Управление как вид общественной деятельности предполагает. Социальное управление. Управление как вид социальной деятельности

16.06.2019 Виды

Введение…………………………………………………………………….3

1. Управление как особый вид деятельности, его специфика…………..5

2. Элементы процесса управления. Функции управления……………..12

Заключение…………………………………………….………………….17

Список литературы……………………………………………………….19

Введение

В общем виде управление /менеджмент/ следует представлять как умение добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы поведения и интеллект людей. Речь идет о целенаправленном воздействии на людей с целью превращения неорганизованных элементов в эффективную и производительную силу. Другими словами, управление - это человеческие возможности, с помощью которых лидеры используют ресурсы для достижения стратегических и тактических целей организации.

В экономике формируются, функционируют и развиваются различные объекты как государственного социального управления, так и менеджмента горизонтальных рыночных структур. Частная, негосударственная и смешанная собственность являются объектами управления горизонтальных рыночных структур.

Следовательно, управление - это координация усилий коллектива людей для достижения определенных целей.

Повышение интереса к управлению говорит о значительных социальных и экономических переменах, произошедших в обществе.

"Управление - это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу. Управление как таковое является и стимулирующим элементом социальных изменений, и примером значительных социальных перемен" (Питер Друкер).

Управление выполняет функцию предпринимателя, направляя мышление и ресурсы туда, где они дадут наибольшие результаты, наибольший вклад в общественное благо.

Управление представляет собой специфический вид трудовой деятельности. Оно выделилось в особую разновидность труда вместе с кооперацией и разделением труда. В условиях кооперации каждый производитель выполняет только часть общей работы, поэтому для достижения общего результата требуются усилия по соединению, согласованию деятельности всех участников совместного трудового процесса. Управление устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, вытекающие из движения организации в целом. В этом качестве управление устанавливает общую связь и единство действий всех участников совместного процесса производства для достижения общих целей организации. Такова сущность процесса управления.

1. Управление как особый вид деятельности, его специфика

Для того, чтобы организация могла добиться своих целей, eё задачи должны быть скоординированы. Поэтому управление является существенно важной деятельностью для организации. Оно представляет собой неотъемлемую часть любой человеческой деятельности, которая в той или иной степени нуждается в координации. В управлении нуждается не только производство, но и государства, города и территории, отрасли, больницы и университеты, церкви и агентства социального обеспечения.

Философы древности полагали, что причиной бедственного положения общества, как правило, является отсутствие должного управления либо нарушение старшинства между людьми.

Английское слово "менеджмент" происходит от корня латинского слова "манус" - рука; первоначально оно относилось к сфере управления животными и означало искусство управлять лошадьми. Позже это слово перенес в сферу человеческой деятельности и стало обозначать область науки и практики управления людьми и организациями.

Таким образом, оказывается, что менеджмент и управление - это практически игра в дефиниции. Поэтому в переводной литературе "менеджмент" и "управление" определяются как слова-синонимы.

Вместе с тем следует отметить, что понятие "менеджмент" имеет междисциплинарный характер и семантика этого слова очень сложна.

В Словаре иностранных слов "менеджмент" переводится на русский язык как управление производством и как совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения эффективности производства и его прибыльности.

В современной теории и практике под менеджментом понимается процесс руководства (управления) отдельным работником, рабочей группой и организацией в целом. Практически все известные зарубежные энциклопедии трактуют понятие "менеджмент" как процесс достижения целей организации руками других людей. Субъектом этого процесса является менеджер.

Управление - это интегрированный процесс планирования, организации, координации, мотивации и контроля, необходимый для достижения целей организации.

Самой очевидной характеристикой организаций является разделение труда. Как только в организации происходит горизонтальное и вертикальное разделение труда, появляется необходимость в управлении.

Итак, в организации существуют две внутренние органичные формы разделения труда. Первая - это разделение труда на компоненты, составляющие части общей деятельности, т. е. горизонтальное разделение труда. Второе, называемое вертикальным, отделяет работу по координированию действий от самих действий. Деятельность по координированию работы других людей и составляет сущность управления.

Управление рассматривается как вид деятельности людей, направленный на достижение определенной цели или целей. Менеджмент должен задавать направление движения фирме, которой он управляет. Он должен продумать миссию фирмы, установить её цели и организовать ресурсы для получения результатов, которые фирма должна дать обществу.

Как специфическая область деятельности и знаний, управление имеет собственные базовые проблемы, свои специфические подходы и трудности.

В специальной управленческой литературе даются различные толкования управления в широком понимании этого слова. Наиболее часто используемые подходы к определению сущности и содержания управления представлены на рис. 1.

Как видим, понятия "менеджмент" и "управление" можно рассматривать с разных точек зрения, каждая из которых открывает новые грани предмета исследования науки управления.

1. В ХХ веке менеджмент выделился в самостоятельную область знаний, науку, имеющую свой предмет, свои специфические проблемы и подходы к их решению. Научные основы этой дисциплины представлены в виде концепций, теорий, принципов, способов и систем управления. Менеджмент как наука направляет свои усилия на объяснение природы управленческого труда, установление связей между причиной и следствием, выявление факторов и условий, при которых совместный труд людей оказывается и более полезным, и более эффективным. В определении менеджмента как науки подчеркивается важность упорядоченных знаний об управлении. Они позволяют не только своевременно и качественно управлять текущими делами, но и прогнозировать развитие событий, и в соответствии с этим разрабатывать стратегию* и политику организаций. Поэтому наука управления разрабатывает свою теорию, содержанием которой являются законы и закономерности, принципы, функции, формы и методы целенаправленной деятельности людей и процессов управления.

Понимание менеджмента как искусства практики управления базируется на том, что организации - это сложные социально-технические системы, на которые воздействуют многочисленные и разнообразные факторы как внешней, так и внутренней среды. Поэтому управление является и искусством, которому можно научиться через опыт и которым в совершенстве овладевают только люди, имеющие к этому талант. Управляющие должны учиться на опыте и соответственно модифицировать последующую практику с учетом выводов теории. Такой подход позволяет соединить науку и искусство управления в единый процесс, требующий не только постоянного пополнения научных знаний, но и развития личностных качеств менеджеров, их способностей применять знания в практической работе. Отсюда возникает необходимость более детального рассмотрения содержания работы менеджера* как субъекта процесса управления.

2. Управление как вид деятельности людей. В XVII - XVIII вв. менеджмент выделяется в самостоятельный вид деятельности, в отдельную функцию, которая по своему назначению и содержанию выполняемых работ принципиально отличается от производственной функции. В этот период началось зарождение профессионального менеджмента.

Управление как вид деятельности реализуется через выполнение ряда управленческих действий, получивших название функций управления. К числу важнейших функций управления относятся: прогнозирование, планирование, организация, координация и регулирование, активизация и стимулирование, учет и контроль. Рассмотрение управления как функции связано с разработкой состава, содержания всех видов управленческой деятельности и их взаимосвязи в пространстве и во времени. Именно менеджмент создает экономическое и социальное развитие.

"Всюду, где мы вкладывали только экономические факторы производства, особенно капитал, мы не добивались развития. В немногих случаях, когда мы смогли породить энергию менеджмента, мы порождали стремительное развитие. Развитие, иными словами, - дело скорее человеческой энергии, чем экономического богатства. Генерирование человеческой энергии и придание ей направления есть задача менеджмента. Менеджмент - двигатель, развитие - следствие" - так характеризует социальную функцию и значение менеджмента Питер Друкер, человек, который первым сумел распознать, обобщить и описать появление в мире нового могущественного фактора развития, человек, которого, пожалуй, можно назвать родоначальником менеджмента как систематизированной дисциплины.

Редко новый социальный институт, новая, лидирующая в обществе группа, новая ключевая социальная функция возникали с такой быстротой, как менеджмент в нашем столетии. Редко в человеческой истории новый институт так быстро становился незаменимым. И никогда прежде новый институт не охватывал земной шар с такой легкостью, пересекая границы рас и культур, языков и традиций, как это сделал менеджмент на протяжении одного поколения. И действительно, всюду, где удавалось ввести компетентный менеджмент, начиналось стремительное развитие. По-видимому, мы имеем дело с крупнейшей социальной инновацией.

Единственное, что отличает одно предприятие этой отрасли от другого, - качество управления на всех уровнях.

В отечественной управленческой литературе во многих случаях, когда говорят об управлении, обычно имеют в виду две стороны этого понятия - управление как структура (статика управления) и управление как процесс (динамика управления).

3. Управление как процесс. Процесс управления предполагает выполнение функций планирования, организации, координации, мотивации, контроля, осуществляя которые менеджеры обеспечивают условия для производительного и эффективного труда занятых в организации работников и получение результатов, соответствующих целям. Таким образом, содержание процесса управления проявляется в реализации его функций.

Процессный подход к управлению позволяет интегрировать все виды управленческой деятельности в единую логически взаимосвязанную цепочку. Такой подход позволяет представить управление как процесс реализации взаимосвязанных функций, изменяющихся в пространстве и во времени, целью которого является решение проблем и задач организации.

Процесс управления есть информационный процесс, т. е. процесс формирования, восприятия, передачи, обработки и хранения информации. Следует особо отметить, что управление не сводится к информации, но и немыслимо вне информации. Указанные пять стадий возникновения, прохождения и использования информации реализуются в ряде действий руководителей и исполнителей в соответствии с их должностными обязанностями.

Таким образом, менеджмент можно рассматривать как информационный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения. Это является основанием для рассмотрения менеджмента как процесса влияния на деятельность отдельного работника, группы и организации в целом с целью достижения максимальных результатов. Это влияние осуществляет определенная категория людей - менеджеры*. Поэтому менеджмент нередко идентифицируется с менеджерами, а также с органами или аппаратом управления.

