Псевдо-HDR с помощью Nik HDR Efex Pro. Семь правил съемки с прицелом на HDR

В качестве примера сложных условий съемки можно привести контр-ажурное освещение или большую разницу между светом и тенью, а также другие ситуации, когда система замера экспозиции Вашей камеры будет в замешательстве и выдаст совершенно неправильные результаты.

Сегодня мы собираемся изучить эту систему, и выяснить, как он может помочь вам с вашей фотографией!

Режимы замера экспозиции построены так, чтобы дать правильные результаты в обычных ситуациях. Но когда Вы сталкиваетесь с чрезвычайной ситуацией, система замера легко обманывается и предполагает, что кадр светлее или темнее, чем есть на самом деле. Это как раз те случаи, когда зонная теория поможет сэкономить массу времени и получить не только правильную, но интересную экспозицию.

Хотя расчеты зонной системы изначально основывались на черно-белой плоской пленке, она подходит и для роликовой черно-белой и цветной, негативной и обратимой пленки, и даже для цифровой фотографии.

Преимущества использования зонной системы

  • Правильная экспозиция даже в самых сложных условиях освещения и сюжета;
  • Точная оценка тона и динамического диапазона кадра еще до съемки;
  • Знание, в каких случаях необходимо использовать нейтральные градиентные фильтры;
  • Определение ситуаций, когда требуется использование заполняющей вспышки для получения правильной экспозиции.

Средний серый цвет

Система замера камеры разработана с целью определить правильные показания при обычных обстоятельствах. Это означает, что камера будет «смотреть» на сюжет и попробует определить его средний коэффициент отражения (18%), который является серым цветом (средний цвет между чистым белым и чистым черным). Когда сюжет содержит слишком много чего-то яркого, камера все равно пытается представить его как средний, затемняет его, и получаются недоэкспонированные фотографии. Так же и когда в сюжете слишком много темного, камера высветляет его, и получаются переэкспонированные фотографии.

Мы, человеческие существа, видим скорее цвет, чем черный и белый; существуют цвета, которые расцениваются нами как средние. Это означает, что они отражают среднее количество света, примерно столько же, сколько и серый цвет. Знание о средних тонах имеет основополагающее значение для внедрения зонной системы.

Основные понятия зонной системы

Зонная теория делит кадр на 10 зон по тоновой шкале (хотя существуют вариации в 9 и 11 зонах). Каждый тональный диапазон считается зоной. Каждая зона отличается от предыдущей на 1 ступень, так же как и от последующей. Поэтому каждая зона отличается одной ступенью. Зоны обозначаются римскими цифрами, средний тон (коэффициент 18%) является зоной V, то есть 5.

Как фотографы цифрового века, нас интересуют зоны с III по VII (зоны с 3 по 7). Самая темная часть кадра будет зоной III, а самая светлая станет зоной VII. Все, что окажется темнее зоны III, будет распознаваться как чистый черный без детализации в нем (недоэкспонирование), а все, что светлее зоны VII, распознается как чистый белый без детализации (переэкспонирование).

Если Вы наведете свою камеру на средний коэффициент отражения и получите правильные показания системы измерения (0 на экспозамере), область эта будет распознана как средняя.

Если вы откроете апертуру шире или скорость затвора замедлите на 1 пункт, эта область станет переэкспонированной на 1 ступень.

Если Вы сделаете апертуру уже и увеличите скорость затвора на 1 пункт, эта область станет недоэкспонированной на 1 ступень.

Мы пришли к выводу, что средний тон считается зоной V. Если передержать его, он перейдет в зону VI (зону 6) и будет расцениваться ярче, чем есть на самом деле. Если его недоэкспонировать, он перейдет в зону IV (зону 4), и будет расцениваться темнее, чем на самом деле.

Разные цветовые тона в разных зонах

Как видно из скриншота выше, средние цвета будут отображаться правильно при помещении их в среднюю зону V. Правильное отображение подразумевает, что они появятся на фотографии такими же, какими выглядят в реальности, без пере- или недодержки. Эта группа включает в себя цвета зеленой травы или листвы, красных цветков, чистого голубого неба, 18% серый цвет и ему подобные.

Цветовые оттенки, которые немного светлее по тону, чем средние, следует помещать в зону VI. Эти цвета похожи на пастельные или обесцвеченные средние. Сюда входят: чистый желтый, ярко-розовый оттенок красного, нежно-голубой, нежно-розовый и подобные им.

Цветовые оттенки еще ярче нужно определять в зону VII: это цвет белого снега и белых облаков, тумана, дыма, дымки и светлого песка.

Оттенки слегка темнее средних относятся к зоне IV. Это цвет стволов деревьев, темно-голубого неба и им подобные.

Оттенки темнее зоны IV обычно относятся к зоне III. Как пример можно привести черную обувь, черных щенят, глубокие тени, уголь и так далее.

В цифровой фотографии правильная экспозиция (выражаясь техническим языком) среднего по тону кадра представляет собой экспозицию по средним тонам без ярких светов. Я обращаю внимание на яркие света потому, что ориентировка экспозиции на них более проблематична, чем ориентировка на тени.

Поэтому если динамический диапазон выбранного сюжета не может быть отображен в одной фотографии, Вам как фотографу остается пожертвовать либо светами, либо тенями в фотографии. До тех пор, пока участок света не слишком мал, чтобы иметь какое-то значение, Вы всегда должны защищать света! Темные света всегда дают ощущение, что фотографии чего-то не хватает, в то время как тени без деталей делают иногда даже намеренно, чтобы достичь определенного эффекта.

Поэтому, чтобы верно экспонировать средний по тону кадр, направляйте камеру на средние тона или цвета. Подкорректируйте настройки камеры, пока экспонометр не покажет отметку 0 для этого тона, проверьте, чтобы не было переэкспонирования и делайте фотографию.

Ниже приведены фотографии и их цветовые интерпретации под ними. Она даст подсказку, как оценивать разные цвета и помещать их в соответствующую зону.

