Внеклассная работа по географии биологии химии. Агеева И.Д. Весёлая биология на уроках и праздниках - М.:ТЦ Сфера. «Дым без огня»

« Хочу все знать»

Ведущий 1 Здравствуйте, милые участники, болельщики и гости нашей сегодняшней игры. Наш конкурс посвящен удивительным и загадочным наукам - биологии, химии, а также истории и географии. Сейчас мы с вами окунемся в загадочный мир растений и животных, химических элементов, исторических и географических загадок. Думаю, что на этой игре никто из вас не будет скучать, а получит заряд бодрости и хорошего настроения. А знания, ум, сообразительность и активность будет оценивать жюри.

Итак, перед вами две команды – все они сообразительны и самое главное – хотят победить. А насколько им это удастся - мы сейчас посмотрим.

Ведущий 2

1 конкурс – Визитная карточка команд- 2 балла. Каждая команда представляет свое название и приветствие.

Просим жюри подвести итоги.

Ведущий 1

Конкурс 2 «Разминка для ума!» -1 балл

Вопросы первой команде

  1. Что древние греки называли «великой рекой, обтекающей всю Землю»? (океан)
  2. Какое животное длиннее всего «раскатало губу»? (слон)
  3. Что великий Леонардо да Винчи назвал соком жизни? (вода)
  4. Он «сиднем сидел» 33 года, а потом поднялся, прославился и даже был изображен на знаменитой картине В.М. Васнецова. Кто это? (Илья Муромец)

5). В древнегреческой мифологии он- один из богов старшего поколения. Такое же имя имеет химический элемент. Какой? (Титан)

6) У человека она четвертая и самая редкая. Что это? (Группа крови)

Ведущий 2- Вопросы второй команде

1) . Исследователь Ушаков назвал это природное явление «улыбкой Арктики» . Как называется это явление?(Северное сияние)

2) Петр 1 накануне решающей битвы сказал: «Господа … может быть, еще побьют нас, но у них мы научились побеждать». Кто дал русским такой урок? (Шведы)

3) В древности их было семь. До наших дней сохранилось только одно. Какое? (Египетские пирамиды - чудеса света)

4) Самое глубокое озеро в мире. (Байкал)

5) Итальянский путешественник Марко Поло писал: « В Китае жилье отапливают камнем, огонь от которого сильнее, чем от дров». Как называется это топливо? (Каменный уголь)

6) Кто из ученых и зачем мучил собачек? (Павлов, изучал рефлексы, регуляцию пищеварения)

Просим жюри подвести итоги за второй конкурс

Ведущий 1

3 конкурс -«Путешествие в историю» Командам представлены портреты известных людей (биологов, химиков, географов, исторических деятелей). Игроки должны узнать, кто из ученых изображен на портрете и кратко рассказать о нем.- 3 балла.-если просто назван ученый-1 балл, если рассказано о его вкладе в науку- 3 балла

1 команда.- Д,И. Менделеев, Н.И. Миклухо-Маклай.

2 команда – Чарльз Дарвин, Александр Невский

Пока команды думают, игра со зрителями

Игра со зрителями

1 Человек, обладающий большим запасом знаний. (Эрудит)

2. Кто из ученых любил сидеть осенью под яблоней? (Ньютон)

3. Как называется учебный час, посвященный одному предмету

(урок).

4.Как звали бога солнца в Древнем Египте? (Ра)

5.Как называют растение, которое знают и слепые? (Крапива)

6.Где жили викинги? (Скандинавия)

7.Какие кислоты входят в состав «царской водки»? (Азотная, соляная)

8. Как называется сушеный виноград. (Изюм)

9.Когда цветет папоротник? (Никогда)

10.Как называется муж утки? (Селезень)

Просим команды выступить и жюри подвести итоги за данный конкурс

Ведущий 2

4 конкурс «Парад знаний», каждый правильный ответ оценивается в 2 балла

Вопросы первой команде

1. Известно, что земные сутки длятся на экваторе 24 часа, а какова их продолжительность на Северном полюсе? (везде – одинакова, 24часа .)

2. Королек – самая маленькая птица в России. А какая самая большая в мире? (африканский страус)

3. По свидетельствам историков, князь Андрей Боголюбский был очень гордым и заносчивым человеком, ни перед кем не склонял головы. А какая была причина, по которой он на всех смотрел свысока? (неправильное срастание шейных позвонков из-за травмы, он не мог наклонять голову.)

4. В1739 году при императрице Анне Иоанновне состоялась грандиозная женитьба шута князя Голицына. Для этого был сооружен целый дворец. Из чего он был изготовлен (изо льда)

5. Однажды, проезжая горы Северной Каролины, Эрудит зашел в одно небольшое заведение. Когда Эрудит сделал заказ, у него поинтересовались, какую он предпочитает: c открытыми глазами, прищуренную или сонную ? Какое странное блюдо заказал эрудит (яичницу-глазунью)

6) Из-за плохого состояния гигиены в 1942 году в некоторых московских школах около 70% учеников не выдерживали ЕЕ в прямом смысле слова. Что не выдержали ученики? (проверку на вшивость)

Ведущий 1

Вопросы второй команде.

1) Когда он разливается, то вода становиться сначала зеленой, а затем красной, а земля, по которой он протекает, получила у местных жителей название «Черная». Каково современное название этой страны? (Египет)

2) Всего в нее входят 66 книг, 39 – в наиболее древнюю часть, а остальные – в новую. Как называется это многотомное произведение? (Библия)

3) Этот человек был гораздо более известен под своим прозвищем, нежели под настоящей фамилией. Мы же знаем его под двумя прозвищами. Он был дворянином, но многие люди ошибочно приписывают ему другой титул. Его боялись при жизни, а после смерти его имя появилось в легендах (граф Дракула)

4) Все живое, попадая в это озеро на Сицилии, погибает, поэтому ему дали соответствующие название. Какое? (Озеро смерти)

5) Один французский химик в 19 веке нашёл в своей крови распространённый в природе химический элемент. А в это время он был влюблён в одну хорошенькую девушку. Желая доказать ей силу своей любви, химик задался целью добыть из своей крови столько этого элемента, чтобы сделать из него кольцо и подарить своей любимой. Опыт его закончился плачевно - влюблённый умер от недостатка крови. А какой химический элемент в его крови стал причиной его смерти? (Железо)

6) Во время Первой мировой войны один из лётчиков был подбит вражескими самолётами и был вынужден сесть в поле гречихи. Там он не подвергался обстреливанию, но получил около 100 повреждений. Какие повреждения получил летчик? (Его покусали пчелы, пчелы опыляют гречиху)

Ведущий 2

5 конкурс «Долина загадок»

“Найди биологическую ошибку” и « отгадай загадку»-за каждый правильный ответ-1 балл

Вопросы первой команде - найти в стихотворении Афанасия Фета биологическую ошибку.

1 .“Ты прав. Одним воздушным очертаньем

Я так мала.

Весь бархат мой со всем живым миганьем –

лишь два крыла.

Не спрашивай: откуда появилась?

Куда спешу?

Здесь на цветок я легкий опустилась

и вот дышу…” (Два крыла; у бабочки – 2 пары крыльев, т.е 4 крыла)

2) Как зовут ее, кто знает?
Ветра нет, а лист дрожит,
Нечисть, скверну отгоняет,
Если кол ее забит.
(осина).

3) Какие химические элементы утверждают,

Что могут другие вещества рождать? (водород, кислород)

  1. В четырёх Бочках

Шесть Китов засолено .

(Земля: Океаны и Материки.)

Ведущий 1 –загадки второй команде - найди биологическую ошибку

  1. “У веретеницы шесть ног,

Под пнем она таится.

Лишь ночью выйдет на часок,

А днем всего боится”(Веретеница – безногая ящерица; ведет дневной образ жизни)

2. Бедный родственник алмаза?(графит)

3. И лист и почки – все врачует,

И сок – целебное сырье.

Шумит от ветра, если дует,

Краса России – ствол ее. (береза).

4. Без меня нет ни жизни, ни огня? (кислород)

Просим жюри подвести итоги за этот конкурс

Ведущий 2 Конкурс 6. « Пантомима».

Команды получают карточки с заданием, должны изобразить, что указано в задании

I команда

1) Изобразите реакцию, идущую с выделением газа.

2) Изобразите кенгуру

3) Изобразите рыцарский турнир

4) Изобразите дождь

II команда

  1. Изобразите реакцию, идущую с выпадением осадка;
  2. Изобразите оленя
  3. Изобразите Чарли Чаплина
  4. Изобразите гром и молнию

Пока команды думают,

Игра со зрителями

1. Он ловил хвостом рыбу в проруби. (волк)

2 Назовите овощи для закидывания плохих актеров? (Помидор)

3. Оно и насекомое, и единица измерения. (Моль)

4. Какое растение необходимо для проверки принцесс на чистоту королевской крови? (Горох.)