4. Менеджмент как категория людей, занятых управлением. Умение ставить и реализовывать цели основатель школы научного менеджмента Ф. У. Тейлор определял как искусство точно знать, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом. Этим искусством должна обладать определенная категория людей - менеджеры*, чья работа состоит в организации и руководстве усилиями всего персонала* для достижения целей. Поэтому менеджмент нередко идентифицируется с менеджерами. Они обеспечивают условия для производительного и эффективного труда занятых в организации работников и получение результатов, соответствующих целям. Отсюда управление - это еще и умение добиваться поставленных целей, направляя труд, интеллект, мотивы поведения людей, работающих в организации. Новая роль человека как ключевого ресурса требует от менеджеров усилий по созданию условий для реализации заложенного в людях потенциала к саморазвитию. Эффективное использование и наращивание этого потенциала становится центральной задачей управления. Отсюда вытекает необходимость, смещения центра тяжести с автократического стиля управления в сторону демократических отношений между менеджером и другими работниками. Это обязательное условие повышения качества принимаемых решений, эффективности организации и повышение качества жизни работников.

Главной же задачей людей, занятых управлением, является эффективное использование и координация всех ресурсов организации (денег, зданий, оборудования, материалов, труда, информации) для достижения целей.

Все организации имеют доступ примерно к одним и тем же ресурсам, однако продуктивность их деятельности различна. Это отличие определяется качеством управления.

Продуктивность фирмы означает тот баланс между факторами производства (материальными, финансовыми, человеческими, информационными и проч.), который дает наибольший выпуск при наименьших усилиях. Поэтому повышение продуктивности - одна из главных задач менеджеров.

5. Управление идентифицируется с органом или аппаратом управления. Без него любая организация как целостное образование не может существовать и работать эффективно. Поэтому аппарат управления является составной частью любой организации и ассоциируется с понятием её менеджмента.

Аппаратный подход к управлению фокусирует внимание на его иерархическом структурном составе, на характере связей между подразделениями и элементами структуры управления, на степени централизации и децентрализации, на полномочиях и ответственности работников.

В рамках иерархической структуры аппарата управления реализуются функции управления. В свою очередь иерархия аппарата управления находит конкретное отражение в схеме управления той или иной организацией. По сути, структура управления - это организационная форма разделения труда по принятию и реализации управленческих решений.

Дать полное определение управлению трудно, так как это очень сложное, многогранное явление.

Управление как особая разновидность труда отличается от труда, создающего материальные блага и услуги. Оно не принимает непосредственного участия в создании благ, а находится как бы рядом с этим процессом, руководит им.

Специфику управления составляют:

1) предмет труда, которым является труд других людей;

2) средства труда – организационная и вычислительная техника, информация, система ее сбора, обработки и передачи;

3) объект труда, в качестве которого выступает коллектив людей в рамках определенной кооперации;

4) продукт труда, которым является управленческое решение;

5) результаты труда, выражающиеся в конечных результатах деятельности коллектива.

2. Элементы процесса управления. Функции управления

Управление – это единый процесс, который представлен разными управленческими работниками или органами. Целью их взаимодействия является выработка единого управляющего воздействия на объект управления. К управленческим кадрам относятся менеджеры (руководители), специалисты и служащие (технические исполнители). Центральное место в управлении занимает менеджер. Он возглавляет определенный коллектив, ему принадлежит право принятия и контроля управленческих решений, именно он несет всю полноту ответственности за результаты работы коллектива.

Менеджер – руководитель, профессиональный управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями принятия решений по конкретным видам деятельности организации. Специалисты – работники, выполняющие определенные функции управления. Они анализируют информацию и готовят варианты решений для руководителей соответствующего уровня. Трудназванных работников обслуживают технические исполнители: секретари, референты, техники и т. д.

Итак, процесс управления включает следующие элементы: управляющую систему (субъект управления), управляемую систему (объект управления), управляющее воздействие в форме управленческого решения, конечный результат, общую цель и обратную связь, которая представляет собой передачу информации о результатах управляющего воздействия от объекта управления к его субъекту.

Управление как единый процесс, обеспечивающий согласованность совместного процесса труда, осуществляется в разных формах, через разные функции управления. Они представляют собой форму достижения связи и единства совместного процесса труда и реализуются через определенные виды деятельности. Выделение в управлении отдельных функций – объективный процесс. Он порождается сложностью производства и управления им. Состав функций управления должен обеспечить эффективную реакцию управляющей системы на любое изменение управляемой системы и внешней среды.

Прямое управляющее воздействие на объект управления представляет собой взаимодействие трех функций: планирования, организации и мотивации. Обратную связь осуществляет функция контроля. Это основные функции управления, они имеют место на любом, даже небольшом предприятии. Кроме основных, существуют специфические или конкретные функции управления. Их набор и содержание, зависят от специфики управляемого объекта. Эти функции связаны с управлением конкретной сферой, областью организации. К ним относятся: управление основным производством, управление вспомогательным производством, управление человеческими ресурсами, управление финансами, управление маркетингом, управление нововведениями и др.

В реальной экономической жизни функции процесса управления проявляются в функциях органов управления, а последние в функциях их работников. Поэтому функции управления выступают как целенаправленные виды труда, а само управление – как их совокупность. Труд конкретных управленческих работников – это действия, операции, связанные с подготовкой, принятием и реализацией управленческих решений. Он воплощает в себе воздействие субъекта управления на управляемый объект.

Поскольку менеджмент – это специфический вид труда, особая профессия, должны быть и общие характеристики в содержании работы менеджеров. Ими являются кратковременность, разнообразие и фрагментарность.

Исследование функций управления имеет большое практическое значение, поскольку они в значительной мере определяют структуру органов управления.

Наиболее распространенная классификация функций управления выделяет следующие группы функций:

1. Общие функции управления являются обязательными для успешной работы любой организации. Сюда входят: планирование, организация, мотивация и контроль. Эти функции были выделены французским практиком и ученым Анри Файолем в его работе "Общее и промышленное управление" в 1916 г., которая была результатом процесса исследования факторов, оказывающих мотивирующее и демотивирующее воздействие на поведение человека.

Последовательность выполнения данных функций управления обеспечивает управление любым объектом (национальной экономикой, отраслью, предприятием).

Функция управления «планирование» имеет особое значение и включает в себя следующие процессы:

На основе анализа внешней среды и интересов групп формируется миссия организации;

Определяются цели на основе анализа требований рынка и возможностей самой организации;

Исходя из установленных целей организации и состояния внешней и внутренней среды намечаются альтернативные стратегии;

Для реализации стратегий вырабатываются политика и процедуры, по которым действуют сотрудники организации;

Производится работа в подразделениях, основанная на оперативных планах;

Планы организации согласуются с показателями и финансовыми ресурсами.

2. Конкретные функции управления (специфические) определяются объектом управления.

К функциям управления современного предприятия относятся следующие:

Планирование (используемый ресурс - время);

Маркетинг (используемый ресурс - потребитель);

Предпринимательство (используемый ресурс бизнес);

Финансы (используемый ресурс - деньги);

Организация (используемый ресурс - люди);

Производство (используемый ресурс - технологии);

Инновация (используемый ресурс - идеи);

Информация (используемый ресурс - данные);

Социальное развитие (используемый ресурс культура).

Процесс реализации функции отвечает на вопрос: какова логическая последовательность действий, чтобы функция осуществлялась без перебоя.

Структура функции отвечает на вопрос: как или каким образом связаны между собой все действия.

Как правило, на предприятии функцию планирования осуществляет не одно подразделение, а несколько.

И ведущую роль играет отдел (служба) планирования. При этом не следует умалять вклада финансового отдела, бухгалтерии, отдела снабжения, сбыта, маркетинга и т. д.

Кроме того, данная деятельность позволяет выделить новые функции управления или, наоборот, изъять функции за ненадобностью.

Процесс управления хозяйственной деятельностью заключается в выполнении общих и специфических функций. В практике управления между органами управления функции распределяются неравномерно: порой они распыляются или дублируются.

Заключение

При переходе российской экономики на рыночные механизмы хозяйствования наряду с термином "управление" стал активно применяться термин "менеджмент", который используется как синоним управления предприятием.

Энциклопедический словарь определяет управление как функцию организованных систем любой природы (биологических, технических, социальных). Менеджмент отождествляется с людьми и является атрибутом исключительно социальных систем и их разновидностей (социально-технических, социально-экономических).

Менеджмент - это управление социально-экономическими и социально-техническими системами для получения конкретного результата.

Таким образом, менеджмент и управление в современной управленческой литературе рассматриваются как взаимозаменяемые понятия.

Любая деятельность требует управления. Менеджмент - это особый вид деятельности, специфический характер которой связан с выполнением управленческих действий - функций управления. Впервые состав управленческих функций был предложен А. Файолем: "Управлять - это значит предвидеть, планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать".

Выполнение функций менеджмента предполагает затраты времени и ресурсов. Ограниченность ресурсов требует эффективного их распределения и использования с учетом взаимозависимости и взаимосвязанности функций управления. Именно поэтому все проблемы управления рассматриваются через призму управленческих процессов, т. е. последовательности действий по преобразованию ресурсов в результаты. Некоторые примеры: процессы коммуникационные и принятия управленческих решений, производственные (технологические) процессы и процесс закупок, и множество других.

Менеджмент нередко отождествляют с людьми (менеджерами), профессионально выполняющими управленческие функции. Как субъекты управления, менеджеры играют в организации ряд ролей.

