Мс 21 комплектующие. Что в облике тебе моем. Все дело в конкуренции

23.06.2019 Снилс

Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров находится в Иркутске с рабочим визитом.

В его рамках он прибыл на Иркутский авиационный завод (входит в корпорацию "Иркут"). Среди основных задач посещения предприятия - проведение совещания по вопросам создания самолета МС-21, участие в церемонии передачи техники министерству обороны и встреча с губернатором Иркутской области Сергеем Ерощенко.

Отвечая на вопросы журналистов о проекте МС-21, глава Минпромторга подчеркнул, что рыночные перспективы нового российского магистрального самолета остаются весьма оптимистичными. "Заинтересованность в покупке таких самолетов высока. Ценовое преимущество, в том числе с ослаблением курса рубля, выросло",- сказал Денис Мантуров. Министр подчеркнул, что государство будет оказывать дополнительную поддержку в части продаж с помощью экспортного кредитования. "Если мы говорим о поставках на внешние рынки", - уточнил он.

Глава Минпромторга напомнил, что первый собранный летный образец самолета будет готов к концу следующего года. "Мы приступим к сертификационным полетам в 2016 году. Ведется активная работа по замещению импортных материалов и систем в конструкции самолета отечественными", - отметил Мантуров.

В этой связи министр напомнил, что создание двигателей ПД-14, перспективных авиационных систем, бортового оборудования и разработка классификация новых композиционных материалов увеличат долю отечественных систем в МС-21. "Что касается сегодняшнего облика МС-21-300, при использовании российского двигателя ПД-14 уровень локализации, уровень российских комплектующих свыше 50%. Уже к началу серийного производства эта цифра возрастет до 60%", - сказал Мантуров.

На самом заводе в Иркутске, где будет производится МС-21, идет подготовка сборочной линии. "Из 60 станций уже собраны, готовы полностью 30, еще девять - в процессе сборки. По плану к маю 2015 года должна быть полностью завершена сборка всей технологической линии", - отметил министр.

"Работы кооперации идут в графике. Это дает нам уверенность, что первый собранный летный образец будет готов к концу 2015 года для того, чтобы мы приступили к статическим испытаниям, к сертификационным летным в 2016 году", - добавил Мантуров.

Глава Минпромторга также отметил, что сейчас существенную подвижку в решении задач будет оказывать Научно-исследовательский центр Жуковского, который призван консолидировать инновационный потенциал отрасли. Мантуров подчеркнул, что министерство промышленности и торговли будет еженедельно контролировать график освоения проекта МС-21.

Напомним, МС-21 - проект перспективного семейства российских гражданских магистральных самолетов вместимостью от 150 до 210 кресел. Дальность полета при полной пассажирской загрузке - 5-5,5 тыс. км. Разработкой проекта занимаются корпорация "Иркут" и ОКБ им. Яковлева, входящие в государственную "Объединенную авиастроительную корпорацию" (ОАК). Серийное производство самолета должно начаться с 2017 года.

Разработка нового российского авиалайнера МС-21, который называют надеждой российского самолетостроения, за 10 лет подорожала в несколько раз. Это связано с необходимостью заместить ряд импортных комплектующих, такая задача была поставлена основным производителем самолета - корпорацией «Иркут». Изначально МС-21 должен был стать совместным проектом поставщиков из нескольких стран, в том числе из США. Но на фоне международных санкций было принято решение максимально сократить долю иностранных запчастей. Замещение иностранных комплектующих потребовало дополнительных затрат на разработку отечественных аналогов. Под разработку российских деталей пришлось реконструировать производство. Daily Storm изучил, на что производитель тратил деньги при разработке МС-21.

МС-21 - новый российский пассажирский самолет, который проектировался в России еще с начала 2000-х. Активная разработка машины началась в 2008 году. МС-21 планировали как замену для советских бортов семейства Ту-154. Разработчики надеются, что новые суда также смогут заменить российским авиакомпаниям старый парк лайнеров Boeing. Всего в России намерены выпустить порядка тысячи МС-21.


Компоновка салона самолета МС-21 (компьютерная модель)

За 10 лет проект подорожал в несколько раз (согласно данным Счетной палаты (СП) - в 2,3 раза). Из проверки СП следует, что при запуске программы разработчики учли не все риски. Во-первых, в 2007 году они вряд ли могли предвидеть, что российская экономика окажется под международными санкциями. Пришлось разработать отечественные комплектующие для самолета, в том числе российский двигатель ПД-14 и авионику (системы навигации, коммуникации и управления). Встал вопрос о модернизации заводов - они не были готовы к изготовлению деталей для новейшего лайнера.