На фотографии выше желтый принадлежит зоне VI. Желтый цвет обычно всегда помещают в зону VI, так как его отражательная способность выше на +1 ступень, чем у средних тонов и цветов. Ярко-оранжевый также можно считать как +1, даже как +1/2. Насыщенный оранжевый относится к средним цветам и помещается в зону V. Красный также почти всегда относится к зоне V, если только он не слишком темный или не слишком яркий. Здесь мы относим красный к зоне IV, так как он как раз темнее среднего. Пол очень яркий, и его мы отнесем к зоне VII.

На этой фотографии цвет неба посередине тоже принадлежит зоне V. Ближе к горизонту небо становится светлее, поэтому относится к зоне VI. На самом верху небо темнее на -1 ступень, чем средний, поэтому его цвет принадлежит зоне VI.

Относительно травы и листвы, растительность обычно всегда имеет средний оттенок, только если она не слишком яркая и не слишком темная.

На этой фотографии растительность как раз средняя по тону, поэтому относится к зоне V. Деревья на заднем плане темнее среднего, поэтому это зона IV. Облака белые, но все-таки с сохранившимися деталями, поэтому относятся к зоне VII. Дорога на -1 ступень темнее среднего (даже на -1 ?) , поэтому это зона IV (или середина между зонами IV и III).

На этой фотографии с маяком цвет моря относится к среднему, поэтому мы помещаем его в зону V. Чем ближе к горизонту, тем море становится темнее, достигает ступени -1, и его цвет принадлежит зоне VI.

Небо имеет средний по тону оттенок наверху и ближе к правой части фотографии - зона V. Чем ближе к горизонту, тем оно становится светлее и достигает -1 ступени, чем средний оттенок, эта область относится к зоне IV (может быть, Вы сочтете этот цвет как -1/2 или -2/3).

Еще ниже небо становится светлее и попадает в зону VI или даже зону VII около правого края фотографии.

Пристань по тону очень темная, поэтому мы отнесем ее к зоне III.

Эту фотографию я выбрал, так как хотел показать, что растительность бывает очень разных тонов и нужно учиться определять разные тона зеленого в различные зоны. Для начала скажу, что зеленый ближе к левому краю изображения относится к средним тонам и к зоне V соответственно.

По краям дороги и ближе к левому краю зеленый становится ярче и останавливается примерно на ступени +1, поэтому здесь - зона VI.

Деревья на другой стороне дороги темнее на -1 ступень, мы относим их к зоне IV. Растительность на заднем плане темнее на +2 ступени, поэтому их мы определим в зону III.

Песок на этой фотографии очень яркий, но все же он сохраняет детали и текстуру, он на +2 ступени светлее среднего тона и относится к зоне VII. Белые части шкуры собаки также можно определить в эту зону. Темные участки шкуры относятся к зоне III.

Обратите внимание: левый глаз собаки становится немного переэкспонированным, так как мы не можем ради деталей на таком маленьком участке пожертвовать правильными белыми. Самый светлый и самый темный участки этой фотографии задают динамический диапазон выше, чем у обычно цифровой камеры, поэтому у Вас не получится сохранить детали и в самом светлом тоне, и в самом темном одновременно.

Как уже было упомянуто выше, потеря деталей в тенях более терпима, чем затемнение на световых участках.

Облака на фотографии довольно светлые, но имеют детали, поэтому относятся к зоне VII. Цвет неба здесь светлее среднего тона на +1 ступень - зона VI.

Портретная фотография и система зонирования

Фотографы-пейзажисты познакомились с системой разделения природных цветов, таких как цвет гор, деревьев, неба, моря и т.п. на отдельные зоны. Фотографы-портретисты должны сейчас познакомиться с таким разделением для цвета кожи, волос, глаз человека.

Большинство людей по этим цветам можно определить между зонами IV и VI, за исключением тех случаев, когда тон кожи особенно светлый или темный.

Цвет одежды также имеет важное значение, но все-таки не такое, как тон кожи, особенно если на портрете присутствует лишь небольшой кусочек одежды портретируемого.

Давайте поговорим о том, как разделять разные тона кожи на различные зоны.

У малыша на фотографии выше тон кожи очень светлый, примерно на +1 1/2 ступень выше среднего. Поэтому он находится между зонами VI и VII. Его одежда тоже очень яркая, но при этом сохраняет детали, поэтому здесь ничего слишком яркого нет.

Может быть, детали в глубине его рта смазались, но это нормально: мы, во-первых, не хотим потерять детали в светах, а во-вторых, как я уже говорил, если динамический диапазон невозможно охватить одной фотографией, то потеря деталей в тенях не так заметна.

На этой фотографии тон кожи девушки темнее, чем у малыша. В основном она на +1/2 ступень ярче, чем средний тон. Блики на ее глазах и белые зубы смотрятся хорошо. Нет даже никакой потери детализации в темных участках: в волосах, одежде или ее аксессуарах, и это отлично.

У индейца на фотографии выше тон кожи относится к среднему, к зоне V. Небольшая потеря деталей происходит в темных участках его волос и меха на головном уборе, но так как детали на свету не потерялись, все остается правильным.

Нищая старая женщина с ее тоном кожи на -1 1/2 ступень темнее, чем средний тон, поэтому он находится между зонами IV и III. Понять, что тон ее кожи относится не к зоне III, поможет сравнение его с черными волосами: очень ясно видно, что кожа все-таки светлее.

На фотографии есть маленькая область света, которая получилась слишком яркой, но это нормально. Если бы этот участок света был больше, пришлось бы переделывать фотографию, чтобы сохранить больше деталей.

Оцениваем сюжеты с высоким динамическим диапазоном

В сюжетах, где разница между темными и светлыми участками очень высока, динамический диапазон высок, поэтому невозможно сохранить все контрастные детали изображения в одной фотографии. Если только вы не собираетесь делать несколько фотографий для последующего наложения их друг на друга в процессе обработки, или не собираетесь применять градиентный нейтральный фильтр (который не во всех ситуациях пригоден), вы должны будете сделать выбор, оставить ли тени с пропавшими деталями или погасить света?