В зависимости от позиции менеджера в организации, характер реализуемых функций может быть различным, но каждый менеджер при этом принимает решения на основе собранной информации и руководит организацией выполнения принятого решения, взаимодействуя с персоналом.

Аппаратный подход к менеджменту фокусирует внимание на структуре и связях между звеньями и уровнями управления, на полномочиях и ответственности работников, занимающих различные позиции (должности) в аппарате.

Список литературы

1. Основы менеджмента: Учеб. для вузов/ Д.Д. Вачугов, Т.Е. Березкина, Н.А. Кислянова и др.; Под ред. Д.Д. Вачугова. – М.: Высшая школв, 2001. – 367 с.

2. Менеджмент: Конспект лекций/Авт.- сост. В.М. Гавриленко. – М.: Приор.-издат., 2004. – 160 с.

3. Менеджмент. Учебник/ Григорян А. Ф. – М.: ПБОЮЛ, 2002. – 264 с.

4. Иванов А.П. Менеджмент. Учебник – Спб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. – 440 с.

5. Менеджмент: Учеб. пособие для вузов / Авт. кол.: Э.М. Коротков, А.А. Беляев, М.Б. Жернакова и др.: ред. Э.М. Короткова. – М.: ИНФРА – М.,2003. – 224с.

В современном мире управленческая деятельность играет важнейшую роль, так как от качества ее проведения зависит репутация успешность его взаимодействия с партнерами и прочими контрагентами. Она, хоть и косвенным образом, но все же влияет на производительность предприятий и организаций.

Сущность управленческой деятельности заключается в грамотной организации взаимодействия людей при коллективной работе с целью достижения основных задач производства. Главной ее особенностью считается тот факт, что воздействовать приходится на субъект, то есть, на людей, а психология человека достаточно тонкая наука, требующая наличия определенных навыков и знаний.

Управленческая деятельность предполагает создание такой атмосферы в коллективе и такого отношения к каждому сотруднику, которое бы стимулировало их на выполнение функций, необходимых руководству предприятия. Организованная должна учитывать внутренние и внешние условия. К первым относится потребность в решении сразу нескольких сложнейших задач, порой противоречащих ранее предписанным нормативам. А внешние предполагают наличие информационной ограниченности, высокой степени ответственности за характеризующие эффективность производственной деятельности, а также возможность непредвиденных ситуаций, связанных с изменениями в политическом или экономическом положении в стране.

Для того чтобы управленческая деятельность работала четко и слаженно, руководителю следует найти компромисс между позиционированием себя в качестве непререкаемого лидера и такого же члена общей команды, как и все остальные. Когда сотрудник низшего звена ощущает поддержку и понимание руководящего аппарата, когда в иерархических отношениях присутствует дружеская нотка, в коллективе чувствуется единство, это, естественным образом, положительно сказывается на производительности компании.

Главным звеном в системе управления считается именно руководитель, так как на него возлагается обязанность создать максимально позитивную и продуктивную атмосферу в коллективе. Он вправе выбрать конкретную модель поведения, среди которых можно выделить такие виды управленческой деятельности, как авторитарная, демократическая или либеральная позиция руководителя. При авторитарном подходе он считается бесспорным лидером, а его слово - законом, поэтому оспаривать его запрещено. Либерализм позволяет сотрудникам делать то, что они считают нужным в данной ситуации, без предварительного совета с начальником. Демократический строй является наиболее продуктивным, так как предполагает совместное принятие решений, а значит, они будут полностью удовлетворять обе стороны.

Управленческая деятельность, как и любая система, включает определенные составляющие:

Определение основных целей руководителем и грамотное их разъяснение персоналу, тщательная разработка плана действий на предстоящий период.

Реализация мероприятий по созданию эффективных мотивирующих рычагов влияния.

Четкая постановка ряда задач, которые необходимо реализовать сотрудникам, и раздача соответствующих распоряжений.

Делегирование и контроль над результатами их работы.

Рефлексия, то есть, наличие обратной связи.

Специалист, осуществляющий управленческую деятельность, должен обладать характером лидера, с сотрудниками быть уверенным, четко и ясно давать распоряжения. Настоящий руководитель должен быть посвящен в каждую стадию производственного процесса и разбираться в конкретной области, только грамотность позволит ему своевременно реагировать при возникновении непредвиденных ситуаций.

Очень важен момент общения с персоналом, не стоит приказывать сотруднику, лучше обратиться с просьбой. Чем больше времени вы проводите с каждым из своих подчиненных, тем продуктивнее будет ваше взаимодействие.

Сущность и содержание теории управления

Объектами управления могут быть отрасли, территориальные общности людей, отдельные стадии воспроизводства, аспекты экономической деятельности, виды ресурсов, а также характеристики производства.

Субъектами управления - человек или группы людей, осуществляющие управленческое воздействие на объект управления.

Управление - это организация такого целенаправленного воздействия на объект, в результате которого объект переходит в требуемое состояние.

Цель управления - это относящееся к будущему желаемое состояние объекта управления - организации. Вообще цель - мысленное предвосхищение результата деятельности. Значит, цель - это идеальное описание результата деятельности.

Значения управления (как наука, искусство, функция, процесс, аппарат) Понятие "управление" используется в следующих значениях:

1) управление как наука – система упорядоченных знаний в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления;

2) управление как искусство – способность эффективно применять данные науки управления в конкретной ситуации. Как заметили Кунц и О Доннел "Управление – это искусство, подобно медицине или композиторской деятельности, инженерному делу или футболу. Но всякое искусство использует лежащие в его основе организованное знание (концепции, теории, принципы, методы) и применяют его с учетом реальной обстановки для достижения желаемого практического результата". Различие между наукой и искусством Клаузевиц видел так: цель науки – знание, цель искусства – умение;

3) управление как функция - деятельность направленная на по своему назначению и содержанию принципиально отличается от производственной функции;

4) управление как процесс – определенная совокупность управленческих действий, которые логично связываются друг с другом, чтобы обеспечить достижение поставленных целей путем преобразования ресурсов на "входе" в продукцию или услуг на "выходе" системы (функциональный подход); совокупность циклических действий, связанных с выявлением проблем, поиском вариантов их решения и организацией выполнения принятых решений;

5) управление как аппарат – совокупность структур и людей, обеспечивающих использование и координацию всех ресурсов социальных систем (капитала, зданий, оборудования, материалов, труда, информации и т.п.) для достижения их целей.

Особенности управления По сравнению с другими видами труда, управленческий труд имеет ряд специфических особенностей:

Он представляет собой умственный труд, состоящий из трех видов деятельности: организационно-административной и воспитательной, аналитической и конструктивной, информационно-технической;

Участвует в создании материальных благ и оказании услуг опосредовано, через труд других работников;

Предметом труда является информация;

Средством труда – организационная и вычислительная техника;

Результатом труда – управленческое решение.

Разделение труда (функциональное, структурное, вертикальное, горизонтальное, технологическое) Со временем в целях повышения результативности управления появилось разделение труда профессиональных управляющих. Выделяют следующие виды разделения труда профессиональных управляющих:

Функциональное - основывается на формировании групп работников управления, выполняющих одинаковые функции управления: планирование, организация, контроль и т.д.;

Структурное - строится исходя из таких характеристик управляемого объекта, как организационная структура, масштабы, сферы деятельности, отраслевая или территориальная специфика;

Вертикальное – построено на выделении трех уровней управления: низового, среднего и высшего. К низовому уровню относятся управляющие, имеющие в подчинении работников преимущественно исполнительского труда. Средний уровень – составляет по некоторым данным 50-60% общей численности управленческого персонала и включает управляющих ответственных за ход производственного процесса в подразделениях. Указанные подразделения состоят из нескольких первичных образований (структурных единиц). Высший уровень – это администрация, осуществляющая общее стратегическое руководство организацией в целом. На этом уровне занято 3-7% управленческого персонала;

Горизонтальное – разделение труда по функциям;

Технологическое – учитывает виды и сложность выполняемых работ. По этим критериям в составе аппарата управления выделяют три категории работников: руководителей, специалистов и служащих. С точки зрения технологии процесса управления задачи руководителей прежде всего сводятся к принятию решений и организации их практической реализации, специалисты осуществляют проектирование и разработку вариантов решений, а служащие занимаются в основном информационным обеспечением управленческого процесса.

Управленческая деятельность и ее роль в социальном преобразовании общества.

тип профессиональной деятельности, специфика которого определяется ее основной и наиболее общей задачей - необходимостью «^организации деятельности других людей в направлении достижения общих целей, а также опорой при этом на принцип иерархии.

· Деятельность руководителя находится в тесной связи со всеми аспектами функционирования организации. Таким образом, проблема управленческой деятельности должна изучаться как специфический аспект при рассмотрении всех проблем управления. Существуют позитивные и негативные последствия такого широкого фронта изучения психологии управленческой деятельности, проявляющиеся в ее размытости по другим разделам теории управления.

· Управленческая деятельность исследовалась в целом комплексе дисциплин, при этом доминировали ее вне психологические аспекты: организационный, социологический, экономический и др.

В управленческой деятельности также выделяют черты, обусловленные организационным статусом руководителя. Обозначаются они понятием «особенность поста руководителя» и состоят в следующем.

Введение


Актуальность темы исследования. Особенность социального управления как самостоятельного направления в современном научном развитии во многом объясняется тем, что ее важнейшим системообразующим компонентом (наряду с политическим, экономическим, социологическим и др.) является сфера духовной жизни людей, состояние общественного и индивидуального сознания. Любой социальный субъект управления обязательно действует в определенной духовной среде (наряду с социально-экономической, политической и другими средами). Эта специфическая среда отличается достаточной самостоятельностью и во многом определяет аналитические, информационные, организационные и другие возможности субъектов управления.