5. Этот элемент получил свое название от словосочетания «рождающий кислоту». Был получен элемент на Земле (. кислород.)

6. Какая водоплавающая птица написала «Вечера на хуторе близ Диканьки»? (Гоголь)

7. Чем снаружи покрыты зубы (эмалью)

8. Какие птицы спасли Рим? (гуси)

9. Какой материк омывается всеми океанами? (Евразия)

10. Наука, изучающая связь человека с природой (экология).

Просим команды выступить, а жюри - подвести итоги.

Ведущий 1

7 конкурс «Кот в мешке»

Каждой команде дается карточка с вопросом из “мешка”. Команда совместно думает над ответом, задание оценивается в 2 балла. Необходимо назвать вещество и его формулу.

1 команда

Это сложное вещество в старину называли властителем жизни и смерти. На пирах у киевского князя его ставили в золотой посуде лишь на стол, где сидели князь и его сподвижники. Оно служило мерилом богатства, могущества, стойкости, власти, считалось хранителем молодости и красоты. По поверьям, оно обладает способностью помогать человеку во всех его делах, спасать от бед и напастей. Начиная день, проглоти его кристаллик – жди удачи. Вошел в дом незнакомый человек – незаметно брось его щепотку в огонь: “спасет от дурного глаза”. Оно в воде рождается и в воде умирает. О каком веществе шла речь? (Соль)-хлорид натрия

2-я команда Это сложное вещество обладает уникальными физическими свойствами. При очень небольшой молекулярной массе оно имеет аномально высокую температуру кипения. При электролизе этого соединения образуются два газа в объемном соотношении 1: 2.Один из газов образован атомами самого распространенного элемента во Вселенной, а другой – атомами самого распространенного элемента на Земле. Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери отзывался о нем: “...Нельзя сказать, что ты необходима для жизни. Ты – сама жизнь”. (Вода.)

Пока команды думают- музыкальная пауза.

Просим команды ответить, а жюри подвести итоги за этот конкурс

Ведущий 2 Конкурс 8 « Разговоры-разговоры»

Каждая команда должна определить, как «разговаривают животные»

1 команда

Кошка-«мяукает»

Голубь -« токует»

Утка-«крякает»

Медведь –«ревёт»

Коза – «блеет»

Лягушка –«квакает»

2 команда

Гусь –«гогочет»

Воробей-«чирикает»

Слон-«трубит»

Кузнечик-«стрекочет»

Корова-«мычит»

Собака-«лает»

Пока команды думают - музыкальная пауза

Просим команды выступить, а жюри подвести итоги за этот конкурс

Ведущий 1 Просим жюри подвести итоги, объявить победителей и провести награждение. Спасибо всем за внимание!!!

Команда 1

Кошка- «мяукает»

Голубь - ?

Утка - ?

Медведь - ?

Коза – ?

Лягушка – ?

2 команда

Гусь –«гогочет»

Воробей- ?

Слон- ?

Кузнечик- ?

Корова- ?

План - конспект

в 7 классе

На тему: «Мир вокруг нас».

Сливка Анна Александровна

ИГРА «СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ»

Тема: «Мир вокруг нас»

(интегрированное внеклассное мероприятие по биологии и географии в 7 классе).

Цель:

1.повторить и углубить материал по предметам;

2.развитие логического мышления, памяти, познавательной активности;

3.воспитание навыков работы сообща, умения выслушивать мнения товарищей;

4.воспитание убежденности в необходимости охраны природы.

Оборудование: мешочек с жетонами; стол, стулья; задания для игроков.

Ход игры:

В игре принимают участие 2 команды по 10 человек (по одной команде от каждого класса). Жюри фиксирует правильные ответы и подсчитывает баллы. Игра состоит из следующих этапов:

1.Разминка;

2.Ребусы;

3.Что такое? Кто такой?;

4.Биологический код;

5.Словогрыз;

6.Заморочки из бочки;

7.Подведение итогов.

Прошу команды занять свои места за столами. Каждая команда за 2 минуты придумывает название команды и девиз.


А правильность ответов ребят нам поможет определить наше жюри, состоящее из:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выход и представление команд (экспромт).

1 конкурс «Разминка».

По очереди каждой команде будут зачитаны вопросы. Вопросы пронумерованы от 1 до 30. Команда называет номер вопроса – ведущий зачитывает сам вопрос. Если команда отвечает неправильно – вторая команда имеет право назвать ответ и получить балл. Каждый правильный ответ оценивается в один бал. Максимум за конкурс – 15 баллов.

1.Мореплаватель, открывший Америку? (Х.Колумб)

2.Какое животное самое большое на планете? (Синий кит)

5.Какой остров самый большой? (Гренландия)

6.Животные, которые питаются животными? (Хищники)

8.Самое упрямое домашнее животное? (Осел)

9.Кто из животных изображен на гербе Австралии? (Кенгуру и страус эму)

10.Одно из веществ, без которого не возможна жизнь на Земле? (Кислород)

11.Какой зверь бегает быстрее всех? (Гепард)

13.Какое животное изображено на монете Австралии? (Утконос)

14.У берегов какого материка расположен Большой барьерный риф? (Австралия)

15.Коренное население Америки? (Индейцы)

16.Назовите самую большую рыбу? (Гигантская или китовая акула)

17.Влажные экваториальные леса в Америке? (Сельвас)

18.Реки в океане? (Течения)

20.Назовите самый первый способ передвижения, который осваивает человек? (Ползание)

21.Путешественник, в честь которого названа одна из стран Южной Америки? (Х.Колумб)

22.Животное с большими ушами? (Слон)

23.Самое крупное из сегодня обитающих на Земле пресмыкающихся? (Крокодил)

24.Материк, расположенный во всех полушариях? (Африка)

25.Птица – обладатель самого большого в мире клюва? (Пеликан)

27.Океан, который пересекают все меридианы Земли? (Северный Ледовитый океан)

28.Какой минерал является своеобразным музеем насекомых и других животных третичного периода? (Янтарь)

29.Какой жук в Древнем Египте почитался как священное насекомое? (Скоробей)

30.Национальное дерево нашей страны? (Береза)

2 конкурс «Птичий ребус».

Каждая команда получает лист с четырьмя ребусами. В ребусах зашифрованы названия птиц, встречающихся в Тюменской области. На решение ребусов отводится 5 минут. За каждое правильно отгаданное слово команда получает 1 балл. Максимум за конкурс – 4 балла.

3 конкурс «Что такое? Кто такой?»

Каждая команда получает карточки, на которых написаны 5 слов. В течение 5 минут команды должны пояснить значение каждого слова. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Максимум за конкурс – 5 баллов.

Карточка 1 команде:

1.Кебраччо - …….(Дерево с очень твердой корой, произрастающее в зонах саванн и редколесий Южной Америки).

2.Крики - ……….(Временные пересыхающие русла рек).

3.Капибара - ……..(Водосвинка. Крупный грызун весом до 50 кг, обитающее во влажных экваториальных лесах Южной Америки).

4.Скрэб - ………(Заросли сухих кустарников, состоящие из низкорослых колючих акаций и эвкалиптов).

5.Пигмеи - …….(Народы экваториальных лесов Африки).

Карточки 2 команде:

1.Сейба - …….(Хлопчатниковое дерево, растущее во влажных экваториальных лесах Южной Америки и достигающее в высоту 80 метров).

2.Вади - …….(Сухие русла рек)

3.Кондор - ………(Хищная птица высокогорий, размах крыльев которой достигает 3 метров)

4.Сельвас - …….(Влажные экваториальные леса Южной Америки).

5.Кечуа - ………(Большое индейское племя Южной Америки).

4 конкурс « Биологический код»

Каждой команде выдается одинаковый список зашифрованных слов. Необходимо разгадать зашифрованные слова, а также объединить их одним общим СЛОВОМ. Время, отводимое на конкурс – 2 минуты. Максимум за конкурс – 3 балла.

Шифровки:

    33, 27,6,18, 10, 24,1 (ящерица)

    25, 6,18, 6, 17, 1, 23, 1 (черепаха)

    9, 14, 6, 33 (змея)

    12, 18, 16, 12, 16, 5, 10, 13 (крокодил)

Общее слово – пресмыкающиеся, или рептилии

5 конкурс «Словогрыз»

Командам дается одно общее слово, из которого необходимо составить несколько слов. На составление слов отводится 5 минут. После команды по очереди называют получившиеся слова. Конкурс длится до выявления команды, составившей наибольшее количество слов. Повторять слова нельзя. Команда победитель получает 3 балла. Вторая команда – 1 балл.