Мы за ценой не постоим

Если в начале разработки проекта общие затраты планировались на уровне 98-125 миллиардов рублей (речь шла об инвестициях в проект за 2008-2015 годы). Но уже в 2010 году цифры значительно подросли. Руководство «Иркута» сообщило , что финансирование программы МС-21 на 2008-2016 годы составит 190 миллиардов рублей (40% этих средств предполагалось выделить из бюджета). В 2018 году Счетная палата уже оценила общие расходы по проекту в 437,4 миллиарда рублей. Сроки выполнения программы также сдвинулись. Теперь речь идет об инвестициях в нее до 2025 года.



Пассажирский салон самолета МС-21

На изменение стоимости проекта повлиял рост курса валют, заметили в Счетной палате (с 2008 года доллар по отношению к рублю вырос с 23,5 до 65,6 рубля). Сказался и рост инфляции.

Как известно теперь, 100 миллиардов рублей (сумма, изначально близкая к конечной стоимости проекта) необходимо потратить только на техническое переоснащение заводов.

В 2016 году правительство решило также выделить деньги на поддержку продаж МС-21. 100 миллиардов рублей было предложено передать лизинговым компаниям, чтобы те устанавливали на новую машину конкурентоспособную ставку (ставку, по которой авиакомпании будут брать самолет в лизинг). Еще 100 миллиардов предполагалось потратить на создание системы послепродажного техобслуживания и поддержку экспорта самолета.

Всесоюзная сборка

Над проектом работают совместно сразу несколько крупных российских авиапредприятий, основную часть работ выполняют Иркутский авиационный завод (ИАЗ), ульяновский авиационный завод «Авиастар-СП», «Аэрокомпозит», Воронежское акционерное самолетостроительное общество (ВАСО) и «ОДК-Пермские моторы», где разрабатывают двигатель для МС-21.



Двигатель МС-21 (компьютерная модель)

В мае 2018 года «Иркут» запланировал строительство ангаров для отработки систем нового самолета, а также административно-производственного корпуса завода. Речь идет о постройке 30 строений. Цена вопроса - миллиард 439,5 миллиона рублей. Помимо этого, на сайте госзакупок, а также среди заказов корпорации «Иркут» можно найти десятки других закупок, касающихся модернизации заводов. К примеру, реконструкция одного из корпусов иркутского завода обойдется в 33 миллиона рублей.

Значительных затрат потребовала разработка отечественных комплектующих самолета. Долгое время было непонятно, будут ли МС-21 укомплектованы исключительно двигателем иностранного производства или же пополам с отечественными моделями. В 2010 году, казалось , решение было принято. Вице-президент по маркетингу и внешним связям корпорации «Иркут» Владимир Саутов сообщил, что американская компания Pratt & Whitney станет единственным поставщиком двигателей для МС-21 (она выиграла тендер). Отечественные ПД-14 не успевали создать к намеченному сроку выпуска самолета. Однако впоследствии сроки разработки авиалайнера были перенесены. Сейчас самолет, уже одновременно с отечественным двигателем ПД-14, прошел сертификацию. И на некоторых моделях МС-21 точно будет установлен ПД-14.



Индивидуальная информационно-развлекательная система МС-21

Разработка новейшего двигателя обошлась в 60 миллиардов рублей. Это первый мотор такого класса, собранный исключительно в России.

Также в рамках программы импортозамещения разработку основной части авионики передали российским компаниям. Интегратором бортовых систем самолета стало ООО «ОАК - Центр комплексирования». Разработка прототипов авионики МС-21 обошлось корпорации в миллиард 216 миллионов рублей (контракт от мая 2015 года). Вместе с российскими компаниями разработкой авионики занималась американская Honeywell.



Индикатор отображения информации на лобовом стекле МС-21

Также вырос объем работ по изготовлению деталей из композитных материалов для нового самолета (разработчики решили заменить металлы на композитные материалы, в частности в крыльях лайнера). Производство таких комплектующих оказалось затратным. Разработка крыльев МС-21 обошлась в 292 миллиона рублей. Они собираются на ульяновском заводе «АэроКомпозит».

Впрочем, несмотря на планомерное импортозамещение, самолет по-прежнему остается международным проектом. Помимо Pratt & Whitney, проектирующей двигатели МС-21, в программе участвовали другие иностранные компании. Американская Hamilton Sundstrand должна была поставить системы генерирования электроэнергии, французская Zodiac Aerospace - комплекс средств измерения, топливную и кислородную системы, UTAS - органы управления, итальянская Sirio Panel - внешнюю и внутреннюю светотехнику и пульты управления самолетными системами.


