Организационно-правовая система управления промышленностью. Организационно-правовая система управления экономической сферой. Понятие организационно-правовой системы управления

Судебный контроль.

Согласно ч. 2 ст. 118 Конституции РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" от 31 декабря 1996 г. определяет виды, порядок создания и упразднения судов, а также основные принципы их деятельности. Кроме ныне действующих судов, в субъектах Федерации могут учреждаться специализированные федеральные суды по рассмотрению гражданских и административных дел, конституционный (уставный) суд субъекта Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта, органов местного самоуправления конституции (уставу) субъекта Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта. Мировые судьи рассматривают, кроме гражданских и административных дел, также уголовные дела, по которым наказание предусмотрено до двух лет лишения свободы. Институт мировых судей находится в стадии формирования, но во многих субъектах РФ они уже начали функционировать <*>.

Судебный контроль за исполнительной властью в стране начал формироваться в конце 1970-х гг. В современный период возможность гражданам беспрепятственно обращаться в суд за защитой своих прав предоставлена принятым 27 апреля 1993 г. Законом РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (с изменениями и дополнениями). Суду стали подконтрольны любые действия (решения) любых управленческих структур, должностных лиц, если возникает опасность ущемленияими законных интересов личности.

Конституционный Суд, выявив конкретные нарушения Конституции и законодательства, действующего на территории России, своим представлением может обратить на это внимание органа исполнительной власти и должностных лиц. Представление должно быть рассмотрено субъектом, которому оно адресовано, не позднее чем в месячный срок со дня его получения; Конституционный Суд незамедлительно уведомляется о результате рассмотрения представления и мерах по его реализации.



Решение Конституционного Суда по спору о компетенции между органами исполнительной власти является основанием для отмены или изменения нормативных актов, определяющих компетенцию этих органов.

Согласно Конституции РФ Конституционный Суд действует лишь по запросам и жалобам, он лишен права начинать дела по собственной инициативе.

Поводом к рассмотрению и разрешению дел в Конституционном Суде является обращение (запрос, ходатайство) к нему Президента, обеих палат Федерального Собрания, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации. Жалобы граждан рассматриваются в случаях нарушения их конституционных прав и свобод вследствие применения или подлежащего применению закона в конкретном деле.

Формы контроля судов общей юрисдикции за деятельностью органов исполнительной власти имеют свои особенности. Основной задачей судов общей юрисдикции является рассмотрение уголовных, гражданских, административных и иных дел. Контрольная же функция осуществляется ими не отдельно, а в процессе рассмотрения этих дел.

При рассмотрении судами общей юрисдикции гражданских дел также осуществляется контроль за деятельностью органов исполнительной власти. Круг дел, рассматриваемых в порядке гражданского судопроизводства, весьма обширный. Сюда относятся дела искового производства, производство по делам, возникающим из административных правоотношений, и особое производство.

Общественный контроль

Согласно ст. 32 Конституции РФ граждане России имеют право участвовать в управлении делами государства. Это, в частности, предполагает общественный контроль за органами государственного управления, за деятельностью государственного аппарата и должностных лиц.

Субъектами такого контроля являются общественные объединения граждан (политические партии, профессиональные союзы, молодежные и другие организации, органы общественной самодеятельности, трудовые коллективы), а также отдельные граждане, выступающие как частные лица. Все эти субъекты выступают от имени общественности или от себя лично, а не государства. Поэтому их контрольные полномочия, как правило, лишены юридически властного характера. Для общественного контроля характерно предупреждение нарушений законности в деятельности органов исполнительной власти посредством использования мер общественного воздействия. Как и государственный, общественный контроль опирается на правовые основы.

Особо важна роль профсоюзов. Согласно Федеральному закону "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" от 12 января 1996 г. <*>, они имеют право осуществлять контроль за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде, требовать от них устранения выявленных нарушений. Работодатели, должностные лица обязаны в недельный срок сообщить профсоюзу о результатах рассмотрения требования и принятых мерах.

Для осуществления профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде профсоюзы вправе создавать собственные инспекции труда, наделяя их соответствующими полномочиями. Профсоюзные инспектора труда, в частности, вправе беспрепятственно посещать организации независимо от форм собственности и подчиненности для проведения проверок соблюдения законодательства о труде, а также выполнения работодателями условий коллективного договора, соглашения. В случае нарушения законодательства о труде профсоюзы вправе обращаться с заявлениями в органы, рассматривающие трудовые споры.

Контрольные полномочия в сфере исполнительной власти выполняют и некоторые другие общественные организации. Например, в Москве, Нижнем Новгороде и других крупных городах возрождаются добровольные народные дружины. Воссоздаются общественные пункты охраны порядка. Появились казачьи дружины, социально-профилактические центры, объединения собственников по охране домов, садоводческих товариществ, стоянок автотранспорта.

В целях оказания содействия главе государства в реализации его конституционных полномочий в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, согласно Указу Президента РФ от 6 ноября 2004 г. <*>, Комиссия по правам человека при Президенте преобразована в Совет при Президенте по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. Основными задачами Совета являются:

Содействие разработке механизмов общественного контроля в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, подготовка соответствующих предложений Президенту;

Содействие правовому просвещению населения;

Содействие координации деятельности правозащитных общественных объединений и их взаимодействию с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации;

Организация проведения экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов, предусматривающих регулирование вопросов развития институтов гражданского общества и правам человека.

Члены Совета, которые принимают участие в его работе на общественных началах, выполняют и другие важные задачи, указанные в Положении о Совете.

