Дворцово вотчинная система управления развитие характеристика. Становление дворцово- вотчиной системы управления в русских княжествах. Предпосылки создания дворцово-вотчинной системы управления

1.1. Факторы смены руководства.

. Кризисные явления в общественной жизни. Реформы, провозглашенные XXI и XXII съездами КПСС, не распространялись на командно‑административную систему. В ходе преобразований 50‑х гг. не удалось стабилизировать экономический рост. В начале 60‑х гг. наметились кризисные явления в экономике, которые привели к снижению уровня жизни людей.

Допущенные Н. С. Хрущевым ошибки, волюнтаризм во внутренней и внешней политике, массовые кампании, инициировавшиеся «сверху», вызывали неприятие различных социальных групп.

В наибольшей степени недовольство распространилось в руководящем партийно‑хозяйственном аппарате как волюнтаристскими методами руководства Хрущева и постоянными перетрясками руководящих кадров, так и его попытками усилить личную ответственность номенклатурных работников за порученное дело.

Психологическая неподготовленность общества к кардинальным переменам и незавершенность модернизационных процессов исключали действительную инициативу «снизу» и предопределили особую роль центра в развитии событий. Судьба реформ была поставлена в зависимость от расстановки сил в верхнем эшелоне власти. Победа консервативных сил окончательно блокировала нарождавшиеся демократические перемены.

1.2. Новое руководство КПСС. 14 октября 1964 г. на пленуме ЦК КПСС Н. С. Хрущев был смещен с постов Первого секретаря ЦК КПСС, члена Президиума ЦК и Председателя Совета Министров с формулировкой «в связи с преклонным возрастом и ухудшением состояния здоровья».

Первым секретарем ЦК стал Л. И. Брежнев, который являлся выразителем интересов партийного аппарата и мощного слоя хозяйственной бюрократии. Председателем Совета Министров СССР был назначен А. Н. Косыгин. В 1966 г. Президиум ЦК вновь был переименован в Политбюро, вместо Первого появилась должность Генерального секретаря. В 1977 г. Брежнев занял еще один пост - Председателя Президиума Верховного Совета СССР.

2. Общественно‑политическая обстановка

2.1. «Застойный» характер политической системы. Период 70‑х - начала 80‑х гг. в истории советского общества был охарактеризован как «застойный».

Причины «застоя» и накапливавшихся кризисных явлений наряду с субъективным фактором (личностью самого Л. И. Брежнева и его окружения) заключались:

В характере социально‑политической модели советского общества, основа которой сложилась еще в 30‑е гг. Претерпев в 50‑е - начале 60‑х гг. некоторые изменения (ушли в прошлое личная диктатура, массовые репрессии как средство управления социально‑политическими и экономическими процессами), система сохранила свои важные черты;

В социально‑экономических отношениях, господствовавших в стране. Характерной особенностью общественного производства тех лет являлся высокий удельный вес тяжелой промышленности (преимущественное развитие отраслей группы «А» по сравнению с группой «Б») и военно‑промышленного комплекса. При этом советская экономика оставалась по преимуществу на индустриальной стадии, в то время как экономика ряда стран мира поднялась на стадию научно‑индустриальную.

2.2. Эволюция политической доктрины СССР отвечала задачам стабилизации как общественной, так и личной жизни. Новый курс получил на Западе название неосталинизма.

. Черты неосталинизма. В попытках преобразований 50‑х - начала 60‑х гг. и элементах либерализации («оттепели») главный идеолог ЦК КПСС М. А. Суслов и другие члены партийного руководства видели причину неудач и некоторой социальной дестабилизации (проявившейся как в рабочих выступлениях, так и в зарождении диссидентства). В результате в 70‑е гг. по инициативе партии происходил отход от политики десталинизации и критики культа личности, намечается возврат к некоторым элементам сталинизма в идеологии, культуре, общественной жизни.

В документах партии и правительства окончательно закреплялось, в том числе юридически, монопольное положение КПСС в советской политической системе. Впервые в 6‑й статье новой 1977 г. Конституции СССР определялась роль партии как «руководящей и направляющей силы советского общества», «ядра политической системы». За 20 лет численность КПСС возросла с 12,4 млн в 1966 г. до 18,3 млн в 1985 г.

Партийное руководство через низовые партийные и общественные организации - профсоюзы, комсомол и другие - продолжало осуществлять идеологический контроль над общественной жизнью в государстве. В результате сохранялись всеобщая идеологизация социальной и культурной жизни, идеологический диктат КПСС, навязывалось единомыслие.

. Концепция «развитого социализма». В рамках курса на стабилизацию партийные идеологи были вынуждены отказаться от утопической идеи о скором переходе к коммунизму и отмирании государства. В новую Конституцию вошло понятие «развитого социализма», дававшее возможность пропагандировать новые достижения «самого передового» строя, выдвигать новые социальные цели без указания сроков их достижения.

Окончательное оформление получило положение об отсутствии в стране «социальных групп, враждебных, противостоящих или чуждых социалистическому обществу». В Конституции было заявлено о сформировании в СССР «новой социальной и интернациональной общности - советский народ». В условиях развитого социализма КПСС становилась «партией всего народа», Советы - Советами народных депутатов. Даже интеллигенция окончательно стала «народной». Полностью было отброшено ее разделение на «буржуазную» и «рабоче‑крестьянскую».

В условиях «холодной войны» и господства коммунистической идеологии в СССР невозможно было отказаться от положения о противостоянии двух мировых систем - социалистической и капиталистической. Но в соответствии со временем утверждалось, что борьба двух систем продолжалась главным образом в идеологической сфере. Состояние общества было уже таковым, что когда речь шла о «буржуазном влиянии», то имелись в виду не «иностранные шпионы и диверсанты» (что было характерно для 30-40‑х гг.), а «отдельные отщепенцы», по отношению к которым проводились точечные репрессии и информация о которых редко становилась гласной.

2.3. Эволюция правящей элиты. В эти годы происходила дальнейшая централизация партийно‑государственного аппарата, усиление власти партократии.

Прежде всего были приняты меры по консервации личного состава высшего руководящего слоя. В 1966 г. было отменено требование периодической ротации (замены) партийных кадров, их сменяемость по сравнению с предыдущим периодом сократилась в три раза. Назначенные в 60-70‑е гг. руководители занимали свои посты в течение 15-20 лет (в результате средний возраст выдвиженцев составлял более 56,6 лет). Во второй половине 70‑х - начале 80‑х гг. произошла прочная стабилизация партийной элиты и прекращение ее пополнения снизу. Система номенклатуры со своими правами, привилегиями, иерархией стала замкнутой и закрытой. Выросло влияние узкого круга членов Политбюро - руководителя КГБ Ю. В. Андропова, министра обороны Д. Ф. Устинова, министра иностранных дел А. А. Громыко.

Отсутствие гласности и атмосфера всепрощенчества способствовали разложению части партийно‑государственного аппарата. Развивалась коррупция, происходило сращивание партноменклатуры с элементами преступного мира. Энергия руководителей направлялась не на планомерную работу, а на получение результатов любой ценой (отсюда призывы дать: «6 миллионов тонн узбекского хлопка», «1 миллион кубанского риса», «Казахстанский миллиард зерна» и др.).

2.4. Национальный вопрос в СССР.

СССР являлся унитарной федерацией с жестко унифицированной, централизованной системой государственно‑административного управления. В его составе было 53 национально‑территориальных образования - союзные и автономные республики, автономные области и округа. По переписям 1979 и 1985 гг. была выделена 101 этническая группа.

Основу этого национально‑государственного единства составляла КПСС. Партийные комитеты национальных республик были лишь ее региональными отделениями. При этом бюрократический централизм партийной системы делал национальные элиты надежными помощниками единой властной структуры КПСС.

За годы социализма в СССР этнонациональным группам были гарантированы территориальная автономия, образование и деятельность культурных институтов на национальных языках, а также создание местных кадров и собственной национальной номенклатуры - кланов (одного из факторов будущего дезинтеграционного процесса на территории СССР).

В этой ситуации национальный вопрос в СССР считался решенным «полностью и окончательно» (победа социализма как бы автоматически исключала возможность национальных конфликтов и противоречий на территории советского государства). Подтверждением этого становился тезис о формировании новой интернациональной общности - «советский народ».

Русские в СССР, составлявшие 51,3 % общей численности населения и занимавшие 3 / 4 территории СССР, не пользовались какими бы то ни было преимуществами перед другими нациями и народностями. Наоборот, в РСФСР никогда не было республиканской компартии и, соответственно, центральных органов ее управления (российского ЦК). Поэтому Российская Федерация находилась в сфере прямого (из ЦК КПСС) управления. Это вело к тому, что с русскими ассоциировался центр союзного государства, а в характер взаимоотношений между республиками вошло понятие «старшего» и «младшего брата».

. Скрытые причины межэтнических конфликтов. За годы советской власти этнические меньшинства в ряде республик (особенно закавказских, например, в Грузии - в отношении мегрельского и сванского языков, в Азербайджане - курдского и лезгинского) подверглись ассимиляции и дискриминации со стороны титульных наций. В этом крылись причины будущих межэтнических конфликтов (армян против азербайджанцев в Карабахе, осетин против грузин и т. д.). Изменение границ автономий и несовпадение, как правило, этнического расселения и политической государственности вели к территориальным спорам между этносами, которые вызвали в будущем конфликты между Чечней и Дагестаном, Чечней и казаками, Ингушетией и Северной Осетией и т. д.