Давно известно, что успешность управленческой деятельности в особенности обусловлена субъективными факторами. В свою очередь качество этой субъективности во многом зависят от состояния духовной культуры общества в целом, ее отдельных субъектов, начиная от государства, региона и кончая каждым отдельным человеком, управленцем. Исследования в области социального управления определили закономерность значимости и возрастания субъективного фактора в управлении. Такая ситуация определена факторами увеличения объема интеллектуальной собственности, повышения значимости информационного ресурса в управлении, появления интеллектуальных систем управления.

Актуальность работы обусловлена тем, что процессы распространения информации из явления современной политической реальности трансформировались в одну из ведущих тенденций мирового политического развития, оказывая существенное влияние на функционирование различных социальных систем, как на международном уровне, так и во внутригосударственном масштабе. При этом сама информация в последнее десятилетие обрела роль наиболее значимого ресурса общественного развития, грамотное использование которого во многом обеспечивает эффективность управления социальными системами и процессами. В силу этого, информационное обеспечение процессов управления становится важнейшим видом обеспечения практически всех без исключения сфер деятельности общества.

Цель работы исследовать информационное обеспечение социального управления.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить особенности социального управления как одного из видов управления.социальный управление информационный обеспечение

Раскрыть задачи и функции социального управления.

Охарактеризовать понятие информации в социальном управлении.

Провести классификацию информационного обеспечения в социальном управлении.

Рассмотреть информационное обеспечение управления на примере "Управления соцзащиты Администрации Гафурийского района РБ".

Объект работы - информационный аспект социального управления.

Предмет работы - сущность, содержание, характерные черты и особенности информационного обеспечения социального управления.

Степень научной разработанности. Среди работ, посвященных вопросам информационного обеспечения в социальном управлении наибольший интерес представляют исследования таких авторов, как В.А. Горбухова, Г.Е. Зборовского, В.С. Иванова, Е.А. Неретиной, И.М. Слепенкова и др.

При написании работы были использованы систематический, логический методы научного исследования. Использовались теоретические положения теории управления, менеджмента, социального управления.

Информационную базу курсовой работы составила учебно-методическая, монографическая, законодательная и нормативная литература, материалы периодической печати.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы и источников и приложения.


1. Теоретические основы социального управления в обществе


1 Социальное управление: значение и притнципы


Всякий труд человека - это управление, а так как человек - существо социальное, общественное, то труд человека является социальным, индивидуальным управлением. Существуют виды управления, где люди взаимодействуют друг с другом, где один человек руководит другими людьми. Это называется коллективным социальным управлением. К коллективному социальному управлению относится управление производством, управление обществом, управление государством и т.д. У любого управления, как уже говорилось, существуют две подсистемы - управляющая и управляемая. Характер их связей такой, что одна подсистема для другой является управляющей. Эти подсистемы, управляющая и управляемая, должны быть взаимосвязаны, объединены в одну систему - организацию .

В управлении всегда присутствует команда - воздействие управляющей системы на управляемую. В управлении действует сообщение, информация. Поэтому можно сказать, что управление - это воздействие с помощью информации.

Целью управления является какое-то изменение в управляемой подсистеме. Так как управление - это воздействие с помощью информационных команд, то в управляемой системе должен быть такой механизм, который превращает команды в реальные действия. Этот механизм приводится в действие только с помощью обратной связи в управлении. Таким образом, цель, команда и обратная связь - это главные составляющие любого управления, в том числе и социального.

Необходимо отметить следующее: социальное управление как один из видов управления обладает своей спецификой, а также чертами, общими для всех уровней и видов управления. Для того чтобы обозначить управление в обществе, используется термин "социальное управление". Социальное управление представляет собой организационную деятельность по обеспечению достижения социальных целей и задач посредством определенных методов. Г.В. Атаманчук трактует социальное управление как взаимодействие управляющей системы на управляемую. Он считает, что управление - это "целеполагающее (то есть сознательное, направляющее, продуманное), организующее и регулирующее воздействие людей на собственную общественную, коллективную, уголовную жизнедеятельность как непосредственно (в формах самоуправления), так и через специально созданные структуры (государство, общественные объединения, партии, фирмы, кооперативы, ассоциации и т.д.)" .

Управление в обществе отличается от биологического и технического управления, так как подразумевает, разработку программ, формирование у субъектов мотивации и деятельности, к эффективному труду для достижения поставленных целей . Управление в живой природе не имеет субъекта, потому что на уровне организма управляет его генетическая программа, которая является средством управления, и управляет эта программа процессами, которые происходят в организме. В технических системах также присутствуют программы управления и процессы, которые организуются программами управления. Управление на общественном уровне является субъективным. Отличительной чертой такого управления является то, что управляющая программа вырабатывается субъектами управления осознанно, "представляет собой определенный информационный образ, предполагает организацию деятельности людей по реализации управленческого проекта" .

В качестве самых основных элементов социального управления можно выделить:

) субъект управления;

) управляемый субъект;

) объект управления;

) цель управления;

) проект деятельности.

Социальное управление характеризуется наличием многих субъектов. К субъектам социального управления можно отнести государственные и муниципальные органы, а также общественные организации. На федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации главными субъектами управления являются органы государственной власти, которые могут быть законодательными, исполнительными, судебными. Что касается органов местного самоуправления, то они осуществляют непосредственную реализацию решений, разработанных на государственном уровне федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ.

Субъект управления - это индивиды, которые способны вырабатывать программу действий и реализовывать данную способность. Управляемые субъекты - люди, осуществляющие программы, созданные субъектами управления. Субъекты управления управляются определенной информационной программой, которая состоит из норм и правил, принятых в соответствующей сфере деятельности.

Информация представляет собой те сведения, которые нужно иметь в виду, чтобы хорошо перерабатывать материалы и энергию. Суть управления в социальной системе - это целенаправленная переработка информации.

Субъекты управления вырабатывают программы для разрешения определенных вопросов. Такие выработанные программы выступают регуляторами действий управляемых субъектов. Управляемые субъекты исполняя программы могут полностью руководствоваться нормами и целями, предусмотренными программой, а могут отличаться от предписанных программ. Таким образом, если программы, выбранные субъектами управления, не могут восприниматься исполнителями как руководство к действию, то управление в этом случае может и не иметь места. Это и является самым важным отличием социального управления от всех других видов управления.

Объект управления - деятельность людей, организуемая посредством управляющей программы. В социальном управлении, таким образом, следуя из определений, объект управления и управляемый субъект не совпадают. Проект, создаваемый субъектом управления, направлен на деятельность управляемых субъектов, которые способны понять программу и реализовать ее. Управляемый субъект, который реализует программу, выработанную субъектом управления, делает это не автоматически, а сознательно.

Управление характеризуется как систематическое воздействие субъекта управленческой деятельности на социальный объект. К субъекту социального управления относятся отдельные группы лиц или специально созданные органы. А в качестве социального объекта управление можно рассматривать общество в целом, его отдельные сферы: экономическую, социальную, культурную, конкретные организации и так далее.

В зависимости от объекта управления можно выделить также уровни социального управления: государственное, муниципальное, управление на уровне организации (менеджмент). Объект управления в государственном управлении - гражданское общество в целом; в муниципальном управлении - местное сообщество; в менеджменте - сообщества наемных работников.

Цель управления - создание и сохранение определенного состояния объекта управления, организационного состояния деятельности. Ключом к пониманию устройства управления является понимание того, что оно служит для получения определенного конечного результата, достижения того, что называется целью. Можно сказать, что управление есть механизм для достижения цели. Таким образом, поставленная цель - это неотъемлемый элемент системы управления .

Цель социального управления - это достижение оптимальных для данных условий состояний различных видов социальной деятельности, удовлетворение потребности людей благодаря их существованию. Можно привести несколько самых простых примеров. Цель деятельности медицинского учреждения - это лечение больных. Цель деятельности врача этого медицинского учреждения - постановка диагноза больному, назначение ему лечения, проведение операции и т.д. Так как для лечения больных необходимы как квалифицированные врачи, так и медицинское оборудование, медицинская техника, медицинские лекарственные препараты, обслуживающий персонал, который осуществляет уход за больными, то можно говорить, что создание проекта медицинского учреждения, который включает все необходимые количественные и качественные характеристики, в данном случае является целью социального управления. Если цель врача в нашем случае - лечение больного, то цель субъекта управления медицинским учреждением - организация деятельности врачей и обслуживающего персонала таким образом, чтобы процесс лечения становился все более эффективным .

Управление призвано не просто вести к цели, но делать это наилучшим из возможных в данных обстоятельствах образом. Например, целью любого предприятия является повышение качества производимых товаров или услуг.

Целевое управление призвано вести организацию и все ее подразделения к единой конечной цели. С помощью целевого управления эта конечная, общая цель расчленяется на частные промежуточные цели, которые доводятся до каждого подразделения, вплоть до рабочего места. Задача целевого управления - координировать движение к конечной цели, распределять необходимые для этого ресурсы, сделать возможным контроль результатов по мере продвижения к цели. Целевое управление - это главный механизм, который направляет деятельность организации с утра до вечера каждодневно.

Целью социального управления является положительное согласование порядка и прогресса.

Отмечается, что на уровне муниципального образования цель намного сложнее, так как необходимо достичь оптимального соотношения разных видов деятельности, предоставляемых услуг, их качества и количества, создать возможности для удовлетворения разнообразных потребностей на соответствующей территории, а также согласованности действий самих управляющих субъектов.