Слово для команд: РЕСУРСООБЕСПЕЧЕННОСТЬ.

6 конкурс «Заморочки из бочки»

Необходим мешочек с жетонами. Жетоны двух цветов: коричневые – вопросы из курса географии; зеленые – вопросы из курса биологии. Команды по очереди тянут жетон из мешочка. В соответствии с цветом жетона задается вопрос из курса биологии или географии. Если ответа нет – вторая команда имеет право его назвать. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

География:

1. Русский путешественник Н.Н. Миклухо – Маклай во время своих путешествий вел дневники. Вот одна из записей во время его пребывания на Новой Гвинее: «3 декабря. Вечером опять дождь, гром и молния…Теперь с 8-ми или 9-ти часов вечера дождь, который начался при заходе солнца, будет идти до 3-х или 4-х утра. В октябре еще было сносно, но в ноябре дождь шел чаще. В декабре он имеет, кажется, намерение идти каждый день. Дождь барабанит по крыше, протекает во многих местах, даже на стол и на кровать…».

В каком климатическом поясе жил ученый? (Субэкваториальный).

2. Тропические леса Амазонки! Кто-то метко заметил, что человек, попавший в них, дважды испытывает острую радость: в первый день, когда ослеплен сказочными богатствами Амазонки, он думает, что попал в рай, и в последний день, когда на грани безумства, он, наконец, удирает из этого зеленого ада…

Как вы объясните смысл этого эмоционального высказывания? (Так как климатические условия на широте экватора не меняются, то на всем протяжении лесов растительность не изменяется. Поэтому возникает мысль, что выхода их этих лесов не существует.)

3. Пожары в этих лесах – нечто страшное. Море огня охватывает лес, деревья мгновенно вспыхивают одно за другим, так как пропитаны эфирными маслами. Пожар распространяется с огромной скоростью. Убежать от него совершенно невозможно, даже уехать на машине трудно. Однако эти деревья очень огнестойки. От обгоревшего, казалось, мертвого ствола через некоторое время отрастает молодая поросль, и дерево продолжает жить.

О каком дереве идет речь? (Эвкалипт).

4. Почему реки Африки имеют целые каскады водопадов, а многие озера имеют очень большие глубины? (В результате движения отдельных участков Африканской платформы.)

5. «Будучи убежденным, в том, что мы были первыми из европейцев, посетившими Замбези в центре страны…Я решил воспользоваться свободой и дал английское название водопаду, сделав это только один раз», - писал путешественник.

Назовите водопад, где он находится? (вдп. Виктория. Африка).

6. Этого немецкого путешественника Южной Америки называют вторым Колумбом.

Почему и кто этот путешественник-исследователь? (А.Гумбольдт. именно начал описание материка, создал первую геологическую карту Южной Америки).

Биология:

1. Под соснами в лесу можно увидеть молодые елочки, а под елями сосенки никогда не увидишь.

Почему? (Ель – теневыносливое растение, сосна – светолюбивое. Крона ели очень низкая. Ель выделяет дубильные вещества).

2. Плодовитость трехиглой колюшки, по сравнению с другими рыбами, очень мала – от 65 до 550 икринок. Но численность этих рыб сохраняется примерно на одном уровне.

Почему? (У трехиглой колюшки очень развит уход за потомством, в отличие от других рыб. Поэтому численность отложенных яиц у нее невелика).

3. Однажды в холодный осенний день из Юго-Восточной Азии в адрес российского зооцентра прибыл живой груз – 24 удав. Принимающий животных специалист без опаски рассматривал каждое животное. Таможенники решили, что он их загипнотизировал, так как змеи вели себя очень спокойно.

Как вы объясните поведение удавов? (Температура тела рептилий непостоянна и сильно колеблется в зависимости от температуры окружающей среды. В теплую погоду они активны и малоподвижны в прохладную. Этим объясняется спокойное поведение удавов).

4. Некоторые морские птицы, например, фрегаты, имеет недоразвитую копчиковую железу. Они летают над океаном и никогда не удаляются от берега на большие расстояния. Сильный дождь, застигший фрегата вдали от берега, представляет для него смертельную опасность.

Почему? (Сильный дождь вызывает намокание перьев у фрегата, так как из-за недоразвитости копчиковой железы они не смазываются специальным жиром. Намокание крыльев ведет к резкому увеличению массы тела, что может привести к гибели. Рыбу они хватают слету, на воду практически не садятся).

5. Если верить древнему историку, то времена похода Александра Македонского в Индию офицеры его армии гораздо реже болели желудочно-кишечными заболеваниями, чем солдаты. Еда и питье у них были одинаковые, а вот посуда – разная.

Из какого металла была изготовлена посуда для офицеров? (Серебро)

6. Это хищное животное, обитатель амазонской сельвы, в длину достигает 2 метров, весит до 120 кг. Имеет сильное тело, сильные и стройные ноги. Отлично бегает и плавает, хорошо залезает на деревья, охотится на любых животных (от мышей до обезьян), на домашних животных нападает редко. Имеет 2 названия. Одно из них позаимствовала английская автомобильная фирма, другое – фирма по производству спортивной одежды и обуви в США.

Назовите это животное. (Ягуар, или пума).

Подсчет результатов. Подведение итогов игры.

Карточки для команд

2.25, 6,18, 6, 17, 1, 23, 1

3.9, 14, 6, 33

4.12, 18, 16, 12, 16, 5, 10, 13

Самоанализ

Интегрированного внеклассного мероприятия по биологии и географии

На тему: « Мир вокруг нас».

Форма проведения: игра «Счастливый случай».

Мероприятие проводилось между учениками 7 «А» и 7 «Б» класса, МОУ СОШ № 5 г. Ишима. На нем присутствовали: учитель географии Моджаро Н.И., студент – практикант Чупина А.А. Посвящено неделе естественно – научного цикла, которая проводилась в школе с 15.03.2010г. по 20.03.2010г.

Нами была поставлена цель: повторить и углубить знания учащихся по предметам; развивать логическое мышление, память, познавательную активность школьников; воспитать навыки работы сообща; усовершенствовать умение выслушивать мнение товарищей по команде. А главной целью было воспитать у учеников убежденность в необходимости охраны природы.

К проведению мероприятия была проделана большая поисковая работа. Детям помогали родители собирать материал для оформления класса. В результате была организована выставка газет на тему «Экологическое путешествие». Была оформлена классная комната, школьники принимали активное участие в создании интерьера.

Подготовка к игре сплотила учеников, так как они были заинтересованы в успехе общего дела.

Во время игры участники заняли активную позицию, ловко справлялись с логическими задачками, работали дружно, выслушивали мнения каждого, спорили, но приходили к общему результату.

На всех состязаниях, играх, где участники поделены на команды, присутствует дух соперничества. Наше мероприятие не исключение. Команды пытались показать все свои знания, полученные в процессе обучения.

Игра получилась интригующей, впереди оказывалась то одна, то вторая команда. После подведения итогов мероприятия, команды поблагодарили друг друга, и ушли с отличным настроением, говоря: «главное не победа, а участие».

Цели, поставленные нами, были достигнуты. Нам удалось сплотить коллектив, а главное, убедить учащихся в необходимости охраны природы.

КГУ «Средняя общеобразовательная комплекс школа-детсад Махамбет

Зеленовского районного отдела образования».

Утверждаю Согласовано Рассмотрено

Директор школы: зам.директора по ВР.: на заседании МО:

А. Ш. Утебалиев ____А. А. Фоменко ___Убишева Г.М.

«____»________2017г. «____»________2017г. «____»_______2017г.

Внеклассное мероприятие

по химии, биологии и

географии
для 5-11 классов
«Загадочный мир химии, биологии и географии».

подготовили

учителя химии, биологии и географии:

Мищенко Е.Ф.,

Убишева Г.М.,

Атаканова А. Г.,

Уразалина Р.Б.,

Тулегенова А.М.,

Лекерова Э.К.

СОШ Махамбет 2017 год.

Внеклассное мероприятие по химии, биологии и географии

« Загадочный мир химии, биологии и географии» (слайд № 1)

Мероприятие включает 8 конкурсов: 1 конкурс – «Корзина вопросов», 2 конкурс – «Подумай-ка», 3 конкурс – «Верите ли вы, что…», конкурс болельщиков,4 конкурс – «Черный ящик», 5 конкурс – «Загадки», 6 конкурс – «Угадай-ка», Конкурс 7-Конкурс капитанов,8 конкурс – «Гонки за лидером».

Между 3 и 4 конкурсами проводится конкурс болельщиков.

Образовательные задачи:

Развивающие задачи:

    развитие памяти, внимания;

    развитие образного мышления;

    развитие творческого воображения;

    развитие восприятия;

    повышение самооценки, снижение тревожности.

