосе. А в 1981 году компания представила первый в мире зеркальный фотоаппарат с TTL-автофокусом – модель ME-F. В том же 1981 году Pentax стал первым производителем фототехники, кому удалось преодолеть отметку в 10 миллионов выпущенных зеркальных фотоаппаратов. Вначале 80-х годов японская компания также представила свою первую программируемую камеру с шестью режимами съемки.

Цифровая фототехника

Переход в цифровую эру оказался для Pentax довольно сложным. Свой прототип компактной цифровой камеры Nexa компания представила еще в 1987 году. Камера была оснащена ПЗС-матрицей с функцией датчика экспозамера и 3-кратным зум-объективом. Но первая серийная цифровая камера под названием EI-C90 вышла в свет только спустя восемь лет. Эта камера изначально разрабатывалась как устройство для получения изображений для использования на компьютере. Она отличалась довольно скромными размерами, имела 50 мм f/2.8 объектив и CCD-матрицу, которая позволяла получать фотоснимки с разрешением 768 х 560 пикселей. Стоил этот фотоаппарат порядка тысячи долларов.

Первый же зеркальный цифровой фотоаппарат компания Pentax представила только в 2000 году. Он получил кодовое название MR52 и был снабжен полноразмерной 6-мегапиксельной матрицей. Однако этой камере так и не было суждено было выйти в серию. Вместо нее Pentax совместно с компанией Hewlett-Packard выпустила двухмегапиксельную зеркалку с несменным 3-кратным зум-объективом. Но эта модель оказалась неудачной и вскоре была снята с производства. Только в 2003 году была представлена полноценная 6-мегапиксельная цифровая «зеркалка» Pentax под названием *istD.

К концу 90-х годов Pentax стала серьезно проигрывать своим конкурентам – компаниям Nikon и Canon, которые уже вовсю разрабатывали цифровую фототехнику с качественно новыми характеристиками. К последним значительным успехам Pentax можно отнести выпуск в 1997 году первой в мире среднеформатной автофокусной зеркальной камеры 645N, которая получила все возможные награды от самых престижных европейских и мировых журналов о фотографии. Она отличалась высокоточной системой автофокусировки, компактными размерами и мобильностью. Модель Pentax 645N до сих пор остается одним из самых популярных пленочных среднеформатных фотоаппаратов со сменной оптикой в мире.

В 2006 году японская компания официально представила цифровую зеркальную камеру профессионального уровня Pentax K10D, ставшую настоящим рекордсменом по количеству мировых наград. Наследницей K10D стала модель K100D с 6-мегапиксельным сенсором, которая быстро приобрела широкую популярность у начинающих любителей фотографии.

Одна из последних значительных новинок компании модель Pentax K-5, была анонсирована в сентябре 2010 года и позиционировалась компанией как камера профессионального класса. Камера оснащена пылевлагонепроницаемым корпусом из магниевого сплава.

Последние годы развития знаменитой японской компании ознаменовались серьезными структурными изменениями. Сначала в 2008 году компания Pentax Corporation перестала быть самостоятельной и вошла под именем Pentax Imaging Systems Division в состав Hoya Corporation. При этом торговая марка Pentax была сохранена.

А в 2011 году компания Ricoh Company объявила о завершении сделки по поглощению Pentax Imaging Corporation и об изменении названия приобретенной компании на Pentax Ricoh Imaging Company. Именно эта фирма сегодня и занимается разработкой, производством и продажей цифровых камер под всемирно известным брендом Pentax.

ASAHI PENTAX является одной из старейших японских компаний в мире фотографии, история которой начинается с создания в 1919 г. в обычной торговой лавке небольшой фирмы Asahi Optical Jojnt Stock Co. Основателями будущей корпорации стали братья Кумао и Такумо Каживара (Kumao и Takumo Kajiwara). На заре своего существования фирма состояла всего из нескольких человек, а основным видом деятельности было производство линз для очков. С самого начала компания отличается серьёзным подходом к выбору технологии для точной полировки стекла и устанавливает стандарты качества аналогичные при производстве сложных оптических приборов - телескопов, подзорных труб и микроскопов.