64 Административный надзор

- специальный вид правоохранительной деятельности ряда органов государственного управления. Субъектами административного надзора являются органы федерального надзора (федеральный горный и промышленный надзор, надзор РФ по ядерной и ра­диационной безопасности), государственные инспек­ции (ГАИ-ГИБДД). Они могут применять меры админи­стративного принуждения.

Полномочия органов, осуществляющих администра­тивный надзор:

1) по предупреждению правонарушений: требовать устранения выявленных правонарушений, беспре­пятственно посещать поднадзорные объекты, давать разрешения на строительство, производство продук­тов питания, досматривать транспортные средства;

2) по пресечению правонарушений: выносить пред­писания о приостановлении работ, запрете эксплуата­ции технически неисправных транспортных средств;

3) по привлечению к ответственности виновных лиц: возбуждают и рассматривают дела об админист­ративных правонарушениях, налагают администра­тивные взыскания;

4) по нормотворчеству: самостоятельно или совме­стно с другими органами разрабатывают и утвержда­ют правовые, технические нормы, правила.

Административ­ный надзор как самостоятельный вид государственной деятель­ности по обеспечению законности и дисциплины в процессе реа­лизации исполнительной власти обладает следующими призна­ками :

Отсутствие организационной подчиненности субъектов надзора и поднадзорных объектов;

Возможность оценки деятельности поднадзорных объектов только с точки зрения законности и по достаточно узкому кругу специальных вопросов;

Невозможность вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность объекта надзора;

Наличие специального объекта надзорной деятельности - норм, правил, требований, стандартов, содержащихся в норматив­ных актах, и их исполнение физическими и юридическими ли­цами;

Возможность самостоятельного применения мер администра­тивного принуждения в случаях обнаружения правонарушений или возникновения угроз безопасности различным объектам;

Строгое ограничение данных мер принуждения правовыми рамками; наличием юрисдикционных полномочий.

Административный надзор - это особый вид государ­ственной управленческой деятельности, осуществляемой специ­альными органами исполнительной власти в отношении органи­зационно не подчиненных им органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан по поводу исполнения ими общеобязательных норм, правил, стандартов, требований с использованием комплекса мер административного принуждения с целью предупреждения, выявления и пресечения правонаруше­ний, восстановления установленного порядка и привлечения ви­новных к административной ответственности.

Организационно-правовая система управления экономической сферой

Управление экономическим развитием заключается в разработке и обосновании прежде всего приоритетных, наиболее перспективных и эффективных направлений развития экономики России, ее регионов, различных отраслей, комплексов и секторов экономики. В межгосударственных и федеральных целевых программах определяются макроэкономические количественные показатели, дающие ответ на главный в настоящее время вопрос: за счет чего Правительство обеспечит ежегодный экономический рост на 7 - 8%, чтобы удвоить внутренний валовой продукт на душу населения к 2010 г. и тем самым повысить жизненный уровень народа, сократить бедность. Для решения особо приоритетных задач разрабатываются отраслевые стратегии, включая федеральные целевые программы и комплекс мероприятий нормативного правового характера. Поскольку экономические возможности развития страны определяются бюджетной обеспеченностью, управление этим развитием включает в себя также активное участие уполномоченных на то федеральных органов исполнительной власти в разработке федерального бюджета, исходя из достижения конкретных параметров экономического роста.

Рыночная система хозяйствования, все более утверждающаяся в России, базируется на предпринимательстве с сохранением в руках государства регулирующих функций. Цель государства - создать условия для возникновения как можно большего числа самостоятельно хозяйствующих субъектов среднего и малого бизнеса для развития конкурентной среды на рынке товаров, услуг и работ.

Преимущества малого предпринимательства несомненны: во-первых, для большого числа людей это естественный путь вхождения в экономические отношения в качестве активных субъектов; во-вторых, гибкость и мобильность данного сектора экономики, способность быстро реагировать на изменяющуюся экономическую ситуацию. Не случайно в развитых странах этот сектор является основным работодателем; на малый и средний бизнес приходится основная доля налоговых отчислений и значительная часть внутреннего валового продукта.

В области управления развитием внутренней торговли основными задачами являются выработка политики и нормативное правовое регулирование потребительского рынка, закупок товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд, а также совершенствование правил торговли и организации торгового обслуживания населения страны.

Важные задачи в области внешней и внутренней торговли призвана выполнять таможенная служба. Целями таможенной политики являются: обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на территории России, участие в реализации торгово-аналитических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики, содействие структурной перестройке, выполнение других задач экономической политики страны. Средствами осуществления этой политики являются порядок и условия перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, взимание таможенных платежей, таможенное оформление и таможенный контроль. Комплексная информатизация таможенных операций рассматривается в качестве основы упрощения таможенных процедур и создания таможни, ориентированной на нужды участников внешней торговли.

В деятельности органов исполнительной власти много внимания уделяется развитию сферы имущественных отношений.

Особое внимание Правительство уделяет судьбе государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
Государство заинтересовано, чтобы убыточное предприятие или находящееся на пороге банкротства скорее стало приносить прибыль, выпускать продукцию, пользующуюся спросом. Поэтому продать акции нужно не любому инвестору, а только тому, кто возьмет обязательства вложить в это предприятие определенные средства. Надо учитывать, что в таких случаях речь идет о судьбе не только предприятия, но и людей: останутся они на своих рабочих местах или станут безработными.

Вопрос о дальнейшей судьбе государственных учреждений, если они не приносят доходов и не обеспечивают выполнение государственных функций, решается в соответствии с Постановлением Правительства от 10 февраля 2004 г. "О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений" <*>.

МОУ СПО Ноябрьский педагогический колледж.

Реферат на тему:

Организационно-правовая система управления сельским хозяйством.