Воспитательные задачи:

    воспитание любви и уважения к изучаемым предметам;

    самореализация личности подростка в коллективе через внеклассную деятельность.

Цель данного мероприятия:

    расширить интеллектуальный кругозор учащихся;

    способствовать формированию умений логического мышления, навыков самостоятельности, умений самореализации.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедиа проектор, 4 конверта, пачка семочек,1 луковица,мыло,горсть конфет,4 грамоты,1 медаль «Эрудит»,4 коробки.

Ход мероприятия

Ведущий: "Добрый вечер, дорогие ребята, уважаемые учителя и гости нашего вечера!" .Мы рады приветствовать вас на предметном вечере биологии, химии, географии. Сегодня мы попытаемся вспомнить все знания и показать наши умения,а чтобы сделать это, вам потребуются знания из наук: биологии, географии, химии. Следить за происходящими событиями будет компетентное жюри. В состав жюри входят (идет представление жюри) .

У нас 4 команды.В каждой команде должен быть капитан. Сейчас нам капитаны команд представятся (команды говорят название и девиз.)

Итак, мы начинаем.

Конкурс 1. «Корзина вопросов» (слайд № 2)

Ведущий: Каждой команде предлагается для разминки по 3 вопроса из области химии, биологии, географии. На обдумывание отводится 10 секунд. Если команда не дает ответа, заработать может его команда соперница, давшая правильный ответ. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Вопросы 1 команде: (слайд № 3)

    Какое крупное озеро находится полностью на территории Казахстана? (оз. Балхаш)

    У кого длинней кишечник – у человека или у овцы? (у овцы)

    Как в химической формуле показывают число атомов в молекуле?(Индексом )

Вопросы 2 команде: (слайд № 4)

    Самая протяжённая река на Земле? (Нил. )

    Когда температура воробья выше – зимой или летом? (одинаковая)

    Какой металл вызывает “лихорадку”? (золото)

Вопросы 3 команде: (слайд № 5)

    Высочайшая горная вершина Земли? (Джомолунгма. )

    Какой элемент называют “элементом мысли”? (фосфор)

    В какой части огурца содержится больше всего нитратов? (в кожуре)

Вопросы 4 команде: (слайд № 6)

    3алив и новогодние огни имеют одно название? (Бенгальский залив. )

    Какое животное бросает свой хвост, убегая от врагов? (ящерица)

    Какой металл придает крови красный цвет? (железо)

Жюри оценивают первый конкурс и выставляют первые оценки.

Конкурс 2. «Подумай-ка» (слайд № 7)

Ведущий: Следующий второй конкурс называется: " Подумай-ка". В каждом конверте по 2 вопроса, подумайте и дайте полный ответ, на листе подпишите команду и ваш ответ. Отдайте жюри лист с ответом. За правильный и полный ответ команда получает по 5 баллов за один вопрос.

Конверт 1 команды:

1.Что произойдет, если на перья водоплавающих птиц попадет нефть или мазут?

Ответ: Перья и пух слипнутся, вода будет легко проникать к коже, птицы погибнут от охлаждения.

2.На латинском языке название этого насекомого «Сверчок – крот». Чего оно только не умеет: и землю копает, и бегает, и прыгает, и плавает, и летает, и даже поет. Кто это?

Ответ: Медведка.

Конверт 2 команды:

1. Кто раньше появляется весной – летучие мыши или летучие насекомые.

Ответ: Летучие мыши появляются после вылета насекомых, которыми они питаются.

2. Почему, испугавшись чего-нибудь лошадь, начинает фыркать?

Ответ : Она имеет очень острое обоняние и, отфыркиваясь прочищает свой нос, чтобы быстрее определить, что и с какой стороны ей угрожают.

Конверт 3 команды:

1.Как действуют инсулин и адреналин на содержание сахара а крови?

Ответ : Инсулин уменьшает, а адреналин увеличивает содержание сахара в крови.

2.Какие изменения в строении мышц происходят при тренировке?

Ответ : Увеличивается количество мышечных белков.

Конверт 4 команды:

1. Из донорской крови удаляют соли кальция путем добавления веществ, вызывающих выпадение этих солей в осадок. Зачем это делают?

Ответ: донорскую кровь переливают людям, которые в этом нуждаются. Ионы кальция принимают участие в процессе свертывания крови, поэтому их убирают для предотвращения свертывания.

2.С биологической точки зрения уборка опавших листьев осенью не рекомендуется – опавшие листья необходимы для нормального функционирования почв. Однако в промышленных городах уборку опавших листьев проводят регулярно. Почему?

Ответ: Потому что городские деревья аккумулируют тяжелые металлы из загрязненной почвы, а листовые пластинки, кроме того, из воздуха, поэтому опавшие листья городских парков не может считаться нормальным источником перегноя. Плодородие городских почв поддерживают искусственно, добавляя минеральные удобрения.

Конкурс 3. «Верите ли вы, что….» (слайд № 8)

Ведущий: Следующий конкурс называется "Верите ли вы, что…". На каждый вопрос нужно отвечать «да», или «нет».За правильный ответ 1 балл.

1команда-

1.Благодаря перьям, богатым фосфором, чёрный попугай обладает способностью светиться в темноте? (нет)

2.В 19 веке в Петербургской Академии наук обсуждалась возможность называть соляную кислоту водородом хлоровичем, воду – водородом кислородовичем? Ответ. Да.

3.У крокодилов жир зелёного цвета? (да)

    4.Эскимосы сушат мойву и едят её вместо хлеба? (да)

2команда-

1. Аргентина названа в честь серебра? Ответ. Да.

2. Платину называли «гнилое золото», «лягушачье золото», «серебришко»? Ответ. Да.

3. Эйфелева башня, «железная мадам», как ее часто называют в Париже, летом на 15 см выше, чем зимой. Ответ. Да.

4. Первый исторически известный паспорт был бронзовый? Ответ. Да.

3команда-

1. Обычно картофель в воде тонет, но при добавлении насыщенного раствора соли клубень всплывает? Ответ. Да, обычно картофель в воде тонет, но при добавлении насыщенного раствора соли, удельный вес которого выше удельного веса картофеля, клубень всплывает.

2. При растворении куска сахара-рафинада в стакане с чаем скорость растворения не изменится, если…накрыть стакан крышкой? Ответ. Да, не изменится.

3.В Африке выпускаются витаминизированные карандаши для детей, имеющих обыкновение грызть что попало? (Да)

4.Если пчела ужалит кого-либо, то она погибнет? (Да)

4команда-

1.В южных странах тараканы достигают размеров мыши (Да)

2. У некоторых птиц есть зубы (Нет)

3.Утром вы выше ростом, чем вечером? (Да)

4. Чихнуть с открытыми глазами невозможно. (Да).

Конкурс болельщиков. (слайд № 9)

Ведущий: А пока есть шанс проявить себя болельщикам. Правильно дав ответы на предложенные вопросы, самый активный болельщик может заработать медаль «Эрудит». Жюри выбирает самого активного болельщика. Набранные очки болельщики могут отдать своим командам. За каждый ответ 1 балл.

Вопросы для болельщиков:

    Это человек - великий русский ученый, впервые разработал способ получения цветных стекол. Вместе со своими учениками создал из них панораму " Полтавская битва". К его заслугам относится и открытие закона сохранения масс веществ. (М.В.Ломоносов)

    Всем известно, что молочные продукты полезны для здоровья, так как улучшают работу кишечника. Какой химический процесс лежит в основе получения кефира? (брожение)

    Какая "рыба" помогает вымыть химическую пробирку? (ерш)

    Из какого поделочного камня была изготовлена шкатулка в сказке русского писателя П.Бажова? (из малахита " Малахитовая шкатулка")

    Император Наполеон на банкете велел подать для почетных гостей приборы из очень дорогого серебристо- белого металла, а всем прочим - приборы из серебра и золота. Из чего были сделаны приборы почетных гостей? (алюминия)

    Почему в холодную погоду многие животные спят, свернувшись в клубочек? (уменьшается поверхность тела и тепла отдается меньше)

Жюри подводят итоги после конкурса болельщиков.

Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.

Конкурс 4. «черный ящик» (слайд № 10)

Ведущий: А пока жюри подводит итоги конкурса, мы переходим к конкурсу " Черный ящик".

На данном слайде расположены пять «черных ящиков». Команды получают одинаковое задание одновременно, и оценивается в этом случае быстрота выполнения задания и его правильность по 5 бальной системе.