В большинстве случаев нужно защищать света, а остальное пусть будет так, как получится. Если только участок света слишком мал, чтобы испортить фотографию, он не имеет решающего значения; если попытка сохранить свет разрушит детали в тенях и этим убьет весь смысл работы, нужно отойти от общего правила приоритета светов.

Глядя на фотографию выше, Вы сможете сказать, что одним из ярких участков света или темных участков теней необходимо пожертвовать. Так как мы не можем обойтись без яркого белого тумана, закрывающего верхнюю половину сюжета, так как потеряется все настроение, замер экспозиции будет очень простым. Яркий туман относится к зоне VII, поэтому измените настройки фотоаппарата и делайте снимок. Все остальное встанет на свои места. Потеря детализации в тенях не имеет значения: настроение фотографии задают туман, вода и плывущая лодка.

В этом примере мы видим, что свет из окна слишком яркий, чтобы сохранилась детализация и снаружи помещения, и внутри. Вместо этого фотограф решил творчески использовать эту ситуацию и показать прогуливающихся людей как темные силуэты, сохраняя при этом красивое настроение города за окнами; фотография благодаря этому получилось очень интересной.

Экспозамер для этой фотографии должен проводиться так: наведите камеру на яркую часть неба в самом верху, установите для него зону VII и снимайте.

Для этой солнечной фотографии нет никакого способа сохранить все очень яркие области, и неважно, насколько скорость затвора велика. У Вас останется только большая темная область внизу и маленькая яркая точка солнца. По этой причине немного погасить солнечный свет ради сохранения остальных деталей фотографии, таких как голубое небо, красные маки, зеленая трава.

Альтернативой в этом случае может быть изменение композиции таким образом, чтобы солнце не входило в кадр, но этот шаг отнял бы все очарование фотографии, поэтому не беспокойтесь о слегка потемневшем солнце.

Заключение

Есть люди, готовые поспорить с утверждением, что зонная система подходит и для цифровой фотографии, но они ошибаются. Да, она применяется не совсем так, как применялась изначально, но она очень сильно влияет на фотографию даже цифровую. Она заставляет нас думать об экспозиции и планировать фотографию заранее.

При работе со средними по диапазону сюжетами направляйте камеру на средний по тону цвет, устанавливайте его как зону V и перестраивайте композицию. В случаях с высоким динамическим диапазоном Вы должны делать выбор в пользу света или тени (если только не собираетесь использовать несколько экспозиций, заполняющую вспышку или нейтральный градиентный фильтр).

Решайте сами, что Вам дороже как фотографу, света или тени, экспонируйте в соответствии со своими пристрастиями, а все остальное встанет на свои места.

Поделитесь публикацией

Правовая информация

Переведено с сайта photo.tutsplus.com , автор перевода указан в начале публикации.

фотоплёнки и параметров проявки полученного снимка, сформулированный Анселом Адамсом и Фредом Арчером в 1939-1940 годах. Зонная система позволяет фотографам правильно оценить взаимосвязь между желаемым отображением снимка и конечным результатом съёмки. Хотя зонная система была разработана для чёрно-белой листовой фотоплёнки, она также может применяться и для рулонной плёнки (как цветной, так и чёрно-белой), для негативов и диапозитивов, а также для , однако с учётом фотографической широты используемого фотоматериала число зон может быть различным.

Любой освещённый объект можно разбить на 10 зон или ступеней от самого яркого до самого тёмного. Переход от одной ступени к другой соответствует одной ступени экспозиции (то есть изменению её в 2 раза), и тона воспроизводятся на обычной плёнке пропорционально, то есть, если один из тонов воспроизведён верно, то все остальные будут располагаться в соответствующем относительно друг друга порядке. Ниже условно описаны эти ступени:

0 — Абсолютно чёрный тон: очень глубокие тени, полное отсутствие деталей.

I — Самые тёмные тона, близкие к чёрному: глубокая тень - без деталей, но с признаками фактуры. В цветных фотографиях допустимы искажения цвета.

II — Появление первых деталей в тенях: складки, переломы, контурные линии и т. д. В цветных фотографиях допустимы искажения цвета.

III — Не совсем чёрный: умеренно тёмные тона.

IV — Средняя по плотности тень при солнечном освещении в ясный день. Загорелые люди, насыщенная по цвету трава, деревья.

V — Стандартный серый тон (отражательная способность 18%). Нормальный загар.

VI — Светлая кожа, чистое небо, строения из белого материала.

VII — Светло-серые, пастельные тона; типографский текст на белой бумаге.

VIII — Белый тон с минимумом деталей или фактурой.

IX — Совершенно белый тон без деталей, солнечные блики.

Принципы

Визуализация

Представление изображения заключается в сочетании и распределении элементов сцены в плоскости кадра в соответствии с желанием фотографа. Получение желаемого изображения достигается путем построения изображения (выбор точки съемки, выбор объектива, перемещение камеры) и контроля экспозиции, который обеспечивал бы оптимальное сочетание света и тени на снимке.

Представление конечного результата фотосъемки до момента экспонирования и называется визуализацией в зонной системе Адамса.

Экспонометрия

Практически любой объект, который фотограф хотел бы запечатлеть, состоит из отдельных участков с разной степенью освещенности и яркости. Если проводить экспозамер по отдельным участкам изображения с разной степенью освещенности, то можно убедиться, что для каждого участка будут определяться разные параметры экспозиции. Время экспозиции снимка будет одинаковым для всего объекта, но яркость отдельных участков будет зависеть от освещенности каждого из них.

В большинстве случаев параметры экспозиции определяются с помощью экспонометра . Первые экспонометры определяли среднюю общую яркость, и калибровка по экспонометру была рассчитана на получение подходящих значений экспозиции для съемки типичных сцен вне помещений. Однако в случае, когда часть плоскости кадра включала большие освещенные или теневые участки, средний коэффициент отражения мог сильно отличаться от такового для «типичных» сцен, и тональный рисунок изображения получался неудачным.