В 1933 году один из первопроходцев фотопроизводства в Японии компания Konishi (позднее Konica) предложила руководству Asahi Optical наладить выпуск объективов для своих форматных фотокамер Pearlette. Компания Konishi занималась выпуском фотокамер с 1920-х и использовала дорогие импортные комплектующие. В Konishi рассчитывали, что использование отечественных линз существенно снизит конечную цену изделия.

В то время особенно популярны были камеры "Pearl", "Lily" и "Idea" фирмы Konishi и "Semi-Minolta" фирмы Molta Goshi-gaisha (позднее Minolta), которые являлись копиями немецких образцов "Iconta 6x9", "Baby Iconta" и "Super Iconta", выпускавшихся с 1929 году компанией Zeiss Icon AG Dresden (позднее Zeiss). Эти камеры ознаменовали процесс перехода от переносных форматных камер к раскладным и, в конечном итоге, послужили базой для создания более технологичных и сложных моделей. Отечественное производство качественной оптики давало возможность японским компаниям, выпускавшим форматные переносные камеры, существенно снизить цены на свою продукцию, что резко увеличило число любителей фотографии на Японских островах.

Спустя год Asahi Optical построила новый завод по выпуску объективов на окраине Токио, который был буквально "завален" заказами от многих лидеров японского фоторынка того времени. В числе которых была и Molta Goshi-gaisha, которая в 1936 году выпустила на рынок модель Minolta Flex - двухобъективную зеркальную камеру, изготовленную по образу немецкой Rolleiflex.

Милитаризация японской промышленности перед Второй мировой войной сказалась и на Asahi Optical. В конце 1930-х токийский завод компании работал в условиях жесткого госзаказа и вместо фотообъективов выпускал продукцию военного назначения - оптические прицелы. После смерти одного из основателей компании господина Кумао Каживара компанию возглавил 27-летний фотолюбитель Сабуро Мацумото (Saburo Matsumoto), проработавший в компании уже 6 лет сначала в должности оптика-полировщика, а затем - инженера.

После капитуляции Японии в 1945-м завод Asahi Optical лежал в руинах. У компании, переживавшей настоящий коллапс, были долги перед поставщиками, а получить деньги за выполненные военные заказы не представлялось возможным. Погасить долги удалось за счёт продажи уцелевшего оборудования и материалов. В 1946 году Мацумото умудрился восстановить производства, получив заказ от оккупационных войск на обработку линз для биноклей. Весть о том, что в Токио снова заработал какой-то оптический завод, разнеслась мгновенно, и в Asahi Optical потекли заказы на выпуск разнообразной оптики. Правда, из круга заказчиков выпала фирма Konica, которая открыла собственное производство объективов.

В мае 1948 года в северной части Японии можно было наблюдать полное солнечное затмение. Специально к этому событию были изготовлен компактный астрономический телескоп. Несколько сотрудников сложили телескопы в рюкзаки и отправились продавать их на остров Хоккайдо. Хотя оптические трубы были выполнены из картона, высокое качество линз компенсировало скромное оформление телескопа.

Кратковременный успех подтолкнул президента Мацумото к решению о самостоятельном производстве биноклей. Основной расчёт был на высокое качество выпускаемых линз и на относительно низкую конкуренцию на рынке биноклей. В 1948 году Asahi Optical выпускает на рынок совершенно особую модель, которой стал сверхкомпактный бинокль "Jupiter" с линзами объектива 6х16мм. Прибор, обеспечивающий беспрецедентную чёткость и контрастность, имел невероятный успех у покупателей не только в Японии, но и в других странах. Для удовлетворения возросшего спроса на бинокли приходилось работать до позднего вечера, а иногда и ночами. Так производство вскоре подскочило с 500 штук в месяц до нескольких тысяч.

Коммерческий успех биноклей "Jupiter" серьезно укрепил финансовое положение компании. Прочное высококачественное покрытие объективов биноклей фирмы Asahi Optical заметно выделяло их среди моделей других изготовителей, у которых стандартное покрытие было настолько непрочным, что его можно было испортить одним прикосновением. В то время покупательский спрос был настолько велик, что все просто сметалось с прилавков, независимо от качества товара. Но президент компании Мацумото был полон решимости производить только высококачественную продукцию, для чего компания закупила новейшее дорогостоящее оборудование для обработки оптических поверхностей и направила своих сотрудников для обучения к известному профессору в лабораторию университета Нагойя. На рынке оптических приборов стремительно возрастал авторитет компании - основной капитал Asahi Optical.