Выполнил:

Студент группы 34

Хисматуллин Руслан.

г. Ноябрьск 2006г

1. Управление агропромышленным комплексом…………………………..3

2. Министерство сельского хозяйства РФ…………………………………..4

3. Федеральное агентство по сельскому хозяйству………………………...5

4. Федеральное агентство по рыболовству………………………………….7

5. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору…8

6. ПОЛОЖЕНИЕ о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации…………………………………………………………………10

a. Общиеположения……………………..……………………………10

b. Полномочия…………………………………...……………………11

c. Организация деятельности………………………………………...18

7. Список использованной литературы…………………………………….21

Управление агропромышленным комплексом

Агропромышленный комплекс (АПК) охватывает все отрасли народного хозяйства, которые несут ответственность за производство, заготовку и закупку, транспортировку, хранение, переработку и доведение до потребителя сельскохозяйственной продукции, продовольствия для населения и сырья для промышленности. Сюда входят государственный, коллективный, кооперативный, акционерный, фермерский и мелкооптовый секторы, а также соответствующие органы управления АПК Российской Федерации и ее субъектов.

В Российской Федерации агропромышленный комплекс объединяет сельское хозяйство в виде его основных отраслей - полеводства и животноводства, а также специальных отраслей водного, лесного, рыбного, охотничьего хозяйства и ряда промышленных отраслей - пищевой, мясомолочной промышленности, отраслей, занятых материально-техническим обеспечением сельского хозяйства.

В группу сельскохозяйственных отраслей входят сельскохозяйственное производство (состоит из полеводства (зерно), животноводства, плодоовощного производства, заготовки хлебопродуктов), а также специальные отрасли: водное хозяйство, лесное хозяйство, рыбоводство, охотничье дело.

В группу промышленных отраслей входят те, которые непосредственно сами заготавливают и перерабатывают сельскохозяйственную продукцию (пищевая, мясо-молочная промышленность, отчасти легкая промышленность), а также промышленные отрасли, обеспечивающие сельское хозяйство техникой, энергетическими источниками, удобрениями и оказывающие хозяйственные услуги (ремонт, прокат и т.д.).

В законодательстве большое число нормативных актов регулируют отношения в АПК: ГК РФ; Земельный кодекс; Закон «О сельскохозяйственной кооперации» от 8.12.1995 г.; Федеральный закон «О землеустройстве» от 18.06.2001 г.; Федеральный закон «О государственном контроле за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки» от 5.12.1998 г.; Федеральный закон «О государственном земельном кадастре» от 2.01.2000 г.; Федеральный закон «О государственном регулировании агропромышленного производства» от 14.07.1997 г.; Федеральный закон «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» от 2.12.1994 г.; Федеральный закон «О мелиорации земель» от 10.01.1996 г. и др.

В целях развития земельной реформы, создания условий для повышения эффективности использования земли, укрепления конституционного права граждан на землю 26 июля 1999 г. была принята Федеральная целевая программа «Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2002 годы».

Усилия Правительства РФ в дальнейшем будут сосредоточены на:
1) обеспечении финансового оздоровления хозяйств АПК;
2) подготовке правовой базы и экономических условий для концентрации земли и капитала в руках эффективных сельскохозяйственных производителей;
3) создание с учетом рыночных условий системы страхования в сельском хозяйстве;
4) создание благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в производство сельскохозяйственной техники, расширение лизинга.

Министерство сельского хозяйства РФ осуществляет свою деятельность на основании Положения от нем, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.06.2004 г., и Постановления Правительства РФ от 7.04.2004 г. «Вопросы Министерства сельского хозяйства РФ».

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, а таюке в сфере рыболовства, охраны, изучения, сохранения, воспроизводства и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, водных биологических ресурсов и среды их обитания.

Министерство сельского хозяйства осуществляет правовое регулирование, а также разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по следующим вопросам:
- реформирование и финансовое развитие в агропромышленном комплексе и рыболовстве;
- государственная поддержка организаций агропромышленного комплекса и рыболовства;
- программы по развитию села;
- регулирование племенного животноводства и элитного семеноводства;
использование земель сельскохозяйственного назначения;

- техническое и технологическое обеспечение в агропромышленном комплексе и рыболовстве;
- производство и оборот этилового спирта из пищевого и непищевого сырья, спиртосодержащей и алкогольной продукции;
- изучение, сохранение, воспроизводство и использование водных биологических ресурсов и производственная деятельность в морских рыбных портах, находящихся в ведении Федерального агентства по рыболовству, и на судах рыбопромыслового флота; - обеспечение ветеринарного и фитосанитарного благополучия территории Российской Федерации;
- регулирование охоты и охотничьего хозяйства.

Министерство сельского хозяйства РФ возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федерального агентства по рыболовству и Федерального агентства по сельскому хозяйству.

Федеральное агентство по сельскому хозяйству осуществляет свою деятельность на основе Положения о нем, утвержден- ного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г., и Постановления Правительства РФ от 7.04.2004 г. «Вопросы Федерального агентства по сельскому хозяйству».

Федеральное агентство по сельскому хозяйству - это феде- ральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере агропромышленного комплекса, а также ветеринарии и карантина растений, охраны, изучения, воспроизводства и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты.