Комплекс «младшего брата» выдвинул к концу 80‑х гг. на первый план национальные проблемы.

2.5. Духовная жизнь общества в 70‑е гг. была сложной и противоречивой. С одной стороны, парадность и догматизм, идеологизация науки и культуры, с другой - медленный, но неизбежный рост протеста. «Оттепель» не прошла бесследно, менее плотным стал «железный занавес».

Все более увеличивался разрыв между рядовыми гражданами и власть предержащими, возрастало социальное расслоение, что негативно сказалось на духовном состоянии общества. В нем нарастала социальная апатия, нормой становилась двойная мораль как «наверху», так и «внизу». При этом у значительной части населения сохранялся оптимизм в отношении социалистического строя.

Если в рабочей среде это проявлялось в прогулах, пьянстве, анекдотах о высшем руководстве страны, то в среде интеллигенции характерной стала негласная критика советского строя, обсуждения «на кухне» проблем политического, социального и экономического положения в стране.

Наиболее радикальным, хотя и наименее массовым, выражением несогласия и протеста стало диссидентское движение. В его рядах были представители творческой интеллигенции, национальных меньшинств, верующие. Ко второй половине 60‑х гг. относится зарождение правозащитного движения, активным участником которого стал академик А. Д. Сахаров. На его основе были созданы Комитет прав человека в СССР; Московская Хельсинкская группа, Христианский комитет прав верующих и др. Диссиденты организовывали акции протеста (в частности, в связи с событиями 1968 г. в Чехословакии), пытались наладить выпуск нелегальной литературы. Затем основной формой их деятельности стали протесты и обращения в адрес высших руководителей страны и правоохранительных органов (как, например, «Письмо вождям Советского Союза» А. И. Солженицына). Несмотря на свою немногочисленность, диссидентство представляло моральную и идеологическую угрозу системе.

В качестве защитной меры властей по предложению председателя КГБ Ю. В. Андропова специально было создано Пятое управление КГБ, которое использовало в своем арсенале борьбы с диссидентством аресты, судебные преследования, высылку за границу, направление на «лечение» в психиатрические больницы, а поначалу и «открытые процессы» (как, например, над писателями А. Д. Синявским и Ю. М. Даниэлем в 1966 г.). Но в 70‑е гг. преследование «отщепенцев» уже не афишировалось, все шире практиковалась их высылка за рубеж.

3. Социально‑экономическое развитие страны

Особенностью внутренней жизни СССР рассматриваемого периода являлось сочетание неосталинизма в общественно‑политической теории и практике и поиска путей дальнейшего социально‑экономического развития. Первое время руководство страны еще сохраняло преобразовательные импульсы эпохи Хрущева, но только в плане ограниченной экономической реформы. Затем попытки серьезных хозяйственных преобразований ослабли, хотя и не прекратились полностью.

3.1. Хозяйственно‑экономическая реформа 1965 г. стала самой крупной за весь послевоенный период попыткой перестройки экономики. Реформа была задумана еще при Н. С. Хрущеве и проводилась под руководством Председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина. Она затронула управление, промышленность, строительство, сельское хозяйство.

Реформа должна была развиваться в нескольких направлениях.

Реформа началась с проведения новой административной централизации, упразднения совнархозов и восстановления промышленных министерств (отраслевого управления).

Вторым направлением реформы стало введение хозрасчета на предприятиях, что, однако, не означало реабилитации рыночных отношений или перехода к «социалистическому рынку».

Существенные изменения произошли в системе управления

промышленностью и строительством: сократилось число планируемых сверху показателей. Основой оценки деятельности предприятий должны были стать объем реализованной (а не произведенной) продукции, рентабельность производства, размер прибыли. Финансирование промышленного строительства также предполагалось осуществлять не за счет дотаций, а путем кредитования.

В целях экономического стимулирования на предприятиях образовывались специальные фонды: фонд материального поощрения рабочих и служащих, фонд соцкультбыта (социально‑культурных нужд и жилищного строительства) и фонд самофинансирования предприятия.

. Итоги реформы в промышленности. В течение 1964-1965 гг. более чем на 100 предприятиях страны были апробированы отдельные механизмы реформы хозяйственного управления. Предприятия, перешедшие на новую систему, в целом улучшили показатели своей работы. По важнейшим социально‑экономическим параметрам период 1966-1970 гг. был наилучшим за последние 30 лет. Объем промышленного производства возрос в полтора раза. Было построено около 1900 крупных предприятий (в том числе Волжский автозавод в Тольятти, КамАЗ и др.).

Однако с самого начала проявилась противоречивость и непоследовательность реформы. Неудачным был шаг по одновременному расширению прав предприятий и воссозданию министерств (органов административного управления). Реализация реформы встретила мощное сопротивление административно‑хозяйственного аппарата. Оптовые цены на продукцию по‑прежнему устанавливались в директивном порядке. В торговле, сбыте, снабжении реформа проводилась только в виде опыта на отдельных предприятиях. Реформа почти не коснулась финансов и ценообразования. В результате она не затронула основ хозяйственного механизма, а многие ее меры в дальнейшем были свернуты. В 1970‑е гг. начался общий спад темпов развития народного хозяйства.

3.2. Промышленность и научно‑технический прогресс.

. Приоритеты в развитии промышленности. Советская промышленность продолжала развиваться по пути расширенного воспроизводства с упором на традиционные индустриальные отрасли. Страна вышла на первое место в мире по объему производства нефти, газа, а также чугуна, стали, тракторов и минеральных удобрений.

Стержнем экономики оставались топливно‑энергетический и военно‑промышленный комплексы.

. Топливно‑энергетический комплекс. Форсированными темпами развивалась нефтегазодобыча в Западной Сибири: если в 1971-1975 гг. она составляла 11 % общего объема капиталовложений, то в 1981-1985 гг. - 14 %, а в 1992 г. - уже 21 %. В 1980 г. комплекс давал 10 % мировой добычи нефти и газа. В 1970‑е гг. ускорение получила угледобыча, в частности, были созданы два крупнейших территориально‑производственных комплекса в Казахстане (Павлодарско‑Экибастузский ТПК) и в Краснодарском крае - Канско‑Ачинский топливно‑энергетический комплекс (КАТЭК). Освоение районов Сибири и Дальнего Востока вызвало необходимость сооружения Байкало‑Амурской магистрали (БАМ) протяженностью 3145 км (строительство началось в 1974 г.).

С 1960 по 1985 г. доля топливно‑сырьевого экспорта в СССР поднялась с 16,2 до 54,4 %, а сложной техники упала с 20,7 до 12,5 %. Получаемые «нефтедоллары» государство использовало крайне неэффективно - они вкладывались в «долгострои» (незавершенное строительство), тратились на закупку западного оборудования и импорт продовольствия.

. Военно‑промышленный комплекс. С приходом к власти Л. И. Брежнева ускорилось развитие оборонных программ. С 1967 г. началась массовая установка в подземных шахтах баллистических ракет - залог будущего военно‑стратегического паритета с США. Была создана высокоэффективная система противовоздушной обороны (ПВО), в том числе и противоракетной (ПРО), укреплялась военная база авиации и флота. С 1976 г. в Восточной Европе началась установка ядерных ракет средней дальности.

Паритет в вооружениях с США обеспечивался работой предприятий военно‑промышленного комплекса, на который приходилось около 2 / 3 продукции советского машиностроения. На нужды ВПК расходовалось ежегодно свыше 45 % бюджетных средств, выделявшихся промышленности.

. Научно‑технический прогресс. Удельный вес отраслей, определявших научно‑технический прогресс в народном хозяйстве (машиностроения, металлообработки, химии и нефтехимии, электроэнергетики), в валовой (количественной) продукции, вырос с 25 % в 1970 г. до 38 % в 1985 г. В индустриально развитых державах он достигал 55-65 %. На фоне развития мировой экономики осознавалась потребность перехода к интенсивным методам производства, что проявилось в сокращении (в 4 раза) числа сооружаемых крупных предприятий. Создавались научно‑производственные объединения, возникли новые отрасли - роботостроение, микроэлектроника, атомное машиностроение и др.

Однако определяющими для развития экономики эти тенденции не стали. К 1985 г. в СССР насчитывалось несколько десятков тысяч компьютеров и ЭВМ (в то время как в США - 1,5 млн новейших ЭВМ и 17 млн персональных компьютеров и ЭВМ). К началу 80‑х гг. в СССР труд 40 % промышленных рабочих и до 75 % работников сельского хозяйства не был механизирован.

3.3. Развитие сельского хозяйства.

. Аграрная реформа 1965 г. и ее результаты. Аграрная политика нового руководства характеризовалась крупными капиталовложениями в сельское хозяйство, превысившими Vs часть всех инвестиций. В области сельского хозяйства пленум ЦК КПСС (март 1965 г.) наметил меры по решению социальных проблем села, частичному использованию экономических стимулов труда. Был ослаблен контроль над колхозами, повышены (в среднем на 20 %) цены на сельхозпродукцию, устанавливался на 6 лет твердый план госзакупок, вводилась 50 % - я надбавка за сверхплановую продукцию, были сняты некоторые ограничения на личные подсобные хозяйства, доля которых в общем объеме сельскохозяйственного производства оставалась значительной. В 1970 г. совокупная рентабельность совхозного производства составила 22 %, а колхозного - 34 %.