Усреднённый замер не в состоянии распознать объекты с равномерной освещенностью и объекты, содержащие тёмные и светлые участки. Если к снимку будут применены усреднённые значения экспозиции, то значения экспозиции для отдельных участков снимка будут зависеть от разницы между их собственными значениями экспозиции и применённых средних значений. Например, экспозиция тёмного участка с показателем отражения 4 % будет различной в сцене с применённым средним показателем отражения, равным 20 %, и в сцене с применённым средним показателем отражения, равным 12 %. При съемке вне помещения в солнечную погоду экспозиция тёмного объекта будет также зависеть от того, в тени размещён объект или на солнце. В зависимости от характера сцены или замысла фотографа любые из этих значений могут оказаться приемлемыми. Тем не менее, в определённых ситуациях фотограф может захотеть проконтролировать отображение тёмных участков на снимке, но при усреднённом общем экспозамере это становится практически невозможно. В случаях, когда важно проконтролировать отображение отдельных элементов плоскости снимка, могут потребоваться другие методы экспозамера.

Зоны экспозиции

В зонной системе производится экспозамер отдельных участков кадра, и экспозиция корректируется на основе представления фотографа о том, какой именно элемент подвергается замеру: человек видит разницу между снегом и чёрной лошадью, а экспонометр - нет. По зонной системе было написано множество томов книг, но идея её очень проста: отобразить на снимке светлые участки светлыми, а тёмные - тёмными так, как они представляются фотографу в процессе визуализации.

В зонной системе для разных значений яркости присвоены номера от 0 до 9, где 0 соответствует глубокому чёрному, 5 - средне-серому (Отражение света =18 %), а 9 - чистому белому, эти значения в системе названы зонами . Чтобы сделать зоны легко отличимыми от других величин, Адамс и Арчер использовали нумерацию римскими цифрами. Строго говоря, зоны соответствуют ступеням экспозиции, и в результате Зона V экспозиции представляет на конечном изображении средне-серый тон. Каждая зона экспозиции отличается от соседней на один шаг экспозиции (то есть изменение светового потока в два раза), поэтому Зона 0 отличается от Зоны I по освещённости в два раза, и так далее. Определение экспозиции сцены особенно упрощается при использовании экспонометров, отображающих значение экспозиции (EV), так как 1 шаг значения соответствует изменению на одну зону.

Множество малоформатных и среднеформатных камер имеют средства экспокоррекции, эта функция прекрасно сочетается с зонной системой, в особенности если в камере присутствует точечный замер экспозиции, но для получения желаемых результатов требуется тщательный замер отдельных элементов кадра и внесение соответствующих поправок.

Зоны, материальный мир и отпечатки

Взаимосвязь между сценами материального мира и его отображением на отпечатке определяется характеристиками негатива и фотобумаги. Экспозиция и проявка негатива влияют на то, насколько правильно будет отображен негатив на конкретном виде фотобумаги.

Хотя зоны напрямую связаны с экспозицией, визуализация влияет на конечный результат. Чёрно-белый фотоотпечаток представляет видимый мир рядом тонов от чёрного до белого. Весь тональный набор, который может быть отображён на фотоотпечатке, может быть представлен в виде непрерывного градиента от чёрного до белого цвета:

На основе данного градиента зоны образуются следующими шагами:

  • Разделение тонального градиента на десять секций по возрастанию светового потока в 2 раза:

То есть, если взять за точку отсчёта светлый край нулевой зоны (значение по градации света от 0 до 1) то нулевая ступень будет иметь всего 1 градацию света, 1-я ступень (1-2) - одна градация света, 2-я ступень (2-4) - 2 градации света, 3-я ступень (4-8) - 4 градации света, 4-я ступень (8-16) - 8 градаций, 5-я ступень (16-32) - 16 градаций, 6-я ступень (32-64) − 32 градации, 7-я ступень (64-128) - 64 градации, 8-я ступень (128-256) - 128 градаций, 9-я ступень - всё что выше 256 градации. В данном случае проявляется закон Вебера - Фехнера. Иненно на этом построена техника «Высокого ключа». При технически грамотной съёмке, всего в 3-х ступенях можно получить более 190 градаций света, тогда как в обычной фотографии снятой в 7 ступенях нельзя получить более 130 градаций света.

Для того, чтобы получить желаемое изображение, фотограф выбирает нужную точку съемки и подходящую оптику, выстраивает композицию снимка и устанавливает правильные параметры экспозиции. Контроль экспозиции очень важен, поскольку именно благодаря решению этой задачи обеспечивается оптимальное сочетание света и тени на фотографии. И хотя в сложных световых условиях фотограф может задействовать различные виды экспозамеров (матричный, точечный, центрально-взвешенный), встроенная автоматика цифровой камеры не всегда способна качественно определить экспозицию. Ведь фотоаппарат просто фиксирует окружающую реальность в меру своих технических возможностей и он не способен понять замысел фотографа.

Поэтому чтобы все-таки получить снимок с желаемым сочетанием света и тени, имеет смысл обратиться к теориям и приемам определения экспозиции, хорошо известным уже в течение нескольких десятилетий. В данной статье речь, в частности, пойдет о зонной теории Ансела Адамса.

Ансел Адамс – известный американский фотограф, прославившийся благодаря своим потрясающим черно-белым фотографиям американского Запада. Он также уделял внимание изучению теории и практическим приемам фотографии, о чем говорит хотя бы тот факт, что именно Адамс основал первый в США факультет искусства фотографии. Теоретические основы, так называемой, зонной системы экспонометрии в действительности были заложены еще в конце XIX столетия, когда было изучено влияние экспонирования и проявки на светочувствительные фотоматериалы.

Но Ансел Адамс вместе с Фредом Арчером первыми начали применять принципы зонной системы экспонометрии на практике в 40-е годы прошлого века. Зонная теория Адамса призвана упростить выбор экспозиции для сложных условий освещения.