Проект управленческой деятельности в социальной сфере представляет собой идеальный образ, который содержит в себе информацию о том, какие группы населения особо остро нуждаются в помощи и поддержке со стороны субъектов управления, каким образом должны регулироваться отношения между ними, как должны применяться нормы, которые лежат в основе таких отношений, и другое. Проект управленческой деятельности должен содержать в себе целевые образы и технологию достижения этих целей.



Целью социального управления является исследование деятельности органов управления, государственных и общественных, прежде всего как социальных систем, всего комплекса подбора, расстановки, формирования управленческих кадров, отношения и взаимодействия, складывающиеся между работниками аппарата управления и подчиненными им сотрудниками и организационными структурами.

В центре его внимания - изучение и совершенствование социальных механизмов систематического, основанного на достоверном знании, воздействия субъекта управления на социальный объект для сохранения его качественной специфики и целостности, обеспечения его нормального функционирования, успешного движения к заданной цели.

Задачи, которые призваны достичь цели социального управления:

Изучении реальных фактов, составляющих живую, постоянно развивающуюся ткань управленческой деятельности; фактов, в которых проявляются особенности взаимодействия тех людей, которые управляют различными социальными общностями и организациями, и тех, кто, не занимая руководящих постов, не включены в управленческую деятельность и вынуждены подчиняться первым, выполнять их распоряжения, приказы, указания.

Из огромного и многообразного скопления реальных фактов управленческой деятельности выделить наиболее важные, типичные на этой основе обнаружить тенденции развития процессов управления, их изменения в зависимости от изменяющихся социально-экономических, политических, социокультурных условий жизнедеятельности людей, развития их групп и общностей, общества в целом.

Необходимость объяснить, почему в системе и структуре управленческой деятельности появляются те или иные новшества, в силу каких обстоятельств возникают новые практические способы их реализации в управленческих процессах.

Построение наиболее вероятных направлений, сценариев развития управленческой деятельности в будущем, то есть прогноз ее совершенствования, а это означает, что, определив наиболее вероятную траекторию дальнейшего развития управленческой деятельности, социальное управление получает возможность успешно решать и пятую задачу.

Вычленение основных задач социального управления позволяет определить его основные функции:

Целеполагание в управлении пронизывает и определяет все стадии управленческой работы: информационную, организационную, регулирующую, координирующую, контрольную.

Целеполагание определяет содержание всех остальных, объединяет, объединяет их и реализуется во всех сферах социального управления и лежит в основе главного принципа управления - системного подхода. Поэтому основная цели территориального образования и соответствующих видов управления определяется основной целью общества в целом как системы более высокого порядка.

В основе подлинного целеполагания лежит познание объективных закономерностей развития общества. В качестве главных определяющих целей общества, его отдельных подсистем сегодня осознаются как главная миссия целеобеспечения высокого качества жизни людей.

Комплексные целевые программы и проекты позволяют соотнести целеполагание с имеющимися ресурсами, выделить приоритеты и направить их на достижение главной цели.

Программы очень многообразны по характеру, цели, объему, времени, решаемым задачам. Есть программы общегосударственные, охватывающие все сферы жизни, функциональные, решающие группу проблем отрасли, региона, местного сообщества. Они содержат подтипы программ. Особое место в их ряду занимают научно-технические программы и проекты, предусматривающие создание новых идей, технологий и образцов техники.

Сегодня программно-целевой метод управления распространен во всем мире и во многом стал определяющим среди других методов. В нем объединяются различные функции управления: информационная, познавательная, прогностическая, стратегическая и другие. Все они получают организационное и финансовое обеспечение.

Стратегическое целеполагание управление в современных условиях определяют содержательную сторону управления на концептуальной долгосрочной основе, позволяют скоординировать отдельные программы и проекты, сконцентрировать ресурсы на главных направлениях, распределить их с учетом перспектив развития, выявить приоритетные программы и проекты, которым предстоит осуществить "прорыв" в антикризисном управлении.

Актуальные технологии стратегического развития хорошо известны и разработаны на Западе. К ним относятся стратегии: проникновения, ускоренного роста, переходного периода, стабилизации и выживания, роста и др. Российскими учеными предложена к внедрению стратегия развития местного сообщества и становления реального местного самоуправления.

Все они требуют достраивания до уровня регионального и федерального стратегического управления, что особенно актуально для России. Процесс выработки и реализации стратегий управления имеет ряд этапов, технологии которых известны, но еще недостаточно используются в российской управленческой практике, что усиливает кризисные явления в управлении.

Ценностное воздействие.

Особенность науки социального управления социального управления состоит в том, что она является сферой духовной жизни людей, во многом зависит от состояния общественного и индивидуального сознания. Поэтому степень управляемости общественными делами определяется культурой, традициями, идеологией, нормами морали, целостностью мышления и т. п. Зависимость эта возрастает по мере повышения зрелости самого общества, развития социального прогресса.

В управлении общественными делами очень важно соблюдать баланс между мерами административно-правового, властно-силового, духовно-нравственного регулирования. Нарушение такого баланса обычно приводит к распространенному сегодня в нашем обществе явлению социальной аномии. Целеполагание в обществе всегда имеет ценностно-нравственный аспект. Если цели безнравственны, бездуховны, то и сама целеполагающая деятельность теряет смысл.

Нормативное регулирование и моделирование в управлении общественными делами тесно связано с духовно-нравственным и идеологическим регулированием и ориентирует субъекты управления в количественно и качественно при оценке состояния общественных процессов и тенденций развития. Обычно в социологии понимание социальной нормы связано с особого рода предписанием, регулирующим поведение людей в любых социально-значимых ситуациях. Они могут принимать форму юридических норм или существуют в виде общественных правил, показателей, обычаев и традиций. Оценка норматива обуславливается характером его связи с показателями прогнозов, расчетов и социальных программ. Моделирование как метод исследования различных процессов и явлений, выработки вариантов управленческих решений описывает структуру объектов, процесс его функционирования и развития. Особого внимания сегодня заслуживает имитационное моделирование, которое повторяет функции или развитие социальных явлений.

Информационное обеспечение социального управления пронизывает все сферы человеческой жизни, служит проводником всех знаний и мнений, универсальным инструментом общения, взаимопонимания и сотрудничества, нагнетания конфликтов и напряженности, утверждения стереотипов мышления и поведения .

Договорная информация необходима для всех этапов управления: от постановки задач до осуществления мер социального контроля, оценки эффективности принятых решений и их коррекции. Поэтому без необходимого информационного обеспечения нет эффективного социального управления. Существуют определенные законы и принципы современного сбора, хранения и анализа информации, которые необходимо знать. Незнание элементарных правил в этой области или их извращенное использование превращает информацию из большого блага общественного прогресса в такое же зло, может стать тормозом в принятии управленческого решения.


2. Значение информационного обеспечения социального управления


1 Понятие информации в социальном управлении


Под информацией понимаются сведения, полученные в результате переработки данных, представляющих собой сигналы, из которых извлекается информация. С точки зрения классической теории информации понятие "информация" определяется через меру уменьшения неопределенности знания о каком-либо событии. Это понятие научное и впервые было дано в 50-е годы ХХ века в трудах К. Шеннона и Н. Винера по теории информации в связи с развитием нового научного направления - кибернетики. Первоначально теория информации возникла как количественная математическая теория .

Понятие "информация" в последние десятилетия стало одним из самых употребляемых категорий современной научной мысли и встречается практически во всех областях научного знания: науке о мышлении, природе, обществе, в правовых аспектах.

Идет непрерывный процесс переосмысления (углубления и расширения) этого понятия. Если сначала под информацией понимались сведения, передаваемые людьми устным, письменным или иным способом, то к концу XX в. информация стала рассматриваться как универсальная субстанция, пронизывающая все сферы человеческой деятельности, служащая проводником знаний и мнений, инструментом общения, взаимопонимания и сотрудничества, утверждения стереотипов мышления и поведения. Именно такое определение дает ЮНЕСКО.

С развитием производства и ускорением темпов развития общества информация приобрела свойства товара и стала объектом рыночных отношений, значимость которых потребовала их правовой регламентации.

Многие ученые до сих пор используют термин "информация" узко в рамках технических областей научного знания, тем не менее, такое представление о сути данного понятия не выражает его комплексного понимания. В процессе обмена сообщениями и новостями основное внимание должно уделяться не только количественному анализу передаваемого сообщения, но и его содержанию. Информация, содержащаяся в понятийной форме, совсем не та, которая изучается в математических и статистических теориях информации.

Термин "информация" уже более 50 лет используется в журналистике, где он выступает одной из центральных и наиболее общих категорий. Кроме того, математические методы теории информации используются в физике, химии, географии, геологии и ряде других наук о неживой природе. Информационные идеи применяются в биологии, где предполагается, что само появление жизни было связано с преобразованием генетической информации; в психологии, физиологии нервной высшей деятельности, педагогике. Особое место понятие "информация" заняло в длинном ряду социальных наук - теории управления, экономике, политике и т. д.

Социальная информация - ориентирующее знание о состоянии социальной системы, процесс обеспечения информационных потребностей общества на основе применения информационных технологий. Информация - это ценнейший интеллектуальный ресурс в системе жизнеобеспечения общества, важнейшая часть его интеллектуальной собственности, доля которой постоянно возрастает. Можно сказать, что информация - это инфраструктура интеллектуальной собственности, ибо интеллектуальная собственность берет, начало с информации как фундаментальной базы .

Особенно велико значение информации (процессов ее сбора, хранения, переработки и использования) в управлении общественными делами, социальными процессами.

Достоверная информация необходима для всех этапов управления: постановки целей, оценки проблемной ситуации, принятия управленческих решений, для организации и регулирования управляющей системы. Субъект управления также должен быть информирован о результатах выполнения принятых решений, на основе чего он корригирует прошлые решения и принимает новые, с учетом допущенных ранее просчетов и неоптимальных действий.