. Спад сельскохозяйственного производства. Колоссальные капиталовложения (в 4 раза больше, чем за все время с начала 20‑х гг.), направлявшиеся в сельское хозяйство, использовались неэффективно, вкладывались не в интенсификацию сельскохозяйственного производства, а в строительство гигантских комплексов, дорогостоящую технику, тратились на непродуманную мелиорацию и химизацию почвы. Развернулось освоение Нечерноземной зоны РСФСР, рассчитанное на 15 лет. При этом упор делался на агропромышленную интеграцию - объединение сельского хозяйства с отраслями, которые его обслуживают. Созданные на этой основе агропромышленные комплексы тем не менее не стали жизнеспособными экономическими органами, превратившись в очередную административную структуру. В 1985 г. в добавление ко всему был создан Госагропром СССР.

Со второй половины 70‑х гг. ситуация в сельском хозяйстве стала приобретать кризисный характер. Валовой прирост сельскохозяйственной продукции в СССР составлял: в восьмой пятилетке (1965-1970) - 21 %, девятой (1971-1975) - 13 %, десятой (1976-1980) - 9 %, одиннадцатой (1981-1985) - 6 %. Соответственно темпы роста сельхозпроизводства в первой половине 60‑х гг. составили 4,3 %, в начале 80‑х гг. - лишь 1,4 %. Большинство колхозов и совхозов за годы пятилеток оказались убыточными, в результате государство продолжало осуществлять массовые закупки зерна за рубежом (в среднем 40 млн т в год и более). Не помогла выходу из кризиса и принятая в 1982 г. Продовольственная программа.

3.4. «Застой» в экономике.

К началу 70‑х гг. экономика СССР находилась в состоянии стагнации. С 1970 г. началось снижение основных экономических показателей. Темпы прироста национального дохода упали с 7,7 % в восьмой пятилетке (1965-1970) до 3,8 % в одиннадцатой пятилетке (1981-1985). Соответственно с 6,8 до 3 % сократились темпы роста производительности труда.

Несмотря на усилия по интенсификации производства - кампании по снижению металлоемкости, повышению наукоемкости, фондоотдачи, эффективности и т. д., экономика сохраняла экстенсивный характер. Попытки выработки стимулов «социалистического труда» (организация социалистического соревнования, апелляции к «рабочей совести») не приносили реального результата. Самые эффективные из них, такие как введение «щекинского метода», создавшего экономические стимулы труда рабочих, выхолащивались и ограничивались советскими управленцами.

В результате ставка делалась на закупки по импорту промышленного оборудования, товаров широкого потребления и зерна в обмен на экспорт энергоносителей (в первую очередь нефти). К концу 70‑х гг. в условиях спада отечественного производства обнаружились признаки товарного голода, увеличился дефицит.

За годы правления Брежнева проявился кризис централизованного планирования экономики, которое включало в себя до 1,5 тыс. обязательных плановых показателей. Ни один из трех пятилетних планов, принятых в эти годы, не был выполнен. В результате каждый последующий план строился на показателях, заниженных по сравнению с предыдущим.

В рассматриваемый период продолжился процесс бюрократизации государственного аппарата управления экономикой и другими сферами общественной жизни. Число министерств возросло с 20 (в 1938 г.) до 160 (в 1985 г.), соответственно выросла общая численность управленческого персонала всех уровней (к середине 80‑х гг. - 18 млн человек)

3.5. Социальная сфера.

. Демографические проблемы. За весь послевоенный период СССР превратился в одну из наиболее урбанизированных стран. Возросла численность городского населения (62 %) и сократилась доля сельского. В 60-70‑е гг. из‑за снижения рождаемости на 25 % и увеличения смертности на 15 % прирост трудоспособного населения упал к началу 80‑х гг. с 2 до 0,25 %.

. Уровень жизни в СССР медленно повышался до середины 70‑х гг., а затем более чем пятилетие не изменялся. Возросла заработная плата. Продолжались инвестиции в здравоохранение, образование, спорт, отдых. При этом господство общественной собственности предопределило высокий удельный вес социальных благ, получаемых населением бесплатно (жилье, образование, медицина, отдых).

. На рубеже 70‑х - 80‑х гг. с развитием кризисных явлений положение в социальной сфере начало ухудшаться. Рост населения и падение темпов сельскохозяйственного производства привели к обострению продовольственной проблемы. Концентрация средств преимущественно в тяжелой промышленности, дорогостоящие военные и космические программы ограничивали возможности решения социальных задач, консервировали уровень жизни советских людей, а затем привели к его снижению.

Социальная сфера финансировалась по остаточному принципу. К началу 80‑х гг. СССР отставал от передовых стран по потреблению традиционных продуктов и по структуре питания. По уровню потребления на душу населения СССР занимал 77‑е место в мире, по продолжительности жизни - 35‑е, по уровню детской смертности - 50‑е.

4. СССР в системе международных отношений

4.1. Основные направления внешней политики СССР включали в себя:

Укрепление социалистического лагеря;

Стремление к международной стабильности и развитию отношений с капиталистическими странами;

Поддержку международного коммунистического движения, национально‑освободительных и революционных сил в странах «третьего мира».

Изменилось отношение советского руководства к принципу интернационализма, который был заменен политикой с позиции силы (или «ограниченного суверенитета» стран, называвших себя социалистическими). Отказавшись от идеи мировой революции, СССР рассматривал борьбу за собственные геополитические интересы в мире как форму мирного соревнования двух систем.

С 1957 по 1985 г. министром иностранных дел СССР был А А Громыко.

4.2. Разрядка международной напряженности. Противоречия курса.

Начало 70‑х гг. было отмечено радикальным поворотом в сторону разрядки международной напряженности. Этому способствовал и достигнутый к 1969 г. Советским Союзом военно‑стратегический паритет с США. Важным политическим и дипломатическим успехом СССР стала в этот период нормализация отношений с Западной Германией (договор 1970 г.) и заключение договора о неприменении силы в отношениях между ними (на основе признания послевоенных границ и политического порядка, установленного в Восточной Европе). Практическими шагами на пути потепления международного климата являлись двусторонние встречи глав СССР и США.

Результатом советско‑американских переговоров стало подписание в 1972 г. соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ‑1 ) ив 1979 г. - ОСВ‑2. В 1972 г. был заключен договор между СССР и США по противоракетной обороне (ПРО). Процесс разрядки был закреплен Хельсинкским Совещанием по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.). Европейские страны, в том числе СССР, а также США и Канада подписали Заключительный акт совещания, который зафиксировал военно‑политическое и территориальное размежевание, сложившееся в мире после Второй мировой войны. Важным итогом Хельсинки было обязательство следовать принципам взаимного уважения национального суверенитета, невмешательства во внутренние дела, что дополнялось договоренностями о соблюдении прав человека в странах‑участницах.

Основным противоречием международных отношений 1970‑х гг. являлась не прекращавшаяся гонка вооружений, ответственность за которую несли как американская, так и советская сторона, первоначально преследовавшая цель «догнать» Соединенные Штаты по стратегическим вооружениям, а затем поддерживать «военно‑стратегический паритет».

Создание новых видов вооружений и содержание огромной армии изматывали СССР значительно больше, чем западные страны, обладавшие во много раз большим экономическим потенциалом. Так, рост военных расходов США со 122 млрд долл. в 1979 г. до 284 млрд в 1985 г. подтолкнул СССР к затратам за пятилетие на сумму более триллиона долларов.

4.3. СССР и социалистический лагерь.

Приоритетной задачей в этой области дипломатии стало укрепление пошатнувшихся в связи с десталинизацией позиций СССР в социалистическом лагере. Возникла необходимость устранения угрозы распада социалистического содружества, особенно после событий в Чехословакии в августе 1968 г., когда сюда были введены войска СССР, Болгарии, Польши, Венгрии и ГДР, и в связи с событиями в Польше в конце 70‑х гг. СССР всеми средствами, включая безвозмездную финансовую помощь, а подчас и прямой диктат, стремился к развитию экономической и военной интеграции стран социалистического лагеря, прежде всего в рамках Совета Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского договора.

В условиях, когда в странах Восточной Европы зрело недовольство советской политикой вмешательства, США в отношении стран Восточной Европы проводили собственную политику «мирного проникновения», которая дала результаты уже к концу 70‑х гг.

В рассматриваемый период продолжилось ухудшение отношений СССР с КНР и Албанией. Конфликт с Китаем вылился в 1968 г. в вооруженное столкновение на пограничном острове Даманском, в ходе которого с советской стороны погибло 152 человека. В дальнейшем сохранялась опасность эскалации вооруженного конфликта, учитывая, что в идеологической сфере китайское руководство продолжало выступать против «советского ревизионизма», а СССР, в свою очередь, критиковал «китайский гегемонизм».

4.4. СССР и страны «третьего мира».

Советский Союз осуществлял последовательную поддержку национально‑освободительных сил в развивающихся странах, провозгласивших ориентацию на социализм и сотрудничество с СССР.

Эта политика была особенно активна в регионах, считавшихся непосредственной сферой влияния СССР. Ежегодная советская военная помощь Афганистану, Анголе, Кубе, Никарагуа, Эфиопии, Вьетнаму составляла 15 млрд руб. СССР активно занимался продажей оружия в развивающиеся страны (удерживая в этой области первое место в мире с конца 50‑х - до середины 80‑х гг.). Ежегодные поставки оружия осуществлялись на сумму 12 млрд долл. (при этом многие «братские» страны брали в долг, который исчисляется миллиардами долл.).