1 ящик. Задание. Его родина Мексика. В 1874г. академик Севергин в книге «Царство произрастания» писал: «Сие растение почитается способным исцелять раны. Наибольшее употребление есть в пищу попугаям; можно получать из него масло, пережженные семена имеют запах кофея и производят наливку почти столь же приятную» Что же за лакомство лежит в ящике?(семечки)

2 ящик. Задание Талисман, который носили на груди средневековые рыцари. Ему приписывали чудесное свойство: якобы он способен предохранять воина от стрел и ударов мечей. Философы древности, разрезая этот загадочный объект поперек, объясняли своим ученикам строение вселенной, т.е. он был наглядным пособием при изучении астрономии. Во все времена и у всех народов ему приписывали лечебные свойства, а в средние века утверждали, что даже его запах предохраняет от заболевания. Что лежит в ящике?(луковица)

3 ящик. Красивыми в Древнем Египте считались жирные волосы, поэтому египтяне обильно смазывали их жиром. В дни похорон принято было посыпать голову пеплом. Однажды во время похорон пошел дождь, и в этот момент, как гласит предание, произошло событие, которое сыграло значительную роль в жизни человечества. Оно остается важным для нас и сейчас. Что же произошло?

Ответ: головы покрылись пеной – открытие мыла.

4 ящик. Что в древнем Египте делали из фиников, в древней Руси – из кленового сиропа, сахара, патоки, меда, а в Европе из засахаренных фруктов?(конфеты)

Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.

Конкурс 5. «Загадки» (слайд № 11)

Ведущий: А мы переходим к 5 конкурсу нашего вечера" Загадки". Вам предлагается по очереди отгадать загадки по биологии, химии и географии. За каждую угаданную загадку команда получает 1 балл , если команда не может ответить, то право заработать этот балл предоставляется следующим командам.

1. Бежать, бежать –
Не добежать,
Лететь, лететь –
Не долететь. (Горизонт. )

2.Не море, не земля,
Корабли не плавают,
А ходить нельзя. (Болото. )

3. Надо мною, над тобою
Пролетел мешок с водою,
Наскочил на дальний лес,
Вылился там и исчез. (Туча. )
4. Два брата родных:
Одного всякий видит,
Да не слышит,
Второго все слышат,
Да не видят. (Молния и гром. )

5.Я светоносный элемент.
Я спичку вам зажгу в момент.
Сожгут меня – и под водой
Оксид мой станет кислотой. (P)

6.У меня дурная слава:
Я – известная отрава.
Даже имя говорит,
Что я страшно ядовит. (As)

7.Я – металл серебристый и легкий,
И зовусь “самолетный металл”,
И покрыт я оксидною пленкой,
Чтоб меня кислород не достал. (Al)

8.Прославлен всеми письменами
Металл, испытанный огнем.
Манил к себе людей веками.
Алхимик жил с мечтой о нем. (Au)

9.Материи мельчайшая частица-

Меня не видит глаз,-так я мала,

Но из меня ведь состоят тела

Растений,человека,зверя,птицы!

Отгадай кто я? (Клетка)

10.И воду сосет,

И камень грызет,

А у самой вершинки-

Нежные пушинки. (Корень.)

11.В этот гладкий коробок

Бронзового цвета

Спрятан маленький дубок

Будущего лета. (Желудь.)

12.В шапке красной-

Враг опасный

Полюбуйся, погляди

Да сторонкой обойди. (Мухомор.)

Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.

Конкурс 6.«Угадай-ка» (слайд № 12)

Ведущий: Итак, мы подобрались к 7 конкурсу "Угадай-ка" .

На интерактивную доску выводятся портреты учёных.

По подсказкам определить, чей это портрет.

За каждую подсказку снижается 1 балл

1.Отправился через запад на восток

Совершил 4 плавания к берегам материка, открыл множество островов.

В 1492 г. устремился на всех парусах в Индию, но на пути встала Америка (Колумб)(Слайд №13)

2. Химией он увлекался с детства. Когда один из опытов привел к сильному взрыву, он был наказан: три дня подряд его ставили в угол. При этом на его шее красовалась черная доска с надписью «Великий химик».

Он был известен не только как незаурядный химик, но и как талантливый ботаник.

В 1861 году он создал теорию строения органических соединений, главные положения которой он изложил в докладе «О химическом строении вещества».(А. Бутлеров) (Слайд №14)

3. Незнание латыни не позволило ему поступить на медицинский факультет университета и он поступает в Петровскую сельскохозяйственную академию.

Этот ученый обосновал необходимость широкомасштабных исследований дикорастущей флоры для выявления ее генетического богатства.

Коллекция семян, собранных им, находится во Всероссийском институте растениеводства в Санкт-Петербурге, который носит имя ученого. (Н. Пржевальский) (Слайд №15)

4. известен как один из величайших путешественников, который провел в 5 экспедициях 11 лет своей жизни.

Положил начало изучению Центральной Азии.

Разгадал загадку оз. Лобнор

Описал предка современных лошадей. (Н. Пржевальский)(Слайд 15)

Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят окончательные итоги. Объявляется и награждается победитель.

Физминутка.

Хорошо, мы знаем друг друга уже много лет, но теперь еще больше узнаем друг друга. А теперь ответьте на следующие вопросы:

    Встаньте те, кто родился в марте (остальные аплодисменты)

    Подмигните нашему жюри тот, у кого карие глаза

    Погладьте себя по животу тот, кто позавтракал сегодня плотно

    Возьмите соседа за руку тот, кто родился зимой

    У кого есть кошка пусть скажет «Мяу»

    Кто любит собак, пусть хлопнет в ладоши

    Кто имеет интересное увлечение пусть скажет: «Это Я!»

Вот, мы и узнали много интересного друг о друге и надеюсь вы немного расслабились.

Конкурс 7. «Конкурс капитанов» (слайд № 16)

Ведущий: Наступает время одного из основных конкурсов вечера " Конкурса капитанов" Капитанам предстоит спеть один куплет песни, в которой встречается название географического объекта или биологическое животное,или цветок, или химический элемент. Каждой команде за песню дается 5 баллов.

Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.

Конкурс 8. «Гонка за лидером». (слайд № 17)
Ведущий: В течение одной минуты каждой команде необходимо правильно ответить на наибольшее число вопросов из различных областей знаний. Каждый правильный ответ – 1 балл.
Для первой команды
1. Спит ли пчела зимой? (Нет)
2. Наука, которая изучает вещества и их превращения. (Химия)
3. Они бывают слоистые, перистые, кучевые (Облака)

    Кого или что убивает капля никотина? (лошадь)
    5. Пресная или морская вода обладает большой электропроводностью (Морская)
    6. Движение льда в океане (Дрейф)
    7. Массовый сброс листьев у деревьев (Листопад)
    8. Какой газ в составе воздуха был открыт первым? (Кислород)
    9. Созвездие в форме ковша (Большая Медведица)
    10. Животное, у которого орган слуха на ногах (кузнечик)

Для второй команды
1. Древнегреческое название янтаря (Электрон)
2. Когда мы ближе к солнцу – зимой или летом (Зимой)
3Массовая доля какого газа в воздухе максимальна (Азота)
4. Река, дважды пересекающая экватор (Конго)
5. Модель Земли (Глобус)
6. Как называют число, показывающее количество атомов в молекуле (Индекс)
7. Зеленый пигмент растений (Хлорофилл)
8. Хобот – это нос или губа (Губа)
9. Переворачивают ли птицы яйца в гнезде (Да)
10. Какой неметалл горит в кислороде синим пламенем? (Сера)

Для третьей комнды
1. Что происходит с пчелой после того, как она ужалит (Погибает)
2. Прибор для определения направления ветра (Флюгер)
3. Какая птица насиживает яйца зимой (Клест)
4. Вещества, ускоряющие скорость химической реакции (Катализаторы)
5. Ученый, основоположник космонавтики (К. Э. Циолковский)
6. Птица, которую называют пернатой кошкой (Сова)
7. Вещества, замедляющие скорость химической реакции (Ингибиторы)
8. Газ, поддерживающий горение (Кислород)
9. Воздушная оболочка Земли (Атмосфера)
10. Основатель Московского университета (М.В. Ломоносов).

Для четвертой команды
1. Самый легкий газ (Водород).
2. Животные, спящие с открытыми глазами (Змеи, рыбы)
3. Прибор для ориентации на местности (Компас)
4. Почему весной запрещен промысел пушных зверей (наступает брачный период)
5. Водная оболочка Земли (Гидросфера)
6. Люди, наблюдающие за изменениями погоды. (Синоптики)
7. Процесс образования органических веществ из воды и углекислого газа на свету (Фотосинтез).
8. Какую воду иногда называют «живой» (Полученную при таянии льда)
9. Наука, изучающая растения (Ботаника).
10. Назовите аллотропную модификацию кислорода (Озон)

Ведущий: Итоги вечера подведены, победители определены, а, значит я могу сказать вам до свидания. До новых встреч, дорогие друзья. (Слайд № 18)

Интегрированное внеклассное мероприятие по биологии, химии, географии, истории.