"Технодинамика" расширяет линейку продукции для SSJ100 и МС-21

Москва. 26 июля. АвиаПорт - Генеральный директор "Технодинамики" Игорь Насенков в ходе церемонии открытия нового серийного парашютного завода в Киржаче (Владимирская область) рассказал о существенном расширении линейки продукции холдинга, предназначенной для установки на отечественные самолёты Superjet 100 и МС-21, говорится в сообщении пресс-службы "Технодинамики".

В частности, НПП "Респиратор" (входит в состав "Технодинамики") ведёт разработку адаптивных агрегатов и систем пожарной защиты для SSJ100. В "Технодинамике" уточнили, что на предприятии уже созданы новые стационарные огнетушители, дозирующее устройство, форсунки магистралей пожаротушения, огнетушитель мусоросборника, а также дренажные клапаны и ручной огнетушитель. И. Насенков уточнил, что с разработчиком SSJ100, компанией "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС), уже подписано соглашение на поставку системы. "Контракт с ГСС на систему пожаротушения есть, мы серийные образцы должны поставлять уже в 2019 году", - сказал он.

Ещё одно предприятие холдинга - УАП "Гидравлика" - проводит опытно-конструкторскую работу "Разработка комплектующих для самолёта МС-21". На данный момент подготовлены эскизный и технический проекты, а также рабочая конструкторская документация для гибких трубопроводов в огнестойком исполнении с защитным покрытием и модулей гидравлических фильтров. В комплект, предназначенный для установки на воздушное судно, входит 95 рукавов и шесть модулей фильтров.

По информации пресс-службы, сейчас специалисты осуществляют подготовку производства для изготовления опытных образцов и проведения предварительных и межведомственных испытаний. Планируется, что серийные поставки указанных комплектующих начнутся в следующем году. Кроме того, с большой долей вероятности "Технодинамика" станет поставщиком системы пожаротушения не только для SSJ100, но и для МС-21.

Как подчеркнул И. Насенков, на сегодняшний день предприятия холдинга показывают высокий уровень в области разработки и производства агрегатов для авиационной техники. "Широкие компетенции и большой технологический задел помогли нам добиться увеличения доли присутствия нашей продукции в самолётах-флагманах российского гражданского авиастроения - SSJ100 и МС-21", - приводятся его слова в пресс-релизе. Также И. Насенков в беседе с журналистами отметил, всего "Технодинамика" предлагает разработчикам отечественных гражданских самолётов 15-18 систем: системы противопожарной защиты, вспомогательную силовую установку, кислородное оборудование, шасси, тормоза и колёса, различные устройства электропривода.

В пресс-службе напомнили, что ранее холдинг был выбран поставщиком устройств с электроприводом для грузовых дверей фюзеляжа самолёта МС-21, оборудования для монтажа и демонтажа аккумуляторов в отсек фюзеляжа, а также ряда изделий для перспективного двигателя ПД-14 (предназначен для установки на МС-21).

А это значит что SSJ100 прямо сейчас попадает под санкции, госдеп имеет право уже сегодня отказаться от поставок любых комплектующих, а всё идиотская идея сделать клон SSJ100 на 75 мест и утверждать что это уже закажут силовые структуры, по истории с Ми-38, достаточно этих сомнений для госдепа.

Ещё раз, после сертификации МС-21 будет отказано в поставках, и как только это заменят, откажут в следующих комплектующиз, что потреьует новой сертификации.

В итоге Аэрофлот и другие авиакомпании просто откажутся от МС-21.

Та же история и с SSJ100, тут ещё проще, валить будут уже в эксплуатации и мало того встанут под забор все борта.

Боингу с Ембраером теперь SSJ и вовсе не нужен, и валить будут по страшному, есть мнение что Погосян изначально это знал, в том числе и о планах Боинга на Ембраер, что делает эту историю с заменой отечественного Ту-334 на космополитичный и подверженный санкциям SSJ частями одного плана по поглощению Боингом Ембраера и ликвидация всех конкурентов, вспомним Боинг звтеял на территории России SSJ, когда решил свернуть проект B717, как проигравший Ембраеру, да и он наследие MD.