В странах Азии, Африки и Латинской Америки противостояние СССР и США разворачивалось особенно широко, несмотря на разрядку. США, как и СССР, оказывали широкую помощь, в том числе военными специалистами, своим сторонникам в странах «третьего мира». Эта борьба отнимала у Советского Союза огромные средства.

В странах «третьего мира» интересы СССР столкнулись также с интересами Китая, который заметно укрепил здесь свои позиции.

Во второй половине 70‑х гг. СССР продолжал глобализацию своей внешней политики, активизируя действия на Ближнем Востоке и в Африке (Анголе, Мозамбике, Эфиопии).

. Вторжение в Афганистан. В 1979 г. произошел новый виток напряженности, связанный с вводом советских войск в Афганистан. Это была попытка изменить международный баланс сил в пользу социализма. При этом руководство во главе с Брежневым понимало, что своей интервенционистской акцией СССР противопоставил себя подавляющему большинству стран, прежде всего США и Китаю.

4.5. Обострение «холодной войны». Используя «афганский фактор», Запад развернул широкую антисоветскую кампанию. Почти все ведущие капиталистические страны объявили СССР научно‑техническую блокаду, используя Комитет по экспортному контролю (КОКОМ), созданный в 1949 г. в целях ограничения экспорта новых технологий в социалистические страны. В 1980 г. американцы бойкотировали XXII Олимпийские игры, проходившие в Москве (в ответ СССР и его союзники проигнорировали Олимпиаду‑84 в Лос‑Анджелесе). В 1979-1980 гг. США развернули кампанию по размещению в Западной Европе нейтронного оружия. В 1984 г. Советский Союз на территории ЧССР и ГДР разместил ядерные ракеты среднего радиуса действия (СС‑20).

В результате в начале 80‑х гг. мир вновь оказался в состоянии острой конфронтации, а основные усилия советской дипломатии были направлены на то, чтобы помешать развертыванию американских ракет средней дальности в Европе и реализации программы СОИ (стратегической оборонной инициативы).

4.6. Итоги внешней политики.

За 1965-1985 гг. советская внешняя политика прошла сложный и противоречивый путь: от жесткой конфронтации с Западом к разрядке и от нее к новому обострению международной напряженности.

В ее основе лежали концепции идеологического противостояния и борьбы двух систем, а также стремление к обеспечению стабильного развития СССР.

В советской внешнеполитической концепции действовали тенденции, которые воспринимались на Западе как гегемонистские. Тезис о советской экспансии служил основой для сплочения государств иной социальной системы против СССР (прежде всего в рамках НАТО).

У советского руководства было два серьезных достижения: обеспечение военно‑стратегического паритета с США и политика разрядки первой половины 70‑х гг. Но к началу 80‑х гг. СССР втянулся в очередной виток гонки вооружений, который еще более подрывал и без того ослабленную советскую экономику.

5. Выводы

1. В результате экономических реформ второй половины 60‑х гг. и отказа от крайностей политики 40‑х и 50‑х гг. СССР в начале 70‑х гг. удалось активно развивать социальные, образовательные и прочие программы, благодаря чему было достигнуто ощутимое повышение уровня жизни населения.

2. В то же время первоначальные попытки руководства во главе с Брежневым совместить административно‑командную систему с материальным стимулированием показали, что возможности советской экономической модели уже исчерпаны. Советская экономика (за исключением ВПК) осталась на индустриальной стадии, между тем как экономика ведущих стран мира поднялась на стадию постиндустриальных научно‑информационных технологий.

3. На смену реформе 1965 г. пришли контрреформы, усилившие централизацию и позиции ведомственной бюрократии. Возраставшее несоответствие директивного планирования и внеэкономических методов хозяйствования требованиям развитого индустриального и зарождавшегося научно‑индустриального производства вызывали объективную потребность в изменении экономических порядков в СССР.

4. Замедление экономического роста, свертывание социальных программ к началу 80‑х гг. в значительной степени было связано с огромными военными затратами и проведением военно‑стратегической и внешнеполитической линий на закрепление за СССР статуса супердержавы.

5. В целом усилия руководства страны к стабилизации в существующих социально‑экономических и политических условиях привели к «застою». Нараставшие кризисные явления в экономике и внешней политике, противоречивость национальной политики свидетельствовали о приближении общего кризиса. При этом подобные процессы могли развиваться еще многие годы, поскольку реальный политический кризис в сложившейся духовной и социопсихологической атмосфере не угрожал властной системе, а уровень социально‑экономического развития воспринимался большинством населения как приемлемый.

Состоявшийся 14 октября 1964 г. Пленум ЦК партии Первым секретарем ЦК КПСС избрал Л.И. Брежнева, Председателем Совета Министров СССР рекомендовал А.Н. Косыгина. Работа нового руководства началась с исправления волюнтаристских решений в административно-управленческой области и сельском хозяйстве.

В ноябре-декабре 1964 г. была восстановлена вертикаль партийной власти, т. е. ликвидировано введенное при Н.С. Хрущеве разделение партийных организаций на промышленные и сельские. Отменен был также принцип обязательной регулярной сменяемости (ротации) партийных руководителей всех уровней.

В марте 1965 г. состоялся Пленум ЦК КПСС, посвященный проблемам сельского хозяйства. Л.И. Брежнев, выступивший с основным докладом, резко критиковал хрущевские преобразования, которые послужили главной причиной развала сельского хозяйства. В решениях Пленума была намечена программа вывода аграрного сектора из кризиса. Акцент делался на всемерную материальную поддержку: увеличение вложений в социальную сферу села (строительство сельского соцкультбыта), повышение закупочных цен на сельхозпродукцию, введение 50 %-ной надбавки за сверхплановую продажу продуктов государству, смягчение прежних запретов в отношении личных подсобных хозяйств.

Ситуация в сельском хозяйстве вскоре несколько улучшилась, но ненадолго.

21.2. Экономическая реформа 1965 г

Осуществление экономической реформы 1965 г., называемой иногда «косыгинской реформой», началось с перехода к новой административной централизации, упразднения совнархозов и восстановления центральных промышленных министерств, ликвидированных Н.С. Хрущевым. Были созданы новые крупные государственные комитеты (Госкомцен, Госснаб, Госкомитет по науке и технике), отменено разделение партийных органов на промышленные и сельскохозяйственные. Предприятия получили некоторую автономию и самостоятельность.

Главная цель реформы заключалась в повышении эффективности работы народного хозяйства, ускорении темпов его роста и на этой основе улучшении жизненного уровня населения. Генеральный замысел состоял в том, чтобы наряду с административными рычагами управления экономикой задействовать и экономические (прибыль, цены, финансы, материальную заинтересованность и др.).

Исходной идеей экономической реформы было положение о невозможности решать все народно-хозяйственные вопросы из центра, чем и мотивировалась потребность в децентрализации. Оставались всего лишь пять директивно планируемых показателей: объем реализации продукции, основная номенклатура выпускаемых изделий, фонд заработной платы, прибыль и рентабельность, взаимоотношения с бюджетом.

Основными направлениями в экономической реформе 1965 г. были: попытка перевода предприятий на хозрасчет; оценка работы предприятий не по выпуску валовой продукции, а по итогам ее реализации и полученной прибыли; создание из части прибыли (10–12 %) фондов экономического стимулирования (материального поощрения, социально-культурных мероприятий и жилищного строительства); внедрение элементов оптовой торговли непосредственно между производителями, т. е. без участия государственных структур, привыкших все планировать и распределять по лимитам.

Осуществление реформы дало стимул к развитию экономики. В период 1966–1970 гг. по сравнению с предыдущим пятилетием произошло ускорение темпов роста объемов производства, национального дохода, производительности труда. Было построено и реконструировано 1900 предприятий, промышленное производство увеличилось на 50 % в целом по стране. Именно в восьмой пятилетке был осуществлен пуск Красноярской ГЭС, началось освоение нефтегазовых богатств Тюмени, был построен и стал выпускать автомобили ВАЗ в г. Тольятти, появились научно-промышленные объединения.

Однако по мнению современных экономистов реформа была обречена на неуспех из-за целого ряда причин. Наиболее существенными из них были:

– непоследовательность и половинчатость, содержавшиеся непосредственно в самом замысле реформы. Сочетание экономических начал с жестко централизованной плановой экономикой, как показывает мировой и отечественный опыт, дает лишь кратковременный эффект, а затем вновь происходит доминирование административных принципов и подавление экономических;

– некомплексный характер реформы. Ни о какой демократизации производственных отношений, изменении форм собственности и перестройке политической системы речь даже не шла;

– слабая кадровая подготовленность и обеспеченность реформы. Инерция мышления руководящих хозяйственных кадров, давление на них прежних стереотипов, отсутствие творческой смелости и инициативы у непосредственных исполнителей преобразований обусловливали половинчатость замысла реформы и обрекали ее в итоге на неудачу;

– противодействие реформе со стороны партийного аппарата и его руководителей (Л.И. Брежнева, Н.В. Подгорного, Ю.В. Андропова), боявшихся, что экономика может выйти из-под партийного контроля, а реформа – поставить под сомнение сущность социалистического строя;

– чехословацкие события 1968 г., где аналогичные новации привели к началу демонтажа политической системы, что очень испугало советское руководство.