Цель: выявление знаний учащихсяпо биологии,химии, истории и географии.

Задачи:

- проверить знания учащихся;

- повысить интерес к предметам естественного цикла;

- развивать навыки межличностного общения, инициативу, творческую активность.

Тип мероприятия: интегрированный интеллектуальный турнир по биологии, химии, истории и географии.

Методы: словесные, репродуктивные, интерактивные.

Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная.

Оборудование: трибуныдля игроков, презентация, 3 фломастера, чистые листы бумаги, съемное табло с двусторонними цветными карточками под номерами 1-28. Карточки с одной стороны белого цвета, с другой разной окраски (табло в конце разработки).

ХОД ТУРНИРА:

1. Организационный момент.

Учитель: подводя итоги недели естественных наук, мы решили провести интеллектуальный турнир под названием «Самый умный».

В этом турнире участвуют 9 учеников 8-10 классов. Игру будет оценивать строгое жюри. Победителем игры должен оказаться «самый умный» ученик недели, которого ждет ценный приз.

Итак, мы начинаем!

1 тур:

Ученики по - очереди открывают ячейки на табло и отвечают на вопросы. Каждый вопрос имеет свою категорию и стоимость. После того, как каждый ученик откроет по три ячейки, жюри подводит итоги первого тура. Три ученика, набравшие минимальное количество баллов, выбывают из игры. (Слайд №3)

Биология

География

Вопросы по биологии:

10 баллов: Наука о растениях? (ботаника).

20 баллов: Восстановление организмом утраченных частей тела? (регенерация).

30 баллов: Естественным фильтром организма млекопитающих являются… (почки).

40 баллов: Процесс исторического развития органического мира? (эволюция).

50 баллов: Мягкий, белый известняк, образовавшийся при скоплении раковинок фораминифер? (мел).

60 баллов: Какой отдел головного мозга отвечает за равновесие тела в пространстве? (мозжечок)

70 баллов: Носителем наследственной информации в организме являются? (хромосомы).

Вопросы по химии:

10 баллов: Вода в твердом состоянии? (лед)

20 баллов: Как называются реакции между основанием и кислотой? (нейтрализации).

30 баллов: Вертикальный столбик сходных по свойствам элементов в периодической системе? (группа)

40 баллов: Какие элементы носят названия небесных тел - планет и звезд? (Уран, Гелий, Плутоний, Нептуний).

50 баллов: Один служит на фабрике спичек,

Другой - друг собаки Баскервилей,

Третий - является грозой вампиров. О чем идет речь? (Аллотропные видоизменения фосфора).

60 баллов: Какое свойство активированного угля используют в быту, если его помещают в холодильник? (собирает запахи продуктов, хранящихся в холодильнике).

70 баллов: Какой тип реакции образования воды при горении водорода? (соединение).

Вопросы по истории :

10 баллов: Основатель Казахского ханства? (Жанибек и Керей)

20 баллов: Руководитель самого крупного восстания девятнадцатого века? (Кенесары)

30 баллов: Кто построил мавзолей Ахмеда Ясави? (Тимур)

40 баллов: Кто основал буддизм? (Гаутама)

50 баллов: При каком хане Европа узнала о Казахстане? (Касым-хан)

70 баллов: Чье имя носит Казахский государственный оркестр? (Курмангазы)

Вопросы по географии:

10 баллов: Что такое гидросфера? (водная оболочка Земли)

20 баллов: Точки пересечения оси вращения Земли с ее поверхностью, где сходятся все земные меридианы? (географические полюса)

30 баллов: Каким прибором измеряют высоту холма? (нивелиром)

40 баллов: Назовите страну, которую по праву можно считать страной гейзеров и вулканов? (Исландия)

50 баллов: Самая высокая вершина Мугоджарских гор? (Большой Бактыбай)

60 баллов: Третья в порядке удаленности от Солнца планета, на которой сочетание благоприятных условий обеспечило возможность появления жизни и развития органического мира? (Земля)

70 баллов: Из каких компонентов состоит внутреннее строение Земли? (Земная кора, мантия, большое и малое ядра).

Жюри подводит итоги 1 тура.

2 тур:

Учитель: Итак, у нас осталось 6 участников. Каждый участник получает по 4 вопроса, цена одного вопроса - 10 баллов. Баллы, полученные в этом туре, суммируются с баллами, которые участники получили в первом туре. Три игрока, набравшие меньше всех баллов, выбывают из игры.

Вопросы 1 участнику :

2. Какой тип реакции между двумя сложными веществами? (обмена)

4. Какую форму имеет Земля? (геоида)

Вопросы 2 участнику:

1. Пигмент растительных клеток, который принимает участие в фотосинтезе? (хлорофилл)

2. Жидкий металл? (ртуть)

4. Что такое атмосфера? (воздушная оболочка Земли)

Вопросы 3 участнику:

1. Сколько конечностей у паука? (8)

2. Какие элементы самые активные? (щелочные металлы)

3. Описать герб Казахстана.

4. Чем измеряют скорость ветра? (анимометром)

Вопросы 4 участнику:

1. Сколько органов дыхания у человека? (2)

2. Самый твердый металл? (хром)

3. Описать флаг Казахстана.

4. Море, образованное водорослями? (Саргассово)

Вопросы 5 участнику:

1. Яд, образующийся при курении? (никотин)

2. Вещество, изменяющее скорость химических реакций? (катализатор)

3. Кто написал слова: «Давайте дети учиться»? (Алтынсарин)

Вопросы 6 участнику:

1. Основная единица всего живого? (клетка)

2. Формула алмаза? (С)

3. Город, который оборонялся шесть месяцев против монголов? (Отрар)

4. Комплексная оболочка Земли, где соприкасаются, взаимопроникают и взаимодействуют все оболочки Земли? (географическая оболочка.)

Жюри подводит итоги второго тура. Три участника выбывают.

3 тур:

Учитель: Остается три игрока. В этом туре нужно быстро ответить на вопрос и написать его на бумаге. Кто вперед напишет ответ на вопрос - тот первый выбирает категорию в четвертом туре, кто вторым - выбирает второй, ну, а кто третий - третий.

Вопрос: Как называется биологически активное вещество, регулирующее различные процессы в организме? (гормон)

4 тур:

Участники выбирают категорию (предмет). (Отдельно на магнитной доске вывешивается цвет каждого предмета, а ученикам на трибуны тоже прикрепляется цветная бумага того цвета, предмет которой он выбрал).

На табло 28 ячеек. Каждый предмет имеет определенный цвет. Биология на табло обозначена зеленым цветом, химия - оранжевым, история - красным, география - синим. За 30 секунд участникам открывают табло и они должны запомнить расположение своих ячеек. После этого участники по - очереди называют ячейки и отвечают на вопросы. Если они открывают свою ячейку и правильно отвечают на вопрос, то получают два балла, если открывают ячейку соседей - 3 балла, а общие вопросы (оставшаяся категория) - 1 балл. Кто набирает в этом туре больше баллов - тот и выиграл.

Зеленые ячейки - 1, 6,8,16,20,24,28. Оранжевые ячейки - 4,9,11,14,18,22,26. Красные ячейки - 3,7.12,15,19,23,27. Синие ячейки - 2,5,10,1317,21,25.

Вопросы 4 тура:

1. Сколько хромосом в клетках мозга человека? (46)

2. Самая верхняя и самая твердая оболочка Земли, толщина которой колеблется от 5 до 80? (литосфера)

3. Когда возник Тюркский Каганат? (552год)

4. Раствор аммиака в воде? (нашатырный спирт)

5. Прибор, измеряющий и записывающий колебания земной коры при землетрясениях или искусственных взрывах? (сейсмограф)

6. Как называется процесс образования органических веществ из воды и углекислого газа под действием света? (фотосинтез)

7. Основатель ислама? (Мухаммед)

8. Многие виды диких животных обладают большой плодовитостью. Почему не происходит резкого увеличения численности этих видов? (саморегуляция)

9. Какая наука изучает соединения углерода? (органика)

10. Нулевой меридиан, получивший название по известной обсерватории в Лондоне, через которую он проходит? (Гринвичский)

11. Явление, при котором химический элемент образует несколько соединений? (аллотропия)

12. Кто инициатор присоединения Казахстана к России? (Абулхаир)

13. Самые древние и самые протяженные горы Европы, которые называются так же, как и полуостров, на котором они расположены? (Скандинавские)

14. Главный компонент любой зубной пасты? (СаСО3)

15. Когда основан Великий Шелковый путь? (второй век до н.э.)