В 1950 году заказчиком на поставку линз выступила компания Sanwa SHOKAI, чья "шпионская" камера Mycro IIIA стала пользоваться бешеной популярностью среди солдат оккупационных войск после того, как все увидели такой фотоаппарат в руках Марлен Дитрих во время её поездки в Японию. Компания Asahi Optical работала в очень напряженном ритме, поскольку ежемесячное производство увеличилось до 25 тысяч фотокамер.

Исходя из низкой покупательной способности населения, многие японские предприниматели того времени понимали, что для достижения успеха необходимо развивать экспорт выпускаемой продукции. Но вместе с тем, Мацумото считал невозможным экспортировать на внешний рынок копии западных разработчиков. Внимательно изучив продукцию лидеров фотографического рынка, в Asahi Optical обнаружили, что зеркальные фотоаппараты известных немецких производителей были не так популярны, как шкальные фотокамеры, хотя в них использовался тот же формат. Расчёт Мацумото был прост. Низкая конкуренция среди производителей SLR (Single Lens Reflex) фотокамер и качество фирменной оптики позволят компании добиться успеха в сегменте однообъективных зеркальных фотоаппаратов.

В 1950 г. началась работа над проектом японской SLR камеры под девизом "Дотянуться до Луны". Два ведущих инженера компании для более глубокого погружения в процесс разработки новой камеры специально оборудовали под лаборатории комнаты в своих домах. Нобуйуки Йошида (Nobuyuki Yoshida) проектировал конструкцию самой фотокамеры, внутри которой впервые необходимо было поместить механизм подъема зеркала. Рёхей Сузуки (Ryohei Suzuki) был ответственный за разработку объектива. Через 7 месяцев, в ноябре 1950 года, прототип камеры был готов. Было решено отснять первую тестовую пленку. В случае неудачи разработчики намеревались продолжить работу, а о результатах пока ничего не докладывать президенту компании. Но снимки получились отличными. И тогда Сузуки поспешил сообщить об успехе. Мацумото был очень рад этим первым снимкам и отдал приказ приступить к производству фотокамер.

Вопреки ожиданиям оптовые продавцы довольно прохладно отнеслись к новинке. По их мнению, спокойнее и выгоднее работать с продукцией, на которую уже сформировался устойчивый спрос. Необходимо было найти партнёров для продвижения новой камеры на рынке, иначе пришлось бы распрощаться с идеей массового производства. Наконец партнёр был найден! Им оказалась компания K. Hattori & Co., Ltd. (позднее Seiko Epson), специализирующаяся на производстве часовой продукции, ювелирных изделий, прецизионных инструментов. Специалисты K. Hattori & Co., Ltd. знали толк в точной механике и после осмотра новинки внесли несколько полезных предложений по её усовершенствованию. В Asahi Optical началась напряженная работа по подготовке производственной базы для выпуска цельнолитого корпуса фотокамеры.

Весной 1952 года была выпущена первая партия в 100 фотокамер Asahiflex I. Партия была отправлена в магазины компании K.Hattori & Co., Ltd., но на следующий день все камеры были возвращены на завод из-за того, что вспышка не синхронизировалась с затвором. Дело в том, что вспышка компании Hattori срабатывала с задержкой, а при проектировании синхронизацию камеры опробовали в паре с другой вспышкой.

Осенью новая партия фотокамер была отправлена в компанию Hattori. Новая камера получила высокую оценку у фотографов того времени. Однако не обошлось без "детских болезней": при спуске сильно вибрировал затвор, а при поднимании зеркала фотограф ощущал мощный удар. Существенное неудобство испытывал фотограф при исчезновении на относительно долгое время изображения в видоискателе во время подъема зеркала. Многие полагали, что этого недостаток в зеркальных камерах не искореним.