Экономическая реформа, будучи непоследовательной уже на этапе замысла, не была осуществлена должным образом. Она не смогла переломить неблагоприятные тенденции в экономическом развитии страны, а усилия партийного аппарата свели ее на нет. Вместе с тем реформа 1965 г. показала пределы и ограниченность социалистического реформаторства.

21.3. Нарастание кризисных явлений в экономической, политической и социально-духовной сферах

После отказа от «косыгинской реформы» вновь стали доминировать исключительно административные методы управления, из года в год принимались однотипные решения, которые в итоге привели к стагнации в народном хозяйстве. Основные показатели экономического роста страны неуклонно продолжали ухудшаться.

Гонка вооружений требовала наращивания выпуска военной продукции, что обусловливало определенную милитаризацию экономической сферы. Военные расходы поглощали до 20 % валового национального продукта.

Накапливалось отставание от западных стран в научно-техническом прогрессе и прежде всего в невоенных отраслях, причем количество официально зарегистрированных изобретений у СССР было больше, чем у США, Японии, Великобритании, ФРГ и других стран. Однако в рамках существующей системы в основном они не были внедрены в социалистическую экономику.

По-прежнему преобладал экстенсивно-сырьевой характер экономического развития. Со второй половины 1960-х гг. начались невиданное освоение нефтегазовых месторождений Сибири и экспорт топлива за границу. В страну потекли так называемые «нефтедоллары», которые направлялись на латание узких мест в народном хозяйстве. Этот процесс объективно увеличивал сырьевую ориентацию отечественной экономики.

Положение в аграрном секторе в конце 1970-х гг. стало принимать катастрофический характер, поэтому в 1982 г. были созданы агропромышленные комплексы (АПК). Колхозы, совхозы, предприятия по переработке сельхозсырья, расположенные на одной территории, были объединены в региональные АПК. Однако за все годы своего существования АПК так себя и не оправдали, не стали жизнеспособным экономическим организмом и не выполнили продовольственную программу.

Политическое развитие СССР в 1965–1985 гг. протекало в рамках сложившейся еще при И.В. Сталине политической системы с доминирующей ролью Коммунистической партии в обществе. Диктат партийно-государственного аппарата был всеохватывающим и составлял стержень административно-управленческой системы страны.

В политико-идеологической сфере постепенно начался возврат к скрытому сталинизму. Имя И.В. Сталина стало все чаще всплывать в мемуарной литературе, различного рода книгах и статьях. Воспоминания эти имели, как правило, апологетический характер. Начался постепенный дрейф в сторону от решений XX и XXII съездов партии.

Важной вехой в политическом развитии стало принятие Конституции СССР в октябре 1977 г. Основными ее положениями были:

– характеристика тогдашнего этапа развития советского общества, получившего официальное название «развитой социализм»;

– фиксация общенародного характера государства взамен государства диктатуры пролетариата;

– законодательное закрепление руководящей роли КПСС в обществе (ст. 6) как ядра политической системы;

– наличие широкого спектра прав и свобод граждан, которые слабо реализовывались в реальной жизни.

Другой серьезной проблемой функционирования политико-властных отношений являлась геронтократия («власть старцев»). В 1970-е гг. средний возраст высшего партийного руководства приближался к 70 годам, и, несмотря на физические недуги и болезни, они продолжали вершить судьбы страны. Их единственной целью было сохранение личной власти, поэтому происходила консервация всех сфер жизни советского общества, и в этом смысле появившийся впоследствии термин «застой» довольно точно отражал ситуацию этого периода времени.

С середины 1960-х гг. в нашей стране возникло движение диссидентов как форма инакомыслия по отношению к идеологии и политике советской системы, форма общественного несогласия и протеста.

Власти ответили на это усилением репрессий против диссидентов. Некоторые из них были высланы за границу (А. Солженицын, В. Буковский, А. Галич и др.), а другие осуждены и находились в заключении (А. Марченко, Н. Щаранский и др.). Академика А.Д. Сахарова изолировали и сослали в 1980 г. в закрытый тогда г. Горький (Нижний Новгород), где он находился до 1986 г.

Диссиденты, по сегодняшним оценкам, расшатывали тоталитарную систему и приближали демократию в стране.

Кризисные явления охватили также социальную и духовную сферы общества. Произошли серьезные изменения в социальной структуре населения. Привилегированное положение занимала группа руководящих работников, или партгосноменклатура. Ее доля в социальной структуре советского общества по сравнению с довоенным периодом увеличилась в 2,4 раза и к 1979 г. составила 6 %. В материальном плане они были самыми обеспеченными и пользовались всевозможными привилегиями.

Рабочие по численному составу занимали первое место (60 % в 1979 г.), но около половины из них были заняты на тяжелых и малоквалифицированных работах. Негативное влияние на их положение оказывал уравнительный характер оплаты труда.

Численность жителей села в силу ряда причин снизилась в три раза (15 % в 1979 г.) и в острой форме встал вопрос, кто будет работать в аграрном секторе. Убирать урожай в массово-принудительном порядке присылали горожан – в основном служащих и интеллигенцию.

Наблюдался рост негативных явлений в социальной сфере (пьянство, коррупция и т. п.).

В духовной сфере наблюдалась утрата нравственных ориентиров. Продолжалось подавление инакомыслия, всякой, в том числе и религиозной, свободы. Люди и страна переживали этап духовного кризиса.

21.4. Внешняя политика

Советское руководство в области международных отношений и внешней политики последовательно придерживалось решения трех важнейших задач.

1. Устранение угрозы распада социалистического лагеря и его тесное сплочение в политическом, экономическом и военном отношении.

Сущность «доктрины Брежнева» (так ее назвали на Западе) об ограниченном суверенитете заключалась в том, что в случае возникновения опасности для социализма со стороны империалистических сил все социалистическое содружество должно выступить единым фронтом и оказать слабому социалистическому звену (т. е. конкретной стране) братскую помощь, в том числе и военную. Эта доктрина была использована в период кризиса в Чехословакии, когда войска Организации Варшавского договора (ОВД) в августе 1968 г. вошли на ее территорию, подавили антисоциалистические выступления и приостановили демократические преобразования.

В конце 1960-х гг. отношения с Китаем стали напряженными, что привело к пограничным конфликтам. Наиболее серьезное военное столкновение произошло в марте 1969 г. на острове Даманский на Дальнем Востоке, где наши потери составили более 150 человек. Все это заставило СССР держать крупные вооруженные формирования около советско-китайской границы.

2. Поддержка коммунистических, национально-освободительных и просоветских движений и режимов. Брежневское руководство пыталось продолжить линию на объединение международного коммунистического движения. В Москве прошли совещания коммунистических и рабочих партий (1965 г., 1969 г.), цель которых заключалась в выработке единой стратегии классовой борьбы против мира капитала.

СССР стремился расширить свое геополитическое влияние за счет стран «третьего мира». Оказывалась политическая поддержка, военная и экономическая помощь странам Азии и Африки (Ливии, Сирии, Ираку, Эфиопии, Анголе, Мозамбику, Южному Йемену и др.).

Как и международное коммунистическое движение, эти действия окажутся впоследствии иллюзией.

3. Нормализация отношений между Востоком и Западом, получившая название «разрядка международной напряженности».

В значительной степени это базировалось на военном паритете СССР – США, ОВД – НАТО и осознании мировыми политиками невозможности победы в атомной войне.

В начале 1970-х гг. советское руководство выдвинуло программу мира.

Основными дипломатическими компонентами «разрядки» были:

– подписанные в 1970 г. договоры между СССР и ФРГ о нормализации отношений;

– заключение в 1971 г. четырехстороннего соглашения по Западному Берлину, согласно которому подтверждалась необоснованность территориальных и политических претензий ФРГ на Западный Берлин;

– улучшение взаимоотношений между СССР и США. В 1968 г. был подписан договор о нераспространении ядерного оружия, к которому присоединились большинство государств. СССР и США заключили договор об ограничении систем противоракетной обороны (в 1972 г.), а также два соглашения об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1 в 1972 г. и ОСВ-2 в 1979 г.);

– успешное проведение в 1972–1975 гг. многоэтапного Европейского совещания по безопасности и сотрудничеству, завершившегося 1 августа 1975 г. подписанием в столице Финляндии Хельсинки Заключительного акта руководителями 33 государств Европы, а также США и Канады. В нем были зафиксированы принципы равноправия, нерушимости границ, невмешательства во внутренние дела, приоритета прав человека, свободы информации и передвижения.

В конце 1970-х – начале 1980-х гг. разрядка сменилась новым обострением международных отношений и конфронтацией. Это объяснялось сохранением противоборства между Востоком и Западом и гонкой вооружений, вводом в декабре 1979 г. советских войск в Афганистан, размещением в Европе нового поколения советских и американских ракет среднего радиуса действия, выдвижением США стратегической оборонной инициативы (СОИ, или программы «звездных войн»). Повлиял на это и инцидент, который произошел в районе Сахалина, где в ночь с 31 августа на 1 сентября 1983 г. был сбит южнокорейский пассажирский самолет, нарушивший воздушное пространство СССР. Президент США Р. Рейган объявил нашу страну «империей зла», и противостояние резко усилилось. Таковы были реалии продолжавшейся «холодной войны».