Как всегда удачная многоходовочка Боинга на рынке слияний и поглощений. Возможно такими де методами был убит, и Фоккер, и Дорнье.

http://ria-sibir.ru/viewnews/69351.html
2018-08-11 08:37:00 / РИА "Сибирь" / Москва

Пассажирский самолет МС-21 до 2020 года должен пройти сертификацию

Начаты сертификационные испытания второго летного образца пассажирского самолета МС-21, собранного на Иркутском авиационном заводе. Он совершил перелет из Иркутска в город Жуковский в июле. В планах завершить сертификацию самолета до 2020 года, сообщил директор департамента авиационной промышленности Минпромторга РФ Равиль Хакимов.

Генеральный конструктор Объединенной авиастроительной корпорации Сергей Коротков подчеркнул, что в рамках новых сертификационных правил этот процесс усложняется, но самолет успешно справляется с летными испытаниями.

Напомним, что при пилотировании второго образца самолета МС-21 все системы работали без сбоев. Полет продолжался шесть часов и прошел в штатном режиме. Дальнейшие испытания двух опытных самолетов МС-21 будут проводиться на базе Летно-испытательного и доводочного комплекса ОАО "ОКБ имени А. С. Яковлева", где построен новый ангар, есть средства наземного обслуживания, создан высокопроизводительный комплекс сбора, обработки и анализа полетной информации.

Справка.

МС-21-300 - пассажирский самолет нового поколения вместимостью от 163 до 211 пассажиров, ориентированный на самый массовый сегмент рынка авиаперевозок. Самолет МС-21 обеспечит пассажирам качественно новый уровень комфорта благодаря самому большому в своем классе диаметру фюзеляжа. Такое решение существенно расширит личное пространство каждого пассажира, позволит разминуться с тележкой обслуживания и обеспечит авиакомпаниям сокращение времени оборота в аэропортах. Благодаря установке больших иллюминаторов увеличена естественная освещенность пассажирского салона. В самолете будет поддерживаться комфортное для пассажиров давление воздуха и улучшенный микроклимат. Для пилотов самолетов МС-21 разработана инновационная эргономичная кабина.

Высокие требования к комфорту и экономической эффективности самолета потребовали внедрения передовых технических решений в области аэродинамики, двигателестроения и самолетных систем. По своим летно-техническим данным и экономичности самолет МС-21 превосходит существующие аналоги.

Основной вклад в улучшение летно-технических характеристик самолета внесет крыло из полимерных композиционных материалов, впервые в мире созданное для узкофюзеляжных самолетов вместимостью свыше 130 пассажиров. Доля композитов в конструкции самолета МС-21 - свыше 30% - уникальна для этого класса лайнеров.

Впервые в истории отечественного самолетостроения лайнер предлагается заказчикам с двумя типами двигателей - PW1400G компании Pratt & Whitney (США) и ПД-14 Объединенной двигателестроительной корпорации (Россия). Двигатели нового поколения обладают уменьшенным расходом топлива и низким уровнем шума и эмиссии вредных веществ. Самолет МС-21 отвечает перспективным требованиям по защите окружающей среды. Расчетное сокращение прямых операционных расходов при эксплуатации самолета МС-21 составит 12-15 % по сравнению с аналогами.

Стартовый портфель твердых заказов на 175 самолетов МС-21 обеспечивает загрузку производственных мощностей на ближайшие годы. По твердым заказам получены авансовые платежи.

Интеграторы основных систем самолета МС-21 – российские предприятия. В ходе реализации программы МС-21 в России созданы центры компетенций в области разработки и производства изделий из композиционных материалов. В целях внедрения новых технологий проведена кардинальная модернизация производственных мощностей Иркутского авиационного заводафилиала ПАО "Корпорация "Иркут" и ряда предприятий авиастроения и смежных отраслей промышленности.

Новый российский пассажирский самолет Иркут МС-21: какой он внутри


Как сообщает газета "Коммерсантъ" в материале Германа Костринского и Ивана Синергиева "Для МС-21 нашли запасный выход из ситуации. ОАК создает резерв комплектующих на случай введения новых санкций", вчера вице-премьер Юрий Борисов заявил об успешной разработке российских образцов частей центроплана и кессона крыла из композитов для самолета МС-21. Ранее они поставлялись из-за рубежа, но после введения санкций США в отношении «Аэрокомпозита» поставки прекратились. Как стало известно “Ъ”, чтобы хеджировать риски, Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) инвестирует порядка 35 млрд руб. в закупку за рубежом других самолетных систем, используемых в МС-21, но также подлежащих импортозамещению. Ряд источников “Ъ” полагают, что подобный «страховой запас» придется закупать и в дальнейшем, поскольку провести замещение всех самолетных систем так быстро крайне проблематично.