Через два года вышла новая зеркальная модель Asahiflex II , которая имела моментальный автоподъем зеркала и очень мягкий спуск затвора. Теперь было доказано, что конструктив зеркальной камеры более прогрессивен и легко может стать полноценной заменой дальномерным. Популярность модели Asahiflex II росла как на дрожжах. Полное отсутствие конкурентов на рынка зеркальных фотоаппаратов позволило быстро наращивать продажи и производство. Следующая разработка Asahi Optical стала пентапризма, или пятигранная Roof-призма, которая обеспечивала формирование "правильного", не перевернутого изображения в видоискателе. При разработке призмы пригодился опыт, накопленный ранее при проектировании биноклей с Roof-призмой. Внедрение призмы типа Roof значительно снизило потери света при отражении и позволило построить компактную оптическую систему.

В 1954 году на ежегодной национальной фотовыставке был продемонстрирован первый прототип фотокамеры с пентапризмой. Реакция фотографического мира превзошла все даже самые смелые ожидания. Представители торговых компаний были готовы подписать договор на поставку прямо на выставке. Но у восходящей звезды фотографического рынка был один существенный недостаток - цена. Ручная полировка призмы, гарантировавшая её высокое качество, сопровождалась серьёзными издержками для производителя.

Необходимо было предпринять меры по усовершенствованию технологического процесса. В 1954 году Asahi Optical заплатила почти семь миллионов японских йен за покупку французского автоматического шлифовального станка, предназначенного для массового производства пентапризм. Суммарные инвестиции превысили основной капитал компании в четыре раза. В итоге была завершена подготовка производственной базы для массового производства фотокамер.

В 1957 году компания Asahi Optical Co., Ltd. объявила о запуске серийного производства 35мм однообъективной зеркальной фотокамеры Asahi Pentax с пентапризмой и быстрым автоподъёмом зеркала. Бренд Pentax в те времена уже существовал, он принадлежал немецкой компании VEB Zeiss-Ikon и Asahi Optical пришлось перекупить эту торговую марку. На рынке США камера получила название Honeywell Pentax по имени компании-дистрибьютора Honeywell Corporation. Прямые продажи фототехники Asahi Optical Co., Ltd начала только в 1977 году. Впоследствии название камеры сократилось до одного слова Pentax, которое получилось в результате слияния слов PENTAprism и refleX (pentaprism - пентапризма и Reflex - зеркальный). В 2002 году было принято решении о смене названия компании на Pentax Corporation.

В 1960 году Asahi Optical получила государственную награду за разработку механизма быстрого подъема зеркала. Таким образом был отмечен вклад компании в развитие производства зеркальных камер во всем мире.

В 1962 году была выпущена камера Pentax SV, оснащённая автоспуском. Версия для американского рынка - Honeywell Pentax H3v. Появилась возможность установки на камеру миниатюрного экспонометра Pentax Meter, который был связан с диском выдержек. Модель была оснащена высокоскоростным затвором, с помощью которого фотограф мог уменьшить выдержку до 1/1000 секунды.

Вышедшая на рынок в 1964 г. камера Asahi Pentax Spotmatic (SP) стала самой популярной камерой десятилетия. Модель, получившая награду "1966 Good Design Product" от Министерства международной торговли и промышленности Японии, стала образцом для подражания, как японской, так и немецкой фотоиндустрии.

В 1969 г. была выпущена первая в мире SLR камера формата 6х7 - самая массовая камера в своем классе. Аппарат так и назывался - Pentax 6×7. Камера была оснащена байонетом для крепления объектива и электронным затвором. Компания выпускает среднеформатные цифровые фотоаппараты и сегодня - модель Pentax 645D. Продолжается выпуск и плёночной модификации этого аппарата - Pentax 645nII, которая остается одной из самых популярных пленочных среднеформатных камер в мире

Но гораздо большим достижением компании является выпуск в 1971 году камеры Pentax SP II, на верхней панели которой впервые можно было обнаружить тот самый "горячий башмак", который в 1977 году стал общемировым стандартом. В начале 1970-х Asahi Optical Co., Ltd. занимает лидирующие позиции на фондовой бирже Токио.