Зонная система предполагает экспозамер отдельных участков кадра. Экспозиция же корректируется на основе представления самого фотографа о том, какой именно элемент сцены подвергается замеру. При определении экспозиции основная задача фотографа состоит в том, чтобы отобразить на фотографии светлые участки светлыми, а темные — темными ровно так, как они представляются ему самому в процессе визуализации, то есть представления конечного результата съемки.

Согласно теории Адамса, любой объект, который освещается светом, можно разбить на несколько зон – от самого яркого до самого темного. Переход от одной зоны к другой соответствует одной ступени экспозиции (изменению ее в два раза), и тона на пленке будут воспроизводиться пропорционально (если один тон воспроизведен верно, значит другие будут располагаться в соответствующем порядке относительно друг друга).

Таким образом, каждый шаг от одной зоны ксоседней будет соответствовать увеличению количества падающего света вдвое.

Эти отдельные зоны или ступени можно условно описать так:

Зона 0 (-5 EV) Абсолютно черный тон, характеризующийся очень глубокими тенями. Это практически не освещенные участки, например, проемы в темные помещения, фотографируемые из ярко освещенного пространства.
Зона I (-4 EV) Самые темные тона, близкие к черному. Присутствует глубокая тень без заметных деталей, но не совсем черная. Допустимы искажения цвета на цветной фотографии.
Зона II (-3EV) Появление первых признаков деталей в тенях. Например, черный мех, детали черной одежды или деревьев. Допустимо искажение цвета на цветной фотографии.
Зона III (-2EV) Не совсем черный тон: умеренно темные тона на одежде, волосах, коре деревьев. Это может быть темный хвойный лес или темная листва.
Зона IV (-1EV) Средняя по плотности тень при солнечном освещении в ясный день: нормальная листва; сильно загорелая кожа, зеленая мокрая трава.
Зона V (0 EV) Стандартный серый тон: тень в солнечный день при легкой дымке; нормальный загар или слегка потемневшая кожа; зеленая трава в сухую погоду.
Зона VI (+1 EV) Светлая незагорелая кожа; чистое синее небо; строения из белого кирпича; газетный лист с текстом.
Зона VII (+2 EV) Светло-серые, серебристые, бледно-желтые, зеленые, кремовые тона: последние признаки цвета («белесость») на цветной пленке; машинописная страница на белой бумаге.
Зона VIII (+3 EV) Белый тон с деталями и фактурой. Снег с фактурой.
Зона IX (+4 EV) Белый тон с минимумом деталей или фактурой. Сияющий снег.
Зона X (+5 EV) Совершенно белый тон без деталей, солнечные блики.

Прежде чем сделать кадр, фотограф должен определиться с тем, что именно он хочет сфотографировать и какой тон необходимо показать на снимке. Тут главное выбрать наиболее важный для воспроизведения тон. Остальные же тона в обе стороны от основного будут также правильно воспроизведены в пределах диапазона передаваемых фотографическим материалом яркостей.

Экспонометр, встроенный в фотокамеру, всегда калибруется таким образом, что считает фотографируемый объект средне-серым (18% серый), то есть соответствующим V зоне. Что это дает на практике? Это означает, что наша главная задача состоит в том, чтобы правильно выбрать этот средне-серый, который будет соответствовать яркости 18-процентного отраженного света.

Сделать это можно, например, по тыльной стороне ладони, если она имеет легкий загар, либо по специальной серой карте, которая имеет 18-процентную отражательную способность. При этом та величина экспозиции, которую мы получим при наведении экспонометра камеры на объект из V-й зоны (тыльную сторону ладони), и будет являться правильной экспозицией для данной сцены.

Кстати, это именно та экспозиция, которая задействуется всеми камерами в автоматическом режиме Р. В этом режиме встроенная автоматика фотоаппарата определяет среднюю яркость всей сцены как яркость средне-серого из V зоны.Если мы правильно установили экспозицию по средне-серому, то на светочувствительной пленке отобразятся все градации серого от средне-серого до черного и в другую сторону — от средне-серого до белого. То есть получиться по нескольку стопов яркости в каждую сторону.

Зонная система отлично зарекомендовала себя при работе с черно-белой листовой фотопленкой, цветной и черно-белой рулонной пленкой, а также с негативами и диапозитивами. Но применима ли она к современной цифровой фотографии? Тут существует одно важное отличие между матрицей цифрового фотоаппарата и пленкой. Матрица характеризуется определенной линейностью – чем больше фотонов света попадет на чувствительный сенсор, тем больше электрического заряда накопится в его ячейках. Однако такое накопление заряда не может происходить вечно, то есть рано или поздно возникает момент насыщения и пробоя.

Применительно к зонной теории Адамса это означает, что здесь существует ограничение в сторону увеличения экспозиции. По мере роста освещенности матрица цифрового фотоаппарата постепенно входит в состояние насыщения, когда начинаются проблемы: сенсор будет способен осилить яркость только до VII – VIII зоны, все же, что в данной сцене ярче этих зон, будет воспроизведено им на фотоизображении как абсолютно белое.

Получается, что относительно средне-серой точки, по которой мы выставляем экспозицию, отклонения яркости сильно освещенных участков снимаемой сцены не могут достигать величины большей, чем в 2 – 2,5 стопа. Ярким свидетельством этого являются цифровые снимки с проваленным, полностью белым небом.

Поэтому чтобы все-таки правильно установить экспозицию при работе с цифровой техникой нам нужно будет искусственно занизить экспозицию всего кадра – мы назначим средне-серым объектом тот, который в реальности принадлежит не V зоне, а соответствует зоне повыше. В результате, снимок у нас может получиться чуть темнее, чем нужно, но его впоследствии легко можно будет подправить в редакторе с помощью уровней и кривых. Зато мы застрахуем себя от появления на фотографиях совершенно невосстановимой засветки в ярко-освещенных деталях сцены.