Поэтому сбор и переработка информации, ее эффективное использование - необходимый компонент управления. Информация, используемая в управлении обществом, по самой своей природе, социальная. Отражая общественные отношения (в широком смысле), отношения и процессы любого типа и уровня, она является высшим, наиболее сложным и многообразным типом информации.

Использование социальной информации связано с высшим типом целесообразности - осознанной целесообразностью, присущей только человеку мыслящему, осознанно действующему. Содержанием социальной информации является логическое мышление. Ее материальный носитель - слышимое или видимое слово, знак, речь, которые представляют высший тип сигнала ("сигнал сигналов").

Первоисточником социальной информации является общество, его разные сферы и стороны жизни.


2.2 Структура информационного обеспечения в социальном управлении


Информация классифицируется по различным основаниям:

сферам общественной жизни (экономическая, социальная, политическая, духовно-культурная);

источникам поступления (внутренняя и внешняя);

материальным носителям (бумажная, электронная, электрическая);

формам носителей (средства массовой информации - радио, телевидение, печатная - книги, газеты, журналы);

периодам использования (условно-постоянная - справочная, нормативная и переменная - оперативные сведения);

видам основных функций управления (прогнозная, организационная, контрольно-учебная, регулятивная);

характеру представления (количественная и качественная) .

Не всякое знание может рассматриваться как информация, для понимания ее сущности большое значение имеет ее смысловое содержание. К информации обычно предъявляются определенные требования:

) полнота - отражение в полной мере управляемых процессов;

) достоверность - формирование на основе объективных данных;

) оперативность - поступление в сроки, достаточные для принятия своевременного решения;

) недопустимость неиспользуемых сведений ("шума"), осложняющих принятие решений;

) прозрачность - невозможность различных толкований;

) экономичность затрат при сборе информации, максимально возможная сохранность, наибольшее агрегирование (сжатие) при передаче на более высокий уровень управления.

Важно подчеркнуть, что информация, которой располагает человек, может быть обыденной, эмпирической, позволяющей человеку ориентироваться в своей повседневной жизни, и систематизированной, научной. Для осуществления управленческих функций необходима научная информация, причем ее характер зависит прежде всего от специфики объекта управления, от задач, которые перед ним поставлены, а также от компетенции управляющего субъекта. Если объектом управления выступает общество в целом, а решение предусматривает преобразование его существенных сторон, необходима комплексная информация о состоянии всех сфер общественной жизни: экономической, социально-политической, духовной, семейно-бытовой. Если речь идет об управлении какой-то отдельной сферой жизни общества, то информация должна отражать прежде всего состояние этой сферы. Скажем, для управления экономикой преимущественно необходима производственно-экономическая информация, политической сферой - политическая информация и т. д.

Управление любой сферой общественной жизни, любым объектом есть и организация труда людей - непременных компонентов любой общественной системы. Поэтому управление обязательно предполагает сбор и переработку социальной информации, касающейся состояния отношений больших групп людей - классов, наций, производственных и иных коллективов, а также отдельных личностей. Например, управляя производственно-технической деятельностью какого-либо предприятия, важно располагать данными о состоянии присущего ему "социального микроклимата", то есть о людях, которые работают на данном предприятии, о сложившихся между ними отношениях .

Информация, используемая в управлении общественными системами, являет собой сложную совокупность, взаимодействие различных информационных потоков. Сюда входит: исходная информация, необходимая для выработки и принятия управленческих решений; сами решения, или управленческие команды, предопределяющие организацию управляющих и управляемых систем; регулирующая информация, представленная различного рода параметрами, нормативами, законами, инструкциями, технологическими картами и т. д.; оперативная информация, поступающая в процессе функционирования системы и характеризующая ее состояние; внешняя информация, поступающая от других систем, коммуникационно (функционально или структурно) связанных с данной системой; контрольно-учетная информация, характеризующая течение и результаты работы системы. Отобрать из многообразия информации данные, имеющие для управления существенное значение, - важная и трудная задача.

Всю информацию можно подразделить на потоки внутри данной системы, между ее компонентами (внутренняя информация), и потоки информации, циркулирующей между данной системой и внешней средой, с которой она состоит в функциональных связях (внешняя информация).

Информация внутреннего порядка обеспечивает взаимодействие между звеньями системы, объединяет их в единое целое, обеспечивает их движение к стоящей перед системой общей цели. Информация внешнего порядка устанавливает коммуникации данной системы с другими системами, оказывающими на нее различного рода воздействие.

Особенно большое значение имеет циркуляция информации между объектом и субъектом управления. Информация этого рода включает два типа потоков: потоки, циркулирующие по каналам прямой связи - от субъекта к объекту (прямая информация); потоки, циркулирующие по каналам обратной связи - от объекта к субъекту (обратная информация). Надлежащая организация прямой информации обеспечивает своевременное и качественное поступление на объект различного рода (исходных, корригирующих, контролирующих и т. д.) команд со стороны субъекта, а обратной информации - поступление в субъект данных о состоянии объекта и достижении (или недостижении) поставленной перед ним цели.

Оптимальным течение информационных потоков является в том случае, когда при минимуме первичной объективной информации достигается максимум полезной для управления информации, в результате чего обеспечивается эффективное функционирование системы.

Решить задачу оптимума информации весьма трудно, поскольку социальные системы вследствие их многокомпонентности и разнообразия внутренних и внешних взаимодействий являют собой широкую сеть альтернатив, причем не столько равновероятностных, сколько разновероятностных. Естественно, что оптимальное количество информации об общественной системе представляется в натуральном выражении достаточно большим. К тому же часть информации, поступающей от объекта к субъекту, теряется, часть искажается в результате ряда помех не только технического порядка, но и психологического, поскольку выбор сообщений для передачи, а также прием сообщений человеком облекаются в субъективную форму и в определенной мере зависят от его личного опыта, компетентности, психических особенностей. Отсюда особую важность для достижения оптимума информации приобретают методика и техника сбора первичных данных, их репрезентативность, надежность и высокая пропускная способность каналов прохождения информации, методика и техника приема и обработки информации .

Разработка системы мер, расширяющих возможности наиболее эффективного использования информации, - важное условие успеха в управлении. Среди этих мер первостепенное значение имеет тщательная подготовка субъекта управления к восприятию, оценке информации, выработка умения оценить ее социальную значимость, выбрать из потока информации наиболее общезначимую, наиболее социальную, поскольку этого типа информация неоценима в управлении. Сбор и обработка социальной информации немыслимы без применения современных технических средств.


3. Информационное обеспечение управления на примере "Управление соцзащиты Администрации Гафурийского района РБ"


Управление социальной защиты Администрации Гафурийского района РБ является территориальным органом департамента социальной защиты населения, осуществляющим полномочия на территории данного муниципального образования в области социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, в том числе детей, находящихся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, предоставления мер социальной поддержки ветеранам войны и труда, жертвам политических репрессий, малоимущим и другим категориям граждан.

Управление социальной защиты населения состоит из следующих отделов:

отдел учёта и отчётности;

отдел по труду и социальным вопросам;

отдел организации работы с ветеранами, пожилыми гражданами и реабилитации инвалидов;

отдел социальной поддержки семьи и детей;

отдел технического обеспечения деятельности управления;

отдел назначения и выплаты социальных пособий, субсидий и компенсаций.

Систему информационного обеспечения нельзя рассматривать в застывшем виде, так как в этом случае не учитываются ни роль информационных потоков в деятельности учреждения, ни изменения самой системы под влиянием условий. В Управлении соцзащиты Администрации Гафурийского района была создана модель информационного обеспечения управления. В ходе подготовительного этапа было построено дерево целей и задач управления, а также установлены конечные результаты работы. Генеральная цель учреждения социального обслуживания - деятельность по удовлетворению потребностей граждан в социальных услугах.

Исходя из генеральной цели, а также нормативных документов, регламентирующих деятельность учреждений социального обслуживания, в качестве главных целей были предложены следующие:

  1. Выявление потребности в конкретных видах социальных услуг, анализ реальной и прогнозирование перспективной потребности в них.
  2. Оказание социально-экономической помощи.
  3. Оказание социально-медицинской помощи.
  4. Оказание социально-правовой помощи.
  5. Оказание психолого-педагогической помощи.
  6. Профилактика безнадзорности детей и подростков.
  7. Оказание помощи по проблемам планирования семьи.
  8. Оказание помощи детям с ограниченными возможностями.
  9. Проведение социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
  10. Кадровое обеспечение.
  11. Экономическое обеспечение.
  12. Материально-техническое обеспечение.
  13. Организация управления.

Каждая из основных целей была разбита на ряд более мелких, а те, в свою очередь, на подцели и т. д. Таким образом, можно видеть, что генеральной цели можно достигнуть при совокупности более мелких, конкретных подцелей. Информирование руководителей для обеспечения принятия эффективного решения также должно происходить по каждому конкретному направлению деятельности. Все потоки информации должны складываться в единую информационную систему, обеспечивающую достижение генеральной цели.

В качестве примера в табл. 2.1 приведено дерево целей и задач работы по оказанию социально-экономической помощи.