16. К какому классу животных относятся черепахи и крокодилы? (пресмыкающиеся)

17. Самая большая низменность на Земле, занимающая свыше 5 млн. кв. км. Тропиков? (Амазонская)

18. Вещество, замедляющее химическую реакцию? (ингибитор)

19. В каком государстве ислам стал государственной религией? (г.Караханидов)

20. Период господства динозавров? (юрский)

21. Гипотеза дрейфа материков создана…? (Вегенером)

22. В названии, какого элемента спрятаны животные? (мышьяк)

23.В каком году приняты Государственные символы РК? (1992г.)

24. Ученый, который ввел в систематику бинарные названия видов? (К.Линней)

25. Каким прибором измеряют глубину океана? (эколотом)

26. Реакция, сопровождающаяся выделением тепла и света? (горение)

27. Первый Казахский ученый девятнадцатого века? (Ч.Валиханов)

Подведение итогов турнира: жюри подсчитывает баллы.

Награждение победителей .

Скачать Чтобы скачать материал или !

Внеклассное мероприятие по биологии, географии, химии "Самый умный"

Ушакова Галина Леонидовна, учитель химии

Цель: установить всеобщий характер законов природы, через закрепление знаний обучающихся по биологии, химии и географии.

Задачи:


Образовательные:

Расширить и углубить знания обучающихся по биологии, химии и географии;

Проверить степень усвоения обучающимися знаний по биологии, химии и географии.

Воспитательные:

Способствовать установлению уважительного отношения к соперникам;

Создать эмоциональные условия для самоутверждения личности;

Укрепить веру обучающихся в свои знания.

Развивающие:

Расширить кругозор обучающихся;

Активизировать мыслительную деятельность обучающихся;

Развивать умение обучающихся концентрировать своё внимание на основном.

Оборудование:

Компьютер с видеопроектором;

Выставка литературы.

ХОД ИГРЫ.


  1. Организационный момент.
- представление участников игры;

Представление жюри.

Предварительно проведен отборочный тур, на котором выбраны _______ участников игры.


  1. тур
Участникам предлагаются задания с несколькими правильными ответами, они показывают номер ответа. За каждый правильный ответ присуждается один балл.(задания проектируются на экране)
Вопросы для 1 тура

1. Какая наука изучает небесные тела?


  1. Биология

  2. Астрономия

  3. Экология

  4. Химия
2.Кто из перечисленных учёных создал учение о биосфере

  1. В.Н. Сукачёв

  2. В.И. Вернадский

  3. Н.А.Северцов
3. Древесина какой породы деревьев идет на изготовление бумаги и искусственного шелка.

  1. Берёза

  2. Лиственница

  3. Пихта

  4. Сосна

4.Клетки крови переносчики кислорода.


  1. Лейкоциты

  2. Эритроциты

  3. Фагоциты

  4. Тромбоциты

5. Какие птицы выводят птенцов зимой?


  1. куропатки

  2. глухари

  3. совы

  4. клесты
6. Самый большой океан

  1. Северный Ледовитый

  2. Атлантический

  3. Тихий

  4. Индийский

7. Всё, что нас окружает, тела живой и неживой природы, изделия – состоит из


  1. веществ

  2. молекул

  3. атомов

  4. минералов

8.Грибы подснежники?


  1. Сморчки

  2. Маслята

  3. Шампиньоны

  4. Опята

9.Самое высокое травянистое растение?


  1. Осока

  2. Ковыль

  3. Бамбук

  4. Камыш
10. Какая птица никогда в жизни не садится на землю?

  1. сойка

  2. стриж

  3. дрозд

  4. глухарь
11. Сколько живёт бабочка однодневка?

  1. 24 часа

  2. 1 час

  3. 12 часов

  4. 6 часов
12. Сколько лет может прожить щука? 13. К всеядным животным относятся:

    1. Лось

    2. Беркут

    3. Кабан

    4. Анаконда

14. Самый лёгкий газ


      1. Хлор

      2. Азот

      3. Водород

      4. Кислород
15. В какой природе обитает карликовая берёза

        1. Тундра

        2. Тайга

        3. Саванна

        4. Пустыня
По набранным баллам выбирается 5 победителей, которые переходят во второй тур.

КЛЕТКА


  1. Элементарная структурная единица всего живого? КЛЕТКА

  2. В каком органоиде растительной клетки происходит фотосинтез? ХЛОРОПЛАСТ

  3. Основные органоиды клетки? МЕМБРАНА, ЦИТОПЛАЗМА, ЯДРО

  4. Как называется кожица, защищающая внутренние содержание клетки? МЕМБРАНА

  5. Внутренняя среда клетки? ЦИТОПЛАЗМА

  6. Энергетическая станция клетки? МИТОХОНДРИЯ

  7. Органоиды, придающие цвет клетки? ПИГМЕНТЫ, ПЛАСТИДЫ

  8. Организм, который состоит из без ядерных клеток? БАКТЕРИЯ

  9. Какое вещество занимает 80% клетки? ВОДА

  10. Органоид выделение клетки? ВАКУОЛЬ

  11. Орган клетки, в котором хранится наследственная информация? ЯДРО

  12. Неклеточная форма жизни? ВИРУС

  13. Органоиды зелёного цвета, содержащие в клетках растений? ХЛОРОПЛАСТЫ

  14. Деление клетки пополам? МЕТОЗ

  15. При слиянии, каких клеток происходит оплодотворение? ЯЙЦЕКЛЕТКА, СПЕРМАТОЗОИД

  16. Фамилия английского учёного обнаружевшего полости, которые он назвал клетками? РОБЕРТ ГУК

  17. Как называются одноклеточные организмы? ПРОСТЕЙШИЕ

  18. Сеть канальцев, связывающая все клетки между собой? ЭНДОПЛАЗМАТИЧЕСКАЯ СЕТЬ

  19. Органоид, в котором накапливаются и хранятся вещества клетки? АППАРАТ ГОЛЬДЖИ

  20. Органоид, в котором синтезируется белок? РИБОСОМА
ЖИВОТНЫЕ

  1. Кто теряет свой хвост, убегая от врагов? ЯЩЕРИЦА

  2. Птицы не умеющие летать, но зато очень хорошо плавают? ПИНГВИНЫ

  3. Самая большая бабочка в мире? СОВКА АГРИППИНА. Размах крыльев до 30 см.

  4. Самый большой в мире жук? ДРОВОСЕК ТИТАН. Длина до 18 см.

  5. Зверёк, который при опасности «выстреливает» струёй с отвратительным запахом? ПОЛОСАТЫЙ СКУНС.

  6. Бамбуковый медведь? БОЛЬШАЯ ПАНДА

  7. Самое быстрое млекопитающее? Гепард. 110км\ч

  8. Самое медлительное животное? Ленивец. 2м\мин.

  9. Самое высокое животное? Жираф.6м

  10. Млекопитающее-долгожитель? Слон.70-80 лет

  11. Какое животное откладывает яйца? Утконос

  12. Кто при защите от врагов притворяется мертвым? Опоссум

  13. Какой зверек, живущий в воде, имеет хобот? Выхухоль

  14. Зачем тигру полоски, а жирафу – пятна? Для маскировки

  15. Животное – символ силы и смелости. Лев

  16. У какого животного 4 руки? У обезьян. Про них говорят: «Четверорукие»

  17. Самая крупная человекообразная обезьяна? Горилла. Рост более 2 м, вес – около 3 ц

  18. Животное семейства куньих, могущее убить даже взрослого оленя? Росомаха

  19. Самая крупная кошка в мире? Тигр

  20. Самый крупный в мире грызун? Капибара

  21. У какого животного самая длинная шерсть на земле? У овцебыка. 90 см

  22. Кого боятся даже львы? Гиену

  23. Единственное летающее млекопитающее на земле? летучая мышь

  24. Зверек – убийца змей? Мангуст

ГИДРОСФЕРА.


  1. Какая река дважды пересекает экватор? КОНГО

  2. Как называется море без берегов? САРГАСОВО

  3. Океан, не омывающий Антарктиду? СЕВЕРНЫЙ ЛЕДОВИТЫЙ

  4. Водная оболочка Земли? ГИДРОСФЕРА

  5. Самый маленький океан? СЕВЕРНЫЙ ЛЕДОАИТЫЙ

  6. Часть океана, впадающая в сушу? МОРЕ

  7. Какой материк омывает Южный океан? АНТАРКТИДА

  8. Обломок материкового или шельфового ледника, плавающий в океане? АЙСБЕРГ

  9. В какое озеро России впадает 336 рек, а вытекает одна? БАЙКАЛ

  10. Средство передвижения человека по воде с древнейших времён и до наших дней? ЛОДКА

  11. Как называется река в Африке, к которой стремился Доктор Айболит?