21.5. Агония социализма

После смерти Л.И. Брежнева пост Генерального секретаря ЦК КПСС занял Ю.В. Андропов (13 ноября 1982 г. – 9 февраля 1984 г.). С его именем связана первая попытка реанимировать агонизирующую общественную систему. С 1967 г. по 1982 г. он возглавлял КГБ и лучше других знал реальную обстановку в стране.

Им были предприняты попытки укрепить дисциплину, начать борьбу с коррупцией, провести серьезные кадровые изменения. Народ встретил эти меры с одобрением, но судьба отвела Ю.В. Андропову слишком короткий срок.

Его руководство длилось всего 15 месяцев. Вместе с тем следует сказать, что действовал он в рамках коммунистической системы и избежать развала социализма без применения чрезвычайных репрессивных методов уже было нельзя.

Ю.В. Андропова сменил давний соратник Л.И. Брежнева, 73-летний тяжело больной К.У. Черненко. Это было связано со стремлением геронтократов продлить свою власть. Вновь стали возрождаться худшие брежневские традиции. Началась идеологическая кампания по совершенствованию развитого социализма, была свернута борьба с коррупцией и за дисциплину. Стали ухудшаться экономические показатели, обозначив кризисность ситуации. 10 марта 1985 г. К.У. Черненко скончался.

Тема: 14. Советско - коммунистическая система в 1960-х –1980-х годах: проблемы развития и мировой опыт

1. Противоречия социально-экономического развития страны во второй половине 1960-х – первой половине 1980-х годов

2. Внешняя политика СССР в 1960-х – 80-х годах: между «холодной войной» и разрядкой.

Вопросы для самостоятельного изучения:

Идеологическое обоснование концепции «общество развитого социализма». Конституция 1977 года.

Движение инакомыслия в СССР в 1960 – 1980-е годы. Основные направления (общегражданское, религиозное и национальное).

Политика разрядки международной напряженности между Востоком и Западом.

Причина ухудшения положения СССР на международной арене в конце 1970-х годов.

Ю. Андропов и попытки преодоления негативных явлений в обществе. К. Черненко. Кризис партийного руководства.

Темы рефератов и творческих заданий:

Изменение социальной структуры советского общества в 1960 – 1980-е годы и их влияние на состояние общества.

Правозащитное движение в СССР: история вопроса.

Общественная деятельность А.Сахарова

Стройки века: ВАЗ, БАМ, КАМАЗ – ставка на зарубежную технику и энтузиазм молодежи.

СССР – США: обострение пропагандистской войны Р.Рейгана и его оценка СССР как «империи зла».

Общественно-политический кризис конца 70-х начала 80-х годов: бюрократизация, коррупция, падение

Духовная жизнь общества в период «развитого социализма».

Вопросы для самоконтроля:

Л.Брежнев. Внутренняя политика и изменение в общественно-политической жизни страны.

Экономическая реформа середины 1960-х годов, причины свертывания реформ.

Построение общества развитого социализма. Конституция 1977 г.

Экономика СССР в 1970-е – начале 1980-х годов, причина снижения качественных показателей экономического роста.

Противоречия внешней политики СССР.

Причины кризиса общественно-политической жизни страны в начале 1980-х годов.

Волюнтаризм – политика, проводимая волевыми методами без учета реальных возможностей и объективных условий для её реализации.

Конституция «развитого социализма» – закрепление монопольного положения КПСС в советской политической системе. Роль партии определялась как «руководящей и направляющей силы советского общества», «ядра политической системы» (6 статья Конституции).

Коррупция – использование должностными лицами своего служебного положения в корыстных целях ради личного обогащения. К формам коррупции относятся: взяточничество, подкуп, протекция, лоббирование.

Концепция «развитого социализма» – отказ от утопической идеи о скором переходе к коммунизму и отмирании государства. Новая концепция давала возможность пропагандировать новые достижения «самого передового» строя, выдвигать новые социальные цели без указания сроков их достижения.


Номенклатура – перечень должностных лиц, назначаемых, утверждаемых, замещаемых вышестоящими органами власти.

Партократия – политический строй, при котором верховная политическая государственная власть (законодательная, исполнительная и судебная) фактически сосредоточена в руках единственной партии, встроенной в государственную систему, а вернее – в руках партийной бюрократии.

Ресталинизация (неосталинизм) – отход от политики десталинизации и критики культа личности Сталина, возврат к некоторым элементам сталинизма в идеологии, культуре, общественной жизни.

Диссидент – человек, придерживающийся идеологии, мировоззрения, не совпадающих с господствующими в государстве; лицо, принадлежащее к внесистемным политическим институтам, организациям, конфессиям, находящимся в оппозиции к существующей политической или религиозной системе.

Теневая экономика – сфера производства и распределения, находящаяся вне действующих законов и по этой причине имеющая криминальный характер.

Хронологический минимум:

1964 год, октябрь – отстранение Н.С. Хрущева от руководства партией и страной, избрание Первым секретарем ЦК КПСС Л.И.Брежнева.

1965 год – начало экономической реформы (Косыгинская реформа).

– начало диссидентского движения.

1966 год – процесс над Ю.М. Даниэлем и А.Д. Синявским.

– XXIII съезд КПСС. Введена должность Генерального секретаря ЦК КПСС, которую занимает Л.И. Брежнев.

– в колхозах введена выплата заработной платы.

1967 год – первый номер подпольной «Хроники текущих событий».

1968 год, август – ввод войск СССР и других государств-членов ОВД в Чехословакию.

1970 год – открытое письмо А.Д. Сахарова к руководству СССР с призывом к демократизации.

1971 год – XXIV съезд КПСС. Объявлено о том, что «сложилась новая историческая общность людей – советский народ».

1974 год – А.И. Солженицын выслан из СССР.

– советско-американский договор о сокращении стратегических ядерных вооружений (ОСВ-1).

1975 год – СССР подписывает Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе («Хельсинское соглашение»).

– А.Д. Сахарову присуждена Нобелевская премия мира.

1977 год, октябрь – принятие новой Конституции СССР (Конституции «развитого социализма»).

1979 год, июнь – Советско-американский договор о сокращении стратегических вооружений (ОСВ-2).

1979 год, декабрь – начало ракетного противостояния в Европе: в ответ на размещение советских ракет СС-20 НАТО принимает решение о развертывании ракет «Першинг-2» и крылатых ракет.

– ввод советских войск в Афганистан.

1980 год – А.Д. Сахаров выслан в Горький.

– проведение в Москве XXII Олимпийских игр.

1982 год – принятие Продовольственной программы.

1982 год, ноябрь – смерть Л.И.Брежнева.

1982 год, ноябрь – 1984 год, февраль – пребывание на руководящих постах в партии и государстве Ю.В.Андропова.

1983 год – закон «О трудовых коллективах и усилении их роли в руководстве предприятиями».

– постановление « Об укреплении социалистической трудовой дисциплины».

1984 год, февраль – 1985 год, март – пребывание на руководящих постах в партии и государстве К.У.Черненко.

Персоналии:

Андропов Юрий Владимирович (1914–1984) – партийный и государственный деятель, с 1967 по 1982 г. – председатель КГБ СССР, с 1982 по 1984 г. – Генеральный секретарь ЦК КПСС.

Брежнев Леонид Ильич (1906–1982) – советский партийный и государственный деятель, с 1964 по 1982 г.– Генеральный секретарь ЦК КПСС, с 1977 по 1982 г.– Председатель Верховного Совета СССР.

Высоцкий Владимир Семенович (1938–1980) – актер, поэт, бард.

Ефремов Олег Николаевич (1927–2002) – актер, один из создателей и режиссер театра «Современник» (с 1956 г), МХАТа (с 1970 г).

Косыгин Алексей Николаевич (1904–1980) – советский государственный деятель, с 1964 по 1980 гг. – Председатель совета Министров СССР.

Любимов Юрий Петрович (р. 1917 г.) – актер, главный режиссер Театра на Таганке.

Сахаров Андрей Дмитриевич (1921–1989) – советский физик, академик (с 1953 г.), активный деятель правозащитного движения.

Солженицын Александр Исаевич (р.1918 г.) – получил известность как писатель-диссидент, лауреат Нобелевской премии.

Твардовский Александр Трифонович (1910–1971) – поэт, главный редактор журнала «Новый мир».

Черненко Константин Устинович (1911–1985) – советский партийный деятель, с 1984 по 1985 г. – Генеральный секретарь ЦК КПСС.

Основная литература:

История Отечества / под ред. Г.Б. Поляка, 2-е изд. – М., 2002. – С. 501-515.

История России, IX-XXI века. От Рюрика до Путина: учебное пособие / отв. ред. Я.А. Перехов. – 4-е изд. – М., 2007. – С. 572-617.

История России: учебник / под ред. М.Н. Зуева; А.А. Чернобаева – 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2009. – С. 434-462.

Скворцов Е.М., Маркова А.И. История Отечества. – 2-е изд. – М., 2008. – С. 785-807.

Дополнительная литература:

Арбатов Г.А. Затянувшееся выздоровление (1953–1985): Свидетельство современника. М., 1991.

На пороге кризиса: Нарастание застойных явлений в партии и обществе. М., 1990

Бурлацкий Ф. Вожди и советники: О Хрущеве, Андропове и не только о них... М., 1990.

История России. ХХ век: 1939-2007. М., 2009.

Лельчук В.С. Научно-техническая революция и промышленное развитие СССР. М., 1988.