Агентство в установленной сфере деятельности осуществляет:
- оказание услуг в области агропромышленного комплекса, имеющих общественную значимость и оказываемых на установленных федеральным законодательством условиях неопределенному кругу лиц;
регулирование оборота и производства этилового спирта из пищевого и непищевого сырья, в том числе денатурата, алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции;
- регулирование рынков сельскохозяйственного сырья, продукции и продовольствия;
- оказание государственной поддержки организациям агропромышленного комплекса;
- проведение фундаментальных и прикладных научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских разработок в сфе ре агропромышленного комплекса, подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов для агропромышленного комплекса;
- оказание услуг противоэпизоотического характера в области обеспечения защиты и карантина растений, химизации в агропромышленном комплексе;
- эксплуатацию мелиоративных систем, относящихся к федеральной собственности, кроме дамб и водохранилищ комплексного использования;
формирование и использование федерального фонда семян сельскохозяйственных растений;
- ведение реестра федеральной собственности агропромышленного комплекса, находящейся в ведении агентства;
- ведение мониторинга объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты;
- формирование информационных банков данных в области ветеринарии, племенного животноводства, селекционных достижений, технологий производства пестицидов и агрохимикатов, плодородия почв;
организацию охраны, воспроизводства, использования, акклиматизации, переселения, гибридизации, содержания и разведения в полувольных условиях объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты.

Федеральное агентство по сельскому хозяйству находится в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.

Агентство возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по
представлению министра сельского хозяйства РФ.

Руководитель Федерального агентства по сельскому хозяйству несет персональную ответственность за выполнение возложенных на агентство функций.

Федеральное агентство по рыболовству - это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере рыбохозяйственной деятельности, по управлению государственным имуществом в подведомственных предприятиях и учреждениях, а также правоприменительные функции в области рационального использования, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания.

Ему переданы функции упраздненного Государственного комитета РФ по рыболовству.

Оно действует на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 г., и Постановления Правительства РФ от 7.04.2004 г. «Вопросы Федерального агентства по рыболовству».

Функции агентства:
- осуществление услуг в области рыбного хозяйства;
- внесение в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации предложений об общих допустимых уловах водных биологических ресурсов и квотах на вылов (добычу) водных биологических ресурсов по направлениям их использования;
- внесение на государственную экологическую экспертизу предложений об общих допустимых уловах водных биологических ресурсов;
- ведение государственного кадастра, единого реестра пользователей водных биологических ресурсов и реестра рыбопромысловых участков для прибрежного рыболовства;
- осуществление государственного учета и государственного мониторинга состояния водных биологических ресурсов;
- комплексное изучение водных биологических ресурсов с целью оценки состояния запасов и определения общих допустимых уловов водных биологических ресурсов;
- проведение научно-исследовательских и конструкторских разработок по направлениям, связанным с обеспечением деятельности рыбохозяйственного комплекса;
- разработка рекомендаций по объемам товарного выращивания рыб и других животных в прудах, озерах и садковых хозяйствах;
- строительство рыбопромысловых судов для федеральных государственных нужд и обеспечения производственной деятельности в морских рыбных портах, находящихся в ведении агентства;
- искусственное воспроизводство и акклиматизация водных биологических ресурсов и т.п.

Федеральное агентство по рыболовству находится в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Его возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению министра сельского хозяйства РФ.

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору действует на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г., и Постановления Правительства РФ от 8.04.2004 г. «Вопросы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору».

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, селекционных достижений, охраны, воспроизводства, использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, водных биологических ресурсов.

Служба осуществляет свои полномочия на территории Российской Федерации, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации, а также в случаях, предусмотренных международными договорами и соглашениями, на территориях иностранных государств и в открытых районах Мирового океана.

Служба осуществляет следующие функции:
- проводит учет и анализ нарушений требований технических регламентов и других нормативных правовых документов
в закрепленной сфере деятельности;
- выдает ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и иные разрешения (сертификаты) и свидетельства на поднадзорные
грузы при их перевозках;
- выдает разрешения на проведение мероприятий по акклиматизации, переселению и гибридизации, на содержание и раз- ведение объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и водных биологических ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания;
- выдает разрешения на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, водными биологическими ресурсами; - выдает разрешения на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, водными биологическими ресурсами;
- выдает разрешения на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, водными биологическими ресурсами;
- осуществляет надзор за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами законодательства Российской Федерации в закрепленной сфере деятельности;
- выполняет функции административного органа в соответствии с Конвенцией о международной торговле видами дикой
фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения
в отношении объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и водных биологических ресурсов.
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору находится в ведении Министерства сельского хозяйства РФ. Возглавляет ее руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению министра сельского хозяйства РФ. Руководитель службы несет персональную ответственность за осуществление возложенных на него полномочий.

ПОЛОЖЕНИЕ

о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации

I. Общие положения

1. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции:

По выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая животноводство, ветеринарию, растениеводство, карантин растений, мелиорацию, плодородие почв, регулирование рынка сельскохозяйственного сырья и продовольствия, пищевую и перерабатывающую промышленность, производство и оборот этилового спирта из пищевого и непищевого сырья, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, устойчивое развитие сельских территорий, а также в сфере рыболовства, производственной деятельности на судах рыбопромыслового флота и в морских рыбных портах, находящихся в ведении Федерального агентства по рыболовству, охраны, изучения, сохранения, воспроизводства и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, водных биологических ресурсов, за исключением обитающих на особо охраняемых природных территориях, а также занесенных в Красную книгу Российской Федерации (далее - водные биологические ресурсы), и среды их обитания;

По оказанию государственных услуг в сфере агропромышленного комплекса, включая устойчивое развитие сельских территорий, по управлению государственным имуществом на подведомственных предприятиях и учреждениях.

2. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федерального агентства по рыболовству.

3. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

4. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

II. Полномочия

5. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации:

5.1. вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства и к сферам ведения подведомственных ему федеральной службы и федерального агентства, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Министерства;

5.2. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты:

5.2.1. правила использования и охраны объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты и рыболовства;

5.2.2. правила предоставления отраслевых субсидий и субвенций;

5.2.3. методика расчета ущерба, причиненного водным биологическим ресурсам и среде их обитания;

5.2.4. порядок и условия проведения бонитировки племенной продукции (материала);

5.2.5. порядок государственной регистрации селекционных достижений в животноводстве и семеноводстве, пестицидов и агрохимикатов, лекарственных средств для животных, кормов и кормовых добавок, в том числе изготовленных из генно-инженерно-модифицированных организмов;

5.2.6. порядок заготовки, обработки, хранения и использования семян сельскохозяйственных растений;

5.2.7. порядок учета зерна и продуктов его переработки при осуществлении их закупок для государственных нужд и при поставке (закладке) зерна и продуктов его переработки в государственный резерв;

5.2.8. порядок реализации и транспортировки партий семян сельскохозяйственных растений;

5.2.9. порядок изъятия долей в общем объеме квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства;

5.2.10. порядок заключения и регистрации договора о переходе долей в общем объеме квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства от одного лица к другому;

5.2.11. правила в области ветеринарии;

5.2.13. условия применения селекционных и биотехнологических методов в области племенного животноводства;

5.2.14. правила ведения селекционных достижений;

5.2.15. правила и нормы в области племенного животноводства;

5.2.16. правила и нормы в области мелиорации земель;

5.2.17. планы проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

5.2.18. нормы естественной убыли в сфере сельского хозяйства и отраслях промышленности, отнесенных к ведению Министерства;

5.2.19. программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов агропромышленного комплекса и рыболовства;

5.2.20. перечни особо опасных и карантинных болезней животных;

5.2.21. перечень промысловых видов водных биологических ресурсов и видов живых организмов, являющихся живыми ресурсами континентального шельфа;

5.2.22. перечень карантинных объектов (вредителей растений, возбудителей болезней растений и растений (сорняков));

5.2.23. перечень видов животных, особи которых используются в качестве племенных;

5.2.24. положение о регистрации оригинаторов сорта сельскохозяйственного растения;

5.2.25. уставы службы на судах рыбопромыслового флота;

5.2.26. порядок исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный незаконной добычей или уничтожением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты;

5.2.27. нормативные правовые акты по другим вопросам установленной сферы деятельности Министерства и подведомственных Министерству федеральной службы и федерального агентства, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

5.3. проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности, в том числе для обеспечения нужд Министерства;

5.4. осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной пунктом 1 настоящего Положения сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным учреждениям, федеральным государственным унитарным предприятиям и казенным предприятиям, подведомственным Министерству;

5.5. осуществляет:

5.5.1. реализацию федеральных целевых, ведомственных и иных программ в сфере агропромышленного комплекса, включая устойчивое развитие сельских территорий;

5.5.2. организацию проведения государственных закупочных и товарных интервенций;

5.5.3. формирование и использование федерального фонда семян сельскохозяйственных растений, а также резерва средств защиты растений (пестицидов);

5.5.4. организацию проведения сортового и семенного контроля в отношении посевов и семян сельскохозяйственных растений;

5.5.5. эксплуатацию и паспортизацию государственных мелиоративных систем и отнесенных к государственной собственности отдельно расположенных гидротехнических сооружений;

5.5.6. проведение государственной экспертизы предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений с целью определения соответствия предпроектной и проектной документации исходным данным, техническим условиям и требованиям нормативной документации по проектированию и строительству, проектов мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений и утверждение указанной документации;

5.5.7. организацию проведения газации и дегазации подкарантинных объектов;

5.5.8. организацию проведения противоэпизоотических мероприятий, включая мероприятия по профилактике и ликвидации очагов болезней, общих для человека и животных;

5.5.9. организацию проведения регистрационных испытаний, экспертизы результатов регистрационных испытаний лекарственных средств для животных, кормовых добавок и кормов, изготовленных из генно-инженерно-модифицированных организмов, а также селекционных достижений, пестицидов и агрохимикатов;

5.5.10. организацию работ по разведению в полувольных условиях объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты;

5.5.11. повышение уровня профессиональной подготовки работников агропромышленного комплекса и их переподготовку;

5.5.12. регистрацию племенных животных и племенных стад соответственно в государственной книге племенных животных и государственном племенном регистре;

5.5.13. выдачу сертификатов (свидетельств) на племенную продукцию (материал);

5.5.14. определение видов организаций, осуществляющих деятельность в области племенного животноводства;

5.5.15. организацию применения в ветеринарии биологических, химических и других препаратов;

5.5.16. организацию мониторинга информации о товарных и потребительских свойствах зерна, включая ее анализ;

5.6. ведет:

5.6.1. реестр лекарственных средств для животных, кормовых добавок, а также кормов, содержащих генно-инженерно-модифицированные организмы;

5.6.2. учет федерального фонда семян, мелиорированных земель;

5.6.3. учет закупок для федеральных государственных нужд;

5.6.4. учет объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в специальные перечни вредителей домашних животных и вредителей растений (кроме вредителей леса);

5.6.5. реестр федеральной собственности агропромышленного комплекса, находящейся в ведении Министерства;

5.6.6. государственную книгу племенных животных и государственный племенной регистр;

5.6.7. государственный каталог пестицидов и агрохимикатов;

5.6.8. реестры и регистры в области ветеринарии, племенного животноводства, семеноводства и плодородия почв;

5.6.9. государственный учет и государственный мониторинг объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты;

5.7. осуществляет экономический анализ деятельности подведомственных государственных унитарных предприятий и утверждает экономические показатели их деятельности, проводит в подведомственных организациях проверки финансово-хозяйственной деятельности и использования имущественного комплекса;