  12. Океан, расположенный целиком в южном полушарии? ИНДИЙСКИЙ

  13. Какая часть света омывается четырьмя океанами? АЗИЯ

  14. Левый приток Волги? КАМА

  15. Самая многоводная река на Земле? АМАЗОНКА

  16. Как называются периодически фонтанирующие горячие источники? ГЕЙЗЕР

  17. Волна, достигающая наибольшей высоты у берега и обладающая огромной разрушительной силой? ЦУНАМИ

  18. Река в России, по которой проходит условная граница между Европой и Азией? УРАЛ

  19. Самое глубокое пресноводное озеро на Земле? БАЙКАЛ

  20. Небольшой водный поток. РУЧЕЙ.

МЕТАЛЛЫ

1. Какой металл называют летающим? АЛЮМИНИЙ

2. назовите жидкий металл? РТУТЬ

3. Металл, который входит в состав поваренной соли? НАТРИЙ

4. Металл которым богат скелет человека? КАЛЬЦИЙ

5. самый лёгкий металл? ЛИТИЙ

6. Какой «сахар» не едят, так как он ядовит? «СВИНЦОВЫЙ САХАР»

7. Какой металл в десятки тысяч раз дороже золота? РАДИЙ

8. золото наши предки связывали с солнцем, серебро с луной, а железо? МАРС

9. какой металл самый пластичный? ЗОЛОТО

10. Самый тяжёлый металл. ОСМИЙ

11. Каким расплавленным металлом можно заморозить воду? РТУТЬ

12. Какое «серебро» портится на свету и применяется в фотографии? БРОМИСТОЕ СЕРЕБРО

13. Как называется болезнь олова при превращении металла в порошок? «ОЛОВЯННАЯ ЧУМА»

14. Суточная потребность человека в кальции. 0,7 – 1,1 г

15. Смесь металлов. СПЛАВ

16. Металлы, входящие в состав ядра Земли. ЖЕЛЕЗО И НИКЕЛЬ

17. Как назывались в старину разновидности корунда – сапфир и рубин? ЯХОНТЫ

18. Какая соль серебра используется в медицине? «ЛЯПИС» - дезинфицирующее и прижигающее действие.

19. Металл, используемый в приборе для измерения температуры воздуха. РТУТЬ

20. Металл, используемый для приготовления зеркал. СЕРЕБРО


АТМОСФЕРА

    1. Движение воздуха. ВЕТЕР

    2. Давление воздуха. 760 мм РТУТНОГО СТОЛБА

    3. Прибор для измерения температуры воздуха? ТЕРМОМЕТР

    4. Прибор для определения направления и силы ветра. ФЛЮГЕР.

    5. Нижний слой атмосферы. ТРОПОСФЕРА

    6. Прибор для измерения давления воздуха? БАРОМЕТР

    7. Капельки воды, осаждающие при конденсации на поверхности растений? РОСА

    8. Гигантский атмосферный вихрь. УРАГАН

    9. Многолетний режим погоды. КЛИМАТ

    10. Воздушная оболочка Земли. АТМОСФЕРА.

    11. Скопление в атмосфере на значительной высоте мельчайших капелек воды или кристалликов льда, выделившихся при охлаждении воздуха, насыщенного водяными парами. ОБЛАКО

    12. Смерч в США. ТОРНАДО

    13. Состояние нижнего слоя атмосферы. ПОГОДА

    14. Грохот во время грозы. ГРОМ

    15. Служба, которая следит за погодой. МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКАЯ

    16. Это вихрь, но не ураган. СМЕРЧ

    17. Воздух – это смесь газов или сложное вещество? СМЕСЬ ГАЗОВ.

    18. Толщина воздушной оболочки. 2000 КМ

    19. Азота в воздухе. 78 %

    20. Кислорода в воздухе. 21 %
Три участника набравшие большее количество баллов переходят в финальный третий тур.

ФИНАЛ


  1. Тур.
В финал выходят три игрока. Очередность определяется быстротой ответа на загадку.

За каждым игроком закреплен определенный цвет (красный, желтый, зеленый), обозначающий тему, выбранную участниками заранее. За ответ на вопрос по подготовленной теме присуждается 2 балла. Ячейка белого цвета – общая тема, за правильный ответ присуждается 1 балл. При выборе вопроса соперника, участник получает 3 балла за правильный ответ.

В начале 3 тура участникам демонстрируется поле с номерами вопросов. Каждая ячейка с номером вопроса имеет свой цвет, соответствующий определенной теме. Участники в течение 1 минуты запоминают расположение ячеек, затем цвет убирается, остаются только номера вопросов.

ВАЛЯ: (ПЛАНЕТЫ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ)

На какой планете есть жизнь? ЗЕМЛЯ

Какая планета имеет кольца? САТУРН

Какая планета названа в честь богини любви и красоты? ВЕНЕРА

Спутник Земли? ЛУНА

Самая большая планета. ЮПИТЕР
ДАМИР: (КЛЕТКА)

Половые клетки. СПЕРМАТОЗОИД, ЯЙЦЕКЛЕТКА

Три главные части клетки. ЯДРО, ЦИТОПЛАЗМА, НАРУЖНАЯ МЕМБРАНА

Органоиды зелёного цвета. ХЛОРОПЛАСТЫ

Кто открыл клетку? РОБЕРТ ГУК

Крупный пузырёк, заполненный клеточным соком. ВАКУОЛЬ


ДАША: (ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ)

Самое богатое видами природное сообщество. ВЛАЖНЫЙ ЭКВАТОРИАЛЬНЫЙ ЛЕС

Какие деревья составляют основу тайги? ХВОЙНЫЕ

От чего зависит распространение природных зон на Земле? КЛИМАТ

Природная зона – природное сообщество которой составляют лишайники, мхи и карликовые деревья, белая сова. ТУНДРА

Известный хищник африканской саванны. ЛЕВ


АРСТАН: (ЖИЗНЬ НА МАТЕРИКАХ)

На этом материке находится наша страна и выращивают рис. ЕВРАЗИЯ

На каком материке живут пингвины? АНТАРКТИДА

Кем является жираф для обитающих по соседству с ним животных? СТОРОЖ

Где кенгуру носят своих детёнышей? В СУМКЕ

Необыкновенное растение мира, на листе которого может сидеть ребёнок. ВИКТОРИЯ РЕГИЯ


АЙЖАНА: (ЖИВОЕ И НЕЖИВОЕ)

Мельчайшая часть живых организмов. КЛЕТКА

Способность живых организмов реагировать на изменения в окружающей среде? РАЗДРАЖИМОСТЬ

Назовите два важных противоположных процесса обмена веществ. ПИТАНИЕ И ВЫДЕЛЕНИЕ

Как называются организмы, состоящие из одной клетки? ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ

Воспроизведение себе подобных. РАЗМНОЖЕНИЕ


НАСТЯ: (ТКАНИ РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ)

Как соединены между собой клетки? МЕЖКЛЕТОЧНОЕ ВЕЩЕСТВО

Какая ткань защищает растительный организм от неблагоприятных воздействий? ПОКРОВНАЯ

Свойства нервной ткани. ВОЗБУДИМОСТЬ И ПРОВОДИМОСТЬ

Какая ткань бывает двух видов, гладкая и поперечнополосатая? МЫШЕЧНАЯ

За счёт какой ткани растения накапливают питательные вещества? ОСНОВНАЯ


НАСТЯ ГАННОЧКА: (ДЫХАНИЕ)

Какой вид дыхания характерен для одноклеточных животных? КЛЕТОЧНЫЙ

Где живут животные, имеющие органы дыхание – жабры? ВОДА

Орган дыхания колорадского жука? ТРАХЕИ

У какого животного кроме лёгочного дыхания существует кожное дыхание? ЛЯГУШКА

Орган дыхания наземных позвоночных. ЛЁГКИЕ


НАТАША: (РАСТЕНИЯ ХИЩНИКИ)

Растение, которое ловит насекомых с помощью клейких волосков, покрывающих листья. РОСЯНКА

Основной способ питание растений хищников. ФОТОСИНТЕЗ

Растение, которое может захватить лягушонка. ВЕНЕРИНА МУХОЛОВКА

Каким органом захватывает насекомых растение – непентес? ЛОВЧИЕ ЛИСТЬЯ

Ловчий аппарат пузырчатки. МЕШОЧКИ (видоизмененные доли листьев)


ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

Что видно, когда ничего не видно? ТУМАН


- Не снег и не лёд,

А серебром деревья украшает ИНЕЙ


- Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий.

В тучах прячется, во мгле,

Только ноги на Земле. ДОЖДЬ


- На дворе переполох –

С неба сыплется горох.

Съела шесть горошин Нина –

У неё теперь ангина. ГРАД


- Без крыльев летят,

Без ног бегут,

Без паруса плывут. ОБЛАКА

МОУ «Основная общеобразовательная школа с.Степное»

ПЛАН – КОНСПЕКТ МЕРОПРИЯТИЯ

Подготовила и провела:

учитель химии