Одновременно в компании были разработаны многослойные покрытия для предотвращения рассеяния и возникновения бликов на оптическом стекле. Инженеры Pentax стали наносить просветление семью очень тонкими слоями – по слою на каждый цвет солнечного спектра. В итоге линзы перестали ловить «зайцев». Технология была запатентована под именем Super Multi Coating (SMC) и впоследствии использована многими производителями оптики.

1975 год ознаменован появлением байонета К. Предыдущие модели фотокамер имели резьбовое соединение объектива М42. Крепление было чрезвычайно распространенное, но не очень удобное, потому что объектив приходится долго накручивать. Помимо простоты установки байонет К имел еще одно преимущество: в перспективе в него можно была интегрировать электронные разъёмы. В поддержку нового байонетного крепления было выпущено два фотоаппарат, 27 объективов Pentax с фиксированным фокусным расстоянием и 4 зум-объектива. С тех пор байонет К принципиально не изменялся и старые объективы могут быть установлены даже на самые современные цифровые зеркальные фотоаппараты Pentax.

В 1976 году была создана ещё одна очень интересная камера - Pentax K1000, которая получила морозоустойчивый корпус. Модель была настолько популярной, что выпуск фотоаппарата продолжался на протяжении 22 лет. За это время с конвейеров сошли более 2,5 миллионов фотокамер Pentax K1000.

В 1978 году была изготовлена самая маленькая в мире системная SLR-камеру со сменной оптикой. Кроха получила название Pentax Auto 110. Модель была выбрана американским космическим агентством НАСА для съемок в космосе. Выбор на камеру пал из-за низкого веса, поскольку, при полете в космос специалисты пытаются максимально снизить массу полезного груза. Вместе с 24-миллиметровым объективом Pentax Auto 110 весил всего 172 грамма.

Ещё одна морозоустойчивая камера была выпущена в 1980 году. Pentax LX (LX - римское обозначение числа 60) была создан к 60-летнему юбилею производителя и зарекомендовала себя необычайно надежной камерой. Её шторно-щелевой затвор был способен отрабатывать короткие выдержки равные 1/2000 секунды. Другая новинка в этом аппарате OTF-замер (OTF - Through The Lens, Off The Film), позволяющий учитывать отражённый свет вспышки от плёнки. Система TTL OTF была впервые представлена компанией Olympus в 1975 году на зеркальной камере ОМ-2.

В 1980 году был отмечен сход с конвейера десятимиллионной камеры.

В 1981 году представлен первая SLR-камера с автофокусом - Pentax ME-F. Электронный датчик фокусировки, привод и элементы питания располагались в самом объективе. Система работала медленно, но точно, несмотря на не эстетичный вид. Эти проблемы разработчикам удалось решить в 1987 году, модернизировав байонет K и превратив его в K-AF. Байонет оснащался контактами для датчика автофокуса и приводом от мотора, который располагался в корпусе фотоаппарата. Байонет K-AF был впервые использован в фотоаппарате Pentax SFX (SF-1 в США) в 1987. Ещё модель Pentax SFX вошла в историю фототехники как первая зеркалка со встроенной вспышкой.

С 1981 года камеры стали оснащаться системой TTL-автофокусировки. А в 1984 году появились фотоаппараты с моторизированным лентопротяжным механизмом. После съемки камера самостоятельно прокручивать пленку до следующего кадра. В 1985 г. была выпущена первая SLR-камера со считыванием кода DX. Представлены камеры серии Super Program с шестью режимами съёмки: программируемый, приоритет диафрагмы, приоритет выдержки, ручной экспонометр, программируемая автоматическая вспышка и автоматическая TTL-вспышка.

Началось производство компактных фотокамер для массового потребителя. Модель Pentax Zoom70 впервые получила зум-объектив. Совершенствовался затвор зеркальных камер. Сначала минимальная выдержка составляла 1/4000 секунды, а в 1991 году этот параметр достигал уже 1/8000 секунду.

В 1987 году компания предприняла первые шаги на рынке цифровой техники, представив прототип фотоаппарата Pentax Nexa, который был оснащён 3-кратным зум-объективом и ПЗС-сенсором, одновременно являющийся датчиком экспозамера. Низкое качество изображения позволяло просматривать его только на экране телевизора.