Правда, уменьшением экспозиции не стоит слишком увлекаться, поскольку это повлечет за собой потерю информации о цветах и, ко всему прочему, мы лишимся отдельных деталей в тенях. Таким образом, цифровая фототехника требует определенной дополнительной корректировки экспозиции, если мы придерживаемся классической зонной теории Адамса.

Конечно, совсем не обязательно принимать в расчет зонную теорию Адамса каждый раз, когда Вы готовитесь нажать на кнопку спуска. В большинстве случаев встроенная автоматика камеры хорошо справляется со своей работой. Однако при съемке сложно освещенных объектов (например, белый цветок на темном фоне, освещаемый лучами заходящего солнца), будет очень полезно вспомнить о принципах зонной теории и установке экспозиции по средне-серому. В таких ситуациях Вам дополнительно поможет экран с гистограммой сделанного пробного кадра.

Игорь Ильинский

Вы решили попробовать свои силы в творческой фотографии и не знаете, как за это взяться? А может, вы хотите просто научиться правильно снимать и получать пусть любительские, но технически вполне совершенные снимки? В этом многотрудном деле вам поможет зонная система экспонирования, широко используемая в профессиональной фотографии, которую разработал много лет назад выдающийся американский фотограф-пейзажист Ансел Адамс. Эта система - путь к правдивой реалистической передаче натуры. Она дает возможность фотографу выразить свое авторское видение объекта съемки и изменить фотоизображение соответственно своему творческому замыслу.

Момент движения - это равновесие (философское интермеццо)

П рименительно к фотографии эта философская концепция означает, что получение отпечатка, точно воспроизводящего яркости фотографируемых объектов, требует, чтобы негативное изображение этих объектов имело соответствующую оптическую плотность .

Вы наверняка не узнаете свою любимую черную кошку, если она будет изображена на снимке белым или светло-серым тоном. Это вполне может произойти из-за нарушения баланса плотностей на негативе и отпечатке. Эти плотности должны быть взаимно „уравновешены“, то есть необходимой плотности на снимке должна соответствовать вполне определенная плотность на негативе. В примере с кошкой плотность ее изображения на негативе значительно больше необходимой. Нужная плотность (при условии правильно проведенного процесса химико-фотографической обработки материала) зависит от съемочной экспозиции . Экспонометр здесь надежный помощник. Но нужно иметь в виду, что, хотя он и дает вполне объективную информацию о яркости или освещенности объекта, но правильную экспозицию определяет все же сам фотограф.

Для экспонометра все кошки серые

Э та перефразированная поговорка как нельзя лучше характеризует работу современного фотоэлектрического экспонометра. Большинство экспонометров градуированы таким образом, что экспозиционные параметры, определенные с их помощью, обеспечивают получение на негативе постоянной оптической плотности, равной примерно 0,9-1,0. Исходя из условия получения этой плотности и рассчитываются калькуляторы экспонометров. Расчет производят, ориентируясь на некоторый условный средний объект, имеющий коэффициент отражения света примерно 18%. Поэтому, чем больше коэффициент отражения объекта отличается от среднего, тем больше будет ошибка в определении экспозиции по яркости. Это объясняется тем, что экспонометр „не знает“ коэффициента отражения объекта. Он регистрирует лишь абсолютную величину яркости объекта, приравнивая ее к яркости среднесерой поверхности, а калькулятор указывает экспозиционные параметры для получения на негативе оптической плотности, принятой за норму.

Наглядный пример подтверждает сказанное. На фото 1 (а, б) изображены две девушки, у одной из которых смуглая кожа, а у другой - наоборот, очень светлая. Выдержка при съемке определялась по яркости моделей. На полученных негативах (фото 1 (в, г), изображения девушек не отличаются друг от друга по плотности. Оба одинаково серые - результат точного следования показаниям экспонометра. Это вызвало затруднение при печати и привело к неверному тоновоспроизведению изображений этих моделей на снимках (фото 1 (д, е).

ФОТО 1.
(а, б) - объект съемки; соответственно модель со светлой и темной кожей. ФОТО 1. Пример искажений в тонопередаче объекта съемки.
(в, г) - негативы с примерно равны­ми значениями средней оптической плотности в изображении поверхности тела моделей.
Условия съемки: пленка ФН-100, выдержка 1/30 и диафрагма 8 - для модели с темной кожей; выдержка 1/125 и диафрагма 8 - для модели со светлой кожей. ФОТО 1. Пример искажений в тонопередаче объекта съемки.
(д, е) - позитивные изображения моделей с искаженной тонопередачей, вызванной одинаковой плотностью негативных изображений.

Градация объекта и зонное распределение яркостей

K то вы - профессионал или любитель? Это вовсе не риторический вопрос. Автор имеет в виду, насколько профессионально вы владеете фотографическим процессом для решения намеченных творческих задач. Поэтому, если вы еще не профессионал, то станьте им! Признаком высокого профессионализма на одном из важнейших этапов фотографического процесса - съемочном - является умение вносить необходимые поправки в определенную с помощью экспонометра съемочную экспозицию. А это, как мы с вами уже знаем, совершенно необходимо, иначе у нас всегда „все кошки будут серыми“.

Зонная система экспонирования позволяет путем внесения необходимых и очень легко выполняемых поправок в съемочную экспозицию „связать“ объект съемки с конечным продуктом фотографического процесса - снимком, добиться зрительного соответствия тонов на снимке и объекте.

Основой этой системы является условное зрительное разделение обширной палитры тонов на семь градационных групп: черный тон без фактуры; черный тон с фактурой; темно-серый тон; средне-серый тон, соответствующий примерно яркости стандартной серой поверхности с коэффициентом отражения, равным 18%; светло-серый тон; белый тон с фактурой и белый тон без фактуры. Естественно, возможна и другая, более тонкая градация тонов объекта.

Проведенное разделение всего многообразия тонов фотографируемых объектов вызвано как особенностями негативных фотоматериалов, характеристическая кривая которых может быть разделена на семь зон, охватывающих для большинства негативных пленок полезную фотошироту , равную семи экспозиционным ступеням (27 или 128:1), так и удобством введения поправок в рассчитываемую съемочную экспозицию, которая для каждой следующей зоны в два раза больше (или меньше), чем в предыдущей.