5.8. осуществляет функции государственного заказчика по размещению заказов на поставки продукции (товаров, работ, услуг) для государственных нужд в агропромышленном комплексе;

5.9. осуществляет функции государственного заказчика федеральных целевых, ведомственных, научно-технических и инновационных программ и проектов в установленной сфере деятельности;

5.10. организует конгрессы, конференции, семинары, выставки и другие мероприятия в сфере деятельности Министерства;

5.11. обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности;

5.12. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций;

5.13. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;

5.14. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

5.15. обеспечивает мобилизационную подготовку Министерства, а также контроль и координацию деятельности находящихся в его ведении федеральной службы и федерального агентства по их мобилизационной подготовке;

5.16. организует профессиональную подготовку работников Министерства, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;

5.17. взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

5.18. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Министерства;

5.19. осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

6. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

6.1. запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Министерства вопросам;

6.2. учреждать в установленном порядке знаки отличия в установленной сфере деятельности и награждать ими работников Министерства и находящихся в ведении Министерства федеральной службы и федерального агентства, других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере;

6.3. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к сфере деятельности Министерства, научные и иные организации, ученых и специалистов;

6.4. создавать координационные и совещательные органы (советы, комиссии, группы, коллегии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности;

6.5. учреждать в установленном порядке печатные средства массовой информации для публикации нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности, официальных объявлений, размещения других материалов по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, подведомственных ему федеральной службы и федерального агентства;

6.6. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к сфере агропромышленного комплекса.

7. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или Постановлениями Правительства Российской Федерации.

Установленные абзацем первым настоящего пункта ограничения полномочий Министерства не распространяются на полномочия Министра по решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Министерства и его структурных подразделений.

При осуществлении правового регулирования в установленной сфере деятельности Министерство не вправе устанавливать не предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции и полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также не вправе устанавливать ограничения на осуществление прав и свобод граждан, прав негосударственных коммерческих и некоммерческих организаций, за исключением случаев, когда возможность введения таких ограничений актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти прямо предусмотрена Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и издаваемыми на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

III. Организация деятельности

8. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.

Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство сельского хозяйства Российской Федерации полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности.

Количество заместителей Министра устанавливается Правительством Российской Федерации.

9. Структурными подразделениями Министерства сельского хозяйства Российской Федерации являются департаменты по основным направлениям деятельности Министерства. В состав департаментов включаются отделы.

10. Министр:

10.1. распределяет обязанности между своими заместителями;

10.2. утверждает положения о структурных подразделениях Министерства;

10.3. в установленном порядке назначает на должность и освобождает от должности работников Министерства;

10.4. решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Министерстве;

10.5. утверждает структуру и штатное расписание Министерства в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на его содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

10.6. утверждает ежегодный план работы и показатели деятельности подведомственных Министерству федеральной службы и федерального агентства, а также отчеты об их деятельности;

10.7. вносит в Правительство Российской Федерации по представлению руководителей подведомственных Министерству федеральной службы и федерального агентства проекты положений о федеральной службе и федеральном агентстве, предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников федеральной службы и федерального агентства;

10.8. вносит в Министерство финансов Российской Федерации предложения по формированию федерального бюджета и финансированию подведомственных Министерству федеральной службы и федерального агентства;

10.9. вносит в Правительство Российской Федерации проекты нормативных правовых актов, другие документы, указанные в подпункте 5.1 настоящего Положения;

10.10. представляет в Правительство Российской Федерации в установленном порядке предложения о создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных предприятий и учреждений, находящихся в ведении Министерства и подведомственных Министерству федеральной службы и федерального агентства;

10.11. дает поручения подведомственным Министерству федеральной службе и федеральному агентству и контролирует их исполнение;

10.12. отменяет противоречащие федеральному законодательству решения подведомственных Министерству федеральной службы и федерального агентства, если иной порядок отмены решений не установлен федеральным законом;

10.13. назначает на должность и освобождает от должности по представлению руководителей подведомственных Министерству федеральной службы и федерального агентства заместителей руководителей федеральной службы и федерального агентства;

10.14. представляет в установленном порядке работников Министерства и находящихся в ведении Министерства федеральной службы и федерального агентства, других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере, к присвоению почетных званий и награждению государственными наградами Российской Федерации;

10.15. издает приказы, имеющие нормативный характер, а по оперативным и другим текущим вопросам организации деятельности Министерства - приказы и распоряжения ненормативного характера;

10.16. в установленном порядке назначает на должность и освобождает от должности руководителей подведомственных учреждений и иных организаций, заключает, изменяет и расторгает с указанными руководителями трудовые договоры.

11. Финансирование расходов на содержание Министерства сельского хозяйства Российской Федерации осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

12. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца и счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

13. Место нахождения Министерства сельского хозяйства Российской Федерации - г. Москва.

Список использованной литературы

1. Административное право России в вопросах и ответах: учебное пособие. Е.А. Аверина 2006 г.

2. Административное право РФ: учебное пособие. В.Ф. Ломакина

Под здравоохранением понимается совокупность государственных и общественных мероприятий чисто медицинского характера: предо­ставление медицинской помощи и лекарственных средств, лечение и отдых в здравницах. Сюда же относятся меры общего характера: по­вышение материального благосостояния, оздоровление окружающей среды и т.п. меры, направленные на сохранение и укрепление физичес­кого и психического здоровья людей, поддержание их долголетней ак­тивной жизни, предоставление им медицинской помощи в случае ут­раты здоровья.

В Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан, при­нятых 22 июля 1993 г.*, определены организационные начала государ­ственного, муниципального и частного здравоохранения, решаются вопросы его финансирования; содержится раздел о правах граждан и отдельных групп населения в области охраны здоровья и медико-соци­альной помощи, медицинской экспертизы; выделены разделы о право­вой и социальной защите медицинских и фармацевтических работни­ков, об ответственности за причинение вреда здоровью граждан, за сохранение врачебной тайны и т.д.


* Ведомости РФ. 1993. № 33. Ст. 1318; СЗ РФ. 1999. № 51. Ст. 6289.

Важное значение для организации работы органов управления и медицинских организаций имеет одобренная Правительством 5 нояб­ря 1997 г. Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации*. Она имеет своей целью сохранение и улуч­шение здоровья людей, а также сокращение прямых и косвенных по­терь общества за счет снижения заболеваемости и смертности насе­ления.


* СЗ РФ. 1997. №46. Ст. 5312.

Медицина переходит на платное обслуживание, создается платная медицина, в которую включаются частные лечебно-профилактические учреждения и аптеки, а также лица, занимающиеся частной медицин­ской практикой. Постановлением Правительства от 13 января 1996 г. утверждены Правила предоставления платных медицинских услуг на­селению медицинскими учреждениями*.


* СЗ РФ. 1996. №3. Ст. 194.

Государственные и муниципальные учреждения оказывают меди­цинские услуги населению по специальному разрешению (лицензии) соответствующего органа управления здравоохранением.

Другое новое направление в области здравоохранения - оказание медицинской помощи на основании медицинского страхования граж­дан, осуществляемого в соответствии с Законом РСФСР от 28 июня 1991 г. «О медицинском страховании граждан в РСФСР»*. Цель меди­цинского страхования - сохранение и укрепление здоровья населе­ния, создание экономической ответственности и заинтересованности в этом граждан, а также предприятий, учреждений, организаций, гарантирование гражданам квалифицированной помощи за счет накопленных средств и финансирования профилактических мероприятий. Медицинское страхование осуществляется на обязательной или добровольной основе.


* Ведомости РСФСР. 1991. № 27. Ст. 920.

Обязательное страхование является всеобщим и реализуется соответственно программам, гарантирующим установленный объем и усло­вия оказания медицинской помощи. Добровольное страхование осуществляется на основе программ добровольного страхования и обеспе­чивает дополнительные медицинские услуги.

Для организации управления здравоохранением характерно отсут­ствие единой системы органов управления. Управление в этой области осуществляют Министерство здравоохранения, Министерство по физической культуре, спорту и туризму, а также другие федеральные орга­ны исполнительной власти (министерства обороны, внутренних дел, транспорта и др.). Участие в управлении здравоохранением принимают и другие государственные, а также общественные организации: проф­союзы, общество Красного Креста и Красного Полумесяца и др.


В субъектах Федерации управление осуществляют министерства, департаменты, главные управления, отделы здравоохранения и др.

Управляемыми объектами являются поликлиники, диспансеры, больницы, родильные дома, аптеки, консультации, санитарно-эпидемиологические центры и станции, станции скорой медицинской помо­щи, судебно-медицинские и другие учреждения. Они подразделяются на государственные, муниципальные и частные. В свою очередь, госу­дарственные учреждения могут быть федеральными или субъектов Фе­дерации.

Деятельность медицинских учреждений и органов управления ими, к сожалению, не обеспечивает желаемого состояния здоровья населе­ния России. Важнейший показатель - естественная убыль (смерт­ность) превышает рождаемость почти на миллион человек в год. Сред­няя продолжительность жизни российских мужчин меньше пенсион­ного возраста. Число здоровых школьников в стране резко сокращает­ся. Лекарства и услуги платной медицины дороги.

Государственное регулирование отношений, возникающих в сфере обращения лекарственных средств, включая регулирование цен на ле­карственные средства, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 22 июня 1998 г. «О лекарственных средствах» (с дополнения­ми от 2 января 2000 г.)*.


* СЗ РФ. 1998. № 26. Ст. 3006; 2000. № 2. Ст. 126.

Учитывая, что в сложившихся экономических условиях наблюдает­ся существенный рост цен на лекарственные средства и осложняется обеспечение ими населения и учреждений здравоохранения, Прави­тельством принято 29 марта 1999 г. постановление «О мерах государст­венного контроля за ценами на лекарственные средства»*. Постановле­ние утвердило Порядок государственной регистрации отпускных цен производителей и установления оптовых и розничных надбавок к от­пускным ценам производителей на лекарственные средства, включен­ные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и изделий медицинского назначения.


* СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1724.

Питание является одним из важнейших факторов, определяющих здоровье населения. Поэтому постановлением Правительства от 10 ав­густа 1998 г. одобрена Концепция государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации на период до 2005 года*. Положения этой Концепции должны учитываться феде­ральными органами исполнительной власти и органами исполнитель­ной власти субъектов Федерации при разработке и осуществлении со­циально-экономической политики.


* СЗ РФ. 1998. № 34. Ст. 4083.

Важное значение в этой области имеет также Федеральный закон от 2 января 2000 г. «О качестве и безопасности пищевых продуктов»*. Кроме общих требований к качеству и безопасности пищевых продук­тов для здоровья человека, которые устанавливаются соответствующи­ми государственными стандартами, санитарными и ветеринарными правилами и нормами, законом определены полномочия государст­венных органов и органов самоуправления по утверждению этих нор­мативных и технических документов, осуществлению государственно­го контроля и надзора в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, а также предусмотрена административная, уго­ловная и гражданско-правовая ответственность физических и юриди­ческих лиц за нарушение данного закона. Цель правового регулирова­ния отношений в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов - создание реальных гарантий и обоснованной уверен­ности населения в том, что пищевые продукты при обычных условиях их использования не являются вредными и не представляют опасности для здоровья нынешнего и будущих поколений.