Л.И. Брежнев: Материалы и биографии. Кн.1. М., 1991.

Согрин В. Современная политическая история России. М., 1994.

49. Социально-экономическое развитие СССР в середине 1960-х – начале 1980-х гг

Пленум ЦК КПСС признал нецелесообразным совмещение обязанностей Первого секретаря ЦК (им стал Л. И. Брежнев ) и Председателя совета министров (А. Н. Косыгин) . Следующие 20 лет стали периодом наиболее стабильного развития советского общества.

В период с 1964 по 1985 гг. шло быстрое увеличение населения страны. В этих условиях особое значение приобрела социальная политика. Но основные средства в стране шли на проведение экономических реформ, в то время как социальная сфера финансировалась по остаточному принципу:

1) сокращались капиталовложения в текущее строительство;

2) были уменьшены расходы на здравоохранение;

3) обострилась продовольственная проблема (росимпорт продовольствия), что уже в 1970-е гг. стало причиной введения карточной системы распределения; уменьшился прирост реальных доходов на душу населения.

В сфере экономики в 1960-1980-х гг. в стране начала проводиться одна из самых крупных реформ хозяйственного механизма, подготовленная еще в эпоху Н. С. Хрущева:

1) в сельском хозяйстве списали долги колхозов и совхозов;

2) повысили закупочные цены;

3) установили надбавку за сверхплановую продукцию.

В промышленности главным направлением преобразований было:

1) укрепление хозрасчета;

2) перестройка системы ценообразования;

3) восстановление отраслевого принципа управления;

4) сокращение числа плановых показателей.

Главной целью всех реформ было оздоровление экономики через внедрение в нее механизма внутренней саморегуляции. Главными недостатками реформы были половинчатость и непоследовательность. Сопутствующими негативными процессами реформы были:

1) экстенсивное развитие, предполагавшее расширение производства, что стало затруднительным в связи с исчерпавшимися возможностями главного донора – сельского хозяйства;

2) необходимость наращивания военных потенциалов;

3) покрытие дефицита госбюджета за счет экспорта энергоносителей;

4) неспособность освоить новые технологии НТР;

5) появление теневой экономики и сращивание ее с коррумпированными группами советской номенклатуры.

Из книги История Англии в Средние века автора Штокмар Валентина Владимировна

Социально-экономическое развитие Англии в X - начале XI вв Англосаксонское общество значительно феодализировалось к началу X в. Большая часть крестьян уже была подчинена господину, глафорду, стоявшему во главе вотчины, которая становилась все более феодальной по своему

Из книги История России автора Иванушкина В В

45. Внешняя и внутренняя политика СССР в середине 1950-х – начале 1960-х гг В общественно-политической сфере последние годы правления И. В. Сталина (1945–1953 гг.) были ознаменованы укреплением тотального контроля над духовной жизнью страны.В военные годы появилась новое

Из книги История России автора Иванушкина В В

46. Общественно-политическое развитие СССР в 1950-х – середине 1960-х гг После смерти И. В. Сталина (5 марта 1953 г.) наиболее влиятельными фигурами в руководстве СССР были:1) Г. М. Маленков;2) Н. С. Хрущев;3) Л. П. Берия.В итоге политической борьбы (март-июнь 1953 г.) – удалось устранить

Из книги История России автора Иванушкина В В

50. Политическое развитие СССР в середине 1960-х – начале 1980-х гг В период с 1965 по 1985 гг. в целом завершилось складывание советской бюрократической системы, шло постепенное увеличение численности аппарата. Усиливался процесс централизации партийной организации.Принятая 7

Из книги История России автора Иванушкина В В

51. Отечественная культура в середине 1960-х – начале 1980-х гг В области образования наблюдалось постепенное снижение уровня подготовки учащихся. В эти годы впервые обозначилась диспропорция между специалистами среднего и высшего звена. Увеличение числа техникумов не

Из книги Отечественная история: конспект лекций автора Кулагина Галина Михайловна

Тема 21. СССР в середине 1960-х – 1980-х годов. Нарастание кризисных явлений 21.1. Новое руководство и внутренние проблемы страны Состоявшийся 14 октября 1964 г. Пленум ЦК партии Первым секретарем ЦК КПСС избрал Л.И. Брежнева, Председателем Совета Министров СССР рекомендовал А.Н.

автора Автор неизвестен

71. РАЗВИТИЕ ПРАВА В СЕРЕДИНЕ 1960-х – СЕРЕДИНЕ 1980-х гг. АДМИНИСТРАТИВНОЕ, ЖИЛИЩНОЕ И СЕМЕЙНОЕ ПРАВО Развитие права в середине 1960-х – середине 1980-х гг. характеризуется масштабными кодификационными работами, прежде всего на общесоюзном уровне.Создаются общесоюзные кодексы

Из книги История отечественного государства и права: Шпаргалка автора Автор неизвестен

72. РАЗВИТИЕ ПРАВА В СЕРЕДИНЕ 1960-х – СЕРЕДИНЕ 1980-х гг. ТРУДОВОЕ, ЗЕМЕЛЬНОЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО Развитие права в середине 1960-х – середине 1980-х гг. характеризуется масштабными кодификационными работами, прежде всего на общесоюзном уровне.В 1970 г. вступили в действие Основы

Из книги История отечественного государства и права: Шпаргалка автора Автор неизвестен

73. РАЗВИТИЕ ПРАВА В СЕРЕДИНЕ 1960-х – СЕРЕДИНЕ 1980-х гг. СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ, УГОЛОВНОЕ, ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВОЕ ПРАВО Развитие права в середине 1960-х – середине 1980-х гг. характеризуется масштабными кодификационными работами, прежде всего на общесоюзном уровне.На основе

автора Барышева Анна Дмитриевна

68 ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СССР В СЕРЕДИНЕ 1950-1960-Х ГГ Н. С. Хрущеву для окончательного утверждения пришлось преодолевать противодействие со стороны старой гвардии Президиума ЦК партии – В. М. Молотова, Н. А. Булганина, Л. М. Кагановича

Из книги Отечественная история. Шпаргалка автора Барышева Анна Дмитриевна

7 °CОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СССР В СЕРЕДИНЕ 1960-1980-Х ГГ После отставки Н. С. Хрущева новым лидером страны стал Л. И. Брежнев (1964–1982 гг.).К середине 1960-х гг. СССР подошел к рубежам такого этапа развития, когда на первый план стали выдвигаться процессы следующей ступени

Из книги Отечественная история. Шпаргалка автора Барышева Анна Дмитриевна

71 ВНУТРИ– И ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СССР В СЕРЕДИНЕ 1960-1980-Х ГГ Новому руководству страны во главе сЛ. И. Брежневым предстояло сделать сложный выбор: либо продолжать радикальный курс ХХ съезда по либерализации социалистического режима, грозящий его дальнейшему

автора Керов Валерий Всеволодович

Тема 71 Общественно-политическое развитие СССР в середине 1950-х – начале 1960-х гг ПЛАН1. Борьба за наследство Сталина.1.1. Изменения в партийном и государственном руководстве.1.2. Политическое соперничество в партии: Март – июнь 1953 г. – Лето 1953–1955 г.2. Начало процесса

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

Тема 72 Социально-экономическое развитие СССР в 1950-х – середине 1960-х гг ПЛАН1. 1953–1957 гг.1.1. Экономический курс Г. М. Маленкова.1.2. Преобразования сельского хозяйства: Планы. – Ход.1.3. Развитие промышленности.1.4. Административно-экономическая реформа.1.5. Социальная политика.2.

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

Тема 73 Внешняя политика СССР в середине 1950-х – начале 1960-х гг ПЛАН1. Изменение приоритетов внешней политики.1.1. Курс на мирное сосуществование государств.1.2. XX съезд КПСС о новых тенденциях в мировой политике.1.3. Усилия по созданию системы коллективной безопасности.1.4.

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

Тема 75 СССР в середине 1960-х – начале 1980-х гг ПЛАН1. Смена власти.1.1. Факторы смены руководства: Кризисные явления в общественной жизни. – Волюнтаризм Н. С. Хрущева во внутренней и внешней политике. – Недовольства в руководящем партийно-хозяйственном аппарате. – Борьба в

Внешняя политика СССР (1960-1980)

Внешнеполитическая деятельность в 70-х - годов была направлена на обеспечение наиболее благоприятных условий для развития общества, на формирование и утверждение нового типа международных отношений, устранение угрозы войны. Однако атмосфера "застоя" сказалась и здесь. Были не только успехи и достижения, но и серьезные просчеты.

Советская внешняя политика осуществлялась по следующим основным направлениям;- развитие отношений с социалистическими странами;- поддержание отношений с развитыми капиталистическими странами;- укрепление отношений со странами "третьего мира" - развивающимися государствами;- борьба за предотвращение мировой войны, сдерживание агрессивных устремлений НАТО и США.

Отличительной особенностью взаимоотношений СССР с социалистическими странами было то, что все большее значение приобретало экономическое сотрудничество и политические консультации. Наиболее отчетливо это проявилось в деятельности Совета Экономической Взаимопомощи(СЭВ), основной задачей которого было дополнить политическое сотрудничество экономической интеграцией.