На рис. 1 представлена характеристическая кривая (ХК), разделенная на семь зон в пределах полезной фотошироты негативного материала. От положения негативного изображения в той или иной зоне ХК будет зависеть и тон изображения на отпечатка. Если мы желаем получить на снимке черный тон без фактуры (например, очень глубокие тени, проходы в темные помещения, фотографируемые из ярко освещенного пространства, и т.д.), то изображение на негативе должно находиться в первой зоне, где плотность и контраст этого изображения будет очень мал. При печати этот почти прозрачный участок негатива даст на снимке черный тон без видимых деталей. Если необходимо передать фактуру черной поверхности (например, детали чугунного литья, черного меха и т.п.), то негативное изображение должно быть во второй зоне, где контраст уже значителен, что и позволяет воспроизвести на отпечатке фактур поверхности. Негативное изображение, находящееся в третьей зоне, передаст на снимке темно-серый тон (темные тона на одежде, волосах, коре деревьев и т.д.). Четвертая зона передаст на отпечатке изображение среднесерым тоном. Это объекты. у которых коэффициент отражения равен примерно 18-20% (например, красный кирпич, зеленая трава и т.д.). Именно в этой зоне будет находиться изображение объекта, если съемку производить без поправок к экспозиции, найденной с помощью экспонометра. Если на снимке необходимо передать изображение объекта, имеющего светло-серый тон (газетный лист, строения из белого кирпича и т.д.), то негативное изображение должно быть в пятой зоне. Шестая зона передаст на позитиве белый тон с фактурой (белая лепка на белой поверхности, белое свадебное платье и т.д.). И, наконец, изображение в седьмой зоне ХК передаст на отпечатке белые тона без фактуры (сильные источники света, блики и т.д.).

Чтобы правильно воспроизвести яркости участков объекта и отнести их к соответствующим зонам, необходим некоторый опыт визуальной оценки.

ФОТО 2. Зимний пейзаж. Пример разделения яркостей объекта по зонам в соответствии с необходимой тональностью.

Рассмотрим следующую сюжетную ситуацию. Необходим сфотографировать зимний пейзаж, представленный на фото 2. Распределение яркостей по зонам в этом сюжете можно производить, руководствуясь не реальностью снимаемой сцены, а эмоциональным ее раскрытием, чтобы получить желаемое разделение тонов на отпечатке. В табл. 1 предложен вариант такого разделения тонов. Измерив яркости основных деталей объекта и определив их соотношения, произведем разбивку этих яркостей по тонам на будущем снимке. Для того чтобы подчеркнуть фактуру снега, сохранить его яркую белизну и выделить на нем протоптанную тропинку, лыжню и прозрачны тени деревьев необходимо, чтобы его изображение находилось сразу в трех зонах - от VI (белый тон с фактурой) до IV (среднесерый тон). Тогда, в соответствии с найденными соотношениями между яркостями объекта, темная стена деревьев на заднем плане окажется в зоне II (черный тон с фактурой), что вполне будет соответствовать нашему восприятию. Белая береза, ярко освещенная солнцем и являющаяся сюжетным центром снимка, попадет в зону VII (белый тон без фактуры). Отсутствие имеющейся на белой коре фактуры будет незаметно, но придаст снимку яркий и радостный характер.

Определенные трудности могут возникнуть при разделении яркостей многоцветных объектов. Известно, что человеческий глаз не все цвета воспринимает одинаково. На рис. 2 представлена кривая, дающая представление о спектральной чувствительности глаза. При одинаковой освещенности белым светом желтые и зеленые цвета воспринимаются как очень яркие, а красный и особенно фиолетовый наиболее темными. Поэтому правильное тоновоспроизведение цветов объекта на черно-белом отпечатке должно соответствовать их зрительному восприятию: желтый и зеленый цвета должны передаваться светло-серым тоном, оранжевый - среднесерым, голубой - темно-серым, а красный и фиолетовый - почти черным тоном. Если же тонопередача цветов объекта будет противоречить физиологическим особенностям зрения, то возникающие в результате искажения будут заметны на снимке. Особенно это относится к предметам, цвет которых хорошо известен (летняя и осенняя листва деревьев, голубое небо, цвет фруктов и овощей и т.д.).

ФОТО 3. Пример разделения яркостей по зонам многоцветного объекта в соответствии с необходимой тональностью черно-белого позитивного изображения.
(а) - модель с указанием зон, выбранных с учетом условий освещения, цвета ее одежды, спектральной чувствительности глаза и других факторов.
(б) - черно-белый отпечаток с намеченной при съемке тонопередачей.

В качестве примера по разделению яркостей цветного объекта рассмотрим вариант портретной съемки, при которой важно правильно воспроизвести тон кожи (смуглая, белая, загорелая, черная и т.д.). Цвет одежды имеет второстепенное значение, хотя нужно иметь в виду, что на черно-белом снимке возможна потеря контраста между изображениями открытых участков тела и цветных элементов одежды. В этом случае необходима локальная подсветка лице или одежды. На фото 3 представлена модель в ярком цветном наряде. При разделении яркостей этого объекта съемки по зонам для сохранения естественной тональности кожи лице и рук их изображение должно находиться в IV зоне (среднесерый тон). Элементы одежды в соответствии с их яркостными соотношениями, цветом и дополнительной подсветкой будут расположены в зонах, указанных на фото 3.

Конечно, потребуется некоторый опыт, чтобы в соответствии с градациями шкалы серых тонов научиться представлять относительные яркости объекта съемки и плотности будущего снимка.