В 1991-м Pentax выпустил профессиональную зеркальную плёночную камеру Z1, завоевавшую спустя год престижный титул Japan Camera’92. Это была последняя серия профессиональных зеркалок Pentax. К концу 1990-х у фирмы уже не хватало ресурсов для соперничества с лидерами рынка - Сanon и Nikon.

В 1995 году налажен выпуск зум-объектива SMC Pentax Fish-Eye zoom 17-28. Это был первый в мире зум-объектив типа "рыбий глаз".

В 1997 году был представлен серийный цифровой фотоаппарат Pentax EI-C90 с CCD-матрицей разрешением 768 х 560 пикселей при чувствительности 200 ISO и встроенной памятью, которая могла хранить только один кадр. Дизайн фотоаппарат был не похож ни на что, впрочем, в то время никто не мог предположить как должен выглядеть цифровой фотоаппарат.

В том же году была выпущена первая APS-компактная камера с зумом - PENTAX efina. Формат Advanced Photo System был разработан в 1996 году компанией Kodak. Поскольку предугадать направление развития фотоиндустрии было сложно, многие производители поддерживали, разрабатывая и выпуская APS-камеры. Модель efina T - одна из самых компактных камер на рынке, оснащённая APS-сенсором и 3Х зум-объективом, стала последней в линейке APS-камер.

В 2000 году на выставке Photokina компания показала прототип цифрового зеркального фотоаппарата Pentax MR52 с полноразмерной (24 x 36 мм) 6-мегапиксельной матрицей производства Philips. Но прототип так и не был запущен в производство.

Первая серийная цифровая зеркальная камера Pentax EI-2000 была разработана совместно с компанией Hewlett-Packard.Hewlett-Packard выпускала камеру под своей торговой маркой с названием HP PhotoSmart C912. 1,9-мегапиксельная зеркалка с несменным 3-кратным зум-объективом не получила большого успеха на рынке и выпуск продолжался лишь с 2000 по 2001 год.

В 2001 году выходит цифровая камера Optio 430, которая на момент презентации представляет собой самую компактную и лёгкую цифровую камеру в своём классе.

В 2003 году появился серийный зеркальный фотоаппарат, им был Pentax *istD с сенсором 6 Мп. Камера, имея неплохие характеристики, была самым дешевым цифровым фотоаппаратом, что и позволило ей закрепиться в сегменте DSLR-камер. Кстати, многие фотографы любители используют Pentax *istD и сегодня.

В 2005 году на выставке "Photo imaging Expo - 2005" было объявлено о подготовке к выпуску 18-мегапиксельной среднеформатной камеры Pentax 645D, чего от фирмы давно ждали многие профессиональные фотографы. Однако подготовка затянулась: проект неоднократно замораживали и вновь запускали. В результате камера вышла на рынок только в 2010 году. Сегодня камера оснащается среднеформатной ПЗС матрицей Kodak с разрешением 40 млн пикселов (7264 × 5440).

В 2006-м в сотрудничестве с корейским промышленным гигантом Samsung фирма выводит на рынок цифровых зеркалок модель GX-1S. Камера по сути была перелицована с Pentax *ist DS2, но поддержка Samsung давала возможность продвигать модель на рынке DSLR-камер. C тех пор обе корпорации представляют новые зеркальные модели практически параллельно. Последней такой парой стали серьезные камеры Pentax K20D и Samsung GX-20, оснащенные матрицами с разрешением 14 Мп.

С 31 марта 2008 года компания вошла в состав Hoya Corporation, сохранив торговую марку и продолжив выпуск камер Pentax. Информация об этом событии была размещена в обращении к покупателям, вложенном в каждый поставляемый продукт. В октябре 2011 года Hoya Corporation передала подразделение по производству потребительской фототехники в ведение Ricoh Ricoh Company. Новое название приобретенной компании стало Pentax Ricoh Imaging Company.

Сегодня Pentax Ricoh Imaging Company, продолжая развивать фотонаправление, занимается еще и производством высококлассных биноклей, телескопов, линз для очков, оптики для систем видеонаблюдения, геодезических и медицинских приборов.