Таблица 2.1 Дерево целей и задач по оказанию социально-экономической помощи семье и детям

Цели первого уровня1 2Выявление и анализ причин, обусловливающих социальное неблагополучие. Повышение уровня жизни жителей районаЦели второго уровня1.1 1.2Участие в сборе, изучение обработанной информации. Прогнозирование развития ситуации на территории.2.1 2.2 2.3Организация сотрудничества с различными организациями и частными лицами по привлечению средств для оказания материальной и натуральной помощи нуждающимся. Оказание материальной (вещевой) помощи малообеспеченных семьям. Консультирование по вопросам самообеспечения семьи, улучшению своего материального положения и уровня обеспеченности. Содействие в организации семейного предпринимательства.Цели третьего уровня1.2.1 1.2.2 2.1.1 2.1.2 2.1.3 2.2.1 2.2.2Составление прогнозов динамики социального неблагополучия граждан. Выявление факторов, которые позволят обеспечить социально необходимый уровень жизни малообеспеченных семей. Содействие в трудоустройстве, получении или повышении квалификации. Создание БД по вакансиям. Консультации и содействие в получении льгот, пособий и других выплат. Создание БД малообеспеченных семей. Содействие в улучшении жилищных условий. Создание обменного пункта вещей.

Для разработки действенной организационной структуры учреждения недостаточно одних целей деятельности, нужно еще определить ее конечные результаты. Это и было сделано с учетом нормативных документов, а также разработанного дерева целей учреждения социального обслуживания. Для каждого подразделения, исходя из его целей, был выделен свой итог работы, по которому можно было судить об эффективности его деятельности. Ведь, только опираясь на достигнутые результаты, впоследствии можно выявить тенденции, эффективность управленческой деятельности, определить резервы для планирования на будущее.

Под анализом конечных результатов работы учреждения социального обслуживания понималось рассмотрение итогового состояния деятельности каждого подразделения в целом, а также практических действий по достижению этого итога. Проведение такого анализа предполагало разработку критериев, показателей оценки, на основе которых будет проводиться сравнение, оценка и будут делаться выводы, а также предполагало разработку форм и методов анализа. Оформление результатов целесообразнее проводить в виде таблиц, графиков, схем, диаграмм, поскольку именно эти формы позволяют наглядно представить проделанную работу, проанализировать ее, а не просто сделать краткий отчет. По итогам проблемного анализа результатов стало возможным выдвижение наиболее значимых для развития целей, уточнение их через конкретные задачи и мероприятия годового плана. Это позволило уйти от формализма в постановке задач, планировании и проведении контроля. Для нашего исследования наиболее важен следующий момент: выделение показателей итогового анализа работы учреждения социального обслуживания позволил определить направления сбора информации, действительно необходимой для достижения целей управления.

Формулировка системы целей и определение конечного результата работы учреждения социального обслуживания является исходным моментом проектирования системы информационного обеспечения, так как позволяет выделить основные направления сбора информации, но для определения направлений информационных потоков необходимо четко представить организационную структуру учреждения.

Система информационного обеспечения является внутренней основой по отношению к организационной структуре, так как при заданных информационных потоках организационная структура может меняться в незначительных пределах и в определенных направлениях.

Оптимальная организационная структура должна обеспечивать согласованность всех звеньев управляющей и управляемой подсистем, что достигается четким распределением должностных и функциональных обязанностей, эффективным использованием возможностей каждого со трудника, гармоничным соотношением вертикальных и горизонтальных связей.

Для построения модели информационного обеспечения была проделана следующая работа: собраны и проанализированы данные, отражающие существующую на практике систему информационного обеспечения; изучены и проанализированы элементы, являющиеся составными частями данной системы; установлены отношения и выявлены связи между этими элементами; изучены различия служебных функций разных сотрудников и подразделений; выявлена роль каждого структурного подразделения и каждого сотрудника в формировании информационных потоков.

В ходе подготовки к формированию модели информационного обеспечения была установлена возможность определения зависимости оптимальности управленческого решения от объема и достоверности информации и времени, затраченного на ее сбор и обработку; определены методы работы с информацией; установлена их зависимость от этапа работы с ней.

Было выявлено, что структура модели информационного обеспечения состоит из определенного комплекса элементов: направление сбора информации и требования к ней, методы ее сбора, обработки и хранения, направления информационных потоков, функциональных обязанностей структурных подразделений и отдельных сотрудников в формировании информационных потоков. В свою очередь, система информационного обеспечения управления состоит из следующего комплекса элементов: содержание информации, ее сбор, обработка и хранение. Все элементы системы имеют достаточно четкую взаимосвязь, которую определяет ведущий элемент системы - содержание информации, используемой в управлении. Именно содержание информации обусловливает связь остальных элементов: сбор - обработка - хранение.

Система информационного обеспечения (система сбора, обработки, хранения и использования комплекса сведений, характеризующих внутреннее состояние и внешние связи "Управление соцзащиты Администрации Гафурийского района РБ" в целях эффективного функционирования и развития) имеет следующее назначение:

обеспечение работников всех уровней информацией, необходимой для качественного выполнения ими своих обязанностей (определить направления собираемой информации, нужной для всех категорий работников и каналы ее передачи);

определение видов работ по информационному обеспечению, которые необходимо выполнять;

установление функций подразделений и отдельных сотрудников по выполнению всех видов работ с информацией;

определение периодичности сбора и формы хранения собранной информации.


Заключение


Уже давно стало очевидным, что эффективное управление возможно лишь на основе тщательного изучения всей информации, имеющей даже отдаленное отношение к управляемой системе. В свою очередь реализация управленческого решения требует грамотного информационного обеспечения, которое по своему содержанию, интенсивности, используемым технологиям и другим характеристикам меняется в зависимости от этапа его реализации.

Понятие "информация" в конце XX в. стало одним из самых употребляемых потому, что информация пронизывает все сферы человеческой деятельности, служит проводником всех знаний и мнений, универсальным инструментом общения, взаимопонимания и сотрудничества, нагнетания конфликтов и напряженности, утверждения стереотипов мышления и поведения.

В результате информационной революции информация становится важнейшим ресурсом не только управления, но и всей общественной жизни.

Социальная информация - это ориентирующее знание о состоянии социальной системы, процесс обеспечения познавательных потребностей общества на основе применения информационных технологий.

Существуют определенные законы и принципы современного сбора, хранения и анализа информации, которые необходимо знать. Например, очень важно понять, что информации не должно быть много, она не должна содержать неиспользуемых сведений, которые осложняют работу по принятию решения.

Информация должна формироваться на основе объективных данных, поступать в сроки, достаточные для принятия своевременного решения, и т. п. Незнание элементарных правил в этой области или их извращенное использование превращает информацию из большого блага общественного прогресса в такое же зло, которое может стать тормозом в принятии управленческого решения.

Таким образом, необходимость социального управления, прежде всего, обусловлена разделением труда и потребностью его кооперации. Поэтому управление является необходимым условия существования и развития общества.

В современном социуме, среди множества концептуальных моделей которого преобладает понимание его как "информационного общества", качество информационного обеспечения решений в существенной мере предопределяет их успех.

Все вышеизложенное в работе позволило сделать следующие выводы.

Особенность социального управления как самостоятельной отрасли социальной жизни состоит в том, что оно является сферой духовной жизни людей, во многом зависит от состояния общественного и индивидуального сознания. Поэтому степень управляемости общественными делами определяется такими регуляторами общественной жизни, как: культура, традиции, идеология, нормы морали, целостность мышления и т.п. Зависимость эта возрастает по мере повышения зрелости самого общества, развития социального прогресса.

Суть социального управления определяется как процесс воздействия на социальные процессы для достижения поставленных целей. Его целью является исследование деятельности органов управления как социальных систем, изучение и совершенствование социальных механизмов систематического, основанного на достоверном знании, воздействия субъекта управления на социальный объект. Задачами социального управления являются: изучение реальных фактов, обнаружение тенденций развития, объяснение нововведений, построение эффективных направлений, формирование научно-обоснованных рекомендаций управленческой деятельности. Функциями социального управления являются: целеполагание, разработка комплексных целевых программ и проектов, стратегическое целеполагание, ценностное воздействие, нормативное регулирование и моделирование в управлении общественными делами, информационное обеспечение социального управления. Все эти элементы позволяют эффективно управлять общественной жизнью.

Понятие "информация" в конце XX в. стало одним из самых употребляемых потому, что информация пронизывает все сферы человеческой деятельности, служит проводником всех знаний и мнений, универсальным инструментом общения, взаимопонимания и сотрудничества, нагнетания конфликтов и напряженности, утверждения стереотипов мышления и поведения. В результате информационной революции информация становится важнейшим ресурсом не только управления, но и всей общественной жизни. Социальная информация - это ориентирующее знание о состоянии социальной системы, процесс обеспечения познавательных потребностей общества на основе применения информационных технологий.

Достоверная информация необходима для всех этапов управления: от постановки задач до осуществления мер социального контроля, оценки эффективности принятых решений и их коррекции. Поэтому без необходимого информационного обеспечения нет эффективного социального управления.

Существуют определенные законы и принципы современного сбора, хранения и анализа информации, которые необходимо знать. Например, очень важно понять, что информации не должно быть много, она не должна содержать неиспользуемых сведений, которые осложняют работу по принятию решения. Информация должна формироваться на основе объективных данных, поступать в сроки, достаточные для принятия своевременного решения, и т.п. Незнание элементарных правил в этой области или их извращенное использование превращает информацию из большого блага общественного прогресса в такое же зло, которое может стать тормозом в принятии управленческого решения.

Результаты, полученные в ходе исследования информационного управления на примере "Управления соцзащиты Администрации Гафурийского района РБ", позволили выдвинуть следующие рекомендации, направленные на совершенствование, повышение эффективности информационного обеспечения управления учреждениями социального обслуживания населения:

сосредоточить все основные виды информационной деятельности в отделении первичного приема информации, анализа и прогнозирования;

на базе применяемых в настоящее время в учреждениях социального обслуживания локальных сетей - для бухгалтера, организации делопроизводства, кадровой службы, руководителя, психолога - необходимо создать интегрированную информационную систему на основе современной компьютерной техники, оснащенной автоматизированными средствами ввода и вывода данных, использования сетевых технологий, сокращения традиционного документооборота.