Поправка к съемочной экспозиции: когда и как

П оверхность, по которой с помощью экспонометра определяется съемочная экспозиция, получает на негатива, как мы уже знаем, оптическую плотность 0,9-1,0, а на позитиве - среднесерый тон. Если при съемке производить замер экспозиции по поверхности, имеющей среднесерый цвет (коэффициент отражения 18-20%), например, по слегка потемневшей коже лица человека, то результаты измерений можно использовать без поправок. Если же определение экспозиции производить по поверхности другой тональности (более светлой или более темной), то введение поправки необходимо, иначе на позитиве эта поверхность будет иметь среднесерый тон, не соответствующий зрительному восприятию объекта.

Значения поправок к экспозиции, в зависимости от номера зоны и необходимой тональности объекта на снимке, приведены в таблице 2.

Пользоваться таблицей очень просто. Обратимся к примеру, приведенному ранее. Для того чтобы девушка со смуглой кожей была изображена на позитиве „темно-серым тоном“, ее негативное изображение должно находиться в третьей зоне. Для этого экспозиция должна быть уменьшена на одну экспозиционную ступень по сравнению с той, которая была найдена с помощью экспонометра (например, вместо диафрагмы 8 надо бы установить диафрагму 11). Для изображения на снимке девушки со светлой кожей „светло-серым тоном“ ее негативное изображение должно быть в пятой зоне. Для этого найденную с помощью экспонометра экспозицию необходимо увеличить в два раза, то есть поправка, как видно из табл. 2, составляет плюс одну экспозиционную ступень (например, вместо диафрагмы 8 устанавливается диафрагма 5,6).

Зонная система также дает возможность „сдвинуть“ изображение на определенное количество зон, исходя из творческих намерений автора, то есть придать изображению на отпечатке необходимую тональность. Для этого следует измерить яркость объекта и… просто ввести поправку для получения необходимой тональности объекта на позитиве.

На фото 4 представлена серия снимков, позволяющих судить о возможности использования зонной системы экспонирования для воплощения художественных замыслов фотографа.



ФОТО 4. Пример применения зонной системы экспонирования.
Экспозиция при съемке памятника футболистам киевского «Динамо» определялась по яркости с применением точечного экспонометра (спотметра). Показания экспонометра (1/250 с; 1:5,6). Было выполнено несколько вариантов съемки: (а) - 1/250 с; 1:4, (б) - 1/250 с; 1:5,6, (в) - 1/250 с; 1:8, (г) - 1/250 с; 1:11, (д) - 1/250 с; 1:16. В результате на фото (а) памятник получился светло-серым (зона V), на фото (б) - среднесерым (зона IV), на фото (в) - темно-серым (зона III), на фото (г) - черным с фактурой (зона II), на фото (д) - черным без фактуры (зона I). Более всего соответствует действительности снимок (в). Следовательно, для правильного тоновоспроизведения следует снимать в третьей зоне. Для этого к найденной по экспонометру экспозиции надо сделать поправку -1 ступень, то есть снимать с диафрагмой 8 и выдержкой 1/250 с. Для получения вида памятника в вечернее или даже ночное время съемку необходимо производить по второй или первой зоне. Для этого поправки к экспозиции должны составлять -2 или -3 ступени. Для имитации более светлого, чем на самом деле, материала, из которого изготовлен памятник, например, нержавеющей стали, съемку необходимо производить во второй зоне. Поправка к экспозиции в этом случае будет составлять +1 ступень (1/250 с; 1:4).

Вместо заключения

И спользование зонной системы эффективно только тогда, когда фотограф располагает точными данными об основных фотографических характеристиках используемого негативного материала (главным образом - о величине общей светочувствительности и полезной фотошироте) и знает, как будут изменяться эти характеристики при изменении режима обработки материала. На начальном этапе освоения зонной системы рекомендуется придерживаться стандартных режимов обработки, так как в этом случае все основные параметры пленки будут соответствовать указанным в паспорте на фотоматериал.

Фотограф должен уметь, используя экспонометр, определить интервал яркостей объекта съемки, учитывая возможности фотоматериала по его воспроизведению. В случае, если интервал яркостей снимаемого объекта значительно превосходит полезную широту фотоматериала, фотограф должен четко представлять себе, какую часть объекта он считает наиболее важной, чтобы принять ее за основу при определении экспозиции. Тогда в этой части объекта выбирается наиболее важная поверхность, по которой замеряется экспозиция, и решается, а какой тональности автор хочет эту поверхность изобразить (и соответственно этому ввести необходимую поправку). Составление зонной таблицы (подобной тем, что приведены в статье) на каждый снимок хотя и увеличивает трудоемкость работы фотографа, но позволяет реально оценить конечный результат и успешно освоить предложенный метод.

Оптическая плотность (D) - количественная характеристика степени почернения проявленного фотоматериала. Определяется как десятичный логарифм непрозрачности (O), которая, в свою очередь, показывает, во сколько раз ослабляется проходящий через фотоматериал световой поток, то есть D=lgO. Например, если D=1, то O=10, так как lg10=1. Таким образом, оптическая плотность, равная 1 (D=1), ослабляет проходящий сквозь нее свет в 10 раз. Если D=0,3, то световой поток, проходящий сквозь нее, ослабнет в два раза, так как 0,3=lg2, и т.д. Фотоизображение (негативное и позитивное) представляет собой совокупность участков с различной оптической плотностью.

Съемочная экспозиция - выбираемые фотографом значения диафрагмы и выдержки для сообщения фотоматериалу необходимой фотографической экспозиции. Фотографическая экспозиция (H) - количество света, подействовавшее на фотоматериал во время съемки.

*** Характеристическая кривая фотоматериала - графическая зависимость изменения оптической плотности (D) проявленного фотослоя от величины сообщенных ему экспозиций (H). По характеристической кривой определяют все основные характеристики материала: светочувствительность, контрастность, фотошироту и др.

**** Полезная фотоширота (Ln) - важная характеристика негативного материала. Она определяет тот диапазон яркостей объекта, который фотоматериал может передать без значительной потери деталей. Например, если у негативного фотоматериала Ln=256:1, то это значит, что он может воспроизвести объект, у которого максимальная яркость не превышает минимальную более чем в 256 раз.