Постройка опытных образцов среднемагистрального пассажирского самолета МС-21-300 в цеху Иркутского авиационного завода - филиала ПАО "Корпорация "Иркут" (с) Марина Лысцева / Коммерсантъ

Об успехах импортозамещения иностранных композитных материалов, применяемых для создания «черного крыла» МС-21, Юрий Борисов рассказал по итогам посещения ульяновского предприятия «Аэрокомпозит». «Мы увидели готовые элементы конструкции самолета - центроплана и кессона крыла, изготовленные уже без использования американских материалов. Наша уверенность (в реализации проекта.- “Ъ”) опирается на реальные образцы, которые подтвердили свои характеристики»,- сказал он, добавив, что перепроектировать конструкцию крыла МС-21 из-за замены материалов не потребуется.

Проблемы с поставкой зарубежных композитов появились в сентябре 2018 года, когда в отношении АО «Аэрокомпозит» (входит в ОАК) и АО «ОНПП "Технология" имени Ромашина» (входит в «Ростех») были введены санкции США. Как говорит высокопоставленный источник “Ъ” в авиационной промышленности, тогда прорабатывались два сценария: «умеренно негативный» и «негативный». В первом случае программа производства крыльев для МС-21 сдвигалась на девять месяцев-год (при условии успешных испытаний отечественных композитов), во втором - на полтора-два года (в случае необходимости перепроектирования силовой конструкции крыла). По его словам, «Аэрокомпозит» завершил апробирование отечественных препрегов (сухой углеродной ленты и связующего), которые используются при изготовлении крыла и центроплана МС-21, а ОНПП «Технология» ведет работы по определению физико-механических свойств препрегов на стекло- и углеродной ткани, используемых при изготовлении кессонов киля и стабилизаторов.

«Эта работа должна быть завершена в первом квартале 2019 года, после чего настанет этап общей и специальной квалификации выбранных материалов и отработка технологий производства»,- добавил собеседник “Ъ”. Общая стоимость дополнительных затрат на эту программу оценивается в 2,7 млрд руб. Завершение программы импортозамещения композитов запланировано на конец 2020 года, причем параллельно будет вестись базовая сертификация МС-21.

И в правительстве, и в отрасли ранее утверждали, что развертывание серийного производства нового лайнера на мощностях Иркутского авиастроительного завода (входит в корпорацию «Иркут») произойдет уже в 2021 году (16 марта третий МС-21 присоединился к программе летных испытаний). Чтобы не сорвать уже установленные сроки, авиастроители предприняли еще одно защитное действие, говорит источник “Ъ” в авиапроме. По его словам, при оптимистичном раскладе с 2021 года можно будет начать поставку заказчикам МС-21 с «импортозамещенным» крылом и оперением, но оснащенных рядом зарубежных самолетных систем, на которые ограничительные меры пока не распространяются. «Они также подпали под программу импортозамещения, которая растянута на несколько лет,- рассказывает он.- За это время может произойти все что угодно: те же санкции расширятся. Поэтому был предложен вариант создания так называемого страхового запаса иностранных комплектующих». По его словам, на конец 2018 года были заключены контракты на пять серийных самолетокомплектов. Но для снижения рисков срыва сроков поставок МС-21 ОАК решила заранее законтрактовать еще 20 комплектов. «Это при любом раскладе обеспечит возможность серийного производства самолетов ориентировочно на два с половиной года»,- утверждает высокопоставленный источник “Ъ” в авиапроме. По его данным, создание «страхового запаса» обойдется более чем в 35 млрд руб., из которых чуть менее 5 млрд руб. нужно выделить уже в 2019 году, 16,4 млрд - в 2020-м и 14 млрд - в 2021-м.

Один из источников “Ъ” в авиапроме утверждает, что провести импортозамещение самолетных систем за три года «крайне проблематично», поэтому ОАК, по всей видимости, придется продлить период создания страхового запаса еще на несколько лет. В ОАК рассказали, что в данный момент корпорацией заключены твердые контракты на поставку 175 единиц МС-21. Из них 85 самолетов заказало дочернее «Ростеху» ООО «Авиакапитал-сервис» (50 из них предназначены для «Аэрофлота»), 50 - «Ильюшин Финанс Ко», 30 - «ВЭБ-Лизинг», 10 - «Ираэро».

Глава Infomost Борис Рыбак считает, что замена материала в конструкции самолета, даже при отсутствии необходимости перепроектирования крыла, потребует новых статических и циклических испытаний в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ) и прохождения сертификации на основании полученных результатов, на что в среднем должно уйти полтора-два года. «При напряженной работе разработчики вполне могут успеть завершить испытания к началу 2021 года»,- говорит эксперт.