Список использованных источников и литературы


Акимова, Т.А. Теория организации / Т.А. Акимова. - М.: ЮНИТИ., 2013. - 240 с.

Алексеёнок, А.А. Социальное управление. Учебное пособие / А.А. Алексеёнок. - Орёл: Издательство ОРАГС, 2012. - 80 с.

Андреева, И.В. Организационное поведение / И.В. Андреева, В.А. Спивак. - М.: Дело, 2013. - 327 с.

Атаманчук, Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций / Г.В. Атаманчук. - М.: Омега-Л, 2011. - 638 с.

Вершигора, Е.Е. Менеджмент: Учебное пособие / Е.Е. Вершигора.- М.: Инфра-М, 2011.- 283 с.

Виханский, О.С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, про-цесс: Учебник / О.С. Виханский, А.Э. Наумов.- М.: Инфра-М, 2010.-320 с.

Горбухов, В.А. Основы социального управления: учебное пособие / В.А. Горбухов. - М.: ФОРУМ, 2011. - 224 с.

Дятченко, Л.Я. Социальные типологии в управлении общественными нормами / Л.Я. Дятченко. - М.: Маршрут, 2012.- 373 с.

Зборовский, Г.Е. Социология управления: Учебное пособие / Г.Е. Зборовский, Н.Б. Костина. - М.: Эксмо, 2012. - 426 с.

Иванов, В.С. Основы социального управления / В.С. Иванов. - М.: Академия, 2012. - 462 с.

Игнатов, В.Г. Становление государственного и муниципального управления / В.Г. Игнатов. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2013. - 396 с.

Медынский, В. Г. Теория управления: Учебник / В. Г. Медынский. - М.: Инфра-М, 2013. - 293 с.

Неретина, Е.А. Управление социальными процессами / Е.А. Неретина. - М.: Академия, 2011. - 320 с.

Слепенков, И.М. Основы теории социального управления / И.М. Слепенков, Ю.П. Аверин. - СПб.: Питер, 2013.- 411 с.

Социальный менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Иванова, В.И. Патрушева. М.: Высшая школа, 2010. - 189 с.

Теория управления: Учебник / Под общ. ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина. - М.: Изд-во РАГС, 2011. - 558 с.

Теория управления. Учебник / Под ред. Ю.В. Васильева.- М.: Финансы и статистика, 2012.- 608 с.

Управление социальными процессами в регионе / Под ред. Н.М. Горбукова. - М.: РАГС, 2011. - 362 с.

Фролов, С.С. Социология предприятий / С.С. Фролов.-М.: Академия Пресс, 2011.-524с.

Энциклопедия управленческих знаний. Основы современного социального управления: теория и методология. / Под ред. В.Н. Иванова. - М.: Таурус, 2012. - 522 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

УПРАВЛЕНИЕ КАК ВИД СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Управленческая деятельность, как результат общественного разделения труда

В обществе выделяют различные виды деятельности:

1) Производственная: объект - материальные предметы, предметы искусства, и т.д.

2) Социально-политическая: преобразование общественных и политических отношений. Объект - политические и социальные организации.

3) Духовная: т.е. воспроизводство идей научных деятелей.

Общие черты:

1. Субъект - тот кто осуществляет деятельность;

2. Объект - то на что направлена деятельность;

3. Образовательный характер;

4. Социальный характер;

5. Объективные законы и закономерности.

Управленческая деятельность существует в двух направлениях:

Как управление производством;

Так и управление государством.

Нельзя думать, что управление происходит по произволу. Можно выделить два типа факторов управления воздействия на общество или подсистемы:

Объективные факторы: социальная природа, условия, система закономерностей и т.д. Эти закономерности устанавливают пропорции в обществе, направленность, темпы движения общества. Процесс управления имеет место не только в обществе, но и в живой и неживой природе и научных системах.

2. Специф ика управленческой деятельности

Общие черты всех управленческих процессов:

1. Информационное взаимодействие: сохранение, передача, переработка;

2. Наличие двух осей - управляющая и управляемая подсистемы;

3. Обратная связь или ответная реакция, которая придает системе устойчивость;

4. Результат, т.е. сохранение системы, ее целостность, т.е. организация.

Для управлении в обществе используется термин - социальное управление. В широком смысле, управление при сопоставлении общества с природой. В узком - отношения между социальными объектами, территориями и т.д. управленческая деятельность общественное

Особенности специфики управления (СУ) заключаются в следующем:

1) Управление субъективное-информационный образ;

2) Это управление предполагает организацию деятельности людей по реализации управленческого объекта.

3) Управление в обществе это всегда воздействие одних субъектов на другие, с целью побуждения их к деятельности.

Управление - это сознательная деятельность людей по стабилизации социальных систем, сохранения их целостности, устойчивости, оптимизации функции с целью обеспечения удовлетворения потребностей.

Управленческая деятельность - вид социальной деятельности, присущий всем другим видам, т.к. все виды деятельности нуждаются в управлении. Структура управленческой деятельности:

Планирование: создание идеального образа;

Принятие решений: выбор способов действий;

Организация или координация: распределение полномочий;

Мотивация: стимулирование трудовой активности людей;

Воспитание: формирование ценностных ориентаций и способностей.

3. Уровни, субъект и объект управленческих отношений

Субъект СУ - носители реальной публичной власти, понимаемый как возможность, воздействия на массы людей. Субъект СУ - муниципальные органы, государственный органы и организации, общественные организации; индивиды, способные вырабатывать программную деятельность и реализовывать данную способность.

Объект СУ - люди, социальные системы, организации, находящиеся в экономической, правовой, политической зависимостях от субъектов управления. Объект имеет свои индивидуальные процессы, ценностные ориентации, стремится удовлетворению этих потребностей.

1) Государственное управление - главная функция это регламентация деятельности объектов управления, разработка норм, основополагающих направлений регулирования отношений в обществе. Управление осуществляется по следующим направлениям:

Внутренние экономические и социальные процессы;

Охрана правопорядка внутри государства;

Обеспечение безопасности;

Выработка основных принципов и направлений в социальной политике.

2) Муниципальное управление. Субъекты - организации, службы, контролирующие деятельность исполнителей.

3) Менеджмент связан с организацией производства, осуществление деятельности с целью получения прибыли.

4) Методами управления выступают способы приемов, по средствам которых управляющие обеспечивают требуемую деятельность управляемого. Выделяют общие методы:

Экономический метод, заключается заинтересовать рабочего в получении высокой прибыли.

Социальный метод, достижение целей, повышения качества жизни и т.д.

Психологический метод, регулировка отношений между людьми путем отношений подбора и расстановки кадров.

Организационно-административный метод, основанные на власти, которая осуществляется в следующих методах: прямое наказание, внедрение рекомендаций по совершенствованию организации, контроль и надзор за деятельностью.

Методы центрального воздействия на работника, форма приказа или задания.

4. Функции управления

1) планирование деятельности;

2) организационная - деятельность, благодаря которой, система приспосабливается к выполнению задач;

3) регулятивная - устранение отклонений от заданного режима;

4) функция мотивации - побуждение к деятельности;

5) учет - фиксирование состояний управления в конкретный период;

6) контроль.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Организационно-управленческая деятельность как социальное явление. Система социальной защиты населения в Беларуси. Модели социальных организаций в системе социального менеджмента. Принятие и реализация управленческих решений в системе социальной работы.

    реферат , добавлен 09.02.2011

    Структура и принципы управления. Содержание ее общих функций: целеполагания, планирование, организации, мотивации и координации. Условия рациональной организации управленческих процессов. Организационные структуры по оказанию социальной помощи населению.

    курсовая работа , добавлен 19.11.2014

    Социальная сфера как объект управления. Характеристика административного, организационно-структурного уровней управления социальной работы. Анализ деятельности государственных и региональных учреждений по обслуживанию социально незащищенного населения.

    курсовая работа , добавлен 08.12.2014

    Структура социального управления, его объект и субъект. Организационно-структурное значение управления социальной работой. Прогнозирование, планирование, целеполагание, организация, координация, стимулировании, мотивация, маркетинг в социальной работе.

    реферат , добавлен 11.01.2011

    Эволюция управленческих концепций. Инструменты и методы управления в социальной сфере. Рейтинги оценки деятельности образовательных учреждений. Управление в сфере здравоохранения. Формы и основные функции массовой культуры в современном обществе.

    лекция , добавлен 12.05.2015

    Сущность, роль и особенности внутренней структуры управленческих отношений. Социологический подход к управлению, его основные законы. Характеристика методологических, специфических, организационных и частных принципов управления социальными процессами.

    курсовая работа , добавлен 04.03.2010

    Определение социальной работы как научной дисциплины. Возникновение, становление и развитие социальной работы. История социального обслуживания населения в Российской Федерации. Основные теории и принципы социальной работы. Объект и субъект исследований.

    курсовая работа , добавлен 25.01.2010

    Общая характеристика системы социальной работы. Субъект, объект, функции и методы социальной работы. Основные направления и специфика проведения социальной работы с различными группами населения. Метод обеспечения социальной защищенности человека.

    курсовая работа , добавлен 11.01.2011

    Отличие творческой личности от капиталистической, ее недоверие обществу. Проблемы формирования креативного класса в общественной жизни России. Цели и факторы успешного протекания модернизационных процессов в социальной, культурной и политической сферах.

    доклад , добавлен 26.05.2012

    Понятие, структура и типология социальной организации. Образования институционального характера, которые выполняют определенную общественную функцию. Социальное управление как вид управления в обществе, уровни, функции и система социального управления.