В этот период были достигнуты успехи в сотрудничестве социалистических стран. В 1971 году СЭВом была принята комплексная программа углубления сотрудничества, рассчитанная на 15 - 20 лет. Одним из основных направлений было обеспечение восточноевропейских стран дешевыми энергоносителями и сырьем. Крупными совместными экономическими проектами были строительство нефтепровода "Дружба" и газопровода "Союз", космическая программа "Интеркосмос" , строительство промышленных предприятий в разных странах. Советский Союз поставил в восточноевропейские страны в 1965 г. 8,3 млн.т нефти, в 1975 г. - около 50 млн., а к началу 80-х - 508 млн.т. Причем цена на нефть была значительно ниже мировой.

Не менее активно шло сотрудничество и в рамках Организации Варшавского Договора (ОВД). Практически ежегодно в 70 - 80-е годы проводились общие военные маневры на территории ряда стран, в основном СССР, Польши и ГДР. С 1969 года в рамках ОВД действовал Политический консультативный Комитет министров обороны.

Вместе с общим позитивным процессом развития сотрудничества в некоторых странах возникали кризисные ситуации. Такая ситуация, ставившая под угрозу политическую систему, возникла в Чехославакии. Ответом был ввод советских, немецких, болгарских и польских войск в 1968 году и подавление враждебных сил.

Драматично развивались события в Польше. С кризисом начала 70-х годов польскому руководству удалось справиться самому. Однако в начале 80-х антиправительственная борьба в стране развернулась с новой силой.

Наряду с социалистическими странами, которые входили в ОВД и СЭВ, существовали социалистические государства, проводившие независимый внешнеполитический курс. С одними СССР поддерживал добрососедские отношения, с другими находился в конфронтации. Укрепились связи с Югославией. На протяжении всех 60-х, 70-х и 80-х годов югославское и советское правительства проводили в отношении друг друга политику сдержанного сотрудничества.

Наряду с усиленными экономическими связями политическое взаимодействие было крайне незначительно. Особую позицию занимала Румыния. Руководство страны во главе с Чаушеску пыталось проводить независимый внешнеполитический курс, однако в целом как внутренняя, так и внешняя политика государства соответствовала принципам социализма.

Отношения же СССР с Китаем, а также с Албанией были серьезно подорваны. Советско-албанские отношения были прерваны еще в 1961 году.

В жесткой конфронтации СССР находился с Китайской Народной Республикой.

Обострение отношений между ними началось еще в конце 50-х годов, а в середине 60-х годов, с началом "культурной революции", китайское руководство намеренно пошло на резкое ухудшение отношений с СССР. В 1965-1966 годах из страны выехали почти все советские граждане, прекратились какие-либо экономические, культурные и тем более политические контакты. В 1969 году на советско-китайской границе произошли вооруженные столкновения в районах острова Даманский (Дальний Восток) и Семипалатинске (Средняя Азия). На протяжении 70-х годов Китайская Народная Республика фактически рассматривалась как потенциальный противник. Лишь после смерти Мао Цзэдуна в 1976 году и смерти Л.И. Брежнева в 1982 году отношения между двумя странами стали улучшаться.

Отношения с развитыми капиталистическими странами носили противоречивый, но в целом конструктивный характер. Во второй половине 60-х годов началась"разрядка" во взаимоотношениях СССР и Франции. Президент Франции Шарль де Голь посетил Москву летом 1966 года. В 1966 - 1970 гг. визиты французских и советских министров иностранных дел и глав правительств были продолжены. С этого времени стали быстро развиваться советско-французские экономические связи. Новый президент Франции Ж.Помпиду и Л.И. Брежнев подписали в октябре 1971 года документ "Принципы сотрудничества между СССР и Францией".

Улучшились отношения Советского Союза с Федеративной Республикой Германии. Осенью 1969 года на выборах в Бундестаг победу одержала СДПГ. Новое руководство страны заявило о нерушимости послевоенных границ в Европе и де-факто признало существование ГДР. Все это послужило основой заключения мирного договора между ФРГ и СССР в августе 1972 года. В этом договоре были признаны нерушимыми западные границы Польши и граница между ГДР и ФРГ. В последующие годы политические и экономические отношения двух стран развивались достаточно стабильно.

Во второй половине 70-х годов ФРГ превратилась в одного из основных внешнеэкономических партнеров Советского Союза.

Аналогично развивались отношения СССР с большинством европейских и неевропейских капиталистических стран. Наиболее натянутыми на протяжении всего периода они были с Великобританией и Японией. Лишь после победы лейбористов в Англии в 1974 году начался процесс улучшения англо-советских политических и экономических отношений. Несмотря на то, что экономические связи СССР и Японии были достаточно успешными, внешнеполитические отношения оставались на весьма низком уровне. СССР не заключил с Японией мирного договора и, следовательно, с формальной точки зрения находился с ней в состоянии войны. Основная причина заключалась в том, что Япония требовала возвращения четырех островов Южно-Курильской гряды, которые СССР получил после второй мировой войны и отказался вести переговоры по этому вопросу. Особым образом развивались отношения между СССР и США, самыми крупными промышленными и военными державами.

После второй мировой войны международные события так или иначе были связаны с противостоянием великих держав. Соединенные Штаты, проводя политику гегемонии в мировых делах, встречали противодействие Советского Союза. Так было в Корейской войне 1950-1953 гг., так происходило и в период войны США во Вьетнаме в 60 - 70-е годы. В мае 1972 года в Москву прибыл президент США Р.Никсон. В результате этого визита были подписаны соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1), устанавливались количественные ограничения на строительство противоракетной обороны, межконтинентальных ракет наземного базирования и на подводных лодках. В 1973 - 1976 гг. страны обменялись визитами руководителей государств, на которых обсуждались военные, политические и экономические вопросы.

Пиком "разрядки", как называли процесс 70-х годов политические деятели, было состоявшееся в столице Финляндии Хельсинки

Совещание по сотрудничеству и безопасности в Европе. Работа по подготовке совещания проходила в Хельсинки с 1973 по 1975 г.

В июле-августе 1975 г. был подписан Заключительный акт совещания, в котором приняли участие главы 33 европейских государств, а также США и Канады. Этот акт зафиксировал и узаконил политико-военное и социально-экономическое положение, которое сложилось в послевоенной Европе и мире. Однако с начала 80-х годов произошло резкое ухудшение отношений СССР с Соединенными Штатами и их союзниками по НАТО. Новый президент США Р.Рейган объявил СССР "империей зла" и провозгласил "крестовый поход" против коммунизма.

Важным направлением внешней политики Советского Союза было укрепление позиций в странах "третьего мира", развитие экономического, политического и военного сотрудничества.

Победа Вьетнама в войне с США в 1975 году ознаменовала собой апогей периода поступательного движения социализма в этом регионе. В 60-70-х годах постепенно возрастало количество стран, которые выбрали путь социалистической ориентации. В первую очередь это касалось Африканского и Азиатского континентов.

В 1967 году вспыхнула арабо-израильская война. Она завершилась серьезным поражением Египта, Сирии и Иордании в ходе шестидневных боевых действий. Но поражение арабских стран привело к усилению в них влияния СССР, так как Израиль ориентировался на США. В то же время происходило сближение Советского Союза с другими арабскими странами, проводившими антиамериканский курс и искавшими новых союзников.

В Юго-Восточной Азии советское руководство поддерживало повстанческие движения в различных странах, прежде всего в Лаосе и Камбодже. Однако здесь его влияние постепенно стало падать и уступать китайскому, которое возрастало в силу территориальной близости и наличия в этих странах большого количества этнических китайцев.

В 60-70-е годы СССР поддерживал различные антиимпериалистические группировки в Африке (Ангола, Эфиопия, Мозамбик), а также лидеров некоторых стран, проводивших дружественную СССР политику.

Крупный международный кризис разразился в 1979-1980 гг. из-за ввода советских войск в Афганистан в декабре 1979 года. Афганские события понизили авторитет СССР, привели к серьезному сужению его внешнеполитической сферы.

60-70-е годы в международных отношениях были годами "холодной войны", начатой после второй мировой войны и характеризующейся военно-политической конфронтацией социалистических и капиталистических стран, широкомасштабной гонкой вооружений и балансированием на грани тотальной войны. Важнейшим направлением внешней политики Советского руководства в эти годы была борьба за предотвращение мировой войны, сдерживание агрессивных устремлений НАТО и США.

Развернувшаяся "холодная война" потребовала огромных военных расходов, так как была связана с производством дорогостоящих видов ядерного и ракетного оружия, других видов вооружения и военной техники. Так за 32 послевоенных года (с 1946 по 1977 гг.) прямые военные расходы США превысили 1800 млрд. долларов, то есть составили фантастическую величину в 3,5 раза больше всего основного капитала обрабатывающей промышленности США. Приведенные данные означают, что крупный скачок в гонке вооружений развернулся в начале 80-х годов. Советское государство было вынуждено принимать адекватные меры, чтобы добиться военного равновесия. Величайшим трудом советского народа к середине 70-х годов военное равновесие с США было достигнуто. Оно опиралось на созданный экономический и научно-технический потенциал, военно-промышленный комплекс. Новый виток гонки вооружений, начатой в 80-х годах, потребовал еще больших усилий и в условиях начавшегося спада производства оказался непомерным. Послевоенный мир был достигнут дорогой ценой, хотя в этот период в мире полыхали многочисленные войны и военные конфликты, мировой войны удалось избежать. В этом был главный результат внешнеполитической и военно-политической деятельности Советского руководства.