* СЗ РФ. 2000. №2. Ст. 150.

Организация управления здравоохранением, физкультурой и туриз­мом представлена на схеме 34.

Система организационно-правовых форм управления

Организационно-правовые формы организаций являются своеобразными редукторами, которые обеспечивают определенное передвижение мощности, от собственности к механизмам управления ею и, наоборот, от управления организацией к собственности.

Организационно-правовая форма является принимаемая законодательством конкретной страны форма хозяйствующего субъекта, которая занимается фиксацией укрепления и применения имущества хозяйствующим субъектом и исходящие из этого его правовое состояние и задачи работы организации.

Замечание 1

На сегодняшний день в Российской Федерации принят и действует классификатор организационно-правовых форм, сокращенно ОКОПФ, который является общепринятым.

В хозяйствующие субъекты организационно-правовых форм входят самые различные юридические лица, а также организации, которые проводят свою основную деятельность без какого-либо образования юридического лица. Помимо этого, сюда входят индивидуальные предприниматели.

Данные качества организационно-правовым формам собственности определяют институционально выявленные и законодательно закрепляются самыми различными юридическими нормами, а также правилами, которые занимаются непосредственным определением занимаемого статуса, который существует в системе экономической организации общества, и которые делают их определенными юридическими лицами, а также различными субъектами экономических отношений.

Своими особенностями организационно-правовая форма выявляет набор нужных способов и приемов управления. Именно данные способы характеризуют уровень жесткости.

Гражданский Кодекс определяет систему организационно правовых форм управления.

Так, данная система выглядит следующим образом: собственность, которая может являться государственной, муниципальной, частной и прочей. Они в свою очередь включают в себя:

  • Природные ресурсы;
  • Имущество, которое имеется у унитарных предприятий и учреждений;
  • Самые различные доли;
  • Казну, которая включает в себя бюджет;
  • Личная собственность;
  • Индивидуальное предпринимательство;
  • Хозяйство, которое не имеет образования юридического лица;
  • Производственные кооперативы;
  • Некоммерческие организации;
  • Общества;
  • А также товарищества.

Специфика организационно-правовых форм

Организационно-правовая форма определяет проведение порядка изначального появления имущества организации, а также процесс применения приобретенной материальной прибыли. Данный порядок содержит в себе список основных учредителей организации, форму объединения их капиталов, методы распределения прибыли и многое другое.

Организационно-правовая форма включает в себя целый комплекс самых различных юридических, правовых, хозяйственных норм, которые выявляют характер отношений, которые существуют между собственниками, а также между организациями и прочими субъектами хозяйственной деятельности и органами государственной власти.

Организационно-правовая форма определяет права и ответственность собственников в процессе функционирования, ликвидации или реорганизации организации.

В современных условиях рыночной экономики предприниматель является свободным в применении возможностей поиска оптимальных вариантов решения вопросов, альтернатив формирования и выявления своих задач.

Замечание 2

Несмотря на это, современная экономическая система является неким условием всей предпринимательской деятельности. Вместе с прочими условиями, данная система является системой, которая выявляет организационно-правовые формы организаций как хозяйствующих субъектов.

Основные институты административного права, рассмотренные в первой части настоящего пособия, призваны обеспечивать реализацию задач и функций российского государства в сфере исполнительной власти.

Для того чтобы эта ветвь государственной власти функционировала эффективно, необходима определенная организационно-правовая система управления. Понятие системы управления включает в себя сис­тему и структуру субъектов государственно-управленческой деятельнос­ти, их функции и полномочия, подчиненность друг другу и взаимосвязи, порядок создания и кадрового обеспечения, формы и методы их работы и другие элементы, характеризующие механизм исполнительной власти.

Правовые основы организации государственного управления (реали­зации исполнительной власти) закреплены в Конституции страны, Фе­деральном конституционном законе от 17 декабря 1997 г. «О Прави­тельстве Российской Федерации»*, Федеральных законах от 24 июня 1999 г. «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Фе­дерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации»**, от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов госу­дарственной власти субъектов Российской Федерации»***, ряде указов Президента и постановлений Правительства, а также в конституциях (уставах) и законах субъектов Федерации. Практическая реализация требований этих нормативных правовых актов составляет важнейшую и наиболее объемную часть работы органов исполнительной власти.

* СЗ РФ. 1997. №51. Ст. 5712.

** СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3176.

*** СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.

В законодательстве (и прежде всего в названных нормативных пра­вовых актах) для раскрытия сущности организации государственного управления используются термины «система» и «структура» органов) исполнительной власти.

В соответствии с Конституцией России (ст. 77) в пределах ведения Российской Федерации и полномочий РФ по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Единство этой системы выражается в единстве целей государственно-управленческой деятельности вертикали указанных органов, а также в том, что взаимодействие между федеральными и региональны­ми субъектами управления осуществляется на основе разделения ком­петенции и применения единых принципов реализации полномочий. Претворение в жизнь полномочий предполагает сочетание четкой дисциплины с отношениями партнерства и уважения конституционных прав каждого уровня исполнительной власти.


Под структурой федеральных органов исполнительной власти, как это следует, например, из Указа Президента от 17 августа 1999 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти»*, понима­ется их состав и деление по основным направлениям деятельности и организационно-правовым формам (27 федеральных министерств, 10 государственных комитетов и т.д.). Примерная структура органов краевой, областной администрации определена постановлением Пра­вительства от 27 мая 1993 г.**